Незнакомка занимает все больше места. Анализ стихотворения незнакомка блока


Незнакомка (1906)

Стихотворение написано в тяжёлый для Александра Блока период в личной жизни, когда у его жены, Л. Д. Менделеевой, начался роман с его другом, поэтом Андреем Белым. Оно родилось из скитаний по петербургским пригородам, и конкретно - из впечатлений от прогулок в дачном посёлке Озерки. Многие реальные черты и приметы в стихотворении отсюда: ресторан, пыль переулков, шлагбаумы.

Жанр произведения - рассказ в стихах. Сюжет - встреча лирического героя с Незнакомкой в заго­родном ресторане. Основная тема - столкновение мечты и реальности.

В основу композиции положен принцип противо­поставления - антитезы. Мечта противопоставлена грубой действительности. Композиционно стихо­творение состоит из двух частей. Одна часть (первые шесть строф) показывает реальность пошлого мира, вторая часть (последние семь строф) изображает романтический идеал. Два этих мира для Блока не­совместимы. Мир его мечты хрупок и тонок, лишён реальных очертаний. Но этот мир - его единствен­ное спасение и возможность оставаться самим собой. Этот мир, одухотворённый образом Незнакомки, Александр Блок дарит своим читателям.

Стихотворение начинается описанием весеннего вечера. Однако свежего дыхания весны совсем не чувствуется - поэт называет весенний воздух тлет­ворным. Первая часть переполнена прозаическими деталями. Это и переулочная пыль, и скука заго­родных дач, и крендель булочной, и испытанные остряки, которые «среди канав гуляют с дамами». Автор пользуется грубой лексикой (лакеи сонные торчат), изображает неприятные звуки (детский плач; женский визг; скрип уключин). Пошлость за­ражает своим тлетворным духом всё вокруг. И даже традиционно поэтический образ луны предстаёт здесь в искажённом виде:

А в небе, ко всему приученный,

Бессмысленно кривится диск.

В этой части автор умышленно нагромождает труднопроизносимые согласные звуки. Например: «По вечерам над ресторанами, / Горячий воздух дик и глух»: пвчрм ндрстрнм грч вздх дк глх. А вместо типичных для блоковской поэзии ассонансов (повторения гласных звуков) на а-о-е, придающих мелодичность стиху, мы слышим глухие аллитера­ции (повторение согласных звуков) и ассонансы на и {горячий воздух дик и глух; женский визг; кривится диск), которые режут слух.

В этом мире вместо солнца «золотится крендель бу­лочной», а любовь подменена прогулками дам с «ис­пытанными остряками» (которые, вероятно, каждый день повторяют одни и те же шутки). «Испытанные остряки» гуляют с дамами не где-нибудь, а «среди канав». Образ ресторана тоже Символичен - это воплощение пошлости. Автор изображает не просто вечерний ресторан, а пространство, где «горячий воз­дух дик и глух», где всеобщим помрачением правит «весенний и тлетворный дух». Здесь скука, пьянство и однообразное веселье приняли характер повторяю­щегося и бессмысленного вращения. О кружении жизни в этом автоматическом колесе говорит фраза: «И каждый вечер». Фраза эта повторяется трижды, как и союз и - этим достигается ощущение замкну­того круга (И правит окриками пьяными весенний и тлетворный дух; И раздаётся детский плач; И раздаётся женский визг). Все глаголы автор упот­ребляет в настоящем времени. Этот мир отвратителен и страшен. Буквально во всём лирический герой ощущает отталкивающую дисгармонию звуков и за­пахов, красок и чувств. Утешение он находит в вине:

И каждый вечер друг единственный В моём стакане отражён И влагой терпкой и таинственной,

Как я, смирён и оглушён.

Мотив опьянения повторяется несколько раз: «пьяницы с глазами кроликов» кричат: «Invinoveritas!» - «Истина в вине!» {лат.). Незнакомка идёт «меж пьяными», о «влаге терпкой и таинствен­ной» говорит сам лирический герой. Но опьянение - это ещё и погружение в мир мечты.

Этому отвратительному миру противопоставлена Незнакомка, которая является «каждый вечер, в час назначенный» во второй части стихотворения. Аллитерации - повторение, грубое нагромождение согласных звуков в описании грязной улицы - сме­няются повторением гласных звуков - ассонансами {Дыша духами и туманами, / Она садится у окна. / И веют древними поверьями / Её упругие шелка). Шипящие передают шелест шёлка. Ассонансы и аллитерации создают ощущение воздушности жен­ского образа.

Незнакомка лишена реалистических черт, она вся окутана тайной. Этот образ отгорожен от грязи и пошлости реальной действительности возвышен­ным восприятием лирического героя. Незнакомка - идеал женственности и красоты, символ того, чего так не хватает лирическому герою, - любви, кра­соты, духовности.

Таинственная Незнакомка «всегда без спутников, одна». Одиночество героев не только выделяет их из общей толпы, но и притягивает друг к другу:

И странной близостью закованный,

Смотрю за тёмную вуаль,

И вижу берег очарованный И очарованную даль.

«Берег очарованный» - символ гармоничного, но недостижимого мира. Кажется, вот он, рядом, но стоит протянуть руку - и он исчезает.

И перья страуса склонённые В моём качаются мозгу,

И очи синие бездонные Цветут на дальнем берегу.

Поэт употребляет вышедшее из широкого упот­ребления слово очи, придающее образу Незнакомки возвышенность. Её синие бездонные очи (синий цвет означает у Блока звёздное, высокое, недостижимое) противопоставлены кроличьим глазам пьяниц.

Незнакомка - трансформированный образ Пре­красной Дамы. Это обычная посетительница загород­ного ресторана или «смутное видение» лирического героя. Образ этот символизирует раздвоенность со­знания лирического героя. Он очень хочет уйти от ненавистной ему действительности, однако она никуда не исчезает - и именно в этот мир приходит Незнакомка. Это вносит в образ лирического героя трагедийные ноты. Духи и туманы, бездонные синие очи Незнакомки и дальний берег - это всего лишь грёзы, минутное опьянение, но истинный смысл жизни открывается лирическому герою именно в эти мгновения.

Анна БРЮХАНОВА

Готовимся к сочинению

От мечты - к реальности?

О стихотворении А.Блока «Незнакомка»

1. Историко-библиографическая справка.

Стихотворение «Незнакомка» было написано в Озёрках 24 апреля 1906 года. Оно принадлежит к циклу «Город».

Блок был представителем символизма. Это литературное направление зародилось в конце 80-х годов XIX века. Основателем этого направления был Брюсов, а теория В.Соловьёва о вечной женственности явилась философским началом символизма. Символизм имеет много общего с романтизмом. В символизме, как и в романтизме, господствует стремление уйти от реальной действительности в мир вымысла и мечты, вечное искание "бесконечности в конечном", подчинение разума и воли чувству и настроениям. Кроме Блока, символистами были Вяч.Иванов, З.Гиппиус, А.Белый, М.Волошин и многие другие поэты.

Первым серьёзным сборником стихов Блока стали «Стихи о Прекрасной Даме», изданные в 1905 году. Эти стихи имели под собой реальную основу. С детства Блок был влюблён в соседку по даче, дочь знаменитого химика Менделеева Любовь Дмитриевну. То чувство, которое он испытывал к Менделеевой, переосмыслялось в духе учения Платона о "Мировой душе", о "сродстве душ", обречённых на вечные поиски друг друга, о "вечной женственности" как нетленном и божественном начале, что во многом определило характер «Стихов о Прекрасной Даме». В этих стихах герой искал свой идеал, жаждал неземной любви и его возлюбленная не имела ни одной реальной черты, это было неземное, возвышенное создание. Характерным стихотворением можно считать стихотворение «Предчувствую Тебя».

В 1903 году Блок женился на Л.Д. Менделеевой, и ему пришлось совмещать идеальные черты придуманного им образа возлюбленной с реальной женщиной. Произошёл конфликт между возвышенными мечтами и реальной действительностью. Поэт не знал, как сочетать мечту о возлюбленной, которая казалась дотоле мистической и недостижимой, с повседневной жизнью. Как следствие, произошло снижение образа возлюбленной: он изменился, приобрёл реальные черты. Об этом свидетельствует стихотворение «Незнакомка». В этом стихотворении герой встречает свою возлюбленную в ресторане (общественное место), она является ему только в пьяных мечтах (а раньше он был опьянён любовью), она приобрела реальные черты (кольца, вуаль). Если раньше она была его Прекрасной Дамой, то теперь она просто незнакомка (неизвестная женщина). В дальнейшем образ Прекрасной Дамы потеряет волшебную ауру и она станет реальной, продажной женщиной.

2. Тема и идея произведения.

Тема данного произведения – вечер в ресторане, где завсегдатай встречает незнакомую девушку.

Идея – встреча со своей возлюбленной, которая предстаёт перед ним в новом обличье. С помощью вина лирический герой пытается примириться с действительностью. Мир не устраивает его, он разочаровался в своих мечтах и потерял смысл жизни.

Словесные ряды:

Дачный сезон: тлетворный дух, заламывая котелки, крендель булочной, испытанные остряки, среди канав, женский визг, кривится диск.

Вечер в ресторане: друг единственный в стакане отражён, влага терпкая, лакеи сонные торчат, пьяницы.

Встреча с незнакомкой: девичий стан, без спутников, дыша духами и туманами, веют древними поверьями, очарованный берег, тайны мне поручены, в душе сокровище, истина в вине.

Ключевые слова:

бессмысленно кривится диск, вижу берег очарованный и очарованную даль, тайны мне поручены, истина в вине.

образованный человек (латынь), современник героя (знание особенностей жизни тех лет), богатый (знает жизнь ресторанов).

Стихотворение – повествование с элементами рассуждения ("иль это только снится мне?"), повествование ведётся от лица рассказчика, названного (1-е лицо, реальные черты) и выделенного стилистически (описание незнакомки).

3. Уровневый анализ.

1). Проведя лингвистический анализ текста, мы сделали следующие выводы: по отношению к литературной норме нарушений нет. Текст написан литературным языком.

В тексте есть тавтология: "вижу берег очарованный и очарованную даль"; анаколуф: "перья страуса склонённые".

2). В тексте используются высокая лексика: стан, очи; устаревшие выражения: заламывая котелки; разговорная лексика: кривится, торчат; книжная лексика: чудовище (жестокий человек), влага.

3). Для характеристики образов используются контекстуальные антонимы: женский визг – детский визг, очарованный берег – очарованная даль.

4). Мы нашли в тексте различные образные изобразительно-выразительные средства.

Метафора:

воздух глух, заламывая котелки, кривится диск (снижение образа), влага терпкая и таинственная, шелками схваченный, дыша духами и туманами, близостью закованный, глухие тайны, очи бездонные, пронзило вино, души излучины, чудовище (жестокий человек).

Олицетворение:

правит тлетворный дух, ко всему приученный, веют её шелка, очи цветут.

Сравнение:

пьяницы с глазами кроликов.

тлетворный дух, таинственная влага, очарованная даль, туманное окно, глухие тайны.

Сочетание несочетаемого:

дыша духами и туманами, веют древними поверьями, перья качаются в мозгу.

и каждый вечер.

Звукопись:

скрипят уключины, веют древними поверьями (ассонанс), раздаётся детский (женский) визг.

Живопись:

золотится крендель булочной.

дачи – ресторан – столик, где сидит незнакомка.

четырёхстопный ямб с пиррихиями.

4. Лирический герой.

Черты лирического героя:

образованный человек (латынь), завсегдатай ресторанов (каждый вечер), знаток загородной жизни (описание дач), одинок (друг единственный в моём стакане отражён), разочарован в своих мечтах, может примириться с действительностью и понять смысл жизни только через вино (мне чьё-то солнце вручено), влюблён. В трезвом виде он не может примирить свои мечты с действительностью, но под пьяными парами исчезают условности, меняется мир и появляется смысл.

Незнакомка:

имеет черты и реальной женщины, и сказочного существа: кольца, шляпа с перьями, шелка – реальность; древние поверья, очарованная даль, дыша духами и туманами – неземное создание.

Блока. Все мы изучали его в рамках школьной программы, наслаждались красотой и романтичностью строк. Наша статья посвящена анализу стихотворения "Незнакомка" Блока. Попробуем понять, как произведение о грязных улицах и пьяницах превратилось в манифест чистой любви.

"Незнакомка" Блока. Анализ по плану

В школе нас учат разбирать стихотворения по схеме, анализируя три важных составляющих: историко-биографическую, литературоведческую (композиция, тематика, образы, стиль) и художественную (средства выразительности, рифма, звукопись). Их можно менять местами в зависимости от стоящих задач. Проведем анализ стихотворения "Незнакомка" Блока по плану, указанному ниже:

  1. История создания.
  2. Композиция.
  3. Художественные средства.
  4. "Я" лирического героя
  5. Основная мысль.
  6. Отзывы критиков.

История создания

Чтобы в процессе анализа "Незнакомки" Блока выявить основную мысль текста, обратимся к времени написания стихотворения. Оно родилось в 1906 году и вошло в сборник стихов "Нечаянная радость". Поэт переживал тяжелый период своей жизни.

Революция 1905 года "что-то раздробила" в его душе, по его собственному признанию. Тематика стихотворений, которые раньше воспевали мечту и Прекрасную Даму, менялась. Зазвучали темы социального неравенства, пошлости мира, усилилось ожидание приближающихся потрясений. Страшным ударом стала измена жены: Л. Д. Менделеева ушла к близкому другу и соратнику Блока Андрею Белому.

Поэт перестал общаться с приятелями-символистами, все время он проводил в дачном поселке Озерки. Здесь, в ресторанчике на железнодорожном вокзале, Блок глушил алкоголем тоску на сердце. В окне мелькали поезда, сновали люди. Именно сюда к нему пришел образ таинственной незнакомки, символизирующий чистоту, духовность. По утверждению поэта, он видел ее и вживую - на полотнах Врубеля.

Композиция. Первая часть произведения

Анализ стиха "Незнакомка" Блока позволяет разделить его на две части. В первой из них царит хаос и бездуховность. Действие разворачивается на фоне упадочного вечернего пейзажа. Воздух здесь несвеж и горяч, улицы пыльные, весна приносит с собой не обновление, а "тлетворный дух". Вокруг слышна какофония звуков: кричат пьяные, плачет ребенок, визжат женщины.

Моральные устои полностью утрачены. Дамы перестали быть возвышенными, они гуляют между канав с "испытанными остряками". Последние "заламывают котелки", которые носили только люди высшего сословия. Верхушка общества тоже погрязла в пошлости, убожестве. Луна, так часто воспеваемая в поэзии, у Блока "бессмысленно кривится" и сравнивается с неживым диском.

Анализ "Незнакомки" Блока позволяет выделить в этом разлагающемся мире только один просвет - крендель на булочной. Он золотится вдали, словно надежда на что-то лучшее, но его не замечает никто. Сам лирический герой оглушен вином, он одинок и смотрит на свое отражение в бокале. Люди вокруг него потеряли свой человеческий облик, у них "глаза кроликов", все безнадежно пьяны. Однако вино, "терпкое и таинственное", постепенно погружает героя в мир романтики.

Вторая часть стихотворения

Анализ "Незнакомки" Блока доказывает, что произведение построено на антитезе, противопоставлении. Если в первой части преобладала низкая лексика, то вторая звучит возвышенно. Появляется незнакомка, которая окончательно опьяняет лирического героя. Трудно понять, живая женщина это или призрак, прекрасное видение.

Образ возникает в туманном окне из ночной темноты, медленно идет между пьяниц, не привлекая их внимания. В отличие от тлетворного воздуха, разлитого вокруг, незнакомка дышит "духами и туманами". Она садится у окна в одиночестве. Ее образ лишен конкретики, зыбок, непрочен. Лицо скрыто за темной вуалью, шелка "веют", словно под порывом легкого ветерка, и вспоминаются "древние предания", сказки. Она кажется вышедшей из другого, возвышенного мира. Траурные перья на шляпе символизируют трагичность ее существования.

Поэт вслед за ней уходит в "очарованную даль", выпитое вино помогает ему в этом. Он забывает низкую действительность, погружаясь в мир "глухих тайн", "дальних берегов", солнца, "синих бездонных" очей и душевных сокровищ. Незнакомка становится символом любви, надежды, высоких устремлений, красоты, которые теплятся в раненной душе.

В последних строках лирический герой стряхивает туман грез, он снова осознает свою принадлежность миру "чудовищ". "Истина в вине" - это признание того, что опьянение стало причиной его переноса в другое измерение. Однако именно там, по горькой иронии, герой чувствует себя живым.

Художественные средства

Продолжим анализ "Незнакомки" Блока. Кратко рассмотрим средства выразительности, с помощью которых поэту удалось сделать стихотворение таким мелодичным и красивым. Написано оно пятистопным ямбом. Рифмовка перекрестная, женские и мужские рифмы чередуются друг с другом.

В первой части они рваные. Используется сниженная лексика, слышится много резких согласных звуков. Во второй части рифма становится плавной, среди согласных преобладают сонорные, привнося в стихотворение гармонию. Лексика высокая, что подчеркивает недосягаемость призрачной Незнакомки.

Блок не поскупился на тропы. Мы можем найти в стихотворении эпитеты ("бездонные очи", "берег очарованный"), метафоры (очи... цветут, вино... пронзило), анафору ("и каждый вечер"), оксюморон ("весенний и тлетворный"), олицетворение ("кривится диск"). Однако основной прием - антитеза. Пошлая реальность противопоставлена высокому идеалу, что подчеркивается лексикой, образами, звукописью.

"Я" лирического героя

Анализ стиха "Незнакомка" Блока позволяет лучше понять его главного персонажа. Лирический герой появляется лишь к концу первой части, но окружающий мир мы видим его глазами. Он страшен и затягивает героя в безвыходный круг. Это ощущение создают повторяющиеся союз "и", строфа "и каждый вечер". Лексика четверостишья, в которой впервые появляется "Я" героя, высокая. Этим подчеркивается его чуждость пошлому окружению. Единственный друг - собственное отражение. Пребывая в смиренном отчаянии, персонаж ищет спасение в алкоголе.

Одинокая незнакомка - его двойник. Только они вдвоем посвящены в "глухие тайны". Для героя она - вестница из недостижимого мира гармонии. Ее образ расплывчат, окутан тайнами, туманами, духами и волшебством. Они близки духовно, но их союз невозможен. Мир слишком зыбок, однако только в нем герой может спастись от грубой действительности. Последняя строфа полна надежды и отчаяния. Прекрасный идеал воспринимается как "сокровище". Однако герой полон сомнений: возможно, таинственная Незнакомка всего лишь пьяное видение, игра разума.

Основная мысль

Анализ "Незнакомки" Блока помогает понять, что хотел сказать автор своим стихотворением. Перед нами предстает конфликт низменного быта и высоких устремлений, примирить которые невозможно. Герою душно в мире пошлости, он стремится к идеалу, красоте, счастью, которых не видит вокруг, но вдруг обретает в загадочной, ускользающей Незнакомке.

Анализ "Незнакомки" Александра Блока приводит нас к трагичному выводу: войти в мир поэзии и тайны невозможно. В душе героя ярко вспыхнула надежда, он озарен ею, но вынужден в итоге расписаться в собственном бессилии. Он - часть мира "пьяных чудовищ", куда не вхожа Незнакомка. Мечта может на мгновение войти в нашу обыденность, ярчайшей вспышкой озарить ее, перевернув душу, но затем снова исчезнуть, вернув человека в скучную реальность.

Стихотворение «Незнакомка» написано в тяжелый для Александра Блока период в личной жизни, когда у его жены, Л. Д. Менделеевой, начался роман с его другом, поэтом Андреем Белым. Оно родил ось из скитаний по петербургским пригородам, и конкретно — из впечатлений от прогулок в дачном поселке Озерки. Многие реальные черты и приметы в стихотворении отсюда: ресторан, пыль переулков, шлагбаумы. Жанр произведения — рассказ в стихах. Сюжет — встреча лирического героя с Незнакомкой в загородном ресторане. Основная тема — столкновение мечты и реальности. В основу композиции положен принцип противопоставления — антитезы. Мечта противопоставлена грубой действительности. Композиционно стихотворение состоит из двух частей. Одна часть (первые шесть строф) показывает реальность пошлого мира, вторая часть (последние семь строф) изображает романтический идеал. Два этих мира для Блока несовместимы. Мир его мечты хрупок и тонок, лишён реальных очертаний. Но этот мир — его единственное спасение и возможность оставаться самим собой.

Этот мир, одухотворённый образом Незнакомки, Александр Блок дарит своим читателям.
Стихотворение начинается описанием весеннего вечера. Однако свежего дыхания весны совсем не чувствуется — поэт называет весенний воздух тлетворным. Первая часть переполнена прозаическими деталями. Это и переулочная пыль, и скука загородных дач, и крендель булочной, и испытанные остряки, которые «среди канав гуляют с дамами». Автор пользуется грубой лексикой (лакеи сонные торчат), изображает неприятные звуки (детский плач; женский визг; скрип уключин). Пошлость заражает своим тлетворным духом всё вокруг. И даже
традиционно поэтический образ луны предстаёт здесь в искаженном виде:

А в небе, ко всему приученный,
Бессмысленно кривится диск.

А вместо типичных для блоковской поэзии ассонансов (повторения гласных звуков) на а-о-е, придающих мелодичность стиху, мы слышим глухие аллитерации (повторение согласных звуков) и ассонансы на и (горячий воздух дик и глух; женский визг; кривится диск), которые режут слух. В этом мире вместо солнца «золотится крендель булочной», а любовь подменена прогулками дам с «испытанными остряками» (которые, вероятно, каждый день повторяют одни и те же шутки). «Испытанные остряки» гуляют с дамами не где-нибудь, а «среди канав »; образ ресторана тоже символичен — это воплощение пошлости. Автор изображает не просто вечерний ресторан, а пространство, где «горячий воздух дик и глух», где всеобщим помрачением правит «весенний и тлетворный дух». Здесь скука, пьянство и однообразное веселье приняли характер повторяющегося и бессмысленного вращения. О кружении жизни в этом автоматическом колесе говорит фраза: «И каждый вечер». Фраза эта повторяется трижды, как и союз и — этим достигается ощущение замкнутого круга (И правит окриками пьяными весенний и тлетворный дух; И раздаётся детский плач; И раздаётся женский визг). Все глаголы автор употребляет в настоящем времени. Этот мир отвратителен и страшен. Буквально во всём лирический герой ощущает отталкивающую дисгармонию звуков и запахов, красок и чувств. Утешение он находит в вине:

И каждый вечер друг единственный
В моём стакане отражён
И влагой терпкой и таинственной,
Как я, смирён и оглушён.

Мотив опьянения повторяется несколько раз: «пьяницы с глазами кроликов» кричат: «In vino
veritas!» — «Истина в вине!« (лат.). Незнакомка идёт «меж пьяными», о «влаге терпкой и таинственной» говорит сам лирический герой. Но опьянение — это ещё и погружение в мир мечты. Этому отвратительному миру противопоставлена Незнакомка, которая является «каждый вечер, в час назначенный» во второй части стихотворения. Аллитерации — повторение, грубое нагромождение согласных звуков в описании грязной улицы — сменяются повторением гласных звуков — ассонансами (Дыша духами и туманами, / Она садится у окна/ и веют древними поверьями / Её упругие шелка). Шипящие передают шелест шелка. Ассонансы и аллитерации создают ощущение воздушности женского образа. Незнакомка лишена реалистических черт, она вся окутана тайной. Этот образ отгорожен от грязи и пошлости реальной действительности возвышенным восприятием лирического героя. Незнакомка — идеал женственности и красоты, символ того, чего так не хватает лирическому герою, — любви, красоты, духовности. Таинственная Незнакомка «всегда без спутников, одна». Одиночество героев не только выделяет их из общей толпы, но и притягивает друг к другу:

И странной близостью закованный,
Смотрю за тёмную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.

«Берег очарованный» — символ гармоничного, но недостижимого мира. Кажется, вот он, рядом, Но стоит протянуть руку — и он исчезает.

И перья страуса склоненные
В моём качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.

Поэт употребляет вышедшее из широкого употребления слово очи, придающее образу Незнакомки возвышенность. Её синие бездонные очи (синий цвет означает у Блока звёздное, высокое, недостижимое) противопоставлены кроличьим глазам пьяниц. Незнакомка — трансформированный образ Прекрасной Дамы. Это обычная посетительница загородного ресторана или «смутное видение» лирического героя. Образ этот символизирует раздвоенность сознания лирического героя. Он очень хочет уйти от ненавистной ему действительности, однако она никуда не исчезает — и именно в этот мир приходит Незнакомка. Это вносит в образ лирического героя трагедийные ноты. Духи и туманы, бездонные синие очи Незнакомки и дальний берег — это всего лишь грёзы, минутное опьянение, но истинный смысл жизни открывается лирическому герою именно в эти мгновения. Об этом он говорит в финале стихотворения: «Я знаю: истина в вине».

Автор использует разнообразные средства выразительности. Произведение выстроено на антитезе. Этот приём служит для усиления выразительности речи путём резкого противопоставления понятий. Противопоставлены две части стихотворения. Противопоставлены образы и пейзажи, запахи и лица, музыка стиха первой и второй части. Противопоставляются мечта и действительность.

Вот только несколько примеров: «горячий воздух дик и глух» — «дыша духами и туманами»; «скука загородных дач» — «очарованная даль»; «канавы» — «излучины» души. Ко второй части стихотворения поэт подбирает романтические эпитеты (берег очарованный; терпкое вино; очи синие бездонные) и метафоры (очи …цветут; души … излучины пронзило … вино).
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, рифмовка — перекрестная.

Какова композиция стихотворения? Что является содержанием стихотворения в 1-й части?

Какие художественные приёмы использует поэт для создания картины реального мира? Как воспринимает этот мир лирический герой? В чём сложность его восприятия? В чём Блок видит выход из бессмысленности существования? Кто такая Незнакомка? Каковы средства создания её образа? Как вы понимаете финальные строки стихотворения?

Композиционно стихотворение распадается на две части. 1-я часть создаёт реальный образ окрестностей города. Об этом свидетельствуют детали предметного мира: рестораны, крендель булочной, котелки, канавы, шлагбаумы и т. д. Автор иронично относится к этому миру, поэтому использует антитезу («весенний и тлетворный дух») и соединение представлений о высоком и низком: «А в небе, ко всему приученный, бессмысленно кривится диск». Он видит «дикость», «тлетворность», бессмысленность мира. Возникают образы мещанской пошлости: « … заламывая котелки, среди канав гуляют с дамами испытанные остряки». Концентрация безобразных образов велика. Она создаётся и с помощью звука. Мир заполнен детским плачем, женским визгом) скрипом уключин. Эта какофония возникает от аллитерации свистящих, шипящих и «р». Лирический герой, с одной стороны, противостоит миру пошлости (он «смирен и огпушён»). С другой стороны, он сын земли, слит с этим миром, оглушён «влагой терпкой и таинственной». Но именно она позволяет ему уйти в мир своей мечты, где и происходит встреча с Незнакомкой.


По вечерам над ресторанами

Горячий воздух дик и глух,

И правит окриками пьяными

Весенний и тлетворный дух.

Вдали над пылью переулочной,

Над скукой загородных дач,

Чуть золотится крендель булочной,

И раздается детский плач.

И каждый вечер, за шлагбаумами,

Заламывая котелки,

Среди канав гуляют с дамами

Испытанные остряки.

Над озером скрипят уключины

И раздается женский визг,

А в небе, ко всему приученный

Бесмысленно кривится диск.

И каждый вечер друг единственный

В моем стакане отражен

И влагой терпкой и таинственной

Как я, смирен и оглушен.

А рядом у соседних столиков

Лакеи сонные торчат,

И пьяницы с глазами кроликов

"In vino veritas!" кричат.

И каждый вечер, в час назначенный

(Иль это только снится мне?),

Девичий стан, шелками схваченный,

В туманном движется окне.

И медленно, пройдя меж пьяными,

Всегда без спутников, одна

Дыша духами и туманами,

Она садится у окна.

И веют древними поверьями

Ее упругие шелка,

И шляпа с траурными перьями,

И в кольцах узкая рука.

И странной близостью закованный,

Смотрю за темную вуаль,

И вижу берег очарованный

И очарованную даль.

Глухие тайны мне поручены,

Мне чье-то солнце вручено,

И все души моей излучины

Пронзило терпкое вино.

И перья страуса склоненные

В моем качаются мозгу,

И очи синие бездонные

Цветут на дальнем берегу.

В моей душе лежит сокровище,

И ключ поручен только мне!

Ты право, пьяное чудовище!

Я знаю: истина в вине.

Обновлено: 2011-05-09

Посмотрите

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

Лирический герой

Стихотворение построено по принципу контраста.

В первой строфе стихотворения центральное место занимает ресторан, который символизирует вечерний хаос. Хаос не только в самом городе, но и в душах, в сознании людей. Перед лирическим героем возникает реалистическая картина пошлой, бездуховной жизни, которую герой отвергает, но сам не может выбраться из него. Природа уподобляется разгульной жизни, она не хочет видеть, что твориться вокруг: «горячий воздух дик и глух». На улице весна, но она здесь не символ благоухания, жизни и счастья. Она скорее пропитана духом тления и разложения. Горячий воздух одурманивает и без того пьяных людей. И всем этим правит «весенний и тлетворный дух»- дух гибели и разложения общества. Как весной обнажается грязь, так и вечером «обнажаются» пьяные люди. Они наслаждаются только земными пошлыми вещами, но никак не чем-нибудь возвышенным.

Во второй строфе перед нами вместо городского хаоса предстает хаос дачный, царящий везде. На дачах должен быть свежий, чистый воздух, но нет, и здесь повсюду пыль, из-за которой трудно дышать. Изображается картина обыденной жизни - беспробудной, беспросветной. Детский плач подтверждает это. Ребенку плохо, он как никто другой чувствует этот хаос.

«Крендель булочной», который «чуть золотится», является надеждой на спасение «утопающих» в пошлости. Все видят этот просвет, но никто не стремится к нему, потому что все привыкли к праздной жизни. Вероятно, эта булочная давно закрыта. Хлеб, который «всему голова», стал никому не нужен. И поэтому «чуть золотится крендель булочной», который с наступлением вечера теряет свою надобность.

Третья строфа начинается словами: «и каждый вечер за шлагбаумом…». Шлагбаум отделяет один мир от другого. Праздная вечерняя жизнь остряков начинается с одного и того же - прогулок. «Котелки» свидетельствуют о том, что это люди из высшего сословия. Остряки гуляют «заламывая котелки» в знак приветствия, и при этом у них, вероятно, на лице красуется улыбка. Но она не искренняя, а, скорее всего, эгоистичная, «наклеенная» - они улыбаются с целью личной выгоды. Богатство не делает «остряков» лучше – все они гуляют среди канав, а канавы не лучшее место для прогулок, возникает только отвращение. Образ «остряков» ассоциируется с выскочками, эгоистами и шутами. Слово «остряки» употребляется с эпитетом испытанные, т.е. привыкшие к своему «званию»

Первая строчка четвертой строфы настраивает нас на романтический лад: «над озером скрипят уключины…». Но тут мы слышим отвратительный визг, от которого становится тесно на душе, может быть, немного страшно.

Луна, являющаяся символом любви, должна настраивать на романтический лад, но она «бессмысленно кривится» на небе. Блок сравнивает ее с диском, а при этом слове возникает образ чего-то металлического, неестественного. В этом мире она потеряла свои свойства – больше она похожа на электрическую лампочку. Автор олицетворяет ее, говоря, что она «приучена» ко всему, что творится в мире.

Следующие две строфы – переход к другой картине, прямо противопоставленной окружающей пошлости. Из этих строк мы узнаем, что лирический герой одинок: «и каждый вечер друг единственный в моем стакане отражен». Может быть, этот друг не что иное, как отражение в стакане самого лирического героя. «Терпкой и таинственной» влагой Он назвал вино, которым «оглушил» свое горе. В последней строфе первой части автор еще раз подчеркивает всю приземленность того положения, в котором оказались люди. Лакеи здесь «торчат», для них это работа и, несмотря на унижения и физическую усталость, им приходится обхаживать «пьяниц с глазами кроликов». Этих людей поэт сравнивает с животными. Человек до того опустился, что потерял все свои качества, и теперь он подчиняется только животным инстинктам. И в жизни этих «самоубийц» осталась только одна истина – вино.

В первой части используется низкая лексика: «дик, пьяные, тлетворный, переулочная пыль, плач, визг, кривится, торчат, кричат».

Во второй же части Блок говорит возвышенно - таинственно. В начале стихотворения изображается реальный мир. Однако следующие шесть строф по содержанию и поэтике составляют столь очевидный контраст первой части.

Лирический герой недоволен реальным миром. Это и заставляет его отправиться в мир грез, мечтаний и фантазии. Он запутал сам себя и теперь не может понять, сон это или явь.

Но появляется Она – Незнакомка, которая до конца опьяняет Его. Она – призрак, который приходит из темноты. Она «движется», «медленно» идет. Грязь окружающей пошлой обстановки не соприкасается с Ней, Она как бы парит над нею. Лирический герой не знает, кто эта женщина, но Он возносит Ее до небесного божества. Дело в том, что Незнакомка одновременно и воплощение высокой красоты, и порождение «страшного мира» реальности – женщина из мира «пьяниц с глазами кроликов».

Когда Она «плыла» меж пьяными, на Нее никто не обращал внимания, кроме лирического героя, ведь Она – плод его воображения. Незнакомка одинока: «всегда без спутников, одна». И в ожидании чего-то «она садится у окна». У окна Она садится не случайно: из окна на Нее падает лунный свет, что придает Ей большую таинственность, загадочность и выделяет из общей массы. Как и люди, плавающие в лодках, не видят красоты луны, так и окружающие Незнакомку пьяницы не могут оценить Ее прелести. Она же садится у окна, чтобы любоваться красотой луны и не видеть всей пошлости, окружающей Ее.

Вспомним, какой воздух был в начале стихотворения – удушающий, тяжелый, гнилой. А сейчас «дыша духами и туманами» - это воздух, навеянный чем-то светлым, божественным, недоступным для лирического героя. Он возносит Ее до того, что сам не может приблизиться к Ней. Но и одновременно Он закован «странной близостью». Он хочет разгадать, понять, кто Она.

Ее «упругие щелка» «веют». При этом слове мы содрогаемся, оно навевает на нас легкий ветерок. Мы можем представить, что «ее упругие шелка» колышутся на ветру – это придает ей легкость, призрачность. Кольца, как наручники, которые не дают выбраться ей из мира пошлости. Этот мир окружил Ее со всех сторон. Из-за этого Она носит шляпу с «траурными перьями».

Его и Ее объединяют одиночество. Поэтому Он «близостью закованный». За обликом Незнакомки герой видит «берег очарованный, очарованную даль». Он хочет уйти к Ней в «очарованную даль», уйти от мира пошлости, который минуту назад казался непобедимым. Она рядом, на другом берегу, где царит добро, где все прекрасно. Незнакомка так далеко и высоко, что герой только может любоваться Ею, но не в силах до Нее дойти. Он должен разгадать тайны жизни: «глухие тайны мне поручены, мне чье-то сердце вручено…». Он придумал Ее прошлое и настоящее, дорисовал в воображении Ее душевное состояние. Герою вручена тайна Незнакомки. Он должен разгадать ее, чтобы добраться до «очарованного берега». Солнце – это и есть тайна. Оно символ счастья, любви. И чувствование, понимание этой своей посвященности в чужие тайны порождает у лирического героя такое сильное ощущение, как будто «все излучины пронзило терпкое вино». Вино дало возможность ему выплыть туда, где «очи синие бездонные цветут на дальнем берегу». Героиня «въелась» в его воображение, он не может выкинуть из головы ни одну деталь Ее образа, даже «перья страуса». Он утопает в Ее бездонных очах, которые манят Его на другой берег – символ новой жизни, новых открытий.

Последняя строфа стихотворения построена на осмыслении произошедшего в душе героя. Он очнулся от сказки, мира грез. Герой угадал тайну: «истина в вине». Угаданная тайна, открывшая возможность другой жизни на дальнем берегу, вдали от пошлости, принимаемой всеми, воспринимается им как вновь обретенное сокровище, «и ключ поручен только мне». Вино, ударившее в голову, помогает обрести веру и надежду, и он кричит: «ты право, пьяное чудовище! Я знаю: истина в вине». Не зря он назвал себя чудовищем – он таковым и остается, но посвященность в тайное очарование другого мира, пусть и в воображении, утверждается как истина.

Спасение лирического героя в том, что Он помнит о существовании любви безусловной, жаждет верить, тоскует о любви единственной.

Преобладающее настроение, его изменение

Одно из самых известных произведений Александра Блока "Незнакомка". Написано оно в 1906-м году. Стихотворение входит в цикл "Город". Первые четыре строфы- первая часть. В нем уделяется внимание описанию дачной жизни. Вторая часть - пятая и шестая строфы. В образе незнакомки представлен реальный образ. Автор говорит что незнакомка -его идеал женщины. В стихотворении применено множество символов. Такие как Очаровательные берег, туман, даль- все это связывает незнакомку с образом прекрасной дамы. В итоге стихотворения Блок как бы заключает в словах "Ты право, пьяное чудовище. Я знаю: истина в вине", что на самом-то деле истина не в вине, а в реальности.