Как быстро научится играть в шахматы. Как научиться играть в шахматы: советы для начинающих


Шахматы – популярная игра для детей и взрослых, развивающая внимательность, интеллект, логическое мышление. Начать играть можно в любом возрасте, начиная с 3-х-4-х лет. Занятия дадут хороший результат, если тренироваться регулярно, а также уделять время получению теоретических знаний.

Как научиться хорошо играть в шахматы

Хорошо играть в шахматы невозможно без базовых знаний. Но бывает, что игрок знает правила, обладает опытом игры, однако, не доволен достигнутыми результатами. Тогда помогут следующие советы:
  1. Начните разбираться в нюансах с эндшпиля . В шахматах существует три стадии: дебют, миттельшпиль и эндшпиль. Классическое обучение начинают с эндшпиля – на этой стадии на поле немного фигур, можно детально поработать с каждой и понять ее качества, увидеть, когда сильна и слаба эта фигура.
  2. Хорошо изучите дебюты . Шахматист, получающий мат в начале партии, вряд ли дойдет до ее поздней стадии. Лучше выбирать открытые дебюты, позволяющие развить живую комбинационную игру. Основная задача начала партии – улучшить положение своих фигур и помешать это сделать сопернику. Пешки должны захватить центр, в игру сначала вводят легкие фигуры (коней и слонов), затем тяжелые (ладьи и ферзя). В середине партии – миттельшпиле – нужно бороться за сильные позиции, не давая противнику занять их.
  3. Играйте с соперниками сильнее себя . В партиях через интернет или вживую выбирайте противников, играющих немного лучше вас. Тогда вы сможете учиться у них навыкам игры, при этом оказывать достойное сопротивление. Не стоит играть с теми, кто значительно превосходит вас по уровню мастерства – они быстро одержат победу, а вы не сможете найти причины неудачи. Сначала выбирайте длинные партии, не нужно сразу переходить к блицам по 3 или 5 минут.
  4. Анализируйте свою игру . После каждых двух-четырех партий оценивайте свою игру, ищите ошибки и возможности для улучшения техники. Компьютерные партии фиксируются автоматически, игры вживую нужно записывать самостоятельно, изучив шахматную нотацию. Со знакомым соперником можно обсудить партию совместно. Для анализа компьютерных партий используют программы, например, Stockfish. Такие способы, конечно, экономят время, однако, полезнее оценивать игру без их помощи.
  5. Не играйте с компьютером . Компьютерные программы плохо подходят для обучения. На высоком уровне компьютер всегда вас обыграет, а на низком – будет допускать глупые ошибки. Старайтесь играть с живыми людьми – в офлайн или через интернет.
  6. Решайте задачи и этюды . Они тренируют логическое мышление и готовят к реальной игре. Научившись справляться с учебными задачами, вы быстрее будете находить решение на практике. На самом начальном этапе хорошо подходят задачки на простую тактику, со временем можно перейти к сложным этюдам. Существует большое количество подборок для отработки любых элементов игры на любой стадии партии. Желательно проконсультироваться у тренера или опытного шахматиста – он подскажет, где есть недочеты и как их исправить.
  7. Учитесь у профессионалов . Существует большое количество онлайн-курсов, рассказывающих как научиться играть в шахматы для начинающих. При выборе нужно уделить внимание квалификации преподавателей. Для хорошего результата лучше выбирать уроки с тренером по скайпу или офлайн. Живое обучение эффективнее, чем вебинары в записи, так как предполагает быструю обратную связь.

Как научиться играть в шахматы детям

Научить ребенка игре в шахматы можно с 3-х-4-х лет. Нужно понимать, что дети учатся новым навыкам не так, как взрослые. В первую очередь, их надо заинтересовать и вовлечь в игру, иначе малыши быстро потеряют интерес. Существуют специальные игровые методики обучения, помогающие объяснить правила, сложные для детского понимания. Идеальный вариант – отдать ребенка в шахматную секцию. Важно, чтобы занятия были систематическими, а знания преподавались от простого к сложному. Перед первым занятием расскажите ребенку об игре, объясните, что партия идет только на доске, познакомьте с фигурами.
Хорошо, если у вас есть возможность закреплять полученные знания дома, например, играя с малышом в шахматы, читая тематические книги, решая с ним задачки по возрасту. Хвалите ребенка за сделанные успехи, не придавайте большого значения проигрышам или невнимательности, не ругайте его, чтобы у малыша не появился страх неудачи.

Как научиться игре в шахматы с нуля

Взрослые, начинающие обучения с нуля, могут получить базовые знания из онлайн-курсов, книг, обучающих роликов. Однако быстро научиться играть в шахматы поможет только тренер – самостоятельно освоить все нюансы очень сложно. Занятия в группе дадут возможность получить нужную практику и достичь хороших результатов в любом возрасте.
В «Русской шахматной школе» проходят уроки по шахматам для детей от 3-х лет и взрослых. Есть программы для начинающих и профессионалов, занятия проводятся индивидуально и в группах. Подробную информацию вы найдете

Вопрос о том, как научиться играть в шахматы, интересует тех людей, которым нравятся стратегические игры, но они не знают правил данного развлечения. В данной статье присутствует пособие для начинающих пользователей с объяснением основных аспектов. Этих теоретических знаний будет достаточно для того, чтобы начать их оттачивать на практике.

Доска и ходы

Если человек хочет узнать, как научиться играть в шахматы, то первым делом ему следует ознакомиться с общими правилами. Доску необходимо установить так, чтобы справа снизу у каждого игрока была белая клетка. В нижнем ряду фигуры устанавливаются по одной одинаковой с каждой стороны. Сначала ладьи, затем кони, дальше слоны, а ферзь ставится на ту клетку из двух оставшихся, которая соответствует его цвету. Королю достается последняя позиция в нижнем ряду. Вторую горизонталь полностью занимают пешки. Следует помнить, что ходить через свои фигуры запрещено, исключением является конь. Ставить их на места других воинов на поле также невозможно. В шахматах не обязательно бить бойцов противника, это делается по желанию.

Общая стратегия и первые фигуры

При возникновении вопроса о том, как научиться играть в шахматы, следует запомнить в первую очередь общую тактику. Фигуры бить не обязательно, но цель игрока состоит в том, чтобы создать угрозу каждому воину соперника и при этом сохранить своего бойца. Шахматы часто сравнивают с реальным полем боя, где действуют похожие законы. Именно потому фигуры на доске можно считать отрядами в войске или бойцами. Любой великий полководец прошлых эпох умел отлично проводить партии в этой игре.

Первой и самой важной фигурой на поле является король. Его предстоит защищать всеми силами и при этом пытаться убить вражеского монарха. Он может двигаться только на одну клетку в любом из направлений, включая диагональ. Когда создается угроза для короля, то это называется «шах». В этом случае пользователь должен отвести главную фигуру или закрыть ее другим бойцом. Если сделать подобное невозможно из-за перекрытых путей отступления, то противник поставил «мат» и игра на этом заканчивается.

Ферзь и ладья

Чтобы вопрос о том, как научиться играть в шахматы, больше никогда не возникал, пользователям следует предельно ясно запомнить ходы всех фигур. Одной из них является ферзь - самый сильный отряд на боя. Им можно ходить во все стороны на любое количество позиций, включая диагональные переходы. Ферзь не может перепрыгивать через свои или вражеские фигуры. Действовать этим бойцом следует предельно внимательно, ведь его потеря сильно ослабит общие позиции. Ладья также является сильной фигурой и может ходить по горизонтали и вертикали на неограниченное число позиций. От ферзя она отличается только тем, что не может ходить диагонально. На практике приветствуется координация действий между ладьями. Если они прикрывают друг друга, то создают мощное давление на ряды противника. Об этом следует помнить и использовать на практике в разных партиях.

Остальные фигуры

В пособии о том, как научиться играть в шахматы с нуля, обязательно нужно упомянуть фигуру слона. По своей сути она похожа с ладьей, но ходить может только по диагонали на неограниченное количество клеток. Из-за правил расстановки слоны каждого игрока двигаются всю партию только диагонально и по одному цвету. Это сделано для тактического разнообразия и чтобы фигуры не могли столкнуться.

Конь является одной из самых трудных фигур для реализации из-за своих ходов. Он может двигаться только в форме буквы «г». Это значит, что он шагает на три клетки по горизонтали или вертикали, после чего на одну под углом девяносто градусов. Именно там он должен остановиться для завершения хода.

Пешка считается простой фигурой только при недостаточном количестве опыта. При первом ходе ею можно совершить передвижение на два шага вперед, в дальнейших ходах передвигать можно только на одну клетку. Забирать вражеские фигуры пешка может, когда они стоят диагонально перед ней на соседних позициях. Другие бойцы могут становиться прямо перед ней, и тогда отряду придется остановиться. В таком случае пешка не сможет ходить, а также убрать преграду.

Исключительные возможности пешек

При желании узнать, как научиться играть в шахматы с нуля, пользователя стоит ознакомить не только с ходами, но и некоторыми особенными правилами. Два из них касаются пешек - наиболее слабых фигур. Первое заключается в том, что по достижении крайнего ряда врага пешка может превратиться в любую другую фигуру. Чаще всего игроки выбирают ферзя, но ограничений в этом случае не предусмотрено. Такая особенность доступна только пешкам, ведь достигнуть ими последней горизонтали врага невероятно сложно. Второе правило носит название Воспользоваться им можно в том случае, если пешка противника первым ходом на две клетки вперед проскочила опасную зону по диагонали и стала бок о бок с вашей самой слабой фигурой. В этом случае ее можно забрать и стать на ту позицию по диагонали, где должен был быть вражеский боец, если бы сходил на одну, а не на две клетки. В теории эти правила могут показаться сложными, особенно для тех, кто пытается научиться играть в шахматы самостоятельно. На практике же их исполнение элементарное и не требует много ресурсов.

Рокировка

Еще одним трудным правилом для тех, кто желает научиться играть в шахматы с нуля самостоятельно, будет освоение возможности под названием рокировка. Это специальный ход с взаимодействием короля и ладьи. Главная фигура на доске передвигается на две клетки в сторону, а второй боец выходит с крайнего угла и становиться по другую сторону от монарха. Сделать подобное можно только при соблюдении ряда важных условий. Во-первых, обе фигуры до рокировки не должны совершать ходов. Во-вторых, между ними не должно быть других фигур, которые занимают необходимые позиции для обмена. В третьих, рокировку невозможно совершить, если это подставит короля под удар вражеского бойца. Такая комбинация на самом деле является очень полезной, ведь помогает ввести в бой ладью. При этом король отодвигается дальше от центра, где он со временем станет более уязвимым. На практике рокировка активно используется в обе стороны, главное - соблюдение условий.

Начало игры и условия победы

Вопросы того, как научиться играть в шахматы, для начинающих вполне понятны, ведь игра требует времени. Невозможно сесть и сразу стать гроссмейстером, ведь на это должны уйти сотни часов упорных тренировок. При начале каждой партии следует знать, что первой ход совершает белая сторона. Между противниками обычно подкидывается монетка за право выбрать этот цвет. Второй ход черной стороны, а дальше по очереди. Мат, о котором упоминалось выше, является сигналом к победе одного из пользователей, но не всегда случается победа. Есть несколько вариантов, которые приводят к ничейному результату. Это может случиться по обоюдному согласию или в результате того, что на доске недостаточно фигур для мата в любую из сторон. Ничья объявляет и тогда, когда на поле повторяется трижды одинаковое расположение бойцов, даже если это случилось не подряд. При патовой ситуации, когда игрок на своем ходе не может передвинуть фигуры, а королю не создана угроза. Последним вариантом такого результата может быть пятьдесят ходов с каждой из сторон, при которых пешки остались на местах, и ни одна фигура не была взята.

Если вы хотите узнать, как научиться хорошо играть в шахматы, то эти советы станут отличным началом перед практическими занятиями. Изначально пользователю стоит привыкнуть к тому, что король - главная фигура и сосредотачивать внимание нужно не только на атаке. Можно быть за один ход до мата, но если прямо сейчас заберут главную фигуру всего отряда, то это будет неважно. Позаботьтесь о выполнении условий рокировки, дабы ввести ладью и создать лучшую защиту для короля. Любому игроку стоит всегда помнить о расположении сил на доске. Для этого специально была создана простая система подсчета очками, где пешка берется в качестве базовой единицы. Остальные фигуры стоят больше, и на этой основе можно делать выводы о том, какие отряды можно или нельзя отдавать противнику. Слон и конь стоят по три пешки, ладья пять единиц, а ферзь целых девять. Главная фигура в этот список не входит, ведь ее потеря означает конец всей партии. Подобная система помогает принять решения в ходах. Например, обменять ладью на слона будет проигрышным вариантом, но получить за ее счет ферзя не стоит отказываться.

Если вы хотите узнать о том, как быстро научиться играть в шахматы, то этот материал вместе с практическими сражениями отлично подойдет начинающим игрокам. Пользователям стоит знать, что партии здесь не зря сравнивают с полем битвы. Очередным подтверждением тому является борьба за центр доски. Захват преимущества на этих позициях значительно упростит путь к победе. Создавайте давление на этих участках, дабы подготовить плацдарм для штурма короля. Жертвовать важными фигурами не стоит, цели можно достичь грамотным использованием всех ресурсов. Это связано со вторым простым советом - вводить в бой следует все имеющиеся отряды. Пока они стоят снизу, то ничего не смогут сделать для атаки или обороны. Первыми в бой чаще всего вступают кони и слоны, затем ферзя, а ладья подключается только после рокировки. Это самый легкий путь включения этого бойца в сражение.

Изобретение игры и лучшие ходы

Чтобы узнать, или взрослым стоит не только прочесть всю теоретическую информацию, но и запастись терпением для практических поединков. Эта игра - далеко не одна из самых простых, ведь тогда бы у нее не было такой популярности среди людей. Считается, что похожие развлечения придуманы еще две тысячи лет назад в Индии. Современный стиль шахмат появился где-то в пятнадцатом веке, и с тех пор их популярность не падает. Одной из причин этого является разнообразие данной игры с сотнями всяческих стратегий. В ней нет лучших ходов, хоть опытные игроки выделили несколько успешных позиций для старта. Например, утверждал, что лучше всего начинать партию с пешки над королем и передвигать ее на две позиции вперед. Именно потому множество пользователей продолжает это делать в сражениях. Популярным также является выдвижение пешки над ферзем или конем. Остальные ходы на старте принято считать не такими перспективными.

Улучшение навыков

Многие игроки задаются вопросом о том, где научится играть в шахматы. Ответом будут онлайн сражения, где тысячи других пользователей ищут себе противника. Именно в сети можно отточить своим навыки и применить теоретические знания. Для профессионалов будет эстетическим наслаждением персональное состязание с красивыми деревянными фигурами и доской. Новичкам же больше подходят тренировки в цифровом формате. Программные алгоритмы не позволят сделать неправильных ходов, а на практике взаимодействия между фигурами на поле сражения лучше осваиваются. Не стоит также забывать, что шахматы в первую очередь призваны дарить эстетическое наслаждение для пользователей. Новичкам достаточно тренироваться, запоминать ошибки, и в будущем обязательно удастся достичь новых высот.

Для успешного освоения шахматного искусства недостаточно знать лишь правила игры - придется запоминать значительно больший объем информации и постоянно отрабатывать его на практике. Основой шахматной игры является знание многочисленных шахматных комбинаций, в частности, тактических приемов - их особенно важно изучать начинающим шахматистам, которым хочется узнать, как научиться хорошо играть в шахматы.

Шахматы для начинающих: простые тактические приемы

На самом деле шахматные комбинации включают в себя множество разных тактических приемов, поэтому мы рассмотрим лишь некоторые из них.

Отвлечение

Этот тактический прием направлен на то, чтобы отвлечь фигуру противника от защиты поля или выполнения какого-либо действия. Посмотрите на следующий рисунок:

Как видим, пока что преимущество у черных, так как у них есть лишняя фигура. Но расположены их фигуры не самым лучшим образом: ладья и слон на клетках e7 и g7 мешают королю свободно передвигаться, оставляя нам возможность для использования тактического приема.

Из белых фигур препятствием для черного короля может стать слон по диагонали a2-g8, а белый ферзь мог бы объявить королю мат, перейдя на g8, если бы не черный слон. Выходит, надо отвлекать вражеского слона:


Перекрытие

Научиться хорошо играть поможет и данный прием: он используется, когда нужно создать препятствие по линии действия вражеской фигуры. Смотрим на исходную картину:

Белые могли бы забрать ладью противника на клетке f8, но она обеспечена защитой черного ферзя. Тут-то нам и понадобится перекрыть ход ферзю и оставить ладью без поддержки.


Завлечение

Как отвлекать фигуры, мы уже узнали, теперь нужно научиться их завлекать - такой прием подойдет, когда нужно, чтобы фигура противника перешла на неудачное для себя поле.

На рисунке выше очевидно, что черные обладают преимуществом по фигурам, так как у них есть черный ферзь против белых коня и слона. Но белым может помочь то, что король соперника делит с ферзем общую диагональ, открывая путь к нанесению тактического удара.


Важно изучать и практиковать и другие шахматные комбинации, чтобы развить у себя комбинационное зрение и хорошо научиться видеть все возможные ходы, знать, где напасть, а где защититься. Еще больше тактических приемов, которые помогут вам узнать, как научиться хорошо играть в шахматы, увидите в следующем видео:

Работая над тактикой и стратегией игры, обратите внимание и на следующие пункты, которые помогут вам научиться хорошо играть в шахматы:

  • Не забрасывайте обучение. Постоянно осваивайте новую информацию - читайте специальную литературу, ищите уроки в Интернете, смотрите обучающие видео.

  • За теорией всегда следует практика, а в этом вам всегда может помочь игра в шахматы онлайн. В Интернете есть очень много бесплатных ресурсов, где можно играть в шахматы в режиме реального времени, с компьютером или с настоящим соперником: например, lichess.org, chess.rcmir.com и другие. Также вы можете зарегистрироваться на форуме любителей шахмат, искать партнеров для игры и задавать вопросы более продвинутым игрокам.
Компьютер — единственный соперник, не находящий оправданий, когда он мне проигрывает. (Роберт Фишер, знаменитый шахматист )

Кроме онлайн-игр, можно скачать программы для шахмат прямо себе на компьютер или приложение на телефон, чтобы научиться хорошо играть в шахматы даже при отсутствии Интернета. А развить память и смекалку помогут и другие интеллектуальные игры, например, ключворды и прочие виды кроссвордов онлайн, которые можно найти на данной странице .

Все же будет хорошо, если вы найдете себе опытного наставника, который сможет вам помогать, объяснять ходы, указывать на ошибки. Еще лучше, если играть партии вы будете вживую: игра в шахматы онлайн все же не заменит захватывающую атмосферу обыкновенной игры на настоящей шахматной доске.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Онлайн шутеры - отличный способ провести время за ПК. Вы погружаетесь в вымышленный мир, но от вашего выбора зависит судьба реальной команды, а победы героя становятся вашими собственными. Конечно, чтобы получать от этого удовольствие, нужно выбрать хорошую стрелялку и научиться мастерски в нее играть.

В данной статье рассматриваются правила игры в шахматы для детей и начинающих. Если вам проще осваивать материал визуально, то запустите вышеприведенное видео. Оно больше рассчитано на детей, но подойдет и новичкам любого возраста.

Шахматы — древнейшая игра и издавна ее сравнивалась со сражением. По одной из легенд даже изобретение шахмат связывают с заказом одного правителя-полководца, который хотел получить игру, так сказать, симулятор реального сражения двух армий. И хотя живая кровь в шахматах не льётся, но вполне уместно представить шахматиста как полководца командующего армией фигур, чтобы лучше понять хитрости баталий за шахматной доской. А начать, пожалуй, следует именно с этой самой шахматной доски.

Шахматная доска для начинающих

Естественно, каждый полководец должен изучить расположение и рельеф местности, где ему предстоит планировать и вести сражения. Шахматисту в этом отношении проще, ведь все свои бои он будет проводить на одной и той же «местности», на стандартной шахматной доске. Но уж эту «местность» опытные игроки изучают досконально, помнят буквально по именам собственное имя каждой клеточки, ее цвет, знают в каком месте доски скорее всего будет происходить самая жаркая борьба, как и какие фигуры туда лучше подвести…

Не пренебрегайте изучением шахматной доски!

Театр военных действий где вам предстоит вести шахматные баталии — квадрат, в свою очередь поделенный на черные и белые квадратики — поля. Всего 64 поля, 32 белых и 32 черных.

Черные и белые поля чередуются и, казалось бы, доска симметрична можно как угодно ее повернуть, ничего не изменится. Но это не так. Прежде чем начинать игру убедитесь, что ближнее к вам левое угловое поле черного цвета.

У каждого поля шахматной доски есть свое собственное имя — координаты. Для этого используют латинские буквы a, b, c, d, e, f, g, h и цифры от 1 до 8, написанные по краям доски вот таким образом:

Ряды из 8 полей, находящиеся напротив каждой из цифр, называются горизонталями, а столбцы из 8 полей, находящиеся напротив каждой из букв, называются вертикалями. Соответственно горизонтали и вертикали и обозначаются своей цифрой или буквой. Горизонталь 1, горизонталь 2… или вертикаль а, вертикаль b и тд. Таким образом каждое поле принадлежит одной вертикали и одной горизонтали, от этого каждое поле и получает свое имя — координаты. К примеру, поле находящееся одновременно на вертикали f и на горизонтали 4 имеет имя — поле f4.

Поля шахматной доски одного цвета, находящиеся на одной линии называются диагоналями. Легко догадаться, что идут они по диагонали доски.

Правила передвижения фигур

Шахматные армии выстраиваются на поле боя лицом к лицу. Силы сторон перед сражением абсолютно равны и результат битвы зависит только от таланта и знаний полководцев. Впереди каждой армии выстраиваются пешки.

У белых 8 пешек по второй горизонтали и 8 пешек у черных по седьмой горизонтали. За спиной у пешек выстраиваются фигуры.

  • по углам доски становятся ладьи:

  • рядом с ладьями встают кони:

  • рядом с конями — слоны:

Чтобы не перепутать местами ферзя и короля следует запомнить простое правило «Ферзь любит свой цвет «. Таким образом белого ферзя следует ставить на белое поле, а черного — на черное. Та сторона доски где в начальной стоят короли называется королевский фланг, а где ферзи — ферзевой.

Начальное расположение на диаграмме:

На деревянной шахматной доске:

Первый ход в шахматной партии всегда делают белые. Ход — это передвижение одной фигуры с одного поля на другое, свободное либо занятое фигурой соперника.

А теперь разберем, как и какие фигуры делают эти ходы, узнаем возможности своих солдат.

Ладья

Ладья — это прямолинейная и мощная фигура, дальнобойная артиллерия шахмат, может двигаться на любое число полей по горизонтали или по вертикали.

Слон

Слон также дальнобойная фигура, шахматный лучник, может перемещаться на любое число полей по диагонали. Легко заметить, что каждый слон может перемещаться по полям одного цвета, либо только по белым, либо только по чёрным. На поле какого цвета в начальной позиции слон оказался, по полям того же цвета он и будет ходить до конца. Поэтому слонов называют белопольными и чернопольными соответственно.

Ферзь

Самая сильная фигура, совмещает в себе возможности ладьи и слона. Может перемещаться на любое число свободных полей в любом направлении по прямой, по горизонтали, по вертикали и по диагонали.

Конь

Конь самая хитрая фигура. Если остальные фигуры ходят прямо по открытым линиям, то конь не таков. Конь идет на два поля прямо по горизонтали или вертикали в любую сторону, и резко поворачивает на 900 тоже в любую сторону. На диаграмме показано как может пойти конь стоящий на b6. Он перешагивает поля b7 и b8, поворачивает и встает на поле с8. Получается маршрут, похожий на букву «Г». Поэтому легко запомнить «Конь ходит буквой Г». А поворачивать эту «букву» можно как угодно. На диаграмме показаны все ходы коня с поля е5. Следует заметить, при своем ходе, конь обязан пройти «букву Г» от начала, до конца, он не может остановится на середине «буквы».

Интересная особенность коня, это единственная фигура, которая после каждого хода меняет горизонталь, вертикаль, диагональ и цвет поля на котором стоит.

Еще одна хитрость коня, он может «брать барьер», во время своего хода «перепрыгивать» через соседние фигуры. На диаграмме мы видим, что конь на b1 окружен пешками и слоном и, чтобы сделать ход, он, вроде бы, должен ждать, когда ему освободят пространство для хода. Это было бы справедливо для любой другой фигуры, но не для коня. Конь с легкостью преодолевает барьер и может, по желанию игрока, прыгнуть на поля а3 или с3, или d2

Король

Самая главная и ценная фигура. Цель шахматного сражения — взять в плен короля противника, объявить ему мат.

Король так же как и ферзь может перемещаться по горизонтали, вертикали, диагонали в любых направлениях, но только на одно поле.

Однако один раз за партию король имеет право сделать более резвый ход, рокировку. Если все фигуры стоящие между королем и ладьей ушли, а сам король и ладья еще не делали ходов,

король может двинуться к ладье на два поля, а ладья «перепрыгивает» через монарха, закрывая его своей широкой спиной. Так будет выглядеть расположение ладьи и короля после короткой рокировки на королевский фланг:

А так после длинной рокировки на ферзевой фланг:

Обязательно нужно помнить, что, хотя во время рокировки двигаются и король и ладья, по правилам рокировка считается ходом только короля. Поэтому, если хотите сделать рокировку, начинать ее нужно перемещением именно короля на два поля в сторону, а потом перенести ладью. Не следует сначала пододвигать к королю ладью, а потом прятать за нее короля. В этом случае противник может сказать: «Ты сначала дотронулся и двинул ладью, ладьей и ходи, короля не тронь.»

Рокировка невозможна:

  • если король или ладья во время партии уже делали ходы;
  • если между королём и ладьей находится какая-либо фигура;
  • если поле, на котором находится король или поле, которое он должен пересечь или занять, атаковано фигурой противника.

Если атакована или пересекает атакованное соперником поле только ладья, рокировка разрешена.

Пешка

Пешки — рядовые солдаты, пехотинцы шахматной армии. Своими характеристиками пешка напоминает древнеримского легионера. В одиночку, оторванный от строя легионер, как боевая единица, слаб, но строй, где легионеры поддерживают и защищают друг друга, может кого угодно смести со своего пути. В бою фаланга легионеров обречена двигаться только вперед. Если другие рода войск кавалерия, лучники, могут маневрировать, отходить назад, в сторону, то строй пехотинцев-легионеров всегда медленно и неотвратимо движется прямо на врага. Повернуть, отступить, значит, сломать строй и погибнуть.

Пешка так же обязана идти только вперед. С начальной позиции на два или на одно поле, по желанию игрока, следующими ходами — только на одно поле. На диаграмме пешки а2 и b2 стоят на начальной позиции и могут пойти и на два поля и на одно. Пешка а2 на поле а3 или а4, а пешка b2 на поля b3 или b4. Видно, что остальные пешки белых уже ходили, поэтому могут двигаться только на одно поле. Пешка с3 может пойти на поле с4, пешка g6 на поле g7, пешка h5 на поле h6.

У пешки, в отличие от других фигур, просто ход и ход со взятием отличаются. Опять вспомним римского легионера. Прикрытый широким тяжелым щитом-скутумом и вооруженный коротким мечом-гладиусом, легионер колол не прямо перед собой, а наискосок от щита, вперед и вбок. Пешка тоже бьет вперед и вбок, по диагонали на одно поле. На диаграмме пешка d4 уперлась своим щитом в щит черной пешки d5 и не может ее ударить, однако может смертельно ужалить коня на с5. Пешка g6 может пробить ладью на f7 или черную пешку на h7.

Как видим черная пешка е7 стоит на начальной позиции, и поэтому имеет право сделать ход на два поля вперед, на е5. Имеет-то она имеет, но поле е6 находится под боем белой пешки f5, а пехотинцам бегать по полям находящимся в зоне действия вражеского меча чревато. В этой ситуации белая пешка f5 может взять пробежавшую мимо черную пешку, а самой передвинуться на поле е6. Такое взятие называется взятием на проходе. Такое взятие возможно только сразу, ответным ходом на рывок вражеской пешки.

Когда пешка, преодолев все опасности, доходит до горизонтали, она, по желанию игрока, превращается в любую фигуру, кроме короля. В подавляющем большинстве случаев пешку превращают в наиболее сильную фигуру, в ферзя.

Другие правила шахматной игры

Как известно, в любом сражении солдаты не просто маневрируют на поле боя, они нападают и бьют солдат противника, а сами защищаются от вражеских атак. Шахматные фигуры не исключение, тоже нападают, бьют врага и защищаются от атак.

Ходы в шахматах выполняются соперниками по очереди. Ход может состоять из простого перемещения своей фигуры, а может из взятия фигуры соперника. При этом она убирается с доски, а фигура, которая совершила взятие, ставится на место побитой фигуры.

На диаграмме ферзь черных, при своем ходе, может взять белую ладью на е3, в этом случае ладья убирается с доски, а ферзь побивший ее ферзь становится на поле е3. Также ферзь может взять слона не а6. При этом слон убирается, а ферзь становится на а6. Показаны также другие возможные взятия разными фигурами.

Нападение на короля называется шахом. На диаграммах показан шах королю от различных фигур.

Игрок обязан защитится от шаха. Сделать это можно тремя способами — уйти королем, закрыть короля своей фигурой, взять атакующую фигуру противника. На диаграмме белый ферзь напал на черного короля, объявил шах. Черные могут уйти королем, закрыться ладьей или взять шахующего ферзя слоном.

Если возникла позиция, когда король находится под шахом, а игрок не может сделать ни одного хода, чтобы его избежать, это значит, что королю поставили мат. С арабского словосочетание «шах мат» переводится как «король умер». Главная цель игры поставить мат королю противника. В шахматах означает проигрыш. Партия заканчивается.

На диаграмме мат черному королю. Белая ладья d8 дает шах, закрыться или взять напавшую ладью невозможно, так же как уйти от шаха.

Шахматные партии не всегда играются до мата. Часто игрок получивший плохую позицию и считая свое положение безнадежным, сдается не дожидаясь мата, так как уверен, что мат рано или поздно неизбежен. Однако даже в самой тяжелой позиции, при невнимательности противника, проигрывающий игрок может избежать поражения и потребовать ничью.

Если возникает позиция, при котором сторона, имеющая право хода, не может им воспользоваться, так как все её фигуры и пешки лишены возможности сделать ход по правилам, причём король не находится под шахом, это значит, что на доске пат. Партия заканчивается, объявляется ничья.

На диаграмме у белых ладья и король, против одинокого черного короля. Белые предвкушают победу и готовы в несколько ходов поставить мат и выиграть. Однако очередь хода черных. Шаха им нет, а ходить некуда. Брать ладью нельзя, она под защитой короля, поля а7 и b8 под боем ладьи. Пат. Ничья.

Другая ничейная ситуация это троекратное повторение. Часто достигается вечным шахом. На диаграмме у белых материальный перевес и следующим ходом они готовы поставить мат. Однако ход черных и они ходят ферзём на f2 и объявляют шах. Белый король обязан отступить на h1, другого способа защитится нет. Но черные вновь делают шах, возвращаясь ферзём на f1. У белого короля нет выбора кроме как вернуться на h2. Избежать непрерывных шахов нет возможности. И после троекратного повторения позиции объявляется ничья.

Также ничья фиксируется:

  • если обе стороны сделали 50 последних ходов без взятия и без хода пешкой;
  • если на доске осталось недостаточно фигур для постановки мата.

Ну и конечно, игроки имеют право по взаимному согласию зафиксировать ничью, если ни один из них не видит пути к выигрышу.

Начинающему шахматисту ещё следует запомнить важное правило, шахматные полководцы, отдав необдуманный приказ не могут его сразу отменить. Назад ходы не берут, а прикоснувшись к фигуре, обязаны ею пойти. «Тронул — ходи!»

Как научиться играть в шахматы?

Шахматы называют мудрой игрой. Еще в далекие времена людей привлекал загадочный мир шахмат, красота этого искусства. Так как научиться играть в шахматы начинающим или детям?

Положите перед собой шахматную доску. Она разбита на квадраты. Всего 64 квадрата, половина – белые, другая половина – черные. Доска всегда располагается так, чтобы в левом нижнем углу (который ближе к вам) находился черный квадрат.

По шахматному полю ходят фигуры. Посмотрите и запомните, чтобы научиться играть, необходимо знать, как расставляются фигуры перед начинающейся игрой. В первом ряду стоят пешки, за ними фигуры: крайние – ладьи, следом кони, затем – слоны, посередине – король и ферзь. Ферзь всегда стоит на своем цвете: белый – на белом поле, черный – на черном. Это положение фигур перед началом игрой.

В шахматы всегда играют два человека. Один играет белыми фигурами, другой – черными. За один ход можно передвинуть одну фигуру. Ходят играющие по очереди.

Начинаем знакомиться с шахматными фигурами, и учимся ими ходить:

Король. Самая важная фигура, но очень слабая. Если король погиб – партия проиграна. Король ходит на любое соседнее с ним поле только на одну кленку. Главная цель игры – поставить короля противника в безвыходное положение, объявить ему мат. Если вам удалось объявить мат - вы победили и партия окончена.

Ладья. Это вторая по силе шахматная фигура. Она ходит почти так же, как ферзь, только ею нельзя ходить по диагонали.

Ферзь. Самая сильная фигура. Ее называют королевой. Она ходит как угодно: и по горизонтали, и по вертикали, и по диагоналям, вперед и назад. За один ход королева может пройти как одну клетку, так и все шахматное поле.

Пешка. Самая слабая фигура. Она ходит только вперед, и только на одну клетку, только один раз с исходной позиции пешка может сделать двойной ход (через клетку, например c2 – c4). Однако если пешке удается пройти все поле, то дойдя до последнего ряда, она может превратиться в любую шахматную фигуру, кроме короля. Не правда ли, это немного напоминает сказку про Золушку, которая превращается в принцессу?

Конь. Это очень интересная фигура. Конь ходит следующим образом: две клетки вперед, одна вбок, или две клетки вбок, одна вперед. При каждом ходи конь меняет цвет поля.

Слон. Эта фигура ходит только по диагоналям, вперед и назад. Слон ходит по клеткам только своего цвета.

Как правильно играть в шахматы?

Вы научились ходить шахматными фигурами по отдельности. Но если все фигуры стоят на шахматной доске, и одна фигура преграждает путь другой, как здесь правильно играть? Тогда следует поступить следующим образом: если на пути стоит ваша фигура, то путь закрыт. Если же стоит фигура другого цвета, путь можно освободить, взяв (побив) ее. Это происходит следующим образом: «вражескую» фигуру вы снимаете с доски и на ее клетку ставите свою бьющую фигуру. Это делается за один ход. Однако брать фигуры необязательно.

Давайте рассмотрим пример:

В этом примере путь черной пешке преградила белая, но черная пешка может побить ладью. Сделав такой ход, она переходит на новую вертикаль и может продолжать по ней движение вперед. Черная пешка, стоящая на «e7» может пройти на восьмую горизонталь двумя путями: просто вперед, или взять коня. И в том, и в другом случае, пешка прошла все шахматное поле и может превратиться в любую фигуру.

Во время игры все фигуры передвигаются по доске, нападают друг на друга, снимаются с доски. Все, кроме одной - короля. Короля сбить нельзя. Ему можно только объявить «шах», то есть предупреждение. Если король получает «шах», нужно немедленно отреагировать, обезопасить его. Это можно сделать, сбив нападающую фигуру, защитив короля другой фигурой, уйдя на безопасное поле. Если нет возможности защитить короля, значит, король получил «мат». Партия проиграна. При записи «шах» правильно будет обозначается +, «мат» - x.

Есть еще два исключения из правил шахмат для начинающих:

  1. Вы знаете, что за один ход можно передвинуть только одну фигуру, однако за время игры каждому игроку разрешается один раз сделать двойной ход - одновременно переставить короля и ладью. Этот ход называется «рокировка». Рокировка делается следующим образом: ладью надо придвинуть к королю, король перепрыгивает через нее и становится с другой стороны. Нельзя делать рокировку, если: король и ладья уже делали ход; королю объявлен шах; после рокировки король и ладья не должны остаться под боем.
  2. Это касается только пешек. Можно побить пешку на проходе, когда она делает двойной ход. Как только пешка противника сделала двойной ход, вы можете снять ее с доски, поставив свою пешку на поле так, будто пешка противника сделала простой ход. Взять пешку на проходе можно только сразу после двойного хода пешки. Не взял сразу - возможность пропадает. Посмотрите на пример. Белая пешка c2 сделала двойной ход и стала на c4. Черная пешка с!4 может снять белую пешку с c4 и стать на cЗ, как будто белая пешка сделала простой ход.

При игре соблюдайте основное правило шахмат и учитесь сразу играть правильно: тронул фигуру - ходи ею. Поэтому пока вы не продумали как следует ход - не прикасайтесь к фигуре.

Вы познакомились с основными правилами шахматной игры и можете попробовать сыграть свою первую шахматную партию.

Если у вас появилось желание научиться хорошо и правильно играть в шахматы, изучить это искусство поглубже, воспользуйтесь специальными сайтами «Шахматы для начинающих», «Как научиться играть в шахматы», шахматной литературой для детей, книгами, журналами, поиграйте в шахматные симуляторы .

Как научиться шахматной аннотации?

Аннотация в шахматах – это обозначения фигур на доске, этому обязательно нужно научиться начинающим, а также детям, которые собирается заниматься этой игрой всерьез. Чтобы описать шахматную партию, существует своеобразный шахматный язык. Этот язык прост. Каждая клетка шахматного поля обозначается латинской буквой и цифрой. Вертикали обозначаются буквами, горизонтали - цифрами.

Счет всегда ведется от левого углового поля белых фигур. Например: a1, c2, dЗ, h5, f8. При записи фигуры обозначаются сокращенно: король - Кр, королева - Ф, ладья - Л, слон - С, конь - К, пешка - не обозначается.
Полная запись ходов включает «пункт отправления» и «пункт прибытия» фигуры.

Например:
1. e2 - e4 цифра показывает порядковый номер хода, е2 - е4 - что на поле е4 с поля е2 стала белая пешка.

Можно записывать ход сокращенно, указывая только «пункт прибытия». Например: 1. e4.

Ход черных обозначается тремя точками перед записью. Например:
1. ...e5. черная пешка прошла с e7 на e5.
Взятие фигуры обозначается «:». Например:
3. Ф: f7 - ферзь взял пешку f7.