Как и когда нужно читать акафист. Каноны и акафисты


Напечатанные курсивом пояснения не читаются.

Чтение канонов и акафистов отдельно от утреннего и вечернего молитвенного правила необходимо совершать, испросив благословения, после «седмипоклонного начала»:

Б оже, милостив буди мне грешному (поклон) .
Б оже, очисти мя грешнаго и помилуй мя (поклон) .
С оздавый мя, Господи, помилуй мя (поклон) .
Б ез числа согреших, Господи, прости мя (поклон) .
В ладычице моя, Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго (поклон) .
А нгеле Хранителю мой святый, от всякого зла сохрани мя (поклон) .
С вятый апостоле (или мучениче, или преподобне отче, имя рек ), моли Бога о мне (поклон) .

Затем:
М олитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. Аминь.
С вятый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас

(трижды, с крестным знамением и поясными поклонами) .
С
П ресвятая Троице, помилуй нас. Господи, очисти грехи наша. Владыко, прости беззакония наша. С вятый, посети и исцели немощи наша, имени Твоего ради.
Г осподи, помилуй (трижды) .
С лава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
О тче наш, Иже еси на небесех. Да святится имя Твое. Да приидет царствие Твое. Да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь. И остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим, и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Г осподи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас.
Аминь.
Г осподи, помилуй (12 раз) .
С лава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
П риидите, поклонимся Цареви нашему Богу (поклон) .
П риидите, поклонимся и припадем Христу Цареви нашему Богу(поклон) .
П риидите, поклонимся и припадем к Самому Христу, Цареви и Богу нашему (поклон) .

Псалом 50.

П омилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя. Яко беззакония моя аз знаю и грех мой предо мною есть выну. Тебе Единому согреших, и лукавая пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих и победиши, внегда судити Ти. Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие, возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих, и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего, и Духом Владычним утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего, возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо, всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая, тогда возложат на олтарь Твой тельцы.

Символ веры

В ерую во Единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во Единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящего, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.

Затем читается канон и (или) акафист.

По завершении чтения канона – молитва ко Господу Иисусу Христу или Божией Матери, святому – соответственно смыслу канона и акафиста. Затем:

Д остойно есть, яко воистинну блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога Нашего.

Ч естнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.

С лава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Г осподи, помилуй (трижды ).

По окончании следует положить те же поклоны, что и в начале.

Каноном называется молитвенное последование в честь праздника или святого, состоящее из 9 песен, написанных по образу т.н. «пророческих песен» или «песен Священного Писания». Фактически в каноне 8 песней, т.к. вторая поется только в особых случаях (обычно в Великий пост). Каждая песнь состоит из ирмоса и тропарей. Ирмос (греч. связь ) — это первая строфа песни, задающая музыкальный тон для всех остальных (в древности все каноны пелись), а также связывающая канон по смыслу с соответствующей пророческой песнью. Однако на молебне ирмос читать не обязательно, поэтому иногда он приводится сокращенно — только начальные слова.Тропари — все последующие строфы песни. Обычно их бывает 4-5, хотя в некоторых случаях может быть и больше. Перед каждым тропарем читается припев (запев), соответствующий данному канону (обычно указан в начале канона). Если запев не указан, читаем припевы по следующему правилу:
К праздничным канонам Господу:
С лава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
К молебным канонам Господу:
М илостиве Господи, услыши молитвы раб Твоих, молящихся Тебе.
К канонам Пресвятей Богородице:
П ресвятая Богородице, спаси нас.
К канонам святым:
С вятый пророче или мучениче или святителю (имя рек), моли Бога о нас.
К предпоследнему тропарю песни запев:
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу — часто сокращенно записывается Слава :
К последнему: И ныне и присно и во веки веков. Аминь —сокращенно записывается И ныне :

Акафист (греч. неседален ) состоит из 25 строф, которые по смыслу объединяются попарно в звенья, состоящие из кратких кондаков и более пространных икосов. Икос содержит до 12 приветствий – херетизмов, начинающихся со слова «радуйся» (греч. – хере ). Последняя, 25– я строфа, является молитвенным обращением к прославляемому, читается трижды.

Акафист (от греческого слова «ἀχἀθιστος» - «неседальный ») - жанр православной церковной гимнографии, хвалебное песнопение в честь Господа Иисуса Христа, Божией Матери, ангела или святого, исполняемое молящимися стоя ("не садясь ").

Акафисты состоят из 25 отдельных песнопений: 13 кондаков и 12 икосов, из которых 1-й кондак и все икосы оканчиваются призывом «Радуйся », а 12 кондаков восклицанием «Аллилуия ». Древнейшим акафистом и образцом для всех остальных является Акафист Божией Матери.

Иеромонах Иов (Гумеров) рассказывает: «Как жанр христианской гимнографии акафист отличается не только построением, но особым радостным настроением. Объясняется это теми реальными обстоятельствами, при которых был создан первый акафист. Он был сложен в честь Божией Матери и пелся всю ночь стоя в субботу, на пятой неделе Великого поста, после победы над персам и аварами, осадившими Константинополь во главе с полководцем шахом Хозроем Сарваром в 626 году». «Столица была окружена с моря и суши. Положение было безнадежным. Матерь Божия явила чудесную помощь, и город был спасен. В благодарность за это заступничество был установлен праздник Похвалы Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Составление акафиста предание приписывает диакону великой константинопольской Церкви Георгию Писидийскому. Сначала служба совершалась только во Влахернском храме Константинополя, где находился чудотворный образ Божией Матери «Одигитрии», а также риза и пояс Богоматери. Но в IX веке этот праздник был внесен в Типик монастырей – Студийского и преподобного Саввы Освященного, а потом и в Триодь постную. Так этот особый праздник стал всеобщим во всей Православной Церкви. Постепенно стали по образцу первого акафиста появляться и другие».

Первые акафисты, составленные по подобию Акафиста Божией Матери, появились в 14 веке, а массовое составление акафистов началось только в середине 17 века.

«В акафистах, посвященных святым угодникам, создававшимся по образцу первого акафиста, также содержится повторяющийся призыв «радуйся», - пишет иеромонах Иов (Гумеров), - Основание для этого тоже дает Евангелие. Святые подвигом веры и жизни сподобились той награды, о которой говорит Спаситель в заповедях блаженства: «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф. 5, 12).

Акафисты, кроме акафиста Пресвятой Богородице "Взбранной Воеводе...", не являются уставным, обязательным богослужебным чином. Иногда акафисты читаются в честь праздников особо почитаемых святых на утрени праздничного богослужения или на молебне в самый день праздника. В Уставе Церкви нет особых указаний на чтение акафистов в храме и при келейной (домашней) молитве. Но из общецерковной практики можно вывести правило: в период Великого Поста не принято читать акафисты, кроме Акафиста Божией Матери на 5 седмице (в субботу) и акафиста Страстем Христовым: это время, когда христиане должны сугубо молиться о прощении своих грехов».

Во все другие дни года чтение акафистов разрешено. «К акафистам мы чаще всего обращаемся в часы особой радости и благодарственного настроения или когда нужно испросить у Господа и Божией Матери помощь в трудных обстоятельствах» , - пишет иеромонах Иов (Гумеров).

Дома акафист можно читать в любое время суток, когда это удобно. Читается он так, как в нём самом написано: сначала читаются предначинательные молитвы, потом сам акафист, после 13 кондака читается вновь 1 икос и 1 кондак, и потом молитва. Для чтения акафистов , если только христианин не принимает какого-то обета или постоянного дополнения к общепринятому правилу, благословение брать не нужно. Но обязательно надо взять у духовника благословение, если христианин возлагает на себя какое-то особое постоянное правило или какой-то обет.

Иерей Владимир Шлыков объясняет, почему это нужно:

«Прежде чем брать на себя какие-либо молитвенные правила, нужно посоветоваться со своим духовником или со священником, у которого Вы регулярно исповедуетесь. Оценив Вашу жизненную ситуацию и меру духовного преуспеяния, батюшка благословит (или не благословит) читать. Очень часто бывает, что человек берет на себя непосильное бремя, и в связи с этим у него возникают духовные проблемы. Если же молиться по послушанию и с благословения, то таких проблем можно избежать ».

«На чтение акафиста Вам нужно было взять благословение сразу, в храме. В этом случае Вы бы молились, не надеясь только на свои силы, а с помощью Божией. Священник является проводником благодати Божией. Поэтому, когда берут благословение, прикладываются не к руке священника, а к Руке Господа. Допустим, нам хочется получить Божие благословение, а как мы узнаем, благословил Он или нет? Для этого Господь оставил на земле священника, дал ему особую власть, и благодать Божия нисходит на верующих через священника. Кроме того, при личном общении Вы сможете задать батюшке все Ваши вопросы по поводу того, на что берете благословение. И священник посоветует, что будет полезно именно Вам. Через интернет можно дать только общий совет, но получить благодать, а также услышать от батюшки что-то конкретное можно только в храме».

14 мая 2018 года Священный Синод Русской православной церкви, рассмотрев практику употребления акафистов в Русской православной церкви, постановил:

- Отметив, что, с одной стороны употребление акафистов в общественном богослужении до сих пор не имеет уставной регламентации, так как действующая редакция Типикона предполагает совершение акафиста только на утрене субботы пятой седмицы Великого посты, а с другой - в богослужебной практике используются и иные акафисты, подчеркнуть, что по замечанию священноисповедника Афанасия, епископа Ковровского, акафисты могут использоваться «только в дополнение к основным частям богослужения, а не в замену им».

В связи с изложенным отметить, что тексты акафистов следует использовать преимущественно вне богослужебных последований, входящих в состав суточного круга, к примеру, в ходе паломничеств, крестных ходов или в соединении с беседами, проводимыми священнослужителями.

Признать при этом допустимым совершение акафистов при совершении молебна (перед чтением Евангелия), а также, исходя из действующей практики: на малой вечерне (после отпустительного тропаря), на вечерне (после стихир на стиховне, либо после отпустительного тропаря), на повечерии (после Символа веры) или на утрене (после кафизмы или после шестой песни канона).

Не рекомендовать совершение акафистов после Божественной литургии, а также в период Святой Четыредесятницы, за исключением утрени субботы пятой седмицы и чинопоследования пассии в тех храмах, где имеется обычай совершать таковое чинопоследование.

Напомнить епархиальным Преосвященным, игуменам (игумениям) монастырей и настоятелям приходов и подворий о недопустимости использования текстов акафистов, не утвержденных Священным Синодом или не входящих в состав официальных изданий.

Акафистом называют жанр в православно-церковном песнопении, но изначально так называлось единственное произведение подобного стиля, которое было написано во славу Богоматери — «Великий акафист». Этот акафист в обязательном порядке поют на службе, которая совершается каждый год в православных обителях в субботу утром на пятой . Конечно, это не единственный день, когда читают акафисты на службах в православных храмах, но данный жанр относят скорее к молитвам келейным, а в суточный цикл богослужения он не включен.

Когда нужно читать православный акафист

Каждый человек сам решает когда читать акафист. Случается, что к чтению приступают в определенной нужде или по зову сердца, а иногда священник дает наставление. Бывает ещё, что читать начинают малоопытные прихожане совершенно не знающие, как правильно читать акафист. Конечно, священник может ответить на все интересующие вопросы, но многие считают, что удобней найти нужную информацию в интернете. В свою очередь, православная церковь уже давно и активно использует христианские сайты, которые позволяют распространять большой объем информации. На православных сайтах размещаются тексты молитв, акафистов, а также абсолютно все, что относится к православной церкви.

Очень полезно прослушивание хорового церковного пения, которое можно найти на православных сайтах. Слушая акафист в записи вы лучше поймете расстановку ударений и смысл произведения, а значит узнаете, как правильно читать акафист . Произведения данного жанра в интернете широко распространены и найти можно совершенно любое, которое вас интересует.

Как самому читать акафист

Акафист в своем смысле схож с гимном. Следовательно, когда читают акафист не садятся. Исключение положено немощным старикам и больным людям, которые подняться не в состоянии. Лучше читать акафист перед иконой Святого, которому он адресован. Прочитайте о житие этого Святого, чтобы лучше понять, когда читать акафист и в какой нужде. Начиная чтение произнесите молитвы: «Молитвами святых Отец…», «Слава Тебе Боже наш…», «Царю Небесный…», «Трисвятое» по «Отче наш», а закончив: «Достойно есть..», «Слава и ныне», Господи помилуй (произнести трижды), «Молитвами святых Отец..». Когда читается акафист ваша голова должна быть свежа и не обременена другими мыслями, а значит утренние часы идеально подойдут для песнопения данного жанра.


Если у вас есть свободное время, вы можете прочитать

Текст православной молитвы в день рождения

Господи Боже, Владыка всего мира видимого и невидимого. От Твоей святой воли зависят все дни и лета моей жизни. Благодарю Тебя, премилосердный Отче, что Ты дозволил мне прожить еще один год; знаю, что по грехам моим я недостоин этой милости, но Ты оказываешь мне ее по неизреченному человеколюбию Твоему. Продли и еще милости Твои мне, грешному; продолжи жизнь мою в добродетели, спокойствии, в здравии, в мире со всеми сродниками и в согласии со всеми ближними. Подай мне изобилие плодов земных и все, что к удовлетворению нужд моих потребно. Наипаче же очисти совесть мою, укрепи меня на пути спасения, чтобы я, следуя по нему, после многолетней в мире сем жизни, перейдя в жизнь вечную, удостоился быть наследником Царства Твоего Небесного. Сам, Господи, благослови начинаемый мною год и все дни жизни моей. Аминь.

Структура акафиста

Ака́фист (от греческого слова неседален, неседальная песнь, то есть «песнь, которую поют, не садясь, стоя») - жанр православной церковной гимнографии. Так называются хвалебные песнопения в честь Господа Иисуса Христа, Божией Матери и святых, исполняемые молящимися стоя (отсюда название).

Древнейшим акафистом и вместе оригиналом для всех остальных считается Акафист Божией Матери. Он состоит из 25 отдельных песнопений: 13 кондаков (кратких хвалебных песен) и 12 икосов (пространных песен). Начиная с первого икоса, песнопения расположены в порядке греческого алфавита. Первый кондак выделяется из общего счета — только он один заканчивается приветственным восклицанием: «радуйся» (приветствие), но не «аллилуия» (что означает «хвалите Бога»), подобно остальным 12 кондакам. В содержании кондаков различаются две части: в первой части - до 7 кондака преобладает содержание историческое, во второй части - от 7 кондака - догматическое. Икосы по объему в три раза пространнее предшествующих им кондаков. Первая треть каждого икоса, равная кондаку, содержит, как и кондаки, краткое упоминание знаменательных событий при Благовещении Богородицы, при отрочестве Спасителя, преимущественно же изображает необычайное и спасительное влияние на нас воплощения Иисуса Христа. Две остальные трети икоса состоят из 12 воззваний: «радуйся». Это приветствие ангела-благовестника каждый раз сопровождается разнообразно величественными наименованиями высочайших совершенств Пречистой Девы, приветственными удивлениями Ее величию пред Богом, молитвенными возгласами и исчислением чрезвычайных благодеяний, даруемых ею всем верующем. Эти приветствия, или славословия, начинающиеся словом: «радуйся», расположены в икосе в шесть пар, причем двустишия обыкновенно имеют одинаковое количество слогов в каждой паре.

Чтение акафистов во время Богослужения и келейно

Акафисты не являются уставным, обязательным Богослужебным чином. На богослужениях в храмах обязательно читается только Акафист Пресвятой Богородице «Взбранной Воеводе…» в Субботу Похвалы Пресвятой Богородицы, на пятой седмице Великого Поста. В современной практике Великим постом так же употребляется Акафист Страстем Господним в чинопоследовании Пассии, которая служится в Воскресенье вечером во 2-5 седмицы Великого Поста.

На Утрени праздничного богослужения или на Молебне в самый день праздника иногда читают Акафисты. На молебнах часто прибегают к чтению акафистов.

По благословению духовника келейно (во время домашней молитвы) читают акафисты святым угодникам Божиим и иконам Божией Матери, призывая их в помощь в житейских нуждах.

Нет особых указаний в Уставе на чтение акафистов в храме и при келейной молитве. Но из общецерковной практики можно вывести правило: в период Великого Поста не принято читать акафисты , кроме Акафиста Божией Матери на 5 седмице (в субботу) и акафиста Страстем Христовым. Во все другие дни года чтение акафистов разрешено.

Порядок келейного чтения акафистов

Если чтение акафиста совершается келейно отдельно от утреннего или вечернего правила, то начинается с чтения предначинательных молитв, а заканчивается окончанием молитв.

Молитва предначинательная

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Молитва Святому Духу*

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

*От Пасхи до Вознесения вместо этой молитвы читается тропарь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав».(Трижды)

От Вознесения до Троицы начинаем молитвы со «Святый Боже…», опуская все предшествующие.

Трисвятое

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)

Молитва ко Пресвятой Троице

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй. (Трижды) .

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва Господня

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Господи, помилуй. (12 раз)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон)

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон)

Псалом 50

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя; яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. Тебе Единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти. Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси; безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие; возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом владычним утверди мя. Научу беззаконыя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего; возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая; тогда возложат на oлтарь Твой тельцы.

Символ веры

Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящего, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.

Чтение акафиста

Затем читается акафист (если акафист с каноном, то после 6-ой песни канона). По завершении чтения канона – молитва ко Господу Иисусу Христу или Божией Матери, святому – соответственно смыслу акафиста.

Сам же акафист имеет особую последовательность. Так 13 кондак читается трижды, а сразу после него вновь повторяется первый икос, после которого читается первый кондак. Если акафист читается отдельно от канона, то по окончании акафиста читается молитва. Затем окончание молитв:

Окончание молитв

*Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

*От Пасхи до Вознесения вместо этой молитвы читается припев и ирмос 9-й песни пасхального канона:

«Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся! И паки реку: радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба и мертвыя воздвигнувый; людие, веселитеся!

Светися, светися, новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия. Ликуй ныне и веселися, Сионе. Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о востании Рождества Твоего».

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Господи, помилуй. (Трижды)

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых помилуй нас. Аминь.

Верующие люди знают, что в православных текстах каждое слово имеет значение. Домашнему чтению должна предшествовать молитва перед акафистом. Завершают его также специальные молитвословия, имеющие важное значение. Если не получается понять их содержание и значение, то лучше не торопиться и разобраться. Бессмысленное чтение не принесёт никакой пользы, а только внесёт смятение в душу.

Акафисты и каноны

Начальные и заключительные молитвы необходимо произносить как дома, так и в храме. Для домашнего чтения следует получить благословение священника, который посоветует срок и порядок совершения ритуала.

Людям, мало знакомым с православной верой, желательно начать с внимательного чтения утреннего и вечернего священного текста, где также присутствуют предначинательные и завершающие молитвы.

Понятие акафиста

Акафисты успокаивают, приносят умиротворение. Они не являются обязательным элементом богослужения за отдельными исключениями. Дома люди часто прибегают к таким текстам, посвящённым Иисусу Христу, различным иконам Богородицы, Ангелу-Хранителю.

Акафист трактуется как гимн, прославляющий Господа, Пресвятую Богородицу . Он произносится стоя. Особенности его структуры:

  • в его составе 12 икосов - длинных хвалебных песен и 13 коротких - кондаков;
  • икосы завершаются обращением к Богородице - «Радуйся», что определяет общий положительный настрой текста, поэтому существует традиция не читать их в Великий Пост, когда все призывает к покаянию;
  • кондаки оканчиваются восклицанием «Аллилуия», которое означает похвалу Богу;
  • в икосах и кондак имеются исторические и догматические сведения, которые чётко разделяются.

Понятие канона

Также часто читаются дома и в храме каноны, которые представляют собой гимны, восхваляющие Христа, Божью Матерь, святого или какой-либо православный праздник. Они являются частью церковных служб, на некоторых их них они занимают значительное место. Также их принято читать за умерших людей в отличие от акафистов. Обычно Канон за единоумершего читается за конкретного человека в течение 40 дней после его смерти.

Особенности структуры:

  • в каноне имеются песни, их число варьируется;
  • каждая песнь включает в себя тропарь и ирмос;
  • в нём содержатся эпизоды библейской истории.

Виды предначинательных молитв

Многие люди хотят знать, какие молитвы нужно читать перед акафистом. Они используются и по отдельности, но перед акафистом или каноном они должны располагаться обязательно в определённой последовательности:

  • предначинательная молитва;
  • Святому Духу;
  • Трисвятое;
  • обращение к Троице;
  • Отче наш;
  • псалом 50;
  • Символ веры.

Каждое из молитвословий играет важную роль, все вместе они:

  • настраивают на соответствующий лад;
  • приводят мысли в порядок;
  • помогают вникнуть в смысл текста;
  • способствуют видению своих грехов;
  • содержат обращение ко всем 3 лицам Святой Троицы - Богу Отцу, Иисусу Христу, Святой Троице.

Она необходима для призвания милости Господа к молящимся, прославлении Творца. Верующие признают наличие грехов у себя и просят Христа привести их ко спасению:

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Святому Духу

Эта часть представляет собой обращение к третьему лицу Святой Троице - Святому Духу:

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Она направлена на призвание Святого Духа, чтобы он стал составной частью жизнью христианина, освящая её со всех сторон, приводя ко спасению души. Существуют особые правила чтения от Пасхи до Троицы, которые необходимо уточнить.

Трисвятое

Она произносится обязательно с совершением крестного знамения и поясным поклоном 3 раза:

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас.

Существует версия, что Трисвятое услышал мальчик, молившийся в 5 в. в Константинополе о прекращении землетрясения. Впоследствии Трисвятое прочно вошло в богослужение, оно произносится в особые моменты и несёт глубокий смысл.

Троице

Она знаменует собой непосредственное обращение ко всем лицам Святой Троицы:

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

В ней ярко выражен покаянный настрой и призвание Святой Троицы для исцеления немощей. После 3 раза подряд повторяется древнейшая покаянная молитва и прославление Бога.

Отче наш

Значение этой молитвы велико - она единственная была дана самим Господом и помещена в Евангелие:

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Господи, помилуй.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон)

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему.

Это обращение к Господу с просьбой дать насущные блага, простить грехи за прощение грехов ближних, отвратить от лукавых помыслов. Она даёт ориентир на праведную жизнь.

Отче наш произносится за каждой литургией. Сразу после Отче наш нужно 12 раз прочесть покаянную молитву, вознести хвалу Богу и поклониться Ему.

50 псалом

Этот покаянный псалом является частью книги Псалтырь царя Давида. Он появился после совершения им серьёзных грехов. Этот псалом часто читается во время богослужения. Он выражает искреннее раскаяние человека в грехах, желание жить праведно и надежду на помощь Бога.

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя; яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. Тебе Единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти. Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси; безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие; возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом владычним утверди мя. Научу беззаконыя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего; возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая; тогда возложат на oлтарь Твой тельцы.

Символ веры

Он выражает догматы православной веры, был введён на Вселенских Соборах в 4 в. Символ веры произносится во время таинства крещения и в ходе литургии. Он включает в себя 12 частей, каждая из которых может рассматриваться по отдельности:

Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящего, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.

Заключительные молитвы

После завершения чтения необходимо произнести краткое молитвословие:

Достойно есть, яко воистинну блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога Нашего. Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Господи, помилуй.

Оно выражает хвалу Богородице, Господу, Святому Духу, надежду на спасение, 3 раза произносится покаянная молитва.

Молитвы перед чтением акафиста и после очень важны для человека, решившегося прикоснуться к православной вере. Но читать их надо внимательно и правильно, чтобы не исказить смысл слов. В противном случае никакой пользы душе не будет.