Развитие демократии в ссср. Развитие гласности и демократии в ссср


Последние годы застоя. Приход к власти М. Горбачёва

К середине 1980‑х гг. кризис социалистической системы стал очевиден. Он проявлялся в экономике, политике, социальной сфере, влиял на морально-психологическое состояние общества. Авторитет руководства страны катастрофически падал. Перед партийно-бюрократической элитой реально встал вопрос о сохранении своей власти. Попытки реанимировать систему силовыми методами, предпринятые Ю. Андроповым (ноябрь 1982 - февраль 1984), себя не оправдали. Назначение генеральным секретарём тяжелобольного К. Черненко только усугубило кризисные явления.

В марте 1985 г., после смерти К. Черненко, вновь стал актуальным вопрос о его преемнике как главы партии и государства. Избрание в апреле 1985 г. на пост Генерального секретаря ЦК КПСС М. Горбачёва ознаменовалось переходом к политике, направленной на радикальное обновление общества. Михаил Горбачёв (род. 1931) - государственный, политический и общественный деятель. Последний генеральный секретарь ЦК КПСС. Единственный Президент СССР. Инициатор политики перестройки.

Перестройка - попытка реконструкции социалистической системы в СССР в 1985–1991 гг. на основе развития политического плюрализма, гласности, внедрения рыночных отношений и нового подхода к проблемам национально-государственного устройства. Несмотря на добрые намерения, реформаторам так и не удалось создать чёткую концепцию новой политики, что стало одной из основных причин её краха в будущем.

На апрельском (1985) пленуме ЦК КПСС был декларирован курс на ускорение социально-экономического развития СССР. Реформы в сфере народного хозяйства предполагали создание экономики смешанного типа, которая бы сочетала как элементы государственного регулирования, так и частную инициативу. Государственные предприятия переводились на хозрасчёт и самофинансирование. Этими мерами предполагалось остановить падение темпов экономического роста, добиться широкого внедрения в различные отрасли народного хозяйства достижений НТР, развивать материальные стимулы производства, усовершенствовать структуру управления хозяйством.

12 июля 1985 г. было принято постановление ЦК КПСС и Совмина СССР «О внедрении новых методов хозяйствования и усиления их влияния на ускорение научно-технического прогресса». Это базовое постановление предоставило возможность принять целый ряд законодательных актов, которые конкретизировали экономические реформы.

19 ноября 1986 г. был издан Закон «Об индивидуальной трудовой деятельности». С целью расширения частного сектора в экономике допускалось создание кооперативов для производства товаров народного потребления (февраль 1987). Кооператив - экономическое предприятие, основанное на совместной деятельности и взаимопомощи его членов. Это позволило легализовать многие предприятия, ранее относившиеся к теневой экономике (система производства, действующая нелегально, с нарушениями существующего законодательства). Однако реформы первых лет перестройки не стали переходом к экономическим методам руководства. Благодаря им удалось достичь лишь частичного ограничения администрирования. Так как сохранялась государственная собственность на средства производства и монопольное положение государственных производителей, на практике это вылилось в рост цен и снятие с производства нерентабельной продукции. Кооперативы облагались огромным налогом (свыше 40 %). К 1988 г. кооперативы и индивидуальные хозяйства составляли чуть более 1 % от общего количества предприятий в СССР.

Несмотря на то, что большинство начинаний советского руководства не произвело должного эффекта из-за громоздкости создававшейся годами командно-административной системы, в начале 1987 г. было решено перейти ко второму этапу реформирования (реформа Н. Рыжкова - Л. Абалкина). Её суть сводилась к расширению хозяйственной самостоятельности предприятий. В связи с этим ключевое значение имел закон «О государственном предприятии» от 8 августа 1987 г., который перераспределил полномочия между министерствами и предприятиями в пользу последних. Тем не менее, данный акт не отменял обязательный государственный заказ и регулирование поставок сырья и комплектующих материалов, что ограничивало свободу деятельности предприятий. Начали проводиться выборы директоров предприятий. Рабочие в законодательном порядке получили право на забастовки.

Третьим этапом реформ стала попытка перехода к регулированной рыночной экономике (1990–1991). Суть реформы состояла во внедрении под контролем государства рыночных механизмов. Острые дискуссии велись в отношении методов и темпов перехода к рыночной экономике. Экономисты С. Шаталин и Г. Явлинский предлагали методы «шоковой терапии». Их программа стала известна под названием «500 дней». Руководство страны настаивало на проведении более поступательных преобразований. В итоге ни одна из программ не была реализована в полной мере. Правительство В. Павлова (январь - август 1991 г.), оказавшись не способным осуществить кардинальные реформы, ограничилось лишь рядом мер конфискационного характера: были заморожены вклады в сберкассах, введён 5% налог с продаж, цены подскочили на 50–70% и т. д. Всё это не могло привести к улучшению экономического положения в стране.

С 1990 г. было узаконено создание малых предприятий, совместных предприятий, акционерных обществ, коммерческих банков. Но в большинстве случаев их возглавляли бывшие государственные руководители и партийные функционеры. Несовершенство законодательной базы, обслуживавшей интересы предпринимателей, открыло массу возможностей для криминальных структур, очень быстро приобретавших организованные формы. В повседневный обиход советских людей вошли такие понятия, как «коррупция», «рэкет».

Однако ускоренный перевод экономики на новые методы хозяйствования не только не привёл к позитивным изменениям экономической ситуации, но из-за половинчатости, непродуманности многих реформ как, к примеру, антиалкогольная кампания, начатая в мае 1985 г., которая привела к уничтожению 265 тыс. га виноградников, потери товарооборота составили около 89 млрд руб. Ощущалось недостаточное финансирование многих реформ. У населения скапливались значительные суммы денег. Из-за инфляции, которая с 1989 г. приобрела практически неконтролируемый характер, предприятия при взаиморасчётах всё чаще использовали безденежный товарообмен, отказывались от государственных заказов, стремясь реализовать свою продукцию на внешнем рынке. Аналогичные процессы имели место и в сельском хозяйстве. Колхозы и совхозы не хотели продавать государству продукцию. Для них куда выгоднее представлялось устанавливать непосредственные контакты с предприятиями, переходя на натуральный обмен (бартер). В результате, даже высокая урожайность не стала залогом отсутствия продовольственных проблем конца 1980-х гг. Основные продукты питания распределялись по талонам.

Отсутствие результатов у большинства экономических реформ эпохи перестройки объяснялось и рядом субъективных факторов. С середины 1980-х гг. на мировом рынке началось падение цен на нефтепродукты, являвшиеся ключевой статьёй советского экспорта. Следствием этого стало сокращение поступлений валюты и уменьшение импорта, что негативно сказалось на состоянии потребительского рынка. Ситуация ещё более осложнилась из-за масштабной экологической катастрофы, произошедшей вследствие аварии на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 г. Значительных средств потребовала ликвидация последствий землетрясения 1988 г., практически полностью уничтожившего несколько армянских городов (Спитак, Ленинакан, Кировакан и др.).

К началу 1990 х гг. стало очевидным, что ситуация требовала не просто отдельных реформ, а смены всей существовавшей экономической модели. Действительно, в 1990–1991 гг. советский социально-экономический строй приближается к капитализму: происходит легализация частной собственности, появляются фондовый и валютный рынки, кооператоры превращаются в бизнесменов западного типа. Но в тоже время массово закрываются государственные предприятия, разоряются колхозы и совхозы. Общество сталкивается с такими явлениями, как массовое обнищание и рост безработицы.

Перестройка и гласность. Формирование многопартийности

Приступив к реформированию экономики, партийное руководство во главе с М. Горбачёвым вскоре осознало и необходимость незамедлительных изменений в политической сфере. Они происходили под лозунгами: плюрализм, гласность, демократия.

Прежде всего состоялось кардинальное обновление и омоложение партийного руководства. Секретарями ЦК стали Б. Ельцин и Л. Зайков. За кадровую и идеологическую работу в руководстве партии отвечал Е. Лигачёв, министром иностранных дел назначили Э. Шеварднадзе, Главой Верховного Совета - А. Громыко, а Совет министров возглавил Н. Рыжков. Эти люди стали олицетворением нового политического курса СССР.

На XXVII съезде КПСС (февраль – март 1986 г.) в партийную программу были внесены изменения. Из неё изъяли тезис о «построении коммунизма», заменив его курсом на «совершенствование социализма». В экономической части ставилась задача к 2000 году в два раза увеличить экономический потенциал СССР и каждой семье выделить отдельное жильё.

Одной из важнейших его составляющих была гласность. Впервые публично инициативу развития гласности и демократизации общества М. Горбачёв озвучил на январском пленуме ЦК КПСС 1987 г. Эта политика предполагала ослабление цензуры, возможность широкого доступа к различным источникам информации. Начало открытым дискуссиям с партийной трибуны положил Б. Ельцин, в октябре 1987 г. жёстко раскритиковавший работу секретариата ЦК, концентрацию всей полноты государственной власти в руках небольшой группы партийных лидеров. После своего выступления Б. Ельцин заявил о своей добровольной отставке с должности первого секретаря Московского горкома партии. С этого момента началось противостояние М. Горбачёва и Б. Ельцина, длившееся до распада Советского Союза. Широкий резонанс имела публикация в газете «Советская Россия» от 13 марта 1988 г. письма Нины Андреевой, преподавателя химии из Ленинграда, - «Не могу поступиться принципами». Оно отражало взгляды консервативной части Политбюро во главе с Е. Лигачёвым. Однако остановить процессы, запущенные перестройкой, было уже очень сложно.

Возобновился приостановленный в брежневские времена процесс реабилитации жертв сталинских репрессий. 6 мая 1987 г. в Москве состоялась первая несанкционированная демонстрация, проведённая некоммунистической организацией - обществом «Память». В сентябре 1987 г. начала работу комиссия Политбюро ЦК КПСС во главе с А. Яковлевым, которая занималась вопросами реабилитации. В конце 1987 г. для верующих был открыт доступ к Оптиной пустоши и Толгскому монастырю, в 1988 г. состоялся ряд публичных мероприятий, посвящённых 1000-летию принятия Русью христианства. Это стало свидетельством изменений в религиозной политике государства.

Изменилось отношение к диссидентам. Многие из них возвращались из эмиграции и мест заключения, восстанавливались в политических и гражданских правах. В 1990 г. был принят закон «О прессе», декларировавший свободу СМИ и отказ от цензуры. Большой популярностью у читателей пользовались газеты «Аргументы и факты», «Московский комсомолец», «Московские новости», журнал «Огонёк». Внимание сотен тысяч телезрителей приковывало первое ток-шоу на советском телевидении - программа «Взгляд», регулярно выходившая в эфир с октября 1987 г.

Политика гласности способствовала активизации национальных движений в республиках (Народный Рух на Украине, Саюдис в Литве, Народные фронты в Латвии и Эстонии и др.) и создала предпосылки перехода к политическим преобразованиям.

Ключевую роль в политическом переустройстве общества сыграла XIX партийная конференция (июнь 1988), на рассмотрение которой был вынесен проект конституционной реформы. В этом же году принятием Закона «О выборах народных депутатов СССР» были заложены основы многопартийности в политической жизни. Большинство новых политических партий создавалось на основе неформальных объединений, часть из которых появилась ещё в период «застоя» и действовала нелегально.

Весной 1989 г. состоялись первые выборы на альтернативной основе участников Съезда народных депутатов СССР, который начал свою работу 25 мая 1989 г. Среди народных депутатов, помимо традиционных представителей номенклатуры, появились и сторонники системных преобразований, как в экономической, так и политической жизни: А. Сахаров, Г. Попов, Б. Ельцин, А. Собчак, Ю. Афанасьев и др. Но, учитывая сохранение монополии на власть КПСС, на том этапе Съезд реально влиял только на общественное мнение. Съезд принял постановление «Об основных направлениях внутренней и внешней политики СССР». С целью повышения эффективности руководства реформационным процессом учреждался пост президента СССР, на который 14 марта 1990 г. был избран М. Горбачёв.

Свидетельством развития демократических процессов стал Указ Президиума Верховного Совета СССР о восстановлении советского гражданства ряда политэмигрантов, в том числе Г. Вишневской, М. Ростроповича, В. Войновича. 14 ноября 1989 г. ВС СССР принял «Декларацию о признании незаконными и преступными всех репрессивных актов против народов, подвергнутых насильственному переселению, и безусловном восстановлении их прав». На ІІ съезде народных депутатов СССР (декабрь 1989) впервые были опубликованы секретные дополнительные протоколы к пакту Молотова - Риббентропа 1939 г.

Прошедшие в 1990 г. выборы народных депутатов РСФСР, УССР и БССР принесли успех демократическим силам. Советы двух крупнейших городов страны - Москвы и Ленинграда - возглавили Г. Попов и А. Собчак, представлявшие лагерь демократов-реформаторов. В марте 1990 г., в ходе работы ІІІ съезда народных депутатов, из Конституции СССР была изъята одиозная 6-я статья - о руководящей роли КПСС в советском обществе. Это решение заметно ускорило формирование многопартийности.

Общедемократических ценностей придерживались Аграрная, Крестьянская, Народная, Республиканская партии. Большинство партий на том этапе поддерживали идею необходимости построения смешанной экономики, а преодоление кризиса видели в проведении реформ сверху. Идейный кризис в рядах КПСС привёл к возникновению ряда новых партий социалистической направленности: Коммунистическая партия РСФСР (предтеча КПРФ), Российской партии коммунистов, Российской коммунистической рабочей партии и др. Правый фланг политического спектра был представлен силами, имевшими национально-патриотическую ориентацию (Республиканская народная партия России, Либерально-демократическая партия).

Перестроечную эйфорию сменило всеобщее разочарование, неуверенность в завтрашнем дне. Это подогревало массовые антикоммунистические и антисоветские настроения. К 1990 г. идея «совершенствования социализма» становится неактуальной. Повсеместно стали звучать призывы к построению демократии и рыночной экономики капиталистического типа.

На І съезде народных депутатов РСФСР (16 мая - 12 июня 1990) Главой Верховного Совета РСФСР избрали Б. Ельцина. Настало время «парада суверенитетов» республик, что продемонстрировало неспособность старой партийной верхушки предложить обществу достойную альтернативу и вызвало «войну законов» между республиками и союзным Центром.

Советская культура в 1950–1980‑х гг. развивалась в тесной связи с общественно-политическими процессами, происходившими в этот период в государстве. От этого зависело финансирование культурной сферы, контакты её деятелей с зарубежными коллегами, масштабы вовлечения в культурную жизнь широких народных масс.

Культурные процессы в годы «оттепели»

После смерти И. Сталина и прихода к власти Н. Хрущёва начинается десятилетие «оттепели», оживившей разнообразные культурные процессы. Прекратились преследования интеллигенции, появились новые творческие союзы, литературно-публицистические издания («Нева», «Иностранная литература», «Юность»), были сняты многие тематические ограничения в литературе и кинематографе. К читателю дошли произведения А. Весёлого, И. Бабеля, П. Васильева и др. Приобрели популярность литературные вечера.

Всё больше писателей интересовал мир духовных ценностей человека, сложных взаимоотношений между людьми. Этой проблематике посвятили свои произведения Д. Гранин, Ю. Герман. Общественное признание получила поэзия Е. Евтушенко, А. Вознесенского, Б. Окуджавы. Тема незаконных политических репрессий впервые была затронута в произведениях В. Дудинцева «Не хлебом единым», А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

В Москве прошёл Всемирный фестиваль молодёжи и студентов (1957), способствовавший установлению связей с другими странами. В 1958 г. вышло постановление ЦК КПСС «Об исправлении ошибок в оценке опер «Великая дружба», «Богдан Хмельницкий», «От всего сердца».

Участились и стали более регулярными контакты с зарубежными деятелями культуры. Проводились стажировки, организовывались художественные и музейные выставки, проходили гастроли театральных и цирковых коллективов. СССР присоединился к международному олимпийскому движению.

В то же время волюнтаризм Н. Хрущёва, его непонимание современного искусства привели к гонениям на художников-авангардистов (выставка МОСХа), скульпторов (Э. Неизвестный), писателей (Б. Пастернак), режиссёров (М. Хуциев). С начала 1960‑х гг. вновь усилился идеологический диктат в отношении культурной сферы.

Развитие культуры в период «застоя»

Противоречивым оставалось развитие культуры и в период «застоя». С одной стороны, советская культура становится действительно массовой и общедоступной. В СССР действовали десятки тысяч домов культуры, кинотеатров и театров. Проводились песенные конкурсы, творческие встречи с людьми искусства, организовывались художественные выставки. С 1965 по 1980 г. в стране начали принимать посетителей 570 новых музеев.

Много внимания уделялось сохранению памяти о героическом подвиге советского народа в годы Великой Отечественной войны (мемориалы, скульптуры, литературные и музыкальные произведения, картины-диорамы, кинофильмы, издавались мемуары и воспоминания как полководцев, так и простых солдат). С 1965 г. всенародный праздник День Победы приобрёл государственный статус.

В литературу вошло новое поколение писателей - В. Астафьев, В. Распутин, В. Шукшин, заметный вклад в развитие отечественной фантастической прозы внесли братья А. и Б. Стругацкие. В живописи раскрылся талант И. Глазунова. Своих вершин достиг советский кинематограф (фильмы С. Бондарчука, М. Ромма, Э. Рязанова, Л. Гайдая). В 1980 г. в Москве состоялись ХХІІ летние Олимпийские игры.

С другой стороны, усилился административный нажим на культуру. В стране действовала жёсткая цензура, возобновились преследования идеологически неугодных режиму творцов (разгром в 1974 г. в Москве выставки художников-авангардистов - «бульдозерная выставка»). Показательным стал процесс над писателями А. Синявским и Ю. Даниэлем, опубликовавшими свои произведения за границей. Необоснованной критике была подвергнута работа историка А. Некрича «22 июня 1941», в которой он пытался дать объективную оценку причинам поражений Красной армии на начальном этапе Великой Отечественной войны.

В 1970-е гг. многие представители творческой интеллигенции, связанные с диссидентским движением или не желавшие соответствовать идеологическим шаблонам, были вынуждены покинуть страну (А. Галич, М. Ростропович, Г. Вишневская, Р. Нуриев, И. Бродский, Ю. Любимов). В противовес официальной, всё большую популярность приобретает неформальная культура, распространявшаяся с помощью диссидентского самиздата (способ нелегального распространения произведений литературы, текстов религиозного и публицистического содержания. Все копии изготавливались машинописным, фотографическим или рукописным способами без официального разрешения органов власти), магнитофонных записей В. Высоцкого, Б. Окуджавы и др.

Таким образом, для культуры и науки середины периода «застоя» было характерным противостояние двух направлений: догматического, охранительного и гуманистического, демократического. И хотя позиции первого казались незыблемыми, представители второго уже начали создавать предпосылки к духовному обновлению общества, которое последует в дальнейшем.

Влияние перестройки на ситуацию в культурной сфере

Перестройка с её политикой гласности открыла новые горизонты для развития советской культуры. Произошёл отказ от административных методов управления этой сферой. Возникают неформальные объединения литераторов: «Апрель», «Содружество».

Огласку получили ранее замалчивавшиеся страницы отечественной истории. Широкому кругу читателей были возвращены ранее запрещённые произведения искусства. Были изданы книги А. Рыбакова «Дети Арбата», М. Булгакова «Белая гвардия», А. Платонова «Чевенгур», В. Набокова «Другие берега», Б. Пастернака «Доктор Живаго», А. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», печаталась поэзия Н. Гумилёва, О. Мандельштама, А. Ахматовой и др. Организованы выставки художников-авангардистов: П. Филонова, В. Кандинского, М. Шагала.

Советские граждане получили возможность познакомиться с достижениями отечественной философской мысли (Н. Бердяева, П. Флоренского, В. Соловьёва, П. Розанова). Значительно расширились репертуар театров и тематика кинематографистов («Покаяние», «Асса», «Маленькая Вера», «Интердевочка»). Большой общественный резонанс вызвала документальная лента «Легко ли быть молодым?» (1987) латышского режиссёра Ю. Подниекса. В ней отрыто говорилось о проблемах советской молодёжи середины 1980-х гг. Из подполья вышла молодёжная субкультура, рупорами которой были рок-музыканты Б. Гребенщиков, В. Цой, Ю. Шевчук, А. Башлачёв и др. В вышедшем на экраны в 1987 г. фильме «Асса», снятом режиссёром С. Соловьёвым, прозвучала песня рок-группы «Кино» «Мы ждём перемен», сочинённая В. Цоем. Она стала своего рода неофициальным гимном молодого поколения эпохи перестройки.

Однако эпоха перестройки привнесла и свои негативные моменты в развитие культуры. Из-за воздействия рыночных отношений культурная сфера стала испытывать хронический дефицит финансирования. Отсутствие цензуры не только создало условия для свободы творчества, но и привело к появлению низкопробных, бездуховных подделок, пропагандировавших насилие, порнографию, культ «супергероя», что способствовало активному насаждению в России чуждых ей ценностей и стиля жизни.

Если в экономике перестройка началась с постановки задач ускорения, то в духовной и культурной жизни ее лейтмотивом стала гласность. Большая открытость в деятельности высшего руководства проявилась уже в первые месяцы перестройки. Сам термин «гласность» как свидетельство новых подходов к политике впервые прозвучал в выступлении Горбачева на XXVII съезде КПСС (февраль 1986 г.). Он появился тогда, когда реформаторам понадобилось прочнее опереться на общественное мнение. По первоначальному замыслу гласность была не более чем обновлением скомпрометированной официальной идеологии. Ее лозунгами стали: «Больше демократии, больше социализма!», «Назад, к Ленину!». Гласность была призвана формировать «социализм с человеческим лицом». Она вовсе не означала свободу слова. Это была полусвобода - разрешение говорить лишь то, что требовалось руководству, и лишь в тех пределах, которые оно допускало.

Из резолюции XIX Всесоюзной конференции КПСС «О гласности»

Конференция считает, что гласность полностью оправдала себя, ее нужно всемерно развивать и дальше... Создать систему постоянного полного информирования трудящихся о положении дел на предприятии, в селе или городе, области, республике, стране, юридически закрепив право граждан, средств массовой информации, трудовых коллективов, общественных организаций получать интересующие их сведения. Четко определить пределы необходимой секретности...

Как и во времена хрущевской «оттепели», критика сталинизма использовалась реформаторами для обоснования правильности проводимого курса. Однако вскоре контроль над пропагандой партийным руководством был утрачен.

Литература.

Особый размах гласность приобрела после январского (1987) пленума ЦК КПСС. С конца 1986 - начала 1987 г. стали публиковаться литературные произведения, не допускавшиеся ранее в печать: «Дети Арбата» A. Рыбакова, «Белые одежды» В. Дудинцева, «Зубр» Д. Гранина, «Исчезновение» Ю. Трифонова, «Жизнь и судьба» В. Гроссмана. В них поднимались проблемы судеб интеллигенции, национальных отношений в годы сталинского режима. Были опубликованы долгие годы находившиеся под запретом работы отечественных литераторов 20- 30-х и более поздних годов: «Мы» Е. Замятина, «Повесть непогашенной луны» Б. Пильняка, стихи М. Волошина, Н. Гумилева, романы А. Платонова «Чевенгур», «Котлован», «Ювенильное море», произведения В. Ходасевича, И. Шмелева, В. Набокова.

Вернулись к отечественному читателю труды крупнейших российских философов - Н. Бердяева, В. Соловьева, П. Сорокина, В. Розанова, В. Лосского и др., раскрывавшие истоки и смысл русского коммунизма, проблемы самобытности российской истории и др.

B. Войновича, за которые они были лишены советского гражданства. Одним из событий литературной жизни стала публикация «Архипелага ГУЛАГ» А. Солженицына.

В литературных кругах шли горячие дискуссии о направлении и путях дальнейшего развития общества. Критиковали писателей, выступавших за коренные преобразования в стране (Б. Васильев, Г. Бакланов, С. Залыгин, С. Баруздин, А. Рыбаков, А. Приставкин, Д. Гранин). Еще сильнее доставалось тем, кто выступал за сохранение традиционного пути (Ю. Бондарев, В. Распутин, А. Иванов, А. Проханов и др.).

Значительный вклад в «революцию умов» внесли литературные критики и публицисты. Анализ частных «деформаций социализма», разоблачение сталинизма, исследование «механизма торможения» подводили к мысли, что причина всех неудач - в самой общественной системе.

Были изданы литературные произведения и научные исследования западных авторов, раскрывающие природу так называемого «тоталитарного государства»: «1984» Дж. Оруэлла, «Большой террор» Р. Конквеста, «Открытое общество и его враги» К. Поппера, «Большевики приходят к власти» А. Рабиновича, «Сталин: путь к власти» Р. Такера, «Бухарин» С. Коэна, «Фашизм» Ж. Желева и др.

Кино, театр.

Гласность обновила и другие сферы духовной жизни - кинематограф, театр, музыкальное и изобразительное искусство. Летом 1986 г. состоялся съезд Союза кинематографистов СССР, ставший заметным событием в культурной жизни. Во всех творческих союзах произошла смена руководства, было осуждено подавление свободы творчества.

Годы перестройки были отмечены появлением как запрещенных ранее фильмов («Комиссар» А. Аскольдова, «Проверка на дорогах» А. Германа и др.), так и новых произведений антисталинского звучания: «Покаяние», «Завтра была война», «Холодное лето пятьдесят третьего», «Слуга», «Так жить нельзя», «Власть соловецкая» и др.

В ведущих театрах страны были поставлены пьесы М. Шатрова «Брестский мир», «Дальше... Дальше... Дальше...», по-новому трактовавшие события революции и Гражданской войны.

Новые популярные передачи появились на телевидении. Журналисты все чаще работали в прямом эфире. Открытость и острота принесли зрительские симпатии таким передачам, как «Взгляд», «До и после полуночи», «Пятое колесо». Совершенно необычным явлением для страны стали прямые трансляции заседаний XIX партконференции КПСС, съездов народных депутатов СССР, приковывавшие внимание огромного количества людей. Именно литература, кинематограф и театр во многом подготовили советское общество к новому этапу реабилитации жертв политических репрессий.

Реабилитация.

В 1987 г. была создана Комиссия Политбюро по реабилитации жертв политических репрессий. Были реабилитированы и восстановлены в партии Н. Бухарин, А. Рыков, JI. Каменев, Г. Зиновьев, Г. Сокольников и многие другие крупные деятели советской эпохи. В 1989 г. были признаны антиконституционными действовавшие в 30-х - начале 50-х гг. «тройки» и «особые совещания», их внесудебные решения были отменены, все осужденные ими лица реабилитированы.

В 1990 г. указом Президента СССР были признаны незаконными репрессии в отношении крестьян в период коллективизации, а также всех других категорий лиц, осужденных по политическим, социальным, национальным и иным мотивам в 20-50-х гг.

В ноябре 1989 г. Верховный Совет СССР принял декларацию, признавшую незаконными и преступными репрессии против народов, подвергшихся насильственному переселению в годы сталинского режима.

Издержки гласности.

Естественно, критика сталинизма и борьба против его последствий не оставили равнодушными сторонников Сталина. В марте 1988 г. в газете «Советская Россия» было помещено письмо преподавательницы из Ленинграда Нины Андреевой под заголовком «Не могу поступиться принципами». Антисоциалистическая по сути политика гласности и перестройки, по словам автора, заимствована у Запада. Она фальсифицирует историю социалистического строительства, учение марксизма-ленинизма. Андреева прямо призвала защитить Сталина и сталинизм. Выступления Андреевой и других защитников сталинизма имели под собой определенную социальную основу. Общество оказалось во многом не подготовлено к стремительной и радикальной переоценке ценностей. Обнародование тщательно скрывавшихся фактов вызвало растерянность, душевный надлом даже у представителей более подготовленной к переменам интеллигенции. В то время было не до детских игр .

Гласность способствовала острому столкновению различных идейных, социальных, политических, национальных, религиозных течений и интересов. Недовольство положением дел в обществе вылилось в конце концов в массовое недовольство той системой организации власти, которая существовала в стране десятки лет и казалась не только незыблемой, но и единственно правильной.

Кроме внутренних проблем, гласность показала людям и западный мир с его ценностями, непривычным образом жизни, демократическими традициями. Для многих это было равнозначно открытию окна в мир. Вместе с тем значительная часть населения проникалась печальными настроениями, формировалось ощущение беспросветности собственного существования, обреченности.

Именно гласность, превратившаяся из политического лозунга в мощное средство реформирования общества, во многом определила необратимый характер перемен.

А1 Какое событие из названных произошло в период пере­стройки?

1) развернулось диссидентское движение

2) отменена 6-я статья Конституции СССР о руководящей роли КПСС

3) сформулирована концепция построения развитого со­циализма

4) разработана «Продовольственная программа»

А2 Что из названного характерно для периода перестройки социализма?

1) политика гласности

2) широкое распространение самиздатовской продукции

3) введение партийного контроля за деятельностью право­защитных организаций

4) преследование диссидентов

А3 Комиссия по реабилитации жертв сталинских репрессий была создана

1) в 1985 г. 3) в 1990 г.

2) в 1987 г. 4) в 1991 г.

А4 XIX партконференция, на которой была принята про­грамма политических преобразований, состоялась

А5 Какое событие из названных произошло в 1989 г.?

1) состоялся XXVII съезд КПСС

2) начата антиалкогольная кампания

3) провозглашена программа формирования правового государства

4) состоялись выборы народных депутатов СССР

А6 Недовольство ряда членов КПСС политикой М.С. Горбачева было вызвано

1) критикой в адрес КПСС

3) разрешением многопартийности

4) нерешительностью проведения экономических реформ

А7 Н. Андреева в статье «Не могу поступиться принципами»

1) отстаивала идею сохранения политических традиций советского общества

2) высказывала мысль о необходимости дальнейшей демократизации общества

3) призывала к развитию институтов гражданского общества

4) призывала к созданию демократических партий

А8 Выборы первого Президента РСФСР состоялись

А9 М.С. Горбачев был избран Президентом СССР

1) в ходе всеобщих и равных выборов

2) на заседании съезда народных депутатов

3) на заседании Президиума Верховного совета СССР

4) на заседании ЦК КПСС

А10 В ходе процесса реабилитации было восстановлено доброе имя

1) политических заключенных, подвергшихся репрессиям в 30-50-е гг.

2) диссидентов, осужденных в 60-80-е гг.

3) членов политической оппозиции 1918-1923 гг.

4) граждан, осужденных по обвинению в незаконном предпринимательстве в «андроповский период»

Новое политическое мышление: достижения и проблемы

А1 Какое положение из названных характеризует внешнеполитический курс М.С. Горбачева?

1) введение моратория на испытания ядерного вооружения

2) провозглашение политики ограниченного суверенитета по отношению к капиталистическим государствам

3) размещение ракет на Кубе

4) политика принуждения к миру

А2 Какое событие из названных произошло в 1985 г.?

1) рухнула Берлинская стена

2) состоялась встреча М.С. Горбачева и Р. Рейгана в Рейкъявике

3) сформулированы положения нового политического мышления

4) в СССР начался переход к рыночной экономике

А3 Соглашение между НАТО и ОВД о взаимном сокращении сил в Европе было подписано

1) в 1987 г. 3) в 1992 г.

2) в 1990 г. 4) в 1994 г.

А4 Какое положение из названных характеризует «новое политическое мышление»?

1) призыв к разрешению конфликтов за столом переговоров

2) стремление установить ядерный паритет с США

3) ведение политики «умиротворения агрессоров»

4) продолжение «холодной войны»

А5 Определите причину распада Организации Варшавского договора.

1) усиление НАТО

2) прекращение «холодной войны»

3) вступление СССР в Совет Европы

4) демократизация политических режимов в странах соцлагеря

А6 Советские войска были выведены из Афганистана

1) в 1985 г. 2) в 1989 г.

3) в 1990 г. 4) в 1992 г.

А7 Военный союз бывших социалистических стран прекратил свое существование

1) в 1986 г. 3) в 1991 г.

2) в 1988 г. 4) в 1993 г.

А 8 В период реализации политики «нового политического мышления» были улучшены отношения между СССР и

1) Индией 3) Ираном

2) Китаем 4) Афганистаном

А9 Что из названного является одним из результатов внеш­ней политики М.С. Горбачева?

1) роспуск военных блоков

2) увеличение расходов на вооружение

3) сокращение численности Советской Армии

4) участие в западноевропейской интеграции

А10 Военная операция США и ряда европейских государств «Буря в пустыне» была проведена по решению Совета Безопасности ООН в 1991 г.

1) в Ираке

2) в Иране

3) в Афганистане

Предварительный просмотр:

Название предмета История

Класс 11

УМК Загладин Н.В., Козленко С.И., Минаков С.Т. Петров Ю.А. «История России. XX – начало XXI века». Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений.- 10-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2011.

Уровень обучения базовый

Тема урока Развитие гласности и демократии в СССР

Общее количество часов, отведенное на изучение темы 1.

Место урока в системе уроков по теме - урок № 53 в разделе 8.

Цель урока: с формировать представление о причинах, сути и последствиях перестройки в СССР

Задачи урока

Образовательные: определить сущность политики «гласность», проанализировать ее, выделить причины развития гласности в годы перестройки; охарактеризовать ее достижения и издержки.

Воспитательная: Формировать уважение к правам человека и убеждение в том, что их необходимо защищать.

Развивающие: у меть рационально выполнять задания, решать проблемы, выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи, актуализировать ранее полученные знания при изучении нового материала.

Планируемые результаты

Знать

- сущность понятия «гласность», причины развития гласности и последствия ;

- определения понятий: «перестройка», гласность;

Уметь - высказывать и аргументировать свое суждение;

Проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

Анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и на этой основе реконструировать образ исторического прошлого.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- определять собственную позицию по отношению к гласности;

- собирать и анализировать воспоминания членов семьи, людей старшего поколения о жизни в годы «перестройки»; представлять их в виде устной или письменной презентации

Техническое обеспечение урока Учебники, рабочие листы, документы, презентация, видеосюжеты, таблица

Тип урока комбинированный

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока

  1. Загладин Н.В., Козленко С.И., Загладина Х.Т.. «Методические рекомендации по использованию учебников: Н.В. Загладин «Всемирная история. XX век» (11 класс) при изучении предмета на базовом и профильном уровнях и Программа курса»
  2. Кишенкова О.В., Иоффе А.Н. «Тестовые задания по истории России. 11 класс», М.: Русское слово, 2015.
  3. Козленко С.И.. «Методические рекомендации по использованию учебников: Козленко, С.Т. Минаков, Ю.А. Петров, «История Отечества. XX - начало XXI века» (11 класс) М. Русское слово, 2011.
  4. Колосков А. Г. История России. 20 век. Дидактические материалы. М. Дрофа. 2000год.
  5. Маркин С.А. История. ЕГЭ. Картографический тренинг, Ростов н Дону «Феникс» 2016., 159с
  6. Пазин Р.В. История. 10-11кл. Тематические задания высокого уровня сложности ЕГЭ. Ч.2Ростов на Дону «Легион», 2014 -320с
  7. Симонова, Е.В. Тесты по истории России: 11 класс: к учебнику Н.В. Загладина, С.И. Козленко, С.Т. Минакова, Ю.А. Петрова «История России. XX - начало XXI века. 11 класс» / Е.В. Симонова. - М.: Издательство «Экзамен», 2011.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку

Готовность к уроку

  1. Актуализация знаний

Задание №1. Р ассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

На первом этапе проведения политики перестройки для преодоления кризисных явлений в экономике М. С. Горбачёвым был провозглашён курс на ускорение социально-экономического развития страны на основе научно-технической революции и активизации «человеческого фактора».

Какие меры экономической политики проводились на втором этапе перестройки? Назовите не менее трёх мер. Какими причинами было вызвано их применение? Укажите не менее трёх причин.

Задание №2 . Сравните характер экономических реформ в СССР, проведённых Н. С. Хрущёвым и М. С. Горбачёвым. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что - различным (не менее трёх различий).

1. Могут быть названы следующие меры экономической политики в СССР на втором этапе перестройки:

1) с 1987 г. стали проводиться реформы, предусматривающие переход на полный хозрасчёт, самоокупаемость, самофинансирование и самоуправные;

2)предприятиям было дано право самостоятельно выходить на внешний рынок;

3)вновь принятые законы давали право заниматься частной деятельностью;

4),директивный план заменялся государственным заказом;

5)в сельском хозяйстве признавалось равенство всех форм собственности;

6) предоставлялось право аренды земли, организации фермерских хозяйств.

2.Могут быть указаны следующие причины проведённых мер:

1)неэффективность проведения курса на ускорение социально-экономического развития страны;

2)расчёт на энтузиазм рабочих не приносил результатов;

3)предложенный курс на ускорение не изменял сущности директивной экономики;

4)запланированное повышение качества продукции (введение госприёмки) не могло осуществиться увеличением контролирующего аппарата;

6)отсутствие возможности научно-технической модернизации предприятий в условиях углубляющегося экономического кризиса.

В качестве общего могут быть названы:

1)советская общественно-политическая система;

2)административно-командная система управления экономикой;

3)влияние партийно-государственных решений на развитие экономики;

4)проведение реформ «сверху»;

5)государственное централизованное планирование и распределение ресурсов (для перестройки - частично).

Различия:

Реформы под руководством Н.С. Хрущёва

  1. Реформирование системы управления промышленностью
  2. Упразднение ряда отраслевых министерств.
  3. Создание территориальных органов управления - советов народного хозяйства, республиканских СНХ, ВСНХ.

Реформы под руководством М.С. Горбачёва

  1. Попытка проведения курса на ускорение социально-экономического развития на основе технического перевооружения промышленности и активизации «человеческого фактора»
  2. Развитие кооперативного движения, появление частного сектора
  3. На основе концепции перехода к регулируемой рыночной экономике - перевод предприятий на аренду, постепенное разгосударствление собственности
  4. Отказ от монополии внешней торговли
  1. Мотивация к изучению новой темы.

Еще в 1918 году профессор С.А. Котляровский написал: “Путь к возрождению ведет через незримые слезы великого покаяния”. Давайте задумаемся над этими словами... Справедливы ли они?

  • Что с собой представляла духовная сфера в период “застоя”?
  • О чем пойдет речь на уроке?

Высказывания учащихся.

1. Марксизм-ленинизм, как официальная идеология.

2. Руководство КПСС сферой культуры, цензура, преследования инакомыслия

3. Изоляция от многих явлений мировой культуры.

4. Официальный атеизм

5. Недостаточное финансирование науки и образования.

Формируют тему и цели урока

IV. Изложение новой темы

1. Расширение гласности

Горбачевская революция началась скромно: с освобождения исторической памяти, печатного слова, живой мысли.

Итак, на первом этапе для Горбачева – «гласность»- средство обновления скомпрометированной идеологии.

Главные лозунги : «Назад к Ленину!», «Больше социализма!»

Главная цель – создание «социализма с человеческим лицом».

Работая с п. 1 стр. 379-381 назовите то, что было характерно для этого периода.

Повышение роли СМИ, личное участие руководства КПСС в работе с творческой интеллигенцией;

Демократизация образования, попытки реформы школы;

Оживление работы партийных изданий.

2. Переосмысление прошлого и ориентиры на будущее

Самостоятельно прочитайте п. 2. стр.381-384 и выпишите в тетрадь, что является достижением гласности и что – издержками гласности

После выполнения коллективное обсуждение, сверяют по слайдам №10-19

3. Политический раскол советского общества

Самостоятельное чтение учебника с составлением смыслового плана.

Был ли неизбежен политический раскол общества, происшедший в период руководства М.С. Горбачева КПСС и Советским государством?

Составляют план к подпункту «Политический раскол советского общества».

Отвечают на вопрос.

V.Первичное применение новых знаний

Продолжите фразы:

  1. Вторая волна «оттепели» в культурной жизни была вызвана_____________
  2. Сложности и противоречия в политике гласности объясняются _________
  1. Главным результатом политики гласности стало ____________

ОТВЕТ: необходимостью реформаторов прочнее опереться на общественное мнение, для обоснования правильности проводимого курса

ОТВЕТ: политика гласности не означала свободу слова, это было лишь разрешение говорить то, что требовалось руководству. Общество оказалось во многом не подготовлено к стремительной и радикальной переоценке ценностей.

ОТВЕТ: то, что она превратилась из политического лозунга в мощное средство реформирования общества, определила необратимый характер перемен.

VI. Первичное закрепление

Кроссворд

По горизонтали: 3. Драматург, автор пьесы «Дальше…Дальше… Дальше…» 5. писатель, автор повести «Ночевала тучка золотая» 6. Писатель, народный депутат СССР, автор повести «А зори здесь тихие…»

По вертикали: 1. Писатель, главный редактор «Нового мира» 2. Советский кинорежиссер - документалист, автор фильма «Легко ли быть молодым?» 4. Кинорежиссер, автор фильма «Мой друг Иван Лапшин»

1 з

2 п

3 ш

4 г

5 п

7 в

VII. Подведение итогов урока

Прокомментируйте мысль политолога А. Ципко: «Не каждый народ в состоянии выдержать такой мощный напор всесокрушающей правды, от такого веса правды душа может надломиться».

Высказывают свое мнение.

VIII. Инструктаж домашнего задания

§40, задание № 1 (Что общего между «оттепелью» хрущевского времени и политики гласности Горбачева М.С.?)

Записывают домашнее задание.

IX. Оценки Рефлексия


Решающее значение для развития отечественной культуры имела политики гласности, начатая советским партийно-государственным руководством во главе с М. С. Горбачевым в 1985 г. В выступлениях партийного руководства и в документах КПСС классовый подход в оценке художественного творчества с его идейной непримиримостью и "борьбой с буржуазными влияниями" постепенно заменялся распространением и утверждением общедемократических и общечеловеческих принципов, "социалистическим плюрализмом", который вскоре вышел далеко за рамки "социалистического" выбора.
Расцвет гласности, выразившийся в бурном обсуждении в обществе и средствах массовой информации накопившихся за 70 лет пороков командно-административной системы государственного социализма, всесторонней беспощадной критики "деформаций" социализма в экономике, политике и духовной сфере. Лидерство в развенчании пороков сталинской модели социализма захватили так называемые "шестидесятники" - представители реформаторской части советской интеллигенции, чья мировоззренческая позиция сложилась под влиянием XX съезда. "Дети XX съезда" стали "прорабами перестройки".
На первом этапе политики гласности в публицистике преобладали мотивы возвращения к "подлинному социализму" ("с человеческим лицом"), к "чистому ленинизму". Не случайно ведущее место на трибуне "гласности" заняли драматург М. Шатров с пьесой "Диктатура совести", публицист Е. Яковлев, возглавивший газету "Московские новости", писатель-диссидент Р. Медведев, латвийский режиссер-документалист Ю. Подниекс. В рамках отказа от жесткой цензуры на V съезде кинематографистов в мае 1986 г. было принято решение снять "с полок" фильмы, ранее запрещенные к показу.
Однако вскоре процесс гласности вышел далеко за рамки заданного руководством КПСС курса демократического социализма. Особую роль в этом сыграли газеты и журналы демократической ориентации, такие как "Аргументы и факты", "Московский комсомолец", "Московские новости", "Новый мир", "Знамя", "Октябрь", "Дружба народов", "Огонек". Их возглавили новые главные редакторы - писатели С. Залыгин, Г. Бакланов, В. Коротич и др. 1988 г. стал "годом толстых журналов":
их тиражи выросли в 3-4 раза и стали соперничать с тиражами газет. В течение 1987-1989 гг. эти издания познакомили читателей практически со всеми запрещенными ранее в СССР произведениями откровенно антисоциалистического характера. Увидели свет роман А. Платонова "Котлован", повести "Собачье сердце" М. А. Булгакова, "Пушкинский дом" А. Битова, известнейший роман Б. Пастернака "Доктор Живаго", а также такие давно известные на Западе произведения, как романы Е. Замятина "Мы", "Все течет" В. Гроссмана, "Исчезновение" Ю. Трифонова и многие другие. Значительное место в периодике заняли произведения современных писателей и публицистов, посвященные критике сталинизма. Наибольшую известность среди них приобрели повести В. Распутина и В. Астафьева, романы Ч. Айтматова и Ю. Дудинцева, Д. Гранина и А. Рыбакова.
В августе 1989 г. журнал "Новый мир" начал публикацию знаменитых романов А. И. Солженицына "Раковый корпус", "В круге первом", "Архипелаг ГУЛАГ".
Поток публикаций расширял пространство гласности и одновременно в нем все отчетливее стали проявляться два направления: наряду с либерально-демократическим течением набирали силу издания консервативного, так называемого национально-патриотического направления. Центрами духовной оппозиции западному влиянию стали журналы "Наш современник" и "Молодая гвардия", "Роман-газета", партийные газеты "Правда" и "Советская Россия". Среди лидеров этого движения наибольшим влиянием пользовались писатели Ю. Бондарев, В. Распутин, В. Белов, художник И. Глазунов. Интеллигенты-патриоты решительно заявили об оппозиции по отношению к "перестроечным" журналам и начале "гражданской войны" в литературе. В ходе развернувшейся широкомасштабной полемики между "демократами" и "патриотами" антисталинский заряд публицистических выступлений (И. Клямкин, О. Лацис, Н. Шмелев и др.) перерастал в антикоммунистический. Речь шла уже не о критике системы, а о невозможности ее трансформации.
В рамках "открытости", объявленной партийным руководством в художественном творчестве, налаживались контакты с Западом. После 1988 г. стали широко развиваться культурные, научные и образовательные обмены. Советские граждане получили широкие возможности для выезда за рубеж. "Железный занавес", долгие годы отделявший Советский Союз от остального мира, наконец-то рухнул. Одновременно в нашу страну хлынул мощный поток "произведений" массовой западной культуры - боевики, фильмы ужасов, порнографические издания, бульварные романы и многие другие "продукты" западного "индустриального" шоу-бизнеса, пропагандирующие культ насилия и удовольствия.
С 1988 г. в СССР фактически была ликвидирована цензура.
Постепенно на смену идеологическому диктату КПСС в науке, литературе, искусстве приходит диктат рынка, где спрос, а не качество является основным критерием оценки научного или художественного творчества.