Базовые институты общества. Основные социальные институты


Институционализация и изменения в социальных институтах

Институционализацией называется процесс образования социальных институтов. Этот процесс начинается тогда, когда конкретная общественная потребность начинает осознаваться как общесоциальная и для ее реализации в обществе устанавливаются особые нормы поведения, готовятся кадры, выделяются ресурсы.

В классическом понимании институционализация — это переход совокупности индивидов от естественного состояния, когда ими движут страсти, к социальному состоянию, когда они признают над собой какой-то высший авторитет, внешний по отношению к их собственным интересам и предпочтениям. Так это понимает Ш. Монтескье, противопоставлявший состояние гражданина состоянию человека, считая, что гражданин — это тот, чьи действия регулируются законом, тогда как поступки человека регулируются моралью. Согласно Монтескье, в институционализированном обществе царит порядок, обеспечивающий предсказуемость индивидуальных действий и добропорядочное поведение индивидов по отношению друг к другу.

Смысл понятия «институт» впервые определили социологи дюркгеймовской школы. С точки зрения Э. Дюркгейма и его учеников, социальные институты — это своего рода «кристаллизованные» способы действия, мышления и чувствования, постоянные для данной социальной группы, обязательные для нее и отличающие ее от остальных. Трудности, связанные с точным определением этого понятия, объясняются тем, что в конечном счете этот термин приложим ко всем без исключения видам социального поведения, но в узком смысле — только к тем из них, которые санкционированы обществом. Настаивая на принуждающем характере институтов, Дюркгейм вынужден рассматривать институт как синоним всякой социальной регуляции: все социальное институционально, потому что все социальное принудительно, а институт — это инструмент социального принуждения. Дюркгейм говорит о системном, абсолютном характере институтов, рассматривая их как комплекс правил или как нормативные системы. Но в таком случае в рамках единого общества должна существовать устойчивая взаимосвязь между разными видами деятельности, например экономической и политической, осуществляемыми водной и той же системе институтов. Если институты устанавливают отношения взаимозависимости между разнородными видами деятельности, то возникает вопрос, какая сила их связывает. Например, совместимы ли экономические институты капиталистического общества с его же правовыми, политическими, культурными институтами? Большинство теорий революции объясняет падение предшествующих революциям режимов наличием противоречия между логикой развития производственных отношений (экономических институтов) и архаической политической и правовой системой общества (политических институтов). В теории Й. Шумпетера доказывается наличие противоречия между социальной критикой в настроениях и поведении интеллектуалов и капиталистической организацией. Д. Белл тоже отмечает противоречие между культурной ориентацией и капиталистической организацией производства. Белл и Шумпетер утверждают, что наличие противоречия служит доказательством «заката» капитализма. Конечно, это утверждение весьма спорно, но спорно и противоположное утверждение, согласно которому в капиталистическом или каком-либо другом обществе существуют согласованность и единство различных институтов. Так, социологи (особенно неомарксисты), изучающие институты образования и здравоохранения, обычно объясняют характеристики этих систем в капиталистическом обществе только ориентацией на экономическую выгоду, т.е. действием экономических институтов. Это говорит о том, что единая система институтов — это скорее идеальная конструкция.

Институционализация в действительности — динамический процесс, допускающий наличие противоречий между старыми институциональными формами и новыми социальными потребностями.

Процессы институционализации порождаются рядом ключевых социальных потребностей, в число которых известный социолог Г. Ленски включил:

  • потребность в коммуникации (язык, образование, связь, транспорт);
  • потребность в производстве продуктов и услуг;
  • потребность в распределении благ (и привилегий);
  • потребность в безопасности граждан, защите их жизни и благополучия;
  • потребность в поддержании системы неравенства (размещение общественных групп по позициям, статусам в зависимости от разных критериев);
  • потребность в социальном контроле за поведением членов общества (религия, мораль, право, пенитенциарная система).

Современное общество характеризуется разрастанием и усложнением системы институтов. С одной стороны, одна и та же

базовая потребность может порождать существование нескольких специальных институтов, а с другой стороны, каждый институциональный комплекс, например семья, реализует гамму базовых потребностей — в коммуникации, производстве услуг, распределении благ, индивидуальной и коллективной защите, поддержании порядка и контроля.

Изменения в социальных институтах происходят как в силу внутренних причин, коренящихся в самих институтах (обычно из-за снижения эффективности функционирования данного института в интересах господствующих социальных групп), так и из-за внешних факторов (общество приобрело новые знания, представления, мировоззрение). Например, можно назвать две причины распада института крепостного права: во-первых, во всех странах сформировалась и распространилась идеология Просвещения, согласно которой все люди равны от природы и крепостничество позорно и для господ, и для крестьян; во-вторых, труд крепостных стал экономически неэффективным и перестал обеспечивать экономическое первенство феодальных земле владельце в.

Развитие социальной системы сводится к эволюции институтов в направлении от традиционной модели социальных институтов к современной. Если в традиционном обществе все институты характеризовались жесткой аскриптивностью, т.е. однозначным, допускающим минимальную индивидуальную свободу приписыванием статусов и норм поведения, то в современном обществе у социальной регламентации, осуществляемой институтами, гораздо более мягкие формы и более высокая степень вариабильности.

В каждом обществе формируются свои базовые ценности, закрепляющиеся и воспроизводящиеся через институциональные системы, однако разрушение старых социальных институтов не означает прекращение их влияния на общество и его институциональную систему. От прошлого не так легко избавиться, как кажется, а согласно теории институциональных матриц, ставшей весьма популярной в современной социологии, это вообще невозможно. Институциональная матрица определяется Д. Нортом как комплекс взаимоувязанных формальных и неформальных правил и ограничений, определяющих содержание и динамику экономических и политических институтов каждого конкретного общества. В своей институционально-эволюционной теории он определил историческую зависимость настоящего от прошлого в виде выбранной траектории институционального развития, а социальные институты в его теории выступают как набор формальных правил, неформальных ограничений и механизмов их принудительного осуществления. При этом формальные правила можно достаточно быстро изменить, а неформальные меняются очень медленно.

Согласно теории С.Г. Кирдиной, институциональные матрицы. представляют устойчивую, исторически сложившуюся систему базовых институтов, регулирующих экономическую, политическую и идеологическую подсистемы общества. Институциональные матрицы, обозначенные как Х- и Y-матрицы, соответствуют восточному и западному типам цивилизаций. Каждому обществу на протяжении его исторического развития присуща единственная институциональная матрица. Например, для России это Х-матрица восточного типа, как и для большинства стран Азии и Латинской Америки, в то время как для большинства стран Европы, Америки и др. — Y-матрица. Матрица не может быть заменена другой, даже в эпоху глобализации, информатизации и глобальных трансформаций.

Однако между институциональными матрицами возможен и необходим взаимообмен, в результате чего на определенном историческом этапе происходит обогащение одной институциональной матрицы элементами иной институциональной матрицы (в виде новых традиций, норм, правил, образцов поведения, ценностей), которые со временем ассимилируются базовой матрицей. При этом система общественных институтов возвращается к исходному типу, но уже в обновленной форме. Таким образом, базовые пласты культуры, традиций, ментальности, присущие изначальной институциональной матрице, не могут исчезнуть бесследно и в любом случае сохраняют свои позиции, оказывая влияние на дальнейшее развитие общества. Это объясняет трудности, с которыми сталкиваются модернизирующиеся и трансформирующиеся общества при внедрении новых ценностей, идеалов, стратегий и т.д.

Людям свойственно жить в коллективах, существующих длительное время. Однако несмотря на преимущества коллективной жизни, сама по себе она еще не обеспечивает автоматического сохранения обществ. Для сохранения и воспроизводства обществу как целостной системе необходимо изыскание и применение определенных сил и ресурсов. Данный аспект существования обществ изучается в контексте социальных потребностей или социальных функций.

Дж. Ленски выделил шесть основных условий существования общества:

Общение между его членами;
- производство товаров и услуг;
- распределение;
- защита членов общества;
- замена выбывающих членов общества;
- контроль их поведения.

Элементами социальной организации, которые регулируют использование ресурсов общества и направляют совместные усилия людей на удовлетворение общественных потребностей, являются социальные институты (экономические, политические, правовые и др.).

Социальный институт (лат. institutum – установление, устройство) – исторически сложившаяся, относительно устойчивая форма организации и регулирования общественных отношений, обеспечивающая реализацию потребностей общества в целом. Создавая социальные институты и участвуя в их деятельности, люди утверждают и закрепляют соответствующие социальные нормы. С содержательной стороны социальные институты - это набор стандартов поведения в определенных ситуациях. Благодаря социальным институтам поддерживается устойчивость форм поведения людей в обществе.

Любой социальный институт включает в себя:

Систему ролей и статусов;
- нормы, регулирующие поведение людей;
- группу лиц, предпринимающих организованные социальные действия;
- материальные средства (здания, оборудование и др.).

Институты возникают спонтанно. Институциоиализация представляет собой упорядочивание, стандартизацию и формализацию деятельности людей в соответствующей сфере общественных отношений. Хотя этот процесс и может осознаваться людьми, суть его определяется объективными социальными условиями. Человек может лишь корректировать его грамотной управленческой деятельностью, основанной на научном постижении данного процесса.

Многообразие социальных институтов определяется дифференциацией видов социальной деятельности. Поэтому социальные институты подразделяются на экономические (банки, биржи, корпорации, предприятия сферы потребления и услуг), политические (государство с его центральными и местными органами власти, партии, общественные организации, фонды и др.), институты воспитания и культуры (школа, семья, театр) и социальные в узком смысле (институты социального обеспечения и опеки, различные самодеятельные организации).

По характеру организации различаются формальные (основанные на строго установленных предписаниях и бюрократичные по духу) и неформальные социальные институты (устанавливающие собственные правила и осуществляющие социальный контроль над их исполнением через общественное мнение, традицию или обычай).

Функции социальных институтов:

- удовлетворение потребностей общества: организация общения между людьми, производство и распределение материальных благ, постановка и достижение общих целей и др.;

- регулирование поведения социальных субъектов при помощи социальных норм и правил, приведение действий людей в соответствие с более или менее предсказуемыми образцами социальных ролей;

- стабилизация общественных отношений, закрепление и поддержание устойчивых социальных связей и отношений;

- социальная интеграция , сплочение индивидов и групп в масштабах всего общества.

Условиями успешного функционирования институтов являются:

Четкое определение функций;
- рациональное разделение труда и организация;
- деперсонализация, способность функционировать вне зависимости от личностных качеств людей;
- способность эффективного поощрения и наказания;
- включенность в более масштабную систему институтов.

Взаимная связь и интеграция институтов в обществе основывается, во-первых, на регулярности в проявлениях личностных свойств людей, однородности их потребностей, во-вторых, на разделении труда и предметной связи выполняемых функций, в-третьих, на доминировании в обществе институтов одного определенного типа, что обусловлено особенностями его культуры.

Социальные институты стабилизируют деятельность людей. Тем не менее, сами институты обладают разнообразием и изменчивостью.
Деятельность социальных институтов осуществляется посредством социальных организаций. Основанием для возникновения организации является осознание людьми потребности в достижении общих целей и осуществлении совместной деятельности.

Понятие социального института

Устойчивость социальной системы основывается на стабильности социальных связей и отношений. Наиболее устойчивыми социальными отношениями являются так называемые институционализированные отношения, то есть отношения, закрепленные в рамках определенных социальных институтов. Именно система социальных институтов обеспечивает в современном обществе воспроизводство социальной структуры. Для человеческого общества всегда жизненно важно было закреплять некоторые типы социальных отношений, делать их обязательными для всех своих членов или определенной социальной группы. В первую очередь в таком закреплении нуждаются значимые для обеспечения функционирования социальной системы отношения, например, снабжение ресурсами (продукты питания, сырье), воспроизводство населения.

Процесс закрепления отношений, направленных на удовлетворение насущных потребностей, заключается в создании жестко закрепленной системы ролей и статусов. Эти роли и статусы предписывают индивидам правила поведения в рамках определенных социальных отношений. Также вырабатывается система санкций для того, чтобы на ее основе обеспечивать соблюдение установленных нормативных требований. В процессе создания таких систем и возникают социальные институты .
Современный термин «институт» происходит от латинского institutum - установление, учреждение. Со временем он приобрел несколько значений. В социологии он в первую очередь применяется для обозначения комплексных социальных образований, призванных обеспечивать стабильность и удовлетворение потребностей социальной системы.

Социальный институт - это совокупность статусов и ролей, необходимых материальных, культурных и других средств и ресурсов, направленных на выполнение определенной социально значимой функции. В содержательном плане социальный институт - это определенная совокупность целесообразно ориентированных стандартов поведения в определенной ситуации. В процессе своего функционирования социальный институт на основе выработанных им правил, норм поведения и деятельности стимулирует соответствующие стандартам типы поведения, одновременно подавляя, корректируя любые отклонения от принятых норм. Таким образом, любой социальный институт осуществляет социальный контроль, то есть упорядочивает поведение членов социального института с целью максимально эффективного выполнения возложенных на данный институт задач.

Типология социальных институтов

Фундаментальных, то есть принципиально важных для существования всего общества, социальных потребностей не так много. Различные исследователи называют разное их число. Но каждой из этих потребностей обязательно соответствует один из основных социальных институтов, призванных удовлетворять эту потребность. Укажем здесь следующие социальные институты и соответствующие им социально значимые потребности:
1. Институт семьи и брака удовлетворяет социальную потребность в воспроизводстве и первичной социализации населения.
2. Политические институты удовлетворяет социальную потребность в обеспечении управления, координировании общественных процессов, социальном порядке и сохранении социальной стабильности.
3. Экономические институты удовлетворяет социальную потребность в материальном обеспечении существования общества.
4. Институт культуры удовлетворяет социальную потребность в аккумуляции и передаче знаний, структуризации индивидуального опыта, сохранении универсальных мировоззренческих установок; в современном обществе важной задачей становится вторичная социализация, чаще всего связанная с образованием.
5. Институт религии (церковь) удовлетворяет социальную потребность в обеспечении, структуризации духовной жизни.

Структура социальных институтов

Каждый из вышеперечисленных институтов представляет собой сложную систему, состоящую из множества подсистем, которые также носят название институтов, но это не основные, или подчиненные, институты, например, институт законодательной власти в рамках политического института.

Социальные институты - это постоянно развивающиеся системы. Более того, в обществе постоянно идет процесс формирования новых социальных институтов, когда определенные социальные отношения требуют придания им более четкой структурированности, закрепленности. Такой процесс называется институционализацией . Этот процесс состоит из нескольких последовательных этапов:
- возникновение социально значимой потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий определенного числа индивидов;
- осознание общих целей, достижение которых должно приводить к удовлетворению основной потребности;
- выработка в ходе стихийного социального взаимодействия, часто осуществляемого методом проб и ошибок, социальных норм, правил;
- появление и закрепление процедур, связанных с нормами и правилами;
- установление системы санкций для поддержания исполнения норм и правил, регулирования совместной деятельности;
- создание и усовершенствование системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.
В процессе своего формирования, которое может продолжаться длительные периоды времени, как это было, например, с институтом образования, любой социальный институт приобретает определенную структуру, которая состоит из следующих основных составляющих:
- набор социальных ролей и статусов;
- социальные нормы и санкции, регулирующие функционирование данной социальной структуры;
- совокупность организаций и учреждений, функционирующих в рамках данного социального института;
- необходимые материальные и культурные ресурсы, обеспечивающие функционирование данного социального института.

Кроме того, к структуре, в известной мере, можно отнести и специфическую функцию института, которая удовлетворяет одну из базовых потребностей общества.

Функции социальных институтов

Как уже отмечалось, каждый социальный институт выполняет свои специфические функции в обществе. Поэтому, безусловно, определяющими для любого социального института являются именно эти профилирующие социально значимые функции, о которых уже говорилось ранее. Между тем, существует ряд функций, которые присущи социальному институту как таковому и которые направлены в первую очередь на поддержание функционирования самого социального института. Среди них можно выделить следующие:

Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым. Тем самым институт обеспечивает устойчивость как своей собственной системы, так и в целом социальной структуры общества.

Интегративная функция. Эта функция включает в себя процессы сплочения, взаимосвязи и взаимозависимости членов социальных групп, которые проходят под воздействием правил, норм, санкций, существующих в данном институте. Это приводит к повышению устойчивости и целостности элементов социальной структуры. Интегративные процессы, осуществляемые социальными институтами, необходимы для координирования коллективной деятельности, решения комплексных задач.

Регулятивная функция. Функционирование социального института обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения. Каким бы видом деятельности не занимался индивид, он очень часто сталкивается с институтом, призванным регламентировать деятельность в этой области. В результате деятельность индивида получает предсказуемую, желательную для социальной системы в целом направленность.

Транслирующая функция. Каждый институт для своего нормального функционирования нуждается в приходе новых людей как для расширения, так и для замены кадров. В связи с этим, в каждом институте предусмотрен механизм, позволяющий проводить такое рекрутирование, подразумевающее и определенный уровень социализации в соответствии с интересами и требованиями данного института.

Стоит отметить, что кроме явных функций, социальный институт может обладать и скрытыми, или латентными (скрытыми) функциями. Латентная функция может носить непреднамеренный, неосознаваемый характер. Задача раскрытия, определения латентных функций является очень важной, так как они во многом определяют конечный результат функционирования социального института, то есть выполнение им своих основных, или явных, функций. Тем более, что часто латентные функции имеют негативные последствия, приводят к возникновению побочных негативных последствий.

Дисфункции социальных институтов

Деятельность социального института, как было сказано выше, не всегда приводит только к желательным последствиям. То есть социальный институт кроме выполнения основных функций может производить и нежелательные, а иногда однозначно негативные последствия. Такое функционирование социального института, когда наряду с пользой для общества он одновременно наносит ему и вред, называется дисфункцией .

Несоответствие деятельности социального института характеру социальных потребностей, или обусловленное таким несоответствием нарушение выполнения своих функций другими социальными институтами может иметь очень серьезные негативные последствия для всей социальной системы.

В качестве наиболее показательного примера здесь можно привести коррупцию как дисфункцию политических институтов. Эта дисфункция не только мешает самим политическим институтам выполнять должным образом свои непосредственные задачи, в частности пресекать противоправные действия, преследовать правонарушителей, контролировать деятельность других социальных институтов. Паралич органов власти, вызванный коррупцией, оказывает огромное воздействие на все остальные социальные институты. В сфере экономики увеличивается теневой сектор, огромные объемы средств не попадают в государственную казну, совершаются прямые безнаказанные нарушения действующего законодательства, происходит отток инвестиций. Подобные процессы протекают и в других социальных сферах. Жизнь общества, функционирование его основных систем, в том числе и систем жизнеобеспечения, к которым относятся основные социальные институты, парализуется, развитие прекращается, начинается стагнация.

Таким образом, борьба с дисфункциями, предотвращение их возникновения является одной из основных задач социальной системы, позитивное решение которой может привести к качественной интенсификации социального развития, оптимизации социальных отношений.

Важнейшими элементами общества являются социальные институты (лат. - установление) - устойчивые совокупности людей, групп, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение тех или иных общественных функций и основывается на определенных нормах и стандартах поведения.
К фундаментальным институтам общества относят семью, школу (образование), производство, церковь и государство. Это объясняется наличием пяти видов важнейших жизненных потребностей, на удовлетворение которых направлена человеческая деятельность:
1) в воспроизводстве рода;
2) в безопасности и социальном порядке;
3) в средствах существования;
4) в получении знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров;
5) в решении духовных проблем, поиске смысла жизни.
Каждый из этих институтов объединяет большие массы людей для удовлетворения той или иной потребности и достижения определенной цели личного, группового или общественного характера. Возникновение социальных институтов привело к закреплению конкретных видов взаимодействия, сделало их постоянными и обязательными для всех членов данного общества.
Характерными чертами социальных институтов являются:
1) объединение всех лиц, занятых определенным видом деятельности и обеспечивающих в процессе этой деятельности удовлетворение определенной значимой для общества потребности;
2) закрепление системой социальных норм, регулирующих соответствующие типы поведения;
3) наличие учреждений, снабженных определенными материальными средствами, необходимыми для какого-либо вида деятельности;
4) четкое разграничение функций каждого из субъектов взаимодействия, согласованность их действий, высокий уровень регуляции и контроля;
5) интеграция в социально-политическую, правовую, ценностную структуру общества, что позволяет узаконить деятельность данного института и осуществлять контроль за ней.
Помимо основных социальных институтов существуют и неосновные. Так, если основным политическим институтом является государство, то неосновными - отдельные государственные органы и должностные лица.
Социальный институт делает связи между людьми не случайными и не хаотичными, а постоянными, надежными и устойчивыми. Институциональное взаимодействие - это хорошо отлаженный порядок социальной жизни в основных сферах жизнедеятельности людей. Чем больше социальных нужд удовлетворяется социальными институтами, тем более развито общество.
Поскольку в ходе исторического процесса возникают новые потребности и условия, постольку появляются новые виды деятельности и соответствующие связи. Общество заинтересовано в придании им упорядоченности, нормативного характера, т. е. в их институциализации.
2. Познание мира. Роль знаний в жизни человека и общества .


Познание можно определить как процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом - получение нового знания об окружающем мире. Ученые выделяют следующие виды познания: обыденное, научное, философское, художественное, социальное. Ни один из этих видов познавательной деятельности не является изолированным от остальных, все они тесно взаимосвязаны друг с другом.
В процессе познания всегда присутствуют две стороны: субъект и объект познания. Под субъектом познания в узком смысле обычно подразумевают познающего человека, наделенного волей и сознанием, в широком - все общество. Объектом познания в узком смысле является познаваемый предмет, и широком - весь окружающий мир в тех границах, и которых с ним взаимодействуют отдельные люди и общество в целом. Объектом познания может быть и сам человек: практически каждый человек способен сделать объектом познания самого себя. В таких случаях говорят, что имеет место самопознание. Оно представляет собой и познание себя, и формирование определенного отношения к себе: к своим качествам, состояниям, возможностям, т. е. самооценку. Процесс анализа субъектом своего сознания и своего отношения к жизни называют рефлексией. Это не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие члены общества слушают и понимают «рефлексирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные (т. е. связанные с познанием) представления.
Результатом процесса познания выступают знания человека. Знание - информация об окружающем нас мире, накопленная в течение жизнедеятельности человечества. Формами знания являются в зависимости от:

1) выражения общественного сознания - мифология, религия, наука, мораль;
2) способа закрепления - понятийные, символические, художественно-образные;
3) степени научности - научные (обобщенное систематизированное знание, оперирующее законами, соответствующее существующей научной картине мира), ненаучные (разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами и находится в противоречии с существующей научной картиной мира), донаучное
(база научных знаний), антинаучное (утопическое, сознательно искажающее представления о действительности).
Роль знаний в жизни человека лучше всего отражает афоризм известного английского мыслителя и политического деятеля Ф. Бэкона (1581-1626): «Знание - сила», т. е. во всех видах деятельности человеку необходимы знания об окружающем его мире.
3. Укажите, что из предложенного ниже списка, на ваш взгляд, характеризует демократию:

Свобода высказывания мнений; +

Свобода мысли и свобода выбора; +

Равенство людей перед законом; +

Справедливые, хорошие отношения между людьми;

Участие в управлении, в осуществлении власти всего народа; +

Отсутствие бюрократизма;

Гласность. +

Свой выбор обоснуйте. Какие другие существенные проявления демократии вы могли бы указать?

Поскольку под демократией понимают политико-правовой режим, основанный на признании народа источником и субъектом власти, очевидно, что из предложенного списка демократию характеризуют: свобода высказывания мнений, свобода мысли и свобода выбора. Эти свободы относятся к фундаментальным правам и свободам человека, без их признания, гарантированности и защиты со стороны государства невозможно существование политического режима, основанного на признании воли народа источником власти и воплощении этой воли в жизнь. Участие в управлении, в осуществлении власти всего народа - главная черта демократии. Власть народа опирается на конституцию страны и законы. С их помощью разрешаются все конфликты и противоречия, независимо от того, кто предстал перед судом. Таким образом, равенство всех перед законом - неотъемлемое свойство демократического режима. Гласность, т. е. максимальная открытость в деятельности государственных и общественных организаций, необходима для функционирования власти, основанной на воле народа.
К числу других существенных проявлений демократии следует отнести:
1) принятие важнейших государственных решений по принципу большинства;
2) право меньшинства на оппозицию, при подчи- | нении решениям большинства;
3) политический плюрализм;
4) систему разделения властей, при которой различные ветви государственной власти достаточно Независимы и уравновешивают друг друга, а также препятствуют установлению диктатуры;
5) выборность основных органов государственной к плети на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании;
6) развитую систему органов местного самоуправления, наиболее приближенных к народу и компетентных в решениях местных проблем.

Лекция:

Понятие и виды социальных институтов

Вспомните, что подсистемами общества являются экономическая, политическая, социальная и духовная сферы жизнедеятельности. Каждый из нас включен во все эти сферы. Каким образом? Разберём на примере девятиклассника Андрея. Перед выходом в школу мама попросила Андрея вынести мусор (социальная сфера). На уроке химии он узнал много нового и интересного о видах ковалентной связи (духовная сфера). После школы Андрей зашёл в отделение паспортного стола УФМС и получил паспорт (политическая сфера). А по дороге домой купил фрукты на рынке (экономическая сфера). Перечисленные сферы отличаются друг от друга характером общественных отношений, видами деятельности и социальными институтами.


На данном уроке разберём, что же такое социальный институт. Что тут разбирать? Ведь каждому ясно, что институтом называют образовательное учреждение! На самом деле это понятие намного шире. Социальными институтами являются и организации (семья, партия, государство), и учреждения (школа, банк, полиция), и отношения (купля – продажа, воспитание, образование). Институтов очень много и каждый из них имеет своё значение для отдельного человека и общества в целом. Потому что каждый институт выполняет определённые функции для удовлетворения человеческих потребностей, которые весьма многообразны. Например, институты брака и семьи удовлетворяет потребность в продолжении рода и воспитании детей; институт государства в организации жизнедеятельности людей и обеспечении порядка. Таким образом, институты сложились исторически и востребованы обществом. Запомните термин урока:

Социальный институт - это устойчивая форма организации жизнедеятельности людей, направленная на удовлетворение потребностей общества и человека.

Примеры социальных институтов по сферам:

    Экономическая сфера: производство, распределение, обмен, потребление, собственность, рынок, банк, фирма, деньги и др.

    Политическая сфера: государство, власть, партия, законы, парламент, правительство, суд, гражданин и др.

    Социальная сфера: семья, брак, материнство, отцовство, детство, нация, школа, ВУЗ, здравоохранение и др.

    Духовная сфера: религия, искусство, наука, образование, СМИ, мораль и др.


Характерные черты социальных институтов

Несмотря на то, что каждый социальный институт выполняет соответствующие ему конкретные функции, для них характерны и общие черты:

    Во-первых, любой социальный институт организует, упорядочивает и координирует человеческую деятельность путём установления правил и образцов поведения людей. Например, школа регулирует отношения учителей, учеников и их родителей с помощью Устава.

    Во-вторых, каждый социальный институт следит за соблюдением правил и образцов, а к их нарушителям применяет санкции – меры наказания, от правовых до морально-этических. Например, за нарушение норм Устава школы к ученику могут быть применены санкции, от предупреждения до исключения из школы.

Значение социальных институтов в жизни общества и человека велико. В последующих темах вы познакомитесь с основными социальными институтами подробно.


Задание: Используя обществоведческие знания, сформулируйте своё определение социального института. Пишите ответ в комментариях 📝