Стрибог — бог славян, повелевающий ветрами и погодой.


21 августа (серпеня), по новому стилю, русские отмечали День Стрибога (Стрыя). Современные культурологи, почему то убеждены в том, что наши предки были наивно-дремучими, и поклонялись силам стихии и духам, словно туземцы, пребывающие на уровне родоплеменного строя, не развившиеся выше звериного мифологического сознания. Между тем, дело обстоит ровно наоборот.

Это нынешние учёные наивны и невежественны, не могут постичь то, что для наших предков было ясно как день. Не деревянным идолам они поклонялись, а знали об истинном устройстве мира куда больше современных академиков. При чём, с самого раннего детства. Те малочисленные осколки знаний о мировоззрении славян, которые дошли до нас, это всего лишь ответы взрослых на вопросы, заданные им детьми.

Ну что вы, например, ответите четырёхлетнему ребёнку, услышав его вопрос о том, что такое интерференция световых волн? Примерно такая история приключилась, на мой взгляд, и со всем тем огромным массивом знаний, который ныне зовётся «мифологией». Осознав это, совершенно иначе начинаешь осмысливать «верования тёмных язычников древней Руси». Вот, что нам говорят учёные о том, кто такой Стрибогъ:

«Стрибог (др.-рус. Стрибогъ) - в древнерусском язычестве божество с не вполне ясными функциями - возможно бог ветров или связан с атмосферой.

Согласно «Повести временных лет», идол Стрибога был установлен в Киеве в 980 году князем Владимиром в числе прочих богов. Стрибог как дед ветров упомянут в «Слове о Полку Игореве» («Се ветри, Стрибожи внуци, веют с моря стрелами на храбрыя плъкы Игоревы»), что, вероятно, указывает на атмосферные функции Стрибога. Стрибог упоминается также в древнерусских поучениях против язычества».

Честно говоря, подобные толкования более походят на попытку оскорбить моих родителей и их родителей. Немного мягче говорят о Стрибоге этнографы и культурологи:

«Стрибог (Стрый, Ветрыла) – один из верховных богов в древнеславянской культуре. Был рожден из дыхания Рода. Брат Сврога и дядя Семаргла, Даждьбога и Перуна.

Стрибог вместе со Сварогом и Семарглом одолел Чернобога в Изначальной войне. Он бился с Перуном плечом к плечу против ужасного Скипера. Также Стрибог помогал Хорсу в борьбе с Месяцем. Таким образом, Стрый является достаточно воинственным богом, не пропустившим ни одного более-менее крупного сражения между обитателями Ирия и их врагами.

Наши предки считали Стрибога богом ветра, иногда называя его Рассеивателем богатства (по причине крутого нрава). Стрибог фактически являлся безраздельным правителем воздушного пространства (как Паральда у Парацельса и розенкрейцеров). Ему подчинялись все птицы и эфирные духи-ветра. Изображался седовласым могучим стариком в лазурных одеждах с золотым луком в руках. Жил он на краю Прави и редко общался с другими богами, приходя лишь тогда, когда была необходима его помощь в битве с силами тьмы.

Ветры, в особенности те, что вызывают смерчи, всегда были явлением таинственным и несколько пугающим. Славяне заклинали смерчи, призывали на помощь Перуна, бросали в них ножи, камни, били палками. Все ветры, тихие ли, сильные ли, ласковые ли - все они дети и внуки Стрибога. Имена их: Посвист, Сиверко, Подага, Полуденник и Полуночник».

Уйти от догматизма о том, что язычество это многобожие, не получается, практически, ни у кого. Между тем, можно же предположить, что слово «бог» для наших предков было наполнено совершенно иным смыслом, далёким от религиозного мировоззрения, пронизанного мистицизмом и верой в чудеса. А русские ни в какие чудеса не верили, и точно знали, что они потомки Бога Рода.

Род, это тот, кто создал всё, что может человек видеть, чувствовать, и фиксировать другими доступными ему способами. Род имел и другие имена: - Спас (Spaсe), и Слов:




А изображался он так:




Считается, что это оригинал Спаса Нерукотворного, который хранился в московском кремле, а на знамёнах полков и на иконах, были списки именно с этого изображения. Исследователи предполагают, что из кремля плащаница была похищена польскими солдатами во время интервенции 1612г. и передана в дар Папе, главе католической церкви. Некоторые исследователи идут в своих версиях ещё дальше. Они утверждают, что все крестовые походы на Россию совершались именно ради добычи этого артефакта.

Сегодня уже почти никто не знает о том, что вплоть до двадцатого века в России ещё прекрасно помнили о том, что Иисус был вовсе не Иисусом, а воплощением бога Слова на Земле, посланным к потомкам Исраэля, чтобы вразумить их, и убедить в том, что нарушать все установленные нормы морали, это нехорошо.

Так вот отец того, кого принято называть Иисусом, на самом деле и был богом по имени Род (Слов/Спас). Он вообще отец всех нас. Всех тех, кто помнит, что он наш отец. И это наша песнь Роду, оказалась каким-то образом в библии: - «Отче наш, сущий на небесах…». Отец, а не господь! Разница существенная.

Отцом он был и для Сварога с Макошью. И тут, похоже, мы снова сталкиваемся с тем самым случаем, когда не понимаем изначального смысла некоторых слов. Говоря сегодня, «Богородица», у нас мгновенно срабатывает вложенный в наши головы стереотип о том, что слово богородица означает «та, кто родила бога». Но мне думается, что ранее это слово было наполнено иным смыслом. Святая Мария тут абсолютно ни при чём. Богородица, это та, которую создал бог Род. А учитывая, что Стрибог это дыхание Рода, то складывается уже знакомая нам по христианскому учению, Святая троица:

Род это Бог – отец,
- Сварог это Бог – сын,
- Стрибог это Святой дух.

Вот вам и «Во имя Отца и Сына, и Святага духа». Как говориться, Аминь!

Христиане верят, что, Святой Дух на протяжении всей истории нисходил на отдельных людей с целью облечь их сверхъестественными способностями: на пророков, священников, праведных иудейских царей, апостолов, христианских мучеников и всех святых. А наши предки не верили, а знали, что Святой дух, или Стрибог, это дыхание Бога-отца Рода. Энергия, которая делает человека практически равным Создателю, нашему общему отцу богу Роду (Слову/Спасу).

Стрибог вовсе не старик с раздутыми щеками, и не деревяшка покрытая резьбой, и не дух ветров и ураганов, но это то, что помогает человеку совершать невозможное, с точки зрения для тех, кто предпочитает верить и не сомневаться. Это озарения и открытия, знания, трудовые и ратные подвиги. Ведь большинство из нас, пользуясь понятием «сила духа», даже не пытаются вникнуть в его смысл. А ведь, сильными духом называют тех, кого заслуженно считают героями.

А теперь стоит задуматься над происхождением некоторых русских слов, ежедневно используемых в обиходе, которые связаны с понятием Стрибога, или Стрыя:

Быстрый (Бывший Стрыем, который словно ветер),
- Шустрый – то же, что и предыдущее, только в значении «убегать», «улепётывать»,
- Вострый/острый (Находящийся во Стрые),
- Пёстрый – возможно, что в прошлом «пострый». Означает «после», или «поверх» Стрыя. Понятно, что там, где бушевал ураган, всё становится пёстрым.

Разумеется, это мои собственные предположения, и я не настаиваю на том, что всё написанное, претендует на истину. Но водном я твёрдо убеждён: - Язычество, это не религия, и не многобожие. Это наука об устройстве мира, в которой вместо языка формул, используется язык доступных пониманию образов. Такую науку нет нужды зубрить. Знания о всех естественных науках, с молоком матери, каждый ребёнок в каждом славянском племени и роде получал в виде сказок, и былин. Вот это и есть подлинное ОБРАЗОвание, а вовсе не то, что этим словом принято именовать сейчас.

Знания, это не информация, которую человеку вкладывают в голову другие люди. Как известно, любая мысль изречённая, уже есть ложь. Знания, это азы, точнее асы, которые есть образы, стимулирующие ребёнка к самостоятельному познанию устройства мира. Они не навязывают чужие заблуждения и ложные представления о сути вещей и процессов. Асы дают возможность познать мир таким, каков он есть на самом деле. А выдуманные, невежественным безо́бразным умом человека науки, лишь запутывают и уводят от истины.

Конечно, это не означает, что не нужно изучать математику, химию и физику. Но приступать к их изучению можно только тогда, когда для этого уже имеется подготовленная почва. Когда человек уже в состоянии самостоятельно мыслить, а не запоминать и зубрить. Для этого и необходимо было образное описание процессов, происходящих в природе. Пренебрежительное отношение к язычеству, подобно критике сопромата первоклассником.

Однако и для взрослых и образованных людей никогда не поздно изучить мифологию наших предков, и осмыслить значение процессов и явлений, которые зашифрованы в ней.

Учиться никогда не поздно!

Стрибог (Ветровей, Ветродув, Стриба) – славянский Бог Воздуха и Ветра, отец всех ветров. Стремительный Стрибог первым узнает новости и старается успеть везде, он участвует во многих славянских мифах, помогает другим Богам. Стрибог – Бог стихии Воздуха, один из славянских стихийных Богов, к которым традиционно обращаются в заговорах и обрядах.

Стрибог – один из Сварожичей, детей Бога Сварога , Небесного Отца. Однако, Стрибог рожден не Матерью Ладой . Славянский Бог Ветра появился, когда Сварог ударил своим молотом по Алатырь-камню. Это было во времена, когда Боги готовились к первой войне между Правью и Навью, где встретились светлые и темные Боги славян.

У Стрибога много сыновей и внуков. Среди них Догода – Бог Хорошей Погоды и Теплого Ветра. Посвист – Бог Бурь и Холодных Ветров. Подага – Бог Жарких Ветров. Сиверко – Бог Северного Ветра. Полуденник и Полуночник – легкий дневной ветерок и ветерок ночной.

Легенды и мифы о славянском Боге Стрибоге

Славянский Бог Ветра Стрибог участвует во многих славянских мифах. От быстрого Бога Ветра и его сыновей мало что может укрыться в мире Яви, поэтому славянские Боги обращаются к ним, когда хотят узнать новости. Стрибог и его сыновья часто бывают и вестниками Богов. Иногда для этого Стрибог оборачивается птицей Стратим.

Стрибог вместе с другими Богами-Сварожичами помогал найти Перуна , похищенного Скипер-Зверем . Стрибог летал над миром в образе птицы Стратим и искал Перуна вместе с другими Богами, но нигде в мире Яви не встретили Боги Перуна. Когда Перуна помог найти его волшебный конь, Стрибог и его сыновья-ветра помогли разрушить гору земли и песка, под которой был спрятан спящий Перун.

Оберег – символ Бога Стрибога

Символ славянского Бога Ветра называется Стрибожич, или Вихрь , и напоминает ветряную мельницу или закручивающийся вихрь. Оберег Стрибога постоянно находится в движении, подобно самому Богу Воздуха. Такие символы встречаются на украшениях, вышивке, в северной домовой резьбе. Оберег Стрибога носят, чтобы защититься от непогоды, от несчастных случаев и бедствий. Знак Стрибожич дает почувствовать радость жизни, помогает в работе, особенно если человек хочет добиться славы, признания.

Ещё один символ Стрибога называется Птица оберег . Этот знак изображен на славянских Резах Рода.

Атрибуты Бога Стрибога

Животное – все птицы.

Геральдика, предметы – перо.

Треба (подношение) – мука, зерно, ленты, хлеб.

Стрибог в северной традиции гадания и магии

На славянской Резе Стрибога изображен символ Птица, связанный со стихией воздуха.

Номер Резы – 16.

Реза Стрибога выпадает, когда спрашивающему необходимо научиться быстро ориентироваться в ситуации, менять решение при необходимости, пользоваться моментом. Бог Ветра учит радоваться жизни, получать удовольствие от её непостоянства и перемен. Однако, не стоит становиться и слишком ветреным человеком.

Подробнее о значении Резы Бога Стрибога в гадании в статье «Реза Рода Стрибог» .

Праздники, где чествуют Стрибога, Бога славян

8 августа – летний день Стрибога, время, когда теплые летние ветра постепенно сменяются осенними.


Стрибог - в восточнославянской мифологии бог ветра.Имя Стрибога восходит к древнему корню «стрег», что означает «старший», «дядя по отцу». Подобное значение встречается в «Слове о полку Игореве», где ветры названы «стрибожьими внуками». Родился Стрибог из дыхания Рода.

Он может вызвать и укротить бурю и может оборачиваться своим помощником, мифической птицей Стратим. А вообще ветер обычно представляли в образе седовласого старика, обитающего на краю света, в глухом лесу или на острове посередине моря- океяна.

Идол Стрибога был установлен в Киеве в числе семи важнейших славянских божеств.

Неизвестно существовал ли постоянный праздник в честь Стрибога, но его упоминали и почитали вместе с Дажьбогом. Вероятно, ветер, как и дождь, и солнце, считались важнейшими для земледельца.

Стрибога молили также мореплаватели, чтобы он дал «ветра в парус». Древние русы почитали бога ветров - Стрибога не менее иных Сварожичей. Русы в глубокой древности покорили морскую стихию. Русы придумали лодку, руль, якорь и парус. Будучи моряками, русы, конечно, почитали Стрибога, который, обратившись в птицу Стратим, может вызвать или укротить бурю.

У ветра много внуков и сыновей, мелких ветерков:
Посвист - старший ветер, считается богом бури;
Подага - жаркий, иссушающий ветер, живет в пустыне на Юге;
Погода - теплый, легкий ветерок, Бог приятной погоды;
Южный ветер - имеет горячий, южный нрав, несет с собой тепло и запах Юга;
Западный ветер - немного суховат, бывает сердит, но большей частью добрый;
Сиверко(Северный ветер) - несет холод от Ледовитого океана, очень суров и только к лету немного добреет;
Восточный ветер - как азиат имеет характер неожиданный, таинственный и коварный;
Полуденик вместе с Полуночником резвятся днем и ночью.

Главные храмы Стрибогу находились на морских островах, близ устьев рек, где часто останавливались купеческие корабли (например, на острове Березань близ устья Днепра). К нему перед выходом в открытое море подходили корабли русев, и купцы приносили Стрибогу богатые дары.

По преданию, Стрибог ярился по земле ветрами, а также вместе с Перунам повелевал громами и молниями. Он вместе со Сварогом и Сварожичами победил Черного Змея. Он помогал Перуну в его борьбе со Скипером-зверем, а Хорсу - в борьбе с Месяцем.


Поклонение Стрибогу (рисунок Шлейзинга из книги «Древняя и современная религия московитов», 1698 г.)

И славили мы... Перуна и Стрибогя, которые громами и молниями повелевают. А Стрибог также ветрами ярится по земле.
«Книга Велеса», Род 1, 2:7

Стрибы свищут в степях, и бури гудят до полуночи.
«Книга велеса», Трели IV, 5:3

Се ветри, Стрибожи внуци, веют съ моря стрелами на храбрые плъкы Игоревы.
«Слово о полку Игореве»

Живет Стратим-птица на Окиане-море,
Стратим-птица вострепенится,
Окиан-море восколыхнется,
Топит она корабли гостиные со товарами драгоценными.
«Голубиная книга»

«На востоке, не в восточной стороне, есть Окиан-море, на том Окиане-море лежит колода дубовая, на той на колоде, на той на дубовой, сидит Страх-Рах. Я тому Страху-Раху покорюсь и помолюсь: « Создай мне, Страх-Рах, семьдесят семь ветров, семьдесят семь вихорев; ветер полуденный, ветер полуночный, ветер суходушный, которые леса сушили, крошили темные леса, зеленые травы, быстрые реки; итак бы сушилась, крушилась обо мне (имя рек) раба...»
Из русских заговоров

Еще в XIX веке на Дону мельники призывали Стрибога, которого они называли Стрыбом. Старикам помогали дети такой песней-молитвой:
Повей, Стрыбу, нам из неба,
Треба нам на завтра хлеба!
Проходило совсем немного времени - налетал ветер, начинали вращаться крылья ветряной мельницы, а вслед за ними и жернова, перемалывающие зерна в муку.


Кони Стрибога.

Один из вестников Стрибога - стриж. Языческое празднование непосредственно Стрибога приходилось, вероятно, на первый день последнего летнего месяца. По новому стилю - это 21 августа. Hародный календарь в эти дни изобилует пословицами в части ветров - внуков Стрибога: "ветрогоны пыль погнали по белу свету, зарыдали по красну лету". "Мироны-ветрогоны пыль по свету гонят, о красном лете стонут".


Гостиница "Стрибог" в Сочи.

Идол Стрибога был установлен в Киеве в числе семи важнейших славянских божеств. Неизвестно существовал ли постоянный праздник в честь Стрибога, но его упоминали и почитали вместе с Дажьбогом.

Стрибог, Сергей Коненков, 1910 год

Вероятно, ветер, как и дождь, и солнце, считались важнейшими для земледельца. Стрибога молили также мореплаватели, чтобы он дал «ветра в парус». У ветра много внуков и сыновей, мелких ветерков:
Посвист – старший ветер, считается богом бури;
Подага – жаркий, иссушающий ветер, живет в пустыне на Юге;
Погода – теплый, легкий ветерок, Бог приятной погоды;
Южный ветер – имеет горячий, южный нрав, несет с собой тепло и запах Юга;
Западный ветер – немного суховат, бывает сердит, но большей частью добрый;
Сиверко(Северный ветер) – несет холод от Ледовитого океана, очень суров и только к лету немного добреет;
Восточный ветер – как азиат имеет характер неожиданный, таинственный и коварный;
Полуденик вместе с Полуночником резвятся днем и ночью.
Древние русы почитали бога ветров – Стрибога не менее иных Сварожичей. Русы в глубокой древности покорили морскую стихию. Русы придумали лодку, руль, якорь и парус. Будучи моряками, русы, конечно, почитали Стрибога, который, обратившись в птицу Стратим, может вызвать или укротить бурю.

Главные храмы Стрибогу находились на морских островах, близ устьев рек, где часто останавливались купеческие корабли (например, на острове Березань близ устья Днепра). К нему перед выходом в открытое море подходили корабли русев, и купцы приносили Стрибогу богатые дары.
По преданию, Стрибог ярился по земле ветрами, а также вместе с Перунам повелевал громами и молниями. Он вместе со Сварогом и Сварожичами победил Черного Змея. Он помогал Перуну в его борьбе со Скипером-зверем, а Хорсу – в борьбе с Месяцем.

И славили мы... Перуна и Стрибогя, которые громами и молниями повелевают. А Стрибог также ветрами ярится по земле.
«Книга Велеса», Род 1, 2:7

. ..Стрибы свищут в степях, и бури гудят до полуночи.
«Книга велеса», Трели IV, 5:3

Се ветри, Стрибожи внуци, веют съ моря стрелами на храбрые плъкы Игоревы.
«Слово о полку Игореве»

Живет Стратим-птица на Окиане-море,
Стратим-птица вострепенится,
Окиан-море восколыхнется,
Топит она корабли гостиные со товарами драгоценными.

«Голубиная книга»

«На востоке, не в восточной стороне, есть Окиан-море, на том Окиане-море лежит колода дубовая, на той на колоде, на той на дубовой, сидит Страх-Рах. Я тому Страху-Раху покорюсь и помолюсь: « Создай мне, Страх-Рах, семьдесят семь ветров, семьдесят семь вихорев; ветер полуденный, ветер полуночный, ветер суходушный, которые леса сушили, крошили темные леса, зеленые травы, быстрые реки; итак бы сушилась, крушилась обо мне (имя рек) раба...»
Из русских заговоров.

Стрибог – бог ветра, сын . Внешне Стрибог выглядит как высокий худой старец с крыльями. Волосы и борода у него седые, бог имеет черные глаза и очень густые черные брови. Одет Стрибог в длинный темно-серый балахон, а вооружен кнутом.

Стрибог управляет ветрами не в одиночку: в этом ему помогают сыновья и внуки, каждый из которых отвечает за свой ветер.

  • Посвист – старший сын, повелитель бури.
  • Подага – повелитель горячего, пустынного ветра.
  • Погода – повелитель теплого легкого ветерка.
  • Сиверко – повелитель холодного, сурового северного ветра.
  • Полуденик – повелитель легкого теплого дневного ветерка.
  • Полуночник — повелитель легкого прохладного ночного ветерка.

Капища Стрибога устраивали на берегах рек или морей, особенно часто они встречаются в устьях рек. Капища в его честь никак не огораживались от окружающей территории и обозначались лишь изготовленным из дерева идолом, который устанавливался лицом на север. Перед идолом также водружался большой камень, который выполнял роль алтаря. В жертву Стрибогу приносили различных домашних животных: баранов, быков, козлов. Всех их убивали непосредственно на капище, так чтобы кровь жертв стекала на алтарный камень, затем туши животных сжигались в костре, разводимом непосредственно перед идолом.

Способности

Стрибог способен вызвать и утихомирить ветер любой силы. У него в подчинении находиться птица Стратим, впрочем, и сам бог способен принимать ее облик. Как и остальные братья-боги Стрибог — сильный маг, но магия его связана с ветром и движением воздуха, что дает божеству способности летать, создавать иллюзии, становиться невидимым и делать невидимыми любые окружающие объекты.

Сфера влияния

Стрибог отвечает за движение воздушных масс в Яви, и потому сфера его влияния распространяется на всю Явь. Почитали бога земледельцы и мореплаватели. Первые просили его о хорошем урожае, что бы Стрибог пригнал к ним тучи и не выветривал поля, а вторые просили божество о попутном ветре в паруса, чтобы быстрее достичь порта и не потеряться в открытом море.