Общие черты рельефа южных материков. Обобщение


Средняя глубина Мирового океана, покрывающего более 70% земной поверхности, около 4 км. Это ничтожная величина по сравнению с общей длиной земного радиуса (всего 0,06%), но вполне достаточная для того, чтобы сделать дно Мирового океана недосягаемым для непосредственного исследования обычными геологическими и геоморфологическими методами, которыми пользуются при полевых работах на суше. Дальнейшее изучение рельефа морского дна показало ошибочность прежних представлений о монотонности и простоте строения рельефа дна океана.

Одним из важнейших средств познания строения морского дна явилось эхолотирование, которое в течение 40-60-х годов нашего столетия достигло больших успехов, и сейчас мы располагаем полноценными батиметрическими картами океанов и морей, не идущими ни в какое сравнение с довоенными морскими картами. В эти же годы появились и некоторые приборы, позволившие хотя бы частично пополнить зрительными впечатлениями данные эхолотирования об облике морского дна. К их числу относятся акваланги, спускаемые аппараты и другие исследовательские аппараты типа подводных лодок; подводные фотоаппараты, позволяющие фотографировать глубоководные участки дна; подводное телевидение и др. Уже в 50-х годах стала применяться специализированная аэрофотосъемка, дающая фотоизображение дна на малых глубинах. Эти и подобные им технические средства позволяют видеть морское дно, а не только знать, как изменяются в его пределах отметки глубин.

Однако возможности визуального обследования дна остаются еще весьма ограниченными, в связи с чем современные представления о закономерностях распространения и развития различных форм и комплексов форм подводного рельефа продолжают основываться преимущественно на результатах эхолотирования. Естественно, что эти представления тем более точны и близки к истине, чем точнее методика и гуще сеть эхолотных промеров. Некоторые районы прибрежного мелководья изучены с точностью, близкой к точности топографической изученности рельефа суши. В то же время имеются огромные пространства морского дна (в юго-восточной части Тихого океана, в южной части Атлантического океана и др.), о морфологии которых представления самые общие и весьма приблизительные. До сих пор существуют значительные трудности в пространственной, топографической привязке точек наблюдений, которая при всех новейших достижениях в этом направлении остается в большинстве случаев менее, точной, чем на суше.

Большие трудности также стоят на пути изучения геологического строения дна океанов. Примерно до 50-х годов нашего столетия практически единственными средствами геологических исследований дна океанов и морей были грунтовые трубки, дночерпатели и драги. За последнюю четверть века основная доля данных о геологическом строении дна океанов была получена благодаря широкому внедрению в практику исследований различных геофизических методов. Однако они при всей эффективности остаются косвенными методами геологического изучения. Среди геофизических методов, безусловно, первое место принадлежит морской сейсморазведке и ее различным модификациям. Затем следуют гравиметрические, магнитометрические, геотермические исследования. Все более широкое применение в морских геологических исследованиях получают различные геохимические методы, в том числе методы радиоизотопной геохронологии.

Основные черты рельефа дна мирового океана по морфологическим данным. Современные данные свидетельствуют о весьма значительном и разнообразном расчленении рельефа морского дна. Вопреки прежним представлениям в пределах дна океанов наиболее распространен холмистый и горный рельеф. Ровные поверхности обычно наблюдаются вблизи суши, в пределах материковой отмели, и в некоторых глубоководных котловинах, где неровности «коренного» рельефа погребены под мощным слоем рыхлых осадков. Существенная внешняя особенность рельефа дна морей и океанов - преобладание замкнутых отрицательных элементов: котловин и узких желобообразных впадин различных размеров. Для рельефа океанского дна характерны также одиночные горы, в большом количестве встречающиеся среди холмистых или выровненных пространств, занимающих днища крупных котловин. На суше, как известно, такие «островные» горы встречаются лишь в особо специфических условиях. Редки по сравнению с сушей линейные долинообразные формы. Горные системы, как и на суше, имеют линейную ориентировку, в большинстве случаев значительно превосходят горные системы континентов по ширине, протяженности и площади, не уступают им в крупномасштабной вертикальной расчлененности. Величайшая горная система Земли - это система так называемых срединно-океанических хребтов. Она протягивается непрерывной полосой через все океаны, общая длина ее более 60 тыс. км, занимаемая площадь составляет более 15% земной поверхности.

Сложно построенные окраинные зоны океанов получили название переходных зон. Кроме описанных выше отличительных черт рельефа переходные зоны выделяются также обилием вулканов, резкими контрастами глубин и высот. Большинство их находится на окраинах Тихого океана. Максимальные глубины океанов приурочены именно к глубоководным желобам переходных зон, а не к собственно ложу океана.

В наиболее типичном виде переходные зоны, таким образом, представлены в виде комплексов трех крупных элементов рельефа: котловин окраинных глубоководных морей; горных систем, отгораживающих котловины от океана и увенчанных островами, островных дуг; узких желобообразных впадин, расположенных обычно с внешней стороны островных дуг, - глубоководных желобов. Такое закономерное сочетание перечисленных элементов явно указывает на их единство и генетическую взаимосвязь. В строении, некоторых переходных зон имеются заметные отклонения от этой типичной схемы.

Морфологически материковая отмель и материковый склон - единая система. Поскольку материки - это выступы земной поверхности, т.е. объемные тела, то материковую отмель можно рассматривать как часть поверхности материка, затопленную водами океана, а материковый склон - как склон материковой глыбы. Таким образом, на основе только морфологических особенностей намечается довольно четкое разделение дна Мирового океана на следующие основные элементы:

  • § подводную окраину материка, состоящую из материковой отмели, материкового склона и материкового подножия;
  • § переходную зону, состоящую обычно из котловины окраинного глубоководного моря, островной дуги и глубоководного желоба;
  • § ложе океана, представляющее собой комплекс океанических котловин и поднятий;
  • § срединно-океанические хребты.

Планеты между собой тесно связаны, потому что геология Земли начинается со времени образования коры. Возраст земной литосферы, о чем свидетельствуют самые древние горные породы, более $3,5$ млрд. лет. На суше выделяется два основных типа тектонических структур – платформы и геосинклинали, существенно различающиеся между собой.

Определение 1

Платформы – это устойчивые, обширные участки земной коры, состоящие из кристаллического фундамента и осадочного чехла более молодых горных пород

На платформах, как правило, отсутствуют горные образования, вертикальные движения имеют очень маленькую скорость, отсутствуют современные действующие вулканы, очень редки землетрясения. Формирование кристаллического фундамента Русской платформы относится к архейской и протерозойской эрам – это примерно $2$ млрд. лет тому назад. В это время на земле происходили мощные горообразовательные процессы.

Результатом этих процессов явились горы, сложенные такими смятыми в складки древними породами как гнейсы, кварциты, кристаллические сланцы. К началу палеозоя эти горные образования выровнялись, и их поверхность испытывала медленные колебания. Если поверхность опускалась ниже уровня древнего океана, начиналась морская трансгрессия с накоплением морских осадков. Происходило формирование осадочных горных пород – известняков, мергелей, темноцветных глин, солей. На суше, когда она поднималась и освобождалась от воды, происходило накопление красноцветных песков и песчаников. При накоплении осадочного материала в мелководных лагунах, озерах происходило накопление бурых углей и солей. В палеозойскую и мезозойскую эры древние кристаллические породы оказались перекрытыми осадочным чехлом достаточно большой мощности. Для определения состава, мощности, свойств этих горных пород, геологи бурят скважины, чтобы достать из неё определенное количество керна. Геологическое строение специалисты могут исследовать, изучая естественное обнажение горных пород.

Сегодня наряду с традиционными геологическими методами используются геофизические и аэрокосмические методы исследования. Подъем и опускание территории России, формирование континентальных условий обусловлены тектоническими движениями, причины которых ещё до конца не ясны. Бесспорным является только то, что связаны они с теми процессами, которые протекают в недрах Земли.

Геологи выделяют следующие тектонические процессы:

  1. Древние – движения земной коры происходили в палеозое;
  2. Новые – движения земной коры происходили в мезозое начале кайнозоя;
  3. Новейшие – тектонические процессы, характерные для последних нескольких миллионов лет. В создании современного рельефа они сыграли особенно важную роль.

Общие черты рельефа России

Определение 2

Рельеф – это совокупность неровностей поверхности Земли, включая океаны, моря.

Рельеф оказывает большое влияние на формирование климата, распространение растений и животных, на хозяйственную жизнь человека. Рельеф, как говорят географы, является каркасом природы, поэтому её изучение, обычно, начинается с изучения рельефа . Рельеф России удивительно разнообразен и достаточно сложен. На смену бескрайним равнинным просторам приходят величественные горные цепи, древние кряжи, конусы вулканов, межгорные котловины. Физическая карта России и снимки, сделанные из космоса, хорошо показывают общие закономерности орографического рисунка страны.

Определение 3

Орография – взаимное расположение рельефа относительно друг друга.

Орография России:

  1. Территория России на $60$ % занята равнинами;
  2. Более низкими являются западная и центральная часть России. Четкая граница между этими частями проходит по реке Енисей;
  3. Горы на территории России расположены по её окраинам;
  4. В целом территория страны имеет наклон в сторону Северного Ледовитого океана. Доказательством этого является течение крупных рек – Северная Двина, Печора, Лена, Енисей, Обь и др.

На территории России расположены две крупнейшие равнины мира – Восточно-Европейская или Русская и Западно-Сибирская.

Рельеф Русской равнины холмистый, с чередованием возвышенных и низменных участков. Северо-восток Русской равнины более высокий – более $400 $м над уровнем Мирового океана. Прикаспийская низменность, расположенная в южной её части – является самой низкой частью – $28$ м ниже уровня Мирового океана. Средние высоты Русской равнины достигают примерно $170$ м.

Рельеф Западно-Сибирской низменности не отличается разнообразием. Низменность в основном лежит на $100$ м ниже уровня Мирового океана. Её средняя высота составляет $120$ м и только на северо-западе высота поднимается до $200$ м. Здесь расположена Северо-Сосьвинская возвышенность.

Водоразделом между равнинами является Уральский хребе т. Сам по себе хребет не имеет больших высот, да и ширина его доходит до $150$ км. Вершина Урала – г. Народная, с высотой $1895$ м. Протянулись Уральские горы с севера на юг на $2000$ км.

Третья по площади равнина России находится между Леной и Енисеем – это высокая равнина называется Среднесибирское плоскогорье . Средние высоты плоскогорья над уровнем океана составляют $480$ м. Его максимальная высота расположилась в районе плато Путорана – $1700$ м. Плоскогорье на востоке постепенно переходит в Центрально-Якутскую равнину, а на севере ступенькой опускается в Северо-Сибирскую низменность.

Горные районы России занимают юго-восточную окраину страны.

К юго-западу от Русской равнины, между Черным и Каспийским морями, раскинулись самые высокие горы России – Кавказские . Здесь находится самая высокая точка страны – г. Эльбрус, высота которой $5642$ м.

С запада на восток по южной окраине России далее идут Алтайские горы и Саяны . Вершины которых соответственно г. Белуха и Мунку-Сардык. Постепенно эти горы переходят в хребты Предбайкалья и Забайкалья.

Становой хребет связывает их с хребтами северо-востока и востока России. Здесь расположены средневысотные и низкие хребты – Черского, Верхоянский, Сунтар-Хаята, Джугджур. Кроме них здесь есть многочисленные нагорья – Яно-Оймяконское, Колымское, Корякское, Чукотское.

В южной части Дальнего Востока страны они соединяются с невысокими и средневысотными хребтами Приамурья и Приморья , например, Сихотэ-Алинь.

На крайнем Востоке страны расположились горы Камчатки и Курил . Здесь расположились все действующие вулканы страны, и самый высокий из действующих вулканов – Ключевская Сопка. Горы занимают $10$ % территории России.

Полезные ископаемые России

Россия, по запасам полезных ископаемых, занимает лидирующее положение в мире. Сегодня известно более $200$ месторождений, совокупная стоимость которых оценивается в $300$ трлн. долларов.

Отдельные виды полезных ископаемых России в мировых запасах составляют:

  1. Запасы нефти – $12$ %;
  2. Запасы природного газа – $32$ %;
  3. Угольные запасы – $30$ %;
  4. Запасы калийных солей – $31$ %;
  5. Кобальт – $21$ %;
  6. Запасы железных руд – $25$ %;
  7. Запасы никеля – $15$ %.

В недрах России залегают горючие, рудные, нерудные полезные ископаемые.

К горючим относятся:

  1. Каменный уголь. Крупнейшими месторождениями которых являются Кузнецкое, Печорское, Тунгусское;
  2. НефтьЗападной Сибири, Северного Кавказа и Поволжья;
  3. Природный газ, как правило, сопутствует месторождениям нефти. Но, в России есть и чисто газовые месторождения на полуострове Ямал;
  4. Торф, крупнейшим месторождением которого является Васюганское месторождение на территории Западной Сибири;
  5. Горючие сланцы. При их перегонке получают смолу, по составу и свойствам, близкую к нефти. Прибалтийский сланцевый район является самым крупным.

Рудные полезные ископаемые представлены самыми разными рудами.

Среди них:

  1. Железная руда, по запасам которой Россия занимает первое место в мире. Известными месторождениями являются КМА, Кольский полуостров, Горная Шория;
  2. Марганцевые руды. Известно 14 месторождений на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке. Крупнейшие месторождения марганца сосредоточены в Юркинском, Березовском, Полуночном месторождениях;
  3. Алюминиевые руды. Добыча алюминия для страны достаточно затратная, потому что руда низкого качества. Уральские и Западно-Сибирские запасы нефелинов и бокситов достаточно большие. К более перспективному району относится Северо-Уральский район;
  4. Первое место в мире занимает Россия по запасам руд цветных металлов. Самые значительные месторождения расположены в Восточной Сибири и на полуострове Таймыр.

По добыче алмазов в мировом объеме на долю России приходится $25$ % и только ЮАР добывает больше России.

Из нерудных полезных ископаемых Россия добывает драгоценные камни как органического, так и минерального происхождения, а большой ассортимент строительных полезных ископаемых.

Непеина В.В., учитель географии первой категории МОУ «Фоминская СОШ»

Тема урока: « Общие особенности географического положения и общие черты рельефа южных материков» .

Пр.р.№ 12 «Рельеф южных материков»

Предмет: География

Класс: 7

Методический комплекс: В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев

География материков и океанов. 7 класс

М., «Дрофа», 2009

Цель урока: начать формировать у обучающихся представление и знания об общих чертах южных материков в географическом положении

и рельефе

Задачи урока:

    Образовательные:- выявить черты сходства и различия в географическом положении южных материков, определить, почему

Африка, Южная Америка и Австралия – материки с жарким климатом, а Антарктида- самый холодный материк;

- найти общие черты в рельефе южных материков: преобладающие в рельефе равнины –на платформах, горы – по

окраинам материков;

Определиться в закономерности залегания полезных ископаемых: топливные и соли – в осадочном чехле

платформ, рудные – на плоскогорьях и в горах

    Развивающие: развивать умение работать с картой: анализируя, сравнивая, выделять общее и различное; делать выводы по

проделанной работе; тренировать внимательность

продолжить формировать критическое мышление

    Воспитательные: воспитывать трудолюбие, коммуникативные качества, ответственность за выполнение заданий

Тип урока: Комбинированный

Средства обучения: учебники, физические карты, карты строения земной коры, дидактические материалы, рабочие тетради,

классная доска

Образовательная технология: кейс-метод, проблемно-диалогический, обучение в сотрудничестве

Формы организации учебной деятельности: групповая, парная, индивидуальная, фронтальная

Методы обучения: кейс-метод, частично-поисковый, репродуктивный

Система контроля: контроль учителя и самоконтроль

Прогнозируемый результат:

личностные:

    Развитие сотрудничества при работе в группе, парах;

    Формирование уверенности в приобретенных знаниях

    Приобретения умения к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

метапредметные:

    Умение анализировать, обобщать, находить нужную информацию

    Умение выявлять тему и самостоятельно определять задачи

    Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность

    Развивать навык самоконтроля

предметные:

    Обучающиеся приобретают знания о географическом положении южных материков

    Понимают, почему три материка – в жарком климате, а Антарктида – самый холодный материк

    Выявляют, что на материках преобладают равнины, в основании которых находятся древние платформы, а горы располагаются по окраинам материков- на стыке литосферных плит

    Убеждаются, что энергетические полезные ископаемые, такие как нефть, пр.газ, кам.уголь и соли залегают в осадочном чехле платформ, а рудные – на плоскогорьях и в горах

Структура урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент

Здравствуйте! У нас сегодня гости – учителя географии из школ района. Поприветствуем друг друга!

Хлопают в знак приветствия.

Контроль д/з

Контрольные вопросы по изученным океанам.

(см. Приложение1)

Послеурочный контроль учителя

В течение 5 минут отвечают на 10 вопросов об океанах.

Мотивацион-ный и

целеполага-ющий

Вызвать интерес к теме урока и определить ее-

предваряющее задание:

Каждому дается « кейс» - 2 карточки(см Приложение 2 и3), но обсудить надо в группах:

За три минуты назовите тему урока и задачи.

Обсуждают в группах и называют тему «ГП материков и рельеф южных материков» и записывают ее в тетрадь

Предполагают, что надо найти общее и различное у этих материков в ГП и рельефе и какие материки относятся к южным

Поиск нового знания, этап

осмысления:

А) южные материки

Б) ГП материков

В) рельеф материков

На доске заранее готовится схема(см. Приложение 4)

Задание: что показывает данная схема?

Обводятся южные материки вместе и задается вопрос:

Какие это материки?

Эти материки сегодня на уроке изучаем

Ориентирующее задание:

В ходе парной работы выявите особенности ГП южных материков с помощью вопросов на карточке 1

(см. Приложение 2) –карточки индивидуальные, их надо заполнить, но работаете в парах.

Слово учителя:

Выделите главную общую черту в ГП южных материков

Назовите главные различия

В ходе групповой работы с физической картой мира и картой строения земной коры в атласах заполните пробелы в карточке 2 (см. Приложение 3)- карточку заполняет каждый.

Прогнозирующее задание после выполнения работы:

Проверьте правильность выполнения задания

(см. Приложение 5)

Итог урока- какие задачи стояли перед изучением?

Коротко назовите итоги

Ответ: распад древнего материка Пангеи на Лавразию и Гондвану, а,затем, на современные материки: С. Америку, Евразию,

Ю. Америку, Африку, Австралию

Называют четыре южных материка: Ю.А., Африка, Австралия, Антарктида

В ходе парной работы выясняют черты сходства и отличия в ГП южных материков и заполняют пробелы в карточках

Ответ: Ю.Америка, Африка и Австралия – жаркие материки, так как большая часть находится в тропических широтах

В Ю.Америке есть умеренный климатический пояс, а Антарктида- холодный материк, так как почти полностью находится за полярным кругом

Групповая работа по анализу двух карт с заполнением пробелов в карточке

Осуществляют самоконтроль, исправляют ошибки, дополняют

Вспоминают задачи и делают выводы по их выполнению

Промежуточ-ный контроль

приобретен-ных знаний

Индивидуальная письменная работа по контролю приобретенных знаний (см. Приложение 6)

Включенный контроль учителя:

Зачитываются правильные ответы

Отвечают на вопросы в ходе письменной индивидуальной работы

После каждого ответа поднимают руки те, у кого был правильный ответ

Рефлексия

Устная фронтальная беседа с ориентирующими предложениями:

Теперь я знаю, что….

Мне понравилось…

Мне не понравилось…

Мне было сложно…

Дома надо обратить внимание на…

Высказывают свое мнение об уроке

Дом. задание

Запись на доске: параграф 21

Задание написано заранее на карточке каждому:

Практическая работа на к/к – на физической карте мира нанесите горы и самые высокие точки южных материков, исключая Антарктиду

Подпишите океаны, которые омывают эти материки

Записывают дом.задание и получают карточки с заданием

Приложение 1.

Проверочная по океанам.

    Самый вытянутый океан-

    Океан, который назвал Ф. Магеллан –

    Самый глубокий океан-

    Океан, где впервые обнаружили срединно-океанический хребет-

    Океан, где по дну протянулись хребты Менделеева и Ломоносова-

    Океан, к которому относится самое соленое море –

    Самый древний океан-

    Самый освоенный океан-

    Узнайте океан по описанию: «Омывает восточные берега Африки, Мозамбикский пролив отделяет крупный остров, Муссонное теплое течение –источник большого количества влаги». –

    Океан, где самый большой шельф с богатыми запасами нефти, пр.газа, кам.угля-

А) Северный Ледовитый

Б) Атлантический

В) Индийский

Приложение 2.

Географическое положение южных материков.

Выполнение данных заданий поможет вам определить главную общую черту южных материков(исключая Антарктиду)

    Экватор пересекает южные материки:______________________и______________________.

    Экватор не пересекает южные материки_____________________и______________________.

    В северном и южном полушарии располагаются южные материки________________и_______________.

    Полностью в южном полушарии располагаются материки__________________и__________________.

    Северный тропик пересекает южный материк_______________________.

    Южный тропик пересекает материки__________________, __________________и_________________.

    Большая часть Южной Америки, Африки и Австралии находится в __________________________________широтах.

    Почти вся территория Антарктиды располагается за _________________________полярным кругом.

    Нулевой меридиан пересекает_____________________и____________________.

    И в западном и в восточном полушарии располагаются__________________и________________.

    Полностью в западном полушарии находится______________________________.

    Полностью в восточном полушарии находится________________________.

    Э, СЭ,Т,СТ климатические пояса в____________________и в____________________.

    Э,СЭ,Т,СТ,У климатические пояса в______________________________.

    СЭ,Т,СТ климатические пояса в __________________________.

    САнт., Ант. климатические пояса в________________________.

    Самый жаркий материк_________________________.

    Самый сухой материк___________________________.

    Самый влажный материк ________________________.

    Самый холодный материк________________________.

Приложение 3.

    _______________________________________-

    _________________________

    Горы располагаются на ______________________материков,

    В основании равнин находятся ________________________________________.

    На равнинах:

А) впадинам соответствуют –______________________ ________________(Амазонская)

Б) выступам соответствуют – _____________________________

    В основании гор находятся _______________________________________ границы литосферных плит.

    ___________________________________________________

    _________________________________________________

Приложение 4

С.Америка

Л а в р а з и я

Г о н д в а н а

П а н г е я

Австралия

Антарктида

Приложение 5.

Общее в рельефе южных материков.

Выполнив данное задание, постарайтесь запомнить общие черты.

    Выделяются две главные формы в рельефе южных материков:

горы и равнины.

    Большую часть материков занимают равнины.

    Горы располагаются на окраинах материков, так как равнины находились в центре Гондваны.

    В основании равнин находятся древние платформы.

    На равнинах:

А) впадинам соответствуют – низменности (Амазонская)

Б) выступам соответствуют – плоскогорья (Восточно-Африканское, Бразильское)

    В основании гор находятся складчатые пояса границы литосферных плит.

    В осадочном чехле (или слое) платформ залегают нефть, пр.газ, кам. уголь, соли.

    Рудные полезные ископаемые залегают в горах и на плоскогорьях.

Приложение 6.

Контрольные задания по южным материкам.

    Экватор пересекает почти по середине материк_______________(Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида).

    Полностью в южном полушарии находятся материки ___________________и_______________ (Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида).

    Правильно ли, что Южная Америка, Африка, Австралия располагаются близ экватора, поэтому там весь год на большей части преобладают высокие температуры? (да или нет)

    Горы находятся на ____________________________материков(в центре или на окраинах).

    На материках в рельефе преобладают___________________________(горы или равнины).

    В основании большей части материков располагаются_____________________(складчатые пояса или платформы).

    Месторождения нефти, природного газа, фосфоритов приурочены к___________________________________(кристаллическому фундаменту или осадочному чехлу).

ТЕМА: Общие черты рельефа России.

Цели:

    Образовательная – объяснить образование и размещение форм рельефа. Изучить основные тектонические структуры.

    Развивающая – развивать географическое мышление, умения и навыки работы с физической, тектонической и др. картами.

    Воспитательная – формирование научного мировоззрения.

Оборудование:

На доске физическая и тектоническая карты России, картины гор и равнин, атласы, учебники на столах.

Ход урока.

1 Организационный момент.

Проверим готовность рабочего места к уроку.

Здравствуйте, садитесь.

Тема сегодняшнего урока «Общие черты рельефа России».

Задачи урока:

Сегодня на уроке мы познакомимся с главными чертами рельефа России, закономерностями размещения гор и равнин. Продолжим работу с географическими и контурными картами

А сейчас традиционное задание повторим границы России. Страны, граничащие с Россией и моря омывающие Россию.

2. Актуализация знаний.

Рельеф – это очень важный компонент, который влияет на климат, воды, почвы, растительный и животный мир на жизнь человека.

Я сегодня приготовила фотографии с изображением разновидностей рельефа



Изучение новой темы начнем с повторения терминов, которые мы изучали в 7 классе в курсе географии материков и океанов.

    Рельеф – «каркас природы». Что такое рельеф? (совокупность неровностей земной поверхности.)

    В чем причина разнообразия рельефа? (Взаимодействие внешних и внутренних сил.)

    На что влияет рельеф? (На образование, развитие, размещение всех компонентов природы. На климат, воды, почвы, растительный и животный мир, на жизнь человека.)

    Какие формы рельефа суши мы знаем? (Горы и равнины.)

    Как различаются горы по высоте? (Высокие, средние, низкие.)

    Как различаются равнины по высоте? (Низменности высотой 0–100 м, на карте отмечены зеленым цветом. Возвышенности – 200-500 м, желтый цвет. Плоскогорья – более 500 м, коричневый цвет.)

    Какие карты в атласе могут дать нам сведения о рельефе? (физическая, тектоническая).

    Изучение нового материала.

Работа с картой.

    Найдите на физической карте основные черты рельефа России.

    Какая форма рельефа преобладает? Равнины или горы? (Равнины занимают более половины площади России).

    Где в России расположены равнины? (На западе и севере.)

    А где расположены горы? (На юге и востоке.)

    Какая самая высокая точка России? ( Гора Эльбрус.)

    Самая низкая отметка России? (28 м – уровень Каспийского моря.)

    В каком направлении идет общий уклон территории нашей страны? Определите по направлению течения рек. (Общий уклон на север, т.к. крупнейшие реки текут на север.)

    Найдите крупные равнины: -Русская (Восточно – Европейская)

Западно-Сибирская

Среднесибирское плоскогорье

Северо-сибирская низменность

Среднерусская возвышенность

Валдайская возвышенность

    Найдите и покажите на физической карте горы:

Кавказ -Становое нагорье

Урал -Алданское нагорье

Верхоянский хребет -Сихоте – Алинь

Хребет Черского -Буренский хребет

Саяны -хребет Джугджур

Алтай -Колымское

Кузнецкий Алатау -Чукотское

Хребты Прибайкалья -Корякское нагорья

Забайкалья -горы – вулканы Камчатки

Становый хребет

Насчитывается около трех основных особенностей рельефа. Давайте выделим их сейчас. Во-первых, мы видим, что большая западная и центральные части страны заняты равнинами. Равнины имеют разную высоту.

Определите, какая из крупных равнин России является самой низкой; холмистой – с чередованием низких территорий с крупными и небольшими возвышенностями; самой возвышенной? (Самая низкая – Западно Сибирская; холмистая – Восточно Европейская (Русская); самая возвышенная – Среднесибирское плоскогорье.)

Во-вторых, на востоке и частично на юге России преобладают горы. Большая часть территории страны представляет собой амфитеатр, наклоненный к северу.

Перечислите с помощью физической карты названия гор, протягивающихся на юге и востоке России.

Приведите примеры, докажите, что «амфитеатр» действительно наклонен к северу. (Во-первых, по цвету – который на карте определяет высоту над уровнем моря. Во – вторых, по течению рек.)

Третья особенность – горы, простирающиеся вдоль южной окраины России, выше гор, расположенных на востоке.

Докажите это с помощью атласов. (Это заметно и по более темной раскраске южных гор, и по высшим точкам горных систем. На Кавказе отдельные вершины превышают 5000 м. Здесь находиться высшая точка России – гора Эльбрус (5642 м). На Алтае – гора Белуха (4506 м), в Саянах высшая точка – 3491 м, в Забайкалье на Становом нагорье – 3073 м. Горы восточной окраины России ниже. Только гора Победа (3003 м) в хребте Черского и некоторые вулканы Камчатки более 3000 м. Большая часть горных сооружений значительно ниже.)

Запись в тетрадь:

Основные особенности рельефа России:

    1. Преобладание равнин в западной и центральной частях страны и горных сооружений на востоке и частично на юге.

      Приподнятость территории, расположенной к востоку от Енисея, по сравнению с западными районами.

      Преобладание на юге более высоких гор, чем на востоке.

3.Закрепление изученного материала.

Вопросы на закрепление (работаем с физической картой)

    Найдите горы, разделяющие две крупные равнины, которые протянулись с севера на юг и раньше назывались «камень». (Уральские.)

    Горный хребет, расположенный вдоль правого берега Лены. (В нижнем течении Верхоянский.)

    Самые высокие горы Юга Сибири. (Алтай.)

    Горы, протянувшиеся вдоль побережья Японского моря, их еще называют «Дальневосточном Уралом». (Сихотэ-Алинь.)

    Крупнейший горный хребет Камчатки. (Срединный.)

    Нагорье к северо-востоку от озера Байкал. (Становое.)

    Горы расположенные к востоку от Алтая и состоящие из двух хребтов. (Саяны.)

    Самое восточное нагорье России. (Чукотское.)

    Горы на полуострове Таймыр. (Бырранга.)

    Какой горный хребет на северо-востоке России, носит имя русского путешественника. (Хребет Черского.)

Найдите следующие вершины. На каких горах они находятся?

    г. Победа (Хребет Черского)

    г. Ледяная (Корякское нагорье)

    г. Тардоки-Янги (Сихотэ-Алинь)

    г. Народная (Урал)

    г. Белуха (Алтай)

    г. Базардюзю (Кавказ)

    г. Мунку-Сардых (Саяны)

    г. Эльбрус (Кавказ)

    г. Казбек (Кавказ)

    г. Кызыл-Тайга (Западные Саяны)

Давайте вспомним, что общего у гор и холмов, и какие между ними различия?

(Гора, холм – это выпуклая форма рельефа с хорошо выраженной вершиной, подошвой, склонами.

Выста холмов не более 200м.

Высота гор от 500м.)

А теперь задание на оценку.

Задание.

1. По картам атласа найдите названия форм рельефа нашей страны и внесите их в таблицу:

Основные формы рельефа

Их название

Низменности

Равнины

Плоскогорья

Горы

А теперь подведем итоги

Что нового вы узнали на уроке

Чему научились

Задание по контурным картам:

На контурной карте отметьте крупные равнины, горы, их высочайшие вершины.

Задание: Общие черты рельефа России. Ответить на вопросы в конце параграфа

Б АЙКАЛ, пресноводное озеро на юге Вост. Сибири. Расположено в горах на высоте 456 м и окружено горами. Самое глубокое в мире (до 1620 м) Впадает 336 рек. Имеет 27 островов.

География - одна из древнейших наук. Многие её основы были заложены в эллинскую эпоху. Обобщил этот опыт выдающийся географ Клавдий Птолемей в 1 в н.э. Расцвет западной географической традиции приходится на эпоху Возрождения, которая отмечается переосмыслением достижений эпохи позднего эллинизма и значительными достижениями в картографии, которые принято связывать с именем Герхарда Меркатора. Основы современной академической географии в 1-й половине XIX века заложили Александр Гумбольдт и Карл Риттер.

Основные черты рельефа земной поверхности

Основные черты рельефа земной поверхности

Наиболее характерная черта лика Земли - антиподальное, т. е. противостоящее, расположение океанических и материковых пространств. Антиподами материков на одной стороне глобуса служат океаны на противоположной его стороне, поэтому в 95 случаях из 100 один конец земного диаметра приходится на сушу, а другой - на океан. Посмотрите на глобус земного шара. Северному Ледовитому океану противостоит материк Антарктида, а Африка и Европа - антиподы Тихого океана. Северным материкам противостоит Южный океан, Австралии - Северная Атлантика, Северной Америке - Индийский океан.
И только Южная Америка имеет своим антиподом сушу Юго-Восточной Азии.


Антиподальное расположение материков и океанов - самая характерная черта лика Земли. Действительно, пробуя мысленно проводить земные диаметры в различных направлениях, обнаруживаем, что если один конец диаметра попадает на материк, то другой - почти всегда в океан, и наоборот. Антиподами материкам служат океаны. Северному Ледовитому океану противостоит материк Антарктида, северным материкам - Южный океан, Австралии - Северная Атлантика, Индийский океан - антипод Северной Америки и т. д.


Другая общая черта - это асимметрия структуры Северного и Южного полушарий. Глобус можно повернуть таким образом, что выявятся два его полушария: материковое и морское. В общем плане Северное полушарие выделяется как материковое, а Южное преимущественно океаническое. В обоих полушариях распределение воды и суши также подчиняется определенной закономерности: от 62 о ю. ш. к. северу до 62 о с. ш. материковые массы возрастают, а океанические убывают; от Южного полюса до 62 о ю. ш. и от 62 о с. ш. к Северному полюсу океанические массы возрастают, а материковые убывают.
Далее, в Западном полушарии, включающем и Тихий океан, преобладают водные пространства,
в Восточном - суша.
Эта противоположность связывается с общими особенностями фигуры Земли, которая представляет собой трехосный эллипсоид.

Характерно, что все материки имеют клиновидную форму и выклиниваются в поясе экватора, при этом крупные меридиональные горные сооружения на суше и в океане (срединно-океанические хребты) расположены симметрично относительно плоскости, проходящей через меридиан 15 о -165°, т. е. плоскости большого радиуса экватора. Напротив, широтные горно-складчатые пояса асимметричны: они очень мощные в Северном полушарии и слабо развиты в Южном.


Меридиан малой оси земного эллипсоида (105°- 75°) соответствует границе между океаническим и материковым полушариями. Перемещение центра земных масс к северу от экваториальной плоскости (материковое полушарие) должно вызвать увеличение полярного сжатия Южного полушария и уменьшение полярного сжатия Северного. Поэтому распределение силы тяжести в этих полушариях неодинаково. В наше время форма Земли уточняется по наблюдениям за движением искусственных спутников Земли.


Причины, определяющие основные черты строения рельефа нашей планеты, пока еще выяснены не до конца. Некоторые ученые предполагают, что главная роль в деформации фигуры Земли и создании самых крупных черт современного рельефа принадлежит так называемым приливам в твердой оболочке Земли, вызванным лунно-солнечным притяжением. По этой гипотезе главным следствием возникновения приливных деформаций явилось образование впадины Тихого океана и противостоящего ему материка Африка. Это были древнейшие неровности земной поверхности, образование которых послужило толчком к усложнению рельефа Земли.


Присмотритесь внимательнее к очертаниям отдельных континентов- и сопоставьте противоположные берега разделяющих их океанов и морей. При этом можно подметить определенное сходство, особенно между берегами южной части Атлантического океана. В самом деле, контурам выступающей к востоку части континента Южной Америки (там, где расположена Бразилия) соответствуют очертания Гвинейского залива на западном побережье Африки. Как будто бы Южная Америка и Африка представляют собой две части единой суши, теперь разделенные океаном. Чем объяснить это сходство? Ученые высказали гипотезу о том, что легкие материки, сложенные в основном из кремнезема и алюминия, «плавают» в полупогруженном состоянии в базальтовой (состоящей из кремнезема и магния) коре.


Но уже дивно установлено, что соотношение суши и моря не постоянно - береговая линия моря на протяжении геологической истории все время изменяется, перемещается: то море наступает на сушу, то она освобождается от морских вод. При этом изменяются и очертания континентов. Кроме того, естественной границей материка служит не современная береговая линия, а край материковой отмели, продолжающей его под водой, т. е. шельфа, над которым и поднимается собственно материк. Правда, и контуры материковой отмели на противоположных берегах океанов также имеют большое сходство. Однако одного сходства и внешнего подобия в очертаниях материков недостаточно для создания общей теории, объясняющей закономерности формирования лика Земли.


С помощью гипсометрических карт можно подсчитать, как часто встречаются на земной поверх но сти различные глубины и высоты. Оказывается, на земном шаре наиболее распространены морские глубины от 4 до 6 км (39,8%), а на суше - высоты до 1 км (21,3%), при этом на долю суши приходится 29,2%, а на океаны - 70,8% поверхности земного шара.
Если же к континентам присоединить тесно с ними связанные участки мелкого моря, или шельф, то они будут занимать 39,3% поверхности Земли, а моря и океаны - 60,7%.