Форма правления делится на. Форма государственного правления


Форма правления –это юридическая характеристика государства, определяющая условия образования и структуру высших органов власти, а так же распределение полномочий между ними.

Форма государственного правления дает возможность понять:

Как создаются высшие государственные органы и какое их строение;

Как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами;

Как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;

В какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина;

Различают две основные формы правления:

- монархия (единовластие, наследственность)

- республика (коллегиальность, выборность)

Монархия - это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству.

Основные признакам монархической формы правления:

Существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, император, шах);

Концентрация в руках монарха всей полноты власти;

Отсутствие какой-либо ответственности монарха за то, как он управляет страной;

Наследственный порядок преемственности верховной власти;

Существуют две системы наследования престола: персональная и семейная.

При персональной системе трон наследует конкретное лицо, заранее определенное законом. Персональная система имеет несколько разновидностей:

а) салическая система - при которой наследниками могут быть только мужчины (Япония);

б) кастильская (английская) система - когда в числе наследников могут быть и женщины, и мужчины. Но мужчины имеют преимущество (Великобритания, Испания, Монако, Португалия);

в) австрийская (полусалическая) система,- при которой женщины имеют право занять престол только в том случае, если во всех поколениях династии нет мужчин (Австрия, Российская империя, Греция, Бавария);

г) шведская система,- при которой мужчины и женщины наследуют трон на равных условиях по праву первородства (Швеция (с 1980г.), Бельгия, Дания);



Суть семейной (клановой) системы наследования заключается в том, что монарха выбирает сама царствующая семья (часто вместе с высшими духовными лицами) или царствующий монарх, но только из лиц, принадлежащих к данной династии (Саудовская Аравия).

Основные виды монархии:

Абсолютная (неограниченная);

Дуалистическая;

Парламентарная (конституционная);

Абсолютная монархия - это такая форма монархии, при которой власть монарха юридически и фактически никем и ничем не ограничена. В условиях отсутствия парламента законодательная власть сосредоточена в руках монарха, указы которого имеют силу закона. Ему же принадлежит и исполнительная власть: правительство формируется монархом и несет перед ним ответственность. Примером абсолютной монархии в современном мире является султанат Оман. В истории такими странами были Россия XVII - XVII и Франция до революции 1789 года.

Дуалистическая монархия - это переходная форма монархии, которая характеризуется двумя центрами власти, власть поровну поделена между парламентом и монархом. Дуалистическая монархия формируется в условиях обострения политической борьбы буржуазии и дворянства, являясь своеобразным компромиссом между ними. Законодательная власть при этом фактически разделена между монархом и парламентом: ни один закон не может быть принят без одобрения представительного органа. Однако у главы государства остаются в руках такие эффективные рычаги воздействия на законодательную власть, как фактически ничем не ограниченное право роспуска парламента, право абсолютного вето на его решения, а также право издания указов, имеющих силу закона, в перерывах между сессиями парламента или в чрезвычайных ситуациях. Монарх сосредоточивает в своих руках исполнительную власть, назначает и смещает правительство. Механизмы парламентского контроля над действиями кабинета министров отсутствуют. Судебная власть принадлежит монарху, но может быть более или менее независимой. Дуалистическими монархиями были Российская империя в 1906-1917 гг. Германская империя в 1871-1918 гг., Япония в 1889-1945 гг. Некоторым современным монархиям (Иордания, Марокко, Непал) присущи определенные черты дуализма, однако в “чистом” виде дуалистических монархий сегодня в мире не существует.

Парламентарная монархия (конституционная)- это такая форма монархии, при которой власть монарха ограничена в законодательной сфере парламентом, а в исполнительной - правительством (“монарх царствует, но не управляет”).

Власть монарха ограничена во всех сферах государственной власти;

Исполнительная власть реализуется правительством, которое ответственно перед парламентом;

Правительство формируется из представителей партии, победившей на выборах в парламент;

Главой правительства становится лидер партии, обладающей большинством депутатских мест в парламенте;

Законы принимаются парламентом, их подписывает монарх, но это чисто формальный акт, так как правом вето он не обладает.

Законодательная власть принадлежит парламенту. Монарх имеет право вето на законы, принятые парламентом, но не использует его. Чрезвычайно-указное законодательство монарха предусмотрено, но также не используется. Он не может издавать законы. Все исходящие от монарха акты обычно подготовлены правительством, они должны быть скреплены (контрассигнованы) подписью главы правительства или соответствующего министра, без чего не имеют юридической силы. Правом роспуска парламента глава государства пользуется только по рекомендации правительства. Формально именно он является главой исполнительной власти, хотя реально ее осуществляет правительство. Кабинет министров формируется по итогам парламентских выборов победившей партией или коалицией. Правительство несет ответственность перед парламентом.

В условиях парламентарной монархии король не имеет реальной власти и не вмешивается в политику, но это не означает, что он не играет никакой роли в государстве. Его полномочия, которые традиционно принадлежат главе государства (объявление чрезвычайного и военного положения, право объявления войны и заключения мира и др.), иногда называют “спящими”, поскольку монарх может ими воспользоваться в ситуации возникновения угрозы существующему строю. Именно так поступил король Испании в 1981 г., когда он, будучи по конституции главнокомандующим, сыграл решающую роль в подавлении путча правых офицеров, стремившихся восстановить в стране фашистские порядки. Наличие монархии считается одним из факторов

внутренней стабильности государственной системы. Монарх стоит надпартийной борьбой и демонстрирует политическую нейтральность. В своих обращениях к парламенту он может ставить важные для государства проблемы, требующие законодательных решений и консолидации общества. Парламентарные монархии - Великобритания, Бельгия, Япония, Дания, Испания, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Таиланд, Непал и др.

Нетипичные формы монархии.

Выборная монархия - король избирается на 5 лет из числа наследственных султанов 9 штатов, сочетает элементы монархии и республики (Малайзия);

Коллективная монархия - полномочия монарха принадлежат Совету эмиров семи объединившихся в федерацию эмиратов (Объединенные Арабские Эмираты);

Патриархальная монархия - где король, по существу, вождь племени (Свазиленд);

Монархия Британского Содружества - главой государства формально является королева Великобритании, представленная генерал- губернатором, но реально все ее функции осуществляются правительством (Австралия, Канада, Новая Зеландия).

Особо следует отметить теократическую монархию - такую форму монархии, при которой высшая политическая и духовная власть в государстве сосредоточена в руках духовенства, а глава церкви является одновременно и светским главой государства (Ватикан).

Республика - это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

Основные признаками республиканской формы правления:

Источником власти признается народ;

Коллегиальный (коллективный) принцип принятия решений;

Все высшие органы государственной власти избираются населением или формируются парламентом (принцип выборности);

Органы государственной власти избираются на определенный срок, по истечении которого слагают свои полномочия (принцип сменяемости);

Высшая власть основана на принципе разделения властей, четком разграничении их полномочий;

Должностные лица и государственные органы несут ответственность за свои действия (принцип ответственности).

В настоящее время республиканская форма правления – самая распространенная в мире. Различают две основные разновидности республиканской формы правления:

Парламентарная республика

Президентская республика

Смешанная республика

Парламентская республика - это такая форма республики, при которой центральное место в системе высших органов государственной власти, занимает парламент, который формирует правительство и осуществляет назначение на иные высшие должности.

Наиболее существенной чертой парламентарной республики является то, что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента.

Характеризуется следующими основными признаками:

Исполнительный орган государственной власти формируется парламентом;

В государстве существует должность президента, но реальная власть принадлежит премьер- министру;

Отсутствует возможность роспуска парламента;

Правительство ответственно перед парламентом. Проявляется в конструктивном вотуме доверия к вотуму недоверия;

Парламент наделен широчайшими полномочиями в области экономических, социальных, политических и внешних отношений.

В такой республике правительство формируется только парламентским путем из числа лидеров партии, получившей большинство в парламенте, и остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства. Лидер партии возглавляет правительство. Парламент может путем голосования выразить вотум доверия либо вотум недоверия деятельности правительства в целом, главы правительства (пре­мьер-министр, председатель совета министра, канцлер), отдельному министру. Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом о своей деятельности.

Официально главой государства является пре­зидент, который избирается либо парламентом, либо коллегией выборщиков, либо прямым голосованием народа. Однако в систе­ме органов государственной власти он занимает скромное место: его обязанности обычно ограничиваются представительными функциями, которые мало чем отличаются от функций главы го­сударства в конституционных монархиях. Назначение парламентом главы государства является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью. Процедура избрания главы государства в современных парламентарных республиках неодинакова. В Италии, например, президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвуют по три депутата из каждой области, избранных областным советом. В федеративных государствах участие парламента в избрании главы государства, также разделяется с представителями членов федерации. Так в Германии президент избирается федеральным собранием, состоящим из членов бундестага, и такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах пропорционального представительства. Выборы главы государства в парламентарной республике могут осуществляться и на основе всеобщего избирательного права, что характерно для Австрии, где президент избирается сроком на шесть лет.

Главной функцией парламента является законодательная деятельность и осуществление контроля над исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики. Парламентарная форма республиканского правления представляет собой такую структуру высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности, создает справедливые условия человеческого общежития, основанное на началах правовой законности. К парламентарным республикам можно отнести ФРГ, Италию (по конституции 1947 годка), Австрию, Швейцарию, Исландию, Ирландию, Индию и др.

Президентская республика - это такая форма республики, при которой во главе государства стоит президент, избираемый всеобщим голосованием и соединяющий в одном лице полномочия главы государства и главы исполнительной власти.

Характеризуется следующими основными признаками:

Президент избирается на всеобщих выборах, тем самым он получает свой мандат от народа;

Президент единолично формирует правительство. Зачастую сам его возглавляет;

Обширные экономические и внешне - политические полномочия.

Ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом.

Президент может избираться всенародным голосованием, парламентом или каким-либо институтом (Учредительным собранием, Съездом народных депутатов и др.). После избрания президент в президентской республике получает следующие преимущества: он не может быть отозван, переизбран без чрезвычайных обстоятельств, предусмотренных Конституцией; пользуется конституционным правом созыва и роспуска парламента (при соблюдении определённых процедур); правом законодательной инициативы; доминирующего участия в формировании правительства и в подборе его главы - премьер-министра. Является верховным главнокомандующим, объявляет чрезвычайное положение, утверждает законы путем их подписания, нередко представительствует в правительстве, назначает членов Верховного суда.

Классической президентской республикой являются Соединенные Штаты Америки. В соответствии с конституцией США, в основе которой лежит принцип разделения властей, четко определено, что законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная - президенту, судебная - Верховному суду. Президент США избирается населением страны путем косвенного голосования (выборов) - через коллегию выборщиков. Количество выборщиков должно соответствовать числу представителей каждого штата в парламенте (конгрессе). Правительство формируется победившим на выборах президентом, из лиц, принадлежащих к его партии.

Президентская форма правления в различных странах имеет свои особенности. Во Франции президент избирается всеобщим голосованием. Избранным считается кандидат, получивший абсолютное количество голосов. Такой же порядок избрания президента установлен в России в 1991 году.

В цивилизованных странах президентскую республику отличает сильная исполнительная власть, наравне с которой по принципу разделения властей нормально функционируют законодательная и судебная власти. Эффективно действующий механизм издержек и противовесов, существующих в современных президентских республиках, способствует возможности гармоничного функционирования властей, позволяет избежать произвола со стороны исполнительной власти.

Разновидностью президентской республики является «Суперпрезидентская республика».

Характеризуется следующими основными признаками:

Полномочия главы государства носят неограниченный характер;

В руководстве государством опирается на силовые органы и структуры;

Отсутствует процедура отрешения главы государства;

Эта форма правления - практически независимая, слабо контролируемая законодательной и судебной властью. Это особый конгломерат традиционной формы с полу диктаторским управлением (Латинская Америка; Белоруссия; Туркмения).

Смешанная (полупрезидентская) республика - такая форма правления, в рамках которой сочетаются и сосуществуют признаки парламентарной и президентской республик. Как и в президентской, так и в смешанной республике глава государства избирается внепарламентским путем, то есть всенародным голосованием. Правительство формируется президентом по итогам парламентских выборов и должно получить вотум доверия высшего представительного органа. Возглавляет правительство премьер-министр. Конституцией устанавливается двойная ответственность правительства: перед парламентом и перед президентом. В предусмотренных законом случаях президент имеет право роспуска парламента. Хотя президент в смешанной республике является главой государства, его полномочия в осуществлении исполнительной власти ограничены правительством. Примеры смешанных республик - Франция, Россия.

Во всех разновидностях республиканской формы правления президент имеет право отлагательного вето, которое может быть преодолено квалифицированным большинством голосов парламентариев. Однако этим правом глава государства широко пользуется только в президентских и смешанных республиках.


Нетипичные виды республик:

Теократическая республика - система правления, при которой важные общественные дела решаются по божественным указаниям, откровениям или законам. Согласно другому определению - политическая система, при которой религиозные деятели имеют решающее влияние на политику государства (Иран, Афганистан).

Президентская монократическая (единовластная) республика - для некоторых стран Африки характерна своеобразная форма в условиях однопартийного политического режима лидер партии провозглашался пожизненным президентом, парламент же реальных полномочий не имел (Заир, Малави).

Республика Советов - долгое время в отечественной юридической науке особой формой республики считалась. Её признаками являлись: классовый характер (диктатура пролетариата и беднейшего крестьянства); отсутствие разделения властей, при полновластии Советов; жесткая иерархия последних (обязательность решений вышестоящих Советов для нижестоящих). Право отзыва избирателями депутатов Советов до истечения срока их полномочий (императивный мандат); реальное перераспределение власти от эпизодически собиравшихся Советов в пользу их исполнительных комитетов. Но крах социалистического строя в СССР привел к утверждению в нашей стране республики смешанного типа.

В современном цивилизованном обществе принципиальных различий между формами не существует. Их сближают общие задачи и цели.


3. Форма государственного устройства: понятие и виды .

Форма государственного устройства - это способ территориального устройства государства, который определяет порядок взаимоотношений центральных, региональных и местных властей.

В отличие от форм правления организация государства рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделение между составными частями государства.

Форма государственного устройства дает возможность понять:

Из каких частей состоит внутренняя структура государства;

Какого правовое положение этих частей и взаимоотношения этих органов;

Как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;

В какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на этой территории.

Различают следующие основные формы государственного устройства:

- унитарное государство;

- федеративное государство;

- конфедеративное государство (Лазарев В.В; Малько А.В)

Унитарное государство - это простое, единое государство, части которого яв­ляются административно-территориальными единицами, которые не об­ладают признаками государственного суверенитета. Территория унитарного государства непосредственно делится на административно-территориальные единицы, которые не обладают какой-либо политической самостоятельностью. Однако, в хозяйственной, социальной и культурной сферах их полномочия могут быть достаточно широки.


Унитарное государство характеризуется следующими признаками:

Государственный аппарат представляет собой единую структуру на всей территории страны. Компетенция высших государственных органов ни юридически, ни фактически не ограничена полномочиями местных органов;

Гражданство - единое, административно-территориальные образования собственного гражданства не имеют;

Функционирует единая система права. Существует одна конституция, нормы которой действуют на всей территории страны без каких-либо изъятий;

Местные органы власти обязаны применять все нормативные акты, принимаемые центральными органами власти. Их собственные нормы носят сугубо подчиненный характер, распространяются лишь на соответствующую территорию;

Единая судебная система осуществляет правосудие на территории всей страны, руководствуясь общими правовыми нормами. Судебные органы - звенья единой централизованной системы;

Налоговая система - одноканальная: налоги поступают в центр, а оттуда распределяются по регионам;

Имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти;

Основные виды унитарного государства:

Централизованные;

Децентрализованные;

Централизованное унитарное государство (простое)- небольшая территория, наличие единой конституции и единого законодательства, реальная власть на местах принадлежит назначенным из центра чиновникам, которые контролируют работу местных органов самоуправления (Франция; Нидерланды; Норвегия).

Децентрализованное унитарное государство (сложное)- в рамках территории государства имеются автономные образования, на местах существуют только выборные органы или должностные лица (Украина; Туркменистан; Италия).

Унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности народности, допускает образование автономий. Автономия - это внутреннее самоуправление районов государства, отличающихся географическими, национальными, бытовыми особенностями (Крым в Украине, Корсика во Франции, Азорские острова в Португалии).

Существуют две формы территориальной автономии:

- административная (местная)

- политическая (законодательная).

В политической автономии ее органы имеют право издания местных законов по строго определенным вопросам, точно зафиксированным в конституции либо иных законах государства. Автономия такого рода существует, например, в Финляндии (Аландские острова, населенные преимущественно шведами).

Административная автономия не обладает правом издавать собственные местные законы (она может издавать только постановления и иные нормативные акты), однако по сравнению с обычными административно-территориальными единицами наделена некоторыми дополнительными правами (например, в Китае такие автономии могут участвовать во внешнеэкономических отношениях с другими государствами).

В некоторых странах, где национальности проживают не компактно, а разрозненно, создаются национально-культурные автономии. Такие автономии носят экстерриториальный характер. Представители определенной национальности этих автономий создают свои выборные органы, иногда посылают своего представителя в парламент, имеют собственное представительство при правительстве государства. С ними консультируются при решении вопросов, касающихся языка, быта и культуры.

Федерация - представляющая собой сложное союзное государство, возникшее в результате объединения ряда государств или государственных образований, обладающих относительной политической самостоятельностью.

Федеративное государственное устройство неоднородно. В различных странах оно имеет свои уникальные особенности, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием быта и культуры народов, входящих в союзное государство.

Федеративное государство характеризуется следующими признаками:

Территория федерации включает в себя территории субъектов федерации, которые имеют собственное административное деление. Субъекты федерации обладают частичным суверенитетом, определенной политической самостоятельностью.

Два уровня государственного аппарата: федеральный и уровень субъекта федерации. Парламент имеет двухпалатную структуру, причем одна из палат отражает интересы субъектов федерации и при ее формировании используется принцип равного представительства всех субъектов федерации вне зависимости от численности населения, проживающего на их территории.

Гражданство - двойное: каждый гражданин - гражданин федерации и соответствующего субъекта федерации.

Существуют две правовые системы: федеральная система и система субъектов федерации. У последнего имеется право принятия собственной конституции. Установлен принцип иерархии законов: конституция и законы субъектов федерации не должны противоречить федеральному законодательству.

Наряду с федеральной судебной системой субъекты федерации могут иметь собственные суды. Федеральная конституция устанавливает лишь общие принципы судоустройства и судопроизводства.

Налоговая система - двухканальная: наряду с федеральными налогами, поступающими в федеральную казну, существуют и налоги субъектов федерации.

Федеративным государственным устройством характеризуются США, ФРГ, Россия, Индия и др.

Отличительные черты федерации:

1. Большая территория;

2. Многонациональность;

3. Отсутствие единой системы законодательства;

4. Может отсутствовать единая конституция;

5. Субъекты наделены, в рамках своей компетенции, достаточными полномочиями.

Основные виды федерации:

Национально-государственные;

Административно-территориальные;

Симметричные;

Ассиметричные;

Договорные;

Учредительные;

Национально-государственные - обычно имеют место в многонациональном государстве, и его создание предопределяют национальные факторы. Субъекты в такой федерации образуются по национально-территориальному признаку (частично в Российской Федерации).

Административно-территориальные - в основе, как правило, лежат экономические, географические, транспортные и иные территориальные факторы (ФРГ, США и др.).

Основное различие между территориальной и национальной федерацией состоит в различной степени суверенности их субъектов. Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований.

Симметричные федерации – все субъекты имеют одинаковое правовое положение, пользуются одинаковыми полномочиями.

Ассиметричные федерации – субъекты имеют разный правовой статус.

Договорные федерации - создаются как результат свободного объединения ряда государств и государственных образований, закрепленного в договоре (США, СССР).

Учредительные федерации - возникают как результат трансформации унитарных государств или договорных федераций, сами создают в своем составе собственные субъекты, наделяя их частью суверенитета (Российская Федерация).

Одним из сложных вопросов федерации является вопрос о праве наций на самоопределение и выход из состава федерации (право сецессии). Сецессия - это односторонний выход субъекта федерации из ее состава. В абсолютном большинстве современных федераций это право конституционно не закреплено (исключение составляет Эфиопия). Однако в Конституции СССР 1977 г. такое право у союзных республик было, что и явилось формальным основанием для их выхода в 1990-1991 гг.

После второй мировой войны возникает новая форма территориально-политического устройства, которая отличается и от сложного унитарного государства с автономией, и от федерации. Территория такого государства состоит из автономных образований, которые имеют право принимать местные законы, но сфера местного законодательства четко очерчивается в конституции и контролируется специальным представителем центра. Однако в отличие от федерации у них нет совместной компетенции с центральными органами. Юристы называют такое Регионалистическим и рассматривают эту форму как переходную от унитаризма к федерализму.

Конфедерация - это постоянный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов.

Некоторые ученые - юристы выделяют данный вид как форму государственного устройства. Но, это межгосударственное объединение суверенных государств и нового государства они не образуют.

Конфедерация характеризуется следующими признаками:

Не имеет собственной территории - она состоит из территорий входящих в ее состав государств.

Субъекты конфедерации представляют собой суверенные государства, обладающие правом свободного выхода из ее состава.

Данный союз образует центральные органы, которые наделены полномочиями, делегированными им государствами - членами конфедерации. Эти органы не обладают прямой властью над государствами, входящими в конфедерацию. Их решения принимаются по принципу единогласия и осуществляются только с согласия органов власти соответствующих государств. Конфедеративные органы могут принимать нормативные акты лишь по тем вопросам, которые входят в их компетенцию. Эти акты не действуют непосредственно на территории государств - членов конфедерации и нуждаются в ратификации их парламентами.

Гражданство в конфедерации отсутствует: каждое государство-член имеет свое гражданство.

Отсутствует и единая судебная система.

Бюджет конфедерации формируется из добровольных взносов государств - членов конфедерации, налоги отсутствуют.

Последними из существовавших конфедераций были Сербия и Черногория (Сербия +Черногория, 2003-2006).

В последние десятилетия в мире возникло множество форм экономического, политического, культурного и иного объединения государств: содружество, сообщество и др. К их числу относится Европейский союз, который ранее назывался Экономическим сообществом, затем - просто Сообществом. В результате усиления интеграционных процессов это объединение эволюционирует в сторону конфедерации.

После распада СССР на его геополитическом пространстве возникло Содружество независимых государств (СНГ). Сегодня в СНГ входят 12 членов - бывших союзных республик. Еще одним примером надгосударственного объединения является Британское Содружество наций, состоящее из Англии и бывших колоний. Оно образовалось после второй мировой войны в результате распада Британской империи.

Нетипичные формы государственного устройства:

Уния («монархическая уния») – союз (общность) государств, возглавляемый одним монархом. Международное значение унии не велико, более заметно уния воздействует на государство, но форму правления. Политическое значение тоже не заметно, но проявляется в случае войны. Участники унии сохраняют свою государственность, а суверенитет их монарха увеличивается. Одно лицо становится обладателем суверенных прав нескольких государств. Существует личная уния и реальная уния, отличия в условиях участия и выхода из них (Австралия, Новая Зеландия и т.д.).

Протекторат – одна сторона признает над собой верховный суверенитет другой, прежде всего в международных отношениях, сохраняя автономию во внутренних делах и собственную династию правителей (Грузия в 1786- 1801 г.г. под покровительством России; Британским протекторатом был Бахрейн, современная Ботсвана.)

Империя – наследственное объединение государств, осуществленное либо путем завоевания, либо путем создания иного вида давления (экономического; политического). Но существует и добровольное (договорное) вхождение в состав империи, это происходит тогда, когда народу государства грозит уничтожение со стороны другого государства (Российская империя; Византийская империя; Франция при Наполеоне; Третий Рейх).

Понятие«форма государственного правления» (или просто «форма прав­ления») отвечает на вопрос, кто «правит» в государстве, то есть, кто осуществляет в нем высшую (верховную) власть.

Существует два подхода к пониманию формы правления: узкий – согласно которому под формой правления понимается лишь положение главы государства, широкий - в форму правления помимо прочего, так же включают политическую среду. В итоге, в юридической науке под формой правления понимается нечто среднее.

Форма правления представляет собой внешне выраженную институционально-функциональную характеристику структуры государственной власти, порядка ее приобретения и осуществления, механизма правового ограничения и разделения властных полномочий.

К признакам формы правления следует отнести:

1. Строение высших органов государственной власти (их состав, компетенция, принципы взаимодействия);

2. Характер взаимоотношений органов высшей государственной власти с другими органами государства и с населением;

3. Ответственность государственно власти;

4. Порядок образования и смены;

5. Степень участия населения в формировании.

В юриспруденции принято рассматривать две формы государственного правления - монархия и республика .

Монархия - единодержавие (от греч. «монос» - один и «архе» - власть, то есть «моноархия») - форма правления, согласно которой монарх (фараон, король, царь, султан и др.) единоличный глава государства объединяющий всю полноту власти в своих руках, неограниченно во времени, передавая ее по наследству, и за свои властные действия отвечающий перед Богом.

Признаки монархической формы государственного правления:

1. Существование единодержавного носителя верховной государственной власти;

2. Способ передачи власти - наследственный;

3. Пожизненная принадлежность власти монарху;

4. Власть монарха приобретается «милостью Божией», т.е. исходит от Бога;

5. Монарх за свои действия как глава государства не несет юридической ответственности (по Воинскому уставу Петра I государь - «самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен»).

В начале XXI века на земном шаре насчитывается около 30 государств с монархический формой правления, большинство из которых - конституционные. В тоже время наблюдается общемировая тенденция сокращения монархий, при этом в государствах которые сохранили такое устройство, идёт активное ограничение прав монарха.

В историческом аспекте монархии можно подразделить надревневосточные - восточные деспотии , основанные на азиатском способе производства (Вавилон, Индия, Египет), рабовладельческие античные (например, древнеримская монархия),феодальные (раннефеодальные, сословно-представительные, абсолютные).


Также различают монархии по принципам наследования власти :

Династическая монархия в такой монархии действует строго династический принцип, в соответствии с которым престол передается от отца к сыну, но может также передаваться, например, и от брата к брату. Изобретен западноевропейским феодализмом и распространился потом в другие части света, хотя, возможно, в странах ислама сложился независимо.

Родовая монархия гораздо чаще, чем строгое престолонаследие, в монархиях действовал принцип принадлежности к царскому роду. Т.е. царь должен был происходить из царского рода, но это вовсе не означало, что он автоматически наследовал престол.

Выборная монархия представляет собой самый древний принцип приобретения монаршей власти - его прообразом являются избираемые военные вожди или верховные жрецы. Византия, к примеру, являлась монархией выборной, равно как и Священная Римская Империя. Необходимо помнить, что народ выбирал не столько царя, сколько царский род и эти события происходили исключительно потому, что предыдущая династия была прервана.

С точки зрения полноты власти монарха можно выделить такие виды монархии: неограниченные и ограниченные. При этом, традиционно, к неограниченным относят абсолютные . На наш взгляд, отождествление неограниченной и абсолютной монархий является ошибочным. Во-первых, как форма правления абсолютные монархии возникают как следствие усилившихся в результате кризиса феодальных отношений тенденций к централизованной, единой системе государственной власти. Значит, как юридический феномен абсолютизм возник относительно недавно, в XVI–XVII вв. (а ведь монархии существуют с гораздо более ранних времен). Во-вторых, абсолютные монархии (как например, существовавший в XVII в. В России абсолютизм) символизировали прежде всего не “всевластие” государя (подобное как раз более характерно для ранних, примитивных форм монархической государственности – восточных деспотий), а скорее единство и силу государства. Кстати, полномочия самого монарха в условиях абсолютной монархии (особенно в экономической сфере) зачастую были в достаточной степени серьезно ограничены. Представляется, что неограниченными могут считаться монархии, в которых источниками высшей государственной власти являются индивидуально-определенные физические лица. При подобном подходе к неограниченным могут быть отнесены уже упоминаемые древние монархии (восточные деспотии), для которых была характерна социальная структура, возглавляемая монархом (фараоном) и включавшая в качестве объектов управления рабов. При этом место раба в социальной иерархии и сама его жизнь всецело зависели от воли фараона. Кроме того, к неограниченным монархиям могут быть отнесены различные виды теократий, в которых монарх совмещает полномочия главы светской и духовной власти. Как форма неограниченной монархии теократии сохранились вплоть до настоящего времени в ряде аравийских государств (Бахрейн, Оман).

В ограниченных монархиях власть монарха ограничена выборным органом – парламентом либо особым правовым актом – конституцией. В большинстве ограниченных монархий налицо сочетание обоих способов ограничения власти монарха – конституцией и парламентом. Монархии, ограниченные таким способом, принято именовать конституционными (парламентарными) и дуалистическими.

Конституционная (парламентарная) монархия характеризуется следующими основными признаками :

1. Правительство формируется из представителей партий, получивших большинство на выборах в парламент;

2. Лидер партии, получившей большинство депутатских мандатов, становится главой правительства;

3. Власть монарха является символической, он «царствует», но не правит;

4. Правительство подотчетно в своей деятельности парламенту.

В качестве одного из признаков парламентарной монархии можно назвать принятие законодательных актов парламентом и подписание их монархом. Однако, на наш взгляд, данная прерогатива монарха, так же как и большинство других его полномочий, имеет формальный характер. В силу сложившейся политической практики и конституционных обычаев монарх, как правило, не отказывает в подписании принятых парламентом законопроектов. В связи с этим уместнее отнести к числу признаков данной формы правления наличие института контрасигнатуры, предполагающего, что подпись монарха на документе носит символический характер. Монарх как формальный глава государства лишь скрепляет документ, уже подписанный уполномоченным на то должностным лицом, которое руководило подготовкой данного документа и несет за него всю полноту ответственности.

Конституционными (парламентарными) монархиями в настоящее время являются большинство монархических государств: Великобритания, Испания, Дания, Нидерланды, Бельгия, Швеция, Япония, Таиланд и др. При этом следует иметь в виду, что в соответствии с конституциями этих стран функциональные полномочия монархов как глав государств различны по социально-политической значимости. Например, монархи в Японии, Швеции, Норвегии и некоторых других странах лишены каких-либо самостоятельных полномочий, оставаясь в большинстве случаев лишь символом единства нации. В других же странах монарх не только формально удостоверяет факт назначения правительства, но и играет определенную самостоятельную роль, к примеру, назначая форматора правительства (Испания). При этом если попытка форматора сформировать правительство окажется неудачной, монарх может заменить его другой кандидатурой. «Усиленный» статус монарха является характерным для тех стран, где в парламенте представлены несколько партий, ни одна из которых не имеет абсолютного большинства, либо партии не могут образовать коалицию большинства. В таких условиях монарх может создать кратковременное правительство меньшинства, целью которого является лишь организация выборов нового состава парламента.

Также вполне обоснованным, на наш взгляд, является выделение дуалистической монархии как первоначальной формы ограниченной (конституционной) монархии. Эта форма правления характеризуется следующими признаками:

1. Наряду с юридической и фактической независимостью монарха существуют представительные органы с законодательными и контрольными функциями (парламент);

2. Исполнительная власть принадлежит монарху, который осуществляет ее непосредственно или через подотчетное ему правительство;

3. Монарх, хотя и не законодательствует, но наделен правом абсолютного вето, т. е. вправе утверждать или не утверждать принятые представительными органами законы.

Дуалистическими монархиями являлись, например, Германия в период с 1871 по 1918 г. и Япония с конца XIX в. по 1945 г. В настоящее время классических дуалистических монархий не существует, хотя с определенной долей условности к дуалистическим могут быть отнесены современные монархии в Иордании, Марокко, Непале.

Монархия является весьма гибкой и жизнеспособной формой госу­дарственного правления, с вековой историей и традициями, несомненно имеющей ряд как отрицательных, так и позитивных качеств, не утративших значения для современности. Монархические настрое­ния не чужды и современной России. На ее территории существуют различные общественные организации, позиционирующие себя как монархические и призывающие к ее восстановлению в пределах всего государства.

Республика (от лат. «res publica» - общественное дело, всенародное) - форма государственного правления, при которой высшая государственная власть осуществляется коллегиально выборными органами, избираемыми на­селением на определенный срок.

Для республики характерны следующие признаки:

1. Выборность высших органов государственной власти и их коллегиаль­ный (коллективный) характер;

2. Наличие выборного главы государства;

3. Избрание органов верховной государственной власти на определенный срок;

4. Производность государственной власти от суверенитета народа: «respublica est res populi» («государство - всенародное дело»);

5. Юридическая ответственность главы государства за принимаемые решения;

6. Возможность досрочного прекращения властных полномочий.

В качестве современных форм республиканского правления рассматриваются президентские и парламентские республики.

Президентские республики (США, Аргентина, Мексика, Филиппины и др.) характеризуются сосредоточением наибольшего объема властных полномочий у главы государства – президента.

Признаки президентской республики:

– президент избирается путем проведения всенародных выборов и, таким образом, является независимым от парламента;

– президент либо непосредственно возглавляет исполнительную власть и формирует правительство, либо назначает председателя правительства (премьер-министра) и утверждает представленный премьером состав правительства;

– правительство несет ответственность перед президентом и действует в течение срока президентских полномочий;

– президент обладает единоличным правом отставки правительства;

– отношения между президентом и парламентом строятся по принципу разделения властей и основываются на системе сдержек и противовесов.

Парламентские республики (Италия, Германия, Финляндия, Турция, Венгрия, Индия и др.) характеризуются сильной законодательной властью (сосредоточением наибольших властных полномочий у парламента) и подчиненностью ей исполнительной власти. Как правило, в парламентской республике президент не обладает правом вето на законы, правом проведения референдума, введения чрезвычайного положения.

Признаки парламентской республики:

– президент избирается из числа членов парламента или специальной парламентской комиссией, как например в Германии;

– правительство формируется из членов парламента и возглавляется лидером партии парламентского большинства;

– правительство несет ответственность перед парламентом и действует в течение срока полномочий парламента;

– в случае объявления “недоверия правительству” со стороны парламента, президент обязан принять решение об отставке правительства;

– действия и решения президента должны согласовываться с правительством.

В юридической литературе отмечаются как достоинства, так и недостатки обоих видов республик. К числу достоинств президентской республики обычно относят ее стабильность и большую эффективность, так как президент, обладая широкими полномочиями, во многом определяет политику государства, а управленческое воздействие более целенаправленно, поскольку исходит из центра. Основным же недостатком такой республики выступает чрезмерная концентрация власти в руках одного лица – президента, а отсюда возможность злоупотребления ею, что может привести к культу личности и трансформации республики в суперпрезидентскую, когда представительные органы практически утрачивают свое значение.

Парламентская республика считается более демократической, так как правительство формируется коллегиальным органом – парламентом, а не одним лицом, как в президентской республике, поэтому здесь отсутствуют объективные предпосылки для сосредоточения власти в одних руках. Основной недостаток парламентской республики состоит в том, что при многопартийной системе и порядке назначения правительства возможны частые правительственные кризисы.

В некоторых государствах используется форма правления в виде смешанной республики с элементами президентской и парламентской республик. Такую республику отличает то, что наряду с сильным президентом, который одновременно может являться главой правительства, в формировании правительства участвует и парламент, например, утверждает кандидатуры министров, представленные президентом. При этом правительство несет ответственность как перед президентом, так и перед парламентом.

История становления республиканской формы государственного правле­ния знает также такие ее разновидности, какдемократическая (Афинская демократическая республика) иаристократическая (Спартанская, Римская). Существовали ифеодальные города-республики, которые в результате укреп­ления своего могущества перешли от городского самоуправления к суверени­тету государства. Такими городами-республиками были Флоренция, Вене­ция, Генуя - в Италии, Новгород и Псков - в России. Вольные города были также в Германии, Франции, Англии.

Форму правления тоталитарного государства называют «извращенной формой республики» или «партократической» республикой, которой прису­щи все черты тоталитарной организации.

Под формой правления понимается система формирования и взаимоотношений высших государственных органов власти. Различают две основные формы правления: монархия и республика.

Термин греческого происхождения (monos – один, arche –власть) и означает единовластие. Это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства – (короля, императора, шаха и т.п.) и переходит, как правило, по наследству. Абсолютная монархия характеризуется единовластием монарха. Он является единственным сувереном власти, сам издает законы, назначает правительство, вершит высший суд. В настоящее время абсолютная монархия сохранилась лишь в нескольких странах (Саудовская Аравия, Оман, Катар, Объединенные Арабские Эмираты, Бруней).

Конституционная монархия – это такая форма правления, при которой власть монарха ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией. Возникает конституционная монархия в период становления буржуазного общества.

В зависимости от степени ограничения власти монарха выделяют дуалистическую и парламентскую монархию . В дуалистических монархиях (Пруссия, Австрия, Япония, Италия, Румыния – в прошлом, в настоящее время – Иордания, Кувейт, Марокко) за монархом остается исполнительная власть, право формировать правительство, право вето и роспуска парламента. Парламентская монархия характеризуется следующими признаками: имеет место разделения властей, монарх “царствует, но не правит”,правительство формируется парламентом из представителей партии (или партий) большинства, правительство несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом, правовое положение монарха ограничено.

В настоящее время в мире существует 44 государства с монархической формой правления. Преобладают парламентские монархии (Великобритания, Япония, Швеция, Испания, Австралия, Нидерланды, Люксембург, Новая Зеландия и др.). Если в начале XX в. в Европе все страны были монархическими (за исключением Франции и Швейцарии – республики), то ныне из 34 стран лишь 11 монархий, а остальные – республики.

(лат respuble – от res – дело и publecus – общественный) –это такая форма правления, которая характеризуется выборностью главы государства. Источником государственной власти является народ. Республика возникла в античную эпоху – Афины (V-IV в.в. до н.э.)

В зависимости от способа формирования и взаимодействия ветвей власти различают три разновидности республики – президентская, парламентская и смешанная (полупрезидентская, парламентско-президентская).

Президентская республика характеризуется следующими признаками: президент – глава государства является одновременно и главой исполнительной власти (как правило, должность премьер-министра отсутствует); всенародное избрание президента, правительство формирует президент; отсутствие ответственности правительства перед парламентом, жестко проявляется принцип разделения властей. Классической президентской республикой являются США.

Парламентская республика : верховная власть в организации государственной жизни принадлежит парламенту, который избирается гражданами страны; президент, как глава государства, избирается, как правило, парламентом, имеет символические права, не оказывает существенного влияния на политическую жизнь; правительство формируется парламентом из представителей партии или коалиции парламентского большинства; политическая ответственность правительства перед парламентом; глава правительства – премьер-министр (канцлер, председатель совета) – лидер партии парламентского большинства, назначается президентом и является основным лицом политической жизни страны. Парламентарными республиками являются Германия, Италия, Индия, Турция, Венгрия, Израиль, Чехия, Словакия и др.

Смешанные республики сочетают в себе признаки как президентской, так и парламентской республик Ее главная черта – двойная ответственность правительства перед президентом и перед парламентом. Подобная система во Франции, Австрии, Португалии, Финляндии, Польше, Болгарии, Хорватии, Словении. Эта форма правления эффективна при условии, если президент, парламентское большинство и правительство придерживаются одной политической ориентации, а если противоположной, то может быть конфликт. Ситуация в Украине – тому подтверждение.

Согласно поправок к Конституции, принятых в декабре 2004г., Украина стала президентско-парламентской республикой, в которой значительно усилилась роль парламента, в частности, в формировании правительства. Однако поправки, принятые в чрезвычайной политической ситуации конца 2004г., содержали ряд противоречивых пунктов, вследствие чего новому парламенту, избранному в сентябре 2007г., предстоит обязательно возвратится к конституционным проблемам.

В мире существует около двухсот государств. Они могут быть классифицированы в зависимости от уровня экономического, политического развития, от идеологической, религиозной направленности, от того, какими средствами осуществляют международную политику, и т. д. Но и в пределах одной группы, имея единую сущность, одни и те же задачи, государства разнятся по своей форме.

Когда мы говорим о форме государства, мы имеем в виду его строение, которое проявляется в совокупности его внешних признаков.

На форму государства большое влияние оказывают не только экономические факторы, но и природные, климатические условия, религиозные воззрения, национальные особенности, культурный уровень народа, исторические традиции и др.

Форма государства включает три взаимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

Форма правления характеризует организацию государственной власти, систему высших государственных органов, а также порядок их образования, взаимоотношения между собой и с гражданами.

Так, в Непале вся полнота власти принадлежит королю, в Великобритании королева правит лишь формально, а фактически - парламент и правительство во главе с премьер-министром; США - республика с сильной президентской властью; в Италии решающую роль играет парламент. Однако при всем многообразии государств по форме правления их можно разделить на две группы: монархии и республики.

Монархия (в пер. с греч. - власть одного) как форма правления иначе может быть названа как персональное единовластие. Ее отличают следующие признаки:

  • существование единоличного главы государства;
  • обладание монархом всей полнотой власти, которая является верховной, нераздельной и суверенной (независимой);
  • наследственный порядок передачи власти;
  • бессрочное правление монарха;
  • юридическая безответственность монарха.

Различают неограниченную (абсолютную) и ограниченную монархию.

Для абсолютной монархии характерно отсутствие представительных учреждений народа, сосредоточение всей государственной власти в руках монарха. Он издает законы, назначает чиновников, контролирует сбор налогов и расходует их по своему усмотрению. Карательная функция также находится в его руках. Разновидностью абсолютной монархии является теократическая монархия (например, Саудовская Аравия, Катар, Оман), для которой характерно сосредоточение в руках монарха и государственной и религиозной власти.

Ограниченная монархия подразделяется на дуалистическую и парламентарную (конституционную) в зависимости от степени ограничения полномочий главы государства.

В дуалистической монархии существуют два политических учреждения: монарший двор (институт монархии), формирующий правительство, и парламент, который никакого влияния на правительство не оказывает, как, например, в России до революции 1917 г. Монарх имеет сильное влияние на парламент: может наложить вето на принимаемые им законы, издавать чрезвычайные указы, имеющие силу закона, а то и распускать парламент.

Парламентарной монархии (ее иногда называют конституционной) свойственно ограничение власти монарха как в законодательной, так и в исполнительной сфере. Несмотря на то что формально главу правительства и министров назначает монарх, правительство несет ответственность не перед ним, а перед парламентом. Монарх здесь фигура скорее символическая, являющаяся своего рода данью традиции, нежели властная. Он царствует, но не правит (Япония, Швеция, Великобритания).

Существует несколько систем наследования престола:

  1. кастильская, принятая в странах Скандинавии, не делает различия между мужчиной и женщиной. Решающее значение при наследовании престола имеет не пол наследника, а старшинство. Следовательно, наличие в семье монарха старшей дочери не дает возможности стать королем младшему сыну;
  2. салическая, допускающая к престолу женщин только в том случае, если у короля нет сыновей. Другими словами, младший брат исключает возможность для старшей сестры занять престол;
  3. австрийская - самая жесткая система, принятая в России после правления Екатерины II, допускающая женщин к престолу только в том случае, если в царском роду вообще не останется мужчин.

Республика (в пер, с лат. - дело общественное) как форма правления возникла позднее монархии и стала доминирующей в современном мире.

Республике присущи следующие признаки:

  1. правление осуществляется коллективно, т. е. не одним лицом, а системой государственных органов;
  2. республиканское правление основано на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;
  3. в формировании власти участвует народ; в процессе выборов власти могут применяться различные избирательные системы, одни менее, другие более демократичные;
  4. представительные органы власти и высшие должностные лица избираются на определенный срок;
  5. высшие должностные лица несут ответственность перед органом, их избравшим, или народом.

Практике государственного строительства известны два основных вида республики.

Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства. Поскольку президент и правительство избираются внепарламентским путем, то эти институты власти в определенных ситуациях могут политически противостоять парламенту. Президентская республика создает благоприятные предпосылки для сосредоточения в руках президента больших полномочий, что стабилизирует государственную власть. Обычно это крайне необходимо на переходных этапах (Мексика), в государствах, где сильны монархические традиции (Румыния), в ситуациях, не отличающихся стабильностью (Украина), в период проведения реформ (Чили), в государствах, имеющих обширную территорию или многонациональный состав (США), при наличии чрезвычайных событий, таких, как война (Сирия). Большинство из перечисленных факторов присуще современной России, поэтому вопрос выбора вида республики здесь должен быть решен, конечно, в пользу президентской республики.

Парламентская республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет всю полноту ответственности за свою деятельность. Участие президента в формировании правительства минимально: оно формируется партией, получившей большинство в парламенте. Хотя президент формально наделяется большими полномочиями, на практике он не оказывает серьезного влияния на осуществление государственной власти, как, например, в Германии. Парламентская республика - менее распространенная форма правления, чем республика президентская. Она существует в странах, отличающихся развитой, в значительной мере саморегулируемой экономикой (Италия, Финляндия, Турция и др.). В мире не так много таких стран. Россия еще очень далека от введения данной формы правления.

Существуют и другие виды республики: суперпрезидентская, смешанная (полупрезидентская или полупарламентская) республики.

Следует заметить, что форма правления не может быть выбрана произвольно. Во многом она зависит от уровня сознания людей, проживающих в данном государстве.

Форма государственного правления - это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением. В зависимости от положения главы государства формы правления подразделяются на монархии и республики.

Монархия

Монархия - форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства - монарху, который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением.

Отличительные признаки монархии:

    Единоличным главой государства является монарх, который получает свою власть по наследству;

    Монарх юридически безответственен (отстранить монарха от власти невозможно).

Виды монархий:

    Абсолютная монархия (неограниченная) - государство, в котором монарх является единственным высшим органом в стране и в его руках сосредоточена вся полнота государственной власти (Саудовская Аравия, Оман). Особой разновидностью является теократическая монархия (Ватикан).

    Ограниченная монархия - государство, в котором помимо монарха существуют и иные органы государственной власти не подотчётные ему, а государственная власть рассредоточена между всеми высшими органами власти, власть монарха ограничена на основании специального акта (Конституции) или же традиции. В свою очередь ограниченная монархия делится на:

    Сословно-представительная монархия - монархия, в которой власть монарха ограничена на основании традиции формирования органов по критерию принадлежности к определенному сословию (Земский собор в России, Кортесы в Испании) и играющих роль, как правило, совещательного органа. В настоящее время подобных монархий в мире нет.

    Конституционная монархия - монархия, в которой власть монарха ограничена на основании специального акта (Конституции), где существует иной высший орган власти, формирующийся путём выборов представителей народа (парламент). В свою очередь конституционная монархия делится на:

    Дуалистическая монархия - государство, в котором монарх обладает всей полнотой исполнительной власти, а также имеет часть законодательных и судебных полномочий. Представительный орган в таком государстве существует и осуществляет законотворческие функции, но монарх может наложить абсолютное вето на принимаемые акты и по своему усмотрению распустить представительный орган (Иордания, Марокко).

    Парламентарная монархия - государство, в котором монарх является лишь данью традиции и не обладает какими-либо существенными полномочиями. Государственное устройство в такой монархии строится на принципе разделения властей (Великобритания, Япония, Дания).

Республика

Республика - форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются народом, либо формируются особыми представительными учреждениями на определенный срок и несут полную ответственность перед избирателями.

Отличительные признаки республиканской формы правления:

    Всегда существует несколько высших органов власти, при этом полномочия между ними разделены таким образом, что один орган независим от другого (принцип разделения властей);

    Главой государства является Президент, который осуществляет свою власть от имени народа;

    Высшие органы власти и должностные лица несут ответственность перед населением, которая может быть выражена в следующем:

    они избираются на определенный срок, по истечении которого полномочия могут не продлеваться;

    возможно досрочное прекращение полномочий.

Виды республик:

Республики различаются главным образом тем, какой из органов власти - парламент или президент - формирует правительство и направляет его работу, а также перед кем из названных правительство несет ответственность.

    Президентская республика - государство, в котором наряду с парламентаризмом в руках президента одновременно соединяются полномочия главы государства и главы правительства. Правительство формирует и распускает непосредственно сам президент, парламент при этом какого-либо значимого влияния на правительство оказывать не может - здесь наиболее полно раскрывается принцип разделения властей (США, Эквадор).

    Парламентская республика - государство, в котором верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. Парламент формирует правительство и вправе в любой момент отправить его в отставку. Президент в таком государстве не имеет каких-либо существенных полномочий (Израиль, Греция, ФРГ).

    Смешанная республика - в государствах с такой формой правления сильная президентская власть одновременно сочетается с наличием эффективных мер по контролю парламента за деятельностью исполнительной власти в лице правительства, которое формируется президентом с обязательным участием парламента. Таким образом, правительство несет ответственность одновременно и перед президентом, и парламентом страны (Украина, Португалия, Франция).