Лыжные подъемники. Серия пятая



В последние десятилетия горнолыжные подъемники становились все быстрее, все удобнее и могли вмещать все больше и больше людей. Самый первый в мире горнолыжный подъемник был пущен в далеком 1908 году в немецком Шварцвальде. Он представлял собой пародию на нынешние. Лыжник должен был специальными щипцами держаться за трос, при этом ехал он не на лыжах, а на специальных санях. В привычном нам виде горнолыжный подъемник появился лишь в 1934 году.

За более чем 100 лет технологическая сторона этого транспортного средства значительно улучшилась.

Такие компании, как Doppelmayr, строят подъемники, способные переносить огромные тяжести, парящие очень высоко над землей и не требующие столько опор, как раньше. Один из них, построенный для Олимпиады в Сочи, может перевозить как автомобили, так и людей. Некоторые курорты придумали совершенно неожиданные вещи с подъемниками.

Revolving Lifts / Вращающиеся (револьверные) подъемники

Вращающиеся подъемники вращаются по мере подъема по склону, а пассажиры получают полную 360-градусную панораму, не вращая при этом головой. Два вращающихся лифта в Швейцарии - Rotair и Stuckli Rondo - имеют круглые каюты.

Titlis Rotair, Энгельберг - Швейцария \ Titlis Rotair, Engelberg - Switzerland

Фото: TVB Engelberg / Swiss-image.ch.

Titlis Rotair в Энгельберге - первая вращающаяся канатка в мире. Кабина совершает полный оборот за 5 минут, во время подъема от средней станции до вершины горы (3020 м). Новые кабины были смонтированы зимой 2014-15.


Stuckli Rondo , еще один пионер среди вращающихся подъемников, построен компанией Doppelmayr и имеет 18 восьмиместных кают.


Он поднимает пассажиров примерно за шесть минут от крошечной швейцарской деревни на высоте 800 метров над уровнем моря до Мостельберга (Mostelberg) на высоте 1200 метров.

Романтические кабины

Самые необычные в мире лыжные подъемники: Cuddle Cabin \ ФОТО: Горнолыжный курорт Гштаад

Ряд курортов вовремя увидели возможность использования кабины подъемника для романтических встреч. Подъемник, который обслуживает самую высокую вершину Баварского леса в Германии, имеет специальную "Cuddle Cabin" с тонированными стеклами и кожаными сиденьями.


Хотя в салоне официально помещаются шесть человек, обычно этой кабинкой для четырехминутного подъема пользуются парочки.

В Гштааде пары могут арендовать кабину подъемника, украшенную цветами и украшениями, в день своей свадьбы. Сама брачная церемония проводится в горном ресторане на верхней станции.

Двухэтажный подъемник

Самые необычные в мире лыжные подъемники: двухэтажный канатный подъемник \ ФОТО: Парадиски

Более десяти лет назад два из крупнейших в мире горнолыжных курортов - Ле-Арк и Ла-Плань во Франции - были соединены между собой Вануаз-Экспрессом (Vanoise Express). Каждое двухэтажное купе способно выдержать 200 пассажиров, перемещаясь почти на 1000 вертикальных футов над дном долины.


Сегодня Vanoise Express является самой крупной инженерной достопримечательностью в своем роде.

В 10-летний юбилей кабину покрасили в стиле авангард, а также по кабелю между двумя кабинами прошелся канатоходец.

Частный фуникулер

Самые необычные в мире лыжные подъемники: Частный фуникулярный лифт \ ФОТО: Tschuggen Grand Hotel


Один из самых крутых горнолыжных подъемников в мире - это частный фуникулер. Такой подъемник соединяет замечательный Tschuggen Grand Hotel в Арозе (Швейцария) с местными горнолыжными склонами, расположенными примерно в полумиле от отеля.

Гости отеля пользуются электронным ключом, который вызывает двухкабинный мини-поезд на нижнюю или верхнюю станции. Крыша каждой кабины открывается, как спортивный автомобиль. Картина - а`ля Джеймс Бонд.

Зимой 2014 года Tschuggen Grand открыла еще один подъемник, соединивший склоны курорта с курортами его более крупного соседа - Ленцерхайде, создав огромный лыжный регион в 225 км.

Кресельный подъемник Porsche

ФОТО: Кресельная канатная дорога Porsche

Высокоскоростные комфортные кресельные подъемники с подогреваемыми кожаными сиденьями стали обычным делом в Альпах. В 2012 году ведущий швейцарский курорт Лаакс решил выделиться из "толпы" и заказал знаменитому автомобильному концерну Porsche дизайн кресельной канатной дороги.

Результатом стала креселка, которая не только выглядит очень круто, но и имеет «кресло для хорошего самочувствия». Его можно установить в «Панорамный режим», наклонив на 45 градусов в сторону и получив великолепный обзор. Подъемник также супер-экологичен - сиденья обогреваются солнечной энергией.

Открытый подъемник

Самые необычные в мире лыжные подъемники: открытый подъемник \ ФОТО: Ледник Дахштайн

В 2013 году появились несколько открытых вагонов в Австрии и Швейцарии, включая впечатляющий новый подъемник на леднике Дахштайн в Австрии, предлагающем круглогодичное катание.

На верхней и нижней станциях были построены специальные платформы для доступа тех, кто хочет кататься на открытом воздухе, на крышу, поскольку она находится высоко над землей.

Подъемник - Сауна

Вы когда-нибудь ездили на гору в битком набитой кабине подъемника с мыслью: «Здесь как в сауне!» На финском курорте Юлляс в Лапландии умные финны превратили кабину подъемника в настоящую сауну с деревянной обшивкой. Здесь можно попариться на высоте 718 м над уровнем моря, кабина вмещает до 3 человек.

Люксовые кабины \ Luxury Gondola - Yabuli, China


В 2009 самый большой китайский горнолыжный курорт Yabuli запустил подъемник с VIP-кабинами, с отделкой полированным деревом, с кожаными сиденьями, мини-баром, подсветкой салона и стереосистемой BOSE.

Кабина БМВ \ BMW Gondola Cabin - Hochzillertal, Austria

Горнолыжная зона Хохциллерталь в австрийском Тироле превратила одну из кабин подъемника в интерьер лимузина BMW 7-й серии. В кабине - коричневые кожаные сиденья имеют функции массажа и обогрева, мультимедийная система и, пожалуй, самое главное - держатель для шампанского. Проезд в каюте BMW составляет 25 евро на человека для гостей, проживающих в аффилированных отелях, или 75 евро на всех остальных. В эту сумму включен ски-пасс и обед.

Подъемники со стеклянным полом \ Glass-Floored Gondolas - Kitzbühel, Whistler, and Taipei

Подъемники в Китцбюэле, Уистлере и Тайбэе имеют кабины со стеклянными полами, которые чередуются с обычными, непрозрачными. На самой высокой точке Китцбюэля кабина подъемника 3-S-Bahn достигает высоты 400 м выше дна долины. В Уистлере эта высота больше на 436 м. Но никого не пугает высота! В 2010 году, когда на подъемнике Maokong Gondola в Taipei (Гонконг) появились 30 кабин со стеклопакетами в полу, количество пассажиров удвоилось! Этот фуникулер Maokong соединяет южный пригород Muzha Тайбэя и горную область Maokong.

Теперь посмотрим на отдельные необычные экземпляры.

Skyway Monte Bianco, Курмайор - Италия


Подъемник Мон-Блан Скайвей, построенный в 2015 году над Курмайором, заменил старую канатную дорогу. Новый трехступенчатый подъемник построен в основном из стали и стекла, с вращающимися сферическими стеклянными кабинами, предлагающими лыжникам панорамный вид.

В Pointe Helbronner (3452 м) путешественников ждет круглая терраса диаметром 14 метров, с которой открывается 360-градусная панорама на пик Монблан (4810 м), на Зуб Великана и Белую Долину.

Рока Джек, Портильо - Чили \ Roca Jack, Portillo - Chile

Четыре знаменитых чилийских подъемника Va et Vient («Come and Go») доставляют туристов на крутые склоны, предрасположенные к лавинам. После лавины просто выкапываются провода, прессуются обломки, и подъемник снова готов к работе.


Самый большой - Roca Jack - представляет собой пятиместный бугель или гигантскую швабру на пятерых, которая движется со скоростью 17 миль в час! Курорт Портильо в Чили известен своим внетрассовым катанием, а также тем, что продает в день только 450 скипассов - столько гостевых мест есть на курорте.

Гальцигбан, Санкт-Антон - Австрия \ Galzigbahn, St Anton - Austria

Гальцигбан. Фотография: Doppelmayr.

Подъемник Funitel Galzigbahn в Санкт-Антоне немного похож на колесо обозрения. Вы входите в одну из 28 кабин на первом этаже, а затем колесо проворачивается и вы оказываетесь наверху. Здание подъемника освещается ночью и больше походит на художественную галерею авангарда, чем на станцию фуникулера.

Гондола, Гульмарг - Индия \ Gulmarg - India


Гульмарг - небольшой изолированный холм-поселок в северо-индийском штате Джамму и Кашмир на западной оконечности Гималаев и в 35 милях от Сринагара, столицы штата. Этот район находится вблизи спорной пакистано-индийской границы, поэтому там постоянное присутствие военных.

Гульмарг известен своим подъемником, который на момент установки, в 2005 году, был самым высоким в мире. Он поднимал лыжников на высоту почти 4000 м и предлагал более 2200 м вертикального спуска, с видами на пик К2.

Peak2Peak, Уистлер - Канада \ Peak2Peak, Whistler - Canada

Peak2Peak. Фотография: Doppelmayr.

Кабины подъемника, соединяющего горы Уистлера и Блэккомба в Британской Колумбии, проходят почти две мили без поддержки кабеля .


Две из них имеют стеклянное дно, через которое открывается захватывающий вид с высоты 436 м на дно долины.

Кресельный подъемник Hirafu, Нисеко - Япония \ Hirafu Peak Chair-Lift, Niseko - Japan

Несмотря на повальную модернизацию, в мире существует довольно много одиночных кресельных подъемников. Большинство из них в Японии, Восточной Европе и Германии. Один из самых старых - подъемник в японском Нисеко, не имеющий штанги безопасности и никакой поддержки.

Катание на лыжах на самом северном острове Японии Хоккайдо отличается от всего, что вы когда-либо испытывали. Там катаются на лыжах через бамбуковые стенды, едят лапшу и суши в горных ресторанах и купаются после катания на лыжах. Курорт является одним из самых снежных в мире. Средний сезонный уровень снега - 15,11 метра. Кажется, что снегопады зимой идут ежедневно. Японцы в основном катаются по трассам, оставляя нетронутым бездонный пухляк.

Эгюий дю Миди, Шамони - Франция \ l’Aiguille du Midi, Chamonix - France


Auguille du Midi

Канатная дорога из двух очередей в Шамони, построенная в 1955 году, на протяжении 20 лет считалась самой высокой в мире. До сих она - на первом месте по перепаду высот между нижней (1035 метров) и верхней (3842 метра) станцией подъёма.


Высоту более 2800 метров кабина преодолевает за 20 минут. 20-минутная поездка на двух канатках включает подъем крутизной 80 градусов. В конце вам открываются виды из Франции в Италию и Швейцарию.


С верхней станции начинаются внетрассовые спуски, в том числе знаменитая Валле Бланш - Белая Долина. К началу этого спуска необходимо спуститься пешком по острому скальному гребню.

Часто на туристических сайтах встречаются вопросы: «А в каком состоянии подъемник на горнолыжном курорте? Не опасен ли он?». Ответы на них такие: «Состояние хорошее. Он воздушного типа, кресельный». И здесь сразу же возникает другой вопрос: «Кресельный — это какой?».

В этой статье говорится о тех видах устройств, на которых неопасно бывать во время отдыха.

На зимнем месте отдыха обязательно должно работать средство для перевозки посетителей на гору. Ведь такое техническое сооружение разрешает поднимать туристов на самую верхнюю ее точку, чтобы сберечь его силы. Спортсмены, выбирая для себя место отдыха, обращают внимание на наличие такого устройства, так как без него количество спусков и или сноуборде значительно сократится.

Все горнолыжные подъемники созданы для перемещения абсолютно всех посетителей курорта от конца трассы к началу и наоборот. И для своих клиентов туристические фирмы устанавливают разные их виды, только чтобы к ним ехали. Поэтому лучше узнать о каждом из них.

Воздушные подъемники

Один из видов такого передвижения — воздушный, который пользуется большим спросом у всех сноубордистов и лыжников. Он отличается тем, что переправляет всех к началу спуска по воздуху, не прикасаясь к земле. Различают три вида канатных средств передвижения:

  • кресельные;
  • гондольного типа;
  • комбинированные.

Кресельные подъемники

Кресельный подъемник считается современным и простым одновременно, за что и полюбился многим туристам. Его особенность состоит в том, что спинки и сидения постоянно держатся за канат. Также ему не свойственно останавливаться — он постоянно в движении, поэтому туристы спрыгивают с него на ходу и сразу же начинают спускаться к старту подъема.

Кресельные подъемники в горах бывают двух-, трех-, четырех-, шести-, восьмиместные.

Гондольные подъемники

Гондольный подъемник отличается от кресельного тем, что посетители в нем перемещаются в отдельных кабинках, в то время как в кресельном — в креслах. И тем, что у людей есть возможность поехать назад, так и не прокатившись вниз по спуску. Поэтому при поднятии на вершину горы у человека есть два выбора: спустится самому (с помощью лыж, сноуборда или другого средства перемещения) или же сесть в другую кабинку (или эту же) и вернуться в гостиницу. Однако они отличаются друг от друга.

Маятниковые воздушные подъемники

Маятниковые средства разнятся от других тем, что они двустороннего движения. Это значит, что на тросе размещены две кабины, которые движутся вверх-вниз навстречу друг другу.

Важно! При прибытии к вершине подъемник на горе замедляется и с прибытием новой группы на станцию и вовсе зависает, давая возможность посетителям спокойно покинуть ее, а новым — войти. Но стоит помнить и то, что через некоторое время он уезжает обратно, так как ее пребывание на станции заканчивается, и, соответственно, она возвращается назад. Поэтому не стоит пребывать в кабинке долго, так как есть риск уехать назад, так и не выйдя из нее.

Туристы любят называть этот курортный подъемник многоэтажкой, объясняя это тем, что кабинки похожи на два лифта, которые едут на нужный этаж, как только появляются новые спортсмены.

Воздушные подъемники одностороннего движения

Особенностью таких устройств является то, что кабинки в них едут одна за другой. Попросту говоря, люди высадились, несколько человек зашло, и кабинка поехала дальше уже к началу подъема. Разумеется, при посадке и высадке группы она замедляется, давая возможность людям зайти или выйти.

При посадке и высадке кабинка не останавливается, а только замедляет ход, как в кресельных. Поэтому нужно быть аккуратным, чтобы в толпе нигде не травмировать себя.

Наземные подъемники

Наземные средства передвижения отличаются от воздушных в первую очередь тем, что устройство для перемещения туристов расположено на земле. То есть, этот вид перемещает людей, не отрываясь от земли. Обычно он применяется там, где склон небольшой.

Бугельные подъемники

Как и воздушные, наземные устройства делятся на три типа. Среди них — бугельные.

Есть утверждение, что в бугельных подъемниках есть шанс травмироваться. Это в корне неверно, так как туристические фирмы снабжены системой безопасности на высшем уровне.

При подъеме человек встает на небольшую деревянную доску и перемещается с помощью троса. Главное преимущество устройств такого типа — можно в любой момент спрыгнуть с дороги (которая перемещает туристов) и поехать вниз. Для этого достаточно просто потянуть на себя веревку и отпустить — тогда она ослабнет, и человек спрыгнет.

Однако бугельных подъемников тоже есть несколько типов:

  1. Т-перекладина. В данном типе подниматься можно вдвоем.
  2. Тарелкообразный. В данном типе механизм работы такой же, как и в предыдущем, только здесь люди поднимаются только по одному.
Важно! Чтобы соскочить с устройства, достаточно просто натянуть на себя трос. Тогда перекладина (или тарелка) замедлится, и туристу представится возможность отъехать в сторону.

Ленточный подъемник

Данный подъемник представлен небольшой дорожкой, которая поднимает спортсменов вверх по склону. Хотя на ней может поместиться только один человек, с ее помощью можно кататься на лыжах, сноуборде и санках. Однако такие подъемники редко встречаются на популярных курортах.

Перемещение происходит на низкой скорости, чтобы при прибытии на вершину склона или еще по дороге на него можно было просто сойти с дорожки без травмирования и просто поехать вниз по трассе.

Движущийся канат

Однако есть и такие устройства, оборудование которых не подходит под требования соблюдения мер безопасности. У таких подъемников на горнолыжном курорте название — движущиеся канаты.

Чтобы подняться на вершину склона, человеку нужно держаться за трос руками, в то время как ноги будут ехать по уже протоптанной дорожке. Для упрощения держания туристические фирмы делают перекладины, однако, движущийся канат все равно остается непопулярным и неудобным.

Интересно, что этот вид называют еще буксировочным, объясняя это тем, что канат тянет человека, как машину на буксире.

Техника безопасности при пользовании подъемниками

Нельзя забывать о физической подготовке, так как данный вид спорта требует силы, чтобы не травмировать себя при спуске.

Нужно быть внимательным при посадке и высадке. Это связано с тем, что в толпе можно не увидеть препятствия, упасть и покалечиться.

Также нужно умело пользоваться тросом и быстро реагировать при начале подъема. А если же он неожиданно соскочил — быстро уйти с дороги.

Не нужно забывать и о : следует надевать , так как есть риск, хоть и небольшой, что в глаза может что-то попасть при спуске. Что интересно, этим предметом большинство туристов и брезгует.

Итог

Данная статья поможет избежать вопроса, как называются подъемники на горнолыжных курортах. Ведь важно знать, какое средство передвижения на холм использовать лучше всего, потому что оно сбережет силы туриста, оставляя их на спуск с вершины, и поднимет настроение видом на лес. Однако не стоит забывать и о технике безопасности, так как из-за невнимательности легко можно получить травму.

Genius - это название нижней приводной станции с накопителем бугелей для подъемников типа Н (Vectris) с отцепляющимися бугелями. Скорость этих подъемников до 4 м/с, производительность до 900 чел/час, бугеля штанговые одноместные. Станция "Genius" имеет модельный ряд в зависимости от количества размещаемых бугелей, от 40 до 210 шт. Верхняя станция может быть или с грузовой или с гидравлической натяжкой и иметь систему LSP.

Эти дороги рационально использовать при длинах более 600 м, при этом лыжник будет тратить меньше времени на подъем по сравнению с подъемниками, оснащенными фиксированными бугелями, скорость которых не превышает 2,5 м/с. В тоже время дорога типа Н экономична, так как на трассе столько бугелей, сколько лыжников участвует в подъеме. Остальные бугеля при этом находятся в накопителе.

Общее описание.

Канатный лыжный подъемник с отделяемыми бугелями представлен восемью моделями: Н.10, Н.40, Н.60, Н.100-2, Н.100-3, Н.180, Н.210. В этих моделях бугеля приводятся в движение за счет непрерывного кругового движения троса. Бугеля хранятся в подвешенном состоянии на терминале отправления и по мере необходимости поступают на трос. Моторный блок вместе с бугельным кронштейном располагается внизу трассы, в то время как буксировочный механизм располагается наверху трассы.

В некоторых моделях моторный блок может располагаться наверху трассы. В этом случае кронштейн с бугелями независим и может устанавливаться на одной или двух опорах у терминала отправления. Такой тип подъемника разрабатывается и создается на заказ и имеет название модель Е.

Электрооборудование.

Все электрооборудование находится в специальном шкафу, расположенном в кабине оператора, либо устанавливается на опоре у подъемника типа Н.10. Оборудование предназначается для работы, остановки и организации безопасности лыжного подъемника. В состав этого оборудования включается: сигнальная панель и пульт управления, а также пусковой реостат для медленного запуска электромотора, если такой имеется.

Кнопка "Ведутся работы" на пульте управления обеспечивает безопасность обслуживающему персоналу, работающему на каком-либо участке подъемника. Нажав эту кнопку персонал может вести требуемые работы, добравшись на работающем подъемнике до нужного участка. Добравшись до требуемого участка работы обслуживающий персонал останавливает подъемник и уже никто из посторонних не сможет запустить его.

Подъемники играют в любительских горных лыжах не самую заметную, но очень важную роль, поскольку легкость подъема на высокие горы и обеспечивает подлинную массовость этого вида отдыха. Именно со строительства подъемника начинается биография лыжного курорта, независимо от того, сколько супер-отелей построено у подножья горы. Производство механизмов подъемников и их монтаж - развитая индустрия; наиболее известные компании - "Poma" (Франция) и "Doppelmeier" (Австрия), подъемники выпускают и некоторые автомобильные фирмы, например, "Tatra" (Чехия), "Fiat" (Италия) и др. В 80-е годы ХХ века подобные агрегаты серийно выпускались и рядом отечественных заводов, сегодня, после 10-летнего перерыва, производство понемногу возобновляется. Можно упомянуть, например, самарское предприятие "СКАДО", возникшее на базе бывшего куйбышевского завода "КЗСЗ", занятое производством и монтажом подъемников по лицензии "Doppelmeier".

Вообще говоря, существует множество способов доставки лыжников на вершины - подъем на вертолетах и даже воздушных шарах, перевозка на вездеходах и Pратраках, буксировка за снегоходами и лошадьми. В начале ХХ века на первых альпийских курортах строились железные дороги с зубчатыми и кремальерными рельсами, позволявшими локомотивам преодолевать значительные уклоны. В дальнейшем от использования подобных дорог отказались, но кое-где они сохранились и действуют по сей день. В 40-50-е годы во Франции применялись Pснежные автобусы - весьма своеобразные машины, напоминавшие одновременно автобус и снегоход.

В Германии предпринимались попытки использовать лифты , двигавшиеся по шахтам, прорубленным в толще горы, но строительство таких сооружений оказалось слишком сложным и дорогостоящим. Тем не менее, большие наружные лифты (вертикальные подъемники) изредка применяются и в наши дни для обслуживания лыжных трасс, располагающихся вблизи отвесных обрывов. Эти машины обеспечивают одновременный подъем до 100 человек со скоростью 2-3 м/сек, однако высота подъема не превышает 150-200 м.

На сегодняшний день для транспортировки лыжников используют два основных класса подъемных машин - фуникулеры и канатные дороги. Главная характеристика подъемника - его пропускная способность, которая, согласно современным нормам, должна составлять не менее 120% суммарной пропускной способности обслуживаемых им трасс.

Фуникулер - это поезд вместимостью до 1000 человеко-мест, движущийся по рельсам при помощи канатной тяги со скоростью до 40 км/ч. Вагоны фуникулеров обычно имеют конструкцию, обеспечивающую горизонтальность пассажирских отсеков или кресел при движении по крутым склонам. Двигатели и приводные механизмы устанавливаются на одной из конечных станций, изредка - внутри самого фуникулера; рельсы прокладывают непосредственно по склону горы или размещают в специальных туннелях.

Фуникулеры - это наиболее дорогие и сложные подъемники, отличающиеся высокой пропускной способностью и безопасностью. К сожалению, пожар фуникулера в Альпах в 2000 году, повлекший человеческие жертвы, до некоторой степени подорвал доверие к этому виду транспорта, и в нескольких странах были приостановлены работы по сооружению фуникулерных трасс.

Канатные дороги обеспечивают перемещение грузов и пассажиров в кабинах или вагонах, подвешенных к движущемуся тросу. Канатные дороги принято делить на тяжелые (маятниковые, гондольные) и легкие (кресельные, буксировочные).

При простоте сооружения и относительной дешевизне этот вид транспорта имеет весьма низкий коэффициент полезного действия, поскольку до 70% мощности тяговых двигателей расходуется на движение троса и только 30% - на перемещение груза. Это соотношение становится понятным, если учесть, что каждый километр троса даже небольшого буксировочного подъемника весит не менее тонны, для тяжелых же дорог вес 1 км троса (диаметр 6-10 см) может достигать 20 т.

Маятниковые канатные дороги используют две кабины большой вместимости (30-50 человеко-мест, иногда - до 300 человеко-мест), закрепленные на тросе и движущиеся в противоположных направлениях, уравновешивая друг друга. Обе кабины одновременно достигают конечных станций, где останавливаются; затем, после высадки и посадки пассажиров, двигаются в обратных направлениях. Самые крупные маятниковые дороги сооружаются по так называемой "двухканатной" схеме: кабины приводятся в движение тяговым тросом, но при этом опираются на более толстый неподвижный опорный трос. При строительстве маятниковых дорог действуют наиболее свободные нормы: так, длина пролета между опорами может достигать 3 км, высота кабины над землей - 300 м, а скорость - 20 км/ч. Маятниковые канатные дороги обслуживают склоны с перепадами высот до 3 км, но их пропускная способность относительно невелика.

Иногда с целью уменьшения среднего времени ожидания кабины сооружают маятниковые дороги с четырьмя кабинами, курсирующими между конечными станциями и промежуточной платформой, расположенной точно посередине линии. Такой подход позволяет уменьшить скопление пассажиров на конечных станциях, но не увеличивает суммарную пропускную способность дороги.

Гондольные канатные дороги используют большое количество небольших закрытых кабин (гондол) вместимостью 4-8 человеко-мест. Посадка и высадка пассажиров осуществляется на конечных или промежуточных станциях, где Pгондолы снимаются с троса, останавливаются или движутся с малой скоростью. После загрузки гондолы автоматически переводятся на основной трос, движущийся со скоростью 20-30 км/ч. Низкоскоростные участки могут оборудоваться не только на конечных, но и на промежуточных станциях, что позволяет сооружать канатные дороги со сквозным движением гондол по нескольким независимым тяговым участкам, количество которых не ограничено. Так, в Германии работала грузовая гондольная дорога, общей протяженностью более 200 км.

При строительстве гондольных дорог действуют более жесткие нормы, чем для маятниковых, и высота гондол над землей не должна превышать 50-60 м. Гондольные канатные дороги имеют высокую пропускную способность, но сложность конструкции делает их весьма дорогими.

Кресельные канатные дороги, как следует из названия, предусматривают подъем пассажиров в 1-6-местных Pкреслах, иногда - оборудованных электроподогревом и ветрозащитой. Посадка и высадка чаще всего осуществляется на ходу, без остановки или замедления движения. В более сложных кресельных дорогах используется тот же принцип, что и в гондольных: посадка и высадка пассажиров происходит на низкоскоростных участках, после чего специальные механизмы переводят кресла на основной трос, движущийся со скоростью 20-30 км/ч.

Поскольку пассажиры кресельных канатных дорог не защищены закрытой кабиной, при строительстве этих сооружений действуют весьма строгие нормы: так, высота кресла над землей не должна превышать 10 м (на отдельных участках - 25 м), а при пересечении складок местности обязательна установка специальных отжимных опор, оттягивающих трос вниз. Большая пропускная способность и невысокая стоимость делают кресельные канатные дороги наиболее распространенными и массовыми.

Буксировочные канатные дороги (бугельные или "лыжебуксиры") - самые простые и дешевые. Принцип их действия состоит в буксировке пассажиров (лыжников и сноубордистов) за движущимся тросом. Закрепленные на тросе устройства для буксировки могут быть одноместными или двухместными, скорость движения обычно не превышает 10-15 км/ч. Более дешевые буксировочные дороги предполагают использование лыжниками индивидуальных съемных бугелей, фиксируемых на тросе в начале каждого подъема. Специально для детей на коротких пологих склонах оборудуют низкоскоростные подъемники, при пользовании которыми пассажиры держатся руками непосредственно за трос.

Буксировочные подъемники чаще всего сооружают на относительно небольших склонах (не более 2 км). Выпускаются и совсем простые переносные подъемники, допускающие возможность быстрой установки на любом пологом склоне длиной до 200-300 м.

На коротких пологих склонах (до 10°) используют эскалаторы , транспортирующие лыжников, стоящих на движущейся ленте. Чаще всего подобные сооружения, называемые "бэби-лифтами", обслуживают трассы, на которых проводится обучение детей, но иногда их можно увидеть и на "взрослых" склонах. Такие подъемники довольно дороги, но обладают повышенной безопасностью.

Вообще говоря, любые подъемники (в т.ч. - и эскалаторы) - это мощные машины, всегда представляющие некоторую угрозу при неосторожном обращении. К сожалению, из-за элементарной невнимательности лыжники часто получают те или иные травмы, например, ушибы головы вытяжными устройствами буксировочных подъемников; иногда, зацепившись одеждой, не могут своевременно сойти с кресел кресельных подъемников, что также может приводить к травмам. Самый простой способ избежать неприятностей - внимательно следить за происходящим и выполнять правила пользования канатными дорогами.

На большинстве курортов кресельные и буксировочные подъемники выключают при температурах ниже -20° (на некоторых сибирских лыжных базах - ниже -30°). Поскольку во время подъема лыжник в основном неподвижен, то даже без ветра этой температуры вполне достаточно для переохлаждения или отморожений, поэтому, пользуясь подъемником, необходимо одеваться соответственно погоде.

Кресельный подъемник может стать источником неприятных переживаний для лиц, подверженных страху высоты. Помимо того, что высота движения кресел иногда достигает 20-25 м, кресельные подъемники довольно часто останавливают, и пассажиры на некоторое время остаются в "подвешенном" состоянии. Для того чтобы избежать приступов головокружения и страха высоты, следует держать голову прямо, при необходимости посмотреть вниз - опускать глаза, не наклоняя голову (этот совет может пригодиться и для пассажиров маятниковых или гондольных дорог).

◊ ◊ ◊

Читатели, интересующиеся горнолыжной индустрией, могут найти в Internet множество материалов по подъемникам, ратракам, снежным пушкам и др.

Сложно оборудованы, а протяженность трасс исчисляется километрами. Понятно, что без специальных приспособлений для перемещения отдыхающих не обойтись. С использованием современных наземных и воздушных подъемников дорога к горнолыжной трассе покажется вам увлекательной и веселой. Это будто часть развлекательной программы курорта с демонстрацией местных красот. Что ж, стартуем!

Перемещение по земле (точнее, по снегу)

Бугельные подъемники

Передвижение осуществляется благодаря бугелю Т-образной формы или в виде тарелки. В первом случае возможен подъем двух человек на одном бугеле одновременно, во втором – перемещается один человек. Садясь на круглую перекладину, лыжник доставляется к месту назначения, после чего отпускает бугель отходит в сторону

Ленточные подъемники

Это отличный вариант подъема по некрутым склонам. Представляет собой гибкую движущуюся дорожку. По ней перемещаются горнолыжники, сноубордисты и любители санок без какой-либо опоры. «Волшебная дорожка» особенно нравится подрастающему поколению. От такого перемещения дети просто в восторге!

Канатный подъемник

В некоторых случаях используется очень простой способ подъема с помощью троса. Человек захватывает руками канат и держится так до прибытия на вершину. Чтобы облегчить процесс используется бугель, прикрепленный к одежде горнолыжника. Им он цепляется за трос в начале пути. Такое перемещение возможно на некрутых склонах.

Перемещение по воздуху

Кресельные подъемники

Этот вид подъемников наиболее удобный и быстрый. Может быть как одно-, так и многоместным. Для передвижения туристу не нужно прилагать абсолютно никаких усилий. Необходимо только сесть в кресло, наслаждаться зимним пейзажем и полной грудью вдыхать свежий морозный воздух. Подъемник не замедляет ход на платформе.