Грамматическое значение глагола. Глагол, его грамматическое значение и система грамматических категорий


Тема: Глагол (общее грамматическое значение, вопросы что делать? Что сделать?)

Задачи :

    Дать понятие о глаголе, как о самостоятельной части речи, познакомить с общим грамматическим значением глагола, учить ставить к ним вопросы, отличать от других частей речи.

    Корректировать и развивать мелкую моторику мышц руки пальцев посредством пальчиковой гимнастики.

Корректировать и развивать внимание, память, мышление – умение анализировать обобщать, сравнивать.

Развивать речь: уточнение и обобщение словаря учащихся по лексической теме, корректировать лексико-грамматический строй речи.

формировать самостоятельность.

    Воспитывать навыки саморегуляции, управления, формировать навыки продуктивного взаимодействия в коллективе класса.

Содержание урока.

    Организационный момент.

Психологический настрой

    Актуализация знаний.

Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в путешествие, куда именно вы узнаете, отгадав загадку.

Океан бездонный, океан бескрайний,
Безвоздушный, темный и необычайный,
В нем живут Вселенные, звезды и кометы,
Есть и обитаемые, может быть, планеты. (космос)

Куда же мы полетим?

Освещает ночью путь,

Звездам не дает заснуть.

Пусть все спят, ей не до сна,

В небе светит нам...

Мы полетим на Луну спасать Незнайку. Его ракета рассыпалась на кусочки и нам надо помочь собрать её, что бы он вернулся в свой город.

    Пальчиковая гимнастика (подготовка к письму).

Начинаем колдовать,

Двери в космос открывать.

Хоть замочек очень крепкий,

Металлический и цепкий,

Мы сперва его покрутим.

А потом три раза дунем.

Покачаем раз, два, три.

Дверь, замочек, отомкни.

Двери открываются,

Путешествие начинается.

Приготовились, взлетаем!

    Оформление тетради. Минутка чистописания.

- Напишем буквы Кк. Запишем слово космос.

Возьмите свои космические ручки. Сядьте в космические кресла, выпрямите спинки, положите правильно космические тетради.

Составьте и запишите 2 слова с корнем «космос». (космонавт, космолет, космический)

Звуковая разминка.

Выделите первый звук в словах. (к). Охарактеризуйте его.

К - согл., тверд, глух, парн. /г-к/

    Повторение изученного правила.

Вот и долетели мы до Луны. Посмотрите, кто нас встречает? (Незнайка) А на лунной поляне лежит его рассыпавшаяся ракета. Давайте поможем её собрать. Для этого нужно выполнить несколько заданий. Первое задание: вспомните какие части речи вы изучили на уроках русского языка. Помогут нам в этом загадки.

Все что существует, оно обозначает,

На вопросы КОТ? И ЧТО? Верно отвечает.

А чтоб не обижался весь честной народ,

Он всегда имеет и число и род.

Расскажите все, что вы знаете об имени существительном. Приведите примеры.

Художницу нашу знает весь свет:

Раскрасит художница всякий предмет.

Ответит всегда на вопросы такие:

Какой? Какая? Какое? Какие?

Расскажите об имени прилагательном. Приведите примеры.

Вот и нашелся первый кусочек ракеты.

    Сообщение темы урока. Целеполагание.

Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, нужно записать словарные слова, которые приготовили лунатики и прочитать первые буквы.

Г а зета, л и са, а вт о бус, г о рох, о дежда, л о пата.

Вот и второй кусочек нашелся.

Сегодня мы начнем изучать глагол. Вы узнаете, на какие вопросы отвечает эта часть речи и что она обозначает. Научитесь отличать глаголы от существительного и прилагательного.

    Работа над новой темой.

Прочитайте статью в учебнике на стр. 149. Ответьте на вопрос, почему эта часть речи необыкновенная и мы получим еще один кусочек ракеты .(с его помощью мы обозначаем действия…)

Расскажите, чем занимается космонавт в космосе? (исследует, изучает космос, наблюдает). Задайте вопросы к этим словам. (что делает?)

Давайте сформулируем правило о глаголе и получим еще часть ракеты .

Учащиеся с помощью учителя формулируют правило, проверяют по учебнику. Стр. 149

Кто же стал первыми космонавтами, вернувшимся на Землю живыми и невредимыми, вы узнаете разгадав загадку:

Я верный человека друг.
Имею множество заслуг.
На цепь привязан во дворе.
Зимою сплю я в конуре.
Охочусь с другом на волков.
Пасу на пастбище коров.
Бегу по тундре вековой
в упряжке, снежною зимой.
Я в мире лучшая служака.
Кто я? Ты угадал - (Собака)

- Это были две собаки- Белка и Стрелка.(фото)

Готова ли наша ракета? Нет. Нужно достроить её. Для этого выполним еще одно задание. Из рассказа о Белке и Стрелке нужно выписать глаголы.

Ровно 50 лет назад собаки Белка и Стрелка отправились в космос. Они провели сутки в условиях невесомости. Звездные дворняжки стали первыми живыми существами, которые вернулись на Землю после космического полета. Одного из щенков Стрелки по кличке Пушок подарили жене американского президента Жаклин Кеннеди.

Физминутка

В небе ясном солнце светит,
Космонавт летит в ракете.
(Потянуться – руки вверх.)
А внизу леса, поля –
(Наклониться.)
Расстилается земля.
(Руки развести в стороны.)

А какие еще профессии вы знаете? (Учитель, повар, строитель, врач,)

Давайте поиграем в игру: «Оживи картинку». Вам нужно подобрать глаголы к картинкам и оживить людей разных профессий. За это задание вы получите последнюю недостающую часть ракеты.

    Обобщение.

Ну вот наша ракета для Незнайки готова. Для того, чтобы лететь обратно надо выполнить последнее задание. Выполнить тест.

    Глагол обозначает

    действие предмета

    признак предмета

    предмет

    Глагол - это

    часть слова

    часть речи

    член предложения

    Глагол отвечает на вопросы*

    какой? какая? какое?

    кто? что?

    что делать? что сделать?

    Какое слово является глаголом

    сторож

    сторожит

    сторожевая

9 Рефлексия.

На доске слова. Продолжите фразу .

    сегодня я узнал…

    было интересно…

    было трудно…

    я выполнял задания…

    я понял, что…

    теперь я могу…

    я почувствовал, что…

    я приобрел…

    я научился…

    у меня получилось …

    я смог…

    я попробую…

    меня удивило…

    урок дал мне для жизни…

    мне захотелось…

Открытый урок русского языка

Тема: «Глагол(общее грамматическое значение, вопросы что делать? что сделать?

Разработала и провела

учитель начальных классов

Попова И.В .

Г. Темиртау 2015г.

Данный урок предполагает использование интерактивной доски ACTIVboard, которая сопровождается программным обеспечением ActivStudio. В этой программе создаются ФЛИПЧАРТЫ (аналог рабочей области на обычной школьной доске). Чтобы представить, как выглядят флипчарты, они были экспортированы в PowerPoint.

Цели:

  • повторить сведения о глаголе, известные учащимся с 5 класса,
  • учить определять глагол как часть речи: определять общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль, применять знания на практике, развивать навык аргументированного ответа;
  • воспитывать уважение к человеческому достоинству другого, формировать стремление развивать милосердие в себе.

ХОД УРОКА

I. Организация класса. Прием "Мордашки": ученики сигнализируют о своем эмоциональном состоянии с помощью карточек со стилизованными рисунками, например:

II. Словарный диктант.

Наш сегодняшний урок мне хотелось бы начать словами Н.В.Гоголя, которые уже звучали на наших уроках: "Перед вами громада - русский язык! Наслажденье глубокое зовет вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его:"

Мне хочется верить, что постижение великого, могучего, прекрасного языка доставляет вам удовольствие. Вы получаете удовольствие от того, что стремитесь говорить красиво, грамотно, правильно, соблюдая нормы литературного русского языка.

Позвольте начать наш урок со зрительного диктанта, который и подскажет вам, насколько вы уже владеете нормами и знаете, как пишутся словарные слова.

(Зрительный диктант с использованием Презентации PowerPoint.)

Сувенир, металлический, каникулы, вестибюль, инициатива, дизайн, лазурь, нарцисс, офицер, терраса, секунда, единый, фойе, расстояние, декада, аннотация, институт, аттракцион, ещё.

(Запись слов под диктовку, взаимопроверка по образцу на доске, выставление оценок в лист контроля.)

III. Словарная работа.

Обратите внимание, что некоторые слова выделены красным цветом. Как вы думаете, почему? (Это новые слова, с ними не работали на уроках.)

Выпишите эти слова в столбик, подчеркните те буквы, которые могут вызвать в дальнейшем затруднение, на которые мы должны обратить внимание.

(Работа у доски. Открыт флипчарт ActivStudio , страница 1)

Все ли слова вам понятны?

(Объяснение в случае затруднения.)

Попробуйте определить, какое слово будет ключевым словом нашего урока. Каким ключом мы как бы откроем дверь в огромный, прекрасный мир русского языка?

(Милосердие.)

IV. Работа с текстом. Определение темы урока.

А как вы понимаете значение слова "милосердие"?

(Флипчарт, страница 2).

Какой из предложенных вариантов будет правильным. (Варианты ответов детей.)

Я предлагаю обратиться к тексту . Может быть, он поможет вам выбрать верное определение слова "милосердие"?

(Флипчарт, страница 3.)

О чем этот текст? Какова его тема? (Взаимоотношения между людьми.)

Вернёмся к слову "милосердие".

(Флипчарт, страница 2).

Можете ли вы после знакомства с размышлениями Сухомлинского дать определение этого слова?

(Милосердие - готовность помочь или простить из сострадания.)

Как бы вы озаглавили наш текст? (Будьте милосердными. Развивайте милосердие.)

(Флипчарт, страница 3, запись заглавия.)

Что помогло дать вам верное определение слова "милосердие"? Обратите внимание: какая часть речи активно используется в тексте? Почему? (Глаголы; помочь или простить - это действие, поступок.)

Определите тему нашего урока. Мы продолжаем изучение морфологии. Ключевое слово нашего урока "милосердие" связано с глаголом, нуждается в использовании глагола:

(Запись темы на доске и в тетрадях: Глагол как часть речи.)

Как бы вы определили итог своей работы на уроке? К какому результату вы должны прийти?

V. Предупредительный тест. Определение целей урока.

Прежде чем вы определите цель нашей работы, я предлагаю выполнить небольшой тест, а затем вернуться к результатам, которые мы должны достичь.

(Тест через Activstudio. Результаты записываются на лист контроля.)

Проанализируйте итоги, определите цель вашей работы на уроке.

(Повторить сведения о глаголе, известные с 5 класса, учить определять глагол как часть речи: определять общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль, применять знания на практике, развивать навык аргументированного ответа.)

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА:

1. "Цветочек"

2. "Китайский болванчик"

3. Взгляд вправо - влево - вверх - вниз.

VI. Повторение и систематизация изученного. Развитие учебно-языковых и речевых умений.

Найдите в тексте, который уже знаком вам, глаголы. Укажите над каждым найденным словом часть речи.

((Флипчарт, страница 3. Выделение цветом глаголов в тексте на доске.)

Как можно доказать, что выделенные слова - глагол? Что такое часть речи?

(Флипчарт, страница 4.)

(Заполнение таблицы в тетради по мере открытия доски инструментами "Шторки" и "Ластик".)

Проанализируйте итоги нашей работы. Определение каких морфологических признаков вызывает затруднение? (Ответы детей, выделение предложенного цветом.)

(Повторение понятий, вызвавших затруднение)

Я думаю, что вы согласитесь со мной, что одним из самых непростых для определения морфологических признаков глагола является спряжение. Я попросила Алёну Синёву помочь вам и мне. Помочь мне напомнить вам, как определить спряжение глагола и в будущем избежать ошибок в написании глагольных окончаний. Алёна использовала при подготовке алгоритм, который перед вами.

(Флипчарт, страница 5,6.)

(Демонстрация алгоритма.)

Как вы думаете, готовы ли вы теперь доказать, что вы правильно выделили в тексте глаголы? (Ответы детей.)

Проверим. Докажите, что слово "говорим" является глаголом.

(Флипчарт, страница 4.)

(Записи делаются в третьей колонке схемы в тетрадях и на доске.)

VII. Подведение итогов. Оценивание результатов повторения.

(Флипчарт, страница 7.)

(Тест "10 шагов" , занесение результатов на лист контроля.)

Как вы думаете, важно ли уметь определять морфологические признаки глагола? Почему? (Ответы детей.)

Проанализируйте глаголы нашего текста, обратив внимание на то, в каком наклонении они употреблены. Какую особенность вы заметили?

(Большинство глаголов употреблены в повелительном наклонении.)

Как вы думаете, почему?

(Текст представляет собой наказ, совет, наставление.)

А вы могли бы дать совет себе, другу, однокласснику, как стать или быть милосердным? Запишите свои варианты советов, подсказок в тетрадь.

(Чтение работ детьми.)

VIII. Рефлексия. "Мордашки".

IX. Домашнее задание:

Подготовить рассказ "Глагол - часть речи", № 112.

Ю. С. Маслов определяет глагол как часть речи, которая выражает грамматическое

значение действия, т. е. признака динамического, протекающего во времени. Грамматическое значение действия понимается широко: это не только деятельность в собственном смысле этого слова, но и состояние и просто указание на то, что данный предмет существует, что он относится к определённому классу предметов (лиц): A chair is a piece of furniture.

He wrote a letter. He will soon recover. Важно то, что глагол передает признак не статически, не как приписываемое предмету (лицу) свойство, а как признак, обязательно протекающий в каком-то временном (хотя бы и неограниченном) отрезке. Этот признак - не отвлеченное название действия; так называемые личные (Finite) формы глагола всегда передают действие как исходящее от некоего агенса, поэтому синтаксическая функция личных форм глагола однозначна: они всегда являются сказуемым предложения.

Словоизменительная система глагола богаче и разнообразнее, чем у других частей речи; она включает не только обычный для флективных языков синтетический способ, т. е. присоединение формантов к основе, но и аналитические формы. Следует отметить, что глагол - единственная часть речи, имеющая аналитические формы; выше мы привели причины, по которым представляется неоправданным взгляд на сочетания существительного с артиклем и на сочетание прилагательного с more, most как на аналитические формы (1.2.8, 1.3.3).

Еще по теме 1.6.1. Грамматическое значение глагола.:

  1. § 24 Особое значение целого семейства в торгующем купечестве и в бывших податных сословиях. – Финансовое и хозяйственное значение семейного раздела. – Особое значение семейства в отправлении рекрутской повинности. – Семейная община у Индусов.
  2. § 8 Значение формы в договоре. – Римская стипуляция и правила иностранных законодательств. – Историческое значение формы в русском законодательстве. – Правила о совершении актов. – Отсутствие руководящего начала. – Колебания судебной прак- тики и наклонность ее к формализму. – Значение явки в актах договора. – Домашние акты. – Словесные соглашения. – Можно ли доказывать их свидетелями? – Гербовый сбор.
  3. § 40 Условия об очистках. – Понятие об очистке (garantie). – Практическое значение иска об очистке. Особенное значение вотчинной очистки (gar. reelle)
  4. § 3 Содержание обязательства. – Положительное и отрицательное. – Обязательство дать или исполнить. – Взаимное обязательство. – Нераздельные и делимые обязательства. – Действие возможное и невозможное; известное и неизвестное. – Разделительное обязательство и значение выбора. – Определение предмета родом, видом и особью. – Значение денег.
  5. § 37 История вотчинной записки в России. – Явка актов в приказах. – Справка. – Юридическое и финансовое ее значение. – Аналогия нашей формы с западными. – Изменение старой формы при Петре I. – Новый крепостной порядок и новое значение справки и отказа. – Форма нового отказа и ввода во владение
  6. § 84 Значение писцовых книг и межевых актов по делам специального межевания и отношение их к вотчинному праву. – Может ли разрешенный по межевым правилам вопрос о владении внутри общей дачи служить к предосужде- нию вотчинного права? – Случаи, в коих требуются доводы от перводачников. – Нынешнее значение писцовых книг как доказательства в делах вотчинных
  7. § 83 Историческое значение писцовых книг. – Писцовые книги как доказательство по межевым делам. – Отношение межевых доказательств к вотчинным. – Могут ли межевые акты служить к предосуждению вотчинных прав? Значение межевых актов и планов в спорных вотчинных делах. – Общее замечание об отношении вотчинного права к межевому

Слова - это строительное сырье для любого языка. Из них строятся предложения и словосочетания, с их помощью мы передаем мысли, общаемся. Умение этой единицы называть или обозначать предметы, действия и т.п. называется функцией. Пригодность слова для общения, передачи мыслей именуется его

Таким образом, слово - это основная, главная структурная единица языка.

Каждое слово в русском языке имеет лексическое и грамматическое значение.

Лексическим называют соотношение звукового (фонетического) оформления слова, его звучания с явлениями действительности, образами, предметами, действиями и т.п. можно сказать проще: это смысл. С лексической точки зрения слова "бочка", "кочка", "точка" - разные единицы, потому что они обозначают разные предметы.

Грамматическое значение слова - это значение его форм: рода или числа, падежа или спряжения. Если слова "бочка", "точка" рассматривать грамматически, то они будут абсолютно одинаковы: существ. женского рода, стоящие в именительном падеже и единств. числе.

Если сравнивать лексическое и грамматическое значение слова, можно увидеть, что они не одинаковы, но взаимосвязаны. Лексическое значение каждого из них универсально, основное же закреплено в корне. (Например: "сын", "сынок", "сынуля", "сыночек").

Грамматическое значение слова передается при помощи словообразующих морфем: окончаний и формообразующих суффиксов. Так, "лес", "лесник", "лесничий" будет довольно близким: их смысл определяется корнем "лес". С грамматической точки зрения они абсолютно разные: два существительных и прилагательное.

Напротив, слова "пришел", "приехала", "прибежали", "набежало", "отлетела", "сбили" будут похожими в грамматической направленности. Это глаголы, стоящие в форме прошедшего времени, которые образованы при помощи суффикса "л".

Из примеров следует вывод: грамматическое значение слова - это его принадлежность к части речи, общее значение целого ряда похожих единиц, не привязанное к их конкретному вещевому (смысловому) содержанию. "Мама", "папа", "Родина" - существ. 1 склонения, стоящие в форме И.п., единств. числа. "Сова", "мыши", "молодежи" - существительные женск. рода, 3 склонения, стоящие в Р.п. Грамматическое значение слов "красненький", "огромный", "деревянный" указывает на то, что это прилагательные, стоящие в форме муж. рода, единствен. числа, И.п. Понятно, что лексическое значение этих слов различно.

Грамматическое значение слова выражается в определенной форме, соответствующей позиции слов в предложении (или словосочетании), выражается с помощью Чаще всего таковыми являются аффиксы, однако нередко грамматическая форма образуется при помощи служебных слов, ударения, порядка слов или интонации.

От того, каким образом образована форма, непосредственно зависит ее вид (название).

Простые (их еще называют синтетическими) грамматические формы образуются внутри единицы (с помощью окончаний или формообразующих суффиксов). Падежные формы (нет) мамы, дочки, сына, Родины образованы при помощи окончаний. глаголов "написал", "спрыгнул" - при помощи суффикса и а глагола "спрыгнула" - при помощи суффикса "л" и окончания "а".

Некоторые формы образуются вне лексемы, а не внутри нее. В этом случае возникает нужда в служебных словах. Например, глаголы "буду петь" и "давайте петь" образованы при помощи служебных слов (глаголов). Слова "буду" и "давайте" в данном случае не имеют лексического значения. Они нужны для создания В первом случае - будущего времени, а во втором - побудительного наклонения. Такие формы называются сложными или аналитическими.

Грамматические значения определяются в системы или кластеры рода, числа, и т.п.

Морфологические признаки глагола: вид, наклонение, время, лицо, число, род.
Синтаксические признаки - в предложении обычно является сказуемым. Вместе с подлежащим образует грамматическую основу предложения. По может быть и любым другим членом предложения.
Не с глаголами пишется раздельно, за исключением слов, которые без не не употребляются.
I. Образуйте все возможные формы глагола. Укажите основу инфинитива и настоящего (или будущего простого) времени глагола. Определите спряжение.
Думать, решаться, виднеться, беседовать, торопиться, крикнуть, бежать, махать, плыть, бороться, вынести, закрывать, закрыть, мерзнуть, найти, замерзнуть.
П. Образуйте видовые пары глагола (совершенный - несовершенный).
Лишать, кидать, нравиться, сесть, набрать, прощать, печь, стать, закрыть, кричать, сжать, ходить, печалиться, сохнуть, класть, плыть, дать, .ловить.
Ш. Определите спряжение глаголов, укажите вид.
Смотр.лпь, вид.лпь, рису..те, катат?ся, накд..пяет?ся, (не)навид.лпь, держ.л, (недо)слыш..те, разве..пи, вымо.лпь, вьіро.де, мир..те, стон..mi), завал.лп"Рся, мину.лпь, наряд..те, увепча.дпь, камене.лиь, завис.,те, терн..те, паправлят?ся, обход.лпь. передвигат-?ся, пов..рач..ват?ея, ск..льзить, теч?, тянуть, пр..б.тпжа і ?ея, переходит ь.
Н
Безударные личные окончания глагола проверяйте неопределенной формой: у глаголов на -ить и глаголов- исключений (слышать, видеть, дышать, гнать, держать, вертеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть) пишите в окончаниях и, а(я); у остальных глаголов - е, у (т).
1. Определите спряжение глаголов. Образуйте формы 2-го
.типа единственного и множественного числа.
Бежать, вынести, написать, найти, обижать, зеленеть, расти, обжигать, греть, замерзнуть, крутиться, мочь, зависеть, зависать, обидеть, дышать, проснуться, спать, чертить, вы-
стушгть, выступать, накопить, обещать, кричать, крикнуть, узнать, знакомиться, рассмешить, смеяться.
II. Запишите, определяя спряжение глаголов.
Вид.лиь поле, ненавид.лпь (пе)правду, рису..те натюрморт, вы хорошо вид..те (в)даль, девочка хорошо пипг..т, не СГІЄШ..ТЄ через дорогу, он смотр./г, ребята пил..т лобзиком, реж..т хлеб, (он) руб..т дрова, иол.лиь грядки, (он) суш..г весла, люб.диь работать.
I. Поставьте глаголы во множественном числе, не меняя лицо.
Вым..ю, выр..ю, развею, угешу, меняю; завал..шь, мину., шь, наряд.лпься, увенча.дпь, утеш.лпь; (он) пита..т, совещается, утеша..т, слуша..т, слыш./г, посматрива..т, осмотр..т, ГОН..Т, гоня..т.
II. Запишите глаголы в неопределенной форме в единственном числе, не меняя лицо.

Уме..те, кии..те, робе..те, засе..те, сяд..те, шага..те, паде..тесі), гон..тесь, чу..те, бор..тесь, стро..те, вымо.ле, вы- ро..те, (они) ненавид..т, засе..те, завис..т, обид..т, гон..т, гоня..те, держ..т, терп..т, верт..т, повертыва..т, слуша..те, дынь.т, смотр..т, кле..т, суме..т, слыш.ле, оглядываетесь, ви- д..те, зна..те, кол.."Г, стуки..те, пол..те, ро..те.
1. Написание -тся, -ться в глаголах проверяйте вопросом!
Если вопрос ч то (с)д е л ат ь? - пишем -ться\ есл и вопрос ч т о (с)д е л а е тУ -тся.
2. В глаголе, который зависит от другого глагола или от таких слов, как можно, надо, нельзя, должен, пора, начал и некоторых других, всегда пишется -ться.
Запишите следующие словосочетания, используя один из названных приемов.
Дом строитУся, начал строитУся, должен строитУся, скоро смиритУся, удивляютУся. удивятУся, удивишУся, готов удивнтУся, теснятУся, он теснитУся, не надо теснитУся, пере- ломатУся, переломаетУся, признатУся, нризнаетУся, заносй- тУся, занбситУся, роетУся, рытУся, нора мытУся, моетУся, за- ступитУся, заступ йтУся, гтрокатитУся, нрокатйтУся, надо учитУся, учитУся хорошо.
180. Стіишите текст. Укажите морфологические признаки глаголов. Вставьте недостающие знаки препинания. Проведите морфологический анализ выделенных словосочетании. В первых трех предложениях подчеркните все члены предложения, укажите, чем они выражены.
Я стал иодымат?ся на Безобдал гору отделяют..ю Груз.до от древн..й Армеп.ді. Широк..я дорога осене(н. нн)ая деревьями извивает?ся около горы. На вершин.. Безобда- ла я проехал сквозь малое уіцель.. называемое кажет?ся Волчь..ми Воротами и оч..тился на естестве(и, нн)ой границ.. Грузи.. . Мне представ..лись новые горы новый горизонт; (нодо)мною ра..ст..лались злачные, зеленые нивы.4 Я взгЛоНул еще раз на опале(н, ни) у го Грузию и стал спус- кат?ся по отлог..му скл..нению горы к свеж-.м р..внинам Армении. С (не, ни)опиеа(н, нн)ым;" удовольстви..м заметил я что зной вдруг уменьшался: климат был другой/
(А. Пушкин.)
Запишите пословицы и поговорки, сгруппировав их по темам; темы озаглавьте; подчеркните главные члены предложения, укажите, чем они выражены. Расскажите об особенностях построения предложений в пословицах. Определите спряжение глаголов.
1. Правда прямо идет с нею не размин.лпУся. 2. Язык царств..ми вороча..т. 3. Правда в огне (пе)горит и в воде (не)тон..т. 4. Без зап..валы и песня (н.,)поет?ся. 5. Язык стяг дружину вод..т. 6. Всяк про правду трубит да (н..)веяк правду любит. 7. Выстрелив пулю (п..)схват..шь а слово ск,.зав (н..)пойма..шь. 8. Говорит бело а делает ч..рно. 9. За твоим языком (н..)тюспе..шь б-.сиком. 10. Кто гнев свой од..лева..т крепок быва..т. 11. Кто много гов..рит гот мало дела..т. 12. Кто языком штурму..т (н..)много навою..т. 13. (Н..)уб..ешь словом да опозор..шь. 14. (Н..)кому не вер..т а сам мел..т. 15. От мал.л"і искры сыр?бор заг..рает?ся. 16, Правда из воды из огня сііосает. 17. Правда глаза кол..т. 18. Правда суда не боит?ся. 19. Правды (н..)переснор..шь. 20. Что:ша..т все скаЖоТ и чего (и..)зна..т и то скаж..т.
Определите тему пословиц и поговорок, озаглавьте их. Запишите другие пословицы на ату же тему. Какую из пословиц вы считаете самой жизненной? Почему?
друга остан.дпься. 6. (Не)друг поддакивает, а друг епор..т. 7. Когда друг прое..т, не существует завтра. 8. Друга за деньги не куп.дігь. 9. Дружба, построенная на выгод... не бывает прочной. 10. С кем хлеб-соль вод.лпь, на того и поход.лпь. 11. За худым пойд..шь, худо и буд..т. 12. Не буд..т добра, коли меж своими вражда. 13. Не плюй в колод..ц- пригоднт?ся воды напит?ся.
р^рі К Выпишите глаголы, дайте их полную м орфол оги чес ку ю характеристику. Укажите синтаксическую роль глаголов в предложении.
2. Первые три предложения разберите по членам, укажите, чем выражены члены предложения.
176". Образуйте от указанных глаголов формы прошедшего времени. Укажите спряжение глаголов.
Зябнуть, меркнуть, исчезнуть, остыть, заворожить, завораживать, увести, кивнуть, прыгнуть, сохнуть, закипать, закипеть.
177. Прочитайте отрывок из романа М. Ю. Лермонтова. Вспомните название произведения и главы. Выпишите непонятные слова, найдите их толкование в словаре.
Месяц светил в окно, и луч? его играл по земл.люму поду хаты. Вдруг на яркой полосе, пересекают.. й пол, промелькнула тень. Я пр..встал и взгл.ліул в окно: кло(то) вторично проб..жал мимо его и скрылся Бог зна..т куда. Я (ни, не)мог полагать", чтоб это существо" (с, з) бежал о по отвесу берега; однако иначе ему (пе)куда было деват?ся. Я встал, накинул бешмет, оп..яса.т кинжал и тихо?тихо:> выш..л из хаты; (на)встречу5 мне слепой мальчик. Я пр..таился у забора, и он верн..й, но осторожней поступью прошел мимо меня. (Под)мышкой он нес какой(то) узел и, повернув к прислан.., стал спускат?ся по узкой и крутой тропи нк.. . «В тот день немые возопиют и слепые пр..зрят», подумал я, следуя за ним в таком ра(с, сс)тояни.., чтоб (ни, не)терять его из вида.4
IJ^r^l 1. Выпишите глаголы, дайте их полную морфологическую ха- IL1J1 рактеристику, выделите в них морфемы, определите способ образования.
Объясните написание не и ни со словами, встречающимися в тексте.
Произведите синтаксический разбор первых трех предложений.
Выпишите однородные члены предложения и укажите, каким членом предложения опи являются. Дайте их графические схемы.
178*. Укажите глаголы, которые не образуют в настоящем (будущем) времени: а) форму 1-го лица единственного числа; б) фор-мы 1-го и 2-го лица единственного числа; в) формы 1-ю и 2-го.чина единственного и множественного числа. Как вы думаете, почему?
Затмить, ощутить, болеть, колоситься, умываться, убедить. прорасти, заполнить, победить, струиться, чудить, чадить, очутиться, мерцать, лить, литься, простонать, стонать, горчить, осыпаться, хлынуть, звучать, дудеть, селить, расселить, расселиться, брезжить, возбудить.
179. Прочитайте выразительно стихотворение С. Есенина. Проведите полный морфемный и морфологический анализ глаголов.
Сыпь, тальянка, звонко, сыпь, тальянка, смело! Вспомп.лпь, что ли, юность, ту, что пролетела? Не тпуми, осина, не пыли, дорога. Пусть несется песня к милой до порога.
Пусть она уелыпг.т, пусть она поплач..т. Ей чужая юность ничего не знач..т. Ну, а если зпач..т - прожив..т не мучась. Где ты, моя радость? Где ты, моя участь?
Лейся, песня, пуще, .лейся, песня, звяныпе. Все равно не будет то. что было раньше. За былую силу, гордость и осанку Только и осталась песня под тальянку.
Г, 1 Проведите синтаксический разбор предложений первого чет- |L-LJ веростшппя. Дайте схему этих предложений.
ГуЧ Общее грамматическое значение причастий - признак предмета но его действию.
Морфологические признаки - сочетание свойств прилагательного и глагола.
Синтаксические признаки - в предложении бывают оп-ределениями и сказуемыми.
Согласуются с сущеетвительными в роде, числе, падеже. Могут иметь краткую и полную форму. Как и глаголы, бывают- возвратными и невозвратными, совершенного, несовершенного вида, имеют время (настоящее, прошедшее), залог (действительный, страда тел ьн ы і і).
Причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом. Причастия образуются от основы глаголов.
і гуч Внимательно прочитайте алгоритм образования прича- I стий. Выведите правило и постарайтесь его запомнить.
Причастия настоящего времени
,0снова наст, вр., + /\
Действ. - S -ущ-, -ющ- I | -ащ-, -яш,- 11
Страд,- f -ем-ом- I \-им- II
Причастия прошедшего времени
основа прош. вр. +/\
Действ.-ти-, -ш- Страд,- (-енп-
Распределите словосочетания в две колонки: в одну - нри- лагательное+суіцествительное, в другую - при части е+существительное. Укажите, какого вида причастия.
Дремучий лес, тающий снег, усыпанное звездами, опавшие листья, избалованный ребенок, пожелтевшая трава, длиннющие ресницы, голубое небо, осушенное болото, голу-беющие дали, серебряный поднос, раніше цветы, деревянная ложка, серебристая лента, деревенеющие ноги, утренний мороз, звенящий голос, крашеная дверь, соколиная охота, лающая собака.
Составьте с указанными словосочетаниями предложения, располагая причастия после определяемого слова.
Смеющийся ребенок, распустившиеся ландыши, мерцающие звезды, поющий скворец, подрезавший кусты садовник, блестящие глаза, летящий самолет, протертое яблоко, пролитое молоко, увядающие розы, взъерошенный котенок, изданная книга, говорящий попугай, остывшая еда, увиденная картина.
Г|Ч Суффикс -енн- или -нн- пишется, если: Lj^i 1) причастие имеет приставку (кроме не): скошенная трава;
2) причастие имеет зависимые от него слова: жаренная в духовке курица;
причастие совершенного вида: решенная задача;
причастие образовано от глаголов с суффиксами -ова-, -ева-(-ирова-): маринованные опята.
Образуйте от данных глаголов действительные и страдательные причастия. Укажите суффиксы причастий.
Бить, блистать, застелить, дремать, задремать, лаять, залаять. улыбаться, умываться, смеяться, обидеть, везти, охранять, хранить, писать, греть, бросить, потерять, стричь, оби-жать.
С указанными словосочетаниями составьте предложения, в которых причастия с частицей не писались бы раздельно. Дайте полную морфологическую характеристику причастий.
Недостроенный дом, незащищенная девушка, незаконченная книга, недогоревший костер, неукрощенный зверь, неиспользованное время, нераскрашенная картина, неоконченная повесть, пераспахнутое окно.
В учебнике «Русский язык. Теория. 5- 9 классы» авторы В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова причастия и деепричастия выделяют как самостоятельные части речи.