Ф беллинсгаузен годы жизни. Ф.Беллинсгаузен — первооткрыватель Антарктиды


Беллинсгаузен Фаддей Фаддеевич (1778-1852 гг.) был родом с острова Эзель (Эстония). Происходил из семьи остзейских дворян. Известен как мореплаватель, дважды совершивший кругосветное путешествие. Основная заслуга путешественника, с ранней юности до самой смерти непрерывно находившегося в море – открытие Антарктиды совместно с М.П. Лазаревым.

Иван Константинович Айвазовский. Ледяные горы в Антарктиде 1870


Мечты о плаваниях зародились в Фаддее с самого детства; о себе сам Беллинсгаузен говорил, что не может жить без моря, как рыба без воды. Закончив обучение в Кронштадтском морском кадетском корпусе, он становится гардемарином. Первое крупное плавание, в котором принял участие молодой офицер состоялось в 1796 г. Тогда Фаддей впервые почувствовал дух дальних морских переходов и побывал в далёкой Англии.

Беллинсгаузену было 25 лет, когда его приняли в команду для первого кругосветного путешествия российских судов. Он нёс службу на корабле «Надежда». Экспедицией командовал Адам Иоганн фон Крузенштерн (более привычное – Иван Крузенштерн). Поскольку Беллинсгаузен страстно увлекался науками, в этом путешествии ему было доверено составление карт. Позже все составленные по итогам экспедиции карты вошли в составленный Крузенштерном «Атлас к путешествию вокруг света». После успешного окончания путешествия в команде Крузенштерна Беллинсгаузен проводит картографические исследования на Черном и Балтийском морях, составляет астрономические карты. География была его страстью, он с огромным упоением записывал и зарисовывал всё новое.

В 20-х годах XIX века в России готовится новое кругосветное плавание. Крузенштерн рекомендует назначить руководителем «предприимчивого и искусного офицера» Беллинсгаузена. И в начале 1819 г. он возглавляет экспедицию. Цель ее была обозначена как «поиск шестого континента». Совместно с Беллинсгаузеном в плавании участвовал выдающийся мореплаватель Михаил Петрович Лазарев. И в июне 1819 г. из Кронштадта отбыли шлюпы «Мирный» и «Восток» и устремились на поиски таинственного материка. Беллинсгаузен принял командование «Востоком». На тот момент ему исполнилось 40 лет, а за плечами был почти тринадцатилетний морской опыт.

Беллинсгаузен идет курсом к Рио-де-Жанейро. Далее его путь лежит на юг. Экспедиция исследует Сандвичевы острова, остров Новая Георгия, ранее открытый Джеймсом Куком. К январю корабли прибывают к берегам неизвестного южного материка, покрытого льдами.

Датой открытия Антарктиды считается 16 января 1820 г. Именно в этот день экспедиция подошла к континенту в районе теперешнего Берега Принцессы Марты. увиденную землю Беллинсгаузен назвал Ледяным материком. Вторично моряки увидели берег 21 января. Высадиться не позволяли огромные ледниковые стены, которые постоянно обрушались в воду – январь – разгар антарктического лета. В течение лета мореплаватели исследовали прибрежный шельф Антарктиды. Южный полярный круг им удалось пересечь несколько раз. Материк был обойдён по кругу. В начале февраля во время непогоды Беллинсгаузен вплотную подошёл к Берегу Принцессы Астрид. Постоянные метели и снежные заносы не давали рассмотреть побережье как следует. К марту, с постепенным понижением температуры воздуха и прибрежных вод, усилилось скопление льдов у берегов Антарктиды, и плавание стало вначале затруднительным, а затем и просто невозможным. Корабли Беллинсгаузена взяли курс на Австралию.

Однако на этом исследования не были завершены, они продолжились в Тихом Океане. Беллинсгаузен изучил архипелаг Туамоту, где были открыты 29 островов. Все они получили названия в честь выдающихся государственных и военных деятелей России.

В сентябре 1820 г. возобновлены исследования Антарктиды. Открыт Берег Александра I, получил свое название остров Петра I. После этого экспедиция прибыла к Южным Шетландским островам. В это время совершилось открытие группы островов, которые получили названия битв Отечественной войны 1812 года и выдающихся российских мореплавателей.

Заканчивался июль 1821 года. Экспедиция Беллинсгаузена взяла курс на Кронштадт. За плечами у героических моряков было 50 тыс. миль и 751 день пути. Проведены глубокие климатические и гидрографические исследования, собраны уникальные коллекции, ценные для зоологии, этнографии и ботаники. Беллинсгаузен тщательно заносил в свой дневник всевозможные сведения – информацию об обычаях местных народов и обо всём, что довелось увидеть ему и его команде, и предоставил в Адмиралтейство сборник своих записей о путешествии с приложениями самых разных рисунков и карт, рукопись вышла в 1831 году.

Беллинсгаузен стал настоящим кумиром для многих путешественников и исследователей. Товарищи отзывались о нём, как о человеке смелом и решительном. В экстремальной ситуации бывалый моряк проявлял удивительное хладнокровие. Он прекрасно знал свое дело и отличался гуманностью – ни разу не применял телесных наказаний, с заботой относился к подчинённым. Успех экспедиции и благополучие подчиненных были его приоритетами. Вместе с тем, он был склонен к риску. Так, Лазарев отмечал, что Беллинсгаузен подвергает судно опасности, маневрируя между ледяными полями большими ходами. Беллинсгаузен же утверждал, что в такое время торопился потому, что думал только о том, чтобы не застрять с командой во льдах с наступлением весны.

После открытия Северной и Южной Америки и Австралии Антарктида явилась завершающим Великим географическим открытием. До этого никто всерьёз не предполагал, что существует целый материк, ждущий открытия. После плавания русских первооткрывателей Беллинсгаузена и Лазарева неоткрытых крупных континентов в мире не осталось.

За величайшие заслуги перед Родиной Беллинсгаузен получает сначала звание контр-адмирала, затем, 1826 году, становится во главе флотилии Средиземного моря. С 1839 г. назначается на пост военного губернатора Кронштадта и главного командира Кронштадтского флота, а к концу жизни становится адмиралом и участвует в войне с Турцией, возглавляя морскую осаду.

Беллинсгаузен известен за немалый вклад в строительство новых гаваней, портов, доков, а также за заботу о личном составе флота. В первую очередь, он заботился о матросах. По его инициативе на флоте был значительно увеличен мясной паек. После смерти адмирала был найден документ, в котором предлагалось сажать в гаванях деревья с ранним цветением, чтобы уходящие в море могли видеть весну. Для повышения культурного уровня моряков создал в порту библиотеку. Огромное значение Беллинсгаузен придавал тренировкам, улучшал навыки артиллерийской стрельбы, передавал морякам, ответственным за судовождение, навыки маневрирования.

Умер великий мореплаватель в 1852 году. Похоронили Беллинсгаузена в Кронштадте, где через 18 лет ему был воздвигнут памятник. Имя великого первооткрывателя получили острова в Тихом и Атлантическом океанах, море, мыс на острове Сахалин, шельфовый ледник в Антарктиде. В 1968 году на мысе Файлдс состоялось открытие первой советской научной станции на Западном побережье Антарктиды. Она также получила имя Беллинсгаузена.

Подготовлено по материалам:
http://www.peoples.ru
http://www.hrono.ru
http://www.kronstadt.ru
Шикман А.П. Деятели отечественной . М, 1997 г.

(1779-1852) русский мореплаватель, первооткрыватель Антарктиды

Фаддей Беллинсгаузен родился на балтийском острове Эзель (ныне остров Сааремаа). С детства мечтая стать моряком, он в десять лет поступил в Морской кадетский корпус в городе Кронштадте. Еще во время учебы Фаддей плавал в Англию, а потом служил во флоте до 1803 года, когда был зачислен в состав экспедиции И. Крузенштерна и Ю. Лисянского для плавания вокруг света на корабле «Надежда». В этом плавании Беллинсгаузен получил отличные практические навыки кораблевождения и научных наблюдений.

В чине капитана II ранга Беллинсгаузен был назначен начальником антарктической экспедиции. С древнейших времен существовала легенда о том, что у Южного полюса расположена обширная земля, которая была нанесена на карты мира еще Клавдием Птолемеем (II век до н. э.) в виде суши, соединяющей Азию и Африку. В 1595 году португальский картограф Меркатор нанес южный материк и на свою карту. Многие путешественники пытались открыть эту загадочную землю. В мае 1819 года Фаддей Беллинсгаузену был вручен пакет, в котором ему предписывалось немедленно прибыть в Санкт-Петербург для организации экспедиции. Потребовалось много усилий, чтобы добиться согласия правительства снарядить ее на государственные деньги.

Широко образованный офицер, отважный и опытный моряк, Беллинсгаузен был хорошо подготовлен к выполнению этого задания. В июле 1819 года парусный шлюп «Восток» под его командованием и шлюп «Мирный» под командованием лейтенанта М. П. Лазарева покинули Кронштадт и взяли курс на неизвестные просторы Южного океана через Атлантику. Выйдя из Финского залива, корабли посетили Копенгаген, Портсмут, Канарские острова, пересекли Атлантический океан и 2 ноября прибыли в Рио-де-Жанейро. 22 ноября корабли вновь снялись с якоря и двинулись к берегам загадочного материка. На всем протяжении пути велись необходимые астрономические наблюдения и проверялись приборы. Новый 1820 год русские моряки встретили в суровых антарктических условиях, блуждая среди плавающих айсбергов.

16 января 1820 года экспедиция подошла совсем близко к берегу никем еще не виденного материка. О близости земли свидетельствовали многочисленные береговые птицы. Эта дата считается одной из важнейших в истории - дата открытия Антарктиды. Через несколько дней (2 февраля) корабли вторично подошли к береговым льдам материка на расстояние около 50 км, а 17 февраля русские моряки в третий раз смогли приблизиться к земле, достигнув 15° восточной долготы и 69° южной широты.

Быстро наступала антарктическая осень, подули жестокие ветры и бури, на судах леденели снасти и паруса, сами корабли требовали ремонта, поэтому Фаддей Беллинсгаузен решил идти к Австралии в Порт-Джексон (Сидней). «Восток» и «Мирный» расстались: они решили плыть разными путями, обследуя неизвестные районы океана. После ремонта кораблей и пополнения запасов в Порт-Джексоне 20 мая экспедиция направилась в тропическую часть Тихого океана, в район островов Полинезии, тоже малоизученных. С мая по сентябрь, плавая в водах Тихого океана, экспедиция открыла 15 островов, назвав их именами русских полководцев.

В сентябре ученые вернулись в Порт-Джексон, где стали готовиться ко второму плаванию в суровые воды Антарктики. На этот раз корабли очень близко подошли к неизвестному материку. Многочисленные береговые птицы и найденные в желудках пингвинов кусочки горных пород дали возможность Фаддею Беллинсгаузену сделать вывод о близости неизвестного материка. Продолжая двигаться вперед, Беллинсгаузен и Лазарев обнаружили в конце января 1821 года высокий гористый берег, который был назван именем Александра I, по распоряжению которого и была организована антарктическая экспедиция. Не зная, остров это или выступ суши, Беллинсгаузен назвал его «берегом». Сегодня установлено, что это большой остров, отделенный от материка заливом, забитым льдом. Позднее было предложено назвать водное пространство, примыкающее к берегу Александра I, морем Беллинсгаузена.

Ухудшение погоды вынудило экспедицию прекратить дальнейшую работу, и корабли повернули от берегов Антарктиды к Южным Шетландским островам, по пути к которым были открыты новые острова, получившие название мест сражений в Отечественной войне 1812 года (Бородино, Малоярославец, Смоленск, Полоцк). Восточной группе островов дали имена русских военных моряков - Михайлова, Мордвинова, Рожкова.

24 июля 1821 года экспедиция вернулась в Кронштадт. 751 сутки продолжалось это героическое плавание. За это время моряки 527 дней прошли под парусами, в том числе 122 дня - южнее 60° ю. ш. Было пройдено 92 тыс. километров, открыто и нанесено на карту 29 островов, проведено большое количество астрономических, гидрографических и метеорологических исследований. Фаддей Беллинсгаузен дал правильное объяснение причин, вызывающих морские течения, и особенностей природы тропических областей.

Первая русская антарктическая экспедиция по географическим результатам величайшая в XIX веке. Доказав существование материка Антарктиды, экспедиции Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена и М. П. Лазарева вписали значительную страницу в летопись великих географических открытий.

Беллинсгаузен, показавший невиданное искусство кораблевождения в антарктических водах и большие способности исследователя, всю дальнейшую жизнь посвятил флоту: служил на Черном море, а с 1839 года - командиром Кронштадтского порта.

В чине адмирала Фаддей Беллинсгаузен скончался 13 февраля 1852 года на 73-м году жизни. В Кронштадте ему установлен памятник, и его именем названы одно из морей, расположенных у берегов Антарктиды, мыс на Южном Сахалине, остров в архипелаге Туамоту и др.

bolivar_s wrote in January 28th, 2018

Биография. Беллинсгаузена Фаддея Фаддеевича
Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен (рожд. 9 (20) сентября 1778 г. - смерть 13 (25) января 1852 г.) — русский мореплаватель, принимал участие в первом русском кругосветном плавании И. Ф. Крузенштерна. Руководил первой русской антарктической экспедицией, открывшей Антарктиду. Адмирал. Его именем названы море у берегов Антарктиды, подводная котловина между материковыми склонами Антарктиды и Южной Америки, острова в Тихом, Атлантическом океанах и Аральском море, первая советская полярная станция на о.Кинг-Джордж в архипелаге Южные Шетландские острова.
Происхождение. Детство
Будущий адмирал родился в 1778 году на острове Эзель (совр. о. Сааремаа) поблизости г. Аренсбург (совр. Кингисепп) в Лифляндии (Эстонии). По происхождению — балтийский немец из остзейского дворянского рода Беллингсгаузенов. Вокруг небольшого островка постоянно был слышен шум морских волн. Уже с ранних лет мальчик не мог себе представить жизни без моря. Именно потому в 1789 году он поступает кадетом в Морской корпус в Кронштадте. Науки давались ему легко, в особенности навигация и мореходная астрономия, но в числе первых учеников Фаддей никогда не был.
Начало службы
1796 год — гардемарин Беллинсгаузен отправляется в свое первое плавание, к берегам Англии, а по окончании этой стажировки был произведен в мичманы и направлен для дальнейшего прохождения службы в Ревельскую эскадру. В ее составе на разных судах молодой офицер плавал по Балтийскому морю. Будущий открыватель южного полярного материка жадно овладевал мореходным искусством, на практике постигая его секреты. Это не осталось незамеченным, и в 1803 году Беллинсгаузена перевели на корабль «Надежда» для участия в первой русской кругосветной экспедиции.
Кругосветное плавание. Служба
Это плавание под началом самого И. Ф. Крузенштерна стало замечательной школой для молодого офицера, а руководитель экспедиции высоко оценил прилежание и уровень составленных им карт.
По завершению кругосветного плавания Фаддей Фаддеевич, уже в чине капитан-лейтенанта, до 1810 года командовал фрегатом на Балтийском море, участвовал в русско-шведской войне. 1811 год — направляется на Черное море, где за 5 лет им была проведена большая работа по составлению и исправлению карт, были определены главные координаты восточного побережья.
К 1819 году капитан 2 ранга Беллинсгаузен имел репутацию талантливого морехода, не только сведущего в астрономии, географии и физике, но и смелого, решительного, исключительно добросовестного. Это позволило Крузенштерну рекомендовать капитана руководителем экспедиции для открытий и исследований в области Антарктики. Беллинсгаузен был срочно вызван в Петербург, где 4 июня он принял командование шлюпом «Восток», которому предстояло идти в Антарктику.

Подготовка экспедиции
«Восток» и второй корабль экспедиции «Мирный», построенные для кругосветных плаваний, были специально приспособлены для полярных условий. Подводная часть «Востока» по требованию Беллинсгаузена была скреплена и обшита медью. На «Мирном» была поставлена вторая обшивка, добавочные крепления корпуса, заменили сосновый руль на дубовый. Вместе экипажи кораблей насчитывали 183 человека. Командиром «Мирного» назначили лейтенанта М. П. Лазарева, который со временем станет знаменитым флотоводцем.
Экспедиция была подготовлена за очень короткий срок - чуть более месяца, но снабжена она была, в первую очередь благодаря стараниям Беллинсгаузена и Лазарева, прекрасно. В распоряжении мореплавателей были лучшие по тем временам мореходные и астрономические инструменты. Особенное внимание руководителями экспедиции было уделено запасу различных противоцинготных средств, среди которых были хвойная эссенция, лимоны, кислая капуста, сушеные и консервированные овощи. С учетом климатических условий имелись запасы рома и красного вина. Как результат никаких серьезных заболеваний среди моряков ни разу не наблюдалось.
Открытие Антарктиды
1819 год, 16 июля — шлюпы вышли из Кронштадта, зашли в Копенгаген, после на Канарские острова, а к середине ноября были уже в Рио-де-Жанейро. Там в течении трех недель команда отдыхала и готовила суда к плаванию в сложных антарктических условиях. Дальше, следуя инструкции, суда отправились к островам Южная Георгия и к «Земле Сандвича» - открытой Джеймсом Куком группе островов, которые он принял за единый остров. Мореплаватели установили ошибку и назвали архипелаг Южными Сандвичевыми островами.
Далее продвигаться на юг было невозможно - путь был прегражден сплошными льдами. Потому Беллинсгаузеном было принято решение обогнуть Сандвичевы острова и искать путь вдоль северной кромки льдов. 1820 год, 16 января — в судовом журнале появились записи о предполагаемой близости суши. Земли не было видно, так как она находилась под сплошным ледяным покровом, но над шлюпами кружились буревестники, а подходя ближе ко льдам, морякам были слышны крики пингвинов. Позднее станет известно, что экспедиция находилась всего в 20 милях от материка, потому именно этот день принято считать официальной датой открытия Антарктиды. Будь ледяной покров в то время не таким мощным, моряки наверняка смогли бы увидеть землю. Продвигаясь дальше, 6 февраля снова близко подошли к материку, однако погодные условия вновь не позволили с уверенностью утверждать, что белое пространство на горизонте это суша.
Снова и снова, уходя от кромки льдов и приближаясь к ней дальше по курсу, старались путешественники пробиться сквозь льды. 4 раза пересекли они Южный полярный круг, порой приближаясь на 3-4 км к берегу Антарктиды, однако результат оставался прежним. В конце концов попытки подойти поближе к предполагаемой земле довелось прекратить. Сильные штормы могли погубить изрядно потрепанные суда, было необходимо пополнить запасы пищи и дров, дать отдохнуть измученной команде. Решили идти в Порт-Джексон (Сидней).

Открытия
Инструкцией предписывалось во время зимы в Южном полушарии провести исследования в юго-восточной части Тихого океана. Лишь один месяц провели мореплаватели в Австралии, а 22 мая 1820 года отправилась на Туамоту и к островам Общества. В этом плавании были открыты острова, которым дали русские имена (Кутузова, Раевского, Ермолова, Барклая де Толли и др.). Несколько островов обнаружили также недалеко от архипелага Фиджи и к северу от Таити. Так-же проводились исследования островов, которые уже посещали другие путешественники.
Снова штурм Антарктики. Еще открытия
1820 год, начало сентября — экспедиция возвратилась в Порт-Джексон, была проведена тщательная подготовка кораблей и уже 11 ноября снова отправилась в Антарктику. 18 января экспедиция отчетливо увидела берег, который был назван Землей Александра I. Больше сомнений не было: новый материк открыт. При дальнейшем плавании были исследованы Южные Шетландские острова, многие из которых впервые были нанесены на карту, о. Петра I и др. Но работу по описанию открываемых земель пришлось прервать: серьезное повреждение «Востока» вынудило Беллинсгаузена принять решение о прекращении экспедиции. В Кронштадт мореплаватели добирались через Рио-де-Жанейро, где отремонтировали судно, после побывали в Лиссабоне, а в июле 1821 года вернулись на родину.
Итоги экспедиции
Экспедиция продолжалась 751 день. Мореплаватели прошли 92,200 км. Кроме Антарктиды, путешественниками были открыты 29 островов. Удалось собрать большие этнографические, зоологические и ботанические коллекции. На карту Антарктиды мореплавателями было нанесено 28 объектов. Ими были обследованы большие акватории, прилегающие к материку, в общих чертах дали характеристику его климата, впервые описали и классифицировали антарктические льды.
В этом сложнейшем плавании Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен проявил себя как талантливый и искусный командир и был произведен в капитан-командоры. Кроме этого, он оказался еще и талантливым ученым. Именно он первым, задолго до Дарвина, смог догадаться о механизме образования коралловых островов. Он же дал правильное объяснение причин возникновения массы водорослей в Саргассовом море, не побоявшись оспорить мнение самого Гумбольдта. После посещения Австралии Беллинсгаузен решительно выступил против расовой теории, по которой коренных австралийцев считали чуть ли не животными, не способными к обучению.

Продолжение службы
После своей знаменитой экспедиции Фаддей Фаддеевич продолжил службу во флоте: в 1821-1827 годах он командовал флотилией в Средиземном море; в 1828 году, уже в звании контр-адмирала, возглавил отряд матросов-гвардейцев и провел его посуху из Петербурга через всю Россию на Дунай для участия в войне с Турцией; потом на Черном море командовал осадой турецкой крепости Варна и т. д.
1839 год — вице-адмирал Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен получил высший на Балтийском море пост главного командира Кронштадтского порта и кронштадтского военного губернатора. Несмотря на преклонный возраст, адмирал каждое лето выводил в море большие флотилии для маневров и доводил согласованность их действий до совершенства.
1846 год — на маневрах присутствовал шведский адмирал Норденшельд, который сделал заключение, что такой эволюции не сделает ни один флот в Европе.
Смерть. Наследие
Беллинсгаузен умер 25 января 1852 года в Кронштадте. На его рабочем столе нашли записку - последнюю в жизни. В ней значилось: «Кронштадт надо обсадить такими деревьями, которые цвели бы прежде, чем флот пройдет в море, дабы на долю матроса досталась частица летнего древесного запаха».
Труд Беллинсгаузена «Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света в продолжение 1819, 1820 и 1821 гг., совершенные на шлюпах «Восток» и «Мирный», впервые вышел в 1831 году (переиздан в 1869 г). Кроме этого, по результатам экспедиции сам адмирал подготовил «Атлас к путешествию капитана Беллинсгаузена» (1831 г).

Антарктида - это континент, который находится на самом юге нашей планеты. Центр его совпадает (примерно) с южным географическим полюсом. Океаны, омывающие Антарктиду: Тихий, Индийский и Атлантический. Сливаясь, они образуют

Несмотря на суровые климатические условия, фауна этого материка все-таки существует. Сегодня обитатели Антарктиды - это более 70 видов беспозвоночных. Также здесь гнездятся четыре вида пингвинов. Еще в глубокой древности встречались обитатели Антарктиды. Это доказывают останки динозавров, найденные здесь. На этой земле даже родился человек (это произошло впервые в 1978 году).

История до экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева

После высказывания Джеймса Кука о том, что земли, находящиеся за Южным полярным кругом, недоступны, более 50-ти лет ни один мореплаватель не захотел опровергнуть на практике мнение такого крупного авторитета. Впрочем, следует отметить, что в 1800-10 гг. в Тихом океане, его субантарктической полосе, английские моряки обнаружили небольшие земли. В 1800 году Генри Уотерхауз нашел здесь о-ва Антиподов, в 1806 Абрахам Бристоу открыл о-ва Окленд, а в 1810 году Фредерик Хесселбро натолкнулся на о. Кэмпбелл.

Открытие Новой Шетландии У. Смитом

Уильям Смит, еще один капитан из Англии, шедший с грузом в Вальпараисо на бриге "Уильямс", был отброшен штормом у мыса Горн на юг. В 1819 году, 19 февраля, он два раза видел землю, расположенную далее к югу, и принял ее за оконечность Южного материка. У. Смит возвратился домой в июне, и рассказы его об этой находке очень заинтересовали зверобоев. Второй раз он отправился в Вальпараисо в сентябре 1819 года и двинулся из любопытства к "своей" земле. Он 2 дня обследовал побережье, после чего вступил во владение ей, названной позже Новой Шетландией.

Идея организовать русскую экспедицию

Сарычев, Коцебу и Крузенштерн выступили инициаторами русской экспедиции, цель которой состояла в поисках Южного материка. одобрил их предложение в феврале 1819 года. Однако выяснилось, что времени у мореплавателей осталось очень мало: отплытие планировалась летом этого же года. Из-за спешки в состав экспедиции были включены разнотипные суда - переоборудованный в шлюп транспорт "Мирный" и шлюп "Восток". Оба корабля к плаванию в тяжелых условиях полярных широт не были приспособлены. Их командирами стали Беллинсгаузен и Лазарев.

Биография Беллинсгаузена

Фаддей Беллинсгаузен родился на (ныне - Сааремаа, Эстония) 18 августа 1779 года. Общение с моряками, близость моря с раннего детства способствовали тому, что мальчик полюбил флот. В возрасте 10 лет его отдали в Морской корпус. Беллинсгаузен, будучи гардемарином, совершил плавание в Англию. В 1797 году он окончил корпус и служил в чине мичмана на кораблях Ревельской эскадры, плававших в Балтийском море.

Фаддей Беллинсгаузен в 1803-06 годы принимал участие в плавании Крузенштерна и Лисянского, что послужило для него отличной школой. Моряк по возвращении на родину продолжил свою службу в Балтийском флоте, а затем, в 1810 году, был переведен в Черноморский флот. Здесь он командовал сначала фрегатом "Минерва", а затем "Флора". Большая работа была проделана за годы службы на Черном море по уточнению морских карт в районе Кавказского побережья. Беллинсгаузен также осуществил ряд Он точно определил координаты важнейших пунктов побережья. К руководству экспедицией, таким образом, он пришел уже опытным моряком, ученым и исследователем.

Кто такой М. П. Лазарев?

Под стать ему был и его помощник, командовавший "Мирным", - Лазарев Михаил Петрович. Это был опытный, образованный моряк, впоследствии ставший прославленным флотоводцем и основателем Лазаревской морской школы. Лазарев Михаил Петрович родился в 1788 году, 3 ноября, во Владимирской губернии. В 1803 году он окончил Морской корпус, а затем в течение 5-ти лет плавал в Средиземном и Северном морях, в Атлантическом, Тихом и Индийском океанах. Лазарев по возвращении на родину продолжил службу на корабле "Всеволод". Он был участником боев против англо-шведского флота. Во время Отечественной войны Лазарев служил на "Фениксе", участвовал в высадке десанта в Данциге.

По предложению совместной российско-американской компании в сентябре 1813 года он стал командиром корабля "Суворов", на котором совершил первое свое кругосветное путешествие к берегам Аляски. Во время этого плавания он показал себя решительным и искусным морским офицером, а также смелым исследователем.

Подготовка к экспедиции

Долгое время была вакантной должность капитана "Востока" и начальника экспедиции. Только за месяц до выхода в открытое моря на нее был утвержден Ф.Ф. Беллинсгаузен. Поэтому работы по набору экипажей двух этих кораблей (порядка 190 человек), а также обеспечению их необходимым для долгого путешествия и переоборудованию в шлюп "Мирного" легли на плечи командира этого корабля, М.П. Лазарева. Главная задача экспедиции была обозначена как чисто научная. "Мирный" и "Восток" отличались не только своими размерами. "Мирный" был удобнее и в одном лишь проигрывал "Востоку" - в скорости хода.

Первые открытия

Оба корабля 4 июля 1819 года вышли из Кронштадта. Так началась экспедиция Беллинсгаузена и Лазарева. Моряки достигли о. Южной Георгии в декабре. Они 2 дня осуществляли опись юго-западного берега этого острова и открыли еще один, который был назван в честь Анненкова, лейтенанта "Мирного". После этого, взяв курс на юго-восток, корабли открыли 22 и 23 декабря 3 небольших острова вулканического происхождения (Маркиза де Траверсе).

Затем, двигаясь к юго-востоку, мореплаватели Антарктиды достигли открытой Д. Куком "Земли Сандвича". Это, как оказалось, архипелаг. При ясной погоде, редкой в этих местах, 3 января 1820 года русские подошли вплотную к Южному Туле - наиболее близкому к полюсу участку суши, открытому Куком. Они обнаружили, что "земля" эта состоит из 3-х скалистых островов, покрытых вечным льдом и снегом.

Первое пересечение Южного полярного круга

Русские, обходя тяжелые льды с востока, 15 января 1820 года впервые пересекли Южный полярный круг. На другой день они встретили на своем пути ледники Антарктиды. Они достигали огромной высоты и простирались за горизонт. Участники экспедиции продолжили двигаться к востоку, однако всегда встречали этот материк. В этот день была решена проблема, которую Д. Кук считал неразрешимой: русские подошли к северо-восточному выступу "ледяного континента" менее чем на 3 км. Через 110 лет льды Антарктиды усмотрели норвежские китобои. Они назвали этот материк Берегом Принцессы Марты.

Еще несколько приближений к материку и обнаружение шельфового ледника

"Восток" и "Мирный", пытаясь обойти непроходимые льды с востока, еще 3 раза пересекали в это лето полярный круг. Они хотели пройти ближе к полюсу, однако не могли продвинуться дальше, чем в первый раз. Много раз кораблям угрожала опасность. Внезапно ясный день сменялся мрачным, шел снег, крепчал ветер, и горизонта становилось практически не видно. В этом районе был обнаружен шельфовый ледник, названный в 1960 году в честь Лазарева. Он был нанесен на карту, правда, намного севернее его нынешнего положения. Тем не менее ошибки здесь нет: как теперь установлено, шельфовые ледники Антарктиды отступают к югу.

Плавание в Индийском океане и стоянка в Сиднее

Кончилось короткое антарктическое лето. В 1820 году, в начале марта, "Мирный" и "Восток" разлучились по договоренности для того, чтобы лучше осмотреть 50-е широты Индийского океана в юго-восточной части. Они встретились в апреле в Сиднее и простояли здесь месяц. Беллинсгаузен и Лазарев в июле обследовали архипелаг Туамоту, обнаружили здесь ряд обитаемых атоллов, которые не были нанесены на карты, и назвали их в честь русских государственных деятелей, флотоводцев и полководцев.

Дальнейшие открытия

К. Торсон высадился впервые на атоллах Грейга и Моллера. А находящиеся на западе и в центре Туамоту были названы Беллинсгаузеном о-вами Россиян. На северо-западе на карте появился остров Лазарева. Корабли оттуда отправились к Таити. 1 августа к северу от него они обнаружили о. Восток, а 19 августа на обратном пути к Сиднею обнаружили к юго-востоку от Фиджи еще несколько островов, включая о-ва Симонова и Михайлова.

Новый штурм материка

В ноябре 1820 года, после стоянки в Порт-Джэксоне, экспедиция отправилась к "льдинному материку" и выдержала в середине декабря сильную бурю. Шлюпы еще трижды пересекали полярный круг. Дважды они близко к материку не подходили, однако в третий раз увидели явные признаки земли. В 1821 году, 10 января, экспедиция продвинулась на юг, однако была вынуждена вновь отступить перед возникшим ледяным барьером. Русские, повернув на восток, увидели через несколько часов берег. Остров, покрытый снегом, был назван в честь Петра I.

Открытие Берега Александра I

15 января при ясной погоде первооткрыватели Антарктиды увидели землю на юге. С "Мирного" открылся высокий мыс, соединенный с цепью невысоких гор узким перешейком, а с "Востока" виднелся гористый берег. Беллинсгаузен его назвал "Берегом Александра I". Пробиться к нему из-за сплошного льда, к сожалению, не удалось. Беллинсгаузен вновь повернул к югу и вышел в обнаружив здесь Новую Шетландию, открытую У. Смитом. Первооткрыватели Антарктиды исследовали ее и обнаружили, что она представляет собой цепь островов, которые простираются почти на 600 км в восточном направлении. Некоторые Южные были названы в память о сражениях с Наполеоном.

Итоги экспедиции

30 января было обнаружено, что "Востоку" требуется капитальный ремонт, и было решено повернуть на север. В 1821 году, 24 июля, шлюпы возвратились в Кронштадт после путешествия длиной в 751 день. За это время первооткрыватели Антарктиды находились под парусами 527 дней, а 122 из них - южнее 60° ю. ш.

По географическим результатам совершенная экспедиция стала величайшей в 19 веке и первой в истории русской антарктической экспедицией. Была обнаружена новая часть света, названная позже Антарктидой. К ее берегам 9 раз подходили русские моряки, а четырежды приближались на расстояние 3-15 км. Первооткрыватели Антарктиды впервые охарактеризовали примыкающие к "ледяному континенту" крупные акватории, классифицировали и описали льды материка, а также в общих чертах указали верную характеристику его климата. 28 объектов было нанесено на карту Антарктики, и все они получили русские названия. В тропиках и в высоких южных широтах открыто было 29 островов.

Адмирал Ф.Ф.Беллинсгаузен.

Выдающийся мореплаватель, первооткрыватель Антарктиды , адмирал Российского Императорского флота Фаддей Фаддееевич Беллинсгаузен по происхождению – остзейский немец. Он родился на острове Эзель (ныне эстонский Саарема) 9 (20) сентября 1778 года в дворянской семье; его настоящее имя — Фабиан Готтлиб Таддеус фон Беллинсгаузен .

В 11-летнем возрасте Фабиан Готтлиб Таддеус , взявший русское имя Фаддей , поступает в Морской корпус. Морская карьера ему была предопределена судьбой. Позже он говорил о себе так: «Я родился среди моря; как рыба не может жить без воды, так и я не могу жить без моря» .

В 1795 году Беллинсгаузен становится гардемарином, в следующем году совершает дальнее плавание к берегам Англии, а в 1797-м производится в мичманы и в течение нескольких лет служит на судах эскадры Балтийского флота.

В 1803-1806 годах мичману Беллинсгаузену посчастливилось участвовать в первом кругосветном плавании русских судов. На «Надежда» он обошёл вокруг Земного шара и зарекомендовал себя с наилучшей стороны. «Наш флот, конечно, богат предприимчивыми и искусными офицерами, однако из всех оных, коих я знаю, не может никто, кроме Головнина, сравняться с Беллинсгаузеном» — так охарактеризовал его капитан «Надежды» и начальник экспедиции Иван Фёдорович Крузенштерн . Кстати, большинство карт, вошедших в «Атлас к путешествию вокруг света капитана Крузенштерна» , были выполнены рукой будущего первооткрывателя Антарктиды.

Шлюпы «Нева» и «Надежда» во время кругосветного плавания. Художник С.В.Пен.

По окончании плавания Фаддей Беллинсгаузен получает чин капитан-лейтенанта. В 1809-1819 годах он командует кораблями – сначала корветом «Мельпомена» на Балтике, а затем фрегатами «Минерва» и «Флора» на Чёрном море, принимает участие в боевых действиях у Кавказского побережья.

В 1819 году капитана 2-го ранга Ф.Ф.Беллинсгаузена назначают начальником кругосветной антарктической экспедиции, перед которой ставились чисто научные цели: достичь «возможной близости Антарктического полюса» с целью «приобретения полнейших знаний о нашем земном шаре» . При этом от участников дальнего плавания требовалось «всевозможное старание и величайшее усилие для достижения сколь можно ближе к полюсу, отыскивая неизвестные земли» .

А ещё «Беллинсгаузену сильными лицами масонства было вменено в обязанность отыскать у Южного полюса остров Гранде, где в пещере, посреди неугасаемого огня, находится Книга Бытия, охраняемая духами тьмы» . Не смейтесь: это цитата не из бульварной газеты, а из солидной 15-томной «История русской армии и флота» , изданной накануне Первой мировой войны. А автор процитированной главы – выдающийся историк Российского флота лейтенант Николай Каллистов (1883-1917). Просто надо иметь в виду, что два столетия назад представления о южном полушарии были настолько туманными, что в сознании даже просвещённых людей научные знания легко уживались с мистикой и разного рода нелепицами.

В состав антарктической экспедиции вошли два – 985-тонный «Восток» и 885-тонный «Мирный» . Первым из них командовал сам Беллинсгаузен , вторым – талантливый морской офицер, лейтенант Михаил Петрович Лазарев – в будущем адмирал и один из самых выдающихся российских флотоводцев.

Адмирал М.П.Лазарев.

Ход первой российской антарктической экспедиции , продолжавшейся с июня 1819 года по август 1821-го, заслуживает отдельного рассказа. Здесь перечислим лишь её итоги: русскими моряками были обследованы огромные акватории мирового океана, открыты шестой континент – Антарктида, острова Шишкова, Мордвинова, Петра I – всего 29 островов и 1 коралловый риф. Впервые были произведены точные съёмки архипелага Туамоту, составлены описания и карты, собраны уникальные этнографические, ботанические и зоологические коллекции, сделаны зарисовки видов Антарктики и редких представителей фауны.

Шлюп «Восток». Художник М.Семёнов.

По возвращении в Кронштадт Беллинсгаузен был произведён в капитаны 1-го ранга, а через два месяца — в капитан-командоры. За «беспорочную выслугу в офицерских чинах 18-ти шестимесячных морских кампаний» он стал кавалером ордена Св. Георгия IV степени. О ходе беспримерной экспедиции и её результатах он написал книгу «Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света в продолжение 1819, 1820 и 1821 годов» . Правда, издана она была лишь в 1831 году – через 10 лет после завершения плавания.

Книга Ф.Беллинсгаузена «Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света…» с приложениями.

Вся дальнейшая карьера Беллинсгаузена — многочисленные плавания, строевая служба, участие в боевых действиях. В 1822-1825 годах он занимает береговые должности, но после производства в контр-адмиралы в течение следующих двух лет командует отрядом судов в Средиземном море. В 1828 году, будучи командиром Гвардейского экипажа, он вместе со своими подчинёнными сухим путём проходит из Санкт-Петербурга до Дуная и участвует в войне с Турцией. На Чёрном море он руководит осадой Варны и других турецких крепостей, за что его награждают орденом Святой Анны I степени.

В декабре 1830 года Беллинсгаузен становится вице-адмиралом и назначается начальником 2-й дивизии Балтийского флота, ежегодно совершает с ней плавания по Балтике. В 1839 году он занимает высший строевой пост – его назначают главным командиром Кронштадтского порта и военным губернатором Кронштадта. Ежегодно с весны по осень он также является командующим Балтийским флотом. В 1843 году его производят в полные адмиралы, а в 1846 году награждают орденом Св. Владимира I степени.

Памятник Ф.Ф.Беллинсгаузену в Кронштадте.

Адмирал М.П.Лазарев впоследствии вспоминал о Беллинсгаузене как о «искусном, неустрашимом моряке» , который при этом был «тёплой души человеком» . Фаддей Фаддееевич обладал редкими для своего времени качествами: широким кругозором, высоким культурным уровнем, гуманным отношением к нижним чинам. Он стал основателем Кронштадтской морской библиотеки — одной из крупнейших в России. В том же Кронштадте он значительно улучшил условия жизни экипажей судов, занимался постройкой казарм и госпиталей, озеленением города, добился увеличения мясного пайка для матросов. По словам морского историка Е.Е.Шведе , после смерти адмирала на его письменном столе нашли записку следующего содержания: «Кронштадт надо обсадить такими деревьями, которые цвели бы прежде, чем флот пойдет в море, дабы на долю матроса досталась частица летнего древесного запаха» .