Что значит аналитические способности. Дело по душе: как применить аналитические способности



При найме сотрудников работодатели часто включают аналитические навыки в перечень важнейших. И это неспроста - сегодня уметь работать с большими объемами данных, анализировать и выделять главное, надо работникам многих профессий. и, написание отчетов, решение технических проблем и даже умение вести разговор - малая часть тех сфер, где нужны аналитические способности. Если вам кажется, что это скучно и уныло, то знайте: развитое также требует этих навыков.

Насколько сильны ваши аналитические навыки при решении проблем? Не слишком уверены в своем ответе? С регулярной практикой они могут быть усилены и развиты. Дальше поговорим как раз об этом.

Что такое аналитические навыки

Аналитические навыки - это способность визуализировать, формулировать, концептуализировать и разрешать проблемные ситуации, принимая разумные решения с учетом имеющейся информации. Вот краткий список умений и способностей, которые составляют и в то же время способствуют развитию аналитических навыков.

Разбивать проблемы на составляющие части

Многие люди «застревают», когда пытаются решить большую проблему. Аналитические навыки помогают разбивать проблемы на мелкие части, которые легче решить. Это экономит время и энергию.

Собирать и оценивать информацию

Также известный как информационная грамотность, этот навык позволяет отделять зерна от плевел. В буквальном смысле это способность отбирать и оперировать актуальной и правильной информацией, работать с источниками, делать обоснованные выводы.

Эффективно управлять информацией

Сегодня важно уметь управлять большим количеством информации. Этот набор навыков включает в себя как работу непосредственно с информацией, так и развитые организационные способности.

Искать альтернативы и решения

Со временем каждый человек осознает, что существует множество путей, ведущих к успеху в жизни и бизнесе. Обладая развитыми аналитическими навыками, вы будете вооружены эффективным инструментом для поиска решений и альтернатив.

В целом, аналитические навыки используются в следующих ситуациях:

  • Для решения комплексных проблем
  • Принятия обоснованных решений
  • Обобщения статистических данных
  • Выявления тенденций
  • Упорядочения процессов
  • Эффективного выполнения проектов
  • Анализа и диагностики проблемы
  • Для исследований или анализа данных

Если вы не ученый, детектив или математик, какая польза от аналитических навыков для вас? В личной жизни можно выявить тенденции и шаблоны поведения, чтобы лучше и познавать окружающий мир, эффективно общаться с людьми, ставить жизненные эксперименты, объяснять свою точку зрения.

Когда вы научитесь мыслить аналитически, то автоматически подтянете навыки и творческого мышления. А также будете цениться работодателями за свои умения решать сложные проблемы. Последний пункт осветим отдельно.

Какие вопросы задают на собеседовании?

Вот несколько типичных вопросов, которые задают на собеседовании, чтобы проверить аналитические способности соискателя.

  1. Какие шаги нужно совершить, чтобы изучить проблему, а затем принять верное решение?
  2. Расскажите мне про случай из своей предыдущей работы, когда вы обнаружили более эффективный метод для выполнения типичной задачи.
  3. Можете ли вы привести мне пример небольшой проблемы, которую вы выявили и решили, прежде чем она превратилась в серьезную проблему?
  4. Опишите задачи, с которыми вы сталкивались ранее и которые требовали аналитических способностей.
  5. Вспомните проблемную ситуацию, требующую быстрого решения. Как вы ее разрешили.
  6. Были ли случаи, когда ваш анализ ситуации и принятое решение ухудшали ее состояние, и вы терпели неудачу? Что бы вы сейчас сделали иначе?
  7. Какое самое сложное аналитическое задание, вы выполняли когда-либо?

От ответов на эти вопросы отчасти зависит, возьмут ли вас на работу. Причем оцениваться будет не столько ваш опыт, сколько умение рассуждать прямо сейчас: построение фраз, логика в повествовании и умение делать правильные умозаключения.

12 принципов аналитического мышления

Придерживайтесь следующих принципов, когда сталкиваетесь с проблемой и пытаетесь найти эффективное решение:

  • Собирайте информацию, которая связана с темой или проблемой.
  • Фокусируйтесь на фактах и доказательствах, а не мнении и домыслах.
  • Тщательно изучайте информацию.
  • Дайте точное определение проблеме.
  • Разделяйте сложную информацию на простые фрагменты.
  • Ищите шаблоны и выявляйте тенденции.
  • Определите причину и следствие.
  • Научитесь понимать связи между понятиями и их взаимосвязь.
  • Устраняйте лишнюю и постороннюю информацию.
  • Организуйте информацию.
  • Делайте обоснованные выводы.

Некоторые проблемы не требуют следования этим принципам, потому что слишком просты и очевидны. Другие же являются комплексными и решаются очень долго. Но следуя данным принципам, вы значительно повышаете шансы на итоговый успех.

Как развить аналитические навыки

Играйте в аналитические игры

Существует много игр, которые помогут вам улучшить аналитические способности. Некоторые из наиболее популярных:

  • Шахматы
  • Паззлы
  • Нарды
  • Судоку
  • Различные головоломки

Существует множество онлайн-игр, упражнений и тренажеров для развития аналитического мышления. Такие есть, к примеру, в нашей программе « », а также включены в .

Составляйте списки, ментальные карты и таблицы

Мы все сталкиваемся с массой проблем, большинство из которых связаны друг с другом. Как не запутаться в этом массиве информации и как увидеть пересечения и тенденции? Для этого существуют списки, ментальные карты и таблицы. Эти практичные инструменты помогут управлять собой и стать более организованным.

Тренировать аналитические навыки можно, создавая подобные списки:

  • Список своих ценностей и жизненных правил
  • Список дел
  • Список того, чего нельзя делать
  • Список для чтения
  • Список фильмов
  • Список привычек, которые нужно себе привить
  • Список привычек, от которых стоит избавиться

Точно так же вы можете составлять таблицы своих расходов и доходов или рацион питания. Подумайте о той сфере своей жизни, где есть большое количество информации и категорий. Затем составьте таблицу или график, чтобы упростить их.

О ментальных картах можно больше узнать из .

Используйте технику «Пяти почему»

Эта простая и мощная техника позволит сосредоточиться на том, что действительно важно.

Найдите основную причину проблемы. Задавайте себе вопрос «Почему?» всякий раз, когда столкнулись с чем-то непонятным или сложным. Причина может скрываться настолько глубоко, что для ее обнаружения нужно копать очень долго. Например, причина плохих продаж может быть не в качестве услуг или товаров, а в том, что сайт долго грузится или заявки долго обрабатываются.

Используйте технику SWOT

Созданный Альбертом Хамфри еще в 1960-х инструмент, выдержал проверку временем и остается все также полезным. Вы можете использовать его двумя способами - как простой ледокол (так называемый icebreaker), помогающий команде собраться вместе, чтобы начать разработку стратегии, или более сложным способом, как серьезный инструмент для решения целого комплекса проблем.

Используя эту технику, вы создаете целую стратегию, а не пытаетесь бороться с одной проблемой.

Посмотрим, как можно использовать этот аналитический инструмент для саморазвития.

Сильные стороны

Задайте себе следующие вопросы:

  • Какие у вас преимущества?
  • Что вы делаете лучше, чем кто-либо еще?
  • Какие уникальные и дешевые ресурсы можно использовать?
  • Что другие люди считают вашими сильными сторонам?

Ответив на них, вы сможете оценить свою личность с точки зрения умений.

Слабые стороны

  • Что вы можете в себе улучшить?
  • Чего вам следует избегать?
  • Что другие люди считают вашими недостатками?

Третий вопрос особенно важен. Мы так привыкли, что знаем о себе все, что игнорируем мнение других. Со стороны некоторые проблемы легче заметить.

Возможности

Ответьте на следующие вопросы:

  • Какие возможности у вас есть на данный момент?
  • Можно ли превратить свои недостатки в достоинства?
  • Какие мировые тенденции в саморазвитии существуют и что можно использовать?

Чтобы увидеть возможности, нужно исследовать много информации, классифицировать ее и делать выводы. Понятие «тенденция» означает, что вы тщательно изучаете всю картину и пытаетесь найти в ней что-то общее.

Угрозы

Ответьте на следующие вопросы:

  • С какими угрозами вы сталкиваетесь?
  • Будут ли ваши навыки и знания востребованы через 5 лет?
  • Способны ли технологические изменения повредить вашей жизни и карьере?
  • Есть ли у вас долги?

При проведении анализа будьте реалистичны и строги. Чем более честными будут ответы, тем более правильные выводы вы сможете сделать.

Инструмент SWOT также можно использовать при анализе и создании стратегии для своего бизнеса.

Научитесь программировать

Знание того, как «общаться» с машинами, является одним из самых ценных навыков, которыми человек может обладать сегодня. Программирование также повышает когнитивные и аналитические навыки.

Все, о чем мы говорили в этой статье, задействуется при написании кода.

Играйте в игру «Аргумент - контраргумент»

Для этого даже не нужен напарник, хотя это и желательно. Запишите на листе бумаги все свои убеждения или те мнения, в которых уверены. Подкрепите все это аргументами. А теперь найдите к каждому из них по десять контраргументов. Попытайтесь защитить противоположную точку зрения.

Вот чего вы достигнете, проделав это упражнение, согласно Скотту Фитцжеральду: «Тест на первоклассный интеллект вы пройдете тогда, когда научитесь удерживать в уме две противоположные идеи и по-прежнему сохранять способность думать».

Регулярно проводите эксперименты

Станьте своего рода ученым, который проводит , собирая информацию разного рода. Запишите свои предположения о том, как вы намереваетесь доказать или опровергнуть теорию, а затем проведите их.

Например, выясните, как нужно вести себя в конфликте, чтобы погасить его. Можно:

  • Отвечать упреком на упрек
  • Сохранять спокойствие
  • Задавать вопросы
  • Шутить
  • Удерживаться от критики

Каждое подобное действие имеет свои последствия. Подробно запишите, к чему привела та или иная тактика. Анализируйте, что все это могло бы значить. Это поможет находить эффективные способы общения с другими людьми.

Просмотрите 100 статей на определенную тему и запишите главные мысли

Это отличное упражнение для получения общей картины определенной темы и расширения кругозора. Когда вы просматриваете статьи, обратите внимание на повторяющиеся и уникальные идеи в структуре, семантике и ясности языка.

Представьте, что после выполненной работы у вас будут десятки точек зрения на один вопрос. Необязательно с ними соглашаться, важно знать, что они существуют. Это дает огромное преимущество в полемике и защите своей точки зрения.

Анализируйте, что происходит в комнате, полной людей

Особенно, если вы их не знаете. Анализируйте отношения между ними, намерения, определенные слова и жесты. Представьте себя детективом, который пытается понять, что происходит в комнате. Можете играть в эту игру в клубе, в зале ожидания или в любом другом месте, когда вы оказываетесь в группе людей.

Опишите различные процессы в своей жизни

Хотите сохранить свою память как можно более свежей в течение дня? Один из способов добиться этого - проанализировать процессы, какие происходят с вами за сутки. Важно все: действия, фразы, события, поведение, конфликты.

Когда вы собираете информацию, не пытайтесь ее трактовать каким-либо образом. Просто записывайте. В конце недели можно сделать определенные выводы. Таким образом, вы прокачаете свои аналитические навыки, а также начнете понимать, что происходит в вашей жизни.

Создайте стратегию своей жизни

Величайшие полководцы были стратегами и обладали отличными аналитическими навыками. Они постоянно меняли угол зрения и рассматривали ситуацию то в деталях, то как общую картину.

Чтобы играть в любую стратегическую игру, вы должны понимать правила (и какие из них вы можете нарушить), других игроков и их цели. Потребуется грамотная стратегия для того, чтобы получить желаемое. Иногда придется пожертвовать сиюминутным удовольствием. Но пусть вас вдохновит то, что все великие люди так делали. Они умели терпеть и выжидать, чтобы появиться на сцене в самый важный момент.

Перечисленные и описанные выше методы развития аналитических способностей являются наиболее распространенными. Вот список дополнительных советов:

  • Попытайтесь нарисовать идею или проблему, о которой сейчас думаете.
  • Попробуйте сделать графики разных тенденций по годам или месяцам.
  • Перечислите различные аргументы для реализации какой-нибудь своей идеи.
  • Объясняйте сложные концепции простым языком, используя метафоры и аналогии.
  • Создавайте списки «за и против» для любого решения.

Чем больше вы тренируетесь, тем сильнее ваш мозг привыкает к аналитическому мышлению. Не забывайте, что практика приводит к совершенству.

Книги

Развитие аналитических навыков требует чтения, особенно сложного. Следующие книги помогут вам перейти на новый уровень. Помните: будет тяжело.

  • «Как люди думают» Дмитрий Чернышев.
  • «Развитие мозга. Как читать быстрее, запоминать лучше и добиваться больших целей» Роджер Сайп.
  • «Головоломки Шерлока Холмса» Ричард В. Галланд.
  • «Научи свой мозг работать» Мэтью Макдональд.
  • «Японская система развития интеллекта и памяти» Рюта Кавашима.
  • «Зарядка для мозгов. Повысь свой IQ» Джоэл Леви.
  • «5 минут на размышление» Ян Перельман.
  • «Быстрый счет» Ян Перельман.
  • «Занимательные задачи и опыты» Ян Перельман.
  • «Развитие критического мышления» Дайана Халперн.

Творческие способности помогут вам получить блестящие идеи, создать впечатляющие вещи и быть уникальными. Они помогут выделиться. Но творческие усилия и инновации всегда должны подкрепляться правильной стратегией и совершенным исполнением. Вот когда вам помогут аналитические способности. Они являются основой для построения гибкого плана и механизма обратной связи, который позволит воплотить в жизнь даже самые сложные и невероятные решения.

Желаем вам удачи!

Опубликовано в 24 номере июнь 2010 в журнале КОРПОРАТИВНЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ

преподаватель отраслевого университета REMI .


АНАЛИТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ: ОЦЕНКА И РАЗВИТИЕ

Аналитические навыки: Как оценить потенциал и склонность человека к анализу? Ценность аналитического подхода в бизнесе. В каких ситуациях необходимо и возможно развивать навыки анализа для решения практических задач? Методический подход и инструменты для развития аналитических компетенций. Оцениваем результат развития. Место и роль аналитических способностей среди других видов мышления. Побочные эффекты слишком высокого уровня развития аналитических качеств - гармония превыше всего.

Прежде чем раскрывать тему развития аналитических навыков обозначим, что входит в совокупность аналитических компетенций. Развитые аналитические навыки - это баланс аналитической и синтетической деятельности мышления, корректней будет говорить об аналитико-синтетической деятельности.

Аналитические навыки включают в себя следующие базовые составляющие:

  1. способность разделять и дифференцировать совокупность информации (объектов, данных) на составляющие части, по каким-либо существенным признакам или категориям;
  2. умение находить общие существенные признаки у частных явлений - навык абстрагирования/обобщения и классификации.

Первый и второй базовые аспекты предполагают наличие как аналитической функции - разделять, дифференцировать, так и синтетической - находить общие признаки.

3. умение видеть существенные взаимосвязи между объектами и явлениями: взаимовлияние, причинно-следственные связи и т. п.;
4. навык сравнения, оценки и мониторинга;
5. умение структурировать, упорядочивать информацию;
6. умение мыслить и излагать свои идеи последовательно, логично и делать выводы.

В бизнес - практике уровень развития аналитических навыков позволяет грамотно принимать решения, учитывая совокупность существенных факторов, находить выход из сложных ситуаций, расставлять приоритеты, исследовать и оценивать ситуацию, классифицировать события, факты, планировать и выстраивать систему суждений и аргументации, корректно оперируя понятиями, что является необходимым аспектом коммуникации. Аналитические навыки в значительной степени конвенциональны и играют существенную роль в способности людей понимать друг друга. В этой связи важными являются также и другие компоненты аналитической деятельности.

7. навык выявления существенных и достаточных для принятия решения факторов, приоритетов и способность пренебречь менее значимыми;
8. умение мыслить системно, учитывая совокупность существенных факторов, выстраивать информацию по иерархическим логическим уровням;
9. навык формулирования гипотез, умение работать с фактами и допущениями, понимать разницу между ними;
10. навык поиска и создания алгоритмов (решения задач, операций), умение применять их или адаптировать к новым ситуациям;
11. критичность мышления - способность подвергнуть сомнению принятые и устоявшиеся суждения и доводы, изменить первоначальную гипотезу, сформулировать вопросы, позволяющие дополнить или пересмотреть ситуацию.

Выше уже было сказано, что корректнее говорить о сбалансированной аналитико-синтетической деятельности. В случае, если в типе мышления преобладает способность к синтезу, объединению и умению находить сходство, обобщать, человек будет стремиться генерировать целостные решения без детального предварительного анализа ситуации. Если же превалирует аналитическая функция, то сложности возникнут тогда, когда нужно будет выбрать один вариант решения из имеющихся или предложить собственное целостное решение.

Аналитические навыки формируются на определенном этапе речевого развития, когда происходит овладение системой понятий и категорий, складывается понимание закономерностей и взаимосвязей в мире предметов и явлений.

Преобладание аналитической или синтетической составляющей интеллекта, а также целенаправленное развитие аналитических навыков, либо, наоборот креативного, целостного интуитивного подхода в детстве определяет стиль и способы рассуждений и решения задач у взрослого человека. Однако развитие аналитические навыки возможно и в зрелом возрасте.


Оценка уровня развития аналитических навыков

Хорошо встроенные и развитые аналитические навыки будут проявляться в речи в большинстве случаев следующим образом:

1. четкость и, как правило, хорошая артикуляция речи;

2. последовательность построения речевых сообщений и логичность изложения. Законченность фраз;

3. точность использования понятий категорий и определений;

4. структурированность речи, наличие плана и этапов повествования;

5. выявление и умение объяснить закономерности и причинно-следственные связи;

6. наличие обобщений и умозаключений;

7. способность придерживаться логики и предмета обсуждения, возвращаться к нему;

8. умение выстраивать аргументацию, опираясь на объективные факты и источники, а не на субъективное мнение или понимание вопроса;

9. навык и тенденция задавать конкретизирующие, проясняющие и уточняющие вопросы;

10. наличие логических связок: в случае если, для того чтобы, при условии и т. п.;

11. использование перечислений и числительных для упорядочивания мыслей;

12. резюмирование сказанного, наличие умозаключений и выводов;

13. хороший темп решения кейсов и задач.


Однако отсутствие или неполный перечень указанных признаков в речи еще не повод делать вывод об отсутствии или слабой выраженности аналитических навыков. Проверить уровень их развития можно, предоставив возможность человеку письменно решить задачу, выполнить тест, поработать над кейсом или написать эссе на заданную тему.
Для оценки уровня развития аналитических навыков хорошо подходят некоторые тесты интеллекта, например тест Амтхауэра или Векслера, матрицы Равена и т. п. Единственное условие применения подобных тестов - проводить тест и интерпретировать его результаты должен специалист, имеющий квалификацию психолога.

Быстрее и проще будет развивать и совершенствовать аналитические навыки у тех людей, которые и при устных и при письменных испытаниях показывают хорошие результаты. Сложнее у тех, кто проявляет их в основном при выполнении письменных вариантов заданий, и весьма сложно, если по результатам и письменных и устных заданий демонстрируемый базовый уровень аналитических навыков невысок.

Этапы формирования аналитических навыков
Если рассматривать собственное развитие аналитических навыков у взрослых людей для применения их в бизнес - практике, то можно выделить несколько этапов:

I. знакомство с инструментами и методами аналитического подхода;

II. Применение инструментов и методов аналитического подхода для «простых» ситуаций:

  1. письменный формат. Применение инструментов и методов к несложным ситуациям, к решению относительно простых задач без учета фактора времени
  2. письменный формат. Применение инструментов и методов к несложным ситуациям, к решению простых задач с учетом фактора времени (решение с лимитированным временем «на скорость»)
  3. устный формат. Применение инструментов и методов к несложным ситуациям в условиях групповой работы, дискуссии или индивидуального разбора задачи;
  4. устный формат. Применение инструментов и методов к несложным ситуациям в ролевой игре;
III. Применение инструментов и методов аналитического подхода для «сложных», комплексных ситуаций и кейсов:
  1. письменный формат. Применение инструментов и методов к сложным ситуациям, к решению сложных задач без учета фактора времени;
  2. письменный формат. Применение инструментов и методов к сложным ситуациям, к решению сложных задач с учетом фактора времени (решение с лимитированным временем «на скорость»);
  3. устный формат. Применение инструментов и методов к сложным ситуациям в условиях групповой работы, дискуссии или устного индивидуального разбора задачи
  4. устный формат. Применение инструментов и методов к сложным ситуациям в ролевой игре;
  5. формат бизнес - симуляции в условиях ограниченного времени.
IV. Формирование привычки применять навык в повседневной деятельности.

Остановимся на каждом этапе чуть подробнее.

I. Знакомство с инструментами и методами аналитического подхода.

На этом этапе происходит собственно ознакомление с тем инструментарием, который позволит улучшить результат, полученный на этапе тестирования;


II. Применение инструментов для решения простых задач.

Формирование навыка идет от простого к сложному, поэтому начинать нужно с простых задач. На этом этапе важно, чтобы обучающийся освоил инструмент. Однако стоит избегать слишком простых задач и ситуаций подразумевая то, что любые действия и навыки человека формируются и функционируют в достаточно сложной внешней среде. При этом в п.п. II-IV последовательно добавляются стрессовые факторы, которые влияют на качество проявления навыка. Это появление фактора устной коммуникации и работы в группе, а также фактор временных ограничений.


III. Применение инструментов для решения сложных задач.
В данном случае подразумевается усложнение взаимосвязей и количества условий в задаче;

IV. Формирование привычки применять навык в повседневной практике. Сложность применения полученных новых навыков и знаний у взрослого обусловлена большим количеством накопленных навыков и стратегий в предыдущем опыте. Требуется время, для того чтобы привыкнуть к использованию новых стратегий в повседневной практике и научиться контролировать применение прежних способов решения проблем.

Методы и инструменты развития аналитических навыков.

Если бы речь шла о развитии подобных навыков у детей, то можно было бы рекомендовать всевозможные задачи на поиск закономерностей, сходства и различия, решение логических задач и пр.

Однако не всегда взрослого человека удаётся легко мотивировать развивать способности при помощи задачек, не с вязанных с его практической деятельностью.

Поэтому в большинстве случаев для развития аналитических навыков целесообразно пользоваться теми инструментами, которые уже есть в соответствующей прикладной области. Например, если брать такой существенный навык как принятие решений, то практика применения аналитического структурированного подхода к принятию решений как раз и будет тренировать навык последовательного аналитического подхода при решении проблемных ситуаций.

Пример 1. Принятие решений. Аналитический структурированный подход.

1. Обнаружение симптома


2. Обнаружение проблемы
3. Сбор и анализ информации по проблеме

4. Постановка цели
5. Определение критериев успеха

6. Накопление информации , генерация вариантов

7. Оценка вариантов - выбор вариантов - принятие решений

Существенным в данном аналитическом подходе к решению проблемы будет формирование простейшего, базового навыка, а именно умения выстраивать цепочку симптом-проблема-цель. Как ни странно, часто встречаются ситуации, когда обучающиеся между симптомом и проблемой ставят знак равенства, что может привести к некорректной или неполной формулировке цели. Нередко последствием отсутствия навыка аналитического подхода к проблеме является некорректное обобщение случайных, ситуативных или несущественных явлений.

Примером хорошего и достаточно простого инструмента формирования аналитического подхода может стать практика использования для анализа ситуаций матриц. Например, матрицы Эйзенхауэра для размышления о приоритетах, срочности и важности, матрицы SWOT - для анализа (сильных и слабых сторон, возможностей и угроз), матрицы оценки рисков, Бостонской матрицы, Окон Джохари и т. п.

Пример 2. Матрица.
Матрица Эйзенхауэра

Более сложный инструмент анализа - использование различных типологий для классификации явлений и событий. Например, анализ и классификация ролей в команде по М. Белбину.

Пример 3 Типология

Рассмотрим, как может выглядеть этапность работы по освоению навыков анализа ролей в команде:

I. Знакомство с инструментами и методами предполагает ознакомление с 8 командными ролями по М. Белбину и признаками поведения, соответствующими каждой роли;

II. Применение инструментов для простых ситуаций. На этом этапе обучающиеся читают отрывки с описанием ситуаций и поведения людей, и определяют, какое поведение и построение речевых высказываний характерно для каждой роли. Сначала это может быть анализ текстовых описаний, а в конце данного этапа - анализ видеозаписей различных типов поведения и диалогов;

III. Применение инструментов для сложных ситуаций. Применительно к типологии, это может быть письменный разбор кейса, где герои взаимодействуют между собой и обмениваются репликами во время мозгового штурма или производственного совещания. Задачу можно усложнить, предложив участникам проанализировать производственную ситуацию с целью выявить дефицит тех или иных командных ролей и выработать рекомендации. Обучающимся можно предложить принять участие в ролевой игре или разыграть сценки с использованием поведения, характерного для той или иной командной роли, а также побыть наблюдателем и проанализировать роли остальных.

IV. Формирование привычки применять навык в повседневной практике. Хорошим вариантом закрепления навыка анализа и классификации ролей с применением типологии будет анализ состава реальной команды, в которой работает обучающийся, или которой он руководит; выработка гипотез о существовании или дефиците ролей, а также рекомендаций по изменению и поэтапного плана по реализации этих изменений.

В качестве одного из инструментов для оценки уровня развития аналитических навыков может быть деловая игра или бизнес - симуляция, в которой может потребоваться применение не одного, а нескольких инструментов к ситуациям различного уровня сложности, содержащим множество факторов, которые придется принимать во внимание для выработки оптимального варианта решения. И деловая игра, и бизнес-симуляция, и решение сложных кейсов предполагают также, что участники работа ют в условиях временных ограничений. Следует учесть, что для корректного применения подобной оценки требуется проводить ее дважды: до освоения инструментов анализа и после. Частое практическое использование и освоение инструментов анализа дисциплинирует аналитическое мышление и приучает применять его и в других совершенно новых ситуациях.

Вопросы как инструмент для развития аналитических навыков.

Достаточно простым инструментом для развития аналитических навыков в бизнес - практике являются вопросы. Умение задать вопрос это и самостоятельный навык, и инструмент развития аналитических навыков. Когда руководитель или тренер задает вопрос сотруднику или участнику обучения, он тем самым побуждает его размышлять о ситуации или проблеме глубже и детальнее, учитывая различные аспекты. Если сотрудник или обучающийся постоянно находится в условиях, которые постоянно побуждают его к новому осмыслению происходящего при помощи вопросов, то рано или поздно это приводит к тому, что он начинает задавать вопросы самому себе, продумывая актуальные рабочие моменты.

Коммуникативные тренинги включают в себя блоки, посвященные умению формулировать вопросы. Тренинги, развивающие навыки анализа ситуации, умения принимать решения, системно подходить к возникающим проблемам обязательно включают блок, посвященный умению задавать вопросы, но уже не как фактор эффективной коммуникации, а как инструмент, развивающий аналитический подход.

Для развития аналитического подхода необходимо изучить и уметь применять основные типы вопросов: открытых, альтернативных зондирующих и закрытых.

Баланс аналитического, целостного и интуитивного подхода.

Однако избыточное развитие аналитических навыков может тормозить другие, не менее важные аспекты мышления, такие как интуитивный подход, умение видеть проблему и ситуацию целостно или нетривиально. Аналитические навыки в целом более конвенциональны, чем интуиция, образное мышление и креативность. Поэтому, развивая навык аналитического подхода, следует помнить о необходимости развития и других компонентов мышления. Современная информационная и коммуникативная среда непрерывно усложняется, нарастает уровень неопределенности взаимосвязей между факторами, влияющими на качество принимаемых решений, требования к скорости принятия решений бывают чрезвычайно высоки. В подобных ситуациях сочетание аналитического подхода с интуицией и способностью видеть целостно и находить нетривиальные решения обеспечит наилучшие результаты.

Статья посвящена основным методам, направленным на развитие аналитических способностей на тренингах и в режиме коучинга руководителей с помощью наиболее эффективных и развивающих приемов принятия решений, которые были разработаны и эффективно применяются в области управления проектами и управления качеством.

Автор также выделяет три основных вида интеллекта - рациональный, эмоциональный и пространственный - которые участвуют в процессе анализа, поиска и принятия решений. Предлагаемые автором приемы предполагают развитие аналитических навыков с задействованием всех трех разновидностей интеллекта.

Логика, эмоции и интуиция руководителя объединяются для достижения цели, а не противостоят в его решениях друг другу.

Статья написана на многолетнем опыте проведения тренингов и коучинга для руководителей высшего звена.

Введение. Исходная проблема

Аналитические навыки, так необходимые для принятия эффективных управленческих решений, в нашей культуре принято развивать с помощью решения задач. Означает ли это, что руководитель, не обладающий яркими способностями в области математики и физики, не может принимать качественные решения в бизнесе?

Ответ вполне ясен - нет, не значит.

Но как тогда развивать аналитические способности у разных по психологическому типу людей?

Три вида интеллекта и три вида управленческих решений

В соответствии с устройством головного мозга человека в нем выделяется три основных модели обработки информации и принятия решений. В своих трудах известные ученые Пол Маклин, Рольф Ширм и Виктор Батаяр выделили три основных вида аналитических процессов мозга, которые, соответственно, впервые появились у пресмыкающихся, у млекопитающих и у приматов.

Условно эти три вида процессов обработки информации были обозначены тремя цветами - зеленый, красный и синий.

На базе «зеленого» процесса формируется пространственный интеллект, построенный на интуитивной модели обработки информации.

На базе «красного» процесса формируется эмоциональный интеллект, построенный на оценочной модели обработки информации.

И, наконец, на базе «синего» процесса развивается рациональный интеллект, построенный на причинно-следственной обработке вербализированной информации.

Для каждого человека свойственно преобладание того или иного типа обработки информации, это определяется особенностями его эндокринной системы. Поэтому поиск и принятие решений каждым конкретным руководителем ограничивается его индивидуальными особенностями.

Пространственный интеллект позволяет принимать общие интуитивные решения, которые отличаются сравнительно точным прогнозированием, но такое решение не учитывает ни конкретных нюансов текущей ситуации, ни причинно-следственных связей. В итоге, такое решение не имеет технологичности. Оно бывает верным только в конкретном случае. Его невозможно воспроизвести вновь. Принятию такого решения трудно обучить. Наиболее эффективные решения с помощью пространственного интеллекта принимаются группой людей, которые вовлечены в активный процесс обсуждения, например, в режиме мозгового штурма.

Эмоциональный интеллект позволяет принимать решения в отношении приоритетов, основных направлений, методах реагирования на сложившуюся ситуацию. В основе эмоционального интеллекта лежит способность быстро оценить основные факторы, определяющие ситуацию, и выбрать наиболее приоритетный из них. Решения на основе эмоционального интеллекта самые быстрые и кардинальные - это своего рода основная модель принятия решений в реинжиниринге бизнес-процессов и в антикризисном менеджменте. Но такое решение также ограничено с технологической точки зрения. Ему не хватает полноты и глубины анализа, его невозможно воспроизвести вновь, если основные факторы хотя бы частично изменились. Часто для повышения эффективности эмоционального интеллекта необходима двигательная активность руководителя, как, например, Ленину, который постоянно ходил из угла в угол, анализируя ситуацию и вынашивая решение.

Рациональный интеллект позволяет принимать глубокие, продуманные решения, отличающиеся высоким уровнем системности, точности, многофакторности и абстрактности. В основе рационального интеллекта лежит способность находить тончайшие причинно-следственные связи даже там, где их наличие даже невозможно и предположить. Решения на основании рационального интеллекта наиболее стратегичные, глобальные и учитывающие тончайшие нюансы. Но принятие решений на основании рационального интеллекта невозможно без достаточного обеспечения входящей информацией и в шумных, некомфортных условиях. Это кабинетные решения которые требуют максимальной концентрации и уединенности в окружении современных средств связи и обработки информации.

Чем отличаются принятые решения на практике?

Сравнительно недавно в некоторой фармацевтической компании произошел существенный убыток, несмотря на высокий сезон. Как проанализировали эту ситуацию разные руководители, и какие решения они приняли.

Руководитель одного из бизнесов с выраженным пространственным интеллектом собрал всех руководителей второго уровня и попросил каждого высказать свое видение ситуации. По мере их выступлений у него постепенно родилось понимание, что руководители не хотят принимать на себя ответственность за повышение доходности при снижении затрат. Он выступил с пламенной речью и замотивировал руководителей на постоянную работу с издержками, а впоследствии постоянно напоминал им об этой задаче. По итогам следующего квартала, убыток уменьшился в три раза.

Руководитель с выраженным эмоциональным интеллектом востребовал к себе руководителя по экономической безопасности, финансового аналитика и директора по информационным технологиям. Он четко ограничил набор показателей за последний финансовый период, который он хотел видеть. Получив необходимые данные, он за два часа сформировал программу на квартал из 4 пунктов: отказ от резервного склада, сокращение персонала в логистике на 12%, усиление продаж в госпитальном отделе и замена в ассортименте 10% дорогостоящих препаратов на более экономичные аналоги. В результате уже по итогам следующего квартала его бизнес вышел в прибыль.

Руководитель с выраженным рациональным интеллектом в течение первого месяца изучил ситуацию во всех нюансах и написал подробный бизнес-план. По итогам реализации этого плана в следующем квартале ситуация практически не изменилась, но за полгода его бизнес вышел на стабильный рост и обогнал остальные бизнесы по показателю прибыли.

Таким образом, Вы видите, что:

  • В бизнесе руководителю необходимы все три формы аналитических навыков
  • У каждого из видов интеллекта есть свои сильные и слабые стороны
  • Каждый руководитель принимает свою модель принятия решений

Поэтому при развитии аналитических навыков необходимо опираться на сильные способности руководителя и при этом находить способ компенсации слабых.

Приемы и способы развития аналитических навыков с учетом индивидуальных особенностей руководителей

Поэтому в своей работе мы всегда начинаем развитие аналитических навыков руководителя с анализом структуры интеллекта участников тренинга или коучинга. На настоящий момент единственной моделью, которая позволяет оценить этот показатель является методика структограммы (www.structogram.ru). И лишь после этого мы формируем конкретный комплекс обучающих мероприятий.

При этом мы отдаем предпочтением таким моделям анализа, обработки информации и принятия решений, которые содержат в себе процессы всех трех видов интеллекта.

Возьмем, к примеру, известную модель SWOT-анализа, которая активно применяется и в проектном менеджменте, и в управлении качеством, и в маркетинге. В отличие от классической модели применения этого методы мы привнесли в него ряд элементов, которые позволяют скомпенсировать те или иные аналитические процессы. Ниже я приведу пример раздаточного материала к тренингу по развитию аналитических навыков с пометками, с помощью которых я хочу обратить Ваше внимание на задействование и на компенсацию того или иного типа интеллекта.

Я выбрал для рассмотрения данную модель как наиболее известную и надеюсь, что с учетом большого числа новых деталей, учитывающих активизацию различных форм интеллекта, Вы найдете в ней большое число новых и неожиданных граней.

Практически в любой аналогичной модели поиска, анализа и принятия решения можно выстроить аналогичную модель развития и компенсации всех трех основных типов интеллекта руководителя. Например, очень интересной получается наша вариация модели причинно-следственной диаграммы Ишикавы, которая так популярно в системе управления качеством.

В рамках данной статьи я все же ограничусь только одной моделью, но постараюсь показать на ней все основные грани нашего подхода.

Пример: практическое упражнение «SWOT-анализ»

Определите сильные и слабые стороны проекта (внутренней среды), а также угрозы и возможности, которые имеются во внешней среде. Результаты запишите в матрицу SWOT-анализа в соответствующие квадраты.

1. Сильные стороны

Наличие модели безбюджетного бюджетирования

2. Слабые стороны

Отсутствие резервов

3. Возможности

Неподготовленность конкурентов

  1. Возможность планового опережения. Следовательно:
  2. Перераспределение бюджета - снижение издержек в сочетании с агрессивным маркетингом.
  1. Риск падения вместе с рынком. Следовательно:
  2. Применение маркетинговых методов партизанской войны и асимметричного удара.

Падение покупательной способности

  1. Возможность переориентации. Следовательно:
  2. Замещение ассортимента на более доступные продукты.
  1. Риск падения продаж. Следовательно:
  2. Временное повышение уровня товарного кредита у поставщиков.

Этапы анализа (SWOT-анализ) внешней и внутренней ситуации (среды) компании:

ПЕРВЫЙ ЭТАП. Распределение действующих факторов на внешние и внутренние, благоприятные и неблагоприятные с точки зрения поставленной цели . Разнесение факторов по соответствующим графам №№1-4. Дополнительные процедуры:

1.1. Соотнесение каждого фактора с поставленной целью . Проведение первичного анализа, позволяющего ответить на вопрос: «К чему может привести влияние данного фактора на поставленную цель?»

1.2. Рассмотрение крайних вариантов прогноза :

1.2.1. средний или оптимальный вариант

1.2.2. худший или пессимистический вариант и возможные пути его предотвращения

1.2.3. лучший или оптимистический вариант

1.3. Фиксация результатов наиболее вероятных прогнозов для дальнейшего использования в случае утверждения анализируемой цели.

ВТОРОЙ ЭТАП. Анализ соотношений факторов между собой . Для этого необходимо:

2.1. сопоставить каждый фактор графы 1 с каждым фактором графы 3 и внести результат в графу 1-3. Результатом должно быть :

2.1.1. описание полученного действующего фактора

2.1.2. способ наиболее оптимального действия по достижению поставленной цели с учетом данного фактора (возможные мероприятия)

2.2. затем таким же образом необходимо сопоставить факторы 1 и 4

2.5. Затем все полученные действующие факторы в рамках соответствующих граф ранжируются по степени их вероятности.

ТРЕТИЙ ЭТАП. Полученные возможные мероприятия необходимо проанализировать с точки зрения их финансовой рискованности, чтобы принять предварительное решение о том, имеет ли смысл достигать поставленной цели (политики или видения). Для этого нужно сделать следующие шаги:

3.1. Каждое мероприятие оценивается по уровню потенциальных затрат в абсолютных или относительных величинах и умножается на вероятность реализации этих затрат

3.2. Каждое мероприятие оценивается по уровню своего финансового эффекта (дополнительной прибыли) на протяжении всего времени достижения поставленной цели в тех же величинах и умножается на вероятность достижения данной дополнительной прибыли

3.3. Производится расчет инвестиционной привлекательности Вашего решения. А именно :

3.3.1. По каждому мероприятию подсчитывается алгебраическая сумма (с учетом знака)

3.3.2. Все положительные суммы делятся на 2 и складываются между собой

3.3.3. Все отрицательные суммы (остатки) умножаются на 2 и складываются между собой

3.3.4. Обе суммы складываются между собой

3.3.5. Полученная сумма делится на общую сумму приходов

3.4. Полученный результат Вы сопоставляете с таблицей решений и определяете свои дальнейшие действия из трех вариантов :

3.4.1. принятие решения,

3.4.2. коррекция решения,

3.4.3. отказ от решения (проекта)

ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП. Коррекция полученной структуры факторов и мероприятий.

4.1. Замена экономически невыгодных мероприятий

4.2. Если пункта 4.1. недостаточно - произведите дополнительное переформулирование цели (политики, видения) .

4.3. Оставшиеся и вновь полученные мероприятия структурируются по важности и срочности относительно поставленной цели (политики, видения) .

Выводы

  1. Многолетняя работа с руководителя показала, что решения, проработанные с применением процессов всех трех видов интеллекта оказывались наиболее эффективными.
  2. Объединение в учебном упражнении процессов каждого из трех видов интеллекта позволяет развивать аналитические навыки на новом и гораздо боле эффективном уровне. Анализ результатов обучения показал, что даже самые «неперспективные» с точки зрения заказчиков участники после подобных тренингов быстро повышали уровень и качество принимаемых ими решений. Так в одной компании после обучения нами аналитическим навыкам группы помощников руководителей ВСЕ участники и участницы тренинга в течение года после обучения были назначены на руководящие должности вплоть до уровня топ-менеджеров.

Аналитический склад ума - что это значит? В этом и будем разбираться в нашей статье: поговорим об особенностях его развития поэтапно.

Что такое склад разума и его виды

Если выбранная профессия соответствует складу ума, человек достигает небывалых высот в карьере, ему легче дается достижение целей, заслуги становятся более значительными.

Различают:

  1. Гуманитарный. Перед принятием решения человек сначала все представляет и пытается прочувствовать. Здесь в познании окружающего мира преобладает эмоциональный способ. Изучая любое явление, индивид все пропускает через себя. Обладатели гуманитарного склада ума - больше теоретики, чем практики.
  2. Синтетический - универсальный склад ума. Люди, как правило, обладают хорошими способностями к постижению и математических, и гуманитарных наук. Перевес может идти в одну из сторон, в этом случае необходимо пройти специальный тест на профпригодность.
  3. Аналитический склад ума. Он характеризуется непрерывной мыслительной работой мозга. Дает умение соединять звенья в логические цепочки мыслительного процесса и правильно рассуждать.

Остановимся более подробно на последнем.

Аналитический склад ума - что это значит?

Аналитические способности - это искусство логически мыслить и грамотно излагать свои идеи. Человек с этим типом мышления способен собрать все факты, произвести их анализ и выложить из них цепочку, ведущую к правильному умозаключению, приводящую к наиболее точному выводу.

Аналитический склад ума - что это? Это не просто умение рассуждать и высказывать свое мнение - нужно выстроить логическое умозаключение. Обычно размышляющий человек на любые повороты судьбы реагирует эмоционально, подключая интуицию, что не подчиняется логике. Эмоции отличны от логических научных знаний. Индивид, мысли которого имеют яркую эмоциональную окраску, поддающийся инстинктам, не может выстроить факты в нужном направлении безошибочно. Это и есть нелогичное мышление, отсюда разрозненность мнений об одном и том же событии.

Нет, это не говорит о том, что люди с аналитическим мышлением не подвержены эмоциям и инстинктивному поведению. Их мозг так устроен, что в принятии решения, обработке и анализе фактов, они не подключают эмоции и интуицию. И все же аналитический склад ума - что это значит?

Раскроем суть термина

Простыми словами, это природный дар, но его можно развивать. Только сначала стоит определиться, нужно ли это вам. Как правило, аналитический склад ума необходим людям, которые занимаются наукой, писательской деятельностью, медициной, различными расследованиями, адвокатам, бухгалтерам, политологам и так далее. Продукт их труда будет исследоваться другими людьми, поэтому результат должен быть безупречным и безошибочным.

Таким образом, мы приоткрыли занавес в вопросе, что означает аналитический склад ума. Допустим, вы решили развить эти способности, разберемся, как это сделать. А, может, они уже есть? Как их распознать?

Аналитический склад ума - что значит и как определить?

Существует множество тестов. Но уповать на то, что будет стопроцентный результат, не стоит, потому что, имея математический склад ума, вы успешно пройдете задания с задачками, а вот прорехи в знаниях русского языка дадут неутешительную оценку уровню ваших аналитических способностей. Универсальных тестов нет. Лучше обратиться за помощью к специалисту, который пошагово поможет разобраться в этом вопросе.

Попробуйте определить их наличие на примере простого практического занятия. Необходимо взять любой текст и попробовать разбить его на фрагменты, уловить идею, распознать замысел каждой части, почерпнуть для себя что-то новое. Если во время проведения тренинга возникли какие-либо затруднения, аналитические способностями нуждаются в развитии.

Как это сделать?

Простыми словами, нужно тренировать мозг. Левое полушарие - это наша логика, аналитические способности. Поэтому, чтобы его усилить, нужно трудиться над увеличением нагрузок на правую часть тела. Это физические упражнения, и, конечно же, решение различных задач.

Правое полушарие - наши эмоции, интуиция. Отвечает за фантазию. А чтобы развить эту часть, нужно включать все мыслительные процессы при выполнении заданий.

Необходимо ежедневно трудиться. Есть упражнения, которые помогут выстроить, проследить и сравнить свой мыслительный процесс с путем мышления другого человека.

Упражнения следующие:

  1. Выслушав мнение оппонента, не совпадающее с вашим, постарайтесь мысленно разделить его точку зрения и выстроить события таким образом, чтобы логическая цепочка привела к выводам, схожим с его умозаключениями. Так вы сможете определить шероховатости в его изложении позиции, а возможно, найдёте ошибки у себя.
  2. Проводите анализ любой ситуации. Придумайте много вариантов выхода из нее, несколько возможных благоприятных решений.
  3. Читайте романы и детективы, где на полпути постарайтесь вычислить преступника.
  4. Решайте логические и математические задачи, головоломки, ребусы, разгадывайте кроссворды. Это занимательно, увлекательно и полезно.
  5. Просматривайте познавательные телепрограммы, ролики в интернете по географии, истории, какие-то научные каналы. Вслушивайтесь в политические дебаты. Следите за диалогом, как выстраивается речь, какие приводятся аргументы.
  6. Играйте в шахматы, шашки, бильярд.

Натренированный аналитический склад ума - это как естественный мыслительный процесс, при котором вам не приходится напрягать мозг. Не прослеживается никакой интеллектуальной нагрузки. Тогда можно считать, что вы приобрели этот уникальный дар.

Что еще поможет в развитии аналитических способностей?

Существует масса специальных тренингов, которые помогают в этом. Там предлагаются модели ситуаций, из которых нужно найти выход, предложить ее решение. И уже на основе ответа идет коррекция его поведения, специалист производит работу по развитию мышления. Занятия протекают интересно и непринужденно.

Успешно практикуются ролевые игры-импровизации. Времени на обдумывание решения не дается. Нужно описать свои мысли сиюминутно. После чего производится коллективный анализ.

Если не получается посещать тренинги, можно позвать в гости друга с аналитическим мышлением, вместе с ним проделав то же самое упражнение.

Можно заниматься и самостоятельно в полной тишине. Необходимо в мыслях спроецировать какую-то ситуацию, придумать из нее выходы. После чего нужно проводить анализ своего мыслительно процесса и совершенных в воображении действий. Можно практиковаться с друзьями.

Итак, мы разобрались с понятием "аналитический склад ума", и что это значит. Забывчивым личностям, которым тяжело сосредоточиться и довести дело до конца, необходимо развивать память, совершенствовать умственную деятельность.

Как же ее улучшить? Советы специалистов:

  • Необходим здоровый, полноценный сон, не менее семи часов, а при сильных нагрузках нужно выделять время для отдыха и днем.
  • Не стоит приступать к трудовому процессу сразу после еды, необходим небольшой перерыв.
  • Вместо чашки кофе лучше сделать утреннюю зарядку. Это заряд бодрости и энергии.
  • "Напоминание". Это упражнение позволит задействовать все виды памяти, если постоянно вспоминать и прокручивать в голове, а также проговаривать вслух, допустим, план дел на день.

Аналитические способности включают в себя в большей степени работу с компьютерными технологиями, различными документами и программами. Работа с людьми здесь проявляется в меньшей степени. Поэтому крайне важно, чтобы человек нашел себя и свое место в жизни, потому как много людей, проработав большую часть своей быстротекущей жизни, начинают осознавать, что именно к конкретной работе у них не лежит душа.

Вообще, аналитические способности у соискателя вызывают большой интерес у работодателей. Все дело в том, что это ценное качество присутствует в таких профессиях, как логисты, менеджеры, экономисты, аналитики, специалисты в сфере продаж, - а эти сотрудники для фирмы являются ценным кадровым звеном. Именно поэтому работодатели уделяют особое внимание к организованности, гибкости ума, сосредоточенности к деталям и аналитическим данным потенциального сотрудника.

В настоящее время аналитический склад ума нужен главным образом, тем сотрудникам, которые работают с большим потоком информации. Поэтому такой сотрудник обязан уметь анализировать весь объем информации, проектировать и прогнозировать вероятность возникновения тех или иных ситуаций, также оценивать и структурировать поступающие данные. Именно поэтому если мы желаем достигнуть высот в своей карьере, то нам очень важно развивать в себе аналитические способности. Для этого необходимо выполнять следующие действия:

  1. Существует много различных тренингов, направленных на развитие своих аналитических способностей. Следует, в целях саморазвития посетить их и выявить свои сильные и слабые стороны.
  2. Необходимо чаще давать себе различные задания, направленные на логику и анализ, к ним могут относиться и шахматы, и разгадывание кроссвордов, компьютерные игры, изучение игры на музыкальном инструменте или курсы иностранных языков.
  3. Обязательно необходимо уделить особое внимание своему питанию. Нехватка витаминов и микроэлементов может сказаться на мыслительных процессах. Чтобы улучшить работу мозга и тем самым развивать аналитические способности необходимо включить в свой рацион, такие продукты как, ягоды, какао, орехи, рыбу и красное вино. Читайте подробнее в заметке о правильном питании .
  4. Также большое влияние на наше восприятие информации оказывает способность к фантазированию и додумыванию какой либо ситуации, для этого как нельзя лучше подходит чтение книг. Книга является источником большого количества знаний, поэтому чтение поможет в развитии аналитических способностей у человека.
  5. Режим , как связующее звено между питанием, нагрузками и способностью организма работать максимально эффективно.

Бла, бла, бла… В настоящий век развития технологий и конкуренции во всех сферах - аналитические способности человека во многом упрощают ему жизнь и являются важнейшем качеством умственного склада ума. Развитие аналитических способностей помогает справляться с большим потоком, поступающей информации и способствует умению правильно резюмировать сказанное и увиденное. Это своеобразная палочка - выручалочка для людей всех уровней и профессий.