Процесс акционирования в россии. Приватизация путем акционирования


Акционерное общество - коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенные доли, удостоверенные акциями, предоставляющими обязательственные права участникам акционерного общества (акционерам) по отношению к обществу.

Уставный капитал акционерного общества, а также имущество, произ­веденное или приобретенное в процессе деятельности общества, принадлежат акционерному обществу на праве собственности.

Акционирование - одно из главных направлений разгосударств­ления и приватизации собственности в России. Акционирование со­стоит в превращении государственных предприятий в акционерные общества открытого или закрытого типа с возможностью приобретения акций частными физическими лицами, а также юридическими лицами, которым предоставляется право выступать в качестве покупателей приватизируемых предприятий.

Акционерным признается такое хозяйственное общество, которое имеет уставный фонд, разделенный на определенное количество акций, равное номинальной стоимости, которое несет ответственность по обязательствам только своей собственностью. Минимальная величина уставного фонда акционерного общества определяется законодатель­ством Российской Федерации.

При акционерной форме - и она этим хороша - создается опреде­ленное противоречие интересов собственников, акционеров и рабо­тающих, что выступает стимулом саморазвития.

Акционерные общества подразделяются на открытые (кратко ОАО) и закрытые акционерные общества (кратко ЗАО). Основным различием между ОАО и ЗАО является порядок реализации акций.

В ОАО акции свободно реализуются акционерами. "Акционер-ное общество является открытым, если его акции распространяются путем открытой продажи или подписки и их свободное хождение не ограничено иначе чем по закону" - гласит федеральный закон "Об акцио­нерных обществах". То есть акции можно подарить, завещать, продать и купить.

В закрытом же акционерном обществе реализация акций ограничена. Акционеры могут свободно реализовывать акции только друг другу. Порядок реализации их третьим лицам, не являющимся акционерами, определяется уставом. Именно ограничения в реализации акций в ЗАО лежат в основе понятия закрытого акционерного общества.

В федеральном законе "Об акционерных обществах" указано:"Акционерное общество является закрытым, если хождение его акций на рынке ценных бумаг запрещено или ограничено его уставом". Отличия между ОАО и ЗАО могут быть и в методах управления. В России ОАО создаются преимущественно в порядке приватизации госпредприятия путем их преобразования в акционерные общества по решению ГКИ (ныне - Министерство госимущества) или местного органа приватизации.

Закрытое акционерное общество создается значительно проще - небольшим количеством учредителей (как правило, не более 50). Исключение из этого правила - создание ЗАО в целях приватизации или в порядке преобразования арендных или коллективных предприятий в ЗАО, где количество акционеров достигает тысячи и более.

Если число акционеров невелико, то все воп­росы за исключением тех, которые входят в компетенцию директора, решают сами акционеры на своем собрании и нет смысла создавать правление.

В ОАО это практически невозможно. Акционеров сложно собирать на собрание, и поэтому основная тяжесть в решении управленческих вопросов ложится на правление.

Преобразование государственного предприятия в акционерное общество осуществляется по совместному решению трудового коллектива и уполномоченного на то государственного органа путем выпуска акций на всю стоимость имущества предприятия, которое определяется комиссией, состоящей из представителей органа, принявшего решение о преобразовании государственного предприятия в акционерное обще­ство, финансовых органов и трудового коллектива предприятия.

На основании заключения комиссии орган приватизации учреждает акционерное общество, утверждает его устав и состав органов управления и контроля.

Акционерное общество регистрируется в порядке, установленном законодательством, и становится правопреемником преобразованного государственного предприятия. Продажа акций осуществляется в несколько этапов. Вначале работникам предприятия по цене ниже номинальной стоимости на 20 %. Оставшийся пакет акций предлагается для продажи на фондовой бирже.

Особенностью такого способа преобразования государственного предприятия является возможность увеличения уставного капитала и продажи вновь выпущенных акций частным субъектам. Новый выпуск акций может распространяться как по открытой, так и по закрытой подписке. Однако, если средства от продажи акций, принадлежащих государству, идут в бюджет, то от продажи нового выпуска - на предприятие. Это очень важно с позиции всех заинтересованных сторон - государства, акционерных обществ, их работников и частных инвесторов.

Имеется ряд вариантов приватизации. Необходимость обоснования вариантов приватизации вызвана особенностями каждого конкретного предприятия (стоимость, состав и структура имущества, финансовое положение и др.), которые обусловливают своеобразие процесса его привати­зации; каждому способу приватизации присущи свои преимущества и недостатки с точки зрения покупателя.

Варианты приватизации одного и того же предприятия могут различаться:

сроком начала приватизации;

источниками средств на выкуп (собственные средства предприя­тия, заемные, привлеченные и личные средства) и их сочетаниями;

периодом времени от внесения первого взноса в бюджет за выкупаемое имущество до полного погашения кредитов, взятых на эти цели;

составом субъектов приватизации (члены трудового коллектива, сторонние граждане, предприятия-смежники, с участием государства и т.п.).

Эффективность варианта приватизации зависит от структуры источников средств, направляемых на выкуп.

Оптимальным является такой вариант приватизации, который при определении соответствия личных средств и кредитов, используемых на приватизацию, обеспечивает наибольшую величину дивидендов и наименьший срок (период) приватизации.

Обосновать вариант приватизации - значит найти из множества различных вариантов такое соотношение между личными и заемными средствами, при котором обеспечивается максимальная величина дивидендов на личные средства при минимальном сроке приватизации.

На основании заключения комиссии комитета по управлению имуществом о преобразовании государственного предприятия в акцио­нерное общество орган приватизации учреждает акционерное общество и утверждает его устав. Акционерное общество регистрируется в порядке, установленном законодательством, и становится правопреем­ником преобразованного государственного предприятия.

Каковы же главные особенности, которые присущи процессу акционирования?

1. Акционирование приводит к разрушению властной пирамиды административно-командной системы управления. Акционерные общества приобретают самостоятельность, независимость от командных структур.

Но достижение этой независимости не происходит автоматически. Вопрос решается в ходе конкуренции различных сил в процессе раз­государствления и в овладении контрольным пакетом акций. Основными борющимися силами, обладающими особыми материальными интересами, являются: старая и новая бюрократия, трудовые коллективы, пред­принимательские структуры (как легальные, так и нелегальные), хозяйственная номенклатура. И часто под новой акционерной вывеской во многом сохраняется традиционный механизм хозяйствования и управления на макроуровне с перераспределением доходов внутри объединения, ценовым диктатом, центральным снабжением и сбытом, подавлением конкуренции.

2. Акционирование способствует совершенствованию отношений собственности. Абстрактная общенародная собственность заменяется коллективной акционерной собственностью. Акционирование позволяет обеспечить более действенный контроль "снизу" за деятельностью руководства предприятий.

Но здесь многое зависит от первоначального распределения акций и их возможного последующего перераспределения. Так как претендентами на акции при акционировании пока выступают государ­ственные предприятия и другие государственные структуры, которые стремятся поделить между собой крупные пакеты акций, появляется серьезная опасность того, что акционирование будет формальным и не приведет к подлинному разгосударствлению и привати­зации.

3. Акционирование приводит к совершенствованию отношений распределения и механизма стимулирования. Главное здесь в том, что усиливается связь между результатами функционирования экономики в целом и деятельностью конкретного предприятия и благосостоянием отдельного работника данного предприятия.

Но распределительные отношения внутри акционерного общества содержат в себе ряд противоречий:

а) Если часть членов трудового коллектива владеет акциями (частичные собственники), а другая часть - нет, то между этими группами могут возникнуть противоречия. Доход одних сводится к заработной плате, других - включает заработную плату и дивиденды.

б) Если все рабочие являются акционерами, но у одних акций больше, чем у других, возникает противоречие и в доходах, и в неравном распределении риска от участия в хозяйствовании.

в) Если рабочим принадлежит больше половины акций, то возни­кает диктат рабочих по отношению к внешним владельцам и к управ­ляющим фирмы во имя сиюминутных выгод и в ущерб решению долго­срочных задач.

4. Акционирование способствует созданию гибкой системы производственно-хозяйственных связей между акционерными обществами путем перекрестного и цепного владения акциями. Строится новая организационная горизонтальная структура - группировка акционер­ных компаний в форме межотраслевой интеграции.

5. Акционирование ускоряет мобилизацию финансовых ресурсов для капиталовложений. С помощью акционирования свободные денежные средства мобилизуются с прибылью для их владельцев, превращаются в инвестиционный капитал и перераспределяются.

6. Акционирование выступает как существенный инструмент сбалансирования денежной и товарной массы. Ценные бумаги - нетрадиционный для нашего общества товар.

7. Важным достоинством акционирования является его универсаль­ность, т. е. применимость акционерной формы практически к любой сфере коммерческой деятельности.

8. Акционирование облегчает привлечение зарубежных инвесто­ров, способствует включению экономики страны в мировое экономиче­ское сообщество.

Правовой статус более чем 14 тысяч государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, не позволяет им быть полноценными и эффективными субъектами рыночной экономики.

Во-первых, к их развитию нельзя привлечь частный капитал. Это самый главный и неустранимый недостаток правового статуса унитарных предприятий. Во-вторых, государство-собственник практически лишено возможности управлять такими предприятиями. В-третьих, само право хозяйственного ведения, искусственно сконструированное российским законодательством, является несовершенным институтом, что порождает в рамках хозяйственного оборота ряд правовых коллизий:

1. Унитарное предприятие самостоятельно распоряжается всем имуществом, кроме недвижимого, а по своим обязательствам отвечает всем принадлежащим ему имуществом. Таким образом предприятие действует вполне самостоятельно, а по его долгам при банкротстве фактически расплачивается государство-собственник.

2. Право хозяйственного ведения дает возможность с помощью волевых правовых актов наделить организации, которые по определению могут иметь имущество только на началах оперативного управления, правами собственника. За государством оставлена лишь функция контроля за имуществом, переданным на праве хозяйственного ведения, и право на часть прибыли. Механизмы реализации этих прав в настоящее время нормативными документами установлены весьма слабо.

В этой связи представляется необходимым отказ от использования права хозяйственного ведения и преобразование государственных предприятий в акционерные общества.

Акционирование государственных унитарных предприятий, в том числе, с закреплением 100% акций в федеральной собственности, прямо подпадает под действие Закона о приватизации, который предусматривает весьма сложные и длительные процедуры акционирования.

Во-первых, акционирование крупного государственного унитарного предприятия в большинстве случаев по нескольким основаниям сразу возможно только в том случае, если оно будет включено в соответствующий перечень Государственной программы приватизации.

Во-вторых, параллельно с разработкой плана приватизации в обязательном порядке должна быть проведена инвентаризация имущества унитарного предприятия и его аудиторская проверка. Эта норма действует в отношении акционируемых госпредприятий, балансовая стоимость основных фондов которых превышает 5 млн. минимальных размеров оплаты труда или при выделении из предприятий каких-либо подразделений в качестве юридических лиц. Оплата аудиторских фирм должна выделяться из средств, полученных от продажи акций приватизируемого предприятия. Однако не определен источник средств при акционировании с сохранением в государственной собственности 100% акций.

Решением проблемы должно стать выведение из-под действия Закона о приватизации процедур преобразования государственных унитарных предприятий в акционерные общества со 100% акций, закрепляемых в федеральной собственности или вносимых в уставный капитал другого акционерного общества, более 75% акций которого в свою очередь находятся в федеральной собственности.

Завершение программы преобразования акционерных предприятий государственных унитарных предприятий в акционерные общества со 100% акций, закрепляемых в федеральной собственности должно завершиться к 1 июля 2001 г.

Акционирование — процесс преобразования предприятий, являющихся единой государственной или частной собственностью в юридическое лицо, уставный капитал которого раздроблен на мелкие доли.

Акционирование — это процесс преобразования предприятий, являющихся единой государственной или частной собственностью (принадлежащей одному или нескольким людям) в юридическое лицо, уставный капитал которого раздроблен на мелкие доли. Доля в уставном капитале в этом случае закрепляется количеством эмиссионных ценных бумаг — акций. Сумма их номинальной стоимости равна уставному капиталу юридического лица. При этом участники (владельцы акций) не отвечают по обязательствам АО, а лишь несут риски потери средств, вложенных в имеющиеся у них акции.

Когда осуществляется акционирование

В РФ акционирование чаще всего используется в качестве механизма приватизации государственных унитарных предприятий. Как правило, через этот механизм приватизируются средние и крупные предприятия. При этом право собственности на организацию в итоге не обязательно полностью или частично переходит в частные руки, а может оставаться полностью (100% акций) в руках государства. Нередко под государственным контролем остается только определенный пакет акций:

– контрольный (более половины акций);

– блокирующий (20-30% ценных бумаг);

– миноритарный (не позволяющий влиять на деятельность общества).

При этом основной целью акционирования называется повышение эффективности работы субъекта экономики. Она может достигаться за счет:

– большей свободы действий хозяйствующих субъектов;

– появления личной заинтересованности (дивиденды) в увеличении прибыльности от деятельности компании у новых собственников;

– привлечения инвестиций за счет продажи акций, выпуска привилегированных акций или облигаций;

– создания интегрированных структур при приобретении юридическими лицами акций поставщиков, торговых структур, производственных предприятий смежников, поглощении конкурентов;

– выделения в результате акционирования наиболее жизнеспособных на рынке частей предприятий (когда акционированию подвергается предприятие не в целом, а только определенная часть, обладающая коммерческим потенциалом);

– появления прямого контроля за целевым использованием средств общества, эффективностью его деятельности со стороны акционеров.

Основные этапы акционирования

Первый — инициация создания акционерного общества на базе унитарной государственной или муниципальной организации. Инициатором может быть Правительство РФ, исполнительный орган субъекта страны, муниципалитеты и другие органы и лица, наделенные соответствующими полномочиями.

Второй — определение органа, который станет учредителем акционерного общества. Как правило, это те же лица, что выступают инициаторами.

Третий этап — создание комиссии по приватизации, организация ее деятельности. Обязанности по созданию комиссии возлагаются на федеральный, региональный или муниципальный орган по управлению государственным имуществом. В качестве членов комиссии в нее включаются должностные лица органа по управлению имуществом, различные функциональные представители от исполнительной власти, могут быть представители акционируемого предприятия и сотрудники антимонопольного ведомства.

Четвертый этап — разработка плана приватизации путем акционирования, в котором определяются сроки и ответственные. В качестве его основы используется типовой нормативный правовой акт, утвержденный Правительством РФ. План проходит процедуру согласования общим собранием работников приватизируемого предприятия. План служит основанием для разработки устава создаваемого общества.

Завершающий пятый этап — формирование общества. Оно производится в соответствии с планом приватизации. Итогом данного этапа считается регистрация АО в соответствующих государственных органах и исключение приватизируемого унитарного предприятия из реестра юридических лиц.

В процессе акционирования работникам и неработающим пенсионерам, приватизируемой организации предоставляется возможность покупки акций создаваемого общества (если не предполагается 100% государственная собственность). После завершения процедуры акционирования акции созданной компании могут продаваться на специальных аукционах. На покупателей акций общества могут налагаться определенные социальные обязательства в части прав работников приватизируемого хозяйствующего субъекта (сохранение рабочих мест, переподготовка кадров, охрана труда, условия труда на рабочих местах и т.п.). В условиях проводимых аукционов могут быть определенные требования в части инвестиций новыми собственниками в развитие АО.

Приватизация государственных и муниципальных предприятий в России осуществляется, в основном, путем преобразования их в открытые акционерные общества (ОАО). При этом процесс создания такого акционерного общества имеет существенные отличия от стандартного порядка учреждения хозяйственных обществ. Акционирование предприятий регулируется законодательством о приватизации, которое с 1992г. неоднократно менялось. В первые годы приватизации первоначальная стоимость выставленного на продажу государственного предприятия определялась весьма просто, без учета специфики производства, региональных условий, условий рынка и т.п. В большинстве случаев за продажную цену принимали балансовую стоимость предприятия за вычетом износа.

Действующий в настоящее время Федеральный закон от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" значительно усовершенствовал подход к определению справедливой цены предприятия, подлежащего акционированию. При этом Закон оперирует двумя основными определениями цены - нормативной и начальной. Под нормативной ценой понимается минимальная стоимость, по которой может быть реализовано предприятие. Методика расчета нормативной цены определяется Правительством РФ и заключается в расчете стоимости предприятия на основании данных промежуточного бухгалтерского баланса, составленного с учетом метода расчета чистых активов.

Под начальной ценой подразумевается цена, выставляемая в качестве первоначальной при проведении аукциона. При этом основанием для определения начальной цены является , составленный в соответствии с Законодательством РФ об оценочной деятельности. Ключевым моментом при определении рыночной стоимости предприятия для акционирования является адекватная оценка как текущего финансового положения предприятия, так и перспектив его дальнейшего развития.

На основании этой оценки определяется размер уставного капитала акционерного общества. Распределение долей предприятия осуществляется путем выпуска акций на соответствующую сумму. Способ оплаты долей (акций) определяется уставными документами предприятия. При этом возможен вариант оплаты доли акционера не денежными средствами, а имуществом. В этом случае стоимость имущества, вносимого в качестве оплаты доли, определяется соглашением учредителей с привлечением независимого оценщика, поскольку в соответствии с законодательством принятая стоимость не может превышать оценки, проведенной независимым оценщиком.

Необходимо также учитывать, что после распределения долей предприятия оценка каждой доли (пакета акций), как самостоятельного объекта купли-продажи, должна проводиться с учетом поправочных коэффициентов - скидок на низкую ликвидность, и миноритарный пакет, надбавок за контрольный характер пакета акций и прочих факторов.

Оценочная компания Swiss Appraisal имеет значительный опыт проведения оценки для акционирования и распределения долей крупных промышленных предприятий для государственного сектора и частного бизнеса. Случаи, когда необходима оценка Swiss Appraisal:

  • Акционирование предприятия
  • Распределение долей при акционировании
  • Распределение долей при разделе предприятия
Какие объекты оценивает Swiss Appraisal:

Одним из наиболее важных положений этого закона является установление минимального размера уставного фонда для УП. Для муниципальных УП (МУП) он равен 100 тыс. руб., для государственных УП (ГУП)- 500 тыс. руб.

Этот же закон обязал все УП привести свои учредительные документы в соответствие с законодательством.

В связи с этим перед множеством ГУП встала проблема увеличения уставного фонда. Не секрет, что большое количество ГУП работает менее эффективно, чем аналогичные организации частного сектора экономики. Имеющиеся у таких ГУП активы по большей части обременены значительной задолженностью, основные средства крайне изношены, зачастую в собственности не имеется и недвижимости, так как ГУП получали площади либо в аренду, либо в хозяйственное ведение.

Таким образом, привести устав ГУПа «в соответствие» требует закон, а экономическое положение предприятия этого чаще всего не позволяет: нет средств для увеличения уставного фонда. Причем, совсем не факт, что в этом есть вина руководителя. Дело, как известно, в общей неэффективности государственного сектора экономики. Рассчитывать на то, что государство выделит средства, не приходится, так как руководством страны сейчас проводится политика сокращения количества ГУПов до минимального числа с целью оставить только такие ГУПы, которые выполняют действительно необходимые государственные функции.

Конечно, часть ГУПов могут задействовать ресурсы присоединяемых к ним дочерних предприятий, созданных ранее в соответствии со ст. 114 ГК РФ. Закон установил, что эти дочерние предприятия должны быть присоединены к создавшим их УП не позднее 1 июля 2003 г. Понятно, что присоединение «дочек» вместе с их имуществом позволит некоторым ГУПам набрать установленный законом минимум имущества, необходимый для увеличения уставного фонда ОАО.

Для остальных ГУПов, у которых нет таких резервов, одним из способов выхода из создавшейся ситуации является приватизация.

Приватизацией, согласно федеральному закону РФ № 18-ФЗ от 21.12.2001г. «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее - ФЗ), является возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, ее субъектов, а также муниципальных образований - в собственность физических или юридических лиц.

Следует особо отметить, что законодательство императивно установило принцип: возмездное отчуждение государственного или муниципального имущества (за некоторыми исключениями) возможно только в порядке и способами, установленными ФЗ. Действия, выходящие за пределы ФЗ, чреваты неприятными последствиями для совершивших таковые действия лиц, вплоть до признания приватизации недействительной. Гражданский кодекс РФ устанавливает срок давности для предъявления исков о признании таких сделок недействительными равным десяти годам.

Какие же способы приватизации приемлемы для УП?

Статья 13 ФЗ, определяющая способы приватизации, установила правило: приватизация имущественного комплекса УП в случае, если стоимость его имущества превышает установленный законодательством размер минимального уставного капитала открытого акционерного общества (ОАО), может быть осуществлена только путем преобразования в ОАО, 100% акций которого находится в собственности государственных или муниципальных органов (иначе это именуется акционированием). Федеральный закон «Об акционерных обществах» установил минимальный уставный капитал ОАО в размере 100 тыс. руб. Способ преобразования УП в закрытое акционерное общество (для которого минимальный уставный капитал равен всего 10 тыс. руб.), законодательством не предусмотрен.

Из вышеизложенного следует вывод: все ГУПы или МУПы, имеющие имущество на сумму свыше 100 тыс., но менее 500 тыс. руб., сегодня должны в первую очередь рассмотреть возможность приватизироваться, и приватизироваться только путем акционирования.

Акционерное общество (АО), согласно законодательству, представляет собой юридическое лицо - коммерческую организацию, уставный капитал которого распределен на акции. Акция позволяет ее обладателю управлять АО путем участия в голосовании на общем собрании акционеров, и получать причитающиеся акции дивиденды. Создание и деятельность АО в целом осуществляется в соответствии с ГК РФ и регулируется федеральным законом РФ «Об акционерных обществах».

Однако ФЗ установил особенности создания и правового положения ОАО, созданных путем преобразования УП. В том числе и для ОАО, в отношении которых принято решение об использовании специального права («золотой акции»).

Процедура акционирования УП начинается с появления организатора акционирования. Приватизация государственного или муниципального имущества может быть плановой или инициативной. Имеется в виду, что ФЗ в этом вопросе проявил гибкость, и неограниченно расширил круг лиц, могущих предоставить в уполномоченные государственные или муниципальные органы предложения (заявки) на приватизацию. Более того, статья 10 ФЗ прямо предоставила право органам власти субъектов Российской Федерации и муниципальным образованиям определять порядок планирования приватизации имущества, находящегося в их собственности. Статья 14 ФЗ предоставляет им право самостоятельно определять порядок принятия решений об условиях приватизации республиканского или муниципального имущества.

Так, в настоящее время Республика Башкортостан и город Уфа самостоятельно определяют часть процедур приватизации (естественно, в рамках норм ФЗ). Речь идет о законах Республики Башкортостан о программах приватизации государственного имущества на год, а также решениях Уфимского городского совета по аналогичной тематике.

Таким образом, отчетливо просматривается стратегическая линия государства на создание гибкой, учитывающей местные особенности, системы планирования приватизации. Такая стратегия еще раз подтверждает вывод: государство намеренно решительно расстаться с грузом унитарных предприятий. И если кто-либо из руководителей УП, обреченных на акционирование, еще надеется на помощь в высоких кабинетах, то, видимо, это надежда слабая, и с ней следует расстаться, чем раньше, тем лучше.

Наличие прогнозного плана приватизации, или же обоснованной заявки на приватизацию, запускает механизм приватизации. На первом этапе органами по управлению государственным или муниципальным имуществом исследуется вопрос возможности приватизации. Преимуществом в этом плане обладают предприятия торговли, бытового обслуживания, некоторые другие. Законами и иными нормативными правовыми актами установлены категории или перечни объектов государственной или муниципальной собственности, не подлежащие приватизации, или приватизация которых осуществляется с определенными ограничениями. Также существуют нормативные акты, регулирующие порядок рассмотрения заявок на приватизацию.

Если при рассмотрении возможности приватизации УП не выявлены какие-либо ограничения, то орган по управлению соответствующим имуществом (например, Минимущество РБ или КУМС г. Уфы) выносит решение о приватизации данного УП.

При подготовке решения об условиях приватизации УП осуществляются следующие мероприятия:

Осуществляется инвентаризация имущества (включая результаты научно-технической деятельности);

Составляется промежуточный баланс;

Оформляется план земельного участка и иные документы на недвижимость (при ее наличии). План земельного участка оформляется с приложением правоустанавливающих документов на этот участок. Если в отношении подлежащих приватизации земельных участков проведен кадастровый учет, то предоставляется выписка из государственного земельного кадастра в форме кадастрового плана;

Все вышеперечисленные документы подписываются руководителем и главным бухгалтером УП.

Аудиторская проверка промежуточного баланса. (Аудиторская проверка может быть проведена по инициативе органа по управлению государственной или муниципальной собственностью. С этой целью ими заключается соответствующий договор с аудиторской организацией. В случае выявления аудитором нарушений при составлении документации, может быть назначена дополнительная проверка наличия и состояния имущества и обязательств УП);

решается вопрос о дочерних предприятиях (они должны быть присоединены к основному УП);

Определяется состав подлежащего приватизации имущественного комплекса УП (сюда включается все имущество, принадлежащее УП на праве хозяйственного ведения, а также подлежащие приватизации земельные участки, фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания и пр.);

Определяются объекты (в т. ч. исключительные права), не подлежащие приватизации в составе данного УП, и порядок их дальнейшего использования (например, права на объекты интеллектуальной собственности, которые непосредственно связаны с обороноспособностью и безопасностью страны);

Составляется перечень обременений (ограничений) объектов недвижимости, и определяется необходимость установления при приватизации дополнительных ограничений и публичных сервитутов.;

Определяется балансовая стоимость активов;

Определяется размер уставного капитала создаваемого ОАО (он принимается равным балансовой стоимости подлежащих приватизации активов УП);

Определяются количество и номинальная стоимость акций, состав совета директоров и ревизионной комиссии ОАО, разрабатывается устав ОАО.

Подробнее об инвентаризации.

Инвентаризация имущества УП, а также результатов научно-технической деятельности, в зависимости от принадлежности УП к федеральной, республиканской или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с нормативными актами органов управления имуществом соответствующего уровня. Эти нормативные акты в целом едины в своей методике выявления и оценки активов и пассивов предприятия.

К акту инвентаризации прилагается перечень обязательств УП, существующих на дату завершения инвентаризации. Перечень должен содержать основания возникновения обязательства, предмет обязательства, срок исполнения и контрагент обязательства. Это, в частности, обязательства по векселям, поручительству, и т.д.

При выявлении неучтенных объектов их оценка производится по рыночной стоимости, в большинстве случаев с привлечением независимых оценщиков.

Имущество, не включенное в состав приватизируемого, изымается собственником.

Ответственность за проведение инвентаризации несет руководитель УП.

В случае выявления недостаточности балансовой стоимости активов для формирования минимального уставного капитала ОАО, предусмотренного законодательством, решение будет предусматривать не акционирование УП, а его продажу с аукциона или конкурса.

Вышеизложенные мероприятия завершаются решением об условиях приватизации УП, которое утверждает:

состав подлежащего приватизации имущественного комплекса УП;

перечень объектов (в том числе исключительных прав), не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса УП;

перечень обременений (ограничений) приватизируемого имущества;

расчет балансовой стоимости приватизируемых активов УП.

На основании и в соответствии с решением об условиях приватизации УП составляется передаточный акт, который по форме и содержанию соответствует составу подлежащего приватизации имущества УП. В качестве приложений к передаточному акту прилагаются расчет балансовой стоимости активов, и перечень обременений (ограничений) приватизируемого имущества.

Далее осуществляется государственная регистрация созданного ОАО в порядке, предусмотренном федеральным законом Российской Федерации «О государственной регистрации юридических лиц». В соответствии с ФЗ созданное таким образом ОАО становится правопреемником бывшего УП.

После государственной регистрации созданного ОАО представитель органа по управлению государственным или муниципальным имуществом и единоличный исполнительный орган созданного ОАО подписывают передаточный акт.

При этом руководитель бывшего УП назначается директором ОАО до первого собрания акционеров. В соответствии с ФЗ, полномочия высшеего органа управления ОАО (общего собрания акционеров) в данном случае будут осуществляться от имени соответствующего собственника акций – соответствующими органами по управлению государственной или муниципальной собственностью.

Дальнейшие действия исполнительного органа ОАО направлены на переоформление прав, имевшихся у УП (на имущественный комплекс, на недвижимость, на земельные участки), а также организацию деятельности ОАО (ведение реестра акционеров, регистрация акций в ФКЦБ и т.д.).

В будущем продажа государственного пакета акций созданного ОАО будет осуществляться в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими такие сделки. При этом, после отчуждения части государственного или муниципального пакета акций (то есть, когда среди акционеров появятся частные лица), «Золотая акция» позволит представителю органа по управлению государственной или муниципальной собственностью налагать вето на следующие решения общего собрания акционеров:

о внесении изменений и дополнений в устав ОАО;

о реорганизации ОАО;

о ликвидации ОАО, назначении ликвидационной комиссии, об утверждении промежуточного и окончательного ликвидационного балансов;

об изменении уставного капитала ОАО;

о совершении крупных сделок, и сделок, в которых имеется заинтересованность (в определениях, данных Федеральным законом «Об акционерных обществах»).

Председатель Башкирской

республиканской ассоциации

юридических компаний В.А.Вишневский

Главный специалист ООО "Фонд "АЯКС"

по содействию развитию

предпринимательства" И.М.Ильясов