Склонность к риску как личный фактор безопасности эргатических систем. Склонность к риску и готовность к изменениям подростков с различным уровнем лидерского потенциала


Методика диагностики степени готовности к риску Шуберта (Тест / Опросник склонности к риску Шуберта) показывает вашу готовность рисковать и насколько ваш риск является необходимым и целесообразным. Тест Шуберта также выявит причины ваших ошибок в повседневной жизни и позволит подкорректировать стиль поведения для достижения большего успеха с меньшими затратами.

Опросник Шуберта чаще всего проводится вместе с методиками Т. Элерса изучения мотивации достижения успеха и избегания неудач.

Методика диагностики степени готовности к риску Шуберта. (Тест склонности к риску Шуберта):

Инструкция к опроснику Шуберта:

При ответе на каждый из 25 вопросов поставьте соответствующий балл по следующей схеме:

  • 2 балла - полностью согласен, полное "да";
  • 1 балл - больше "да", чем "нет";
  • 0 баллов - ни "да", ни "нет", нечто среднее;
  • - 1 балл - больше "нет", чем "да";
  • - 2 балла - полное "нет".

Вопросы к методике Шуберта.

1. Превысили бы Вы установленную скорость, чтобы быстрее оказать необходимую медицинскую помощь тяжелобольному человеку?

2. Согласились бы Вы ради хорошего заработка участвовать в опасной и длительной экспедиции?

3. Стали бы Вы на пути убегающего опасного взломщика?

4. Могли бы ехать на подножке товарного вагона при скорости более 100 км/час?

5. Можете ли Вы на другой день после бессонной ночи нормально работать?

6. Стали бы Вы первым переходить очень холодную реку?

7. Одолжили бы Вы другу большую сумму денег, будучи не совсем уверенным, что он сможет Вам вернуть эти деньги?

8. Вошли бы Вы вместе с укротителем в клетку со львами при его заверении, что это безопасно?

9. Могли бы Вы под руководством извне залезть на высокую фабричную трубу?

10. Могли бы Вы без тренировки управлять парусной лодкой?

11. Рискнули бы Вы схватить за уздечку бегущую лошадь?

12. Могли бы Вы после 10 стаканов пива ехать на велосипеде?

13. Могли бы Вы совершить прыжок с парашютом?

14. Могли бы Вы при необходимости проехать без билета от Таллина до Москвы?

15. Могли бы Вы совершить автотурне, если бы за рулем сидел Ваш знакомый, который совсем недавно был в тяжелом дорожном происшествии?

16. Могли бы Вы с 10-метровой высоты прыгнуть на тент пожарной команды?

17. Могли бы Вы, чтобы избавиться от затяжной болезни с постельным режимом, пойти на опасную для жизни операцию?

18. Могли бы Вы спрыгнуть с подножки товарного вагона, движущегося со скоростью 50 км/час?

19. Могли бы Вы в виде исключения вместе с семью другими людьми, подняться в лифте, рассчитанном только на шесть человек?

20. Могли бы Вы за большое денежное вознаграждение перейти с завязанными глазами оживленный уличный перекресток?

21. Взялись бы Вы за опасную для жизни работу, если бы за нее хорошо платили?

22. Могли бы Вы после 10 рюмок водки вычислять проценты?

23. Могли бы Вы по указанию Вашего начальника взяться за высоковольтный провод, если бы он заверил Вас, что провод обесточен?

24. Могли бы Вы после некоторых предварительных объяснений управлять вертолетом?

25. Могли бы Вы, имея билеты, но без денег и продуктов, доехать из Москвы до Хабаровска?

Ключ к тесту Шуберта. Подсчет значений методики Шуберта.

Подсчитайте сумму набранных Вами баллов в соответствии с инструкцией.

Общая оценка теста дается по непрерывной шкале как отклонение от среднего значения. Положительные ответы, свидетельствуют о склонности к риску. Значения теста: от -50 до +50 баллов.

Меньше –30 баллов: слишком осторожны;

от –10 до +10 баллов: средние значения;

свыше +20 баллов: склонны к риску.

Высокая готовность к риску сопровождается низкой мотивацией к избеганию неудач (защитой). Готовность к риску достоверно связана прямо пропорциально с числом допущенных ошибок.

Исследования дали также следующие результаты:

С возрастом готовность к риску падает;

У более опытных работников готовность к риску ниже, чем у неопытных;

У женщин готовность к риску реализуется при более определенных условиях, чем у мужчин;

У военных командиров и руководителей предприятий готовность к риску выше, чем у студентов;

С ростом отверженности личности, в ситуации внутреннего конфликта растет готовность к риску;

В условиях группы готовность к риску проявляется сильней, чем при действиях в одиночку, и зависит от групповых ожиданий.

Склонность к риску представляет собой довольно устойчивую, но вторичную характеристику индивида, так как обусловливается наличием у человека других личностных особенностей – стремления к поиску новых ощущений (Hovarth, Zuckerman, 1993; Zuckerman, Kuhlman, 2000; Rosenbloom, 2003; Henderson et al, 2005), упорства (Nagy, Nix, 1989), экстраверсии, нейротизма и психотизма (Еуsenck, 1967), импульсивности (Eysenck, Eysenck, 1978; Breackwell, 1996; Abbey et al, 2005), эгоцентризма (Lavery et at, 1993), тревожности (Sjoberg, 1995), самоэффективности (Wiegman, Gutteling, 1995) и др.

По данным А. Г. Евдокимова (2010), для лиц с высоким уровнем склонности к риску характерны более высокие показатели импульсивности, эмоциональной лабильности, некритичности, а также истерии, психопатии и гипомании, чем для лиц с низкой склонностью к риску (табл. 4.1).

Таблица 4.1 . Структурно‑динамические характеристики групп «низкого риска» и «высокого риска» по данным теста MMPI (М +– m; Т‑баллы).

Примечание: * – различия между группами «низкий риск» и «высокий риск» статистически достоверны (р < 0,05).

Показана также положительная связь склонности к риску с мотивом (стремлением) к достижению и отрицательная – с избеганием неудачи. Мотив достижения определяется X. Хекхаузеном (2001) как стремление повышать свои способности и умения, поддерживать их на возможно более высоком уровне в тех видах деятельности, относительно которых достижения считаются обязательными.

Хотя склонность к риску и уровень притязаний имеют много общего, это не одно и то же. Идти на экзамен без подготовки – это риск, но не показатель высокого уровня притязаний. Однако две данные концепции могут вполне закономерно использоваться как взаимозаменяющие в ситуации, когда человек должен принять определенное решение или зафиксировать свой уровень притязаний там, где результат сильно зависит от случая. Тенденция к использованию двух этих терминов как синонимов в Соединенных Штатах (Atkinson, 1957; McClelland, 1958) была вызвана интересом к исследованиям взаимосвязи поведения предпринимателя и экономического роста, с одной стороны (McClelland, 1961), и привычек в области потребления и установок в отношении соревнований с элементами случайности – с другой стороны (W. Edwards, 1954; Feather, 1959; Scodeletal., 1959).

Хекхаузен Х. 2001, с. 84

В дальнейшем были выделены две независимые тенденции, которые существуют в границах данного мотива. Они характеризуют два типа людей: кто‑то стремится к успеху, а другие хотят избежать неудачи. Обе тенденции обозначаются как мотивация достижения (потребность в достижениях). В случае с первой тенденцией, приступая к деятельности, человек думает прежде всего о достижении успеха. Вторая же заставляет человека думать главным образом о возможности неудачи, порицания, наказания. Для такого индивида ожидание негативных последствий становится определяющим (вспомните рассказ А. П. Чехова «Человек в футляре», герой которого действовал по принципу «как бы чего не вышло»).



Исследования, выполненные Д. Макклелландом, выявили три основные характеристики людей, имеющих ярко выраженное стремление к достижениям.

Эти люди:

1) предпочитают работать в таких условиях, которые позволяют им при решении разнообразных проблем брать ответственность на себя;

2) проявляют склонность к заранее «просчитанному» риску и ставят перед собой реальные и достижимые цели;

3) постоянно нуждаются в признании своих заслуг и в обратной связи, так как им необходимо знать, насколько хорошо они работают.

Как показано Аткинсоном, люди, нацеленные на успех, выбирают задания средней трудности, с вероятностью достижения успеха от 30 до 50%, мотивированные же на неудачу – задания или слишком легкие, или повышенной трудности. В отношении целей, достижение которых зависит от случайности, ориентированные на успех предпочитают наименее рискованные ставки, а мотивированные на неудачу – наиболее рискованные, так как они полагают, будто достижение результата от их способностей не зависит. Однако Макклелланд (2007) показал, что это не всегда так. Было обнаружено, что при игре в рулетку испытуемые с выраженной потребностью в достижении предпочитали умеренный риск, будто результат зависел от них лично. Макклелланд предполагает, что у лиц с выраженной потребностью в достижении настолько сильна тенденция выбирать умеренный риск, что они переносят ее на некоторые ситуации, в которых речь идет о случайности.

Мотивированные на успех в ситуации игры выбирают более сильного партнера, т. е. предпочитают меньшую степень достижимости результата. Мотивированные на неудачу выбирают в аналогичных обстоятельствах равного себе партнера.

С тех пор как Давид Кац, (David Katz, 1953) представил свою концепцию уровня безопасности (Sicherheitsmarginsl) как величины безопасности, которую индивид склонен воспроизводить в любых ситуациях, предпринималось множество попыток выделить эту личностную переменную. Однако результаты были неутешительными. Не было достигнуто более или менее значимой согласованности между исследованиями, основанными на опросниках, и экспериментами по наблюдению за поведением, в ситуации решения экспериментальных задач, которые могли быть выполнены с различным уровнем безопасности в зависимости от затраченного времени, тщательности и аккуратности выполнения. Прежде чем на основе вышесказанного сделать вывод о том, что склонность к риску не является личностной переменной, следует посмотреть, нельзя ли при помощи этих методов выделить нечто другое, например различия в ценностных весах, приписываемых людьми заданиям и пунктам в опроснике. В связи с этим можно предположить, что одно из них может приниматься за более существенное, что приводит к увеличению поля безопасности, по сравнению с чем‑то, что рассматривается как не влекущее за собой никаких последствий. Влияние подобных различий в оценке скорее всего отразилось на результатах Мерца, Вебера, Вьеха (Merz, Weber, Wieja, 1963), обнаруживших высокую корреляцию между величиной поля безопасности у групп испытуемых, разделенных на мотивированных на успех и неудачу. Разницу в умениях и способностях также следует принимать во внимание. Инструмент для измерения склонности к риску, собственно говоря, еще не был найден. Подобная методика должна измерять степень риска, на которую человек готов пойти ради самого себя. Приближенная к жизни тестовая ситуация в то же самое время естественно ограничена из‑за невозможности подвергать испытуемого реальной опасности, которая могла бы привести к потере собственности, репутации или здоровья.

Более целесообразно в данном случае было бы наблюдение за людьми, пережившими реальное столкновение с опасностью.

Хекхаузен Х. 2001, с. 82–83

По данным А. Г. Ниазашвили (2007), склонность к экстремальному риску положительно связана с мотивом достижения, но только у молодых. В зрелом возрасте такая связь отсутствует. В отношении склонности к нормативно‑обыденному (рациональному) риску связь с мотивом достижения не выявлена независимо от возраста.

Согласно Н. А. Герасимовой (2000), чем значительнее мотив достижения, тем чаще ему соответствуют следующие типологические особенности свойств нервной системы: сильная нервная система, подвижность возбуждения и торможения и преобладание возбуждения по внешнему и внутреннему балансам. Это значит, что у имеющих выраженный мотив достижения имеется типологический комплекс свойств нервной системы, связанный с решительностью человека, а следовательно, и со склонностью к риску.

В исследовании С. А. Ермолина (2011) это нашло прямое подтверждение: корреляция между показателями склонности к риску и мотивом достижения выглядела следующим образом в мужской выборке: r = 0,36, р < 0,01; в то же время с мотивом избегания неудачи склонность к риску обнаружила отрицательную корреляцию: г = 0,27, р < 0,05, как в мужской, так и в женской выборке.

Водители с послужным списком аварий и нарушений изучались Хойос (Hoyos, 1965) на предмет мотивации достижения и привычек вождения. Высокомотивированные испытуемые чаще всего действовали после предварительного расчета риска, их нарушения не касались непосредственно вождения (как, например, перегрузка машины, вождение без прав, нарушение правил стоянки). В отношении самого вождения люди, предпочитавшие чрезмерно высокий риск и стремившиеся свести риск к минимуму, тем реже были виновниками ДТП, чем выше был их уровень мотивации достижения. Ориентированные на неудачу люди более сознательно относились к выполнению всех правил дорожного движения, в то время как мотивированные на успех поступали так, только если считали это разумным и целесообразным.

Хекхаузен Х. 2001, с. 83–84

Склонность к риску связана и с другими личностными чертами, такими как независимость, агрессивность, стремление к успеху, склонность к доминированию и самоутверждению, импульсивность. Например, по моим данным, коэффициент корреляции между импульсивностью и склонностью к риску равен 0,66 для группы из 34 человек.

Отрицательные связи выявились с социальной желательностью, социальной ответственностью и совестливостью (Lerch, 1987). Исследователи (Козелецкий Ю., 1979; Wolfart, 1974) пишут о детерминированности склонности к риску уровнем тревоги. На рисковое поведение оказывают влияние также культура и социальные условия. Кроме того, выявлено, что проявляют осторожность при выборе люди с потребностью в независимости и с выраженной настойчивостью.

Макклелланд и Уотсон (McClelland, Watson, 1973) изучили готовность к риску у 72 студентов, добровольно выразивших желание участвовать в исследовании, где результат зависел либо от прилагаемых усилий, либо от случая. При выполнении первого задания испытуемых просили на основании опыта решения аналогичных задач определить уровень трудности задачи, над которой они хотели бы работать. Как и ожидалось, испытуемые с высокими показателями потребности в достижении предпочитали работать над задачами умеренной трудности относительно прежних индивидуальных результатов. В то же время испытуемые с выраженной потребностью во власти не обнаруживали предпочтения ни умеренно трудных, ни чрезвычайно трудных задач.

Шестьдесят один процент испытуемых с выраженной потребностью во власти использовали все или все, кроме одной, из рискованных ставок по сравнению с 34% испытуемых с низкими показателями потребности во власти.

Макклелланд Д. 2007, с. 324

По данным Т. В. Корниловой (2003), склонность (готовность – по терминологии автора) к риску положительно связана с самостоятельностью и отрицательно – с рациональностью (склонностью к тщательному расчету при подготовке своих действий). Положительная связь склонности к риску с самостоятельностью выявлена и С. А. Ермолиным (2011) на женской выборке (r = 0,21, р< 0,05). Кроме того, он обнаружил положительную связь склонности к риску со склонностью к инновационному мышлению (r = 0,23, р <0,05 – у мужчин и 0,34, р < 0,01 – у женщин).

Чем выше IQ, тем больше склонность к риску? «Вам предлагают два варианта: взять 100 евро сейчас или 150, но через год. Какой вы выберете?» – такой вопрос задали исследователи из Боннского университета одной тысяче немцев. После того как респондент выбирал наиболее интересный ему вариант, ученые просили его пройти тест на IQ. Результаты этого исследования позволили научным путем доказать, что интеллектуальный уровень человека коррелирует с терпеливостью в отношении получения прибыли: чем выше был IQ респондента, тем более он был склонен выбирать отдаленную перспективу получения денег, если ожидание сулит ему большие барыши. Чтобы подтвердить полученные результаты, ученые поставили еще один опыт. Они предложили тем же респондентам выбор: взять 100 евро и положить их в карман прямо сейчас или инвестировать эти деньги в различные бумаги с фиксированными процентными ставками. Они могли также выбрать: вложить ли 100 евро в наименее рискованные бумаги, которые принесут 105 евро к концу года, в бумаги с более высокой степенью риска (возможно получение 120 евро через год) или в наиболее рискованные, но и самые прибыльные бумаги (150 евро к концу года). «Респонденты с более высоким уровнем IQ чаще других отдавали предпочтение самым рискованным бумагам, сулящим максимальные прибыли, – рассказывает доктор Амин Фалк, профессор экономики Боннского университета. – Те, у кого с интеллектом все в порядке, выигрывают вдвойне: во‑первых, у них хватит ума, чтобы распорядиться финансовыми средствами наиболее эффективно, а во‑вторых, они более терпимо относятся к риску».

Бибикова А. // Science Daily (по материалам Интернета)

Флинн с соавторами (Flinn et al, 1994), обследовав более 1500 мужчин и женщин, нашли, что 30% мужчин, оценивавших риск низко, отличались лучшим образованием, более высокими доходами и консервативными взглядами в политике.

Т. В. Тулупьева и О. П. Исакова (2003) выявили отрицательную связь между склонностью к риску и таким типом психологической защиты, как реактивное образование. Это значит, что лица, склонные к риску, ориентируются на мнение и одобрение окружающих – отсюда демонстративность, вычурность их поведения вследствие желания понравиться другим людям. Склонность к риску отрицательно связана и с такой чертой личности, как дипломатичность. Поэтому таким людям скорее свойственны безыскусность и простота, чем соответствие социальным ожиданиям. По данным указанных исследователей, склонность к риску положительно коррелирует с поиском ощущений. Очевидно, это и толкает людей на опасные поступки и авантюры.

Войд, Кеог и Зимбардо доказали, что профиль временной перспективы настоящего может стать индикатором такого личностного качества, как склонность к риску. Рофспан и Рид, изучив временные предпочтения студентов, пришли к выводу, что имеющие высокие показатели по временной перспективе настоящего <.. > имеют большее количество сексуальных партнеров и менее склонны к безопасному сексу, чем те, у кого сформирован профиль перспективы будущего.

В свою очередь, ориентированные на будущее и имеющие четкие жизненные цели студенты склонны также использовать дополнительные методы уменьшения риска приобретения ВИЧ. Следовательно, личность, склонная к сексуальному поведению, сопряженному с риском для здоровья, характеризуется деформацией временной перспективы.

Ипполитова Е. А, Гурова О. С. 2010, с. 332

Склонность к риску чаще всего имеет генетическую основу. Об этом свидетельствует тот факт, что лица с сильной нервной системой более склонны к риску, чем лица со слабой нервной системой. Это может служить объяснением того, почему у первых при управлении автотранспортом отмечается больше аварий, чем у вторых (как писал Н. В. Гоголь, «какой русский не любит быстрой езды?»).

Внутренняя предрасположенность индивидуума к риску представляется врожденной личностной характеристикой. Эта предрасположенность может определять способы восприятия риска и влиять на то, воспринимаем ли мы ситуацию как перспективную или угрожающую. Исследователи обнаружили важный элемент личности, относящийся к риску, – склонность к поиску сенсаций (новых впечатлений). В этот личностный аспект входят четыре элемента: поиск острых ощущений; поиск опыта; чрезмерная деятельность; подверженность скуке.

В ходе исследований установлена связь между поиском сенсаций и некоторыми типами рискованного поведения, такими как принятие финансовых решений, азартные игры, экстремальные виды спорта, социально опасное поведение и неосторожное вождение. Здесь часто проявляется склонность к преуменьшению риска: по мнению многих, любой риск бледнеет рядом с возможными приобретениями, которые с ним связаны. Люди же, у которых склонность к поиску сенсаций выражена не так ярко или имеет неконкурентную ориентировку (путешествия, наука, творчество) и которые по природе своей более склонны к отрицательным переживаниям, зачастую больше думают о возможных потерях. Они считают, что никакие приобретения не стоят того, чтобы попытать счастья, так как их перевешивают возможные убытки. Для таких людей самая большая ценность – покой.

Ситковская О. Д. 1998

Однако склонность к риску может возникнуть из‑за привыкания к риску, которое формирует «вкус к опасности», потребность в риске (что, по рассказам, наблюдается у летчиков‑испытателей, альпинистов и вообще людей, связанных с экстремальными видами деятельности).

В одном из исследований (Wendt, 1961) изучались условия возникновения склонности к риску в раннем детстве и был сделан вывод, что относительная непредсказуемость поведения матери в сензитивный период доречевого развития ребенка может обладать «импринтиговым» эффектом для него.

  • Тема 2. Систематизация и классификация хозяйственных рисков
  • 2.1. Расширенная систематизация хозяйственных рисков
  • 2.2. Классификация хозяйственных рисков
  • Тема 3. Рискообразующие факторы
  • 3.1. Понятие фактора риска. Факторы внешней и внутренней среды
  • 3.2. Среда прямого и косвенного воздействия на предпринимательскую структуру
  • 3.3.Факторы внешней среды
  • 3.4. Рейтинг странового риска
  • Тема 4. Методы выявления и оценки рискообразующих факторов
  • 4.1. Характеристика методов выявления хозяйственных рисков
  • 4.2.Факторы внутренней среды предприятия
  • 4.3. Оценка профиля внешней среды. Профиль фирмы
  • 4.4. Комбинация возможностей, угроз, сильных и слабых сторон. Swot-анализ
  • 5. Влияние на риск этапов жизненного цикла предприятия5.1. Этапы модели жизненного цикла предприятий
  • 5.2. Характеристика эксплерентного этапа жизненного цикла предприятия и анализ рискообразуюицих факторов на этом этапе
  • 5.3. Характеристика патиентного этапа жизненного цикла предприятия и анализ рискообразующих факторов на этом этапе
  • 5.4. Характеристика виолентного этапа жизненного цикла предприятия и анализ рискообразующих факторов на этом этапе
  • 5.5.Характеристика комутантного этапа жизненного цикла предприятия и анализ рискообразующих факторов на этом этапе
  • 5.6. Характеристика леталентного этапа жизненного цикла предприятия и анализ рискообразующих факторов на этом этапе
  • Оценка хозяйственных рисков
  • 6. Зоны риска
  • 6. 1. Риск как опасность потерь. Разновидности возможных потерь
  • 6.2. Схема зон риска
  • 6.3. Кривая риска и ее характерные точки
  • 7. Количественная оценка риска
  • 7.1.Абсолютная и относительная оценки риска. Кривая распределения вероятностей достижения определенного уровня прибыли или убытка
  • 7.2.Возможность количественной оценки риска
  • 7.3.Методы исчисления коэффициента риска.
  • 7.4.Показатели математической статистики, используемые для оценки риска (математическое ожидание, дисперсия, коэффициент вариации)
  • 7.5. Кривая Лоренца и коэффициент Джинни
  • 7.6.Шкала риска
  • 8. Риск-менеджмент
  • 8.1. Особенности процесса управления хозяйственными рисками
  • 8.2. Функции подсистемы управления хозяйственными рисками
  • 8.3. Процедуры принятия решений и алгоритм управления уровнем хозяйственного риска в производственной деятельности предприятия
  • 8.4. Организация управления хозяйственным риском на производственном предприятии
  • 8.5. Склонность к риску
  • 8.6. Эвристические правила для принятия решений в условиях риска
  • 9. Методы минимизации хозяйственных рисков
  • 9.1. Классификация методов снижения хозяйственных рисков
  • 9.2. Методы уклонения
  • 9.3. Методы локализации
  • 9.4. Методы диссипации
  • 9.5. Методы компенсации
  • 10. Оценка эффективности методов управления риском
  • 10.1. Общие подходы к оценке эффективности методов управления риском
  • 10.2. Экономические критерии оценки эффективности управления риском
  • 10.3. Анализ экономической эффективности страхования и самострахования
  • 11.1. Методы анализа рисков: исторический, статистико-экономический, монографический, экспериментальный, расчетно-конструктивный, абстрактно-логический
  • 11.2. Классификация ошибок персонала в ситуациях риска
  • 11.3. Типы людей по склонности человека к риску
  • 11.4. Формы создаваемых бизнес-структур
  • Комплекс мер по недопущению или устранению конфликтных ситуаций при силовых отношениях
  • Тема 12. Становление и развитие адаптивного к риску механизма хозяйствования
  • 12. 1. Стратегии управления рисками, связанными с чрезвычайными ситуациями природного, техногенного и экологического характера
  • 12.2. Стратегии риск-менеджмента по осуществлению эффективной деятельности предприятия
  • 12.3.План преодоления кризисных ситуаций
  • Тема 13. Страхование – важнейший прием риск - менеджмента
  • 13.1. Содержание и виды страхования рисков. Необходимость и основные задачи актуарных расчетов
  • 13. 2. Сдерживающие факторы при страховании хозяйственных рисков
  • 13.3. Передача риска без страхования
  • 13.4. Способы резервирования средств для покрытия возможных убытков
  • Тема 14. Страхование и управление рисками в разных странах
  • 14.1. Образцы руководства по управлению рисками в зарубежных организационно-правовых структурах
  • 14.2. Национальные страховые рынки
  • 14.3. Программа управления рисками в мировом масштабе
  • 14.4. Международные стратегии по страхованию и управлению рисками
  • 4.2. Глоссарий терминов (основных понятий) по темам дисциплины
  • 11.3. Типы людей по склонности человека к риску

    Изучение общих критериев и методов достижения успешной деятельности менеджеров и предпринимателей свидетельствует, что качественный уровень личности, способной к рациональной хозяйственной деятельности, складывается из трех необходимых компонентов: общих способностей, специфических профессиональных навыков и индивидуальных различий, позволяющих определить типы предприимчивых людей. При этом важно учитывать индивидуальные особенности менеджера:

      практичность ума – способность применять знания на практике, умение обобщать и использовать прошлый опыт в конкретной ситуации;

      глубина ума – способность доходить до сущности явлений, процессов, раскрывать их причины и следствия, определять главное;

      общительность – открытость для других, готовность общаться, потребность иметь контакты с людьми;

      активность – умение действовать энергично, напористо при решении практических задач;

      инициативность – особое творческое проявление активности, выдвижение идей, предложений, энергичность, предприимчивость;

      настойчивость – проявление силы воли, упорства, умение доводить дело до конца;

      самообладание – способность контролировать свои чувства, поведение в сложных ситуациях;

      работоспособность – выносливость, способность выдерживать напряженный темп работы длительное время;

      наблюдательность – умение видеть главное, сохранить в памяти важнейшие моменты из происходящего;

      организованность – сила воли подчинить себя необходимому режиму, постоянно планировать свою деятельность, проявлять последовательность, собранность;

      самостоятельность – умение самому находить пути достижения поставленных целей, брать на себя ответственность при выполнении ключевых задач.

    Специальными исследованиями установлено, что более высокий уровень образования менеджеров увеличивает склонность к риску. Однако их повседневная деятельность направлена на оправданный риск. Высокая профессиональная подготовленность, знание конъюнктуры рынка позволяют данной категории работников добиваться в большинстве случаев высоких конечных результатов.

    По склонности человека к риску выделяют четыре типа людей.

    Первый тип – это люди так называемого практического склада. Прежде чем рисковать, они просчитывают возможные варианты действий и следующие за ними события и готовы нести ответственность за принятое решение.

    Второй тип несколько похож на первый своей активностью и инициативностью. Однако люди этого типа не столь эмоционально устойчивы, хотя рискуя, они также подвергают анализу возможные альтернативы и последствия при их осуществлении. Их отличает наличие потребности в риске. Если эта потребность не реализуется в профессиональной деятельности, то это выливается в хобби, связанное с неопределенностью и риском.

    Третий тип - люди, испытывающие потребность в рискованных действиях. В случае удачи могут преуспевать, но даже в случае неудач идут по жизни, не принимая их близко к сердцу.

    Люди четвертого типа рискуют для достижения собственных целей. Иногда в основе их рискованных поступков лежит стремление получить желаемое любым путем: агрессия, эгоизм.

    Таким образом, роль личностного фактора в обеспечении высокоэффективного и безопасного труда существенна.

    Согласно существующим психологическим концепциям хозяйственной деятельности, мотив и цель образуют своеобразный вектор поведения индивида, определяющий направление его деятельности. Вектор "мотив – цель" выступает высшим регулятором любого вида хозяйствования.

    Сильными мотивирующими факторами выступают страх и жадность. В бизнесе страх может заставить предпринимателя тщательно изучить все возможные риски, прежде чем он возьмется за решение какого-либо дела. Ведущим побудительным мотивом для предпринимателя служит получение прибыли для расширения своего дела, развития фирмы и стимулирования занятых работников. Однако, как свидетельствует зарубежный опыт, это не определяющий мотив. Он заранее обусловлен, ибо без получения прибыли предприниматель не сможет осуществлять свое дело. Наиболее существенными мотивами при организации собственного дела являются стремление человека улучшить свое экономическое, материальное и социальное положение в обществе. Среди других мотивов предпринимательской деятельности следует отметить возможность самовыражения личности, возможность заниматься приносящим выгоду обществу видом деятельности.

    Менеджер, формируя команду исполнителей, создает оперативную систему управления персоналом. При этом важно исследовать основные направления мотивации работников с целью реализации стратегической миссии (предпочтения) фирмы.

    Общеизвестно, что открывая фирму, каждый мечтает получить наибольшую выгоду. Однако на пути достижения наивысшей прибыли по закону, который действует в коммерческом мире, возникает риск понести и значительные потери, оказаться банкротом. Поэтому как у предпринимателя, так и у группы работников в зависимости от предрасположенности к рискованной деятельности могут возникать противоположные мотивации от максимизирующих устремлений до предпочтения покоя, наличия свободного времени. Способность персонала эффективно вести порученное дело, активно выполнять свои функциональные обязанности, рисковать в допустимых пределах разумного – все это важно учитывать при подборе кадров.

    При наличии достаточного количества информации, позволяющей определить, какие по величине коэффициенты риска сопутствуют реальной экономической деятельности, можно построить шкалу возможного поведения лиц в рискованных ситуациях (рис.).

    Рис. Шкала возможного рискованного поведения на условных данных

    Например, поведение предпринимателя, ориентированного на неоправданный риск, обычно определяется желанием получить сверхприбыль сомнительными методами (обманом покупателей, невыполнением обязательств с посредниками по коммерческой сделке). Это тип авантюриста, который руководствуется принципом "авось, пронесет". Предприниматели этого типа, как правило, имеют слабую профессиональную подготовку и слишком большую самоуверенность. Отличительной чертой порядочных и опытных работников является наличие у них стереотипов поведения, позволяющих совершать сравнительно небольшое число ошибок.

    Методика «Готовность к риску» (RSK) Шуберта

    Методика направлена на выявление оценки своей смелости, готовности к риску.

    2 – полностью согласен, безусловное «да»;

    1 – скорее «да», чем «нет»;

    О – ни «да», ни «нет»;

    – 1 – скорее «нет», чем «да»,

    – 2 – совершенно не согласен, безусловное «нет».

    Вопросы теста (некоторые вопросы оригинального текста заменены на сходные по смыслу, но более отвечающие специфике жизни в России):

    1. Превысили бы вы скорость, установленную ГИБДД, чтобы быстрее оказать необходимую медицинскую помощь тяжелобольному человеку?

    2. Согласились бы вы ради хорошего заработка участвовать в опасной и длительной экспедиции?

    3. Встали бы вы на пути убегающего опасного взломщика?

    4. Могли бы вы ехать на подножке товарного вагона при скорости более 100 км/ч?

    5. Прыгнули бы вы в воду с 5-метровой вышки?

    6. Стали бы вы первым переходить очень холодную реку?

    7. Одолжили бы вы другу большую сумму денег, будучи не совсем уверенным, что он вернет вам деньги?

    8. Вошли бы вы вместе с укротителем в клетку со львами при заверениях, что это безопасно?

    9. Могли бы вы залезть на высокую фабричную трубу?

    10. Могли бы вы, не умея управлять парусной лодкой, отправиться на ней на прогулку?

    11. Рискнули бы вы схватить за узду мчащуюся лошадь?

    12. Могли бы вы скатиться на лыжах с очень крутой горы?

    13. Могли бы вы совершить ради интереса прыжок с парашютом?

    14. Могли бы вы часто ездить на транспорте «зайцем»?

    15. Поехали бы вы на машине, если бы ее вел человек, недавно попавший по своей вине в аварию?

    16. Могли бы вы спрыгнуть на пожарный тент с третьего этажа?

    17. Могли бы вы пойти на опасную операцию, чтобы избавиться от тяжелой болезни?

    18. Могли бы вы спрыгнуть с подножки поезда, идущего со скоростью 50 км/ч?

    19. Могли бы вы зайти в переполненный лифт, зная, что из-за перегрузки лифт может надолго застрять между этажами?

    20. Могли бы вы перебежать улицу на красный свет, если невдалеке стоит милиционер, а вам нужно сесть на подходящий к остановке автобус?

    21. Взялись бы вы за опасную для жизни работу, если бы за нее хорошо заплатили?

    22. Могли бы вы войти во двор дома, несмотря на надпись: «Осторожно, злая собака»?

    23. Согласны ли вы с утверждением, что «риск – благородное дело»?

    24. Хватает ли у вас духу возражать начальству?

    25. Посадили бы вы к себе в машину незнакомых мужчин, «голосующих» на дороге?

    Обработка результатов. Подсчитывается сумма баллов с учетом знака («+» или «-»).

    Выводы. Если опрашиваемый набирает менее 20 баллов, он отличается слишком большой осторожностью, если от -10 до +10 баллов – средней осторожностью, а свыше +20 баллов – большой склонностью к риску, смелостью.

    Тест «Способны ли вы идти на оправданный риск?»

    Тест взят из американского журнала «Forchun» и касается в первую очередь риска в инвестировании средств в различные проекты и ценные бумаги (цит. по: Щебетенко А. И., 1995).

    Инструкция. Выберите тот ответ на каждый вопрос, который соответствует вашим наклонностям.

    Текст опросника:

    1. Вы являетесь победителем телевизионной игры-шоу. Какой приз вы себе выберете:

    а) $2 тыс. наличными;

    б) пятидесятипроцентный шанс в дальнейшем выиграть $4 тыс.;

    в) двадцатипроцентный шанс выиграть $10 тыс.;

    г) двухпроцентный шанс выиграть $100 тыс.

    2. Вы проиграли в покер $500. Сколько бы вы поставили на игру, чтобы отыграть свои $500:

    а) более $500;

    д) ничего, вы решили смириться с проигрышем сразу же?

    3. Месяц спустя после вашей покупки акций их курс неожиданно поднялся на 15%. Что вы будете делать, не имея дополнительной информации:

    а) буду держать эти акции без дополнительных приобретений или продаж;

    б) продам их и получу разницу;

    в) куплю еще больше этих же акций, возможно, их курс еще больше возрастет.

    4. Курс ваших акций стал неожиданно падать через месяц после их приобретения. Но основные показатели корпорации, акции которой вы купили, выглядят убедительно. Что вы будете делать:

    а) куплю еще; если эти акции выглядели привлекательно при прежней цене, то при более низкой они стали еще более выгодными;

    б) буду держать только эти акции и подожду, пока цена вернется к прежнему уровню;

    в) продам их, чтобы избежать еще больших потерь.

    5. Вы являетесь ведущим специалистом в только что образовавшейся компании. Вы можете выбрать способ получения ежегодных премиальных; какой из предложенных способов вы выберете:

    а) $1500 наличными;

    б) вместо наличных возьму опшион (документ, дающий право на приобретение новых акций) на приобретение в качестве премии акций компании, которые могут принести мне дивиденды в $15 тыс. в следующем году, если компания будет преуспевать (но эти акции ничего не принесут, если компания потерпит неудачу).

    Обработка результатов. По ключу определите количество баллов за отмеченные вами варианты ответов и суммируйте их. Полученную сумму разделите на 30 и умножьте на 100%.

    Диагноз. Чем больше сумма набранных вами баллов, перечисленных в проценты, тем выше ваша склонность к риску. Если вы набрали от 81 до 100%, то у вас очень высокая склонность к риску, от 61 до 80 – высокая, от 41 до 60 – средняя, от 21 до 40 – низкая, от 20% и ниже – очень низкая.

    Методика определения склонности к риску Когана Валлаха

    (Цит. по: Т. В. Корнилова. Психология риска и принятия решений. М., 2003)

    Инструкция. Цель данной анкеты – определить, как человек принимает решения в рискованных ситуациях. Предлагается двенадцать упрощенных жизненных ситуаций, каждая из которых может быть решена двумя способами: первый не приносит большой пользы, но гарантирует нечто прочное; второй приносит финансовый выигрыш, лучшее общественное положение на работе, повышение престижа, карточный выигрыш и т. п., но содержит в себе определенный риск, значительные потери, если постигнет неудача. Вероятность успеха различна. Для простоты предположим, что во всех ситуациях сравнительно легко оценить шансы на успех.

    Ваша задача следующая: прочтите внимательно каждую ситуацию и представьте себе, что вы работаете в психологическом консультационном центре. К вам придут люди с ситуациями, описанными в анкете, и просьбами дать совет, как следует поступить в каждой ситуации. Вы должны ответственно и по чистой совести предложить одно из возможных решений. Старайтесь советовать так, как в данной ситуации вы поступили бы сами. Не думайте при этом об абстрактных или теоретических решениях, которые вы могли бы дедуцировать из больших этических или других теорий.

    Выбрав одно из возможных решений, проставьте его номер на листе бумаги с указанием, если требуется, той вероятности успеха, которую вы считаете необходимой, чтобы рекомендовать рискованное решение.

    Принимайте решение в каждой ситуации, не возвращаясь назад и стараясь не поддаваться прежним решениям. Не сравнивайте отдельные ситуации, но решайте каждую независимо.

    Ситуация 1 . Гражданин А. – инженер-химик, может сменить место работы. Сейчас он получает невысокую, но достаточную для него зарплату. На новом месте зарплата будет выше, но нельзя исключить, что работа будет ему не по силам и через некоторое время ему придется с нее уйти. Оба места подходят ему по интересам и профессиональной подготовке. Как ему поступить:

    а) гражданин А. ни в коем случае не должен менять место работы;

    б) ему хорошо бы сменить место работы, даже если вероятность успеха будет равна 0,1;

    в) он должен сменить место работы, если вероятность успеха 0,2, 0,3, 0,4, 0,5, 0,6, 0,7, 0,8, 0,9.

    Ситуация 2. У гражданина Б. в 40 лет было обнаружено тяжелое сердечное заболевание. Он должен решить: либо радикально изменить свои жизненные привычки (уйти в отставку, меньше работать, соблюдать строгую диету и т. п.), либо подвергнуться рискованной операции, в случае успеха которой полностью возвращается здоровье, но которая может кончиться и трагично. Что ему делать:

    а) гражданин Б. ни в коем случае не должен идти на операцию;

    б) идти на операцию при вероятности успеха 0,9, 0,8, 0,7, 0,6, 0,5, 0,4, 0,3, 0,2, 0,1.

    Ситуация 3. Гражданин В. – единственный кормилец семьи из четырех человек, и у него сравнительно небольшая зарплата. Предстоит серьезный ремонт и переоборудование квартиры, что будет весьма ощутимо для семейного бюджета. В спортлото он выиграл крупную сумму. Может быть, ему следует провести в квартире только самые неотложные работы и использовать деньги для покупки антикварных вещей, продажная цена которых со временем значительно повысится, и рассчитывать на то, что через год он продаст их со значительной выгодой. После этого он мог бы позволить себе все желаемые затраты на ремонт. Возможность использования денег частично туда, а частично сюда исключается. Как поступить гражданину В.:

    а) антиквариат не покупать;

    б) купить, если вероятность значительного превышения цены в течение года равна 0,1;

    в) купить при вероятности повышения цены 0,1, 0,2, 0,3, 0,4, 0,5, 0,6, 0,7, 0,8, 0,9.

    Ситуация 4. Гражданин Г. работает тренером хоккейной команды, которая перед последним туром в своей группе занимает второе место. В последней встрече остается одна минута при равном счете. Можно заменить вратаря полевым игроком и вести силовую игру, имея численное большинство. Если этот тактический ход удастся и команда забьет гол, то выйдет на первое место и получит крупную сумму. Если противнику удастся забить шайбу в пустые ворота, то команда тренера Г. опустится на четвертое место. В случае если счет сохранится, команда остается на втором месте. Дайте совет тренеру:

    а) ни в коем случае не заменять вратаря полевым игроком;

    б) заменить, если вероятность успеха 0,9, 0,8, 0,7, 0,6, 0,5, 0,4, 0,3, 0,2, 0,1.

    Ситуация 5. Гражданин Д. на своей работе получает очень хорошую зарплату, но отношения с сотрудниками плохие и портят ему нервы. Перспектив на улучшение отношений нет. Хорошие отношения ему очень важны, и напряженные отношения он очень болезненно переносит. Он может перейти на другое место, где зарплата меньше на 5-10%, но он сомневается, что человеческие отношения будут лучше. Он просит совета:

    а) не менять место работы;

    б) менять место, если вероятность лучших отношений 0,1, 0,2, 0,3, 0,4, 0,5, 0,6, 0,7, 0,8, 0,9.

    Ситуация 6. Гражданин Е. имеет сына, который заканчивает школу в целом с хорошими результатами, но видно, что он не относится к лучшим ученикам. Е. может послать сына в колледж, но есть шансы поступить в технический вуз. Однако существует опасность, что его сын не сумеет окончить институт. Что вы посоветуете отцу:

    а) послать сына в колледж;

    б) послать в институт, если вероятность его окончания 0,9, 0,8, 0,7, 0,6, 0,5, 0,4, 0,3, 0,2, 0,1.

    Ситуация 7. Гражданин Ж. очень любит шахматы. Он участвует в шахматном турнире, где встречает противника, примерно равного ему по силам. После начала игры появилась возможность для Ж. осуществить маневр, ведущий в случае успеха к быстрому выигрышу, но в случае неуспеха – к быстрому проигрышу. Что ему делать:

    а) не предпринимать этот маневр;

    б) предпринять, если вероятность успеха 0,1, 0,2, 0,3, 0,4, 0,5, 0,6, 0,7, 0,8, 0,9.

    Ситуация 8. Гражданин 3. заканчивает в этом году школу. У него, по школьным результатам, хорошие математические способности, и все, включая его, знают, что он может поступить в технический вуз, окончить его и получить хорошее место работы. Но он также чрезвычайно хорошо играет на скрипке и хотел бы учиться в консерватории и стать солистом. Однако солистами становятся только немногие, самые лучшие скрипачи. Что вы порекомендуете:

    а) поступить в технический вуз;

    б) поступить в консерваторию, если вероятность стать солистом 0,9, 0,8, 0,7, 0,6, 0,5, 0,4, 0,3, 0,2, 0,1.

    Ситуация 9. Гражданин И. во время войны попал в плен и был интернирован в лагере. Он может бежать из лагеря, где жизненные условия в целом сносные, но если побег не удастся, то комендант будет потом его третировать. Как ему поступить:

    а) остаться в лагере;

    б) попытаться бежать, если вероятность успеха 0,1, 0,2, 0,3, 0,4, 0,5, 0,6, 0,7, 0,8, 0,9.

    Ситуация 10. Гражданин К. – человек с сильно выраженной потребностью в гражданской деятельности. Он может быть выбран на важное место в гражданском самоуправлении и осуществить свои планы на улучшение жилищных условий в своей части города. Но он не уверен, что, будучи избран, он сможет выполнить свои планы, а в случае неуспеха он будет тяжело переживать. Как ему быть:

    а) отказаться от этого места и соответствующих функций;

    б) принять эту должность при вероятности проведения в жизнь своих планов, равной 0,9, 0,8, 0,7, 0,6, 0,5, 0,4, 0,3, 0,2, 0,1.

    Ситуация 11. Гражданин Л. – физик. Он поступил в трехгодичную аспирантуру в НИИ. Он может работать над одной важной темой, трудной и объемной, но с риском, что его длительные усилия не увенчаются успехом. Или он может за эти три года заниматься рядом более мелких проблем, которые он решит, но значение которых для основного развития науки не так важно. Какой путь выбрать:

    а) решать легкие проблемы;

    б) взяться за трудную, но важную работу при вероятности успеха 0,1, 0,2, 0,3, 0,4, 0,5, 0,6, 0,7, 0,8, 0,9.

    Ситуация 12. Гражданин М. Решает, жениться ли ему на девушке К. Он любит ее, но знает, что их взгляды на многое значительно расходятся. В консультации по вопросам семьи ему разъяснили, что счастливый брак при таких обстоятельствах возможен, но гарантии нет. Как ему быть:

    а) не жениться на К.;

    б) жениться на ней при вероятности счастливого брака 0,9, 0,8, 0,7, 0,6, 0,5, 0,4, 0,3, 0,2, 0,1.

    Методика «Исследование склонности к риску» А. Г. Шмелева

    Инструкция. Перед вами набор утверждений. Внимательно прочитайте каждое утверждение и решите, верно или неверно оно по отношению к вам. Если верно, то напишите «да», если неверно – «нет».

    Текст опросника:

    1. Я часто говорю до того, как обдумать сказанное.

    2. Мне нравится быстрая езда.

    3. Я часто меняю свои интересы и увлечения.

    4. Лучший способ приобрести настоящих друзей – говорить людям то, что о них думаешь.

    5. Во множестве случаев вопрос на экзамене может быть поставлен так, что он оказывается совершенно не связанным с программой и вся подготовка оказывается бесполезной.

    6. Жизнь без опасностей мне не кажется слишком скучной.

    7. Если хочешь занять высокое положение по службе, следуй пословице «тише едешь – дальше будешь».

    8. Азартные игры мешают развитию у человека чувства ответственности за то, чтобы принимать продуманные решения.

    9. Я быстрее испытываю скуку от какого-либо занятия, чем большинство людей, делающих то же самое.

    10. Я лучше пройду пешком две-три остановки, когда тороплюсь, а автобуса долго нет, хотя знаю, что автобус меня догонит, вместо того чтобы ждать.

    11. Мне интересно сделать так, чтобы подзадорить кого-нибудь.

    12. Только неожиданные обстоятельства и некоторое чувство опасности позволяют мне мобилизовать свои силы.

    13. Я не получаю удовольствия от ощущения риска.

    14. Только по-настоящему смелые действия позволяют человеку получить известность и признание.

    15. Мне неприятны те лица, которые из-за собственной прихоти превращают серьезные дела в легкомысленные игры.

    16. Когда я вырабатываю конкретный план действий, я почти всегда уверен, что мне удастся его осуществить.

    17. Когда на небе светит солнце, я никогда не беру с собой на прогулку зонт, даже если прогноз обещает дождь.

    18. Я часто стремлюсь испытать возбуждение.

    19. Мне неприятно, когда мне навязывают пари, даже если я полностью уверен в своем мнении по данному вопросу.

    20. В некоторых случаях я не остановлюсь перед тем, чтобы солгать, если мне нужно произвести хорошее впечатление.

    21. По-настоящему умный человек избегает скороспелых решений, он умеет дождаться таких моментов, когда действовать можно наверняка.

    22. Я не считаю, что трюки, выполняемые цирковыми акробатами без страховочного пояса, выглядят более впечатляющими.

    23. Я предпочитаю работу, включающую перемены и путешествия, даже если она может быть небезопасной.

    24. Я всегда плачу за провоз багажа на транспорте, даже если не опасаюсь проверки.

    25. Я думаю, что стоит верить в свой шанс, даже когда перевес не на моей стороне.

    26. В творческом деле главное – это дерзкий замысел, пусть даже в результате нас ждет неудача из-за нелепых случайностей.

    27. Я не пожалею денег ради того, чтобы в нужный момент выглядеть состоятельным и привлекательным человеком.

    28. Когда при встрече мой знакомый на меня не смотрит, я не стану навязывать ему свое общение и здороваться первым.

    29. Большинство людей не понимает, до какой степени их судьба зависит от случая.

    30. Если при покупке автомобиля мне придется выбирать между скоростью и комфортом – с одной стороны, и безопасностью – с другой, я выберу безопасность.

    31. Я чувствую себя лучше всего, когда испытываю острое увлечение какой-либо затеей.

    32. Я предпочитаю приобретать такую одежду, про которую я твердо знаю, что она надежна и выглядит хорошо независимо от скачков моды.

    33. Когда я играю в различные игры, я люблю взять инициативу на себя, даже зная, что противник только и ждет этого.

    34. Во время путешествий я люблю отклоняться от известных маршрутов.

    35. Я часто попадаю в такие ситуации, из которых мне хочется поскорее выбраться.

    36. Если я даю обещание, то практически всегда сдерживаю его независимо от того, удобно мне это или нет.

    37. Если мой непосредственный начальник будет «зажимать» мои новаторские идеи, у меня хватит смелости довести их до сведения руководителя более высокого ранга.

    38. Азартные игры развивают у человека способность принимать смелые решения в сложных жизненных ситуациях.

    39. Когда я читаю остросюжетную книгу, я никогда не тороплюсь быстрее узнать, чем все кончится, и с удовольствием читаю по порядку.

    40. Мне понравилось бы прыгать с парашютом.

    41. Лучший способ вызвать искреннее отношение к себе – доверять людям.

    42. Я чувствую себя лучше всего, когда испытываю счастливое ощущение покоя и комфорта.

    43. Мне бывает гораздо труднее купить одну дорогую вещь, чем ряд дешевых вещей на ту же сумму.

    44. Я предпочитаю играть или спорить на что-нибудь.

    45. Люди слишком часто безрассудно тратят собственное здоровье, переоценивая его запасы.

    46. Если мне не грозит штраф, то я перехожу улицу там, где удобно, а не там, где положено.

    47. Я не рискую покупать одежду без примерки.

    48. Только смелый человек способен на подлинно благородное отношение к людям независимо от того, как они относятся к нему.

    49. В командной игре важнее всего взаимная подстраховка.

    50. В жизни людям на самом деле очень часто приходится играть в опасную игру «пан или пропал».

    Постановка диагноза. За каждый ответ «да» начисляется один балл. Набранные баллы суммируются. Если набранная сумма меньше 11 балов – склонность к риску низкая; 11-29 – склонность к риску средняя; 30 баллов и больше – склонность к риску высокая.

    Карточная игра «Очко»

    Играют двое испытуемых. Путем взятия трех карт вслепую нужно набрать сумму, большую, чем у партнера, но не большую 21 очка. Риск состоит в том, что при взятии третьей карты можно набрать сумму, большую 21, и «прогореть».

    Опросник «Личностные факторы принятия решений» (ЛФР-25)

    Инструкция. Вам предложен ряд высказываний. Если высказывание в основном характеризует вас, то в бланке «Протокол» вы ставите «+1», если оно характеризует вас только наполовину – «0», если оно вам не соответствует – «-1».

    Текст опросника:

    1. При подготовке к контрольной работе (экзамену, зачету и т. п.) я стараюсь получить всю информацию, все необходимые знания.

    2. При решении проблемы я обдумываю и оцениваю все возможные варианты, даже если какие-то из них нереальны или неприемлемы.

    3. Именно действия, а не размышления помогают мне достичь желаемых результатов.

    4. В ситуациях, требующих решения, я всегда бываю так увлечен или разочарован делом, что выбор меня не затрудняет.

    5. Я могу утверждать или отрицать только то, о чем точно осведомлен.

    6. Я осторожен в своих планах и действиях.

    7. Я неохотно ставлю на карту что-либо, предпочитаю действовать наверняка.

    8. Я всегда забочусь о тщательности и точности в своих планах и действиях.

    9. Я робок.

    10. Я принимаю решения не на авось, а только после основательных размышлений.

    11. Я действую согласно девизу: «Не зная броду, не суйся в воду».

    12. Я предпочитаю неоднократно обдумывать решения, чтобы не сделать ошибки.

    13. Я охотно и смело иду на большой риск.

    14. Только осознав всю правильность основ своего действия, я принимаю решение.

    15. Я высказываю свое мнение, даже если большинство других людей занимают противоположную позицию.

    16. На работу, которая кажется мне неинтересной, я решаюсь даже тогда, когда мне неясно, справлюсь ли я с ней.

    17. Я легко заговариваю и с незнакомыми людьми, с которыми хотел бы вступить в разговор.

    18. Я охотно заменил бы своего начальника, чтобы показать, чего я могу добиться, даже рискуя наделать ошибок.

    19. Я не принимаю решения, пока не обдумаю всех его последствий.

    20. Меня тяготила бы ситуация самостоятельного ведения переговоров.

    21. Даже если я знаю, что мои шансы невелики, я все равно попытаю счастья.

    22. В ситуации неопределенности выбора я все же склонен заключить сделку.

    23. Мне не доставляет труда принимать самостоятельные решения.

    24. Я доверяюсь партнеру только в том случае, если имею о нем достаточно полную информацию.

    25. К успеху в делах меня приводит скорее неутомимость попыток, чем скрупулезность расчетов.

    Ключ. К шкале «Рациональность» относятся следующие пункты опросника: 1, 2, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 14, 19, 24; за каждый положительный ответ начисляется один балл, подсчитывается набранная сумма балов (максимум очков – 12). К шкале «Готовность к риску» относятся пункты: 3, 4, 7 (с обратным значением, т. е. со знаком «минус»), 13, 15, 16, 17, 18, 20 (с обратным значением), 21, 22, 23, 25 (максимум очков – 13).

    Методика «Измерение рациональности»

    Методика состоит из двух частей (А и Б) и построена как элемент техники массового социологического опроса. Предназначена для оценки способа принятия и выдвижения целей испытуемым.

    Часть А.

    На работе и дома каждому из нас приходится решать какие-то проблемы, но мы делаем это по-разному. А как принимаете решения вы?

    Инструкция. Приводится ряд утверждений. При согласии с утверждением рядом с его цифровым обозначением ставьте на бланке для ответа знак «+» («да»).

    Текст опросника:

    Когда я принимаю решение, то:

    1) а) прежде всего думаю о том, к чему это приведет, к каким результатам; б) часто не задумываюсь о последствиях и результатах, просто следую своему желанию;

    2) а) советуюсь с друзьями или родными и обычно поступаю так, как советуют; б) иногда советуюсь, иногда нет, но не очень считаюсь с советами;

    3) а) обычно колеблюсь, не могу принять его до последнего момента; б) обычно принимаю его без колебаний;

    4) а) даже перед тем, как решить не очень важный вопрос, я должен хорошо подумать; б) предпочитаю принимать его с ходу, по вдохновению;

    5) а) считаю, что не всегда нужно принимать его, потому что многое решается само собой; б) предпочитаю не полагаться на обстоятельства, а самому решать свои проблемы;

    6) а) мне очень трудно решиться на что-то, если я не знаю точно, к чему это приведет; б) без особого труда принимаю его и тогда, когда ситуация неясная;

    7) а) часто вместо того, чтобы обдумывать его, начинаю мечтать о том, что вряд ли сбудется; б) я не мечтаю о том, что вряд ли сбудется;

    8) а) часто потом отказываюсь от него; б) редко потом отказываюсь от него.

    Положительные ответы по утверждениям 1)а), 2)а) и 4)а) свидетельствуют об осторожности при принятии решения, по 3)а) и 6)а) – о нерешительности, по 5)а) – о зависимости при принятии решения от обстоятельств, по 7)6) – о прагматичности, по 8)6) – о настойчивости в осуществлении принятого решения, по 1)6) и 4)6) – об импульсивности принимаемых решений, по 3)6) и 6) б) – о решительности, по 2)6) и 5)6) – о самостоятельности в принятии решения, по 7)а) – о мечтательности, по 8)а) – о неустойчивости намерений.

    Часть Б.

    Люди по-разному строят свою повседневную жизнь, и каждый имеет свое мнение на этот счет.

    Инструкция. Ниже приводятся некоторые мнения. Ответьте, отражают ли они вашу точку зрения. При согласии с утверждением рядом с его цифровым обозначением (пунктом) ставьте на бланке для ответа знак «+» («да»), при несогласии – знак «-» («нет»).

    Текст опросника:

    Обработка результатов и выводы. Полученные результаты свидетельствуют о следующих качествах человека: независимость от внешних обстоятельств – при ответе «да» по п. 1; целеустремленность – при ответах «да» по п. 5 и «нет» по п. 2 и 11; импульсивность в принятии решения – при ответе «да» по п. 3; стремление к прогнозированию будущего – при ответах «да» по п. 7 и 8 и «нет» по п. 4; прагматизм – при ответах «да» по п. 6, 9, 10 и 12.

    Противоположные ответы по тем же пунктам свидетельствуют об обратных характеристиках человека, проявляющихся при выборе цели и принятии решения, т. е. в построении поведенческой стратегии.

    Тест «Потребность в поиске ощущений»

    Инструкция. Вам предлагается ряд утверждений, которые объединены в пары под буквами а) и б). Из каждой пары нужно выбрать только одно утверждение, которое наиболее характерно для вас, и отметить соответствующую букву галочкой.

    Текст опросника:

    1) а) я бы предпочел работу, требующую многочисленных разъездов, путешествий; б) я бы предпочел работать на одном месте;

    2) а) меня взбадривает свежий, прохладный день; б) в прохладный день я не могу дождаться, когда попаду домой;

    3) а) мне не нравятся парфюмерные запахи; б) мне нравятся запахи некоторых духов;

    4) а) я рискнул бы попробовать какой-нибудь наркотик, чтобы испытать новые ощущения; б) я не стал бы пробовать наркотик, так как не испытываю потребности в каких-то особенных ощущениях;

    5) а) я бы предпочел жить в стабильном обществе, без революций и потрясений; б) я бы предпочел жить в смутные дни истории страны;

    6) а) я не могу понять людей, которые ездят на большой скорости; б) я люблю ездить быстро, так как меня это возбуждает;

    7) а) я люблю риск, азарт; б) я не люблю рискованных мероприятий и действую по принципу «семь раз отмерь – один раз отрежь»;

    8) а) споры по политическим или мировоззренческим вопросам меня не увлекают; б) я люблю поспорить, это меня возбуждает;

    9) а) я не люблю однообразную деятельность, она меня усыпляет; б) я спокойно отношусь к однообразной работе;

    10) а) я бы не хотел оказаться загипнотизированным; б) я хотел бы попробовать оказаться загипнотизированным;

    11) а) наиболее важная цель в жизни – жить на полную катушку и взять от жизни столько, сколько возможно; б) счастье – это спокойная жизнь;

    12) а) в холодную воду я вхожу постепенно, чтобы дать себе время привыкнуть; б) я люблю сразу нырнуть в холодную воду, чтобы ощутить обжигающее чувство;

    13) а) я могу с удовольствием снова и снова слушать передаваемые по радио популярные песни; б) мне быстро надоедают популярные песни;

    14) а) худший недостаток человека – быть всегда веселым, легкомысленным; б) худший недостаток человека – быть скучным, занудой;

    15) а) мне бы понравилось ездить на мотоцикле с ветерком; б) люди, ездящие на мотоцикле с большой скоростью, – самоубийцы;

    16) а) я предпочитаю людей спокойных, даже «отрегулированных»; б) я предпочитаю эмоционально выразительных людей, даже если они несколько неуравновешенные.

    Теперь перенесите полученные данные в приведенную ниже таблицу: запишите напротив каждого номера соответствующую букву.

    Обработка результатов. Полученные ответы соотносятся с ключом:

    Учитываются только ответы, совпавшие с ключом. Каждое совпадение оценивается в один балл, полученные баллы суммируются. Запишите результат (сумму).

    Результаты теста. Высокий уровень потребности в ощущениях (11-16 баллов) означает наличие сильного, почти бесконтрольного влечения к новым, щекочущим нервы впечатлениям. Осторожно! Вас легко спровоцировать на участие в рискованных мероприятиях и авантюрах, но вы не контролируете степень риска и опасности. Последствия такого поведения могут быть самыми печальными. На самом деле ощущение полноты жизни могут дать интересное общение, эмоционально значимые события, интересный досуг и творчество.

    Средний уровень потребности в ощущениях (6-10 баллов) свидетельствует об умении контролировать эту потребность. Такие люди, с одной стороны, открыты новому опыту, с другой – в определенные моменты жизни могут проявлять сдержанность и рассудительность.

    Низкий уровень потребности в ощущениях (0-5 баллов). Такие люди предпочитают стабильность и упорядоченность всему неизвестному и неожиданному. Результаты свидетельствуют о повышенной предусмотрительности и осторожности, даже в ущерб получению новых впечатлений и информации.

    Методика «Самооценка склонности к экстремально-рискованному поведению» (М. Цуккерман)

    Инструкция. Перед вами утверждения, которые касаются разного рода поведенческих ориентации, связанных с потребностями в риске, новизне, экстремальности. Ваша задача – выбрать подходящий для вас вариант ответа:

    а) да, верно;

    б) нет, неверно;

    в) затрудняюсь ответить.

    Отметьте свой выбор на бланке протокола крестиком в соответствующем квадрате. Избегайте промежуточных ответов, кроме тех случаев, когда по-другому ответить действительно невозможно.

    Текст опросника:

    1. В ситуации неясной обстановки я предпочитаю подождать, пока она прояснится, а не разведывать ее.

    2. Я хотел бы уйти далеко в море на небольшом, но надежном морском судне.

    3. В работе я предпочитаю игнорировать все, что прямо не относится к делу.

    4. Меня привлекает путешествие по стране на попутных машинах.

    5. Мне неинтересно смотреть один и тот же фильм повторно.

    6. Я остерегаюсь еды, которую раньше не пробовал.

    7. Мой девиз: «Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет».

    8. Я бы предпочел жить в такие периоды истории, которые насыщены переменами.

    9. Мне неприятно видеть экстравагантные прически.

    10. Мне бы хотелось прыгнуть с парашютом.

    11. Мне не нравятся люди, которые лезут на рожон.

    12. Я хотел бы покататься на спортивном мотоцикле.

    13. Я бы стал учиться управлять дельтапланом.

    14. Глупо стараться совершать безумные поступки только ради того, чтобы посмотреть, как на это прореагируют окружающие.

    15. Мне утомительно смотреть любительские фильмы и слайды.

    16. Люди, которые со мной не согласны, интересны мне меньше, чем единомышленники.

    17. Я люблю заплывать далеко от берега.

    18. Совершенно не представляю себя альпинистом.

    19. При прочих равных условиях я действую по линии наименьшего сопротивления.

    20. Мне нравится одеваться необычно.

    21. Человеку надо время от времени менять работу, чтобы избежать застоя.

    22. У меня хватает терпения общаться с нудными и скучными людьми.

    23. В незнакомом городе я предпочитаю самостоятельно находить дорогу, а не пользоваться путеводителем.

    24. Я избегаю друзей, поступки которых непредсказуемы.

    25. Иногда мне хочется сделать что-нибудь пугающее.

    26. Мне хотелось бы пожить жизнью бродячих цыган, странствующих артистов.

    27. Я испытываю подъем сил, если при осуществлении какого-либо дела появляются серьезные препятствия.

    28. Мне тяжело уживаться в коллективе с занудой.

    29. Мне страшно нырять с высоты скалы.

    30. Мне нравится подначивать людей к неразумному проявлению власти и деспотизма.

    31. Жаль тратить столько времени на сон.

    32. Я берусь за трудные задачи, только если меня вынуждают к этому обстоятельства.

    33. Я бы не решился попробовать препараты, вызывающие галлюцинации.

    34. Даже подумать не могу о спуске на горных лыжах с высокой горы.

    35. Я не люблю сочетания контрастных цветов и неправильных форм современной живописи.

    36. Человек, действия которого предсказуемы, – зануда.

    37. Я бы хотел понырять с аквалангом.

    38. Мне очень нравится преодолевать трудности.

    39. Правы те люди, которые выбирают непроторенные пути, чреватые возможной неудачей.

    40. Мне нравится слушать новую и необычную музыку.

    Обработка данных производится с помощью ключа к шкалам опросника. Каждый ответ, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл. В ключе отрицательные ответы обозначены знаком «-».

    Примечание. Шкала ПООР – поиск острых ощущений; шкала НО – непереносимость однообразия; шкала ПНВ – поиск новых впечатлений; шкала НСТ – неадаптивное стремление к трудностям.

    По каждой шкале диапазон баллов от 0 до 10. Уровни выраженности исследуемых шкал: 3,1 балла – низкий; 3,2-6,2 – средний; 6,3 балла и больше – высокий.

    Тест «Склонность к риску предпринимателя» (RobertD. Hisrich, CandidaG. Brush, 1986)

    Умение рисковать – и в финансовом, и в социальном, и в психологическом плане – является частью процесса предпринимательства. Определить, в какой мере это свойство присуще лично вам, можно с помощью анкеты. Возможны два варианта ответа – «да» и «нет».

    1. Способны ли вы рисковать деньгами, т. е. вложить их, не будучи уверенными, что эти затраты окупятся?

    2. Отправляясь в дорогу, берете ли вы с собой зонтик (грелку, градусник)?

    3. Если вы боитесь чего-то, стараетесь ли вы преодолеть свой страх?

    4. Любите ли вы пробовать новые блюда, бывать в новых местах, вообще делать что-то новое?

    5. Вы предпочитаете задавать вопросы, ответы на которые вам известны?

    6. Приходилось ли вам рисковать в течение последних шести месяцев?

    7. Можете ли вы подойти к совершенно незнакомому человеку и завязать с ним беседу?

    8. Возникает ли у вас желание добраться до места новым маршрутом?

    9. Пользуетесь ли вы только проверенными методами?

    10. Приходилось ли вам когда-либо ходить на свидание с незнакомым человеком?

    Ключ. Если вы ответили «да» на вопросы 2, 5 и 9, вы, по-видимому, не очень-то любите рисковать. Впрочем, риск на самом деле бывает разный, и здесь возможна неоднозначность трактовки.
    | |

    Наблюдаемое нами в настоящее время падение фондовых индексов на всех торговых площадках мира вслед за американским рынком акций является прекрасной возможностью продемонстрировать модель поведения инвесторов на валютном рынке, которая называется “склонность к рискам – уход от рисков”.

    Эта модель характеризует поведение инвесторов в зависимости от преобладающих на рынке настроений, связанных с аппетитами к рискам, и вместе с ними направления потоков капитала.

    В периоды роста мировой экономики и, прежде всего экономик развитых стран, инвесторы положительно оценивают будущие перспективы. В погоне за большей доходностью они готовы принимать на себя большие риски. Это приводит к перераспределению финансовых потоков в направлении фондовых рынков, рынков развивающихся стран и высокодоходных валют.

    К высокодоходным валютам относят прежде всего австралийский доллар (AUD) и новозеландский доллар (NZD). В это же время активно используются операции Carry Trade, заключающиеся в продаже низко доходных валют (прежде всего японской йены) и покупки высокодоходных валют. Аналогично, операции Carry Trade используются и на других рынках, например рынке облигаций, что приводит к покупке инвесторами облигаций развивающихся стран (например России или Бразилии), которые имеют большую доходность по сравнению с облигациями развитых стран.

    На графике фондового индекса S&P 500 вы видите длительный растущий тренд. С начала 2016 года на протяжении 2 лет практически не было серьезных коррекций. Это период склонности инвесторов к риску. Однако 2 февраля 2018 года индекс начал активно снижаться. На следующий торговый день снижение переросло в обвал. Индекс S&P 500 снизился за один день на 113.11 пунктов (-4.10%), Nasdaq на 273.41 пунктов (-3.78%), индекс Dow на 1175.14 пунктов (-4.6%). Наступил момент уходить от рисков. Обратите внимание, что перед самим падением индекс показывает очень активный рост, который выводит значения индекса из восходящего канала прорывая верхнюю границу. Это ничто иное как покупок. В результате – очень сильная коррекция.

    Нарастание опасений относительно внешних рисков, снижение фондового рынка, приводит к обратной ситуации – сворачиванию аппетитов к риску, уходу от рисков. Это может быть вызвано внешнеполитическими, политическими и иными причинами. Обвал рынков, военные конфликты, политическая неопределенность, выборы, стихийные бедствия также вынуждают инвесторов занимать выжидательную позицию и уходить в безопасные активы, важные решения центральных банков. Прежде всего это государственные облигации США. также является традиционным защитным активом.

    На графике доходности 10-летних государственных облигаций США мы видим также активный рост доходности, что связано со склонностью инвесторов к рискам. Они продают низко доходные государственные облигации (в результате растет доходность облигаций) и инвестируют в более доходные активы. Это обусловлено в том числе и продолжением цикла подъема процентных ставок ФРС. Но как только упал фондовый рынок США, инвесторы начали уходить от рисков и активно скупать самые надежные эталонные облигации. Вы это видите на графике в виде резкого падения доходности. И как на графике индекса S&P 500 мы видим кульминацию покупок. Значение доходности долго торгуется на верхней границе восходящего канала в точке а, прорывает границу, резко ускоряется и происходит обвал.

    На валютном рынке статус валюты “убежища” имеет прежде всего японская йена, а также доллар США и швейцарский франк. Несмотря на то, что после отмены Национальным банком Швейцарии привязки курса франка к евро в 2015 году, он утратил однозначный статус валюты убежища, инвесторы продолжают покупать его в периоды неопределенностей и нарастания рисков. Для валют убежища важным фактором является стабильность курса на протяжении длительного периода времени, соответственно действия центробанков по регулированию курсов валют положительно влияют, с точки зрения инвесторов, на безопасный статус этих валют. Конечно сами центральные банки далеко не в восторге от реализации подобных рыночных моделей.

    На часовом графике японской йены вы видите, что пара USDJPY после разворота росла, отражая общий рост доллара на валютном рынке. Однако в момент, когда стало понятно, что фондовый рынок начал уже падать (точка b на графике), инвесторы стали активно скупать японскую иену. Падение аппетитов к риску привело к снижению пары USDJPY практически до уровня поддержки. Это происходило одновременно с укреплением доллара США, падения евро и британского фунта, что крайне не типично для валютного рынка.

    Почему именно эти валюты? Как известно из базовых основ формирования валютных курсов, валюты, страны которых имеют большое положительное сальдо внешней торговли, имеют склонность дорожать по отношению к другим валютам. Центробанком этих стран приходиться искусственно поддерживать пониженный курс национальных валют для стимулирования экспорта. Для этого используется мягкая монетарная политика, низкие ставки, программы QE и другие методы. Япония и Китай являются именно такими странами. Доллар США используется как валюта-убежище прежде всего по причине резервного статуса американской валюты, а также благодаря крупнейшей в мире экономике, сильному финансовому сектору, политической стабильности и высокой ликвидности доллара США.

    Последние годы становиться заметно, что единая европейская валюта также начинает рассматриваться инвесторами как валюта-убежище. Это происходит благодаря политической стабильности и сильной экономике еврозоны. Также статус анти-доллара позволяет инвесторам уходить в евро в ситуациях, когда неопределенность связана с ситуацией внутри США и сказывается на американском долларе.

    Подведем промежуточные итоги. Настроения инвесторов в ситуации склонности к рискам характеризуются следующим:

    растут фондовые рынки;
    растут рынки развивающихся стран;
    растет доходность государственных облигаций;
    падает золото;
    падает японская йена (растет пара USDJPY);
    падает швейцарский франк (растет пара USDCHF).

    В ситуации ухода от рисков – все наоборот. Совершенно не обязательно присутствие всех этих факторов одновременно. Например, в настоящий момент золото ведет себя очень устойчиво и не стремиться к росту. Возможно по причине того, что оно уже находится на многолетних максимумам. Основные индикаторы – фондовые индексы, доходность эталонных государственных облигаций и японская йена.

    Есть еще один инструмент, который отслеживает настроения инвесторов, связанные с рисками, и который активно используется трейдерами прежде всего на фондовом рынке. Его часто называют «индексом страха», но на самом деле его применение куда более всеобъемлюще. Это VIX – индекс рыночной волатильности Чикагской биржи опционов (Chicago Board Options Exchange Market Volatility Index). Индекс VIX – это результат применения модели Black Scholes по оценке опционов. Блэк (Black) и Шоулс (Scholes) – два профессора, обнаружившие математический способ вычисления цены опционов пут и колл. В результате применения их математической модели на рынке опционов произошла революция. В их уравнении одна переменная всегда отсутствует – волатильность (σ) или подразумеваемая неустойчивость. Это и есть индекс VIX, который показывает волатильность в 30-дневных опционах на индекс S&P 500 в соответствии с расчетами из уравнения модели Black-Scholes. Считается, что индекс VIX не просто вычисляет прошлую или будущую волатильность, но и предсказывает ее в будущем.

    Первый вариант индекса VIX Чикагская биржа (Chicago Board Options Exchange) начала рассчитывать в 1993 году. Индекс был создан для оценки рыночных ожиданий относительно 30-дневной волатильности и рассчитывался с использованием рыночных цен опционов на индекс S&P100. В 2003 году, Чикагская биржа обновила методику расчета VIX. Теперь он базируется на S&P 500 Index (SPX) и оценивает ожидаемую волатильность с помощью усреднения цен опционов на SPX, выбранных по широкому списку страйков с определенными весами. Новая методология трансформировала индекс VIX в практический стандарт торговли и хеджирования волатильности. В 2004 году CBOE вывела на биржу первый фьючерсный контракт на VIX, а в 2006 года запустила VIX-опционы.

    На недельном графике VIX (красный) и S&P500 (синий) мы видим четкую взаимосвязь на истории. Рост “индекса страха” совпадает с периодами коррекции или падения индекса S&P500, а соответственно и с периодом бегства от рисков на финансовых рынках. Обратите внимание, что весь последний период роста индекса S&P 500 примерно с 2009 года индекс VIX снижался, достигнув своего минимального значения перед вчерашним падением на фондовых рынках мира.

    Значение VIX измеряется в процентах и, немного упрощая, означает диапазон движения, который ожидается в индексе S&P 500 в течении ближайших 30 календарных дней. Поскольку он является мерой восприятии рынком волатильности, то эта волатильность может ожидаться трейдерами в любом направлении. Иными словами высокое значение VIX означает только то, что инвесторы видят большой риск в возможном резком, сильном и непредсказуемом рыночном движении. При значениях VIX менее 20 на фондовом рынке прогнозируется достаточно “благоприятный климат” с низкими рисками. Когда VIX падает слишком низко, он отражает удовлетворенность инвесторов, что опасно из-за ожидания участниками рынка скорого скачка волатильности. Когда значение VIX больше 20 прогнозируется обстановка с повышенными рисками и инвесторы включают режим ухода от рисков.