Аффективно-респираторные приступы. Аффективно-респираторные приступы (АРП) Рефлекторно респираторные приступы


Многие родители сталкивались с непонятным поведением своего маленького чада. Когда ребёнок падает или сильно плачет, он вдруг начинает синеть, дыхание останавливается, и он на несколько секунд теряет сознание. Аффективно-респираторные приступы у детей – явление не редкое, чаще случается у малышей до 5-6 лет, происходит неожиданно и очень пугает родителей, не знающих, что делать в этих случаях. Постараемся выяснить, почему это всё происходит, как с этим бороться.

АРП – что это такое

Медики едины во мнении, что аффективно-респираторные приступы (АРП) являются первичными проявлениями истерик и обморока.

Само название этого явления поясняет, что именно в это время происходит в организме маленького человечка. Словом «аффект» называют неконтролируемую эмоцию большой силы, которая случается под действием определённых факторов. Слово «респираторные» указывает на локализацию причин – дыхательные органы. Значит, сложив эти понятия вместе, можно определить, что АРП – это проблема дыхательного процесса, связанная с эмоциональным поведением ребёнка .

Исследования показали, что этому синдрому подвержены очень избалованные дети. Чем больше родственники потакают их капризам, тем чаще происходят приступы.

Как правило, первые случаи АРП начинаются с полугодовалого возраста, когда ребёнок уже достаточно хорошо все понимает. Обычно продолжается это до школьного возраста.

Есть один важный момент, который родители должны знать. Со стороны это может выглядеть как притворство, но приступ у ребёнка происходит непроизвольно, против его воли.

При плаче малыш выдыхает весь воздух из лёгких, забывая вдохнуть его обратно. В раннем возрасте дыхательные рефлексы ещё не выработаны, поэтому так происходит. Уже позже, когда ребёнок начинает понимать, что приступами можно добиться желаемого, он начинает симулировать и вызывать их специально.

Клиническая картина

Аффективно-респираторный синдром происходит в момент сильного плача или при возникновении резкой боли во время падения или удара, например, головой об стол. При ударе ребёнок может отключиться, не успев издать ни звука. Он бледнеет, закатывает глаза и при этом не дышит.

Во время плача всё происходит немного иначе. Когда ребёнок не согласен с создавшимся положением и начинает сильно плакать, его эмоциональное состояние находится на крайней точке кипения. Чтобы получить то, что ему хочется, ребёнок поднимает громкий непрерывный крик. Для этого ему нужно выпустить воздух из лёгких, который внезапно заканчивается, и крик прекращается. Малыш синеет и отключается.

Весь процесс занимает считаные секунды, но родителям в этот момент кажется, что их чадо не дышит целую вечность, и они сами находятся на грани истерики.

Типы АРП и их симптомы

В зависимости от цвета лица во время припадка, это состояние делят на два типа – «бледное» и «синее».

Бледный приступ

Это реакция нервной системы на внезапно возникшую боль. В таком случае присутствуют все признаки обморока:

  • кожные покровы бледные;
  • дыхание угнетённое или отсутствует;
  • пульс слабый нитевидный или вообще не прощупывается;
  • сознание отсутствует;
  • может случиться непроизвольное мочеиспускание.

С возрастом ребёнок с такой реакцией часто падает в обморок.

Синий приступ

Это пик гнева, ярости и несогласия с происходящим. Происходит такая картина:

  • После орущего плача вдруг наступает затишье.
  • Лицо ребёнка синеет от недостатка воздуха.
  • Ребёнок замирает с открытым ртом.
  • Дыхание может задержаться до минуты.

Обычно из подобных состояний дети выходят сами. Но при затяжной форме возможно напряжение мышц с выгибанием тела дугой. Или, наоборот, тело обмякает и расслабляется. Такие проявления также сами проходят без последствий для детского организма. Больше страдают родители, пережившие эти моменты и натерпевшиеся страха за своё дитя.

Последствия приступов для ребёнка

Аффективно-респираторные приступы не угрожают жизни и здоровью ребёнка. Если они проходят постоянно одинаково и не повторяются очень часто, родителям не надо беспокоиться. Нужно набраться терпения и подождать. С возрастом ребёнок это перерастёт и всё придёт в норму.

Бороться с лёгкими приступами можно самостоятельно. Для этого достаточно похлопать ребёнка по щёчкам, пощекотать подмышками, подуть на него и брызнуть водой в лицо . Не надо поддаваться панике и показывать малышу свой испуг.

Но в том случае, если задержка дыхания произошла более чем на минуту, нужно вызывать скорую, может потребоваться медикаментозная помощь.

Если приступы участились или их симптоматика изменилась, надо записаться на приём к врачу. Вполне возможно, что аффективно-респираторные пароксизмы являются проявлением каких-то серьёзных патологий нервной системы. Поэтому консультация и обследование у невропатолога никогда не бывают лишними.

Причины судорог при приступе

При длительной задержке дыхания (более минуты) ребёнок теряет сознание и обмякает. Этот тип приступа медики называют неэпилептическим атоническим. Состояние вызвано дефицитом кислорода. Так мозг защищается от гипоксии, потому что в отключённом состоянии ему надо меньше кислорода, чем в рабочем.

Когда приступ переходит в тоническую форму, тело малыша становится жёстким, задеревенелым. Он вытягивается и выгибается. Если в это время дыхание не возобновилось, появляются судороги в виде тремора рук и ног.

Обычно АРП с возрастом проходит. Но бывают случаи, когда они переходят в эпилепсию.

При остановке дыхательной деятельности в организме происходит накопление углекислоты, после чего возникает рефлекс, снимающий спазм в области гортани. Малыш вдыхает воздух и приходит в себя. Аффективно-респираторный приступ подобного рода обычно приводит к глубокому сну на несколько часов.

Отличия АРП от эпилепсии

Аффективно-респираторные приступы отличаются от приступов эпилепсии. Родителям, у которых ребёнок страдает этими пароксизмами, надо знать отличия, чтобы не упустить момент, когда начнутся осложнения. Вот как можно их описать:

  • Приступ эпилепсии может возникнуть внезапно, без каких-либо причин. АРП случается при болевом синдроме или нервном плаче.
  • Эпилептические припадки всегда имеют одинаковую картину, они не могут быть слабее или тяжелее. При АРП припадки отличаются по времени и тяжести протекания.
  • АРП – детское состояние, заканчивающееся после 6 лет. Эпилепсия возрастных ограничений не имеет.
  • При АРП из медикаментозных препаратов дают хороший эффект успокоительные и ноотропные. Эпилепсию этими лекарствами остановить невозможно.

Если малыш начал давать судороги во время задержки дыхания, его необходимо обязательно показать врачу. Пренебрежение может привести к эпилепсии.

АРП и сердечная патология

По статистике, в 25% случаев аффективно-респираторных пароксизмов у детей их родители в детстве также страдали этим симптомом. Поэтому можно считать, что наследственность играет не последнюю роль в причинах этого явления.

Но большую часть случаев медики приписывают внутреннему положению в семье. Если родители постоянно скандалят при ребёнке, он получает стрессы, и это плохо на нём сказывается. То же самое происходит, когда малыша слишком балуют. Он считает, что ему всё позволено и малейшее ограничение вызывает у него истерику.

Есть также мнение, что АРП связано с сердечной патологией. У 5% детей, страдающих приступами, обнаруживаются заболевания сердца или сосудов. Но у них припадок имеет немного другую картину:

  • Приступ проходит менее эмоционально.
  • Лицо у малыша синеет более выражено.
  • Во время и после приступа ребёнок сильно потеет.
  • Когда малыш приходит в себя, синюшность на лице ещё некоторое время остаётся.

Такие дети и без приступа чувствуют себя плохо, они вялые и быстро устают. Если есть такие симптомы, его необходимо показать кардиологу.

Подходы к воспитанию, если у малыша АРП

Аффективно-респираторный синдром у детей возникает на нервной почве. Поэтому, чтобы малыш чувствовал себя лучше, надо обратить внимание на его психологическое состояние. Надо подходить к воспитанию ребёнка со всей ответственностью:

  1. Не следует его слишком баловать, он должен знать, что в доме есть вещи, которые нельзя трогать.
  2. Но и быть слишком строгими с малышом тоже нельзя. Надо помнить, что он ещё маленький, и его психика только формируется. Постоянные запреты плохо на него действуют.
  3. Лучше всего, если у малыша будет свой угол или комната, где ему всё будет можно, но только в её пределах.
  4. Также большое значение играют взаимоотношения родителей. Нельзя при детях выяснять отношения. Громкие крики взрослых малышей пугают, и они начинают плакать. Страх тоже может привести к приступу с остановкой дыхания.

Немаловажную роль играет правильно составленный режим дня. Хорошо отдохнувший и вовремя накормленный малыш менее капризный и уравновешенный, чем уставший и голодный.

Как предотвратить АРП

Вот несколько советов, следуя которым можно если не полностью предотвратить приступ, то хотя бы его сгладить:

  • Нужно всегда чувствовать настроение своего чада. Замечать, что больше всего его раздражает и стараться такие ситуации не создавать. Например, если он не любит быстрые сборы, можно начинать их немного раньше и собираться медленнее.
  • Категоричное слово «нельзя» можно заменить на предложение какого-нибудь интересного действия, в обход запрещённого предмета. Например, если малышу хочется пойти по луже, его надо мягко убедить, что лучше пройти по тропинке и мостику. И объяснить ему, почему так лучше.
  • С ребёнком надо постоянно общаться и объяснять, почему его поведение плохое, что он делает не так. Нужно объяснить, что его состояние понимают, но так себя вести нельзя.
  • Также ребёнку надо рассказывать, к каким последствиям приведут его плохие поступки. Он должен понимать, что если родители будут делать что-то, что ему не нравится, а именно наказывать его, то в этом он будет виноват сам.
  • Не надо ставить перед малышом такие задачи, которые он не способен выполнить. Это приведёт к лишнему раздражению. Если ребёнок что-то уже хорошо умеет, пусть он эти навыки развивает. При этом будет не лишним хвалить его.

При правильном подходе у родителей с малышом строятся доверительные отношения. Ребёнок слушается взрослых и не капризничает.

Лечение АРП

К медикаментозному лечению припадков прибегают крайне редко. Решение для этого принимает врач, ни в коем случае нельзя пичкать ребёнка лекарствами самостоятельно.

Для лечения используются седативные препараты, витамины и нейропротекторы. Около 2 месяцев ребёнку дают Фенибут, Пантогам, Глицин или другие похожие лекарства. Из успокоительных средств лучше применять чаи из лекарственных трав и ванны. В редких случаях назначают транквилизаторы – Грандаксин, Атаракс и другие.

Если малыш легко переносит приступы и самостоятельно из них выходит, не надо паниковать и прибегать к лекарственным средствам. Скорее всего, со временем у малыша все наладится без этого.

Народные методы

Бороться с детскими истериками можно при помощи средств народной медицины:

  • Хорошо снимает возбудимость настой корней валерианы. Для этого 2 ч. л. настаивают в 100 мл воды. Дают пить 3 раза в день по 1 ст. л.
  • Благоприятно действует чай из малиновых листьев, ромашки, мяты, цветков липы, боярышника. Можно заваривать весь сбор или по отдельности.
  • Стакан тёплого молока перед сном действует успокаивающе. Ребёнок быстро засыпает и утром бодро себя чувствует.

Немаловажную роль играют игры, в которые играет малыш. Хорошо успокаивает лепка из глины или пластилина, рисование.

Во многом сами родители виноваты в том, что их ребёнок закатывает истерики. Часто они до того балуют своё чадо, что потом сами от этого страдают. Дети очень быстро понимают, что таким образом можно добиться желаемого и после трёх лет уже полным ходом манипулируют взрослыми. Если это оставлять без внимания и не пресекать, в дальнейшем это скажется на характере.

К большому сожалению, родители не могут уберечь своего ребенка от всех бед и болезней, как бы ни старались ухаживать за ним с максимальной заботой, ограждать от всяческих угроз и рисков. Аффективно-респираторные приступы у ребенка вызывают сильную тревогу, а иногда и настоящий шок у взрослых. Малыш начинает синеть или бледнеть, неметь, задыхаться, в чем причины такого состояния и что делать – неизвестно.

Аффективно-респираторные приступы у детей – это такое состояние, при котором после сильного эмоционального стресса, испуга, гнева, обиды происходит неконтролируемая остановка дыхания. Обычно это случается на максимальном вдохе.

Чтобы понять причины возникновения такого состояния у ребенка, следует просто внимательно вслушаться и вдуматься в название патологии. Состояние аффекта – это эмоциональный всплеск любого характера, контролировать который человек не может.

«Респираторные » – обозначает дыхательные. То есть проблема затрагивает не только эмоции, но и органы дыхания. Ну а что такое приступы, объяснять не нужно. У взрослых подобное состояние отмечается очень редко, намного чаще встречается оно у детей раннего возраста. Лечение ребенка необходимо, чем опасны АРП, ниже рассмотрим более подробно.

Приступы, сопровождающиеся остановкой дыхания у ребенка могут возникать не только при истерике, есть и другие провоцирующие факторы:

  • падение;
  • сильная боль;
  • неожиданность, испуг.

От взрослых требуется вовремя обратить внимание на состояние малыша и помочь ему – нередко родители считают, что ребенок притворяется, ругают его и оставляют один на один со страшной патологией.

Как распознать патологию

Подобные приступы у ребенка почти всегда начинаются с плача. Точнее, вначале разыгрывается сцена, в ходе которой происходит нечто неприемлемое и нетерпимое для малыша. Он начинает плакать, кричать, может топать ногами, отбрасывать от себя мелкие предметы и отталкивать взрослых.

Такие приступы у ребенка сами по себе еще не пугают, распространенная реакция взрослых в этом случае – нашлепать несговорчивого, непослушного и невоспитанного кроху.

И вот тут чаще всего и случается АРП:


  1. Набрав полные легкие воздуха для очередного захода истерического плача, малыш внезапно замолкает и замирает.
  2. Ротик ребенка может открываться и закрываться, но при этом не издается ни звука.
  3. Подобные приступы могут длиться до одной минуты, при этом личико крохи бледнеет или синеет – цвет кожных покровов определяют причины, по которым возник приступ. При испуге или боли кожа бледнеет, при ярости и гневе – синеет.

Иногда во время припадка тело ребенка сильно напрягается, буквально выгибаясь дугой. А иногда малыш обмякает и просто «сползает » на руки взрослым. Такие симптомы доводят до истерики уже родителей. Хотя малыш зачастую спустя некоторое время приходит в себя самостоятельно.

Причины возникновения

Все люди делятся по темпераменту и эмоциональному складу на различные типы. Кто-то остается хладнокровным и апатичным даже в чрезвычайных ситуациях, другим достаточно мелочи, чтобы вспыхнуть, как спичка, и выйти из равновесия. У ребенка все эмоции и переживания выражаются ярче, чем у взрослых. Судить о характере человека можно уже по его поведению в младенческом возрасте.

Если у ребенка импульсивный, вспыльчивый характер, если он бурно реагирует на выпавшую соску, не вовремя поданную бутылочку с едой или запоздалую смену памперса, родители должны быть очень внимательны и осторожны. Аффективно-респираторные приступы обычно возникают у тех детей в возрасте от 1 месяцев и до двух лет, которые избалованы и легко возбудимы. Для взрослых детская истерика без особого повода должна стать тревожным звоночком – у ребенка склонность к АРП.

Нельзя сказать, что лечение нужно начинать незамедлительно. Но если малыш не научится держать себя в руках, мириться с отказом взрослых купить конфету или нежеланием друга по песочнице делиться игрушкой, очень скоро лечение будет необходимо – подобные приступы могут привести к очень серьезным последствиям для ребенка.

Основные методы лечения

Медикаментозное лечение, несмотря на то, что взрослых такое детское состояние очень пугает, требуется только в том случае, если АРП беспокоят каждые 5-7 дней. Тогда приступы считаются патологией и требуют наблюдения у невропатолога.

Но маленькому капризуле нужно неотложное лечение, если произошел сильный, продолжительный приступ. Помочь крохе родители могут таким образом:

  • взять малыша на руки, посадить себе на колени;
  • похлопать его по щечкам, легонько подуть в личико;
  • осторожно и легко пощекотать ребенка вдоль тела;
  • обрызгать его прохладной водой – не окатить так, чтобы полилось ручьем.


Важно растормошить ребенка, привести его в чувство, не допустить затяжного припадка. А затем, когда он снова сможет вдохнуть и выдохнуть воздух, нужно ласково поговорить с ним, успокоить, приласкать. Ни в коем случае нельзя рассказывать малышу, как сильно он вас пугает, и, тем более, ругать его и кричать.

Медикаментозное лечение требуется, если приступы становятся очень частыми и дыхание исчезает больше чем на одну минуту. В этом случае из-за кислородного голодания мозга вначале ребенок падает в обморок. Это ужасно пугает родителей, но на самом деле таким способом организм пытается защитить себя и обезопасить.

Когда человек теряет сознание, все его органы и ткани потребляют намного меньше кислорода. Потому при гипоксии зачастую происходит обморок – медики в этом случае диагностируют атонический приступ неэпилептического характера, специальное лечение которого не требуется.

Спустя некоторое время атоническое состояние переходит в тоническое. То есть все мышечные ткани напрягаются. Тело ребенка вытягивается стрункой, а затем начинают конвульсивно сокращаться конечности. Состояние ребенка очень напоминает припадок эпилепсии, но это не он – согласно статистике, лишь в 7% случаев АРП в раннем возрасте приводит к развитию эпилепсии у школьников.

В этот же период времени в крови начинает скапливаться углекислый газ. Это вызывает рефлекс, расслабляющий гладкую мускулатуру гортани, которая при АРП находится в состоянии спазма. Ребенок бессознательно делает вдох – и приходит в себя. Примечательно, что после аффективно-рефлекторного приступа малыш почти тотчас же засыпает и крепко спит не менее часа.

Также лечение лекарственными средствами и физиопроцедурами требуется, если при частых АРП была выявлена какая-либо патология со стороны нервной системы. В любом случае консультация и обследование у невролога необходимы.

Народная медицина при АРП

Сразу нужно сказать — лечение народными средствами при такой патологии малоэффективно. Некоторые педиатры и фитотерапевты рекомендуют малышам курс гомеопатических препаратов седативного действия. Подойдут и домашние лекарства – например, отвары валерианы, мелиссы, пустырника. Но, как показывает практика, лечение у психотерапевта и правильное поведение родителей в данной ситуации куда действенней.

Профилактические мероприятия


Приступы не повторятся и лечение медикаментами или народными средствами не понадобится, если родители осознают – в большинстве случаев причина АРП у ребенка кроется в его неудовлетворенности эмоциональной обстановкой в семье. Конфликты между родителями, постоянные наказания от мамы или папы или же, наоборот, чрезмерная опека и вседозволенность – именно такие факторы становятся причиной нестабильного состояния крохи и его неадекватного поведения в нестандартной, выходящей за рамки привычной, ситуации.

представляют собой па­роксизмы, возникающие у детей раннего возраста в ответ на неблагоприятные экзогенные воздействия. Известен ряд синонимов, обозначающих эту клиниче­скую форму: приступы задержки дыхания, цианотический или бледный синко­пы, рефлекторные аноксические припадки, неэпилептические вагусные атаки, спазм от гнева, спазматический плач, аноксо-асфиктический припадок.

Наибо­лее удачен используемый в отечественной литературе термин «аффективно­респираторные приступы». Он указывает на наличие провоцирующего момента (аффектации), апноэ (основы патогенеза) и на непроизвольный характер воз­никновения пароксизма.

Частота АРП в детской популяции по разным данным составляет 4-17 %. Учитывая, что АРП сопровождаются апноэ и (или) асистолией, многие авторы рассматривают их в структуре угрожающих жизни состояний. По некоторым данным, АРП составляют около 8% таких состояний.

Причины и механизмы возникновения. Аффективно-респираторные присту­пы являются провоцируемыми пароксизмами. Для реализации АРП необходи­мо воздействие факторов, вызывающих недовольство, гнев, испуг или боль. У каждого ребенка это может быть особый, специфический или практически лю­бой фактор. Например, известен факт, когда АРП у мальчика девяти месяцев наблюдались только при предложении ему бананов (Оаик ЕЛУ. е1 а!., 1963). Как следствие, возникает сильный плач, во время которого происходит гипервенти­ляция легких с гипокапнической ишемией головного мозга и снижением арте­риального давления. На выдохе плач становится беззвучным, возникает спазм мускулатуры гортани и бронхов, ведущий к апноэ, гипоксемии и гипоксии го­ловного мозга. При плаче и спазме дыхательных путей включается механизм Вальсальва-Вебера, когда вследствие повышения внутригрудного давления снижается венозный возврат к сердцу, уменьшается сердечный выброс и ми­нутный объем кровотока, что приводит к гипоперфузии артерий головного моз­га и одновременно к венозному застою, что в сочетании с гипоксемией приво­дит к потере сознания и/или судорогам.

Как правило, если механизм пароксизма таков как описано выше, наблюда­ется разлитой цианоз кожи. Но иногда цианоз выражен незначительно, отмеча­ется бледность. Этиопатогенез пароксизмов, протекающих с побледнением ко­жи и при «цианотических» АРП различен. При «бледном» варианте АРП про­воцирующим фактором чаще является болевой стимул, испуг.

Апноэ при пароксизмах с побледнением нередко бывает кратковременным, имеет место асистолия продолжительностью до 10 секунд, а иногда и до 20 се­кунд. Таким образом, основным патогенетическим звеном при АРП является апноэ или сочетание апноэ и асистолии.

Апноэ не имеет центрального происхождения, так как отмечаются дыха­тельные усилия и движение дыхательной мускулатуры при отсутствии возду- хотока в верхних дыхательных путях. В литературе имеются данные, согласно которым у детей раннего возраста к апноэ приводит спазм гортани, возникаю­щий при плаче вследствие раздражения рецепторов и возбуждения верхнего гортанного нерва (Апаз N.0. еХ а1., 1991). Косвенным доказательством значимо­сти, связанной с возрастом гиперчувствительности верхнего гортанного нерва, в возникновении апноэ при АРП служит исследование Тау1ог е1 а1., 1976, в ко­тором доказано, что в ответ на раздражение верхнего гортанного нерва у мла- денцев-приматов возникает стойкий ларингоспазм, апноэ и смерть. У взрослых особей такая реакция отсутствует.

Предполагается возможность эпилептического происхождения апноэ без соче­тания с общими судорогами при наличии очага эпилептической активности в коре головного мозга. Возникновение асистолии при «бледных» АРП связано с усиле­нием влияний блуждающего нерва на синусовый узел сердца. При пробе окуло- компрессии, в основе которой лежит рефлекс Ашнера-Даньини, практически у всех детей с АРП возникает асистолия более 2 секунд, которой не отмечается у здоровых детей (КаЬп А. е{ а1„ 1994, ЬошЬгозо С., Ьегтап Р., 1967).

При предварительном введении атропина асистолия не развивается. Нами исследованы показатели кардиоинтервалограмм (КИГ) у детей с бледным ти­пом АРП. Выявлено статистически достоверное повышение мощности недыха­тельных периодических составляющих ритма сердца с периодом 6-12 секунд, соответствующих волнам Майера и обусловленных действием механизмов поддержания артериального давления. Полученные данные отражают высокую степень напряжения адаптационных компенсаторных механизмов поддержания АД у больных этой группы.

В возникновении кардиореспираторных расстройств у некоторых детей с АРП играет роль гастроэзофагеальный рефлюкс. Регургитация и раздражение рецепторов пищевода у некоторых больных могут приводить к нарушениям дыхания (спазму дыхательных путей) и сердечной деятельности (аритмии).

Увеличению степени гипоксии может способствовать анемия. Усиление ги­поксии и цианоз могут развиваться при артерио-венозном шунтировании во время приступа за счет открытого овального окна, боталлова протока или ле­гочного шунта при «цианотических» АРП. Обсуждая причины возникновения, нельзя не указать на значение неправильных типов воспитания в семьях детей с АРП. Наиболее характерными из них являются гиперопека, воспитание по типу «кумир семьи», способствующие развитию истерической реакции, а затем - невроза.

Имеются данные, что АРП чаще встречаются в социально неблагополучных семьях (ВЬайа М.8. е1 а1., 1990). В то же время показатели интеллектуально­психического развития у детей с АРП не отличаются от нормы. Высказывается предположение о сходстве патогенеза некоторых случаев АРП и спазмофилии, что, однако, не находит подтверждения при исследовании уровня общего и ио­низированного кальция крови у больных с АРП (эти показатели у них в преде­лах нормы).

Дебют. Пароксизмы возникают в возрасте до 6 лет. Пик приходится на пери­од с 6 до 18 месяцев. Редко АРП могут дебютировать в неонатальном периоде или после 2 лет.

Частота АРП у ребенка может варьировать от одного приступа в час до од­ного в месяц и реже; АРП имеют тенденцию к учащению при интеркуррентных заболеваниях, чаще возникают у детей пониженного питания, астенического телосложения, подвижных, иногда гипермоторных.

Вопросы классификации. Нами предложено подразделение АРП на следую­щие клинические группы: невротические и неврозоподобные приступы, синко­пальные (обморочные) и «эпилептические АРП».

Клинические проявления. Невротические приступы развиваются у практиче­ски здоровых, но гипервозбудимых детей при наличии дефектов воспитания (гиперопека в семье, воспитание по типу «звезды, кумира» и пр.). Пароксизм следует расценивать как истерическую реакцию. Неврозоподобные приступы развиваются на фоне резидуально-органического поражения головного мозга при воздействии незначительных внешних раздражителей.

Провоцирующим фактором при невротических и неврозоподобных паро­ксизмах служит отрицательный аффект (недовольство, гнев, обида и пр.), т.е.

приступ носит психогенный характер. Ребенок начинает плакать, затем на вдо­хе плач обрывается, становится беззвучным, возникает апноэ. «Ребенок захо­дится» - так зачастую описывают это состояние родители.

До развития апноэ пароксизм иногда можно предотвратить резким воздейст­вием: обрызгать ребенка водой, хлопнуть в ладоши. Схема последовательности развития клинических проявлений обычно такова: провокация, затем плач, обеззвучивание крика, цианоз («цианотический» тип приступа), потеря созна­ния, попытка вдоха, восстановление дыхания и сознания, мышечная гипотония, иногда сон.

В редких случаях наблюдается билатеральное тоническое напряжение ко­нечностей, туловища, иногда с единичными симметричными клоническими по­дергиваниями («судорожные» проявления обусловлены высокой степенью ги­поксии во время апноэ).

Синкопальные (обморочные) АРП провоцируются, в основном, болью (при падении, инъекциях) или испугом. При этом развивается кратковременное ап­ноэ и асистолия. Цианоз не выражен, но отмечается бледность кожи («блед­ный» вариант АРП). Пароксизм развивается непосредственно после болевого или др.

Воздействия, в самом начале плача. Нередко ребенок не успевает запла­кать «в голос», как уже теряет сознание. Крайне редко возможно тоническое напряжение конечностей и мышц туловища. После приступа регистрируется диффузная мышечная гипотония, вялость, реже - сон.

Термин «эпилептические АРП» не совсем корректен, так как фактически данная группа больных страдает эпилепсией, приступы которой по своим внешним проявлениям сходны с АРП. В то же время диагностика эпилепсии в таких случаях сложна, поэтому с клинической точки зрения на начальном этапе диагностики подобный подход правомочен, хотя и дискуссионен. По нашим наблюдениям, для верифицированных эпилептических припадков характерно развитие как цианоза, так и гиперемии кожи, но не бледности. Часто отмечается комбинация апноэ (вследствие судорог дыхательной мускулатуры) с брадикар- дией или тахикардией.

При оценке длительности потери сознания установлено, что потеря сознания более чем на 30 секунд, сопровождающаяся непроизвольным мочеиспусканием, наиболее характерна для детей с «эпилептическими АРП». В то же время нель­зя отрицать, что продолжительная потеря сознания возможна и при других ти­пах АРП.

Развитие судорог возможно у детей с любым типом АРП, однако, в группе больных с высоким риском по эпилепсии, в отличие от детей других групп, су­дороги наблюдаются во всех случаях и имеют преимущественно тонико- клонический характер. У данной группы пациентов после приступа наиболее выражена мышечная гипотония, постприступный сон длится до нескольких ча­сов.

В межприступный период у всех детей с АРП на ЭКГ какие-либо специфи­ческие отклонения от нормы не выявляются. Во время приступа отмечается та­хикардия или нормокардия при «цианотическом» типе и асистолия при «блед­ном» типе АРП. При пробе с окулокомпрессией у детей с «бледным» типом

АРП отмечается асистолия более 2 секунд. При длительности асистолии более 5 секунд, как правило, развивается клиническая картина пароксизма.

Изучение параметров ритма сердца у детей с АРП является высокоинформа­тивным методом обследования, позволяющим в ряде случаев и при отсутствии специфических изменений на ЭЭГ с высокой степенью достоверности диффе­ренцировать разные клинические варианты АРП. При исследовании ритма сердца (КИГ) у 66,4 % детей с АРП выявлено «усиление центральных влия­ний». Это состояние характеризуется высокими значениями относительной ва­риабельности ритма (10К - 0.82 ± 0,03), преобладанием периодических недыха­тельных составляющих ритма сердца - 81 (4,9 ± 2,3) и 82 (3,0 ± 0,8), над перио­дическими дыхательными составляющими - 83 (3,8 ± 1,6).

«Усиление центральных влияний» возникает при многих неврологических заболеваниях и служит маркером централизации управления ритмом сердца (Часнык В.Г., 1994).

Важным для диагностики является проведение КИГ с клино­ортостатической нагрузкой. По показателям М1 (среднее значение КК), 10К, 83 имеются устойчивые, то есть сохраняющиеся в различных слайсах (фазах кли- но-ортостатической пробы), изменения показателей КИГ у детей с невротиче­скими и неврозоподобными АРП.

Наиболее информативны повышения значений показателей М1,10К и 83. Их информативность, в особенности 83, объясняется большей выраженностью ды­хательной аритмии у детей этой группы.

При КИГ у детей из второй группы АРП («обморочные») выявляется выра­женное повышение мощности недыхательных периодических составляющих ритма сердца с периодом 6-12 секунд, соответствующих волнам Майера и обусловленных действием механизмов поддержания артериального давления. Такие характеристики, как тт, тах, ДХ (вариационный размах КК- интервалов), являются вспомогательными и не несут большой информативно­сти, что объясняется широким диапазоном колебаний продолжительности КК интервалов у детей.

Индекс напряжения также мало информативен в связи с полимодальным распределением структуры ритма сердца в детском возрасте. На ЭЭГ в меж- приступный период специфические изменения чаще всего отсутствуют.

Исключение составляют дети из группы «эпилептических АРП», у которых на ЭЭГ нередко регистрируется региональная медленная дельта-, тета- или пик- волновая активность. Во время пароксизма возникает типичная для аноксии билатеральная генерализованная дельта активность с частотой 2Гц. При тяже­лой аноксии наблюдается период угнетения активности (регистрируется изо- электрическая линия) в течение 5-10 секунд. Затем появляются диффузные медленные волны дельта- и тета-диапазонов. Характерно быстрое восстановле­ние фонового характера ЭЭГ после приступа.

При исследовании уровня суточной экскреции катехоламинов с мочой отме­чается повышение экскреции адреналина, норадреналина и дофамина у детей с «эпилептическими АРП». Подобные изменения диагностируются и при эпилеп­сии, вероятно, отражая генерализованный дефект метаболизма катехоламинов (Ковеленова М.В., 1997). Помимо перечисленных исследований, необходимо проведение клинического анализа крови для исключения гипохромной железо­дефицитной анемии, консультация педиатра.

Дифференциальный диагноз. Проводится в первую очередь с эпилепсиями, а также со спазмофилией (тетанией), кардиогенным синкопом.

Принципы лечения. Терапия осуществляется совместно неврологом, педиат­ром, психологом. Всем детям с АРП рекомендуется назначение препаратов кальция, пиридоксина, а также закаливающие процедуры и адаптогены. Пре­дотвращение интеркуррентных заболеваний способствует урежению АРП. Эф­фективна седативная фитотерапия, групповая и семейная психотерапия. Фор­мирование спокойного отношения родителей к приступам у ребенка способст­вует быстрому их купированию.

В ряде случаев следует рекомендовать определить ребенка в детский сад (в условиях детского коллектива АРП, как правило, не развиваются). Рекоменду­ется назначение ноотропов, из которых предпочтение отдается пантогаму и фе- нибуту, снижающих возбудимость, препятствующих астенизации. Пантогам обладает и небольшой противосудорожной активностью.

При частых «бледных» АРП используются препараты атропинового ряда: настой белладонны в дозе 1 капля на год жизни в сутки, атропин - 0,1 мг/кг массы тела в сутки (Оогёоп 1^., 1987, КаЬп А. е* а1., 1991, З^ерЬепзоп 1.Р., 1978) курсом 7-10 дней.

Назначение противосудорожных препаратов проводится только по установ­лению диагноза «эпилепсия», принципы назначения такие же (преимуществен­но в зависимости от формы эпилепсии). При наличии признаков анемии необ­ходимо назначение препаратов железа, проводится коррекция питания.

Прогноз. После 6 лет АРП наблюдаются лишь в единичных случаях. Катам- нестические исследования подтверждают, что хотя сам симптомокомплекс па­роксизма исчезает в дальнейшем астенический синдром выявляется у 60-75 % детей с АРП, истерический невроз в 15-20 %, нарушения сна (энурез, ночные страхи, снохождения, сноговорения) отмечаются у 10-15 % детей, вегетососу- дистая дистония, обмороки - у 10 %, мигрень у 6-10 % больных.

Аффективно-респираторный приступ – внезапная кратковременная остановка дыхания у ребенка во время плача. Он развивается на фоне аффективного состояния и может сопровождаться потерей сознания, в редких случаях – судорогами. Встречается, по разным данным, у 5–13% детей.

Аффективно-респираторные приступы продолжаются до 2–3 лет (реже – до 4–5)

Аффект – это кратковременный внезапный эмоциональный всплеск, характеризующийся взрывным характером и высокой интенсивностью проявлений.

Аффективно-респираторные проявления обычно имеют функциональный характер: структурные нарушения или отклонения в протекании биохимических процессов в тканях центральной нервной и периферической системы у детей, подверженных приступам, отсутствуют.

Впервые состояние было описано в 1737 году: «<…> существует болезнь <…> у детей, происходящая от гнева или печали, когда душа стеснена и насильственно смещается от сердца к диафрагме, вызывая остановку или прекращение дыхания, <…> когда всплеск эмоций прекращается, исчезают и симптомы».

Состояние, как правило, проявляется впервые в промежутке между 6 и 18 месяцами жизни и продолжается до 2-3-летнего (реже – 4-5-летнего) возраста. В редких случаях дебют аффективно-респираторных приступов случается сразу после рождения, или – еще реже – в возрасте старше 3 лет. Частота приступов индивидуальна (от нескольких в день до нескольких в год), максимальна в возрасте от 1 года до 2 лет.

Аффективно-респираторные приступы, как правило, не имеют негативных последствий, кратковременны, не ухудшают состояние здоровья ребенка и не способны повлиять на функционирование органов и систем в перспективе.

Синонимы: аффективно-респираторные припадки, закатывание в плаче, приступы задержки дыхания, приступы апноэ.

Причины и факторы риска

Единого мнения по поводу причин данного состояния нет, хотя основной является теория психогенного начала аффективно-респираторных приступов.

Существует точка зрения, что приступы обычно наблюдаются у эмоционально-подвижных, раздражительных, предрасположенных к капризам детей и являются некоторым подобием истерических приступов. В ответ на болевое или негативное психоэмоциональное воздействие у ребенка развивается соответствующая симптоматика.

Некоторые авторы отмечают значение проблемы межличностных внутрисемейных взаимоотношений или явлений гиперопеки. Исследования, проведенные в 2008 году, показали, что у детей, склонных к аффективно-респираторным приступам, выше уровень эмоциональности, активности, интенсивности эмоций и отвлекаемости.

Несмотря на явное влияние психологического компонента, большинство специалистов все-таки полагают, что данный феномен имеет место не только у эмоционально сложных детей; немаловажную роль играют следующие факторы:

  • наследственная предрасположенность (25–30% детей имеют отягощенную наследственность по аффективно-респираторным приступам, когда ими страдал хотя бы один из родителей;
  • кардиоваскулярная патология;
  • дефицит железа, необходимого для метаболизма катехоламинов и адекватного обеспечения передачи нервного импульса;
  • эпилептическая природа состояния.

Эмоциональные факторы, способные спровоцировать приступ:

  • раздражение;
  • недовольство;
  • чувство неудовлетворенности;
  • страх, испуг.

Приступы развиваются чаще, если ребенок переутомлен или перевозбужден, голоден или находится в непривычной обстановке.

Формы заболевания

Выделяют следующие формы приступов:

  • с цианозом («синяя» форма);
  • с бледностью («бледная» форма);
  • смешанная.

Патофизиология «синего» приступа обусловлена внезапным спазмом мышц гортани и дыхательной мускулатуры, что приводит к повышению давления в грудной полости, которое провоцирует уменьшение сердечного выброса и снижение мозгового кровотока с развитием острого преходящего кислородного голодания. В роли пускового механизма предполагают дисбаланс звеньев вегетативной нервной системы.

В развитии «бледного» приступа ведущая роль принадлежит избыточной парасимпатической импульсации, когда под воздействием тормозящих воздействий блуждающего нерва у ребенка урежается частота сердечных сокращений или развивается асистолия (мгновенное – не более 1-2 секунд – прекращение деятельности сердца), что и вызывает приступ. Короткая асистолия встречается у 61–78 % детей с «бледной» формой аффективно-респираторных приступов.

Симптомы

Эпизод «синего» аффективно-респираторного припадка начинается обычно с неудержимого плача на протяжении нескольких секунд (не более 10-15), после чего наступает внезапная остановка дыхания на выдохе, для которой характерны следующие признаки:

  • рот открыт, вдох не происходит;
  • прекращается плач;
  • стремительно нарастает цианоз;
  • в течение нескольких секунд (до нескольких минут, как правило, не более 0,5-1 минуты) отсутствует дыхание (развивается апноэ).
Частота приступов индивидуальна (от нескольких в день до нескольких в год), максимальна в возрасте от 1 года до 2 лет.

Если апноэ длится более 1 минуты, возможны утрата сознания, «обмякание», сменяющиеся напряжением мышц туловища, его вытягивание или выгибание. Если доступ кислорода не восстанавливается, наступает фаза клонических судорог (подергивание конечностей и туловища ребенка).

Длительная задержка дыхания и, как следствие, поступления кислорода провоцирует гиперкапнию (избыточное накопление в крови углекислого газа), которая вызывает рефлекторное снятие спазма мышц гортани: ребенок делает вдох и начинает дышать, приходит в сознание.

После такого продолжительного приступа с тоническими или клоническими судорогами обычно наступает глубокий сон на 1-2 часа.

Несмотря на то, что задержка дыхания может показаться преднамеренной, дети не делают этого специально; рефлекс возникает, когда плачущий ребенок с силой во время плача выдыхает воздух из легких.

«Бледные» приступы чаще провоцируются страхом, внезапным болевым раздражителем (инъекцией, ударом головой, падением и т. п.) или сочетанием этих факторов. Ребенок может заплакать, но чаще просто затихает, теряет сознание и резко бледнеет. Характерны слабость и проливной пот, пульс в течение нескольких секунд не прощупывается. При наиболее тяжелых эпизодах возможны клонические сокращения мышц конечностей и непроизвольное мочеиспускание.

Диагностика

Диагностика аффективно-респираторных приступов не вызывает затруднений, если подтверждена связь с предшествующим травмирующим воздействием и имеются подобные эпизоды остановки дыхания в анамнезе.

Аффективно-респираторный приступ, как правило, проявляется впервые в промежутке между 6 и 18 месяцами жизни и продолжается до 2-3-летнего (реже – 4-5-летнего) возраста.
  • ЭКГ (регистрируются эпизоды асистолии);
  • ЭЭГ (выявляется замедление или уменьшение амплитуды импульсов).

Лечение

Специального медикаментозного лечения аффективно-респираторных приступов не требуется. Это объясняется несколькими причинами:

  • в подавляющем большинстве случаев аффективно-респираторные приступы купируются самостоятельно при достижении ребенком определенного возраста или при смене окружения (детского сада, подготовительных курсов в начальной школе и т. п.);
  • на настоящий момент препараты, обладающие доказанной эффективностью в части профилактики приступов, отсутствуют;
  • данное состояние не является патологическим.

Существует несколько способов, которые помогают прервать приступ и рефлекторно восстановить дыхание: резко подуть на ребенка, брызнуть в лицо водой, осторожно похлопать по щеке.

Неспецифическое лечение, направленное на улучшение метаболизма в тканях головного мозга, нормализации баланса процессов возбуждения и торможения, таково:

  • ноотропные препараты;
  • седатики растительного происхождения;
  • нейротропные витамины (группа В);
  • физиотерапевтические процедуры.

Возможные осложнения и последствия

Аффективно-респираторные приступы, как правило, не имеют негативных последствий, кратковременны, не ухудшают состояние здоровья ребенка и не способны повлиять на функционирование органов и систем в перспективе.

Затянувшийся приступ с длительной остановкой дыхания в течение нескольких минут при наличии тяжелых сопутствующих патологий способен привести к прекращению сердечной деятельности, коме.

В литературе описано всего несколько летальных исходов, которые были обусловлены аспирацией.

Прогноз

Благоприятный.

Специального медикаментозного лечения аффективно-респираторных приступов не требуется.

Профилактика

Основным профилактическим направлением является психотерапевтическое воздействие (формирование и поддержание у ребенка продуктивной позиции по отношению к окружению, адекватного восприятия своего места в семейной иерархии и правильных реакций на те или иные внешние воздействия).

Психологические приемы, которые позволят предотвратить развитие приступов, состоят в следующем:

  • предупреждать ситуации длительного ожидания или пребывания в пути, спешки, когда ребенок голоден, хочет спать или испытывает чувство физического дискомфорта (с учетом того, что провокаторами аффективно-респираторных припадков являются голод, переутомление, чувство раздражения);
  • проговаривать с ребенком травмирующие ситуации, предоставлять ему возможность высказать желания;
  • заблаговременно четко обозначать правила поведения, принятые в том или ином месте;
  • переключать внимание ребенка с негативных эмоций на положительные впечатления.

Видео с YouTube по теме статьи:

Многие родители иногда замечали, что во время сильной истерики ребенок начинает заходиться в крике и на мгновение (а может, и на больший промежуток времени) он замолкает, словно начинает набирать побольше воздуха, для еще более сильного крика. Действительно, в большинстве случаев ребенок «набирается сил», чтобы выдать еще громкий крик, но бывает, что всему виной аффективно респираторные приступы у детей. Это своего рода детское проявление , которое проявляется у взрослых.

Аффективно респираторный приступ у ребенка (АРП) не опасен и не должен вызывать беспокойств у родителей (только если ребенок не старше 3 лет). Это состояние, которое характеризуется задержкой или неестественным дыханием, а в некоторых случаях и судорогами.

Что же происходит с малышом? Так как нервная система маленьких детей неустойчива, они очень легко перевозбуждаются, нагружая себя эмоционально и психологически.

В определенный момент крика или истерики малыш замирает, его дыхание словно внезапно обрывается, и это вызывает повод для беспокойства.

Внутри организма начинает происходить гортанный спазм, который не виден снаружи. Подобное спазмирование причиняет ребенку дискомфорт и даже боль.

Помимо внутреннего дискомфорта, приступ проявляется и вегетативными изменениями, а именно изменением оттенка кожи. Ведь в организм не поступает кислород, и он вынужден реагировать.

Длительность приступа варьируется от нескольких секунд до одной минуты, но не больше.

Частота проявления данного явления сугубо индивидуальна, так как каждый ребенок личность и обладает особенностями поведения. К примеру, дети с повышенной нервной возбудимость могут испытывать АРП чаще, чем их более спокойные сверстники.

Не стоит думать, что АРП встречается повсеместно, вовсе нет. Данные приступы могут не проявляться у самых непоседливых детей, и наоборот развиться у спокойных.

С возрастом данная патология проходит бесследно. Нет свидетельств, чтобы аффективно респираторные приступы проявлялись у взрослых. Однако, если малыш продолжает задыхаться после трех лет - это повод для беспокойства и проведения более углубленного обследования.

Классификация

Классификация АРП включает в себя два подвида недуга:

  1. Бледный тип.
  2. Синий тип (с цианозом).
  3. Смешанный тип.

Данные названия характеризуют детский цвет кожи, который ребенок приобретает во время приступа. Причем бледный цвет случается намного реже, чем синий и свидетельствует о причинении ребенку боли (укол, удар, ушиб и т. п.). Возможно, перетекание бледного типа в потерю сознания, из-за переизбытка углекислого газа в организме

Синий цвет, в свою очередь, проявляется во время серьезного эмоционального перенапряжения (невозможность получить желаемое или страх нахождения с незнакомым человеком или незнакомой местности).

Психика ребенка, тем более новорожденного довольно хрупка и требует тотального контроля со стороны родителей, именно из-за таких неприятных и в некоторой степени опасных проявлений.

Несмотря на то что АРП не вызывает задержек в развитии ребенка, есть опасность нарушения дыхательной системы малыша.

Причины

Аффективно респираторный синдром у детей проявляется не просто так, а по конкретной причине. В частности, в группе риска находятся малыши, на которых оказывают влияние следующие факторы:

  • наследственность (если один из родителей страдал в детстве подобным недугом, с вероятностью до 35% ребенок унаследует данный синдром);
  • кардиоваскулярная патология;
  • дефицит железа;
  • эпилептическая составляющая (наличие в анамнезе больного эпилепсии повышает риск развития данного синдрома).

Со стороны нервной системы, провоцирующими факторами могут выступать:

  • сильно раздражение или гнев;
  • чувство неудовлетворенности;
  • страх, паническое состояние;
  • обида;
  • переутомление;
  • перевозбуждение.

Немаловажную роль на возникновение подобных приступов играет поведение родителей и общая атмосфера в доме.

Симптомы

Основной симптом проявления АРП - кратковременная задержка дыхания на вдохе. То есть, больной сделал выдох, но не может вдохнуть и словно замирает в таком состоянии.

Синий тип болезни развивается по следующему сценарию:

Ребенок сильно плачет или просто кричит, у него развивается истерический припадок. Во время крика он непроизвольно выдыхает воздух из легких и в этот момент происходит непроизвольная остановка дыхания.


Выглядит это следующим образом:
  • открытый рот;
  • плач прекращается;
  • начинает проявляться синюшный оттенок лица, губ;
  • полное отсутствие дыхания, но не более минуты.

Кстати, АРП может развиться и у грудничка.

После того как приступ прекратился ребенок может обмякнуть, и заснуть. Такой сон длится до 2 часов, в зависимости от интенсивности припадка.

В том случае, когда задержка дыхания составляет более одной минуты у ребенка могут начаться судороги. В медицине существует такое понятие, как клиническая судорога (возникает при недостаточном поступлении кислорода в организм).

Что касается бледного типа болезни, то она проявляется немного по-другому. В случае сильного страха перед уколом или чем-то другим, чего он боится, при причинении ему боли, ребенок затихает (в большинстве случаев), бледнеет и теряет сознание.

Самый ранний признак надвигающегося аффективного приступа - бледность кожи. Также есть вероятность отсутствия пульса на короткий промежуток времени.

Ребенок словно находится в состоянии аффекта и не может контролировать свой страх. В наиболее тяжелых случаях может произойти непроизвольное мочеиспускание.

Диагностика

Аффективный синдром у малышей легко поддается диагностике. Основную роль в определении недуга играет анамнез. Врач опрашивает родителей и выясняет, что предшествовало подобному проявлению (травма, серьезное неравное перенапряжение и т. п.).

К инструментальным метода диагностирования относят:

  1. Электрокардиограмма (ЭКГ).
  2. Электроэнцефалограмма (ЭЭГ).

Лечение

Как правило, подобное состояние не требует лечения со стороны врачей, так как не является патологическим.

Приступы самостоятельно проходят по достижению малышом трех лет, ну а в большинстве и того раньше в год или в два года.

Лечить АРП не имеет смысла, единственно что может назначить врач, это неспецифическое лечение, которое будет направлено на приведение в норму нервной системы малыша, улучшение метаболистических процессов в головном мозге. К такому лечению относят:

  • ноотропы;
  • седативные растительные лекарства;
  • витамины группы В;
  • физиопроцедуры.

К специфическому же лечению можно отнести профилактические беседы с детским психологом и непосредственно с родителями

Должное поведение родителей

Что же делать родителям, если они обнаружили наличие приступов у своего чада.

  • не подаваться паническому состоянию;
  • постараться привести ребенка в чувство (резко подуть на него, брызнуть водой в лицо, легонько похлопать по щеке);
  • не заострять внимание ребенка на наличии у него подобной проблемы;
  • заниматься с малышом, обучать его контролю за своими эмоциями;
  • предупредить воспитателей в детском саду об особенности малыша, и рассказать их, как действовать в подобной ситуации.

Профилактика и последствия

Как правило, последствия данного недуга маловероятны и происходят в крайних случаях. Наиболее негативные из тех, что могут развиться в 10–15% случаев - это кома и прекращение сердечной деятельности.

За все время существования АРП летальный итог отмечался всего несколько раз.


Профилактика аффективно-респираторных приступов существует и она в себя включает:
  • ограничение ситуаций, которые могут привести к развитию истерики или сильному плачу, испугу;
  • своевременно кормить малыша, так как голод провоцирует АРП;
  • не переутомлять ребенка;
  • выслушивать ребенка в любой ситуации не доводить до истерик;
  • учить малыша правилам поведения в различных местах (учить контролировать свои эмоции);
  • при развитии истерики переключать внимание ребенка на положительные моменты.

Итак, аффективно-респираторные приступы у детей неприятные, но неопасные проявления. Несмотря на то что прогноз данной болезни благоприятен, необходимо учитывать, что речь идет о ребенке. Не тяните с обращением к врачу, лучше контролировать данный процесс совместно со специалистом, чем самостоятельно. Берегите своих детей и не болейте!