Красносельские карьеры беларусь. Красносельские меловые карьеры - белорусская экзотика


Посмотрев на фотографии, представленные в нашей статье, сложно и поверить в то, что эти красоты и голубая вода находятся у нас в стране, в Республике Беларусь. А ведь это действительно так! В Республике Беларусь есть свои Мальдивы, посетив которые вам не нужно оплачивать дорогостоящий тур.


Итак, давайте отправимся в путешествие и узнаем, что там и к чему, на этих удивительных сказочных красотах, которые создали руки человека. Да-да, именно руками человека созданы удивительные белорусские Мальдивы. Все дело в том, что то, что вы видите на фотографиях, этот сказочный рай не что иное, как обычные меловые карьеры, наполненные водой.

Существуют меловые карьеры, на которых можно отдыхать, а есть и те которые находятся под запретом, однако и туда многие отважные туристы отправляются, чтобы весело провести свое время.

Запрещенные для отдыха меловые карьеры


К запрещенным меловым карьерам, белорусским Мальдивам, можно отнести — «Столбы», «Гранд каньон» и «Синька» . Удивительно, то, что эти карьеры считаются самыми посещаемыми, а все потому, что многие просто не знают о тех, где купание разрешено официально.

Находятся эти запрещенные меловые карьеры на территории предприятия «Красносельскстрой», 270 км от столицы, города Минска. Дорогу найти не сложно, так как все они усыпаны мелом. Находятся запрещенные для отдыха меловые карьеры сразу за цементным заводом.


Если вы все же рискнете туда поехать отдохнуть, то вы должны знать о том, что вблизи меловых карьеров нет ни какой инфраструктуры. Все берите с собой.

Чем опасен отдых в запрещенных меловых карьерах?


Прежде всего, стоит отметить то, что каждый, кто решится посетить запрещенные меловые карьеры, рискует заполучить штраф в размере от 3 до 10 базовых величин. Но это еще не все…


Береговая линия и дно запрещенных карьеров усыпана кремнием, о который можно серьезно пораниться. Глубина запрещенных карьеров достигает 15 метров, что может стать большим риском для неопытных пловцов. Так же не стоит забывать о внезапных обрушениях берегов, которые порой случаются.

Красота может потребовать жертв, поэтому не стоит забывать об этом!

Разрешенные для отдыха меловые карьеры, белорусские Мальдивы


К разрешенным меловым карьерам можно отнести «Голубое» и «Марс» . Находятся эти карьеры сразу за автобазой, дорогу к ним вам с удовольствием покажет любой житель Красносельского.


Роскошных пляжей вы тут не найдете, но полюбоваться красотами сможете вдоволь. Спуск к воде очень крутой, и сразу с берега очень глубоко.


Для заядлых рыбаков – это настоящий рай, ведь в удивительных голубых водах старых меловых карьеров водится рыба: щука, караси и сомики.


Ну а если вы все же хотите искупаться без риска с удовольствием и действительно отдохнуть. Посетите глиняный карьер, который находится в одной минуте от старых меловых карьеров. Вода тут имеет традиционный цвет, есть отличный песчаный пляж, и на дне нет опасного кремния.


Рассказы про меловые карьеры давно занимают умы изощренных путешественников и любителей необычной природы. В Беларуси меловые карьеры на слуху уже несколько лет, и мифы и легенды про них только множатся, интерес растет, а неясности всё больше. Мест с меловыми и известняковыми карьерами в Беларуси несколько: это меловые карьеры под Волковыском (в поселке Красносельский), под Слуцком (Солигорском, Любанью) и под Берёзой.

Для знакомства с природой и красотами Беларуси можно выбрать любой понравившийся и насладиться достопримечательностями!


Карта проезда из Минска на меловые карьеры под Волковыском (ссылка)


Добираться до карьеров под Волковыском лучше на машине по трассе Р44 до Волковыска и оттуда до поселка Красносельский.

По мере приближения к карьерам все вокруг становится покрытым белым налетом – это и есть мел. Большие грузовики возят туда обратно по пыльным дорогам известняк.


Летом в выходные, несмотря на запрещающие знаки, людей здесь довольно много. И все приезжают любоваться удивительно бирюзово-лазурной водой в окружении белых берегов, поросших зеленью. Такие визуально привлекательные места имеют большой потенциал, если бы только берега там были обустроены, потому что есть риск обвала не укрепленных стен карьеров. К тому же карьеры очень глубокие – до 15 метров. Площадь карьеров под Волковыском огромная, а длина карьера колеблется от 1 до 4 км! Но из-за того, что карьеры – это технические объекты, туризм здесь пока что «неофициальный» и «изустный». Но виды карьеров впечатляют!





Фото с сайта tut.by
По словам представителя Волковысской районной организации ОСВОД, купаться на карьерах запрещено из-за возможности обвала, да и были несчастные случаи. Знак «Опасная зона» не останавливает отдыхающих, жаждущих оказаться на «Белорусских Мальдивах», как называют карьеры. Бирюзовая вода стала такого цвета потому что здесь добывали мел и глину, и цвет зависит от щелочных металлов. О полезности меловых отложений, извести и мела пока что говорить рано, поэтому неизвестно, станут ли карьеры белорусским Мёртвым морем…Несмотря на красоты берегов карьеров, местные власти выступают против развития туризма, грозят штрафами и предпрупреждениями об опасности нахождения на санитарно-технической зоне цементного завода «Красносельскстройматериалы», но людей это не останавливает. Часто даже на форумах и в соцсетях люди собирают группы для совместной поездки на карьеры. Но предупрежден – значит вооружен.

ОБНОВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ ПО СОСТОЯНИЮ НА 17.06.2015 г.:

"Под Красносельским Волковысского района начали рекультивацию меловых карьеров. А это значит, что карьеры потеряют свой живописный вид. Вода в них больше не будет такого притягательного бирюзового цвета. Вслед за созданием в апреле текущего года запретной зоны в технологической зоне ОАО «Красносельскстройматериалы» власти и администрация цемзавода не остановились на «угрозах» закрытия карьеров, а перешли от слов к делу. Словами председателя Красносельского сельсовета Людмилы Демещик и заместителя гендиректора завода Геннадия Найдюка в новостном сюжете Телерадиокомпании «Гродно» озвучено, что на второй и третьей линзах сглажены берега, перекопана четвертая линза, поля СПК «Неверовичи» засеяны травами, по которым не проехать машине. После рекультивации карьеры потеряют живописный и привлекательный вид для туристов и станут в то же время для них безопаснее.

Вдоль основной дороги проложили непреодолимую для машин глубокую канаву, не позволяющую объехать по полю все преграды.

Несколько лет назад в НАН Беларуси предложили придать водоемам статус гидрологических памятников природы. Предполагалось, что этот статус придадут карьерам в 2013 году — выровняют отвесные берега, высадят вокруг деревья. Но бюрократия на то и бюрократия, чтобы оставить на бумаге как можно больше прожектов, — отмечает портал. Так случилось и в этот раз. Идею похоронили, карьеры засыпают. И все под благим предложением — во избежание в дальнейшем несчастных случаев".
Источник: tio.by


Еще одни карьеры находятся под Солигорском, Слуцком и Любанью . Это так называемые «Голубые озера». На карте они выглядят вот так:



Фотографии с карьеров под Солигорском (Слуцк, Любань):





В Волковыском районе Гродненской области, что у нас в Беларуси, есть поселок городского типа - Красносельский. Район, считавшийся на протяжении 100-летия, промышленным, стал в последнее время популярным среди туристов. Привлекает нас, туристов, все необычное, примечательное и оригинальное. А в Красносельском есть такие вот водохранилища, вид которых зачаровывает.
В нашем путешествии, с доброй воли стечения стихийных, но замечательных обстоятельств, нас сопровождали два замечательных парня, родом из этих мест, а кто, если не местные жители, могут рассказать обо всем в подробностях, и показать все

Почти 100 лет назад, в 1914-м, построили в Красносельском цементный завод, и для него стали добывать мел, коим район очень богат. Добывают его вот в таких карьерах и по сей день. Ребята показали, с чего начинается то, что превращается потом в живописные водохранилища, к которым лет 5 назад началось настоящее паломничество туристов.

Вот мы на дне такого карьера. Даже еще не совсем на дне при разработке углубляются до 30 м.

Белазы круглосуточно совершают рейсы с карьеров на завод и обратно.

На карьер - пустыми, обратно - гружеными 30 тоннами мела.

Пригласили покататься на этих громадинах, да, нелегкий у ребят труд. От карьера до завода около 9 км.

За смену в 12 часов каждая машина делает 15-16 рейсов. Ребята поделились, что за смену "доезжают до Минска", проезжают 260-270 км.

Вот так вот при разгрузке пуговичкой отмечают очередной рейс, а в эту тетрадку водитель просил не заглядывать - там ведутся некие финансовые расчеты.

Вдоль маршрута Белазов белым-бело, вся растительность и близлежащие дома покрыты слоем мела.

Итак, мел из карьера вынимают и увозят, когда начинает поступать вода - узеньким таким ручейком, ее удаляют насосами.

Но ресурс карьера заканчивается, и разработка его завершается. Он заполняется водами. И из-за оставшихся меловых и глиняных пород вода здесь такого цвета - в каждом карьере - своя, и в каждом неповторимо прекрасная.

Первоначально закрытый для разработки карьер выглядит вот таким образом, инопланетный пейзаж без растительности. На этом карьере разработка закончилась около года назад.

Но постепенно берега зарастают травой, деревьями и кустарниками. И карьеры становятся совершенно похожи на природные объекты. Залетные птицы приносят на лапках икру, и водоемы обогащаются рыбой.

Эх, эти бы объекты, да в хорошие руки!.. Туризм здесь совершенно дикий, нет никаких условий, мусор не вывозятся, о какой-либо инфраструктуре и говорить нечего.

Кучи мусора, стихийные кострища, огромные строительные бетонные балки, запрещающие въезд машин напоминают, что посещение здешних мест туристами... запрещено законом. Именно так... Со своими крутыми берегами, скользким глиняным дном карьеры считаются опасными для туристов.

Ребята свозили нас на 7 карьеров, залитых уже водой. На многих из них купаются люди. Чистейшая вода, с хорошим входом, есть места поглубже, есть помельче, где бултыхаются малыши, твердо ступая ножками по песчаному дну. Да, есть скользкие места, есть крутые берега, но какое море или озеро на Земном шаре полностью благоприятно для туризма? наверное, ни одно... Развивать туристические маршруты нет средств ни у завода, во владении которого карьеры находятся во время разработки, ни у государства, в чьи руки попадают карьеры после рекультивации.

Рекультивация - следующая стадия жизни карьеров. Огромные шагающие экскаваторы засыпают карьеры, сглаживая крутые берега и делая их безопасными и пологими. Именно сюда, кстати, предлагают приезжать туристам - безопасно, надежно, никакого экстрима. Выше на фото карьер засыпанный с одной стороны, когда засыпят с обоих, он станет узким, с такими вот берегами, и вернется ли вода к прежнему цвету, меняющемуся от карьера к карьеру - лазурный-небесный-голубой-синий-изумрудн ый-зеленый - неизвестно.

Ну, хватит о грустном. Пока есть возможность любоваться, будем любоваться. Ведь есть чем!

Красиво и здорово, и хочется релаксировать и медитировать, сидеть на берегу и наслаждаться. Не так много...

Какое должно быть первое впечатление от того, что вам говорят: "Слышал про Белорусские Мальдивы?". Естественно ответ: "Ха! Что за чушь?". Потом смотришь картинки в интернете: "Да не может быть, это же фотошоп!"
И как истинный реалист с чувствами фантазера... Ты едешь, чтобы собственными глазами узреть сие чудо.
А ехали мы из , только подобрали подругу по ходу движения. Она обещала стать бесплатным гидом и показать Мальдивы. Движемся во Волковысский район.

Вот вам! А не осенняя депрессия!


Когда-то здесь добывали мел. В этом районе его и сейчас добывают. Только, некоторые карьеры затопило, так бывает. Ковш цепляет грунтовые воды, и пожурчало! Говорят, что в одном из карьеров так сильно журчало, что водитель экскаватора, когда убегал (а потом уплывал), не успел взять его с собой, так и оставил... На дне...

Местные жители эти карьеры, а их вроде как штук 6, называют "Зеленые линзы", ну и каждой линзы есть порядковый номер. На каких мы были - без понятия.

Белазы постоянно гоняют туда-сюда. Их размер запугивает оставлять машину у края обочины, потому что чувство, что ее попросту не заметят присутствует в полной мере. Плюс ко всему пылюка страшная!

От зеленой воды мы приехали к бирюзовой. Только, на самом деле, наоборот все: сначала в карьере вода бирюзовая, а потом зеленеет. Пусть химики объясняют с чем это связано.

Органы и власти запрещают сюда приезжать. Говорят, что здесь опасно: люди мел нюхают и тонут, припарковаться негде, бульдозера без гусениц потом остаются... Но, настоящему туристу штрафы не помеха: в середине лета тут стоят города из палаток и кучей жителей с гитарами и бадминтоном.

Вода красивая и прозрачная. Главное ногами воду не бултыхать!

И правда - линзы.

На дальнем берегу мужик себе ужин ловит, а в "лягушатники" растут лягушки. Их много. Очень много!

3-я линза по счету и последняя для нас. На наш взгляд самая красивая.

Хочется разогнаться и...
Но, будем реалистами: берега крутые, но не достаточно. А мел мы еще не нюхали.

Высота приличная. Спускаться мы не стали. Нам и сверху отлично видно!

Прям поверхность Марса напоминает воооот этот берег! - так говорили мы по очереди.

Я возомнил себя орлом, хотя на фото получилась чайка.

Зеленая растительность потихоньку осваивает крутые берега. Так что, спустя пару десятков лет тут будет обычное болото.

А знаков понатыкали на славу! А летом сюда еще ГАИ приезжают. И свистят потом в свисток, если кто-то нарушает ПДД. Только я не могу понять. Куча зевак ломится посмотреть на красоту рукотворную. А наши вместо того, чтобы помочь туризму губят его запретами. Тьфу, товарищи.

Красносельские меловые карьеры (где находятся они, сказано будет чуть ниже) практически мгновенно приобрели статус самой посещаемой И несмотря на то, что данное явление считается техническим объектом, желающих воочию наблюдать год от года меньше не становится. Расположены они под г. Волковыском. Завораживающая красота местного пейзажа раскрывается перед туристами в уникальном сочетании необычного ландшафта с ярко-бирюзовой водой. Сегодня Красносельские меловые карьеры, отдых на которых некоторые туристы сравнивают с путешествием на Красное море, называют множеством имен. Так, среди них: "туристическая мекка белорусов", "самая популярная достопримечательность Волковысского района". Также это место еще именуют "рай для фотографов". В настоящее время общая площадь карьеров равняется размеру примерно 300 футбольных полей.

Времяпрепровождение

Красносельские меловые карьеры открывают своим посетителям массу интересного. Туристы могут не только насладиться необычайными красотами открывшегося вида, искупаться в бирюзовых водах, приготовить шашлык или собраться с песней у костра дружной компанией. Это место представляет также интерес для целенаправленной аудитории:

Описание

Когда-то в былые времена в карьерах под Волковыском добывался мел. Спустя некоторое время выкопанная полость естественным образом заполняется водой. Благодаря тому, что на дне карьера все же остается небольшое количество мела, вода приобретает очень красивый оттенок: от нежного небесно-голубого до ярко-лазурного и даже изумрудного. Прекрасным дополнением пейзажа стали высокие отвесные берега, усыпанные кроной молодых глыбы и куски кремния, напоминающие метеориты. Предстающая взору картина создает ощущение нереальности перспективы, словно кадры из фантастического фильма нашли здесь свое воплощение.

Котлованы располагаются неподалеку от городского поселка, по имени которого получили свое название - "Красносельские меловые карьеры". Не будет преувеличением сказать, что данный населенный пункт имеет самый высокий туристический потенциал во всей Беларуси. По статистике, только в 2012 г. здесь побывало около 100 тыс. независимых путешественников. И это с учетом того, что Красносельские меловые карьеры - далеко не единственная достопримечательность поселения. Именно здесь находится сосредоточие самых древних кремниевых шахт Белоруси. Около 5 тыс. лет назад первобытные люди добывали в них ценную породу, чтобы изготовить столь необходимые для них тогда орудия труда. К сожалению, в настоящее время колодцы шахт запечатаны. Уже давно существует замысел организовать музей, однако проект по его открытию много лет пылится на полках. Еще одной пока не сбывшейся мечтой остаются идеи о создании специально оборудованных пляжей и стоянок возле меловых карьеров, строительстве кемпинга на его территории, организации проката палаток, об открытии точек питания. Также туристическая отрасль могла бы приносить больший доход, если бы посещение Красносельских меловых карьеров было включено в экскурсионные программы.

Старые котлованы

Красносельские меловые карьеры можно условно поделить на новые и старые. При этом возраст вторых не такой уж и большой - всего около 50 лет. Они были переданы в распоряжение государства. Найти старые карьеры можно недалеко от автобазы, а более детальный маршрут к ним сможет подсказать каждый местный житель. Навряд ли здесь присутствует хоть один запрещающий знак о купании. А потому "местные Мальдивы" стали излюбленным местом отдыха жителей близлежащих окрестностей и тех, кто не хочет нарушать закон.

Новые котлованы

Присутствие на территории, где они расположены, карается штрафом от 3 до 10 базовых величин, поскольку карьеры являются собственностью "Красносельскстройматериалы". Так как здесь осуществляется добывающая деятельность, то они относятся к промышленным объектам. Посетить новые Красносельские меловые карьеры, фото которых представлено выше, на законном основании можно будет через 7 лет, когда предприятие спишет их со своего баланса. Для этого необходимо, чтобы угол берегового наклона стал менее 35°, тогда котлованы перейдут в государственное пользование. С этого момента все запрещающие таблички исчезнут, и проход на их территорию будет разрешен.

Красносельские меловые карьеры. Как добраться до этих мест?

Новые котлованы расположены вдоль промышленной дороги за цементным заводом. Не заметить ее очень сложно. Часто проезжающие МАЗы и БелАЗы осыпают мелом все вокруг: деревья, дорогу и проходящих мимо людей. Именно сюда стремится попасть основная масса туристов, поскольку о существовании с открытым доступом им просто неизвестно. Вдоль дороги, ведущей к новым карьерам, установлены знаки, которые запрещают посторонним вход на их территорию. Подъезды перекопаны или перекрыты блоками. Однако желающих здесь отдохнуть данный факт не смущает. Рядом с дорогой можно наблюдать импровизированные стоянки. А некоторые храбрецы оставляют свою машину прямо на обочине, не опасаясь даже "пролетающих" мимо большегрузов. Купаться в новых котлованах также запрещено. И поскольку за все произошедшие здесь несчастные случаи отвечает предприятие-владелец, а именно "Красносельскстройматериалы", то становится вполне понятным, почему отдыхающие для них - нежеланные гости.

Почему не стоит купаться


Посещения

Начиная с пятничного вечера, к новым карьерам потихоньку стекаются все желающие. Максимальное количество народа прибывает в субботний полдень. Как правило, приезжают на автомобилях с минскими номерами, однако встречаются и туристы из России. Люди берут с собой матрасы, палатки, своих домашних питомцев, лодки и запасы еды. Отдыхающие уверены, что вода в новых карьерах абсолютно безопасна, поскольку она поднимается из недр земли. В результате она проходит несколько естественных этапов фильтрации гравием и песком. На цвет воды оказывают влияние происходящие на дне карьера химические процессы с мелом. Чтобы приятный оттенок водоема продолжительное время радовал глаз своих посетителей, за объектом необходимо следить. В противном случае через 50 лет дно зарастет илом, и вода станет темной.

О том, как наказывает завод

Для предприятия отдыхающие - нарушители установленного порядка. И несмотря на то, что завод прикладывает массу усилий для предотвращения на территорию карьеров, принятых мер все равно оказывается недостаточно. Вразумить туристов они пытаются следующим образом:

  • Устным предупреждением. На новые карьеры два раза в день приезжает рейдовая группа. Представители завода объясняют, почему небезопасно находиться на карьерах, и просят удалиться.
  • Денежными санкциями. Рядом с карьерами можно наблюдать установленные щиты, которые угрожают незаконным посетителям штрафами. Но в действительности еще ни один турист не был наказан таким образом.
  • Эвакуацией оставленного автомобиля. Это, пожалуй, самое страшное наказание для туриста. Сотрудники завода вызывают ГАИ, чтобы убрать с обочины дороги мешающую движению машину.