План-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему: Конспект занятия "Пришла весна, прилетели птицы". Интегрированное занятие в старшей группе "весна, перелетные птицы"


Цель: формирование целостной картины мира, развитие лексико-грамматических представлений и совершенствование мелкой моторики в контексте изучаемой темы.

Речевые задачи:

1.​ Расширять и активизировать словарь существительных по данной теме.

2.​ Закреплять умение использовать в речи существительных единственного и множественного числа в И.П. и Р.П.

Познавательные задачи:

1.​ Закреплять представления детей по теме «Осень».

2.​ Расширять представления детей по изучаемой теме «Перелётные птицы».

Воспитательные задачи:

1​. Выработать умение точно слышать и выполнять инструкцию педагога.

2.​ Формировать навык работы в коллективе.

Речевой материал:

1​. Названия птиц: ласточка, стриж, грач, аист, соловей, кукушка, скворец, воробей, ворона, голубь, снегирь, клёст, синица;

2​. Игра «Один – много»: ласточка – ласточки – ласточек; соловей – соловьи – соловьёв; кукушка – кукушки – кукушек; скворец – скворцы – скворцов; грач – грачи – грачей; синица – синицы – синиц;

3.​ Игра «Нелепицы»: Птенцы высиживают яйца; Из яиц птиц вылупились крокодильчики; Дети сделали для аистов скворечники; Тело птицы покрыто шерстью; Птенцы строят гнёзда; Скворец живёт в будке;

4.​ Загадки.

Оборудование:

1.​ Картинки с изображениями птиц;

2. Картинки с изображениями птичьего корма (насекомые, шишки, ягоды);

3​. Раздаточный материал по количеству детей:

Маленькие карточки с изображениями;

Пластилин (чёрный, серый, белый, красный, коричневый);

Трафарет для создания лепной картины на картоне (снегирь на ветке);

Клеёнка для лепки;

Образец готовой работы.

Ход занятия

1.​ Организационный момент «Осенняя погода».

Воспитатель просит детей рассказать, какие признаки осени они увидели, когда шли в детский сад.

2.​ Повторение пройденного материала. Игра «Что бывает осенью».

Воспитатель предлагает детям высказывания, а дети должны сказать, что бывает, а чего не бывает осенью.

Опадают листья.

Тает снег.

Ветер качает ветви деревьев.

Дети загорают у реки.

Люди убирают урожай на полях.

Птицы улетают на юг.

3​. Введение темы «Перелётные птицы». Беседа «Почему перелётные птицы покидают нас осенью?».

Воспитатель:

— Ребята, давайте подумаем, а почему птиц называют перелётными (выслушать ответы детей и обобщить их). Правильно, перелётные птицы – это птицы, которые половину года проводят с нами и на вторую половину года покидают нас, отправляясь в другие страны.

Вам всем хорошо известны такие перелётные птицы, как ласточки, стрижи, грачи, аисты, соловьи, кукушки, скворцы (рассказ сопровождается показом иллюстраций). Почему эти птицы улетают от нас осенью (выслушать ответы детей)?

Чтобы понять это, давайте вспомним, что служит им кормом. Правильно, все эти птицы питаются насекомыми: грач добывает червяков из свежевыкопанной земли, стрижи и ласточки хватают мошек и других насекомых прямо на лету, кукушки охотятся за гусеницами, дрозды – великолепные охотники за саранчой и кузнечиками.

Но осенью насекомые исчезают. Наши птицы лишаются основного корма, поэтому и вынуждены улетать в тёплые края.

Значит, что страшнее птицам зимой – холод или голод? Конечно же – голод. Ведь оседлые птички, которые живут у нас постоянно – воробьи, вороны, голуби, синицы – переносят зимние холода.

А почему же они не улетают? Чем питаются эти птицы? Они всеядны: могут и насекомых поклевать, но основная их пища – семена растений. Осенью они любят полакомиться зерном, просыпавшимся при уборке зерновых. Зимой питаются семенами деревьев и держатся поближе к человеческому жилью, надеясь на помощь людей.

А вы знаете, что не все птицы отправляются в тёплые края? Есть и такие перелётные птицы, которые прилетают к нам зимовать (рассказ сопровождается демонстрацией картинок с изображением птиц).

Снегири – обитатели тайги, северных смешанных лесов. Но во время зимних кочёвок прилетают к нам. Они становятся заметны именно с выпадением снега. Питаются снегири плодами клёна, рябины, причём у ягод они съедают только мелкие косточки, а мякоть выбрасывают. Поэтому присутствие снегирей можно определить по мякоти ягод, лежащей под деревьями. Доставать семена из шишек они не могут.

А вот родственники снегирей – клесты – имеют крепкие клювы со скрещенными кончиками. Они могут расшелушить любую шишку. Клесты не только прилетают к нам на зиму из более холодных лесов, но и выводят у нас здесь зимой птенцов. Чтобы уберечь яйца и птенцов от зимней стужи, клесты строят прочные, толстые гнёзда. Стенки гнезда снаружи утепляются мхом, а изнутри – перьями. Устраивается гнездо под густой еловой лапой, что бы в него не попадал снег. Основная пища клестов – это еловые и сосновые семена, которые они легко достают из шишек своим удивительным клювом.

4. Физкультминутка.

(Проговаривает и показывает сначала воспитатель, потом – подключаются дети).

Птички летели, крыльями махали,

На деревья сели, вместе отдыхали.

5​. Закрепление лексико-грамматического материала в контексте изучаемой темы.

1.​ Игра «Один — много»:

— Дети, послушайте название птицы и скажите, как будет, когда их много:

Ласточка – ласточки – много ласточек

Соловей –

Кукушка –

Скворец –

Грач –

Синица –

2.​ Игра «Нелепицы»:

— Послушайте предложения. Расскажите, чего не бывает. А как должно быть на самом деле?

Птенцы высиживают яйца.

Из яиц птиц вылупились крокодильчики.

Дети сделали для аистов скворечники.

Тело птицы покрыто шерстью.

Птенцы строят гнёзда.

Скворец живёт в будке.

3.​ Загадки (отгаданная загадка сопровождается показом картинок):

— Послушайте внимательно и отгадайте:

Каждый год я к вам лечу,

Зимовать у вас хочу,

И ещё красней зимой

Ярко-красный галстук мой.

(Снегирь).

Всех прилётных птиц черней

Чистит пашню от червей.

(Грач).

Эту птицу каждый знает:

На шесте его дворец.

Червяков птенцам таскает

Да трещит весь день…

(Скворец).

Начинает песни в мае,

Трели льются средь ветвей,

Всё вокруг ему внимает!

А певец тот…

(Соловей).

Жить чужим птенцам мешают,

А своих они бросают.

И в лесу возле опушки

Счёт годам ведут…

(Кукушки).

Чик-чирик! К зёрнышкам прыг!

Клюй, не робей! Кто это?

(Воробей).

Прилетает к нам с теплом

Путь проделав длинный,

Лепит домик под окном

Из травы и глины.

(Ласточки).

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это …

(Снегири).

6​. Игра «Перелётные птицы».

Раздаются маленькие карточки с изображением различных птиц. Количество карточек соответствует количеству детей.

— Ребята, сейчас мы поиграем в перелётных птиц. Каждый из вас будет той птицей, которая нарисована у вас на картинке. А сейчас летят ко мне те, у кого на картинке нарисована ласточка… (грач, аист, кукушка, скворец, стриж).

Каждому «подлетевшему» ребёнку выдаётся клеёнка для лепки, кусочки пластилина, трафарет для лепки.

Дети садятся на места. Воспитатель продолжает:

— Ребята, посмотрите, пожалуйста, на ваши трафареты, скажите, как вы думаете, что это за птичка. Это снегирь (демонстрация образца).

— Посмотрите внимательно, какие цвета я использовала для лепки (головка чёрная, грудка красная и т.д.).

7​. Подведение итогов. Обобщение материала.

— На этом наше знакомство с птицами на сегодня заканчивается.

Давайте вспомним, какие птицы называются перелётными? Назовите их.

Какие – зимующие?

Какие птицы прилетают к нам на зиму?

Вспомните, какую птицу мы с вами лепили? Что вы о ней можете рассказать?

Все хорошо сегодня старались. Молодцы!

Светлана Гаязиева

Цели : совершенствовать навыки изображения птиц ; развивать творческое воображение;

воспитывать бережное отношение к окружающей природе; правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции; соблюдать последовательное выполнение рисунка; воспитывать любовь к пернатым.

Материалы : Листы альбома, гуашь, кисти, палитра, баночки с водой, салфетки, клеенки, развивающее видео "Скворец ".

Предварительная работа : просмотр иллюстраций перелетных птиц ; чтение стихотворений, рассказов; просмотр развивающих видео , наблюдение за птицами на прогулках .

Ход занятия:

Воспитатель : Ребята, послушайте стихотворение :

Весна пришла по снежному,

По влажному ковру,

Рассыпала подснежники,

Посеяла траву.

Теперь весна-красавица

Зовет со всех концов

Гусей, стрижей и аистов,

Кукушек и скворцов .

О каком времени года говорится в стихотворении? (Весна) .

По каким приметам вы узнали, что наступила весна? (Тает снег, набухают почки, появляются зеленые листочки, травка, солнце светит ярче и греет землю и т. д.).

Какая самая главная примета весна? (Весной к нам прилетают птицы ) .

А откуда они прилетают? (Из теплых стран) .

Как называют птиц , которые улетают на зиму в теплые края, а весной прилетают обратно? (Перелетные ) .

А каких перелетных птиц вы знаете ? (Грач, скворец , ласточка, кукушка, соловей) .

Ребята, внимание на экран.

Воспитатель : Ребята, что это за птица ? (Скворец ) Правильно, скворец . Птицы радуют нас не только внешним видом, чудной окраской своего оперения , но и своими песнями.

На прошлом занятии мы рисовали грача , а сегодня я предлагаю вам нарисовать скворца .

Посмотрите, в какой последовательности мы будем рисовать скворца .

Начинаем работу с заполнения фона. В правой верхней части листа рисуем небольшой круг белым цветом - это будет солнце. Затем, в белый добавив светло - жёлтой краски, рисуем вокруг этого круга, получая свечение от солнца. Далее, добавляем тёмно-жёлтый цвет и продолжаем рисовать вокруг . Получив светло-голубой цвет, закрашиваем небо. Охрой рисуем часть дерева. Тёмно-коричневым рисуем линии на стволе, делаем кору. Рисуем ветки. Приступаем к изображению скворца . Получив светло-серый цвет, путём смешения белого с капелькой чёрного, рисуем овал туловища, круг головы. Затем рисуем крыло и хвост. Смешав белый, с капелькой охры, рисуем клюв и мелкие штришки на голове и грудке. Вот такой получился скворец .

Давайте с вами перед тем , как вы приступите к работе, приготовим наши пальчики. Пальчиковая гимнастика "Птицы прилетают "

С наступлением весны,

Птицы прилетают .

Пальцы обеих рук расставляем, большие пальцы соединяем, остальными машем, как крыльями.

Возвращаются скворцы ,

Работяги и певцы. -Пальцы рук сжимаем в кулаки и разжимаем.

А грачи у лужицы-Ладони соединяем вместе чашечкой.

Шумной стайкой кружатся. -Круговые движения кулачками рук.

Журавли летят торопятся,-Пальцы обеих рук расставляем,большие пальцы соединяем, остальными машем, как крыльями.

А малиновка и дрозд,

Занялись устройством гнезд . -Пальцы рук соединяем в замок, ладони открыты.

Воспитатель : Молодцы! А теперь, приступайте к работе.















Вот такие замечательные скворцы у нас получились !

Публикации по теме:

Конспект занятия в старшей группе «Перелетные птицы» Цель. Формирование элементарных представлений у детей о перелетных птицах через активные формы и методы деятельности детей. Задачи. Приоритетная.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе по теме: «Зимующие и перелетные птицы». Цель: уточнить и расширить.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Перелетные птицы» Цели: -пополнение словарного запаса детей по теме «Перелетные птицы», совершенствование грамматического строя речи, обучение составлению.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности «Перелетные птицы» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 29 г. АЗОВА Конспект НОД по развитию речи в старшей группе.

Конспект ООД по рисованию «Летят перелетные птицы» с детьми 6–7 лет Рисование «Летят перелетные птицы» Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное.

Цель: уточнить представления детей о весенних изменениях в неживой природе, расширить представления о птицах, учить находить сходства и отличия, воспитывать бережное отношение к природе, активизировать внимание и память через рисунок.

Материал: дидактические карточки «четыре времени года», картина «Грачи прилетели» Саврасова, письмо с загадками, иллюстрация грача, иллюстрации с разными видами гнезд, цветные карандаши и альбомные листы на каждого ребенка.

Ход занятия

– Дети, послушайте стихотворение И.Никитина

Полюбуйся весна наступает,
Журавли караваном летят.
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят…
Скоро гости к тебе соберутся
Сколько гнезд понавьют, посмотри!
Что за звуки, за песни польются
День-деньской от зари до зари!

– Дети, о каком времени года говорится в этом стихотворении? (о весне)

– Почему вы так решили? (журавли летят, ручьи шумят, птицы гнезда вьют)

– А какие приметы весны вы еще знаете? (тает снег, появляются сосульки, подснежники). Как называется место где уже видна земля, прошлогодняя трава? (проталина). А сейчас из всех карточек нужно выбрать те, которые относятся к весне (дидактическое упражнение)

– А как изменились деревья по сравнению с зимой? (нет ягод, семян – птицы съели). Я предлагаю вам стать художниками и нарисовать такое дерево.

Физкультминутка

– Ребята, когда я шла в детский сад, мне передали для вас письмо, а я про него забыла. Хотите узнать что в нем? Это загадки! А вы умеете отгадывать загадки? Тогда слушайте:

Прилетает к нам с теплом путь проделав длинный,
Лепит домик над окном из травы и глины. (Ласточка )

Кто без нот и без свирели
Лучше всех заводит трели,
Голосистее, нежней, кто же это?... (Соловей )

Эта птица никогда для птенцов не вьет гнезда.
Сядет где-то на суку и кричит:»Ку-ку, ку-ку». (Кукушка )

Всех прилетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперед по пашне вскачь,
А зовется птица… (Грач )

– Здесь даже есть иллюстрация одной из птиц (показ иллюстрации грача ). Дети, о каких птицах были загадки (о перелетных ). А каких перелетных птиц вы еще знаете? Почему их так называют? В народе говорят, что весну открывают птицы, я хочу вам показать картину Саврасова «Грачи прилетели» (показ картины ). Вот так художник показал прилет грачей.

– «В деревнях всюду появляются большие стаи грачей. Зиму они провели на юге. Они очень спешили на родину и в хорошую погоду делали перелеты по сотни километров в день

В пути их настигала сильная метель. Десятки, сотни слабых птиц выбились из сил и погибли в пути.

Первыми долетели самые сильные. Теперь они отдыхают. Они важно расхаживают по дорогам и усердно ковыряют крепкими носами землю» (по В.Бианки )

– Только у одних грачей клювы черные, а у других белые, как вы думаете почему? (ответы детей ). Как птицы добывают себе корм? (долбят клювом землю ). С белыми клювами – это старые грачи, они много поработали клювами добывая себе червей, поэтому клювы у них и побелели. Значит с черными клювами какие грачи? (молодые, потому что они мало еще рылись в земле ).

– Я вам снова предлагаю стать художниками и продолжить ваши рисунки. Нарисуйте грачей, но помните чем отличаются старые от молодых.

Физкультминутка

Черные грачи летели,
На лужайке тихо сели.
Походили, поклевали
Потом снова полетели.

– Как вы думаете, чем в первую очередь будут заниматься птицы, вернувшиеся на родину? (строить, вить гнезда ). Что им для этого понадобится? (сухая трава, кусочки ваты, веточки и т.д .) А где строят, вьют гнезда птицы? (на деревьях, на кустах, под деревьями и т.д. – показ картинок ).

– Высоко на деревьях видны большие гнезда грачей (обратить внимание на картину ). А для чего птицам гнезда? (откладывают яйца, выводят птенцов ). Птенцы появляются на свет беспомощными. Как родители заботятся о них? (согревают своим теплом; прячут под крыло, защищая от непогоды; кормят их и т.д .)

– Дети, а какие правила нужно соблюдать придя в лес, по отношению к птицам? (не ловить, не уносить с собой птенцов; не брать в руки яйца, птицы могут покинуть свое гнездо; не разорять гнезда и т.д .)

– А как быть с деревьями? (не ломать, не портить кору – дерево может погибнуть и т.д. – показ картинок ).

– Давайте снова станем художниками и закончим свой рисунок. Чего не хватает грачам на вашем рисунке? (Гнезда )

Итог занятия

– О ком мы с вами сегодня говорили?
– Что нового об этих птицах вы узнали?
– Было ли вам интересно, трудно?
– А сейчас я предлагаю устроить выставку ваших рисунков.

(Взаимодействие учителя-логопеда и педагога дополнительного образования)

Цель: развитие представлений детей старшего дошкольного возраста о весне, перелётных птицах.

Обобщать представления о типичных весенних явлениях в живой и неживой природе.

Активизировать и расширить словарь детей по теме «Ранняя весна» и «Перелётные птицы».

Упражнять в составлении описательных рассказов с опорой на схему.

Развивать диалогическую речь, ее интонационную выразительность.

Развивать зрительное внимание и восприятие, общую и мелкую моторику пальцев рук, координацию речи с движением.

Закреплять умение детей делить слова на слоги.

Упражнять в звуко - буквенном анализе слов.

Формировать навыки самоконтроля за правильным произношением звуков в собственной речи.

Развивать фонематический слух, воображение, фантазию, память, логическое мышление через постановку проблемных вопросов.

Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Формировать умения и навыки в изготовлении изделий из глины.

Развивать скульптурные навыки детей, передавать впечатления, полученные в жизни.

Учить расписывать изготовленную объемную фигурку уточки, ориентируясь на образец; Закреплять умение рисовать концом кисти.

Развивать чувство цвета, ритма и композиции, художественно-графические навыки, эстетическое восприятие, воображение.

Воспитывать трудолюбие, усидчивость, терпение, аккуратность, чувство взаимопомощи и товарищества.

НОД через интеграцию образовательных областей

Предварительная работа:

Беседа о птицах и признаках ранней весны, прослушивание записи с пением птиц; рассматривание иллюстраций с птицами, загадывание загадок, чтение стихов и рассказов о перелётных птицах; разучивание пальчиковых игр «Дружба» и «Уточка»; знакомство с пословицами и поговорками о перелётных птицах; работа со схемой для составления описательных рассказов о птицах; лепка и рисование птиц.

Оборудование:

Мультимедийная установка с презентацией «Перелётные птицы»; Каркуша (игрушка); предметные картинки с изображением перелётных птиц и их силуэты, схема для составления описательных рассказов о птицах, фонограммы «Звуки леса» и «Голоса птиц»; дерево со «звуковыми гнездами» красного, синего и зелёного цвета; солнышко с ленточками; картонные бревна; заготовки птиц из глины; краски и кисти.

Организационный момент.

(Создание положительного эмоционального фона.)

Логопед: - Придумано кем-то просто и мудро, при встречи здороваться: «Доброе утро»! Доброе утро солнцу и птицам, доброе утро улыбчивым лицам! Доброе утро, ребята.

Сегодня необычный день. К нам пришло много гостей. Но, что-то я не вижу ещё одну гостью. Хотите узнать, кто это? Тогда послушайте загадку:

Если снег повсюду тает,

Превращается в ручей,

Травка робко вылезает,

День становится длинней,

Если солнце ярче светит,

Если птицам не до сна,

Если стал теплее ветер,

Значит к нам пришла… (Весна.)

Прислушайтесь. (Звучит музыка, появляется Весна.)

Весна (педагог дополнительного образования):

Здравствуйте, мои друзья,

Я, Весна – Красна,

Всем издали видна

Ветерок меня ведет,

Птицы славят мой приход!

Ребята, как я рада нашей встрече! Вы, смотрю, тоже подготовились к моему приходу и прилёту наших пернатых друзей. Когда я к вам спешила, то заметила на деревьях скворечники. Все с нетерпением ждут прилёта пернатых друзей. Но вот они не спешат прилетать к нам. Может, с ними что-то произошло? Я знаю, вы дружные, добрые и отзывчивые ребята. Думаю, вместе мы найдём ответ на этот вопрос!

Из-за ширмы показывается ворона и кричит:

«Карр-карр! Беда-беда! В нашем лесу произошло невероятное! Все птицы потеряли свою окраску, они не могут теперь показаться людям и радовать их своим пением и чудной окраской своего оперения! Я знаю, это проделки Злюки – Бесцветицы! Она не хочет, чтобы весна была наполнена трелями и яркими цветами! Карр-карр! Беда-беда! Спасите, помогите!» (Улетает.)

Весна (педагог дополнительного образования): Вот это, действительно беда! Что же мы с вами будем делать?

Логопед: Не переживай, Весна! Мы с ребятами готовы помочь вернуть птицам их окраску! Нам не страшны трудности и испытания, ведь мы дружные, сильные, ловкие и умелые! А наши знания делают нас ещё более дружными и смелыми.

Пальчиковая гимнастика «Дружба»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики.

(сжимают в кулачок правую, затем левую руку)

С вами мы подружим маленькие пальчики.

(касание кончиков пальцев обеих рук)

Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть.

(парное касание пальцев от мизинцев)

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

(берут друг друга за руки).

Весна (педагог дополнительного образования): Наш путь будет не лёгким, полным приключений и испытаний. Вы готовы? (Да.) А вот и тропинка.

Физкультминутка: «Лесная полянка»

По тропинке

Друг за другом мы идем.

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенечки,

Поднимая руки выше,

Мы к лесной полянке вышли.

Очень долго мы шагали,

Наши ноженьки устали.

Сейчас сядем, отдохнем,

А потом опять пойдем!

(Дети садятся на ковёр рядом с мультимедийной доской.)

Весна (педагог дополнительного образования): Ребята, вы уже поняли, что всё, что нас окружает не совсем обычное, всё это по-весеннему волшебное. Вот и на этой полянке мы видим «чудо-телевизор». Может он чем-то нам поможет.

А вот и первое испытание. (На доске появляется знак вопроса, а под ним написано «Признаки весны».)

Логопед: Ребята, а вы знаете, по каким признакам определяют, что пришла весна? (Да.) Так давайте же их скорее назовём, а «чудо-телевизор» поможет нам в этом. (На экране появляются картинки: солнце, проталинки, сосульки, деревья, первоцветы, медведь, птицы.)

Признаки весны (Ответы детей.)

Весной солнце не только светит, но и греет.

Весной появляются проталинки.

Весной с крыш домов свисают сосульки.

Весной на деревьях набухают почки, из которых позже появляются листочки.

Весной появляются первые цветы (первоцветы).

Весной просыпается медведь после зимней спячки.

Весной с юга прилетают птицы.

Весна (педагог дополнительного образования): Как здорово, мы справились с этим заданием. Ребята, вы ничего не слышите? (Голоса птиц.) Давайте закроем глаза и попытаемся отгадать, чьи это голоса (соловей, грач, кукушка, ласточка).

Игра «Прошагай слова по слогам» («Сколько слогов, столько шагов».)

Логопед: Ребята, а хотите увидеть этих птиц? Давайте тихонько пойдём на голоса. Необходимо сделать столько шагов, сколько слогов в названии угаданных птиц.

(Подходят к дереву, где сидят птицы – силуэты.)

Весна (педагог дополнительного образования): Так вот же они наши птички!

Логопед: Но, Весна, это только силуэты птиц. У них нет красивой расцветки их оперения – они обесцвечены.

Как же нам вернуть цвет птицам?

Весна (педагог дополнительного образования): Думаю, что ваши знания, ребята, помогут в решении данной задачи. Вот здесь на пенёчке я вижу картинки с изображением птиц. Если нам попробовать отгадать, какой птичке принадлежит силуэт, может это вернёт им цвет? (Дети соединяют силуэты с картинками птиц.)

Логопед: Назовите птиц (грач, соловей, кукушка, ласточка, синица, дятел, зяблик, иволга).

Какие птицы среди них лишние? (Синица и дятел.)

Почему? (Синица и дятел – зимующие птицы.)

Как называются оставшиеся птицы? (Перелётные.)

Весна (педагог дополнительного образования): - А почему птиц называют пернатыми друзьями? (Их тело покрыто перьями.)

А почему друзьями? (Они уничтожают вредных насекомых, радуют нас своим пением и чудной окраской своего оперения.)

Кто открывает весну, прилетает первым? (Грачи.)

Логопед: Посмотрите, на экране появился грач. А под ним нарисована схема, которую мы используем при описании птиц. Может быть, «чудо-телевизор» хочет, чтобы мы рассказали об этой птице больше? Кто нам опишет грача? (Дети составляют описательные рассказы по схеме: название птицы, размер, цвет оперения, описание клюва, хвоста, чем питается птица, где строит гнездо.)

«Грач – это перелетная птица, похожа на ворону. Грач большая птица, перья черного цвета. Клюв среднего размера, изогнутый. Хвост короткий, похож на лопатку, питается грач насекомыми, червями, мышами. Строит гнездо из веток высоко на деревьях».

Весна (педагог дополнительного образования): - Кто прилетает за грачами? (Скворцы, жаворонки, дрозды.)

А кто прилетает потом? (Водоплавающие и болотные птицы: утки, гуси, журавли, лебеди.)

Какая из этих птиц самая красивая и грациозная? (лебедь) - рассказ о лебеде «Лебедь – это водоплавающая, крупная, перелетная птица. Молодые лебеди серые, белыми становятся через несколько лет. У лебедей очень длинная шея, голова маленькая. Клюв прямой и широкий. Хвост небольшого размера. Питаются водными растениями, насекомыми, мелкими рыбами. Гнездятся на водоёмах, на каких-нибудь островках, или рядом с водоёмами».

Логопед: - Какие птицы прилетают последними? (Соловьи, ласточки, кукушки.)

Какая из этих птиц строит гнездо под крышами домов? (Ласточка.)

«Ласточка – это перелетная птица, небольшого размера. Спина – черная, а грудка розовая с белым. Клюв очень маленький, а хвост длинный, раздвоенный «как вилочка». Ласточки ловят на лету мошек, комаров. Строят свои гнезда из глины и травы под карнизами и крышами домов».

(На экране появляются все птицы и звучит фонограмма «Голоса птиц».)

Весна (педагог дополнительного образования): Ура! У нас все получилось! Сняты злые чары Злюки – Бесцветицы! Птицы запели. Они так рады, что вы вернули им их окраску. Теперь они смогут разлететься во все концы и подарить нам свои песни, наполнить мир яркими цветами.

Логопед: - А вы знаете, какая первая забота у птиц весной? (Поправить старые гнёзда и построить новые.)

Но наши гнёзда не простые, они звуковые. Давайте расселим наших птиц по 3 гнёздам: В красное гнездо посадим птиц, названия которых начинаются на гласный звук (иволга).

в синее гнездо – птиц, названия которых начинаются на твёрдый согласный звук (грач, кукушка, ласточка, соловей).

в зелёное гнездо – птиц, названия которых начинаются на мягкий согласный звук (зяблик).

Весна (педагог дополнительного образования): Вот и у наших птичек теперь есть гнёздышки. Теперь их ждёт вторая забота. Какая? (Отложить яйца, вывести птенцов.)

Давайте вспомним, как называются птенцы у разных птиц.

Д/и «Назови птенцов» (Взрослый держит плюшевое солнышко, к которому привязаны ленточки. Дети называют птенцов и разматывают ленточку.)

Грач – грачата Кукушка – кукушата Утка – утята

Дрозд – дроздята Журавль – журавлята Лебедь – лебедята

Стриж – стрижата Скворец – скворчата Гуси – гусята

Логопед: Какое замечательное солнышко у нас получилось. Мы с вами помогли каждой мамочке найти своего птенчика. А солнышко будет согревать своими лучиками каждого из них. Они будут расти, и превращаться в красивых птиц.

Весна (педагог дополнительного образования): - Ребята, а какую группу птиц мы с вами здесь не увидели? (Водоплавающие и болотные птицы: утки, гуси, журавли, лебеди.)

Как раз я знаю одну утиную семью, которая живет на противоположном берегу. Хотите их увидеть? (Да.) Для этого нам необходимо перейти на противоположный берег этой реки.

Игра «Построй мостик»

Вот и быстрая река,

Широка и глубока.

Мы по мостику пойдём,

На тот берег перейдём.

Ой, а где же мостик? Это наверное снова проделки Злюки – Бесцветицы.

(На экране появляется знак вопроса, а под ним написано «Пословицы и поговорки».)

Ребята, я поняла, что имел ввиду «чудо-телевизор». Нам надо построить новый мостик. А вот и подходящие брёвнышки. А чтобы закрепить их между собой надо вспомнить пословицы и поговорки о птицах. Для этого мы сейчас с вами разделимся на пары: 1 – называет пословицу, а 2 – кладёт брёвнышко. Пословицы и поговорки:

Кукушки стали куковать – морозам больше не бывать.

Грач с земли хворостинку поднимает – солнечное лето обещает.

Увидел скворца – весна у крыльца.

Птицы вьют гнёзда на солнечной стороне – к холодному лету.

Низко ласточки летают – о дожде предупреждают, а летают высоко – значит, дождик далеко.

(Дети складывают мостик и проходят по нему.)

Весна (педагог дополнительного образования): Вот мы и перешли на другой берег. А вот и утиная семья. Ой, ребята, посмотрите пока мы с вами выручали птиц в лесу, Злюка – Бесцветица украла цвет у утят, которых я хотела вам показать. Что же делать?

Логопед: Не переживай, Весна, ребята очень любят рисовать. Я думаю им будет не сложно справиться с этой задачей.

Весна: Ребята, поможете? (Да.)

А чтобы у вас все хорошо получилось, мы поиграем с пальчиками.

Пальчиковая игра «Утята»

Встали как-то утром в ряд

(постепенно разжать кулаки, по одному пальцу)

Десять маленьких утят.

(показать 10 пальцев)

Посчитались, удивились,

(указательным и большим пальцами изобразить удивительно раскрытые клювы утят)

На две группы разделились.

(руки в стороны, пальцы растопыренные)

Перышки почистили,

(щепоткой гладить по очереди от основания до кончика пальчики другой руки)

Головками повертели,

(пальцы сложить в виде головок утят, покрутить ими из стороны в сторону)

Червячка склевали,

(хватательные движения клювами – пальцами)

К речке побежали.

(Пальцы «побежали» по столу)

Работа за столами

Ребята, перед вами уточки, вылепленные из глины. Вам предстоит раскрасить их. Что нам для этого понадобится? (ответы детей)

Методика работы с красками.

Я буду раскрашивать маму – утку, а вы утят. (Выставляется картинка утки.)

(Звучит музыка. Дети выполняют работу.)

Логопед: - Какие красивые утята у вас получились! Давайте пригласим утиную семью на водную прогулку. (Высаживают утку и утят на «воду»; звучит фонограмма «Голоса уток».)

Посмотрите, как утята радуются!

Подведение итогов

Логопед: - А вам, ребята, понравилось наше путешествие? (Да.) Что вам запомнилось и понравилось больше всего? (Ответы детей.)

Весна (педагог дополнительного образования): - Молодцы ребята, порадовали вы меня.

К сожалению, мне пора уходить.

За цветами, травами следить,

Чтоб они цвели и распускались

И весенним соком наливались

Чтобы птичьи гнёзда появлялись,

И птенцы там вылуплялись.

Хотелось бы, чтобы наша встреча запомнилась вам надолго. Я хочу вам предложить пряничное угощение в виде птичек.

(Весна угощает детей и гостей.)

Познавательно-речевое направление.

Образовательная область «Познание».

Цель: уточнить и расширить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период; дать сведения о звуковых сигналах птиц, о видах гнезд и их размещении; развивать интерес к жизни птиц, воображение, мышление, речь детей, обогащать их словарь; воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам.

Задачи:
1. Образовательные:
закрепление знания признаков весны; закрепление знаний о жизни перелетных птиц; формирование экологического представления детей об окружающем мире; совершенствование грамматического строя речи.
2. Воспитательные: воспитывать интерес, желание больше узнать о птицах; воспитывать доброе, заботливое отношение к ним; воспитывать бережное отношение, любовь ко всему живому.
3. Развивающие: развитие речевой активности, активизация словаря, диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, памяти, мышления, творческого воображения.

Интегрируемые образовательные области:
— Коммуникация;
— Социализация;
— Чтение художественной литературы;
— Художественное творчество.

Демонстрационный материал:
Чудо-дерево, изображения птиц; аудиозапись «Голоса птиц»; скворечник; картинки с гнездами ласточки, грача, кукушки, соловья на фланелеграфе; конверты с заданиями; макет фотоаппарата; раскраски «Гнезда и скворечники».

Ход занятия

(Дети входят в группу и становятся вокруг воспитателя)

Воспитатель: Ребята, я пришла к вам в гости и приготовила много интересного. Послушайте загадку:

Светает рано по утрам.
Проталины и тут и там,
Ручей шумит, как водопад,
Скворцы к скворечникам летят.
Звенят под крышами капели.
Медведь с еловой встал постели.
Всех солнышко теплом ласкает,
Кто это время года знает?…. (весна)

Воспитатель: Да, ребята, к нам пришла весна. А какая она?
Дети: Теплая, светлая, радостная, звонкая, ласковая, нежная, солнечная, зеленая, прекрасная, добрая.

Воспитатель: Молодцы! А какие чудеса происходят весной?
Дети: Тает снег, появляются проталины, набухают почки, пробивается травка, появляются первые цветы.

Воспитатель: Все верно. Но самое главное чудо – это то, что именно весной к нам прилетают птицы и приносят её на своих крыльях. А вы знаете птиц? А вот сейчас я и проверю, какие вы внимательные. Я буду называть вам птиц, но если я ошибусь,- хлопайте в ладоши и топайте ногами.

«Прилетели птицы — голуби, синицы, мухи и стрижи.
Прилетели птицы — голуби, вороны, галки, макароны!
Прилетели птицы — голуби, куницы, вороны и страницы.
Прилетели птицы-голуби, синицы, лисы, лебеди, скворцы.
Все вы просто молодцы!»

(Дети садятся на стульчики)
(Обращаю внимание на предмет, накрытый покрывалом)

Воспитатель: Ребята, а что это такое? Да это же чудо – дерево! Посмотрите, какие на нем птицы! Вы узнали их?
Дети: Грач, соловей, кукушка, ласточка, скворец.

Воспитатель: А как можно назвать этих птиц одним словом?
Дети: Перелетные.

Воспитатель: А почему их называют перелетными?
Дети: Потому что они улетают на зиму в теплые страны.

Воспитатель: Да, так. А почему птицы улетают в теплые края?
Дети: Потому что им страшен голод.

Воспитатель: Правильно. А с наступлением весны птицы возвращаются и радуют нас своим пением. Для птиц весенние песни – это очень серьезное и важное дело. (Прослушивание аудиозаписи «Пение птиц»)

Воспитатель: Какое настроение вызвало у вас пение птиц?
Дети: Радостное, веселое, доброе, нежное.

Воспитатель: А теперь давайте пофантазируем. Если бы птицы умели петь как люди, словами, о чем бы рассказали они нам в своих весенних песнях?
Дети: О том, как они любят свою Родину, как прекрасна и неповторима наша земля, как долог и труден был их путь домой, как они спешили и радовались встрече с нами, как соскучились.

Воспитатель: Правильно! Послушайте стихотворение:

Мы слышали, как в вышине
Поют свои нам песни птицы.
Поют о солнце и весне,
И о родимой стороне,
И нет их песенок чудесней!

Воспитатель: Ребята, а кто знает, какая первая забота у птиц весной?
Дети: Построить гнезда.

Воспитатель: А из чего птицы строят гнезда?
Дети: Из веточек, соломы, мха, коры, земли.

Воспитатель: Молодцы! А где птицы устраивают гнезда?
Дети: На деревьях, на столбах (аист).

Воспитатель: А теперь давайте посмотрим на картинки.

(Дети подходят к фланелеграфу и рассматривают изображения с гнездами кукушки, соловья, грача, ласточки)

Воспитатель: Ребята, а чем люди могут помочь птицам?
Дети: Можно сделать и развесить скворечники.

Воспитатель: Давайте рассмотрим скворечник.

(Рассматривание скворечника, после чего дети присаживаются на места)

Воспитатель: Но мы можем помочь не только скворцам, но и другим птицам. Можно развесить по кустам вату, лоскутки, а птицы обязательно используют их для строительства своих гнезд.

Воспитатель: Ну вот, гнезда готовы, и какая же следующая забота у птиц?
Дети: Вывести птенцов.

Воспитатель: А кто заботится, высиживает, согревает, бережет яйца?
Дети: Мама птичка, самка.

Воспитатель: А кто кормит маму, пока она высиживает яйца?
Дети: Папа, самец.

Воспитатель: А вы знаете, как мамы-птицы заботятся о своих птенцах? Заслышав шум неподалеку, они покидают свои гнезда и стараются увести врагов подальше от своего домика, и даже могут погибнуть. Поэтому, в лесу нельзя шуметь, чтобы не пугать птиц. А еще, заметив гнездо, нельзя его разорять, трогать яйца и птенцов, потому что птица, почуяв посторонний запах, может их бросить, и тогда птенцы погибнут. Вы запомнили? Молодцы!

Я, ребята, птиц люблю.
Никогда их не ловлю –
Ни ловушками, ни в сетки,
Не держу их дома в клетке.
Никогда гнезда не трону
Ни сороки, ни вороны,
Ни скворца, ни воробья
Не обижу в жизни я!

Вы со мной согласны?

(Ответы детей)

Воспитатель: А теперь я вам предлагаю немного отдохнуть.

(Физкультминутка)

Стая птиц летит на юг,
Небо синее вокруг.
(Дети машут руками, словно крыльями)
Чтоб скорее прилетать,
Надо крыльями махать.
(Дети машут руками интенсивнее)
В небе ясном солнце светит,
Космонавт летит в ракете.
(Потягивания - руки вверх)
А внизу леса, поля -
Расстилается земля.
(Низкий наклон вперёд, руки разводятся в стороны)
Птички начали спускаться,
На поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть.
(Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)
И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много.
(Дети встают и машут «крыльями»)
Вот и юг. Ура! Ура!
Приземляться нам пора.
(Дети садятся)

Воспитатель: Ребята, смотрите, на чудо — дереве появились конвертики. Интересно, что же там может быть? Давайте проверим. (Первый конверт снимаю сама, а остальные – дети).

Воспитатель: Оказывается, птицы предлагают нам интересные задания. Выполним их?
(Ответы детей).

Воспитатель: (читаю) . Один наш знакомый фотографировал в лесу наших друзей-птиц. Но вот беда, пленка застряла в фотоаппарате и фотографию можно достать только тогда, когда назовешь правильно птицу. Поможем птичкам? Тогда слушайте загадки.

(Дети отгадывают загадку, изображение птицы появляется из фотоаппарата и «улетает» на чудо – дерево).

Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)

Всё время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит. (Дятел)

Два огромных страшных глаза
Кругом вертит голова,
Ты её узнаешь сразу,
Коль заухает … (Сова)

Воспитатель: Ну, вот, теперь нашим птицам будет нескучно в лесу! Давайте откроем следующий конверт.

Воспитатель: Игра «У кого кто?»
(Проводится игра).

Воспитатель: Молодцы! Справились и с этим заданием! Давайте снимем следующий конверт.

Викторина по сказкам.
У Алёнушки – сестрицы унесли братишку птицы. Назовите их. (Гуси-лебеди).
Птица, которая помогла Дюймовочке попасть в страну эльфов? (Ласточка).
Волшебная птица с золотым оперением? (Жар-птица).
Птица, которая заставила плакать деда и бабку из-за яйца? (Курочка Ряба).
Какие птицы жили у бабуси? (Два весёлых гуся).

Воспитатель: Теперь птицы уверены, что вы о них знаете очень много!

Ну вот, ребята, птиц на дереве теперь много, а жить им пока негде. Давайте поможем им. У меня есть гнезда и скворечники, но, боюсь, птицы их не заметят. Я предлагаю вам раскрасить домики и подарить их птицам.

(Дети раскрашивают гнезда, скворечники и «дарят» их птицам)

Воспитатель: Ребята, мне понравилось, как вы работали: внимательно слушали, думали, отвечали на мои вопросы. Молодцы!

Воспитатель: А теперь пусть птицы выбирают себе гнезда, а мы с вами не будем им мешать. (Ухожу с детьми)