Эволюция человека продолжается.


Мир изменяется, каждое последующее десятилетие, столетие или тысячелетие приносит свои, характерные лишь ему изменения, а скорость перемен лишь возрастает. И наравне с изменяющимся миром – меняется человек. Эволюция продолжается. На данный момент существует множество различных теорий, которые дают свои варианты развития человека в будущем. Однако некоторые антропологи и исследователи все же считают, что эволюционные процессы уже не играют столь важной роли, которую играли раньше.

Биологическая эволюция – естественный процесс развития живой природы, сопровождающийся изменением генетического состава популяций, формированием адаптаций, видообразованием и вымиранием видов, преобразованием экосистем и биосферы в целом (с) Wikipedia

Так, например, по мнению профессора Стива Джонса из Университетского колледжа Лондона, эволюция уходит на второй план. Если в далеком прошлом, выживал сильнейший, то в современном мире, человек, окруженный комфортом, вряд ли продолжит мутацию. В то же время, ученые не исключают вероятности изменения и развития наших тел.

Кроме того, нельзя забывать о существовании закона Харди-Вейньерга, который гласит, что эволюционное изменение является математически необходимым до тех пор, пока генетическая популяция остается под влиянием как минимум одного из пяти факторов:

  • Мутация
  • Неслучайное спаривание
  • Поток генов
  • Дрейф генов
  • Естественный отбор

На основе этого закона можно сделать простой вывод – эволюционным процессам быть. Именно поэтому многие ученые не останавливаются на споре «за» или «против» эволюции, а выдвигают свои предположения на тему того, как человек будет выглядеть в будущем и каким эволюционным изменениям нам грозят последующие тысячелетия.

Изменение роста

Доподлинно известна и изучена тенденция к увеличению роста. Если брать в расчет хотя бы последние 100-150 лет, то не сложно подсчитать, что человечество стало выше в среднем на 10 сантиметра. Так, например, каждый пятый житель Италии имеет рост выше 180 см, а в послевоенное время (после Второй Мировой войны), количество людей с таким ростом составляло не более 6% от всего населения.

Средний рост мужчин на карте мира

Как считают исследователи, одной из главных причин подобного изменения является изобилие питательных веществ, которые доступны современному человеку. И если раньше голод мешал организму развиваться, то сейчас в немалой части мира подобный вопрос уже второстепенен.

Размер головы человека

Интересно, что по вопросу изменения размеров черепной коробки существует два мнения. Первое гласит, что размеры черепа будут увеличиваться. Это обусловлено в первую очередь развитием самого человека, ведь технологическое развитие подразумевает необходимость в развитии интеллектуальном и развитии мозга. Именно поэтому, как считает часть ученых, будем мы в будущем выглядеть как самые настоящие стандартные «инопланетяне».

Впрочем, есть и обратное данному предположению мнение, которое гласит, что размер черепной коробки если и претерпит изменения, то несущественные. Палеонтолог Питер Уорд, из университета Вашингтона в Сиэтле считает иначе. Причина очень проста – любая женщина, которая хотя бы раз в своей жизни рожала, с полной уверенностью скажет вам, что голова ребенка уже сейчас довольно крупных размеров. Именно поэтому в наши дни все чаще используется метод Кесарева сечения и именно поэтому эволюция вряд ли пойдет на такой шаг (нет, мы не считаем эволюцию чем-то, что имеет собственную волю – прим. ред.).

Цвет кожи и черты лица

Моноэтничость – вот слово, которое приходит на ум многим ученым, когда речь заходит о далеком будущем человечества. Смешанные браки уже давно перестали быть чем-то из ряда вон выходящим и «чистота крови» сохраняется лишь у определенных этнических групп, которые, обычно, находятся в определенной изоляции, территориальной, религиозной или любой другой.

Тем не мене, глобализация и культурное слияние вместе с доступностью свободного перемещения делают свое дело и рано или поздно все это приведет к усреднению черт лица и цвета кожи. Об этом говорит профессор Йельского университета Стивен Стернс. По прогнозам различных исследователей, цвет кожи и волос потемнеет. Поэтому есть мнение, что через несколько веков или чуть позже, большая часть населения Земли будут выглядеть приблизительно как бразильцы.

Есть и параллельная точка зрения, приверженцы которой считают, что со временем человечество или отдельные люди смогут приобрести способность к мимикрии, а стало быть, появится возможность изменять цвет кожи по собственному желанию. Подобные заявления можно было бы считать фантастикой, однако уже сейчас ученые экспериментируют с внедрением хроматофоров (пигментсодержащих клеток, которые присутствуют у земноводных, рептилий и т.д.).

Человеческие волосы

Ни для кого не секрет, что древние люди были куда более волосаты, чем мы. Нет, это не значит, что у них были очень длинные волосы, отнюдь, просто волосяной покров был куда более заметен, чем сейчас. Известный ученый Чарльз Дарвин в свое время говорил, что волосы на наших телах не более чем рудимент, своеобразный привет из прошлого человечества.

Волосяной покров в те далекие времена заменял человеку одежду, однако со временем подобная потребность отпала в связи с распространением и доступностью одежды и отопления. Поэтому есть не малая вероятность, что в будущем человечество станет практически лысым. Однако и тут нельзя говорить об уверенности в подобных изменениях. Так, например, волосы выступают в качестве одного из показателей при выборе полового партнера, а значит, если надобность в волосах окончательно не пропадет, то и волосы никуда не денутся, разве только их станет немного меньше.

Зубы

Если вы посмотрите на челюсти человека, проживавшего около 100000 лет назад и на челюсти современного человека, то даже невооруженным взглядом заметите изменения. В прошлом, размер зубов человека был в два раза больше. Это необходимо было для того, что бы можно было разгрызать орехи, рвать зубами сырое мясо и т.п. Позже, мозг человека развивался, менялся его рацион и как следствие, челюсти, как и зубы, начали уменьшаться.

Одно из самых заметных изменений – исчезновение зубов мудрости. Уже сейчас практически 25% людей рождаются без зачатков зубов мудрости, что можно списать на влияние естественного отбора, а в будущем, данный процент будет лишь увеличиваться. По предположениям ученых, продолжат уменьшаться и зубы человека, а возможно, даже пропадать.

Мышцы

То, что человечество потеряет в мышечной массе - всего лишь вопрос времени, в этом практически уверены ученые. Уже сейчас человечество слабее своего прошлого «я». Это обусловлено все меньшими объемами физического труда, который по не многу вытесняется техникой. Чем быстрее будет проходить развитие технологий и автоматизация, тем быстрее человечество станет в плане физической силы.

Между тем, уже сейчас проводятся серьезные разработки по созданию искусственных и усиленных частей тела, мышечных тканей, экзоскелетов и прочего. Все это может привести к тому, что конечности людей могут начать изменяться. Сокращение мышечной массы, ноги станут короче, а ступни меньше.

Кроме того, есть второй вариант развития событий, который предполагает, что человечество потеряет мышечную массу в связи с «переселением» в космос. Многие знают, что после возвращения на Землю из космоса, космонавтам приходится заново набирать свою физическую форму. А теперь представьте, что будет, если подобный полет затянется на о-о-очень долгий срок.

Функции мозга

Естественно, что и мозг не останется без изменений. В современном мире уже сейчас видно влияние технологий на наше мышление. Мозг человека работает так, что бы выполнять задачу максимально эффективно, поэтому вместо того, что бы запомнить определенный объем информации, мозг предпочитает запомнить непосредственно источник, откуда можно взять необходимые данные. Так, например, куда легче запомнить, куда ты положил книгу, а не то, что написано на 329 странице в 3 абзаце. Поэтому в будущем, велика вероятность ухудшения состояния нашей памяти. С другой стороны, человечество не раскрыло весь своей «мозговой» потенциал, поэтому за будущие поколения не стоит слишком опасаться.

Еще одно интересное изменение может коснуться нашего слуха. На протяжении эволюционного процесса, человек научился акцентировать свое внимание на определенные звуковые волны улавливаемые ухом и вычленять то, что ему больше необходимо. Хотя само собой, подобный навык не всесилен, однако во время шумной вечеринки мы в состоянии среди множества разговоров и шумов выделить речь нашего собеседника. Само собой, подобным механизмом обладает не ухо, а наш с вами мозг, который исполняет роль аналитического фильтра. В это же время, развитие медиа и сети Интернет все более забивается ненужным «шумом» и бесполезной информацией, которую человек пытается сортировать уже сейчас. На основе этого можно прийти к выводу, что в условиях подобного информационного окружения, человечеству придется более эффективно научиться определять, что для него полезно и вычленять это среди бурного общего потока.

На этом все. Нет, конечно, существует еще множество вариантов эволюционных изменений, однако всех их перечислить довольно сложно, да и не очень нужно. Мы же, постарались вкратце описать наиболее заметные из них и дать общее представление о том, что ждет наши потомков в далеком (или не очень) будущем. Удачи и эволюционируйте!

– Cowanchee

Когда мы размышляем о человеческой эволюции, наш разум оглядывается назад на те тысячи лет, которые потребовались естественному отбору, чтобы создать современного человека. Но подвержены ли мы его влиянию до сих пор, и в наши дни? Новое исследование полагает, что, несмотря на современные технологии и индустриализацию, люди продолжают эволюционировать.

Это весьма распространённое заблуждение, что эволюция имела место когда-то очень давно, и чтобы понять себя, мы должны заглядывать вглубь веков, во времена охотников-собирателей — говорит доктор Вирпи Лумаа из Университета Шеффилда.

Но мы не только продолжаем эволюционировать, но и делаем это быстрее, чем когда-либо прежде. За последние десять тысяч лет темп нашей эволюции ускорился в сто раз, создавая больше мутаций в наших генах и больше естественных отборов из числа этих мутаций. Вот несколько примеров, которые подтверждают, что люди продолжают эволюционировать и в наши дни.

1. Мы пьём молоко

Исторически, ген, которые регулирует человеческую способность усваивать лактозу, отключается, как только ребёнка отнимают от материнской груди. Но когда мы начали одомашнивать коров, овец и коз, способность потреблять молоко превратилась в выгодное с точки зрения питания качество, и люди с генетической мутацией, которая позволяла усваивать лактозу, оказались способны лучше распространять свои гены.

Научное исследование 2006 года показало, что переносимость лактозы впервые появилась три тысячи лет назад в Восточной Африке. Эта генетическая мутация, позволяющая усваивать молоко, теперь имеется у 95 процентов жителей Северной Европы.

2. Мы теряем наши зубы мудрости

Наши предки имели гораздо более крупные челюсти, которые позволяли им пережёвывать жёсткую пищу, вроде корней, орехов и листьев. И то мясо, которое они ели, они разрывали именно зубами, что приводило к необходимости со временем заменять износившиеся жевательные зубы. Так появились зубы мудрости: третий набор моляров, как считается, был эволюционным ответом на пищевые привычки наших далёких предков.

В наши дни у нас есть специальные приспособления для нарезания и измельчения нашей еды. Наша еда более мягкая и её легче жевать, и как результат — наши челюсти теперь стали намного меньше, что часто приводит к тому, что зубам мудрости просто не хватает места. Подобно аппендиксу, зубы мудрости стали рудиментарным органом. Одни говорят о том, что в наши дни 35 процентов людей рождается без зубов мудрости, а другие – что скоро они исчезнут совсем.

3. Мы сопротивляемся заболеваниям

В 2007 году группа исследователей, которая искала признаки недавних мутаций, открыла 1800 генов, которые начали превалировать в человеческой популяции только в последние сорок тысяч лет, причём многие из них были предназначены для борьбы с инфекционными заболеваниями — такими например, как малярия. Более дюжины новых генетических вариаций, направленных на борьбу с малярией, сейчас быстро распространяются среди жителей Африки. Другое исследование обнаружило, что естественный отбор благоволит обитателям городов. Проживание в городах произвело генетическую вариацию, которая позволяет нам быть более устойчивыми к таким заболеваниям, как туберкулёз и проказа. Это кажется изящным примером эволюции в действии — говорит доктор Йэн Барнс из Школы биологических наук Ройал Холлоуэй. «Это указывает на значимость совсем недавно появившегося аспекта нашей эволюции как живых существ – а именно, развития городов как фактора выживания».

4. Наш мозг уменьшается

Хотя нам может нравиться думать, что наш большой мозг делает нас умнее, чем большую часть остального животного мира, наши мозги на самом деле уменьшились за последние тридцать тысяч лет. Средний объём человеческого мозга уменьшился с 1500 кубических сантиметров до 1350, что эквивалентно куску размером с мяч для тенниса.

Есть несколько различных версий, почему это произошло: Одна группа исследователей подозревает, что уменьшение нашего мозга означает, что мы стали глупее. Исторически, размер мозга уменьшается, когда общество становится больше и сложнее, в результате чего система безопасности современного общества нивелирует значение интеллекта для выживания.

Но другая, более воодушевляющая теория, говорит, что наши мозги уменьшаются не потому, что мы становимся глупее, а потому, что более компактный мозг является более эффективным. Эта теория предполагает, что по мере уменьшения наши мозги перестраиваются для того, чтобы работать быстрее, но при этом занимать меньше места. Также существует теория, что меньшие мозги – это эволюционное преимущество, поскольку они делают нас менее агрессивными, позволяя нам сотрудничать для решения наших проблем, вместо того, чтобы разорвать друг друга на части.

5. У нас голубые глаза

Изначально все мы имели карие глаза. Но около десяти тысяч лет назад у кого-то, кто жил в районе Чёрного моря, появилась генетическая мутация, которая превратила наши глаза из карих в голубые. И хотя точная причина, по которой голубые глаза сохранились в популяции, до сих пор является своего рода загадкой, одна теория гласит, что они представляют собой что-то вроде теста на отцовство. Существует сильное эволюционное давление, которое заставляет мужчин не вкладывать свои ресурсы в ребёнка другого мужчины — говорит ведущий автор исследования, посвящённого голубым глазам наших детей. Поскольку двум голубоглазым родителям практически невозможно произвести на свет кареглазого ребёнка, наши голубоглазые мужские предки могли искать голубоглазых женщин, чтобы некоторым образом гарантировать их верность. Это также может частично объяснить, почему в одном из недавних исследований голубоглазые мужчины оценили голубоглазых женщин как более привлекательных по сравнению с кареглазыми, в то время как женщины и кареглазые мужчины не выказали каких-то особых предпочтений.

Лев Александрович Рудкевич - доктор психологических наук, антрополог, биолог, автор книги «Я знаю будущее моего ребенка. Тайны наследственности», - рассказал «Психологической газете» о том, как процесс эволюции влияет на психику человека, чем современные школьники отличаются от школьников, которые получали образование в конце прошлого столетия, и какие изменения в подходе к воспитанию подрастающего поколения актуальны в настоящее время.

- Почему вас заинтересовала тема эволюции человека?

Человек как объект исследования интересовал меня всегда. Я получил два образования - биологическое и психологическое. По основной своей специальности (биологии) я занимаюсь эволюцией человека и другими проблемами эволюции. На основании многолетних наблюдений и исследований я пришел к выводу, что эволюция человека продолжается в наши дни. Этот вывод имеет большое значение не только для биологии, но и для психологии как науки, поскольку эволюционный процесс неразрывно связан с необходимостью изменений в подходе к человеку. Более подробно об этом я расскажу немного позже.

- Насколько быстро идет процесс эволюции человека, какие изменения при этом происходят?

Достаточно быстро. Наглядные проявления процесса эволюции можно увидеть, сравнив внешний вид наших современников с фотографиями людей, которые жили в начале прошлого века. Внимательно рассмотрев фотографии, вы, скорее всего, увидите множество различий в телосложении. Если говорить научным языком, то надо отметить, что сейчас идет процесс астенизации населения, скорость биологического развития людей замедляется (это явление получило название «ретардация развития»). В наши дни дети позже проходят предростовой скачок, прохождение которого служит показателем готовности ребенка к школе – в возрасте примерно 8 лет, а пубертатный период (по сравнению с 60-70 годами прошлого века) отодвинулся на 2-2,5 года. В популяции увеличилось количество людей с доминированием правого полушария и амбидекстров, у которых доминирование полушарий, как правило, выражено нечетко.

Важной тенденцией эволюции современного человека является также ювенилизация, которая выражается в усилении мозгового черепа и, одновременно, в ослаблении или редукции лицевого черепа. Среди ювенильных детей и подростков чаще встречаются леворукие дети и амбидекстры, такие дети позже созревают, они обладают признаками андрогинии и грацильности. Грацилизация – утончение скелета и общее ослабление опорно-двигательного аппарата у представителей разных конституциональных типов (в том числе, и у атлетиков или мезоморфов). Андрогиния заключается в частичном сглаживании половых различий или полового диморфизма. Все эти тенденции свидетельствуют о продолжении процесса эволюции человека. Я прогнозирую, что этот процесс не завершится еще в течение многих столетий.

- Значит ли это, что современные люди стали более развитыми, по сравнению со своими предками?

Да, в определенной степени, это так. В ходе эволюции в каждом следующем поколении интеллект возрастает. Исследования свидетельствуют о необычайно быстрых темпах психологической эволюции - каждые пять лет IQ ребенка увеличивается на 1 балл. Люди, обладающие признаками ювенильности и теми особенностями, которые я уже перечислил, наделены более высоким интеллектом, особенно невербальным, большими креативными способностями, меньшей степенью экстравертированности, большей критичностью, самодостаточностью, независимостью мышления. В то же время, их нервная система слабее, они более пассивны, динамика их суточной активности сдвинута на вторую половину дня (таких людей называют «совами», в противовес «жаворонкам», которые, напротив, активнее и эффективнее в первой половине дня).

- Какое влияние оказывают перечисленные вами изменения на психику человека?

Изменения конституции неизбежно затрагивают психику современного человека. Их необходимо учитывать, разрабатывая новые подходы к воспитанию детей и обучению их в школе, ведь современные дети существенно отличаются от тех детей, которые учились в школах даже 30-40 лет назад. Например, многим детям, рожденным в начале 21 века, намного труднее вставать утром, так как большинство из них «совы». Если педагоги заинтересованы в эффективном обучении детей, было бы целесообразно учесть изменение условий и, в свою очередь, изменить школьное расписание так, чтобы уроки начинались на 2 часа позже обычного, в 11 часов утра. Тогда «совы» будут более активно воспринимать информацию и, следовательно, лучше учиться. При этом режиме и «жаворонки» смогут придерживаться привычного для себя графика, так как, проснувшись рано утром, сделают уроки. Выиграют и те, и другие.

- Учитывая эти параметры, нужно будет изменить школьную программу?

Да. Поскольку я придерживаюсь эволюционного подхода, я абсолютно не согласен с тем, как в школах организован процесс обучения детей физкультуре. Специалистам по лечебной физкультуре известно, что «совам» вредно начинать день с занятий спортом, так как их организм еще не проснулся до конца и для них утренний спорт связан с запредельными умственными и физическими нагрузками. Кроме того, астеники и грацильные дети, которые в наши дни составляют большинство, физически слабее, чем дети, которые ходили в школу в прошлом веке. Поэтому нельзя нагружать их физическими упражнениями, с которыми легко справлялись дети еще 30-40 лет назад. Изменяющиеся условия неизбежно требуют новых подходов к обучению, если мы хотим воспитать здоровых и гармоничных детей. Например, если говорить о физкультуре, выходом из положения могла бы стать замена уроков физкультуры так называемыми физкультурными паузами, во время которых дети выполняли бы специальные упражнения, разработанные специалистами по лечебной физкультуре.

Также необходимо учитывать, что дети в наши дни развиваются медленнее. Первый возрастной скачок (предростовый спурт) в наши дни приходится не на старший дошкольный возраст, как было еще 20-30 лет назад, а на младший школьный возраст - на 7-8 лет. Из этого следует, что значительная часть детей, обучающихся в начальных классах, еще сохраняет игровую мотивацию. Поэтому маленьким ученикам первого и второго классов целесообразно подавать материал в игровой форме, так же, как это делают воспитатели детских садов. Несмотря на данную особенность, интеллект первоклассников сейчас существенно выше, чем раньше. Современные дети становятся обучаемыми с 5 или даже с 4,5 лет, а к 6,5 годам уже могут освоить школьную программу для первого класса (разумеется, при организации занятий в игровой форме). Поэтому дошкольное образование абсолютно необходимо, оно должно стать таким же обязательным, как и школьное. Если интеллект ребенка, уже сформированный и готовый активно воспринимать информацию, не получает должного развития в младенческом возрасте, это очень опасно. Отсутствие соответствующих условий для развития интеллекта приводит не только к задержке общего интеллектуального развития. Это было бы не так страшно, поскольку ее можно компенсировать в дальнейшем. Главная опасность заключается в том, что недостаток развития, связанный с внешними причинами, такими, как недостаток умственной нагрузки, приводит к интеллектуальной депривации, а это, в свою очередь, уже в подростковом возрасте может привести к наркомании, чрезмерному увлечению компьютерными играми и другим зависимостям.

- Что же можно сделать для профилактики зависимостей?

Как я уже говорил - учитывать вышеперечисленные факторы и своевременно создавать детям подходящую развивающую среду, в которой они смогут получить необходимые знания. Это очень важно. Я подчеркиваю, что невостребованный интеллектуальный потенциал или интеллектуальная депривация ведет не только к задержке умственного развития, но, нередко, к патологическим зависимостям (алкоголизму, наркомании, увлечению компьютерными играми и поп-музыкой), и к антисоциальному поведению. В гимназиях следовало бы усилить программу не только по отдельным предметам, соответствующим гимназическому профилю, но по всем фундаментальным, развивающим интеллект дисциплинам: по русскому и литературе, по иностранному языку, по математике, истории и естественным наукам. Исключить те предметы, которые не востребованы в жизни и не развивают интеллект школьников - труд, физкультуру, черчение, ОБЖ.. Также следовало бы сделать обучение менее прерывистым, сократить летние каникулы. В странах Европы дети отдыхают летом только 1,5 месяца и им этого хватает. В то же время, не следует сокращать в математических гимназиях гуманитарные предметы, а в гуманитарных - математические, это приведет лишь к однобокому, дисгармоничному развитию личности.

- Каковы особенности подросткового поведения детей разных типов?

Говоря об особенностях поведения, я хочу развеять один устойчивый миф. Традиционно психологи, опираясь на опыт работы с детьми, ожидают, что в подростковом возрасте дети станут более агрессивными и начнут активно интересоваться вопросами пола. Это ожидание не всегда оправдано, поскольку появление определенных особенностей поведения может быть связано в большей степени не с возрастом, а с конституционально-психологическим типом ребенка (в данном примере - ярко выраженного акселеранта). Акселерация была массовым явлением в 60-х - начале70-х годов прошлого века. Сейчас, в 21 веке, акселерированных детей стало намного меньше, гораздо чаще встречаются ювенильные и ретардированные дети, которых в ближайшие десятилетия будет становиться все больше. Тем не менее, хочу сказать еще несколько слов об акселерантах, прежде чем рассказывать о ювенильных детях.

Проблемы акселерированных детей связаны с тем, что половое созревание у них происходит раньше и протекает достаточно сложно. В это время у детей могут отмечаться головные боли, головокружения, нарушения работы кишечника, повышенная утомляемость, сонливость. Поэтому в переходный период акселерированные дети иногда хуже учатся, пропускают занятия из-за плохого самочувствия. Кроме того, акселерированные подростки больше, чем их сверстники других типов, интересуются вопросами пола. В период взросления у подростка-акселеранта могут появиться проблемы во взаимоотношениях с родителями и педагогами, поскольку акселеранты рано чувствуют себя взрослыми. Подростка, который физически созрел уже в 6 классе школы, редко привлекает мысль о высшем образовании. Он более склонен получить в течение нескольких лет специальное образование и начинать жить самостоятельной жизнью.

Более часто встречающиеся в наше время ювенильные и ретардированные дети, напротив, легче переносят переходный период, они минуют стадию юношеской гиперсексуальности, такие дети более ориентированы на учебу и позднее созревают. Они сохраняют учебно-познавательную мотивацию на протяжении всей жизни. Поскольку различия между ювенильными детьми и акселерантами достаточно велики, встает вопрос о том, что их раздельное обучение было бы более эффективно, чем современное совместное обучение.

- Что вы можете сказать об обучении левшей и амбидекстров?

В настоящее время существенно увеличилось количество леворуких детей с доминирующим правым полушарием и амбидекстров, у которых доминирование полушарий, как правило, не выражено или выражено неявно. Доля левшей и амбидекстров среди взрослых в наши дни составляет 6 %, среди детей левшей уже 11 %, а амбидекстров - 50%. Возможно, уже к 20-м годам нынешнего столетия пропорция левшей и правшей сравняется. Часто левши и амбидекстры более интровертированы, чем праворукие, более склонны к риску, менее хладнокровны, впечатлительны и склонны к депрессиям. Постольку леворукие дети и амбидекстры менее агрессивны, с увеличением в популяции левшей и амбидекстров риск делинквентного поведения должен снижаться.

Левши и амбидекстры, обладающие развитым правым полушарием, отвечающим за наглядно-образное мышление, владеют более развитой интуицией. Из таких людей получаются талантливые дизайнеры, модельеры, архитекторы, психологи. Это наблюдение имеет ценность для профессиональной ориентации старших школьников. Особенность левшей также в том, что они воспринимают информацию иначе, чем праворукие - одновременно, а не последовательно. Например, когда учитель излагает материал последовательно (а в традиционной школе он делает именно так), левши и амбидекстры слушают некоторое время, а затем отвлекаются. Они могут воспринимать информацию, изложенную последовательно, но это для них довольно трудно. Зато, если учитель преподносит материал одновременно: описывает висящую перед глазами учеников схему, карту, таблицу или макет, левши и амбидекстры схватывают информацию быстрее и запоминают надежнее, чем праворукие дети. В некоторых странах Европы левшей и амбидектров обучают достаточно оригинальным способом - уроки ведут учителя-левши. В любом случае, обучая языкам левшей и амбидекстров, следует идти не от грамматики к правильному письму и речи, а наоборот: сначала учить детей разговаривать, приводить им примеры из жизни, быта, а потом уже объяснять правила грамматики.

Родители и педагоги должны знать, что переучивание леворуких детей недопустимо. Даже очень маленькому ребенку надо дать возможность выбора, если он берет игрушку в левую руку, значит, ему так удобнее и его выбор надо уважать. Это окажет положительное влияние на развитие и, возможно, на всю дальнейшую жизнь ребенка. Однако, для профилактики одностороннего развития детей, нужно постепенно, в факультативной форме, тренировать и другое, менее развитое полушарие.

Подводя итоги, хочу еще раз обратить внимание на то, что необходимость изменения подхода к образованию детей в начале нового века стала достаточно насущной. Я привел множество примеров того, что именно нужно изменить, и обосновал целесообразность этого. Если перемены не заставят себя долго ждать, от этого выиграют не только дети, но и педагоги и, в конечном счете, все общество.

Беседовала Юлия Смирнова

Научные споры о том, завершена или нет эволюция человека, и каким он будет в будущем, - продолжаются.
В основе механизма эволюции лежит теория Дарвина, объясняющая как многообразие живых существ, так и их изумительную целесообразность и приспособленность к условиям существования. Этот механизм, представляющий собой процесс выживания и преимущественного размножения приспособленных особей, является постепенным естественным отбором случайных ненаправленных наследственных изменений.

Никто из серьезных ученых сегодня не отрицает эволюцию по Дарвину и лишь предлагают к ней некоторые дополнения и объяснения, которые позволяет сделать современная наука. Известно, что многие из своих наблюдений Дарвин не мог объяснить. Например, с чего вдруг появляется новый признак, - ведь в его время ничего не знали о теории генов. Лишь позже выяснилось, что родители передают наследственную информацию детям с помощью вполне материальных частиц - генов.

Ну, а главная загадка антропологов, - что именно послужило толчком для мутации, вызвавшей у прачеловека появление мозга значительного размера и разума, - до сих пор не получила убедительного объяснения.
Так, к примеру, ученые из Бристольского университета, пытаясь поправить Дарвина, проанализировав окаменелые останки животных и растений за последние 400 миллионов лет, предположили, что новые виды появлялись не в результате борьбы за пищу и просто за жизнь, а потому, что рядом с их местом проживания появлялась не освоенная никем территория. Точнее, не всегда не освоенная, а иногда освободившаяся из-за массового вымирания “предыдущих” видов.

Появилось жизненное пространство, появился пищевой ресурс, и млекопитающие начали спешно приспосабливаться и эволюционировать. И так доэволюционировались, в конце концов, до нас с вами. Но не все специалисты видят в этом что-то новое, а лишь дополняющее и подтверждающее синтетическую теорию эволюции, указывая на то, что стремление освоить новые экологические ниши есть не что иное, как желание избавиться от конкуренции с другим видом, уже поселившимся на твоей территории.

Современная наука, изучающая развития растительного, животного миров, включая человека, пытается расшифровать и объяснить механизмы развития на основе открытия и расшифровки генов. При этом, с какими только склонностями характера и проявлениями человеческого темперамента не связывают различные кусочки ДНК: от головной боли до проявления скупости. Не исключено, что под влиянием условий современной жизни генетические факторы могут обусловливать появление новых особенностей поведения у людей.

Это, конечно, интересно понять, как появлялись новые виды - боролись за пищу и за существование или просто осваивали новые территории и приспосабливались к жизни на них, или все было заложено в генах. Но все же, главный вопрос - как быть с человеком? Будет ли он изменяться по пути совершенствования своих биологических характеристик, или будут совершенствоваться его интеллектуальные и психологические способности? Считать процесс развития завершенным или нет?

Станем мы крупнее или мельче, умнее или глупее? Как скажутся на нас новые заболевания и глобальное повышение температуры? Появится ли однажды новый вид человека? Или, может быть, будущая эволюция человечества зависит уже не от наших генов, а от уровня развития техники, от внедрения в наш мозг и тело кремниевых и стальных элементов и человек станет объектом различных технологий.

Если эволюция человека продолжается, и нам удастся пережить все природные и социальные потрясения, то как будет выглядеть наш вид через сотни лет? Прогнозы колеблются от обнадеживающих до самых мрачных.

Чтобы понять направление нашего развития, нам нужно посмотреть на взаимосвязь всегда стремящейся к гармонии и равновесию Природы и человека, пытающегося установить обратную связь с ней.

Если неживая природа за все время своего развития практически не изменилась, а растительная изменилась немного больше, то животная природа претерпела еще большие изменения. И конечно не случайно самое большое давление из всех испытывает человек. Это знак того, что он обязан развиться больше всего остального.

Природа разумна, она существует вне времени и пространства. Почва, вода, клетки тела, экосистемы, Земля - все находятся между собой в совершенной связи, - и только человек, своим эгоизмом, отрезан от этого диалога, продолжая эволюционировать в сторону, противоположную совершенству, в сторону развития эгоизма. Человечество продолжает бороться за существование внутри себя, так и не достигнув пока соответствия с гармонией, к которой стремится Природа. Исходя из этого, мы можем сказать, что эволюция человека еще не закончена, и мы находимся на самом важном ее этапе.

Мы, как самая развитая и самая чувствительная часть из всех составляющих природы - неживой, растительной, животной и человеческой, - должны пройти еще более быстрое, экстремальное, эффективное, качественное развитие по сравнению со всеми остальными ее частями. Только борьба за выживание превращается в необходимость объединения, совершенствование уровня развития связи между нами.

Однако, в отличие от процесса естественного отбора, этот период нашего развития Природа предлагает совершить нам самим. Мы все больше понимаем необходимость сотрудничества во всем и достижения единства более высокого уровня в масштабах всей планеты.

Еще со школьной скамьи каждый человек знает о том, что все биологические виды постоянно эволюционируют и изменяются. Но развивается ли человек? Чтобы дать ответ на этот вопрос, сначала нужно понять, что такое эволюция. В биологии под этим понятием подразумевается процесс развития живой природы, который сопровождается генетическими адаптациями и изменениями. На сегодняшний день существует несколько эволюционных теорий, которые объясняют механизм развития. Самой распространенной является синтетическая теория эволюции.

Данная теория является синтезом генетики и классического дарвинизма. Среди основных положений ее можно выделить следующие: элементарной единицей эволюции является локальная популяция. То есть, нельзя рассматривать изменения отдельных особей, потому как они без своей популяции не самодостаточны. Больше всего это заметно среди насекомых. К примеру, у муравьев есть каста рабочих, воинов, самка. Отдельная особь не значит ничего, поэтому ее изменения не могут повлиять на вид в целом.

Эволюция происходит благодаря рекомбинационной или мутационной изменчивости. Проще говоря, гены либо меняются, либо по-новому соединяются.

Главной движущей силой эволюции является естественный отбор. Условия обитания постоянно меняются, что заставляет вид либо приспособиться к ним, изменившись, либо погибнуть.

Нейтральные гены могут формироваться за счет принципа основателя или дрейфа генов, то есть, процесса замещения или вытеснения одного гена другим при уменьшении внутри популяции жизненных ресурсов. В результате популяция может очень сильно измениться. Принцип основателя является частным случаем дрейфа генов. Он означает высокую вероятность появления новых видов в случае заселения большой территории небольшой популяцией. Как правило, генетический набор особей не отличается разнообразием и имеет случайный характер, но новый образовавшийся вид может кардинально отличаться от предшественников.

Под видом понимают систему популяций, которые репродуктивно изолированы от других популяций. Проще говоря, разные виды не могут иметь общего потомства, которое было бы способно к размножению.

Образование видов происходит в большинстве случаев на географически изолированных территориях.

Согласно биологической или социальной эволюции, с тех пор, как человек вышел из животного состояния, он начал изменять мир вокруг себя. Изначально изменения эти были минимальными и даже незаметными на первый взгляд. Однако это породило настоящую революцию в живой природе. И естественный отбор перестал действовать. Так, к примеру, если бы любой живой вид попал в непригодные для жизни условия, он бы непременно погиб, но только не люди. В самом начале истории на планете образовались огромные пустыни, хотя до этого там была плодородная почва и леса. Предки человека использовали ее для выращивания продуктов питания. Но подход к земле был неправильным, в результате чего почва стала бесплодной. Человек перебирался на другое место, чтобы и там делать то же самое.

Необходимо отметить, что на начальном этапе развития человека сила естественного отбора была очень высока. В частности, неандертальцы попали в ледяную Европу значительно раньше кроманьонцев, что дало им возможность лучше приспособиться к новым условиям. Ноздри у них были очень широкими, что давало возможность лучше согревать окружающее пространство.

На популяции людей оказывали влияние и другие факторы естественного отбора, в том числе, болезни. Но в конечном итоге человек приобрел тот иммунитет, который у него есть на сегодняшний день.

В настоящее время естественные факторы перестали действовать. Каждый человек, который живет в более-менее развитой стране, независимо от биологической природы, чувствует себя комфортно в теплом доме и получает квалифицированную медицинскую помощь. А некоторые идеалисты даже начинают задумываться над тем, что пора бы создать на других планетах условия, пригодные для жизни. Все это может означать одно: естественного отбора больше не существует. Но биологический вид Хомо сапиенс существует. Если учитывать современные средства передвижения, то было бы более правильно говорить об одной человеческой всепланетной популяции.

Но что же происходит с человеческим видом? Если проанализировать положения синтетической теории эволюции, то становится очевидным, что все они связаны исключительно с биологическими процессами. Это значит, что эти процессы действуют и на человека. Гены остаются генами, где бы их носитель ни находился. Биологические изменения в человеческой популяции также происходят. Ярким примером тому может послужить увеличение за последние столетия среднего роста. Причиной подобных изменений является искусственная эволюция видов. Рукотворные изменения, которые происходят в окружающей среде, приводят и к изменениям внутри популяции. Но в то же время эта эволюция не имеет совершенно ничего общего с природной эволюцией. Можно говорить и о том, что биологическая эволюция оказалась в прямой зависимости от социальных изменений. Так, к примеру, появление новых методов и способов хранения продуктов спровоцировали и изменения в питании, что, в свою очередь приводит к изменениям внутри популяции. Правда, сравнивать эти процессы по скорости нельзя. Социальная эволюция происходит достаточно быстро, в то время, как биологической нужно в разы больше времени.

Для того чтобы сохранить или даже улучшить тот уровень жизни, который существует в настоящее время, человечество должно продолжать изменять окружающий мир и творить искусственную эволюцию. В то же время, искусственная или рукотворная эволюция вовсе не означает, что она управляема. Социальные изменения происходят неуправляемо и стихийно и подчиняются исключительно личным интересам небольшой группы богатых. Это значит, что бедные люди, то есть, большая часть населения планеты, будет вынуждена, к примеру, есть вредные продукты. Подобных примеров может быть очень много. Несмотря на то, что устроить управляемую биологическую эволюцию несложно, однако в условиях рыночного общества, которое раздирают противоречия, это невозможно. Для осуществления необходимых человечеству изменений необходимо перестроить общество.

А тем временем американские ученые доказали, что эволюция людей продолжается до настоящего времени. Еще в 1948 году в американском городке Фрамингхем началось масштабное медицинское исследование. Для участия в эксперименте были приглашены 5 тысяч человек разного возраста. Каждые два года этих людей осматривали, а в 1971 году к эксперименту привлекли и их детей. В настоящее время медики работают уже с третьим поколением. Более того, 100 добровольцев послужили науке после своей смерти, завещав свой мозг нейрофизиологам.

Результаты исследований помещаются в базу данных, при помощи которой ученые пытаются установить, в какой степени передается по наследству склонность к разным болезням.

Несколько лет назад эти исследования заинтересовали ученого-биолога С.Стирнса из Йельского университета, который решил изучить изменения, произошедшие в поколениях. И он сумел доказать, что современная популяция людей до сих пор эволюционирует.

В ученом мире принято считать, что человек давно не изменяется. Якобы успехи современной медицины поставили крест на человеческой эволюции, ведь носители «бракованных» генов не только доживают до преклонных лет, но и оставляют потомство, поэтому говорить о естественном отборе не приходится. Но Стирнс опроверг эту гипотезу.

После сравнения результатов медицинских осмотров добровольцев из Фрамингхема, в частности, женщин разных поколений, он уловил определенную закономерность: дочери от матерей отличались по целому ряду параметров. В частности, это разница в пропорциях: дочери оказывались более грузными, нежели матери. В то же время, уровень холестерина в крови и артериальное давление у дочерей был ниже. Но на этом разница между поколениями не заканчивалась. У представительниц младшего поколения менопауза наступала позже.

Среди участниц исследования были женщины с итальянскими, ирландскими, французскими и английскими корнями, но все они попадали под закономерность, обнаруженную Стирнсом.

Ученый принял во внимание социальные различия, но они влияли на медицинские показатели очень незначительно. Кроме того, он попытался объяснить разницу между поколениями вмешательством медицины, но на результаты осмотров прием женщинами медицинских препаратов не влиял. Женщины перед осмотром отчитывались о приеме гормональных препаратов, но после изучения списка этих лекарств Стирнс пришел к выводу, что они не оказывали никакого влияния.

Все это дало основания ученому утверждать, что все его наблюдения отражают ход эволюции. За период проведения исследований в современной популяции людей происходил естественный отбор. А разница между поколениями является результатом изменений в генотипе.

Стирнс построил математическую модель, которая способна спрогнозировать человеческую эволюцию на много лет вперед. Если эволюция будет идти такими же темпами, что и сейчас, то через три столетия вес женщины, ведущей здоровый образ жизни, увеличится примерно на 2 процента, но при этом менопауза наступит на год позже.

Коллеги ученого бурно осуждают результаты исследований Стирнса. Они отмечают, что никому прежде не удавалось за такой небольшой для эволюции срок проследить за изменениями человеческого организма. В то же время, ученые утверждают, что только масштабный генетический анализ может окончательно доказать наличие эволюции в современном человеческом обществе.

Вполне возможно, что это произойдет в скором времени. На данный момент все больше ученых занимается подобными наблюдениями. И уже сейчас удалось доказать, что человек эволюционировал совсем недавно. Так, в 2007 году группа генетиков из Хельсинки провела сравнение геномов людей разных национальностей в поисках особых форм генов, которые отвечают за нормальное усвоение лактозы. Этот углевод, который содержится в молоке, способен вызвать серьезное желудочное расстройство. Согласно полученным результатам, реже всего непереносимость лактозы встречается у европейцев, а вот жители Азии практически все страдают от этого врожденного недостатка.

На территории Европы молоко начали употреблять почти 10 тысяч лет назад. Тогда в популяции устойчивость к лактозе была не очень распространена. Однако со временем, под действием естественного отбора, варианты генов, которые позволяли без проблем пить молоко, вышли на первый план. Генетики доказали, что в общепринятых выводах не все так просто. Ученым удалось обнаружить в генотипе жителей Басконии и Южной Италии варианты генов, определяющих устойчивость к лактозе, которые ранее не были описаны. Эти гены друг на друга похожи не были, но их объединяло то, что возникли они около 1,5 тысяч лет назад.

Таким образом, если верить ученым, человек продолжает развиваться, и процесс эволюции не останавливался никогда. Хочется верить, что в будущем человеческая популяция станет только лучше, максимально приспособившись к условиям окружающего мира.

No related links found