Чк-чн пишется без мягкого знака. Слово тиш пишется без мягкого знака или с мягким знаком


Почему надо знать правило

Буквы Ш и Ж обозначают только твёрдые звуки, а буквы Ч и Щ - только мягкие. Ь после этих букв не слышен, так как он не способен дать мягкость твёрдым звукам или добавить мягкости без того мягким.

Ь после шипящих считают буквой, которая обозначает форму слова, но носителям языка форма слова понятна и без Ь. Наоборот, по форме слова мы и определяем, надо или не надо писать Ь.

Таким образом, написание в русском языке Ь после шипящих не имеет рационального объяснения и практического смысла. Ь после шипящих - дань традиции. Но правило придётся выучить, так как пока его никто не отменил.

Правило

Шипящие выпадают на конец слова с следующих формах слов:

В одних словах из этого перечня Ь пишется, в других - не пишется.

После шипящих (ж, ч, ш, щ) буква ь пишется только в следующих случаях:

В существительных

На конце существительных женского рода в им. и вин. пад. ед. ч., например: рожь, ночь, мышь.

В глаголах

  • В окончании 2-го лица ед. ч. настоящего и будущего времени глагола после конечного ш, например: несёшь - несёшься, носишь - носишься, примешь - примешься.
  • На конце глагола в ед. ч. повелительного наклонения , причём буква ь сохраняется и перед -ся, например: мажь - мажься; спрячь - спрячься; ешь.
  • Во множ. ч. повелительного наклонения перед -те, -тесь, например: мажьте - мажьтесь; спрячьте - спрячьтесь; ешьте.
  • На конце глагола в неопредёленной форме , причём буква ь пишется и перед -ся, например: стричь, стричься.

В наречиях

Во всех наречиях после конечных ш и ч, например: сплошь, вскачь, прочь, а также в наречии настежь.

Точь -в-точь пишется с двумя Ь и дефисами.

В частицах

На конце частиц: вишь, бишь, лишь, ишь.

Примеры

Умываешь - глагол 2-го лица.

Умываешь ся - глагол 2-го лица.

Намажь - глагол повелительного наклонения.

Намажь ся - глагол повелительного наклонения, буква ь сохраняется и перед -ся.

Намажь те - глагол повелительного наклонения, буква ь сохраняется и перед -те.

Намажь тесь - глагол повелительного наклонения, буква ь сохраняется и перед -тесь.

Полночь - существительное женского рода 3 скл. в им. пад.

Врач - с уществительное мужского рода.

И-за туч - существительное в род. пад.

Напрочь - наречие с Ч на конце.

Невтерпёж - наречие с Ж на конце.

Лишь - частица.

Горяч - прилагательное в краткой форме.

История правила

Правописание Ь после шипящих остаётся неизменным со времён первых учебников орфографии.

До реформы 1918 написание Ь в существительных имело, если не смысл, то логику: в конце существительных женского рода с шипящими на конце писался Ь, в конце существительных мужского рода - Ъ. Вот копия страницы учебника 1915 года.

Ненужность правила осознавали еще первые филологи, описавшие русскую грамматику.

Во время реформы 1918 года необходимо было убрать лишние, нечитаемые Ь и Ъ на конце слов, что и предлагала комиссия ученых-филологов в 1912 году, но по какой-то причине большевики Ъ убрали, а Ь оставили.

С тех пор во время всех реформ орфографии филологи предлагают довести дело до конца: убрать правила про Ь после шипящих и не писать его после ч, щ, ш, ж вообще. Например, это предлагалось сделать во время орфографической дискуссии 1929 - 1930 годов , в 60-е годы при оформлении свода правил русской орфографии и в последующие годы при попытках реформ.

На что обратить внимание

  • Хотя для наречий выделен особый пункт правила, на данный момент в языке существует всего 9 наречий с шипящими на конце. Проще запомнить правописание 8 слов и 3 исключений, чем всю жизнь помнить правило. Без Ь: уж, замуж, невтерпёж. С Ь: сплошь, вскачь, напрочь, настежь, прочь, невмочь, наотмашь, навзничь, точь-в-точь.
  • Не путайте наречия с краткими прилагательными, которые пишутся без Ь: горяч, тягуч, вонюч.
  • В правиле перечислены все глагольные формы, имеющие на конце шипящий. А это значит, что в глаголах после шипящих всегда пишется Ь.

Слово тиш пишется без мягкого знака или с мягким знаком?

    Слово **тишь ** пишется с мягким знаком.

    Существительные женского рода,3 склонения,оканчивающиеся на шипящую согласную,пишутся с мягким знаком.

    Пример: ночь,речь,тишь,печь,мышь,плешь и так далее.

    Существительные мужского рода с шипящей согласной на конце,пишутся без мягкого знака.

    Пример: скотч, матч,спич, врач.

    Для того,чтобы понять,нужно писать мягкий знак в существитеоьных,оканчивающихся на шипящую,нужно лишь определить,какого рода существительное.

    Женского рода- пишем ь.

    Мужского рода - не пишем ь.

    Если слово на конце с шипящей женского рода, то тогда нужно писать мягкий знак. Поэтому слово "тишь" пишется с мягким знаком. Состоит слово из четырех букв т-и-ш-ь. Запоминаем написание или учим правило и пишем правильно.

    Чтобы определить, нужно ли написать мягкий знак в слове тишь, определим по контексту его род:

    Ночная тишь навевала сон.

    Тишь какая? ночная.

    Это существительное женского рода с нулевым окончанием в отличие от слов женского рода с окончанием -а/я (страна, земля). Отнесем его к третьему склонению. Ве существительные третьего склонения пишутся с мягким знаком:

    тишь, брошь, ветошь, картечь, речь, немощь, помощь.

    Мягкий знак в написании этих слов - своеобразный маркер, который поможет отличить их от существительных мужского рода второго склонения, которые, напротив, пишутся без мягкого знака, например:

    обруч, матч, вернисаж, экипаж, мякиш, малыш, плащ, плющ.

В русском языке в конце слов шипящие (Ж, Ш, Щ и Ч) возможны в шести частях речи:

В существительных (НОЧЬ, СТОРОЖ, МНОГО ЗАДАЧ),
в прилагательных (ГОРЯЧ),
в глаголах (ПИШЕШЬ),
в наречиях (НАСТЕЖЬ),
местоимениях (НАШ),
частицах (ЛИШЬ).

Каждая из этих частей речи для употребления мягкого знака имеет свое, особенное правило.

1. Если перед нами существительное, то мягкий знак после шипящих ставится лишь тогда, когда слово принадлежит III склонению (НОЧЬ). Существительные I и II склонения с шипящей на конце пишутся без мягкого знака (МНОГО ТУЧ, КИРПИЧ). Не забудьте, что отчества и фамилии, оканчивающиеся на –ИЧ, являются существительными II склонения и пишутся без мягкого знака. Например: СЕРГЕЕВИЧ, РЮРИКОВИЧ, ВОЙНОВИЧ.
2. Если слово отвечает на вопрос КАКОВ? и является кратким прилагательным, то после шипящего на конце мягкий знак не нужен (ГОРЯЧ, МОГУЧ).
3. Глаголы с шипящим на конце всегда пишутся с мягким знаком. Например: СМОТРИШЬ или ПОСМОТРИШЬ (в форме второго лица ед. числа настоящего или будущего времени), РЕЖЬ (в повелительном наклонении), ЖЕЧЬ (в неопределенной форме). Обратите внимание, что в глаголах мягкий знак может оказаться после шипящей и не на самом конце слова, а перед постфиксами –СЯ или -ТЕ, например: КУПАЕШЬСЯ, СПРЯЧЬТЕ.
4. На конце наречий после шипящих мягкий знак пишется всегда (НАСТЕЖЬ, ВСКАЧЬ, ПРОЧЬ), кроме исключений: УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЕЖ.
5. Местоимения с шипящими на конце пишутся без мягкого знака, например: НАШ, ВАШ.
6. Всегда с мягким знаком пишутся частицы ИШЬ, ЛИШЬ, БИШЬ.
Упражнение

Мы уж_ это знали и не мешали ему хозяйничать по-своему; но между нами находился офицер, недавно к нам переведенный. («Выстрел», А. С. Пушкин)

На шее у Петровича висел моток шелку и ниток, а на коленях была какая-то ветош_ . («Шинель», Н. В. Гоголь)

Это точ_ -в-точ_ как сначала они забрали и заподозрили этих, как биш_ их... Коха да Пестрякова. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

Наконец сделалось бедняге, в некотором роде, невтерпеж_ , решился во что бы то ни стало пролезть штурмом, понимаете. («Мертвые души», Н. В. Гоголь)

Выражение это говорило, что она решилась, не жалуясь, переносить свое несчастие, и что ее муж_ есть крест, посланный ей от Бога. («Война и мир», Л. Н. Толстой)

Солнце только начинало подниматься из-за туч_ ; в воздухе было свежо и росисто. («Война и мир», Л. Н. Толстой)

И как подумаеш_ , что и кто – какое ничтожество может быть причиной несчастья людей! («Война и мир», Л. Н. Толстой)

Он знал, что этот рассказ содействовал к прославлению нашего оружия, и потому надо было делать вид, что не сомневаеш_ся в нем. («Война и мир», Л. Н. Толстой)

Как только он начинал говорить что-нибудь такое, что не удовлетворяло цели обвинения, так принимали желобок, и вода могла теч_ , куда ей угодно. («Война и мир», Л. Н. Толстой)

Говорят, что его мать была очень хороша собою, и мне странно кажется, почему она так неудачно вышла замуж_ , за такого незначительного человека... («Бедные люди», Ф. М. Достоевский)

Я ему говорил... Не плач_ обо мне: я постараюсь быть и мужественным, и честным, всю жизнь, хоть я и убийца. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

Все сраженье состояло только в том, что сделали казаки Орлова-Денисова; остальные войска лиш_ напрасно потеряли несколько сот людей. («Война и мир», Л. Н. Толстой)

Оно само упадет, когда будет зрело, а сорвеш_ зелено, испортиш_ яблоко и дерево, и сам оскомину набьеш_ . («Война и мир», Л. Н. Толстой)

Николай в два слова купил за шесть тысяч_ семнадцать жеребцов на подбор (как он говорил) для казового конца своего ремонта. («Война и мир», Л. Н. Толстой)

На той стороне ограды старик строгал обруч_ и не видал Левина. («Анна Каренина», Л. Н. Толстой)

Кроме фальши и лжи, ничего не могло выйти теперь; а фальш_ и лож_ были противны его натуре. («Анна Каренина», Л. Н. Толстой)

Никто не объявлял войны, а люди сочувствуют страданиям ближних и желают помоч_ им, - сказал Сергей Иванович. («Анна Каренина», Л. Н. Толстой)

И вот в Москве, где каждая встреча ей нож_ в сердце, она живет шесть месяцев, с каждым днем ожидая решения. («Анна Каренина», Л. Н. Толстой)

Наступила ноч_ - мать благословила доч_ свою и пожелала ей кроткого сна, но на сей раз желание ее не исполнилось; Лиза спала очень худо. («Бедная Лиза», Н. М. Карамзин)

Но иногда - хотя весьма редко - златой луч_ надежды, луч_ утешения освещал мрак ее скорби. («Бедная Лиза», Н. М. Карамзин)

И там один ключ_ есть всех больше, втрое, с зубчатою бородкой, конечно, не от комода. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

Не беспокойтесь, не дам-с, - решительно сказал усач_ и отправился вслед за ними. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

Но, уходя, осмелюсь заметить, что впредь надеюсь быть избавлен от подобных встреч_ и, так сказать, компромиссов. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

Плач_ бедной, чахоточной, сиротливой Катерины Ивановны произвел, казалось, сильный эффект на публику. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

Бледно-желтое, иссохшее лицо ее закинулось навзнич_ назад, рот раскрылся, ноги судорожно протянулись. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

Дич_ ! - завопил взбешенный до ярости Лужин, - дич_ вы все мелете, сударь. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

Марфа Терентьевна не унималась, а все больше и больше приставала к градоначальнику: вынь да полож_ Бонапарта, то под конец он изнемог. («История одного города», М. Е. Салтыков-Щедрин)

Что ни выпалит из ружьеца, то сердце насквозь прострелит, что ни махнет сабелькой, то голова с плеч_ долой. («История одного города», М. Е. Салтыков-Щедрин)

Многократно делал походы против недоимщиков и столь был охоч_ до зрелищ_ , что никому без себя сеч_
не доверял. («История одного города», М. Е. Салтыков-Щедрин)

«Довольно! - произнес он решительно и торжественно, - проч_ миражи, проч_ напускные страхи, проч_ привидения!..» («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

Думалось, что небо обрушится, земля разверзнется под ногами, что налетит откуда-то смерч_ и все поглотит, все разом... («История одного города», М. Е. Салтыков-Щедрин)

Долго он торговался с ними, просил за розыск алтын да деньгу, головотяпы же давали грош_ да животы свои в придачу. («История одного города», М. Е. Салтыков-Щедрин)

Упражнение подготовили Н. Соловьева и Б. А. Панов («Лига Школ»).

Методическая разработка урока русского языка в 3-б классе по теме "Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих»

Данный урок был разработан по новым стандартам ФГОС., по программе «Перспектива». В соответствии с ФГОС на уроке формируются 4 вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Тема урока: «Мягкий знак на конце существительных после шипящих»

Цель урока: знакомство учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.

Задачи:

Познакомить с правилом написания мягкого знака на конце существительных после шипящих;

Учить планировать и оценивать свою работу

Развивать память, мышление, внимание.

Воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, умение слушать мнение других и высказывать свою точку зрения;

Воспитывать самостоятельность, творческую активность.

Дидактические материалы: раздаточный материал (карточки)

Ход урока.

1. Мотивация к учебной деятельности.

Добрый день, ребята! Сегодня наш урок я хотела бы начать с пословицы: «Каждый день прибавляет нам частицу мудрости»

Как вы понимаете её?

Наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаём эти знания и используем их.

Давайте улыбнемся друг другу, подарим друг другу хорошее настроение. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.

Сегодня на уроке, ребята, вам предстоит выполнить много интересных заданий, сделать очень важное открытие, а помощниками вам в этом будут: внимание, находчивость, ваши знания.

2. Актуализация опорных знаний и фиксирование затруднения

1)Минутка чистописания

Жж Шш Чч Щщ ьь

Что вы можете сказать про эти буквы? Какая из них лишняя?

Запишите эти буквы в тетрадь на первой строке, чередуя их.

Вторая строка: камыш, печь, рожь, мяч, дочь, малыш, плач, молодёжь

Что можете сказать про эти слова. (это сущ-е, ед.ч, оканчиваются на шипящие звуки)

2)Фиксирование затруднения.

Назовите одним словом данные определения:

Футбольное соревнование (матч)

Двенадцать часов ночи. (Полночь.)

Маленький ребёнок (Малыш)

Добыча охотника (дичь)

Какие затруднения испытывали в написании слов? (Где писать ь, а где – нет.)

Какой вопрос возникает? (Почему в одних словах пишется ь после шипящих, а в других словах не пишется).

Кто догадался, какова тема сегодняшнего урока? (Правописание ь на конце существительных после шипящих).

Какую цель поставим перед собой на уроке? (Выяснить когда ь пишется, а когда не пишется)

3. Отработка способа действия. Построение алгоритма решения орфографической задачи

матч, полночь, мякиш, дичь

Запишите слова с мягким знаком на конце в один столбик, а без мягкого знака в другой.

Что объединяет слова первой группы? (сущ, ед ч., ж.р) А второй? (сущ., ед.ч., м.р.) Чем отличаются слова первой группы от второй? В каком роде мягкий знак пишется, а в каком не пишется?

Какой вывод можно сделать? (у существительных женского рода мягкий знак на конце пишется, у мужского рода - не пишется)

Это ваша гипотеза, верна ли она? Ответить на этот вопрос помогут страницы учебника.

Прочитайте правило, давайте сравним его с выводом, который мы сделали. Совпадают они? (да)

Мягкий знак после шипящих пишется на конце существительных женского рода. Это орфограмма.

А сейчас давайте поработаем в парах и попробуем составить алгоритм написания мягкого знака в слове ночь (дети работают в группах самостоятельно)

Составляется следующий алгоритм:

1. Определить часть речи.

2. Определить род.

3. Если существительное женского рода- мягкий знак пишется.

4. Если существительное мужского рода- мягкий знак не пишется..

(Проверяем и сравниваем)

Вернёмся к словам, которые писали на минутке чистописания, проверьте правильность нашей гипотезы.

– А дайте проверим, не попадётесь ли вы в ловушку, выполняя такое задание?

Ноч.. – ноч..ка доч..- доч..ка

В чём ловушка?

(Это совсем другая орфограмма).

4.Включение в систему знаний и повторение.

1)- Сегодня мы составили алгоритм правильного написания мягкого знака на конце существительных женского и мужского рода. А для чего? Когда вам пригодится этот алгоритмом? (Когда будем писать диктант, выполнять задания, для того, чтобы грамотно писать).

А для того, чтобы проверить, хорошо ли вы всё усвоили, поработаем самостоятельно.

Задание для самостоятельной работы вы найдёте на карточках, которые лежат у вас на партах.

В данных на карточках словах вы либо пишите мягкий знак, либо не пишите. Докажите правильность своего выбора.

Ключ…, лещ…, печ…, вещ…, ноч…, мыш…, карандаш…, багаж…,карандаш…, мелоч…, глуш…, мяч…, тиш…

Обменяйтесь карточками и проверьте правильно ли выполнил задание ваш сосед по парте (взаимопроверка).

5.Физминутка

Мы задания выполняли

И немножечко устали.

А теперь пришла пора

Отдохнуть нам всем, друзья.

Я буду называть существительные, а вы, если в слове мягкий знак пишется приседаете, если не пишется –хлопаете: ночь, клещ, вещь, дрожь, малыш, шалаш, кирпич, грош, мышь, товарищ, мяч, печь.

6. Самостоятельная работа

1)Спишите словосочетания, вставьте нужные слова с шипящей на конце.

Перочинный …, холодный …, полярная …, душистый …, скорая …, звонкий…

2)Игра «Четвёртый лишний»

Карандаш… плащ… мыш… шалаш…

Кирпич… мелоч… ноч… доч…

Туш… ключ….вещ…. печ….

Грач….помощ…. палач….калач….

7.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Скажите, над какой темой мы работали сегодня на уроке? Какую цель ставили?

Продолжите фразы:

До этого урока я не знал(а)…

Теперь я знаю….

Могу…

Результатом своей работы на уроке я …..

На уроке я работал(а)…

Моё настроение…

Я очень рада, что этот урок был для вас интересным и полезным и вам легко на уроке работалось. Спасибо за работу!


Правила русского языка достаточно сложны в освоении, ведь многие из них предполагают разные условия написания, а также исключения из правил. Поэтому чтобы грамотно писать, нужно четко знать и понимать, как действуют правила русского языка на письме. Сегодня мы поговорим о том, как пишется мягкий знак в разных словах.

Правописание мягкого знака

  • Когда пишется разделительный мягкий знак? Здесь все просто: разделительный мягкий знак пишется после согласных и перед гласными е, и, ю, я внутри слов (но не после приставок). Примеры: семья, вьюга, карьера, бурьян.
  • Мягкий знак пишется на конце слов после парных согласных для обозначения мягкости: прорубь, изморозь, тетрадь.
  • Мягкий знак пишется после буквы «о» в некоторых словах иностранного происхождения. Примеры: почтальон, бульон.
  • В сложных числительных, образованных от простых, в которых имеется мягкий знак, также пишется эта буква. Например: пять - пятьдесят; девять - девятьсот. Но исключением являются подобные числительные: семнадцать, шестнадцать и т. д. В середине этих числительных не пишется мягкий знак.
  • Мягкий знак пишется в глаголах в повелительном наклонении перед -те и -ся (отправиться - отправься, отправьте) и в неопределенных формах перед -ся (вернуться, подстричься, уменьшиться).
  • Часто мягкий знак пишется для обозначения мягкости на конце слов после твердой согласной (темень, варить) и в середине слова (косьба, меньше).
  • Мягкий знак употребляется в форме множественного числа творительного падежа: четырьмя, детьми.
  • Если согласная стоит перед другой мягкой согласной, то между ними ставится мягкий знак в двух случаях. Первый: если после изменения слова вторая мягкая согласная становится твердой, а первая остается мягкой (свадьбе - свадьба). Второй: для того чтобы обозначить мягкость «л»: льнет, мальчик, сельдь.
  • Мягкий знак пишется в середине сложносокращенного слова, если его первая часть оканчивается на ь: утильсырье, сельсовет.

Мягкий знак после шипящих

Мягкий знак чаще не употребляется в словах после шипящих ж, ч, ш и щ. Но есть несколько случаев-исключений. Где пишется мягкий знак после шипящих?

  • В окончаниях глаголов после «ш» в форе 2-го лица ед. ч. будущего и настоящего времен: рисуешь - рисуешься, играешь - играешься.
  • На конце существительных женского рода в именительном и винительном падежах: мышь, дочь, рожь.
  • На конце глаголов повелит. наклонения в ед. числе: поешь, мажь - мажься.
  • Также в повелительном наклонении в глаголах пишется мягкий знак перед -тесь и -те: мажьтесь, поешьте.
  • Мягкий знак пишется в неопределенной форме глагола: стеречь, беречься.
  • Мягкий знак используется во всех наречиях, которые оканчиваются на ш и ч, а также на концах частиц: прочь, сплошь, напрочь, лишь, бишь. Мягкий знак не пишется после шипящей ж в следующих словах- исключениях: невтерпеж, уж, замуж.

Где не пишется мягкий знак

  • В глаголах в форме 3 лица ед. числа (что делает?): готовит, рисует, пишет.
  • В существительных в форме род. падежа множ. числа после -ен: черешен. Исключения: барышень, деревень, боярышень.
  • В существительных множ. числа род. падежа с основой на шипящий: зрелищ, стрельбищ, рощ.
  • На конце существительных мужского рода: мяч, врач, нож.
  • На конце кратких прилагательных: хорош, горяч.
  • Между двумя мягкими л: иллюминация.
  • В сочетаниях чн, чк, рч, нч,нщ, рщ: ярче, фонарщик, нянчить.
  • В других сочетаниях между двумя согласными (кроме тех, что в прошлом пункте): гроздь, трость.

Вот такая непростая буква - мягкий знак. Когда пишется он в разных словах, Вы теперь знаете. На первый взгляд, очень непросто запомнить это правило с многочисленными пунктами, однако стоит его только усвоить на примерах, как по аналогии Вы уже будете писать похожие слова правильно, точно зная, ставить в них мягкий знак или нет.