Основные этапы жизни и творчества. Этапы жизни и творчества


Борис Пастернак (1890-1960)

После изучения данной главы студент должен:

знать

  • основные темы и мотивы, особенности художественного мира и поэтики Б. Л. Пастернака;
  • основные этапы творчества поэта и его ведущие произведения;

уметь

  • воспринимать творчество Б. Л. Пастернака в контексте как отечественной литературы Серебряного века, так и советского периода; в его связях с традициями русской и мировой литературы и культуры, а также в его индивидуальных чертах;
  • определять своеобразие творческой манеры Б. Л. Пастернака, его влияние на современную ему поэзию;
  • анализировать лирику Б. Л. Пастернака; цикл "Стихотворения Юрия Живаго" как органическую часть романа "Доктор Живаго";

владеть

  • понятиями "лирический субъект", "метафора", "метонимия", "синекдоха";
  • навыками литературоведческого анализа лирического и эпического текста.

Крупнейший поэт XX в., прозаик, драматург, один из лучших отечественных переводчиков, лауреат Нобелевской премии (1958) "за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и продолжение благородных традиций великой русской прозы", Борис Леонидович Пастернак – целое явление в русской культуре. Его творчество связало поэтические опыты Серебряного века с достижениями отечественной словесности советского периода 1920–950-х гг., стало ориентиром для нескольких поколений отечественных стихотворцев – от его ровесников-футуристов и молодых поэтов 1920–1930-х гг., учившихся у Пастернака поэтическому мастерству, до новой поросли молодых талантов, вошедших в литературу вместе с "оттепелью". Проходящая красной нитью через все творчество Пастернака идея единства мироздания, гармонической связи между миром природы, миром истории и творческим миром человека оказалась одной из самых востребованных в эпоху невиданных катаклизмов, кризиса гуманизма, утраты человеком чувства сопричастности окружающей действительности в ее природном и социальном проявлениях.

Творческая биография и художественный мир Б. Л. Пастернака

Семья будущего поэта была отнюдь не рядовой. Отец – Леонид Осипович – известный живописец, график, иллюстратор. Мать – Розалия Исидоровна Кауфман, пианистка, ученица Рубинштейна, которая ради семьи вынуждена была оставить карьеру: кроме старшего сына Бориса, появившегося на свет в Москве 10 февраля (29 января по старому стилю) 1890 г., у нее было еще трое детей. В доме Пастернаков обычно царила теплая, творческая обстановка: среди друзей семьи были известные художники – Η. Н. Ге, В. А. Серов, В. Д. Поленов, И. И. Левитан, композитор А. Н. Скрябин. Доверительные отношения у Л. О. Пастернака установились с Л. Н. Толстым.

До 10–12 лет, по его собственному признанию, Пастернак рисовал. "Мог бы стать художником, если бы работал", – утверждал его отец , однако опытам сына в живописи никак не способствовал и не препятствовал, будучи уверен, что "если человеку дано, он и сам выберется" . Отец оказался прав: детские пробы в живописи вскоре сменились настоящей одержимостью музыкой. С осени 1903 г. под руководством Ю. Д. Энгеля, теоретика музыки и критика, Пастернак приступил к серьезным занятиям, готовясь к экзаменам в Московскую консерваторию. Опыты начинающего композитора одобрил сам А. Н. Скрябин (по словам Пастернака, "выслушал, поддержал, окрылил и благословил"), однако он не приветствовал склонность молодого человека к импровизациям, не считая их делом, достойным серьезного музыканта. Особое значение Скрябин придавал занятиям композицией, а также философской подкованности будущего композитора. Именно по совету своего кумира Пастернак перевелся с юридического факультета на философское отделение филологического факультета Московского университета (1909– 1913). Летом 1912 г. Пастернак посещал семинары основателя философской школы неокантианства Германа Когена и его ученика Пауля Наторпа в Марбурге (Германия), достигая на этом поприще заметных успехов. Однако, отклонив весьма лестное предложение Когена выбрать карьеру профессионального философа, он возвратился в Москву, чтобы сделать уже окончательный выбор в своей творческой судьбе.




















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • Методом критического мышления вывести учащихся на осмысление и понимание творчества Пастернака;
  • Учить размышлять, делать выводы относительно точности и ценности полученной информации;
  • Совершенствовать умение работать в группе
  • Воспитывать у учащихся интерес к творчеству Бориса Леонидовича Пастернака; толерантность.

Стадия вызова.

– Как Вы думаете, каждый человек хочет, чтобы его помнили?
– А как Вы считаете, почему люди, прожившие иногда свою жизнь тихо, незаметно, остаются в памяти других надолго?
– А какую память оставил о себе Б.Л. Пастернак? (он заслужил стать классиком, поэтому его знают, читают, изучают в школе).
Изучив творчество Пастернака мы сегодня обобщим свои знания.
Наш урок необычен по своей форме. Это урок мастерская. Мастерская – это место, где в процессе работы рождается что-то новое. Я очень надеюсь, что к концу урока каждый из Вас определится с мнением о таком ярком поэте. В этой связи хочу обратить Ваше внимание на слова М.Цветаевой:

– Как Вы поняли последние слова, кому он не глазу. (Его не каждый может понять).
– Что хотела этим сказать Цветаева? (подчеркнуть необычность, своеобразие, масштабность творчества)
Слайды №1,2
Актуализация знаний (повторим изученное).

Прием «Гигантские шаги».

  • Б.Л. Пастернак родился в феврале 1890 года в Москве.
  • Отец его – Леонид Осипович Пастернак был известным художником, мать– талантливой пианисткой.
  • Свое призвание Пастернак – гимназист поначалу связывал с рисованием, жизни без которого не представлял (музыкой)
  • Другое увлечение юности, когда он уже был студентом историко- филологического факультета Московского университета – философия.
  • Большинство из своих первых стихотворений он перепишет заново, считая их незрелыми.
  • Художественная и гражданская совесть не позволяла Пастернаку в конце 20 годов славить октябрь, который в сущности обманул народные массы – не дал ни свободу, ни земли, ни хлеба, вовлек в гражданскую войну.

Деление на группы «Стихи Пастернака»

Работа в группах

1 группа.

– Кто были родители Пастернака? Расскажите о их роли в воспитании Бориса? (отец был известным художником, академик живописи, преподаватель Московского училища живописи, ваяния и зодчества – Леонид Осипович. Он часто рисовал Л.Н Толстого, первым иллюстрировал его произведения. Мать – Розалия Коуфман, пианистка европейской известности. Именно она внушила сыну долго владевшую им любовь к музыке).

2 группа.

– Кто из известных людей бывал часто в гостях у Пастернака? (гостями семьи бывали известные художники:Серов, Врубель, Репин, Шишкин, Толстой, Скрябин).

1 группа

– Через какой город лежал путь поэзии Пастернака? (Марбург)
Цель: освоить прием «Колесо последствий».
Используя прием «Колесо последствий» обрисуйте путь Пастернака к поэзии

2 группа

Под влиянием каких поэтов происходило становление Пастернака как поэта?

Цель: освоить стратегию Исикавы.

Задание. Используя стратегию Исикавы напишите об окружении поэта. (становление Пастернака происходило под влиянием окружения. Сначала это символизм, он увлекался видением мира по А.Блоку и А. Белому, позже он примкнул к футуристам и состоял в творческой группе футуризм).

Слайд, слайд.

1 группа.

– Где сложилась 1 книга стихов? (все лето 1913 года Б.Пастернак жил на даче в Молодях и там же сложилась первая книга его стихов «Близнец в тучах».Туда же и вошло стихотворение «Февраль».)

2 группа

– Сколько вариантов написания имеет стихотворение «Февраль» (имеет 3 варианта написания, датированных 1912, 1928, 1945 годами).
Вы сейчас будете слушать вариант 1928 года. Прочтение.
– Чего в этом Пастернаковском стихотворении нет? (нет словесного выражения лирического героя в виде местоимения «я»).
– В каком году выходит книга «Второе рождение» и почему она так названа? (это не только взгляд на жизнь страны, но и поэтическая летопись зрелой и вместе с тем безумной влюбленности в Зинаиду Николаевну Нейгауз. А вышла в свет в 1932 году). Слайд.
На стихи, вошедшие в этот цикл, написана песня, давайте послушаем её.
– Как Вы думаете, автор музыки угадал? Передал ли он авторские ощущения?

1 группа

– В каком году поэт совершил поездку на фронт? (1943 год)

2 группа

– Какие произведения в результате этого появились? (появился очерк «В армии», стихи «Смерть сапера», «Ожившая фреска», «Весна»). Слайд.
Радость победы в войне возрождала надежды на обновление общества. Росла потребность высказаться о себе и об эпохе, но предвестия свободы оказались ложными. Когда не оправдались надежды на обновление жизни. Пастернак приступил к своему роману, чтобы дать исторический образ России за последние 45-летие.

Задание:

– Дайте ассоциации по роману «Доктор Живаго», составив кластер.
Цель: Научить методике составления кластера. (содержание романа – это духовная история самого Пастернака, представленная как история жизни другого лица, доктора Юрия Андреевича Живаго. Живаго – форма Винительного и родительного падежа слова «живой» в древнерусском языке, она вызывает с именем сына Бога – живаго. Роман «Доктор Живаго» – это роман о преодолении смерти).

Поменяться постерами. Защита постера.

Цель: Научиться защищать свою точку зрения..
Как соотносится выражение поэзия в прозе с романом «Доктор Живаго». (В нем присутствуют и дневниковые записи, и записки, и стихи и письма). Мне хочется обратиться к одному письму – письму Антонины.

Анализ страниц романа (глава 13 часть 18)

Задание 1.

Вам дается текст, разрезанный по предложениям, соберите текст, используя прием «Мозаика».
Даю подсказку: 2 первых слова и 2 последних.
«Юра – писала ему»; 2 последних … человека лучше тебя.

– Как Вы думаете, письмо написано по правилам (в нем нет адреса, нет начала, нет слов прощаний). Мысли Тони прыгают, то она говорит о себе, то о событиях вокруг, то вновь обращается к своим чувствам.
– В каком жанре написано письмо (это крик души, который заставляет трепетать и наши души).
– В чем сила письма (это письмо о любви, у которой нет будущего)
– Чем это письмо не похоже на остальные (оно прощальное и в нем высвечивается вся замечательная душа Антонины Александровны – огромная и умеющая любить).
– первоначально роман назывался «Свеча горела» – Почему? Стихотворение о чем оно? Что символизирует?
– За что в 1958 году Шведская Академия Наук словесности и языкознания хотела присудить Пастернаку Нобелевскую премию? (за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и продолжение благородных традиций великой русской прозы). Слайд.

1 группа.

– Что случилось после этого? (поэта вынудили отказаться то нее)

Составьте рисуночный конспект о той черной недели.

Цель: научиться составлять рисуночный конспект.

25 октября – газета, разгромный отзыв, прошла демонстрация «Вон из СССР»
28 октября – исключение из Союза писателей
29 октября – пленум
31 октября – «Дело Пастернака» 500 писателей устроили суд

2 группа

Составьте, пожалуйста, карту понятий «Время, в которое выпало жить Пастернаку»

Цель: научить составлять «карту понятий»

Вывод: все это вместилось в рамки одной жизни, которую Пастернак прожил очень достойно, за это он я думаю, достоин уважения потомков.
– где провел свои последние годы Пастернак? Почему его называли затворником, и он не считал себя таковым? (последние годы провел у себя на даче, он был всего лишь философ, закрывшись от мира).
От какой болезни умер Пастернак? (от рака легких).
– Был ли поэт реабилитирован? (19 февраля 1987 года Секретариат отменил Постановление Президиума Правления Союза писателей 1958 года «Об исключении Пастернака из членов Союза писателей СССР)
– Какое событие произошло в декабре 1989 года? (Шведская Академия вручила Нобелевскую премию сыну Пастернака, сожалея о том, что лауреата уже нет в живых) слайд

Рефлексия

1 группа составляет диаманту тема: «Пастернак – человек»

Цель: Научить составлять синквейн.

2 группа составляет синквейн «Пастернак – поэт»

Оценивание

Домашнее задание: Написать эссе «Что человек не может простить своему поэту».

Б.Л. Пастернак, как и любой поэт, не раз предавался размышлениям о назначении своей поэзии, цели ее существования. Пастернак начал задумываться об этом еще в самом начале своей литературной деятельности. И в период символизма, и в период футуризма эта тема не оставляла поэта. Понятно, что на разных этапах литературного пути Пастернак по-разному расценивал смысл своей деятельности.

Раннее творчество Пастернака окрашено символистическими тенденциями, с присущими этому направлению метафорами, образностью. Но уже довольно скоро поэт примыкает к футуристической группе "Центрифуга". В 1917 г. он пишет для нее статью о творчестве В. Маяковского, где высказывает два требования, которые, по его мнению, применимы к настоящему поэту. Обоим требованиям отвечала поэзия Маяковского. Во-первых, поэт должен обладать ясностью творчества; во-вторых, нести ответственность перед временем, вечностью, которая является истинным судьей настоящего поэта. Творчество поэта, по мнению Пастернака, измеряется и оценивается категориями вечности, только произведения настоящего мастера могут быть бессмертны. Такое понимание творчества будет характерно для Пастернака на протяжении всего его литературного и жизненного пути.

Через некоторое время Пастернак решает, что не хочет следовать никакому литературному течению, заявляя о себе как об оригинальном поэте. Ему были тесны рамки эстетических правил того или иного направления, и он стал выходить в своих стихотворениях за их пределы. Анализируя творчество этого периода, можно говорить о том, что Пастернак стал акцентировать свой талант на простоте и ясности изложения, понятности образов, близости читателю.

С выходом в свет нового сборника стихотворений "Сестра моя – жизнь" по-иному зазвучала и тема поэта и поэзии у Пастернака. В цикле "Занятие философией" читатель видит попытки поэта дать философское определение творчеству. Таковы, например, стихотворения "Определение поэзии", "Определение души", "Определение творчества". Но опять же Пастернак возвращается к рассмотрению связи творчества с вечностью – со вселенной.

Время шло, и миропонимание поэта менялось. К моменту издания романа "Доктор Живаго" размышления Пастернака о роли и предназначении творчества достигли своего апогея. Главный герой романа Юрий Живаго почти идентично воспроизводит взгляды самого автора. Несомненно, Живаго – натура творческая; в одном из писем Пастернак даже писал: "Этот герой должен будет представлять нечто среднее между мной, Блоком, Есениным и Маяковским". Обнаруженные после смерти Живаго стихи, которые он написал когда-то давно, доказывают авторскую идею бессмертия поэта.

Для понимания того, как раскрывалась эта тема в позднем творчестве, стоит проанализировать стихотворения из последнего сборника Пастернака "Когда разгуляется".

"Быть знаменитым некрасиво" содержит в себе четкое определение, каким должен быть истинный поэт. По Пастернаку, ему просто нельзя быть известным, "над рукописями трястись", он не должен знать успеха. "Цель творчества – самоотдача", и это главная цель поэзии для него. Здесь он опять формулирует два требования поэта, но уже несколько по-другому: необходима ясность и простота, а также творчество поэта должно быть самобытно, индивидуально. Добавляет он то, что поэт должен быть близок реальным жизненным проблемам.

И должен ни единой долькой

Не отступаться от лица,

Но быть живым, живым и только,

Живым и только до конца.

В стихотворении "Ночь" героем является летчик, отождествленный здесь с поэтом. Летчик пролетает над миром, созерцая и являясь одновременно частью этого мира, неразрывно с ним связанной:

Не спи, не спи, художник,

Не предавайся сну.

Ты вечности заложник

У времени в плену.

Постоянные повторы создают эффект постоянного движения; Пастернак призывает поэтов идти в ногу со временем.

Помимо всего сказанного выше, Пастернак также является очень христианским поэтом, и, соответственно, творчество для него – это божий дар; он принимает жизнь такой, какая она есть, и при этом пропагандирует абсолютную свободу творчества. И извечный конфликт поэта и толпы Пастернак решал путем их сближения – это-то и есть суть творчества, в поэзии должны отражаться как серьезные конфликты, так и мелочи жизни.

Борис Пастернак (1890-1960) русский поэт, переводчик, прозаик и публицист, лауреат Нобелевской премии за вклад в мировую литературу (роман «Доктор Живаго» в 1958 году).

Родился 19 января (10 февраля) в Москве в интеллигентной семье известного художника и академика живописи Леонида Пастернака и его жены, талантливой пианистки Розалии Кауфман. Его родители водили знакомство с многими знаменитостями того времени: писателем Львом Толстым, композиторами Скрябиным и Рахманиновым, художниками Левитаном и Ивановым. Отеческий дом маленького Бори Пастернака, который был первенцем и имел еще две сестры и брата, всегда был наполнен творческой атмосферой и уникальными талантами людей, ставших впоследствии общепризнанными классиками русской литературы, музыки и художественного искусства. Конечно, знакомство с такими яркими и самобытными личностями не могло не отразиться на становлении юного Бориса Пастернака. Самое огромное впечатление оказал на него выдающийся пианист и композитор Александр Скрябин, благодаря которому Пастернак серьёзно увлекся музыкой и даже мечтал стать в будущем композитором. Помимо этого ему передался и дар его отца, Борис прекрасно рисовал и имел тонкий художественный вкус.

Борис Пастернак - выпускник пятой московской гимназии (в которой, кстати, учился в это же время и Владимир Маяковский, младший его на 2года), закончил он её блестяще: получил заслуженную золотую медаль и самые высшие баллы по всем предметам. Параллельно он изучал музыкальное искусство на композиторском факультете в Московской консерватории. Однако по её окончанию Пастернак, по своему собственному признанию не обладавший идеальным слухом, поставил крест на карьере композитора и поступил в 1908 году на юридический факультет Московского университета. Обладая огромной целеустремленностью и работоспособностью, уже через год он покинул юридическую стезю и стал учиться на историко-философском факультете того же ВУЗа. Свою блестящую учебу в 1912 году он продолжает в немецком университете (г. Марбург). Ему пророчат блестящую карьеру философа в Германии, однако Пастернак как всегда верен себе и неожиданно для всех решает стать поэтом, хотя философская тематика всегда занимала центральное место в его произведениях на протяжении всей литературной деятельности.

По некоторым данным неизгладимое впечатление на становление молодого поэта произвела его поездка с семьей в Венецию и его разрыв с любимой девушкой. Вернувшись в Москву и закончив обучение в университете, Борис становится членом различных литературных кружков, там же он читает свои самые первые поэтические опусы. Поначалу его привлекают такие направления в поэзии как символизм и футуризм, позже он полностью избавляется от их влияния и выступает как независимая поэтическая личность. В 1914 году появляется на свет его первый поэтический сборник «Близнец в тучах», который он сам считал своей первой пробой пера и был не очень доволен её качеством. Для начинающего поэта поэзия была не только большим даром, а еще и тяжелой работой, он добивался совершенства своих фраз, постоянно и самозабвенно оттачивая их до идеальности.

В годы предшествующие революции Пастернак находился в рядах поэтов-футурологов, вместе с Николаем Асеевым и Сергеем Бобровым, огромное влияние на творчество того периода на него оказал Владимир Маяковский. Летом 1917 года был написан сборник стихотворений «Сестра моя - жизнь (опубликованный только в 1922 году), который сам поэт считал настоящим началом свой литературной деятельности. В этом сборнике критиками были отмечены самые главные черты его поэзии: нераздельность человека с миром природы и всей жизнью в целом, влияние атмосферы революционных перемен, абсолютно новый и непривычный доселе субъективный взгляд на события от лица самого мира.

В 1921 году семья поэта иммигрирует в Германию, в 1922 году Пастернак вступает в узы брака с художницей Евгенией Лурье, в 1923 году у них появляется наследник - сын Женя (позже они развелись, второй женой поэта стала Зинаида Нейгауз, их общий ребенок - сын Леонид, последняя муза поэта - редактор Ольга Ивинская). Этот год очень плодотворен для творчества поэта, он выпускает поэтический сборник «Темы и вариации», а также знаменитые поэмы «Девятьсот пятый год» и «Лейтенант Шмидт», получившие высокую оценку критиков и самого Максима Горького. В 1924 году был написан рассказ « Воздушные пути», в 1931 стихотворный роман «Спекторский», произведения изображали судьбы людей в измененных войной и революцией реалиях, в 1930-1931 гг - книга стихов «Второе рождение», изданная в 1932 году.

Поэт был официально признан советской властью, его произведения регулярно переиздавались, в 1934 году ему было предоставлено право выступить с речью на первом съезде Советских писателей, фактически он даже был назван лучшим поэтом в стране Советов. Однако советская власть не простила ему заступничества за арестованных родных поэтессы Анны Ахматовой, вмешательство в судьбу репрессированных Льва Гумилева и Осипа Мандельштама. К 1936 году его практически отстранили от официальной литературной деятельности, критиками резко осуждалась его неправильная антисоветская жизненная позиция и отстраненность от реальной жизни.

После осложнений в его поэтической литературной деятельности, Пастернак постепенно отдаляется от поэзии и занимается переводами в основном западноевропейских поэтов, таких как Гете, Шекспир, Шелли и т.д. В предвоенные годы создается поэтический сборник «На ранних поездах», где уже намечен ясный классический стиль Пастернака, в котором народ трактуется как основа всей жизни.

В 1943 году Пастернак в составе агитбригады выезжал на фронт, с целью подготовки материалов для книги про битву под Орлом, они имели вид своеобразного очерка или репортажа, похожего на дневниковые записи в стихотворной форме.

После войны, в 1945 Пастернак приступил к выполнению давно задуманного замысла - написания романа в прозе, им стал знаменитый, во многом автобиографичный «Доктор Живаго», повествующий о докторе-интеллигенте, разочаровавшемся в идеалах революции и не верящим в социальные изменения к лучшему в современном обществе. В этом романе поражающе красиво и проникновенно описаны сцены живой природы и любовных отношений между героями. Роман был передан за границу и опубликован там же в 1957 году, в 1958 он был номинирован на Нобелевскую премию и получил эту заслуженную награду.

Вследствие резкого осуждения этого события советскими властями и последующего исключения поэта из Союза Писателей, Пастернак был вынужден отказаться от премии. В 1956 году он начал свой завершающий цикл поэзии «Когда Разгуляется», 30 мая 1960 года он скончался от тяжелой и продолжительной болезни (рак легких) и был похоронен как и вся его семья на кладбище дачного поселка под Москвой в Переделкино.

Родился и вырос Борис Леонидович Пастернак в Москве. Его отец был художником, а мать - пианисткой. Яркие впечатления детства и отрочества обусловили его умение сочинять с натуры, позднее это умение он именовал субъективно-биографическим реализмом.

В родительском доме поэта господствовала созидательная и активная атмосфера, и ничто из юношеских занятий Пастернака не исчезло даром. Доказательства основательного поэтического воспитания несут ранние стихи и проза: профессиональность владения музыкальной композицией и дисциплина мысли удачно соединились с прирожденной впечатлительностью и восприимчивостью.

В университетские годы у Пастернака сформировались свои взгляды и убеждения, которые помогли ему в дальнейшем стойко перенести годы войны и лишений. "Терять в жизни более необходимо, чем приобретать,- писал он,- зерно не даст всхода, если не умрет. Надо жить не уставая, смотреть вперед и питаться живыми запасами, которые совместно с памятью выбрасывает забвение".

Весной 1913 года Пастернак блестяще окончил университет. Одновременно в созданном несколькими молодыми людьми издательстве "Лирика" на совместных началах вышел альманах, в котором были напечатаны пять его стихотворений. За это лето он написал свою первую самостоятельною книгу, и к новому 1914 году она вышла в том же издании под названием "Близнец в тучах". К концу 1916 года вышла в свет вторая книга стихотворений Пастернака "Поверх барьеров".

Летом 1917 года книга лирики "Сестра моя - жизнь" выдвинула Пастернака в ряды первых литературных имен своего времени. Общий творческий подъем 1917-1918 годов дал возможность на одном дыхании написать следующую книгу стихов "Темы и вариации", но эта книга, утвердив имя поэта, обозначила для него самого внутренний душевный спад, стала объектом недовольства собой.

Стихи, посвященные людям, чьи судьбы были небезразличны поэту (Брюсову, Ахматовой, Цветаевой, Мейерхольду), как и некоторые другие, написанные в то же десятилетие, Пастернак объединил с ранее изданными и составил сборник "Поверх барьеров". Итоговыми работами этого времени стали поэмы "Спекторский" и "Охранная грамота", в которых Пастернак изложил свои взгляды на внутреннее содержание искусства и его значение в истории человеческого общества.

Ранние стихотворения Пастернака сложны по форме, густо насыщены метафорами. Но уже в них чувствуется огромная свежесть восприятия, искренность и глубина, светятся первозданно чистые краски природы, звучат голоса дождей и метелей. С годами Пастернак освобождается от чрезмерной субъективности своих образов и ассоциаций. Оставаясь по-прежнему философски глубоким и напряженным, его стих обретает все большую прозрачность, классическую ясность. Однако общественная замкнутость Пастернака, его интеллигентская отгороженность от мира социальных бурь в значительной мере сковывала силы поэта. Тем не менее, Пастернак занял в русской поэзии место значительного и оригинального лирика, замечательного певца русской природы. Его ритмы, образы и метафоры влияли на творчество многих советских поэтов.

Пастернак - выдающийся мастер перевода. Им переведены произведения поэтов Грузии, трагедии Шекспира, "Фауст" Гете.

Много стихотворений Пастернака посвящено природе. Поэт не равнодушен к земным просторам, к веснам и зимам, к солнцу, к снегу, к дождю. Едва ли не главная тема всего его творчества - благоговение перед чудом жизни, чувство благодарности к ней. Почти четверть века он прожил в подмосковном поселке Переделкино. Поэт воспел его зазимки и снегопады, весенние ручьи и ранние поезда. Вот он чутко прислушивается к наступавшей весне в стихотворении "Все сбылось".

Я в лес вхожу. И мне не к спеху.

Пластами оседает наст.

Как птице, мне ответит эхо,

Мне целый мир дорогу даст.

Чаще всего это, как в стихотворении "Сосны ", - пейзаж-размышление. Размышление о времени, о правде, о жизни и смерти, о природе искусства, о тайне его рождения. О чуде человеческого существования. О женской доле, о любви. О вере в жизнь, в будущее. И сколько в этих стихах света, сердечного пристрастия к Родине, к скромным людям труда! Разговорное просторечие, так называемые прозаизмы, самый обыкновенный, будничный ландшафт, стога и пашни, учащиеся и слесаря в битком набитом утреннем переделкинском поезде - все это одухотворено искренним художником.

Имя Бориса Пастернака - своеобразного и неповторимого русского лирика - вписано в историю литературы навеки. Людям вечно будет необходима его одухотворенная, чудная и полная жизни поэзия, рассказывающая не только о всеобщем благе, но, прежде всего, призывающая делать добро отдельным людям, как бы мало оно ни было.