Экспериментальная и инновационная деятельность в школе. Отчет учителя по опытно-экспериментальной и инновационной деятельности Организация инновационной и экспериментальной деятельности в образовательной организации


Отчёт учителя-экспериментатора об опытно- экспериментальной

и инновационной деятельности за 2015/16уч.год

    Общие сведения об учителе

    1. ФИО: Мутуева Цыбегмит Цыреннамдаковна

      Предмет: химия

      Стаж работы: 27 года

      Учебный год

      Экспериментальный класс

      11проф

      9 класс

    2. Повышение квалификации (курсы, семинары (тема, год, месяц, место прохождения)): КПК

по теме «Реализация идей ФГОС второго поколения в процессе преподавания химии»2014 год, Агинское, «Достижение требований ФГОС в обучении химии»,2013г., Чита

    Краткая информация об опытно-экспериментальной и инновационной деятельности

    1. Тема эксперимента (инновационной деятельности): «Познавательная активность и ее развитие на уроках химии»»

      Цель эксперимента: развитие познавательной активности учащихся через использование современных технологий и методов обучения.
      Задачи эксперимента:

    повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых;

    более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;

    возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;

    усиление прикладного, практического характера химии;

    развитие способностей обучающихся через овладение надпредметными способами деятельности, рефлексией.

Срок проведения эксперимента: 2014-2015

2.3 Ожидаемые результаты эксперимента: Развитие мыслительных операций учащихся путем включения их в познавательную коллективную деятельность на уроке и внеурочное время.

2.4 Форма подведения итогов эксперимента: Обобщение опыта работы, мастер-класс

3. Краткий анализ содержания ОЭ и ИД

3.1. Дидактические формы работы с учащимися

Практическое занятие

Исследовательская работа

Проектная деятельность

Самостоятельная работа

Коллективные учебные занятий с созданием ситуации взаимообучения

Экскурсия

3.2. Применение новых технологий обучения

Характеристика используемых УМК (их соответствие целям и задачам эксперимента)

УМК: Автор, название, состав УМК, издательство, год издания

Анализ

О.С. Габриелян

Соответствует ли предлагаемый материал задачам эксперимента?

Не полностью соответствует

Доступность и научность изложения материала

Способствует развитию практических умений и навыков

Достаточно ли творческих, развивающих задач?

Не достаточно

Позволяет ли методический аппарат организовать самостоятельную работу учащихся?

Не в полной мере

Оформление учебника

Достаточно красочное, содержит много иллюстраций

    Распространение передового опыта и педагогических идей по результатам ОЭ и ИД.

    1. Разработка учебно-методических материалов по теме эксперимента (название, вид (печатное, электронное), где опубликовано или уровень экспертизы (муниципальный , региональный, федеральный ), как используется) - методические разработки уроков по технологии деятельностного подхода,

4.2. Трансляция положительного опыта реализации ОЭ и ИД

Тема

Форма

(реферат, творческая работа, доклад, публикация, открытый урок)

Уровень

(федеральный, региональный, муниципальный)

    Поззнавательная активность на уроках химии

Деятельностная модель урока химии в условиях ФГОС

Открытый урок

Семинар зам. поНМР

Семинар учителей химии

Познавательная активность и ее развитие на уроках химии

Обобщение опыта, мастер -класс

Муниципальный

Обучение в малых группах сотрудничества

Открытый урок, 9 класс

муниципальный

    Характеристика и результаты мониторинга эффективности опытно-экспериментальной и инновационной деятельности

Применяя современные технологии и методы обучения создается атмосфера заинтересованности каждого ученика в работе класса, это позволяет выбрать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания; способствует формированию основ самостоятельной деятельности, как на уроке, так и во внеурочное время, формированию рефлексивной деятельности. По результатам анкетирования среди 9-х классов, можно сделать вывод, что навык рефлексивной деятельности у учащихся сформирован. Они могут объективно оценить свои знания и указать на существующие пробелы в знаниях (расставлять коэффициенты в уравнениях химических реакций, работать с электрохимическим рядом напряжений металлов, решать задачи). По видам деятельности на уроках химии учащиеся отдают предпочтение: 71% - лабораторным работам, 14% - презентации самостоятельных и творческих работ с использованием ИКТ, 9% - самостоятельной работе, 5% - другие виды работ.

Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке предлагается ребятам на листочке отмечать свои ответы:

«V» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный

«W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный

«/ » - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный

«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный

«0» - не ответил.

В классах, где регулярно проводится подобная рефлексия, отмечается более высокий уровень активности учащихся, сформирован навык рефлексии своей деятельности.

За последние три года увеличились показатели качества знаний и степени обученности учащихся.

При 100% успеваемости качество знаний в межаттестационный период составило:


СТЕПЕНЬ ОБУЧЕННОСТИ:

Учащиеся являются постоянными участниками школьного и районного этапа предметной олимпиады по химии, принимают участие в конкурсах, проектах, активно работают в школьном и районном научном обществе учащихся (НОУ). Выступают с докладами и представляют свои исследовательские работы на конференциях различных уровней.

2014-2015 учебный год –Муниципальный этап ВОШ-Ринчинова Ц., 1м., 11кл., Дармаева Б., 11кл.,

НПК «Шаг в будущее»-Базарбанина Ж.1м.

6. Выводы, проблемы, возникающие при подготовке инновационных и экспериментальных проектов, предложения.

Трудности в работе и пути их преодоления: Перспективы дальнейшего развития и совершенствования опыта.
Направление развития образования определяется ФГОС второго поколения. В содержании и методах обучения предполагается смещение целевого акцента обучения с усвоения объема знаний на усвоение учащимися методов и приемов самостоятельной познавательной деятельности. При этом выделяют личностную успешность как полноценное и разнообразное личностное становление и развитие с учетом индивидуальных склонностей, интересов, мотивов и способностей.

Представленный опыт соответствуют современным тенденциям в развитии образования. Перспективы в совершенствовании подходов к формированию потребности обучающихся в активной познавательной деятельности, в самоактуализации через различные виды деятельности.



Инновационно-экспериментальная деятельность педагогического колледжа и сельской школы по формированию духовно-нравственной культуры как фактор роста профессионализма педагогов
Черкасова Ж.П.,

ГБОУ СПО «Черемховский педагогический колледж»

Троненко Е.А.,

МКОУ СОШ с.Новогромово


Нормативным основанием введения инноваций в образовательную деятельность является:

Проект закона «Об образовании в Российской Федерации».

Статья 19. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования

1. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования.

2. Экспериментальная деятельность направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных институтов и механизмов, правовой режим которых не урегулирован законодательством Российской Федерации в сфере образования. Порядок и условия проведения таких экспериментов определяются Правительством Российской Федерации.

3. Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования. Указанная деятельность осуществляется в форме реализации инновационных проектов (программ) организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными организациями, действующими в сфере образования, а также их объединениями.

При реализации инновационного проекта (программы) должно быть обеспечено соблюдение прав и законных интересов участников образовательных отношений, предоставление образования, уровень и качество которого не может быть ниже требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом, или федеральных государственных требований, образовательных стандартов или требований, устанавливаемых университетами.

4. Организациям, указанным в части 3 настоящей статьи, реализующим инновационные проекты (программы), имеющие существенное значение для обеспечения развития системы образования и реализации основных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования, может быть присвоен статус федеральной или региональной инновационной площадки. Такие организации составляют инновационную инфраструктуру в системе образования, порядок создания и функционирования которой, в том числе порядок присвоения статуса федеральной или региональной инновационной площадки, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

5. Органы государственной власти, осуществляющие управление в сфере образования, в рамках своих полномочий в установленной сфере деятельности создают условия для реализации ими инновационных образовательных проектов (программ) и использования их результатов в массовой практике.

Приказ Минобрнауки №218 от 23 июня 2009г. «Об утверждении порядка создания и развития инновационной инфраструктуры в системе образования Российской Федерации» гласит, что Инновационная инфраструктура в системе образования создается в целях обеспечения модернизации и развития сферы образования с учетом перспектив и основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования, интеграции системы образования Российской Федерации в международное образовательное пространство, более полного удовлетворения образовательных потребностей граждан.

Определим основные понятия рассматриваемой проблемы:


  • Инновация – глубинные изменения в образовательной системе, меняющая суть взаимоотношений (ценностей и целей) субъектов образовательного процесса

  • Новшества – внешние изменения (улучшения) определенных параметров и характеристик образовательной системы, изначально не предполагающие ценностных изменений во взаимоотношениях субъектов образования

  • Превращение («внедрение») новшества в инновацию происходит только на ценностной основе

  • Инновационная деятельность - комплекс принимаемых мер по обеспечению инновационного процесса на том или ином уровне образования, а также сам процесс. К основным функциям инновационной деятельности относятся изменения смысловых и иных компонентов педагогического процесса: целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управлении и т.п.

  • Непременное и обязательное условие в инновационной деятельности - распространение и тиражирование (диффузия) новых продуктов и особенно технологий, передовых методов организации производства, инновационного менеджмента. А для этого необходимо создавать инновационную среду, основным элементом которой, ее олицетворением является человек, высокообразованный специалист (Хуторской А.В.).
Эксперимент является одним из способов введения инновации в образовательное пространство учреждения. Это, по сути, диагностика новшества пробным нововведением.

Эксперимент выступает как механизм перехода от одного состояния систем к другому: снижает порог риска, ослабляет эффект вторичных последствий, обосновывает будущие нововведения, определяет направление развития. Основная цель эксперимента созвучна цели инновации: освоить и тиражировать какое-то новшество.

Для педагогического колледжа вот уже 10 лет ведущим направлением развития является работа по формированию духовно-нравственной культуры молодежи и третий год продолжается работа по реализации Программы Федерального эксперимента по данному направлению. Значимую роль в этой деятельности отводится Новогромовской школе. Второй год мы продлеваем договор о сотрудничестве, составляем и реализуем плансовместной работы по духовно-нравственному образованию обучающихся.

Основными формами взаимодействия студентов и педагогов колледжа с сельской школой являются:

Проведение часов общения с младшими школьниками студентами колледжа по духовно-нравственному воспитанию.

Проведение круглых столов с работодателями на базе Новогромовской сельской школы. - Ведение уроков по модулю «Светская этика» в 4-м и 5-ом классах.

Консультация учителей Новогромовской школы по вопросам реализации ОРКСЭ.

Составление банка учебно-методического обеспечения, каталогов презентаций и рекомендаций по теме эксперимента.

Проведение внеклассных мероприятий в соответствии с планами колледжа и школы.

Положительный эффект совместной экспериментальной деятельности достигается за счет параллельного ведения дисциплины в педагогическом колледже и в общеобразовательной школе. Примером этому является подобная деятельность по ведению ОРКСЭ педагога колледжа, имеющего соответствующую профессиональную подготовку (диплом о высшем образовании в области «Религиоведение») на студенческих группах (как дисциплины дополнительной подготовки Религиоведение) и 4-ом классе сельской школы с. Новогромово, являющейся пилотной площадкой по духовно-нравственному и религиоведческому образованию.

В педагогическом колледже, студенты получают дополнительную подготовку по Религиоведению. Основным документом, регламентирующим эту деятельность, является профессиональный модуль, который кроме прочих дисциплин (например, Конфессиональные отношения в России, Религия и наука, Методика преподавания религиоведения) предусматривает на изучение ОРКСЭ. На него отведено 100 часов, из которых по 15 часов предусмотрено на изучение содержательных аспектов каждого из 6 модулей. Кроме того, профессиональный модуль учитывает 8 часов на создание и презентацию индивидуального творческого проекта студента, которые, накапливаясь, образуют информационный банк. В настоящее время в нем находятся такие студенческие проекты как: «Притчи о вечном, духовном, нравственном», «Интервью о БОГЕ или с БОГОМ», «Галерея православных (мусульманских) образов», «Иллюстрация Библии (Корана)», «Символы православия (ислама)», «Экскурсия в православный храм (мечеть)», «Мое православие», «Моя малая родина – город Черемхово», «Памятники религиозной культуры в моем городе» и др.

Много самостоятельных и исследовательских работ выполнено студентами и преподавателем с помощью информационных технологий, которые, по нашему мнению, позволяют решить проблему комплексности средств обучения на уроках ОРКСЭ. Чередование видов деятельности, способов подачи информации (видеосюжеты, например, «В Афонском монастыре», анимированные карты (например, «Распространение ислама в мире», схемы (например, «Классификация религий», мультипликация (например, «Маленький Будда», музыка) позволяет активизировать различные каналы восприятия, способствует повышению внимания и росту активности студентов на уроке, снижает их утомляемость. А использование презентаций делает уроки ОРКСЭ более яркими, запоминающимися, способствует развитию информационной компетенции как студентов, так и самого преподавателя. После изучения ОРКСЭ в рамках профессионального модуля преподаватели и студенты накопили большой учебно-методических материалов и электронных ресурсов: 30 презентаций преподавателя, 62 проекта – презентации студентов, более 10 звуковых лекций, более 20 электронных книг религиоведческой направленности, более 10 видеофильмов. Качественную подготовку по изучению дисциплины ОРКСЭ помогают осуществить учебно-методические комплекты, учебники, пособия, составленные педагогами колледжа и отрецензированные экспертами высшей школы. Благодаря заключенному договору о сотрудничестве студенты колледжа, после теоретической подготовки, используя накопленные ресурсы, имеют возможность на практике закрепить полученные знания. Новогромовская школа – стала площадкой по закреплению практических навыков по ведению курса ОРКСЭ в общеобразовательной школе.

В процессе ведения ОРКСЭ отмечается:

Активность и подготовленность студентов;

Четкая выдержанность структуры урока (от эмоционального начала урока к творческому домашнему заданию);

Достаточно широко применение методов и приемов обучения: ломанный текст, тематические игры «Волшебный стул», «Топни-хлопни», драматизация, беседа, вокальное и коллективное исполнение песен, анализ проблемных ситуаций, тренинги практических навыков, деловые и ролевые игры, составление словаря терминов, галереи образов;

Использование групповых и парных форм организации деятельности обучающихся (взаимные вопросы и задания групп, взаимообъяснения, обсуждение), формы дискуссии, беседы, художественные чтения, элементы театрализации;

Одним из часто используемых приемов студентов является прием моделирования, который способствует развитию познавательных навыков обучающихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, интегрировать знания и умения из различных предметных и творческих областей, ориентироваться в информационном пространстве, развивает критическое мышление. Студенты часто не дают детям знаний в готовом виде, а предлагают самим сформулировать тему урока, цели, выводы по уроку;

Студенты систематически используют компьютерную технику, интерактивное и мультимедийное оборудование, что позволяет наиболее полно включать иллюстративные материал, интерактивные модели в учебное занятие.

По-нашему мнению, совместная работа оказывает существенное влияние на рост профессионализма учителей школы и педагогов колледжа. Количество педагогов, вовлеченных в опытно-экспериментальную работу – 30 человек колледжа и 15 учителей школы. Экспериментальная работа оказывает влияние на переориентацию профессиональных позиций педагогов, на рост и совершенствование методического мастерства в направлении инновационного развития. Для ряда специалистов (необходимо отметить, что не для всех) участие в планировании, реализации эксперимента по введению инноваций – это раскрытие собственных индивидуальных возможностей, организация ситуаций для профессионального самоопределения, самореализации, самоосуществления, педагогов в профессии, оказание помощи в разработке индивидуальных траекторий творческого развития, обеспечение профессиональных проб, профессиональное позиционирование.

Распределение ролей в эксперименте учит педагогов о ценивать имеющиеся ресурсы для реализации поставленных целей, изучать, преобразовывать и внедрять собственный (или коадаптированный) педагогический опыт по использованию современных методов и приемов, направленных на реализацию инновационных идей, которые несет эксперимент, развития познавательной активности обучающихся в урочной и внеурочной деятельности и, в конечном итоге, повышения эффективности образовательного процесса.

1. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования.

2. Экспериментальная деятельность направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий, образовательных ресурсов и осуществляется в форме экспериментов, порядок и условия проведения которых определяются Правительством Российской Федерации.

3. Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными действующими в сфере образования организациями, а также их объединениями. При реализации инновационного проекта, программы должны быть обеспечены соблюдение прав и законных интересов участников образовательных отношений, предоставление и получение образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом, федеральными государственными требованиями, образовательным стандартом.

4. В целях создания условий для реализации инновационных проектов и программ, имеющих существенное значение для обеспечения развития системы образования, организации, указанные в части 3 настоящей статьи и реализующие указанные инновационные проекты и программы, признаются федеральными или региональными инновационными площадками и составляют инновационную инфраструктуру в системе образования. Порядок формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования (в том числе порядок признания организации федеральной инновационной площадкой) устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. Перечень федеральных инновационных площадок устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, в соответствии с установленной сферой ведения. Порядок признания организаций региональными инновационными площадками устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Инновационная деятельность в образовании имеет свои особенности. Первая особенность заключается в том, что субъектами инновационного процесса являются дети, родители и педагоги. Если это не учитывать, то из педагогической инновации выпадет собственно образовательное, вся гуманистическая составляющаяинновационной деятельности. Второй отличительной особенностью педагогической инновации является необходимость системного охвата возможно большего числа педагогических проблем. Условием, определяющим эффективность педагогической инновации, является исследовательская деятельность педагогов, которые, решая проблемы частной методики, задаются общими вопросами и начинают по-новому переосмысливать существующие дидактические принципы. Успешная организация и реализация инновационной деятельности зависит от педагогического коллектива, от осознания ими инновационной идеи, так как в условиях инновационного режима идет активный процесс личностного самоопределения педагога, происходят изменения в характере взаимоотношений между педагогами.

Цель инновационной деятельности активное реагирование на многообразие интересов и потребности детей и их родителей, а также достижение высокого уровня качества образования и развитие обучающихся

Задачи:

Повышение качества предоставляемых образовательных услуг;

Создание условий для поиска эффективных решений актуальных проблем образования;

Привлечение педагогов к инновационной и экспериментальной деятельности по приоритетным направлениям современной системы образования;

Обеспечение взаимодействия науки и практики образования;

Содействие распространению инновационного педагогического опыта;

Создание мониторинга инновационной и экспериментальной деятельности

Принципы инновационной деятельности:

При модернизации образования признается безусловная ценность физического, психологического, духовного и нравственного благополучия детей. Инновационная и экспериментальная деятельность осуществляется с позиции единства традиций и инноваций в развитии образования, направленных на повышение качества предоставляемых образовательных услуг.

Основные направления инновационной и экспериментальной деятельности

Основными направлениями экспериментальной деятельности являются:

- разработка и опытная проверка нового содержания образования; новых образовательных и воспитательных технологий, форм, методов и средств обучения и воспитания;

- разработка и опытная проверка новой учебно-программной и учебно-методической документации;

- разработка и опытная проверка систем оценки качества образования, форм и процедур промежуточной аттестации обучающихся, систем адресного сопровождения и поддержки различных категорий обучающихся.

Основными направлениями инновационной деятельности являются:

- отработка механизмов обновления содержания образовательного процесса (создание компьютеризированных курсов, проблемное обучение, программное обеспечение, организация исследовательской деятельности с получением новых для обучающихся знаний и т. д.), форм образовательного процесса (новые методики преподавания, новые способы организации учебных занятий, воспитательных мероприятий и т.д.);

- отработка новых методов оценивания образовательного процесса (рейтинговая система, расширение бальной шкалы, создание портфолио и др.);

- отработка систем, основанных на использовании новых воспитательных средств, способствующих социализации детей и подростков;

- отработка новшеств, направленных на привлечение представителей общества к управлению школой; - отработка новых форм повышения профессиональной компетентности педагогических работников образовательного учреждения, ориентированных на обеспечение более высокого качества образования (дистанционное обучение, тьюторство, освоение курсов по обучению менеджеров образования, экспертов и др.)

Управление инновационной и экспериментальной деятельностью

Общие вопросы управления инновационной и экспериментальной деятельностью осуществляет директор школы, в том числе:

- определяет приоритетные направления инновационной и экспериментальной деятельности;

- принимает необходимые меры по совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере инновационной и экспериментальной деятельности;

- выступает с предложениями, направленными на совершенствование инновационной и экспериментальной деятельности школы.

- контролирует реализацию программ инновационной и экспериментальной деятельности.

В целях развития инновационной и экспериментальной деятельности, выработки управленческих решений в сфере экспериментальной деятельности, проведения гласной, независимой, компетентной и объективной экспертизы инновационных образовательных проектов, экспериментальных программ, отслеживания промежуточных и итоговых результатов экспериментальной деятельности школы приказом директора создается научно-методический совет, который руководит инновационной и экспериментальной деятельностью. организует экспертизу инновационных образовательных проектов, программ экспериментальной деятельности, ежегодно подводит общие итоги результатов инновационной и экспериментальной деятельности.

В современных условиях важнейшим условием развития системы образования является инновационная деятельность. Инновационную деятельность в образовании следует рассматривать как систему взаимосвязанных действий, направленных на преобразование сложившейся практики образования, на разрешение существующих в системе образования проблем.

Характеризуя целевые установки, реализуемые инновационной деятельностью, обратимся к ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в котором отмечено, что она «ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования» .

Законодательством установлено, что инновационная деятельность в системе образования осуществляется в двух основных формах: через реализацию инновационных проектов и осуществление инновационных программ. В качестве субъектов инновационной деятельности рассматриваются организации, осуществляющие образовательную деятельность, а также иные, действующие в сфере образования организации и их объединения.

Обосновывая тенденции инновационной деятельности в образовании, следует, в качестве основных, отметить следующие:

− обеспечение реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования;

− ориентация инновационной деятельности на приоритеты социально-экономического развития Российской Федерации;

− учет при осуществлении инновационной деятельности основных направлений социально-экономического развития конкретного региона, муниципального образования;

− обеспечение ориентации на запросы участников образовательных отношений - потребителей образовательных услуг, работодателей, работников образовательных организаций.

Отметим, что инновационная деятельность в образовании в настоящее время является управляемым и системно регулируемым процессом, а ее направленность определяется приоритетами государственной политики в сфере образования.

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 гг. ориентирована на обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населениями и перспективными задачами развития российского общества и экономики; повышение эффективности реализации молодежной политики в интересах инновационного социально ориентированного развития страны. Она определяет в качестве приоритетных направлений следующие позиции, определяющие направленность инновационной деятельности в системе образования:

− формирование гибкой, подотчетной обществу системы непрерывного образования, развивающей человеческий потенциал и обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития Российской Федерации;

− развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих равную доступность услуг дошкольного, общего и дополнительного образования детей;

− модернизация образовательных программ в системах дошкольного, общего и дополнительного образования детей, направленных на достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации;

− создание современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессиональ-ного участия;

− обеспечение эффективной системы по социализации и самореализации молодежи, развитию потенциала молодежи» .

Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 гг. ориентирована на «создание условий для эффективного развития российского образования, направленного на обеспечение доступности качественного образования, отвечающего требованиям современного инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации». В качестве приоритетных направлений инновационной деятельности рассматриваются следующие:

− «создание и распространение структурных и технологических инноваций в среднем профессиональном и высшем образовании;

− развитие современных механизмов и технологий общего образования;

− реализация мер по развитию научно-образовательной и творческой среды в образовательных организациях, развитие эффективной системы дополнительного образования детей;

− создание инфраструктуры, обеспечивающей условия подготовки кадров для современной экономики;

− формирование востребованной системы оценки качества образования и образовательных результатов» .

Конкретная образовательная организация, ориентируясь на данные приоритеты, а также, учитывая позиции внутренних и внешних стейкхолдеров, определяет необходимые для нее задачи и направления инновационной деятельности .

Особую роль в реализации инновационной деятельности в образовании в настоящее время приобретает целенаправленное формирование ее инновационной инфраструктуры. Согласно законодательству, она представлена системой федеральных или региональных инновационных площадок.

Региональные инновационные площадки это организации, осуществляющие образовательную деятельность, и иные действующие в сфере образования организации, а также их объединения, которые реализуют инновационные проекты (программы), имеющие существенное значение для обеспечения развития системы образования и реализации основных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования.

В настоящий момент инновационная инфраструктура образования Кировской области представлена 53 региональными инновационными площадками, организациями-кураторами которых являются КОГОАУ ДПО «Институт развития образования Кировской области» и ФГБОУ ВО «Вятский государственный гуманитарный университет». Анализ показывает, что в инновационную деятельность включены образовательные организации всех типов и видов. Так, среди образовательных организаций, являющихся региональными инновационными площадками, - 3 учреждения среднего профессионального образования (6% от общего количества площадок), 3 учреждения дополнительного образования (6% от общего количества площадок), 42 учреждения общего образования (78% от общего количества площадок), 3 специальных коррекционных образовательных организации (6% от общего количества площадок), 2 учреждения дошкольного образования (4% от общего количества площадок).

Анализ показывает, что тематическими приоритетами деятельности региональных инновационных площадок являются следующие направления :

− модернизация содержания образования, обусловленная внедрением федеральных государственных образовательных стандартов - 18 проектов, что составляет 34% от их общего количества;

− развитие сетевых форм взаимодействия и реализации образовательных программ - 7 проектов (13%);

− совершенствование воспитательного потенциала образовательной организации - 7 проектов (13%);

− развитие системы оценки качества образования - 7 проектов (13%);

− развитие инновационных форм реализации образовательных программ, в т. ч. дистанционного образования - 5 проектов (9%);

− развитие адаптивных образовательных программ - 2 проекта (4%);

− инновационные подходы к управлению образовательными организациями различных типов и видов - 1 проект (2%);

− совершенствование профессионально-личностного становления личности педагогов образовательных организаций - 4 проекта, что составляет 8% от их общего количества;

− формирование информационно-образовательной среды образовательной организации - 2 проекта (4%).

Таким образом, в современных условиях инновационная деятельность в образовании, ориентированная на совершенствование образовательной практики и на развитие образовательных систем на основе нововведений, реализуется на всех уровнях образования целенаправленной и системно. Ее приоритеты задаются основными направлениями государственной политики в сфере образования, потребностями социально-экономического развития, запросами внутренних и внешних стейкхолдеров образовательных организаций. Именно инновационная деятельность призвана обеспечить новое качество образования и создать условия развития образовательной системы.