В каких церквях лежат мощи николая чудотворца. Представительство Православной Церкви Чешских Земель и Словакии



В храмах столицы хранятся более двух десятков фрагментов мощей почитаемого святого.

21 мая в Москву привезут частицу мощей святителя Николая. Сообщается, что часть мощей Николая Чудотворца будет доставлена из базилики итальянского города Бари в Россию впервые за 930 лет. Это не означает, однако, что до сих пор в России и Москве не было частиц мощей святителя Николая.

Редакция сайт предлагает неполный список тех московских храмов и монастырей, где хранятся частицы мощей .

С 22 мая по 12 июля мощи святителя Николая будут доступны для поклонения верующих в храме Христа Спасителя. С 13 июля по 28 июля мощи будут находиться в Санкт-Петербурге.


Частицы мощей Николая Чудотворца в храмах Москвы и Московской области

Частица мощей святого хранится в московском Даниловом монастыре в ковчеге из серебра. Ковчег находится в северном, Даниловском приделе храма Святых Отцов Семи Вселенских соборов. Частица подарена монастырю в 1991 году. Адрес монастыря - Даниловский вал, 22.

Сретенский монастырь (улица Большая Лубянка, 19). Частица была передана монастырю 21 мая 2014 года.

Иоанно-Предтеченский женский монастырь (Малый Ивановский пер., 2А, стр. 1).

Новодевичий женский монастырь (Новодевичий проезд, 1, стр. 2). Икона свт. Николая с частицей мощей находится в Успенском соборе обители.

Николо-Перервинский монастырь (ул. Шоссейная, 82). Частицу мощей свт. Николая, привезенную из Иерусалима, передали в дар обители 17 февраля 2014 года благотворители монастыря.

Богоявленский кафедральный собор в Елохове (ул. Спартаковская, 15). У северной стены храма, под Распятием XIX в., находится металлическая рака с частицей Древа Животворящего Креста Господня, десницей ап. Андрея Первозванного, главой свт. Иоанна Златоуста, частицами мощей свт. Николая Чудотворца и свт. Петра, митрополита Московского.

Храм Воскресения Христова в Сокольниках (Сокольническая пл., 6). Здесь хранится икона свт. Николая Чудотворца с частицами мощей самого святого, а также нескольких десятков других святых - Иоанна Рыльского, Марии Египетской, Пимена Великого, вмц. Екатерины, апостолов Матфея, Марка и Луки, свт. Спиридона Тримифунтского и др. и частицы пелены с Гроба Господня.

Храм Всех Святых на Кулишках - подворье Александрийского патриархата в Москве (Славянская площадь, д. 2). Мощевик с частицей мощей св. Николая, а также большой мощевик с частицами других святых привез в столицу настоятель храма, представитель патриарха Александрийского при патриархе Московском и всея Руси митрополит Киринский Афанасий (Киккотис). Каждое воскресенье по окончании Божественной литургии эти ковчеги со святыми мощами перед началом водосвятного молебна выносятся для всеобщего поклонения.

Храм святителя Николая в Котельниках - представительство Православной церкви Чешских земель и Словакии (1-й Котельнический переулок, 8, стр. 1). Частица мощей святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, была подарена храму архиепископом Михаловско-Кошицким Георгием.


Фото: Храм святителя Николая в Котельниках Храм апостолов Петра и Павла в Ясеневе - подворье Оптиной пустыни (Новоясеневский пр-т, 42).

Храм свт. Николая в Толмачах - домовый храм-музей при Государственной Третьяковской галерее (Малый Толмачевский переулок, 9).

Храм святителя Николая в Старом Ваганькове (Староваганьковский переулок, 14). Здесь хранятся чтимый образ святителя Николая и частица его мощей.

Храм вмч. Георгия Победоносца в Старых Лучниках (Лубянский проезд, 9, стр. 2). Частица мощей появилась в храме в марте 2011 года. Ее поместили в специально изготовленный мощевик и вставили в большую ростовую икону свт. Николая.

Храм свт. Николая Мирликийского в Голутвине (1-й Голутвинский пер., 14). В храме хранится икона св. Николая с частицей его мощей.

Храм святителя Николая в Покровском (ул. Бакунинская, 100). В церкви хранится ковчег с частицами мощей Николая Чудотворца, а также Ризы Господней, Животворящего Креста, камня Гроба Господня и частицами мощей многих святых: Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, апостолов Андрея Первозванного и Варнавы, святителя Иоанна Златоуста, великомученика и целителя Пантелеимона, вмч. Георгия Победоносца, вмц. Варвары и др.

Храм свт. Николая в Хамовниках (ул. Льва Толстого, 2). Частицу мощей святителя Николая, привезенную из города Бари, в декабре 2010 года передал на хранение в этот столичный храм Святейший патриарх Кирилл.

Храм свт. Николая на Трех Горах (Нововаганьковский пер., 9). Здесь хранятся реликварий с частицей мощей святого, который выносят из алтаря по воскресным и праздничным дням, а также икона Николая Чудотворца с частицей его мощей, находящаяся в Никольском приделе.

Храм свв. апп. Петра и Павла в Лефортове (ул. Солдатская, 4). Ковчег с мощами находится в главном приделе справа у амвона. В нем хранится частица мощей свт. Николая, а также частица Животворящаго Креста Господня, мощи прп. Исаакия, прп. Алипия иконописца, Печерского, ап. Фомы, мч. Иоанна Воина, вмч. Георгия, мч. Никиты, прп. Сергия Радонежского, вмч. Меркурия, вмч. Арефы, сщмч. Василия Амасийского, прп. Нила, блгв. князя Михаила Тверского.

Храм Вознесения Господня на Гороховом Поле (ул. Радио, 2). Здесь находится крест-мощевик с частицами мощей свт. Николая, прп. Сергия Радонежского, свт. Андрея Критского, частицей Гроба Господня, гроба Божией Матери и Животворящего Креста Господня.

Храм Спаса Нерукотворного Образа на Сетуни при Кунцевском кладбище (ул. Рябиновая, 18). В храме хранится икона свт. Николая с частицей его мощей.

Храм Архангела Михаила в Тропареве с крестильным храмом Всемилостивого Спаса (просп. Вернадского, 90).

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Косино (Большая Косинская улица, 29, стр. 3). Здесь хранится чтимая икона свт. Николая с частицей его мощей.

Храм прпп. Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев в Гольянове (улица Байкальская, 37А). Частица хранится в мощевике, в котором собраны мощи около ста святых. Ковчег расположен с левой стороны солеи.

Домовый храм Русского культурно-просветительского фонда святого Василия Великого и компании «Вашъ Финансовый Попечитель» (ул. Б. Ваганьковская, 3). В 2010 году крупная частица была отделена от мощей и находилась в базилике Святителя Николая в Бари, а в 2012 г. передана благотворительному фонду. Этот храм посвящен Рождеству святителя Николая, Мир Ликийских чудотворца.

Мужской монастырь Давидова Пустынь (Чеховский район Московской области, пос. Новый Быт).

Николо-Угрешский монастырь (Московская область, город Дзержинский, площадь Святителя Николая, 1). В обители хранятся икона и складень с частицами мощей святителя Николая, которые передал в дар монастырю государственный объединенный музей-заповедник Коломенское-Люблино-Лефортово.


Частицы мощей святителя Николая в епархиях Русской церкви

Ковчеги и иконы с частицами мощей св. Николая Чудотворца хранятся во многих храмах и монастырях России. Подобные святыни находятся, например, в Иоанновском женском монастыре в Санкт-Петербурге, в Ново-Тихвинском женском монастыре в Екатеринбурге, в целом ряде приходских храмов.

В последние годы в Россию неоднократно привозили частицы мощей святителя Николая - как происходящие из православных храмов братских Поместных церквей, так и принадлежащие католическим монастырям и приходам, а также частным лицам.

Так, 19 мая 2012 года в храм во имя апостола Иоанна Богослова под Вязом (домовый храм Российского православного университета) привезли древний тосканский реликварий с частицей мощей святого Николая Угодника. Акцию приурочили к празднованию 925-летия перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари.


Фото: Francesco9062 (CC by-sa 3.0) Реликварий со святыней постоянно хранится в частной коллекции и был предоставлен храму для поклонения во временное пользование. Фрагмент мощей взят из левой большой берцовой кости от мощей святителя Николая, хранящихся в Венеции. Перед тем, как святыня была привезена в Москву, аутентичность реликвария подтвердили в воронежском центре экспертиз.

Чуть ранее, в марте 2012 года ковчег с частицей мощей святителя и Чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского, привозили в Тульскую епархию.

В мае 2013 года ковчег с частицей мощей свт. Николая Чудотворца был доставлен из Москвы в Покровский кафедральный собор г. Красноярска. Эта частица мощей была передана Благотворительному фонду свт. Николая Чудотворца францисканскими монахами, служащими при базилике святителя Николая Чудотворца в г. Бари. Фонд организовал провоз мощей по восточным епархиям Русской церкви. Мощи провезли по Оби и Енисею, они посетили многие города Сибири, от Омска до Салехарда, прошли всю Камчатку от Командорских островов до южного побережья Камчатки.

Мощи прошли по Амуру, Благовещенскому, Хабаровскому краю, Еврейской Автономной республике, по Барнаульской епархии, а также по всему Северному Ледовитому океану от Мурманска до Сахалина. За несколько лет пребывания святыни в России ей поклонились более миллиона верующих.

1 декабря 2014 года частицу мощей свт. Николая привезли в Таиланд. Ковчег со святыней был доставлен в бангкокский аэропорт Суваннапхум рейсом «Аэрофлота» из Москвы. В тот же день ковчег со святыней перевезли в храм Всех Святых в Паттайе. С 1 по 25 декабря святыню провезли по всем православным храмам Таиланда, а затем перед ней состоялся чин закладки нового храма во имя святителя Николая Чудотворца в столице Таиланда Бангкоке.

В ноябре 2016 еще один ковчег с мощами свт. Николая посетил Белгород.

В феврале 2017 года реликварий с частицей мощей святого находился в храме Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках.


Мощи святителя Николая. Краткая история

Мощи Николая Чудотворца были перенесены из Мир Ликийских в Бари в 1087 г. В настоящий момент основная часть мощей святого находится в этом итальянском городе. Гробница не открывалась вплоть до пятидесятых годов XX века. Вскрытие захоронения в Бари производилось только один раз, в 1953-1957 годах. Небольшие фрагменты мощей разошлись по многим крупным городам Европы, таким как Берлин, Париж, Рим, Венеция.

В Венеции, в храме св. Николая на острове Лидо находится примерно пятая часть мощей святителя. Мощи Николая Чудотворца хранятся в Венеции c 1099 года. «Венецианская часть» мощей святителя - это та часть, которую не успели в спешке забрать барийцы во время взятия основной части мощей из Мир Ликийских в 1087 году.

Православная церковь отмечает перенесение мощей Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бари 22 мая (9 мая ст. ст.).

Принесение из Италии в Россию частицы мощей святителя Николая Чудотворца вновь всколыхнуло разговоры, касающиеся почитания мощей и, в частности, правомерности их дробления. Мы собрали некоторые наиболее часто задаваемые вопросы наших читателей и переадресовали их протоиерею Владиславу Цыпину — профессору, доктору церковной истории, преподавателю канонического права Московской духовной академии и Сретенской духовной семинарии.

— Отец Владислав, если почитание святых мощей обычно не вызывает вопросов в православной среде, то практика их дробления кому-то может показаться странной. Не противоречит ли она догматике?

— Ничуть не противоречит. В Древней Церкви, в эпоху гонений, сложился обычай совершать Евхаристию на мощах мучеников. Колоссальное умножение числа храмов после Миланского эдикта святого Императора Константина при сохранении этой традиции повлекло за собой раздробление мощей — с тем, чтобы в каждом храме на мощах совершалась Литургия, а с другой стороны, употребление в этом качестве мощей не только мучеников, но и других святых. Отсюда пошли антиминсы, которые также, имея подпись епископов, служат своего рода «документом», подтверждающим, что пресвитер совершает Литургию не самовольно, но по воле епископа. Кстати, поэтому канонически епископ может, если это необходимо, совершить Евхаристию и без антиминса.

— Важен ли размер частицы мощей, к которой ты прикладываешься?

— Размер мощей сам по себе не важен, но восприятие верующим психологически может быть разным, когда перед ним целые мощи или лишь частица их. Бог действует Ему Одному ведомым образом, это Его действие именуется благодатью. Мощи, согласно оросу VII Вселенского Собора, почитаются наравне с иконами, и действие благодати чрез них, очевидно, подобно тому, как она действует чрез иконы. При обращении к мощам святых важнее всего вера в действие благодати чрез них, вера в святость чтимого угодника, т.е. вера осознанная.

— Почему многие святые категорически настаивали, даже приказывали своим ученикам бросить свои тела после смерти на растерзание зверям, оставить в лесу и т.д.? Почему хотели, чтобы места их захоронения оставались неизвестными людям?

— Святые, просившие выбросить их останки на съедение зверям, делали это из великого смирения, считая себя худшими из людей. Мы наблюдаем, казалось бы, «обычный» христианский парадокс: самые лучшие из нас, христиан, обращают внимание не на свои заслуги, а на свои грехи. Это — те самые, «которых не был достоин весь мир», по словам апостола Павла.

— Тогда почему христиане в большинстве случаев не выполняли этого наказа?

— Во-первых, по отношению к ним исполняли обычный долг погребения усопших ближних — это естественно даже с мирской, не церковной точки зрения. Во-вторых, чуть ли не в большинстве случаев ученики и последователи святых оставляли их мощи для прославления Бога за дарование им такого человека и для примера следования ко Христу для будущих поколений.

— В житии святого Димитрия Солунского говорится о том, что он был против разделения своих мощей. Один раз такой запрет получил иллирийский вельможа Леонтий, который хотел взять часть мощей святого, чтобы построить ему храм на родине. В другой раз посланцы Императора Юстиниана, хотевшего заполучить часть мощей святого Димитрия «на украшение и освящение» новопостроенного храма Святой Софии, были остановлены столбом пламени, из которого послышался голос: «Стойте и не осмеливайтесь». Как можно расценить этот случай?

— В житиях святых присутствуют самые разные эпизоды, и поучительными для нас, христиан, они могут быть не всегда и не во всех обстоятельствах. Могут быть там и удивительные вещи, которые, может быть, и должны служить примером, но только тогда, когда мы трезво вникаем в контекст событий и духовного состояния людей, оказавшихся в определенной ситуации. И поэтому то, что мы знаем из жития какого-то святого, не может становиться правилом, обязательным к повсеместному применению. Говоря более определенно о нежелании святого великомученика Димитрия, чтобы его мощи продолжали отделять и дальше, нужно иметь в виду, что, вполне возможно, это отделение стало злоупотреблением, угрозой уничтожения мощей. Это стало и духовной опасностью, вероятно, для самих христиан, избавление от которой с благодарностью и вспоминается в акафисте святому.

Но это не значит, что мы из этого эпизода должны делать какой-то универсальный вывод на все случаи жизни: мол, отделение частиц от святых мощей полностью запрещено. В любом случае, традиция отделять частицы от мощей существует, и она признана Церковью.

— Говорится ли в канонах Православной Церкви что-либо о частицах мощей?

— Да, в 94-м правиле Карфагенского собора, относящемся к самочинно возведенным храмам, местным епископам предписывается разрушать их, если при них «не оказывается положенным никакого тела или части мощей мученических». Отсюда видно, что «части мощей мученических» приравниваются по значению к телам мучеников, а кроме того, никто в почитании частиц мощей наравне с целыми мощами никогда не сомневался.

— Как появилась практика раздробления мощей?

— Возможно, начало этой традиции положило то обстоятельство, что мощи святых бывали разделенными уже по своему первоначальному состоянию: святых казнили, их останки сжигали — оставались только кости. В конце концов, возникла просто потребность в мощах святых для антиминсов, что сделало эту практику уже абсолютно неизбежной, потому что невозможно иметь для каждого из сотен тысяч храмов целые мощи.

Многие мощи, как например, великого святого Саввы Сербского, были уничтожены, какие-то исчезли, были украдены — особенно после IV Крестового похода, османских завоеваний и т.д. Но почитание святого не может прекратиться из-за исчезновения его мощей. На мой взгляд, уничтожение святынь, их исчезновение должны восприниматься христианами как следствие нас, христиан, недостойного поведения.

Тут надо иметь в виду еще вот какое обстоятельство: зачастую мы видим лишь внешнюю сторону того, что происходит в Церкви и мире, но промыслительный смысл происходящих событий нам далеко не всегда открыт. И мы поступаем, может быть, очень самоуверенно, когда столь легко пытаемся найти глубинные, основные смыслы того, что происходит.

— Вы говорите о разумном, христианском подходе к деяниям святых: не в каждой ситуации определенная реакция святого, о которой мы знаем из его жития (или тем более легенды о нем), должна быть правилом для повсеместного употребления.

— Совершенно верно. Из отдельного частного случая нельзя выводить некое общее обязательное правило. Чтобы быть универсально обязующим, некое действие должно быть узаконено Церковью. Мы не имеем никакого права, ссылаясь на некие эпизоды из жизни святых, вводить их реакцию на что-то в обязательное употребление, не учитывая всех обстоятельств, которыми была вызвана определенная реакция святого (подчеркну!) человека. Мы не имеем никакого права, скажем, ссылаясь на житийный эпизод о пощечине, которую святитель Николай дал еретику Арию на I Вселенском Соборе, отвешивать оплеухи всем, кто с нами не согласен, — единоверцам ли или иноверцам. Делать это нормой, согласитесь, было бы странным. Сколько было случаев, когда та же пощечина наносилась, казалось бы, из «благовидной ревности», но это были откровенно дурные поступки, никак не говорившие о святости «заушителей»!

Я подчеркиваю необходимость постоянного трезвого, христианского восприятия — это касается и почитания мощей святых, и в целом понимания всей нашей жизни.

— В чем разница между христианским и языческим поклонением мощам?

— Языческие верования самые разные. Ничего подобного почитанию останков не было, например, у римлян. В древнем Египте искусственно изготавливали мумии, как-то сопрягая этот обряд со своеобразной верой в бессмертие.

Что же касается разницы между христианским и языческим поклонением, то нужно, наверное, иметь в виду то же правило, которое действует и в отношении почитания святых икон: мы поклоняемся первообразу, т.е. прославляем Бога Творца, дающего Своему созданию свободу и силы следовать за Ним. Также прославляем подвиг тех людей, которые воспользовались этой свободой в полной мере, просим их поучаствовать в нашей молитве о даровании нам сил идти ко Христу, быть настоящими христианами.

— Как я понимаю, ваши слова об осознанном христианском поклонении мощам святых относятся и к святителю Николаю, часть мощей которого сегодня находится в России?

— Совершенно верно. К самому любимому и почитаемому на Руси святому нужно обращаться по-христиански, не так ли?

Где в Москве приложиться к мощам Святого

21 мая в Москву из итальянского города Бари прибыли мощи Николая Чудотворца. До 12 июля они пробудут в Москве, а после отправятся в Санкт-Петербург. Как обычно, к мощам выстраивается огромная очередь. И образуется своеобразное «государство в государстве»: со своими негласными правилами, инфраструктурой и порядком. Люди готовы стоять сутками, лишь бы приложиться к святыне.

Огромная очередь тянется от Крымского моста, по набережной до храма Христа Спасителя. Вдоль дороги стоят полевые кухни, машины «скорой помощи» на случай, если кому-то стало плохо, палатки с водой и едой. Люди приносят с собой раскладные табуретки. Вся очередь разделена на сектора. В каждом из них вся «инфраструктура» плюс большой автобус. В нем можно укрыться от жары и солнца или просто отдохнуть. Установили еще две полевые кухни на набережной. Здесь можно бесплатно поесть и выпить чаю. Между секторами — пустая дорога. Здесь дежурят волонтеры, полиция, медики и социальные службы.

Однако любая очередь чревата и неприятностями. Как говорят очевидцы, по утрам по ходу движения очереди скапливаются горы мусора. Однако коммунальщики в определенное время все же вывозят его, потому что днем сквер возле храма и обочины дорог чистые.

В середине очереди молодой женщине становится нехорошо. Возле нее тут же оказываются врачи и полиция. Уводят в тень, дают воды и накрывают специальной тканью. Нельзя допустить перегрева. Волонтеры постоянно снуют с подносами, уставленными стаканчиками с водой. Наблюдаю, что люди относят стаканчики в специальные пакеты для мусора. Или их забирают волонтеры.


Очередь начинается примерно от Парка культуры. Люди говорят, что с утра очередь проходит немного быстрее, кто-то утверждает, что можно за два-три часа уже попасть к мощам. Днем, конечно, народа существенно больше. Однако волонтеры только улыбаются на вопрос о том, как они справляются с таким наплывом. «Мы с ними не справляемся, они сами идут», — говорят они.

Инвалидов, родителей с детьми и женщин на последних сроках беременности пропускают социальные службы. У них особый порядок прохода. Все остальные идут в общую очередь. Словом, механизм «стояния к мощам» отлажен.

Напомним, что решение о передаче части мощей из итальянского Бари в Россию было принято на исторической встрече Папы Римского Франциска и Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Главное, на что обращают внимание христианские лидеры, — тот факт, что мощи более 900 лет не покидали крипты барийской базилики, так что событие беспрецедентное. Однако существует нюанс: в Бари хранится примерно 65 процентов нетленных мощей, перевезенных туда с родины святого, из Мир Ликийских (нынешняя территория Турции). Еще около 20 процентов мощей находятся в Венеции на острове Лидо — туда перевезли те части, которые итальянцы не успели забрать из гробницы в первый раз: Николай в Венеции на своем месте как покровитель мореплавателей. Оставшиеся же фрагменты мощей рассредоточены по миру — не стала исключением и Москва.

По некоторым данным, в Москве есть 25 храмов, в которых хранятся частицы мощей Николая Чудотворца. В этом списке упоминаются такие известные культовые сооружения, как Елоховский, Новодевичий и Иоанно-Предтеченский женский монастыри, а также несколько храмов, названных в честь Чудотворца: храм-музей Святителя Николая в Толмачах, храм Святителя Николая в Старом Ваганькове, храм Николы в Голутвине. Речь идет об иконах Николая Чудотворца с частицами мощей. Однако, по словам ответственного редактора «Журнала Московской Патриархии» Сергея Чапнина, загвоздка состоит в проверке подлинности реликвии — не всегда можно найти информацию о том, как именно частица мощей попала в то или иное место и откуда. Следовательно, нельзя установить, действительно ли речь идет о части нетленного тела святого.


Доподлинно известно, что в 1991 году фрагмент мощей Николая Чудотворца был передан Даниловскому Свято-Троицкому монастырю. Святыня хранится в ковчеге в приделе князя Даниила храма Святых Отцов Семи Вселенских соборов. Поэтому те, кто желают поклониться, могут отправляться туда.

В 2010 году в храм Святого Николая в Хамовниках частицу мощей также привезли из Бари. Кроме того, в 2014 году частица была подарена Сретенскому монастырю, и в том же году другой фрагмент привезли в Николо-Перервинский монастырь из Иерусалима.

Если в западной традиции образ святого Николая с течением времени слился с образом Санта-Клауса, то на Руси почитание Николы связывают с его милосердием, покровительством душам в загробном мире и с плодородием. Поэтому храмы, названные в честь Николы, — на втором месте по популярности в России после Богородицы. «МК» выбрал самые интересные места в Златоглавой, связанные с этим святым.


Никольская улица была так названа в честь Николо-Греческого монастыря, там даже был собор Никола Большие Главы, снесенный в 1930-е годы.

Никольская башня Московского Кремля , от которой начинается одноименная улица, получила название благодаря иконе Николая Чудотворца, размещенной на фасаде. Примечательно, что эта башня с иконой без повреждений пережила атаки французов в 1812 году.

Церковь Николая Чудотворца в Голутвине . Построена в конце XVII века. Восстановлена по старым рисункам и фотографиям. Когда археологи обнаружили следы былых украшений, то смогли сделать вывод, как выглядел храм. И тогда смогли оформить его заново, сохранив ансамбль. Сейчас главы украшает разноцветная черепица: желтая, зеленая, коричневая. Ныне там находится Китайское патриаршее подворье.

Храм Николая Чудотворца в Хамовниках . Первое упоминание относится к началу XVII века, однако нынешний его облик принадлежит концу XIX века: в частности, удалось восстановить яркую настенную роспись. В 1992 году на колокольню был поднят колокол весом в 108 пудов.

Храм Святителя Николая в Пыжах , расположенный на Большой Ордынке, был построен в конце XVI века, одновременно с учреждением Стрелецкой слободы. В Никольском приделе храма можно увидеть росписи конца XIX века.

Конечно, каждому святому и великомученику в православии уделяется особенное внимание и в церковном календаре, если присмотреться, установлены отдельные дни каждого святого. Но Николай Чудотворец в сердцах народа занимал всегда особенное место и это видно не только из церковного имени этого святого. Дело в том, что в течение церковного года день Святого Николая Чудотворца отмечается дважды: 22 мая и 19 декабря.

Накануне 22 мая праздника Николая Чудотворца в храм Христа Спасителя привезли из Бари мощи Святого Николая. В частности, как сообщают средства массовой информации, в храм привезли левое ребро от мощей Святого. До двенадцатого июня можно прийти поклониться мощам в столице, затем их перевезут в северную столицу и там они будут до двадцать восьмого июля.

Важно! В какой бы из дней человек не решил отправиться в храм Христа Спасителя, чтобы поклониться мощам, нужно подготовиться к тому, что придется несколько часов простоять в очереди. Поэтому обязательно нужно взять с собой питьевую воду, головной убор.

Когда в столицу привозят мощи, то количество верующих, которые приходят им поклониться, часто огромно. К примеру, в 2011 году в Россию привозили пояс Богородицы. В очереди к нему приходилось часто проводить около суток, а в течение 39 дней мощи посетило более 3 млн. человек.

Как доставляли

Левое ребро Святого Николая Чудотворца, чей праздник православная церковь отмечается два раза в год - весной и зимой, привезли в столицу из города Бари (Италия), где они хранятся уже 930 лет. Это первый раз, когда в течение столь длительного времени мощи были перевезены в другую страну. Об этом патриарх Кирилл договаривался напрямую с папой римским Франциском зимой 2016 года во время их встрече на острове Куба.

Из Италии мощи прилетели на самолете в аэропорт Внуково. В храме их пронесли по живому коридору, который составили верующие. Собралось много желающих, люди находились не только в храме и на его территории, но также на прилегающих улицах.

Патриарх Кирилл 21 мая во время освящения мощей еще раз подчеркнул, что Николай Чудотворец является одним из самых почитаемых святых среди российских верующий. С точки зрения народа на Руси он всегда был и до сих пор остается первым святым. Ведь во время своей жизни Николай совершал множество чудес, которые продолжились и после его смерти. Ни по национальности, ни по культуре этот святой никак не был связан с Россией.

Время доступа к мощам

Впервые прийти поклониться к мощам с момента их доставки и освящения можно будет уже 22 мая с 14.00 до 21.00, затем с 23 мая и по 12 июля ежедневного можно приходить в храм с этой целью с 8 утра до 9 вечера.

Так как очередь вне зависимости от дня недели прогнозируются большая, она будет начинаться от Крымского поста. Доехать до ее формирования можно, выйдя на метро «Парк Культуры» по Кольцевой линии или Сокольнической линии.

Важно! Если число паломников будет большим, чего организаторы ожидают, то очередь продлится до метро «Фрунзенская», «Воробьевы горы». За информацией об актуальной очереди можно следить на специальном сайте, посвященном именно пребыванию мощей святого в столице nikola2017. ru.

В шлюзах очереди будут организованы точки питания, дежурят машины сорокой помощи и автобусы, в которые можно зайти и отдохнуть. Волонтеры и сотрудники полиции также будут дежурить на протяжении всей очереди и распределять людей, чтобы не случилась давка. Обратите внимание, когда в текущем году отмечается .

Народные приметы на 22 мая день Святого Николая Чудотворца:

  • Если с 22 мая и до 10 июня погода будет сырой, с дождями и ветром, это значит, что Свято Николай поможет и в конце сельскохозяйственного сезона можно будет собрать отличный урожай, в особенности - пшеницы.
  • Если будет слышно кваканье лягушек в конце мая, то земля в этом году подарит щедрый урожай злаковых и овощных культур.
  • Дождь на весеннего Николу - счастливая жизнь в течение года.
  • Если в этот день подстричь овец, высадить гречиху или картофель, то Николай принесет успех и удачу во всех делах.
  • Если обратиться к Господу и Николаю Чудотворцу с молитвой в день 22 мая, она будет обладать большой силой. Можно просить о прибавлении, об исцелении тяжелой болезни, о суженом, о прощении серьезных грехов. Никола обязательно поможет, ведь он приближен к Господу.
  • Чтобы в течение года не болеть, утром в день Святого Николай Чудотворца нужно выйти до расцвета солнышка и умыться утренней росой - это укрепит здоровье не только телесное, но и духовное.

Мощи Николая Чудотворца впервые почти за тысячелетнюю историю путешествуют из Италии, места их хранения, в Россию. В Москве мощи будут находиться до 12 июля в храме Христа Спасителя, потом их перевезут в Санкт-Петербург.

Архиепископ Мир Ликийских Святитель Николай Чудотворец, более известный в России как Николай Угодник и Николай Мирликийский – один из самых известных христианских святых. Его память почитают и православные, и католики, и лютеране, и англиканцы, и прихожане древневосточных церквей. За свою праведную жизнь святитель Николай получил от Господа дар чудотворения. По молитвам верующих он всегда помогает в проблемах. В знак особых заслуг перед Богом, тело Николая Чудотворца стало источать миро. С тех пор оно стало одной из самых почитаемых реликвий в христианстве.

Мощи в Антиохии

Изначально хранились в городе Миры Ликийские, где тот провёл почти всю жизнь . В 792 году начальник флота Аббасидского халифата Хумейд отправился в эти места с целью взломать и разграбить гробницу. Ему в этом деле помогало войско. Однако Хумейд перепутал усыпальницы и вместо нужной ему начал разбивать стоявшую рядом. Но едва только он принялся за своё дело, на море образовался мощный шторм, уничтоживший все корабли флотоводца.

После этого нападения христиане в Европе поняли, что святыне грозит нешуточная опасность. В Италии, где в ту пору жило много выходцев из Греции, эту историю переживали особенно остро.

Вскоре весь христианский мир подвергся новому испытанию – Византию принялись атаковать турки-сельджуки. Империя практически не могла противостоять этой силе, тем более что туркам с севера помогали родственные гузы, а также печенеги. Отдельно от них на Византию нападали с запада норманны. Сельджуков отличала звериная ненависть к христианским материальным ценностям. Так, в городе Кесария они разграбили самую ценную святыню тех мест – церковь во имя Василия Великого, в которой покоились мощи этого святого. Также турки уничтожили огромное количество тех христиан, кто выступал против поругания святынь.

Кража мощей и вывоз в Бари

Варварство сельджуков привело к тому, что в Византии стали подозрительно относиться ко всем без исключения мусульман. Жители итальянского портового города Бари решили этим воспользоваться и выкрасть мощи Николая Угодника, поскольку хотели вернуть своей малой родине утраченный статус религиозного центра. По их мнению, обвинение в краже святыни ляжет на представителей исламской религии, а сами итальянцы-католики останутся безнаказанными.

В 1087 году барийские купцы направились в Антиохию, а 20 апреля того же года по дороге домой заехали в Миры. Сначала два человека с итальянского экипажа отправились в разведку по городу. Вернувшись, они сообщили спутникам, что в городе всё спокойно, а в церкви, где хранятся нужные им мощи, находится всего четверо монахов. После этого все барийцы в составе 47 человек пошли в храм.

В церкви итальянцы попросили братию провести их к мощам Николая Угодника, дабы те могли им поклониться. Иноки не заподозрили ничего плохого и спокойно отвели гостей к помосту, под которым стояла усыпальница Николая Чудотворца. При этом монах-проводник рассказал, что накануне одному старцу было видение, где сам святитель просил повысить бдительность и усилить контроль над его мощами.

Барийцы очень обрадовались, услышав это, поскольку они восприняли эту историю как приказ самого Николая Чудотворца. Потому они отказались от первоначального силового варианта своих действий и рассказали инокам о настоящей цели их визита, предложив тем три сотни золотых монет в качестве выкупа за святыню. Монахи наотрез отказались от подобной сделки и даже попытались вырваться из храма, чтобы предупредить горожан об опасности. Купцы не дали им уйти, связали и поставили своих охранников у ворот церкви.

Итальянцы разломали помост над гробницей и увидели, что она залита святым миром, источаемым мощами. Присутствовавшие там же барийские священники Дрого и Лупп отслужили литию, после которой молодой человек по имени Матфей вытащил из усыпальницы мощи. Ковчега для их переноски не было с собой, и тогда Дрого просто завернул их в свою верхнюю одежду и отнёс на судно, после чего барийцы отправились прочь. Тем временем монахи сумели освободиться и рассказали горожанам о случившемся несчастье. Те бросились к берегу, но те, кто забрал святыню, уже уплыли далеко, и их было не догнать. Горю людей нельзя было ничем помочь.

Вместе с барийцами в Антиохию с той же целью пытались попасть и их соотечественники – торговцы из Венеции, но они прибыли позже своих земляков.

9 мая 1087 года итальянцы вернулись в город Бари, где им устроили пышную торжественную встречу. Правителей города в тот день не было на месте, и привезённой реликвией распоряжался настоятель обители, монах-бенедиктинец Илия. Он повелел поместить её в прибрежной церкви Святого Стефана. Во время перенесения мощей произошёл ряд чудесных исцелений больных людей. Это добавило барийцам почитания святого угодника Божия, который всегда помогает людям.

В следующем году была выстроена церковь во имя Николая Чудотворца, освящённую лично Римский Папа Урбан II. В этом храме, который сегодня известен как Базилика Святого Николая , и сейчас под престолом алтаря хранится большая часть его мощей. Внизу этого престола вырезано небольшое отверстие, из которого ежегодно на 9 мая собирают прозрачное миро.

В 2005 году антропологи из Великобритании сумели восстановить по черепу примерный внешний образ Николая Чудотворца . Согласно данным учёных, он был человеком плотного телосложения и невысокого роста (не более 170 см). У него были следующие черты лица:

  • карие глаза;
  • смуглый цвет кожи;
  • высокий лоб;
  • выпирающие подбородок и скулы.

Частица мощей в Венеции

Жители Мир перепрятали останки реликвии в другое место (барийцы в суете и спешке собрали лишь наиболее крупные частицы мощей, а небольшие фрагменты, которые составляли около 20% всей святыни, оставили). Тем не менее, в 1099-1101 гг. они лишились и их. Участвовавшие в первом Крестовом походе венецианцы захватили стражников, и те под страшными пытками рассказали им, где покоятся мощи. Помимо этого, гости из Венеции забрали и другие святыни – мощи священномученика Феодора и святого Николая Пинарского.

Эти останки были доставлены на венецианский остров Лидо , где также был отстроен храм Святителя Николая. Впоследствии антропологическая экспертиза дважды (в 1957 и 1987 годах) подтверждала идентичность мощей в Бари и Венеции.

Доставка мощей в Россию

Во время нашумевшей встречи в кубинской столице Гаване Патриарха Русской православной Церкви Кирилла и Римского Папы Франциска в феврале 2016 года была достигнута договорённость, что в следующем году частица мощей Николая Мирликийского будет находиться в России. Это стало первым подобным случаем в своём роде, поскольку с момента доставления в Бари мощи не покидали пределов города.

Через отверстие, в котором собирают миро, было извлечено левое ребро Николая Мирликийского, и поздно вечером 21 мая 2017 года реликвия была доставлена в Москву самолётом. В столичном Храме Христа Спасителя частицу мощей встречал лично . Именно там фрагмент святыни находился с 22 мая до 12 июля 2017 года. На следующий день ребро доставили в Александро-Невскую Лавру Санкт-Петербурга, где она пребывала по 28 июля 2017 года и была впоследствии доставлена обратно в Бари.

Это стало знаковым событием в жизни православной России. На поклон к святыне приезжали верующие не только из России, но и из Беларуси, Украины, Молдавии, Сербии, стран Прибалтики и прочих близлежащих государств. В столице частице мощей преклонились свыше 1,8 млн. человек, а в Питере – почти 500 тысяч человек. Таким образом, общее количество тех, кто приложился к христианской реликвии, превысило 2,3 млн. человек .

Храмы, где можно поклониться мощам

Помимо мощей в Италии, частицы этой святыни хранятся во многих храмах по всему миру. Немало таких мест и в России. В одной только Москве приложиться к мощам святителя можно в следующих церквях:

Для поклонения мощам Николаю Угоднику необязательно ехать в Москву. Как правило, частица этой святыни имеется в храмах большинства городов, являющихся центрами той или иной епархии.

Праздник перенесения мощей

Барийцы в Италии первыми установили празднование перенесения мощей Николая Мирликийского. Этот день не прижился на остальной территории Римско-Католической церкви и в большинстве православных церквей, особенно в Греческой, которая считала потерю мощей невосполнимой трагедией. Однако на Руси, где Николая Угодника всегда почитали очень широко, сразу принялись отмечать праздник 22 мая. Точную дату, когда в Русской Православной Церкви началось почитание дня перенесения мощей, выяснить не удаётся. Большинство специалистов полагают, что это произошло в 1088-1098 годах.