Мозаичный шизофреник. Мозаичная психопатия


Дефекты способности к обучению вызываются дефектами нервной системы, которые нарушают способность к восприятию, переработке и воспроизведению информации, тем самым ослабляя способность ребенка к обучению.

Это создает разрыв между потенциальными способностями человека и его реальными возможностями. Неспособность к обучению часто является семейным свойством, что допускает участие в ее развитии наследственных компонентов. Исследователи признают, что генетическая предрасположенность характерна для некоторых форм легастении, или дислексии.

Имеются различные формы неспособности к обучению. Они могут быть связаны со зрением, слухом или речью; осложнять двигательную способность или способность к общению и логическому мышлению. Но не следует смешивать их с трудностями в обучении вследствие умственной отсталости, слабости, слепоты или расстройств поведения.

Часто встречающиеся типы дефектов способности к обучению:

Апраксия (диспраксия) - нарушение целенаправленного действия, т.е. неспособность давать соответствующий ответ в двигательном плане.

: расстройство способности писать - как техническое, так и в смысле выражения мыслей, а также трудности в произношении.

(легастения) : трудности в использовании речи для различных целей (не только для чтения).

Диссемия: трудности в распознавании сигналов, например, знаков определяющих правильное поведение.

Дефекты слухового восприятия: трудности в распознавании звуков и их последовательности.

Дефекты зрительного восприятия: трудности в зрительном восприятии и распознавании объектов.

Дефицит внимания (гиперактивность): сопровождает неспособность к обучению детей примерно в 20% случаев; характеризуется сверхактивностью, патологически повышенной отвлекаемостью и импульсивностью, неспособностью сосредоточиться.

Симптомы

Симптомы сильно варьируют в зависимости от типа неспособности к обучению: неспособность читать, понимать прочитанное, сохранять информацию, выражать свои мысли в разговоре или письменно. Такие дети могут иметь затруднения при слуховом восприятии, не способны концентрировать внимание, они не извлекают пользы из личного опыта. Поэтому они часто действуют импульсивно, не думая о последствиях, не оценивая ситуацию.

Ранний диагноз - первый шаг в помощи ребенку

Ранняя диагностика неспособности к обучению очень важна, так как дети, несомненно, страдают от ощущения отчаяния, безнадёжности, стыда, гнева, и низкой самооценки. Их часто называют лентяями, хулиганами, копушами. Они не успевают в школе, что еще больше усугубляет ситуацию. Среди бед, которые несет в себе не диагностированная вовремя неспособность к обучению, - общая деградация, трудности во взаимоотношениях с людьми, детская преступность, алкоголизм и наркомания, а также неграмотность.

Правильный диагноз типа неспособности к обучению является первым шагом в помощи ребенку. Диагноз оценивает психическое состояние ребенка, определяет интеллектуальное развитие, образованность, язык, внимание, поведение, понимание, мотивацию поступков, возможность разрешать задачи и социальные навыки. Исследуются слух и зрение ребенка, устанавливаются тип и степень выраженности явления, а также сильные стороны ребенка.

После постановки диагноза разрабатывается индивидуальная программа образования, в которой определен специфический тип образования. Необходимые для ребенка курсы терапии, а также службы, которые могут это обеспечить. Специальные методы образования включают использование речевых упражнений, калькуляторов, компьютеров и т.п., вплоть до индивидуальных инструкций к программе. Детям с неспособностью к обучению трудно учиться по стандартным программам, несмотря на то, что уровень интеллекта у них зачастую бывает выше среднего. Для них при обучении следует использовать методы преподавания, которые в обход слабых сторон развивают их сильные стороны. Соответствующее специальное образование в школьные годы помогает ребенку понять, как компенсировать свой недостаток и тем самым преодолеть его. Среди таких детей часто бывают незаурядные личности, способные многое дать своим семьям и социуму. Поэтому важно как можно раньше поставить правильный диагноз и приложить совместные усилия семьи и специалистов, чтобы своевременно помочь ребенку.

Особую группу когнитивных нарушений составляет специфическая неспособность к обучению (СНО). В англоязычной литературе эти расстройства носят общее название learning disabilities. В отечественной литературе пока нет общепринятого термина для обозначения этой группы нарушений развития. Часто их отождествляют с понятием задержки психического развития (ЗПР). Иногда можно встретить такие обозначения, как "трудности школьного обучения" или "школьные трудности". Понятно, что неуспех в школе может объясняться различными причинами - низкой мотивацией, педагогической запущенностью, истинной умственной отсталостью, заболеваниями, не связанными с психической сферой и т.д. Не следует смешивать школьную неуспеваемость с СНО.

Специфическая неспособность к обучению объединяет ряд когнитивных расстройств, мешающих школьному обучению, несмотря на сохранный интеллект. Чаще всего при этом наблюдаются трудности в освоении основных школьных навыков (чтения, письма, счета).

Количество детей, испытывающих серьезные трудности в обучении, по оценкам многих специалистов, составляет порядка 20-30%. Из них до 20% приходится на долю специфических нарушений чтения, счета, письма. Это означает, что в каждом классе примерно четверть детей с трудом осваивают стандартную образовательную программу, причем основной причиной этого являются специфические нарушения развития, а не плохое прилежание. К сожалению, непонимание этого со стороны учителей и родителей ведет к снижению самооценки у таких детей и часто является причиной школьной дезадаптации и отклоняющегося поведения. Если учесть, что количество детей с СНО во всем мире имеет тенденцию увеличиваться, становится понятным, что проблема ранней диагностики и коррекции СНО стоит чрезвычайно остро. Не остались в стороне от этой проблемы и психогенетики.

Среди различных когнитивных нарушений, приводящих к трудностям школьного обучения, наиболее изученной является дислексия (нарушение способности к чтению - reading disability). На примере дислексии рассмотрим, какие подходы к исследованию СНО применяются в современной психогенетике.

6. Дислексия

Дислексия, или врожденная "словесная слепота", была впервые описана в середине 1890-х гг. Главным симптомом дислексии является невозможность освоить чтение, несмотря на сохранный интеллект, отсутствие нарушений зрения и слуха или травм головного мозга. Не следует путать дислексию с нежеланием ребенка обучаться чтению в связи с неадекватным педагогическим воздействием, сниженной мотивацией и т.п. Характерными симптомами дислексии являются неспособность расчленять слово на фонемы и неспособность быстро называть простые зрительные стимулы (предметы, цвета, буквы, цифры). У дислексиков также часто встречаются слабые, но различимые нарушения зрительного и слухового восприятия и некоторые проблемы с координацией. Предполагают, что причиной дислексии являются специфические нарушения в клетках головного мозга.

Еще в начале ХХ в. было замечено, что случаи дислексии носят семейный характер. В 1950 г. было проведено первое семейное исследование дислексии. С тех пор генетические исследования дислексии стали носить систематический характер. Исследования близнецов показали более высокую конкордантность МЗ близнецов (68%) по сравнению с ДЗ (38%). Результаты свидетельствуют о роли наследственности и общей среды.

При подсчете простой конкордантности дислексия рассматривается как качественный, альтернативный признак, однако нет сомнения, что дислексия является сложным признаком, который требует количественной оценки и разработки стандартных критериев. При этом одной из главных задач является разработка методов количественной диагностики и определение пороговых оценок для постановки диагноза. К сожалению, следует констатировать, что единых психометрических критериев дислексии пока не существует. Это объясняется вариативной симптоматикой, возрастными изменениями, отсутствием четкого определения дислексии. Работа в этом направлении продолжает вестись. В ней принимают участие психологи, физиологи, медики, генетики.

Несмотря на отсутствие общепринятых критериев дислексии, на настоящий момент совершенно очевидно, что для генетических исследований дислексия должна рассматриваться как сложный мультифакториальный признак с пороговым эффектом. Вряд ли столь сложный фенотип определяется единственным геном с известной функцией, хотя это нельзя считать решающим аргументом в пользу мультифакториальной природы дислексии.

Большинство исследований последних лет показывают, что расстройства, связанные с действием одного гена, как правило, реже встречаются в популяции и носят более тяжелый характер. Например, ранняя форма болезни Альцгеймера. Недавно среди речевых нарушений также было обнаружено специфическое расстройство, связанное с мутацией единичного гена.

Не так давно была описана трехпоколенная семья, известная как КЕ, в которой наблюдалось выраженное речевое нарушение специфического характера (особый тип косноязычия). Это нарушение наследовалось по аутосомно-доминантному типу. Используя традиционный анализ сцепления, удалось картировать ген на небольшом интервале длинного плеча 7 хромосомы. Мутационный анализ позволил выявить конкретную мутацию в гене FOXP2, ответственную за синтез белка, фактора транскрипции. Мутация была обнаружена у всех пораженных членов семьи КЕ, однако среди других 270 детей с различными формами речевых расстройств подобного дефекта не было обнаружено ни в одном случае.

Нужно признать, что генетический анализ дислексии является сложной задачей. Это связано, во-первых, с тем, что не имеется прямой связи между генотипом и фенотипом. Во-вторых, фенотипическая вариативность дислексии чрезвычайно велика и меняется с возрастом. Например, у взрослых дефект компенсируется, но первичные признаки дислексии сохраняются. В-третьих, отсутствует единое понимание того, что такое дислексия: является ли она единым признаком или представляет собой целый кластер нарушений отдельных способностей (фонологических, орфографических, способности к быстрому называнию и т.п.). Вследствие этого различные исследователи пользуются разными экспериментальными подходами к изучению дислексии. Накладывает свой отпечаток и специфика языка той страны, в которой ведется исследование (большая часть работ выполнена на англоговорящих популяциях, однако исследования ведутся и в Дании, Норвегии, Финляндии, Германии). Все это создает многочисленные трудности для обобщения результатов генетического изучения дислексии.

Близнецовые и семейные исследования указывают на роль наследственности в развитии дислексии. Первая попытка связать наследуемость дислексии с конкретной хромосомой была предпринята в 1983 г. С помощью анализа сцепления удалось показать, что возможной зоной локализации дислексии является центромерный участок 15 хромосомы. В связи с развитием новых технологий поиски локусов, ответственных за этот дефект, в последнее время ведутся довольно интенсивно. Показана связь дислексии с 6 хромосомой (6 и 15 хромосома прицельно исследуются многими научными группами). Недавно было выявлено сцепление с участками 2, 3 и 18 хромосом.

Успешность проводимых в этом плане работ будет определяться тремя основными направлениями:

Во-первых, созданием методов картирования генов для количественных признаков, связанных с речевой сферой;

Во-вторых, выделением и вовлечением в генетические исследования более частных фенотипов, определяющих дислексию;

В-третьих - созданием возможностей для сканирования всего генома.

Главной целью поиска ключевых генов является попытка проникнуть в молекулярные механизмы патологии дислексии. Параллельно можно будет больше узнать о том, как осуществляется чтение и другие речевые процессы в норме. Идентификация конкретных генов не является самоцелью. На следующем этапе предстоит выяснить их функции (функциональная геномика), т.е. функции тех продуктов, которые кодируются данным геном: вовлечены ли они в метаболизм клетки и каким образом, являются ли они регуляторами транскрипции или структурными белками. Например, если соответствующий ген кодирует белок, являющийся мембранным рецептором, можно будет начать поиск агентов, с которыми он взаимодействует, и попытаться найти способы, чтобы изменить или прервать пути поступления сигналов. Идентификация генетических механизмов, ответственных за развитие нарушения чтения и других речевых процессов, будет способствовать выяснению природы нарушения и на других уровнях (физиологическом, нейропсихологическом). Все это приведет к лучшему пониманию природы дислексии и даст возможность для развития методов ранней диагностики и коррекции нарушения.

Дислексия является одним из сложных системных нарушений развития, которое в настоящее время в психогенетике изучено наиболее полно. На примере дислексии хорошо видно, в какой логике ведутся исследования генетики сложных нарушений и заболеваний. Кроме дислексии и других специфических когнитивных нарушений, современная психогенетика большое внимание уделяет исследованиям раннего детского аутизма и синдрома гиперактивности и дефицита внимания, которые также относятся к системным нарушениям развития и представляют интерес в связи с возрастающей встречаемостью среди детской популяции..

Мозаичная шизофрения - это что-то подобное «уравнению квадрата». Квадратное уравнение существует, а вот перестановка понятий в формулировках ведёт к непонятным определениям. Таким образом образуются странные диагнозы народного характера. Можно ещё говорить про мозаичный психоз. Термин скорее литературный, чем медицинский, но так иногда принято называть сложные комплексы симптомов. В классе V МКБ-10 ничего такого нет, а постановка диагноза с термином «мозаичный» просто ни о чём конкретном бы не сказала. Однако комплекс психозов ещё можно называть мозаичным. Дань традиции, если так можно выразиться.

Мозаичная шизофрения предполагает целый комплекс психозов

Вообще диагнозы параллельного с реальностью типа - это не редкость в психиатрии. Обычно встречаются явно устаревшие термины, хитрая комбинация слов из разных определений или приделывание к основному понятию дополнительных слов. Иногда термины появляются из названий книг вполне заслуживающих уважения или просто интересных авторов. К примеру, «информационный психоз» из названия книги Крохалева Г. П., а «мозаичная психопатия» - это какой-то не совсем нужное название, которое в начале 21-го века приобрело популярность с подачи психиатра Дмитрия Щигельского. Данное расстройство он и некоторые другие врачи нашли у президента республики Беларусь. В результате был опубликован фундаментальный труд «История болезни Александра Григорьевича Лукашенко». В нём указан и диагноз: «умеренно выраженная мозаичная психопатия с преобладанием черт параноидального и диссоциального расстройств личности ».

Есть сведения, что Александр Григорьевич имеет подобный недуг. Однако доказательств этому не поступало.

Под «мозаичной психопатией» принято понимать сочетание признаков множества синдромов. В комплексе они представляют собой диссоциальное расстройство личности F60.2, которое может выражаться самым разным образом. Эрик Берн выделял два типа - активный и латентный . Первый тип агрессивен, может сдерживать себя только в присутствии авторитета. Такие люди:

  • сознательно отлынивают от работы;
  • способны на криминальные поступки;
  • нарочно создают проблемы на дорогах;
  • склонны к криминалу.

Иногда больные мозаичной шизофренией ведут себя крайне агрессивно

Второй же - более мягок и своё поведение строит на собственном, чаще всего - глупом, истолковании того, как правильно, а как - нет. В диагнозе Щигельского более всего умиляет использование термина «параноидального» в сочетании с расстройством личности.

К разряду специфических расстройств относится F60.0 параноидное (параноическое) расстройство личности, которое в сущности своей мало отличается от диссоциального. Такие люди подозрительны, злопамятны, мстительны, склонны к фрустрации, тенденции к острому переживанию своей значимости.

Делать микс не было никакой нужды, но видимо Щигельскому хотелось впихнуть в своё определение состояния Лукашенко побольше плохих слов. Был бы диагноз «Мерзость и гадость личности агрессивного типа» он бы и его использовал. В сочетании с мозаичным психозом получилось особенно внушительно.

Магия терминов и реальность

Но это всё ещё имеет какое-то отношение к психиатрии. Правда, расстройства личности - это не психические расстройства в полной мере, а просто выделение типа мышления и поведения, психологической конституции человека, и часто никакого лечения не требует. Магия слов в том, что в одной фразе сочетается что-то с намёком на мозаику и со словами про параноидность. Последняя же ассоциируется в сознании людей исключительно с шизофренией. Вот такие термины и порождают диагнозы по ту сторону от обоснованных, а потом люди ищут симптомы мозаичной шизофрении.

Наличие у человека шизофрении еще должен подтвердить квалифицированный психотерапевт

Все виды патогенеза, которые отличаются бедностью симптомов, выделены отдельно. Есть специальный код F21.5 «Бедная симптомами» шизофрения. Только это не шизофрения, а шизотипическое расстройство. Суть постановки диагноза, который имеет отношение к блоку F20, как раз в том и заключается, что нужно найти несколько критериев. Каждый из них характеризуется своими симптомами и получается индивидуальный комплекс признаков. Если шизофрения, то всегда она богата симптомами, всегда они укладываются в мозаику и отмечать это особо нет никакой нужды.

Большую путаницу вносят попытки отслеживания в симтомокомплексе признаков праноидности вне постановки диагноза «шозофрения». Трудно сказать, как и кто это всё себе представляет, но на практике может выглядеть так… Заходит мужик домой. Первым делом оскорбляет жену. Потом садится ужинать, обязательно оставляет часть еды, чтобы заявить о том, что пища отвратительна. Стучит кулаком по столу. Сын прячется, потому что папа сейчас начнёт проверять дневник. Проверяя же он думает о том, а тот ли это вообще дневник. В настоящем наверняка одни двойки, а этот он для отвода глаз подсовывает. И так всё время. Работать с такими людьми невозможно, жить сложно. Параноидальность же присутствует в виде некоторых черт и не более. Не просто недоверчивы, но это принимает причудливые патологические черты. Не просто озлоблены, но аж до возникновения особенностей озлобленной личности.

Мозаичная психопатия – расстройство личности, при котором у человека имеется множество признаков различных типов психопатий, приводящее к выраженным затруднениям социального приспособления.

При смешанном расстройстве личности основной психопатологический синдром или не определяется, или является не стойким, при этом преобладают то одни, то другие психопатологические проявления.

Разноплановость симптомов, свойственных психопатии мозаичного типа, приводит к тому, что человеку невероятно сложно ужиться в обществе, приспособиться к неписаным социальным требованиям (что такое психопатия, как она проявляется — читайте ).

Смешанное расстройство личности: признаки сочетания различных типов психопатий

Если в характере человека сочетаются истерические, неустойчивые и взрывные черты характера, имеются нарушения влечений, тогда такая взрывная смесь может стать основой для появления различных видов зависимостей (алкогольной, наркомании, игровой, сексуальной и других).

Расстройство личности смешанного типа, при котором сочетаются признаки и психастенические черты, часто является почвой для появления сверхценных идей. Такие люди возводят какие-то обычные мысли, идеи в разряд особо значимых, всеми силами стараются реализовать свои идеи. Людям, у которых признаки шизоидного расстройства личности сочетаются с , очень сложно ужиться в обществе. Они не умеют устанавливать контакты с окружающими, но в то же время везде и всюду стараются реализовать свои сверхценные идеи.

Наслоение органического расстройства личности

Встречается и такое, что на признаки врожденной мозаичной психопатии наслаивается . Данная патология является приобретенной. Множество заболеваний, сопровождающихся поражением головного мозга, могут привести к тому, что возникают существенные изменения в уже сформировавшейся личности человека. Наиболее распространенные причины развития органического расстройства личности — черепно-мозговые травмы, эпилепсия, нейроинфекции, алкоголизм.

Если до болезни у человека присутствовали признаки смешанного расстройства личности, ему было трудно найти общий язык с окружающими, то после присоединения заболевания головного мозга, эти признаки становятся еще более выраженными, а сам человек — еще более несносным.

Могут возникать следующие признаки болезни — снижается способность к целенаправленной деятельности, могут появляться (или усиливаться) эмоциональная неустойчивость, приступы беспричинной злобы или эйфории. Такие люди говорят долго, обстоятельно, однако фактически они повторяют одно и то же. В высказываниях могут звучать бредовые идеи.

Лечение

Сама по себе мозаичная психопатия не требует лечения, за медицинской помощью приходится обращаться только в случае обострения личностного расстройства. Показания для обращения к специалисту — появление выраженного возбуждения, бредовых идей, навязчивостей, депрессивного состояния, тогда необходимо проводить .

Если же у человека произошло наслоение органического расстройства личности на уже имеющуюся смешанную психопатию, тогда лечение просто необходимо. Его задача — не допустить дальнейшего прогрессирования болезни, максимально сохранить социальную адаптацию человека. В зависимости от присутствующих симптомов могут назначаться нейролептики, транквилизаторы, антидепрессанты, нормотимические средства, витамины.

Мозаичная психопатия характеризуется множественными проявлениями антисоциального поведения. Люди, страдающие мозаичной психопатией, не могут войти в рамки социальной жизни. Иногда в психологии используют другие термины мозаичной психопатии: множественная психопатия, смешанная психопатия или диссоциальное расстройство личности. Психопатическая личность и антисоциальная личность (социопат) являются равнозначными понятиями.

В настоящее время достоверной причины развития мозаичной психопатии не выявлено. Учеными выделены две теории развития заболевания:

  • наследственная предрасположенность;
  • влияние социальной среды.

Сторонники наследственного характера заболевания предполагают доминирующее влияние определенной последовательности генов на развитие психопатии. Не исключается и роль мутаций в генотипе человека. В пользу этой теории говорит частые сочетания психопатий с органическими поражениями головного мозга (олигофрения, шизофения, задержка умственного развития).

Многие специалисты обращают внимание, что на развитие антисоциального поведения зачастую влияют черепно-мозговые травмы в анамнезе.

При превалирующем влиянии социальной среды в условиях игнорирования норм и правил поведения возможно развитие психопатии без органического поражения головного мозга и при отсутствии подобных заболеваний в семье.

Многие психологи склоняются к двум этим версиям патогенетического формирования мозаичной психопатии. Известно, что в 50% случаях при наличии предрасположенности решающая роль принадлежит факторам среды обитания. Благоприятная обстановка в семье и раннее привитие социальных норм снижают развитие психопатического поведения даже в случае генетической предрасположенности.

Психопатическая личность

Термин «психопатическая личность» употребляется многими врачами для характеристики больных с антисоциальным поведением. Смешанное расстройство личности имеет следующие признаки антисоциального поведения:

  • неспособность формировать привязанность к окружающим людям, в том числе к детям и родителям;
  • игнорирование социальных норм и правил;
  • агрессивность в поведении;
  • навязывание собственных мыслей и мнения окружающим людям;
  • стремление к доминированию в отношениях;
  • ложь для собственной выгоды;
  • неспособность планировать свои действия;
  • невыраженное чувство совести.

Психопатическая личность не может испытать искреннего чувства привязанности к людям, поэтому свои отношения начинает строить с целью достижения определенной выгоды. При этом они понимают все нормы и правила поведения, но продолжают сознательно их игнорировать.

Зачастую такие люди искусно умеют манипулировать близкими и родными для достижения своей цели. Доминирующую роль в поведении определяют собственные желания. Для социопатов не составит труда солгать для собственной выгоды. Среди них часто встречаются люди, совершившие правонарушение. Чувство вины люди с расстройством личности не испытывают. Для собственной выгоды они могут имитировать нормальное поведение, но на короткое время.

Характерной особенностью социопатов является импульсивность своих действий. Долгосрочное планирование в своей жизни они не умеют применять. Все действия связаны с достижением кратковременного результата.

При смешанном расстройстве личности социальные ограничения и нормы воспринимаются как инструменты для манипуляций людьми. Социопаты не понимают бескорыстного поведения. Чувства близких и родных людей мало их волнуют. Для удовлетворения своих потребностей они могут применить силу или насилие. В отношениях с людьми социопаты занимают доминирующее значение с явлениями тирании в семье.

Сопутствующие симптомы

Для выявления психопатии мозаичного типа у людей необходимо руководствоваться не только характерными признаками, но и уделить внимание сопутствующим симптомам. Такие симптомы усложняют социальную адаптацию и позволяют выявить социопатов на ранних стадиях формирования антисоциального поведения.

Основными признаками, позволяющими заподозрить мозаичную психопатию, являются:

  • раздражительность;
  • эмоциональная неустойчивость;
  • трудности с обучением;
  • неспособность к трудовому процессу, особенно в систематическом порядке;
  • патологические лгуны, списывающие свои ошибки на других;
  • эмоциональное отреагирование.

Множественное расстройство личности можно выявить у детей с антисоциальным поведением еще в школе. Как правило, такие дети плохо учатся и отличаются жестоким поведением. Они не могут нормально реагировать на внешние факторы, поэтому стараются всегда выбрать для себя роль не жертвы, а хищника. Эмоциональное отреагирование – это механизм защиты, при котором ребенок проигрывает пугающий сценарий с целью замены пассивной роли на активную. Своими жертвами они выбирают более слабых детей.

В раннем диагностировании мозаичной психопатии важная роль отдается школьным психологам, которые должны работать с детьми на предмет социопатии. Особое внимание следует уделять детям из неблагополучных семей, где детям с раннего возраста прививается антисоциальное поведение.

Виды мозаичной психопатии

В психологической практике принято выделять две формы психопатии:

  • активная;
  • пассивная.

Для людей, страдающих активной психопатией, характерно поведение без внутренних и внешних задержек. Социопаты не сдерживают своего поведения и не считают нужным соблюдать законы и правила в обществе. Такие люди некоторое время могут вести себя нормально, особенно когда этого требует режим или присмотр авторитетных людей (госпитализация или тюремное заключение). При отсутствии надзора активные социопаты снова ведут антисоциальный образ жизни. Присутствие морали и совести у них не наблюдается.

Пассивные социопаты в своей жизни руководствуются определенным сводом правил, которые заменяют им совесть и другие чувства. Наиболее часто такие люди привержены религии и активно соблюдают все религиозные законы. У таких людей часто встречается идеологическое поведение, когда для подражания они выбирают идеал или авторитетную личность. Эти люди просто повинуются определенным законам без осознания человечности своих поступков. При лишении идеала и изменении привычного образа жизни пассивные социаопаты могут проявлять антисоциальное поведение.

Мозаичная психопатия и закон

Нередко результатом антисоциального поведения является нарушение закона в результате девиантного поведения. Виды девиантного поведения:

  • криминальное;
  • антиобщественное.

Нарушение законодательства в области административного или уголовного права ведут к возникновению последствий в виде сексуального нападения, мошенничества, хулиганства и в самых тяжелых случаях убийства.

Нарушение антиобщественных норм и правил не приносит прямого вреда окружающим людям, но может косвенно на них отразится. К такому поведению относится уклонение от трудовых обязанностей, мелкие пакости или неадекватное поведение.

Черты психопатической личности часто приводят их к совершению различных преступлений. Однако социопаты никогда не сожалеют о совершенном нарушении закона, а лишь о том, что их поймали.

В социальном плане такие личности могут реализоваться в качестве лидеров преступной группировки или религиозных сект. Судьба многих людей, страдающих мозаичной психопатией, бывает связана с употреблением наркотиков или алкоголя. Зависимость формируется лишь для удовлетворения собственных желаний.

Диагностика

В международной классификации болезней МКБ-10 не существует диагноза «мозаичная психопатия». МКБ-10 содержит раздел личностные расстройства. Именно здесь имеются возможные диагнозы психопатических расстройств личности.

При мозаичной психопатии диагноз устанавливается при наличии следующих признаков (не менее трех):

  • равнодушное отношение к близким людям;
  • безответственность и пренебрежительное отношение к социальному поведению;
  • неспособность формировать привязанность;
  • низкий порог сдерживания своего агрессивного поведения и короткий период фрустации;
  • отсутствие чувства вины;
  • всевозможное оправдание своего поведения и обвинение других людей.

Если установлено хотя бы три признака, то врач может спокойно поставить диагноз «диссоциальное расстройство личности» или «мозаичная психопатия». Иногда для диагностики просматривают записи школьного психолога о наличии конфликтного поведения. Дополнительным признаком может учитываться эмоциональная нестабильность и раздражительность.

Но стоит отметить, что оценка поведения каждого пациента учитывается индивидуально. Для этого составляются соотношения религии и закона для формирования антисоциального поведения.

Существует еще ряд критериев введенных Американской психической ассоциацией, наличие которых обязательно для диагноза «мозаичная психопатия»:

  • несоответствие социальным нормам и правилам;
  • лицемерное поведение;
  • отсутствие планирования в повседневной жизни;
  • агрессивное и жесткое поведение;
  • подверженность себя и окружающих неоправданному риску;
  • безответственное поведение на работе и в жизни;
  • отсутствие жалости к окружающим и безразличное поведение.

Диагноз может быть установлен только совершеннолетним людям. При этом следует учитывать проявления психопатии в возрасте до 15 лет.

При наличии сопутствующих психических заболеваний необходимо доказательство наличия антисоциального поведения в периоды благополучия. Например, при маниакально-депрессивном синдроме не учитывается поведение в период маний и депрессий. Для выявления сложных случаев собирается комиссия с проведением психологической экспертизы для выставления заключительного диагноза.

Лечение

По своей сути психопатия является индивидуальной особенностью конституции человека. Терапия патологии направлена не на изменение личности человека, а на корректировку его социального поведения.

Лечение мозаичной психопатии проводится психотерапевтами. При этом следует отличать термин «психотерапевт» от врача-психиатра. Психиатр занимается лечением душевнобольных людей с клиническим диагнозом по психиатрии.

Основой деятельности психотерапевтов является проведение психотерапевтических сеансов, во время которых составляется психологический портрет пациента. Психотерапевтами могут быть специалисты с высшим медицинским или психологическим образованием, которые окончили специальные курсы обучения. Целью психотерапевтических сеансов является коррекция социального поведения.

Выделяют следующие виды психотерапевтической помощи:

  • индивидуальные сеансы;
  • групповые сеансы;
  • семейные сеансы;
  • группы взаимопомощи;
  • просветительская деятельность;
  • изменение среды обитания.

Пациенты с мозаичной психопатией очень редко обращаются за помощью самостоятельно. Посещать психотерапевта их обязует закон при пребывании в исправительных учреждениях. На сеансах специалист проводит психоанализ с выявлением основных проблем пациента.

Многие практикуют групповые сеансы, когда подбирается целая группа пациентов со схожим поведением. На сеансах выясняют причины антисоциального поведения и рассматривают различные пути их решения.

Одной из проблем психоанализа является враждебный настрой пациентов, которые считают, что врач специально хочет их дискредитировать в глазах окружающих людей. Поэтому основой психоанализа является установление доверительных отношений между врачом и пациентом.

Иногда при повышенной агрессивности применяется медикаментозная терапия. Для лечения используют различные группы препаратов:

  • седативные средства;
  • нейролептики;
  • транквилизаторы;
  • ноотропные средства;
  • метаболические препараты;
  • нормотимики.

Проявление антисоциального поведения невозможно убрать с помощью лекарств. Прививать нормальный социальный образ можно только с использованием психотерапевтических сеансов.

Иногда люди сами обращаются за помощью к специалистам, когда замечают свое различное восприятие окружающего мира от остальных людей. Самостоятельно понять суть проблемы такие пациенты не могут, поэтому зачастую пребывают в растерянном состоянии.

Терапия психопатии направлена не на изменение личности пациента, а на развитие его способности адаптироваться к условиям социальной среды. Снижение уровня тревожности и эмоциональной агрессии помогает пациентам управлять своим поведением.

Хорошая лекция про личностные расстройства: