Цитатный план стихотворения Некрасова «Железная дорога. Железная дорога цитатный план


Анализ произведения

Стихотворение “Железная дорога” было написано в 1864 году, через три года после отмены крепостного права. Однако невольно возникает вопрос – многое ли изменилось за это время в России и изменилось ли вообще?

Тема народная в стихотворном произведении Н. А. Некрасова приобретает черты драматизма. Поэт очень внимательно следил за общественной жизнью и не мог молчать о той жестокой не­справедливости в отношении народа, которая с отменой крепост­ного права не только не уменьшилась, но приняла еще более ужасающие формы. Для Некрасова Народ был “основой” нацио­нального бытия, частью его самого. В его стихах народная жизнь изображается не совсем так, как у его предшественников и кол­лег по литературному делу. Он не дает народно-песенных эле­ментов, а представляет читателю голую прозу. И этот прием, этот “приземленный” подход позволил поэту максимально приблизиться к народу. Но он же и становится источником глубочайшего дра­матизма. Это вполне находит подтверждение в приведенном сти­хотворении. Герои поэмы – мальчик Ваня, его отец

– генерал, и лири­ческий герой.

Повествование открывается великолепной пейзажной зарисовкой:

Славная осень! Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит;

Лед неокрепший на речке студеной

Словно как тающий сахар лежит…

Насыщенные красками картины природной роскоши в поэме явно противоречат всему дальнейшему описанию тягот и бед му­жицкой жизни, нелегкой доли народа-труженика, народа-раба. В поэме народ – это также особый герой, персонаж самый важ­ный. Непривычное для лирического описания природы слово “яд­реный” создает впечатление свежего, кристального воздуха, мы почти физически можем ощутить его вкус. Автор очень ясно про­водит параллель между гармонией в природе и тем миром, где царствуют законы неравенства, жестокости, несвободы. Он очень прозрачно намекает на это: “Нет безобразья в природе!” И только среди людей оно есть.

В мире есть царь:

Этот царь беспощаден,

Голод названье ему.

Водит он армии; в море судами Правит; в артели сгоняет людей,

Ходит за плугом, стоит за плечами Каменотесцев, ткачей.

Голод правит людьми, заставляет их идти на верную смерть. Дорого достается им кусок хлеба. Для того чтобы показать во всей своей шокирующей наготе, неприглядности тяжелый народ­ный труд, Некрасов использует широко известный прием – при­ем “сна”. Взбудораженное, воспаленное воображение мальчика Вани создает картины потрясающей ясности. “Дебри бесплодные”, “топот и скрежет зубов”, образ “больного белоруса” (“Губы бес­кровные, веки упавшие, Язвы на тощих руках”), “толпы мертве­цов” – все это мелькает перед нами подобно кадрам какого-то фантастического фильма. С горечью говорит автор о тех, кто воз­звал к жизни эти непроходимые дебри, и сам же нашел здесь себе могилу. Полный невыразимой тоски звучит в поэме вопрос:

Братья! Вы наши плоды пожинаете!

Нам же в земле истлевать суждено…

Все ли нас, бедных, добром поминаете Или забыли давно?..

И действительно, чего ради принесли свои жизни в жертву тысячи людей? Чтобы благодарные потомки говорили, что же­лезную дорогу построил “Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька?!” Здесь Некрасов вводит образ генерала, который по­является в третьей части поэмы. Генерал выступает как защитник эстетических ценностей. Автор не спешит прерывать его и дает ему высказаться до конца. Некрасов использует прием самоха­рактеристики. В монологе прекрасно видно равнодушие генерала к народу, его презрительное отношение:

– Ваш славянин, англосакс и германец

Не создавать – разрушать мастера,

Варвары! дикое скопище пьяниц!..

В уста генерала Н. А. Некрасов вкладывает обвинительную речь уже не просто русскому народу, а народу в более масштабном смысле, народам, в которых он видит лишь невежественную тол­пу, рабски преданную и покорную. Народ довольствуется малым, действует, не рассуждая. Подтверждение этому мы можем найти в тексте – это вся 4-я часть поэмы, где “рабочий народ тесной гурьбой у конторы собрался…” Изможденные, полуживые люди остались еще и должны подрядчику. Вся 4-я часть поэмы строит­ся согласно представлениям генерала. Это “светлая сторона”, по его мнению. Но на фоне всего повествования она становится са­мой драматичной, мрачной, беспросветной.

Здесь подводятся итоги, причем не только проделанной рабо­те, но и всему крепостному строю в целом. Здесь вся психология народная, вся жизнь его. “В синем кафтане – почтенный лабаз­ник, толстый, присадистый, красный, как медь…” едет посмот­реть свои работы. Сколько иронии, сколько сатиры вкладывает Некрасов в эти строки! Великодушно прощает подрядчик долги народные, да еще и выставляет бочку вина. Народ не ропщет, ни звука возражения! Куда там!

Выпряг народ лошадей – и купчину

С криком “ура!” по дороге помчал…

Завершается поэма риторическим вопросом:

Кажется, трудно отрадней картину

Нарисовать, генерал?..

Болью и горечью отзываются слова Н. А. Некрасова о русском народе. Сколько еще терпения осталось у него? Издавна повелось уж так на Руси: верит народ в “светлое будущее”, все силы отда­ет на его “строительство”, верит, что вот-вот, еще немного, и настанет совсем другая жизнь, новая, счастливая. Так было и перед отменой крепостного права, и потом, перед революцион­ными событиями начала следующего, XX века. Передовые, мыс­лящие люди, которым небезразличны были судьбы народные, понимали, что сиюминутных перемен нечего ждать. Отсюда и тя­желый пессимизм Некрасова, понимающего, что пройдет еще очень много времени до тех пор, пока рабская покорность не выйдет из души народной, пока труженик не станет действительно свободным, не только в обществе, но и в душе.

Тема будущего в поэме тесно связана с образом мальчика Вани. Недаром именно к нему обращается лирический герой:

Эту привычку к труду благородную

Нам бы не худо с тобой перенять…

Благослови же работу народную

И научись мужика уважать.

Уважение к народу, искренняя любовь к нему – залог скоро­го продвижения России на пути исторического прогресса.

План

1. Картины природы.

2. Лирический герой рассказывает мальчику Ване о тяготах народного труда.

3. Монолог генерала о народе: народ – варвар.

4. “Светлая сторона” труда. Итоги работы. Покорность на­родная.

Глоссарий:

  • план стихотворения железная дорога
  • план железная дорога некрасов
  • план железная дорога
  • план к стихотворению железная дорога
  • железная дорога некрасов план

(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. “Железная дорога” (1864). В стихотворении изображаются “народные массы”, которые голод согнал на строительство доро­ги, но здесь каторжный труд и нечеловеческие условия сущест­вования, грабеж со стороны...

Тезисный план представляет собой план из тезисов глагольного строя. Наиболее традиционная форма подготовки текста. При подготовке тезисного плана необходимо, помимо основных тезисов, записывать иллюстрации, статистические данные, необходимые для иллюстрирования тезисов. Тезис - это кратко сформулированное основное положение абзаца, текста лекции, доклада и т. п. Тезисы обычно совпадают с информативным центром абзаца. Тезисы бывают вторичными и оригинальными. Вторичные тезисы используются с целью выделения главной информации какого-то источника (например, учебника, научной статьи или монографии) . Оригинальные тезисы пишутся как первичный текст к предстоящему выступлению на семинаре, конференции или конгрессе.

Например, тезисный план стихотворения.

1. Тематика произведения

2. Композиция стихотворения

3. Жанр стихотворения

4. Настроение стихотворения.

5. Мое отношение и чувства, которые вызывает стихотворение.

Можно добавить столько своих тезизов, на сколько Вы готовы информировать окружающих о предмете рассказа.

/ / / Цитатный план стихотворения Некрасова «Железная дорога»

Часть I
1) «Славная осень! Морозные ночи».
2) «Нет безобразья в природе!»

Часть II
1) «Ванечка, знаешь ли ты?»
2) «Видел, папаша, я сон удивительный, - Ваня сказал, - тысяч пять мужиков»
3) «Трудно свой хлеб добывал человек!».

Часть III
1) «Нашей дороги строители!»
2) «Варвары! дикое скопище пьяниц!»

Часть IV
1) «Труды роковые»
2) «Кажется, трудно отрадней картину нарисовать, генерал?..»

Пояснительная записка

Часть I
1) Стихотворение начинается с описания славной осени, морозной погоды.
2) Автор показывает, что природа прекрасна в любом обличье, что нет в ней безобразия, в отличие от мира людей.

Часть II
1) Во второй части повествователь вмешивается в разговор отца и сына, чтобы рассказать мальчику правду о тяжелом труде строителей железной дороги.
2) Правда, которая открывается при лунном свете, оказывает на мальчика большое влияние и он видит сон наяву – толпу призраков рабочих, которые остались здесь вдоль дороги, не сумев вынести тяжелую работу. Ванечке кажется, что они поют дикую песнь.
3) Повествователь рассказывает о том, как трудно простые люди добывают себе пропитание.

Часть III
1) Повествователь рассказывает, что настоящие строители дороги – простые люди.
2) Генерал спорит с повествователем. Он считает, что простые мужики – это варвары, которые только умеют разрушать. Но повествователь при помощи разумных доводов и риторических вопросов доказывает, что генерал заблуждается в отношении народа.

Часть IV
1) Генерал просит показать мальчику и светлые картины. Повествователь говорит, что труды роковые кончены. Но вот можно ли забыть о потерях?
2) Простой народ рад даже бочке вина, потому что привык терпеть. Вот какая отрадная получилась картина.

Стихотворение Некрасова под названием Железная дорога — это жизненное произведение, открывающее нам всю правду появления первой железной дороги. Сама дорога и ее строительство сделали большой переворот в жизни нашей страны, открыв большие возможности для передвижения на большие расстояния и превратив Россию из отсталой в развитую державу. Вот только какой была цена таких преобразований? Как известно, Николаевская дорога, соединяющая Москву и Петербург, строилась по проекту самого царя десять лет. Проект же представлял собой прочерченную под линейку прямую, что пролегала через леса, болота, цена же этому проекту — человеческие жизни. Именно об этом и писал Некрасов, а нам предстоит сделать .

Некрасов: Железная дорога

Некрасов — замечательный писатель, который писал произведения гражданской направленности, без приукрашивания. Он описывал реалистичные события и его работа Железная дорога не стала исключением. Данное произведение, где освещена народная тематика, является жизненным стихом, которое знакомит нас с далекими временами при Николае Первом. С временами, когда строилось железнодорожное сообщение.

Само стихотворение было написано в 1864 году. Когда читаешь его, то сразу же ощущаешь ноты драматизма, видна несправедливость по отношению к рабочим людям и об этом не мог молчать писатель, поэтому автор раскрывает нам всю правду.

Работа состоит из четырех частей и напоминает небольшую пьесу, где в главных ролях генерал, его сын Ваня и лирический герой. Они едут в поезде и между пассажирами завязывается разговор, во время которого нам открываются все ужасы строительства под руководством Клейнмихеля.

Часть 1

Сразу в первой части автор описывает виды, что открываются из окна вагона. Это природа русского края и она прекрасна. Лирический герой любуется необыкновенными красотами. Даже болота прекрасны и пни под лунным сиянием. Как же это замечательно лететь по рельсам чугунным и думать думы свои. Но дальше герой стиха слышит разговор своих соседей по вагону и не может не вмешаться.

Часть 2

Делая краткий анализ второй части, мы узнаем всю правду о строительстве дороги, которую автор рисует не только мальчику Ване, но и читателям.
Здесь мы понимаем, что дорогу строит не Клейнмихель, как утверждает генерал. Ее строит народ, которому ничего не оставалось, как идти в рабство, жертвуя своими жизнями, ведь всюду царствовал голод. Нужно было как-то жить, поэтому народ и нанимается на строительство. И вот, сегодня это красивая дорога с узкими насыпями, рельсами, мостиками, вот только лежит она на костях русского народа.

Применяя прием сна, автор пишет о мертвецах, что поднялись из земли и теперь рассказывают о нечеловеческих условиях своей работы, о том, как они погибали, боролись с голодом, замерзали, болели и умирали. Страшные картины рисует воображение мальчика. Сам же автор в подробностях описывает кошмары, особенно подробно он остановился на изображении мертвого белоруса, что изможден лихорадкой с колтуном в волосах. Он продолжает долбить мерзлую землю. Описывая труд людей, лирический герой говорит, что и нам было бы не плохо перенять привычку к труду, не плохо было бы уважать работу народную, уважать мужика.

Часть 3

В третьей части мертвецы исчезают. Ваня рассказывает о странном сне. Генерал же продолжил разговор, выступая защитником эстетических ценностей. Его речь обвинительная, в людях, в славянах, он видит невежественную толпу, которую называет варварами и скопищем пьяниц. Далее генерал просит героя рассказать сыну и о другой стороне правды. А какая это правда?

Часть 4

И тут мы приступаем к анализу четвертой части, которая и покажет светлую сторону. А она такова, что во время завершения строительства люди получили лишь бочку вина и некое списание долгов, которые по непонятным причинам появились у рабочих во время возведения дороги. Другими словами, народ обманут, а их заслуги присвоены хозяевами жизни. Вот такая награда была присвоена простому народу, который полег костями, возводя железную дорогу. Вот такая она светлая сторона вопроса.