Этапы жизни и творчества Б.Л. Пастернака


) - поэт, писатель (10.2 1890, Москва – 30.5.1960, Переделкино под Москвой). Отец художник импрессионистского направления, мать – пианистка. Пастернак в детстве занимался музыкой. С 1909 изучал философию в Московском университете, в 1912 – в германском Марбурге. Завершил университетское образование в 1913 в Москве.

Первые стихи Пастернака появились в печати в 1913. Он вошел в литературную группу «Центрифуга», находившуюся в русле футуризма . Его первый сборник стихов Близнец в тучах (1914) издали Асеев и Бобров, большую часть стихотворений первого сборника Пастернак включил во второй – Поверх барьеров (1917). Наибольшее признание принес Пастернаку третий сборник стихов Сестра моя жизнь (1922), возникший летом 1917, но вдохновленный не политическими событиями, а переживаниями природы и любви. Следующий сборник его стихов – Темы и вариации (1923), после которого критики признали в нем «самого значительного из молодых поэтов послереволюционной России».

Гении и злодеи. Борис Пастернак

В небольших по объему эпических поэмах Девятьсот пятый год (1925-26), Лейтенант Шмидт (1926-27) и Спекторский (1931) Пастернак отчасти говорит и о революционных событиях.

С 1922 Пастернак публикует также прозу. Первый прозаический сборник Рассказы (1925) включает Детство Люверс , II tratto di apelle , Письма из Тулы и Воздушные пути . За ним с 1929 появляется первая автобиографическая повесть Пастернака, посвященная памяти Рильке, Охранная грамота (1931); высказываемое в ней понимание искусства находится в резком противоречии с представлениями влиятельных тогда функционеров РАПП .

После сборника новых стихов Второе рождение (1932) до 1937 вышло еще несколько сборников, включающих прежде написанные стихи Пастернака.

В 1934 он был приглашен в правление нового Союза писателей . С 1936 Пастернак ему приходится уйти в переводческую работу, особенно много он переводит трагедии Шекспира . «Его переводы из грузинских поэтов снискали благоволение Сталина , а возможно, и уберегли поэта от преследований».




















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • Методом критического мышления вывести учащихся на осмысление и понимание творчества Пастернака;
  • Учить размышлять, делать выводы относительно точности и ценности полученной информации;
  • Совершенствовать умение работать в группе
  • Воспитывать у учащихся интерес к творчеству Бориса Леонидовича Пастернака; толерантность.

Стадия вызова.

– Как Вы думаете, каждый человек хочет, чтобы его помнили?
– А как Вы считаете, почему люди, прожившие иногда свою жизнь тихо, незаметно, остаются в памяти других надолго?
– А какую память оставил о себе Б.Л. Пастернак? (он заслужил стать классиком, поэтому его знают, читают, изучают в школе).
Изучив творчество Пастернака мы сегодня обобщим свои знания.
Наш урок необычен по своей форме. Это урок мастерская. Мастерская – это место, где в процессе работы рождается что-то новое. Я очень надеюсь, что к концу урока каждый из Вас определится с мнением о таком ярком поэте. В этой связи хочу обратить Ваше внимание на слова М.Цветаевой:

– Как Вы поняли последние слова, кому он не глазу. (Его не каждый может понять).
– Что хотела этим сказать Цветаева? (подчеркнуть необычность, своеобразие, масштабность творчества)
Слайды №1,2
Актуализация знаний (повторим изученное).

Прием «Гигантские шаги».

  • Б.Л. Пастернак родился в феврале 1890 года в Москве.
  • Отец его – Леонид Осипович Пастернак был известным художником, мать– талантливой пианисткой.
  • Свое призвание Пастернак – гимназист поначалу связывал с рисованием, жизни без которого не представлял (музыкой)
  • Другое увлечение юности, когда он уже был студентом историко- филологического факультета Московского университета – философия.
  • Большинство из своих первых стихотворений он перепишет заново, считая их незрелыми.
  • Художественная и гражданская совесть не позволяла Пастернаку в конце 20 годов славить октябрь, который в сущности обманул народные массы – не дал ни свободу, ни земли, ни хлеба, вовлек в гражданскую войну.

Деление на группы «Стихи Пастернака»

Работа в группах

1 группа.

– Кто были родители Пастернака? Расскажите о их роли в воспитании Бориса? (отец был известным художником, академик живописи, преподаватель Московского училища живописи, ваяния и зодчества – Леонид Осипович. Он часто рисовал Л.Н Толстого, первым иллюстрировал его произведения. Мать – Розалия Коуфман, пианистка европейской известности. Именно она внушила сыну долго владевшую им любовь к музыке).

2 группа.

– Кто из известных людей бывал часто в гостях у Пастернака? (гостями семьи бывали известные художники:Серов, Врубель, Репин, Шишкин, Толстой, Скрябин).

1 группа

– Через какой город лежал путь поэзии Пастернака? (Марбург)
Цель: освоить прием «Колесо последствий».
Используя прием «Колесо последствий» обрисуйте путь Пастернака к поэзии

2 группа

Под влиянием каких поэтов происходило становление Пастернака как поэта?

Цель: освоить стратегию Исикавы.

Задание. Используя стратегию Исикавы напишите об окружении поэта. (становление Пастернака происходило под влиянием окружения. Сначала это символизм, он увлекался видением мира по А.Блоку и А. Белому, позже он примкнул к футуристам и состоял в творческой группе футуризм).

Слайд, слайд.

1 группа.

– Где сложилась 1 книга стихов? (все лето 1913 года Б.Пастернак жил на даче в Молодях и там же сложилась первая книга его стихов «Близнец в тучах».Туда же и вошло стихотворение «Февраль».)

2 группа

– Сколько вариантов написания имеет стихотворение «Февраль» (имеет 3 варианта написания, датированных 1912, 1928, 1945 годами).
Вы сейчас будете слушать вариант 1928 года. Прочтение.
– Чего в этом Пастернаковском стихотворении нет? (нет словесного выражения лирического героя в виде местоимения «я»).
– В каком году выходит книга «Второе рождение» и почему она так названа? (это не только взгляд на жизнь страны, но и поэтическая летопись зрелой и вместе с тем безумной влюбленности в Зинаиду Николаевну Нейгауз. А вышла в свет в 1932 году). Слайд.
На стихи, вошедшие в этот цикл, написана песня, давайте послушаем её.
– Как Вы думаете, автор музыки угадал? Передал ли он авторские ощущения?

1 группа

– В каком году поэт совершил поездку на фронт? (1943 год)

2 группа

– Какие произведения в результате этого появились? (появился очерк «В армии», стихи «Смерть сапера», «Ожившая фреска», «Весна»). Слайд.
Радость победы в войне возрождала надежды на обновление общества. Росла потребность высказаться о себе и об эпохе, но предвестия свободы оказались ложными. Когда не оправдались надежды на обновление жизни. Пастернак приступил к своему роману, чтобы дать исторический образ России за последние 45-летие.

Задание:

– Дайте ассоциации по роману «Доктор Живаго», составив кластер.
Цель: Научить методике составления кластера. (содержание романа – это духовная история самого Пастернака, представленная как история жизни другого лица, доктора Юрия Андреевича Живаго. Живаго – форма Винительного и родительного падежа слова «живой» в древнерусском языке, она вызывает с именем сына Бога – живаго. Роман «Доктор Живаго» – это роман о преодолении смерти).

Поменяться постерами. Защита постера.

Цель: Научиться защищать свою точку зрения..
Как соотносится выражение поэзия в прозе с романом «Доктор Живаго». (В нем присутствуют и дневниковые записи, и записки, и стихи и письма). Мне хочется обратиться к одному письму – письму Антонины.

Анализ страниц романа (глава 13 часть 18)

Задание 1.

Вам дается текст, разрезанный по предложениям, соберите текст, используя прием «Мозаика».
Даю подсказку: 2 первых слова и 2 последних.
«Юра – писала ему»; 2 последних … человека лучше тебя.

– Как Вы думаете, письмо написано по правилам (в нем нет адреса, нет начала, нет слов прощаний). Мысли Тони прыгают, то она говорит о себе, то о событиях вокруг, то вновь обращается к своим чувствам.
– В каком жанре написано письмо (это крик души, который заставляет трепетать и наши души).
– В чем сила письма (это письмо о любви, у которой нет будущего)
– Чем это письмо не похоже на остальные (оно прощальное и в нем высвечивается вся замечательная душа Антонины Александровны – огромная и умеющая любить).
– первоначально роман назывался «Свеча горела» – Почему? Стихотворение о чем оно? Что символизирует?
– За что в 1958 году Шведская Академия Наук словесности и языкознания хотела присудить Пастернаку Нобелевскую премию? (за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и продолжение благородных традиций великой русской прозы). Слайд.

1 группа.

– Что случилось после этого? (поэта вынудили отказаться то нее)

Составьте рисуночный конспект о той черной недели.

Цель: научиться составлять рисуночный конспект.

25 октября – газета, разгромный отзыв, прошла демонстрация «Вон из СССР»
28 октября – исключение из Союза писателей
29 октября – пленум
31 октября – «Дело Пастернака» 500 писателей устроили суд

2 группа

Составьте, пожалуйста, карту понятий «Время, в которое выпало жить Пастернаку»

Цель: научить составлять «карту понятий»

Вывод: все это вместилось в рамки одной жизни, которую Пастернак прожил очень достойно, за это он я думаю, достоин уважения потомков.
– где провел свои последние годы Пастернак? Почему его называли затворником, и он не считал себя таковым? (последние годы провел у себя на даче, он был всего лишь философ, закрывшись от мира).
От какой болезни умер Пастернак? (от рака легких).
– Был ли поэт реабилитирован? (19 февраля 1987 года Секретариат отменил Постановление Президиума Правления Союза писателей 1958 года «Об исключении Пастернака из членов Союза писателей СССР)
– Какое событие произошло в декабре 1989 года? (Шведская Академия вручила Нобелевскую премию сыну Пастернака, сожалея о том, что лауреата уже нет в живых) слайд

Рефлексия

1 группа составляет диаманту тема: «Пастернак – человек»

Цель: Научить составлять синквейн.

2 группа составляет синквейн «Пастернак – поэт»

Оценивание

Домашнее задание: Написать эссе «Что человек не может простить своему поэту».

Б. Пастернак — поэт истинный. Его творческий портрет многогранен. О своей жизни он рассказал в автобиографической прозе «Охранная грамота » (1930), «Люди и положения » (1956) и в стихах. Первые поэтические сборники Б. Пастернака: «Близнец в тучах » (1914) и «Поверх барьеров » (1917). Его раннюю лирику исследователи сопоставляют с лирикой Фета: как у Фета поэзия «сама попадается под ноги», так и у Б. Пастернака она «валяется в траве, надо только нагнуться, чтобы ее увидеть и подобрать с земли». Лирический герой и того и другого — «соглядатай природы». Он удивительно зорок. Увиденный им мир как бы застигнут врасплох. Взгляд поэта в стихах Б. Пастернака — это взгляд взрослого, сохранившего в себе детскую способность удивления, ощущения чуда, праздничности, радости. Воссоздается атмосфера «святочной елки», позволяющая почувствовать «вечность средь комнаты».

Анализируя творчество Пастернака, уже в ранних его стихах В. Альфонсов и В. Мусатов находят чувство благоговения перед жизнью. Человек познает мир через собственную жизнь. А себя — через непреложность общего хода вещей. Открытие мира для героя — восстановление единства человека с миром. Вершиной творчества Пастернака стала книга стихов, написанная в 1917-м, а опубликованная в 1922 году, — «Сестра моя — жизнь ». Она покоряет атмосферой свежести. Доверие к жизни позволяет лирическому герою преодолеть чувство одиночества, воспринять себя среди людей. Как писала А. Ахматова, «Вся земля была его наследством. Он ее со всеми разделил».

Природа в «Сестре...» — это та сфера, в которой человеку дано ощутить чудо творения, чудо собственного существования.

На свете нет тоски такой,

Которой снег бы не вылечивал.

(«Январь 1919 года», 1919)

Для Пастернака особую значимость обретают вода, дождь. Дождь может быть ликующим, освежающим, предвещающим грозу, подчеркивающим одиночество.

Природа у Б. Пастернака не одна из тем, не один из образов — она синоним жизни.

Мирозданье — лишь страсти разряды,

Человеческим сердцем накопленной.

(«Определение творчества», 1917).

Богатство мира предметно, «подробно» и постигается шаг за шагом. Поездки к любимой и от нее лишь намеками отражаются в стихах, главное в них — философское постижение чувства. Оно дано не в повседневности, а в моменты, когда преодолевается суетность желаний. Чувственный образ купальщицы в «бассейне вселенной» соединяет (по наблюдениям В. Альфонсова) вечное и человеческое («Уроки английского», 1917)

В 20-е годы Б. Пастернак обращается к эпическим темам и жанрам: поэма «Девятьсот пятый год » (1926), роман в стихах «Спекторский » (1925—1930). Здесь он пытался осмыслить связь отдельного человека с историей. Его интересовал не героический характер, а сопряженность частного существования с общим. Герой поэмы лейтенант Шмидт убежден в поражении мятежа, но им движет голос чести. Звучит мотив жертвенности, готовности погибнуть вместе со всеми. «Выделенный из ряда» «волной самой стихии», герой Б. Пастернака принимает свою судьбу и «радуется избранью».

В «Спекторском» в центре подчеркнуто «частное лицо». Сопряженность отдельной судьбы с историей осуществляется вне зависимости от желаний и возможностей человека. Показ этой связи — одна из творческих задач Пастернака и в стихах 20—30-х годов, и в «Докторе Живаго» (1955), и в поздней лирике. Осмысление неразрывности личности и истории началось с раздумий о революции и своей судьбе в ней. Люди по-разному попадают в водоворот событий, «не успев соразмерить разбег» или вовсе без разбега, но по собственной воле. И «да» революции говорит каждый по-своему. «Я человек несвободный, — писал о себе Б. Пастернак, — нештатский. Я — частица государства». История понималась им как арена, на которой личность играет предназначенную ей роль.

В 1917 году Б. Пастернак сначала увлекся «заразительной всеобщностью». Затем ему стала видима «людская кровь». В стихах тех лет он не изображал социально-политических событий. В 1931 году, оглядываясь на прошлое, писал, что в книге «Сестра моя — жизнь» выразил все, «что можно узнать о революции самого небывалого и неуловимого».

Меру собственной связи с эпохой Б. Пастернак постигал через Шекспира. Работа над переводом Гамлета имела принципиальное значение в творчестве Пастернака. По утверждению В. Альфонсова, образ Гамлета сопутствовал Б. Пастернаку на всем пути и в поздний период получил развитие, во многом неожиданную трактовку. В Гамлете, по Б. Пастернаку, отражена вовсе не драма безволия и безверия, но драма долга и самоотречения. Видя, что «распалась связь времен», Гамлет ощущает свою призванность восстановить эту связь. Его сила — в понимании того, чего не видят другие. Его жертва — в том, чтобы ценой своей жизни раскрыть людям глаза на ложь и обман, хотя он допускает, что может оказаться непонятым.

Б. Пастернак нечто подобное видел и в миссии художника. Поэт, художник — всегда «заложник» и «должник» вселенной. Через искусство он связан с миром. Его внутренний мир становится ареной. От него как от личности требуется готовность к риску и самопожертвованию («Во всем мне хочется дойти... », 1956).

Самосознание лирического героя поздних стихов Б. Пастернака созвучно Пушкину. От восхищения перед миром он пришел к страстному благодарению за чудо жизни («В больнице», 1956). Мотив дара, даренья настойчиво повторяется. Возвращение миру полученного от Бога — тоже акт дарения («Свадьба», 1953).

Творчество Пастернака нельзя до конца понять вне его связи с реальной жизнью. Наиболее сильно эта связь ощутима в книгах «Второе рождение » (1932) и «На ранних поездах » (1943). В годы Великой Отечественной войны в стихах Б. Пастернака упрочилось чувство России. Опыт войны отразился и в его поздней лирике, и в романе «Доктор Живаго ».

«Доктор Живаго» — не только последнее крупное произведение писателя, но итоговая, главная книга, к которой он шел всю творческую жизнь. Свою готовность к такой книге Б. Пастернак видит в открывшемся ему с годами понимании «языка жизни, языка неба, языка земли» — торжества «свободного и полного постижения мира».

Цели урока познакомить с основными этапами жизни и творчества Б. Л. Пастернака; познакомить с основными этапами жизни и творчества Б. Л. Пастернака; осуществить первичное знакомство с лирикой Б. Пастернака; осуществить первичное знакомство с лирикой Б. Пастернака; создать атмосферу "погружения" в творчество поэта; создать атмосферу "погружения" в творчество поэта; продолжать развивать речевые навыки учащихся; продолжать развивать речевые навыки учащихся; воспитывать у учеников чувство прекрасного к миру, гордость, человеческое достоинство на примере жизни писателя, философское восприятие жизни. воспитывать у учеников чувство прекрасного к миру, гордость, человеческое достоинство на примере жизни писателя, философское восприятие жизни.


Родители Леонид Осипович, известный художник, академик живописи, преподаватель Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Леонид Осипович, известный художник, академик живописи, преподаватель Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Розалия Исидоровна Кауфман, пианистка европейской известности. Розалия Исидоровна Кауфман, пианистка европейской известности.


Путь Бориса Пастернака к поэзии шел через Марбург. В Марбурге профессор Герман Коген предложил Пастернаку остаться для получения докторской степени, но он от этого наотрез отказался. «Прощай, философия"- эти слова из автобиографической повести Пастернака "Охранная грамота" (1931) теперь значатся на мемориальной доске дома в Марбурге, где некогда проживал безвестный студент, ставший всемирно почитаемым классиком. «Прощай, философия"- эти слова из автобиографической повести Пастернака "Охранная грамота" (1931) теперь значатся на мемориальной доске дома в Марбурге, где некогда проживал безвестный студент, ставший всемирно почитаемым классиком. Марбург. Германия


В 1914 году вышел в свет первый сборник стихов Б. Л. Пастернака – Близнец в тучах. В него вошло и написанное в 1912 году стихотворение Февраль. Достать чернил и плакать! В 1914 году вышел в свет первый сборник стихов Б. Л. Пастернака – Близнец в тучах. В него вошло и написанное в 1912 году стихотворение Февраль. Достать чернил и плакать! Доктор филологических наук, профессор Сауле Абишева говорила: В стихотворении Б.Пастернака Февраль… мир человека и мир природы на всех уровнях пересекаются и словно перетекают друг в друга Доктор филологических наук, профессор Сауле Абишева говорила: В стихотворении Б.Пастернака Февраль… мир человека и мир природы на всех уровнях пересекаются и словно перетекают друг в друга.


Февраль. Достать чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд, Пока грохочущая слякоть Весною черною горит. Достать пролетку. За шесть гривен, Чрез благовест, чрез клик колес Перенестись туда, где ливень Еще шумней чернил и слез. Где, как обугленные груши, С деревьев тысячи грачей Сорвутся в лужи и обрушат Сухую грусть на дно очей. Под ней проталины чернеют, И ветер криками изрыт, И чем случайней, тем вернее Слагаются стихи навзрыд. «Февраль. Достать чернил и плакать…» (1928) Алексей Кондратьевич Саврасов «Грачи прилетели»


Снег идет, снег идет. К белым звездочкам в буране Тянутся цветы герани За оконный переплет. Снег идет, и всё в смятеньи, Всё пускается в полет,- Черной лестницы ступени, Перекрестка поворот. Снег идет, снег идет, Словно падают не хлопья, А в заплатанном салопе Сходит наземь небосвод. Словно с видом чудака, С верхней лестничной площадки, Крадучись, играя в прятки, Сходит небо с чердака. Потому что жизнь не ждет. Не оглянешься - и святки. Только промежуток краткий, Смотришь, там и новый год. Снег идет, густой-густой. В ногу с ним, стопами теми, В том же темпе, с ленью той Или с той же быстротой, Может быть, проходит время? Может быть, за годом год Следуют, как снег идет, Или как слова в поэме? Снег идет, снег идет, Снег идет, и всё в смятеньи: Убеленный пешеход, Удивленные растенья, Перекрестка поворот. В то время вышло известное стихотворений Пастернака – «Снег идет», написанное в 1957 году.


1917 год был ознаменован выходом второго сборника поэта – «Поверх барьеров», еще до Октябрьской революции год был ознаменован выходом второго сборника поэта – «Поверх барьеров», еще до Октябрьской революции. Оригинальность художественного образа, по мысли Пастернака, возникает не тогда, когда он не похож на образ другого художника, а тогда, когда он соответствует действительности.


Пятью годами позже, в 1922 году, был издан сборник Сестра моя - жизнь. Пятью годами позже, в 1922 году, был издан сборник Сестра моя - жизнь. Сборник открывает новый этап творчества поэта. Борис Леонидович посвящает его М. Лермонтову, ставшему для него «олицетворением творческой смелости и открытий, началом повседневного поэтического утверждения».


Первозданной чистотой предстает перед нами Южный Урал в стихотворении «Урал впервые». Без родовспомогательницы, во мраке, без памяти, На ночь натыкаясь руками, Урала Твердыня орала и, падая замертво, В мученьях ослепшая, утро рожала. Гремя опрокидывались нечаянно задетые Громады и бронзы массивов каких-то. Пыхтел пассажирский. И где-то от этого Шарахаясь, падали признаки пихты. Коптивший рассвет был снотворным. Не иначе: Он им был подсыпан - заводам и горам – Лесным печником, злоязычным горынычем, Как опий попутчику опытным вором. Очнулись в огне. С горизонта пунцового На лыжах спускались к лесам азиатцы, Лизали подошвы и соснам подсовывали Короны и звали на царство венчаться. И сосны, повстав и храня иерархию Мохнатых монархов, вступали На устланный наста оранжевым бархатом Покров из камки и сусали. Таганай. Откликные скалы


В года Пастернак создает книгу Второе рождение. В года Пастернак создает книгу Второе рождение. Это не только взгляд на жизнь страны, но и поэтическая летопись зрелой и вместе с тем безумной влюбленности в Зинаиду Николаевну Нейгауз.


Любить иных – тяжелый крест, А ты прекрасна без извилин, И прелести твоей секрет Разгадке жизни равносилен. Любить иных – тяжелый крест, А ты прекрасна без извилин, И прелести твоей секрет Разгадке жизни равносилен. Весною слышен шорох снов. И шелест новостей и истин. Ты из семьи таких основ. Твой смысл, как воздух, бескорыстен. Весною слышен шорох снов. И шелест новостей и истин. Ты из семьи таких основ. Твой смысл, как воздух, бескорыстен. Легко проснуться и прозреть, Словесный сор из сердца вытрясть, И жить, не засоряя впредь. Все это – не большая хитрость. Легко проснуться и прозреть, Словесный сор из сердца вытрясть, И жить, не засоряя впредь. Все это – не большая хитрость. «Любить иных – тяжелый крест…» (1931)


«Никого не будет в доме…» (1931) Никого не будет в доме, Кроме сумерек. Один Зимний день в сквозном проеме Незадернутых гардин. Только белых мокрых комьев Быстрый промельк моховой, Только крыши, снег, и, кроме Крыш и снега, никого. И опять зачертит иней, И опять завертит мной Прошлогоднее унынье И дела зимы иной. И опять кольнут доныне Неотпущенной виной, И окно по крестовине Сдавит голод дровяной. Но нежданно по портьере Пробежит сомненья дрожь,- Тишину шагами меря. Ты, как будущность, войдешь. Ты появишься из двери В чем-то белом, без причуд, В чем-то, впрямь из тех материй, Из которых хлопья шьют.


Начиная с 1936 года, он поселяется в Переделкино и его творчество носит систематический и сосредоточенный характер. Здесь он пишет стихи и прозу, занимается переводами. Так началось время нелепых подозрений, преследований, необоснованных репрессий. В 1937 после отказа подписать петиции о смертной казни целой группы большевиков- интеллигентов, Сталину докладывали о желательности репрессировать Пастернака, но он ответил: Оставьте этого юродивого в покое. Так началось время нелепых подозрений, преследований, необоснованных репрессий. В 1937 после отказа подписать петиции о смертной казни целой группы большевиков- интеллигентов, Сталину докладывали о желательности репрессировать Пастернака, но он ответил: Оставьте этого юродивого в покое.


1941 год является временем выхода нового сборника известно поэты Б. Л. Пастернака – «На ранних поездах» год является временем выхода нового сборника известно поэты Б. Л. Пастернака – «На ранних поездах». Реалии, лёгшие в основу стихотворения, давшего название всему сборнику – это обычный пеший путь с его дачи в Переделкино на железнодорожную станцию и дальше на электричке в Москву.


Во время Отечественной войны Пастернак не мог отрешить себя от судьбы России. Во время Отечественной войны Пастернак не мог отрешить себя от судьбы России. В первые месяцы сражений он пишет патриотические стихотворения: "Страшная сказка", "Бобыль","Застава", в дальнейшем -"Смерть сапера", "Победитель" и другие. После эвакуации в Чистополь в октябре 1941 г. и по возвращении в Москву в августе 1943 г. с бригадой писателей уезжает на Брянский фронт.


15 ноября 1957 года на итальянском языке выходит роман Доктор Живаго - главное дело жизни Бориса Пастернака. 15 ноября 1957 года на итальянском языке выходит роман Доктор Живаго - главное дело жизни Бориса Пастернака. «Вы подумайте какое сейчас время…»


Зимняя ночь (1946) Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела. Как летом роем мошкара Летит на пламя, Слетались хлопья со двора К оконной раме. Метель лепила на стекле Кружки и стрелы. Свеча горела на столе, Свеча горела. На озаренный потолок Ложились тени, Скрещенья рук, скрещенья ног, Судьбы скрещенья. И падали два башмачка Со стуком на пол. И воск слезами с ночника На платье капал. И все терялось в снежной мгле Седой и белой. Свеча горела на столе, Свеча горела. На свечку дуло из угла, И жар соблазна Вздымал, как ангел, два крыла Крестообразно. Мело весь месяц в феврале, И то и дело Свеча горела на столе, Свеча горела.


В романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» встречаются во времени два Гамлета: Гамлет Шекспира и Гамлет Пастернака. В романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» встречаются во времени два Гамлета: Гамлет Шекспира и Гамлет Пастернака. Е. Евтушенко писал: «Этот роман – роман нравственного перелома 20-го века, роман, поставивший историю человеческих чувств выше истории как таковой».


Гамлет Я вышел на подмостки. Я вышел на подмостки. Прислонясь к дверному косяку, Я ловлю в далёком отголоске То, что будет на моём веку. Это шум вдали идущих действий. Я играю в них во всех пяти. Я один. Всё тонет в фарисействе. Жизнь прожить- не поле перейти. Гул затих. Я вышел на подмостки. Прислонясь к дверному косяку, Я ловлю в далеком отголоске, Что случится на моем веку. На меня наставлен сумрак ночи Тысячью биноклей на оси. Если только можно, Aвва Oтче, Чашу эту мимо пронеси. Я люблю твой замысел упрямый И играть согласен эту роль. Но сейчас идет другая драма, И на этот раз меня уволь. Но продуман распорядок действий, И неотвратим конец пути. Я один, все тонет в фарисействе. Жизнь прожить - не поле перейти Вот я весь.


23 октября 1958 года Шведская Академия словесности и языкознания объявила о присуждении Пастернаку Нобелевской премии по литературе, что вызвало резкую критику в советской России. 23 октября 1958 года Шведская Академия словесности и языкознания объявила о присуждении Пастернаку Нобелевской премии по литературе, что вызвало резкую критику в советской России.


Более 500 московских писателей устроили суд над Пастернаком. Они обратились к правительству с просьбой лишить Пастернака гражданства. Более 500 московских писателей устроили суд над Пастернаком. Они обратились к правительству с просьбой лишить Пастернака гражданства. Ответ Борис Пастернак был таков: Я не ожидаю от вас справедливости. Вы можете меня расстрелять, выслать, сделать все, что вам угодно, я вас заранее прощаю. Но не торопитесь. Это не прибавит вам ни счастья, ни славы. Но помните, все равно, через несколько лет вам придется меня реабилитировать.


Власти вынудили поэта отказаться от премии. Свое настроение Пастернак выразил в стихотворении «Нобелевская премия» года. Я пропал, как зверь в загоне. Где-то люди, воля, свет, А за мною шум погони, Мне наружу ходу нет. Темный лес и берег пруда, Ели сваленной бревно. Путь отрезан отовсюду. Будь что будет, все равно. Что же сделал я за пакость, Я убийца и злодей? Я весь мир заставил плакать Над красой земли моей. Но и так, почти у гроба, Верю я, придет пора - Силу подлости и злобы Одолеет дух добра.


Борис Леонидович Пастернак умер 30 мая 1960 года от рака легких, 6 лет спустя – жена. Борис Леонидович Пастернак умер 30 мая 1960 года от рака легких, 6 лет спустя – жена. И я б хотел, чтоб после смерти, Как мы замкнемся и уйдем, Тесней, чем сердце и предсердье, Зарифмовали нас вдвоем.


19 февраля 1987 год Секретариат Правления Союза писателей СССР отменил Постановление 1958 года Об исключении Б. Пастернака из членов Союза писателей СССР. 19 февраля 1987 год Секретариат Правления Союза писателей СССР отменил Постановление 1958 года Об исключении Б. Пастернака из членов Союза писателей СССР. Е. Евтушенко такоднажды написал: Е. Евтушенко так однажды написал: «Дай, Пастернак, смещенье дней, Смущенье веток, Сраженье запахов, теней С мученьем века, Чтоб слово, садом бормоча, Цвело и зрело, Чтоб вовек твоя свеча Во мне горела».


Имя Пастернака навсегда останется в истории русской литературы Имя Пастернака навсегда останется в истории русской литературы Известнейшие строчки знаменитого поэта и писателя, ставшие афоризмом, раскрывают подлинное величие Б. Л. Пастернака: «Но быть живым, живым и только, Живым - и только до конца. И дольше века длится день И не кончаются объятья».



Ранняя лирика

Первые стихи Б. Пастернака были опубликованы в 1913 году, его первая поэтическая книга “Близнец в тучах” (1914) . К Февральской революции поэт отнесся с вдохновением : «Это не ночь, не дождь и не хором / Рвущееся: “Керенский, ура!”, / Это слепящий выход на форум / Из катакомб, безысходных вчера» (“Весенний дождь”, 1917 ). Летом 1917 г. Пастернак написал стихотворения, которые легли в основу сборника , принёсшего поэту подлинную славу, "Сестра моя -жизнь" (1922) . Поэзия "раннего" Пастернака - непростое чтение. Сложная ассоциативность мышления, музыкальность и метафоричность стиля рождают непривычные, причудливые образы. Его лирический герой как будто и не стремится непременно быть понятым, ему важнее выплеснуть переполняющие его чувства. В одном из первых стихотворений Пастернака "Февраль" (1912) , есть строчки , точно выражающие характер ранней лирики Бориса Пастернака: "И чем случайней, тем вернее / Слагаются стихи навзрыд" . Лирический порыв, предельная эмоциональная напряженность чувств - наиболее характерные черты, отличающие поэзию "раннего" Пастернака. Его лирическому герою присуще родственное отно­шение с окружающим миром . Восходы и закаты, снегопады и грозы он переживает как важнейшие события собственной жизни. В свою очередь и сама природа живет в его стихах человеческой жизнью: совершает поступки, страдает и радуется, влюбляется, смотрит на поэта, объясняется от его имени. Показательны в этом отношении такие стихи, как "После дождя", "Плачущий сад", "Душистою веткой машучи..." и многие другие.

Зрелая поэзия

В 30 - 50-е годы стиль Пастернака меняется . Поэт сознательно стремится к кристальной ясности и простоте. Однако, по его собственному выражению, это - "неслы­ханная простота", в которую впадают "как в ересь" ("Волны"). Она не предполагает общедоступности. Она неожиданна, антидогматична. В стихах Пастернака мир увиден как бы впервые, вне шаблонов и стереотипов . В результате привычное предстает под необычным углом зрения, повсед­невное обнаруживает свою значительность. Так, в стихотворении "Снег идет" в идущем за окном снеге поэту видится движение времени. А в стихотворении "Свадьба" обычная бытовая зарисовка ("Пересекши край двора, / Гости на гулянку / В дом невесты до утра / Перешли с тальянкой...") завершается глубоким философским выводом, в котором выражена идея памяти как залога бессмертия :

Жизнь ведь тоже только миг,

Только растворенье

Нас самих во всех других

Как бы им в даренье .

Таким образом, простота стиля "позднего" Пастернака сочетается с глубиной философского содержания его про­изведений . Об этом свидетельствуют многие стихи из его поэтических сборников и циклов: "На ранних поездах" (1936 - 1944), "Стихотворения Юрия Живаго" (1946 - 1953), "Когда разгуляется" (1956 - 1959) .

Позднее творчество Б. Пастернака тесно связано с ранним . В его лирике 40-50-х годов те же поэтические темы, что и в поэзии 10-20-х: природа, любовь, искусство и призвание художника: в ней же понимание родственной связи человека с окружающим его миром природы, тот же восторг бытия . И все же неко­торые свойственные Пастернаку особенности мировосприятия в его позднем творчестве проступают более отчетливо. Окружающий мир осознается поэтом, прежде всего, как мир Божий . Этим объясняется наличие религиозных мотивов, сюжетов и образов во многих его стихах: "Гамлет", "Август", "Рождественская звезда", "Рассвет", "Гефсиманский сад ", "В больнице" и др. С этим связано и то благоговение перед чудом жизни, ощущение сокровенной ценности всего живого , которое столь ярко в его поздней лирике. Характерным примером тому может служить стихотворение "Когда разгу­ляется" (1956) . В нем пейзажная зарисовка становится выражением философии жизни, размышлением о счастье существования , о чуде божественного присутствия в мире . "Простор земли" сравнивается поэтом с "внутренностью собора", а "зелень листьев" - с "живописью в цветном стекле", с "церковной росписью оконниц". Человек - часть прекрасного, овеянного тайной божьего мира, и сознание этого дает ему ощущение счастья:

Природа, мир, тайник вселенной,

Я службу долгую твою,

Объятый дрожью сокровенной,

В слезах от счастья отстою.

В этом стихотворении проявилось присущее поэтическому стилю Пастернака сочетание лирической проникновенности и живописной конкретности, пластичности . Поэт будто живописует словом картину, с первых же строк намечая ее композицию ("Большое озеро как блюдо, / За ним - скоп - ленье облаков...").

Религиозные мотивы пронизывают и многие произведения цикла "Стихотворения Юрия Живаго ". Так, в "Рассвете" (1947) выражена идея значимости заветов Христа в жизни поэта . Она заключена уже в самом названии стихотворения. Вера в Бога позволяет человеку преодолеть мрак жизни и возродиться духовно ("Всю ночь читал я твой завет / И как от обморока ожил").

Творческая и гражданская позиции поэта определены в стихотворении "Гамлет" (1946) , открывающем цикл "Сти­хотворения Юрия Живаго" . Оно было написано вскоре после того, как Б. Пастернак перевел одноименную драму Шекспира. Трактовка образа Гамлета приобретает у него автобиографический смысл . Лирический герой стихотворения чувствует себя актером на сцене жизни среди всеобщего "сумрака ночи". В "Гамлете" выражена осознанная Пастер­наком неизбежность его нравственного противостояния власти лжи и мрака.

Таким образом, в зрелом творчестве Пастернака:

  • появляется пластическая поэтика – изображение бытовой конкретики.
  • усиливается биографическое начало
  • происходит изменение субъектно-объектной организации: от лирического героя как очевидца истории к её участнику.

Основные темы:

  • Тема «оттепели» (после 20 съезда). Появляется надежда на изменение соц. климата, а с др. стороны – раскрепощение человека как творческой личности.
  • Трагическая тема и сопричастность бытию; спасительность природной гармонии. «В больнице », «Нобелевская премия ».
  • Новое изображение природы: лир. герой постоянно ощущает радости первооткрытия. «По грибы » - духовное родство с природой. «Тишина » - выход во вневременное и ощущение бессмертия.
  • Проблема смысла человеческого бытия и его предназначения. По Пастернаку, смысл человеческой жизни очень прост. Человек – это кольцо в цепи поколений => жизнь человека – это соединение прошлого с будущим. В связи с этим важна тема памяти . Во многих стихах присутствует идея вхождения в будущее . Таким образом, смысл жизни в том, чтобы всё пережить и всё пройти. Метафорами жизни становятся: дорога, поездка, время («Снег идёт»). «Единственные дни» - этот оксюморон и есть представление Пастернака о жизни.
  • Тема творчества . Наблюдается эволюция темы творчества в зрелых книгах Пастернака . Природа художественного творчества: творчество – это напряжённое взаимодействие, это напряжённый контакт поэта с реальностью. Метафора контакта: вольтова дуга, искра, заряд.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11