Оценка состояния новорожденного по шкале Апгар: критерии, оценка жизнеспособности, признаки недоношенности. Шкала Апгар – о чем расскажут первые оценки малыша? Шкалы для оценки степени тяжести субарахноидального кровоизлияния


Аргаяшский филиал ГБОУ СПО

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ПЕРЕЧЕНЬ МАНИПУЛЯЦИЙ

АЛГОРИТМЫ МАНИПУЛЯЦИЙ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Дисциплина:

Специальность:

Перечень манипуляций по МДК 02.01. Сестринская помощь в педиатрии

1.Проведите оценку состояния новорожденного по шкале Апгар.

3.Выполните технику взвешивания ребёнка.

4.Проведите контрольное взвешивание ребёнку 8 мес.

5.Выполните процедуру закапывания капель в глаза ребёнку 3-х лет.

6.Выполните процедуру закапывания капель в уши ребёнку 3-х лет.

7.Выполните процедуру закапывания капель в нос ребёнку 3-х лет.

8.Проведите забор кала на КПФ

9. Произведите забор кала на яйца глистов.

10. Выполните соскоб на энтеробиоз различным способом

11.Произведите забор мочи у детей 1 -го года жизни,

12.Произведите разведение и постановку антибиотика ребёнку 1-го года в разовой дозе 300 тыс. ед.

13.Выполните технику взятия мазка из зева на BL

14. Выполните технику взятия мазка из носоглотки на менингококк,

15. Выполните технику физического охлаждения тела ребёнка.

16.Выполните обработку волосистой части головы при выявлении педикулёза.

17.Продемонстрируйте технику оксигенотерапии ребёнку различными методами.

18. Выполните очистительную клизму ребёнку 7 лет.

19. Выполните согревающий компресс на ухо ребёнку 1 года.

20.Проведите технику измерения окружности головы ребёнку 10 мес.

21.Проведите технику измерения окружности груди ребёнку 10 мес.

22. Продемонстрируйте технику проведения гигиенической ванны ребёнку 1 года, 23.Продемонстрируйте технику подмывания грудных детей.

24. Продемонстрируйте технику измерения роста у детей первого года жизни.

25.Продемонстрируйте технику постановки газоотводной трубки.

26.Продемонстрируйте технику обработки глаз у новорожденного.

27.Продемонстрируйте технику туалета носовых ходов у новорожденного ребёнка.

28.Продемонстрируйте технику туалета ушных ходов у новорожденного ребёнка.



29.Продемонстрируйте технику согревания новорожденного ребёнка.

30.Продемонстрируйте технику пеленания ребёнка грудного возраста.

Оценка новорожденного по шкале Апгар

Состояние малыша, который только что появился на свет, оценивают по следующим показателям:

  • дыханию,
  • сердцебиению,
  • мышечному тонусу,
  • рефлексам и цвету кожных покровов.

Рассмотрим же каждый из основных показателей, за которыми наблюдают врачи, оценивая состояние малыша по системе Апгар.

1. Дыхание малыша. Новорожденный может делать до 40–45 дыхательных движений в минуту. Такая активная работа дыхательной системы оценивается по максимуму - 2 балла. При этом едва появившись на свет малыш громко кричит. Это говорит о хорошей работе легких. Если же кроха только плачет, но не кричит, а его голосок дрожит и дыхание медленное - врач ставит 1 балл за работу дыхательной системы. Если малыш не дышит и не издает никаких звуков - ставится 0 баллов.

2. Сердцебиение. У малыша, только появившегося на свет, сердце бьется очень быстро, ведь роды - это тяжелая работа не только для мамочки, но и для младенца, который торопится увидеть этот мир! Сердце крохи в момент рождения делает до 130–140 ударов в минуту. Если частота сердцебиения свыше 100 ударов в минуту - работе сердца дают 2 балла. Если же крохе не хватало кислорода в утробе, либо поступление кислорода было нарушено во время тяжелых родов - малыш дышит медленно и частота его сердцебиения не высока. Врачи ставит 1 балл. Если же пульс отсутствует - работа сердца получает 0 баллов.

3. Мышечный тонус. Как правило, у новорожденных повышен тонус мышц. Это связано с тем, что на протяжении длительного времени, 9 месяцев, ребенок находился в единственно возможной позе - его голова была приведена к груди, руки согнуты в локтях, пальчики сжаты в кулачки, а ноги согнуты в коленных и тазобедренных суставах. Поэтому после появления на свет, когда необходимость сохранять позу эмбриона отпадает и ребенок обретает долгожданную свободу - движения его очень хаотичны, очень резки. Ребенок размахивает руками и дергает ножками. Такая двигательная активность говорит о нормальном состоянии мышечного тонуса и оценивается в 2 балла. Если же и после появления на свет, ноги и руки малыша согнуты, а движения редкие и медленные - врач ставит 1 балл. Если малыш совсем не двигается - 0 баллов.

4. Рефлексы. С самого рождения у крохи начинают работать безусловные рефлексы. Такие как крик или первый вдох. Если основные безусловные рефлексы проявляются сразу - это 2 балла. В том случае когда рефлексы вызваны специалистами, но не сразу - 1 балл. Если же рефлексов у малыша нет - 0 баллов.

5. Цвет кожных покровов. У новорожденного в идеале цвет кожи должен быть от бледно розового до ярко розового. Это говорит о нормальной циркуляции крови. При этом врач оценивает и цвет слизистых оболочек рта, губ, ладони и подошвы ног. Если у малыша цвет ножек и ручек слегка синюшный - ставится 1 балл. Если же все тело младенца равномерно бледное или синюшное - 0 баллов.

Оценку по шкале Апгар в первые секунды жизни малыша врач должен сделать очень быстро, буквально за несколько секунд, ведь от этого может зависеть и жизнь младенца. Так, состояние детей, которые набирают от 7 до 10 баллов считается хорошим, или даже отличным, деткам с такой оценкой нужен лишь обычный уход. Тем, кто набрал от 4 до 6 баллов - могут потребоваться некоторые реанимационные процедуры. Если же результат ниже 4 баллов - малышу необходимо экстренное оказание медицинской помощи.

В медицинской литературе система оценки состояния ребенка по шкале Апгар приведена в виде довольно простой таблицы, которая все расставляет по своим местам:

Критерии для оценки по шкале Апгар 0 баллов 1 балл 2 балла
Окраска кожного покрова Бледность или цианоз (синюшная окраска) Розовая окраска тела и синюшная окраска конечностей (акроцианоз) Розовая окраска всего тела и конечностей
Частота сердцебиений за 1 минуту Отсутствует <100 >100
Рефлекторная возбудимость (реакция малыша на введение носового катетера) Не реагирует Реакция слабо выражена (гримаса, движение Реакция в виде движения, кашля, чиханья, громкого крика
Мышечный тонус Отсутствует, конечности свисают Снижен, некоторое сгибание конечностей Выражены активные движения
Дыхание Отсутствует Нерегулярное, крик слабый Нормальное, крик громкий

В зависимости от количества баллов, которые даны малышу при рождении, можно оценить его общее состояние на момент появления на свет:

10-7 баллов - оптимальное состояние.

5-6 баллов - легкие отклонения в состоянии малыша.

3-4 балла - средние отклонения в состоянии малыша.

0-2 балла - серьезные отклонения в состоянии крохи.

Оценка физического развития ребенка по центильным таблицам

В этой статье:

Вот уже более 60 лет наши новорожденные малыши проходят свой первый экзамен – оценку своего состояния по шкале Апгар. Что же она собой представляет и для чего нужна?

62 года назад в 1952 году, первая американская женщина-профессор, магистр в области здравоохранения, директор подразделения Национального фонда врожденных пороков – Вирджиния Апгар предложила систему определения состояния новорожденных детей на первой минуте жизни по 10 бальной системе – «Оценка новорожденного по шкале Апгар». Для простоты запоминания критериев оценки воспользовалась начальными буквами своей фамилии:

  1. A- внешний вид ребенка (цвет кожи);
  2. P - пульс ребенка(ЧСС);
  3. G- гримаса, (реакция в ответ на раздражитель);
  4. A- активность и мышечный тонус малыша;
  5. R - дыхательные движения ребенка.

Каждый критерий оценивается количеством баллов от 0 до 2. Сумма баллов определяет состояние ребенка в определенный момент и составляет диапазон от 0 до 10.

Оценка по шкале Апгар несет в себе полную информацию о ребенке и предназначена в первую очередь для врача роддома, чтобы иметь возможность быстрого реагирования и определения, какому из малышей нужна экстренная помощь в неотложных лечебных процедурах, или всего лишь более пристальное внимание.

Методика подсчета баллов

Количество баллов дает оценку и обобщает реакцию малыша на первой минуте жизни (во внематочной среде) – восстановлению нарушений важных функций организма, мероприятиям направленных на восстановление возможного сбоя сердечных сокращений, и нарушении дыхания во время родов. Каждому из пяти критериев присваивают баллы – 0, 1 или 2 балла. Наилучшим суммарным показателем является – 8, 9, и 10 баллов.

Оценку по данной шкале определяют на первой и пятой минуте после родов. Поэтому, их всегда две – например, 7/8 или 8/9 баллов. Обычно к пятой минуте малыш может прибавить себе до 2х баллов. Если сумма баллов на пятой минуте жизни ребенка не превышает -7, в течение 20 минут, через каждые 5 минут проводят контрольный осмотр.

  • Показатель результата по шкале Апгар в 7, 8, 9 и 10 баллов характеризует состояние новорожденного без видимых патологий. Максимальную оценку — 10 получает очень мало деток, в основном – 7/8 и 8/9 баллов. Вторая оценка, выставляемая к пятой минуте, обычно на 1, 2 балла выше, хотя и не всегда. Она может оставаться, к примеру – 8/8 или 9/9. Таких деток сразу прикладывают к груди мамы и отдают под ее опеку.
  • Состояние новорожденных оцененное в 6 баллов — свидетельство неустановившегося дыхания, пониженного мышечного тонуса, слабого реагирования на раздражители с частотой пульса в 100 ударов/мин и больше. Такое состояние – свидетельство средней степени асфиксии (недостаток кислорода). Состояние оцененное 6 бальной оценкой, считают удовлетворительным, но требующим определенных лечебных мероприятий.
  • Срочная реанимационная помощь — мероприятия по предотвращению развития осложнений или спасение жизни, требуется малышам состояние которых, оценено от 4 до 6 баллов.
  • Результат по данной системе на первой минуте рождения – от 0 до 3 баллов, свидетельство замедленного пульса, изменения или отсутствия дыхания, кожный покров бледный, отмечается мышечная атония. Такое состояние – результат тяжелой асфиксии.

Низкий показатель по шкале Апгар – от 3 до 6 обусловлен тем, что у ребенка острая нехватка кислорода, и это свидетельство наличия хронической гипоксии, которая сформировалась еще в период беременности, или кислородное голодание, произошедшее во время родов.

Причиной хронической гипоксии может быть:

  • Патология беременности;
  • Возможные пороки развития плода.

Причина острой гипоксии – различная степень осложнения при родах.

Не всегда низкая оценка критерия, может привести к плачевным результатам. Положительная динамика в состоянии малыша, по шкале Апгар, позволяет надеяться на положительный результат. Если в течение пяти минут малыш прибавит себе 1 или 2 балла, который поднимет показатель, хотя бы до 6, у него есть шанс выкарабкаться. В большинстве, такие детки вполне нормальные и здоровые, лишь некоторым возможно понадобиться лечение или наблюдение у невролога.

Недоношенные дети имеют оценку критерия ниже, чем доношенные дети и она редко превышает показатель в 6 баллов. Но не стоит расстраиваться отсутствием 9 или 10 баллов, ведь это тест чисто предварительный, и в основном предназначен для врачебного анализа. А дальнейшее развитие ребенка зависит только от внимания и заботы родителей.

Причины неблагоприятных проявлений

Тяжелые состояния новорожденных обусловлены не только наличием асфиксии при родах или сразу же после них. Они могут быть следствием множества других факторов – травм или инфекций.

  • Легкая форма поражения мозга – «синдром нервно-рефлекторной возбудимости», оценивается по шкале Апгар в 7 баллов
  • Среднюю степень тяжести – «синдром угнетения центральной нервной системы», и «гипертензионно-гидрецефальный синдром» оценивают от 6 до 7. Причиной могут служить неблагоприятные факторы течения беременности и родов.
  • Тяжелые поражения ЦНС вызывают коматозный и судорожный синдромы, и аттестация по данной шкале = 1 / 4 единицы. Таких деток переводят из роддома в стационар и лишь при стойком улучшении состояния с оценкой в 7, выписывают домой под контроль педиатра и невролога.

Большинство детей с показателями по 6/7 баллов, перенесших легкую, среднюю или даже тяжелую форму перинатальной формы энцефалопатию, при надлежащем уходе полностью восстанавливают деятельность ЦНС. Так, что низкий, первоначальный показатель по шкале Апгар не повод к панике.

Оценка критериев — от сердечка до цвета кожи

Работа сердца

Сердечко малыша работает интенсивней, чем у взрослого человека. Частота сердечного ритма, в идеале – 130/мин, 140/мин. Такая работа сердца оценивается в 2 балла. Замедление сердцебиения – 1 , при отсутствии сердцебиения или единичных проявлениях = 0 .

Частоту сердечных сокращений (ЧСС) определяют, в течение шести секунд на первой минуте жизни ребенка. Методом:

  • выслушивания;
  • пальпации – прощупывание грудной клетки для определения сердцебиения;
  • прощупывание пульса на бедренных, сонных или пупочных артериях.

Результат сокращений сердечка, определенного за шесть секунд, умножают на число – 10, и определяют количество сокращений в минуту.

  • Деткам, у которых ЧСС в минуту менее 100 ударов, делают искусственную вентиляцию легких кислородом до нормализации ЧСС.
  • При результате ЧСС превышающий показатель 100/сек. – оценивается состояние кожного покрова.

Показатель дыхания

При нормальном дыхании ребенок делает в минуту от 40 до 45 дыхательно-выдыхательных движений. Крик пронзительный и громкий, в этом случае малыш зарабатывает +2 очка. При замедленном и нерегулярном дыхании, негромком крике или стоне вместо него, ребенок зарабатывает единицу. При отсутствии того и другого – аттестация = 0.

  • Если у ребенка дыхание отсутствует, в условиях родильной операционной, чтобы не потерять драгоценное время, ему при помощи мешка «Амбу» делают вентиляцию легких – ко рту и носику прикладывается маска, и при помощи резинового мешка вручную нагнетается воздух в легкие малыша. Оказав первую помощь и стабилизировав дыхание ребенка, его переводят в реабилитационный блок.
  • При судорожном, поверхностном, или нерегулярном дыхании, проводится процедура вентиляции легких. При таких нестандартных ситуациях о высоких -9/10 показателях речь не идет.
  • Если дыхание самостоятельное и регулярное – оценивается ЧСС и показания по шкале Апгар. Это могут быть показатели 7/8 или 8/9.

Оценка мышечного тонуса

Если с новорожденным все в норме, только что родившись, он стремится избавиться от позы «эмбриона» и, почувствовав свободу активно размахивает ручками — получает 2 заветных очка.

Не исключено что именно они увеличат его показатели до оценки 9/9 или даже до 9/10. При согнутых ручках и ножках, слабых и редких движениях – 1 балл, что по шкале оценивается как 4/6 или 6/7 с учетом сердцебиения и показателем дыхания. Отсутствие движений = 0 баллов.

Оценка рефлексов

Несмотря на свою беспомощность, благодаря врожденным рефлексам, только что родившийся младенец уже многое умеет. Явно выраженные глотательные, сосательные и хватательные рефлексы добавят в его копилку еще 2 очка. Это приблизит его к заветным 10 баллам. Отсутствие некоторых рефлексов или их недостаточная выраженность, ограничивается оценкой +1, а полное отсутствие рефлексов =0.

Цвет кожного покрова

В идеале, бледно-розовый или ярко- розовый цвет новорожденного + 2 балла. Таким образом, совокупность 2х баллов всех пяти показателей приводит к идеальному варианту = 10 баллам.

Наличие на руках и ножках синюшного оттенка показатель гипоксии. Оценка +1 . Излишне бледная кожа с синюшным оттенком = 0.

Общая оценка, которую заработал новорожденный, вписывается в карту ребенка при выписке из роддома. Она является показателем для участкового педиатра, чтобы сразу обратить внимание на возможные проблемы в состоянии здоровья малыша. В соответствии с этими результатами, составляется график прививок и обеспечивается более пристальное медицинское обслуживание.

Не стоит расстраиваться по поводу низких показателей. Оценка новорожденного по шкале Апгар со стандартами в 10 баллов, не является показателем его развития и оценкой интеллектуального потенциала. Забота, любовь и внимание позволят ребенку в дальнейшем получать отличные оценки независимо от тех, которые он получил в роддоме.

. Гипоксия - нарушение газообмена, ведущее к различным метаболическим нарушениям. Причины и патогенез: 1.Недостаток кислорода у матери – предплацентарные причины (ЭГП, гестоз, хроническая инфекция), 2.ФПН - плацентарные причины (ЭГП, ПОНРП, инфекция, предлежание плаценты, преждевременное старение плаценты), 3.Постплацентарные причины – инфекции, травмы плода, обвитие пуповиной, выпадение пуповину, гемолитическая болезнь). По механизму: циркуляторная, смешанная, гипоксическая, гемическая, тканевая.Принципы лечения. 1.При легкой степени гипоксии – консервативное лечение при беременности. 2.При гипоксии средней и тяжелой степени – срочное родоразрешение (КС). По ЧСС – это поздний признак гипоксии.Внутриутроб. гипоксия. дистресс плода. 2 вида. 1. развивается при бер-ти с хрон. нару-шениями обмена м-ду матерью и плодом, усиливающаяся в родах (при этом задержка роста, изм-я в амниотич. ж-ти). Это при диабете матери, гестозы, хр АГ, НК II, гемолиич. б-нь плода, многоплодие, анат. аномалии плаценты, краевое прикрепл. пуповины, пере-ношенность. 2. без пр-ков хр. нарушения обмена. В рез-те стимуляции родовой деятель-ности, анестезия, при лежании ж. на спине (с-м сдавления ниж. полой вены), ПОНРП, узел пуповины. Клиника : густой меконий, стойкие децелерации, продолжительная бради-кардия, изм-я pH крови, взятой из головки плода, после токолитиков нет улучшения. Лечение : немедл. родоразрешение ч-з вагину или Кесарь, но пока готовится операцион-ная - реанимация (изм-я положения матери, О2, гидратация матери для ­ОЦК, релакса-ция матки, амниоинфузия). Релаксация - стимуляцию матки прекратить, вводить токоли-тики (партусистен 160-320 кап/мин. 5мг на 500 мл в/в. Можно гинипрал, бриканил). Апгар. в 1 и 5 минуту. С\б (0б-нет, 1б <120/мин, 2б - 120-160), дых (0б - нет, 1б - редко, единичные, 2б - 40-60 в мин), рефлексы (0-нет, 2-гримаса или движения, 3-движения и громкий крик), тонус м-ц (0 - нет, 1 - снижен, 2 - активные движения), окраска кожи (0 - белая, цианотичная, 1 - розовая, кон-ти синие, 2 - розовая). ОК - 7-10 баллов, Асфиксичные 5-6, клин. смерть - 0. Асфиксия новорожденного. после рождения дыхание у ребенка отсут-т или нерегуляр-ное в виде отдель. судорож. или поверхност. дых. движений при наличии с/б.

Задача: Повторнородящая 30 лет. Произошли срочные роды, вес плода 4600 г. Через 10 минут отделилась плацента. Выделившийся послед цел, матка хорошо сократилась. Сразу после рождения ребенка началось кровотечение алой кровью, струйкой. Кровопотеря составила 300 мл.Диагноз? Что делать?

Билет 18.

1. Влияние неблагоприятных факторов на плод. Эмбрио- и фетопатии .


Повреждающие факторы на плод .1) Биологические (состояние макроорганизма)-экстрагенитальные болезни, вирусные, острые и хронические в стадии обострения инфекции, вирус каревой краснухи;2) Экологические факторы – загрязнение воды, воздуха, работа на вредных предприятиях и тд.; 3) Социально – бытовые – курение, наркомания, алкоголизм, тяжёлый физический труд, эмоциональные проблемы; 4) Приём лекарственных препаратов. Принципы : а) назначение, только тогда, когда это необходимо; б) после 8 или 12 недель. Эмбриопатия-поздние сроки, фетопатии – более ранние.

2. Понятие о клинически узком тазе. Прогнозирование клиничес­ки узкого таза.

Клинич. узкий таз – несоответствие размеров таза и плода. Проба Гисса-Мюллера : в период раскрытия 5-6 см на высоте схватки одну ладонь помещают на дно матки, а другой рукой проводят влаг. исслед. – оценивают происходит ли вставление головки в полость малого таза. Критерии : DS ставится в конце 1 периода при полном раскрытии маточ. зева и при отсутствии плодного пузыря, признак Вастена (после отхождения вод и фиксации головки во входе в малый таз ладонь положить на поверх-ть симфиза и скользить вверх, на область предлежащей головки. Если головка находится выше плоскости симфиза, то есть несоответствие м-ду головкой и тазом), признакЦангемейстера (Ж на боку, тазомером измеряют наружную конъюгату, затем переднюю пуговку тазомера перемещают с симфиза на выдающуюся часть головки плода, если этот размер больше конъюгаты, то есть несоот-вие м-ду головкой и тазом) Тактика – кесарево сечение. Причины . Крупный плод, таз – либо N, либо суженный. Прогнозирование – УЗИ.

Вернуться к номеру

Клинические шкалы и психодиагностические тесты в диагностике сосудистых заболеваний головного мозга

Авторы: Т.С. Мищенко, д.м.н., профессор, Л.Ф. Шестопалова, д.психол.н., профессор ГУ «Институт неврологии, психиатрии и наркологии АМН Украины» г. Харьков, М.А. Трещинская, к.м.н., ассистент кафедры неврологии № 1, Национальная медицинская академия последипломного образования им. П.Л. Шупика, г. Киев

Введение

Сосудистые заболевания головного мозга являются одной из ведущих причин смертности, инвалидизации населения планеты. В последнее время достигнуты определенные результаты в диагностике, лечении и профилактике цереброваскулярных заболеваний. Благодаря применению современных методов нейровизуализации, визуализации сосудистой системы головного мозга значительно улучшилось качество диагностики больных с этой патологией. Однако ведущим в постановке диагноза остается клинико-неврологическое обследование пациентов.

Неврология — одна из тех наук, в которых оценка состояния пациента и диагноз зависят от того, какие изменения в данный момент конкретный врач определил в неврологическом статусе. Для объективизации и стандартизации оценки клинической картины в целом и неврологического статуса в частности используются разнообразные шкалы, тесты и опросники.

Различные шкалы, тесты и опро-сники являются способом объективизации субъективных показателей с целью стандартизации оценки общего и неврологического статуса пациента, динамики восстановления тех или иных функций у конкретного больного либо для оценки результативности лечебных мероприятий или реабилитационной программы.

Поскольку шкалы и опросники обычно предназначены для измерения субъективных данных (данные получены от пациента, мнение врача и др.), то к подобным инструментам измерения предъявляются требования, разработанные в психометрии для психологических тестов. К таким стандартам относятся надежность, валидность и чувствительность теста или измерения, которые позволяют определить его пригодность к использованию в качестве инструмента измерения тех или иных свойств.

Облигатными признаками всех форм сосудистых заболеваний головного мозга, как острых, так и хронических, являются нарушения когнитивных функций. Для оценки состояния последних каждый врач-невролог должен использовать в клинической практике психодиа-гностические тесты. Такие психодиагностические исследования необходимо проводить в динамике в течение острого периода мозгового инсульта, во время реабилитации. Нарушения когнитивных функций являются важнейшей составляющей в постановке диагноза дисциркуляторной энцефалопатии. Поэтому использование шкал и тестов должно стать частью неврологического обследования больного с сосудистыми заболеваниями головного мозга.

Таким образом, различные шкалы, тесты и опросники принадлежат к основным способам стандартизации и объективизации разнообразных неврологичесих изменений у больных с сосудистыми заболеваниями головного мозга. Применение распространенных международных шкал в соответствии с патологией, для объективизации которой они созданы, позволяет оптимизировать диагностику, лечебную тактику и оценку динамики состояния пациента наряду с современными инструментальными и лабораторными методами исследования.

Шкалы для определения уровня сознания

Уровень сознания является важным прогностическим фактором выживаемости и функционального исхода у больных с мозговым инсультом (МИ). Расстройства сознания имеют место у 20-25 % больных с МИ.

Для оценки уровня сознания используется шкала комы Глазго (ШКГ) (табл. 1). Шкала включает оценку таких параметров, как открывание глаз, двигательная и словесная реакции.

Эта шкала была изначально разработана у больных с черепно-мозговой травмой. Для примнения ее же у больных с МИ необходимо помнить следующее. Двигательная активность должна оцениваться в непораженной руке и ноге, а не на стороне паретичных конечностей. Таким образом, оценивать необходимо наилучший ответ. Также следует тщательно оценивать каждый пункт, а не общий балл, так как очаговая симптоматика, и особенно тотальная афазия, уменьшает общую сумму баллов непропорционально степени бодрствования. Таким образом, у больного может быть низкий балл по шкале Глазго, но нормальный уровень сознания.

Шкала Глазго имеет диапазон баллов от 3 (минимальное количество баллов, означающее наиболее тяжелую степень комы) до 15 (максимальное количество баллов, означающее нормальный уровень сознания).

Соответствие суммы баллов по шкале комы Глазго традиционным терминам нарушения сознания представлено в табл. 2.

Использование этой шкалы дает возможность документально оценить степень прогрессирования или регрессирования уровня сознания, что имеет большое прогностическое значение.

Дополнением к шкале Глазго для оценки комы нетравматического генеза может быть Питтсбургская шкала оценки состояния ствола мозга (ПШСМ) (табл. 3). Эта шкала применяется для оценки стволовых рефлексов у больных, которые находятся в состоянии комы. Минимальная оценка составляет 6, максимальная — 12. Чем выше оценка, тем лучше.

Шкалы для оценки степени тяжести субарахноидального кровоизлияния

Для оценки состояния больных с нетравматическим субарахноидальным кровоизлиянием используется шкала Ханта и Хесса (табл. 4).

Каждый больной с субарахно-идальным кровоизлиянием должен быть оценен в динамике по этой шкале. Степень поражения определяет тактику ведения пациента с этой патологией. Больные, состояние которых соответствует I-III степени, подлежат хирургическому лечению, IV-V степени — консервативному.

Всемирная федерация нейрохирургов (WFNS) предложила шкалу оценки тяжести больного с субарахноидальным кровоизлиянием. Она состоит из пяти степеней, основанных на шкале комы Глазго, с дополнительной градацией для больных с очаговым дефицитом, имеющих 14 или 13 баллов по шкале комы Глазго. Для определения прогноза и тактики ведения больного также используют шкалу Всемирной федерации нейрохирургов по субарахноидальному кровоизлиянию (табл. 5).

По сравнению с другими шкалами применение этой шкалы обеспечивает меньшую вариабельность оценок для каждого больного, выполненных разными специалистами.

Наилучший прогноз у больных с субарахноидальным кровоизлиянием наблюдается при оценке по шкале комы Глазго — 15 баллов, наиболее неблагоприятный прогноз — 3. При 8 баллах и более имеются хорошие шансы на восстановление.

Шкалы для оценки степени тяжести ишемического инсульта

Тяжесть неврологической симптоматики в остром периоде ишемического инсульта целесообразно оценивать в динамике с помощью специально разработанных шкал. Широко распространена и хорошо зарекомендовала себя шкала NIHSS (National Institutes of Health Stroke Scale) (табл. 6). Оценка по шкале NIHSS имеет важное значение для планирования тромболитической терапии и контроля ее эффективности. Так, показанием для проведения тромболитической терапии является наличие неврологического дефицита (более 3 баллов по шкале NIHSS), предполагающего развитие инвалидизации. Тяжелый же неврологический дефицит (более 25 баллов по этой шкале) является относительным противопоказанием к проведению тромболизиса и не оказывает существенного влияния на исход заболевания.

Также результаты оценки состояния по шкале NIHSS позволяют ориентировочно определить прогноз заболевания. Так, при оценке менее 10 баллов вероятность благоприятного исхода через 1 год составляет 60-70 %, а при оценке более 20 баллов — 4-16 %.

Иллюстрации для описания больного в ходе обследования и предложения для оценки степени афазии в данных методических рекомендациях не приводятся в связи с отсутствием валидизации украиноязычной и русскоязычной версии шкалы NIHSS.

Для оценки степени тяжести пациентов в остром периоде ишемического инсульта и эффективности проведенного лечения Европейская инициатива по инсульту рекомендует также использовать Скандинавскую шкалу инсульта (табл. 7), согласно которой значительное улучшение отмечается, если регрессирование неврологической симптоматики по этой шкале — 10 и более баллов и при этом отмечается положительная динамика лабораторных и функциональных методов исследования. Об умеренном улучшении можно судить, если регрессирование неврологического дефицита менее чем 10 баллов. При этом отмечается улучшение некоторых показателей параклинических методов исследования. Незначительное улучшение — при минимальном регрессировании неврологической симптоматики (1-2 балла) и отсутствии положительной динамики лабораторных и функциональных методов исследования.

Шкальные оценки функционального состояния после мозгового инсульта

Функциональные шкалы включают измерения инвалидизации или зависимости в повседневной жизненной активности и измерение функциональной независимости. Эти шкалы позволяют объективизировать динамику симптомов и функ-циональных нарушений, оценить эффективность реабилитационных мероприятий, необходимость в использовании вспомогательных приспособлений и др. Наиболее широкое применение в клинической практике для оценки функционального состояния больного после инсульта получили шкала Рэнкина (табл. 8) и индекс Бартел (табл. 9).

Шкала Рэнкина (табл. 8) включает пять степеней инвалидизации после МИ.

Первая степень предполагает отсутствие признаков инвалидности, больной в состоянии выполнять без посторонней помощи все действия по уходу за собой. Однако это не исключает у больного наличия мышечной слабости, расстройств чувствительности, нарушений речи или других неврологических функций. Эти нарушения выражены в незначительной степени и не ведут к ограничению активности.

Вторая степень инвалидизации по Рэнкину предполагает наличие легких признаков инвалидности, но больной в состоянии ухаживать за собой без посторонней помощи. Например, не может вернуться к прежней работе, но способен обслуживать себя без постороннего присмотра.

Третья степень — умеренно выраженные признаки инвалидности, больной нуждается в некоторой посторонней помощи при одевании, гигиеническом уходе за собой; больной не в состоянии внятно читать или свободно общаться с окружающими. Больной может пользоваться ортопедическими приспособлениями или тростью.

Четвертая степень предполагает наличие выраженных признаков инвалидности. Больной не в состоянии ходить и ухаживать за собой без посторонней помощи, он нуждается в круглосуточном присмотре и в ежедневной посторонней помощи. При этом он в состоянии самостоятельно или при минимальной помощи со стороны выполнять какую-то часть мероприятий по уходу за собой.

Пятая степень — сильно выраженные признаки инвалидности. Больной прикован к постели, неопрятен и нуждается в постоянном уходе и наблюдении.

Индекс Бартел (табл. 9) основан на оценке 10 функций, колеблющихся по степени их выполняемости больным от полностью независимо выполняемых до полностью зависимых от посторонней помощи. Суммарная оценка варьирует от 0 до 100 баллов. Суммарный балл от 0 до 20 соответствует полной зависимости больного, от 21 до 60 — выраженной зависимости, от 61 до 90 — умеренной зависимости, от 91 до 99 — легкой зависимости, 100 баллов — полной независимости в повседневной деятельности.

При применении этой шкалы необходимо опросить больного, его родных или друзей, медперсонал. Однако наиболее важны результаты непосредственного наблюдения за пациентом, необходимо следить за тем, что больной действительно делает.

Ишемическая шкала Розена

1. Внезапное возникновение симптомов (заметные изменения поведения, такие как спутанность сознания, дезориентация или потеря речевых навыков, возможно, в результате инсульта, и не ассоциирующиеся с другим заболеванием).

2. Ступенчатое ухудшение: по крайней мере одно событие, за которым следует потеря когнитивных способностей с неполным восстановлением, т.е. более низкий уровень функционирования.

3. Соматические жалобы: настойчивые жалобы на соматические недомогания, которые продолжаются без определенной причины, несмотря на лечение.

4. Эмоциональная лабильность: смех и/или плач в неподходящий момент.

5. Наличие гипертензии или анамнестические сведения о ней: а) анамнез гипертензии известен или б) повышенное артериальное давление, т.е. более 170 мм рт.ст. систолическое или более 100 мм рт.ст. — диастолическое, измеряемое не менее двух раз в условиях и обстановке, знакомых пациенту.

6. Инсульт в анамнезе: инсульт, возможно, имевший место в анамнезе, по результатам физикального или неврологического обследования или достоверные инсульты в анамнезе.

7. Очаговые неврологические синдромы: наличие симптомов, которые традиционно ассоциируются с очаговыми неврологическими поражениями, например, афазия, односторонняя пирамидная недостаточность или тремор.

8. Очаговые неврологические симптомы: результаты неврологического обследования, которые указывают на очаговые поражения головного мозга, например, синдром Бабинского, патология поля зрения.

Итоговый результат по ишемической шкале Розена определяется путем суммирования баллов. За каждый положительный ответ дается 1 балл, отрицательный — 0. Оценка результатов проводится исходя из того, что суммарная оценка 4 и более баллов указывает на сосудистую деменцию, 2 и менее баллов — на первичную дегенеративную деменцию, 3 балла — не позволяет принять решение и требует дальнейшего исследования.

Шкалы догоспитальной оценки инсульта

Для постановки диагноза МИ используется несколько клинических шкал. Широкое применение получила шкала Цинциннати (Cincinnati Prehospital Stroke Scale — CPSS). Она представляет собой сокращенный и упрощенный вариант шкалы инсульта NIH. Шкала включает три пункта. Она может быть использована как врачами, так и средним медицинским персоналом службы скорой помощи для выявления больных с инсультом, а также служить оценочным тестом выбора кандидатов для проведения тромболизиса. Выявление патологии по любому из этих пунктов с высокой чувствительностью (66 %) и специфичностью (87 %) свидетельствует о наличии у больного инсульта (табл. 10).

Прогнозирование риска мозгового инсульта у больных с транзиторными ишемическими атаками

Для прогнозирования риска инсульта в течение первых 7 дней после транзиторной ишемической атаки применяется шкала ABCD (ABCD Score) (табл. 11). Согласно результатам исследований, при оценке по шкале ABCD от 0 до 4 баллов семидневный риск развития инсульта составляет 0,4 %, 5 баллов — 2,1 %, 6 баллов — 31,4 %. Шкала ABCD может быть использована в рутинной клинической практике для выявления лиц, подверженных высокому риску и нуждающихся в неотложном обследовании и лечении.

Шкалы и тесты для исследования когнитивных функций

Краткая шкала оценки психического статуса (Mini Mental State Examination — MMSE)

Краткая шкала оценки психического статуса (табл. 12) используется во всем мире для оценки состояния когнитивных функций. Она является достаточно надежным инструментом для первичного скрининга когнитивных нарушений, в том числе деменций.

Оценка результатов

Результат теста получается путем суммации баллов по каждому из пунктов (табл. 13). Максимальный показатель в этом тесте — 30 баллов, что соответствует наиболее высоким когнитивным способностям. Чем меньше результат теста, тем более выражен когнитивный дефицит.

Приведенная интерпретация данных шкалы MMSE носит ориентировочный характер, постановка клинического диагноза деменции не должна основываться только на результатах этого теста. Наряду с количественной обработкой результатов необходимо проводить и их качественный анализ. Кроме того, нужно индивидуально подходить к интерпретации результатов исследования у пациентов с выраженными речевыми нарушениями, двигательными расстройствами, особенно с гемипарезом в правой руке, нарушениями слуха и зрения.

Оценка когнитивных функций при депрессиях разной степени тяжести требует также особого подхода, поскольку у таких пациентов, как правило, имеют место явления обратимого когнитивного снижения, которые редуцируются по мере купирования аффективной симптоматики. Для объективизации истинного уровня когнитивных расстройств у этих больных необходимо проводить их обследование в динамике. Диагностически значимыми являются результаты исследования, проведенного после редукции депрессивной симптоматики.

Следует отметить, что диагностическая чувствительность этой методики не является абсолютной, а носит в определенной степени избирательный характер. Чувствительность данного теста ниже при деменциях с преимущественным поражением подкорковых структур и при деменциях с поражением лобных долей головного мозга.

Полученный с помощью шкалы MMSE результаты должны быть сопоставлены с данными клинического и других параклинических исследований. Пациенты, получившие по данному тесту результаты, выходящие за границы нормы, должны быть направлены к клиническому психологу для углубленного психодиагностического исследования.

Шкала ишемии Хачинского

Если сумма баллов по шкале Хачинского (табл. 14) составляет 4 и меньше — наиболее вероятна атрофическая деменция. Если сумма баллов 7 и выше — сосудистая деменция. Сумма баллов между 4 и 7 не позволяет однозначно определить вероятную причину деменции.

Тест рисования часов

Простота и высокая информативность данного теста, в том числе и при легкой деменции, делает его одним из наиболее часто используемых инструментов для диагностики клинического синдрома.

Тест проводится следующим образом. Больному дают чистый лист нелинованной бумаги и карандаш. Дается инструкция: «Нарисуйте, пожалуйста, круглые часы с цифрами на циферблате, чтобы стрелки часов показывали без пятнадцати два». Больной должен самостоятельно нарисовать круг, поставить в правильные места все 12 чисел и нарисовать стрелки, указывающие на правильные позиции. В норме это задание никогда не вызывает затруднений. Если возникают ошибки, они оцениваются количественно по 10--балльной шкале (табл. 15).

Выполнение заданий данного теста нарушается как при деменциях лобного типа, так и при альцгеймеровской деменции и деменциях с преимущественным поражением подкорковых структур. Для дифференциальной диагностики данных состояний при неправильном самостоятельном рисунке больного просят дорисовать стрелки на уже нарисованном (врачом) циферблате с числами. При деменциях лобного типа и деменциях с преимущественным поражением подкорковых структур легкой и умеренной степени выраженности страдает лишь самостоятельное рисование, в то время как способность расположения стрелок на уже нарисованном циферблате сохраняется. При деменции альцгеймеровского типа нарушается как самостоятельное рисование, так и способность расположения стрелок на уже готовом циферблате.

Результаты теста (табл. 16) могут варьировать в диапазоне от 0 до 18 баллов; при этом 18 баллов соответствуют наиболее высоким когнитивным способностям.

Батарея лобной дисфункции

В диагностике деменции с преимущественным поражением лобных долей имеет значение сопоставление результатов FAB (табл. 16). и MMSE: о лобной деменции говорит крайне низкий результат FAB (менее 11 баллов) при относительно высоком результате MMSE. При деменции альцгеймеровского типа легкой степени снижается прежде всего показатель MMSE (20-24 балла), а показатель FAB остается максимальным или снижается незначительно (более 11 баллов).

Наконец, при умеренной и тяжелой деменции альцгеймеровского типа снижаются как показатель MMSE, так и показатель FAB.

Методика запоминания 10 слов

Методика запоминания 10 слов А.Р. Лурия предназначена для оценки состояния произвольной вербальной памяти. Стимульный материал — 10 слов, не связанных между собой, по смыслу и эмоционально нейтральных. Инструкция: «Я назову слова, которые вы должны запомнить. После того, как я их назову, Вы их повторите в любом порядке».

Слова читаются четко, без эмоциональной окраски, с интервалом времени между словами в 1 с. Образец заполнения протокола представлен в табл. 17. Цифры в образце отражают порядок воспроизведения слов. После первого воспроизведения слов пациентом независимо от его результата необходимо сказать следующее: «Процедура исследования такова, что я еще раз повторяю эти слова, которые Вы запомнили в первый раз и которые Вы запомните сейчас». Слова предъявляются столько раз, сколько необходимо, чтобы больной их полностью запомнил в любой последовательности, но не более 5 раз. Исследование прекращается после 5-го воспроизведения независимо от его результатов или раньше, после того как больной воспроизвел все слова. Отсроченное воспроизведение оценивается через 50-60 мин, больного об этом не предупреждают. В этот период выполняют другие тесты, однако иные методики, направленные на оценку мнестических функций, желательно в это время не проводить.

Оцениваемые параметры:

1. Объем непосредственного воспроизведения — количество слов, воспроизведенных после 1-го предъявления (норма — 7 ± 2 слова).

2. Объем отсроченного воспроизведения (долговременной памяти) — количество слов, воспроизведенных через 50-60 мин.

3. Эффективность запоминания — на основании полученных результатов строится график («кривая запоминания»), отражающий динамику запоминания 10 слов (объем отсроченного запоминания не включается). Оценивается характер «кривой запоминания»: платообразный, ломаный, возрастающий и др.

Таблицы Шульте

Методика применяется для исследования темпа сенсомоторных реакций и характеристик внимания, уровня умственной работоспособности. Стимульным материалом служат 5 черно-белых таблиц квадратной формы, на которых в случайном порядке размещены числа от 1 до 25.

Процедура: обследуемый должен находиться на таком расстоянии от таблицы, чтобы видеть ее целиком. Дается инструкция отыскивать числа по порядку, указывая и называя их вслух. Фиксируются время, затраченное на каждую таблицу (с помощью секундомера), и допущенные ошибки. Среднее время выполнения задания по одной таблице в норме составляет 30-40 с.

Темп выполнения задания здоровыми людьми чаще всего равномерный, поэтому существенное значение имеет анализ скоростных особенностей выполнения задания. Снижение темпа к концу исследования указывает на истощаемость уровня умственной работоспособности пациента. Пропуск чисел, показ вместо одной цифры другой свидетельствует о недостаточной концентрации внимания, а нарастание количества ошибок в 3 последних таблицах — о снижении и истощаемости уровня умственной работоспособности. Кроме того, построенная графическая кривая истощаемости позволяет уточнить характер астенического состояния. При гиперстеническом варианте астении кривая истощаемости характеризуется достаточно высоким начальным уровнем, затем резким спадом, при гипостеническом варианте — невысоким исходным уровнем и постепенным, неуклонным снижением.

Шкалы для оценки наличия и степени выраженности депрессивных расстройств

Шкала Гамильтона для оценки депрессии (HDRS)

Шкала Гамильтона (табл. 18) для оценки депрессии является одной из наиболее распространенных квантифицированнных шкал, применяемых для оценки степени выраженности депрессивной симптоматики. Шкала Гамильтона состоит из 23 пунктов, 2 из которых (16-й и 18-й) содержат 2 части — А и Б, заполняемые альтернативно.

Оценки параметров по шкале Гамильтона производятся на основе данных клинического интервью. В этих оценках, как правило, отражается состояние пациента в течение последней недели. При интерпретации данных необходимо помнить, что пункты с 18-го по 21-й не отражают степень выраженности собственно депрессивной симптоматики. Сумма баллов по первым 17 пунктам шкалы Гамильтона, применительно к МКБ-10, соответствует (Г.П. Пантелеева, 1998):
— 7-16 баллов — легкому депрессивному эпизоду;
— 7-27 баллов — умеренному депрессивному эпизоду;
— выше 27 баллов — тяжелому депрессивному эпизоду.


Список литературы

1. Goldstein L.B., Bertels C., Davis J.N. Interrater reliability of the NIH stroke scale // Arch. Neurol. — 1989. — № 46. — P. 660-662.

2. Виберс Д., Фейгин В., Браун Р. Инсульт. Клиническое руководство: Пер. с англ. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Диалект, 2005. — 608 с.

3. Rankin J. Cerebral vascular accidents in patients over the age of 60: II. Prognosis // Scott. Med. J. — 1957. — 2. — 200-215.

4. Hunt W.E., Hess R.M. Surgical risk as related to time of intervention in the repair of intracranial aneurysms / J. Neurological Surgeons Committee on a universal subarachnoid hemorrhage grading scale (letter) // J. Neurourg. — 1988. — 68. — 985-986.

5. Safar P., Bircer N.G. Cardiopulmonary cerebral resuscitation. — 3rd ed. — Philadelphia: W.B. Saunders Co., 1982. — 262 р.

6. Белова А.Н. Шкалы и опросники в неврологии и нейрохирургии. — М., 2004. — 432 с.

7. Шестопалова Л.Ф. Введение в ангионеврологию (нейропсихология сосудистых заболеваний головного мозга). — Харьков: ХВУ, 2000. — 136 с.


В первую очередь у больного инсультом оцениваются жизненно важные функции: степень нарушения сознания, состояние сердечнососудистой и дыхательной систем. Во вторую очередь определяют степень нарушения мозговых функций и оценивают высшую нервную деятельность.

Оценка степени нарушения сознания

В 1974 году нейротравматологами из шотландского города Глазго была предложена довольно простая шкала для оценки состояния пациентов с черепно-мозговыми травмами. Оценочные критерии настолько получились удачными, что впоследствии данная шкала Глазго стала использоваться и для оценки состояния пациентов с различными типами инсультов.

Шкала Глазго оценивает состояние больного по трем признакам:

  • Открывание глаз :
    • Произвольное - 4 балла
    • Как реакция на голос - 3 балла
    • Как реакция на боль - 2 балла
    • Реакции нет - 1 балл
  • Речевая реакция и характер словесных ответов :
    • Больной ориентирован, быстрый и правильный ответ на заданный вопрос - 5 баллов
    • Больной дезориентирован, спутанная речь - 4 балла
    • Словесный бред, ответ по смыслу не соответствует вопросу - 3 балла
    • Нечленораздельные звуки в ответ на поставленный вопрос - 2 балла
    • Речь отсутствует - 1 балл
  • Двигательные реакции и активность :
    • Выполнение движений по команде - 6 баллов
    • Целесообразное движение в ответ на болевое раздражение - 5 баллов
    • Отдергивание конечности в ответ на болевое раздражение - 4 балла
    • Патологическое сгибание конечности в ответ на боль - 3 балла
    • Патологическое разгибание конечности в ответ на боль - 2 балла
    • Нет реакции - 1 балл

Все эти признаки оцениваются баллами (больший балл соответствует лучшему состоянию), после чего баллы суммируются, и по сумме баллов определяется уровень нарушения сознания. Чем больше сумма баллов, тем в более лучшем состоянии находится больной (меньше угнетено его сознание):

  • 15 баллов - полностью ясное сознание ;
  • 14-13 баллов - оглушение ;
  • 12-9 баллов - сопор ;
  • 8-4 баллов - кома (сумма менее 8 баллов говорит о непосредственной угрозе жизни пациента);
  • 3 балла - смерть головного мозга.

В России наряду со шкалой Глазго применяется классификация сознания по Коновалову :

  • Ясное сознание . Адекватное реагирование на окружающее, эквивалентное восприятие самого себя, полная сохранность всех функций с активным бодрствованием. При диагностировании: полная ориентировка, быстрое выполнение инструкций;
  • Оглушение . Снижение собственной активности, частичное выключение сознания с сохранностью словесного контакта, повышение порога восприятия всех внешних раздражителей. При диагностировании: частичная или полная дезориентировка в месте, времени и ситуации, сонливость, замедленное выполнение команд;
  • Сопор . Выключение сознания при отсутствии словесного контакта и сохранности координированных и защитных реакций на болевые раздражители. При диагностировании: выполнение словесных команд полностью отсутствует; координированные защитные движения на болевые раздражители;
  • Кома . Полное выключение сознания с тотальной утратой восприятия окружающей среды и самого себя с выраженными неврологическими и вегетативными нарушениями:
    • Кома 1-й степени. Нецеленаправленная реакция на болевой раздражитель; нескоординированные защитные движения;
    • Кома 2-й степени. Отсутствие защитных движений на болевой раздражитель.
    • Кома 3-й степени (запредельная кома). Дестабилизация дыхательной и сердечнососудистой систем.

При обширных поражениях головного мозга встречается состояние, называемое "синдромом запертого человека" , когда параличом полностью поражена вся двигательная мускулатура, за исключением мышц глаз. При этом пострадавший при полной неподвижности сохраняет способность мигать и совершать глазами движения вверх-вниз.

Оценка внешнего дыхания

При поражениях головного мозга может быть нарушен ритм, глубина и частота дыхания (патологическое дыхание или дыхание Чейн-Стокса ). У больного постепенно увеличиваются по глубине вдохи, при этом они чередуются с периодами поверхностного дыхания или кратковременными остановками дыхания. Частота дыхательных движений достигает 30 в минуту. При очень тяжелых поражениях головного мозга происходит полная остановка дыхания.

При оценке внешнего дыхания следует всегда помнить о том, что дыхание также может быть нарушено вследствие попадания содержимого желудка в дыхательные пути, в результате чего происходит полная или частичная их закупорка.

Оценка сердечнососудистой системы

Данный вид оценки заключается в измерении АД и определения частоты сердечных сокращений. Артериальное давление может быть как пониженным, так и повышенным; ритмичная работа сердца может быть нарушена вплоть до его полной остановки.

Общемозговая неврологическая оценка

Общемозговая симптоматика говорит о масштабах поражений нервной ткани головного мозга:

  • нарушение сознания;
  • субъективное ощущение затуманенности сознания;
  • головная боль;
  • шум в голове;
  • головокружение;
  • заложенность в ушах;
  • боль в глазах;
  • тошнота и рвота;
  • высокая температура.

При разрыве сосуда кровь может достигнуть мозговых оболочек. В этом случае появляются признаки раздражения мозговых оболочек (менингеальный синдром):

  • головная боль;
  • тошнота и рвота;
  • напряжение мышц затылка;
  • симптом Кернинга (автоматическое сгибание ноги в коленном суставе при сгибании ноги в тазобедренном суставе);
  • симптом Брудзинского (при сгибании вперед головы лежащего на спине пациента, происходит сгибание его ног).

Очаговые симптомы

  1. Нарушение чувствительности . Возникают ощущения без раздражителей (ползание мурашек, онемение, покалывание, чувство холода) на отдельных участках кожи лица и конечностей.
  2. Двигательные расстройства . Проявляются в виде параличей конечностей или частей конечностей, мышц мимической мускулатуры лица, языка. При тщательном неврологическом обследовании могут быть обнаружены изменения сухожильных и кожных рефлексов, появление патологических рефлексов. При параличе возможны автоматические движения - зевание, плачь, кашель, зеркальные движения конечностей (когда парализованная конечность повторяет движения здоровой конечности).
  3. Зрительные расстройства . Частичная или полная утрата зрения. При изучении нарушений зрения важно убедиться, что нет причин другого характера, влияющих на результат тестирования.

Нарушение высшей нервной деятельности

  1. Снижение памяти, концентрации внимания.
  2. Степень нарушения речевых функций (афазия).
  3. Выполнение сложных движений при отсутствии чувствительности и координации движений.
  4. Утрата способности узнавания знакомых предметов, запахов, цвета (зрительная агнозия, слуховая агнозия).
  5. Нарушение последовательности сложных движений при сохранении составляющих их элементарных движений (типа, пописал, но забыл штаны снять).
  6. Дезориентировка в собственном теле.

ВНИМАНИЕ! Информация, представленная сайте сайт носит справочный характер. Администрация сайта не несет ответственности за возможные негативные последствия в случае приема каких-либо лекарств или процедур без назначения врача!