Селевко герман константинович ударение. Перечень современных педагогических технологий (по Селевко Г.)


Учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998. — 256 с. — ISBN 5-87953-127-9.В первых двух главах дается научное обоснование понятия педагогической технологии, вскрывается его сложность и многогранность, предлагается классификация образовательных технологий и методологическая основа их анализа.
В последующих главах обширнейший и богатейший материал передового педагогического опыта, инновационного движения и научных разработок (около 50 технологий) дается в классифицированном и обобщенном виде по пяти основным направлениям: традиционное обучение, модернизированные технологии, альтернативные технологии, технологии развивающего обучения и авторских школ. В каждой из них четко прослеживается концептуальная основа, особенности содержания и методики, дается необходимый материал для понимания сущности процесса.
В заключительной главе раскрывается внедренческий механизм, формулируются условия оптимальной реализации той или иной образовательной технологии.Введение
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии
Личность как содержательное обобщение высшего уровня
Структура качеств личности
Знания, умения, навыки (ЗУН)
Способы умственных действий (СУД)
Самоуправляющие механизмы личности (СУМ)
Сфера эстетических и нравственных качеств личности (СЭН)
Педагогические технологии
Понятие педагогической технологии
Основные качества современных педагогических технологий
Научные основы педагогических технологий
Классификация педагогических технологий
Описание и анализ педагогической технологии
Современное традиционное обучение (ТО)
Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса
Педагогика сотрудничества
Гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили
Система Е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека
Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся
Игровые технологии
Проблемное обучение
Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И. Пассов)
Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов)
Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса
Технология С.Н. Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении
Технологии уровневой дифференциации
Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В. Фирсов)
Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С. Границкая, В.Д.Шадриков)
Технология программированного обучения
Коллективный способ обучения КСО (А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко)
Компьютерные (новые информационные) технологии обучения
Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала
«Экология и диалектика» (Л.В.Тарасов)
«Диалог культур» (В.С.Библер, С.Ю.Курганов)
Укрупнение дидактических единиц - УДЕ (П.М. Эрдниев)
Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (М.Б. Волович)
Частнопредметные педагогические технологии
Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А.Зайцев)
Технология совершенствования общеучебных умений в начальнойшколе (В.Н. Зайцев)
Технология обучения математике на основе решения задач (Р.Г. Хазанкин)
Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (А.А. Окунев)
Система поэтапного обучения физике (Н.Н.Палтышев)
Альтернативные технологии
Вальдорфская педагогика (Р.Штейнер)
Технология свободного труда (С.Френе)
Технология вероятностного образования (А.М.Лобок)
Технология мастерских
Природосообразные технологии
Природосообразное воспитание грамотности (А.М.Кушнир)
Технология саморазвития (М.Монтессори)
Технологии развивающего обучения
Общие основы технологий развивающего обучения
Система развивающего обучения Л.В. Занкова
Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова
Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П. Волков, ГС. Альтшуллер, И.П. Иванов)
Личностно ориентированное развивающее обучение (И. С. Якиманская)
Технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко)
Педагогические технологии авторских школ
Модель «Русская школа»
Технология авторской Школы самоопределения (А.Н. Тубельский)
Школа-парк (М.А. Балабан)
Агрошкола А.А. Католикова
Школа Завтрашнего Дня (Д.Ховард)
Заключение: технологии проектирования и освоения технологий


В данной презентации рассматривается сущность педагогических технологий, их классификация, основные параметры. Дается краткая характеристика некоторых известных образовательных технологий. Материалы подготовлены по книге Селевко Германа Константиновича «Современные образовательные технологии» Образование - это индустрия, направленная в будущее. С.П.Капица


Понятие педагогической технологии Аспекты педагогической технологии Аспекты педагогической технологии Аспекты педагогической технологии Аспекты педагогической технологии Уровни педагогической технологии Уровни педагогической технологии Уровни педагогической технологии Уровни педагогической технологии Качества педагогической технологии Качества педагогической технологии Качества педагогической технологии Качества педагогической технологии


Описание и анализ педагогической технологии Идентификация Название технологии Концептуальная часть Концептуальная часть Концептуальная часть Концептуальная часть Особенности содержания образования Особенности содержания образования Особенности содержания образования Особенности содержания образования Процессуальная характеристика Процессуальная характеристика Процессуальная характеристика Процессуальная характеристика Программно - методическое обеспечение Программно - методическое обеспечение Программно - методическое обеспечение Программно - методическое обеспечение


По уровню примененияПо уровню примененияПо уровню примененияПо уровню применения По философской основеПо философской основеПо философской основеПо философской основе По ведущему фактору психического развитияПо ведущему фактору психического развитияПо ведущему фактору психического развитияПо ведущему фактору психического развития По концепции усвоенияПо концепции усвоенияПо концепции усвоенияПо концепции усвоения По ориентации на личностные структурыПо ориентации на личностные структурыПо ориентации на личностные структурыПо ориентации на личностные структуры По характеру содержания и структурыПо характеру содержания и структурыПо характеру содержания и структурыПо характеру содержания и структуры По организационным формамПо организационным формамПо организационным формамПо организационным формам По типу управления познавательной деятельностьюПо типу управления познавательной деятельностьюПо типу управления познавательной деятельностьюПо типу управления познавательной деятельностью По подходу к ребенкуПо подходу к ребенкуПо подходу к ребенкуПо подходу к ребенку По преобладающему (доминирующему) методуПо преобладающему (доминирующему) методуПо преобладающему (доминирующему) методуПо преобладающему (доминирующему) методу По направлению модернизации существующей традиционной системыПо направлению модернизации существующей традиционной системыПо направлению модернизации существующей традиционной системыПо направлению модернизации существующей традиционной системы Классификация педагогических технологий


Примеры педагогических технологий Современное традиционное обучение (ТО) Современное традиционное обучение (ТО) Современное традиционное обучение (ТО) Современное традиционное обучение (ТО) Компьютерные технологии обучения Компьютерные технологии обучения Компьютерные технологии обучения Компьютерные технологии обучения Система развивающего обучения Л.В.Занкова Система развивающего обучения Л.В.Занкова Система развивающего обучения Л.В.Занкова Система развивающего обучения Л.В.Занкова Игровые технологии. Игровые технологии. Игровые технологии. Игровые технологии. Педагогика сотрудничества Педагогика сотрудничества Педагогика сотрудничества Педагогика сотрудничества «Диалог культур» «Диалог культур» «Диалог культур» «Диалог культур» Вальдорфская педагогика (Р.Штейнер) Вальдорфская педагогика (Р.Штейнер) Вальдорфская педагогика (Р.Штейнер) Вальдорфская педагогика (Р.Штейнер)







Научный Научный: технологии - часть педагогической науки,изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения Процессуально - описательный Процессуально - описательный: описание процесса для достижения планируемых результатов обучения Процессуально - действенный Процессуально - действенный: осуществление педагогического процесса Аспекты педагогических технологий:


Уровни педагогической технологии: Общепедагогический Общепедагогический: образовательный процесс в данном регионе на определённой ступени обучения Частнометодический Частнометодический: совокупность методов и средств для реализации содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета Локальный Локальный: решение частных дидактических и воспитательных задач


Качества педагогических технологий: Концептуальность Концептуальность - опора на определённую научную концепцию; Системность Системность - взаимосвязь всех частей технологии; Управляемость Управляемость - проектирование процесса обучения; Эффективность Эффективность - гарантирование достижений определённого стандарта обучения; Воспроизводимость Воспроизводимость - возможность применения в других образовательных учреждениях.




















Догматические, репродуктивные Развивающее обучение Творческие Диалогические Саморазвивающее обучение Объяснительно- иллюстративные Проблемные, поисковые Программированное обучение Игровые Информационные, компьютерные По преобладающему (доминирующему) методу По преобладающему (доминирующему) методу


По направлению модернизации существующей традиционной системы По направлению модернизации существующей традиционной системы На основе гуманизации и демократизации отношений На основе эффективности организации и управления Природосообразные На основе активизации и интенсификации деятельности детей На основе методического и дидактического реконструирования материала Альтернативные Целостные технологии авторских школ


Современное традиционное обучение (ТО) Термин «традиционное обучение» подразумевает прежде всего классно-поурочную организацию обуче- ния, сложившуюся в 17 веке на принципах дидактики, сформулированных Я.А.Каменским, и до сих пор яв- ляющуюся преобладающей в школах мира. Классификационные параметры Классификационные параметры Классификационные параметры Классификационные параметры Целевые ориентации Целевые ориентации Целевые ориентации Целевые ориентации Концептуальные положения Концептуальные положения Концептуальные положения Концептуальные положения Особенности методики Особенности методики Особенности методики Особенности методики


Классификационные параметры ТО По уровню применения: общепедагогическая. По философской основе: педагогика принуждения. По основному фактору развития: социогенная - с допущениями биогенного фактора. По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная с опорой на суггестию (образец, пример). По ориентации на личностные структуры: информационная, ЗУН. По характеру содержания: светская, технократическая, общеобразовательная, дидактоцентрическая. По типу управления: традиционное классическое + ТСО. По организационным формам: классно-урочная, академическая. По подходу к ребёнку: авторитарная. По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная. По категории обучаемых: массовая.




Концептуальные положения Концептуальную основу ТО составляют принципы педагогики: научности (ложных знаний не может быть, могут быть только неполные); природосообразительности (обучение определяется развитием, не форсируется); последовательности и систематичности (последовательная линейная логика процесса, от частного к общему); доступности (от известного к неизвестному, от лёгкого к трудному, усвоение готовых ЗУН); прочности (повторение - мать учения); сознательности и активности (знай поставленную учителем задачу и будь активен в выполнении команд); принцип наглядности (привлечение различных органов чувств к восприятию); принцип связи теории с практикой (определённая часть учебного процесса отводится применению знаний); учёта возрастных и индивидуальных особенностей.


Особенности методики Традиционная технология представляет собой авторитарную педагогику требований Ученье весьма слабо связано с внутренней жизнью ученика, с его многообразными запросами и требованиями, отсутствуют условия для проявления индивидуальных способностей, творческих проявлений личности


Процессуальная характеристика Особенности методики, применения методов и средств обучения Мотивационная характеристика Организационные формы образовательного процесса Управление образовательным процессом (диагностика, планирование, регламент, коррекция) Категория учащихся, на которых рассчитана технология
















Особенности методики Компьютерные средства обучения являются интерактивными.Компьютер можно использовать на всех этапах процесса обучения. В функции учителя компьютер представляет:источник учебной информации, наглядное пособие, индивидуальное информационное пространство, тренажер, средство диагностики и контроля. В функции рабочего инструмента компьютер выступает как: средство подготовки текстов и их хранения, текстовый и графический редакторы,средство моделирования,...






















Концептуальные дидактические положения Целенаправленное развитие на основекомплексной развивающей системы. Системность и целостность содержания. Ведущая роль теоретических знаний. Обучение на высоком уровне трудности. Продвижение в изучении материала быстрыми темпами. Осознание ребенком процесса учения. Включение в процессе обучения не только рациональной,но и эмоциональной сферы (роль наблюдения и практических работ). Проблематизация содержания (коллизии). Вариативность процесса обучения, индивидуальный подход. Работа над развитием всех (сильных и слабых) детей.




Особенности содержания путь индуктивныйсравнения. анализирующего наблюдения Доминирующее начало в системе - путь индуктивный. Особое место отводится процессу сравнения. Главное внимание уделяется развитию анализирующего наблюдения. Основной мотивацией учебной деятельности является познавательный интерес. Методическая цель - создание на уроке условий для проявления постоянной активности учеников. Пути достижения: создание проблемных ситуаций, использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, составление и обсуждение плана урока вместе с учащимися, создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе. Ход познания - «от учеников».


Вальдорфская педагогика (Р.Штейнер) Вальдорфская педагогика является одной из разновидностей воплощения идей «свободного воспитания» и «гуманистической педагогики» Целевые ориентации Основные идеи Особенности методики Особенности содержания Любое обучение человека есть не что иное, как искусство содействовать стремлению природы к своему собственному развитию. И.Песталоцци


Целевые ориентации Воспитание призвано сформировать целостную личность: стремящуюся к максимальной реализации своих возможностей; открытую для восприятия нового опыта; способную на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Не столько знания, сколько способности Развитие самоопределения, индивидуальной от Не столько знания, сколько способности Развитие самоопределения, индивидуальной ответственности за свои действия.




Особенности методики Педагогика отношений, а не требований Метод погружения, «эпохальная» методика Обучение без учебников, без жёстких программ Индивидуализация Коллективное познавательное творчество на уроках Обучение самостоятельности, самоконтролю Много игры Отрицание отметки.


Особенности содержания Широкое дополнительное просвещение Межпредметные связи Обязательные предметы искусства: живопись, эвритмия, музыка Большая роль отводится трудовому воспитанию Гармоническое сочетание интеллектуального, эстетического и практически - трудового аспектов образования


Педагогика сотрудничества Педагогика сотрудничества является одной из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений 80-х годов Педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающую»технологию,являющуюся воплощением нового педагогического мышления,источником прогрессивных идей и в той или иной мере входящей во многие современные педагогические технологии как их часть. Человек есть мера всех вещей Протагор








Классификационные характеристики По подходу к ребёнку: гуманно-личностная, субъект-субъектная гуманно-личностная, субъект-субъектная По преобладающему подходу: проблемно-поисковая проблемно-поисковая система малых групп По типу управления: система малых групп: ассоциативно- рефлекторная + поэтапная интериоризация По концепции усвоения: ассоциативно- рефлекторная + поэтапная интериоризация: гуманистическая По философской основе: гуманистическая

Творческий путь

Селевко Герман Константинович родился 15 февраля 1932 года в г. Ярославле в учительской семье. В школу пошел с семи лет и, будучи очень способным учеником, стал круглым отличником. Но тяжелые послевоенные годы привели его в химико-механический техникум. Свою трудовую биографию он начал на заводе, откуда был призван в ряды Советской Армии и направлен в военное летное училище. Уже в техникуме и училище проявился педагогический талант Г.К. Селевко: он всегда был помощником преподавателей, помогал учиться отстающим.

В 1954 г., уволившись в запас по сокращению штатов, поступил в Ярославский государственный педагогический инс­титут им. К.Д. Ушинского, который окончил в 1959 году по специальности «Учитель физики и основ производства». Учебу в институте он успешно сочетал с работой учителя вечерней школы, где и расцвел его педагогический (методический) талант и появились первые печатные работы. После окончания института он как передовой учитель был приглашен для работы инспектором городского Отдела народного образования, где возглавил процесс перехода средних школ на 11-летнее обучение.

В 1962 г. поступил в аспирантуру НИИ вечерних школ АПН РСФСР, которую досрочно закончил и в 1964 г. защитил ученую степень кандидата педагогических наук.

После этого Г.К. Селевко приходит на преподавательскую работу, работая одновременно в школе и в Ярославском педагогическом институте. Здесь он проходит путь от преподавателя до декана факультета.

В 1967 году ему присвоено ученое звание доцента.

Работу по обучению новых кадров учителей Г.К. Селевко сочетал с работой по повышению квалификации учителей города и области. Его методические работы: «Электрические цепи и их схемы в курсах физики и электротехники средней школы», «Основы молекулярно-кинетической теории в средней школе», «Вопросы оптики в факультативных курсах», полупрограммированное пособие «Сборник задач для повторения курса физики» были распространены во всех средних школах области.

В 1974 г. Г.К. Селевко награждается знаком «Отличник народного образования».

В 1985 году он приглашен для создания кафедры педагогики в Ярославском областном институте повышения квалификации. Работая в должности заведующего кафедрой, доцент Г.К. Селевко внес много нового в деятельность этого учреждения. В течение 10 лет на кафедре, возглавляемой им, были выращены кадры для открытия новых кафедр. В 1989 г. за успешную научно-педагогическую деятельность ему было присвоено ученое звание профессора. Будучи сторонником прогрессивных педагогических новаций, он является инициатором создания в 1990 г. факультета социальной педагогики в Ярославском ИПК.

В период подъема общественно-педагогического движения в стране Г.К. Селевко становится активным поборником перестройки школы на основах гуманизма и демократизма. Он пишет ряд статей по педагогике сотрудничества, обобщает опыт учителей области («Совершенствование методической подготовки студентов», «Педагогика сотрудничества: методические рекомендации», «Новое педагогическое мышление» и др.). Возглавляя инновационную работу образовательных учреждений в регионе с 1990 года, Г.К. Селевко участвовал в создании большинства гимназий, лицеев и социально-педагогических комплексов на территории области. Этот опыт обобщен в ряде публикаций.

За активную деятельность по подготовке педагогических кадров Г.К. Селевко был награжден медалью им. К.Д. Ушинского.

В своих исследованиях Г.К. Селевко последовательно разрабатывает технологический подход в образовании. В рамках этого подхода им разработаны оригинальные концепции: самовоспитания школьников, содержания работы классного руководителя, гуманно-личностно-ориентированного подхода к учащимся, концептуал социального педагога, концепция работы с трудными детьми, а также инновационная образовательная технология – технология саморазвития и самосовершенствования личности учащихся, основой которой является парадигма саморазвития. Особое значение при этом имели использование и разработка на технологическом уровне идей академика А.А. Ухтомского о воспитании доминанты самосовершенствования личности ребенка. После публикаций в центральной печати к этой технологии присоединились сотни учебных учреждений всей России. Технология саморазвития и самосовершенствования личности учащихся стала систематизирующей базой построения воспитательных систем в образовательных учреждениях. Эта технология не вошла пока ни в один официальный доку­мент – ни в Концепцию воспитания, ни в одну федеральную программу, тем не менее она получила за последние годы широкое «хождение в педагоги­ческий народ».

Согласно данным мониторинга, в образовательных учреждениях, работающих по этой технологии, значительно повышаются показатели социальной зрелости выпускников.

Форпостом практического освоения технологии стала её экспериментальная база, включающая более 150 эксперименталь­ных площадок в Российской Федерации и ближнем зарубежье.

С недавних пор экспериментальная база получила мощ­ное развитие: под своё «научное крыло» новую воспитательно-образовательную технологию взяла Международная академия наук педагогического образования (МАНПО), учреждён­ная педагогическим сообществом под президентством академи­ка РАО Виталия Александровича Сластёнина. В структуре академии по предло­жению вице-президента Е.И. Артамоновой, открыт «Центр раз­вития и саморазвития личности». Он-то и помогает автору технологии координировать научно-методическую деятельность учителей-исследователей. Проводится конкурс на статус федеральной экспериментальной площадки МАНПО. 33 школы уже получили дипломы, а кандидатов на этот статус ещё около 130. Центр саморазвития личности МАНПО сегодня завоевал авторитет как центр научных исследований в области развивающих технологий в образовании.

Учителя увидели в технологии самосо­вершенствования личности главное: её научную природосообразную основу , опору на закономерности возрастного развития школьников и их базовые потребности, возможность воспитывать подрастающее поколение не внешним (как правило, неэффективным) воз­действием, использовать врождённые механизмы саморазвития, и прежде всего – доминанту психической деятельности.

Учителей привлекли не только актуальная идея, но и целостное руководство по её реализации, завершённая программа действий, обоснованная научной и доступной те­орией, снабжённая методическим аппаратом, практическим тренингом. А дальше – дело педагогической техники, мастерства, профессионального осмысления и освоения способов и форм воспитания ребят. Идея и книги Г.К. Селевко побудили педагогичес­кие коллективы думать в этом направлении, а совместные «мозговые атаки» (а то и «длительный штурм») привели многие школы к первым отрадным результатам: технология положила начало принципиально новому качеству воспитания школьников.

В настоящее время Г.К. Селевко находится в расцвете творческих сил, разрабатывает технологию саморазвития личности человека как непрерывную систему от детского сада до выпуска из профессионального учебного заведения, обогащает ее новыми практически­ми заданиями-ситуациями, выезжает в шко­лы, консультирует учителей, слушает их советы. С теми, кто далеко, связывается по электронной и обычной почте (пока не все сельские школы подключены к интернету), рассылает методические пособия и электронные версии учебников для 4–11-х классов, электронные слайд-фильмы по всем классам, видеофильм – презентацию технологии. На дисках у него огромное количество дидактических материалов, сотни социально-психологических задач, ситуаций-проб, иллюстраций, которые с восторгом принимают учителя.

С 2000 года проведено четыре межрегиональные научно-практические конференции, на которых более тысячи педагогов делились опытом.

В 2000 году Г.К. Селевко награждается медалью к ордену «За заслуги перед Отечеством» второй степени.

Но главным делом жизни Г.К. Селевко является «Энциклопедия образовательных технологий», вышедшая в двух томах в 2006 году в издательстве «Народное образование».

Это уникальное учебное и справочное пособие для учителей, студентов педагогических вузов, институтов системы дополнительного профессионального образования, руководителей, методистов и других работников образования содержит достаточно полное описание около 500 образовательных технологий и будет незаменимым по различным курсам «Педагогических технологий».

Проведенная автором работа по обобщению и интеграции педагогических технологий, концептуальному и методическому анализу позволила раскрыть сущность современных педагогических идей и закономерностей, ко­торые отражены в конкретных технологиях, понять потенциальные возможности педагогического управления учебным процессом и развитием учащихся и реализовать их в практике обучения.

«Энциклопедия образовательных технологий» создает полноценное многомерное представление о мировом образовательном пространстве.

Методологической основой книги является концепция образовательной технологии, выдвинутой профессором Г.К. Селевко, согласно которой технология представляет совокупность трех основных взаимосвязанных компонентов: научного, формально-описа­тель­ного и процессуально-действенного.

К созданию «Энциклопедии» вела длинная череда научных и практических работ .

Это работы по методике преподавания физики, пособия для факультативных курсов, учебные пособия для школьников и учителей «Сборник задач по физике», «Лабораторный практикум по измерениям», «Педагогические основы деятельности инженера», «Педагогика сотрудничества», «Новое педагогическое мышление» и др., всего более 200 опубликованных научных и методических работ.

В «Учительской газете», журнале «Классный руководитель» и других изданиях регулярно публикуются рекомендации, разработанные в ходе исследований, во многих регионах страны проводятся конференции и семинары по внедрению этих рекомендаций в практику.

В 1998 году вышла работа Г.К. Селевко «Современные образовательные технологии», рекомендованная Министерством общего и профессионального образования Российской федерации в качестве учебного пособия для студентов педагогических институтов, слушателей институтов повышения квалификации. В 2000 году вышеупомянутый труд был признан педагогическим бестселлером. В 2005 году второе издание получило премию губернатора Ярославской области.

Г.К. Селевко – действительный член Международной Академии наук педагогического образования.

Герман Константинович активно участвует в международном сотрудничестве, выступает с докладами на международных симпозиумах, встречах, в том числе в ближнем и дальнем зарубежье (Казахстане, Беларуси, Словакии).

Педагог современности Селевко Герман Константинович – академик МАНПО, профессор, кандидат педагогических наук

«Дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего»

  • Творческий путь
  • Селевко Герман Константинович родился 15 февраля 1932 года в г. Ярославле в учительской семье. В школу пошел с семи лет и, будучи очень способным учеником, стал круглым отличником. Но тяжелые послевоенные годы привели его в химико-механический техникум. Свою трудовую биографию он начал на заводе, откуда был призван в ряды Советской Армии и направлен в военное летное училище. Уже в техникуме и училище проявился педагогический талант Г.К. Селевко: он всегда был помощником преподавателей, помогал учиться отстающим.
  • В 1954 г., уволившись в запас по сокращению штатов, поступил в Ярославский государственный педагогический инс­титут им. К.Д. Ушинского, который окончил в 1959 году по специальности «Учитель физики и основ производства». Учебу в институте он успешно сочетал с работой учителя вечерней школы, где и расцвел его педагогический (методический) талант и появились первые печатные работы. После окончания института он как передовой учитель был приглашен для работы инспектором городского Отдела народного образования, где возглавил процесс перехода средних школ на 11-летнее обучение.
  • В 1962 г. поступил в аспирантуру НИИ вечерних школ АПН РСФСР, которую досрочно закончил и в 1964 г. защитил ученую степень кандидата педагогических наук.
  • После этого Г.К. Селевко приходит на преподавательскую работу, работая одновременно в школе и в Ярославском педагогическом институте. Здесь он проходит путь от преподавателя до декана факультета.
  • В 1967 году ему присвоено ученое звание доцента.
  • Работу по обучению новых кадров учителей Г.К. Селевко сочетал с работой по повышению квалификации учителей города и области. Его методические работы: «Электрические цепи и их схемы в курсах физики и электротехники средней школы», «Основы молекулярно-кинетической теории в средней школе», «Вопросы оптики в факультативных курсах», полупрограммированное пособие «Сборник задач для повторения курса физики» были распространены во всех средних школах области.
  • В 1974 г. Г.К. Селевко награждается знаком «Отличник народного образования».
  • В 1985 году он приглашен для создания кафедры педагогики в Ярославском областном институте повышения квалификации. Работая в должности заведующего кафедрой, доцент Г.К. Селевко внес много нового в деятельность этого учреждения. В течение 10 лет на кафедре, возглавляемой им, были выращены кадры для открытия новых кафедр. В 1989 г. за успешную научно-педагогическую деятельность ему было присвоено ученое звание профессора. Будучи сторонником прогрессивных педагогических новаций, он является инициатором создания в 1990 г. факультета социальной педагогики в Ярославском ИПК.
  • В период подъема общественно-педагогического движения в стране Г.К. Селевко становится активным поборником перестройки школы на основах гуманизма и демократизма. Он пишет ряд статей по педагогике сотрудничества, обобщает опыт учителей области («Совершенствование методической подготовки студентов», «Педагогика сотрудничества: методические рекомендации», «Новое педагогическое мышление» и др.). Возглавляя инновационную работу образовательных учреждений в регионе с 1990 года, Г.К. Селевко участвовал в создании большинства гимназий, лицеев и социально-педагогических комплексов на территории области. Этот опыт обобщен в ряде публикаций.
  • За активную деятельность по подготовке педагогических кадров Г.К. Селевко был награжден медалью им. К.Д. Ушинского.

Технология саморазвития личности школьника

  • Технология саморазвивающего (по Г.К. Селевко) обучения включает в себя все сущностные качества технологий развивающего обучения и дополняет их следующими важнейшими особенностями:
  • Деятельность ребенка организуется не только как удовлетворение познавательной потребности, но и целого ряда других потребностей саморазвития личности:
  • в самоутверждении (самовоспитание, самообразование, самоопределение, свобода выбора);
  • в самовыражении (общение, творчество и самотворчество, поиск, выявление своих способностей и сил);
  • в защищенности (самоопределение, профориентация, саморегуляция, коллективная деятельность);
  • в самоактуализации (достижение личных и социальных целей, подготовка себя к адаптации в социуме, социальные пробы).

«Общество нуждается в высокообразованных, инициативных и предприимчивых молодых людях, способных творчески реформировать наше общество, увеличить интеллектуальный потенциал страны. Поэтому учащиеся должны быть подготовлены к новым общественным отношениям, социально закалёнными, нравственно стойкими, должны быть подготовлены к встрече с трудностями, быть здоровыми физически и психически. И главное, должны быть способны к саморазвитию, к непрерывному совершенствованию себя».

Г.К.Селевко



Саморазвитие личности через проектную деятельность

  • Формирование человека способности воспитывать и развивать самого себя, человека высокой нравственности, глубокого интеллекта и сильной воли.
  • Создание мотивации школы на вхождение воспитательной деятельности;
  • Помощь школьникам найти, осознать и принять цели и содержание воспитательного процесса;
  • Ознакомление теоритическими и практическими приемами и моделями «Саморазвитие личности»;
  • Формирование и умение самовоспитания и саморазвития;
  • Создание воспитательно-образовательной среды формирующую у учащихся потребности в самосовершенствовании.

Гипотеза:

Если создать мотивацию педагогов школы на осуществление воспитательной деятельности, обеспечить создание условий для развития воспитательной деятельности, то это повысит качество личности учащихся и позволит им создать единое образовательное пространство ученика.


ДЕТСКОЕ ОБЩЕСТВЕНОЕ ОБЪЕДИЕНИЕ «Кулуhун» через саморазвитие личности


Ступени клуба начальные классы, 5-11 по классы, актив «Кулуьун» и дополнительное образование «Саморазвитие личности через проектную деятельность.

  • Количество учащихся -146 (девочки - 76 , мальчики - 69)

1 ступень (1-4 кл.) – 53

2 ступень (5-9 кл.) -54

3 ступень (10-11 кл.) –39


Начальные классы:

Осознание своего «Я»


Средние классы: «Самовоспитание воли и характера»



Заключение

В результате исследования учебно-воспитательной работы через саморазвитие личности формируется установка на улучшение себя, развивается самопознание от осознания своего «Я», самоконтроль и самооценка ученика. В школе формируется саморазвитие личности. В итоге наблюдения имеет более высокий уровень, включая не только познавательную, но и нравственные, волевые качества. Первые результаты свидетельствует о её больших возможностях саморазвитии личности.


Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

Учебное пособие «Современные образовательные технологии» Г.К. Селевко является одной из лучших книг в этой области. Кроме Г.К. Селевко этим вопросом занимались и другие: Левитес Д. Г. «Практика обучения: современные образовательные технологии»; Атутов П. Р. «Технология и современное образование», № 2; Бордовский Г.Л., Извозчиков В.А. «Новые технологии обучения: Вопросы терминологии», № 5.

В пособии Г.К. Селевко «Современные образовательные технологии» рассматривается сущность педагогических технологий, их классификация, основные параметры. Дается краткая характеристика наиболее известных современных образовательных технологий, рекомендации по их изучению и использованию.

Данное учебное пособие предназначено для студентов педагогических учебных заведений, учителей и широкого круга работников образования.

Проанализируем это пособие и отметим его полезный потенциал.

Цель данного учебного пособия – помочь современному учителю ориентироваться в спектре современных инновационных технологий, а студента-филолога не только познакомить с ними, но и научить применять их в своей профессиональной деятельности.

Учебное пособие включает в себя тринадцать значимых глав:

- I.Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии.

- II.Педагогические технологии.

- III.Современное традиционное обучение (ТО).

- IV.Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса.

- V.Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.

- VI.Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса.

-VII.Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала.

- VIII.Частнопредметные педагогические технологии.

- IX.Альтернативные технологии.

- X.Природосообразные технологии.

- XI.Технологии развивающего обучения.

- XIII.Заключение: технологии проектирования и освоения технологий.

Отметим, что материал в пособии излагается систематизировано. Автор постепенно ведет читателя к пониманию «педагогических технологий»: от понятий «личность», «структура личности», классификации «знаний, умений и навыков» к классификации способов умственных действий, самоуправляющим механизмам личности, ее эстетическим и нравственным качествам.

Существенно то, что материал по изучении педагогических технологий представлен по принципу «от простого к сложному». Сначала в книге дается определение понятия «технология», затем – различные трактовки понятия «педагогическая технология». В учебном пособии затрагиваются вопросы основных качеств современных педагогических технологий, а именно: структура, ее критерии и источники. Важно, что в книге представлены философские основы технологии: «философская концепция экзистенциализма», «концепция прагматизма», «сциентистско-технократические концепции», – а также научные концепции усвоения социального опыта: «ассоциативно-рефлекторная концепция обучения», в рамках которой разработана «теория формирования понятий», сущность которой в том, что процесс обучения понимается как обобщение получаемых знаний и образование определенных понятий; «суггестопедическая концепция обучения».

Интересно, что автор затрагивает вопрос классификации педагогических технологий, несмотря на то, что каждая технология уникальна, поскольку каждый педагог привносит что-то свое, авторское. Однако в данном пособии технологии классифицированы по некоторым общим признакам: по уровню применения, по философской основе, по ведущему фактору психического развития, по концепции усвоения, по ориентации на личностные структуры, по характеру содержания и структуры, по организационным формам, по типам управления познавательной деятельностью, по подходу к ребенку, по преобладающему (доминирующему) методу, по направлению модернизации существующей традиционной системы, по категории обучающихся.

Очень важно, что в данном пособии в отдельной главе уделяется внимание «традиционному обучению». Благодаря этой главе студенты-филологи могут узнать, что у традиционной системы обучения есть не только плюсы, но и минусы; к тому же минусов у ТО будет гораздо больше, поскольку традиционное обучение ориентировано на усвоение знаний, умений и навыков, а не на развитие личности. Эта глава важна и для современного учителя, т.к. благодаря ей он может найти недостатки в своей методике обучения.

Важно, что все приведенные педагогические технологии проанализированы на основе их классификационных характеристик: по уровню применения, по философской основе, по основному фактору развития, по концепции усвоения, по ориентации на личностные структуры, по характеру содержания, по типу управления, по организационным формам, по подходу к ребенку, по преобладающему методу, по категории обучаемых.

Технологии, рассмотренные в данном учебном пособии, направлены на современные требования к обучению. В результате, автор анализирует педагогические технологии на основе личностной ориентации, активизации и интенсификации деятельности учащихся, эффективности управления и организации учебного процесса, дидактического усовершенствования и реконструирования материала. Кроме того, в пособии рассматриваются и частнопредметные, альтернативные, природосообразные технологии, а также технологии развивающего обучения, технологии авторских школ.

Особенностью учебного пособия является то, что описания технологий во многом заимствованы из известных публикаций, наблюдений за работой передовых учителей, а также собственного опыта работы автора. Авторскими являются анализ и интерпретация этих технологий.

В заключительной главе раскрывается внедренческий механизм, формулируются условия оптимальной реализации той или иной образовательной технологии.

Таким образом, учебное пособие Г.К. Селевко поможет студентам-филологам и учителям овладеть современными педагогическими технологиями в условиях модернизации школьного образования.