Хозяйственная деятельность в Киевской Руси. Экономический строй и организация хозяйственной жизни


Несмотря на все изменения, произошедшие в сельском хозяйстве в период. Средневековья, его главной отраслью оставалось зерновое хозяйство, поскольку в структуре питания основную часть составляли и хлебопродукты. Развивалось также скотоводческиео.

Земледелие и скотоводство в. Киевской. Руси, будучи ведущими отраслями хозяйства, достигли такого уровня развития, который сохранялся и в дальнейшем. По уровню сельскохозяйственной техники, степени распространения ния земледелия и культур. Киевская. Русь находилась на том же уровне, что и тогдашние страны. Западной. Европы. Как и в. Европе, вследствие неурожаев в разных регионах. Руси в XI-XII вв был массовый голод, свидетельствовало о неустойчивости этой отрасли. Однако часть продукции уже производили на экспортепорт.

Важную вспомогательную роль играли охота и рыболовство. Охотничий промысел удовлетворял потребности населения в одежде, обуви, которые изготовлялись из кожи, меха не только домашних, но и диких животных. Кроме того, мехом платили дань, налоги. Рыболовство удовлетворяло потребность в постной пищи, особенно после принятия христианства с его системой постутів.

В"Повести временных лет"(конец XI - начало XII в), автором которой был червец. Киево-Печерского монастыря. Нестор, утверждалось, что источником всякого богатства является труд. Определяя естественным разделение л труда в обществе на умственную и физическую, автор замечает, что для благосостояния государства эти виды труда одинаково важны - и мудреца, и ремесленника. Общественно значимыми были все виды производства, которые збагачу валы государство. Важным, по его мнению, был и разделение труда в процессе производства, совершенствовало мастерствоо майстерність.

В документах позднего. Средневековья зафиксировано значительное распространение в Украине вотчинной формы собственности на землю ее толковали как такую, которая предоставлялась в наследственное владение с разрешением обмена, дарения и п продажи (поместья). Ряд грамот дала извлекать вотчину у владельца в пользу государства, но с предоставлением денежной компенсации, размер которой предварительно фиксировали в"жалованной грамоте"на право владения в отчинуння вотчиною.

сей день сохранились некоторые актовые материалы по ведению учета доходов и имущества в экономической мысли наблюдался развитие ростовщичества. Заемные грамоты свидетельствуют, что кредитные операции осуществляли под достигал аву имущества, в том числе земельных владений. Итак, земля становилась товарором.

В инвентарях и люстрациях, сохранившихся на территории Украины с XV в, е сведения не только о налогообложении населения в пользу государства, а о единицах учета, порядок налогообложения в статистической них записях отражено, что главной единицей налогообложения в различных украинских землях были плуг, соха, двор, двор - в сельской местности, дом - в городах, что свидетельствует о сохранении старинных мер налогообложения, которые применяли еще в. Киевской. Руссі.

В VI-IX вв от сельского хозяйства отделились ремесла. В эпоху. Киевской. Руси произошел расцвет ремесленного производства. По источникам можно определить 64 специальности: обработка железа, цветных м металлов, дерева, камня, кожи и меха, изготовление ювелирных и керамических изделий и т.д. (Только из железа и стали древнерусские мастера создавали более 150 видов разнообразных предметовтів.)

В. Киевской. Руси активно распространялось ремесленное производство на селе (сельское), что в основном удовлетворяло потребности земледельцев (серпы, лопаты, топоры, лемеха и др.), и городское, в процессе которого исполь стовувалы совершенную технику, производя, кроме указанных, разнообразные бытовые вещи и оружие. Сельские ремесленники основном применяли способ литья с целью изготовления колец, браслетов, под висок т.д., в городе же выполняли изысканные ювелирные работы (чеканили, ковали, гравиювалы, воронувалы, позолочувалы и др.). Шедеврами ювелирного дела на. Руси были ценные изделия с вкраплениями. Эмал и (иконки, крестики, княжеские бармы т.д.). Создание украшений с использованием эмали сосредоточивалось в. Киеве, откуда их распространяли по. Руси и за ее пределамежами.

Как городское ремесло, отличали производство строительных и отделочных материалов (кирпич, черепица, плитка), которые использовали для строительства церквей и других сооружений. В древнерусское время только в. Киеве возвели более 30 каменных церквей. До сих пор в столице сохранились. Золотые ворота,. Софийский собор с уникальными мозаиками и фресками, построены в 1037 г. В начале XII в киевские плотники построили вели кий деревянный мост через. Днепріпро.

Тема 1: Хозяйственное развитие Киевской Руси (IX – XII века). 1. Основные черты хозяйственной деятельности восточных славян. 2. Общая характеристика социальноэкономического развития Киевской Руси (IX – XII вв.)

Периодизация экономической истории России Традиционное общество – до IX в. н. э. Восточная деспотия – IX в. н. э. - октябрь 1917 г. Тоталитарное общество - октябрь 1917 г. – декабрь 1991 г. Переход к демократическому обществу – с января 1992 года

«Откуда есть пошла Русская земля? » Заселение в I тыс. до н. э. севера и центра Восточно-Европейской равнины славянскими племенами. Повесть временных лет (12 в.) восточнославянские племена: поляне, словене, древляне, радимичи, вятичи, северяне, уличи, волыняне, кривичи и др.

Восточные славяне: поляне, древляне, северяне, дреговичи, радимичи, кривичи, полочане, вятичи, словене, бужане, волыняне, дулебы, уличи, тиверцы, хорваты. Западные славяне поморяне, ободричи, вагры, полабы, смолинцы, глиняне, лютичи, велеты, ратари, древане, руяне, лужичане, чехи, словаки, кошубы, словинцы, мораване, поляки. Южные славяне: словенцы, хорваты, сербы, захлумляне, болгары.

С. Ю. Витте «Конспект лекций о народном и государственном хозяйстве, читанных его императорскому высочеству великому князю Михаилу Александровичу в 1900 – 1902 гг. » «Первым фактором производства служит природа, т. е. естественные условия занимаемой народом территории»

Хозяйственная деятельность в зависимости от природно-климатических условий 1) Земледелие - юг 2) Охота, добыча меха - северо-запад 3) Кочевое скотоводство - юго-восток

Предпосылки формирования государственности у восточных славян Экономические Отделение ремесла от земледелия n Развитие ремесел в городах n Переход к пашенному земледелию n Развитие торговых отношений n Преобладание свободного труда n Политические Потребности родоплеменной знати в аппарате власти для защиты своих привилегий и захвата новых земель n Формирование племенных союзов n Угроза нападения внешних врагов n Социальные преобразование родовой общины в соседскую n Возникновение социального неравенства n патриархальная форма рабства n

Основные этапы развития Киевской Руси 1. Начальный Вторая половина IX – конец X вв. этап Рюрик (862 – 879) Олег (879 – 882) (882 – 912) Игорь (912 – 945) Ольга (945 – 964) Святослав Игоревич (964 – 972) 2. Расцвет Конец X – середина XI вв. Ярополк (972 – 980) Владимир I Красное Солнышко (980 – 1015) Святополк Окаянный (1015 – 1019) Ярослав I Мудрый (1019 -1054) 3. Упадок и распад на отдельные княжества Середина XI – начало XII вв. Изяслав (1054 – 1073) (1076 – 1078) Всеслав (1068 - 1069) Святослав (1073 – 1076) Всеволод (1078 – 1093) Святополк (1093 – 1113) Владимир Мономах (1113 – 1125) Мстислав (1125 – 1132)

ВЕЛИКИЕ КНЯЗЬЯ КИЕВСКИЕ Рюрик (? - 879) (863 – 879) – Князь Новгородский Олег (? – 912) 879 – 882 – Князь Новгородский 882 – 912 – Великий князь Русский Игорь (? – 945)(912 – 945) Ольга(жена Игоря) (? – 969) (945 – 964) Святослав Игоревич (? – 972) (964 – 972) С 972 по 980 гг. – борьба за престол трех сыновей Святослава Владимир I Святославович Красное Солнышко(Креститель) (? – 1015) (980 – 1015) Святополк Владимирович Окаянный (~980 – 1019) (1015 – 1019) Ярослав I Владимирович Мудрый (~ 978 -1054) (1019 -1054) 5 сыновей правили по очереди, в т. ч. и Всеволод Владимир II Всеволодович Мономах (1053 – 1125) (1113 – 1125)

Итоги княжения первых Рюриковичей (Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав) Расширение межплеменного союза за счет присоединения славянских племен (древлян, северян, радимичей, вятичей) Защита славянских племен от внешней экспансии и сбор дани (полюдья) за это военные и торговые соглашения с Византией и кочевыми племенами Защита населения и торгового пути «из варяг в греки» от набегов кочевников

Формы земельной собственности Вотчина – крупные земельные хозяйства, переходившие по наследству от отца к сыновьям, являвшиеся полной собственностью данной семьи. Обояривание – процесс превращения вотчинников в крупных землевладельцев, а обедневших общинников – в феодальнозависимых.

«Русская правда» (1016, 1030 -е гг.) «Свод разновременных частичных сводов и отдельных статей, сохранившийся притом в нескольких редакциях, тоже разновременных. Что можно в ней назвать Правдой Ярослава – это небольшое количество древнейших статей свода, воспроизводящих юридический порядок времен этого князя. » В. О. Ключевский «Русская история»

«Путь из варяг в греки» Водный путь из Скандинавии в Византию: от Финского залива по реке Неве в Ладожское озеро, далее по реке Волхов в озеро Ильмень(г. Новгород), далее по реке Ловать, затем мелкими речушками и «волоком» к верховьям Днепра (г. Смоленск) и по Днепру(г. Киев) в Черное море, затем в г. Царьград (г. Константинопль, г. Стамбул)

Денежное обращение 1. 2. «Скот» , «куна» , «бела» , «ушки» , «скора» С XI века ГРИВНА (слиток серебра ок. 400 г) РУБЛЬ (рублевая гривенка) ПОЛТИНА ЧЕТВЕРТАК ЧЕТВЕРТАК

Не то пираты, не то купцы, словом, отчаянные люди — такими предстают варяги в древнейших из доступных нам источников по истории Киевской Руси. В VIII—IX вв. они двинулись к Волге и по ней достигли Каспия, установив там контакты с купцами мусульманского мира. А когда центр торговли переместился на юг, в Константинополь, через Киев был проложен знаменитый путь «из варяг в греки», который и стал главной торговой магистралью.

Так внешняя торговля стала тем фундаментом, на котором была построена вся экономическая система Киевской Руси.

Не случайно поэтому первым международным договором Киевской Руси стал торговый пакт, заключенный Олегом с Византией в 911 г. Он обеспечивал небывало выгодные усло-вия в Константинополе всем купцам, прибывавшим с Руси.

Но в XII—XIII вв. этот фундамент экономического благо-получия Руси зашатался под ударами крестоносцев по Кон-стантинополю, кочевников — по днепровскому торговому пути» В это время растущее значение для Киева приобретают торговые связи с Западом — прежде всего через Краков — Прагу — Регенсбург.

В противоположность средневековому Западу, где земель-ная аристократия уклонялась от участия в торговле, в Киев-ской Руси ею активно занимались не только боярская знать, но и сами князья. Самые первые из них большую часть своего времени посвящали сбору дани со своих далеко расположен-ных владений. Затем эта дань доставлялась в Киев, откуда каждый год снаряжалась огромная флотилия в Константи-нополь. По реке и по морю везли рабов, сплавляли «сырые» продукты — меха, лен, мед, воск, и все это обменивалось на предметы роскоши.

Но даже со временем, когда князья и бояре стали более оседлыми и прибрали к рукам огромные просторы земли, зна-чительная часть продукции их хозяйств предназначалась на экспорт. А уж многочисленное купеческое сословие, имевшее своих представителей во всех городах Руси, должно было поза-ботиться о том, чтобы обеспечить благоприятные возмож-ности для сбыта этой продукции на мировом рынке. Взамен купцы на Руси — те самые богатые и могущественные, что торговали за рубежом, — пользовались практически теми же юридическими и политическими правами, что и бояре. Впро-чем, огромное большинство купеческого сословия составляли мелкие лавочники и торговцы. Их дела ограничивались вну-тренним рынком. К тому же часто они были кругом в долгу у тех, кто побогаче, и попадали к ним в кабалу.

По оценкам современных ученых, в городах жило 13— 15 % населения Руси. А по летописным свидетельствам, в стране насчитывалось около 240 городов и поселков. Но из них примерно 150 были скорее всего просто укрепленными поселениями, где «горожане» вели вполне крестьянский образ жизни. Среди оставшихся 90 более или менее значительных городов крупнейшим несомненно был Киев. Перед монголо-татарским нашествием он насчитывал примерно 35—40 тыс. жителей (Лондон достигнет такого количества населения лишь век спустя). Скажем для сравнения, что такие важные центры, как Чернигов, Переяслав, Володимир-Волынский, Львов и Галич, насчитывали не более чем по 4—5 тыс. жителей. В городах быстро развивались ремесла, и большую часть на-селения составляли именно ремесленники и мелкие торговцы. Так, в Киеве было представлено от 40 до 60 видов ремесел. Самыми важными и нужными ремесленниками были плот-ники, кузнецы, гончары и кожемяки.

Справедливости ради следует отметить, что не все исто-рики разделяют мнение о преимущественно торговом харак-тере экономики Киевской Руси. Такие выдающиеся украин-ские ученые, как М. Грушевский, Д. Багалий и Я. Пастернак, фундаментом киевской экономической системы считали сель-ское хозяйство. Этой же точки зрения придерживались и ведущие советские специалисты по данному периоду. Они считали маловероятным, что славяне, которые испокон веку были земледельцами, в киевскую эпоху так резко изменили свой образ жизни. О сельскохозяйственной деятельности часто упоминают киевские летописи, на нее же ориентированы древ-неславянские мифы и календарь, важность ее убедительно засвидетельствована находками археологов.

Так, недавние раскопки показали, что уже в X в. в Украине использовался железный лемех, а земли, как и в Западной Европе, засевались по относительно прогрессивной двух- или трехпольной системе (т. е. от половины до трети пахотной земли оставляли под «паром»). Что же сеяли на Руси? Прежде всего рожь и пшеницу, ячмень и овес. Крестьяне держали скотину, от которой не только кормились молоком и мясом, но и обувались-одевались; в дело шла и кожа. Разводили лошадей, свиней, овец, гусей, кур, голубей. Использование волов способствовало расширению масштабов земледелия. И хотя у каждого крестьянина в его личном хозяйстве была уже вся необходимая утварь для обработки земли в одиночку, земледельцы на Руси часто объединялись в общины и помо-гали друг другу. Община состояла из кровных родичей не-скольких поколений с патриархом во главе. Позднее возни-кали и соседские общины, члены которых не были связаны кровным родством.

И все же, если экономика Руси была преимущественно земледельческой, то чем можно объяснить невиданный расцвет больших торговых городов? Многие советские историки раз-деляли в этом вопросе точку зрения Михаила Тихомирова: развитие и усложнение сельскохозяйственного производства способствовало появлению самых различных ремесел. А в ме-стах скопления ремесленников возникали города. Впрочем, Тихомиров признает, что коль скоро города возникали, тор-говля начинала играть существенную роль в их дальнейшем развитии,— но прежде всего торговля между городом и дерев-ней, а не внешнеторговые операции, которые, по его мнению, не имели столь уж большого значения.

Следует признать, что у сторонников обеих гипотез — и «сельскохозяйственной», и «торговой» — есть в запасе до-статочно убедительные аргументы. Поэтому современные историки и в этом вопросе склоняются к компромиссному решению. Очевидно, нам придется согласиться с тем, что князь, его дружина и богатейшие купцы активно занимались самой оживленной и прибыльной торговлей — особенно до XII в. А также с тем, что огромное большинство людей на Руси трудом и потом добывало хлеб насущный, обрабатывая свои поля.

Орест Субтельный

Из книги «История Украины», 1994

В древнейших источниках Киевской Руси варяги впервые упоминаются именно как отчаянные и расшалившегося купцы. В VIII-ИХ ст. от своих поселений на Балтийском побережье они по волжском пути двигались на восток

вплоть до Каспийского моря, где вступали в контакты с купцами мусульманского мира. НА ИХ ст., Когда центр торговли переместился на юг, в Константинополь, главной торговой артерией для Киева стал знаменитый путь «из варяг в греки». Поэтому заморская торговля стала составлять основу экономической системы Киевской Руси.

Поэтому не случайно, что первой формальной соглашением, заключенным киевскими правителями, стал договор князя Олега с Византией (911 г.), согласно которому русским купцам в Константинополе создавались чрезвычайно благоприятные условия. Когда в XII-XIII вв. в результате разграбления Константинополя крестоносцами и частых нападений кочевников на торговые пути по Днепру стал падать обмен с Византией, все большее значение для Киева приобретали торговые сношения с Западной Европой, главным образом шли через Краков - Прагу - Регенсбург.

В противовес средневековому Западу, где земельная аристократия уклонялась от торговой деятельности, в Киевской Руси торговлей активно занимались не только бояре, но и сам князь. Большую часть года первые правители тратили на сбор дани в близких и далеких землях своих владений, на перевозки ее в Киев и на снаряжение большой флотилии Днепром везла в Константинополь невольников, меха, лен, мед, воск и другой товар, который обменивался на предметы роскоши. Даже когда князья и бояре становились более оседлыми и убирали в собственность большие земельные владения, значительная часть продукции их хозяйств предназначалась для чужеземных рынков. Для занятия торговлей существовали различные возможности, поскольку в русских городах сформировался многочисленный слой купцов, а его наиболее влиятельные и состоятельные представители вели заморскую торговлю и пользовались одинаковыми с боярами политическими и юридическими правами. Но в огромном большинстве его составляли просто мелкие лавочники, которые торговали на внутреннем рынке и часто визискувалися и закабалялися богаче купцами.

По оценкам современных ученых, С-15% населения Руси жило в городских центрах. Как свидетельствуют летописи, в стране насчитывалось около 240 городов и поселков. Однако вполне вероятно, что где-то 150 из них фактически представляли собой укрепленные поселения напивземлеробського людей. Среди почти 90 крупных поселков и городов наибольшим был, несомненно, Киев. До монголо-татарского нашествия численность его жителей составляла около 35-40 тыс. (Лондон достиг таких цифр только через 100 лет). Для сравнения, такие важные центры, как Чернигов и Переяслав, Владимир-Волынский, Львов и Галич, насчитывали не более 4-5 тыс. жителей каждый. Население этих городов преимущественно состояло из мелких торговцев и ремесленников, поскольку большое распространение получили ремесла. Так, в Киеве было представлено от 40 до 60 различных ремесел, важнейшими из них были теслярство, кузнечное, гончарное и кожумьяцтво.

Некоторые историки подчеркивают коммерческую направленность экономики Киевской Руси. Другие, в противоположность им, доказывают, что ее основу составляло земледелие. Этого же мнения держатся выдающиеся украинские исследователи Михаил Грушевский, Дмитрий Багалей и Ярослав Пастернак, а также ведущие советские специалисты по этому вопросу. Они считают, что поскольку славяне традиционно были народом земледельческим, то маловероятно, что в Киевскую сутки они вдруг изменили образ жизни. Дополнительным подтверждением этой хип отезы являются частые упоминания о земледельческую деятельность на Руси в летописях, аграрная ориентация календаря и мифологии древних славян и, что самое убедительное, - археологические находки.

Недавние раскопки обнаружили, что в Х в. на Украине пользовались железным лемехом и здесь, как и в Западной Европе, получила распространение относительно прогрессивная двои трехпольная система севооборота (по которому одна вторая или одна третья пахотной земли оставалась под паром). Культивировались преимущественно пшеница, овес, рожь и ячмень. Распространен среди крестьян на Руси получила вигодивля скота. Это обеспечивало их не только мясом и молоком, но и кожей для одежды и обуви. То же самое можно сказать о разведении лошадей, свиней, овец, гусей, кур и голубей. Использование волов делало земледелие в более широких масштабах. Хотя крестьяне часто имели собственный инвентарь, необходимый для обработки земли, они, как правило, объединялись в коллективы, или общины (к ним входили кровные родственники нескольких поколений во главе со старейшиной), помогая друг другу. Позже община возникала на основе общности территории, объединяя соседей, не связанных кровно.

Если экономика Руси и была прежде сельскохозяйственной, как же сторонники этого подхода объясняют возникновение крупных городских и торговых центров? Известный советский ученый Михаил Тихомиров, взгляды которого разделяют многие его советских коллег, утверждает, что появление многочисленных ремесел обусловил развитие и все ощутимее прогресс в сельском хозяйстве - поэтому в районах большого сосредоточения ремесел возникали города. Он признает, что с появлением городов важную роль в их подъеме стала играть торговля, однако не заморская, а прежде всего между городом и аграрной провинцией.

Несмотря на убедительные аргументы сторонников как «торговой», так и «сельскохозяйственной» интерпретаций экономической истории Киевской Руси, современные историки и здесь склонны идти на компромисс. Соглашаясь, что князь, его жена и богатые купцы были заинтересованы прежде всего в оживленной и прибыльной заморской торговли, особенно процветала к XII в., Они также признают, что в большинстве своем население Киевской Руси занималось сельским хозяйством.

Основными хозяйственными занятиями славян были земледелие, животноводство, охота, рыболовство, ремесло. Византийские источники характеризуют славян как людей рослых, светлых, живущих оседло, так как они «строят дома, носят щиты и сражаются пеши».

Новый уровень развития производительных сил, переход к пашенному, оседлому и массовому земледелию при складывании отношений личной, экономической и земельной зависимости придал новым производственным отношениям феодальный характер. Постепенно подсечная система земледелия заменяется двух- и трехпольем, что обусловливает захват общинных земель сильными людьми – происходит процесс обояривания земли.

К Х-XII вв. в Киевской Руси складывается крупное частное землевладение. Формой земельной собственности становится феодальная вотчина (отчина, т.е. отцовское владение), не только отчуждаемая (с правом купли-продажи, дарения), но и передаваемая по наследству. Вотчина могла быть княжеской, боярской, монастырской, церковной.

Проживающие на ней крестьяне не только выплачивали дань государству, но становились поземельно зависимыми от феодала (боярина), выплачивая ему за пользование землей натуральную ренту или отрабатывая барщину. Однако значительное число жителей по-прежнему составляли независимые от бояр крестьяне-общинники, платившие дань в пользу государства великому князю.

Ключом к пониманию социально-экономического строя древнерусского государства может во многом служить полюдье – сбор дани со всего свободного населения («людей»), хронологически охватывающее конец VIII – первую половину Х в., а локально и до XII в. Это была фактически наиболее обнаженная форма господства и подчинения, осуществления верховного права на землю, установления понятия подданства.

Собранное в колоссальных размерах богатство (продовольствие, мед, воск, меха и пр.) не только удовлетворяло потребности князя и его дружины, но и составляло довольно высокую долю древнерусского экспорта. К собранной продукции добавлялись рабы, челядь из пленных или попавших в тяжелую кабалу людей, находившие спрос на международных рынках.

Грандиозные, хорошо охраняемые военно-торговые экспедиции, приходящиеся на летнее время, доставляли экспортную часть полюдья по Черному морю в Болгарию, Византию, на Каспий; русские сухопутные караваны достигали Багдада по пути в Индию.

Особенности социально-экономического строя Киевской Руси нашли отражение в «Русской Правде» – подлинном своде древнерусского феодального права. Поражая высоким уровнем законотворчества, развитой для своего времени правовой культурой, этот документ действовал до XV в. и состоял из отдельных норм «Закона Русского», «Древнейшей Правды» или «Правды Ярослава», Дополнения к «Правде Ярослава» (положения о сборщиках судебных штрафов и пр.), «Правды Ярославичей» («Правда Русской Земли», утвержденная сыновьями Ярослава Мудрого), Устава Владимира Мономаха, включавшего «Устав о резах» (процентах), «Устав о закупах» и др.; «Пространной Правды».

Основной тенденцией эволюции «Русской Правды» стало постепенное расширение правовых норм от княжеского закона к среде дружины, определения штрафов за различные преступления против личности, красочного описания города до попыток кодифицировать нормы сложившегося к этому времени раннефеодального права, охватывавшего каждого жителя государства от княжеских дружинников и слуг, феодалов, свободных сельских общинников и горожан до холопов, челяди и не обладавших собственностью и находившихся в полном владении своего господина, фактических рабов.

Степень несвободы определялась экономическим положением крестьянина: смерды, рядовичи, закупы-земледельцы, по тем или иным причинам попавшие в частичную зависимость от феодалов, отрабатывали значительную часть времени на вотчинных землях.

В «Правде Ярославичей» нашло отражение устройство вотчины как формы земельной собственности и организации производства. Ее центр составляли хоромы князя или боярина, дома его приближенных, конюшни, скотный двор. Управлял вотчиной огнищанин – княжеский дворецкий. Княжеский подъездной занимался сбором налогов. Работой крестьян руководили ратайные (пашенные) и сельские старосты. В вотчине, организованной по принципу самообеспеченности, имелись ремесленники и ремесленницы.

Киевская Русь славилась своими городами. Неслучайно иностранцы называли ее Гардарикой – страной городов. Сначала это были крепости, политические центры. Обрастая новыми посадами, становились средоточием ремесленного производства и торговли. Еще до образования Киевской Руси города Киев, Новгород, Белоозеро, Изборск, Смоленск, Любеч, Переяславль, Чернигов и др. сложились на важнейшем водном торговом пути «из варяг в греки». В Х-XI вв. создается новое поколение политических и торгово-ремесленных центров: Ладога, Суздаль, Ярославль, Муром и др.

В Киевской Руси получили развитие более 60 видов ремесел (плотничье, гончарное, полотняное, кожевенное, кузнечное, оружейное, ювелирное и др.). Продукция ремесленников расходилась порою на десятки и сотни километров вокруг города и за рубеж.

Города приняли на себя также функции торговли и обмена. В крупнейших из них (Киеве, Новгороде) велась широкая и регулярная торговля на богатых и обширных базарах, постоянно проживали как иногородние, так и иноземные купцы.

Особое значение в хозяйственной жизни Киевской Руси приобрели внешние экономические связи. Русских купцов «рузариев» хорошо знали за рубежом, предоставляли им значительные льготы и привилегии: договоры 907, 911, 944, 971 гг. с Византией и др. Среди пяти важнейших магистральных торговых путей царьградско-византийский, закаспийско-багдадский, болгарский, регинсбургский и новгородско-скандинавский наибольшее значение вначале имели первые два.

Интересно, что внутренняя торговля на Руси, особенно в XI-X вв., носила преимущественно «меновый» характер. Затем наряду с обменом появляется и денежная форма. Вначале в качестве денег выступали скот (кожаные деньги) и меха (куны-мех куницы). «Русская Правда» упоминает и металлические деньги.

Главной счетной металлической денежной единицей служила гривна кун (слиток серебра продолговатой формы). Гривна кун подразделялась на 20 ногат, 25 кун, 50 резан и т.д. Просуществовав на древнерусском рынке до XIV в., эта денежная единица была вытеснена рублем. Чеканка своей монеты на Руси началась в Х-XI вв. Наряду с ней имели хождение и иноземные монеты.

Политическую и социально-экономическую жизнь славян древнерусского государства дополняла и жизнь духовная.