Еврейские общества. Габай или парнас



Англо-еврейское общество (Anglo-Jewish Association) - ассоциация, основанная 2 июля 1871 г. на многолюдном митинге в Лондоне с целью содействия улучшению социального и культурного положения евреев. Необходимость такой ассоциации была сознана отдельными представителями английского еврейства еще задолго до основания Англо-еврейского общества. Энергичными проповедниками этой идеи выступили раввин А. Леви (впоследствии исполнявший обязанности секретаря общества) и доктор Бениш. Однако благоприятный момент для ее осуществления представился лишь после франко-прусской войны 1870-71 гг., когда в связи с политическими событиями того времени значительно понизилась деятельность парижского Alliance Israélite Universelle. Опасения относительно дальнейшего развития последнего общества и стремление способствовать осуществлению преследуемых им задач послужили главными побудительными мотивами, руководившими основателями Англо-еврейского общества. В основе их лежало окрепшее к тому времени в передовой части английского еврейства сознание национальной общности евреев разных стран и лежащей на еврействе Западной Европы обязанности участвовать в общей борьбе за права евреев в культурно отсталых странах. Одновременно основатели Англо-еврейского общества признали желательным, чтобы оно, служа общей цели подъема социального и культурного состояния евреев, однако, сохраняло за собой право самостоятельного, независимого от Alliance Israélite Universelle, действия. Проведением этого начала в последующей деятельности общества нередко нарушалось единство действий еврейских ассоциаций, несмотря на проявленное обществом принципиальное стремление к согласованию своих действий с Alliance Israélite. - Высокая цель общества завоевала ему симпатии в широких кругах лондонской еврейской общины. Одновременно основателями общества были приняты меры к привлечению членов в других городах Соединенного Королевства и в британских колониях. В первый год были учреждены отделы общества в Манчестере, Ливерпуле и Бирмингеме и завязаны сношения с еврейскими общинами всей Англии, не исключая отдаленнейших колоний. К 1900 году общество насчитывало всего 36 отделений, из коих 21 находилось в разных частях Великобритании, Шотландии и Ирландии, 14 в британских колониях и иностранных государствах и 1 в Индии. Таким образом, оно образует в настоящее время могущественную организацию с широко развитой сетью отделений, объединяющую в своей деятельности евреев всех британских владений. Первым председателем общества был избран профессор Jacob Waley, исполнявший свои обязанности в продолжение одного года. После него председателем сделался барон Henry de Worms (впоследствии возведенный в звание лорда Pirbright), исполнявший обязанности председателя в продолжение 14 лет. Вслед за его уходом в 1886 году на пост председателя общества был избран Julian Goldsmid, а в 1895 г. его заместителем явился Claude Montefiore, сохраняющий это звание по настоящее время (1908 г.). В составе своего исполнительного органа общество стремилось отразить различные существующие в английском еврействе идейные течения. На деле, однако, это стремление не выходило за пределы разногласий в вопросах культа и общинного устройства. В первые же годы своего существования общество вступило в соглашение с представительным органом еврейских общин Англии (Committee of Deputies of British Jews), имевшее целью предупредить возможность несогласованных выступлений этих двух организаций в делах, требующих непосредственного обращения к британскому правительству. Впоследствии (1878) указанное соглашение было заменено формальным договором, который строго соблюдался в последующей деятельности того и другого учреждения. В некоторых случаях оба учреждения действовали совместно и тогда, когда представлялась необходимость в обращении не к британскому, а к иностранному правительству. В 1893 г. барон Гирш (см.) предоставил обществу участие 3,600 акциями по 100 фунтов стерлингов в «Еврейском колонизационном обществе». Не задолго до своей смерти в 1896 году барон Гирш (состоявший в то время вице-председателем А.-Е. О.) увеличил число акций до 4595. Согласно его воле, общество имеет одного представителя в Совете еврейского колонизационного общества, управляющего делами этого учреждения (Conseil d’administration). - В продолжение своего 37-летнего существования Англо-еврейское общество во множестве случаев приходило на помощь своим авторитетом и могущественными связями евреям, ставшим жертвой угнетения и преследований в той или иной стране. Эти случаи были самого разнообразного свойства. Общество принимало меры к предотвращению подготовлявшихся враждебных движений или к подавлению активных выступлений фанатизированной толпы против евреев; добивалось отмены или смягчения ограничительных законов, касающихся евреев, и смещения враждебных администраторов; открытого судебного разбирательства по делам, в которых на евреев возводились ложные обвинения; реабилитации лиц, несправедливо понесших наказание по таким делам, и т. п. В этих случаях общество часто пользовалось содействием британского министерства иностранных дел, и неоднократно официальные сообщения этого министерства служили средством, чтобы обратить общественное внимание на те или другие факты, по отношению к которым впоследствии принимались активные меры. В общем деятельность общества в этой области носила паллиативный характер, проявляясь только в тех случаях, когда преследования достигали в какой-либо стране исключительной силы. Отсутствие определенного общего метода в значительной степени обусловило бесплодность действий общества в этой области. Более успешной следует при знать культурно-просветительную деятельность общества среди евреев на Востоке. Кроме школ, находящихся под его собственным наблюдением в Бомбее, Иерусалиме («Evelina Rothschild School») и Могадоре (Марокко), общество принимает широкое участие в содержании школ на Востоке совместно с «Alliance Israelite Universelle». За время существования общества в субсидируемых им школах получило воспитание не менее 50.000 детей. Эти школы пользуются репутацией образцовых учебных заведений в местном населении. К основным их недостаткам следует отнести незначительное развитие преподавания прикладных знаний и стремление к англизированию воспитанников. В двух важных случаях общество не действовало самостоятельно, в качестве особой ассоциации. В первый же год его существования ему представилась необходимость выступить в защиту преследуемых румынских евреев. Общество признало желательным для этой цели принять участие в образовании особого Румынского комитета («Rumanian Committee»), в состав которого вошли некоторые его члены. По инициативе этого комитета в начале 1872 года состоялся многолюдный митинг в Mansion House, на котором лондонский епископ, лорд Shaftesbury, многие члены парламента и представители аристократических фамилий Лондона единодушно выразили чувство глубокого возмущения румынскими преследованиями. Около четырех лет позже общество приняло на себя по просьбе Румынского комитета исполнение обязанностей, возложенных первоначально на этот комитет. Общество не предприняло никаких самостоятельных шагов и тогда, когда в 1881 г. разразились еврейские погромы в России; оно ограничилось тем, что послало своих представителей в существующий в настоящее время «Русско-еврейский комитет» (Russo-Jewish Committee).

По данным статистики около 80% населения России составляют русские, и примерно 0,3% – евреи.
Сколько Вы знаете организаций в России, занимающихся защитой прав исключительно русских людей? ... Ни одной!
Зато организаций, занимающихся защитой интересов евреев в России огромное множество. А учитывая малочисленность еврейского населения – просто преступно огромное количество. Не верите? Давайте посчитаем. Но прежде уточним, что объединения и союзы «общин» и «организаций», это и есть объединения кагалов. И так, начнем:

Федерации еврейских общин России (ФЕОР)
Объединяет в основном общины хасидского направления в иудаизме. По данным на 2007 год, в состав ФЕОР входят 200 общин в 178 городах России. Зарегистрирована Минюстом РФ в 1999 году.

Конгресс еврейских религиозных общин и организаций России (КЕРООР)
Объединяет ортодоксальные и реформистские еврейские общины. КЕРООР объединяет 100 еврейских организаций в 68 городах России. Учреждён в феврале 1993 года.

«ВААД» (Конфедерация еврейских организаций и общин СССР), Москва
Образовалась на учредительном съезде 18–22 декабря 1984 г. в Москве (в помещении Всесоюзного Киноцентра) по инициативе группы еврейских организаций и общин (Еврейская Культурная Ассоциация, Еврейский Культурный центр, Организация Сионистов («Иргун Циони» и др.).
На учредительном съезде ВААД работало около 400 делегатов от 210 еврейских организаций и общин из 73 городов Советского Союза, представители 55 иностранных еврейских организаций в качестве гостей, в том числе такие, как Всемирная сионистская организация, Сионистский форум советских евреев (Израиль), Союз Советов за советских евреев (США), Международное общество Б"най Б"рит, Всемирный Еврейский Конгресс, Объединенный еврейский призыв (США), Борьба студентов за Советское Еврейство (США), Канадский Еврейский Конгресс, «Европейский еврейский конгресс», «Эсинисти Интернэйшнл» и другие. Персонально-общественные деятели (бывшие граждане СССР –И.Бегун, В.Слепак, Ш.Азарх, Ю.Штерн). На съезд были приглашены около 50-ти народных депутатов СССР, в том числе Я.С.Канович, М.Л.Бронштейн, М.Г.Вульфсон, И.И.Заславский, Ю.Г.Гаускнехт, Г.А.Илизаров, И.Д.Кобзон, А.И.Гельман, Г.Х.Попов, С.Б.Станкевич, А.А.Собчак, Е.А.Гаер, О.Г.Газенко, Г.В.Старовойтова. Т.И.Заславская, Ю.Н.Афанасьев, В.А.Коротки, Ю.Ф.Карякин, Е.А.Евтушенко, В.Л.Гинзбург и др. Часть из приглашенных участвовала в работе съезда, в том числе выступили В.И.Гольданский, Я.С.Канович и др.

«ВААД» в переводе с иврита значит «Совет», «комитет» так, в средневековой Польше, к примеру, назывался орган еврейского самоуправления, объединяющий кагалы – общины.
На съезде обсуждались вопросы – о национально-культурной автономии евреев; эмиграции и репатриации, по развитию еврейских традиций и религии; по иудаистике, по взаимодействию с национальными и демократическими организациями; Устав ВААД, о сионизме; выборы руководящих органов и др.
Съезд поддержал выезд евреев из СССР, необходимость сотрудничества с демократическими силами, осудил нарастающую волну антисемитизма, дал новую трактовку сионизму как «составной и неотъемлемой части общемирового и национально–демократического движения»; часть представленных организаций (около 10%) не согласились с такими императивами еврейского движения, предлагая сосредоточить его внимание на развитии еврейской и национальной культуры.
Съезд принял обращение к советскому правительству, Верховному Совету СССР и ЦК КПСС с требованием немедленно публично выступить с осуждением антисемитизма.
Рассматривались вопросы оказания Еврейской автономной областью помощи ВААДу (выступление председателя облисполкома Кауфмана).

Созданию ВААДа предшествовало несколько крупных мероприятий его инициаторов.
– В Риге 21–22 мая 1989 г. по инициативе Еврейской Культурной Ассоциации (ЕКА) состоялась всесоюзная встреча «за круглым столом» по проблемам советского еврейства. На нем было принято решение о необходимости «консолидации независимого еврейского движения», образован Координационный центр по подготовке общесоюзного съезда еврейских организаций (функционировать начал с сентября 1989 г. в Москве). На «круглом столе» также было принято предложение президента Всемирного Еврейского конгресса (ВЕК) Э. Бронфмана провести в рамках съезда ВААД заседание сессии исполкома ВЕКа, с целью оказать необходимую помощь в становлении «независимого еврейского движения». При содействии и финансовой помощи ВЕКа в Москве уже были открыты в 1988–1989 гг. Еврейский культурный центр им.Михоэлса (открыт 12 февраля 1989 г. при содействии Камерного Еврейского музыкального театра и Еврейской культурной ассоциации (ЕКА). отделение иудаистики при Академии мировых цивилизаций, отделение международного фонда за выживание и развитие, филиал Европейского европидского спортивного клуба «Маккаби» (Вильнюс, Москва) и др.
– 25–26 ноября 1989 г. в Риге прошла встреча рабочей группы, занимающейся вопросами взаимодействия с представителями демократических и национально–демократических движении СССР, в том числе с Латышским обществом еврейской культуры, еврейскими организациями Литвы, Украинским Хельсинкским Союзом, Народным движением Украины «Рух», московской фракцией ДС, народными фронтами Эстонии, Латвии, Литвы, Ленинграда, Украинской народно–демократической лигой, комитетом «Апрель» и др. На нем была при всех крайностях одобрена линия на то, что алия (выезд евреев в Израиль) и участие в демократических преобразованиях в СССР принципиально не противоречат друг другу. Указывалось, что интересы еврейской диаспоры – неотъемлемая часть общеевропейских интересов, а потому важно добиваться благоприятных условий для их реализации в конкретной стране обитания, что в свою очередь диктует необходимость развивать сотрудничество с демократическими движениями народов СССР.
– 1–2 декабря 1989 г. в Вильнюсе прошла международная конференция «балтийского еврейства», на которой апробированы, в том числе и вопросы для дискуссии на предстоящем съезде ВААДа.

Согласно программным положениям Устава ВААД самоопределяет себя как добровольное демократическое общественно–политическое объединение еврейских организаций СССР, построенное на принципах конфедерации. Организации–участники конфедерации согласны в том, что полномочия, делегируемые ВААДу, ограничиваются политическим представительством на общесоюзном и международном уровнях, а также информационными и координационными функциями.
Мотивом к объединению является «осознание глубокого кризиса, в котором находится советское еврейство, который начался сто лет тому назад еще в России». По мнению идеологов ВААДа с 60-х годов из СССР начался исход евреев, который сейчас вступил в новую фазу – стал массовым и сейчас происходит проход евреев через Россию, как это было ранее через Польшу, Испанию, Германию, Ирак и др. страны. В России сегодня евреев становится на 300 тысяч меньше. Однако немедленная репатриация равнозначна панике 2 мл. человек, которые должны бежать через границу.

Необходимость исхода диктуется тем, что в СССР евреи как народ находятся в максимальной степени «в тупике полной ассимиляции», разрыв поколений, утрата культурных традиций от поколения к поколению.
Таким образом концепция является главным императивом в деятельности ВААДа, а поэтому главная цель: «сделать эмиграцию евреев цивилизованной, а не панической, чтобы не превращать ее в проблему беженцев.

Основные направления деятельности ВААД:
– «возвращение советских евреев в еврейский народ», т.е. восстановление советского еврейства как национального, религиозного и культурного целого; восстановление тесных связей с евреями мира, прежде всего с Израилем;
– контроль за соблюдением права на репатриацию и эмиграцию, предоставление евреям СССР двойного гражданства;
– свободное национальное развитие евреев СССР, организация традиционных форм их национальной жизни в Советском Союзе. Способствование развитию разнообразных форм общинной жизни и национально–культурной автономии евреев в различных регионах СССР (общины, культурные общества, клубы, фонды и т.д.) с учетом специфики и перспектив развития данных регионов;
– защита гражданских и политических прав, чести и национального достоинства евреев, противостояние антисемитизму во всех его формах и проявлениях. Антисемитизм рассматривается в своей основе «как реакция неевреев на свои проблемы, а не реакция на евреев», однако зачинщика бед предполагают искать в последних. Главное средство борьбы с ним самих евреев – это организация общинной жизни.

В числе задач ВААДа также «развитие сотрудничества и взаимопомощи между различными народами, участие в демократических преобразованиях советского общества; поддержка «демократического» движения в Советском Союзе.

Основные формы работы: законодательные инициативы; работы экспертных комиссий, празднование памятных дат еврейского народа, научные исследования еврейской проблематики, издательская деятельность, создание клубов еврейской культуры, хозрасчетная деятельность, переписка, туризм, поддержка деятельности всех видов и форм еврейской национальной самодеятельности, в том числе и религиозной, консультации по вопросам эмиграции и абсорбции и др.
В тактическом отношении ВААД стремится придерживаться принципа, что «вклад евреев в современное общественно-политическое развитие страны должен быть именно еврейским вкладом, а не вкладом отдельных евреев». Индивидуальное (частное) участие лиц еврейской национальности в широких масштабах в политической жизни «вовсе не радует», что приводит к тому (по мнению лидера ВААДа М.Членова). «что во главе целого ряда движений, в особенности радикальных, как слева, так и справа, стоят евреи и люди с еврейскими фамилиями». Это приводит зачастую к негативному отношению к ним, порождает мнение о засилье евреев, обостряя еврейский вопрос. Такая позиция ВААД приводит к отказу от сотрудничества с ним ряда общественных деятелей (евреев) и целых политических организаций, где много евреев в качестве их членов, из–за боязни, что их обвинят в сионизме.
Отчасти по этой же причине, несмотря на многочисленные интервью, не было публикаций о деятельности ВААД в советских средствах массовой информации («Аргументы и факты» и др.), не предоставлялось слово на митингах (например, 4 февраля 1990 г. в Москве и др.).

Деятельность Антисионистского комитета советской общественности рассматривается как дискредитирующая еврейство, способствующая развитию антисемитизма, а последний подает как козни сионизма.
Членство коллективное (только еврейские организации); строение ВААД – конфедеративное. Организации на местах могут объединяться в региональные организации ВААД.
Высший орган – съезд; исполнительный Совет, ревизионная комиссия, Совет избирает Президиум Совета и сопредседателей, создает комиссии по направлениям работы, секретариат для ведения организационно-технической работы.
Возглавляют ВААД три сопредседателя – Михаил Членов (Москва), Иосиф Зиссельс (Черновцы), Самуил Зильберг (Рига). В состав совета ВААД входит также Бейт–Дин–Цедек (Суд справедливости), задачей которого является решение спорных вопросов, возникающих в отношениях между организациями, входящими в ВААД, так и внутри их. При ВААДе созданы:
– Бюро по репатриации и эмиграции,
– Общественный совет противодействия антисемитизму,
– Еврейский информационный центр.
Для обеспечения организационно-технической стороны работы ВААДа создан секретариат ВААДа, располагающийся в помещении еврейского театра «Шалом».

Своей финансовой базы ВААД не имеет. Средства находятся в руках входящих в конфедерацию организаций. После идет поиск самостоятельной финансовой базы. проведены переговоры с представителями банка «Восток» (готов стать спонсором). Предполагают оказывать посреднические услуги: помочь наладить отношения с зарубежными партнерами и др.

Социально-профессиональный состав: преимущественно научная, творческая интеллигенция, преподаватели, работники культуры. Печатные органы создаются.

В числе московских еврейских организаций, входящих в ВААД или сотрудничающих с ним, такие, как: Еврейская культурная ассоциация (имеет Информационный центр (см.ст.»Ариэль»), издающий журнал «Шалом» (126 с.) с литературным приложением (в основном на иврит); Еврейское историческое общество (выпускает «Еврейский исторический альманах» (Г.Сатановский, с февраля 1988 г. два раза в год, 100 с.); Московское еврейское культурно–просветительское общество (зарегистрировано Моссоветом), при нем создан «Клуб 22» – литературное объединение, ставящее своей целью изучение и развитие современной еврейской русскоязычной литературы. Между редакцией журнала «22» (Израиль) и «Клубом–22» достигнута договоренность о творческом взаимодействии. «Клуб–22» будет представлять интересы журнала в СССР; «Маккаби» (культурно-спортивное); «Молодежный центр по изучению еврейской культуры – Тхия» – (зарегистрирован при Московском горкоме комсомола); «Иггуд ха-морим» – «Союз преподавателей иврита». (Более полутора сотен преподавателей в Москве и около двухсот – в городах страны.) «Иеда» – «Иегуди дабер иврит» («Еврей, говори на иврите» – откололась от «Иггуда»); Ассоциация друзей и деятелей еврейской культуры (издает «BECK» – «Вестник еврейской советской культуры», общее направление – просоветское в перестроечных условиях; «Клуб любителей еврейской книги»; «Юридический семинар по вопросам эмиграции и репатриации»; «Маханаим» («Два лагеря». Культурно–религиозное общество, занимается вопросами религии, традиций); Общество реформаторского иудаизма «Свободный иудаизм»; «Рахамим» (Общество милосердия).

В июле 1990 г. участвуют и организации советского отделения еврейского агентства («Сохнут») – общественной организации Израиля, занимающейся вопросами репатриации (алии) и абсорбции, а также связями с еврейскими общинами диаспоры.

От сотрудничества с ВААД отказались: Всесоюзное объединение творческих работников и друзей еврейской культуры (издают журнал «Советиш Геймланд» – Советская Родина), часть «Иргун Циони».

Лига МАГЕН
Общественная организация, созданная для противодействия миссионерской деятельности среди евреев. Иными словами для восприпятствования перехода евреев из иудаизма в другие религии.

Российский еврейский конгресс (РЕК)
Светская общественная благотворительная организация. Между ФЕОР и РЕК существует многолетний конфликт, связанный, в первую очередь, с финансовыми вопросами.

Международный институт XXI века
Московский ВУЗ, учрежденный Федерацией еврейских общин России (ФЕОР) в 2003 году (в 2008 году получил государственную акредитацию). Вуз состоит из 5 кафедр: Экономических дисциплин, Правоведения, Информатики и математики, Истории и иудаики, Иностранных языков.

Департамент по правозащите и борьбе с антисемитизмом
Создан при Федерацией еврейских общин России (ФЕОР).

«Гилель» Росии.
Международная еврейская студенческая организация.

Ассоциации сотрудничества «Санкт–Петербург - Израиль»

Всемирный конгресс русскоязычного еврейства (ВКРЕ)

«Джойнт» Американский распределительный комитет
Развернул на территории России сеть благотворительных организаций «Хэсэд». В «Хэсэдах» сосредоточены программы помощи старикам (евреям), медицинские программы, включая прокат медицинского оборудования, гуманитарная продовольственная помощь и пр. Отдельной строкой проходит финансирование еврейских школ и других образовательных программ для детей и взрослых. Источник финансирования – сбор пожертвований в США со стороны основного мирового «фондрейзера» в еврейском мире – UJC (Объединенной Еврейской Общины).

Еврейское Агентство в России «Сохнут» (ЕАР «Сохнут»)
Формально является не благотворительным фондом, а организацией с российской регистрацией, занимающейся поддержкой еврейского образования в России. В то же время де-факто – это израильская полугосударственная организация, имеющая при этом один из самых крупных бюджетов для работы в России. Занимается поддержанием еврейского самосознания у евреев, и поддержанием положительного отношения к Израилю, преподаванием иврита и пр.

«Лишкат ха-кешер ле мемшела»
Израильское государственное агентство по связям с диаспорой. Ранее очень мощная государственная структура, работавшая с советскими евреями.

«АРИЭЛЬ», Москва
Еврейский информационный центр создан в 1989г. на основе «неформального» еврейского информационного центра, осуществлявшего в 80-х годах в Москве ряд изданий, в том числе и периодических. «Ариэль» официально зарегистрирован.
Задачи информационного центра – помощь в возрождении и распространении еврейской культуры.

Сегодня «Ариэлем» издаются на официальной основе:
– журнал «Еврейский мир», общественно-политического характера;
– полугодовой литературно-публицистический журнал «Шалом». Редколлегия: Спектор, Черниц, Умнов. Выходит с 1988 г., 40 с., посвящен еврейской культуре. Официальный вариант существовавшего в «самиздате» на протяжении двух лет самодеятельного издания. Издает Еврейская культурная ассоциация;
– «Еврейский информационный бюллетень». Основа – «Информационный бюллетень по вопросам репатриации и еврейской культуры». Издается с декабря 1987 г., редактор А. Шмуклер. 50 с., за два года в «самиздате» вышло более сорока его номеров, является продолжением самиздатовского журнала «Евреи в СССР» (в нач. 70-х ред. А.Вороиель, затем В.Брабловский);
– журнал «Истоки», посвященный еврейской традиции. Русский перевод аналога, издающегося в США;
– Еврейский ежегодник, (редактор В.Мушинский, выходит с 1979 г., фотоспособом, 100 с.).
– Оказывает содействие в выпуске ежеквартального «Ленинградского еврейского альманаха» (редактор С.Фрумкин).
Кроме того, предполагается и уже осуществляется издание книг, календарей и другой печатной продукции по теме еврейской истории, культуры, традиции.
Директор центра – Евгений Сатановский.

Ассоциация сионистов–демократов (АСД), Москва
Создана 1 января 1990 г. По инициативе группы членов «Иргун Циони», которые во время учредительного съезда Ассоциации Еврейских общин и организаций СССР (ВААД) (см.ст.) заявили о несогласии с жесткой позицией руководства «Иргуна» и ее председателя Л.Городецкого по отношению к съезду и к создаваемому на нем ВААД. Кроме того, поводом для размежевания стал также тот пункт программы «Иргуна», который ставил обязательность эмиграции именно в Израиль.
Основные цели, задачи, программные установки АСД совпадают с «Иргуном». За исключением того, что АСД считает недопустимым насильственное принуждение к эмиграции только в Израиль, а также недопустимость концентрации власти руководства в одних руках, в данном случае – у Льва Городецкого. Основным в программе выступает теория «мягкой абсорбции», то есть всесторонней подготовки человека к будущей жизни в Израиле (в основном) уже во время его нахождения в Советском Союзе. Программа «мягкой абсорбции» включает в себя изучение языка, традиций еврейского государства, подбор приблизительно возможных мест работы в Израиле и т.п.

Основные формы работы и мероприятия: историко–просветительская деятельность, оказание помощи в изучении иврита, распространение информации об Израиле и т.д. Кроме этого. Ассоциация также реализует программы по службе милосердия, еврейскому образованию. Есть детские группы.

Отделения Ассоциации созданы в 23 городах страны.
Общая численность членов около 300 человек. Печатный орган – «Алия» (1 раз в 2 мес.).
АСД является коллективным членом ВААДа.

«БЕЙТАР» (Союз еврейской молодежи им.Иосифа Трумпельдора на территории СССР), Москва
Образован на учредительном съезде в Москве 13–14 мая 1990 г. (63 делегата из 18 городов Советского Союза). На нем принята Программа и Устав, обращение к премьер–министру Израиля, почетному бейтаровцу М.Бегину, любавическому ребе М.Шнеерсону, президенту СССР М.Горбачеву. Данное учредительное мероприятие рассматривает себя как восстановление ранее существовавшей одноименной организации. Официальным учредителем нынешнего «Бейтара» является «Иргун Циони» (сионистская организация СССР).
Основные программные цели и задачи: «борьба за право каждого еврея вернуться на свою родину – Израиль»; «защита евреев от духовного, культурного и физического насилия»; «возвращение евреев к традиционным духовным ценностям – к иудаизму», «изучение и распространение общенационального языка евреев – иврита», «участие в воспитании и обучении еврейских детей» и т.д.
Считают свои цели в основном совпадающими с целями движения «Хабад» и «Сионистской организации».
Основной лозунг: «Ам Израэль Хай! – Народ Израиля жив!»

Численность актива 100–150 человек (экспертная оценка).
Отделения «Бейтар» и отдельные его члены есть более чем в 50 городах. Наиболее сильные его местные организации в Харькове, Вильнюсе, Москве. Члены «Бейтара» обучаются ивриту, соблюдению традиций еврейской культуры, организации агитационно–пропагандистской работы, проходят спортивную подготовку, в том числе обучение у-шу, каратэ, дзюдо и др.

Регулярная статья

Группа отдыхающих и обслуживающий персонал в санатории ОЗЕ. Алушта, 1917. Из кн.: Бейзер М., Мицель М. Американский брат: Джойнт в России, СССР, СНГ. Москва – Иерусалим: Джойнт, 2004.

Озе (аббревиатура от Общество здравоохранения евреев; с середины 1920-х гг. OSE), организация, ставящая целью заботу о детях, здравоохранении и гигиене еврейского населения.

История возникновения

Общество здравоохранения евреев возникло по инициативе группы еврейских общественных деятелей в августе 1912 г. в Петербурге как Общество охранения здоровья еврейского населения.

Руководящий орган

В комитет (избран 28 октября 1912 г.) вошли врачи - С. Кауфман (председатель; 1839/40–1918; военный врач, действительный статский советник), Н. Ботвинник (1873–1939), М. Гран (1867–1940), С. Фрумкин (1886–1918), А. Залкинд (1866–1931), И. Л. Каценельсон , М. Шварцман (секретарь; 1880–1937), А. Брамсон (1875–1939), Я. Эйгер (1862–1935?), а также специалист по статистике В. Биншток (?–1933), адвокат Г. Гольдберг (заместитель председателя; ?–1922) и др.

Устав общества

Устав определял, что Общество здравоох­ранения евреев «имеет целью изучать санитарно-гигиенические условия среди евреев, распространять среди них правильные гигиенические сведения, способствовать научной постановке общественно-врачебного дела и вообще содействовать охранению здоровья еврейского населения».

Деятельность

До первой мировой войны

Общество здравоохранения евреев стремилось создать единую общероссийскую еврейскую общественную службу здравоохранения, включая уже существовавшие общинные благотворительные организации (типа «Биккур холим», «Линот hа-цедек», «Рофе холим» и т. п.) и немногочисленные современные медицинские учреждения (например, Еврейская больница в Киеве с 1862 г.; Еврейская детская больница имени Берсонов и Бауманов в Варшаве с 1878 г., и др.), а также осуществлять широкую профилактическую программу улучшения санитарно-гигиенических условий жизни еврейских масс.

В последнем цели Общества здравоохранения евреев частично совпадали с деятельностью Общества гигиенических дешевых квартир для еврейского населения (Петербург, 1900–1918), созданного при участии Еврейского колонизационного общества .

Общество здравоохранения евреев по сути превратилось в медико-санитарный отдел ЕКОПО и получало от него денежные средства (треть расходов Общества здравоохранения евреев покрывало правительство).

Общество здравоохранения евреев сформировало Врачебно-питательные летучие отряды (из врачей, медицинских сестер и диетологов), которые организовывали поликлиники, передвижные больницы, дезинфекционные бани, кухни-столовые (большей частью для детей), а также пункты посемейного распределения продуктов, что позволило спасти от голода и эпидемий тысячи еврейских беженцев.

В это же время Общество здравоохранения евреев создавало дома инвалидов войны, общежития для беженцев, а главное - расширяло сеть детских лагерей, открывало детские сады, ясли и так называемые детские площадки и т. п., где работа с детьми велась на родных для них языках.

Дни Февральской революции 1917 г

В дни Февральской революции 1917 г., принесшей с собой отмену национальных ограничений, председатель Общества здравоохранения евреев М. Гран отстаивал и добился принятия руководством организации взгляда, что и в свободной России евреи будут нуждаться в своих собственных медицинских учреждениях.

К августу 1917 г. действовало 45 филиалов Общества здравоохранения евреев (около пятнадцати тысяч членов) в 102 городах (в 35 губерниях); в их ведении находились 90 амбулаторий, обслуживавших около 230 тыс. больных, 19 больниц (507 коек), четыре детские туберкулезные клиники, 19 пунктов питания и девять столовых для детей, 125 детских садов и яслей (12 тыс. детей), два санатория для больных туберкулезом (в Алуште - для взрослых, в Евпатории - для детей), 24 летних лагеря и 40 детских площадок для пятнадцати тысяч детей и т. д.

Общество здравоохранения евреев издало девять брошюр на идиш (тираж 110 тыс.) и десятки плакатов, посвященных профилактике инфекционных заболеваний, а также журнал на русском языке «Известия Петроградского Центрального комитета Общества охранения здоровья еврейского населения» (1917–19).

Время гражданской войны

Гражданская война принесла российскому еврейству погромы с сотнями тысяч убитых, раненых, изувеченных и разоренных и усилила миграцию евреев.

Начались массовые эпидемии. Военные действия и немецкая оккупация осложняли деятельность Общества здравоохранения евреев, затрудняли связь центра с филиалами.

В это время прекратилось финансирование Еврейского комитета помощи жертвам войны и Общества здравоохранения евреев из основных источников (благотворительный Татианинский комитет и Особое совещание по устройству беженцев с его губернскими комиссиями).

Неимоверная инфляция и обнищание еврейских масс также резко ограничивали возможность сбора средств. В тот период вся деятельность Общества здравоохранения евреев осуществлялась филиалами, которые в основном финансировались местными, чаще всего городскими властями.

Двадцатые года

С подписанием (1918–21) Брестского мира и пактов с государствами, входившими до революции в состав Российской империи, Общество здравоохранения евреев создало 27 Врачебно-питательных летучих отрядов, которые помогали в устройстве 40 тыс. беженцев и высланных, вернувшихся на прежние места жительства.

Эту деятельность субсидировал созданный Совнаркомом (апрель 1918 г.) Центропленбеж (Центральная коллегия о пленных и беженцах).

Советские власти при активном участии членов Евсекции проводили национализацию в основном воспитательных заведений Общества здравоохранения евреев, оставляя часть его медико-санитарных учреждений.

В июле 1920 г. созданный властями Идгезком (идиш; Евобщестком - Еврейский общественный комитет помощи погромленным), поглотил Общество здравоохранения евреев и ЕКОПО. Однако обе организации вскоре вышли из Идгезкома (в РСФСР в январе, а на Украине в феврале 1921 г.), так как натолкнулись на противодействие со стороны руководства, главным образом членов Евсекции, заинтересованных лишь в поступающих в их адрес средствах.

В 1921 г. Общество здравоохранения евреев и Еврейский комитет помощи жертвам войны были официально закрыты, но активисты Общества здравоохранения евреев продолжали оказывать медицинскую и социальную помощь евреям в рамках Джойнта , действовавшего в начале 1920-х гг. в составе АРА (Американская администрация помощи), а в 1921–23 гг. участвовали также в Комиссии Нансена по борьбе с голодом. Добровольцы Общества здравоохранения евреев действовали с 1925 г. в рамках Медицинской комиссии ДжойнтОзе (средства поступали от Джойнта).

Эта работа сосредоточилась в основном в южных районах Украины , а также в Белоруссии , где было значительное еврейское население, в том числе в сельскохозяйственных поселениях. В 1920-х гг. во многих городах (например, Минск , Симферополь) и местечках возникли МСО (Медико-санитарные общества; иногда называемые ЕМСО, то есть еврейские), служившие по сути прикрытием Озе .

Они обслуживали так называемых лишенцев (то есть лишенных избирательного и ряда других гражданских прав), не получавших государственной медицинской и социальной помощи. Необходимо отметить, что число лишенцев среди евреев было велико (например, в 1926–27 гг. - 30% трудоспособного еврейского населения Украины).

Результаты научных исследований, проведенных в рамках Общества здравоохранения евреев, были опубликованы в Ленинграде в сборниках «Вопросы биологии и патологии евреев» (сборники 1–3, 1926–30), выходивших под редакцией В. Бинштока, А. Брамсона, профессора М. Грана и профессора Г. Дембо (1872–1939).

Середина тридцатых годов

К середине 1930-х гг. с фактическим прекращением в Советском Союзе деятельности зарубежных еврейских обществ, прервалась работа и действовавших в их рамках бывших членов Общества здравоохранения евреев.

Деятельность в Европе

Всемирный союз Общества здравоохранения евреев

Во всех странах цели организации были едины: лечение и профилактика заболеваний среди евреев, восстановление и охрана здоровья детей, борьба с эпидемиями и улучшение социальных условий жизни.

Деятельность Общества здравоохранения евреев принесла свои плоды: в странах Восточной Европы к концу 1930-х гг. среди евреев значительно снизилась детская смертность, была ликвидирована парша, приостановлено распространение туберкулеза, а также улучшились общие санитарные условия жизни евреев.

Послевоенные годы

В послевоенные годы Общество здравоохранения евреев (в 1947–51 гг. возглавлял М. Привес) действовало в Европе (десять стран), Америке (девять стран), Африке (четыре страны) и в Израиле.

В конце 1940-х – начале 1950-х гг. Общество здравоохранения евреев содержало 91 медицинское и детское учреждение и оказывало помощь около 85 тыс. детей и взрослых.

Основные пункты нынешней программы Общества здравоохранения евреев - охрана детства и материнства, борьба с эпидемиями, школьное здравоохранение, санитарно-гигиеническая пропаганда, научные исследования по медицине и биологии.

Еврейская община и как она устроена

Если семья и дом – один центр тяжести еврейского мира, то община и синагога – другой центр тяжести. Различие между домом и синагогой – это различие между частной и публичной сферой. На практике эти сферы теснейшим образом переплетаются. Жизнь дома оставляет пространство, которое заполняют синагога и общественные обряды. К примеру, долгие часы синагогального богослужения Иом Киппура обрамляются с двух сторон семейными трапезами. Равным образом и синагога оставляет место для дома. Иногда эти сферы вторгаются друг в друга, скажем, семья идет в синагогу и совместно молится (сейчас это возможно в реформистских и консервативных синагогах) или сходится для семейного празднества (рождения ребенка, Бар Мицвы или брака), или община собирается в дом плача поддержать скорбящих и образовать миньян для чтения «Каддиша».

Понятие миньяна играет чрезвычайно важную роль в традиционном разграничении частного и публичного пространства. Само еврейское слово «миньян» означает просто «счет», «число», однако обозначает оно кворум, необходимый для публичного богослужения. Согласно старому правилу для чтения некоторых молитв (в частности, «Каддиша») требуются десять взрослых еврейских мужчин. Консервативные раввины, стремясь устранить оскорбительные различия между полами в галахе, учитывают женщин при подсчете миньяна. Конечно, в больших общинах число молящихся намного превышает кворум: это могут быть сотни и даже тысячи людей. Однако даже в больших собраниях понятие миньяна находит свое применение. Ведь молящиеся сходятся в собрание постепенно, а потому удобно иметь четкое и ясное определение, какого их количества достаточно для начала службы. Согласно традиции душеполезно быть частью миньяна, то есть среди первых десяти мужчин, пришедших в синагогу. Вопрос о миньяне особенно важен в маленьких общинах, где служба может просто не начаться из-за нехватки людей. Поэтому раньше некоторым бедным евреям специально платили за то, чтобы они вовремя приходили в синагогу. Реформистский иудаизм вовсе отказался от понятия миньяна: сколько бы людей ни пришло, все равно можно молиться. Соответственно службы начинаются в объявленное время. Это снимает некоторые проблемы (особенно в маленьких общинах), но ценой стирания грани между частной и публичной сферой.

Миньян для чтения совместных молитв может создаваться не только в синагогах, но и в любом подходящем месте. Самый очевидный пример – собрание в доме плача. Можно привести и более радостный пример: чтение семи благословений за обедом в один из семи дней после свадьбы. Более того, в самой обычной молитве после еды наличие миньяна знаменуется особой вводной формулой. Однако группа людей, которые собрались в любых целях (скажем, просто посидеть и пообщаться), могут образовать миньян, чтобы совместно прочитать молитвы.

Такой миньян иногда развивается в устойчивое сборище, которое становится в каком-то смысле альтернативой регулярному синагогальному богослужению. Со временем он может превращаться в полновесную синагогу: именно так и возникли многие синагоги. Однако это необязательно: часто люди решают, что в малой численности есть своя красота и расширяться не стоит.

Синагога есть зримая сторона еврейской общины. В свою очередь община состоит из ряда семей и отдельных людей. Более того, само слово «синагога» может относиться к общине, а не к зданию. Вопреки некоторым утверждениям, это не современное подражание христианскому понятию «церковь», а исконный еврейский смысл: слово «синагога» происходит от греческого «сюнагогэ», то есть «собрание». В еврейских текстах на греческом языке, написанных во времена античности, особенно за пределами Земли Израилевой, «синагога» обычно обозначает общину евреев.

Каждая синагога автономна, поскольку иудаизм не признает центральной человеческой духовной власти. Не существует также единой организации, которая бы все объединяла и контролировала. В одном городе может быть несколько синагог, а в большом – даже целый ряд синагог, причем они представляют разные кварталы, или разное происхождение прихожан, или разные направления внутри иудаизма. Иногда одна синагога является филиалом другой синагоги. В некоторых городах и странах отдельные синагоги или даже все синагоги объединены в единую общинную структуру. Например, для многих ортодоксальных ашкеназских синагог Лондона это Объединенная Синагога. В Париже как ашкеназские, так и сефардские синагоги принадлежат Консистории. Объединенная Синагога Америки – одна из ассоциаций консервативных синагог. Впрочем, какие бы взаимоотношения ни существовали между синагогами, люди могут переходить из одной синагоги в другую, или принадлежать сразу к нескольким синагогам, или молиться (иногда или регулярно) в синагогах, к которым они формально не принадлежат. Бывает, что члены одной семьи ходят в разные синагоги.

Считается благодетельным основать синагогу, посещать ее богослужения и щедро жертвовать на ее филантропические нужды. После чтения Торы произносится особая молитва, призывающая Божие благословение на

тех, кто объединяется, чтобы создать синагоги для молитвы, и кто собирается в них на молитвы; и кто обеспечивает светильники для горения, вино для «Киддуша» и «Гавдалы», пищу путникам; и всех, кто верно печется о нуждах общины.

Синагогами обычно управляют совет и почетные члены (председатель или президент, секретарь, казначей и т.д.), которые назначаются путем выборов. (Право женщин голосовать и быть избираемыми на должности остается дискутируемым вопросом в ортодоксии.) В ряде синагог есть габбай, который следит за тем, чтобы служба протекала без помех. Этих должностных лиц часто называют мирянским руководством, проводя грань между ними и раввином с его помощниками, однако следует заметить, что такое разграничение не имеет основания в иудаизме: оно заимствовано из христианства и предполагает, что религиозное руководство обладает священническим статусом, которого нет у мирян. В иудаизме же понятие священства имеет вполне конкретный смысл: это наследственный статус, предполагающий прямое происхождение от Аарона, брата Моисея. Священники (когены) издавна наделялись определенными привилегиями – наследие древности, когда священники заведовали жертвоприношениями в Храме. Например, священник обладал правом быть первым вызванным к чтению Торы в синагоге и произносить священническое благословение на общину (Числ 6:24-26). Вместе с тем на него налагались и дополнительные ограничения: он не должен был соприкасаться с трупом (за исключением близкого родственника) и жениться на разведенной. (В реформистском иудаизме упразднены как привилегии, так и ограничения, поскольку они уже не актуальны и предполагают ненужные и неуместные разделения среди евреев.) Наследственный статус не придает священникам никакого особенного авторитета, и нет связи между священством и раввинатом: священник может стать раввином, но в таком случае он такой же раввин, как и другие раввины, и такой же священник, как и другие священники. Помимо когенов («коганим»), есть левиты («левиим»), сохранившиеся потомки колена Левия, к которому принадлежали Моисей и Аарон. Левиты вызываются в синагоге вторыми после священников. Они также омывают священникам руки перед священническим благословением. Если понятие «миряне» и имеет какой-то смысл в иудаизме, оно должно относиться к тем обычным «израильтянам», которые не принадлежат ни к священникам, ни к левитам. Однако такое словоупотребление отсутствует (видимо, по той причине, что на практике эти разделения не актуальны.)

Кто же тогда раввин, если не священник? По-видимому, этот титул возник где-то во времена разрушения Храма: им стали обозначать людей, выделявшихся своей ученостью и способностями к лидерству, – в движении, которое мы сейчас называем «раввинистическим иудаизмом» и от которого происходят практически все нынешние формы иудаизма. Задним числом раввины наделили званием «раввин» и Моисея: «Моше Раббену», то есть «Моисей, наш раввин». По-видимому, предполагалось, что Моисей был наделен в очень высокой степени качествами, необходимыми для данной должности.

Первоначально существовала официальная процедура назначения раввинов: ординация («смиха»). На титул раввина имели право лишь те, кто ее прошел. Впоследствии, однако, эта практика вышла из употребления, и раввином стал называться любой учитель Торы. Гораздо позже, в средневековье, у ашкеназов появилась новая форма ординации, при которой кандидат экзаменовался видным ученым. Проверялось знание еврейского закона, и в случае успеха выдавалась лицензия с правом выносить решения («хетер хораа»). По одной из версий, этот обычай был заимствован из зарождавшихся университетов (в которые евреев не принимали). Нынешняя раввинистическая ординация во многом восходит к этому институту, и источники раввинистического права по-прежнему играют огромную роль в подготовке раввинов (особенно в более традиционном крыле иудаизма). Впрочем, после эмансипации появились раввинистические семинарии нового образца: поначалу в Европе, затем в Соединенных Штатах Америки. Стараясь сделать из раввинов проповедников и духовных лидеров, их учебные программы ориентировали на гораздо более широкий комплекс знаний в области еврейской истории и мысли.

Между тем произошло важное изменение, затронувшее базовый характер раввината. Первоначально изучение Торы было самоцелью и обязанностью всех евреев. Считалось неправильным зарабатывать этими знаниями. Великие раввины добывали хлеб насущный другими профессиями, например Маймонид был врачом. Однако с XVI века общины чаще стали обращаться к раввинам как к авторитетам в области права и религиозным лидерам, и тем самым раввинат превратился в профессию. После эмансипации в Европе раввинат приобретал все большие черты сходства с христианскими пасторами и священниками. Стала даже возникать иерархическая система, в которой главные раввины признаются государством в качестве духовных вождей еврейской общины и имеют власть над другими раввинами (хотя такое устройство не имеет основания в еврейском законе и традиции). Многие раввины нанимаются синагогами для религиозного руководства и выполняют целый ряд функций в общине.

Не всякий раввин, кто раввином называется: у некоторых нет должного образования или они не были назначены общиной. В Англии долгое время не существовало раввинистической ординации, и выпускники семинарии, Еврейского колледжа, получали титул Rev., что напоминает по звучанию «рав», или «рабби». В наши дни община уделяет огромное внимание раввинистическому образованию с обеих сторон религиозного спектра, и появляется все больше людей, имеющих право называть себя раввинами, но по разным причинам не избирающим раввинат своей профессией.

До недавнего времени в соответствии с общим характером иудаизма того времени раввинами могли быть лишь мужчины. За XX столетие роль женщин в религиозном руководстве заметно повысилась, особенно в британском либеральном движении, где Лили Монтегю де-факто, хотя и не де-юре, была раввином. Реформистская семинария в Берлине впервые назначила женщину раввином в 1930-е годы. Эта женщина была убита нацистами, а после войны минуло какое-то время, прежде чем вопрос о женском служении вновь встал со всей остротой. С развитием еврейского феминизма в конце 1960-х годов все чаще слышались призывы к ординации женщин в раввины (поначалу в реконструкционистском и реформистском движениях). У американских реформистов женщина впервые стала раввином в 1972 году, а британские реформисты и американское консервативное направление последовали их примеру соответственно в 1975 и 1985 годах. В раввинистических семинариях этих либеральных течений сейчас учится примерно равное количество мужчин и женщин. Ортодоксия пока не решилась на эти перемены, хотя в либеральном ее крыле идут дискуссии на сей счет.

Сефарды предпочитают титулу «раввин» титул «хахам» («мудрец»), однако история у него аналогичная. В Османской империи хахамы руководили общинами-миллетами. Существовал даже своего рода главный раввин. В Англии титул «хахам» имеет лишь руководящий раввин. В последнее время сефардский раввинат стал следовать образцу, который задает доминирующий в численном отношении ашкеназский сектор, и многие сефардские раввины, как минимум частично, учились в ашкеназских семинариях и йешивах.

В традиционном иудаизме есть и другие духовные руководители, параллельные раввинам или подчиненные им. Иногда возникает путаница между ними и раввинатом. Взять хотя бы фигуру проповедника (маггида). В Восточной Европе раввин обычно проповедовал лишь дважды в год: на Великую Субботу перед Пасхой и на Субботу Покаяния между Рош Га-Шана и Иом Киппуром. Маггид часто был странствующим проповедником, которого приглашали в разные общины, а за проповеди вознаграждали. В некоторых крупных общинах был постоянный маггид.

Хасидизм породил новый тип религиозного лидера. Это цадик, часто называемый «ребе», чтобы отличать его от раввина в обычном смысле (хотя этимология этих слов одинаковая). Некоторые ребе также были городскими раввинами, но в целом их лидерство носило харизматический характер, а их последователи зачастую были разбросаны по разным местам (в отличие от раввинов, чей авторитет был сугубо локальным). Хасиды установили принцип наследственного преемства для ребе, и этому принципу иногда подражают в нехасидских кругах. От своих учеников цадик/ребе требовал полного послушания, а его авторитет основывался не на знаниях, а на духовности, которая подчас выглядела сверхъестественной. Некоторые ребе считались чудотворцами, и святость приписывалась даже еде, которую они благословили, и одежде, которую они носили. Согласно поверьям они имели силу заступаться за своих учеников после смерти, а некоторые последователи покойного Любавичского Ребе даже пришли к мысли, что он Мессия и вернется после смерти. Это очень далеко от авторитета обычных раввинов, хотя внешний наблюдатель легко может перепутать хасидского ребе с раввином.

В Восточной Европе должность директора йешивы (талмудической академии) оторвалась от городского раввината, и с изобилием йешив, в которые отовсюду стекаются студенты, возник еще один религиозный лидер, Рош Иешива («глава йешивы»). Часто это был ученый, известный своими познаниями в законе. Даже в современной ортодоксии выпускники йешив часто считают своим подлинным духовным наставником именно Рош Иешива, хотя и признают на практике авторитет местного раввина. Поэтому между главами йешив и раввинами (и даже главными раввинами) иногда возникает соперничество.

Синагогальную службу не обязательно должен вести раввин. Читать молитвы может любой член собрания, хотя у ортодоксов женщина не имеет права руководить молитвой мужчин. В соответствии с тенденцией делать из раввинов служителей культа проведение богослужений стало одной из функций современного раввина, во всяком случае, на более либеральном конце спектра. В некоторых крупных синагогах эту роль играет кантор (хазан). Хазан получает зарплату, а выбирают его (или ее) по музыкальным способностям и доброму нраву.

Из книги Тайны Времени автора Чернобров Вадим Александрович

Машина времени и НЛО: КАК УСТРОЕНА ЛЕТАЮЩАЯ ТАРЕЛКА «Знание некоторых принципов легко возмещаеют незнание некоторых факторов.» (философ Клод Адриан ГЕЛЬВЕЦИЙ). Когда Арнольд Кеннет 24 июня 1947 года наблюдал над Каскадными горами полет девяти непонятных объектов и

Из книги Автобиография духовно неправильного мистика автора Раджниш Бхагван Шри

О МЕДИТАТИВНОМ КУРОРТЕ: Международная Община Ошо Медитативный Курорт Международной Общины Ошо расположен в ста милях к юго-востоку от Бомбея, близ города Пуна. Некогда это место было летним курортом для махарадж и состоятельных британцев. Сейчас Пуна стала процветающим

Из книги Пришельцы из Шамбалы автора Бязырев Георгий

ОБЩИНА ГАУТАМЫ Радостное выражение лица способствует сохранению спокойствия. Нужно быть свободным от роскоши, от всего показного.В числе учеников Гаутамы Будды были главы различных духовных школ со своими последователями, философы и ученые, люди знатного

Из книги Любовные отношения - удачные и неудачные автора Волински Стефен

ГЛАВА 6 УРОВНИ ОТНОШЕНИЙ: КАРТА УСТРОЕНА ПРОСТО ПОЧЕМУ КАРТА?Во-первых, почему именно карта? Карта очень полезна до тех пор, пока мы не путаем ее с территорией; иными словами, пока мы помним, что это карта. Тогда мы можем видеть развитие отношений (маршрут), собственное

Из книги Агни Йога. Симфония. Книга I автора Ключников Сергей Юрьевич

ОБЩИНА Книга Община существует в двух вариантах - монгольском и латвийском. Первый из них был опубликован в Урге в 1926 году, второй - в том же году, но чуть позднее, в Риге. "Сейчас точно неизвестно, где производились записи для третьей книги - Община, - пишет биограф семьи

Из книги Аватары Шамбалы автора Марианис Анна

«ОБЩИНА НА ПОСТНОМ МАСЛЕ» Письмо Махатм, которое привез в Москву Рерих и о котором до сих пор говорят и спорят, было всего лишь дипломатической нотой (или, говоря прямо, дипломатическим прикрытием) в отношениях Рериха с членами советского правительства. Это письмо

Из книги Письма Махатм автора Ковалева Наталия Евгеньевна

[Буддийская община] Если возразят, что у нас тоже есть храмы, что у нас тоже есть священнослужители и что наши ламы тоже живут на доброхотные подаяния… доведите до сведения людей, что общего у вышеперечисленных объектов с их западными эквивалентами только название. Так, в

Из книги Божественная эволюция. От Сфинкса к Христу автора Шюре Эдуард

4. - Обучение и буддистская община. Смертъ Будды Будда начал свое проповедование в Бенаресе. Сначала он обратил в свою веру пятерых монахов, которые стали его ревностными сторонниками, и которых несколько позже он отправил проповедовать свое учение дальше, говоря им

Из книги Пробуждение на планете незрячерожденных автора Панова Елена Иосифовна

Глава 19. Как устроена Земля? Запоздалое откровение. На уроках географии нам показывали и рассказывали, что внутри Земли находится раскаленное добела ядро, а вокруг него - расплавленная магма. На этой магме плавают материки, как корочки, которые так и называются - земная

Из книги Иудаизм. Древнейшая мировая религия автора Ланж Николас де

Еврейская нация Евреев объединяет не символ веры, а история: глубокое чувство общего происхождения, общего прошлого, общей судьбы. Хотя у ашкеназов история во многом протекала в Польше и Германии, а у сефардов – в Испании и Португалии, и те, и другие причастны к более

Из книги Цель – благополучие автора Эгли Рене

IV. Еврейская религия В наши дни евреи разделены по вопросу о теории и практике своей религии больше, чем когда-либо в истории. Показательно, что в ряде городов есть множество синагог, причем все они утверждают себя в качестве носителей подлинного иудаизма. Подчас

Из книги автора

VI. Община

Из книги автора

Еврейская теология в Америке Начиная с середины XIX века центр тяжести еврейского мира стал постепенно смещаться в англоязычные страны, а после того ада, который нацисты устроили в Европе, этот процесс достиг своего завершения (хотя со временем в древней Святой Земле

Из книги автора

IV. Еврейская религия Borowitz, Eugene В., Liberal Judaism. New York, 1984.Borowitz, Eugene В., ed., Reform Jewish Ethics and the Halakhah: An Experiment in Decision Making. West Orange, NJ, 1994.Bulka, Reuven P., ed., Dimensions of Orthodox Judaism. New York, 1983.Freud-Kandel, Miri J., An Ideology Forsaken: Theological Shifts in Anglo-Jewish Orthodoxy. London, 2004.Freundel, Barry, Contemporary Orthodox Judaism’s Response to Modernity. Jersey City, NJ, 2004.Gillman, Neil,

Из книги автора

VI. Община Elbogen, Ismar, Jewish Liturgy, tr. Raymond P. Scheindlin. Philadelphia, PA, 1993.Meek, Harold A., The Synagogue. London, 1995.Millgram, Abraham, Jewish Worship. Philadelphia, PA, 1971.Petuchowski, Jakob J., Theology and Poetry. London, 1978.Schwarzfuchs, Simon, A Concise History of the Rabbinate. Oxford and Cambridge, MA, 1993.Weinberger, Leon J., Jewish Hymnography: A Literary History. London and Portland, OR, 1998.Wertheimer, Jack, ed., The American Synagogue: A Sanctuary

Из книги автора

Так устроен космос так устроена жизнь Колебание и энергия – основа всего Реальна не материя, а то, благодаря чему она существует, то есть колебание и энергия. Это доказано исследованиями физиков, точнее, физиков-атомщиков.Данный факт имеет огромное значение для жизни на

(Как добрые устремления превратить в злые?)


Извращение смысла слов – главное оружие самых крупных преступников


Когда одного из известных китайских философов спросили, что бы он сделал в первую очередь, если бы стал императором, он якобы ответил:


Вернул бы словам их истинное значение. (Приписывается Конфуцию. См. http://www.omkara.ru/svastika.htm)


Испокон веков извращался смысл полномочий, прежде всего, главного государственного чиновника. Первоначальные его полномочия никогда не были законодательными. Он должен был править в соответствии с существующими законами. Тому известно множество доказательств. Но достаточно упомянуть только Великую Хартию Вольностей. Она насильственно поставила предел произволу короля, вернее, возвратила его в исходную ситуацию правителя, а не законодателя.


Единственным естественным правомочным законодателем всегда считался народ. Но почти все избранные правители всегда стремились стать прежде всего законодателями. Ибо законодательное право - наивысшее право в любом обществе. Кто обладает законодательным правом, тот практически обладает всей полнотой власти. Правители исподволь, тихой сапой, постепенно становились не хранителями закона, а совершали самое главное государственное преступление - присваивали себе законодательное право. Как? Путём извращения смысла своих полномочий, данных им или их предшественникам народом. Этим самым извращался смысл слова правитель. Он переставал быть слугой народа, становился диктатором.


Для евреев извратили смысл слова религия


Извращение смысла слова правитель, слова король приводило, следовательно, к тому, что в стране вместо демократии постепенно воцарялась диктатура. Народ из хозяина страны постепенно становился зависимым от правителя страны или даже превращался в его собственность.


Возможно, самые большие последствия имело извращение слова религия в рассматриваемом ниже случае. Оно повлияло и до сих пор влияет одновременно на судьбы многих государств.


Религия - это прежде всего мировоззрение, кодекс морального поведения совершенного человека (с точки зрения религии). Религии хотя и стремятся завоевать весь мир, но только путём обращения в свою веру всего человечества. Религия, подчинив себе умы граждан государства, не делает государство зависимым от другого государства.


Религия открыта каждому и рада каждому новому члену, поверившему в её догмы.


Так называемая еврейская религия является совершенно иной. Она не является открытой, не призывает всех людей стать такими, какими должны быть её члены, не призывает всех к моральному совершенству, не показывает образец поведения, одинаковый для всех народов. Всё как раз наоборот. Это религия одного единственного народа, она обещает своим членам: «Все цари будут у ваших ног».


Если такие религии, как христианство, мусульманство или индуизм призывают всех познать сущность их религии, то талмуд, наоборот, заявляет, что гой, изучающий талмуд, достоин смерти. Талмуд не доступен в свободной продаже. Библию или коран вам могут подарить прямо на улице. Талмуд же вы не сможете приобрести даже за деньги. Представьте: еврей не продаёт вам вещь, за которую вы готовы заплатить! Слыхано ли такое?! Еврейская религия - она не для всех. Отсюда следует, что это, прежде всего, тайное общество.


Тайное общество может преследовать как преступные, так и благородные цели. Если оно преследует благородные цели, то тайным в этом случае является только список членов общества. Свою же цель оно не скрывает, а наоборот старается сделать достоянием всех. Их цель является предметом их гордости.


Цель же еврейского тайного общества скрывается. По той простой причине, что она не является благородной с точки зрения любого иного народа. Какой народ может считать благородным стремление властвовать над ним? Как раз наоборот - такое стремление он считает преступным.


Еврейское тайное общество злонамеренное. Его единственной целью является обкрадывание всех неевреев или подчинение их государств своей воле.


Цель еврейского общества с точки зрения всех остальных народов именно преступная.


Объявленной целью религий никогда не было зло, преступление, воровство. Не следует ли отсюда, что евреев просто напросто обманули? Под видом привлечения к новой религии, созданной только для их народа, их вовлекли в преступное тайное общество. Благородное для многих слово религия применили для прикрытия действий злонамеренного тайного общества.


Обман был очевидным с самого начала


Еврейская якобы религия не является продуктом деятельности высокообразованных людей и тем более бога.


В пятой книге Моисея написано:


«Вся земля, на которую ступит стопа ваша, будет принадлежать вам: от пустыни до горы Ливан и от потока Евфрата до моря на западе будет владением вашим» (Стих 11,24)


Стихи 18-21 15-й главы кн. Бытия Ветхого Завета или Торы, как называют её иудеи, утверждают: «В этот день Яхве заключил завет (на иврите: «брит») с Авраамом, сказав: Потомству твоему даю Я землю эту, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата: землю кейнов, книзов, кадмонов, хеттов, фризов, рифаев, аморов, ханаанеян, гергашей и евусов».


Эти две цитаты доказывают, что эти якобы обещания от имени бога составлены малограмотными мошенниками, не имевшими понятия о величине Земли. Их «вся земля» по площади меньше Аравийского полуострова. Уж кто-кто, а «великий бог» должен был бы иметь понятие об истинных размерах «всей земли». Разумеется, у этих мошенников не было плана захвата власти над всеми народами. Это безграмотное обещание должно было стать только приманкой для ещё более безграмотных людей при привлечении их в тайное общество.


Чтобы что-то увидеть, надо это знать


Название этой главки - фраза, сказанная одним из известных исследователей природы. В данной ситуации она означает, что для того, чтобы понять, увидеть, что евреи - это тайное общество, надо знать, что они тайное общество. Непонятно? Другими словами, это означает, что пока вы смотрите на евреев, как на религиозное общество, вам многое в их правилах, в их поведении кажется странным и непонятным. Если же вы взглянете на них, как на тайное (злонамеренное) общество, всё сразу в их правилах, в их поведении становится понятным и естественным.


Давно было замечено, что евреи всегда стремятся обособиться. Они не стремятся быть понятыми. Это кажется странным. Для членов тайного (злонамеренного) общества это естественно. Находясь среди других, надо скрывать свои мысли, свою сущность, свои взгляды. Быть понятыми?! Это им как-то ни к чему.


Члены тайного общества должны скрывать свою принадлежность к нему, свою деятельность в его пользу. Посмотрите на евреев. Во всех странах они, как правило, берут фамилию, похожую на фамилию граждан страны проживания. Да и называют они себя немцами, французами, русскими. Особенно так их называют СМИ. Не дай бог, кто-то узнает, что весь эфир заполнен мнениями и достижениями не интернациональными, а только еврейскими. Кто знает о том, что „русский поэт“ Евтушенко на самом деле еврей? Или кто по национальности писатель Даниил Гранин? Или советский поэт-классик Светлов?


Знаем ли мы, кто по национальности „французский писатель“ Эмиль Золя? „Испанский композитор“ Равель? «Французский» художник Пикассо?

Мы усваиваем новые идеи, как нам кажется, прогрессивных умов всего человечества. А на самом деле мы только узнаём о том, что нам хотят внушить евреи.


Мы ежедневно слушаем произведения „французских, немецких, американских, русских“ и иных писателей и композиторов, не имея никакого представления о том, что на самом деле это все как один – евреи. Нет, бывают, конечно, и исключения. Особенно, если это произведение, прославляющее евреев и их мудрость (см. например: Готхольд-Эфраим Лессинг. «Натан мудрый».) То же самое относится к художникам, артистам и учёным. По талмуду еврей не имеет права помогать нееврею, в том числе, конечно, и с помощью рекламы, или просто сказать о нём доброе слово. Только тогда, когда иное может повредить евреям, они могут сделать исключение. Вот поэтому они могут говорить в СМИ только о себе, называть великими и талантливыми только себя.


Во время переписи населения во всех странах они также скрывают свою принадлежность к евреям. Никто не должен знать, сколько в мире евреев.


Все эти «странности» евреев становятся понятными только тогда, когда считаешь евреев членами тайного общества и знаешь о целях этого общества, изложенных в талмуде.
Ни христиане, ни мусульмане, ни индусы так себя не ведут. Им нечего скрывать, у них нет тайных целей, им не надо притворяться.


Евреи считают, что умение украсть - проявление гениальности. Нам такое мнение кажется более, чем странным. Но с точки зрения тайного общества, посвятившего себя ограблению и покорению всего человечества, это мнение вполне нормальное. В их талмуде сказано, что имущество нееврея не принадлежит никому. То есть, для еврея не является предосудительным присвоить его себе. Например, даже «гениальный» Ньютон был вороватым. Множество достижений других исследователей, живших в его время и до него, носят теперь имя Ньютона. Среди них кольца света, обнаруженные Гуком; уравнения Галилея, позволившие создать современную механику и динамику; открытие закона о всемирном тяготении; создание дифференциального и интегрального исчисления и многое другое. Все школьники считают, что разложение света призмой было открыто Ньютоном. Но оно было известно и описано задолго до рождения Ньютона. Причём без ошибок, которые внёс в своё описание «непогрешимый» и «гениальный» Ньютон.


Бумажные деньги позволяют гораздо легче производить мошенничества. Никто не воспользовался этим в такой мере, как евреи. В 1816 г. во время войны Америки за независимость, ей, естественно, срочно понадобились деньги. Второй банк США предложил произвести эмиссию доллара (выпустить необходимое количество необеспеченных золотом денег, т. е. по существу - фальшивых денег) и отдать эти деньги правительству взаймы (!!!) под определённый процент. Деньги, находящиеся в обращении, из-за эмиссии доллара обесцениваются (уменьшается их покупательная способность), из-за этого все жители страны становятся беднее. Использование правительством фальшивых денег во время войны ещё можно было бы как-то оправдать. Но каким бессовестным человеком надо было быть, чтобы предложить подобные деньги взаймы, да ещё и под проценты!? Этим человеком был Ротшильд, еврей. А Второй банк США был банком США только по названию.


Но если мы действительно считаем Ротшильда бессовестным человеком, то мы глубоко ошибаемся. С точки зрения их тайного общества (или, если хотите, еврейской религии), к которому он принадлежал, он был гений, чрезвычайно талантливый человек. Он сумел ограбить всех и стать на этом безмерно богатым. Операция, проведённая им, сделала бы честь любому еврею, любому члену его тайного общества.


Но вернёмся к самой операции. Правительство на эту операцию согласилось, потому что в министерстве финансов сидел не менее бессовестный человек, и тоже еврей. Как вы понимаете, тайное общество и им также должно было чрезвычайно гордиться.


Годом раньше, после поражения Наполеона под Ватерлоо, получив несколько раньше других англичан сведения об этом поражении, этот же человек обманул всю Англию, сымитировав своим печальным видом наличие у него известия о поражении Англии. Организовав таким образом уменьшение курса акций, он их затем тайно скупил за бесценок. Только на этой операции он стал в 20 раз богаче. Из-за обмана англичан он также не чувствовал угрызений совести. Как раз наоборот, у него был повод гордиться. И им гордилось всё его тайное общество.


По тому представлению о еврейской религии, которое вбито в голову почти всех современных людей, все вышеприведённые действия вряд ли могут быть оправданы и быть предметом гордости. Но все евреи гордятся Ротшильдом и другими подобными людьми. Понять это мы можем только в том случае, если будем понимать, что у евреев менталитет членов преступного тайного общества.


Но евреи не только обкрадывают и обманывают. Они, как они сами считают, явились организаторами бесчисленных войн («Еврейский вопрос»). Оправдываются ли они при этом? В некотором смысле, да. «Когда гои воюют друг с другом, им не до евреев». Но вряд ли это оправдание является искренним. Если бы евреи считались честными людьми, то их бы никто не ненавидел, и им не надо было бы опасаться за свою жизнь или имущество, особенно в мирное время. Зачем им оправдываться? Они гордятся тем, что наши правительства пляшут под их дудку и рискуют жизнями своих граждан во имя еврейских интересов. Их тайное общество на «наших» войнах только богатеет. Но не только богатеет. Первая мировая война имела своим результатом увеличение числа государств, управляемых евреями.


Вторая мировая война была организована ими по той причине, что ряд государств мог вырваться из под их контроля. Это могло бы стать началом их конца. Ввиду того, что ими с конца 19-го столетия захвачена монополия на СМИ, они смогли представить эту войну как борьбу с Гитлером, мечтавшим захватить власть над всем миром.


Возьмите недавние войны. Из-за чего пострадал Ирак? Якобы из-за того, что обладал оружием массового уничтожения. Разве евреи, имея в своих руках СМИ, пытались предотвратить эту войну? Нет, они её всячески разжигали. Когда всем и каждому стало очевидно, что Ирак не имел никакого оружия массового уничтожения, разве СМИ стали требовать, чтобы США возместили по возможности нанесённый Ираку ущерб? Далее последовала Ливия. В чём был виноват Муаммар Каддафи? Якобы в том, что он бомбил собственный восставший народ. В Ливии был более высокий уровень жизни, чем в Англии, граждане Ливии имели бесплатное образование и медицинское обслуживание, участвовали в доходах государства, получали помощь для обучения за границей, молодожёны получали помощь для приобретения собственной квартиры. Для чего им надо было восставать против Каддафи? Но и здесь еврейские СМИ способствовали разжиганию войны и распространяли ложь о полковнике Каддафи, о положении в Ливии, о причинах «восстания». Если считать евреев за обычное религиозное обшество, то разве можно понять поведение еврейских СМИ? Но если их считать преступным тайным обществом, то их поведение вполне объяснимо, так как евреи нажились на войне в Ливии также, как они наживаются на всех других войнах. Вспомните слова Генри Форда: «Если установить гласность действий 50-и главных еврейских торговцев оружием, войны пекратятся». Но действия евреев против Ливии могут иметь ещё одно объяснение: ходят слухи, что Каддафи, как и Гитлер, хотел вырваться из-под власти евреев.


Можно ли всё это понять, если евреи обычные честные члены обычного религиозного общества? Но если знать, что они члены тайного преступного общества, борющегося против всего человечества, то их понять можно.


Извращение смысла слов - главное оружие евреев


Неумолима тяга евреев к фальсификации.
Джон Бриант



Наверное, все знают, что Гитлер был «ужасным наци». Наци - это националист. А кто такой националист? Человек, борющийся за интересы своей нации. Другими словами - патриот? Гитлер действительно боролся за интересы немцев, т. е. против засилья евреев и еврейских банков. И в наши дни евреи быстренько приклеивают кому-нибудь ярлык наци. Патриотом они его ни в коем случае не называют. У слова патриот и в наши дни сохранился положительный имидж. Но зато патриотами Израиля называют себя все евреи, в том числе евреи, проживающие вне пределов Израиля, например, члены французского и иных парламентов. Быть патриотами Израиля - это хорошо. Если же вы патриот своей собственной страны, то вы безусловно наци, очень нехороший человек. Почему? Да потому, что любой патриот, за исключением патриотов Израиля, является противником создания мирового (еврейского?) правительства.


Возьмём другое еврейское словечко - антисемитизм. Все знают, что быть антисемитом - это нехорошо. Но мало кто знает, что антисемитизм - это всего лишь критика евреев. Это признал в своей книге (1995 г.) Джон Бриант (Дж.Бр.Янт)

“Всё, что вы хотели бы знать о евреях, но боялись спросить из-за страха, что обвинят в антисемитизме.


(или Интересные откровения одного американского еврея )”


один из евреев . Но вы можете проверить это и сами. Повторите в виде цитаты о евреях то, что евреи сами говорят о себе, и вы уже антисемит. О евреях могут говорить только евреи. Говорить о евреях без восхищения ими - это уже антисемитизм. Но евреи создали определённую традицию применения слова антисемитизм и его производных. Абсолютно не задумываясь, мы все знаем, что антисемитизм - это нечто недопустимое. Автор вышеупомянутой книги Джон Бриант говорит: «Но у евреев есть большая дубинка под названием антисемитизм». Эта дубинка торчит в наших головах. Мы сами себя ею пугаем, совершенно не замечая, что это всего лишь мыльный пузырь. Такова сила извращённых слов и внушённого нам к ним отношения.


Точно также СМИ (евреи?) ежедневно внушают нам, что все религии одинаковые и подлежат защите. Следовательно, подлежит защите и еврейская религия? Но о сущности еврейской религии мы, как правило, ничего не знаем. Конечно, никто не собирается изучить талмуд и даже не знает, что его невозможно купить. Никому не приходит в голову прочитать хотя бы небольшую книжечку под названием «Сто еврейских законов» (есть в интернете). А уж догадаться, что под вывеской «Еврейская религия» скрывается тайное преступное общество не смог ни один из многочисленных исследователей, хотя в неявном виде эта мысль выражена во многих произведениях. Например, Яков Брафман в «Книге Кагала» описывает сборища евреев, обсуждающих необходимые действия по подкупу чиновника или его устранения в случае неудачи подкупа. Что это? Действия верующих или же членов банды? Ответ однозначный: если это и действия верующих, то таких, кто имеет психологию бандитов. Но в книге нет утверждения о том, что еврейская религия - это только прикрытие для тайного преступного общества. Но нужно ли это обязательно говорить, если это и так понятно? Не является ли желание назвать евреев бандитами просто желанием назвать евреев по другому? Нет. Точное название и при изучении природы очень важно и может в корне изменить понимание каких-либо явлений. В данном случае это явно показывает необходимость изменения нашего отношения к евреям. Если это религия, то, возможно, их, несчастных, надо защищать, а если это тайное зловредное общество, то их, мерзавцев, надо преследовать по всей строгости закона. Мы видим, как резко меняется наше отношение только от изменения названия. Следовательно, правильное название - это очень важно?


Присмотримся теперь повнимательнее к «народному представителю». Вы не ошибётесь, если предположите, что и это понятие (евреи?) давным давно извратили. Если вам знакомы понятия типа «представитель фирмы» или «адвокат», то вы знаете, что оба эти представителя обязательно должны иметь договор со своим заказчиком, т. е. с фирмой или с частным лицом. Без договора они никого представлять не могут, не имеют права. Без договора представитель даже не знает, что ему надо делать для своего заказчика. Одним словом, нет договора - нет представителя.


А у «народного представителя» нет никакого договора с избирателями. Следовательно, он не имеет официального права кого-либо представлять. Он обычный мошенник. Причём мошенник не одиночный, а организованный, находящийся в составе какой-либо партии с весьма благозвучным названием. Партии - это, как правило, специальные банды для продвижения своих «народных представителей». Уж кто-кто, а члены партий точно не догадываются о том, что они помогают бандитам. Да это и к лучшему. Иначе некоторые из них, вполне совестливые люди, сошли бы с ума или покончили жизнь самоубийством. Но не надо удивляться тому, что в странах, где властвуют «народные представители», нет никакой демократии.


Если у «народного представителя» есть договор, он не может сделать ничего вне пределов договора, не может предать народ. Его нет смысла покупать, так как он не может преступить свои полномочия. Для евреев такой «народный представитель» не имеет никакой ценности. Его нельзя «уговорить» поддержать войну или покупку оружия.


Одни только «выборы» ни в чём не ограничивают «народного представителя». Без наказа - договора с избирателями, он может делать что угодно - за дополнительные 30 серебренников. Именно такой «представитель» и был нужен евреям. Именно для этого они и совершили «великую французскую революцию». Большинство людей того времени клюнули на лозунг «свобода, равенство, братство», приняв его за чистую монету. Великий Бетховен даже написал 9-ю симфонию, в которой есть слова «все люди будут братья» (Alle Menschen werden Brüder). А братья французов - «народные представители», расстреливали целые деревни, включая детей и женщин, если они не подчинялись их «братской» воле.