Проявления афазии. Афазия после инсульта: виды, лечение, упражнения


Если у человека возникают проблемы с полным или частичным использованием речи, которая была полностью сформированной, то у него развивается расстройство, называемое афазией. Афазия – это патология цикла речи. При этом само речевое нарушение происходит не на артикуляционном уровне, а при формировании речи непосредственно в головном мозге человека.

Форма заболевания играет важную роль, ведь именно от нее зависит, то, как себя проявит данное отклонение. Люди, которые страдают данным заболеванием, нуждаются в проведении диагностики с неврологической стороны, психологической и речевой.

Возникают данные отклонения из-за того, что происходит образование патологии зон мозга головы, в которых располагаются речевые центры. Если сравнивать с алалией, при которой не происходит формирование речи, расстройство характеризуется потерей вербальной речи после ее полного формирования. У людей, которые болеют данным заболеванием (взрослые и дети) наблюдается нарушение экспрессивной речи, то есть нарушается:

  • звукопроизношение;
  • словарный запас и грамматика;
  • понимание и восприятие письменной речи.

Также происходит нарушение сенсорного восприятия, процессов на психическом уровне, двигательной активности. Все это делает нарушение одним из самых сложных расстройств.

Нарушения, которые протекают в речевых центрах коры головного мозга, возникают уже в период полностью сформировавшейся речи. Причина появления данного нарушения играет решающую роль, поэтому самым важным считается установить этиологию расстройства.

В большинстве случаев отклонение происходит из-за сосудистых патологий головного мозга, к которым относятся геморрагический или ишемический инсульт. После перенесенного геморрагического инсульта у человека наблюдается совмещенный или даже полный афазический синдром; после перенесенного ишемического срыва развивается моторная и сенсорная афазия.

Другой причиной развития данного расстройства являются черепно-мозговые травмы или воспаление, протекающее в головном мозге (например, энцефалит или абсцесс), опухоли, патологии в ЦНС, носящие хронический характер (заболевание Пика), ранее перенесенные хирургические манипуляции головного мозга.

Также можно выделить факторы, которые повышают вероятность развития отклонения. К ним относятся:

  • преклонный возраст;
  • наличие заболевания в анамнезе семьи;
  • атеросклероз сосудов головного мозга;
  • гипертония;
  • ревматические пороки миокарда;
  • ранее перенесенная транзиторная ишемическая атака;
  • повреждения мягких тканей головы, костей черепа.

То, насколько тяжело будет протекать отклонение, зависит от места нахождения и величины очагов патологии, возраста, этиологии и предшествующего заболеванию состояния.

Например, развитие расстройства при развитии опухолей головного мозга происходит постепенно, а при острой недостаточности в мозговом кровообращении, расстройство развивается стремительно.

Процесс восстановления после возникновения заболевания у молодых людей происходит гораздо быстрее, чем у пожилых людей.

Классификация

Классификация афазии – один из самых распространенных вопросов, который поднимался множеством исследователей. Выделяли различные виды нарушений, основываясь на анатомических, психологических или лингвистических критериях.

Но больше всего на данный момент ссылаются к распределению афазии по А.Р. Лурия, которое основывается на расположении очагов нарушения, протекающих в главном полушарии. Исходя из этой классификации, выделяют следующие типы афазий:

  • моторная афазия:
    эфферентная;
    афферентная.
  • акустико-гностическая афазия;
  • акустико-мнестическая афазия;
  • амнестико-семантическая афазия;
  • акустико-мнемическая афазия
  • динамическая афазия.

Если происходит нарушение в нижнем отделе прематорного участка, который также называется зона Брока, то развивается эфферентная моторная афазия (афазия Брока). При формировании афазии Брока проявляется кинетическая артикуляционная апраксия, которая не позволяет человеку осуществить переключение между разными артикуляциями.

Если наблюдается патология нижнего отдела постцентральной коры, что присоединяется к роландовой борозде, наблюдается затруднительный поиск артикулярного положения, которая нужна, чтобы произнести определенный звук. При данных изменениях формируется афферентная моторная афазия.

Сенсорная афазия возникает при поражении района задней трети верхней височной извилины, которая называется зона Вернике. Данная патология наблюдается нарушением фонематического слуха, происходит сбой в анализирующей и синтезирующей способности, что формирует патологию восприятия речи. Другое название — акустико-мнестическая афазия.

Если происходит поражение переднетеменных или задневисочных отделов коры мозга, формируется амнестико-семантическая афазия. При этом начинается сбой в работе памяти, что вызывает за собой сбой воспоминаний элементарных предметов или действий, а также рушится осознание грамматической конструкции.

Поражение заднелобного отдела головного мозга, подводит к развитию динамической афазии. В результате чего происходит патология построения правильного высказывания, а также страдает реализация речи.

Могут наблюдаться смешанные виды афазии. Их характеристика напрямую зависит от пересекающихся форм афазии.

Симптомы

Не важно, какой образуется тип афазии, в результате любого появляется общее речевое нарушение. Происходит это из-за выпадения любой речевой стороны, которая впоследствии вызывает вторичный распад всей речевой системы.

Люди, которые страдают афазией, обладают «телеграфным стилем» речи, то есть в произношении слышатся долговременные паузы, гипофония. Также начинается развитие алексии, аграфии.

Афферентная моторная афазия может проявляться в двух вариантах.

  1. При первом виде наблюдается формирование артикуляционной апраксии, абсолютное исчезновение спонтанной речи, а также появление речевого повторения.
  2. При втором типе происходит развитие проводниковой афазии, присутствие ситуативной речи, нарушения в повторениях и произвольных названиях.

Акустико-гностическая (сенсорная) афазия сопровождается поражением восприятия слуховой информации, когда слуховой аппарат находится в полностью здоровом состоянии. Пациент не способен воспринимать речь других людей, а также наблюдается отсутствие контроля над словесным потоком.

Развитие акустико-мнестической афазии характеризуется неспособностью удерживать в памяти информацию, которая была услышана. При занятиях с логопедом пациент не может повторить следом за специалистом связку, которая состоит из трех-четырех слов.

Амнестико-семантическая афазия проявляется в виде потери памяти на название элементарных предметов. Данная афазия у детей встречается редко, чаще всего наблюдается среди людей пожилого возраста. Нарушается восприятие сложного оборота речи, в том числе отсутствует понимание пословиц или метафор, а также крылатых выражений. Возникает неспособность в понимании текста, который был прочитан.

При развитии динамического типа пациент способен верно произносить только отдельные звуки, короткие фразы и слова.

Методы диагностики заболевания

Для того, чтобы произвести полное обследование, коррекционную работу и терапию нужна помощь команды, которая состоит из невролога, нейропсихолога и логопеда.

Чтобы установить причину формирования отклонения назначают проведение КТ, магниторезонансная томография головного мозга, УЗДГ сосудов шеи и головы, а также дуплексное сканирование сосудов. Может потребоваться применение люмбальной пункции.

Обследует на наличие речевых отклонений логопед. В данном случае происходит анализ устной, письменной речи. Для того, чтобы диагностировать слухоречевую память, праксис, зрительный гнозис интеллектуальные процессы, необходимо подключить нейропсихолога.

Полная диагностика не только позволяет только установить наличие афазии, но и отличить ее от других расстройств речи: алалии(у детей), дизартрии или тугоухости.

Методы коррекции

Основным коррекционным воздействием, с помощью которого можно вылечить расстройство, считается медицинское и логопедическое направления.

Первым делом происходит лечение заболевания, которое вызвало развитие болезни. Это происходит под тщательным контролем невролога или нейрохирурга. В данном случае может применяться медикаментозное лечение, в некоторых случаях хирургическая операция, после чего наступает активная реабилитация (то есть использование механотерапии, физиотерапии и массажа).

Восстановление речи происходит на занятиях у логопеда, метод, который использует специалист, выбирается исходя из типа отклонения и этиологии.

Лучший эффект будет заметен, если коррекционная работа начнется сразу же после перенесенного инсульта или травмы. Но начало занятий, прежде всего, должно быть согласовано с врачом. Таким образом, произойдет препятствие фиксации речевых патологий. Период проведения такой работы может занять от двух до четырех лет.

Прогноз на восстановление функционирования речи зависит от того, насколько быстро началась коррекция, от очага поражения, возраста пациента и от состояния здоровья в целом.

Лучше всего лечению поддаются молодые люди или дети. Но не стоит забывать, что развитие данного заболевания у детей от пяти до семи лет, может стать причиной наступления тотальной афазии (полной утери речи). Тотальная афазия наиболее сложно поддается коррекции.

Если произошел спонтанный выход из моторной афазии, у человека развивается заикание.

Для того, чтобы предотвратить образование афазии, необходимо следить за здоровьем сосудов головного мозга, избегать черепно-мозговых травм и развитие воспалительных процессов. Самое главное помнить, что только совместными усилиями специалистов и членов семьи удастся восстановить пациента после столь серьезного речевого отклонения.

Афазия - это состояние, характеризующееся речевыми нарушениями. Возникает оно при поражении речевых зон, расположенных в мозге.

Проблемы патогенеза, клиники и лечения болезни не являются решенными до конца. Однако, известно, что причина недуга - поражения речевых отделов головного мозга чаще всего являются механические травмы или серьезные заболевания. Бывает, что болезнь развивается постепенно и медленно. К причинам такого явления относят:

Факторами, влияющими на быстрое возникновение болезни афазия, являются:

  • черепно-мозговые травмы, кровоизлияния;
  • поражение сосудов мозга, тромбоз;
  • инфаркты;
  • некоторые психические заболевания.

В зоне риска находятся люди пожилого возраста, имеющие сердечные болезни (такие как ишемия, ревматоидные пороки), наследственную предрасположенность к подобной болезни. Нарушения речевой деятельности в этом возрасте корректируются сложнее.
Симптомы дефектов при афазии проявляются в зависимости от ее формы. Общий признак - расстройство в формировании речи. Как будет проявляться болезнь, зависит от локализации повреждения (в передней речевой зоне или задней речевой зоне). Афазией называются только нарушения уже сформировавшейся речи.

Отдельные сегменты коры головного мозга в человеческом организме ответственны за то или иное нарушение речи. К областям, отвечающим за речь, относят височные извилины, задние части нижней лобной извилины, теменную область, область левого (доминантного) полушария головного мозга, которая находится на границе височной, теменной и затылочной областей. На этом основываются особенности нарушений.

Говоря о речевых сбоях, их обычно подразделяют на

  • нарушение способности говорить;
  • нарушение способности понимать речь;
  • нарушение способности произнесения отдельных слов.

На этом основываются классификации заболевания, составляется лечение.

Классификация по Лурия А.Р. является самой известной. Она включает следующие виды речевого нарушения, характеристика которых зависит от зон поражения головного мозга.

Выделяется:

  • моторная афазия афферентного и эфферентного типа;
  • динамическая;
  • сенсорная;
  • акустико-мнестическая;
  • семантическая.

Афферентная афазия выражается серьезным расстройством речи, человек с афазией не может говорить слова по желанию или просьбе. Все звуки речи даются с трудом. Это самая тяжелая ее форма, человек лишен возможности говорить слова. Произнести тот или иной звук человек может непроизвольно. Но если его попросить, совершить данное действие не удастся. Больному сложно осознать, как работать языком при воспроизведении звуков, как смыкать и размыкать губы.

Альтернативная классификация недуга

При этой форме расстройства первостепенная задача - научить больного произносить звуки. Зачастую здесь не обойтись без логопеда.

Эфферентный тип болезни.

Человек с афазией может произносить отдельные слова, но ему сложно переключаться между ними. У больного нарушается слого- и словообразование. Речевая деятельность сильно затруднена. Эффективное общение происходит с помощью мимики. Часто человеку психологически тяжело выстраивать речь. При этой форме от больного требуются немалые усилия, чтобы научиться переходить от одного звука к другому.

Сенсорная афазия (акустико-гностическая)

Характеризуется повреждением зон мозга, ответственных за правильное восприятие речи. Люди слышат речь, но либо не понимают ее (особенно сложную). Фонематический анализ труден. Из-за недостаточного понимания, речь человека с сенсорным типом недуга быстрая, непонятная. Но он может произносить звуки, формируя из них слова.

Динамическая афазия

В этом случае у больных афазией зона повреждения располагается в заднелобных отделах левого полушария, в месте, находящимся рядом с зоной Брокка. Особенность этого типа афазии в уменьшении произнесенной речи. Больной правильно произносит все слова, но его речь скудная и медленная. В речи могут отсутствовать глаголы, междометия. Говорящий, нуждается в стимулирующих вопросах.

Возникает при поражениях теменно - затылочной части левого полушария. Особенность - неспособность больного понимать сложные речевые конструкции, логические связи между ними. Он не понимает смысла некоторых предлогов, сложных высказываний. Однако, речевые высказывания больного нормальны. Он понимает говорящего, выполняет инструкции, говорит сам.

Акустико-мнестическая афазия

Локализация нарушения - средние и задние отделы височной области. Дефект при такой афазии возникает в сфере слуховой мнестической деятельности. Больные с трудом запоминают информацию, произнесенную вслух. Акустико-мнестическая форма нарушения влияет на объемы запоминания, больному удается запомнить совсем немного. В произносимой речи больных отличает маленький словарный запас.

Самые распространенные формы афазии в неврологии это афферентная, эфферентная и сенсорная. Эти виды недуга относятся к моторным. Среди них встречаются смешанные формы: афферентно-афферентная, моторно-сенсорная (более тяжелая).

Многие специалисты выделяют другие формы заболевания. Например, в трудах под редакцией Цветковой Л.С. можно встретить более обширную классификацию. Самой часто встречающимся заболеванием других типов является амнестическая афазия.

Амнестическая афазия наблюдается при поражении теменно - височной зоны мозга. При таком типе заболевания у больного возникает ряд трудностей с называнием предметов. К примеру, он может знать название предмета, но не суметь объяснить для чего он нужен. Или же наоборот, больной может сказать о том, зачем нужна какая-то вещь, но название ее вспоминает с затруднением. После подсказки (первой буквы слова) вспоминает нужную информацию, но через минуту может вновь забыть. Также амнестическая афазия проявляется нарушением речи. Она спонтанна с превалированием глаголов при малом количестве существительных.

Так, забывчивость - самый яркий признак амнестическая формы нарушения. Близка к этому типу номинальная афазия - один из симптомов болезни Альцгеймера. В этом случае человек затрудняет назвать явления или предметы.

Наряду с амнестической следует выделить проводниковый тип заболевания. Проводниковая афазия характеризуется тем, что человеку сложно повторять за кем-то слова вслух. Этот фактор - клинический признак данной формы. Развивается осложнение вследствие поражения белого вещества верхних отделов головного мозга. Больной пропускает буквы, слова, если пишет текст под диктовку. Но понимание произнесенного другим человеком не нарушается.

Десять процентов всех случаев поражения лобно-височной зоны являются прогрессирующей афазией. Она представляет собой комплекс изолированных речевых расстройств. Обычно они возникают без определенной причины, развиваясь стремительно. Чаще всего такой тип болезни - предвестник нейродегенеративного заболевания мозга, такого как лобно-височная, кортико - базальная дегенерация или болезнь Альцгеймера.

Речевой статус при всех формах недуга условен, поскольку на практике редко встречаются ясные стандартные клинические картины. Его характеристика отличается в зависимости от конкретного вида заболевания.

Обычно больным свойственно появления аграмматизмов при разных видах афазии. При определенной форме они проявляют себя по-разному. К примеру, сенсорной афазии соответствует импрессивный аграмматизм (выражается в полном или частичном непонимании болеющим грамматических конструкций), для моторной экспрессивный(относится к активной речи, больной неправильно выбирает склонение, падежи и предлоги).

Диагностика афазии

Диагностикой этого заболевания занимается невролог. Но есть специалист по нарушениям речи - врач - афазиолог. Определяют наличие заболевание обычно с помощью специальных тестов. Диагностика включает в себя:

  • опрос больного (когда возникли речевые нарушения, какие события произошли перед этим);
  • осмотр больного, выявление неврологических симптомов недуга, таких как измененная высота рефлексов, асимметрия лица, опущение уголка рта и т. д.;
  • диагностика заболевания логопедом с целью определения стадии нарушения и предстоящую работу;
  • электроэнцефалография (метод, позволяющий оценить активность определенных зон головного мозга);
  • компьютерная и магнитно-резонансная томография головы направлена на изучение мозга, его структуры, выявление кровоизлияний, гнойников, опухолей;
  • магнитно-резонансная ангиография (метод направлен на изучение проходимости сосудов в коре головного мозга, может обнаружить аневризмы сосудов).

Детская афазия

Нужно отметить, что афазия имеет большую распространенность у взрослых. В педиатрии такие нарушения встречаются значительно реже. Они характеризуются потерей ребенком с ранее сформированной речью речевых навыков. Детская афазия чаще встречается у мальчиков.

Чем младше ребенок, тем менее разнообразны признаки отклонений речи.

Причины детских речевых нарушений схожи со взрослыми. Это черепно-мозговые травмы, проблемы с сосудами мозга, опухоли, аневризмы, гематомы, энцефалит.

Особенность детской афазии в том, что обычно речь ребенка восстанавливается через несколько месяцев. Но это возможно, лишь при своевременном обращении к врачу и соблюдении всех рекомендаций.

Лечение обязательно проводится с участием логопеда. Для занятий применяются различные карточки, рисунки, компьютерные программы. Материал подготавливается в зависимости от формы заболевания. Детский мозг пластичен, он быстро приспосабливается к изменениям. Однако, насколько эффективны будут занятия, определяет форма и тяжесть нарушений.

К профилактике детской афазии можно отнести минимизацию возможности травм головы и своевременное обследование мозга, диагностика заболеваний ЦНС, сосудов мозга.

Лечение афазии

Терапия зависит от проблемы, вызвавшей болезнь

  1. Если нарушение вызвано опухолью - врачи использую метод хирургического вмешательства.
  2. Проводится устранение кровоизлияние, если болезнь вызвана этой причиной.
  3. Практикуется удаление гнойника из полости черепа хирургическим путем.

Широко в терапии используются препараты, улучшающие кровообращение мозга наряду с обменом веществ, нормализующие артериальное давление

Что можно посоветовать близким людям больного

К лечению относятся занятия с логопедом, они включают разные упражнения, воздействующие на дефект.

Афазия у левшей и правшей.

Считается, что речевые центры локализуются в доминирующем левом полушарии головного мозга. Однако для правшей полушарие, отвечающее за речь - правое. Поэтому афазия у левшей диагностируется при поражениях правого полушария головного мозга в отличие от правшей.

Профилактика афазии

Устранить все риски, которые могут повлечь речевые нарушения, невозможно. В ряде случаев причинами являются травмы и опухоли. Но некоторые меры можно предпринять. К ним относится контроль над артериальным давлением, позволяющий избежать нарушение кровообращения в мозге, избегание опасных травматических ситуаций.

Расстройство речевой функции в медицине получило название «афазия». Такое явление может возникать в результате поражения головного мозга, которое может произойти из-за травмы, инфицирования или опухолевого образования. От болезни не застрахован никто, она может поразить любого. В зависимости от того, какой участок головного мозга поражен, различают разные формы и виды болезни, которые характеризуются различными симптомами. Так, в некоторых случаях больной не может ни говорить, ни понимать чужую речь или он не способен сказать лишь определенные слова, забывает их значение, названия предметов и другое. Восстановление речевой функции возможно, но для этого потребуется приложить немало усилий и подождать некоторое время.

Что такое афазия?

Афазия – это вторичное заболевания, которое возникает в результате поражения участков головного мозга, отвечающих за речь. Проявляется недуг невозможностью говорить, читать, писать и понимать разговор других людей. В большинстве случае возникает болезнь внезапно, но при опухолевом заболевании развивается постепенно вместе с ростом новообразования.
Афазии подвержены все люди, но чаще болезнь встречается у пожилых. Форма и вид развития болезни зависит от месторасположения и размера поврежденного участка головного мозга, возраста пациента и типа болезни. Нередко недуг сопровождают другие расстройства, например, нарушение артикуляции или апраксия речи.

Причины развития заболевания

При развитии афазии человек теряет возможность выражать свои мысли вербально и понимать чужую речь (как устную, так и письменную). Заболевание весьма опасное, поскольку нарушает привычный ритм жизни человека, не дает возможности вести полноценную жизнь.
К основным причинам афазии относится:

  • Инсульт – нарушение кровообращения в мозге, что нарушает его функционирование, в частности, в области, отвечающей за речь. Клетки отмирают и не могут проводить импульс и выполнять свою привычную «работу».
  • Травмы головы, сотрясение головного мозга.
  • Инфекционное или вирусное поражение мозга ( , энцефалит).
  • Развитие опухолевого образование в мозге.
  • Психическое расстройство – слабоумие.
  • Химическое поражение головного мозга.
  • Нарушение работы центральной нервной системы, в том числе .


Симптоматика афазии и ее формы

В медицине различают несколько форм афазии, которые отличаются природой происхождения и симптоматикой. Рассмотрим основные виды заболевания и присущие им признаки.


Сенсорная афазия , другое название – афазия Вернике. Для данной формы болезни характерно поражение левой височной доли головного мозга. Люди с афазией Вернике способны произносить длинные предложения, которые не имеют никакого смысла. Они добавляют ненужные слова, которые порой сами и придумывают. Понять речь такого человека практически невозможно, аналогично у пациента возникают трудности с восприятием чужих слов. При этом в остальном пациент ведет себя вполне адекватно, он способен выполнять свою привычную работу и нормально.
Моторная афазия (афазия Брока) . Это форма заболевания, развитие которой спровоцировано поражение лобной части головного мозга. Пациенты с таким диагнозом способны говорить простые, очень короткие предложения. Особую трудность у людей вызывает произнесение предлогов, поэтому нередко они их попросту пропускают. Чужую же речь пациенты воспринимают очень хорошо. Лобная доля мозга отвечает не только за речь, но и частично за моторику, поэтому афазия Брока нередко сопровождается слабостью или параличом конечностей с правой стороны тела.


Глобальная (тотальная) афазия. При такой форме поражается значительная часть речевых центров, расположенных в головном мозге. Такое заболевание всегда сопровождается полным отсутствием понятной речи и невозможностью разобрать чужие слова.
Амнестическая . При данной форме заболевания у пациента нарушается способность называть предметы, при этом он отлично помнит их предназначение и основные характеристики. В остальном речь человека вполне нормальная, понятная и здоровая. Возникает амнестическая афазия при поражении теменной или затылочной части мозга.

Диагностика болезни

Диагностикой и лечением афазии занимается невролог. Для точной постановки диагноза и определения формы недуга врач проводит ряд тестов, выполнение которых требует от пациента совершения некоторых действий. Например, больной должен ответить на вопросы, повторить определенные слова или назвать предметы, а также поддержать беседу.
Обязательно для диагностики проводится КТ или МРТ головного мозга, что позволит определить месторасположение пораженного участка и его размеры. Классические лабораторные анализы помогут установить общее состояние здоровья пациента и помочь в выборе дальнейшего лечения. Дополнительно требуется консультация .

Лечение афазии

В некоторых случаях лечение афазии не требуется, поскольку речевая функция восстанавливается самостоятельно. Чаще всего это случается, если причиной недуга стало нарушение кровотока в головном мозге (микроинсульт или транзиторная ишемическая атака). После восстановления кровообращения речь полностью восстанавливается на протяжении нескольких дней.
Но такой благоприятный исход встречается крайне редко. Как правило, для восстановления речевой функции требуется длительный период лечения и реабилитации, но и в таком случае не всегда удается достичь полного излечения.


Для того чтобы получить максимальный эффект начинать терапию следует как можно раньше. Кроме того, результативность лечения зависит от степени поражения мозга, пострадавшего участка и его размеров, возраста и общего состояния здоровья пациента. Очень важно, чтобы в процессе восстановления активную роль принимали родные и близкие больного, поэтому им нужно соблюдать некоторые правила в общении с больным афазией:

  • Говорить нужно простыми словами и короткими предложениями.
  • Стоит сохранять нормальный, привычный стиль общения. Говорить с больным на равных, а не как со слабоумным или ребенком.
  • Важно активно вовлекать пациента в беседу, поддерживать с ним разговор, когда он идет на контакт.
  • Необходимо избегать частых исправлений и замечаний, которые касаются речи. В результате такого отношения человек может замкнуться и перестать разговаривать вовсе.
  • Не нужно торопить человека, стоит дать ему время, чтобы он сформулировал свою мысль и смог спокойно ее высказать.

В некоторых случаях активно применяются медикаментозные препараты для устранения причины, которая спровоцировала афазию. К таким лекарствам относятся: антидепрессанты, тонизирующие средства (Кофеин, Корень женьшеня), ноотропные вещества. Кроме того, с пациентом проводит работу логопед, который корректирует речь при помощи компьютерного оборудования и лингвистических тренировок. Если причиной болезни стала опухоль, то проводится оперативное вмешательство для ее удаления.
Афазия – это расстройство речевой функции, которое возникает на фоне повреждения головного мозга. Возобновить речь возможно, если начать своевременное лечение и в точности выполнять все рекомендации доктора.

Афазия - это частичное или полное нарушение речевого акта. Причиной такого расстройства речевых функций является поражение области коры головного мозга, ответственной за понимание и воспроизведение слов. Заболевание поражает взрослых или детей со сформированными речевыми навыками. Вслед за речевыми расстройствами появляются нарушения сенсорных и двигательных процессов, что приводит к психическим и личностным травмам заболевшего.

Изучением заболевания афазии и определением его симптомов занимался французский врач А. Труссо, а также многие учёные и медики конца XIX - начала XX века. Среди них известный французский врач П. Брока, немецкий психоневролог К. Вернике. Большая заслуга в изучении этиологии заболевания принадлежит основателю нейропсихологии в России А. Р. Лурия. Однако многие вопросы, касающиеся этиологии заболевания, до сих пор остаются открытыми. По мере развития физиологии, неврологии, хирургии, появления новых медицинских технологий появляются новые методы вылечить афазию.

Виды афазии, их симптомы и особенности

На сегодняшний день существует несколько типов классификации афазии. На основании анатомических, психологических и лингвистических критериев различают классическое деление форм болезни, неврологическое, лингвистическое и др.

Наиболее полно раскрыл вопрос деления афазии по видам А. Р. Лурия, выделив в итоге шесть разновидностей этого заболевания. Его классификация до сих пор считается самой исчерпывающей и общепринятой в мировой практике. Согласно этому нейропсихологическому делению, выделяют следующие формы афазии:

  1. афферентная моторная;
  2. эфферентная моторная;
  3. акустико-гностическая (сенсорная);
  4. акустико-мнестическая;
  5. семантическая афазия;
  6. динамическая.

Эти формы в общем виде классифицируются в три большие группы. Так, афферентную, эфферентную и динамическую форму афазии относят к группе моторных нарушений. Отличительной чертой этого типа заболевания является отсутствие экспрессивной речи, то есть активного устного высказывания.

Акустико-гностическая и семантическая афазия относятся к группе импрессивных нарушений, где наблюдается неспособность человека понимать устную речь. При невозможности больного называть отдельные предметы возникает акустико-мнестическая афазия или амнестическая форма заболевания.

Различные участки мозга отвечают за тот или иной элемент структуры нашей речи. Именно от того, где локализовалось поражение, будет зависеть форма болезни. Деление афазии на виды объясняется различными способами и степенями её проявления. При тотальной форме болезни полное восстановление пациента практически невозможно.

Афферентная афазия

При этой форме заболевания человек не может произнести практически ни одного слова. При тяжёлой или тотальной форме проявления больной не в состоянии произнести даже звук. Однако непроизвольно человек может проговаривать слова и звуки. Но не сможет этого сделать при просьбе повторить тот или иной звук или слово. Больной не может представить, как сомкнуть или разомкнуть рот, куда необходимо поместить язык и т. д. То есть человек не может понять, что именно надо делать, чтобы произнести какой-либо звук.

Афферентная моторная афазия провоцирует разрыв связей между артикуляционным аппаратом человека и звуковыми выражениями. При возможности произносить какие-либо звуки сам взрослый или ребёнок может путать сходные по произношению, например «б» и «п» или «к» и «х» и т. д. Она проявляется и сложности записывания букв в правильном порядке. Особенно такое явление часто наблюдается у переученных левшей. Они могут пропускать только гласные или только согласные в словах.

Заболевание приводит к неспособности больного проявлять свои артикуляционные возможности. Такие люди, как правило, не могут складывать язык трубочкой или цокать языком, совершать другие языковые жесты.

Эфферентная

Эфферентная моторная афазия обусловлена нарушением в той части коры головного мозга, которая отвечает за программирование речи, когда один звук или слог перетекает в другой, в результате чего образуются слова. Эта часть мозга носит название зоны Брока. Поэтому часто эту форму афазии называют афазией Брока.

В данном случае человек по просьбе или собственному желанию может произнести отдельные звуки. Однако соединить звуки в слова, переключиться с одного слога на другой, чтобы получилось целое слово, такие больные не могут или подобные речевые действия даются им с большим трудом. При тяжёлых формах болезни человек начинает общаться с помощью жестов и мимики либо использовать так называемое слово-эмбол. То есть больной может произнести одно какое-то слово, которое и используется им при всех вопросах, просьбах или обращениях к нему.

При менее выраженной форме эфферентной афазии речь больного становится скудной, простой. Такой человек не употребляет предлоги, не может изменять слова по падежам. Часто подобный тип афазии характеризуется смешением слогов и букв во фразах больного. Эфферентная моторная афазия может проявляться в неспособности человека читать вслух.

Акустико-гностическая (сенсорная)

Акустико-гностическая, или сенсорная, афазия возникает в результате поражения верхней части коры височной области мозга. Именно эта область, которая носит название зоны Вернике, отвечает за восприятие и понимание человеком слуховой части речи. У человека с такой формой недуга нарушается фонематический анализ устных слов. То есть больной лишь частично или полностью не понимает обращённую к нему речь.

При этом физический слух у таких людей не нарушен. Они могут складывать слоги в слова и говорить. Они легко произносят простые и знакомые им слова, но не в состоянии устно воспроизвести сложные и незнакомые. При афазии такого типа речь человека простая, но запутанная. Очень тяжело понять смысл сказанного из-за нарушения структуры составленного предложения.

Часто эти больные говорят очень быстро, эмоционально, но несвязно. Можно подумать, что человек говорит на каком-то «своём» языке. Люди с такой формой заболевания теряют способность записывать слова и предложения или читать вслух. При такой афазии нарушение речи сам больной может и не осознавать. Он не понимает, что делает ошибки в произношении слов, слогов или букв.

Если вы не хотите смотреть все три видео выше, то вот краткая выдержка по данным видам нарушения (аналогичное видео ниже рассказывает о трёх следующих формах):

Акустико-мнестическая

Амнестическая афазия проявляется нарушением слухоречевой памяти. У больного наблюдается забывчивость. Человек точно знает назначение предмета, но не помнит, как он называется, и не может его назвать. «Ну, этот, звонить, алло, у меня дома есть такой, как же я забыл?» (Телефон) «Мне нравится такой жёлтый, сочный, с дольками, ещё с него кожуру чистят, и он вкусно пахнет» (Апельсин). Больные не понимают смысла синонимов, антонимов, не могут подобрать обобщающего слова к группе понятий (мебель, обувь, игрушки).

Переносный смысл слов тоже непонятен пациенту с этой формой афазии. Так, словосочетание «золотые руки» он воспринимает, как «руки, сделанные из золота». Данный вид нарушения возникает на фоне патологии нижней височной области полушария.

Основная характеристика афазии данной формы выражается в словарном дефиците. Речь таких людей спонтанна и эмоциональна и в основном содержит глаголы. Акустико-мнестическая афазия часто сопровождается дефектами счёта и других арифметических действий. При этом такие больные хорошо читают. В отличие от сенсорной формы заболевания, акустико-мнестическая афазия характеризуется сохранением фонематического слуха.

Семантическая

Эта форма заболевания встречается при поражении нижней теменной доли полушария. Семантическая афазия проявляется неспособностью больного сопоставлять время и пространство. Такие люди прекрасно понимают речь, хорошо и правильно разговаривают, выполняют несложные просьбы. Семантическая афазия провоцирует нарушение в понимании логических связей в речевых конструкциях. Пациентам непонятен смысл предлогов, определяющих местоположение. Слова «бежать», «прибежать», «убежать», «забежать» для них равнозначны.

Кроме того, ими трудно усваиваются понятия принадлежности, например, «папина дочка» и «дочкин папа» и т. д. Пациентам с семантической афазией непонятны переносный смысл слов, поговорки, пословицы. При афазии этого вида читать пациенты способны, а вот пересказать прочитанное своими словами не могут.

Динамическая

Динамическая афазия - ещё одна разновидность афазии моторной, когда поражению подвергается область головного мозга, расположенная рядом с зоной Брока. Это передние и средние отделы нижней лобной извилины. Речевая активность больного при данном виде афазии снижена. Кажется, что говорящий не хочет вступать в диалог.

Речь больного скудна, спонтанна и замедлена, в ней нет динамики и экспрессивности. Наблюдается отсутствие во фразах глаголов, предлогов, сложных прилагательных и междометий. Слова не согласованы между собой, грамматические формы слов не согласованы «Бабушка…читать…книга». «Собака…сидеть..лаял…сейчас».

Очень часто у больного наблюдаются сразу несколько форм афазии. Смешанная форма образуется вследствие анатомической близости тех зон мозга, которые отвечают за восприятие и воспроизведение речи. Так, при обширном поражении сосудов головного мозга возникает смешанный тип заболевания - сенсорно-моторная афазия. У больного отсутствует фонематический слух и нарушена артикуляция. Понимание устной и письменной речи полностью нарушено.

Сенсомоторная афазия относится к тотальной форме заболевания. Для каждого вида афазии характерны те или иные симптомы. Но при любой форме заболевания обязательно наблюдается нарушение речи.

Причины появления заболевания

К возникновению данного заболевания приводят нарушения, возникающие в той или иной зоне коры головного мозга. Такой дисбаланс могут вызвать как патологические изменения в отделах мозга, так и наличие соматического заболевания.

Основные причины афазии:

  • Новообразования в голове (опухоли).
  • Хроническое или острое нарушение мозгового кровообращения (инсульты).
  • Различные черепно-мозговые травмы.
  • Наличие абсцесса в головном мозге.
  • Рассеянный склероз, энцефаломиелит. При этих заболеваниях происходит распад белка миелина, обеспечивающего прохождение нервных импульсов по волокнам.
  • Эпилепсия, при которой вследствие внезапно возникающих электрических разрядов в коре головного мозга нарушается его нормальное функционирование.
  • Нарушение строения тканей мозга. Сюда относятся болезнь Альцгеймера, болезнь Пика, болезнь Крейтцфельдта-Якоба и др.
  • Прочие воспалительные заболевания, затрагивающие кору головного мозга.

В ряде случаев афазия возникает, как осложнение нейрохирургических операций, отравления тяжёлыми ядами, а также вследствие хронических дисфункций головного мозга.

В зону риска попадают люди, имеющие генетическую предрасположенность к заболеванию. Спровоцировать начало заболевания могут пороки сердца, хроническое повышенное давление, ревматизм, кровоизлияния. Часто нарушение речевого воспроизведения отмечается у пожилых людей.

Способы диагностики речевого нарушения

Диагностировать афазию, симптомы заболевания и её тип можно с помощью специально разработанных методик. Сюда входят различные тесты на определение речевых функций больного, его неврологического состояния. Для уточнения диагноза проводятся диагностические исследования: МРТ, КТ, ультразвуковая диагностика и другие методы.

Для самостоятельной диагностики афазии попросите больного рассказать о себе. Простые однозначные предложения должны насторожить. Следующим шагом может стать просьба перечислить дни недели, месяца, название времён года и т. д.

Попросите больного взрослого или ребёнка прочитать что-либо, а затем пересказать прочитанное. В качестве методики определения афазии может выступать объяснение смысла какой-либо пословицы или поговорки.

Вопросы на понимание логико-грамматических и пространственных соотношений (кто кому приходится, что за чем следует и т. д.) помогут диагностировать данное заболевание. Такие несложные тестовые задания можно применять в домашних условиях при возникновении подозрения на наличие заболевания у близких или детей.

Дальнейшее клиническое обследование в медицинском учреждении поможет подтвердить или опровергнуть диагноз. По результатам обследований и сбора анамнеза составляется план лечения пациента.

Методы лечения и примеры упражнений

Лечение афазии зависит от её формы. Первоначально пытаются устранить возможную причину заболевания, например, опухоли, воспаления, гормональные сбои и т. д. Восстановление речи при афазии занимает длительный период. Комплексная терапия включает в себя как медикаментозное лечение, так и логопедическое воздействие. Только при этих условиях возможна качественная коррекция речевых дисфункций пациента.

Как лечить афазию? Восстановление направлено на восстановление способности больного произносить звуки родной речи. Одни больные идут от звука к речи, а другим проще произнести сначала целое слово и затем выделить из него первый звук и закрепить его артикуляцию. Иногда «буква оживляет звук», то есть звук вызывается после показа букв, соответствующей данному звуку.

Примеры упражнений для восстановления понимания речи:

  • Кивнуть или показать отрицательный жест в ответ на вопрос: «Ты любишь молоко?», «У тебя на столе стоит сок?», «Ты сидишь на стуле?», «Ты лежишь на кровати?»;
  • Выполнить инструкцию: «Открой тетрадь!», «Достань из стола карандаш!», «Сожми руку в кулак!»;
  • Ответить, может ли быть такая ситуация: «Девочка еле воду, девочка пила хлеб»;
  • Показать на картинке, где дом, а где том, где глаз, а где класс, где бабочка, а где палочка.

Восстанавливать речевую активность необходимо, работая над произношением с помощью артикуляционной гимнастики. Как правило, основная работа при лечении болезни ложится на логопеда. Именно этот специалист может научить как правильно произносить звуки, слоги и составлять фразы, используя специальные упражнения.

Основной задачей при лечении акустико-мнестической афазии является восстановление слухоречевой памяти. Проводится работа над экспрессивностью речи, зрительным запоминанием предметов и их названий, восстановлением функций чтения и письма.

Коррекция афазии при моторном нарушении направлена на восстановление артикуляционных функций пациента и фонематического слуха. Больного учат различать значение предлогов, наречий, прилагательных. Методика лечения подразумевает использование синонимов и антонимов в речи пациента.

  • «Похожи ли по смыслу слова брать - хватать, молодой - пожилой, старый?»;
  • Придумать предложения со словами «умный - глупый», «холодно - жарко»;
  • Объяснить смысл пословиц «Пуганая ворона куста боится», «Цыплят по осени считают»;
  • Объяснить, что значат выражения «заварить кашу», «глаза разбегаются».

Коррекция афазии при семантических патологиях сводится к преодолению пространственных нарушений, восстановлению логико-грамматических связей. Пациента учат составлять сложные и развёрнутые предложения.

Примеры заданий для восстановления грамматического строя речи:

  • Ответить, правильно ли это: «мальчик ест каша», «мальчик ест кашу»;
  • Исправить ошибки «автобус стоит перед остановка», он пишет карандаша»;
  • Положи на место «ручку на книгу, ручку в книгу, ручку под книгу, спичку перед коробкой, спичку на коробку, спичку за коробку»;
  • Выполнить задание «подними руки вверх», «повернись назад»;
  • Можно ли так сказать: «Заплакала кукла и девочка разбила».

При лечении любых речевых нарушений окружающим больного людям, особенно близким, необходимо говорить спокойно, четко и ясно. Следует избегать сложных слов и абстрактных понятий. Речь должна быть простой, достаточно медленной, а фразы - короткими.

Особенности детской афазии

Детская афазия встречается не так часто, как у взрослых. Она диагностируется примерно у 1% детей, чаще развивается у мальчиков. Симптомы, диагностика и способы лечения ничем не отличается аналогичных характеристик заболевания у взрослых. Обычно у детей диагностируется сенсорная афазия, относящаяся к моторной группе видов заболевания. Диагностика детской афазии обычно проводится неврологом.

Симптомы патологии, встречающиеся у детей:

  • очень мало говорят (важный признак);
  • речь упрощённая, в ней отсутствуют сложные фразы и слова;
  • ребёнок отвечает на вопросы однозначно и коротко;
  • речь может быть очень быстрой и эмоциональной, несвязной, непонятной окружающим и лишённой смысла;
  • ребёнок с трудом может воспринимать устную речь окружающих.

Существует два типа поведения детей, больных афазией. Одни суетливы и непоследовательны, другие настолько инертны, что застревают на одном действии, не в состоянии перейти к другому. И те и другие быстро устают, и временами «выключаются» из деятельности. Это объясняется тем, что из-за нарушения нервных связей нарушено взаимодействие между глубинными отделами мозга, отвечающими за восполнение энергетических затрат, и его корой.

Основные причины детской афазии - родовые, черепно-мозговые травмы или опухоли головного мозга. Лечение речевых нарушений у детей практически не отличается от терапии взрослых. Афазия у детей требует более длительного курса коррекции по причине возрастного несовершенства артикуляционного аппарата. Лечение заболевания требует тщательных и продолжительных занятий с высококвалифицированным дефектологом и логопедом.

Прогноз лечения детской афазии неутешителен. Как правило, такие дети отстают в речевой активности от своих сверстников. Полностью восстановить потерю нейронных связей в коре головного мозга невозможно ни лекарственными препаратами, ни занятиями с логопедом, но избежать прогрессирования болезни, минимизировать её проявление вполне реально. Взрослым необходимо запастись терпением и спокойствием при лечении такого ребёнка. Забота и внимание родителей помогут внушить ребёнку уверенность в своих силах и приблизят положительный эффект от коррекции нарушения.

Таким образом, афазия является симптомом какого-либо заболевания участков головного мозга. Проявляется она в виде нарушения устной речи или неспособности к её восприятию, а также комплексного нарушения функций.