Какие поэты использовали в творчестве образ матери. Презентация на тему: "Образ матери в произведениях русской литературы


Значение образа матери в русской поэзии

Образ матери издавна присущ русской поэзии и русской культуре в целом. Эта тема занимает важное место как в классической, так и в современной поэзии. Более того, русский образ матери является национальным культурным символом, не утратившим своего высокого значения с древнейших времен до наших дней. Характерно, что образ матери, вырастая из образа конкретного человека, матери поэта, становится символом Родины.

История развития образа матери в русской поэзии

Образ матери в русской поэзии преемственно связан с фольклорной традицией. Уже в фольклорных произведениях – в свадебных и похоронных песнях – возникает образ матери. В духовных стихах этот образ предстаёт через образ Богоматери, особо чтимый на Руси.

В поэзии XIX века тема матери в первую очередь связана с именами М. Ю. Лермонтова и Н. А. Некрасова. В творчестве этих поэтов образу матери придавалось большое значение. Можно утверждать, что именно с творчества М. Ю. Лермонтова изображение матери начинает входить в классическую поэзию. У А. С. Пушкина нет ни одного стихотворения, посвящённого матери, в творчестве М. Ю. Лермонтова их насчитывается несколько. Например, «Кавказ», «Ангел».

По-настоящему глубоко и полно представлена тема матери в творчестве Н. А. Некрасова. Многие стихотворения поэта посвящены нелёгкой судьбе его родной матери. Наряду с подобным конкретным воплощением данного образа в поэзии Н.А. Некрасова присутствует и обобщённый образ – народный образ матери.

В поэзии ХХ века тема матери получила своё дальнейшее развитие. В частности, в творчестве таких поэтов, как Н. Клюев, А. Блок, С. Есенин, А. Ахматова, М. Цветаева, А. Твардовский и др. Стоит отметить, что в поэзии второй половины ХХ века тема матери неразрывно связана с темой войны или с темой деревни.

Образ матери является вечной темой, которая не утратит своей значимости никогда. Отношение к матери, любовь к ней – это то мерило, которое точно определяет уровень культурного развития общества, его нравственные ценности и духовный мир каждого его члена.

Образ матери в поэзии Н. А. Некрасова (на примере стихотворения "Внимая ужасам войны...")

В мировой литературе образ матери является одним из наиболее почитаемых. Русские прозаики и поэты тоже неоднократно обращались к нему, но в литературе XIX века более полное и трогательное воплощение образ матери получил в творчестве Н. А. Некрасова.

До конца своих дней Н. А. Некрасов хранил в памяти светлый образ родной матери. Поэт посвятил ей стихотворения «Последние песни», «Рыцарь на час», поэму «Мать». Он очень тосковал по ней во время учебы в ярославской гимназии, а потом в Петербурге, в годы тяжелой самостоятельной жизни его согревало чувство глубокой привязанности и любви к матери.

Н.А. Некрасов сочувствовал трудной и непростой жизни своей матери с суровым мужем, малообразованным армейским офицером, ставшим деспотом семьи, и всегда вспоминал о ней с большой теплотой и нежностью. Тёплые воспоминания о матери проявились в творчестве поэта в виде произведений о нелегкой женской доле на Руси. Более масштабно идея материнства проявилась позднее в таких известных произведениях Н. А. Некрасова, как глава «Крестьянка» из поэмы «Кому на Руси жить хорошо», стихотворение «Орина, мать солдатская».

Так, образ матери становится одним из главных положительных героев творчества Н. А. Некрасова.

Более подробно рассмотрим образ матери в творчестве Н. А. Некрасова на примере стихотворения «Внимая ужасам войны…», посвящённого Крымской войне 1853 – 1856 гг. Это небольшое по размеру стихотворение, всего в 17 строчек, ёмко и глубоко передаёт всю бессмысленность кровавой и беспощадной войны:

Внимая ужасам войны, При каждой новой жертве боя…

Поэт размышляет о том, каким горем для близких людей обернётся гибель солдата, но сострадает он в первую очередь матери, потерявшей на войне сына:

Мне жаль не друга, не жены, Мне жаль не самого героя... Увы! утешится жена, И друга лучший друг забудет; Но где-то есть душа одна - Она до гроба помнить будет!

Для матери гибель сына – настоящая трагедия, ведь именно она любит своего ребёнка искренне и беззаветно, неисчерпаемой любовью к нему наполнена вся её жизнь, составляется смысл всей её жизни.

Средь лицемерных наших дел И всякой пошлости и прозы Одни я в мире подсмотрел Святые, искренние слезы - То слезы бедных матерей!

Когда со временем о погибшем «герое» позабудут все – друзья, жена, о нём вечно будет помнить и скорбеть его мать, которую поэт сравнивает с плакучей ивой.

Им не забыть своих детей, Погибших на кровавой ниве, Как не поднять плакучей иве Своих поникнувших ветвей...

С момента написания данного стихотворения прошло много времени, отгремели войны, погиб не один "герой", но, к сожалению, оно до сих пор не утратило своей актуальности. И не утратит до тех пор, пока матери будут терять своих сыновей на войне. Образ матери, представленный в данном произведении, стал собирательным образом всех матерей, что оплакивают сыновей, не вернувшихся с полей сражений.

Образ матери в поэзии С. А. Есенина (на примере стихотворения "Письмо матери")

В русской поэзии ХХ века тема матери получает свое продолжение в творчестве С. А. Есенина.

Обратимся к его стихотворению «Письмо матери». Оно было написано в 1924 году, в последний период творчества и почти в самом конце жизни поэта. Во многих его произведениях того времени звучит тема безвозвратно ушедшего прошлого, но наряду с ней возникает и тема матери. Одним из таких произведений стало стихотворение «Письмо матери», написанное в форме обращения к ней. Всё поэтическое послание пронизано нежностью и любовью к самому родному человеку:

Я по-прежнему такой же нежный И мечтаю только лишь о том, Чтоб скорее от тоски мятежной Воротиться в низенький наш дом.

Поэт восхищается любовью и заботой матери, которая беспокоится о своём сыне, волнуется за его жизнь и судьбу. Тоска и нерадостные предчувствия заставляют её всё больше грустить, нежели радоваться:

Пишут мне, что ты, тая тревогу, Загрустила шибко обо мне, Что ты часто ходишь на дорогу В старомодном ветхом шушуне.

Не удаётся лирическому герою в письме успокоить свою мать, многое упущено, потеряно или утрачено. Он понимает, что прошлого уже не вернуть, но мать для него – это та самая ниточка, которая связывает его с прошлым, беззаботным, светлым и чистым. Именно отсюда такая нежная и трогательная взаимная любовь.

И молиться не учи меня. Не надо! К старому возврата больше нет. Ты одна мне помощь и отрада, Ты одна мне несказанный свет.

Завершается поэтическое послание, адресованное матери, призывом лирического героя, который звучит проникновенной просьбой, не грустить, не беспокоиться о своём непутёвом сыне. Примечательно то, что в финальных строках нет успокоения, обещания, надежды, что всё будет хорошо. Ведь, несмотря ни на что, мать не перестанет беспокоиться о своём сыне, любить его искренне и нежно.

Так забудь же про свою тревогу, Не грусти так шибко обо мне. Не ходи так часто на дорогу В старомодном ветхом шушуне.

Образ матери в поэзии А. Т. Твардовского (на примере цикла "Памяти матери")

Тема матери присутствует на протяжении всего творчества А. Т. Твардовского. Например, в таких стихотворениях разных лет, как "Матери", "Песня", "С одной красой пришла ты в мужний дом..." и др. Очень часто образ матери в произведениях поэта выходит за рамки посвящения одному конкретному человеку – родной матери - и становится образом Родины. Так, всеобщий образ матери-женщины рисуется в стихотворениях "Сын", "Мать и сын", "Ты робко его приподымешь...", особенно в творчестве, посвящённом войне (поэма "Дом у дороги").

В 1965 году А. Т. Твардовским создан цикл «Памяти матери». Цикл состоит из четырех стихотворений, посвященных матери, в которых представлены воспоминания о жизни матери, а также нашла своё отражение память поэта о ней. Поводом для его появления стала кончина в 1965 году матери поэта, Марии Митрофановны. Но в последнем стихотворении данного цикла смерть уступает жизни, она представляется поэтом неким переходом.

Перевозчик-водогребщик, Парень молодой, Перевези меня на ту сторону, Сторону - домой…

Упоминаемая в стихотворении песня матери, знакомая с самого детства, рассказывает всю её жизнь. Прощание с отчим домом после замужества, расставание с родным краем и ссылка в неприветливую чужую сторону и долгожданное возвращение на родину.

Давней молодости слёзы, Не до тех девичьих слёз, Как иные перевозы В жизни видеть привелось. Как с земли родного края Вдаль спровадила пора. Там текла река другая - Шире нашего Днепра.

В каждой строке этого стихотворения ощущается глубина переживаний, нежнейшие и в то же время грустные чувства поэта. Стихотворение завершает тему матери в творчестве А.Т. Твардовского, но в нём рисуется вечно живой образ матери - как собственной матери поэта, так и обобщенный образ материнства.

1. Айтматов Ч. Материнское поле: повесть.

2. Белов В. Даня: рассказ.

3. Берггольц О. Письмо на Каму: стихотворение.

4. Бунин И. Мать: стихотворение.

5. Воронкова Л. Девочка из города: повесть.

6. Воскресенская З. Сердце матери: рассказы.

7. Георгиевская С. Галина мама: рассказ.

8. Гончаров И. Подвигнут я тобою. Слово о матери.- Л.: Дет. лит.,1988.-144 с.

9. Горький М. Мать: роман.

10. Дементьев А. Баллада о матери; Памяти мамы.

11. Евтушенко Е. Уходят матери: стихотворение.

12. Емельянов Б. Мамины руки. Мамино горе: рассказы.

13. Есенин С. Письмо матери.

14. Закруткин В. Матерь человеческая: повесть.

15. Звягинцева В. К портрету матери: стихотворение.

16. Исаковский М. Матери. Памяти матери. Русской женщине: стихотворения.

17. Корнилов Б. Мама: стихотворение.

18. Луконин М. Мама: стихотворение.

19. Львов М. Стихи о матери.

20. Мать: Сборник стихотворений русских и советских поэтов о матери.

21. Некрасов Н. Кому на Руси жить хорошо: поэма.

22. Паустовский К. Телеграмма: рассказ.

23. Распутин В. Последний срок: повесть.

24. Рубцов Н. Памяти матери: стихотворение.

25. Смеляков Я. Вот опять ты мне вспомнилась, мама…: стихотворение.

26. Хаустов Л. Матери: стихотворение.

27. Шукшин В. Боря; Материнское сердце; Сны матери; Сураз: повести, рассказы.

28. Яшин А. С матерью наедине. Молитва матери: стихотворения.

Внеклассное мероприятие на тему «Образ матери в русской литературе»
для учащихся 6­7кл
Учитель русского языка и литературы С.В. Баилова
Цель: формирование и развитие художественной культуры учеников на основе ценностей
отношения к материнству средствами литературы.
Задачи:




проследить, как в русской литературе, верной своим гуманистическим традициям,
изображен образ женщины­матери
воспитывать у учащихся уважительное отношение к женщине­матери
воспитывать патриота и гражданина, нацеленного на совершенствование общества, в
котором он живет
развивать духовно­нравственный мир учащихся, их национальное самосознание
Оборудование: проектор, презентация
Ход мероприятия
1. Видеоролик «Ave Maria”
2. Вступление:
Слайд 2
МАТЬ ­ символ жизни, святости, вечности, тепла и всепобеждающей любви.
Самое дорогое, родное, святое связано с этим образом: для всех людей ­ это Матушка
Земля, Родина­мать, Природа­матушка, и та, которая родила и живет во имя ребенка ­
мама.
Материнство во все времена было свято и явля лось высшей ценностью. В искусстве всех
народов есть тема материнства. Искусство европейских стран невозможно представить без
образа Богоматери. В Западной Европе он связан с культом Мадонны, а на Руси с
Богородицей.
Икона «Владимирская Богоматерь»(XII в.) Младенец нежно прижимается своим личиком
к материнской щеке и обвивает рукой её шею. Детские глаза устремлены к Матери, они
словно ищут у неё защиты. На её строгом лице затаились тревога и печаль. При всей
материнской нежности в её облике чувствуется сознание неизбежной жертвенности.
Молодая женщина с ребёнком на руках, легко ступающая по облакам навстречу своей
трагической судьбе, Мария должна отдать своего сына на страдания и муку, чтобы все
люди были счастливы. Прекрасные глаза матери печальны.Рафаэль славит величие
женщины, Мария ­ идеал материнства. Художник воспевает красоту, женственность,
нежность и бескорыстие матери.
Тема материнства ­ одна из древнейших тем в мировой культуре.

Мама… Самый дорогой и близкий человек. Она дала нам жизнь, подарила счастливое
детство. Материнское сердце, как солнце, светит всегда и везде, согревая нас своим
теплом. Она – наш лучший друг, мудрый советчик. Она ­ наш ангел – хранитель.
Поэтому тема матери издавна занимает важное место как в классической, так и в
современной литературе.
Не сосчитать светлых образов матерей, которые донесли до нас сказки и легенды,
стихи и песни, рассказы и повести, романы и мемуары
Уже в фольклорных произведениях – в свадебных и похоронных песнях – возникает образ
матери. В духовных стихах этот образ предстаёт через образ Богоматери, особо
чтимый на Руси.
Особенно часто образ матери встречается в произведениях для детей.
Свет маминых глаз, тепло маминых рук, ласковый голос, нежная улыбка ­ эти выражения
не приедаются, не кажутся избитыми, потому что они подлинны, органичны, в них нет
жеманства. Душа ­ с радостью или с тоской ­ но всегда откликается на них.
Слайд 3, 4
В поэзии XIX века тема матери в первую очередь связана с именами М. Ю. Лермонтова и
Н. А. Некрасова.
Слайд 5
Лермонтов, очень рано лишившийся матери, вспоминает ее образ, ее песни, которые она
пела ему, в своем творчестве.
«Ангел» (отрывок из стихотворения читают учащиеся)
Слайд 6,7
По­настоящему глубоко и полно тема матери зазвучала в поэзии Николая Алексеевича
Некрасова. Замкнутый и сдержанный по натуре, Некрасов буквально не находил
достаточно ярких слов и сильных выражений, чтобы оценить роль матери в своей жизни. И
юношей, и стариком Некрасов всегда с любовью и преклонением говорил о своей матери
Она учила его любви и состраданию к тем, «чей идеал – убавленное горе», то есть к
крепостным.
Образ женщины – матери ярко представлен Некрасовым во многих его произведениях: в
поэме «Кому на Руси жить хорошо», в стихотворениях «В полном разгаре страда
деревенская», « Орина, мать солдатская», «Внимая ужасам войны», «Мать»
Великое чувство! У каждых дверей,
В какой стороне ни заедем,
Мы слышим, как дети зовут матерей,
Далёких, но рвущихся к детям.
Великое чувство! Его до конца
Мы живо в душе сохраняем, -

Мы любим сестру, и жену, и отца,
Но в муках мы мать вспоминаем! (отрывок читают учащиеся)
Слайд 8
Только что познакомились с одним из величайших произведений 19 века, созданным Н.В.
Гоголем, «Тарас Бульба».
Уделяя большое внимание описанию главных героев произведения, автор всего
несколько страниц посвящает образу матери Андрия и Остапа. Но и этих строк
достаточно, чтобы проникнуться сочувствием к этой маленькой, хрупкой женщине,
безумно любящих своих детей.
(Об образе матери в произведении читают учащиеся)
(В произведении мы впервые встречаемся с матерью, когда она встречает своих
сыновей. «…бледная, худощавая и добрая мать их, стоявшая у порога и не успевшая еще
обнять ненаглядных детей своих».
Среди сильных героев повести мы увидели слабую, маленькую женщину, которая любит
своих детей и с уважением относится к своему мужу. Когда Тарас спросил у младшего,
почему он его не колотит, мать сказала: «..И придет же тебе в голову этакое, что бы дитя
родное било отца.»
Она очень переживала, что они так мало будут дома. «…и мне не удастся наглядеться
на них.» Она всю ночь не спала, глядела на детей своих и не могла наглядеться. «Сыны мои,
сыны мои милые! Что будет с вами? Что ждет вас?..»
Хотя у нее был муж и два сына, она была одинокая: детей она видела редко, а Тараса
«… в год два – три дня, и потом несколько лет о нем не бывало слуху.» В молодости она
терпела от Тараса оскорбления и даже он ее бил, наверно она была очень красива, но
быстро постарела. Всю ночь мать надеялась, что поездка отложится, и ее дети поживут
дома. Но этого не случилось. «Бедная старушка, лишенная последней надежды, уныло
поплелась в хату.»
Перед отъездом Тарас попросил мать благословить сыновей. «Мать, слабая, как мать,
обняла их, вынула две небольшие иконы, надела им, рыдая, на шею…Не забывайте, сынки,
мать вашу… пришлите хоть весточку о себе…»Когда Тарас с Остапом и Андреем уезжали,
она выбежала за ними за ворота, как бы знала, что больше никогда не увидит их)
Слайд 9
­ Некрасовские традиции нашли своё отражение в поэзии великого русского поэта С. А.
Есенина, создавшего удивительно искренние стихи о своей матери – крестьянке.
Есенину было 19 лет, когда он с поразительной проникновенностью воспел в
стихотворении «Русь» грусть материнского ожидания сыновей­солдат.

«О, моя терпеливая мать!» ­ это восклицание вырвалось у него не случайно: много
волнений приносит сын, но всё прощает материнское сердце. Так возникает частый у
Есенина мотив вины сына.
В своих поездках он постоянно вспоминает родную деревню: она дорога памятью
юности, но более всего влечёт туда тоскующая о сыне мать.
Образ матери для него сродни эконописному – их роднит вечное терпение, ожидание,
надежда на «помощь и отраду». Есенин создал в литературе настоящий культ матери.
«Лучше тебя никого не видал» ­ скажет поэт о своей матери.
Прослушать «Письмо матери» в исполнении Малинина.(аудиозапись)
Слайд 10
Вслед за Есениным эту тему продолжали и продолжают многие писатели и поэты.
О том, что пришлось пережить матерям в военные годы, написано немало
проникновенных произведений. Нет ничего страшнее для матери, чем потеря самого
родного и близкого для нее существа на свете – ее ребенка. А сколько слез пришлось им
пролить только в годы ВОвойны.
Презентация «Закруткин «Матерь человеческая») (представляют учащиеся)
(В 1969 году Виталий Закруткин написал повесть «Матерь человеческая», о простой
женщине­крестьянке, сумевшей выстоять в страшных испытаниях в годы войны и стать
продолжательницей рода и возродить к жизни родную Землю. На глазах главной героини
произведения Марии фашисты повесили ее мужа и маленького сыночка, сожгли деревню, а
жителей угнали в Германию. Она чудом осталась жива. Но она верила, что русские войска

Литературная гостиная

Образ матери в русской культуре: музыке, живописи, литературе.

Ведущий 1. (Чуркина В.) Судари и сударыни! Дамы и господа! Приветствуем Вас на открытии литературной гостиной школы №73.

Начиная с 20-х годов XIX века, русская культура переживала необычайный подъём. Особый расцвет приобрела салонная культура. Среди дворян были образованнейшие люди, обладатели обширных библиотек, тонкие ценители мировой философской мысли, литературного и музыкального творчества. Аристократы собирали вокруг себя себе подобных.

Московский генерал-губернатор, князь Дмитрий Владимирович Голицын организовал у себя культурный салон, имевший большой успех. Один из поэтов пушкинского круга даже сокрушался: «Ну почему на наших сборищах так скучно, а у Голицына так весело?..»

Умение держать салон П. А. Вяземский называет «искусством». Эта элегантная и тонкая форма общественной жизни балансировала на грани серьёзности и развлечения, личного и публичного. Здесь все должны были чувствовать себя непринуждённо, но не выходить за рамки светских приличий. Хозяйками салонов обычно были женщины, так как именно женщины могли создать уютную, непринужденную атмосферу салона.

Ведущий 2. (Колесниченко А.) Сегодня наша литературная гостиная посвящена теме «Образ матери в русской культуре». Мы предлагаем вам поучаствовать в творческой лаборатории по созданию образа современной мамы. Перед вами мольберт с ватманом, карандаши, краски, фломастеры, маркеры и ваше воображение. По ходу действия вы можете подходить к мольберту и делать свои наброски.

Ведущий 1. С уважением и признательностью смотрим мы на человека, до седых волос благоговейно произносящего имя матери своей и почтительно оберегающего её старость; и презрением казним того, кто в горькую старческую её пору отвернулся от неё, отказал в доброй памяти, куске или крове.

Ведущий 2. Родиться стоит поздно или рано
Хотя бы для того на этот свет,
Чтоб вымолвить впервые слово “МАМА”,

Которого священней в мире нет.

Эти слова мы решили взять эпиграфом к нашему вечеру, посвященному самому дорогому человеку на Земле - МАМЕ!

Звучит песня «Мама-первое слово» (из к/ф «Мама»)

Ведущий 1. В языках мира последовательности звуков ma, mama и им подобных во многих, часто совершенно между собой не связанных языках соответствуют слову “мать”.

Расул Гамзатов (Кириченко В.)


А по-аварски - ласково "баба".
Из тысяч слов земли и океана
У этого особая судьба.

Став первым словом в год наш колыбельный,
Оно порой входило в дымный круг
И на устах солдата в час смертельный
Последним зовом становилось вдруг.

На это слово не ложатся тени,
И в тишине, наверно, потому
Слова другие, преклонив колени
Желают исповедаться ему.

Родник, услугу оказав кувшину,
Лепечет это слово оттого,
Что вспоминает горную вершину -
Она прослыла матерью его.

И молния прорежет тучу снова,
И я услышу, за дождём следя,
Как, впитываясь в землю, это слово
Вызванивают капельки дождя.

Тайком вздохну, о чём-нибудь горюя,
И, скрыв слезу при ясном свете дня:
"Не беспокойся, - маме говорю я, -
Всё хорошо, родная, у меня".

Тревожится за сына постоянно,
Святой любви великая раба.
По-русски "мама", по-грузински "нана",
И по-аварски - ласково "баба".

Ведущий 2. Мать во многих мировых культурах является символом жизни, святости, вечности, тепла и любви. Во все времена ее прославляли и воспевали художники, поэты, музыканты. Она была мечтой, улыбкой, радостью…

Ведущий 1.

Есть в природе знак святой и вещий,

Ярко обозначенный в веках!

Самая прекрасная из женщин -

Женщина с ребенком на руках.

(Соколов Максим.) Известный философ и богослов Сергий Булгаков о знаменитой картине Рафаэля «Сикстинская мадонна» сказал следующее: «…здесь красота дивная, но человеческая красота, прекрасная молодая женщина, полная обаяния, красоты и мудрости, грядет твердой поступью с младенцем на руках… Женственность, материнство прекрасны. Про эту красоту Ренессанса (эпоху Возрождения) нельзя сказать, чтобы она могла «спасти мир», ибо она сама нуждается в спасении…»

(Нечаева Дарья) Какое это счастье, когда мама рядом. Как хорошо, когда можно обратиться к ней за советом, с любой радостью и бедой. Недаром в народе живёт много хороших, добрых слов о матери. Они передаются от поколения к поколению. Давайте, ребята, вспомним пословицы о матери.

1. Птица рада весне, а младенец – матери.

2. Нет милее дружка, чем родная матушка.

3. При солнышке тепло, при матушке добро.

4. В материнском сердце для всех детей ласки хватит.

(Филонов Александр) Благоговейное почитание Пресвятой Богородицы ведет начало от самых первых христиан, которые научились также любить и почитать Пречистую Матерь Христа, на Которую Он Сам указал как на Заступницу и Покровительницу их, когда с Креста усыновил Ей всех христиан в лице святого апостола Иоанна Богослова.

(Силко Дмитрий) Признание и почитание Божией Матери на Руси - это явление особое, это образ, невероятно дорогой для каждого православного. “Матушка-Заступница!” - говорим мы, взывая к Ней. Ее называем Милостивой, Благодатной, Всех Скорбящих Радостью, Скоропослушницей, Отрадой и Утешением. К Ней обращаем самую, наверное, задушевную и трогательную молитву: « Богородице, Дево, радуйся, Благодатная Мария, Господь с Тобою...»

(Ильичева Екатерина) И это не удивительно, ведь не было и нет на Руси имени более благоговейно произносимого, любимого и прославленного после Господа, нежели Пресвятая Дева. Поэтому не могли русские поэты и писатели не обратиться в своем творчестве к образу Богородицы, не воспеть Ту, Которая является “честнейшей Херувим и славнейшей без сравнения Серафим”.

(Ермашова Лиана ) Кроме того, между истинной поэзией и молитвой есть большое родство. Может быть, поэзия вообще когда-то очень давно родилась из слов молитвы, ведь так же парят и возносятся к запредельному рифмованные строки, облеченные в образы и отточенные в прекрасные формы, как и простые безыскусные слова молитвы, которыми любящая душа взывает к Богу и Пречистой Деве.

(Бородкин Валерий) Поэзия есть тихое чудо, возникающее в глубинах истинного поэта и истинного читателя. Что мы читаем и слышим, понимаем и принимаем у Афанасия Фета?

А. Фет

Аве, Мария – лампада тиха,

В сердце готовы четыре стиха:

Чистая дева, скорбящая мать,

Душу проникла твоя благодать.

Неба царица, не в блеске лучей

В тихом предстань сновидении ей!

Аве, Мария – лампада тиха,

Я прошептал все четыре стиха.

Презентация Аве, Мария! (под музыку Шуберт Аве, Мария!)

Ведущий 2. В аристократических салонах ковались таланты нескольких поколений русских поэтов, писателей, литераторов, композиторов, историков, художников: Батюшкова, Гнедича, Крылова, Гоголя, Жуковского, Карамзина, Лермонтова, Тургенева, Некрасова, Белинского, Толстого, Тютчева, Глинки, Брюллова, Кипренского.

Ведущий 1. Облик матери в русской поэзии приобрёл пленительные черты хранительницы очага, работящей и верной жены, защитницы собственных детей и неизменной радетельницы за всех обездоленных, оскорблённых и обиженных. Эти качества материнской души отображены и воспеты ещё в русских народных сказках и народных песнях. Не оставили без внимания это и русские поэты как продолжатели традиций русской культуры.

Ведущий 2 .Сквозь творчество Есенина проходит светлый образ матери поэта, вырастающий в сказочный образ русской женщины, которая подарила поэту целый мир.

Сергей Есенин

ПИСЬМО МАТЕРИ

Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревог,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.

И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.

Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.

Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.

Я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.

Не буди того, что отмечталось,
Не волнуй того, что не сбылось, -
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.

И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.

Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не ходи так часто на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.

Звучит песня «Мама - слово дорогое».

Ведущий 1. Мать… Самый дорогой и близкий человек. Она дала нам жизнь, подарила счастливое детство. Материнские сердце, глаза, улыбка как солнце, светит всегда и везде, согревая нас своим теплом. Она – наш лучший друг, мудрый советчик. Мать – наш ангел – хранитель. Мы с младенчества помним самые нежные, самые добрые руки мамы.

А.А. Фадеев Отрывок из романа «Молодая гвардия» (Матросов Е.)

Мама, мама! Я помню руки твои с того мгновения, как стал сознавать себя на свете. За лето их всегда покрывал загар, он уже не отходил зимой, он был такой нежный, ровный, только чуть-чуть темнее на жилочках. А может быть, они были и грубее, руки твои, ведь им столько выпало работы в жизни, но они всегда казались мне такими нежными, и я так любил целовать их прямо в темные жилочки.

С того самого мгновения, как я стал сознавать себя, и до последней минуты, когда ты тихо в последний раз положила мне голову на грудь, провожая в тяжелый путь жизни, я всегда помню руки твои в работе. Я помню, как они сновали в мыльной пене, стирая мои простынки, помню, как ты в тулупчике, зимой, несла ведра, положив спереди на коромысло маленькую ручку в рукавичке, сама такая маленькая и пушистая, как рукавичка. Я вижу твои с чуть утолщенными суставами пальцы на букваре, и я повторяю за тобой: «Бе-а-ба, ба-ба».

Я помню твои руки, красные от студеной воды в проруби, где ты полоскала белье, помню, как незаметно могли руки твои вынуть занозу из пальца и как они мгновенно продевали нитку в иголку, когда ты шила и пела. Потому что нет ничего на свете, чего бы не сумели руки твои, что было бы им не под силу!

Но больше всего, на веки вечные запомнил я, как нежно гладили они, руки твои, чуть шершавые и такие теплые и прохладные, как они гладили мои волосы, и шею, и грудь, когда я в полусознании лежал в постели. И, когда бы я ни открыл глаза, ты была всегда возле меня, и ночник горел в комнате, и ты глядела на меня своими запавшими очами, будто из тьмы, сама вся тихая и светлая, будто в ризах. Я целую чистые, святые руки твои!

Оглянись, мой друг, и скажи, кого ты обижал в жизни больше, чем мать, не от меня ли, не от тебя, не от него, не от наших ли неудач, ошибок и не от нашего ли горя седеют наши матери? А ведь придет час, когда мучительным упреком сердцу обернется все это у материнской могилы.

Мама, мама!.. Прости меня, потому что ты одна, только ты одна на свете можешь прощать, положи на голову руки, как в детстве, и прости...

Ведущий 2. Материнская любовь греет нас до старости, она окрыляет нас, придаёт силы, как отблагодарить наших матерей за их бессонные ночи, невыплаканные слезы, огорчения и боль, которые вольно или невольно мы причинили им. Ничем не измерить материнскую любовь. Низкий поклон вам, наши дорогие мамы! В честь вас ученицы 10 класса исполнят танец «Вальс цветов».

Танец. Звучит музыка П.И. Чайковского «Вальс цветов» («Щелкунчик»)

Ведущий 1. Часто ли мамы слышат от нас слова благодарности, признания в любви? К сожалению, нет. Хотя, что нам стоит подойти к маме, обнять и поцеловать ее, спросить у нее, как прошел день, узнать о ее самочувствии, просто прижаться к ней.

"Чти отца твоего и матерь твою, да благо тебе будет, да долголетен будешь на земле"- так гласит Божья заповедь. Эта заповедь призывает нас беречь своих матерей.

Расул Гамзатов БЕРЕГИТЕ МАТЕРЕЙ! (Шмуль О.)
Воспеваю то, что вечно ново.
И хотя совсем не гимн пою,
Но в душе родившееся слово
Обретает музыку свою.


И, моей не подчиняясь воле,
Рвется к звездам, ширится окрест…
Музыкою радости и боли
Он гремит - души моей оркестр.

Но когда скажу я, как впервые,
Это Слово-Чудо, Слово-Свет, -
Встаньте, люди!
Павшие, живые!
Встаньте, дети бурных наших лет!

Встаньте, сосны векового бора!
Встаньте, распрямитесь, стебли трав!
Встаньте, все цветы!.. И встаньте, горы,
Небо на плечах своих подняв!

Встаньте все и выслушайте стоя
Сохраненное во всей красе
Слово это - древнее, святое!
Распрямитесь! Встаньте!.. Встаньте все!
Как леса встают с зарею новой,
Как травинки рвутся к солнцу ввысь,
Встаньте все, заслышав это слово,
Потому что в слове этом - жизнь.

Слово это - зов и заклинанье,
В этом слове - сущего душа.
Это - искра первая сознанья,
Первая улыбка малыша.

Слово это пусть всегда пребудет
И, пробившись сквозь любой затор,
Даже в сердце каменном пробудит
Заглушенной совести укор.


Слово это сроду не обманет,
В нем сокрыто жизни существо.
В нем - исток всего. Ему конца нет.
Встаньте!.. Я произношу его: « М а м а

Ведущий 2. У каждого из нас своя мама, мамы у всех разные: голубоглазые и зеленоглазые, блондинки и брюнетки, высокие и маленькие. Но для нас они самые родные и близкие. Мы хотим вам представить презентацию из наших рисунков, на которых мы изобразили наших мам.

Презентация из рисунков обучающихся под музыку Аве, Мария Дж. Каччини

Ведущий 1. А вот какая у нас получилась мама 2017 года!

Ведущий 2. Судари и сударыни! Дамы и господа! Мы благодарим Вас за активное участие в нашей литературной гостиной. Следующая тема нашей литературной гостиной будет посвящена Великой Победе. Мы также предлагаем Вам принять участие в создании рисунков, стихов, рассказов на эту тему.

Образ матери-женщины в современной литературе

« О мать моя, подвигнут я тобою,

во мне спасла живую душу ты».

У каждого из нас есть самый дорогой и близкий человек - это мать. Она дала нам жизнь, подарила счастливое детство. Её доброта и забота согревают нас и в грустные минуты. Несомненно, все свои тайны, сокровенные мечты мы доверяем маме, с ней советуемся. Она наш лучший друг, мудрый советчик. Мама является нашим ангелом - хранителем. Мать способна на любую жертву ради детей. Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери!

Всё самое дорогое и святое, что есть на земле, связано с женщиной. Истинное назначение женщины - быть матерью. Она любит своего дитя всем сердцем. Велика сила материнской любви! О ней написано немало книг. Мать, безусловно, - это самый важный в жизни каждого из нас человек. Именно она находится всегда рядом с нами.

Известные учёные и писатели, певцы и композиторы многим обязаны своим матерям. Они с благодарностью вспоминают о том, что сделали для них матери. Современный писатель Ю. Бондарев в рассказе « Мать» пишет о своей матери. Автор говорит о том, что мать научила его верить в добро, самому нести его людям.

Многие современные авторы обращаются к этой теме. С любовью и уважением пишет о своей матери известный хирург и писатель Ф. Углов в книге « Сердце хирурга». Автор утверждает, что «сыновнюю любовь и большое уважение к матери не стёрли годы». Родом она была из сибирских крестьян. Писатель всегда удивлялся терпению русской женщины, восхищался её достоинством и добротой. Несмотря на невзгоды, тяжёлые испытания, мать Ф. Углова не утратила милосердия, сострадания к людям, всегда стремилась чем - либо помочь. « Желание помочь другим, охота к труду были в нашей матери» -, писал автор. Возможно, любовь к людям, к работе были у писателя от матери. Какие слова нужно найти, чтобы написать о материнской мудрости и материнской любви? Углов благодарен матери за всё, чему она научила в жизни. Сама же мать совсем не ходила в школу, была неграмотной. Обладала прекрасной памятью, легко запоминала содержание книг, которые читались в доме вслух, неплохо знала историю русского народа, помнила даты важнейших событий, имена и дела выдающихся людей. Писатель утверждает, что любовь к чтению привили ему мать и отец, который очень любил читать вслух. Любовь к чтению, к русской истории и к русскому народу были заложены в писателе ещё с детства. Углов в своей книге также рассказывает о том, что суждения матери были просты, человечны, поражали глубиной обобщений. Особенно близко к сердцу принимала она судьбы своих односельчанок, в разговорах с сочувствием и большим пониманием относилась к политическим ссыльным, которые жили в деревне. Осознавала, что всё их «преступление» - это стремление облегчить жизнь народа. Мать очень сочувствовала этим людям. Ф.Углов писал, что его мать была простой крестьянкой, но была в ней интеллигентность и душевность. Когда же Углов работал врачом, мать помогала его семье. «Всю работу по дому и заботу о нас брала на себя, создавая тот уют, без которого невозможна плодотворная работа», - вспоминал писатель. Часто мать приводила из жизни случаи, где справедливость всегда торжествовала. Автор пишет, что очень любил эти « мамины разговоры». Они всегда были проникнуты любовью к людям и верой в справедливость. « Ложь и зло на коротких ножках ходят, а добро живёт долго», - говорила мать. От таких слов легче становилось на душе, « быстрее забывались обиды». Мать Ф.Углова была беспокойным, неравнодушным человеком. Автор вспоминает тот случай, когда его мама рассказала ему о судьбе Наташи. Эта девушка жила в одной деревне с его матерью. После этой истории Углов понял, что от него ждут профессиональной помощи. Эту девушку считали безнадёжной больной. Никто из хирургов не брался её оперировать. Матери Углова было очень жаль Наташу, и она уговорила сына пойти на такую рискованную операцию. Внимание и забота матери хирурга, его « золотые руки » спасли девушку. Ф.Углов всегда прислушивался к материнскому наказу: « Федя, старайся делать людям добро. От этого им легче и сам делаешься чище. Да и такое оно, добро: сделал его в одном месте, оно возвращается к тебе в другом, когда и не ждёшь совсем…» Автор в своей книге пишет о том, что его мать была воплощением доброты и долготерпения, как и большинство простых русских женщин, чья душевная забота всегда согревала их детей. Писатель утверждает, что именно матери дают сыновьям силу и уверенность. Это они стоят у начала любого человеческого подвига.

В повести « Последний срок » В.Распутин рассказывает о последних днях старухи Анны и о поведении её взрослых детей, «преждевременно» съехавшихся в родительский дом. Поражает огромное жизнелюбие старой крестьянки. Жизнь её была тяжёлой: разруха, голод, война. Женщина вырастила пятеро детей. Люся и Варвара, а также старший сын Илья жили в городе. С младшим сыном Михаилом она «доживала свой век». Почувствовав приближение смерти, старуха Анна решила попрощаться со своими детьми. « Вот уже приехали четверо из них, теперь все ждали самую младшую из них - Татьяну». Старуха любила её больше всех, она была её «поздним и последним ребёнком». Анна считала, что именно младшая дочь будет её утешением в старости. С горечью пишет автор о том, что забывают дети о своих матерях, забывают приехать, поздравить, послать письмо. А ведь матери нужно очень немногое: любовь и внимание детей. Хорошо, когда между матерью и детьми есть взаимопонимание, когда не только мать несёт ответственность за судьбу детей, но и дети являются её защитой и опорой.

Тяжёлой была судьба русской женщины, русской крестьянки. О нелёгкой доле простой русской женщины пишет А. И. Солженицин в рассказе « Матрёнин двор ». Это произведение написано целиком о женщине. Несмотря на множество не связанных с нею событий, Матрёна является главным действующим лицом. Вокруг неё развивается сюжет рассказа. Эта женщина видела в жизни немало горя: смерть детей, предательство мужа. Тяжёлая работа изнуряла её физически, но душа у Матрёны была добрая, отзывчивая к чужой беде. Она не боялась никакой работы, трудилась в колхозе, за что получала копейки. Никогда не была ей работа в тягость, « ни труда, ни добра своего не жалела Матрёна ». Жила она бедно, убого, одиноко. Её считали «потерянной старухой», измотанной трудом и болезнью. Родные почти не появлялись в её доме, опасаясь, что Матрёна будет просить у них помощи. А когда погибла Матрёна Васильевна, опять же помогая своим родственникам, вспомнили её не только добрым словом. Говорили, что « не бережливая, помогала бесплатно ». Даже о сердечности и простоте Матрёны говорили с презрительным сожалением.. « Не понятая и брошенная даже мужем своим, сохранившая шесть детей, смешная, по - глупому работающая на других бесплатно, она не скопила имущества к смерти. Грязно - белая коза, колченогая кошка, фикусы…» Вот характеристика Матрены с точки зрения людей, живших рядом с ней. Всеми забытая, никому не нужная…А ведь не смогли - то разглядеть в этой женщине главного - доброты её, не поняли, что « есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит ни село, ни город, ни вся наша земля ».

Сколько бескорыстия, самоотверженности в поступках матери! Зачастую слепая любовь материнская, к сожалению, оказывается губительной для её детей. Об этом повествует рассказ В.Быкова « Свояки ». Оба сына крестьянки, совсем мальчишки, собрались в партизаны. «Отец их погиб на фронте, и так страшно матери отпускать детей, так жалко, так хочется остановить». И вот она растерянная, бежит в соседнюю деревню к свояку за помощью и советом. « Свояк - это же свой, родня, хоть и полицай, придёт не откажет, ведь всего - то и надо припугнуть немного»,- так думала женщина. А обернулось всё ужасной трагедией. Прибегает она домой вслед за полицаями, но поздно. Видит, как легко и просто убивают её мальчиков. И жить дальше она не смогла ». Мать добрела до колодца и торопливо ринулась в мрачную, зыбкую пройму. Материнский инстинкт обманул женщину. Дело - то и не в ней, а в жестоких обстоятельствах, делающих людей бесчеловечными.

Многое пришлось выстрадать матерям, вынести суровые испытания в годы Великой Отечественной войны, в послевоенное время. Современный писатель В.Астафьев утверждал: « Матери! Матери! Зачем вы покорились человеческой смерти?»

В великом и неоплатном долгу все мы перед своими матерями, низко склоняем колени перед их мужеством, бесконечной добротой и нежностью.