Понятие социальных качеств человека. Социальные характеристики личности


ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Почему вопрос о сущности человека формулируется «Что такое человек?», а не «Кто такой человек?»

Вопрос о сущности человека формулируется таким образом для того, чтобы подчеркнуть философский аспект проблемы. Немецкий философ И. Фихте (1762 - 1814) считал, что понятие «человек» относится не к единичному человеку, а только к роду: невозможно анализировать свойства отдельного человека, взятого самого по себе, вне отношений с другими людьми, т. е. вне общества.

2. В чём проявляется сущность человека как существа «культуросозидающего»?

Сущность человека как существа «культуросозидающего» проявляется в том, что человек является носителем и создателем культуры. Культура сориентирована на гуманистическую самореализацию человека, его творческое самовыражение. Человек сам активно воздействует на окружающую среду и в итоге этим формирует не только историю общества, но и самого себя.

3. Какие основные (сущностные) отличительные признаки характеризуют человека как социальное существо?

Человек, как социальное существо имеет:

Высокоорганизованный мозг;

Мышление;

Членораздельную речь;

Умение создавать орудия труда и преобразовывать условия своего существования;

Способность творчески видоизменять окружающий мир, создавать культурные ценности;

Способность к самопознанию и саморазвитию;

Способность вырабатывать духовные ориентиры собственной жизни.

4. Каким образом самореализация выявляет социальные качества личности?

Самореализация - это процесс наиболее полного осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей в решении личностно значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности.

Американский учёный А. Маслоу (1908 - 1970) относил потребность в самореализации к высшим потребностям человека. Он определял её как наиболее полное использование талантов, способностей, возможностей; эта потребность осуществляется путём целенаправленного воздействия личности на саму себя. Способность личности к самореализации представляет собой синтез способностей к целенаправленной, личностно значимой деятельности, в процессе которой личность максимально раскрывает свой потенциал.

ЗАДАНИЯ

1. Как вы понимаете смысл суждения древнегреческого философа Эпиктета: «Что я такое? Человек. Если я смотрю на себя как на предмет отдельный и независимый от прочих предметов, то следует, чтобы я жил долго, чтобы я был богат, счастлив, здоров; но если я посмотрю на себя как на человека, как на часть целого, то может иногда случиться, что по отношению к этому целому я должен подчиниться болезни, нужде или даже погибнуть преждевременной смертью. Какое же право имею я жаловаться в таком случае? Разве мне не известно, что, жалуясь, я перестаю быть человеком, как нога перестаёт быть органом тела, когда она отказывается ходить?».

В данном суждении древнегреческий философ Эпиктет показывает нам двойственность устройства человека, а именно его социальную и биологическую сущность.

Умение мыслить, создавать новое в процессе своей жизнедеятельности, хоть и выделяет человека по отношению к животным, однако не отделяет его от природы.

Человек часть как общества, так и природы.

2. В чём философский смысл высказывания русского биолога И. И. Мечникова: «Садовник или скотовод не останавливается перед данной природой занимающих их растений или животных, но видоизменяют их сообразно надобности. Точно так же и учёный-философ не должен смотреть на современную человеческую природу как на нечто незыблемое, а должен изменить её ко благу людей»? Каково ваше отношение к данной точке зрения?

На сегодняшний день человек сам видоизменяет природу, а в недавнем прошлом человеку самому приходилось приспосабливаться к природе. Сегодня мы видим, что развитие хозяйственной деятельности стало одним из самых основных факторов, которые влияют на развитие природы. Но экологические проблемы Земли очевидны, человек стал задумываться над тем, что необходимо предвидеть последствия таких изменений и стараться как можно быстрее их предотвратить. Таким образом, человек должен изменять природу, но не в ущерб природе.

1.Социальные качества личности, социальный статус и социальная роль.

2. Социализация личности

1. Социальные качества личности, социальный статус и социальная роль

Понятие личность употребляется для того, чтобы сделать акцент на социальной сути человека и индивида. Личностью не рождаются, а становятся в обществе в ходе взаимодействий с другими людьми посредством приобретения различных социальных качеств. Таким образом, личность – это социальная характеристика человека и индивида, которая базируется и взаимосвязана с его биологическими и генетическими задатками.

Личность можно определить как относительно устойчивую систему социальных качеств, приобретаемых и развиваемых в процессе взаимодействия с другими людьми в обществе.

Важнейшие социальные качества личности: самосознание, самооценка, социальная идентификация, активность, интересы, убеждения, цели жизни. Самосознание - свойственная только человеку способность осознавать себя в системе общественных отношений. Социальная идентификация - результат сознательного и эмоционального самоотождествления себя с другими людьми с другой общностью; активность - способность производить социально значимые действия, проявляющиеся во взаимодействии с другими людьми; интересы - постоянный источник деятельности, основанный на потребностях; убеждения - социально-психологические оценки и восприятия окружающего мира, они бывают нравственные, идеологические, научные, религиозные и т.д. Наличие целей жизни и стремление их реализовать - это важнейшая характеристика сформировавшейся личности. Цели жизни дифференцируются на четыре основные группы: 1) материальные блага; 2) знания и творчество; 3) власть, престиж, авторитет; 4) духовное совершенство.

Лич­ность может быть рассмотрена как результат от множества моделей поведения, ко­торые свойственны любому индивиду в той или иной социальной группе и обществе в целом. Модель поведения, называемая социальная роль, присуща тому или иному индивиду в соответствии с его социальным статусом , т.е. положением в обществе, социальной группе. Все социальные статусы можно подразделить на два основных типа: те, которые предписываются индивиду обществом или группой независимо от его способностей и усилий, и те, которые личность достигает своими собственными усилиями.

Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Поэтому социологи используют понятие – статусный набор, т.е. совокупность всех социальных статусов данной личности. Но чаще всего только один статус определяет положение в обществе. Этот статус на­зывается главным , или интегральным. Часто бывает так, что главный (интегральный) статус обусловлен должно­стью (например, ректор, экономист и т.д.). Совокупность ролей, вытекающих из данного статусного набора, называется ролевым набором.

Социальная роль содержит в себе два основных элемента: ролевые ожидания - то, что ждут от той, или иной роли, и ролевое поведение - то, что человек реально вы­полняет в рамках своей роли. Любая социальная роль, по мнению Толкотта Парсонса , может быть описана с помощью пяти основных характеристик: эмоциональность, способ получения, масштаб, формализация и мотивация.

Социологи отмечают ту принципиальную роль, которую играют в поведении личности интересы. В свою очередь интересы личности основаны на потребностях. Потребность можно определить как нужду, необходимость человека в чем-либо. Основные проблемы анализа потребностей состоят в уста­новлении их полного состава, иерархии, границ, уровней и возможно­стей удовлетворения. В настоящее время в науке существует множество классификации потребностей. В классификации К. Альдерфера выделяется три группы потребностей: существования, связи и роста. Д. Макклелланд выделяет потребности достижения, соуча­стия и власти. Эти потребности не имеют иерархической структуры, они взаимодействуют в зависимости от индивидуальной психологии человека. Например, потребность в достижении, согласно Макклелланду, обозначает состязание с некоторыми эталонами совер­шенства, стремление превзойти их.

Наиболее известной является классификация, предложенная Абрахамом Маслоу . Он выде­лял пять групп потребностей: 1) физиологические (жизнедеятельности) , 2) безопасности , 3) причастности и принадлежности (к коллективу, обществу), 4) признания (уважения и любви), 5) само­актуализации (самореализации, самовыражения). По мнению Маслоу, потребности первых двух групп врожденные, т.е. биологические, а с – третьей группы начинаются потребности приобретенные, т.е. социальные. Поведением человека движет не сама потребность, а, прежде всего, степень ее неудовлетворенности. Истинной сути человека, глубинному смыслу его жизни в наибольшей степени соответствуют социальные потребности, основная среди которых – потребность в самореализации. Важным аспектом анализа потребностей является их иерар­хия. Она объективно предопределена, прежде всего, тем, что усло­вием возникновения интеллектуальных и духовных потребнос­тей является функционирование физиологических систем че­ловеческого организма. Когда потребности определенной группы удовлетворены, они перестают быть актуальными и направлять активность человека и мотивируется переход к следующей более высокой группе потребностей. Однако эту зависимость не следует абсолютизировать. Не всегда потребности в творчестве и самореализации могут появиться только после полного удовлетворения всех остальных потреб­ностей, о чем свидетельствуют биографии многих выдающихся людей. Хотя некоторая последовательность в удовлетворении потребностей, несомненно, существует, однако ее нельзя счи­тать одинаковой для всех.

Можно выделить три основных уровня удовлет­ворения потребностей существования: 1) минимальный , 2) нор­мальный , 3) уровень роскоши . Минимальный уровень удовлетворения потребностей су­ществования обеспечивает выживание человека. Нормальный уровень обеспе­чивает возможность появления значимых интеллектуальных и духовных потребностей. Уровнем роскоши предлагается считать такой, при котором удовлетворение потребностей существования ста­новится самоцелью и (или) средством демонстрации высокого социального статуса. После достижения нормального (базового) уровня удовлетворения потребностей существования формируются потребно­сти достижения целей жизни. В зависимости от индивидуальных склонностей, способно­стей и притязаний у одних людей после удовлетворения базо­вых потребностей будет доминировать стремление к максими­зации потребления материальных благ; у других - к духовному совершенствованию и т.д. Структура потребностей может меняться у одного и того же человека на протяжении различных периодов его жизни.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Контрольная работа

СОЦИАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ЛЮДЕЙ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ

Казань, 2011

С одержание

Введение

Понятие социальных качеств человека

Виды социальных качеств человека

Механизмы формирования социальных качеств человека

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Не смотря на то, что социальные качества человека изучаются большим количеством научных дисциплин, как то: социология, педагогика, философия, лингвистика, психология и др., тема остается спорной и неразработанной в достаточной степени, потому и весьма актуальной.

Целью настоящего исследования является дефиниция социальных качеств человека, виды и механизмы формирования.

Задачи исследования:

1. Анализ литературы по теме контрольной работы. Теоретическое изучение социально значимых качеств людей по материалам научной литературы.

2. Проведение эмпирического исследования социальных качеств людей.

3. Анализ полученных результатов.

Гипотеза: социальные качества людей не передаются по наследству и возникают исключительно в процессе социализации.

Объект исследования: социальные качества людей.

Предмет исследования: понятие, виды, механизмы формирования социальных качеств людей.

Методика исследования: анализ подобранной научно-практической литературы.

Работа состоит из трех глав, введения, заключения, списка использованной литературы.

Работа выполнена на 18 листах.

Понятие социальных качеств человека

Наиболее полное определение дает социология, объясняя социальное качество как понятие, фиксирующее те или иные общественно определенные характеристики личности, социальных групп и классов, неотделимые от способа существования и деятельности исторических субъектов. Уже само понятие "личность" обозначает в социологии исторически сложившееся, социально обусловленное типологическое единство (качество) индивида. Поэтому личность - это конкретное выражение общественной сущности человека, определенным образом реализованная интеграция в индивиде социально значимых черт и социальных отношений данного общества. Термин "личность" образовался от латинских слов "persona" (маска актера, роль, положение, значение, лицо) и "personare" (говорить через). Таким образом, раньше он обозначал стилизованную маску актера. Поэтому в некотором смысле все люди носят "социальные маски". Долгие годы люди обучаются тому, как стать человеком среди людей, соблюдать определенные нормы, правила, ролевые предписания. В том смысле слово "личность" и обозначает совокупность таких социальных качеств (выражающихся в некоторых стереотипах поведения), которые индивид демонстрирует перед "аудиторией". Итак, личность - продукт общественного развития, и в этом плане главное в ней - ее социальное качество.

Социальные качества не сводятся к индивидуальным качествам, какими бы сложными они ни были сами по себе. Эволюционные предшественники социальных качеств личности - это формы унаследованного биологического поведения, т. е. такие психологические конструкции, которые частично используются при последующем генезисе социального. К ним относятся необходимость пребывания животного в группе, умение подчиняться "нормам" поведения, т. е. способность к самоограничению, перенос формы родительских отношений на чужих детенышей и слабых особей, преодоление "зоопсихологического индивидуализма" под давлением потребностей сообщества.

Природные силы человека, особенно высшие формы психики, наполняются социальным содержанием лишь тогда, когда они начинают выполнять определенные социальные функции.

Таким образом, социальные качества людей - это общие качества, повторяющиеся, устойчивые в поведении различных групп и общностей людей.

Философская энциклопедия так трактует понятие социальные качества - это концентрация человеческого опыта, совместной и индивидуальной деятельности людей, различные их комбинации, композиции, синтезы. Социальные качества содержатся в бытии людей, в их способностях, потребностях, умениях, знаниях, присущих им формах поведения и взаимодействия. Социальные качества вырабатываются, распространяются, усложняются (или упрощаются) в процессе развития человеческих контактов, культурных обменов, экономических и прочих взаимодействий между социальными общностями. Выступая в роли посредников между различными социальными качествами, они сами входят в состав этих качеств, становятся формами реализации их бытия. Иначе говоря, социальные качества "оживают" и "живут" только в социальном процессе, во взаимодействиях людей и людей, людей и вещей, в динамике воспроизводства и обновления социального бытия .

Лингвист Ким И.Е. так объясняет это понятие - социальные качества человека представляют собой его способности к социальной деятельности и характеристики его социального поведения.

Особенностью выражения качеств является наличие эталонного морфологического класса, предназначенного для их обозначения - прилагательного. Значение качества, однако, могут выражать существительные, глаголы и наречия, как отдельные лексемы, так и (у существительного и глагола) отдельные формы или частные парадигмы форм.

Качество может проявляться в разном количестве, что отражается в грамматике прилагательного (категория степени сравнения), в его деривационном потенциале (наличие регулярных дериватов со значением низкой и высокой интенсивности качества), а также в его семантических и синтаксических валентностях, а именно наличии зависимых наречий меры и степени. Существуют и другие грамматические, словообразовательные и лексические средства выражения градуальности качеств: существительное со значением лица, существительное со значением качества, прилагательное, краткое (предикативное) или полное (атрибутивное), глагол или глагольное словосочетание .

Кандидат педагогических наук Костюченко А.А. под социально-значимыми качествами людей понимает качества, способствующие решению общественно значимых задач, становлению личности как гражданина: организованность, самостоятельность, общественная активность, социальная инициативность, ответственность, коммуникабельность, рефлексия, эмоциональная устойчивость, эмпатия .

Психологи же сходятся на том, что при общей неразработанности проблемы качеств личности достаточно трудно обозначить круг ее социально-психологических качеств. И хотя проблема находится на самых начальных этапах ее разработки, однако, как минимум, можно установить согласие в одном пункте: социально-психологические качества личности - это качества, которые формируются в совместной деятельности с другими людьми, а также в общении с ними. И тот, и другой ряды качеств формируются в условиях тех реальных социальных групп, в которых функционирует личность .

Виды социальных качеств человека

Коробицына Т.Л. характеризует воспитанность человека различными социальными качествами, отражающими разнообразные отношения личности к окружающему миру и к самой себе. Она считает, что в совокупности эти качества определяют богатство и неповторимость каждой личности, её уникальность. В характеристике отдельного человека какие-то качества могут отсутствовать и могут представлять самые разнообразные сочетания.

Если важной задачей воспитания является содействие расцвету каждой личности, то не менее важная и ответственная задача состоит в том, чтобы любая личность отвечала основным критериям, принятым в обществе. В связи с этим встает задача установления сравнительно немногих, но самых важных общественно значимых качеств, которые можно считать обязательными для граждан нашей страны. Такие качества могут служить показателями воспитанности, т.е. уровня социального развития школьника, которые характеризуют меру его готовности к жизни в обществе .

Монахов Н.И. выделил социальные качества, которые могут быть сформулированы у младших школьников .

Товарищество - близость, основанная на товарищеских (дружеских) отношениях; совместное участие в чем-нибудь на равных правах.

Уважение к старшим - почтительное отношение, основанное на признании их достоинств.

Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Честность - искренность, прямота, добросовестность и безупречность.

Трудолюбие - любовь к труду. Труд - работа, занятие, усилие, направленное к достижению чего-либо.

Бережливость - бережное отношение к имуществу, расчетливость, экономность.

Дисциплинированность - подчиненность дисциплине (обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива, подчинение установленному порядку, правилам); соблюдение порядка.

Любознательность - склонность к приобретению новых знаний, пытливость.

Любовь к прекрасному - постоянная сильная склонность, увлеченность тем, что воплощает красоту, соответствует её идеалам.

Стремление быть сильным, ловким - настойчивое желание добиться физической или моральной возможности активно действовать.

Учитель английского языка высшей категории Понасенко И.И. выделяет другие значимые качества личности ученика :

инициативность;

самостоятельность и ответственность за результат собственных решений;

готовность и потребность работать с современными источниками информации в профессиональной и бытовой сферах деятельности;

способность и готовность жить и взаимодействовать в современном поликультурном мире;

готовность к образованию и самосовершенствованию на протяжении всей жизни.

Педагоги томской общеобразовательной школы скомпилировали более полный список социальных качеств школьников в таблицу и выделили два типа личностных качеств :

Интеллектуальные

Мыслительные качества + психические процессы, влияющие на познавательную деятельность

Самостоятельность

Восприимчивость к новому

Системность

Аналитичность

Аргументированность

Правильность

Выразительность

Точность

Уместность

Логичность

Рефлексивные

Способность выделять риски

Психосоциальные

Эмоционально-чувственные

Этические (любовь, достоинство, честь). Эстетические (чувство прекрасного). Культура эмоций и чувств

Поведенческие

Активность

Воля (целеустремленность, настойчивость, внутренняя дисциплина)

Ответственность

Коммуникативные

Толерантность

Умение слушать и слышать

Умение ориентироваться в аудитории Открытость

Творческие

Исследовательские, художественные, технические способности

Однако это скорее базовый набор социальных качеств людей, который должен сформироваться у каждого человека. Для нас гораздо интереснее выяснить какие социальные качества присущи или должны быть присущи непосредственно юристам.

Рассмотрим социально-значимые качества юристов на основе профессиональных факторов, влияющих на их личность.

Первый фактор - высокий уровень социальной (профессиональной) адаптации формирует следующие социальные качества:

высокий уровень правосознания; честность, гражданское мужество, совестливость; принципиальность (непримиримость) в борьбе с нарушителями правопорядка; обязательность, добросовестность, исполнительность, дисциплинированность.

Второй фактор - нервно-психическая (эмоциональная) устойчивость личности юриста. Этот фактор предполагает:

устойчивость к стрессу, высокий уровень самоконтроля над эмоциями и поведением, работоспособность в критических, вызывающих фрустрацию ситуациях; развитые адаптивные свойства нервной системы, сила, уравновешенность, подвижность, чувствительность, активность, динамичность, лабильность, пластичность нервных процессов, позволяющие на должностном уровне сохранять работоспособность в состоянии утомления, способность адекватно реагировать на различные события.

Третий фактор - высокий уровень интеллектуального развития, познавательная (когнитивная) активность юриста. Этот фактор обусловлен следующими социальными качествами личности:

развитый интеллект, широкий кругозор, эрудиция; гибкое, творческое мышление, умственная работоспособность, умение выделять главное; активность, подвижность психических познавательных процессов (восприятия, емкости памяти, продуктивного мышления, внимания); развитое воображение, интуиция, способность к абстрагированию, рефлексии.

Четвертый фактор - коммуникативная компетентность юриста. Коммуникативная компетентность предполагает следующие качества личности:

способность устанавливать эмоциональные контакты с различными участниками общения, поддерживать с ним доверительные, в необходимых пределах отношения;

проницательность, способность понимать внутренний мир собеседника, его психологические особенности, потребности, мотивы поведения, состояние психики;

доброжелательное, вежливое отношение к людям, умение слушать участника диалога, эмпатийность (способность эмоционально отзываться на переживания собеседника);

свободное, гибкое владение вербальными и невербальными средствами общения;

умение в конфликтных ситуациях проводить, адекватную ситуации, стратегию коммуникативного поведения, менять в зависимости от обстоятельств стиль общения;

способность к сотрудничеству, достижению компромиссов, соглашений, развитый самоконтроль над эмоциями, настроением в экстремальных ситуациях;

адекватную самооценку;

чувство юмора.

Пятый фактор - организаторские способности. Они позволяют юристу, независимо от рода его профессиональной деятельности, оказывать управляющее воздействие на различных людей, с которыми приходится вступать в диалог в процессе профессионального общения. Поэтому юрист должен иметь следующие социальные качества:

активность, инициативность, находчивость, смелость, решительность, настойчивость, целеустремленность, умение выделять главное, прогнозировать последствия принимаемых решений, самостоятельность, чувство ответственности за свои действия и поступки, организованность, собранность, аккуратность в работе.

Также важную роль в организаторских способностях играют следующие свойства: коммуникативная компетентность; нервно-психическая устойчивость; адекватная самооценка; высокая мотивация достижения успеха.

К важным нервно-психическим социальным качествам профессии можно отнести: эмоциональную устойчивость; пластичность нервных процессов; пониженный уровень тревожности толерантность устойчивость к нервно-психическим перенапряжениям.

Таким образом видов социальных качеств людей очень много и все перечислить не берется даже сама социология, так как у каждой профессии, каждой национальности, у каждого возраста помимо общепринятого базового есть и свой особенный набор социальных качеств.

Механизмы формирования социальных качеств человека

Механизмом формирования социальных качеств людей (различных знаний, навыков, ценностей) в социологии и психологии называется социализацией.

Терентьева И.Н. в курсе лекций по социологии так описывает этот процесс.

Необходимость социализации связана с тем, что социальные качества не передаются по наследству. Они усваиваются, вырабатываются индивидом в ходе внешнего воздействия на пассивный объект. Социализация требует деятельного участия самого индивида и предполагает наличие сферы деятельности.

Этапы социализации совпадают (условно) с этапами возрастного развития индивида:

Первичная социализация;

Вторичная социализация.

Ранняя (первичная) социализация связана с приобретением общекультурных знаний, с освоением начальных представлений о мире и характере взаимоотношений людей. Особым этапом ранней социализации является подростковый возраст. Особая конфликтность данного возраста связана с тем, что возможности и способности ребенка значительно превышают предписанные ему правила, рамки поведения.

Вторичная социализация - это профессиональная социализация, которая связана с овладением специальных знаний и навыков, с приобщением к определенной субкультуре. На этом этапе расширяются социальные контакты индивида, расширяется диапазон социальных ролей, включение индивида в систему общественного разделения труда. Здесь предполагается адаптация в профессиональной субкультуре, а также принадлежность к иным субкультурам.

Скорость социальных изменений в современных обществах приводит к тому, что возникает необходимость ресоциализации, усвоение новых знаний, ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно освоенных или устаревших. Ресоциализация охватывает многие явления (от коррекции чтения и речи до профессиональной подготовки или смены ценностных ориентиров поведения), пенсионный возраст или утеря трудоспособности.

Каждый этап социализации связан с действием определенных агентов. Агенты социализации - это люди и учреждения, связанные с ней и ответственные за ее результаты.

Общественные условия социализации:

Предметно-пространственная среда (природные условия; общественные, бытовые интерьеры; планировка и архитектура поселений);

Социальные отношения (семейные, дружественные, производственные)

Социально значимая информация (характер повседневных, производственных, научных, эстетических, религиозных сведений о мире, доступных индивиду и освоенных им).

Социализация предполагает способность человека выработать и реализовать "я - концепцию". Такая концепция включает личную и социальную идентичность, т.е. способность человека к самооценке физических, интеллектуальных, нравственных качеств и способность определения своей принадлежности к какой-либо общности (возрастной, политической, семейной и т.д.). Действие идентификации как механизма социализации связано с тем, что индивид усваивает и реализует нормы, ценности, качества и т.п. тех групп, принадлежность к которым он осознает. Иными словами - действия людей во многом определяется их самооценкой и групповым членством.

В учебнике социологии под редакцией профессора Волкова Ю.Г. дается более полное объяснение явлению социализации.

Там отмечено, что благодаря социализации простой биологический организм трансформируется в личность - истинно социальное существо. Без социализации возрождение культуры от поколения к поколению было бы невозможным. Человеческие существа полностью зависят от социального наследия, созданного бесчисленными поколениями своих предков в течение многих тысячелетий. Благодаря культурному наследию каждое новое поколение способно двигаться вперед, опираясь на достижения предыдущего. Без социализации общество не смогло бы просуществовать более срока жизни одного поколения. У индивидов не было бы тех общих навыков и представлений, которые необходимы им для того, чтобы координировать свои действия и объединять отдельные жизни в единой общественной системе.

Человеческая социализация предполагает наличие соответствующего генетического материала и адекватного окружения.

В учебнике приводится масса примеров, когда находили детей разного возраста, взращенных либо в обществе зверей, либо в одиночестве и унижении, с полным отсутствием социальных качеств. Эти примеры подтверждают тот факт, что наш биологический аппарат не способен создать нормальную человеческую личность при отсутствии социального взаимодействия. Следовательно, человеческие качества являются продуктом как наследственности, так и факторов окружения.

социальный качество индивид социализация

Краткое название подструктуры

К данной структуре относятся

Соотношение биологического и социального

Подструктура направленности

Убеждения, мировоззрения, личностные смыслы, интересы

Социальный уровень (биологического почти нет)

Подструктура опыта

Умения, знания, навыки, привычки

Социально-биологический уровень (значительно больше социального, чем биологического)

Подструктура форм отражения

Особенности познавательных процессов (мышления, памяти, восприятия, ощущения, внимания); особенности эмоциональных процессов (эмоции, чувства)

Биосоциальный уровень (биологического больше, чем социального)

Подструктура биологических, конституциональных свойств

Скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения и т.п.; половые, возрастные свойства

Биологический уровень (социальное практически отсутствует)

Так же в учебнике приводится занимательная таблица иерархической структуры личности (по К.К. Платонову):

Заключение

Социальными качествами людей интересуются философы, педагоги, лингвисты, социологи, психологи. При этом тема мало разработана: мной не найдена ни одна научная работа, посвященная непосредственно теме социальных качеств людей. Везде эти качества затрагиваются, но нигде не исследуются досконально, даже в учебниках по социологии. Видимо предполагается, что тема интуитивно понятна и нет поля для интеллектуальной деятельности в этом направлении.

Тем более сложно исследовать данные качества в аспекте социальной политики, так как нет научного материала. Однако, на основе приведенного выше исследования я все же попытаюсь освятить социальные качества людей в призме настоящей дисциплины «основы социальной политики».

На основании национальных проектов России можно сделать такие выводы:

1. Национальный проект «Здоровье» основан на таком социальном качестве людей, как стремление к здоровому образу жизни. Ведь если бы все люди халатно относились к своему здоровью и осознанно им пренебрегали, то такой национальный проект был бы заведомо провальным.

2. Национальный проект «Образование» основан на следующих социальных качествах людей: стремление к познанию, к прекрасному, к самосовершенствованию, пытливость ума и др. Очевидно, что в противном случае и данный национальный проект был бы бессмысленен.

3. Национальный проект «Доступное и комфортное жилье - гражданам России». Правительство заинтересовано в следующих социальных качествах россиян: стремление к комфортному жилью, к созданию семьи и др. Так как ясно, что если бы россияне желали жить в одиночестве и бродяжничестве, то данный национальный проект предназначался бы для несуществующих людей.

На основании проведения социальной политики в нашей стране можно сделать также следующие выводы.

Правители и экономисты пекутся о снижении безработицы, стараются людям помочь найти работу, поддержать материально в процессе поиска и проч. Эта деятельность основана на таком социальном качестве людей, как трудолюбие. Трудолюбие в совокупности с желанием жить комфортно, удовлетворяя свои физиологические и духовные потребности, с желанием самореализоваться, профессионально расти.

Не менее важным фактором беспокойства и соответствующих действий со стороны правительства является демографическая ситуация. Таким образом политические действия рассчитаны на такие социальные качества людей, как желание создать семью, забота о потомстве, стремление дать детям достойное образование и др. В противном случае люди либо не размножались вовсе, либо делали это как прочие животные: не регулируя количество, не заботясь об их дальнейшей судьбе. Так появилась бы армия необразованных, асоциальных беспризорников. Правительство же, заботясь о количестве населения, очевидно, подразумевают и необходимое качество «человеческого материала».

Так же важным для правительства социальным качеством людей является толерантность. Для создания этого качества тратятся средства из бюджета страны, привлекаются специалисты, проводятся соответствующие мероприятия. Правительству России исключительно нужно это социальное качество народа, ведь в настоящее время ежегодно прибывает более двух миллионов мигрантов. Таким образом правительство старается превентивными методами обезопаситься от агрессивности, которая может привести к беспорядкам, террористическим актам или даже к гражданской войне.

Главное же, фундаментальное качество, которым должны обладать все граждане страны - это дисциплина. Уже из этого качества вытекают законопослушность, лояльность и другие качества, способствующие управляемости. Без этого базового качества политика из социальной мгновенно перепрофилируется в военную.

Но это для государства полезные качества, а для людей главные социальные качества - это чувство юмора, общительность и терпеливость.

Список использованной литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология // vuzlib.net.

2. Кемеров В. Философская энциклопедия // "Панпринт", 1998.

3. Ким И. Е. Гуманитарные науки. Выпуск 10. № 39(2005).

6. Монахов Н.И. Изучение эффективности воспитанности: Теория и методика. - М.: Педагогика, 1981.

7. Понасенко И.И. Создание оптимальных условий развития социально значимых качеств личности ученика лингвистического профиля на второй ступени образования festival.1september.ru.

8. Терентьева И.Н. Курс лекций по социологии // soc.lib.ru.

9. Социология: Учебник / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.- Изд. 2-е, испр. и доп.- М.: Гардарики, 2003.

10. Социологический словарь // enc-dic.com/sociology.

11. Томский педагогический портал // planeta.edu.tomsk.ru.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Личность как определяемое включенностью в социальные связи системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении, принципы и этапы ее формирования, основные факторы, оказывающие влияние. Врожденные и приобретенные качества.

    контрольная работа , добавлен 22.04.2014

    Понятие личности в психологии. Структура личности предпринимателя и его личностные качества. Личностные качества: способствующие и препятствующие успеху в бизнесе. основные личностные качества предпринимателя. Общественная и деловая направленноть.

    реферат , добавлен 01.08.2010

    Понятие толерантности, механизмов ее формирования. Анализ психолого-педагогических исследований, посвященных психологическим характеристикам возрастных особенностей младших школьников. Особенности процесса воспитания толерантности как качества личности.

    курсовая работа , добавлен 08.06.2013

    Основные профессиональные качества и сферы специализации психолога. Требования к его подготовленности по профессиональным дисциплинам. Личностные качества специалиста. Коммуникативная деятельность психолога-консультанта, значение его компетентности.

    реферат , добавлен 21.03.2011

    Характеристика понятия воли как качества личности на основе психолого-педагогической литературы. Развитие волевых качеств младших школьников в учебном процессе. Возможность игр по правилам в развитии воли и произвольности учащихся начальных классов.

    дипломная работа , добавлен 28.12.2011

    Общая характеристика профессии. Основные функции менеджера по персоналу. Профессионально значимые качества. Содержание деятельности. Необходимые психологические качества. Описание и обоснование методик. Самооценка конфликтности. Тест Кеттела.

    контрольная работа , добавлен 13.12.2006

    Понятие ученического коллектива, основы его формирования. Выявление эффективных условий для формирования детского коллектива в начальной школе. Теория и практика данного воспитания. Рассмотрение коллектива как средства формирования личности школьника.

    дипломная работа , добавлен 27.06.2015

    Морфологические особенности тела индивида и психика (теории Кремчера и Шелдона). Психика и строение организма. Особенности формирования характера. Социальные свойства и качества человека. Характеристика основных направлений воспитания: задачи и принципы.

    контрольная работа , добавлен 10.02.2014

    Понятие индивида. Индивидуализация индивида. Структура индивида. Процесс формирования личности. Процесс объединения, связывания деятельностей индивида. Этапы формирования личности. Понятие личности. Развитие процесса целеобразования, действий субъекта.

    реферат , добавлен 14.10.2008

    Психологические качества личности, влияющие на профессиональное становление сотрудника. Правосознание как одна из форм общественного сознания. Условия эффективности правовой нормы. Социальные и моральные нормы в обществе, классификация отклонений.

Основы формирования социально-значимых качеств личности в условиях современной России

1.1. Понятие личности. Ее свойства и характеристики

Общеобразовательная школа как одна из основных сфер становления и развития личности призвана формировать целостную систему знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся за результаты своей деятельности, то есть социально-значимые качества, определяющие современное качество образования. В связи с этим личностно-ориентированная парадигма образования актуализирует задачу разработки новых технологий воспитания, способных инициировать процесс саморазвития, самоорганизации и самореализации личности.

В настоящее время в современном обществе интерес к проблемам возможностей человеческой личности настолько велик, что практически все общественные науки обращаются к этому предмету исследования: проблема личности стоит в центре философского, психологического, социологического знания; ею занимается этика, педагогика, и другие науки. В этих науках существуют различные подходы к определению личности.

Личность - понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности .

Под «личностью» могут понимать или человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» - в широком смысле слова), или устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества, или общности. И.С. Кон считает, что понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально-значимые черты .

В раннехристианский период великие каппадокийцы (прежде всего Григорий Нисский и Григорий Богослов) отождествили понятия «ипостась» и «лицо» (до них понятие «лицо» в богословии и философии было описательным, им могли называть маску актёра или юридическую роль, которую выполнял человек). Следствием этого отождествления стало возникновение нового понятия «личность», неизвестного ранее в античном мире .

Д.А. Белухин дает следующее определение: личность есть устойчивая система индивидуальных социально-значимых черт человека. Он считает, что ключевым словом в определении является социальная значимость черт человека. Это подразумевает практически постоянное включение человека в сообщества ему подобных, где люди не являются свободными друг от друга. Человек влияет на других людей, и они влияют на него. Каждый человек напрямую зависим от общества, в котором он живет. Таким образом, социально-значимые черты - это черты, которые формируются в обществе и необходимы человеку для жизни в нем .

Л.И. Божович считала, что человек, являющийся личностью способен управлять своим поведением и деятельностью, а в известной мере и своим психическим развитием. У такого человека все психические процессы и функции, все качества и свойства приобретают определенную структуру. Центром этой структуры является мотивационная сфера, в которой имеется иерархия в одном определенном смысле, а именно, если человек способен преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого, значит субъект способен к опосредованному поведению. Ведущие мотивы - социально-значимые, то есть они социальны по своему происхождению и смыслу. Они заданы обществом, воспитаны в человеке. Совокупность устойчивых мотивов, организующих деятельность личности в целом, можно назвать направленностью личности, которая характеризуется, в конечном счете, мировоззрением человека .

Определяя личность, С.Л. Рубинштейн писал: «В качестве собственно личностных свойств из всего многообразия свойств человека обычно выделяют те, которые обуславливают общественно значимое поведение человека. Основное место, поэтому, в нем занимает система мотивов и задач, которые ставит себе человек, свойства его характера, обуславливающие поступки людей (то есть, те их действия, которые реализуют или выражают отношения человека к другим людям), и способность человека, то есть свойства, делающие его пригодным к исторически сложившимся формам общественно полезной деятельности»

А.В. Петровский пишет, что, появляясь на свет как индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений и процессов, в результате чего приобретает особое социальное качество - он становится личностью. Это происходит потому, что человек, включаясь в систему общественных связей, выступает в качестве субъекта - носителя сознания, которое формируется и развивается в процессе деятельности. Индивид, личность, индивидуальность. Факт принадлежности к человеческому роду фиксируется в понятии индивид. Индивидом мы можем назвать и взрослого, нормального человека, и новорожденного, и идиота, не способного усвоить язык и простейшие навыки. Однако только первый из них является личностью, т.е. социальным существом, включенным в общественные отношения и являющимся деятелем общественного развития. Появляясь на свет как индивид, человек становится личностью, и этот процесс имеет исторический характер. Еще в раннем детстве индивид включается в определенную исторически сложившуюся систему общественных отношений, которую он застает уже готовой. Дальнейшее развитие человека внутри социальной группы создает такое переплетение отношений, которое формирует его как личность

Личность - это характеристика человека в целом, она проявляется во всех видах его деятельности. Именно поэтому А.Н. Леонтьев говорил, что деятельностный подход к анализу человеческой психики есть одновременно и личностный подход. И наоборот, личностный подход есть одновременно и деятельностный. Вместе с тем личность характеризует человека только с одной стороны: включенность его в общественные отношения, его направленность, которая определяется ведущими мотивами деятельности, поведения. Направленность личности может быть общественной или эгоистической. В одних случаях общественные и личные интересы могут совпадать, в других - эгоистическая направленность может приносить вред другим людям, обществу в целом .

К социально-значимым качествам, по мнению С.Л. Рубинштейна, можно отнести систему мотивов и задач (направленность), которые ставит себе человек, свойства его характера, обуславливающие поступки людей (то есть те их действия, которые реализуют или выражают отношения человека к другим людям), и способность человека, то есть свойства, делающие его пригодным к исторически сложившимся формам общественно полезной деятельности.

В педагогических исследованиях социально-значимые качества трактуются как качества, которые позволяют личности жить в существующих социально-культурных условиях (И.О. Гапонов, Т.А. Бурцева, Н.Б. Русских и др.).

Социально-значимые качества формируются и развиваются, таким образом, в обществе и обусловлены этим обществом.

Таким образом, можно сделать вывод, что человеческой личности посвящено множество научных теорий, и с каждым днем она привлекает к себе все больше новых специалистов и исследователей. В социологии важнейшей проблемой является вопрос о месте и роли человека в обществе, в возникновении, воспроизводстве и изменении его как личности, т. е. как субъекта социального действия. Несомненно, образование в школах, должно давать ребенку развиваться как личности, выдвигать свои теории и идеи, а роль преподавателя направлять и подсказывать как необходимо поступать или какое решение принять. Итак, все вышесказанное позволяет заключить, что среди людей столько неповторимых существ, столько «личностей», сколько неповторимых внешних обликов. Слово «личность» несет в себе как бы следующий тезис: индивидуальность человека, его неповторимость связана с его индивидуальным внешним ликом, обликом .

Чтобы понять основания, на которых формируются те или иные свойства личности, нужно рассмотреть ее жизнь в обществе, ее движение в системе общественных отношений. Эти отношения выражаются, прежде всего, в том, в какие общности, в силу каких объективных причин включается в процессе жизни тот или иной конкретный индивид. В конечном счете, его личностные свойства формируются и развиваются в зависимости от его принадлежности к определенному классу, нации, этнической группе, профессиональной категории, семье, от образования в школе (и средней, и высшей) определенного типа; членства в общественных и политических организациях.

Необходимо ответить, что не последнюю роль, а может быть одну из первых в формировании и становлении человека как личности играет школа.

Общеобразовательная школа как одна из основных сфер становления и развития личности призвана формировать целостную систему знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся за результаты своей деятельности, то есть социально-значимые качества, определяющие современное качество образования.

Абушенко В. Л. Личность // Новейший философский словарь / Сост. А. А. Грицанов. - Мн.: Изд. В. М. Скакун, 1998

Д.А. Белухин Педагогическая этика: желаемое и действительное. / Анализ сущности и содержания общепринятых понятий педагогической этики