Какие могут быть причины возникновения государства. Причины возникновения государства


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Теория государства и права

Вопрос 1.

Каковы причины возникновения государства и права?

Государство и право - важнейшие факторы общественной эволюции, непременные спутники современного общества. Теория государства и права - составная часть обществоведения, идейная основа практической юриспруденции. Деятельность государства, принятие и реализация законов, обеспечение прав граждан, поддержание общественного порядка тесно связаны с положениями политико-правовой теории.

Государство есть продукт развития общества, продукт непримиримости классовых противоречий. Государство появляется там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены, когда общество делится на эксплуататоров и эксплуатируемых. Везде и всегда вместе с ростом и укреплением этого деления возникает и развивается особый институт - государство, которое никоим образом не представляет собой силы, извне навязанной обществу. Государство есть продукт общества на известной стадии развития; государство есть признание, что это общество запуталось в неразрешимых противоречиях, раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно. Нужна была сила, которая бы умерила столкновения, держала общество в границах «порядка». И эта сила, происшедшая из общества, ставящая себя над ними, все более и более отчуждающаяся от него, есть государство.

Право, как и государство, принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений.

Под термином «право» понимается обоснованная, оправданная, свобода или возможность поведения, которая признается в обществе. Есть еще и другие значения этого слова:

в смысле обычных прав - свободы или возможности поведения, основанной на обычаях, т. е. нормах, вошедших в привычку.

в смысле моральных прав - свободы или возможности поведения, основанной на принципах добра и справедливости.

в смысле корпоративных прав - свободы или возможности поведения, основанной на уставных и иных положениях, которые действуют внутри общественных, негосударственных объединениях, организаций, партий.

в юридическом смысле - свободы или возможности поведения, называемой субъективным правом, основанной на законе, иных официальных источниках.

Право - это система общеобязательных норм, выраженных в законах, иных признаваемых государством источниках и являющихся общеобязательным критерием правомерно-дозволенного (а также запрещенного и предписанного) поведения.

Возникновение государства и права.

По поводу возникновения государства в мире существует множество теорий. Рассмотрим наиболее распространенные из них:

Теологическая (божественная) теория относится к числу теорий, возникших раньше других. В силу особых взглядов и воззрений части общества значительная роль в решении вопросов о причинах и путях возникновения государства на протяжении всей итории развития человечества отводилась религии. Идеи божественного происхождения государства выдвигались еще в Древнем Египте, Иудее и Вавилоне. Наиболее известным приверженцем данной теории является Фома Аквинский (1225 - 1274). Основной смысл этой теории в том, чтобы утвердить приоритет духовной организации (церкви) над светской (государством) и доказать, что нет государства и власти «не от Бога».

Патриархальная теория происхождения государства берет свое начало еще в Древней Греции. Родоначальником ее считается Аристотель (3 век до нашей эры). Патриархальная теория исходит из того, что государство происходит из семьи и является результатом разрастания семьи. Государство является не только продуктом естественного развития, но и высшей формой человеческого общения. Государственная власть, по мнению сторонников патриархальной теории, есть ни что иное, как продолжение отцовской власти. Патриархальная теория служила в средние века обоснованием «абсолютной» («отеческой») власти монарха.

Договорная теория рассматривает государство, как результат объединения людей на добровольной основе (договора). Основана эта теория была в V-IV веках до нашей эры. Впоследствии теория развивалась благодаря поддержке таких мыслителей и просветителей, как Гуго Гроций, Спиноза, Томас Локк, Жан-Жак Руссо. Сторонники договорной теории различают два вида права: естественное, предшествующее обществу и государству, и позитивное, являющееся порождением государства. В VII-VIII веках договорная теория активно использовалась в борьбе с крепостничеством и феодальной монархией. Основатели и продолжатели теории выступали против идеи божественного происхождения государства и права. В основу государства и права, вместо божьего провидения, они положили волю людей. В их представлении власть монарха является производной не от Бога, а от людей.

Теория насилия. Эта теория возникла в XIX веке. Ее представителями были лидер 2-го Интернационала К. Каутский, немецкий философ Ф. Дюринг, австрийский государствовед Л. Гумплович и др. По мнению сторонников этой теории, основные причины происхождения государства лежат не в процессах развития экономики и общества, а в завоевании одной части общества другой, в установлении власти завоевателей над побежденными. Только насилие способно привести и приводит к образованию таких «противоположных» элементов государства, как рабовладельцы и рабы, властвующие и подвластные, победители и побежденные. Государство и право создаются завоевателями в целях поддержки и упрочнения своего господства над побежденными.

Психологическая теория государства возникла в середине XIX века. Ее наиболее крупный представитель - русский правовед Л. Петражицкий. Суть психологической теории заключается в том, что она пытается объяснить возникновение государственно-правовых явлений и власти особыми психическими переживаниями и потребностями людей. Какие же это переживания и потребности? Это потребность властвования у одних и потребность подчинения у других. Это осознание необходимости и потребности послушания, повиновения определенным лицам в обществе. Потребность следовать их указаниям. Психологическая теория возникновения государства и права рассматривала народ, как инертную массу, ищущую подчинения.

Расовая теория берет свое начало еще в эпоху рабовладения, когда в целях оправдания существующего строя развивались идеи естественного деления населения в силу прирожденных качеств на две породы людей - рабовладельцев и рабов. Наибольшее развитие и распространение расовая теория государства и права получила в конце XIX - первой половине XX века. Она легла в основу фашистской политики и идеологии. Содержание расовой теории составляли развиваемые тезисы о физической и психологической неравноценности человеческих рас. Положение о решающем влиянии расовых различий на историю, культуру, государственный и общественный строй, о делении людей на низшую и высшую расу, из которых первые являются создателями цивилизации и призваны господствовать в обществе и государстве, вторые не способны не только к созданию, но даже и усвоению сформированной цивилизации. Один из основателей расовой теории - француз Ж. Гобино. В фашистской Германии была предпринята попытка переписать всемирную историю заново, как историю борьбы арийской расы с другими расами. Расовая теория государства и права повлекла за собой чудовищную практику «узаконенного» уничтожения целых народов.

Историко-материалистическая (марксистская) теория. Данная теория возникла во второй половине XIX века и связана с именем К. Маркса и Ф. Энгельса. Согласно марксистской теории, государственная организация приходит на смену родоплеменной организации, право на смену обычаям. И происходит это не в силу самого по себе изменения общественных нравов, религиозных воззрений и взглядов, а в силу коренных изменений в экономической сфере и в самом первобытном обществе. Именно они привели к разложению первобытнообщинного строя и к утрате способности первобытными обычаями регулировать общественные отношения в новых условиях. Разделение сфер труда, появление торговли и обмена привели к быстрому росту производительных сил. Становится экономически выгодным использовать чужой труд. Военнопленных, которых раньше убивали, стали превращать в рабов, заставлять их работать на себя и присваивать себе результаты их труда. Появилось расслоение общества на богатых и бедных. Имущественное неравенство повлекло за собой социальное неравенство. Расслоение общества приводит к тому, что из общей массы членов рода выделяется знать. Используя свое положение. Эти люди присваивали себе большую часть военной добычи, лучшие участки земли и т.д. Со временем власть этих представителей общества стала наследственной и использовалась только для защиты своих интересов. Появились и другие признаки разложения первобытнообщинного строя и соответствующей ему родоплеменной организации, которая постепенно стала вытесняться государственной организацией.

В новых общественно-экономических условиях прежняя система организации власти - родоплеменная организация, рассчитанная на управление обществом, не знавшим имущественного разделения, и социального неравенства, оказалась бессильной перед растущими изменениями в сфере экономики и социальной жизни, усиливающимися противоречиями в общественном развитии, перед углубляющимся неравенством. Государственные органы и организации частично появились в результате преобразования органов и организаций, сложившихся в рамках первобытнообщинного строя, частично - путем полного вытеснения последних.

Марксистская теория выделяет три основные формы возникновения государства: афинскую, римскую, германскую.

Афинская - классическая форма (самая чистая) - государство возникает непосредственно и преимущественно из классовых противоречий, развивающихся внутри общества.

Римская - родовое общество превращается в замкнутую аристократию, окруженную многочисленным, стоящим вне этого общества, несущим обязанности, но лишенным политических прав плебсом. Победа плебеев взрывает строй, на развалинах которого возникает государство.

Германская - государство возникает, как результат завоевания обширных территорий, для господства над которыми родовой строй не имеет никаких средств

Таким образом государство не навязывается обществу извне, оно возникает на его основе естественным путем. Вместе с ним оно развивается и совершенствуется.

По мере развития общества и государства у людей, естественно, менялось и представление о праве. Появилось множество различных правовых идей, теорий и суждений, однако изначальные основы, заложенные римскими юристами, особенно в такой отрасли права, как гражданское (цивильное), хотя и в «модернизированном» виде, но сохранилось.

Споры о понятии права, ровно, как и о соотношении государства и права, права и закона имели место не только в далеком историческом прошлом. Они продолжались и в XX в., имеют место также дискуссии и в настоящем. Современные исследователи, так же как и их предшественники, выделяют в основном два подхода и два разных определения права.

Один из этих подходов, именуемый позитивистским, ориентируется не только на неразрывную связь государства и права, но и на то, что государство является единственным, исключительным источником права. Право при этом определяется не иначе, как «система общеобразовательных, формально-определенных, государственно-принудительных норм, выражающих возведенную в закон государственную волю господствующего класса и выступающего в качестве классового регулятора общественных отношений».

При таком подходе право полностью или почти полностью отождествляется с законом, а точнее - с нормативно-правовыми актами, исходящими от государства и обеспечиваемыми государством.

Другой подход к праву - непозитивистский, не связывает столь жестко, как первый, понятие права с понятием государства. Право при этом рассматривается как «претендующий на всеобщность и общеобязательность социальный институт нормативного регулирования общественных отношений в целях разумного устройства человеческого общежития путем определения меры свободы, прав и обязанностей и представляющий собой воплощение в обычаях, традициях, прецедентах, решениях референдумов, канонических, корпоративных, государственных и международных нормах правового идеала, основанного на принципах добра, справедливости, гуманизма и сохранения окружающей природной среды».

При таком подходе к праву последнее не отождествляется с законом и подзаконными актами. Закон считается правовым лишь в том случае, если он несет в себе идеи добра, справедливости, гуманизма, если в его содержание «заложен» правовой идеал.

В этом заключается одна из главных причин того, что данный подход, несмотря на свою явную привлекательность, в реальной жизни, на практике является менее распространенным и применяемым, чем первый, позитивистский подход.

Используя последний и неразрывно связывая государство с правом, и, наоборот, теоретически и практически исходят из того, что право в реальной жизни не иначе, как в виде общеобязательных правил поведения (норм), которые непосредственно издаются либо санкционируются (утверждаются) государством. За нарушение их к нарушителю применяются различные меры государственного воздействия.

Государство и право взаимозависимы друг от друга, но в тоже время они относительно самостоятельны друг от друга. Если государство издает правовые акты, обеспечивает их соблюдение и в случае неисполнения содержащихся в них требований применяет принудительную силу, то право, в свою очередь, активно воздействует на государство путем установления общеобязательных для всех его органов, должностных лиц и организаций правил поведения. С помощью норм права закрепляется их статус, определяются рамки их деятельности, устанавливается их структура, порядок деятельности и взаимоотношений.

Что следует понимать под трудоустройством?

Необходимо дать понятие «трудоустройства», а также постараться отразить существующее положение на рынке труда.

Право на труд.

Статьей 23 Всеобщей декларации прав человека провозглашено право человека на свободный выбор при трудоустройстве. Принцип свободы труда в определенной мере уже нашел отражение в действующем Российском законодательстве.

Конституция РФ закрепляет свободу труда, раскрывая ее как право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Человек вправе как работать, так и не работать, не может быть и речи о привлечении к административной ответственности за так называемое «тунеядство», бродяжничество и т.д. Конституционной обязанности трудиться, как в прошлые годы, теперь нет. Человек свободен как в поступлении на постоянную работу, так и в уходе с нее, в переходе на другую, более интересную или выгодную для него. Свобода труда реализует через индивидуальную трудовую деятельность, в занятии предпринимательской деятельностью и т.д.

Свобода труда связана с запретом принудительного труда. Запрет принудительного труда, предусмотренный ст. 8 Международного пакта о гражданских и политических правах. Таким трудом считается не только откровенно рабский труд, что в наше время встречается крайне редко, но и любые формы принуждения человека работать на недобровольно принятых условиях или под угрозой какого-либо наказания.

25 сентября 1992 г. в КЗоТ была включена норма о запрете принудительного труда (ст. 2), а из числа мер дисциплинарного взыскания исключено такое наказание, как перевод на нижеоплачиваемую работу или смещение на низшую должность.

Право на труд не означает чьей-то обязанности предоставлять работу всем желающим. В рыночной экономике государство не в состоянии предписывать такую обязанность частному предпринимательству или брать ее на себя, поскольку оно уже не управляет всеми предприятиями. Поступление человека на работу в основном определяется договором с работодателем.

Трудовой договор (контракт) - понятие и сущность.

Понятие трудового договора содержится в Кодексе законов о труде РФ. Согласно статье 15 КЗОТ РФ трудовой договор (контракт) - это соглашение между трудящимся и предприятием, учреждением, организацией, по которому трудящийся обязуется выполнять работу по определенной специальности, квалификации или должности с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а предприятие, учреждение, организация обязуется выплачивать трудящемуся заработную плату и обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором или соглашением.

Таким образом, одной стороной в трудовом договоре (контракте) является трудящийся, желающий поступить на работу, а другой - работодатель (предприятие, учреждение, организация) независимо от его организационно - правовой формы.

Различаются основные и дополнительные условия трудового договора (контракта).

К основным условиям относятся:

место работы - наименование предприятия, куда принимается работник;

трудовая функция - работа в соответствии с квалификацией по определенной профессии (должности), которую должен выполнять работник;

дата начала работы и дата ее окончания, если заключается срочный трудовой договор (контракт);

обязанность работодателя по обеспечению охраны труда на предприятии.

Дополнительные условия конкретизируют обязательства сторон трудового договора (контракта).

К дополнительным условием могут относиться условия об установлении испытательного срока, о совмещении профессий (должностей), переподготовке, обучение вторым совмещенным профессиям, о регулярном повышении квалификаций, продолжительность дополнительного отпуска, режиме рабочего времени, времени отдыха и т.д.

Установление дополнительных условий трудового договора (контракта) не должно ухудшать положения работника по сравнению с законодательством.

Кодексом законов о труде РФ (статья 17) предусматривается, что трудовой договор (контракт) может заключаться на неопределенный срок, на определенный срок не более 5 лет, на время выполнения определенной работы.

В 90 - 91 годах в замен трудовых договоров, заключаемых на неопределенный срок широко практиковались срочные трудовые договоры - контракты. Это значительно ухудшало положение работников, т. к. по истечении срока трудового договора их могли уволить без объяснений и причин. Кроме того, они теряли право на увольнение по собственному желанию.

Однако изменения и дополнения в Кодексе законов о труде РФ внесли ясность в этот вопрос.

Поскольку термин «контракт» толкуется как письменное соглашение, он употребляется в настоящее время как синоним трудового договора.

В целях недопущения ущемления трудовых прав граждан статья 17 КЗОТ РФ была дополнена частью 2, согласно которой срочный трудовой договор - контракт может заключаться на срок до 5 лет в следующих случаях:

когда характер работы и условия ее выполнения не дают возможности установить трудовые отношения на неопределенный срок (сезонные или временные работы);

когда срочный трудовой договор заключается с учетом интересов работника, т. е. по его инициативе;

когда это непосредственно предусмотрено законодательством.

Трудовой договор (контракт) заключается в письменной форме. Составляется он в двух экземплярах и хранится у каждой из сторон.

Прием на работу оформляется приказом (распоряжением) администрации предприятия, учреждения, организации и объясняется работнику под расписку.

Согласно части 3 статьи 18 КЗОТ РФ фактическое допущение к работе считается заключением трудового договора, не зависимо от того, был ли прием на работу надлежащим образом оформлен.

Следовательно, фактическое допущение к работе приравнивается к заключению трудового договора.

Однако трудовой договор считается заключенным только в том случае, если работник допущен к выполнению должностных обязанностей по распоряжению или с ведома должностного лица, пользующегося правом приема на работу.

Не может быть отказано в приеме на работу работнику, приглашенному на работу в порядке перевода из другого предприятия, учреждения, организации по согласованию между руководителями предприятий.

Согласно Типовым правилам внутреннего трудового распорядка администрация обязана потребовать у поступающего на работу:

трудовую книжку, а от поступающего на работу впервые - справку о последнем занятии;

При поступлении на работу, требующую специальных знаний, обязательно предъявляется диплом о полученном образовании или профессиональной подготовке.

При заключении трудового договора может быть обусловлен соглашением сторон испытание с целью проверки соответствия работника поручаемой ему работе. Условия об испытании должно быть указано в трудовом договоре или в приказе (распоряжении) о приеме на работу. В период испытания на работников полностью распространяется законодательство о труде.

Срок испытания не может превышать трех месяцев, а в отдельных случаях, по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом - шести месяцев.

Если срок испытания истек, а работник продолжает работу, он считается выдержавшим испытание, и последующее расторжение трудового договора допускается только на общих основаниях.

При неудовлетворительном испытании освобождение работника от работы производится администрацией предприятия без согласования с соответствующим выборным профсоюзным органом предприятия и без выплаты выходного пособия. Такое освобождение от работы работник вправе обжаловать в районный (городской) народный суд (статья 23 КЗОТ РФ).

Одним из основных условий трудового договора является трудовая функция, т. е. работа в соответствии с квалификацией по определенной профессии (должности), которую должен выполнять работник.

Поручение работнику другой работы, не соответствующей его профессии, должности, квалификации, на том же предприятии является переводом на другую работу.

В соответствии со статьей 25 КЗОТ РФ перевод на другую работу на том же предприятии, а также перевод на работу на другое предприятие либо в другую местность, хотя бы вместе с предприятием, допускается только с согласия работника.

Согласие работника должно быть получено администрацией в письменной форме. Согласно части 2 указанной статьи не считается переводом на другую работу и не требует согласия работника перемещение его на том же предприятии на другое рабочее место, а так же поручение работы на другом механизме или агрегате в пределах специальности, квалификации или должности, обусловленной трудовым договором.

Перемещения предусмотренные данной статьей не должны ухудшать положения работника.

В связи с этим частью 2 статьи 95 КЗОТ РФ установлено, что если в результате перемещения в соответствии с частью 2 статьи 25 КЗОТ РФ уменьшается заработок по независящим от него причинам, производится доплата до прежнего среднего заработка в течении двух месяцев со дня перемещения.

В соответствии с частью 3 статьи 25 КЗОТ РФ в связи с изменениями в организации производства и труда допускается изменение существенных условий труда при продолжении работы по той же специальности. То есть в отличии от перевода на другую работу изменение существенных условий может иметь место лишь при изменениях в организации производства и труда.

Об изменениях существенных условий труда - систем и размеров оплаты труда, льгот, режима работы, установлении или отмене неполного рабочего дня, совмещения профессий, изменения разрядов и наименования должностей и других - работник должен быть поставлен в известность не позднее чем за два месяца.

Если прежние существенные условия труда не могут быть соблюдены, а работник не согласен на продолжение работы в новых условиях, то трудовой договор прекращается по пункту 6 статьи 29 КЗОТ РФ.

Если же работник переводится на другое предприятие, то меняется одна сторона трудового договора (контракта) - работодатель. Такой перевод является самостоятельным основанием прекращения трудового договора (п. 5 ст. 29 КЗОТ РФ).

Однако законодательством предусмотрены случаи, когда работник может быть переведен временно на другую работу без его согласия.

Согласно статье 26 КЗОТ РФ такой перевод допускается в случае производственной необходимости для предприятия.

Администрация имеет право переводить работников на срок до одного месяца на необусловленную трудовым договором работу на том же предприятии, но в той же местности с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка на прежнем месте работы.

Такой перевод допускается в следующих случаях:

для предотвращения или ликвидации стихийного бедствия, производственной аварии или немедленного устранения их последствий;

для предотвращения несчастных случаев, простоя, гибели или порчи государственного или общественного имущества;

для замещения отсутствующего работника;

в других исключительных случаях.

Перевод на другую работу для замещения отсутствующего работника не может длиться более одного месяца в течение календарного года.

Временный перевод на работу по вакантной должности возможен лишь с согласия работника. Исключением являются случаи, когда этот перевод связан с производственной необходимостью.

Законодательство запрещает перевод квалифицированных работников на неквалифицированные работы в случае простоя или временного замещения отсутствующего работника.

Основания прекращения трудового договора (контракта) предусмотрены законодательством. Статья 29 КЗОТ РФ устанавливает следующие основания увольнения работников:

соглашение сторон;

истечение срока, кроме случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения;

призыв или поступление работника на военную службу;

расторжение трудового договора по инициативе работника (ст. 31 и 32), по инициативе администрации (ст. 33) либо по требованию профсоюзного органа (ст. 37);

перевод работника с его согласия на другое предприятие или переход на выборную должность;

отказ работника от перевода на работу в другую местность вместе с предприятием, а так же отказ от продолжения работы в связи с изменениями существенных условий труда;

вступление в законную силу приговора суда, которым работник осужден (кроме случаев условного осуждения и отсрочки исполнения приговора) к лишению свободы, исправительным работам не по месту работы либо к иному наказанию, исключающему возможность продолжения данной работы.

Передача предприятия из подчинения одного органа в подчинение другому не прекращает действия трудового договора.

При смене собственника предприятия, а равно его реорганизации трудовые отношения с согласия работника продолжаются; прекращение в этих случаях трудового договора по инициативе организации возможно только при сокращении численности или штата работников.

Соглашение сторон является самостоятельным основанием увольнения.

Эволюция понятия «рынок труда».

Рынок труда, как и рынки капиталов, товаров, ценных бумаг и т.д., является составной частью рыночной экономики. На нем предприниматели и трудящиеся совместно ведут переговоры, коллективные или индивидуальные, по поводу трудоустройства, условий труда и заработной платы.

Исследуя механизм функционирования рыночной экономики, Карл Маркс исходил из того, что рабочая сила как «совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека», является товаром, а производственные отношения базируются на свободной купле-продаже рабочей силы, где ее ценой является заработная плата.

В тот период домонополистического капитализма удовлетворение спроса на рабочую силу со стороны предпринимателей и спроса на условия труда со стороны работников осуществлялось стихийно, через одномоментные действия не несущих обязательства сторон, условием обмена было материальное вознаграждение работника за труд определенного количества и качества. Поэтому понятие «рынок труда» Маркс относил к сфере обращения.

С развитием капитализма, переходом его в монополистическую стадию усложнились экономические связи и экономические отношения, претерпел существенные изменения и рынок рабочей силы. Рабочее движение привело к расширению понятия «условия найма». Они стали включать в себя не только зарплату и рабочее время, но и гарантии занятости, оплаченное, но не отработанное рабочее время (т. е. отпуск), различные социальные выплаты и т. п.

Изменилось отношение к рабочей силе и у предпринимателей. Развитие современного производства предъявило повышенные требования к качеству рабочей силы: квалификации, профессиональной и общеобразовательной подготовке, творческому отношению к труду, высокому качеству работы. Бизнес активно включился в профессиональную подготовку кадров, авансируя тем самым работников материальными затратами на учебу. Вложение средств на переподготовку кадров в связи с научно-техническим прогрессом и стремительным развитием экономических отношений определило политику закрепления кадров, их стабилизации.

Поэтому сокращение потребности в рабочей силе в определенные периоды, ранее приводившее в росту безработицы, стало в известной мере регулируемым процессом, встроенным в рыночный механизм. Это, в свою очередь, оказывает существенное влияние не только на социально-экономические, но и на политические процессы. Так, беспрецедентный рост безработицы в Германии в годы крупнейшего мирового экономического кризиса 1929-1933г. г., когда каждый третий трудящийся оказывался безработным, сыграл свою роль в становлении фашистской диктатуры.

Сейчас рынок труда представляет собой систему общественных отношений, отражающих уровень развития и достигнутый на данный период баланс интересов между присутствующими на рынке силами: предпринимателями, трудящимися и государством.

Организационной формой выражения таких интересов на рынке труда являются ассоциации предпринимателей, с одной стороны, и профсоюзы - с другой. Государство же выступает в качестве работодателя на государственных предприятиях и инвестора, финансируя крупные проекты и программы развития. Однако главная его функция заключается в определении правил регулирования интересов партнеров и противостоящих сил. В результате определяется та равнодействующая, которая служит базой решений и основой механизма регулирования рынка труда, куда включается и система социальной защиты, и система стимулирования развития производительных сил.

Механизм регулирования рынка труда охватывает весь спектр экономических, юридических, социальных и психологических факторов, определяющих функционирования рынка труда. Оно осуществляется через систему трудоустройства, включая широкую сеть бюро по занятости, банки данных о рабочих местах, государственные программы помощи в приобретении профессиональных знаний и трудоустройстве незанятому, но желающему работать населению, целевые программы предприятий, предусматривающие переподготовку кадров в связи с планируемой модернизацией производства, проведение на предприятии политики стабилизации кадров и т. п. Все эти составные части рыночного механизма регулирования занятости в разных отраслях находятся в разном соотношении в зависимости от экономических и исторических условий развития данной отрасли.

Рынок труда в Российской Федерации

Изменение экономической ситуации в РФ, широкое развитие негосударственного сектора экономики, утрата государством функции основного работодателя, признание многообразия форм собственности - всё это потребовало изменения действующего законодательства о труде. Определенные новации в трудовом законодательстве уже были закреплены федеральными законами о порядке разрешения коллективных трудовых споров и о внесении изменений и дополнений в КЗоТ от 23. 11. 1995г. Однако это не снимает вопроса о том, что необходимо всеобъемлющее реформирование всего законодательства о труде. Оно должно быть глубоко продуманным, опирающимся на положения Конституции РФ, отечественный опыт в данном вопросе и максимально учитывать реалии сегодняшней экономической ситуации.

Условия трудовых отношений, возникающих в процессе производства, отражаются на всех сторонах жизни конкретного человека и предполагают особый характер регулирования, вытекающий из приоритета человеческой личности. Анализ конституционных норм позволяет сделать вывод о равной защите прав на трудовую (в рамках трудового договора) и предпринимательскую деятельность. Соответственно, трудовое законодательство должно предусматривать равноправие, взаимный учет прав и интересов сторон трудового договора. Однако, будучи в юридически равном положении с работодателем, работник фактически является более слабой стороной трудовых отношений, во многом зависит от работодателя, что дает ему возможность навязывать работнику свою волю. Реально противостоять этому работники могут, лишь объединившись в профсоюз. Однако и он сам по себе не может обеспечить принцип равноправия, поэтому решающую роль здесь играет государственное законодательное регулирование, содержащее механизмы защиты прав сторон трудового договора при реальном их исполнении.

Формирующееся в условиях экономической свободы и конкуренции трудовое право РФ не может игнорировать опыт регулирования трудовых отношений других стран, прежде всего с развитой рыночной экономикой. Такое изучение крайне полезно, т. к. сущность взаимоотношений наемных работников и работодателей в принципе везде одинакова. Освоение этого опыта позволит избежать повторения тех ошибок, которые допускались ранее другими странами и разработать специфические концепции защиты труда, пригодные в российских условиях.

Скорее всего для России наиболее приемлемой будет европейская модель трудового законодательства, отличающаяся гораздо большей степенью вмешательства государства в трудовые отношения, поскольку слабость частных предпринимательских структур в правовом плане не позволяет передать регулирование большинства вопросов, связанных с трудовыми отношениями, на уровень фирмы. Немаловажным является и психология самих работников, обращающих все свои требования по привычке государству, считая, что именно им должны решаться все вопросы регулирования трудовых отношений.

Вместе с тем особенностью современной государственной политики России является децентрализация регулирования трудовых отношений. Государство, оставаясь фактически гарантом трудовых прав граждан, практически утратило функции всеобщего работодателя и всевластие в трудовых отношениях, что предполагает более тесное участие работодателей и профсоюзов в принятии социально-экономических решений и определении условий труда и передачу решения многих вопросов на уровень конкретных сторон.

С учетом изложенного к основным принципам регулирования трудовых отношений можно отнести следующие:

признание правового равенства сторон трудовых отношений и выработка механизма защиты более слабой стороны - работника;

учет интересов работников и работодателей, государственная защита их интересов;

гуманистический характер трудовых отношений, признание приоритета личности перед интересами производства;

учет особенностей специфических категорий трудящихся и характера отдельных видов работ при разработке механизма регулирования трудовых отношений;

установление действенных мер ответственности за нарушение трудового законодательства.

В заключение следует отметить, что само по себе наличие должным образом подготовленного закона не достаточно, чтобы заметно повлиять на общественное сознание. Хороший закон может просто не применяться, и не действовать эффективно (в современных условиях массовые нарушения прав работников связаны часто не с отсутствием законодательных актов, а с простым неисполнением закона). Условия реального исполнения законов о труде, их действенности требуют особого рассмотрения, однако в целом необходимо отметить, что гарантированные государством права работников должны защищаться прежде всего путем обеспечения для гражданина доступа к подлинному правосудию без многомесячных и унизительных ожиданий.

Государство - политическая структура особого рода, возникшая на определенном этапе общественного развития, представляющая собой центральный институт власти в политической системе конкретного общества.

Появление государства обусловлено целым комплексом экономических, климатических, географических, религиозных и других факторов, имеющих разное значение для организации общественной жизни. Поэтому следует различать причины, условия и формы образования государства.

Возникновение государства и постоянно возобновляющаяся потребность в его существовании явились, прежде всего, следствием саморазвития общества, которое имеет свои внутренние механизмы и стимулы развития и требует скоординированного направляющего воздействия из единого центра.

Этому в определенной степени способствовало и изменение природно-климатических условий. Наступившее похолодание привело к исчезновению крупных животных и лесных массивов. Люди разбивались на небольшие семейные коллективы и кочевали вместе с мигрирующими животными. Уменьшение биомассы животных и расширение ареала степей побуждали людей к занятию земледелием и скотоводством. Однако природно-климатические и иные обстоятельства, стимулирующие специализацию трудовой деятельности, лишь ускорили процесс государствообразования, но не послужили его причиной.

Основными причинами возникновения государства являются:

  • 1) переход от «присваивающей» экономики к «производящей», выразившийся в трех крупных разделениях труда (выделение скотоводства и земледелия, занятие ремеслом, появление купцов как особого слоя людей, профессионально занятых в сфере обмена товаров);
  • 2) создание (в результате повышения производительности труда) относительно избыточного продукта, что активизировало самостоятельность индивида, привело к изменению в организации семейной и общественной жизни. Производство продукта для обмена, которое обусловило разрыв между трудом и собственностью и появление частной собственности на орудия и продукты труда;
  • 3) социально-классовое расслоение членов общества , вызванное накоплением собственности у отдельных лиц. Этому процессу общество, основанное на равенстве его членов, длительное время безуспешно сопротивлялось, порицая большое состояние и одобряя перераспределение накопленных богатств. Однако экономика достигла такого уровня, что прежнее уравнительное производство и распределение стали невозможны.

В связи с усложнением общественного производства и воспроизводства самого человека созрела потребность по-новому организовать общество и обеспечить управление социальными процессами. Этому способствовало и достижение определенного уровня благосостояния общества, которое позволяло содержать профессиональный специализированный аппарат управления. Симптоматично, что возникновению государства предшествовал переходный период военной демократии, сопровождающийся постоянными войнами, позволяющими властной верхушке быстро и легитимно обогатиться за счет разграбления других племен и укрепиться на определенной территории. Это способствовало возвышению вождя и ближайшего окружения. Вождь наделялся сверхъестественными качествами и потому часто выполнял жреческие функции. Его власть постепенно становилась наследственной, а подати на содержание дружины и ближайших помощников превращались в налоги.

Перечисленные обстоятельства послужили основой формирования государства и государственной власти, главной задачей которой стало поддержание единства и устойчивости человеческого общества.

Вместе с тем вопрос о происхождении государства является дискуссионным, ибо этнографическая и историческая наука дают все новые знания о причинах его происхождения. В различных теориях причинами возникновения государства выступают: в теологической - божественная сила; в договорной - сила разума, сознания; в психологической - факторы психики человека; в органической - биологические факторы; в материалистической - социально-экономические факторы; в теории насилия - военно-политические факторы и т. д.

Следует иметь в виду конкретно-историческую специфику и различный удельный вес влияния этих причин на формирование государств у отдельных народов, обусловливающих их типологические и иные особенности.

Лекция 1. Понятие, признаки и сущность государства.

Понятие и признаки государства.

Понятие и признаки правового государства.

6. Форма государства:

А) форма правления

Б) форма государственного устройства

В) вид государственно-политического режима

Функции государства.

Введение. Роль и значение правовых знаний.

Право есть наука о добром и справедливом. Так определяли право древнеримские юристы. Право происходит от латинского слова «justitia» – справедливость. В настоящее время под правом понимается совокупность общеобязательных правил поведения (норм права), устанавливаемых государством для регулирования наиболее важных общественных отношений.

Значение и ценность права в том, что право позволяет:

1. Упорядочить и стабилизировать стихийный процесс общественного развития.

2. Выразить общие интересы и потребности отдельных лиц, социальных общностей, государств.

3. Цивилизованно решать глобальные международные проблемы.

Знание права гражданами :

1. Позволяет им компетентно исполнять свои обязанности.



2. Предостерегает их от совершения правонарушающих деяний.

3. Помогает им защитить свои права и законные интересы.

4. Позволяет им оказывать влияние на формирование общественного мнения по поводу дальнейшего развития и совершенствования права.

Основные теории происхождения государства.

Всего порядка 30 теорий происхождения государства, из них основных – 7-8 теорий.

1) Теологическая теория (Фома Аквинский) – Божественное происхождение государства. Согласно этой теории, появление государства – результат Божественного промысла. Была распространена в средние века.

«+»: теория объединяла, централизовала власть.

«-»: теория основана на вере.

2) Патриархальная теория (Аристотель, Михайловский) – государство возникло по мере разрастания одной большой семьи. Власть монарха – это разросшаяся отеческая власть, власть отца.

Семья ® род ® племя ® союз племён ® селение ® государство.

Это способствовало объединению, т.к. родственники не шли друг против друга.

3) Договорная теория или теория общественного договора (Гроций, Руссо, Радищев) – переход от первобытного строя к договорному государству. Есть первичный процесс происхождения государства из первобытного общества, и есть вторичный процесс происхождения новых государств из уже существующих на основе договора между разными государствами.

«-»: необходим определённый уровень сознания. Он не везде одинаков в различных государствах.

4) Теория насилия (Дюринг, Каудский) – государство возникло в результате насилия, завоевания. Примеры: Римская Империя (германцы захватили обширные территории Римского государства), государство Александра Македонского.

«-»: эта теория учитывает только военно-политический фактор.

5) Органическая теория (Спенсер, Вормс) возникла в результате ественно-научных открытий. Получила развитие в 19 в. Мы, люди, - биосоциальные существа, вне общества мы существовать не можем. Государство соответствует живому организму, где правитель – голова, правительство – мозг, люди – клеточки, карательные органы – руки.

6) Психологическая теория (Петрожидский, З. Фрейд). Согласно данной теории, государство возникло исходя из психологических особенностей человека. Одни люди любят выделяться из толпы – это управляющие (управленцы). Другим людям надо кому-то поклоняться, подчиняться – это управляемые (исполнители).

7) Материалистическая теория или марксистская (Макиавелли, Монтескье, Гегель, Маркс, Энгельс) рассматривает происхождение государства исходя из социальных и экономических предпосылок. Произошло крупное общественное разделение труда, выделился класс купцов, богатых людей. Произошло имущественное расслоение общества. На этой основе появилось государство из богатых людей. Государство возникло в результате классовой борьбы.

Предпосылки возникновения государства.

Такой социальный институт, как государство, возник на определённом этапе развития человеческого общества. Формирование государства – исторически закономерное явление. Государство пришло на смену родоплеменным отношениям, которым были свойственны: объединение людей по принципу кровного родства, социальное равноправие, отсутствие аппарата управления и принуждения, участие всех взрослых членов рода в управлении делами. Однако изменения в экономической и социальной сферах общества приводят к образованию первых государств (около пяти тысяч лет назад). Эти государства были рабовладельческими, среди них такие, как: Древний Египет, Вавилон, Древний Рим, Древняя Греция. Первое государство славян Киевская Русь сформировалось в IХ веке.

Существовали экономические предпосылки возникновения государства :

1) совершенствование орудий труда;

2) разделение труда;

3) переход от присваивающей экономики к производящей;

4) появление первичного товарооборота;

5) появление частной собственности (в основном, в западных государствах).

Социальные предпосылки :

1) имущественное расслоение общества;

2) введение единобрачия;

Идеологические предпосылки :

1) введение единобожия.

Политические предпосылки :

1) захват жизненного пространства для племени;

2) обеспечение безопасности племени.

Психологические предпосылки :

1) осознание общих интересов.

Фридрих Энгельс в своём труде «Происхождение собственности, семьи, государства» выделил 3 формы происхождения государств :

1. Афинская форма. Становление Афинского государства – это классический путь становления государства. Причиной появления государства стали внутренние процессы, не было ни внутренней борьбы, ни захватнических войн. Произошло расслоение населения по имущественному признаку, выделился класс богатых, который стал управлять.

2. Римская форма. Римское государство появилось в результате борьбы между двумя общественными классами – между патрициями (родовая знать, коренные роды) и плебеями (пришлые).

3. Древнегерманская форма. Государство возникло в результате завоевательных походов германских племён. Они захватили Римское государство.

Ф. Энгельс проигнорировал особенности возникновения древневосточных государств. Там была общинная собственность. Из общины появилось государство.

Основные факторы, способствующие возникновению государств:

1) Природно – климатический фактор. Государство первоначально возникает там, где естественным образом существуют благоприятные природно-климатические условия («мягкий» климат Средиземноморья; долины рек Инд и Ганг; сезонные разливы ® плодородный ил ® урожай несколько раз в год – долина реки Нил в Древнем Египте).

2) Географический фактор предполагает удачное географическое расположение на пересечении или непосредственно вблизи отлаженных торговых путей (передняя Азия – современный Израиль; Великий Шёлковый путь – современный Китай; территория финикийцев – за счёт мореплавания, торговли, обмена товарами).

3) Экономический фактор – «линейная схема», предложенная Ф. Энгельсом – он выявил схему экономического развития. Переход людей от присваивающей экономики к производящей.

4) Фактор власти. Происходит трансформация сущности власти от авторитета её носителя к авторитету должности.

5) Трансформация системы социальных связей от родоплеменных отношений к семейным. Семья – основа государства.

6) Изменение нормативного регулирования от универсального к дифференцированному, в котором в связи с возникновением государства возникает и право. Например, юридическая ответственность ® публичная казнь.

7) Демографический фактор. Формирование государства возможно лишь в тех демографических условиях, когда общество достигает значительного количества его членов, и эффективное управление этим обществом в рамках родоплеменных отношений не представляется возможным.

8) Духовный фактор. Формирование государства возможно лишь в условиях относительно высокой духовной культуры общества, способности этого общества воспринимать ценность государства.

9) Личностный фактор. Развитие государства у отдельных народов тесно связано с проявлением личных качеств правителя.

При формировании государства имеет значение не отдельный фактор, а их необходимая и достаточная совокупность в конкретных исторических общественных условиях.

После эпохи первобытности наступило новое время – период формирования и становления государств. Этот этап был следствием накопления движущих факторов в социальной, духовной и экономической сферах жизни первобытного общества. Человеческие объединения и племена разрастались и с течением времени стали нуждаться в организации разделения труда, в защите от внешних врагов, в социальной дифференциации общества. Такие функции могло выполнить мудрое правительство, появление авторитета которого стало возможно только в условиях зарождения государственности.

  • Имущественное и социальное неравенство,
  • Деление общества на классы,
  • Усложнение процесса управления.

Создание аппарата власти

  1. обеспечивавшего господство одной группы населения над другими;
  2. защищавшего от опасности извне;
  3. решавшего проблемы управления;
  4. уважившего конфликта.

Скифы и Греки

Торговля сблизила греков и скифов настолько, что образовались смешанные, так называемые, «эллиноскифские» поселения и даже государство – Боспорское царство, достигшее значительного процветания. Греческое искусство переплеталось с «варварским», скифским (немало шедевров).

Первые древнейшие государства на территории нашей страны

  1. Годы существования
  2. Хозяйство
  3. Государственное устройство
  4. Внешняя политика и историческая судьба

Урарту (Закавказье)

1) IX — VI века до н.э.

2) Ирригационное земледелие, скотоводство, садоводство, ремесла, архитектура

3) Деспотия с неограниченной властью верховного владения

4) Завоевательные походы против Ассирии и соседних племен. Пало под ударами скифов и др. соседей.

Средняя Азия

Сер. I тыс.-2 пол. VI в. до н.э.

Орошаемое земледелие, разведение хлопка, торговля (выгодное геогр.положение), ремесла, архитектура.

Монархия.

Были завоеваны персами, затем А. Македонским, потом вошли в состав др. государств.

Северное Причерноморье

V – I вв. до н.э.

Посредническая торговля (между Грецией и местными племенами), с/х (зерно, масло, вино), ремесло.

Города – полисы с демократической формой правления (Ольвия, Херсонес). Боспорское царство – монархия.

Перестали быть самостоятельными. Стали вассалами Рима. Уничтожены в дальнейшем гуннами.

Скифы

III в.до н.э. – III в.н.э.

Делились на земледельцев и скотоводов (кочевников), владели ремеслами. Торговля

власть принадлежала царю. Рабство не прижилось. Основная рабочая сила – свободные общинники.

Торговля с греками. Уничтожено готами, растворились среди других племен.

Генезис; сущность и функции государства

Государство – основной институт политической системы, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов и ассоциаций. Государство представляет собой центральный институт власти в обществе и концентрированное осуществление политики этой властью.

Государство возникло как закономерный, объективный результат естественного развития общества на известной ступени его зрелости. Государство выделилось из общества в процессе разложения первобытнообщинного строя под воздействием целого ряда причин и факторов. Обычно к ним относятся:

- углубленное общественное разделение труда , выделение управления в целях повышения его эффективности в специальную отрасль общественной деятельности. По мере развития производительных сил, расширения хозяйственных и иных связей, укрупнения человеческих общностей у общества появилась потребность в усилении управленческих функций и сосредоточении их у определенных лиц и органов;

- возникновение в ходе развития общественного производства частной собственности, классов и эксплуатации . Государство появляется как результат непримиримости классовых интересов, как политическая организация экономически господствующего класса и орудие подавления им других классов и слоев. Данная позиция наиболее полно представлена в марксизме. Государство, – указывал Ленин, – это "машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы" (В.И.Ленин. Полное собрание сочинений. –Т. 38. – С. 37).

Немарксистские научные направления не отрицают важного влияния экономических и социально-классовых отношений на формирование государственности, но и не абсолютизируют роли частной собственности и классов. Известно, что в некоторых случаях образование государства исторически предшествовало и способствовало классовому расслоению общества. В ходе общественного развития по мере стирания классовых противоположностей и демократизации общества государство все больше становится надклассовой, общенациональной организацией.

Политическая теория, наряду с классовыми причинами, выделяет и другие причины возникновения государства:

- демографические факторы , изменения в воспроизводстве самого человека. Здесь имеется в виду рост численности и плотности населения, переход народов от кочевого к оседлому образу жизни, запрет кровосмешения и упорядочения брачных отношений. Все это повышало потребность общества в регулировании взаимосвязей между людьми, проживающими на определенной территории;

- антропологические факторы . Представители антропологических концепций считают, что государственная форма организации коренится в самой общественной природе человека. Еще Аристотель писал, что человек как существо в высшей степени коллективное может реализовать себя только в рамках определенных форм общения. Государство, подобно семье и селению, есть естественная, органически присущая человечеству на определенной стадии развития высшая форма общежития;



- психологические, рациональные и эмоциональные факторы . Государство рассматривается здесь как плод человеческого разума, созревший под влиянием определенных потребностей и эмоций человека. Эта точка зрения характерна, в частности, для договорных (контрактных) теорий государства. По мнению Т.Гоббса, сильнейшим мотивом, побуждающим людей к заключению общественного договора о создании государства, является страх перед агрессией со стороны других людей, опасение за жизнь, свободу и имущество. Д.Локк ставит на первый план человеческий разум, веру в то, что государство способно лучше обеспечить естественные права человека, чем традиционные, догосударственной формы общежития.

Очевидно, что реальное государство возникло в ходе длительного естественно-исторического развития общества, а не в результате подписания общественного договора. Но для своего времени договорные концепции государства имели прогрессивное значение, поставив проблемы взаимоотношений личности, общества и государства;

- завоевание одних народов другими . Важную роль этому фактору в возникновении государства придавали сторонники теории насилия – Л.Гумплович, Ф.Оппенгеймер и др. По их мнению, государство возникает в результате внешних завоеваний и политического насилия, что усугубляет социальное неравенство, приводит к образованию классов и эксплуатации.

В литературе выделяются и некоторые другие факторы, влияющие на образование государства, – географические, этнические и т.п. Тем самым, возникновение государственности обусловлено многими причинами, среди которых вряд ли можно выделить какую-либо одну в качестве определяющей. Государство возникает, существует и развивается как результат усложнения экономической и социальной жизни, форма удовлетворения потребностей в упорядочении, регулировании и управлении общественными делами.