Тестирование по экологии. Тест по экологии Тест по экологии для студентов


Тест по экологии, 10-11 класс.

1. Инструктаж.

Уважаемый участник!

Будьте внимательны, предлагаемые Вашему вниманию тестовые задания разделены на различные типы (варианты). В соответствующих местах текста даны необходимые пояснения, касающиеся их выполнения. На этапе тестирования Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовать следующим образом:

1 .Не спеша, внимательно прочитайте первое тестовое задание из числа предлагаемых.

2 .Определите, какой из предложенных вариантов ответа к заданию по Вашему мнению наиболее верно и полно завершает мысль, поставленную в самом задании.

3 .Обведите кружком выбранный Вами правильный вариант ответа. Продолжайте таким образом работу до завершения выполнения тестовых заданий всех вариантов.

4 .Тестовые задания оцениваются положительно, если даны все предусмотренные заданием правильные ответы. Если допущена хотя бы одна ошибка в тесте, то он считается не выполненным.

5 .После выполнения всех заданий проверьте правильность их выполнения.

6 .Если потребуется корректировка выбранного варианта ответа, то неправильный вариант ответа зачеркните крестиком, обведите правильный вариант ответа кружком и продублируйте букву правильного ответа.

7 .Тестовое задание считается выполненным, если Вы вовремя сдаёте его членам жюри.

Желаем Вам успеха!

2. КИМ (тест по экологии), 10-11 класс.

Задание 1. «Один из четырёх»

(Вам предлагается задания, где необходимо выбрать один правильный ответ из четырёх)

1. Байкальская нерпа обитает только в озеро Байкал. Такой вид называется:

а) эдификатором; б)доминантом; в)эндемиком; г)синантропом.

2 .Как называют стадию развития биосферы, когда разумная человеческая деятельность станет главным определяющим фактором развития на Земле:

а) техносфера; б) ноосфера; в)антропосфера; г)социосфера.

3 .Согласно правилу пирамиды чисел общее количество особей, участвующих в цепях питания, с каждым звеном:

а) уменьшается; б) увеличивается; в) остаётся неизменным; г)подчиняется синусоидному графику.

4 .Явление индустриального механизма характерно для:

а) леопардов (чёрных пантер) в Индии; б) некоторых видов жужелиц в районе Донбасса;

в) бабочек пядениц в окрестностях Манчестера (Великобритания); г) чёрных тараканов в крупных промышленных городах.

5 .Как называют организм, живущий в водах, в той или иной степени загрязнённых органическими веществами:

а)детритобионт; б)катаробионт; в)сапрбионт; г)бентобионт.

6. Кто ввёл в научный лексикон понятие «экосистема»?

а) В.И.Вернадский; б) В.Н.Сукачёв; в) Г.Зюсс; г) А.Тенсли.

7 .Как называется закон, определяющий количество передаваемой энергии с одного трофического уровня на другой?

а) правило 1%; б) правило 10%; в)правило 15%; г)закон 5%.

8 .К консументамв агроэкосистемеотносяся:

а)бактерии; б) сорные растения; в) травы; г)насекомые - опылители.

9 .Какая из приведённых цепей питания правильная:

а) кузнечики - ящерицы - трава - ястреб - заяц; б) хищники - копытные - бактерии - растительность леса; в) водоросли -дафнии -мальки рыб - окунь -чайки; г)трава - лисицы - мыши - совы - зайцы.

10 .Как называется процесс разделения популяции пространства и ресурсов:

а) экологической сукцессией; б) снижением конкуренции; в) правилами экологических;

г)дифференциацией экологических ниш.

11. На основе специфических выделений одних растений, влияющих на другие, формируются отношения:

а) симбиотические;б) трофические; в) аллелопатические; г)конкурентные.

12 .Росянка растёт:

а) в еловом лесу; б) по берегам водоёмов; в) на торфяных болотах; г) на лугах.

13 .Появление на Земле процесса фотосинтеза привело к:

а) возникновению процесса синтеза белков; б) возникновению многоклеточных организмов; в) накоплению углекислого газа в атмосфере; г) накоплению органических веществ и обогащению атмосферы кислородом.

14. Цельную теорию эволюции первым предложил:

а) Ч.Дарвин; б) Ж- Б Ламарк; в)А.Уоллес; г) Т.Гексли.

15. Какой учёный предложил использовать понятие «популяционные волны»?

а) В.И.Вернадский; б)С.С.Четвериков; в) К. Раункиер;. г) Н.Н.Тимофеев-Ресовский.

Задание 2 «Биологическая экология».

(Вам предлагается задания, где необходимо выбрать один правильный ответ)

1. Организмы, обитающие в условиях с бедными ресурсами и выживающие в них благодаря специальным приспособлениям, образно называются:

а) «Шакалы»; б) Зоофаги; в) «Львы»; г) «Верблюды».

2 .Экологической нишей называется:

а) местообитание особей данного вида; б) конкретное «жилище» животного или территория, занимаемая растением; в)всё, что окружает живой организм; г) совокупность пространства, занимаемого популяцией, используемых ею ресурсов и ритма их потребления в экосистеме.

3 . Группа организмов, называемых макрофитами, относится к следующему компоненту пресноводной экосистемы:

а) консументы; б) продуценты; в) редуценты; г) бентосу.

4 .К антропогенным гетеротрофным экосистемам не относятся:

а) биологические очистные сооружения; б) автомобильные заводы; в) заливной луг;

г) рыборазводные заводы.

5 .Биологическую продукцию, которую создают консументы и редуценты в процессе переработки растительной и животной биомассы называют:

а) вторичной; б) чистой; в) валовой; г) первичной.

6 .Низкая скорость минерализации органического вещества в тундре и тайге объясняется:

а) замедленной активностью микроорганизмов; б) ускоренной активность микроорганизмов; в) высокой активностью грибов и бактерий.

7 .Наибольшая скорость разложения органического вещества наблюдается в:

а) пустынях; б) саваннах; в)влажных тропических лесах.

8 . Сообщество растений, животных, микроорганизмов и грибов, населяющих одну территорию, взаимосвязанных в цепи питания и влияющих друг на друга, называется:

а) биогеоценозом; б) биоценозом; в) фитоценозом; г) экосистемой.

9 .Трофический уровень определяется как совокупность:

а) продуцентов, консументов, редуцентов; б) организмов, объединённых типом питания;

г) автотрофов и гетеротрофов.

10 .Какие виды взаимоотношений относятся к «материальным»?

а) пение соловья в районе гнездового участка; б) преследование ласточки ястребом;

в) уход особей с участка под влиянием ферромонов; г) рычание хищников друг на друга.

Задание 3 «Вставь пропущенное слово».

1. Компоненты и явления неживой, неорганической природы, прямо или косвенно воздействующие на организмы, называются: ______________________________.

2. Группа особей одного вида или сообщества по наличию, состоянию и поведению которых судят об изменениях в среде, в том числе о присутствии и концентрации загрязнителей, называется:_______________________________________________.

3.Нижняя часть атмосферы, вся гидросфера и верхняя часть литосферы Земли

населённые живыми организмами, называется_______________________________.

4.Совокупность влияний жизнедеятельности одних организмов на жизнедеятельность других, а также на неживую среду обитания называется_______________________.

Задние 4. Задания с двумя правильными ответами.

(Вам предлагается задания, где необходимо выбрать два правильных ответа)

1. К экосистемам с низкой устойчивостью относятся:

а) тундра; г) тропические леса;

б)хвойные леса д) агроэкосистема;

в) смешанные леса; е) озеро.

2 .К животным, ведущим активный образ жизни под снежным покровом можно отнести:

а) жерлянку; г) грача;

б) полёвку; д) медянку;

в) перепела; е) ласку.

Задание 5 «Природа моей Республики Коми»

(Вам предлагается задания, где надо вписать нужное слово, исходя из содержания вопроса)

1. Природный парк Республики Коми называется: _____________________________.

2 .Заповедник Республики Коми: ____________________________________________.

3.Напишите 5 видов растений, занесённых в Красную книгу Республики Коми:

_______, _______ , _________ , __________, _________.

4 Напишите 3 вида птиц, занесённых в Красную книгу Республики Коми:

_______, _______ , _________.

3.Ответы.

Задание 1. «Один из четырёх» -1в,2б,3а,4в,5в,6г,7б,8г,9в,10г,11в,12в,13г,14а,15б.

Задание 2. «Биологическая экология» -1г,2г,3б,4в,5а,6а,7в,8а,9б,10б.

Задание 3. «Вставь пропущенное слово» -

1. Абиотическими факторами.

2. Индикаторами среды.

3. Биосфера.

4. Биотическими факторами.

Задние 4. Задания с двумя правильными ответами -

1а, д. 2б, е.

Задание 5. «Природа моей Республики Коми».

1. Светлая вода.

2. Печоро - Илычский заповедник.

3. Родиола розовая, венерин башмачок, кубышка жёлтая, кувшинка четырёхгранная.

4.Серая утка, кречет, большой подорлик.

Используемая литература:

1. Красная книга Республики Коми : Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных, под ред. А. И. Таскаева. — М. ; Сыктывкар: ДИК, 1998.

2 . Т.А.Козлова,А.Н. Мягкова, Н.И.Сонин. Экология России. Дидактические материалы.-М:АО МДС,Юнисам.1995.

3. Е.А.Криксунов, В.В. Пасечник. Экология.-М:»Дрофа»,1995.

1 вариант

1.Кто предложил термин «экология»:

А) Аристотель; Б) Э. Геккель; В) Ч. Дарвин; Г) В.И. Вернадский.

2.Все факторы живой и неживой природы, воздействующие на особи, популяции, виды, называют:

А) биотическими; Б) абиотическими; В) антропогенными Г) экологическими

3.Консументы в биогеоценозе:

А) потребляют готовые органические вещества;

Б) осуществляют первичный синтез углеводов;

В) разлагают остатки органических веществ;

Г) преобразуют солнечную энергию.

4.Постоянная высокая плодовитость обычно встречается у видов:

А) хорошо обеспеченными пищевыми ресурсами;

Б) смертность особей которых очень велика;

В) которые занимают обширный ареал;

Г) потомство которых проходит стадию личинки.

5.Из сред жизни самая тонкая (в вертикальном распределении):

А) воздушная; Б) почвенная; В) водная; Г) водная и воздушная.

6.Приспособленность к среде обитания:

А) является результатом длительного естественного отбора;

Б) присуща живым организмам с момента появления их на свет;

В) возникает путем длительных тренировок организма;

Г) является результатом искусственного отбора.

7 Почва как среда обитания включает все группы животных, но основную часть её биомассы формируют:

А) гетеротрофы-консументы 1-го порядка; Б) сапрофаги (сапротрофы);

В) продуценты (автотрофы); Г) гетеротрофы – консументы 2-го порядка.

8 . Превращение органических соединений из неорганических за счет энергии света:

А) Фотосинтез. В) Фотопериодизм. С) Гомеостаз. Д) Климакс. Е) Сукцессия.

9. Виды адаптации организмов:

А) Этологические виды. В) Только физиологические виды. С) Только морфологические виды

Д) Морфологические, этологические, физиологические. Е) Правовые свойства организмов.

10. Наука изучающая характер и поведение животных

А) Токсикология. В) Этология. С) Экология. Д) Зоология. Е) Биология.

11. Автотрофные организмы, способные производить органические вещества

из неорганических :

А) Консументы. В) Литотрофы. С) Сапрофаги. Д) Редуценты. Е) Продуценты.

12. Наиболее распространенный вид прямого регулирования водных ресурсов:

А) Строительство водохранилищ. В) Строительство каналов.

С) Забор воды с помощью насосов. Д) Изменение русла рек. Е) Сбор сточных вод

13.Совокупность особей одного вида, населяющих определенное пространство:

А) Экосистема. В) Фитонциды. С) Гидробионтами. D) Биотоп. Е) Популяцией.

14.Понятие «экология» впервые вошло в обращение в году

А) 1880 В) 1868 С) 1968 D) 1830 Е) 1820

15.Эдафический фактор является:

А) Уничтожение видов. В) Деятельность человека. С) Почвенные условия.

D) Изменение климата. Е) Взаимоотношения организмов.

16.Искуственные экосистемы, возникающие в результате сельскохозяйственной деятельности человека:

А) Агроэкосистема. В) Биоценоз. С) Уробосистема. D) Биогеоценоз. Е) Биотоп.

17.Скорость круговорота воды:

А) 1000 лет. В) 2000 лет. С) 2 млн. лет. D) 300 лет. Е) 1,5 млрд. лет

18 .Промышленные выбросы по способу попадания в атмосферу делятся на:

А) Химические и физические. В) Холодные и горячие. С) Органические и неорганические.

D) Организованные и неорганизованные. Е) Газообразные, жидкие и твердые.

19. Область распространения популяции:

А) Экотоп. В) Экологический фактор. С) Ареал.

D) Экологическая ниша. Е) Зоогенный фактор.

20 .Совокупность особей одного вида населяющая относительно обособленную территорию:

А) Популяция. В) Биоценоз. С) Сообщество. D) Вид. Е) Биогеоценоз.

21.При каком методе очистки сточных вод идет сорбция загрязняющих веществ

активной грязью:

А) Механический. В) Биохимический. С) Физико-химический. D) Ионообмен.

22.Самое высокое биоразнообразие находится в:

А) Тайге. В) Степи. С) Тундре. D) Пустыне. Е) Тропическом лесу.

23.Что применяется при биологической очистке сточных вод?

А) Адеорбенты. В) Аэротенк. С) Нейтрализатор. D) Адеорбер. Е) Катионит.

24 .Слой атмосферы, который находится на высоте до 20 км., от поверхности земли, это:

А) Мезосфера. В) Стратосфера. С) Экзосфера. D) Тропосфера. Е) Ионосфера.

25. Пространственная структура биоценоза, проявляющая в изменении растительности и животного мира по горизонтали:

А) Мозаичность. В) Ярустность. С) Адаптация. D) Иерархия. Е) Цикличность.

26. Концентрация газа в воздухе в порядке убывания:

A) Кислород, азот, углекислый газ. B) Азот, кислород, аргон, CO2.

C) Азот, Ar, O2. D) Кислород, NO, Ar. E ) Кислород, азот, аргон.

27 Общегосударственная система мониторинга окружающей среды:

A) Национальная. B) Окружная. C) Региональная. D) Локальная. E) Глобальная.

28. Уровень Аральского моря стал понижаться:

A) С 60-х годов. B) С 50-х годов. C) С 90-х годов D) С 70-х годов. E) С 40-х годов.

29. К основным свойствам экосистем относятся:

A) Сукцессия, климакс, устойчивость, самоочищение.
B) Способность осуществлять круговорот веществ.
C) Гомеостаз, продуктивность, сукцессия, климакс, круговорот веществ, устойчивость, самоочищение.
D) Гомеостаз, продуктивность, устойчивость, самоочищение.
E) Самоочищение, устойчивость, круговорот веществ.

30. Группа факторов, определяемые влиянием деятельности человека на окружающую среду:

A) Механические факторы. B) Космические факторы. C) Физические факторы.
D) Антропогенные факторы. E) Климатические факторы.

31. По Вернадскому носители свободной энергии это:

A) Животные. B) Человек. C) Живые органические вещества.

D) Растения. E) Микроорганизмы.

2 вариант

1.Понятие «биогеоценоз» ввел:

А) В. Вернадский; Б) В. Сукачев; В) Аристотель; Г) В. Докучаев.

2.Минерализуют органические вещества других организмов:

А) продуценты; Б) консументы 1-го порядка;

В) консументы 2-го порядка; Г) редуценты.

3.Изменения во внешней среде приводят к различным изменениям в популяции, но не влияют:

А) на ареал; Б) на возрастную структуру;

В) на численность особей; Г) на соотношение полов.

4.Показателем процветания популяций в экосистеме служит:

А) связь с другими популяциями;

Б) их высокая численность

В) связь между особями популяции;

В) колебание численности популяции.

5.Абиотическим фактором среды не является:

А) сезонное изменение окраски зайца-беляка;

Б) распространение плодов калины, рябины, дуба;

В) осеннее изменение окраски листьев у листопадных деревьев;

Г) осенний листопад

А) жука-короеда; Б) божью коровку; В) бабочку-белянку; Г) древесных муравьев.

7. Организмы, способные жить в различных условиях среды, называют:

А) стенобионтами; Б) эврибионтами; В) комменсалами; В) олигобионтами;

8. .Факторы неорганической среды, влияющие на жизнь и распространение живых организмов, называют

А) Абиотическими. В) Живыми.

С) Антропогенными. Д) Биотическими. Е) Лимитирующие

9. Флору Земли составляют:

А) 700 тыс. видов растений. В) 400 тыс. видов растений.

С) 300 тыс. видов растений. Д) 500 тыс. видов растений. Е) 100 тыс. видов растений.

10. Взаимодействия между популяциями, при которой одна из них подавляет другую без извлечения пользы для себя

11. Совокупность всех растительных организмов

А) экотип. В) биофауна. С) общество. Д) фауна. Е) флора.

12. Каменный уголь:

А) Биогенное вещество. В) Косное вещество.

С) Радиоактивное вещество. Д) Рассеянные атомы. Е) Биокосное вещество.

13.Что сделано на первом этапе развития экологии?

А) Собрано много видов животных

В) Изучение природы заменяется господством схоластики и богословия.

С) Научились использовать огонь и орудия труда.

D) Изучен круговорот веществ.

Е) Накоплен и систематизирован фактический материал об условиях жизни

живых организмов.

14.К исчерпаемым природным ресурсам относят:

А) Космические. В) Флора, фауна, почва. С) Солнечная радиация.

D) Воды мирового океана. Е) Атмосферный воздух.

15.Продукты, образующиеся в результате первичного загрязнения атмосферы:

А) Первичное загрязнение. В) Моментальное.

С) Вторичное загрязнение. D) Разовое. Е) Одновременное.

16. Когда произошла авария на Чернобыльской АЭС:

А) В апреле 1986 г. В) В августе 1991 г.

С) В сентябре 1960 г. D) В марте 1975 г. Е) В мае 1996 г.

17. Какие виды растений и животных относятся к четвертой категории Красной Книги:

А) Восстановленные виды. В) Сокращающиеся виды.

С) Неизвестные виды. D) Безвозвратно исчезнувшие виды. Е) Редкие виды.

18.Какую роль выполняют хищники в сообществах:

А) Увеличивают количество жертв. В) Сокращают жертв.

С) Уменьшают численность жертв.

D) Регулируют численность и состояние популяции жертв.

Е) Не оказывают никакого влияния на численность жертв.

19. Предметом исследования в экологии является:

А) Видовой состав. В) Газовый состав.

С) Макросистемы (популяция, биоценоз) и их динамика.

D) Микросистемы. Е) Микроорганизмы.

20 Альбедо- это:

А) Отражательная способность. В) Способность синтезировать.

С) Способность поглощать. D) Повышение температуры. Е) Избирательная проницаемость

21 «Парниковый эффект» вызывает :

А) Похолодание климата. В) Образование озоновых дыр.

С) Потепление климата. D) Кислый туман. Е) Кислотный дождь.

22.Где сосредоточены основные запасы пресной воды:

А) В мировом океане. В) В гидросфере. С) В литосфере. D) В реках. Е) В ледниках.

23.Пространственная структура в растительной части биоценоза:

А) Иерархия. В) Ярусность. С) Мозаичность. D) Цикличность. Е) Адаптация.

24 . В чем заключается деструктивная функция живого вещества в биосфере:

А) В создании благоприятных условий среды.

В) В создании минеральной основы почвы.

С) В создании атмосферных соединений.

D) В разложении и минерализации органического вещества.

Е) В способности концентрировать неорганические вещества.

25. Что означает охрана природы?

А) Комплекс работ направленных на охрану окружающей среды от загрязнении.

В) Сохранение баланса экологических систем.

С) Чистота окружающей среды.

D) Охрана окружающей среды, используя очистителные аппараты.

Е) Охрана биосферы и атмосферы от загрязнения.

26 .Где находится озоновый слой:

A) В гидросфере. B) В стратосфере. C) В тропосфере. D) В биосфере. E) В литосфере.

27. Растения, условием произрастание которых является повышенное увлажнение:

A) Гигрофиты. B) Галофиты. C) Мезофиты. D) Псаммофиты. E) Ксерофиты.

28. Верхний слой литосферы:

A) Химические соединения. B) Энергия солнца. C) Воздух. D) Вода. E) Почва.

29. Продукты окисления первичных выбросов:

A) Формальдегиды. B) Оксиды серы и азота. C) Фреоны.

D) Фотооксиданты. E) Бензапирен.

30. Три основных направления экологии:

A) Биоэкология, гидроэкология, демэкология. B) Гидроэкология, атмоэкология, литоэкология. C) Зооэкология, фитоэкология, антропоэкология.

D) Аутэкология, синэкология, демэкология. E) Физическое, химическое, биологическое.

31.Разрушение и снос верхних плодородных пород ветром или потоками воды:

A) Сукцессия. B) Рекультивация. C) Эрозия. D) Мелиорация. E) Ирригация.

Ответы

1 Б 2 Г 3 А 4 Б 5 Б

6 А 7 Б 8 А 9 Д 10 В

11 Е 12.А 13 Е 14 В 15 С

16 А 17 С 18 Д 19 С 20 А

21 С 22 Е 23 В 24 Д 25 А

26 В 27 А 28 Е 29 С 30 Д 31 С

Тест по теме «Основы экологии»

Вариант 1

1. Совокупность видов, приспособленных к совместному обитанию на общей территории, представляет собой

а) царство б) тип в) биогеоценоз г) популяцию.

2. Большую роль в азотном питании бобовых растений играет биотический фактор:

а) клубеньковые бактерии б) мицелий грибов

в) дождевые черви г) одноклеточные водоросли.

3. Что представляет собой дубрава, заселенная разнообразными видами растений, животных, грибов и бактерий:

а) агроценоз, б) систему органического мира в) биогеоценоз г) биосферу.

4. Увеличение числа видов в биогеоценозе – показатель:

а) его устойчивого развития

б) изменения в нем абиотических факторов

в) влияния на него антропогенных факторов

г) ослабления в нем борьбы за существование

5. Вытаптывание отдыхающими растений в парке – это пример фактора

а) абиотического б) биотического в) антропогенного г) сезонного.

6. Сбалансированный круговорот веществ в биогеоценозе – причина

а) колебания численности популяций

б) образования новых видов

в) приспособленности видов к среде обитания

г) устойчивости биогеоценоза.

7. Какое влияние на растения оказывают животные в природном сообществе?

а) служат для них средой обитания

б) распространяют плоды и семена

в) снабжают растения кислородом

г) защищают растения.

8. Изменение среды обитания организмами в процессе их жизнедеятельности – одна из причин

а) смены биогеоценозов

б) круговорота веществ

в) саморегуляции г) увеличения численности видов.

9. В каком сообществе процесс саморегуляции слабо выражен?

а) дубраве б) сосновом бору в) березовой роще г) плодовом саду.

10. К смене биогеоценоза под влиянием антропогенного фактора приводит

а) зарастание озера

б) появление елового леса на месте соснового

в) осушение болота

г) выращивание картофеля в течение ряда лет на одном и том же поле.

11. Виды хозяйственной деятельности человека, которые могут вызвать смену растительного сообщества, - это

а) создание новых сортов растений

б) создание новых пород животных

в) уход за культурными растениями

г) вырубка леса, осушение болот, распашка степей.

12. В клетках производителей органического вещества, в отличие от потребителей, происходит

а) дыхание б) питание в) фотосинтез г) синтез белка.

13. Бактерии и грибы в природном сообществе участвуют в

а) использовании солнечной энергии

б) образовании органических веществ из неорганических

в) разрушении органических веществ до минеральных

г) поглощении углекислого газа и выделении кислорода

14. Определите верно составленную цепь:

а) мышь – семена ели – ёж – лисица

б) ёж – мышь – семена ели – лисица

в) лисица – ёж – семена ели – мышь

г) семена ели – мышь – ёж – лисица

15. Найдите ошибку в цепи питания

а) семена растений – мышь – ёж – лисица

б) растение – кузнечик – лягушка – ёж

в) крапива – гусеница – дрозд – ястреб

г) карась – окунь – водоросли

В 1. Выберите организмы, играющие роль консументов в биогеоценозе.

А) Синица Б) Майский жук В) Почвенные бактерии Г) крот Д) Сосна

В 5. Назовите три характеристики животных, в наибольшей мере страдающих в результате хозяйственной деятельности человека:

А) Использующие небольшое число пищевых объектов Б) Питающиеся разнообразной пищей

В) Оседлые Г) Совершающие миграции Д) Виды, популяции которых находятся на границе ареала Е) Пластичные, быстро осваивающие новые территории

Вариант 2

А 1. Роль консументов в лесной экосистеме играют:

    зайцы-беляки 2) куколки насекомых 3) почвенные бактерии 4) осины

А 2. Основная роль в минерализации органических остатков принадле­жит:

    одуванчикам 2) медведкам обыкновенным 3) бактериям гниения 4) дождевым червям

А 3. Основными поставщиками энергии в сосновом лесу являются:

    бактерии 2) сосны 3) белки 4) насекомые

А 4. В каком направлении осуществляются пищевые и энергетические связи?

1) консументы - продуценты - редуценты 2) редуценты - консументы - продуценты

3)продуценты - консументы - редуценты 4) консументы - редуценты - продуценты

А 5. Сообществом можно назвать группу:

1) растений, обитающих в биогеоценозе 2) грибов, бактерий и растений

3)животных, растений и микроорганизмов 4) растений, животных, грибов и бактерий

А 6. Биогеоценозом называют совокупность:

    популяций разных видов, обитающих на определенной террито­рии

    живых и неживых компонентов природы, связанных круговоро­том веществ

    взаимосвязанных популяций растений и животных

    популяций одного вида, населяющих разные территории

А 7. В большей степени вымирание популяции амфибий может зави­сеть от:

    чрезмерного перенаселения 2) слишком малой численности и родственных скрещиваний

3)повышения гетерозиготности популяции 4) снижения численности насекомых

А 8. Наиболее интенсивный круговорот веществ характерен для экосис­темы:

    дубравы 2) тайги 3) пустыни 4) степи

А 9. Все виды, образующие пищевую цепь, существуют за счет органического вещества, созданного:

    только растениями 2) только растениями и животными 3) животными, грибами и бактериями

4) растениями, циано- и хемосинтезирующими бактериями

А 10. Укажите правильно составленную пищевую цепь:

    клевер - ястреб - шмель - мышь 2) клевер - шмель - мышь - ястреб

3)шмель - мышь - ястреб - клевер 4) мышь - клевер - шмель - ястреб

А 11. Роль продуцента и консумента одновременно может играть:

1) эвглена зеленая 2) инфузория туфелька 3) амеба обыкновенная 4) лямблия печеночная

А 12. Какое из действий человека скорее приведет к гибели обитателей озера?

1) перенаселение видами растений и животных 2) отлов рыбы

3) разведение в нем новых пород рыб 4) смыв солей фосфора и азота в воду

А 13. Правило экологической пирамиды отражает:

1) закономерности действия экологических факторов 2) закон сохранения энергии, действующий в экосистеме 3) оптимальность цепей питания 4) соотношение биомасс на разных трофических уровнях

А 14. Укажите пункт, в котором перечислены все компоненты биогеоценоза:

    климат, состав почвы и воды

    состав атмосферы, воды, почвы и видовое разнообразие растений

    климат, состав атмосферы и воды, растения и животные

    биотоп, сообщества растений, животных, грибов, микроорганизмов

А 15. Примером детритной цепи является:

    осина - заяц - лиса 2) листовой опад - дождевые черви - бактерии

В 1. Выберите три правильных ответа. В экосистеме луга обитают:

А) Крот Б) Выхухоль В) Полевая мышь Г) Дятел Д) Полевка обыкновенная Е) Ондатра

В 2. Найдите соответствие между природной и искусственной экосисте­мами и их признаками.

ПРИЗНАКИ ЭКОСИСТЕМ ЭКОСИСТЕМЫ

    Преобладание монокультур, популяций немно- А) Природная экосистема

гих видов

    Действует естественный отбор Б) Агроценоз

    Упрощенность взаимоотношений между видами

    Разнообразие видового состава

    Разомкнутый круговорот веществ

    Сложная сеть взаимосвязей между организмами

    Преобладание искусственного отбора

    Устойчивость, способность к длительному суще­ствованию

Вариант 1

1-в, 2-а, 3-в, 4-а, 5-в, 6-г, 7-б, 8-а, 9-г, 10-в. 11-г. 12-в. 13-в, 14-г. 15-г,

Вариант 2

1-1, 2-3, 3-2, 4-3, 5-4, 6-1, 7-2, 8-1, 9-4, 10-2, 11-1. 12-4, 13-4, 14-4, 15-2.

Заочное тестирование
в рамках конкурса «Инструментальные исследования окружающей среды»

Демонстрационные задания тестирования 2011 года

Тематика теста – «Экология растений»

Инструкция по выполнению теста

Тестирование состоит из 4 частей и включает 36 заданий.

Группа «А» включает 20 заданий (А1-А20). К каждому заданию дается 4 варианта ответа, из которых только 1 ответ правильный.

Группа «Б» включает 10 заданий (Б1-Б10). К каждому заданию дается 4 варианта ответа, из которых только 2 ответа правильные.

Группа «В» включает 3 задания (В1-В3). К каждому заданию дается 4 варианта ответа, из которых правильными могут быть 1, 2, 3 или 4.

Группа «Г» включает 3 задания (Г1-Г3). Каждое задание содержит фразу (определение, утверждение) с пропущенным словом или словосочетанием. К каждому заданию необходимо вписать слова, заканчивающие фразу.

Задания составлены на основе заданий экологических олимпиад, а также с использованием методических пособий.

За каждый правильный ответ дается один балл. Если задание подразумевает 2 правильных ответа (группы «Б» и «В»), то за правильное их выполнение дается 2 балла, если задание подразумевает 3 правильных ответа (группа «В»), то за правильное их выполнение дается 3 балла, если задание подразумевает 4 правильных ответа (группа «В»), то за правильное их выполнение дается 4 балла. За каждую правильно завершенную фразу (группа «Г») дается 1 балл, если завершена не полностью – 0,5 балла.

При выполнении заданий Вы можете пользоваться любыми источниками информации: книги, учебники, которые у Вас будут под рукой, а также сайтами в Интернете.

Желаем успеха!

Задания группы «А»

А1 Как называется группа холодолюбивых организмов?
a ) криофилы
b ) гигрофилы
c ) термофилы
d ) ксерофилы

А2 – У растений фотопериодизм в первую очередь регулирует процессы:
a ) питания
b ) дыхания
c ) роста
d ) цветения

А3 Какой способ борьбы с сорняками экологически безопасный?
a ) агротехнический (механический)
b ) химический
c ) применение радиоактивного излучения
d ) применение огнеметов

А4 Транспирация - это:
a ) биологическое испарение воды растениями
b ) всасывание воды и питательных веществ корнями растений.
c ) передвижение воды и питательных веществ в растениях
d ) поглощение воздуха растениями в процессе фотосинтеза.

А5 – Химические вещества, вырабатываемые растениями, угнетающе действующие на ряд микроорганизмов, называются:
a ) феромоны
b ) фунгициды
c ) фитонциды
d ) детергенты

А6 – Группа ядохимикатов, угнетающая рост и развитие грибов, называются:
a ) феромоны
b ) фунгициды
c ) фитонциды
d ) детергенты

А7 – Глубоководные водоросли чаще всего имеют красный цвет потому что:
a ) на глубину проникают только красные лучи
b ) на глубину проникают только сине-зеленые лучи
c ) у них нет хлорофилла
d ) у них только красный хлорофилл

А8 – Растения используют для фотосинтеза:
a ) желто-красную часть спектра
b ) красную часть спектра
c ) синюю часть спектра
d ) красную и синюю часть спектра

А9 – Функцию фотосинтеза выполняют:
a ) хромопласты
b ) хлоропласты
c ) лейкопласты
d ) этиопласты

А10 – Последовательная смена одних фитоценозов (биоценозов, биогеоценозов) другими на определённом участке среды называется
a ) эволюция
b ) регрессия
c ) симбиоз
d ) сукцессия

А11 – Жизненная форма растений, характеризующаяся признаками: многолетнее растение с одним одревесневшим стволом, который сохраняется на протяжении всей жизни, называется:
a ) дерево
b ) кустарник
c ) кустарничек
d ) травянистое растение

А12 – Жизненная форма растений, характеризующаяся признаками: отсутствие постоянного древесного ствола над землёй, бывают однолетними, двулетними и многолетними, называется:
a ) дерево
b ) кустарник
c ) кустарничек
d ) травянистое растение

А13 –Водные растения, прикрепленные к почве и погруженные в воду только нижними своими частями, называются
a ) гидрофиты
b ) гигрофиты
c ) гидатофиты
d ) мезофиты

А14 – Растения, обитающие в местах с высокой влажностью воздуха и (или) почвы
a ) гидрофиты
b ) гигрофиты
c ) гидатофиты
d ) мезофиты

А15 – В настоящее время широко используется способ выращивания растений без почвы. Для их питания используют воду с растворенными биогенами. Этот способ называется:
a ) Водоносный баланс
b ) Возвратное водопотребление
c ) Гидропоника
d ) Биоаккумуляция

А16 – Распространение плодов, семян, спор и других зачатков растений воздушными течениями, называется
a ) анемохория
b ) зоохория
c ) гидрохория
d ) антропохория

А17 – Распространение плодов и семян животными, называется
a ) анемохория
b ) зоохория
c ) гидрохория
d ) антропохория

А18 – К микроэлементам, необходимым для жизни растения в очень маленьких количествах, относятся:
a ) углерод, железо, бор
b ) водород, кислород, цинк
c ) калий, кальций, магний
d ) медь, марганец, железо

А19 – На процессы фотосинтеза расходуется:
а) Не более 5% солнечной энергии
b ) До четверти всей солнечной энергии
c ) 50% всей поступившей на Землю солнечной энергии
d ) Практически вся солнечная энергия, поступившая на сушу нашей планеты

А20 – Назовите растение, которое не относится к голосеменным
a ) Вельвичия удивительная
b ) Виктория регия
c ) Гинкго двулопастной
d ) можжевельник обыкновенный

Задания группы «Б»

Б1 – К растениям-хищникам относятся:
a ) багульник
b ) росянка
c ) вереск
d ) мухоловка

Б2 – Отметьте экологические группы растений по отношению к почвам:
a ) гидрофиты
b ) галофиты
c ) базофиты
d ) ксерофиты

Б3 – Отметьте приспособления для распространения семян растений по воздуху
a ) парашютик
b ) воздухоносные полости
c ) водонепроницаемый слой
d ) крылатые выросты

Б4 – Отметьте приспособления для распространения семян растений по воде
a ) парашютик
b ) воздухоносные полости
c ) водонепроницаемый слой
d ) крылатка

Б5 – Для растений-гигрофитов характерны признаки:
a ) большие листья с тонкой кутикулой
b ) мощное развитие корневой системы вглубь
c ) длинные неразвитые механически стебли
d

Б6 – Для растений-гидрофитов характерны признаки:
a b ) проводящие сосуды занимают центральное положение в стебле
c ) запас воды содержится в водозапасающей ткани листа
d ) на листьях имеются особые железки – гидатоды

Б7 – К трудностям жизни растений на болоте относятся:
a ) резко щелочная реакция почвы
b ) холодная вода
c ) недостаток питательных веществ
d ) недостаток кислорода в почве

Б8 – Из списка выберите растения – индикаторы кислых почв
a ) Мята полевая
b ) Люцерна посевная
c ) Черника
d ) Фиалка полевая

Б9 – Для растений-мезофитов характерны признаки:
a ) запас воды содержится в водозапасающей ткани листа
b ) нетерпимы к длительной засухе
c d ) отсутствие специфической морфологической адаптации

Б10 – Для растений-ксерофитов характерны признаки:
a ) стебель травянистый с воздухоносными полостями
b ) малая поверхности листьев
c ) очень тонкие листовые пластинки, состоящие всего из 2-3 слоев клеток, иногда сильно рассеченные
d ) мощное развитие корневой системы вглубь

Задания группы «В»

В1 – Укажите номера ВЕРНЫХ высказываний
a ) у березы есть цветки, собранные в соцветие
b ) некоторые растения никогда не цветут
c ) у отдельно стоящего дерева ветви длиннее с северной стороны
d ) некоторые комнатные растения – дальние родственники тропических растений

В2 –Укажите номера НЕВЕРНЫХ высказываний
a) все деревья - многолетние растения
b) во время дыхания растения вместо кислорода поглощают углекислый газ
c) пшенную крупу делают из пшеницы
d) в еловом лесу мы встретим меньше травянистых растений, чем, в сосновом лесу

В3 – Для светолюбивых растений (гелиофитов) характерны следующие признаки:
a ) повышенное содержание хлоропластов в клетках листа
b ) устьица располагаются по обеим стMsoNormalоронам листа
c ) довольно толстые листья
d ) клетки эпидермиса содержат хлоропласты

Задания группы «Г»

Г1 Виды растений, представители которых встречаются на большей части обитаемых областей Земли, называются …

Г2 – … - растительное сообщество, совокупность растительных организмов на относительно однородном участке, находящихся в сложных взаимоотношениях друг с другом, с животными и с окружающей средой.

Г3 – Микориза – взаимовыгодное сожительство (симбиоз) мицелия гриба с …

Выполнили все задания? Тогда откройте сборник ответов и проверьте правильность выполнения заданий.