Тема сказки заколдованное место. "заколдованное место"


Ответы к школьным учебникам

Конкретно такая история не могла приключиться по сути. Реальным смотрится дед, охраняющий баштан совместно с внуками, чумаки, которые проезжали мимо и тормознули отдохнуть, мама, которая принесла галушки на ужин. Правдивы и другие бытовые детали. Не могло быть умопомрачительного попадания из 1-го места в другое, которое в обыкновенной жизни нереально отыскать, превращение пня в морду чудища. Не может птичий нос раздельно от птицы клевать котел и гласить, баранья голова не может блеять с верхушки дерева. Не может гласить медведь. В этой истории дед денек спустя после первого раза попадает на одно и то же место, а там все пылает свечка. Свечка не может так длительно пылать. В этой истории действительность соединяется с фантастикой.

Литература и изобразительное искусство

К стр. 169

Рассмотрите иллюстрации художника М. Клодта к этому произведению. Так ли вы представляли себе заколдованное место? Попробуйте сами нарисовать или устно описать собственную иллюстрацию к этому рассказу.

На иллюстрации М. Клодта изображен дед около пня с огромными очами. Мне заколдованное место представляется малость по другому. Слева нависает большущая черная гора, справа провал, туда летят камешки. В центре из-за горы выглядывает «мерзостная рожа» с красноватыми очами, высунула красноватый язык и дразнит деда. Дед по сопоставлению с этой харей небольшой и испуганный.

Ужасная месть

Фонохрестоматия

Стр. 169

1. Прислушайтесь к голосу актёра, читающего описание Днепра. Стихи это или проза? Как меняется интонация актёра, эмоцио-нальная окраска голоса с изменением состояния Днепра, о котором повествует Гоголь?
2.Почему ощущение тревоги, передаваемое актёром, достигает наивысшей точки перед словами: «...и вышел из неё колдун»?

1-2. Интонация актера изменяется совместно с тем, как изменяется состояние Днепра: пока она тих и споконен - рассказчик спокойно обрисовывает реку и природу вокруг нее, но как вода начинает беспокоиться, подымается ветер - теряет покой и глас актера: он то подымается, то опускается, то начинает читать быстрей. Наивысшей тревожной точки глас достигаете момент появления чернокнижника - самого ужасного персонажа этой картины, единственного существа, не боящегося оказаться рядом с Днепром в такую стршную ночь.

К стр. 170

Гоголь еще в гимназии увлекался театром. Это увлечение помогло ему писать свои произведения так, как будто не создатель гласит о людях, а люди по сути говорят о для себя. Гоголь подробно и ярко обрисовывает место деяния, как режиссер, который должен отлично представлять для себя, что находится на сцене. Писатель перевоплощается в собственных героев. Нам кажется, как будто дьячок по сути поначалу отрешается говорить свою историю, а позже укоряет слушателей в том, что они невнимательны. Потом создатель перевоплощается в испуганного деда и рассказывает уже о том, что лицезрел и ощущал дед.

Черновики повести Гоголя “Заколдованное место” не сохранились, поэтому точная дата ее создания неизвестна. Скорее всего она была написана в 1830 году. Повесть “Заколдованное место” вошла во вторую книгу сборника “Вечера на хуторе близ Диканьки”.

Произведения этого сборника имеют сложную иерархию рассказчиков. Подзаголовок цикла указывает, что “Вечера на хуторе близ Диканьки” издал некий пасечник Рудый Панько. Повести “Вечер накануне Ивана Купала”, “Пропавшая грамота” и “Заколдованное место” рассказаны дьячком одной церкви. Такое отстранение автора от участника событий позволило Гоголю добиться двойного эффекта. Во-первых, избежать обвинения в сочинении “небылиц”, во-вторых, подчеркнуть народный дух повествования.

Сюжет повести действительно основан на традициях фольклора, которые хорошо были знакомы писателю с детства. Сказки о “проклятых местах” и кладах характерны для мифотворчества многих народов. В славянских сказаниях сокровища часто искали на кладбищах. Нужную могилу указывала внезапно вспыхнувшая свеча. Традиционен для народных историй и мотив превращения неправедно добытого богатства в мусор.

Самобытность повести проявляется в ярком и сочном языке, который щедро усеян украинскими словами: “чумаки”. “курень”. “баштан”. “хлопцы” . .. Предельно точное изображение народного быта, а также искрометный юмор писателя создают особую гоголевскую атмосферу, полную поэтической фантастики и лукавства. Читателю кажется, что он сам находится среди слушателей дьячка. Такой эффект достигается за счет метких комментариев рассказчика.

Главный герой повести – дед Максим. Автор описывает его с доброй иронией. Это живой, веселый и деятельный старик, который любит прихвастнуть, лихо танцует и не боится самого черта. Деду очень нравится слушать рассказы чумаков. Внуков своих он ругает, называет “собачьими детьми”. но понятно, что старик души не чает в сорванцах. А те дружелюбно подшучивают над дедом.

Важный элемент повести – само заколдованное место. В наше время его бы назвали аномальной зоной. Дед случайно обнаруживает “плохое место” во время танца. Как только старик попадает на его границу “возле грядки с огурцами”. так ноги сами перестают танцевать. А внутри заколдованного места происходят странные вещи с пространством и временем, которые дед приписывает действию нечистой силы.

Переход между реальным и нереальным миром изображен в виде искажающегося пространства. Ориентиры, которые дед отмечает для себя в зоне аномалии, в реальном мире не проявляются. Ему никак не удается найти точку, с которой видны поповская голубятня и гумно волосного писаря.

Проклятое место имеет “свой характер”. Оно не любит чужих, но не вредит незваным гостям, а только пугает их. Особого урона от проникновения иррациональных сил в реальный мир тоже нет. Земля в аномальной зоне всего лишь не дает урожая. Заколдованное место не прочь поиграть с дедом. То не допускает к себе, несмотря на все старания, то вдруг легко открывается. В арсенале аномальной зоны много необычных средств: внезапно испортившаяся погода, исчезновение с неба месяца, чудовища. Страх заставляет старика на время бросить находку. Но жажда наживы оказывается сильнее, поэтому потусторонние силы решают проучить деда. В котле, который с таким трудом был добыт в проклятом месте, оказались не драгоценности, а “сор, дрязг и стыдно сказать что такое” .

После такой науки герой повести стал очень религиозен, зарекся сам иметь дело с нечистой силой и наказал всем близким. Дед своеобразно мстит черту, который так его заморочил. Старик огораживает заколдованное место плетнем и выбрасывает туда всякий мусор с баштана.

Подобный финал закономерен. Гоголь показывает, что такие сокровища не приносят добра. Дед получает в награду не клад, а насмешку. Так писатель утверждает идею призрачности всякого богатства, которое нажито нечестным трудом.

Пушкин. Герцен, Белинский и другие современники Гоголя с восторгом приняли “Заколдованное место”. И сегодня читатели с улыбкой и большим интересом погружаются в удивительный мир, где царят остроумие, поэзия и фантастика, оживает сама душа народа.

(2 оценок, среднее: 5.00 из 5)



Сочинения по темам:

  1. Когда рассказчик, старый Фома, был еще маленьким, с его дедом произошла необычная история. Он утверждает, что нечистая сила обморочит кого...
  2. Николай Васильевич Гоголь назвал “Мертвые души” поэмой, так как хотел связать голос автора с голосом самого лирического повествователя. Произведение не...
  3. Летом я отдыхаю у бабушки в деревне. Там очень красивые места, чудесная природа. Я люблю ходить в лес за грибами...
  4. В жизни у каждого человека есть любимые места, куда он периодически возвращается независимо от своей занятости и возможности. У меня...

/ / / Чему учит повесть Гоголя «Заколдованное место»?

Повесть Н.В. Гоголя «Заколдованное место» – не просто «небылица» о нечисти, а поучительная история. В ней писатель реализует идею о том, что нажиться нечестным трудом не получается ни у кого. Раскрывается она постепенно в сюжете с реальными и фантастическими событиями.

Указанный поучительный вывод проявляется в конце повести, до этого же внимательный читатель может найти еще много мудрых житейских уроков. Наш народ издавна верил в нечистую силу. Действительно, с людьми случались разные, порой совсем неимоверные вещи, поэтому основания для осторожности были. Современный человек легкомысленно относится к черту, но иногда возникают мысли о том, что нужно быть поосторожнее.

Дьячок, внук главного героя произведения, убедился в том, что если дьявол захочет «обморочить» человека, сделает это без труда. И хорошо, если человек отделается только обманом, как дед Максим. Дьячок понимает, что все могло бы закончиться и хуже, поэтому остерегает своих слушателей связываться с чертом.

В передрягу с дьявольским местом главный герой попал из-за того, что любил похвастаться. Он начал танцевать, чтобы показать чумакам, что еще ловок. Несколько раз дед пытался вытанцевать на заколдованном месте, но ничего не получалось. Несколько раз он повторял свои попытки, пока не раздразнил дьявола. Этот случай заставляет хвастунов задуматься над своим поведением. Иногда разумнее вовремя остановиться, чтобы уберечь самого себя от неприятностей.

Н.В. Гоголь в «Заколдованном месте» еще раз показывает, на что способна смелость и упорство. Дед Максим не испугался ни сатану, ни проклятого места. Он смело вступил в сражение за клад. Храбрость помогла герою добраться домой, да еще и клад найти. Если бы старик испугался, он, скорее всего, заблудился бы, так как черт продолжал бы морочить ему голову.

За кладом герой отправился не для собственной выгоды. Он думал порадовать внуков сладостями и жупанами. Можно утверждать, что клад найти ему помогла любовь к близким. Таким образом, писатель еще раз доказывает, что светлое чувство способно творить чудеса.

Эпизод, в котором дед появляется с бочкой в руках, изображен в юмористическом тоне. Старик с восторгом рассказывает внукам о том, что принес для них богатство, а потом обнаруживает мусор. В этом эпизоде автор высмеивает жажду к легкой наживе, утверждает, что заработать деньги, которые пойдут в пользу, можно только честным трудом.

После этого случая дед Максим остерегает внуков иметь дело с нечистым. Это предостережение стоит воспринимать не только в прямом, но и в переносном значении. Не нужно вестись на легкий заработок, так как можно остаться ни с чем.

Христиане издавна почитают Бога, считая, что он может защитить от любой напасти. Так и в повести Н.В. Гоголя дед Максим после встречи с чертом обращается к Господу и других призывает делать то же самое. Эта деталь тоже своего рода поучение, особенно для христиан.

Повесть Н.В. Гоголя можно воспринимать по-разному: и как правду, и как выдумку для легковерных слушателей. Это личное дело каждого читателя. Но запомнить поданные писателем уроки стоит.

Реальное и фантастическое в повести Н. В. Гоголя «Заколдованное место»

Повесть Николая Васильевича Гоголя «Заколдован­ное место» - это рассказ дьячка о случае из своей жизни. Она написана удивительно живо и интересно. С каждой строчкой чтение этой повести всё больше и больше захватывает. Даже сам дьячок, неохотно на­чавший рассказ, так увлёкся своим повествованием, что упрекнул слушателей в невнимательности: «Что в самом деле!.. Слушать так слушать!»

Главным героем повести является дед дьячка. Его образ - очень яркий и запоминающийся. Рассказы­вая нам историю, которая произошла с дедом, дья­чок пытается передать нам все подробности, и от это­го повествование становится более достоверным.

Нельзя не заметить то, с каким юмором ведёт дья­чок свой рассказ. Он называет деда «старым хреном», смеётся над тем, как дед танцевал, как пытался най­ти клад, как мать вылила на него помои. Дед же, в свою очередь, называл внуков «собачьими детьми», бранил их. Но мы чувствуем, что герои по-настоящему любят и ценят друг друга.

По словам дьячка, больше всего дед любил слушать рассказы проезжающих мимо чумаков: «А деду это всё равно что голодному галушки». И мы понимаем, что и сам герой был весёлым, интересным человеком, не зря дьячок говорит: «Бывало, вздумает…»

Но лучше всего понять характер деда помогает опи­сание поиска клада. Его речь и мысли полны необыч­ных выражений: «Экая мерзостная рожа!», «Ну, хлоп­цы, будет вам теперь на бублики!».

Гоголь не случайно дал повести такое название - «Заколдованное место». Ведь в произведении сочета­ются два мира: реальный и фантастический. Всё фан­тастическое связано с могилкой, кладом и дьяволь­ской силой.

Реальный мир - это быт. Изображая обычную жизнь людей, Гоголь употребляет украинские слова, напри­мер «чумаки», «курень». Интересно описание уклада жизни героев, того, как дед выращивает арбузы, «при­крывает их лопухом», копает «новую грядку для позд­них тыкв». Или о том, как он определяет погоду: «„Быть завтра большому ветру!“ - подумал дед». Гоголь лю­буется картинами этой народной жизни, созидатель­ным трудом своих героев.

Вся повесть написана очень ярко и красочно. Иногда кажется, что сам находишься среди слушателей дьяч­ка, ведь повествование прерывается его комментари­ями. Из речи рассказчика становится ясно, что сам он уже постарел. Но дьячок, как и дед, в душе остаётся таким же молодым, интересным и необычным чело­веком.

В конце повести дьячок рассказывает, что вместо клада дед принёс «сор, дрязг…». После этого герой стал верить только в Христа, а «…то проклятое место, где не вытанцовывалось, загородил плетнём, велел кидать всё, что ни есть непотребного…». Можно сказать, что этими строками автор подшучивает над дедом. Ведь в этой повести Гоголь говорит о том, что добро мож­но нажить только своим трудом. Кроме того, на при­мере деда он учит нас верить в светлое, чистое: «Так вот как Морочит нечистая сила человека!»

Анализ произведения

«Заколдованное место» входит в сборник рассказов и повестей Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». По задумке писа­теля, собрал все эти яркие искрометные истории пасечник Ру­дый Панько и решил с ними, как он говорит, «высунуть нос из своего захолустья в большой свет». Быль «Заколдованное место» рассказал паучнику дьячок одной из церквей. Эта история слу­чилась с его собственным дедом. В то время рассказчику было всего лет одиннадцать.

<…>К деду на баштан приехали чумаки, после россказней угостились дынями. Потом дед решил подбить внуков своих, Ос­тапа и Фому, сплясать, и сам тоже пустился в пляс. Это завязка произведения. Во время танца нечистая сила уносит старика не­ведомо куда, и ему кажется, что он нашел клад. Описываются переживания старика, его конфликт с нечистой силой. Развитие действия идет до тех пор, пока дед не находит котел с кладом. Нечистая сила пугает старика. Это кульминация произведения.

Развязка наступает, когда дед приносит домой найденный ко­тел. Он думает, что в посудине находится клад, и зовет внуков посмотреть на золото. А там «сор, дрязг… стыдно сказать, что такое».

Сюжетные особенности рассказа: сюжет хроникальный, за­крытый, события сосредоточены вокруг одного главного героя, действие исчерпано полностью. Описания природы соответству­ют происходящему в данный момент действию — льет ли это дождь, мешающий поискам деда, или устрашает ночной пейзаж в то время, когда старик решился поднять котел с кладом.

«Заколдованное место» уникально фольклорными особеннос­тями — использованием народных легенд. Гоголь вводит в рассказ нечистую силу, но она не имеет ничего общего с мистикой. На­родная фантастика привлекает нас своей бытовой стороной, на­ивной непосредственностью. Образы Гоголя полны ярких жизнен­ных красок, искрятся задорным народным юмором.

Гоголь, Анализ произведения Заколдованное место

1 (20%) 1 vote

На этой странице искали:

  • заколдованное место анализ произведения
  • заколдованное место анализ
  • кто главный герой произведения заколдованное место
  • гоголь заколдованное место анализ
  • гоголь заколдованное место анализ произведения