Дидактические игры для развитие ориентировки на листе бумаги. План-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему: Конспект занятия по математике для подготовительной группы «Ориентировка во времени, в пространстве, на листе бумаги


Приёмы обучения ориентировке на листе бумаги.

В дошкольном возрасте происходит основное формирование пространственных представлений и способов ориентировки детей как в окружающем пространстве, так и на плоскости. От того как ребёнок будет ориентироваться в тетради и клетке, будет зависеть правильность и красота цифр, букв, выполнение графических заданий и т.д. Поэтому очень важно давать детям такие задания, которые будут развивать зрительно-пространственную ориентацию.

Чтобы научить ребёнка ориентироваться на листе бумаги следует начать с ознакомления с самим листом.

Что это? (Лист бумаги)
-Какой он формы? (Прямоугольной)
-Эта сторона находится наверху и называется – верхняя.
-Эта сторона находится внизу и называется – нижняя.
-Эта сторона находится справа и называется – правая.
-Эта сторона находится слева и называется – левая.
-Этот угол находится наверху слева и называется – верхний левый.
-Этот угол находится наверху справа и называется – верхний правый и т.д.

Для закрепления этих понятий можно предложить ребёнку поиграть в такие игры:

«Падают снежинки»

Цель:развитие умения различать верх и низ листа.

Дети выкладывают снежинки, сделанные из бумаги в верхнюю часть листа. Затем берут каждую снежинку и показывают, куда она падает (в низ листа). Свои действия сопровождают словами: «сверху вниз».

«Бабочки летят»

Цель: развитие умения различать верх и низ листа.

Выполняется также, как и первое упражнение. Опираясь на показ взрослого и его словесные указания, а затем лишь по его словесным инструкциям дети перемещают бабочку по листу бумаги, комментируя свои движения: «вверх – вниз», «снизу вверх».

«Самолет», «Машина»

Цель: развитие умения различать правую и левую стороны листа.

Самолет «разбегается» по взлетной полосе, машина «едет» из дома в гараж. Свои действия дети сопровождают указанием направления движения: «слева направо».

«Полет в космосе»

По листу бумаги темного цвета (космос) дети перемещают кружок (космический корабль) в соответствии с указанным направлением (маршрутом космического корабля): из середины (центра) в левый верхний угол, затем в правый нижний и т. д.

Нарисуй квадрат в середине листа.

Справа от него нарисуй треугольник.

Нарисуй круг ниже треугольника.

Слева от треугольника поставь точку.

Еще один вариант усложнения работы с данными играми – это последующее «чтение» получившихся узоров. Ребенку необходимо рассказать, где какие фигуры он разместил или каким образом нарисовал получившийся узор.

Можно использовать и другой вариант диктанта:

Дети рассматривают готовую композицию орнамента, анализируют его и воспроизводят по памяти, пользуясь заранее заготовленными геометрическими фигурами. Например, квадрат разместить в центре листа, круг – в верхней части, овал – в нижней, треугольник – по правому краю, многоугольник – по левому. Или: синий круг в центре листа, красный – в левом верхнем углу, зеленый – в левом нижнем, желтый – в правом верхнем, черный – в правом нижнем.

Следующая игра «Назови соседей». Для этого используется лист бумаги, на котором хаотично расположены изображения различных предметов.

Вариант 1: взрослый просит найти изображение какого-то предмета и определить:

Что изображено справа от него?
- Что нарисовано под ним?
- Что находится вверху справа от заданного предмета? и т.п.

Вариант 2: взрослый просит назвать или показать предмет(ы), который(е) находятся:

В правом верхнем углу,
- вдоль нижней стороны листа,
- в центре листа, и т.п.

«Графический диктант». На листе бумаги в клетку дети в соответствии с инструкцией взрослого проводят линии: «Одна клетка вправо, две вниз, три вправо, две вверх». Фигуры диктантов вначале должны быть простыми, а затем постепенно усложняться.

Графические диктанты целесообразно либо рисовать одновременно с детьми на своем листе, либо предлагать после рисования правильный образец для сравнения. Сравнение и анализ полученного рисунка помогут развитию у детей критичности к результатам своей деятельности и самоанализа.

«Клеточка». Детям предлагается обвести клетку в любом месте листа, затем обвести клетки через одну до конца страницы, получилась строка ; обвести клеточки через одну вниз до конца страницы, получился столбик . Сначала дети действуют по подражанию взрослому, затем по устной инструкции.

Используйте в орнаментах разные элементы: точки, палочки (вертикальные, горизонтальные, диагональные – длиной в одну клетку). В сложных узорах дети учатся определять закономерность расположения рисунка (чередование элементов). Полезно приучать к рисованию непрерывных узоров, не отрывая руки (подготовка к безотрывному письму).

Ещё один вид задания: «Рисование в клетках»
Можно также закреплять цвета и счет: найди верхнюю левую клетку и нарисуй в ней синий круг, отступи вниз 4 клетки и нарисуй желтый треугольник, отступи вправо 3 клетки и нарисуй зеленый квадрат, отступи вниз 5 клеток и нарисуй красный квадрат, от зеленого квадрата отступи вправо на 7 клеток и нарисуй черный круг, от черного круга отступи на 3 клетки вниз и нарисуй синий треугольник, и т. д. Задания и цвета могут быть любыми.

«Повтори рисунок». После освоения ребенком ориентировки на листе можно предложить ему образец рисунка и попросить его повторить точно такой же рисунок.

«Дорисуй вторую половину». Детям предлагают образец с готовой одной половиной рисунка, и необходимо закончить рисунок, дорисовав вторую часть. Ребенок обводит готовую сторону рисунка и дорисовывает противоположную.

«Продолжи ряд». В этой игре у ребенка на листочке есть начало ряда с изображением, и ему необходимо продолжить ряд до конца..

Вначале ребенку предлагают самые простые изображения, а затем они усложняются: вводится несколько цветов, несколько элементов, верхнее и нижнее изображение, элементы, которые необходимо дорисовывать, не отрывая руки от листа. И т.д. Можно усложнить и проводить занятие на время, используя песочные часы. Затем ребенок сам проверяет, сколько он сделал правильно и вырабатывает самоконтроль

Эти игры способствуют развитию памяти, речи, воображения; развитию навыков ориентировки на листе и в тетради; формируют элементарные математические представления, настойчивость и терпение.

Занятие полностью

Недостаточность пространственных представлений у дошкольников с ОНР проявляется в нарушении восприятия собственной схемы тела. Они затрудняются в понимании предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения (под, над, около). У многих из них нарушено восприятие целостного образа предмета. Дети с общим недоразвитием речи мало используют в своей речи предлоги, обозначающие пространственные взаимоотношения предметов, людей и животных. Дошкольники с ОНР рассматривают картинку преимущественно в направлении справа налево и снизу вверх. Данный факт свидетельствует о том, что у детей имеются тенденция к инверсии вектора восприятия и фрагментарность. У детей имеются сложности при ориентировке в схеме тетрадного листа (пропуск определенного количества строчек или клеточек, соблюдение полей, равномерное заполнение тетрадного листа текстом).

Целью НОД является формирование первичных представлений о себе, объектах окружающего мира (ФГОС ДО).

Согласно ФГОС ДО первичными задачами ДОУ является развитие и воспитание детей дошкольного возраста, что определило последовательность выдвижения задач для реализации поставленной цели НОД:

Коррекционно-развивающие:
- развитие любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности;
- формирование обобщенных способов обследования посредством перцептивных действий (увидел, потрогал - узнал);
- развитие восприятия и познавательных процессов, познания устойчивости своего тела, развитие двигательных умений.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, желание помогать детям младшего возраста;
Коррекционно-образовательная:
- учить ориентироваться на листе бумаги (справа  слева, вверху  внизу);
- закреплять представление о пространственном расположении правой и левой руки.

Данный конспект НОД основан на требованиях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Тема НОД определяется в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования, моделью года, моделью месяца. НОД по теме «Ориентировка на листе бумаги» используется в старшей группе компенсирующего вида для детей с ОНР III уровня в первом периоде обучения, октябре месяце.

Предварительная работа: в совместной деятельности учителя-дефектолога, учителя-логопеда, воспитателя и детей использовать браслеты для маркировки левой руки.

Педагогические технологии. Материал НОД отобран таким образом, чтобы реализация поставленной цели происходила с опорой на разные анализаторы детей:
- зрительный;
- двигательный;
- вестибулярный;
- кожный (тактильный).

А также, чтобы зрительные, тактильные, вестибулярные ощущения и представления у детей возникали в процессе движения.
В ходе НОД широко использовались активные методы обучения:
- проблемные вопросы;
- ситуации выбора;
- сопровождение движения речью;
- опора на прошлый опыт детей.

Игры на формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т. е. в двумерном пространстве)

Ориентировка на плоскости. В старшей группе дети должны научиться свободно ориентироваться на плоскости, т. е. в двумерном пространстве. В начале учебного года на занятиях по математике детей учат располагать предметы в указанном направлении: сверху вниз или снизу вверх, слева направо или справа налево. Большое внимание уделяют последовательному выделению, описанию и воспроизведению взаимного расположения геометрических фигур по отношению друг к другу.

Дальнейшему развитию ориентировки на плоскости служит обучение детей умению находить середину (центр) листа бумаги или таблицы, верхний и нижний, левый и правый края листа, верхний левый и правый, нижний левый и правый углы листа. Данной работе посвящают основную часть 3-4 занятий. На первом занятии педагог демонстрирует таблицу и дает образец описания расположения предметов по отношению к листу. Дети описывают и воспроизводят образец. Позднее их учат действовать по указанию, а образец показывают уже после того, как задание выполнено. Теперь он служит средством самоконтроля. Выполнив задание, дети описывают, сколько каких фигур и где разместили. Начиная со второго или третьего занятия педагог предлагает им сначала повторить задание, а затем выполнить его.

Дети должны употреблять точные слова для обозначения положения предметов по отношению к листу, полу, площадке. На занятиях по математике дети получают первые представления о тех или иных пространственных связях и отношениях. Усвоение их происходит в разных видах практической деятельности детей (например, изобразительной)

Игра «Назови соседей». Для этого используется лист бумаги, на котором хаотично расположены изображения различных предметов.

Вариант 1: воспитатель просит найти изображение какого-то предмета и определить:

  • - что изображено справа от него,
  • - что нарисовано под ним,
  • - что находится вверху справа от заданного предмета, и т.п.

Вариант 2: воспитатель просит назвать или показать предмет(ы), который(е) находятся:

  • - в правом верхнем углу,
  • - вдоль нижней стороны листа,
  • - в центре листа, и т.п.

Игра «Лабиринт Гарри Поттера». Воспитатель раздаёт каждому ребёнку лист, на котором нарисован лабиринт и стрелочной указано начало пути. Затем детям предлагается помочь найти дорогу к кубку, для этого необходимо выполнить инструкции, а затем проверить правильность их выполнения. Вначале лист с лабиринтом надо расположить так, чтобы вход в него был слева (справа, вверху, внизу), затем идти по нему (вести линию) до поворота, поворачивать в нужную сторону по инструкции. Например, вход в лабиринт внизу, идём вверх, влево, вверх, вправо, вниз. Дойдя до конца, дети могут себя проверить: воспитатель этот же маршрут нарисовал маркером на пленке, наложив её на свой лист, ребёнок видит - весь ли путь он проделал верно.

Игра «Геометрический диктант». Перед детьми лежит лист бумаги и набор геометрических фигур. Воспитатель даёт инструкции, а дети должны выполнять в быстром темпе. Например, красный квадрат положить в левый верхний угол, жёлтый круг - в центр листа, и т.д. после выполнения задания дети могут проверить правильность выполнения:

вариант 1: у воспитателя заготовлен заранее лист с нарисованными геометрическими фигурами соответственно диктанту;

вариант 2: кто-то из детей (под контролем воспитателя) выполняет работу на магнитной доске, которую затем можно повернуть ко всем детям.

Игра «Я еду на машине». Перед каждым ребёнком лист бумаги (А3) и маленькая машинка.

Вариант 1. Дети, слушая инструкции воспитателя, передвигают машинку в нужном направлении. Например, в правом нижнем углу листа - гараж, оттуда мы поедем по нижней стороне листа в школу. Она находится в левом нижнем углу, а после школы мы поедем в зоопарк, который находится в правом верхнем углу, и т.д.

Вариант 2. Воспитатель начинает игру, дети по очереди придумывают и проговаривают следующий ориентир.

Игра «Калейдоскоп». Для игры детям предлагается нарисовать орнамент или наклеить готовые формы (геометрические фигуры, вырезанные картинки) и рассказать о своей работе. Для этого воспитателю рационально будет дать тему работы. Например: «Закладка», «Коврик», «Лоскутное одеяло», «Пасхальное яичко», «Рамка для картины» и другие.

Игра «Укрась ёлку». Вариант 1. У каждого ребёнка на листе нарисована ёлка, но все шарики на ней белые. Дети раскрашивают шарики по инструкции воспитателя.

Вариант 2. У детей заготовка ёлочки из бумаги и вырезанные из бумаги геометрические фигуры разных цветов. Дети по очереди называют ориентиры, - куда наклеить какую фигуру.

Надежда Евгеньевна Иликбаева
Картотека игр по математике «Ориентация на листе бумаги»

РАЗРАБОТАЛА : ИЛИКБАЕВА Н. Е.

ВОСПИТАТЕЛЬ СТАРШЕЙ

ГРУППЫ «ЖЕМЧУЖИНА»

КАРТОТЕК ИГР

ПО ТЕМЕ «ОРИЕНТАЦИЯ НА ЛИСТЕ БУМАГИ »

Положите перед ребенком квадрат, нарисованный на листе бумаги . Определите и обозначьте разноцветными линиями его стороны : верхняя, нижняя, левая, правая. Соотнесите их со сторонами листа . Найдите на квадрате верхний левый угол. Отметьте его красной точкой. Аналогичную работу проделайте с листом бумаги . Соотнесите с красным кружком на столе и маркером на левой руке ребенка. Объясните ребенку, что выполнение заданий на бумаге он будет всегда начинать, ориентируясь на верхний левый угол листа и продвигаясь вправо вниз.

«Волшебные квадраты» . Предложите ребенку обвести верхние, затем нижние левые, потом правые стороны квадратов, отметить точками углы (верхний левый, верхний правый, нижний левый, нижний правый) . Усложненный вариант задания - наложенные квадраты.

«Муха» . Положите перед ребенком квадрат, разделенный на 9-25 одинаковых частей. В центральную часть квадрата поместите рисунок мухи. По вашей команде ребенок должен передвигать муху по квадрату. После того как ребенок полностью освоит упражнение, предложите ему передвигать муху мысленно.

Пространственные диктанты. Поставьте на листе бумаги в клетку точку . Научите ребенка вести линию от точки по вашей команде (два шага вверх, три - вправо и т. д.)

«Следопыт» . Положите перед ребенком лист , расчерченный на 9-25 квадратов, в левом верхнем углу которого стоит красная точка. Такой же лист , в одном из квадратов которого нарисован «клад» , положите перед собой, закрыв от ребенка ширмой. Предварительно проведите на своем листе дорожку от точки до клада. Продиктуйте ребенку путь. Затем сравните получившиеся рисунки.

«Тропинки» . Для закрепления правильного навыка работы на листе бумаги предложите ребенку провести дорожки от кошки к миске, от пчелы к цветку, от тучки к траве, от парашютистов к земле.

«Обводилки» . Предложите ребенку обвести сначала простые фигуры, затем сложные, соблюдая правильное направление движения : слева направо, сверху вниз.

«Перерисуй» . Предложите ребенку скопировать вначале геометрические фигуры, затем более сложные рисунки, состоящие из геометрических фигур. Работа проводится на листе бумаги в крупную клетку .

Копирование сложных фигур на чистом листе .

Публикации по теме:

Картотека дидактических игр Картотека дидактических игр 2-3 года Д/и «Олины помощники» Задачи: Образовывать форму множественного числа глаголов. - Оборудование: кукла.

Картотека дидактических игр Картотека дидактических игр (по 5 игр для каждой возрастной группы) 2-3 года д/и «Олины помощники» Задачи: Образовывать форму множественного.

Картотека игр по математике Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений. «Количество и счёт»: «Кто знает, пусть дальше считает».

Картотека игр со сказками «Заюшкина избушка» Программное содержание: 1. Прививать интерес к театрально-игровой деятельности. 2. Развивать у детей умение разыгрывать.

Картотека народных игрРусские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались.

Картотека пальчиковых игр Не секрет,что "пальчиковая гимнастика" хорошо развивают мелкую моторику, стимулирует речевую активность ребенка. Воспитатели замечают что.

Конспект занятия «Деление круга на 4 части. Сравнение предметов по высоте. Ориентировка на листе бумаги.» Тема: Деление круга на 4 части. Продолжать сравнивать предметы по высоте с помощью условной меры. Ориентировка на листе бумаги. Цифры от.

Конспект занятия по математике для средней группы «Счет от 1 да 9. Ориентация в пространстве. Геометрические фигуры» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Калинка» г. Волгодонска Конспект НОД «Счёт от 1 до 9. Ориентация.

Тема: Ориентировка на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине листа.

Цель: научить ориентироваться на плоскости листа.

Задачи:

Образовательные:

Размещать объекты в заданной позиции на плоскости листа: вверху, внизу, посередине, слева, справа

Словесно обозначать месторасположение объектов на плоскости листа и направления пространства.

Коррекционно-развивающие:

Развивать умение выделять углы на листе бумаги

Развитие устной речи, путем требования полных ответов на вопросы учителя.

Развитие мелкой моторики посредством выполнения практической работы.

Развитие мышления посредством включения в урок заданий на умения находить закономерности.

Корригировать внимание, межличностные отношения.

Коррекция общей моторики через проведение физкультминутки и смены динамических поз;

Коррекция мелкой моторики через предметно-практическую деятельность;

Коррекция речи через полные ответы на вопросы.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к русской культуре.

Воспитывать дисциплинированность, умение слушать одноклассников, бережное отношение к раздаточному материалу и к учебным принадлежностям.

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: ноутбук, набор для аппликации, лист с заданиями, наборы геометрических фигур, игрушки машинки, картинка «дерево настроения», изображение осенних листочков.

Ход урока

Подготовительная часть

1. Организационный момент.

Прозвенел звонок для Вас,

Все зашли спокойно в класс.

Встаньте все у парт красиво,

Поздоровайтесь учтиво!

Не ленитесь – улыбнитесь,

И тихонечко садитесь! (Дети садятся.)

2. НПП - «Дерево настроения».

Какое время года?

Что происходит с деревьями осенью?

Наше дерево настроения немножко загрустило.

Давай украсим дерево – листочками и проверим, какое у вас настроение. Красный, желтый и зеленый - это хорошее, радостное настроение, а коричневый - это грустное настроение.

И в конце урока, мы проверим ваше настроение. И посмотрим каким оно стало после урока. Вы определите свое настроение и украсите дерево листочками.

Основная часть.

1. Беседа о том, что изучали на прошлом уроке.

На прошлом уроке мы учились ориентироваться в классе.

Вот сейчас и проверим, как вы научились ориентироваться в классе. (дверь, окно)

2. Сообщение темы и целей урока.

Мы будем учиться ориентироваться на листе бумаги, чтобы вы в дальнейшем могли определять верх, низ, право, лево и середину листа.

3. Актуализация знаний учащихся.

Ребята, сегодня мне на телефон пришло сообщение от лесных жителей.

- В густом лесу живут звери. У них есть свои детишки. И решили звери

построить для них лесную школу. Собрались они на опушке леса и стали

думать, в каком месте ее поставить.

Заяц предложил построить в левом нижнем углу.

Лиса хотела, чтобы школа была в правом верхнем углу, рядом со своей норой.

Медведь настаивал на том, чтобы построили школу в верхнем левом углу,

Волк просит построить в правом нижнем углу.

В разговор вмешалась мышка. Она сказала: «Школу нужно построить в середине». Прислушались звери к совету мыши и решили строить школу на лесной поляне посередине. Так всем удобно.

Давайте с вами проверим, правильно прислушались звери к совету мышки. Но для этого нам самим надо научиться ориентироваться на листе бумаги.

4. Объяснение новой темы.

Обучение ориентировке на листе бумаги.

Давайте представим, что мы фокусники. Мы научимся проводить на листе бумаги невидимые линии. Положите перед собой вот так лист бумаги (показывает учитель).

Поднимите правую руку и положите на правую сторону листа, потом - левую руку положите на левую сторону как я. Сложите лист бумаги пополам, уголок к уголку. Переверните лист бумаги и еще раз сложите пополам. Разверните лист бумаги и что вы видите (ответы детей).

Где линии пересеклись - это середина листа. Покажите середину листа.

У листа есть края. Я вам покажу. Это правый, а это левый. Ближе к вам нижний, а дальше от вас - верхний. Покажите края листа.

Посмотрите, еще есть углы, сколько их, посчитаем.

Найдите правую сторону листа. На правой стороне - один и другой правый угол. Угол вверху листа - это правый верхний угол, а внизу листа - это правый нижний угол. Покажите как я сначала верхний, а потом нижний угол. Найдите левую сторону листа. На левой стороне - один и другой левый угол. Угол вверху листа - это левый верхний угол, а внизу листа - это левый нижний угол. Покажите как я сначала верхний, а потом нижний угол

Повторяйте за мной названия и показывайте.

5. Физкультминутка (ноутбук).

Давайте проверим, правильно ли лесные жители прислушались к совету мышки? (работа на доске).

6. Закрепление изученного материала.

1. Пальчиковая гимнастика.

2. Выкладывание по инструкции - картина.

Перед детьми лежит лист бумаги и в конверте раздаточный материал.

На листе нужно выложить то, что я сейчас скажу, а где выкладывать, вы
узнаете, если будете внимательно меня слушать.

    Наступила осень. В небе светит солнышко. Разместите солнце в левом верхнем углу.

    Плывет по небу облако. Разместите его в правом верхнем углу.

    Вдруг подул ветер. С деревьев опадают листочки. Разместите дерево по середине листа.

    Красный листочек разместите в нижнем левом углу.

    Желтый листочек разместите в нижнем правом углу.

    проверьте себя. Посмотрите, как должно было получиться.

Вот какие красивые у нас получились картины.

Заключительная часть.

Итог урока.

Что вы сегодня нового узнали на уроке?

А что вам понравилось на уроке?

Давайте дерево пополним листочками своего настроения. Выберите тот цвет листочка, который соответствует вашему настроению в конце урока.