Вставай проверочное слово непроизносимая согласная. Непроизносимые согласные в корне слов


В русском языке существуют слова, у которых в корневой морфеме рядом сочетаются несколько согласных звуков. При этом в устном разговоре одна из этих букв выпадает, не произносится. К примеру, известный (звук «т»), сверстник (звук «т»), радостный (звук «т»), сердце (звук «д») и т.д.

Филологи считают, что звук «т» является абсолютным чемпионом по своей непроизносимости. Слов с этой буквой, которую не слышно при разговоре, огромное множество, и большинство из них возможно проверить.

Непроизносимые согласные буквы, лишившиеся в определенных сочетаниях звукового значения, в русском языке встречаются часто, хотя этот термин условный. Любой лингвист скажет, что буквы не произносятся вообще, а звуков таких не бывает.

Кроме буквы «т» есть и другие непроизносимые согласные: это звуки «д», «в», «л».

Орфография русского языка, учитывая их специфическую особенность, определяет правила для правописания таких звуков, исходя из действия морфологических принципов.

Но как же правильно написать слово, в котором не слышится один из звуков, при этом неизвестно, есть ли он вообще или нет?

Грамматика русского языка предполагает правило, определяющее правописание согласных.

Для того чтобы узнать, пишутся ли непроизносимые согласные в корне, нужно изменить данное слово или подобрать к нему однокоренное, но так, чтобы проверяемая буква оказалась перед

Например, вестник - известие, окрестность - перекресток, свистнуть - свистеть, свист, честный - с честью, яростный - яростью и т.д.

Как видим, перед гласной эта непроизносимая согласная в корне отчетливо слышится: солнце - солнечно, грустный - грусть.

Исключение в данном правиле составляют: блеснуть, хотя и проверяется - блестеть, плеснуть - плеск, лестница - лесенка. Эти слова нужно просто запомнить, так как они претерпели определенное историческое изменение.

При этом необходимо также отличать такие слова, в которых непроизносимых согласных просто не существует, их нет. Например: гласный, вкусный, искусный, опасный, косный, ровесник, ужасный, словес-ность, чествовать, участвовать, яства, шествовать и т.п.

Букву «т» в лестнице, «д» в празднике и «в» в чувстве нужно просто навсегда запомнить. Детям в школе преподаватели обычно предлагают следующие подсказки для легкого запоминания:

ЛесТница получается из сТупеньки, сТупеньки, сТупеньки;

ПразДник - это День раДости и поДарков;

ЧуВства жиВут В нас, В нашем сердце.

Насколько многообразен русский язык, настолько он и сложен. В нем содержится огромное количество правил, падежей и склонений, словарных слов. И помимо всего этого, нам нужно обратить внимание и на слова, в которых может присутствовать непроизносимая согласная буква.

Понятие "непроизносимой согласной"

Под непроизносимой согласной мы понимаем звук, который не произносится в совокупности нескольких согласных букв в слове. В нашей русской речи встречаются довольно сложные для произношения скопления этих звуков:

  • "вств" (чувствовать, здравствуйте);
  • "нтск" (гигантский);
  • "стск" (расистский, националистский);
  • "ндск" (голландский, шотландский) и другие.

Для верного написания этих и других слов с непроизносимой согласной необходимо подобрать такое проверочное слово (изменить его форму или найти родственное), в котором после "непроизносимого" согласного, который мы уже четко услышим, или следующего согласного звука стоял гласный. Тогда у данного согласного звука становится сильная позиция и мы легко его сможем определить.

Примеры слов с непроизносимым согласным в корне

"Яркое солнце на время совсем ослепило мои глаза". В данном предложении в слове "солнце" есть непроизносимый согласный "л" в корне, который мы не слышим при произношении. Подбираем проверочное слово: солнечный (например, свет). Здесь согласный звук "л" уже отчетливо слышно.

"После школьного праздника я, счастливый и радостный, бежал домой". В предложении сразу три слова с непроизносимым гласным в корне: праз(д)ник - празден (от прилагательного "праздный"), счас(т)ливый - счастье, радостный - радость.

Однако не ко всем словам можно подобрать проверочные, есть словарные слова, которые просто нужно запомнить. Кним относятся: чу(в)ствовать, лес(т)ница, сверс(т)ник.

Существуют также слова, в которых отсутствует непроизносимый согласный, но чтобы убедиться, необходимо также подобрать однокоренное слово. Например: "Мой брат затеял опасную игру". В слове "опасную" в сочетании согласных "сн" отсутствует непроизносимый согласный, так как проверочное слово "опасен", между согласными встает гласный звук.

31. В каком словосочетании есть слово с пропущенной непроизносимой согласной

A) Чудес...ный вид
B) Незнакомая мес...ность
C) Небес...ный свод
D) Праздничное ше...ствие
E) Че...ствовать юбиляра

32. Вариант, в котором есть слово с непроизносимой согласной
A) Искус…ный мастер
B) Чудес…ный вид
C) Неснос…ный характер
D) Кос…ный мозг
E) Запас…ной футболист

33. Укажите слово с непроизносимой согласной
A) Вкус...ный
B) Опас...ный
C) Грус...ный
D) Чудес...ный
E) Прекрас...ный

34. Укажите, в каком словосочетании правильно употреблены прописные буквы
A) Государственная Третьяковская Галерея
B) государственная третьяковская Галерея
C) Государственная Третьяковская галерея
D) государственная третьяковская галерея
E) государственная Третьяковская Галерея

35. Какие существительные пишутся с большой буквы?
A) Собственные
B) Нарицательные
C) Одушевленные
D) Неодушевленные
E) Существительные женского рода

36. Найдите имя собственное
A) Балхаш
B) Класс
C) Кабинет
D) Курорт
E) Каток

37. Заключаются в кавычки
A) Клички животных
B) Фамилия, имя, отчество
C) Названия стран, городов, сел
D) Названия рек, озер, гор
E) Названия литературных произведений

38. Определите нарицательное существительное среди собственных
A) Сергеев
B) Петров
C) Иванов
D) Учитель
E) Никитин

39. Укажите имя собственное: В пятом классе среди нас
Всех забавней Атанас
A) В пятом
B) Всех
C) Забавней
D) Атанас
E) В классе

40. Укажите слово с правильным переносом
A) Каранд-аш
B) Сто-л
C) Взя-ть
D) Кн-ига
E) Шко-ла

41. Определите слово, с правильны переносом слов
A) К-аникулы
B) Каникул-ы
C) Кан-икулы
D) Ка-никулы
E) Слово не переносится

42. В каком варианте возможен перенос слова
A) Луч
B) Мать
C) Дочь
D) Мышь
E) Моих

43. В каком варианте невозможен перенос слова
A) Тетрадь
B) Трамвай
C) Вещь
D) Маршрут
E) Твоих

44. Определите слово, двумя слогами
A) Карандаши
B) Трамвайчик
C) Вещь
D) Ковёр
E) Автобус

45. В каком слове неверно употреблён мягкий знак?
A) семья
B) пьеса
C) серьезный
D) подьезд
E) вьюга

46. Вставьте ъ и ь, где необходимо:
ад…ютант, интерв…ю, лос…он, с…экономить, необ…яснимый.
A) ъ, ь, ь, *, ъ
B) ъ, ъ, *, ъ, ь
C) ъ, ь, ь, ъ, ь
D) ь, ь, ь, *, ъ
E) *, *, ъ, ь, ъ

46. В каком слове пишется ь?
A) пожарищ… зарево
B) радость встреч…
C) зелень пастбищ…
D) гореч… разлуки
E) вышла замуж…

47. Укажите слово с мягким знаком на конце
A) жгуч…
B) хорош…
C) замуж…
D) уж…
E) дрож…

48. Укажите вариант, в котором есть слово без ь (мягкого знака) после щипящего:
A) Мощ...
B) Роскош...
C) Луч...
D) Береч...
E) Вскач...

49. Укажите вариант, в котором есть слово без ь (мягкого знака) после щипящего:
A) Разреж...
B) Смеёш...ся
C) Палач...
D) Вскач...
E) Ты плач...

весть,известность,известный;поздний,поздно,опоздать;тростник,тростинка;праздник,праздничный,празден,праздновать;уста(губы),устно,устный;честно,честь,честный.
спиши слова в таком порядке:сначала славо, в котором все согласные звуки произноситься (проверочное слово) ,потом однокореные слова с непроизносимыми согласноми. выдели корень.

Запиши в три столбика: 1)слова с апарными по звонкости -глухости согласными в корне; 2)слова с непроизносимыми согласными в корне;

В современной орфографии правило формулируется таким образом:

Для того чтобы не разрушился смысл слова, надо в целости сохранить его составные части (корень и т.д.) или слоги. Например:

Сол нце - сол нечный Со-Ла на Че » - в значении «общая среда, или энергия для человеков».

Серд це - серд ечный . Древняя смысловая расшифровка слова: «Середа Че » - в значении «середина человека», при том, что Ц = Ч .

Позд ний - опозд ать . Древняя смысловая расшифровка слова: «По ЗаДа… » - в значении «по тому, что после имеющегося, данного…».

Груст ный - груст ить . Чест ный - чест ь .

В обоих случаях содержится в корне звукосочетание «ст », которое в древнем полнозвучии реконструируется в «СоТа » - в значении «сочетание, соединение твердое, устойчивое».

Видите, пропуск какой-либо буквы равнозначен потере древнего осмысленного слога, т.е. разрушению смысла слова .

А когда говорят об «исключениях», то в первую очередь вспоминается банальная фраза о том, что в русском языке исключений больше, чем правил. Это, конечно же, говорит о том, что полная формализация русского языка в принципе невозможна. Похоже, особенно наглядно это увидели сейчас, при попытке «компьютеризации» русского языка. Если в школе худо-бедно вытягивают на «троечника», на посредственность, то компьютерное «правописание» (или проверка правописания) и вовсе сталкивает людей на уровень бездумия (или слабоумия).

Во вторую очередь, сейчас нередко приходится сталкиваться с ограниченностью современного формального (знакового, плоского) подхода к объемному, многомерному Живому Русскому Языку, когда современное языкознание не в состоянии убедительно и логично объяснить даже некоторые простые явления, списывая их в разряд «исключений из правила».

Например:

Блес нуть (хотя блеск, блестеть ), Плес нуть (хотя плескать ), Лест ница (хотя лесенка ).

Так бывает, когда смыслы утрачиваются, а «необъяснимые» явления начинают объяснять «разрушениями» или искусственными обоснованиями. Например, говорят, что в подобных словах исторически произошло упрощение групп согласных, типа: блес(т, к) нуть.

Но при этом не хотят подумать о древнем состоянии Языка, когда корни слов выделяли не формально, жестко, однозначно, а очень гибко, по смыслу, с учетом объема контекста.

Поэтому речь нужно вести не об «упрощении групп согласных », а о разном смысловом наполнении слова в контексте .

К примеру, если «ЛеСъ » - это, по смыслу составляющих слово звуков речи, «гармоничная структура восходящей энергии». А вот «Бъ-Лесъ-Тъ » - это «устойчиво во все стороны направленный ЛеС», т.е. светящийся, сияющий. Когда Т меняется на К , получается «Блес-Къ » (в конце редуцированный звук О), т.е. «светящаяся оболочка ЛеСа» или его сияние.

Такие же смысловые нюансы, уместные каждый в своем месте по смыслу, в случае: Плеснуть (модель древней формы «По- Лес-Н …») и Плеск По- Лес-Ко »).

Точно так же в случае Лест ница и Лес енка разговор пойдет не о «чередовании» «С - СТ » или упрощении, а о том, что современный русский язык утратил древний смысл слова «Лес». Лес - это не «земля, заросшая деревьями », как считается в современном словаре, а прежде всего, по смыслу, «восходящие энергии ». Именно поэтому в сказках для перехода в другой мир поднимались по «мировому древу» или просто «высокому, до самого неба, дереву», т.е. «восходили по лесу », отсюда и «лестница (или лествица )», отсюда же и «лесина (или лесенка )». С разными смысловыми нюансами.

В итоге, выходит, что к формальному правилу о непроизносимых согласных в словах, по недоразумению «привесили в нагрузку» или чтобы нарочно запутывать (чтоб было где недоумевать и спотыкаться ищущим смысл школярам, не понимающим, чего хотят от них учителя!) «исключения», которые к рассматриваемому правилу никакого отношения не имеют.

Кстати говоря, такая же ситуация со словами: лосниться и лоск , кануть и капнуть , сгинуть и гибнуть .

Их нельзя рассматривать в рамках одного правила с непроизносимыми согласными звуками.

Но обосновывать подробно каждый случай, как проделали свыше, уже нет особой необходимости. Понятно и без этого.

Плохо только, что современный формальный (бессодержательный или бессмысленный) подход порождает бездумное отношение к письму, т.е. когда немало школьников и выпускников школ непроизносимые согласные ищут там, где их нет и не может быть , например, в таких словах, как:

чудесн ый (чудесен), опасн ый (опасен), прекрасн ый (прекрасен), вкусн ый (вкусен)…

Статистически чаще ошибаются в словах: честв овать (честь), участв овать (участие)…

А вот случаи с иностранными словами предлагается просто запомнить:

дерматин, инцидент, прецедент, трансцендентальный…

Хотя они тоже объяснимы по смыслу, мы стараемся уделять внимание преимущественно словам и написаниям Живого Русского Языка.

Теперь о различении кажущихся в произношении похожими слов, у которых разное происхождение и смысл:

ровесн ик

(от слова ровесный - диал. «одинаковый», от рово - «временна я мера», имевшего в косвенных падежах наращение -ес-). Или же иначе, «Рово Вес» как «равный вес», как бы сбалансированный, равновесный.

сверст ник

(от др.-русск. съвьрстьныи - «одинаковый по длине, возрасту», которое восходит к общеслав. верста - «мера длины», с помощью суффикса -ИК - совр. -НИК). Иначе: «с Версты» - т.е. тот, с кем пройдено одинаковое расстояние.

яст ва

(«разнообразные кушанья» - устар.; образовано с помощью суффикса -ТВ- от Ясти с корнем: Яс-);

яв ственный

(от Яв ь, Яв иться с помощью суффикса -СТВ -; ср. также с родственными: яв ный, яв ление)

участ вовать

(«сотрудничать в чём-либо»; ср.: составная част ь). Здесь корень: част ь , далее суффикс -ВОВА -.

чувст вовать

(«способность ощущать, испытывать внешние воздействия»). Здесь корень Чув -; далее суффикс -СТВ -.

шествовать

(«торжественно идти»). Здесь корень: шест , далее суффикс -ВОВА -. Отсюда же шеств ие, путешеств ие с суф. -В-.

шеф ствовать

(«оказывать помощь, быть шефом»); от слова Шеф (франц. Chef, или англ. chief). Отсюда же шеф ство с суф. -СТВ-.

косн ый

(от Косой : «тяготеющий к старому, привычному»: косный чиновник ). Корень Кос - и суф. -Н -.

костн ый

(от Кость : кост ный мозг, кост ная ткань). Корень Кост - и суф. -Н -.

В этих примерах нужно видеть, прежде всего, состав слов (корень и т.д.)!

Ну и несколько примеров с иностранными словами:

И, напоследок, о еще одном случае, в котором часто допускают ошибку, не замечая ни формального состава слова, ни смысла слова.

Задание 1. Переписать слова, подбирая к каждому из них такое однокоренное слово, в котором за корнем следует гласный.

Безгласный, вкусный, властный, гигантский, горестный, громоздкий, доблестный, захолустный, интересный, комендантский, корыстный, костный, местный, невестка, ненавистный, ненастный, объездчик, окрестность, опасный, повестка, послать, постлать, прелестный, пристрастный, сверстник, свистнуть, сердце, словесный, солнце, тростник, ужасный, участвовать, хлестнуть, хрустнуть, целостный, чествовать, чудесный, устный, шефствовать, явственный, яростный.

Задание 2. Д :

A.злос…ный нарушитель;

B.окрес…ные леса;

C.громоз…кий шкаф;

D.редкос…ный экспонат;

E.хлёс…кая речь.

Задание 3. Выбрать вариант с непроизносимым согласным Т :

A.прекрас…ное настроение;

B.чудес…ный день;

C.безопас…ность движения;

D.прелес…ная девушка;

E.обстановка глас…ности.

Задание 4. Выбрать вариант с непроизносимым согласным Т :

A.встреча ровес…ников;

B.дружба сверс…ников;

C.интерес…ный собеседник;

D.искус…ная мастерица;

E.блес…нуть в вышине.

Задание 5. Выбрать слово с непроизносимым согласным В :

A.че…ствовать героев;

B.уча…ствовать в турнире;

C.я…ственно слышать;

D.вкусные я…ства на столе;

E.ше...ствовать над классом.

Задание 6. Выбрать вариант, где встречается слово с непроизносимым согласным Д :

A.Беда завис…ника в его зависти.

B.Без труда не может быть чистой и радос…ной жизни..

C.Чес…ный нечес…ному не товарищ.

D.Человек сер…цем могуч, дерево – корнями.

E.Тайна, извес…ная троим, уже не тайна.

Задание 7. Вставить, где нужно, пропущенные буквы. Подобрать проверочные слова.

Чес…ный ответ, интерес…ная книга, бесхитрос…ные слова, лес…ный отзыв, перекрес…ный огонь, вирус…ная инфекция, парус…ный спорт, час…ное лицо, трос…никовые заросли, кризис…ная ситуация, словес…ное искусство, безвкус…ная пища, опытный наез…ник, дружба ровес…ников, сверс…ники моего сына, че…ствовать гостя, чу…ствовать усталость.

Задание 8. Вставить пропущенные буквы. Записать данные слова в два столбика: с непроизносимой согласной и без непроизносимой согласной.

Горес…ный, древес…ный, безглас…ный, опас…ный, добес…ный, ненас…ный, беспристрас…ный, целос…ный, ярос…ный, захолус…ный, неподвлас…ный, искус…ный, бессовес…ный, гиган…ский, гнус…ный, сверс…ник, ровес…ник, предвес…ник, педчу…ствовать, уча…ствовать, хлес…нуть, хрус…нуть, съес…ное, безмол…ствовать, окрес…ность, объез…чик, аген…ство, мес…ность, хулиган…ский, шампан…ское.

Задание 9. Переписать, вставляя пропущенные буквы. В скобках указывать проверочные слова.

1. Зал настороженно безмол…ствовал. 2. Ещё двести шагов – и мы в безопасности. (Арсеньев ) 3. Осень в этом году была поз…няя. (Короленко ) 4. Дудников всадил лопату в землю с такой силой, что трес…нул держак. (Шолохов ) 5. В числе восьми детей был один ровес…ник мне. (Герцен ) 6. Тут, на плитах и на жаровнях, жарились и варились, шипя, разные яства. (Гончаров ) 7. Безденежье меня приковало к ненавис…ной мне деревне. (Толстой ) 8. Гармонист играл так залихватски, с такими икус…ными переливами, что старик не удержался от соблазна послушать. (Марков) 9. Всё моё семейство здра…ствует и шлёт вам поклон. (Чехов ) 10. Пахло пересохшей горячей глиной и близким пас…бищем. (Федин ) 11. Эскадра че…ствовала своих героев. (Степанов ) 12. Уча…ствовал он и в славной Бородинской битве. (Куприн ) 15. Солдаты с бескорыс…ным любопытством следили за тем, куда самолеты полетят. (Казакевич )