Минимальная мозговая активность. Проявления и лечение минимальной мозговой дисфункции у детей


Минимальная мозговая дисфункция диагностируется у детей дошкольного возраста в 22% случаев и в 5% у учеников младших классов. Неврологическое расстройство относится к легким формам церебральной мозговой патологии. Для минимальной мозговой дисфункции свойственно наличие слабовыраженных неврологических симптомов, которые проявляются в виде различных функциональных нарушений. Синдром считается обратимым явлением - в 30-50% случаев ребенок «перерастает» нарушение. Однако без своевременного лечения, симптомы ММД со временем становятся более выраженными, усугубляются и могут привести к развитию осложнений.


Причины развития минимальной мозговой дисфункции у детей

Минимальная мозговая дисфункция (ММД) относится к наиболее распространенным видам нервно-психических нарушений, которые развиваются в детском возрасте. С учетом 10 версии Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ), это явление относится к гиперкинетическим расстройствам поведения с кодом F90.

В современной педиатрии ММД считается последствием ранних повреждений различных участков головного мозга, которые проявляются возрастной незрелостью определенных высших психических функций и их неправильным формированием. В зависимости от тяжести проявлений, данный синдром принято классифицировать на субнормальный, активный, ригидный (медлительный), астеничный и реактивный тип.

К причинам развития ММД у детей относятся следующие факторы:

По каким симптомам можно заподозрить нарушение?

Дорогой читатель!

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Первые проявления синдрома могут появиться как после родов, так и в дошкольном или школьном возрасте малышей. В большинстве случаев симптомы этого вида мозговой дисфункции проявляются неожиданно. Зачастую клиническая картина на протяжении первого года жизни ребенка характеризуется минимальными неврологическими симптомами.

В возрасте от 1 года до 3 лет у малышей, которые страдают ММД, наблюдаются следующие отклонения:


У детей старше 3 лет ММД проявляется в виде неуклюжести, быстрой утомляемости, импульсивности и агрессивности в ответных реакциях. Также может наблюдаться непереносимость яркого света и громких звуков, проблемы с вестибулярным аппаратом. Ребенку может быть тяжело находиться в душных помещениях, он может плохо переносить жаркую погоду.

Дети с ММД зачастую очень плохо учатся в школе, у них проблемы с поведением. Кроме того, у таких малышей могут наблюдаться нарушения речевых навыков и моторики, а также нехарактерные для здорового ребенка невротические состояния.

Дети, которые страдают минимальной мозговой дисфункцией, часто переключаются с одного занятия на другое, не способны надолго увлечься каким-либо видом деятельности.

Такие малыши обладают повышенной раздражительностью, иногда переходящей в агрессию, слишком эмоциональны и легко возбудимы.

Для ММД характерны следующие общие симптомы:

Появление одного или нескольких перечисленных признаков совсем не означает, что малыш нуждается в лечении. Диагноз ставится только после тщательного обследования ребенка и выявления хотя бы 8 из указанных симптомов.

Диагноз ММД: как лечить ребенка?

Лечение ММД назначается исключительно после постановки точного диагноза. Диагностика включает следующие мероприятия:

  • сбор анамнеза;
  • проверка рефлекторных способностей и мелкой моторики;
  • позитронно-эмиссионная и магнитно-резонансная томография;
  • реоэнцефалография (РЭГ);
  • ультразвуковое исследование;
  • электроэнцефалография (ЭЭГ);
  • эхоэнцефалография (ЭхоЭГ);
  • нейросонография.

Врач приступает к разработке плана лечения исключительно после постановки диагноза. Устранение признаков ММД возможно только при комплексном подходе.

Наряду с медикаментозной терапией обязательно назначается курс физиотерапевтических процедур.

Медикаментозное лечение

Лекарственные средства назначают курсом, продолжительность применения зависит индивидуальных медицинских показаний. Чаще всего для симптоматического лечения ММД назначаются следующие медикаментозные препараты:

  • лекарства с седативными свойствами – таблетки «Диазепам», раствор для внутривенного или внутримышечного введения «Седуксен» и «Релиум»;
  • снотворные средства в таблетках – «Нитразепам», «Эуноктин», «Труксал»;
  • психостимуляторы – в основном используется «Метилфенидат»;
  • антидепрессанты или транквилизаторы – применяются в редких случаях, в основном препараты со слабовыраженным эффектом, например, «Тиоридазин» и «Амитриптилин».

Вместе с медикаментозной терапией для лечения детей используются различные витаминные комплексы, обязательно содержащие следующие витамины:

Врач должен назначать витаминные комплексы с учетом особенностей здоровья и возраста маленького пациента. Категорически запрещено самостоятельно принимать решение о том, чем лучше лечить ребенка - неправильно подобранные лекарства и дозировки могут серьезно усугубить проблему.

Курс физиотерапии

Достаточно часто избавиться от признаков нарушения можно и без применения медикаментозных препаратов. Однако ни в одном из случаев выздоровление невозможно без использования физиотерапевтических процедур. Продолжительность и методы физиотерапии зависят от каждого конкретного случая. В курс физиотерапии могут входить следующие процедуры:

По мнению известного педиатра Е.О. Комаровского, в лечении ММД обязательно должны участвовать родители малыша. Это поможет ему быстрее справиться с нервно-психическими нарушениями. От взрослых членов семьи требуется соблюдение определенных рекомендаций:

  • контроль приема ребенком назначенных лекарственных препаратов;
  • соблюдение режима дня;
  • организация дневного отдыха;
  • теплая атмосфера в семье;
  • постоянное общение с ребенком;
  • отстранение малыша (полное или частичное) от досуга за компьютером или у телевизора;
  • ежедневные физические занятия с ребенком;
  • работа с ребенком на мелкую моторику;
  • запрет на выяснение отношений в семье на глазах у ребенка.

Минимальная мозговая дисфункция у детей

Минимальная мозговая дисфункция у детей (ММД) – это наиболее легкие формы церебральной патологии, возникающие в следствии самых разнообразных причин, но имеющие однотипную выраженную симптоматику и проявляющиеся в функциональных нарушениях, обратимых и нормализуемых по мере роста и созревания мозга.

Это темп развития. Наиболее часто проявляется при гипердинамическом синдроме, меньше при гиподинамическом. Наиболее сильно ММД у детей проявляется в школьном возрасте.

Причины ММД

1. Пренатальные: заболевание краснухой мамы во время беременности, прием некоторых медикаментов, тяжелое течение беременности, особенно первой половины: токсикозы, угроза выкидыша, гипоксия (недостаток кислорода), преждевременные или переношенные роды, несовместимость крови матери и ребенка, повышенная температура тела, пищевые отравления матери.

2. Перинатальные: родовая травма.

3. Постнатальные: отравления, энцефалиты, менингиты, отравление угарным газом, болезни сердца.

4. Генетические: родители больных детей рассказывают, что у них в детстве наблюдались те же самые проявления. Так из 50 отцов, которые имели повышенную двигательную активность, были гиперактивны в детстве.

5. Биохимические нарушения в организме.

6. Нарушение созревания центральной нервной системы.

Признаки заболевания ММД у детей

1. Быстрая утомляемость и сниженная работоспособность, при этом общее физическое утомление может отсутствовать.

2. Резко снижены возможности самоуправления в любых видах деятельности.

3. Выраженные нарушения в деятельности ребенка при эмоциональной активации (успеть намного больше, эмоциональная стабильность/неустойчивость).

4. Нарушение зрительно-двигательной координации (ребенок не может сконцентрировать внимание на длительный период). Возникают трудности перехода информации из кратковременной в долговременную память. У малыша плохо развито образное мышление, в школе – абстрактное мышление. Мышление беспорядочное, в основном конкретное.

5. У ребенка выявляется сниженный словарный запас, скудность излагаемого, неточность в определении понятий и видов дифференциации, а также наблюдается нарушение речи – замедленность развития, неправильность, возможно легкое нарушение слуха.

Типы ММД

1. Астеничный – у ребенка наблюдается исключительно повышенная утомляемость (положил голову на стол, смотрит вдаль). Возможна концентрация внимания лишь на 15 минут. Сидит плохо. Внимание неустойчивое, нет распределения внимания. Сложно сделать два дела одновременно. Такому ребенку обязательно необходим дневной сон и отдых. Бедность образной сферы представлений. Характерна инертность и вялость, сильные эмоции малыша истощают.

2. Реактивный – ребенок выглядит исключительно деятельным, повышенная расторможенность, ему хочется дотронуться до каждого предмета. Дети такого типа могут быть агрессивными и конфликтными, бесчувственными. Чаще возникают конфликты с учителем. Ребенок быстро утомляется, память может быть в норме, но внимание не устойчивое. Реактивные дети могут обучаться. Во взрослой группе лучше себя ведут. К таким детям применяются успокаивающие лекарства.

3. Регидный – для такого ребенка характерна замедленная речь. Чаще всего, родители или взрослые начинают торопить малыша, что тормозит развитие речи еще больше. В школьном возрасте ребенку подолгу готовится к уроку, к занятию. Задача взрослого: не торопить! Должна быть спокойная обстановка. Память обычно в норме, а устойчивость внимания и концентрация средняя, низкая переключаемость внимания. При правильном подходе, к 5 – 7 классу у ребенка всё приходит в норму.

4. Активный – ребенок чаще включается в деятельность, утомление наступает на середине. Никакие упреки и контроль не могут изменить поведение ребенка. Таких детей считают неорганизованными, недисциплинированными. Взрослые пытаются привлечь ребенка в тренинги самоуправления, где такой ребенок быстро переутомляется. Интеллект не страдает. К 7 – 8 классу всё приходит в норму.

5. Субнормальный – повышена утомляемость. Ребенок может корректировать свою деятельность. Дети данного типа утомляются редко, но сами этого не замечают. Интеллект сохраняется в течении всего дня. Если не заниматься коррекцией внимания, то к 3 – 5 классу всё нормализуется.

Коррекционная работа с детьми, страдающими ММД

Необходимо не влиять на дефект, а обходить его и только тогда будет результат. Нужно работать на сохранные функции мозга, не корректировать внимание, память, образное и абстрактное мышление. Американский психолог Глен Доман говорит о том, что с такими детьми надо работать через сенсорное развитие и развитие творческого мышления.

1. Необходимо мягкое включение ребенка в школу, после 6 лет.

2. Четырехлетнее начальное образование.

3. Избегать переутомления детей в течении дня (уроки должны быть не более 30 минут).

4. Не оставляйте такого малыша в группе продленного дня.

5. В первом классе, как можно меньше писать.

6. Сначала обучать чтению, потом письму.

7. Чаще показывать и рассказывать.

8. Не следует спрашивать, чтобы дополнил.

9. Давать 2 – 3 минуты времени на ответ.

10. Длинное стихотворение учить небольшими порциями. При пересказе, нужно чтобы родители сначала сами пересказали.

11. Развитие интеллекта через сенсорное развитие (это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе и т.п.) и творческое мышление .

12. В начале дня должны быть математика и русский язык.

Минимальная мозговая дисфункция (ММД) - сборная группа различных по причине, механизмам развития и клиническим про­явлениям патологических состояний. Характерными ее призна­ками являются повышенная возбудимость, эмоциональная не­устойчивость, диффузные легкие очаговые неврологические симпто­мы, умеренно выраженные сенсомоторные и речевые нарушения, расстройства восприятия, отвлекаемость, трудности поведения, недостаточная сформированность навыков интеллектуальной дея­тельности, трудности обучения. Минимальная мозговая дисфункция выявляется у 5-15% детей школьного возраста.

Причины и механизмы развития минимальной мозговой дис­функции остаются до конца невыясненными. Выдвигаются гипо­тезы о роли органического, генетического факторов, биохимиче­ской дисфункции, педагогической «запущенности» в происхожде­нии данного синдрома. Для возникновения синдрома в ряде случа­ев необходимо сочетание указанных факторов.

Минимальная мозговая дисфункция чаще всего выявляется в школьном возрасте; ранние симптомы синдрома у некоторых детей можно обнаружить уже на первом году жизни. С первых недель жизни дети, у которых в дальнейшем формируется синдром ММД, отличаются повышенной возбудимостью и двигательным бес­покойством. С первых же недель отмечается нарушение сна и сни­жение аппетита. Наблюдаются повышение мышечного тонуса, угне­тение безусловных рефлексов, расстройство черепно-мозговой иннервации (непостоянное сходящееся косоглазие, горизонтальный нистагм), нарушения иннервации желудочно-кишечного тракта. Все эти нарушения отличаются изменчивостью и непостоянством. У некоторых детей выявляется задержка темпа психомоторного развития в течение первого года жизни.

В возрасте от одного года до трех лет ведущими в клинической картине бывают повышенная возбудимость, двигательное беспо­койство, нарушение аппетита, слабая прибавка массы тела, рас­стройство сна. Дети плохо засыпают вечером, сон бывает поверх­ностным, дети часто просыпаются и при этом кричат. На втором году жизни у некоторых детей может быть выявлено отставание в речевом развитии. К трем годам становится выраженной моторная неловкость. Навыки самообслуживания развиваются с задержкой. Это сочетается с двигательной расторможенностью («гиперкинетическое поведение»), отвлекаемостью, быстрой истощаемостью. Дети обычно не способны к длительной игровой деятельности; они не умеют ограничивать свои желания, отличаются упрямством и негативизмом.

В дошкольном возрасте моторная неловкость остается выра­женной и проявляется в трудностях овладения рисованием и письмом. Наблюдаются также нарушения концентрации внимания и восприятия. Отмечается недостаточная сформированность навыков интеллектуальной деятельности.

В школьном возрасте дети с ММД испытывают трудности в усвоении навыков письма, чтения и счета. Двигательные наруше­ния характеризуются мышечной дистонией, асимметрией мышеч­ного тонуса и рефлексов, непостоянными патологическими рефлек­сами. Моторная неловкость сочетается с недостаточностью тонких дифференцированных движений пальцев рук и мимической муску­латуры. Часто выявляются мозжечковые нарушения, статическая и динамическая атаксия, промахивание при пальце-носовой пробе, специфические нарушения почерка и речи.

Могут иметь место различные проявления задержки психиче­ского развития. Дети не обнаруживают готовности к обучению в школе. Они не всегда учитывают ситуацию. Им присущи наивность и непосредственность поведения. Наблюдается недоразвитие эмо­ционально-волевой сферы. Детям свойственны низкая работоспо­собность и склонность к двигательной расторможенности.

Дети испытывают затруднения в обучении главным образом из-за замедления темпа психической деятельности, цереброастенических проявлений, нарушения памяти и внимания, излишней под­вижности, недоразвития произвольной целенаправленной дея­тельности. Эти затруднения становятся особенно выраженными при увеличении объема и темпа предъявления нового материала. В отдельных случаях отмечаются проявления дислексии и дисграфии. Дети испытывают трудности при необходимости адаптиро­ваться к новым условиям. При изменениях привычного жизненного стереотипа у них возникают своеобразные состояния дезадаптации и невротические расстройства.

В периоды возрастных кризов часто выявляются или усилива­ются психопатологические нарушения.

Степень выраженности указанных изменений крайне вариабельна и колеблется от легких, труднодиагностируемых форм до стойких проявлений, требующих медико-педагогических воздействий.

Клиническая симптоматика ММД видоизменяется в зависимости от этапа возрастного развития. У детей раннего возраста чаще обнаруживаются неврологические нарушения. В старшем возрасте ведущее место занимают расстройства поведения и специфические трудности обучения.

Практика показывает, что больным дошкольникам взрослые не всегда уделяют должное внимание. Отчасти это объясняется тем, что вся симптоматика становится явной с того момента, когда дети с малыми мозговыми поражениями начинают испыты­вать трудности в процессе обучения в школе. К этому времени симптомы легкой мозговой недостаточности утяжеляются за счет вторичных нарушений, обусловленных дополнительными экзогенны­ми вредностями, неправильным воспитанием и реакцией ребенка на свою несостоятельность.

Лечебно-коррекционные мероприятия зависят от степени выра­женности и характера основных психоневрологических синдро­мов. При синдроме гиперактивности и чрезмерной импульсивности врач назначает успокаивающие препараты - настой из трав, пре­параты брома, кальция; если эти препараты оказываются неэф­фективными, больному назначают меллерил, триоксазин, седуксен.

К концу урока и на последних уроках нарушается концентра­ция внимания из-за наступающего истощения. В связи с этим сле­дует подумать о целесообразности второго выходного дня. Наряду с этим врач может назначить препараты, повышающие активность нервной системы (витамины группы В, церебролизин, ноотропил, аминалон).

Сочетание малой мозговой дисфункции с гидроцефальным синдромом может сопровождаться головными болями, повышенной возбудимостью, нарушением сна, небольшими повышениями тем­пературы. В таких случаях необходимо периодически проводить лечение, направленное на снижение внутричерепного давления. При судорогах проводят противосудорожное лечение. Если веду­щим синдромом при малой мозговой дисфункции является задерж­ка психомоторного развития, то наряду с воспитательными и педа­гогическими мероприятиями целесообразно проводить курсы стиму­лирующего лечения (церебролизин, гаммалон, аминалон, ноотро­пил и др.).

При двигательных расстройствах в виде нарушения тонкой моторики рук, координации движений, равновесия делается акцент на развитие двигательных навыков и постепенное приобщение ре­бенка к участию в различных видах деятельности.

Для лечения ММД важным является правильная ориентация врача и педагога-дефектолога при направлении ребенка в школу. От этого зависит компенсация дефекта и социальная адаптация ребенка. Дети, страдающие ММД, с нормальным интеллектом и отсутствием выраженного отставания в психическом развитии учатся, как правило, в массовой школе. Однако они требуют постоянной медико-педагогической коррекции. В некоторых случаях на 1-2 четверти их следует переводить в санаторные отделения, в которых наряду с обучением проводятся лечебные мероприя­тия. При выраженных речевых нарушениях дети должны быть помещены в речевую школу, где коррекция речевых нарушений является основным методом лечения.

В профилактике ММД важное значение приобретают вопросы организации помощи детям с ММД. Они должны быть ориентиро­ваны на ранний возраст, когда компенсаторные возможности моз­га велики и не успел сформироваться патологический стереотип. Дети, у которых выявлены неврологические нарушения в раннем возрасте, должны находиться на диспансерном учете и системати­чески осматриваться невропатологом, психиатром, психологом, ло­гопедом для выявления и коррекции клинических проявлений ММД до поступления в школу.

Решение проблемы ММД предусматривает тесную взаимосвязь лечебно-профилактических и лечебно-педагогических учреждений. Большая медицинская и социальная значимость проблемы ММД определяет необходимость разработки ранних комплексных про­филактических мероприятий, направленных в первую очередь на предупреждение пренатальной и перинатальной патологии нервной системы. В школьном возрасте даже дети с компенсированными случаями ММД должны находиться под постоянным контролем с целью предупреждения возможных отклонений в поведении, кото­рые могут привести к антисоциальным поступкам.

Задание к вопросу 2

Известно, что медицинский диагноз констатирует аномалию развития ребенка посредством определенного термина. К примеру, энцефалопатический синдром, церебрастенический синдром, минимальная мозговая дисфункция, хромосомная мутация по типу синдрома Дауна и др. подобные термины указывают, в первую очередь, на комплекс изменений в физическом, неврологическом и соматическом статусе ребенка.

Опираясь на содержание диагноза, описать изменения в психическом развитии ребенка, т.е. определить:

    какие проблемы могут возникнуть в жизнедеятельности ребенка (в процессе общения и взаимодействия с предметным миром);

    с какими трудностями столкнется взрослый в процессе обучения и воспитания ребенка с измененными свойствами нервной системы;

    какое поведение ухаживающего за ребенком взрослого может оказаться непродуктивным, нецелесообразным для его развития;

    каким может быть вмешательство специалиста в процесс социализации ребенка с явно выраженным нарушением развития (направления и цели такой работы).

Печатается из издания: Тингей Михаэлис К. Дети с недостатками развития: Книга в помощь родителям: Пер. с англ. / Под ред. Д.В. Колесова. - М.: Педагогика, 1988. С. 190-222.

Загадочная аббревиатура чаще всего появляется в амбулаторной карточке ребенка во время весеннего осмотра перед школой. Этим знаком неврологического отличия доктора удостаивают каждого пятого из будущих первоклассников. Диагноз может быть записан по-разному: "ММД" или "МЦД" - "минимальная мозговая (церебральная) дисфункция". Не думайте, что специалисты обнаружили нечто "ужасное": к совершеннолетию расстройство сойдет на нет, но прежде успеет доставить немало неприятностей самому ребенку и хлопот родителям и учителям. Можно ли их избежать? Разумеется!

Родом из детства

Именно "мелочи", приключившиеся во время беременности (от состояния тошноты и других проявлений токсикоза, легкого насморка или "пустяковой" аллергии до сильной обиды, давно уже изгладившейся из маминой памяти), не проходят даром для ребенка. Отклонения от идеального сценария родов, родовая травма, инфекции и другие проблемы со здоровьем, возникшие на первом году жизни, тоже способны воздействовать на чрезвычайно ранимую нервную систему малыша. Ведь она растет и развивается, не по дням, а по часам, и нежелательное вмешательство извне может спустя годы "аукнуться" ослаблением той или иной функции (невропатологи называют это парциальной задержкой развития). Почему не сразу? Требуется время, чтобы ребенок дорос до очередного этапа, на котором проявится давным-давно заложенное нарушение. Бывает, первоклассник уже бойко читает, а в тетради такие каракули - просто беда! Или наоборот - с почерком проблем нет, а слова разбирает по слогам, как маленький. Могут "подкачать" память или устный счет. Из той же серии путаница в пространственных ориентирах "направо - налево", "вверх - вниз", замена на письме звонких и глухих согласных, зеркальное воспроизведение чисел... Вариантов много, и всплывают они, как правило, уже в школе. Но внимательные родители сумеют заподозрить неладное задолго до ученической поры и, взяв в союзники невропатолога, принять меры, которые помогут сгладить наметившуюся диспропорцию в развитии и устранить другие проблемы, сопутствующие ММД.

Вопросы на засыпку

Ответы на них подскажут, имеются ли у ребенка основания "претендовать" на этот диагноз.

Вспомните:

1. Возможно, на первом году малыш вызывал беспокойство у врачей в связи с повышенной возбудимостью, нарушениями мышечного тонуса, гипертензионным синдромом или другими проявлениями так называемой перинатальной энцефалопатии. И если да, не пренебрегали ли вы их рекомендациями, считая, что "само пройдет"?

2. Ваш ребенок засыпает с трудом, обычно просыпается несколько раз за ночь, ворочается и вскрикивает во сне. Скорее всего он рано (до 6 лет) отказался от дневного сна.

3. Шумным и беспокойным, а подчас прямо-таки агрессивным поведением напоминает маленького разбойника, не признает запретов, ему трудно сосредоточиться на книге или настольной игре, требующей повышенного внимания и терпения.

4. Часто бывает не в настроении, плачет и капризничает по малейшему поводу, выглядит хмурым как осенний день и отличается рассеянностью.

5. Чувствует и ведет себя неважно при перемене погоды и магнитных бурях.

6. Периодически жалуется на головную боль, носит шапки и панамки большего размера, чем сверстники (окружность головы годовалого ребенка в норме - 46 см, в 2 года - 48 см, в 3-4 года-49 см, в 5 лет-50 см, в 10 лет-51 см, а затем она увеличивается примерно на 1 см в год до "взрослой" величины - 55-58 см).

7. Плохо приживается в детском коллективе, с трудом привыкает к новой обстановке.

8. Кажется неловким и неуклюжим, не вписывается в подвижные игры, требующие слаженности движений.

9. Быстро стаптывает обувь, при ходьбе немного косолапит (ставит ноги носками внутрь), нагружает не всю стопу целиком, а только ее внутренний край и носочки.

10. Заикается или неправильно произносит слова, не так хорошо, как хотелось бы, запоминает детские стихи, не может внятно пересказать отрывок из только что прочитанной сказки.

11. Перед засыпанием ритмически покачивает головой или раскачивается туловищем, сосет пальцы, обкусывает ногти, машинально перекатывает в руках мелкие предметы или наматывает прядь волос на палец, гримасничает - словом, замечен во вредных привычках.

Если некоторые из этих проблем (необязательно все сразу!) есть у вашего дошколенка, не откладывайте визит к невропатологу до 6 - 7 лет. Чтобы подготовиться к школе, такому ребенку недостаточно выучить буквы и освоить счет до 10. Главное - укрепить его слабую нервную систему, помочь ей справиться с предстоящей учебной нагрузкой. И чем раньше это сделать, тем лучше.

Не переживайте из-за того, что к ребенку с ранних лет "пристанет" неудобопроизносимый диагноз, который потом потянется за ним по жизни. ММД, как корь или свинка, -болезнь детская и хотя за считанные недели не проходит, но за несколько лет перед школой справиться с ней вполне реально. Если проглядели ее в детсадовском возрасте, еще не все потеряно для начинающего школьника. Просто лечиться и учиться нужно будет одновременно. Когда придет время переводить подросшее дитя в поликлинику для взрослых, врачи обязательно "снимут" диагноз "ММД", констатируя выздоровление. От вас, мама и папа, зависит, чтобы оно не растянулось на долгие школьные годы, а произошло как можно скорее!

То, что доктор прописал

Вы, конечно, считаете, что речь пойдет о микстурах и таблетках? Хотя без лекарств не обойтись, не они сейчас на первом месте. Главное - создать в семье такую обстановку, которая способствовала бы выздоровлению ребенка. А это не всегда просто. Будь то взрывчатый, подвижный как ртуть, все сметающий на своем пути, пропускающий мимо ушей родительское "нельзя!" живчик или вечно всем на свете недовольная плакса с бесконечными капризами - обе крайности способны довести родителей до белого каления. Только вот от окриков и наказаний толку мало. Примите как данность, что у ребенка слабая нервная система. Поверьте: он и рад бы стать паинькой, да с самим собой у него сладу нет. Помогите ему - уберите с глаз долой вещи, которые малышу не полагается брать, чтобы пореже одергивать его. Будьте ровны и доброжелательны, проявляйте выдержку и не обостряйте "пиковые" ситуации. Если отношения накалились, отвлеките ребенка, переключив его внимание на увлекательную книгу или игру, подготовку к долгожданной поездке за город, походу в зоопарк. Примерно в трети конфликтов уступайте и только иногда запрещайте. Все без исключения домашние должны неукоснительно придерживаться единой стратегии воспитания, чтобы детскую психику не "штормило" от педагогических разногласий взрослых.

    Ребенку надо ложиться спать, вставать по утрам, есть, ходить на прогулку в одни и те же раз и навсегда определенные часы. Привычные действия служат своеобразными сигналами точного времени, синхронизирующими работу нервной системы, а отступления от режима вносят разлад в нервные процессы.

    Сделайте все возможное, чтобы наладить дневной сон - ослабленной нервной системе необходим послеобеденный отдых.

    Заранее предупреждайте ребенка обо всех переменах: посещении врача, поездках, если планируете пригласить няню, отлучиться по делам, переставить мебель в детской, избавиться от лишних игрушек... Это даст ему время подготовиться к предстоящему событию и исключит ненужные конфликты.

    Приглашая гостей, постарайтесь, чтобы привычный детский распорядок не нарушался, а контакт с пришедшими был минимальным.

    Возьмите под контроль общение со сверстниками. Оно должно быть непродолжительным и неутомительным. Водить дружбу с расторможенными детьми противопоказано. Они будут "заводить" друг друга и от такого контакта больше потеряют, чем приобретут. Пусть товарищ по играм будет спокойным, неагрессивным, лучше на 1-2 года постарше.

    Никогда не выясняйте отношений в присутствии ребенка - ссоры взрослых до крайности истощают детскую психику.

    Очень важно, чтобы в воспитании активно участвовал папа. Маме, задерганной капризами маленькой Несмеяны или выкрутасами юного Соловья-разбойника, единолично исполнять эту обязанность не под силу: ей требуется хотя бы пару часов отдохнуть: побыть одной, расслабиться, отвлечься.

    Наложите запрет на телевизор и компьютерные игры: мелькание кадров (даже когда сериал смотрят взрослые, а ребенок занимается своими делами в той же комнате) может при минимальной мозговой дисфункции спровоцировать судорожный приступ.

    До полного выздоровления не берите малыша в загрантуры и не загорайте с ним на солнцепеке: лучший отдых для него - на даче в кружевной тени родных рябин да берез.

    Организуйте детский досуг с пользой для здоровья, выделив время для занятий физкультурой, плаванием и подвижных игр на свежем воздухе, улучшающих координацию и точность движений.

    Пусть побольше рисует, вырезает, лепит, складывает картинки из мозаики и паззлов, занимается конструированием - это поможет разработать мелкую моторику рук, развить зрительную память и пространственную ориентировку.

    Почаще читайте малышу стихи и слушайте вместе с ним спокойную музыку, научите песням - детским, русским народным, на ночь обязательно пойте колыбельную. Ученые установили, что заложенный в них размеренный ритм гармонизирует и оздоравливает нервную систему. По этой же причине полезны занятия бальными танцами и художественной гимнастикой.

    Если есть возможность, не отдавайте ребенка в детский сад, а в школу определяйте не раньше 7 лет. Да не в гимназию с двумя иностранными языками с первого класса и экзаменами в конце учебного года - вы же выучить его хотите, а не до нервного срыва довести!

К весеннему равноденствию

Для детей, страдающих ММД, весна - не лучшее время года. Когда организм перестраивается на работу в новом температурном и световом режиме, ослабленная нервная система, отвечающая за адаптацию к переменам, испытывает двойное напряжение. В такие моменты ребенку труднее контролировать поведение и эмоции, он быстрее утомляется, жалуется на головную боль, приносит из школы плохие отметки. Особенно тревожно, если сезонное ухудшение совпало с экзаменами или периодами быстрого роста - так называемого физиологического вытяжения (первый - в 5-6, второй -в 12-14 лет), предъявляющими повышенные требования к детскому организму. Посоветуйтесь с невропатологом о том, как избежать сезонных срывов. Возможно, врач порекомендует 2 раза в год в течение месяца принимать:

    успокаивающие средства - настой корня валерианы, травы пустырника, зверобоя, новопассит, гомеопатические "Шалун" или"Успокой";

    мочегонные лекарства (диакарб, фуросемид, верошпирон) или аптечные сборы трав аналогичного действия;

    препараты, стимулирующие обмен веществ в клетках головного мозга (ноотропил, когитум, пантогам, энцефабол, глицин) и улучшающие мозговое кровообращение (кавинтон, винпоцетин, стугерон);

    витаминные комплексы и адаптогены (экстракты элеутерококка, левзеи, лимонника, родиолы розовой, эвкоммии вязолистной).

Какие лекарства из этого списка и в какой дозе нужны маленькому пациенту, решит специалист. Но вот курс так называемой гидротерапии можете провести сами. И ребенку понравится принимать лечебные ванны через день в течение месяца. Условия такие: температура воды - 36-37", первая процедура - не дольше 3-5 минут, затем постепенно увеличивается до 10-15 минут. Во избежание несчастного случая не оставляйте малыша одного в ванне - посидите рядышком и заодно проследите, чтобы не погружался в воду по самые плечи: верхняя часть грудной клетки и область сердца должны оставаться над поверхностью.

    Общая теплая ванна (температура 37-38") поможет успокоить непоседу и усмирит юного "агрессора". Эффект будет сильнее, если добавите в ванну успокаивающий настой из мяты, пустырника, зверобоя или корня валерианы, заваренный из расчета столовая ложка сырья на 1 л воды.

    Хвойная снимет напряжение, окажет расслабляющее действие на нервную систему возбудимого ребенка (полоска стандартного брикета или чайная ложка натурального жидкого хвойного экстракта на 10 л воды).

    Соляная прогонит слабость, сделает вялого и безучастного ребенка более собранным, обострит внимание и память. Готовят ее из расчета 2 столовые ложки поваренной или морской соли на 10 л воды.

После процедуры ополосните ребенка водой на 1° прохладнее, чем в ванне, слегка "промокните" махровым полотенцем, не растирая, наденьте пижаму и уложите в постель. Сладкий сон, приятное пробуждение и прилив сил утром ему гарантированы!

ММД характеризуется выраженным преобладанием функциональных изменений над органическими. Дети с данным синдромом очень гиперактивны, не могут сосредотачиваться, фиксировать свое внимание, постоянно отвлекаются и плохо адаптируются в незнакомой обстановке.

У ребенка с минимальной мозговой дисфункцией очень часто возникают большие трудности во время учебы, нередко выявляются нарушения восприятия, в том числе и собственного тела (например, ребенок не способен отличить части от целого, выделить фигуры на фоне, затруднено обучение письму и чтению). Для ММД характерны: повышенная импульсивность и чрезмерная возбудимость, низкий уровень самоконтроля, зачастую отмечается кусание ногтей, сосание пальцев, раскачивание головой и туловищем, трудности в общении со сверстниками и плохая ориентация в коллективе. Также возможно выявление неправильного произношения слов, снижение работоспособности к абстрактному мышлению, нарушения пространственного представления.

Во время внешнего осмотра с данным синдромом иногда выявляется ряд аномалий, например, деформация черепа, ушных раковин, неправильный рост зубов, гипертелоризм (аномалия развития костей черепа), высокое небо, синдактилии (полное или частичное сращение пальцев кисти или стопы). Иногда возможно обнаружение ряда признаков легкого органического поражения мозга: косоглазие, асимметричные носогубные складки, мышечная дистония, нарушения в координации движений.

Лечение

Лечение ММД необходимо начать как можно раньше, вовлекая в процесс не только ребенка, но и его окружение, чтобы создать спокойное и последовательное отношение к нему. Направленная двигательная активность, психолого-педагогическая коррекция, а также медикаментозное лечение – являются основными направлениями в терапии минимальной мозговой дисфункции.

Целью направленной двигательной активности служит тренировка координации и ловкости. Необходимо проводить спортивные занятия и игры, которые носят аэробную нагрузку, например длительный бег, лыжи, плавание или езда на велосипеде. Стоит избегать переутомления и видов спорта, при которых выражен эмоциональный компонент.

Психолого-педагогическая коррекция должна начинаться с обязательного соблюдения четкого режима дня ребенком, ограничением работы за и просмотром телевизора до 30-40 минут в день. Поддерживайте ребенка во всех его начинаниях и хвалите его в каждом случае, если он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Поощряйте свое чадо за все виды деятельности, требующие концентрации внимания.

Лекарственные назначаются только в тех случаях, когда ММД не поддается только психолого-педагогической коррекции. В настоящее время применяют несколько групп при лечении минимальной мозговой дисфункции, это психостимуляторы, ноотропы, а также трициклические антидепрессанты. Самые эффективные: «Церебролизин», «Фенибут», «Пирацетам», «Семакс». Подбор лекарственных средств проводит лечащий врач с учетом индивидуальных особенностей ребенка.