Типология социальных характеров фромма. Социальные типы характера по фромму Определение характера по фромму


Характер – это прижизненное образование, он формируется в процессе воспитания, обучения в сходных условиях.

На протяжении жизни человек вступает в отношения с миром посредством овладения вещами и посредством взаимодействия с людьми. И форма этих отношений зависит от его характера.

Человек в процессе жизни научается действовать полуавтоматически в тех или иных ситуациях. И в этих действиях отражается суть характера. Характер также дает возможность приспосабливаться к социуму. Таким образом, функция характера позволяет человеку действовать последовательно и разумно.

Основная роль в формировании характера принадлежит семье. Ребенок копирует поведение родителей, так формируется его характер. Также на формирование характера ребенка в процессе взросления отчасти влияют психические и материальные особенности, свойственные его окружающей среде. А также особенности темперамента.

Эрих Фромм исследовал типы характера и представил их в форме НЕПЛОДОТВОРНОЙ и ПЛОДОТВОРНОЙ ориентации. Они представлены раздельно, хотя обычно характер каждой личности состоит из сочетания нескольких ориентаций, при этом одна из них доминирует. Рассмотрим их через призму любви и мышления.

Типы характера неплодотворной ориентации:

Типы характера плодотворной ориентации:

РЕЦЕПТИВНЫЙ ХАРАКТЕР

При такой ориентации человеку представляется что «все хорошее», будь то материальные блага, положительные эмоции, знания, находится вовне.

При таком положении дел, людям свойственно не давать, а получать.

Они не привыкли дарить любовь, а лишь только получать ее. Таки образом они попадают в собственную ловушку. Становятся неразборчивы в выборе партнера, бросаются на всех, кто предлагает им любовь или ее подобие. Становятся чрезвычайно чувствительными при всяком отдалении партнера, зависимыми от отношений.

То же касается и интеллектуальной сферы. Такие люди не добывают самостоятельно информацию. Они ищут человека, способного повести за собой и дать им уже готовую нужную информацию.

В случае, когда человек религиозен, он ждет от Всевышнего ВСЕГО, не проявляя при этом никакой активности.

Людям с такой ориентацией во всех сферах жизни требуется «магический помощник». Это вынуждает их быть верными другим людям. Они не в состоянии сказать «нет» и таким образом попадают в зависимость от других. Они становятся очень услужливыми. Не способными ничего делать без посторонней помощи. Они чувствуют себя небезопасно без поддержки окружающих. Как результат, они не способны принимать самостоятельно решения и брать на себя ответственность.

Люди рецептивной ориентации очень любят выпить и поесть. Тем самым они подавляют свою тревогу. Их движения и жесты плавные, как бы манящие.

А вообще мироощущение таких людей оптимистичное и дружелюбное. У них есть определенное доверие к миру, и они становятся тревожными лишь при возможной утрате «источника питания».

ЭКСПЛУАТАТОРСКИЙ ХАРАКТЕР

Данная ориентация сходна с рецептивной. У людей такого типа также есть представление о том, что все хорошее находится вовне. Основное отличие в том, что они не ждут даров от других, а отнимают желаемое хитростью и силой. Они склонные переоценивать то, что есть у других, и недооценивать то, что есть у себя. Такая ориентация распространяется на все сферы жизни.

В любви они присваивают только человека, принадлежащего кому-то другому, их не интересуют люди свободные от отношений.

То же касается и интеллектуальной деятельности. Им свойственен плагиат, не смотря на то, что это зачастую талантливые и интеллектуально развитые люди. Они вполне могли бы создавать собственные творения. Но чужие вещи им кажутся более привлекательными, чем те, которые они способны создать сами.

Они используют и эксплуатируют всех и все, из чего можно хоть что-то выжать. Каждый объект взаимодействия они оценивают как предмет полезности. Их главный девиз: «Краденый плод – самый сладкий».

Людям с эксплуататорской ориентацией свойственны подозрительность, цинизм, ревность, зависть. Жесты и движения их резкие и агрессивные. Очень часто они делают язвительные замечания в адрес других людей. Язвительная гримаса – их отличительная черта.

СТЯЖАТЕЛЬСКИЙ ХАРАКТЕР

Люди со стяжательской ориентацией мало верят в то, что можно что-то получить из внешнего мира. Их безопасность строится на стяжательстве и экономии. Траты они воспринимают как угрозу своей безопасности. Их цель – как можно больше приносить в дом и ничего не отдавать.

Их скупость распространяется на все сферы жизни. Как на материальные ценности, так и на чувства и мысли.

В любовных отношениях, они стараются завладеть любимыми, при этом не отдавать свою любовь. Близость с другими людьми они воспринимают как угрозу, они или отстраняются или овладевают людьми, чтобы устранить угрозу. Они очень подозрительны. Их девиз «Мое – это мое, а твое – это твое».

Движения и жесты людей со стяжательской ориентацией чопорные. Губы плотно сжаты. Им свойственна педантичная аккуратность.

Внешний мир для людей стяжательской ориентации представляет собой угрозу вторжения в его оборонную позицию. Их ригидная и бесплодная аккуратность является выражением потребности устранения контакта с внешним миром. Вещи из внешнего мира они воспринимают как опасные и нечистые.

Также характерными чертами данного типа людей являются навязчивая пунктуальность и упрямство. Это своего рода подчинение внешнего мира себе. Упрямо стоять на своем – это ответ на внешнюю угрозу.

РЫНОЧНЫЙ ХАРАКТЕР

Рыночная ориентация развилась в доминирующую только в современную эпоху. Свободный рынок, основанный на конкуренции, взрастил данный тип людей. Первостепеннее труда становится продажа.

Современный человек воспринимает себя и как товар для продажи на рынке, и как продавца. Вне зависимости от того какая у человека профессия, меновой ценностью является определенный товар или личность, эта профессия должна пользоваться спросом. На современном рынке не достаточно владеть знанием и умением для выполнения определенной задачи, но нужно еще быть способным вступать в состязания с другими. Успех в данном случае зависит не столько от того что ты знаешь и умеешь, но и от того, как ты умеешь продавать свою личность. Для этого необходимо обладать знаниями, какой вид личности пользуется наивысшим спросом.

Эти знания человек получает на протяжении всего процесса воспитания: в семье, в социальных учреждениях, с обложек журналов, СМИ, кино и из других источников, в которых демонстрируются внешний вид и жизненные истории преуспевающих людей.

В случае если у человека мерилом ценности личности являются превратности рынка, его самоуважение и чувство собственного достоинства разрушаются. Зрелый и плодотворный индивид ощущает себя независимым существом.

При рыночной ориентации важное значение для человека играет не его самореализация, а его успех в процессе продажи. Его силы, и то, что ими создано, отчуждаются от него, становятся чем-то отличным, скрытым от него; чем-то, что другие будут использовать и оценивать. Он с ними не идентичен.

Такая ситуация ставит человека с рыночной ориентацией в полную зависимость от того, как другие воспринимают его. Такие люди предоставлены сами себе, страшатся неудачи, жаждут угодить, не щадят других и не ждут пощады.

Следует отметить, что при описании неплодотворных характеров были представлены только их отрицательные стороны.

ПЛОДОТВОРНЫЙ ХАРАКТЕР


Плодотворная ориентация олицетворяет собой развитый характер, являющийся целью человеческого развития и идеалом гуманистической этики.

Плодотворная ориентация личности означает фундаментальную установку к восприятию мира во всех сферах человеческого опыта, включая ментальную, эмоциональную, сенсорную реакцию на самого себя, на других людей, на вещи. Плодотворность – это способность человека использовать свои силы и реализовывать свои возможности (идти и добиваться), быть свободным и независимым от контроля и насилия.

Сущность «плодотворной любви» одна и та же, будь то любовь матери к ребенку, любовь к людям или эротическая любовь между двумя индивидами. Основные элементы присутствуют во всех формах плодотворной любви: забота, ответственность, уважение, знание.

Способностью любить обладает не каждый человек. Это качество привлекает других людей. Любить человека плодотворно, значит заботиться о нем и чувствовать ответственность за его жизнь, за развитие всех его человеческих сил. Но без уважения, т.е. принятия человека таким, каков он есть, и знания любимого человека любовь превращается в собственничество.

Плодотворная любовь ставит знак равенства между любовью к одному человеку и любовью ко всему человечеству. Любовь к одному индивиду можно отнести к чему-то случайному и поверхностному.

Символ высшей степени любви – материнская любовь, которая подразумевает безусловность, основанную только на материнском отклике на потребности ребенка.

Любовь представляет собой плодотворную форму отношения к другим и к самому себе. Она предполагает заботу, ответственность, уважение и знание, а также желание, чтобы другой человек рос и развивался.

При плодотворном мышлении субъект не безразличен к предмету, а заинтересован в нем. В противном случае мышление становится бессодержательным и неплодотворным. Взаимосвязь субъекта и объекта наибольшим образом стимулирует мышление.

Плодотворное мышление характеризуется также и объективностью, т.е. думающий видит объект таким, каков он есть в действительности, а не таким, как хотелось бы его видеть. Объективность требует от думающего, и видеть себя, каков ты есть, т.е. осознавать, каким образом ты связан с объектом изучения.

Плодотворная деятельность, будь то мышление, любовь, возможна только при ритмичной смене активности и покоя. Это способность человека, когда это необходимо оставаться в покое и наедине с собой. Если плодотворная активность парализована, это приводит или к неактивности, или к сверхактивности. Лень и вынужденная активность являются двумя симптомами нарушения правильного функционирования человека. С таким нарушением у человека обнаруживается неспособность либо выполнять работу, либо неспособность наслаждаться досугом и покоем.

Свобода от давления, добродетель, возможность прислушаться к самому себе – факторы, способствующие развитию плодотворного характера.

В окончании следует ответить, что различные ориентации характера соединяются в различные комбинации, каждая из них качественно меняется в зависимости от уровня наличествующей в ней плодотворности. А если добавить еще и различие в , то количество комбинаций растет в геометрической прогрессии.

До встречи снова на

Фромм выделил пять социальных типов характера, превалирующих в современных обществах. Эти социальные типы, или формы установления отношений с другими, представляют собой взаимодействие экзистенциальных потребностей и социального контекста, в котором живут люди. Фромм разделил их на два больших класса: непродуктивные (нездоровые) и продуктивные (здоровые) типы. Первые четыре типа, по Фромму , – непродуктивные:

Рецептивные типы – убеждены в том, что источник всего хорошего в жизни находится вне их самих. Они открыто зависимы и пассивны, не способны делать что-либо без посторонней помощи и думают, что их основная задача в жизни – скорее быть любимыми, чем любить. Их можно охарактеризовать как пассивных, доверчивых, сентиментальных.

Эксплуатирующие типы – берут все, что им нужно, или о чем они мечтают, силой и изобретательностью. Они не способны к творчеству, добиваются любви, обладания, идей, эмоций, заимствуя все это у других. Их негативные черты – агрессивность, надменность, самонадеянность, эгоцентризм, склонность к соблазнению. К положительным качествам относятся уверенность в себе, чувство собственного достоинства.

Накапливающие типы – пытаются обладать как можно большим количеством материальных благ, власти и любви; стремятся избегать любых поползновений на свои накопления. В отличие от первых двух типов они тяготеют к прошлому, их отпугивает все новое. Они напоминают анально-удерживающую личность, по Фрейду: ригидные, подозрительные, упрямые. Их положительные качества – предусмотрительность, лояльность, сдержанность.

Рыночный тип – исходит из убеждения, что личность оценивается как товар, который можно продать или выгодно обменять. Эти люди заинтересованы в сохранении приятной внешности, знакомствах с нужными людьми, готовы продемонстрировать любую личностную черту, которая повысила бы их шансы на успех в деле продажи себя потенциальным заказчикам. Их отношения с окружающими поверхностны, их девиз – «Я такой, каким вы хотите меня видеть» (Fromm, 1947). Их ключевые черты характера: бесцельность, бестактность, неразборчивость в средствах, опустошенность. Их положительные качества – открытость, любознательность, щедрость (см. выше таблицу позитивных и негативных качеств этого типа личности).

В противоположность непродуктивной ориентации продуктивный характер представляет собой, с точки зрения Фромма, конечную цель в развитии человека. Он независимый, честный, спокойный, любящий, творческий и совершающий социально полезные поступки. Сила продуктивной любви дает возможность человеку любить все живое на Земле. Для него характерны заботливость, ответственность, уважительность, хорошие знания и способность к творческому самовыражению. Его отличает зрелая, целостная структура характера.

Э.Фромм в своей книге "Человек для самого себя" пишет, что человек может обмануться относительно своих действительных интересов, если он не знает в достаточной мере ни себя самого, ни своих нужд, ни долга и ответственности перед социумом. Фромм считает, что быть "самим собой" - это условие достижения физической и духовной целостности, то есть быть "для самого себя" в нормах нравственного поведения без эгоизма и иррационального авторитета.
Фромм пишет, что "иррациональный авторитет" опирается на свою неограниченную силу и использование всевозможных страхов в кругу общения. Критика иррационального авторитета не только не допустима, но попросту запрещена.
Иррациональный авторитет опирается на непродуктивные виды ориентации человеческого характера.

Для отличия непродуктивных видов ориентации от продуктивной ориентации Фромм разработал пять характерных "идеальных типов" ориентаций человека. Само разнообразие этих характеристик человеческого существования для отдельных индивидов делает этого индивида неповторимым, уникальным, то есть личностью. Эти личностные характеристики являются показателем того, насколько человек преуспел в искусстве жить. Под личностью, Э.Фромм понимает, целокупность как унаследованных, так и приобретенных психических качеств, которые определяют его мышление и поведение в разных ситуациях (жизни, любви и деятельности). Основные характеристики личности: деятельная- любящая - разумная.

Фромм определил 5 типов ориентаций личности:
* Рецептивная, получающая.
Такой тип личности считает, что "источник всех благ" находится во внешнем мире. Такой человек оптимистичен и дружелюбен, но всегда ищет "доброго волшебника". Человек чувствует или делает то, что от него ждут; его активности недостает спонтанности в том смысле, что его поступки обусловлены не собственными умственным или эмоциональным состоянием, а внешним источником. Он не самостоятельный, зависимый, с параличом критической способности и боится нести ответственность в деле принятия решений. Такой человек всегда приспосабливаться и старается нравиться сильным мира, иначе, как он считает, не устроит свою жизнь счастливо и богато. В таком случае проблема любви почти исключительно сводится к тому, чтобы "быть любимым". Они любят говорить "Да" всем и каждому. Социализация - мазохистский тип. Девизы: "Я ищу совет и "источник поддержки". "Я есть то, чем я обладаю".
* Эксплуататорская, берущая, авторитарная.
Единственный способ обрести желаемое - это получить его из внешнего источника, а не добиваться собственными силами. При этом они не ожидают помощи от других как дара, а отбирают силой или обманом. В области любви люди также склонны присваивать и красть.Любой человек рассматривается с точки зрения его полезности. Плагиат, подозрительность, цинизм и источение зависти и ревности. Враждебность и манипулирование.Социализация - садистический тип. Девиз: "Краденное всегда слаще".
* Стяжательская, или накопительная
Безопасность основывается на накоплении и сохранении уже накопленного, траты воспринимаются как угроза. Скупость распространяется и на деньги, и на чувства, и на мысли. Любовь это владение и обладание. Главное преданность и привязанность к воспоминаниям. Фанатичная чистоплотность, навязчивая пунктуальность. Постоянное "нет" - это почти автоматическая защитная реакция. Активность и трата сил приводит к полной стагнации и парализации. Социализация - деструктивный тип. Девизы: "Моё - это моё, а ваше - это ваше". "Нет ничего нового под луной".
* Рыночная, обменивающая, нахрапистая.
Личности с рыночным характером...не имеют даже своего собственного Я на которое они могли бы опереться, ибо их Я постоянно меняется в соответствии с принципом - "Я такой. какой я вам нужен". Безопасность основывается на стяжательстве и экономии. Человек воспринимает самого себя и как продавца, и как товар для продажи на рынке. Преобладает рассудочное, манипулятивное мышление, эмоциональная жизнь атрофируется. Любовь "по расчету". Социализация - равнодушный тип. Девиз: "Я таков, каким вы хотите меня видеть".
* Продуктивная, плодотворная или производящая.
Независимый индивид с позитивной свободой. Наличие человеческой способности использовать свои силы и реализовать заложенные возможности. Основные характеристики личности: деятельная - любящая - разумная. Человек воспринимает самого себя и как ответственный за свой рост и развитие. Он заботливый и ответственный за порядок и закон с развитым чувством любви. Он деятель, осуществляющий свои возможности с целенаправленным направлением к благому и разумному смыслу жизни. Он способен ритмически менять деятельность и отдых, непринужденно радоваться и отдыхать.Человек сам - источник своих сил. Продуктивная любовь - это забота, ответственность, уважение, знание и понимание другого и стремление дать возможность другому человеку расти и развиваться. Девизы: "Я свободен в осуществлении рационального!" "У меня есть добрая воля", "Я есть то, что я делаю, чувствую, люблю".

Но порой социальные условия не предполагают возможности для развития человека в этом направлении. Для человека остается один способ победить одиночество - убежать, подчиниться или вступить в такие отношения с людьми и миром, которые обещают спасение от неопределённости. Так возникают непродуктивные способы удовлетворения человеческих потребностей. Не случайно Э.Фромм пишет о бегстве человека от свободы в авторитаризм, деструктивизм и конформизм. Они являются иррациональными и бессознательными. Различные в своих проявления, они являются результатом одной базовой потребности - избежать собственной слабости и изолированности.

Рецептивная ориентация
"Человек, обладающий рецептивной ориентацией, полагает, что "источник всех благ" находится во внешнем мире, и считает, что единственный путь обрести желаемое - будь то нечто материальное или какое-то чувство, любовь, знание, удовольствие - это путь получения извне. В этом случае проблема любви почти исключительно сводится к тому, чтобы "быть любимым", а не любить самому. Такие люди неразборчивы в выборе любовных партнеров, поскольку быть любимым для них настолько захватывающее переживание, что они отдаются любому, кто дает им любовь или по крайней мере нечто похожее на любовь. Они крайне чувствительны к уходу от них или резкому разрыву отношений с ними со стороны любимых ими. <..> Таким людям свойственно искать кого-нибудь, кто дал бы им требуемую информацию, вместо того чтобы приложить хотя бы минимум усилий и получить её самостоятельно. <..> Они всегда ищут "доброго волшебника". К руке дающей они всегда испытывают особое чувство преданности и вечно испытывают страх потери. Но поскольку они нуждаются в поддержке многих, чтобы чувствовать себя в безопасности, то они вынуждены проявлять преданность к большинству людей. Им трудно сказать "нет", и они легко, в подтверждение своей преданности. дают обещания. <..> Им трудно сказать "нет", и они легко, в подтверждение своей преданности, дают обещания. <..> В одиночестве они чувствуют себя совсем потерянными, ибо не в состоянии ничем заниматься без посторонней помощи.
<..>В целом лица с рецептивной ориентацией обладают оптимистическим мировоззрением и дружелюбием".

Эксплуататорская ориентация
"Эксплуататорская ориентация, подобно рецептивной, основана постулате, что источник всех благ находится вовне, что всё, что человеку хотелось бы получить, он должен искать вовне, а не добиваться собственными силами. Разница между ними заключается в том, что люди с эксплуататорской ориентацией не ожидает помощи от других как дара, а отбирают силой или обманом. Эта ориентация проявляется во всех сферах деятельности. В области любви и чувств эти люди имеют тенденцию захватывать и воровать. Они испытывают влечение только к тем, кого можно отнять у другого. Привлекательность для них обусловлена привязанностью человека к кому-то другому; они, как правило,не влюбляются в тех, кто не принадлежит никому другому. То же самое проявляется и в отношении интеллектуальной деятельности. Такие люди стремятся не продуцировать идеи, а красть их. <..> То же самое верно и в отношении их к материальным вещам. <..> Их девиз – “краденное всегда слаще». <..> Любой человек является для них объектом эксплуатации и воспринимается только с точки зрения его полезности".

Стяжательская, или накопительная
"Все новое, что может быть почерпнуто извне, вызывает у людей этого типа характера чувство недоверия. Безопасность этих людей основывается на накоплении и сохранении уже накопленного, когда как траты воспринимается ими как угроза. <..> Их скупость одинаково распространяется и на деньги, и на чувства, и на мысли. Любовь для них – это овладение, обладание; они не дают любви, а стараются овладеть «возлюбленным». Лица с накопительной ориентацией часто проявляют своего рода преданность к людям и привязанность к воспоминаниям. В силу сентиментальности прошлое видится ими как золотые дни; они держатся за него и предаются удовольствию воспоминаний о прошлых чувствах и переживаниях. Они многое знают, но бесплодны, но бесплодны и не способны к продуктивному мышлению.
<..> Другая характерная черта этих людей – приверженность к порядку до педантизма. У человека такого типа всегда порядок в вещах, мыслях и чувствах, но как и в случае с памятью, его аккуратность бесплодна и ригидна.
<..> Люди с этим типом ориентации склонны к подозрительности и обладают своеобразным чувством справедливости, которое, в сущности, может быть выражено словами: “моё – это моё, а ваше – это ваше».

Рыночная
"Поскольку современный человек ощущает себя одновременно и товаром и продавцом, его самоуважение зависит от условий, которые он не может контролировать. Если он добивается успеха, то осознает себя достойной личностью, если же нет, то считает себя неудачником или даже ничтожеством. Причём степень неуверенности в себе с трудом поддается корректировке. <..> Если же ценность человека определяется превратностями рынка, то чувства собственного достоинства и гордости попираются. <..> Их уникальность не только ничего не стоит, но фактически даже становится балансом. <..> Между тем рыночная ориентация не развивает каких-либо качеств, потенциально заложенных в человеке …её сокровенная природа в том, что она не направлена на развитие какого-то специфического и постоянного вида отношений, но что именно чрезвычайная изменчивость всяких отношений – единственная постоянная черта этого типа ориентации. При этой ориентации у человека на каждый момент времени развиваются именно те качества, которые могут быть проданы на рынке с наибольшим успехом. <..> Личность с рыночной ориентацией должна быть свободна и ещё раз свободна от всяких индивидуальных особенностей. <..> Тот, кто хочет …преуспеть в каком-нибудь деле, должен стать членом большой организации, где проявится его главное качество- способность играть требуемую роль. Деперсонализация, пустота, бессмысленность жизни, автоматизированность приводят к росту неудовлетворенности, к потребности поиска новых, более адекватных способов жизни, а так же норм, которые вели бы человека к истинно человеческим целям".

Продуктивная, плодотворная или производящая
"Продуктивность есть способность человека применять свои силы, реализуя заложенные в нём возможности.
<..> Продуктивность – это отношение, к которому способен любой человек, если у него нет эмоциональных и психических отклонений. <..> Для того чтобы подтолкнуть развитие, раскрытие интеллектуальных и эмоциональных потенций, своей самости, необходима продуктивная деятельность, активность. Трагедия человека отчасти заключается в том, что его развитие никогда не завершается; даже в наиболее благоприятных условиях человек реализует лишь часть своих возможностей, ибо он успевает умереть, прежде чем полностью родится». История понятия продуктивности
Аристотель «утверждает, что добродетель определяется через деятельность человека. <..> Добродетельный человек, согласно Аристотелю, - это человек, который посредством своей деятельности, руководствуясь разумом, осуществляет заложенные в нем возможности. «Под добродетелью и способностью (potentia), говорит Спиноза, - я разумею одно и тоже». Свобода и счастье заключаются в понимании человеком самого себя и в его стремлении осуществить свои возможности, с тем чтобы всё «более и более приближаться к предначертанному нами образцу человеческой природы». Добродетель, согласно Спинозе, тождественна использованию человеком своих сил, а порок отождествляется с не умением использовать свои силы. Сущность зла, согласно Спинозе, заключается в бессилии». Гете считает, что смысл жизни в продуктивной творческой личностной деятельности, труде, в добродетельности.
Продуктивная любовь и мышление
«Продуктивное отношение к миру может выражаться и в деятельности, поступках, и понимании, умозрении.Человек производит, делает вещи, применяя свои силы к веществу, материи. Человек постигает мир интеллектуально и эмоционально через деятельность любви и разума. Сила разума позволяет ему проникнуть в суть вещей и явлений при условии активного взаимодействия с ними. Сила любви позволяет ему преодолеть преграду, отделяющую его от другого человека, чтобы лучше понять его. Хотя любовь и разум – всего лишь различные формы понимания данного мира и хотя ни одна не возможна без другой, они отражают различные силы – эмоции и мышление, а потому должны рассматриваться отдельно.

Фромм раскрыл противоречия позиции человека в его общении с окружающими.
Фромм пишет: «Мы можем выделить следующие виды межличностных отношений: симбиотические отношения, отчужденность и разрушение; любовь”.
При симбиотических отношениях, зависимый и поглощенный, человек связан с другими, но при этом либо теряет, либо никогда не достигает независимости. Он избегает опасности одиночества, становясь частью другого человека, будучи «поглощенным» другой личностью, или «поглотившим» её. Первое есть суть того явления, которое клинически описывается как мазохизм». <..> Формы «могут рационализироваться как жертвенность, долг или любовь».
<..>”Стремление поглотить других, садизм как активная форма симбиотической связи, рационализируется как любовь, сверх покровительство, «законная» власть, «законная» месть и т.д.».
Э.Фромм отмечает, что симбиоз возможен между Рецептивной (получательской) и Эксплуататорской (берущей) ориентацией личностями, причем со стороны Рецептивной наблюдается зависимый, мазохистский аспект, а со стороны Эксплуататорской (берущей) ориентацией авторитарный, садистический аспект.
При межличностных отношениях ведущих к отчужденности и разрушения свойственны Накопительской и Рыночной ориентацией личностями, причем деструктивность является активной формой отчуждённости.
Э.Фромм пишет: « Деструктивность – это активная форма отчуждённости; потребность разрушать личность другого возникает из страха быть разрушенным другим. Поскольку отчужденность и деструктивность – пассивная и активная формы одного и того же типа отношений, они часто сочетаются в разных пропорциях».

Рассмотрим четыре характеристики (положительных и отрицательных) в каждом типе ориентаций личности (Рецептивной, Эксплуататорской, Стяжательской, Рыночной) данные Э.Фроммом.

Фромм раскрыл социальный характер человека, как взаимосвязь его индивидуальной психической сферы и социоэкономической структуры общества и культуры. Он утверждал, что черты социального характера человека зависят от ориентации на проявление гуманистической совести. Гуманистическая совесть - это реакция нашей целостной личности на её собственное функционирование или дисфункцию. Гуманистическая совесть ориентирована на продуктивность и тем самым на счастье.

Типология личности - фундаментальная проблема психологического познания. Одним из первых ее постановку и тщательный анализ осуществил Карл Густав Юнг в классическом труде «Психологические типы». Следует отметить, что вопросы типологии не ограничиваются общими принципами группировки отдельных личностных свойств и подструктур, но предполагают рассмотрение личности как цельного субъекта, отличающегося от других субъектов не только по темпераменту и характерологическим проявлениям, но и по специфическому образу жизни, способу восприятия окружающего мира, мировоззрению, системе ценностей и т.д.

Теория психологических типов К.Г. Юнга. Юнг связывал типологические различия с двумя факторами: 1) преобладание определенной установки сознания в психической деятельности индивида; 2) доминирование одной из основных психических функций.

В теории Юнга выделяются две установки или ориентации сознания, соответствующие двум направлениям психической энергии: интроверсия и экстраверсия.

Интроверсия предполагает направленность психической активности на феномены и содержания внутреннего мира субъекта, его мысли, фантазии, переживания. В данном случае мотивирующая сила поступков исходит от самого субъекта и в меньшей степени зависит от внешних («объективных») обстоятельств. Интроверт - это человек, обращенный вглубь себя, прислушивающийся к «внутреннему голосу», ведущий интенсивную внутреннюю жизнь и проявляющий незначительный интерес к окружающему.

Экстраверсия, наоборот, обращает человека к миру внешних явлений и событий. При этом наблюдается преимущественная направленность вовне, на объект: зависимость от него или повышенный интерес к нему. Экстраверт в своих мыслях, чувствах и поступках склонен подчиняться «объективным» внешним требованиям или «притягательной силе» объекта. Юнг подчеркивал, что эти два типа не являются жестко закрепленными.

Интроверсия и экстраверсия наблюдаются в душе любого человека и в естественном жизненном процессе закономерно сменяют друг друга, чередуются, подобно фазам систолы (сокращение сердца, тогда кровь нагнетается в артерии) и диастолы (расширение полостей сердца вследствие расслабления его мышц, сердце "отдыхает"). Интровертированность или экстравертированность означают лишь преимущественную направленность сознания. (Отметим, что понимание Юнга не совпадает полностью с трактовками интроверсии и экстраверсии, положенными Г. Айзенком в основу его знаменитого теста).

Второй значимый фактор дифференциации психологических типов - максимальная выраженность одной из четырех психических функций, к которым относятся: мышление, чувство, ощущение и интуиция. Та или иная функция становится определяющей в жизни индивида, другая оказывается подчиненной и вспомогательной, еще две - остаются недифференцированными (неразвитыми) и действуют преимущественно на бессознательном уровне. В зависимости от этого фактора человек в своем восприятии мира и поведении преимущественно опирается либо на рациональное суждение, либо на эмоциональную и этическую оценку событий; либо на факты и впечатления, либо на интуитивное (целостное и до конца не осознанное) понимание.

По данному критерию выделяются следующие типы:

мыслительный,

эмоциональный,

сенсорный и

интуитивный.

Каждый тип может быть интровертированным или экстравертированным, поэтому всего Юнгом детально описаны восемь возможных типов личности.

Личности типология, по Фрейду (Freud) - разграничение 4 типов личности, отражающих фиксацию либидо на той или иной стадии психосексуального развития: оральный, анальный, фаллический и генитальный типы характера.

Оральный тип личности

Если у ребенка были трудности (чрезмерная или недостаточная стимуляция в младенчестве, т. е. в возрасте от рождения и примерно до 18 месяцев, а также когда происходило отучение от материнской груди), то, скорее всего, в дальнейшем сформируется орально-пассивный тип. Этот тип характеризуется сильной зависимостью от других, пассивной установкой по отношению к окружающей действительности. Он постоянно ищет поддержки и одобрения от других. Обычно это человек веселый и оптимистичный, доверчивый, с ребяческой душой. Часто он бывает либо жадным либо чрезмерно щедрым.

Если проблема (имеются в виду фрустрация или чрезмерная заботливость) возникла в период, когда у ребенка появляются зубы, в результате чего кусание и жевание становятся важной формой выражения этого состояния, то мы имеем орально-агрессивный, или орально-садистский, тип личности. Такой тип личности отличают цинизм, сарказм, пессимизм, склонность к господству и подчине¬нию, к использованию других людей в собственных интересах, т. е. такие люди часто любят «ездить» на других.

Анальный тип личности

В возрасте от полутора до трех лет ребенка начинают приучать к туалету, к первым формам самоконтроля, и в зависимости от того, как это происходит (в условиях фрустрации или в атмосфере заботливости), получается два типа личности: анально-удерживающий и анально-выталкивающий.

Анально-удерживающий тип личности характеризуется упрямством, скупостью, чрезмерной аккуратностью, пунктуальностью. Он любит планировать свое поведение до мелочей и не любит беспорядка и неопределенности.

Анально-выталкивающий тип личности характеризуется импульсивностью, склонностью к беспокойству и разрушению, иногда к жестокости.

Фаллический тип личности

Этот тип формируется тогда, когда возникают проблемы между тремя и шестью годами, связанные с появлением интереса детей к своим новым эрогенным зонам - гениталиям, в исследовании которых он начинает проявлять заинтересованность.

Фаллический тип личности характеризуется решительностью, настойчивостью, напористостью, уверенностью в себе, переходящей в самоуверенность, целеустремленность. Мужчины бывают дерзкими, хвастливыми, их поступки часто опрометчивы, они стремятся к успеху, и жизнь их протекает в постоянном доказывании этого успеха, часто в любовных похождениях по типу Дон Жуана. Женщины, аналогично мужчинам, склонны к флирту, кокетству, имеют много мужчин и, как им кажется, всех по любви, себе они кажутся наивными и невинными. Другие женщины могут приобретать мужские черты характера: настойчивость, решительность, уверенность.

Генитальный тип личности

Это период от зрелости (полового созревания) до старости. Генитальный тип - это тип во всех отношениях уравновешенный, с точки зрения 3. Фрейда, - идеальный тип. Человек такого типа смело смотрит фактам в лицо, берет ответственность за себя и окружающих, активен, проявляет заботу о близких, находит свое место в обществе, трудится и имеет активную жизненную позицию.

Если в раннем детстве была ситуация, связанная с фрустрацией или чрезмерной заботливостью, тогда личности бывает очень трудно перейти к генитальному типу. Развитие человека останавливается на том уровне, где была зафиксирована ситуация, связанная с фрустрацией или чрезмерной заботливостью, и чем сильнее была выражена эта ситуация, тем труднее переход к последней стадии, или к идеальной личности.

Личности типология, по Фромму (Fromm) – предусматривает разграничение 5-ти типов личности, основанное на представлении о существовании у человека уникальных экзистенциальных потребностей: 1) потребности в установлении связей (альтруизме); 2) потребности в преодолении (созидательности); 3) потребности в корнях (потребности ощущать себя частью мира); 4) потребности в идентичности (потребности ощущать себя самим собой); 5) потребности в системе взглядов и в преданности (рационализм и посвящение себя тому, в чём заключается смысл жизни). Источником мотивационной силы автор считает конфликт свобода-безопасность. Э.Фромм различает следующие человеческие типы:

1. рецептивный тип личности – для него типично стремление быть скорее любимым, нежели любящим человеком. Люди данного типа пассивны, зависимы, беспомощны и сентиментальны, они могут быть оптимистичными и идеалистичными;

2. эксплуатирующий тип личности - для него характерна нацеленность на то, чтобы брать себе всё, что можно взять силой или изобретательностью. Люди данного типа неспособны к подлинному творчеству, созидательности и предпочитают агрессивный и/или разрушительный стиль поведения. Им свойственны, кроме того, эгоцентризм, самонадеянность и надменность. Их отличают также уверенность себе, чувство собственного достоинства и импульсивность;

3. накапливающий тип личности - это люди, стремящиеся обладать наибольшим количеством материальных благ, власти, любви и бдительно охраняющие свои накопления от поползновений себе подобных присвоить это себе. Представители данного типа консервативны, ригидны, подозрительны и упрямы, но при определённых обстоятельствах могут проявлять предусмотрительность, лойяльность и сдержанность;

4. рыночный тип личности - люди этого типа убеждены, что личность есть товар. Они умеют себя продать, для чего поддерживают приятную внешность, умело завязывают нужные знакомства и всегда готовы продемонстрировать любую нужную заказчику черту своей личности. Обычно они делают лишь то, что им выгодно и удобно, не отличаются щепетильностью в выборе средств достижения цели и весьма поверхностны в общении. Наряду с этим они могут быть открытыми, любознательными и щедрыми людьми. Э.Фромм считает данный тип личности продуктом капиталистического общества;

5. продуктивный тип личности – это зрелые, здоровые, способные к продуктивному мышлению, любви и труду люди. Благодаря своему реалистическому мышлению они освобождаются от самообмана и иллюзий относительно других людей. Любовь делает их уважительными, заботливыми и ответственными, бережно относящимися ко всему живому и жизнеутверждающему. Они своим трудом создают всё нужное для жизни и творчески самовыражаются. Коренная социальная реформа, считает Э.Фромм, может делать продуктивный тип личности доминирующим в обществе.

Кроме того, принимая во внимание теорию двух основных инстинктов (жизни и смерти), Э.Фромм различает также биофильный (аналогичный продуктивному) и некрофильный (разрушительный) типы личности.

В отличие от Фрейда и Юнга Э. Фромм не имел медицинского образования. Он изучал психологию, социологию и философию. Он стремился расширить горизонты психоаналитической теории, подчеркивая роль социологических, политических, экономических, религиозных и антропологических факторов в формировании личности. Его интерпретация личности начинается с анализа условий существования человека и их изменений, начиная и конца Средневековья (конец XV века) по наше время. По завершении своего исторического анализа Эрих Фромм сделал вывод о том, что неотъемлемой чертой человеческого существования в наше время является одиночество, изоляция и отчужденность. В то же время он был уверен в том, что для каждого исторического периода было характерно прогрессивное развитие индивидуальности по мере того, как люди боролись за достижение большей личной свободы в развитии всех своих потенциальных возможностей. Однако значительная степень автономии и свободы выбора, которыми наслаждаются люди, живущие в современном западном обществе, были достигнуты ценой утраты чувства полной безопасности и появления ощущения личной незначимости. С точки зрения Фромма, перед сегодняшними мужчинами и женщинами стоит болезненная дилемма. Невиданная свобода от жестких социальных, политических, экономических и религиозных ограничений (как это имеет место сегодня в американской культуре) потребовала компенсации в виде чувства безопасности и чувства принадлежности к социуму. Фромм полагал, что эта пропасть между свободой и безопасностью стала причиной беспримерных трудностей в человеческом существовании. Люди борются за свободу и автономию, но сама эта борьба вызывает чувство отчуждения от природы и общества. Люди нуждаются в том, чтобы обладать властью над своей жизнью и иметь право выбора, но им также необходимо чувствовать себя объединенными и связанными с другими людьми. Интенсивность этого конфликта и способы его разрешения зависят, согласно Фромму, от экономических и политических систем обществ. Как люди преодолевают чувства одиночества, собственной незначимости и отчужденности, сопутствующие свободе? Один путь — отказаться от свободы и подавить свою индивидуальность. Фромм описал несколько стратегий, используемых людьми, чтобы “убежать от свободы”. Первый из них — авторитаризм, определяемый как “тенденция соединить самого себя с кем-то или чем-то внешним, чтобы обрести силу, утраченную индивидуальным „Я"”. Авторитаризм проявляется как в мазохистских, так и в садистских тенденциях . При мазохистской форме авторитаризма люди проявляют в отношениях с окружающими чрезмерную зависимость, подчиненность и беспомощность. Садистская форма, наоборот, выражается в эксплуатации других, доминировании и контроле над ними. Фромм утверждал, что у одного и того же индивидуума обычно присутствуют обе тенденции. Например, в высокоавторитарной военной структуре человек может добровольно подчиняться командам высших офицеров и унижать или жестоко эксплуатировать подчиненных. Второй способ бегства — деструктивность. Следуя этой тенденции, человек пытается преодолевать чувство неполноценности, уничтожая или покоряя других. По Фромму, долг, патриотизм и любовь — общераспространенные примеры рационализации деструктивных действий.

Наконец, люди могут избавиться от одиночества и отчужденности путем абсолютного подчинения социальным нормам, регулирующим поведение. Термин конформность автомата Фромм применял к человеку, который использует данную стратегию, благодаря чему он становится абсолютно таким, как все другие, и ведет себя так, как общепринято. “Индивидуум прекращает быть самим собой; он превращается в такой тип личности, какого требует модель культуры, и поэтому становится абсолютно похожим на других — таким, каким они хотят его видеть”. Фромм полагал, что подобная потеря индивидуальности прочно укоренилась в социальном характере большинства современных людей. Как животные с защитной окраской, люди с конформностью автоматов становятся неотличимыми от своего окружения. Они разделяют те же ценности, преследуют те же карьерные цели, приобретают те же продукты, мыслят и чувствуют как почти каждый в их культуре.

Согласно Фромму, в противовес трем перечисленным механизмам бегства от свободы, существует также опыт позитивной свободы, благодаря которому можно избавиться от чувства одиночества и отстраненности.

Фромм считал, что люди могут быть автономными и уникальными, не теряя при этом ощущения единения с другими людьми и обществом. Он называл вид свободы, при которой человек чувствует себя частью мира и в то же время не зависит от него, позитивной свободой . Достижение позитивной свободы требует от людей спонтанной активности в жизни. Он отмечал, что спонтанную активность мы наблюдаем у детей, которые обычно действуют в соответствии со своей внутренней природой, а не согласно социальным нормам и запретам, В своей книге “Искусство любви”, одной из наиболее известных, Фромм подчеркивал, что любовь и труд — это ключевые компоненты, с помощью которых осуществляется развитие позитивной свободы посредством проявления спонтанной активности. Благодаря любви и труду люди вновь объединяются с другими, не жертвуя при этом своим ощущением индивидуальности или целостности.

Помимо этого, по его убеждению, в природе человека заложены уникальные экзистенциальные потребности. Они не имеют ничего общего с социальными и агрессивными инстинктам! Фромм утверждал, что конфликт между стремлением к свободе и стремлением к безопасности представляет собой наиболее мощную мотивационную силу в жизни людей . Дихотомия свобода-безопасность, этот универсальный и неизбежный факт природы человека, обусловлен экзистенциальными потребностями.

Основные экзистенциальные потребности человека

Фромм выделил пять основных экзистенциальных потребностей человека

Потребность в установлении связей

Потребность в установлении связей, Чтобы преодолеть ощущение изоляции от природы и отчужденности, всем людям необходимо о ком-то заботиться. принимать в ком-то участие и нести ответственность за кого-то. Идеальный путь связи с миром осуществляется посредством “продуктивной любви”, помогаю людям трудиться вместе и в то же время сохранять свою индивидуальность. Если потребность в установлении связей не удовлетворена, люди становятся нарциссичными: они отстаивают только свои эгоистические интересы и не способны доверяться другим.

Потребность в преодолении

Потребность в преодолении. Все люди нуждаются в преодолении свое; пассивной животной природы, чтобы стать активными и творческими созидателями своей жизни. Оптимальное разрешение этой потребности заключается в созидании. Дело созидания (идеи, искусство, материальные ценности или воспитание детей) позволяет людям подняться над случайностью и пассивностью их существования и тем самым достичь чувства свободы и собственной значимости. Невозможность удовлетворения этой жизненно важной потребности является причиной деструктивности.

Потребность в корнях

Потребность в корнях. Люди нуждаются в том, чтобы ощущать себя неотъемлемой частью мира. Согласно Фромму, эта потребность возникает с самого появления на свет, когда разрываются биологические связи с матерью . К концу детства каждый человек отказывается от безопасности, которую обеспечивает родительская опека. В поздней зрелости каждый человек сталкивается с реальностью отрыва от самой жизни, когда приближается смерть. Поэтому на протяжении всей своей жизни люди испытывают потребность в корнях, основах, в чувстве стабильности и прочности, сходным с ощущением безопасности, которое в детстве давала связь с матерью. Наоборот, те, кто сохраняют симбиотические связи со своими родителями, домом или сообществом как способ удовлетворения своей потребности в корнях, не способны ощущать свою личностную целостность и свободу.

Потребность в идентичности

Потребность в идентичности. Фромм считал, что все люди испытывают внутреннюю потребность тождества с самими собой; в идентичности, благодаря которой они чувствуют свою непохожесть на других и осознают, кто и что они на самом деле. Каждый человек должен быть способным сказать: “Я — это я”. Индивидуумы с ясным и отчетливым осознанием своей индивидуальности воспринимают себя я как хозяев своей жизни, а не как постоянно следующих чьим-то указаниям. Копирование чьего-либо поведения, доходящее даже до степени слепой конформности, не дает возможности человеку достичь подлинного чувства идентичности.

Потребность в системе взглядов и преданности

Потребность в системе взглядов и преданности. Наконец, согласно Фромму, людям необходимо стабильная и постоянная опора для объяснения сложности мира. Эта системаориентации представляет собой совокупность убеждений, позволяющих людям воспринимать и постигать реальность, без чего они постоянно оказывались бы в тупике и были неспособны действовать целеустремленно. Фромм особо подчеркивал значение формирования объективного и рационального взгляда на природу и общество. Он утверждал, что рациональный подход абсолютно необходим для сохранения здоровья, в том числе и психического.

Люди нуждаются также и в объекте преданности, в посвящении себя чему-то или кому-то (высшей цели или Богу), в чем заключался бы для них смысл жизни.Такое посвящение дает возможность преодоления изолированного существования и наделяет жизнь смыслом.

Социальные типы характера

Рассматривая человеческие потребности в экономико-политическом контексте, Фромм утверждал, что выражение и удовлетворение этих потребностей зависит от типа социальных условий, в которых живет индивидуум. В сущности, возможности удовлетворения экзистенциальных потребностей, которые предоставляет людям определенное общество, формируют у них структуру личности — то, что Фромм называл “основными ориентациями характера”. Более того, в теории Фромма, как и у Фрейда, ориентации характера человека рассматриваются как стабильные и не меняющиеся со временем.

Фромм выделял пять социальных типов характера , превалирующих в современных обществах. Эти социальные типы, или формы установления отношений с другими, представляют собой взаимодействие экзистенциальных потребностей и социального контекста, в котором живут люди. Фромм разделил их на два больших класса: непродуктивные (нездоровые) и продуктивные (здоровые) типы . К категории непродуктивных относятся рецептивный, эксплуатирующий, накапливающий и рыночный типы характера. Категорию продуктивным представляет тип идеального психического здоровья в понимании Фромма. Фромм отмечал, что ни один из этих типов характера не существует в чистом виде, поскольку непродуктивные и продуктивные качества сочетаются у разным людей в разных пропорциях. Следовательно, влияние данного социального типа характера на психическое здоровье или болезнь зависит от соотношения позитивных и негативных черт, проявляющихся у индивидуума.

Рецептивные типы

Рецептивные типы убеждены в том, что источник всего хорошего в жизни t находится вне их самих. Они открыто зависимы и пассивны, не способны делать что-либо без посторонней помощи и думают, что их основная задача в жизни -скорее быть любимыми, чем любить. Рецептивных индивидуумов можно охарактеризовать как пассивных, доверчивых и сентиментальных. Если отбросить крайности, то люди с рецептивной ориентацией могут быть оптимистичными и идеалистичными.

Эксплуатирующие типы

Эксплуатирующие типы берут все, что им нужно или о чем они мечтают, силой или изобретательностью. Они тоже неспособны к творчеству, и поэтому а добиваются любви, обладания, идей и эмоций, заимствуя все это у других. Негативными чертами эксплуатирующего характера являются агрессивность, надменность и самонадеянность, эгоцентризм и склонность к соблазнению. К положительным качествам относятся уверенность в себе, чувство собственного достоинства и импульсивность.

Накапливающие типы

Накапливающие типы пытаются обладать как можно большим количеством материальных благ, власти и любви; они стремятся избегать любых поползновений на свои накопления. В отличие от первых двух типов, “накопители” ч тяготеют к прошлому, их отпугивает все новое. Они напоминают анально-удерживающую личность по Фрейду: ригидные, подозрительные и упрямые. Согласно Фромму, у них есть и некоторые положительные особенности — предусмотрительность, лояльность и сдержанность.

Рыночный тип

Рыночный тип исходит из убеждения, что личность, оценивается как товар, который можно продать или выгодно обменять. Эти люди заинтересованы в сохранении приятной внешности, знакомствах с нужными людьми и готовы продемонстрировать любую личностную черту, которая повысила бы их шансы на успех в деле продажи себя потенциальным заказчикам. Их отношения с окружающими поверхностны, их девиз — “Я такой, каким вы хотите меня видеть”.

Кроме предельной отстраненности, рыночная ориентация может быть описана с помощью следующих ключевых черт характера: оппортунистический, бесцельный, бестактный, неразборчивый в средствах и опустошенный. Их положительные качества — открытость, любознательность и щедрость. Фромм рассматривал “рыночную” личность как продукт современного капиталистического общества, сформировавшегося в США и западноевропейских странах.

Продуктивный характер

В противоположность непродуктивной ориентации, продуктивный характер представляет собой, с точки зрения Фромма, конечную цель в развитии человека. Этот тип — независимый, честный, спокойный, любящий, творческий и совершающий социально-полезные поступки. Из работ Фромма видно, что он рассматривал эту ориентацию как ответ на противоречия человеческого существования, присущие обществу. В ней проявляется способность человека к продуктивному логическому мышлению, любви и труду. Благодаря продуктивному мышлению люди узнают, кто они такие, и поэтому освобождаются от самообмана. Сила продуктивной любви дает возможность — людям горячо любить все живое на Земле (биофилия). Фромм определял биофилию с помощью таких качеств, как забота, ответственность, уважение и знание. Наконец, продуктивный труд обеспечивает возможность производства предметов, необходимых для жизни, благодаря творческому самовыражению. Результатом реализации всех вышеперечисленных сил, свойственных всем людям, является зрелая и целостная структура характера.

По существу, продуктивная ориентация в гуманистической теории Фромма — идеальное состояние человека. Вряд ли кто-нибудь достигал всех характеристик продуктивной личности. В то же время Фромм был убежден, что в результате коренной социальной реформы продуктивная ориентация может стать доминирующим типом в любой культуре. Совершенное общество рисовалось Фромму таким, в котором находят удовлетворение базисные потребности человека. Он называл это общество гуманистическим общинным социализмом.

Теория Фромма пытается показать, как обширные социокультурные влияния взаимодействуют с уникальными человеческими потребностями в процессе формирования личности. Его принципиальный тезис заключался в том, что структура характера (типы личности) связана с определенными социальными структурами.