Эволюция общества и материальные блага. Материальные и нематериальные блага


Общественное производство - это процесс создания любых материальных благ, необходимых для существования и нормального функционирования общества. Производство называется общественным, поскольку существует разделение труда между самыми разными членами общества. Всем известно, что любое производство организовывается для удовлетворения определенных потребностей людей. Степень обобществления производственных элементов, которые свидетельствуют об их принадлежности частным лицам или обществу, считается критерием развития общественно-экономической формации данного общества.

Основы общественного производства в мировой политэкономии были заложены несколько столетий назад. Любая деятельность человека, направленная на превращение каких-то в может считаться общественным производством. Основными его фазами являются:

Производство продукции;

Распределение;

Потребление.

В ходе производственной деятельности человека получаются материальные и В процессе распределения готового продукта (предметов потребления и средств производства) происходит их перераспределение между различными субъектами производства. Обменом считается процесс сбыта и приобретения различных благ за другие блага или их денежный эквивалент. Потребление или использование благ бывает личным или производственным.

Общественное производство характеризуется следующими факторами, являющимися его первоосновой:

Труд или осознанная деятельность, которая направлена на удовлетворение общественных и личных потребностей человека в различных духовных и материальных благах;

Средства производства, которые включают в себя (материалы, сырье) и (оборудование, инвентарь, сооружения).

Общественное производство и его структура были предметом изучения самых известных экономистов и философов. В результате такого изучения был сделан вывод, что оно имеет ячеистую структуру. Практически в любой стране трудовые ресурсы, сырьевые базы и потребители рассредоточены по ее территории, поэтому для обеспечения потребностей человека в тех или иных предметах потребления необходимо разделение труда, при котором общественное производство рассредоточено между разными специализированными предприятиями.

Из-за ячеистой структуры данного производства при его функционировании различают два уровня:

Производство как аспект технико-технологического процесса труда, осуществляемый прямо в первичных ячейках производства;

Производство как общественно-экономический и всей страны или нации.

На первом (микроуровне) люди являются непосредственными работниками с определенными трудовыми и производственными отношениями. На втором уровне функционирования общественного производства, называемом «макроуровнем», между субъектами хозяйствования складываются экономические и производственно-хозяйственные отношения.

Общественное производство имеет следующую структуру:

Его образуют самые различные отрасли строительства, промышленности, сельского хозяйства, в основе которых лежит создание материальных благ из природных ресурсов. К нему также относятся обслуживающие потребности людей отрасли: торговля, транспорт, коммунальное хозяйство, предприятия бытового обслуживания;

Нематериальное производство - его образуют такие системы: здравоохранение, образование, наука, искусство, культура, в которых оказываются нематериальные услуги и создаются различные духовные ценности.

Первоначальной основой жизни любого общества является общественное производство. Так, человек, прежде чем создавать произведения искусства, заниматься наукой, политикой или здравоохранением, должен удовлетворить свои самые минимальные потребности: иметь кров, одежду, питание. Именно оно является источником благополучия общества.

Способ добывания средств к жизни (пищи, одежды, жилища, орудий производства и т. п.), необходимых для существования людей, для того чтобы общество могло жить и развиваться. Способ производства составляет основу общественного строя и определяет характер этого строя. Каков способ производства, таково и само общество. Каждый новый, высший способ производства означает новую, высшую ступень в истории человечества.

Со времени возникновения человеческого общества существовали и сменили друг друга ряд способов производства: (см.), (см.), (см.) и (см.). В современную историческую эпоху па смену отжившего свой век капиталистического способа производства приходит новый, социалистический способ производства, который уже победил в СССР (см.).

Способ производства имеет две стороны. Одну сторону способа производства составляют (см.) общества. В них выражается отношение человека к предметам и силам природы, используемым для создания жизненно необходимых материальных благ. Другую сторону способа производства составляют (см.), отношения между людьми п процессе общественного материального производства.

Состояние этих отношений даёт ответ на вопрос, в чьём владении находятся средства производства - в распоряжении всего общества или в распоряжении отдельных лиц, групп, классов, которые используют их для эксплуатации других лиц, групп, классов. Марксизм подверг резкой критике представления о том, что способ производства сводится к одним производительным силам, что последние могут якобы существовать без производственных отношений. Такова, например, богдановско-бухарипская концепция, сводящая способ производства к производительным силам, к технологии, а законы развития общества - к «организации» производительных сил.

На деле в способе производства неразрывно связаны две его стороны, не существующие одна без другой. Каждый исторически определённый способ производства есть единство производительных сил и производственных отношений. Но это единство диалектично. Возникая на базе производительных сил, производственные отношения оказывают огромное воздействие на развитие самих производительных сил. Они или тормозят их развитие или способствуют ему. В ходе развития способа производства производственные отношения закономерно отстают от производительных сил, являющихся наиболее подвижным элементом производства.

В силу этого на известной ступени развития способа производства возникает противоречие между двумя его сторонами. "Устаревшие производственные отношения начинают тормозить дальнейшее развитие производительных сил. Противоречие между новым уровнем производительных сил и старыми производственными отношениями может быть преодолено лишь путём замены старых производственных отношений новыми, соответствующими новым производительным силам. Новые производственные отношения являются той главной и решающей силой, которая определяет дальнейшее мощное развитие производительных сил.

Противоречие, конфликт между производительными силами и производственными отношениями в рамках единого способа производства составляет самую глубокую основу социальных революций в антагонистических формациях. При социализме противоречие между двумя сторонами способа производства не превращается в противоположность, не доходит до конфликта. Социалистическое государство и Коммунистическая партия, исходя из объективных экономических законов развития, имеют возможность своевременно преодолевать нарастающие противоречия между старыми производственными отношениями и новыми производительными силами путём приведения производственных отношений в соответствие с новым характером и уровнем производительных сил. (См. также

Способ производства материальных благ

Понятие «способ производства материальных благ» впервые ввели в социальную философию Маркс и Энгельс . Каждый способ производства базируется на определенном материально-техническом базисе. Способ производства материальных благ - это определенный вид жизнедеятельности людей, определенный способ добывания средств к жизни, необходимых для удовлетворения материальных и духовных потребностей. Способ производства материальных благ - диалектическое единство производительных сил и производственных отношений.

Производительные силы - это те силы (человек, средства и предметы труда), при помощи которых общество воздействует на природу и изменяет ее. Средства труда (машины, станки) - есть вещь или комплекс вещей, которые человек помещает между собой и предметом труда (сырье, вспомогательные материалы). Разделение и кооперация общественных производительных сил способствует развитию материального производства и общества, совершенствованию орудий труда, распределению материальных благ, оплаты труда.

Производственные отношения - это отношения по поводу собственности на средства производства, обмена деятельностью, распределения и потребления. Материальность производственных отношений выражается в том, что они складываются в процессе материального производства, существуют независимо от сознания людей, носят объективный характер.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Способ производства материальных благ" в других словарях:

    В марксизме исторически определенный способ добывания материальных благ; единство производительных сил и производственных отношений … Большой Энциклопедический словарь

    СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА - СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА, исторически определ. способ добывания материальных благ; единство производит. сил и производств. отношений. Основа обществ. экон. формации. Смена одного С. п. другим происходит революц. путём. В ходе истории последовательно… … Демографический энциклопедический словарь

    В марксизме исторически определённый способ добывания материальных благ; единство производительных сил и производственных отношений. * * * СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА, в марксизме исторически определенный способ добывания материальных … Энциклопедический словарь

    Исторически определённый способ добывания материальных благ, необходимых людям для производственного и личного потребления; представляет собой единство производительных сил и производственных отношений. Две стороны С. п.… … Большая советская энциклопедия

    Исторически конкретное единство производительных сил и производственных отношений. Понятие «С. п.» характеризует социальные аспекты деятельности обществ. человека, направленной на создание необходимых для его жизни материальных благ. Его… … Философская энциклопедия

    В марксизме способ производства материальных благ, основанный на частной собственности на средства производства и эксплуатации наемного труда. По английски: Capitalist mode of production См. также: Способы производства Капитализм Финансовый… … Финансовый словарь

    Энциклопедия социологии

    КАПИТАЛИСТИЧЕСКИЙ СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА - англ. capitalist mode of production; нем. Produktionswiese, kapitalistische. Способ производства материальных благ, основанный на частной собственности на средства производства и эксплуатации наемного труда, к рый определяет развитие капиталист,… … Толковый словарь по социологии

    Или политаризм название нескольких способов производства, общее между которыми состоит в том, что все они основаны на своеобразной форме частной собственности общеклассовой. Общеклассовая частная собственность всегда принимает форму… … Википедия

    Сущ., м., употр. часто Морфология: (нет) чего? способа, чему? способу, (вижу) что? способ, чем? способом, о чём? о способе; мн. что? способы, (нет) чего? способов, чему? способам, (вижу) что? способы, чем? способами, о чём? о способах 1. Способом … Толковый словарь Дмитриева

Человеческая история насчитывает тысячелетия, но во все времена человеку были и остаются необходимы воздух, вода, одежда, жилье. Все, в чем нуждается человек, чем он удовлетворяет свои потребности, называется благами.

Благами могут быть как вещи, так и действия, в которых нуждается человек. Для того чтобы разумно организовать свою жизнедеятельность, человеку необходимо разбираться в этих благах. В настоящее время различают блага:

· данные природой и производственные;

· потребительские и инвестиционные;

· частные и общественные;

· воспроизводимые и невоспроизводимые;

· свободные и ограниченные.

Природа дает человеку воздух, воду, землю, и эти блага есть необходимое условие существования человеческого общества. Это природные блага. Человек единственное существо на планете, способное трансформировать, то есть преобразовывать вещество природы в необходимые ему блага. Из дерева человек может сделать стол, стул и все, что ему потребуется. Такие блага называются производственными. В зависимости от того, как мы их используем, различают потребительские и инвестиционные блага. То, что предназначено для потребления в домашних хозяйствах, становится потребительским благом. Это вся совокупность бытовых приборов, мебели, одежды, продуктов питания. Инвестиционные блага включают в себя сырье, машины, оборудование, которые необходимы для производства других благ. Автомобиль, используемый для перевозок сырья на предприятии, относится к инвестиционным благам, а используемый в быту -- к потребительским.

В зависимости от того, чьи потребности удовлетворяет то или иное благо, различают частные и общественные блага. Домашний автомобиль -- это частное благо. Общественный парк, посещением которого наслаждаются многие граждане -- общественное благо.

Важнейшей для нас характеристикой благ, которая никак не связана с их физическими свойствами, является разграничение свободных и ограниченных благ. Свободные блага имеются в количестве, превышающем потребности людей в данный момент. Примером может служить воздух. Ограниченными являются блага, потребность в которых больше, чем их имеется, то есть спрос на которые превышает предложение. Именно ограниченность благ становится условием, которое побуждает человека искать возможность получить эти блага и заняться бизнесом. Ограниченные блага возникают потому, что не все блага могут быть произведены. В зависимости от возможности пополнить запасы потребляемых благ их разделяют на воспроизводимые и невоспроизводимые. В природе имеются ограниченные запасы нефти, газа и других природных ресурсов. В процессе своей жизнедеятельности человек потребляет их, но не в состоянии восполнить запасы, которыми располагает наша планета. Это пример невоспроизводимых благ. Образцом воспроизводимых благ может быть бумага, которая потребляется для передачи знаний и постоянно воспроизводится для удовлетворения определенных потребностей людей. Очень важно понимать, что возможность воспроизводить блага ограничена количеством благ, имеющихся в природе. Так, например, бумага может быть произведена из папируса, пергамента, риса, древесины. Запасы сырья для производства папируса редки, пергамент очень трудоемок в производстве, не так много климатически пригодных мест для выращивания риса. Поэтому бумага, произведенная с помощью технологий, использующих дерево в качестве ресурса, -- самая распространенная. Эти обстоятельства характеризуют ограниченные материальные блага по отношению друг к другу с точки зрения редкости. Вторая существенная характеристика ограниченных материальных благ -- недостаточность. Эта черта связана с потребностями общества в благах. А если удовлетворение потребностей идет за счет одного ресурса (запаса), то возникает проблема выбора какую из них удовлетворить и в какой мере. Поэтому выбор становится важным действием в экономике, обусловленным ограниченными материальными благами. Существование человека связано не только с удовлетворением имеющихся потребностей, но и с тем, что потребности постоянно растут, развиваются. Ограниченные материальные блага препятствуют удовлетворению потребностей. Для преодоления этого, естественного в нашей природе ограничения, человек заинтересован или сам произвести необходимые ему блага, или найти возможность получить их каким-либо другим путем.

Стремясь удовлетворить свои потребности, каждый человек реализует личные способности. При этом есть качества, в той или иной мере присущие всем членам общества.

Человек -- это активная, движущая сила. Ему от природы присущи качества таким образом, которые специфически реализуются в условиях ограниченности материальных благ, что возникает бизнес. Глубинное качество человека, на которое обращал внимание еще основатель политической экономии Адам Смит, -- это природный эгоизм. В условиях рынка это человеческое свойство проявляется особенным образом.

Рынок -- механизм обмена, который сводит продавцов и покупателей продукта.

Мы получаем свой хлеб не по милости пекаря, а из его эгоистического интереса. Пекарь хочет заработать. Мы хотим хлеба. Мы вступаем во взаимодействие друг с другом по поводу хлеба. Не ради другого, не в порыве заботы о преуспевании другого, а из своих эгоистических побуждений, исходя из своих экономических интересов. Наши собственные интересы побуждают нас находить нужды, потребности других членов общества, так как, удовлетворяя их, мы добиваемся своих эгоистических целей.

Такое человеческое качество, как стремление к росту благосостояния, с одной стороны, проявляется во все большем росте потребностей индивидуума, с другой, заставляет его искать неудовлетворенные потребности в обществе и осуществлять то, что нужно другим. Руководствуясь своей потребностью, стремясь увеличить свое благосостояние, человек делает то, в чем нуждается общество в целом.

Адам Смит писал: «Человек постоянно нуждается в помощи своих ближних, и тщетно будет он ожидать ее лишь от их расположения. Он скорее достигнет своей цели, если обратиться к их эгоизму и сумеет показать им, что в их собственных интересах сделать для него то, что он требует от них... Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь, что тебе нужно, -- таков смысл высказывания всякого подобного предложения. Не от благожелательности мясника, пивовара или булочника ожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими своих собственных интересов. Мы обращаемся не к их гуманности, а к их эгоизму, и никогда не говорим о наших нуждах, а об их выгодах».

Выгода движет человеком, когда он вступает в отношения обмена. Обмен -- это ключевое звено бизнеса. Без обмена бизнес не существует. Через обмен человек получает возможность приобрести то, что ему необходимо для удовлетворения своей потребности. Именно в результате обмена индивидуум получает необходимый ему продукт. Выбор, который делает человек при обмене, всегда обусловлен выгодой. Выгода всегда связана с экономией рабочего времени, и поэтому обмен и выгоден, и нужен всем участникам. При этом выгода выступает в форме материальных благ.

Склонность к обмену -- важнейшее человеческое свойство, лежащее в основе устройства экономической жизни общества. Ни одно живое существо в природе не обладает таким качеством. Только человек способен обменяться с другими принадлежащими ему благами.

Отношения обмена делают возможными разделение и специализацию труда, что позволяет добиться экономии рабочего времени при изготовлении продуктов. Эти отношения, по существу, создают экономическую систему. Адам Смит писал, что экономическая система по сути своей -- это громадная сеть связей между специализированными производителями, которых соединяет «склонность к мене, торговле, к обмену одного предмета на другой». В разделении труда синтезируется эгоистическая и коллективистская природа человека. Работая на себя, на удовлетворение своих потребностей, индивидуум специализируется на отдельном виде деятельности, предполагая удовлетворить результатами своего труда, теми материальными благами, которые он производит, отдельных членов общества, и, в свою очередь, получить взамен удовлетворение своих потребностей.

Особенным человеческим качеством, лежащим в основе устройства экономической жизни общества, является стремление к совершенству. Все, что бы ни делал человек, он все время совершенствует.

Поэтому растет предложение все более совершенных материальных благ, появляются потребности в них, растет общая совокупность потребностей общества.

Дух соперничества, присущий человеку, проявляется на рынке в форме конкуренции. Все производители стремятся удовлетворить платежеспособный спрос на материальные блага продуктами своего производства и получить от этого выгоду. Поэтому они стремятся сделать качество производимых продуктов выше, чем другие производители, продавать их по ценам, обеспечивающим выгоду, но ниже, чем цены других производителей. Каждый из производителей материальных благ на рынке выбирает для своей деятельности то, что считает для себя наиболее выгодным. Поскольку этот выбор никто не ограничивает, он происходит свободно, то чаще всего складывается ситуация, когда несколько производителей занимаются изготовлением аналогичных продуктов. При этом взаимоотношения между производителями принимают настолько резкие формы, за что они получили название «конкурентная борьба».

Склонность к копированию, подражательность делает возможным для отдельных производителей быстро перенимать удачный опыт на рынке, что дает возможность обществу быстрее развиваться, создает условия для технического прогресса.

Все это не мешает участникам рыночных отношений обладать качеством, которое называется «жажда справедливости». Осуществляя обмен произведенных продуктов, каждый стремится добиться эквивалентности, то есть справедливости в его пропорциях. Каждый из участников стремиться защитить свою собственность.

Чувство собственности, присущее человеку, -- одно из основных качеств, на котором базируется экономика. Именно это качество побудило человечество создать сложнейший механизм закрепления за отдельным индивидуумом его собственности. Собственность проявляется через права владения, пользования, распоряжения материальными благами. Стремление иметь собственность является самым сильным побудительным мотивом для трудовой деятельности людей.

Одним из удивительнейших человеческих качеств является природный гуманизм. Настолько сложна природа человека, что наряду с погоней за собственной выгодой, людям не безразлично положение других членов общества, их судьба. Многие оказывают помощь пострадавшим после природных катаклизмов, помогают слабым и больным. По мере насыщения рынка различного рода материальными благами покупатели начинают интересоваться не только самими продуктами, которые они покупают для удовлетворения своих потребностей, но и производителями, их гражданской позицией в обществе.

Все эти качества в совокупности формируют экономическую жизнь общества, принципы взаимодействия отдельных его членов. Их знание позволяет грамотно анализировать происходящие в хозяйственной жизни процессы и правильно организовывать поведение своей фирмы на рынке.

В экономической теории понятие «материальное благо» проработано слабо. Считается, что оно однозначно. Кроме того, существует примерный перечень благ, поэтому учёные мало размышляют по этому поводу. При этом явление имеет ряд особенностей, на которых стоит остановиться.

Понятие блага

Ещё древнегреческие философы начали задумываться над тем, что такое благо для человека. Оно всегда воспринималось как нечто положительное для индивида, несущее ему удовольствие и комфорт. Но вот о том, что это может быть, единого мнения долго не существовало. Для Сократа им была способность к размышлениям, разум человека. Индивид может рассуждать и составлять правильные мнения – это есть его главная цель, ценность, предназначение.

Платон считал, что благо – это нечто среднее между разумностью и удовольствием. По его мнению, понятие нельзя сводить ни к тому, ни к другому. Благо есть нечто смешанное, трудноуловимое. Аристотель приходит к выводу, что не существует единого блага для всех. Он тесно увязывает понятие с моралью, утверждая, что только соответствие удовольствия с этическими установлениями может быть благом. Поэтому главную роль в создании благ для человека отводил государству. Отсюда пошли две традиции считать их образцом добродетельности или источником наслаждения.

Индийская философия выделяла четыре основные блага для человека: удовольствие, добродетель, выгоду и освобождение от страданий. При этом его составляющей является наличие определённой выгоды от вещи или события. Позже материальное благо начали соотносить и даже отождествлять с понятием Бога. И только появление экономических теорий переводит размышления о благе в практическую область. Под ними в самом широком смысле понимается нечто, удовлетворяющее требования и отвечающее интересам человека.

Свойства благ

Для того чтобы материальное благо стало таковым, оно должно отвечать определённым условиям и иметь следующие свойства:

  • благо должно быть объективным, то есть закреплённым в каком-то материальном носителе;
  • оно универсально, так как имеет значимость для многих или для всех людей;
  • благо должно иметь социальное значение;
  • оно абстрактное и умопостигаемое, так как отражает в сознании человека и общества некую конкретную форму, как результат производственных и социальных отношений.

При этом блага имеют главное свойство – это полезность. То есть, они должны приносить людям реальную пользу. Именно в этом их ценность.

Благо и потребности человека

Для того чтобы благо было признано таковым, должны быть соблюдены несколько условий:

  • оно должно отвечать потребностям человека;
  • благо должно обладать объективными свойствами и характеристиками, которые ему позволяют быть полезным, то есть иметь возможность улучшать жизнь общества;
  • человек должен понимать, что благо может удовлетворить его определённые требования и нужды;
  • благом человек может распоряжаться по своему усмотрению, то есть выбирать время и способ удовлетворения потребности.

Для понимания сущности благ, нужно вспомнить, что такое потребности. Под ними понимаются внутренние побудительные стимулы, которые реализуются в деятельности. Потребность начинается с осознания нужды, которая связана с ощущением дефицита чего-либо. Она создаёт дискомфорт разной степени интенсивности, неприятное ощущение нехватки чего-либо. Заставляет предпринимать какие-либо действия, искать способ удовлетворения потребности.

Человека одновременно атакуют несколько потребностей и он их ранжирует, выбирая для удовлетворения сначала актуальные. Традиционно выделяют биологические или органические нужды: в еде, сне, размножении. Есть и социальные потребности: необходимость принадлежности к какой-либо группе, стремление к уважению, взаимодействию с другими людьми, достижение определённого статуса. Что касается духовных нужд, то эти требования соответствуют высшему порядку. К ним относятся познавательная потребность, необходимость в самоутверждении и самореализации, поиск смысла существования.

Человек постоянно занят удовлетворением своих потребностей. Этот процесс приводит к желаемому состоянию удовольствия, даёт в финальной стадии позитивные чувства, к которым и стремится любой индивид. Процесс возникновения и удовлетворения нужд называют мотивацией, так как она заставляет человека осуществлять деятельность. У него всегда есть выбор, как лучше достичь желаемого результата и он самостоятельно отбирает наилучшие способы снятия дефицитного состояния. Для удовлетворения потребностей индивид использует различные предметы и именно их можно называть благом, так как они приводят человека к приятному ощущению удовлетворения и являются частью большой экономической и социальной деятельности.

Экономическая теория о благах

Наука об экономике не могла обойти вниманием такой вопрос блага. Так как материальные потребности человека удовлетворяются при помощи предметов, производимых на базе ресурсов, то и возникает теория об экономических благах. Под ними понимаются предметы и их свойства, способные соответствовать требованиям и желаниям человека. Особенность процесса удовлетворения материальных потребностей такова, что нужды людей всегда превышают производственные возможности. Поэтому благ всегда меньше, чем потребностей в них. Таким образом, экономические ресурсы всегда обладают особым свойством – редкостью. Их всегда на рынке меньше, чем необходимо. Это и создаёт повышенный спрос на экономические блага и позволяет устанавливать на них цену.

Для их производства всегда необходимы ресурсы, а они, в свою очередь, ограничены. Кроме того, материальные блага имеет ещё одно свойство – полезность. Они всегда связаны с выгодой. Существует понятие предельной полезности, т. е. возможность блага наиболее полно удовлетворить потребность. При этом по мере потребления наблюдается убывание предельной потребности. Так, голодный человек удовлетворяет нужду в еде первыми 100 граммами пищи, но он продолжает есть, при этом польза снижается. Позитивные характеристики различных благ могут быть сходными. Человек выбирает необходимое из них, ориентируясь не только на этот показатель, но и на другие факторы: цену, психологическое и эстетическое удовлетворение и т. п.

Классификации благ

Разнообразное потребление материальных благ приводит к тому, что в экономической теории существует несколько способов делить их на виды. В первую очередь их классифицируют по степени ограниченности. Есть блага, на производство которых затрачиваются ресурсы и они конечны. Их называют экономическими или материальными. Существуют также блага, которые имеются в неограниченном количестве, например, солнечный свет или воздух. Их называют неэкономическими или даровыми.

В зависимости от способа потребления блага делятся на потребительские и производственные. Первые предназначены для удовлетворения нужд конечного пользователя. Вторые необходимы для производства потребительских благ (например, станки, технологии, земля). Также выделяются материальные и нематериальные, частные и общественные блага.

Материальные и нематериальные блага

Различные потребности человека требуют специфических средств их удовлетворения. В связи с этим существуют материальные и нематериальные блага. К первым относятся предметы, постигаемые органами чувств. Материальным благом является всё, что можно потрогать, понюхать, рассмотреть. Обычно они могут накапливаться, использоваться продолжительное время. Выделяют материальные блага разового, текущего и длительного применения.

Вторая категория – это неосязаемые блага. Обычно их ассоциируют с услугами. Нематериальные блага создаются в непроизводственной сфере и влияют на состояние и способности человека. К ним относятся услуги здравоохранения, образования, торговли, сервиса и т. п.

Общественные и частные

В зависимости от способа потребления материальное благо можно охарактеризовать как частное или общественное. Первый вид потребляется одним человеком, который за него заплатил и владеет им. Это средства индивидуального спроса: автомобили, одежда, пища. Общественное благо неделимо, оно принадлежит большой группе людей, которые совокупно его оплачивают. К этому виду относятся охрана окружающей среды, чистота и порядок на дорогах и в общественных местах, защита правопорядка и обороноспособность страны.

Производство и распределение материальных благ

Создание материальных благ – это сложный, затратный процесс. Для его организации необходимы усилия и ресурсы многих людей. По сути, вся сфера экономики занимается производством материальных благ разного вида. В зависимости от доминирующих потребностей сфера может самостоятельно регулироваться, выпуская необходимые товары. Процесс распределения материальных благ не так прост. Рынок при этом является инструментом, однако, есть ещё и социальная сфера. Именно в ней государство берёт на себя функции распределения, чтобы снизить социальную напряжённость.

Услуга как благо

Несмотря на то что под средством удовлетворения потребности принято понимать материальные блага, услуги также являются средством ликвидации нужды. Экономическая теория сегодня активно использует это понятие. Согласно ей, материальные услуги являются разновидностью экономического блага. Их особенность состоит в том, что услуга неосязаема, её невозможно накопить или оценить до того, как она будет получена. При этом она также обладает полезностью и редкостью, как и прочие экономические блага.