Понятие мировоззрения: мироощущение, мировосприятие и миропонимание. Мировоззрение и миросозерцание


Если мы сидим в движущемся корабле

И смотрим на какой-нибудь предмет

на этом же корабле, то нам незаметно

наше движение; если же мы посмотрим в

строну на предмет который не движется

вместе с нами, например на берег; то мы

тотчас же заметим своё движение.

То же бывает в жизни. Когда все люди

живут не так, как следует, то это незаметно,

но лишь только один опомнится и заживёт

по-Божьи, тотчас же становится очевидным,

как скверно поступают остальные.

(Влас Паскаль)

Картина мира. Понятия миропонимание, мировозрение

Понятия миропонимание можно сформулировать интуитивно. Миропонимание – это понимание мира отдельной личностью. Поскольку каждый человек уникален и является индивидуальным творением, то его миропонимание отлично от других. С другой стороны внутри групп людей и различных обществ миропонимание разных людей может быть выровнено и совпадать по многим вопросам. Такое выравнивание общественного мнения происходит в связи с получением всей группой людей одинаковой информации. Группы людей могут быть с ясно очерченными границами миропонимания. Например религиозные группы, где каждому её участнику предписаны определённые действия, к примеру, молится в определённое время. И могут быть группы с размытыми границами миропонимания. Например, у первого канала телевидения есть своя аудитория, которая смотрит телевизионные передачи из которых, складывается миропонимание данной аудитории.

МИРОПОНИМАНИЕ - Восприятия всех аспектов жизни через общность накопленных знаний и убеждений личности связанное с постоянным накоплением информации.

Миропонимание иногда путают с мировоззрением. Но понимание мира и видение мира не синонимы, и различаются.

Понятие мировоззрение

В отличие от миропонимания, МИРОВОЗЗРЕНИЕ – это видение картины мира на основе синтеза миропонимания и неосознанных сигналов, например невербальных образов.

Добавляя информацию в миропонимание общества, например через PUBLIC RELATIONS и СМИ, демонстрируя невербальные сигналы мировоззрению людей, например через: музыку, жесты, выражение эмоций, показ картин природы и т.д Изменяются мнения людей. Внедряются различные идеи, осуществляется управление сознанием социума.

Типы миропонимания

В классическом виде миропонимание делится на три типа: научное, философское (оно включает в себя религиозное, метафизическое, трансцендентальное) и традиционное, что значит рядовое, ординарное, народное, житейское.

Научное миропонимание – это точка зрения, основана на рациональном выводе и связанная со специализированной деятельностью по накоплению знаний для практического освоения мира. Миропонимание с научного уровня восприятия - это также отдельная область миропонимания за рамками традиционного, житейского и религиозного опыта. Например, восходы и закаты связанны с движением земли вокруг солнца, а не богами, проезжающими на колеснице по небу.

Философское миропонимание – это мировоззренческая теория выраженная в различных культурных и этнических формах направленных на рефлективное осознание мироустройства. Данное миропонимание активно воздействует на социальное миропонимание и содействует развитию новых общественных идей и цивилизованных ценностей. Заметные сегменты философского миропонимания: этика, эстетика, логика, учение о бытие (онтология). А так же противодействующие философские направления метафизика и диалектика. Существуют древние этнические формы философского миропонимания: Индии, Китая, Египта, а также античная философия. Среди сильных философских влияний на миропонимание социума необходимо выделить взгляды Ф. Энгельса, К. Маркса, философию революционных, русских демократов, философию русского космизма.

Традиционное миропонимание - основывается на корневых, этнических нормах социума. Оно всегда подкреплено житейский опытом и прямым здравомыслием. Самый упрощённый пример: за зимой наступает, весна, за весной лето, за летом, осень, за осенью возвращается зима.

Традиционное миропонимание складывается на протяжение длительного времени и впитывает в себя обычаи, обряды, мифы, сказания, легенды, обряды, приметы, присказки, поговорки, песни, танцы, священнодействия и другое. Обычно традиционное миропонимание наполнено народной мудростью, историческими данными, культурными памятниками, социальном наследием передающееся от поколения к поколению. В качестве традиционного миропонимания выдвигаются культурные нормы, институты, идеи, обычаи, обряды, ценности, стили и другое.

Картина мира

Из миропонимания и мировоззрения складывается картина мира.

Картина мира – это индуктивный, либо логический сбор отдельных данных для приведения их к одной, более ценной мысли. Изменив данные, меняется вывод.

Картина мира индивидуума проявляет себя в результатах его деятельности. Она может, извне вписывается как миропонимание социума, так и любого человека в любом возрасте. В самом раннем возрасте картина мира может быть вписана в "свернутом" виде. В процессе же жизни она раскрывается и при необходимости корректируется, дешифруется, видоизменяется. Картина мира это такой мыслительный аппарат сознания который настраивается не только на жизнедеятельность в настоящем времени (как у животных), но и на будущее, с учетом прошлых событий. Поэтому, кроме рефлексов людям свойственны такие мыслительные конструкции которые дают возможность уверенно себя чувствовать.

Чем шире миропонимание, тем качественней картина мира, а значит, жизнь личности складывается благополучнее.

Можно говорить о духовной картине мира, культурной, метафизической, философской, биологической, чувственной, религиозной. Вопросы картины мира находятся в фокусе всех философских школ и прослеживаются на разных уровнях развития философии. Знания о характере, свойствах отношениях сознания и внешней среды – основа философского мышления. Чтобы применять методы подобного мышления надо осмыслить, связи того как мировоззрение большого числа разных личностей связывается и функционирует на основе общего взаимодействия.

Иметь представления о картине мира иметь системные, психологические данные дающие возможность как минимум подобрать нужные ключи к личности, как максимум направить на нужный путь развития или подчинить.

В основе картины мира людей лежат рычаги влияния на людей и управления социумом – мировоззрение и миропонимание. Мировоззрение - рычаг для тонкой настройки. Миропонимание – это фундамент всех действий людей.

О миропонимание по-житейски

Миропонимание – это по сути убеждения и внутренняя философия людей. Формирует миропонимание , бывших и даже забытых мыслей, а также память всех ощущений кожи которые когда либо осязал человек, здесь же и всё то, что когда-то видели глаза, а также память о вкусе который человек когда либо испытывал. Весь этот опыт находится в хранилище миропонимания. Там содержатся все слова, которые когда-то говорил и даже наш внутренний голос и наши страхи, и надежды, и любовь, и ненависть, и доверие, и подозрения, и беспокойства, и душевные порывы словом практически вся наша жизнь собрана в огромный банк данных всёвозможного опыта.

Видимый продукт миропонимания – это скоростная, я бы сказал, реактивная реакция на событие, особенно в состоянии аффекта. Мозг быстро анализирует ситуацию, сопоставляет её с данными банка данных и без участия логики предлагает вариант ответной реакции на событие, которое может быть в последний момент заблокировано волей. Шутя, я называю миропонимание подсознанием убеждения.

От миропонимания мы получаем информацию, которую уже когда-то приняли для себя и теперь можем её не обдумывая принимать. Не случайно многие люди нам кажутся предсказуемыми в своих поступках. Это значит мы понимает устройство их миропонимания. По сути именно предсказуемость мы и называем характером, но на самом деле характер это лишь частная реакция миропонимания. Вот как это примерно работает. Миропонимание вынуло из своего банка эмоцию и стандартные для этой личности реакции и предложило мозгу поступить именно так. Мозг либо принимает предложение либо нет. Если нет, значит у миропонимания готово другое решение.

Начальник, к примеру, может, импульсивно прикрикнуть на подчиненную ему секретаря, когда она нечаянно прольёт кофе. Но в этой же ситуации, когда кофе проливает старший по службе сотрудник или к примеру, руководитель самого

начальника реакция на событие будет совсем иная. Миропонимание нашего начальника выдает всегда разные варианты реакции на один и тот же факт потому, что видит не одно событие, а группу сложившихся обстоятельств. Но если ситуация повторяется например с секретарем, начальник скорее всего повторит и свою реакцию. Он ее повторит и со своим руководителем, но конечно реакция будет тоже иная. Руководителя, он поспешит успокоить, возможно, вынет свой платок и протрет его стол. Действия начальника кажутся вам низкими и приспособленческими? Конечно, ведь наше личное миропонимание может внушить отвращение к такому его двуликому поступку, оно сразу подберет несколько нелицеприятных для начальника фразочек и сравнений.

Скажу пару слов в защиту начальника. С самого детства и нас и нашего гипотетического начальника воспитывали с требованием подчинятся старшим и в детском саду и школе и тем более в армии нарушения этого правила каралось.


Философия составляет теоретическую основу мировоззрения, или его теоретическое ядро. В целом мировоззрение можно было бы определить следующим образом: это обобщенная система взглядов человека (и общества) на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентации, верований, убеждений и идеалов людей.
В мировоззрении находит свое завершение целостность духовности человека. Итоговое определение соотношения философии и мировоззрения можно было бы сформулировать так: философия- это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества. В самом общем виде и с известной долей условности все типы мировоззрений можно разделить на социально-исторические и экзистенциально-личностные.

Социально-исторические типы формируются на различных этапах развития человечества и отличаются прежде всего способом, каким мировоззрение становится доступным людям в различные исторические эпохи. Важнейшими социально-историческими типами мировоззрения являются: архаический, мифологический, религиозный и философский. Они отличаются не просто разной постановкой мировоззренческих проблем, но и принципиально различными способами их решения. Экзистенциально-личностные типы мировоззрения формируются на различных стадиях духовного становления человека и различаются, главным образом, тем способом, каким индивид усваивает себе мировоззренческие достижения человечества и сам продуцирует их.

Мироощущение – это то, как человек ощущает себя в событиях своей жизни; как он среди разных обстоятельств и людей чувствует себя, мыслит, действует. Мироощущение человека четко прослеживается в его настроениях и поступках. Мировосприятие – общее видение мира и отношение к нему. Как правило, имеется в виду восприятие внешнего мира через призму внутреннего мира, с помощью своей внутренней картины жизни. Миропонимание это описание языковыми средствами тех образов (совокупность образов – мировоззрение), которые существуют в психике индивида. Образ и описание этого образа вместе составляют понятие. Совокупность понятий и составляет миропонимание субъекта.

2. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия, наука.

Мировоззрение - система взглядов, принципов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих как отношение к действительности, общее понимание мира так и жизненной позиции программы деятельности людей. Существуют 3 мировозрения: мифологическое(вымышленное и реальное взаимосвязано, не понятно что есть что),религиозное(вера в высшую справедливость в творца, мир реальный и мир вымышленный, появилась при письменности), философское(наука о наиболее общих законов развития природы, общества и мышления. ВСЁ должно быть доказано, не принимает на веру ничего,3 раздела: онтология (уч о бытие) гносеология (учение по познание) и логика. Элементы (структура) мир-я: потребности, интересы, знания, ценности, идеалы.

Мифологическое мировоззрение основано на эмоционально-образном и фантастическом отношении к миру. В мифе эмоциональный компонент мировоззрения превалирует над разумными объяснениями. Мифология вырастает прежде всего из страха человека перед неизвестным и непонятным- явлениями природы, болезнью, смертью. Поскольку у человечества еще не было достаточно опыта для понимания истинных причин многих явлений, они объяснялись при помощи фантастических предположений, без учета причинно-следственных связей.

Религиозное мировоззрение основано на вере в сверхъестественные силы. Религии, в отличие от более гибкого мифа, свойственны жёсткий догматизм и хорошо разработанная система моральных заповедей. Религия распространяет и поддерживает образцы с её точки зрения правильного, нравственного поведения. Велико значение религии и в сплочении людей, однако здесь ее роль двойственна: объединяя людей одной конфессии, она зачастую разделяет людей разных верований.

Философское мировоззрение определяется как системно-теоретическое. Характерными чертами философского мировоззрения являются логичность и последовательность, системность, высокая степень обобщения. Основным отличием философского мировоззрения от мифологии является высокая роль разума: если миф опирается на эмоции и чувства, то философия- прежде всего на логику и доказательность. От религии философия отличается допустимостью свободомыслия: можно остаться философом, критикуя любые авторитетные идеи, в то время как в религии это невозможно.

Научное мировоззрение основано на стремлении к построению наиболее объективной картины мира. Последние несколько столетий наука все дальше отходила от «туманной» философии в попытке достичь точного знания. Однако в итоге она далеко отошла и от человека с его потребностями: результатом научной деятельности является не только полезная продукция, но и оружие массового поражения, непредсказуемые биотехнологии, приемы манипулирования массами и т.д.

Сначала несколько слов о понятии Бога, которое в настоящее время девальвировано, что несёт в себе большую опасность для человечества.
Дело в том, что есть слово и есть понятие его, которое связывается с некоторым образом в сознании человека. С одним и тем же понятием у разных людей могут быть связаны разные образы, которые будут вступать в противоречие. Таким образом, под одним и тем же словом разные люди могут подразумевать разное. Проблема понятия Бога сложна тем, что с этим словом связано колоссальное количество идеальных образов, поэтому люди никак не могут договориться о его существовании. Если же взять определение Бога, которое складывается у большинства людей, то существование Бога не требует никакого доказательства, поскольку существование Его явным образом вытекать из этого определения.

Например, я считаю, что Бог - это совершенство, истина, красота, любовь, жизнеутверждение и т. д. Мало у кого вызовет сомнение, что всё это объективно должно существовать, но, как всё идеальное, человечеству не дано познать или воплотить полностью. Есть возможность только приблизиться ко всему этому со временем.
Ряд, который я привёл выше, может быть продолжен, и каждый может сделать это для себя без особого труда.
Что касается онтологии (сотворение и управление мирозданием), то все учёные признают, что есть законы природы, которые определяют существование и развитие всего сущего. Если существование этих законов связать с понятием Бога, то есть подставить их в этот ряд, то получится, что Бог творец и управленец мироздания.
Проблема состоит в том, что если человек не верит в Бога, то есть в понятие, которое я описал выше, то он не верит в ценности предметов этого ряда, что приводит к ущербу его собственное существование. Получается, что если не веришь в Бога, то тем самым отрицаешь самого себя. Если не веришь в совершенство, то допускаешь уродство; если не веришь в истину, то допускаешь ложь и т. д.

Теперь образный пример, касающийся непосредственно понятий, заявленных в названии статьи.
Имеются две группы людей, в первой из них собраны люди с человеческим строем психики, а во второй со стадным или демоническим строем психики.
Бог даёт каждой из этих групп по мешку мелких камешков разного размера, формы и цвета и говорит, что из них можно выложить идеальное изображение Богоматери с младенцем.
В первой группе люди верят в Бога, а значит, и в то, что такое изображение может быть выложено, и приступают к трудной и долгой работе, то есть пытаются найти нужные камешки и уложить их в правильное место. Рано или поздно они обязательно добьются своего и выполнят задание Бога. Человеческий строй психики здесь - вера в Бога, правильное мировоззрение - видение в этих камушках элементов заданного изображения, правильное миропонимание - выложенное идеальное изображение.

Во второй группе люди не верят в Бога и относятся к набору камушков, как к груде камней, никак не связанных между собой. Поэтому либо вообще не приступят к работе, либо просто попытаются рассыпать их и получат при этом что-то бессмысленное и бесформенное.

Аналогия с проблемой устройства общества заключается в том, что набор камушков - это образы понятий явлений жизни в сознании людей, а идеальное изображение - богоугодное устройство общества. Пока мы находимся в начале этого пути.

Неверие в Бога неизбежно приводит к сциентизму. Разница между сциентистами и религиозными философами огромна. Первые будут бороться с негативными проявлениями, не затрагивая причин, а вторые будут требовать приведения в соответствие общественного устройства с промыслом Божьим, то есть устранения причины всех бедствий. Сциентисты будут писать многотомные труды, посвящённые тому, как обуздать стихию капиталистического рынка, получая за это Нобелевские премии, но, в конечном счёте, приведут общество к катастрофе. Заниматься они будут чем угодно. Например, тем, как влияют солнечные бури на стадии развития чешуекрылых, как повлияли наречия древних племён на современное состояние словесности, как получить из одной пробирки сиамских близнецов и т. п. Но они никогда не займутся честными исследованиями, направленными на изучение проблем человеческого общества и его выживания, поскольку за эти честные исследования никто не желает платить. "Кто платит, тот заказывает музыку" - дьявольский закон безбожников. Похоже, что опасность самоуничтожения эти безбожники почувствует лишь тогда, когда рядом с ними вырастет "гриб" от ядерного взрыва.

Ещё с античных времён и даже ранее было известно, что любая попытка приблизиться к истине требует от тех, кто вступил в диспут, договориться об исходных понятиях и терминах. Если этого не сделано, то все доводы и аргументация оппонентов будут банальным пустословием, а мнимую победу в нём одержит самый красноречивый, самый напористый или и то и другое вместе взятое. Сам же спор будет скорее напоминать какофонию, которую может породить большой оркестр с музыкантами, играющими на полностью расстроенных инструментах и без дирижёра. Какой смысл говорить о жизни, не имея единой системы ценностей?

Если элита не имеет системы ценностей или эта система ценностей у неё липовая, то она состоит просто из людей, пришедших к власти, и ждать от неё прогрессивных идей и преобразований не приходится. Порочная система порождает порочных управленцев, а порочные управленцы делают эту систему ещё более порочной. Говорить с ними о совести и справедливости - дело бесперспективное, поскольку они не верят в прогресс общества в этом отношении. Типичный аргумент их в этом случае будет банальностью типа «хотели как лучше, а получилось как всегда» или «да, это плохо, но лучше никто и нигде не придумал».
Как известно, сон разума рождает чудовищ или разум без образов творит безобразие. Поскольку разум спит, то приходится жить с чудовищами.

Борьба за изменение общества - это всегда борьба идеологий за умы. Поэтому для прогрессивных преобразований общества нет альтернативы объединению людей доброй воли на основе единой и правильной системы ценностей и просвещению широких слоёв населения страны. Если это произойдёт, то нынешняя «элита», составляющая не более 1% от населения, вынуждена будет капитулировать без боя. Критика существующего положения дел без предложения обществу своей системы ценностей будет обычным пустословием.

Единой система ценностей может стать только тогда, когда она основана на подлинно христианских принципах.
Если рассматривать категориальную систему различения добра и зла основных религий по существу, то получается, что ценности у них общие. Поэтому, например, мусульмане должны следовать принципам, исходящим из их религии, что не будет входить в противоречие с христианством.

Любимым словом революционных демократов в их публицистике было миросозерцание . В словари оно попало только в 1866 году, а сменившее его слово мировоззрение - лишь в 1906 году. У В. И. Ленина мы находим оба слова - но раньше было миросозерцание , в том числе и так: «только миросозерцание марксизма является правильным выражением интересов, точки зрения и культуры революционного пролетариата».

Оба слова значат одно и то же: совокупность взглядов, воззрений на мир; и оба слова пришли из книжной речи - они вполне искусственные образования, может быть даже кальки, например, с соответствующих им немецких слов.

Можно проследить, как миросозерцание сменилось мировоззрением . Замена термина отражает развитие самосознания, но также имеет и классовый характер. Выбор делает класс.

В начале 1850-х годов молодой П. А. Кропоткин еще переводил немецкое слово Weltanschauung как миросозерцание .

Ф. М. Достоевский уже различал личное миросозерцание и мировоззрение класса. Л. Н. Толстой в конце XIX века также личное миросозерцание человека («А хоть бы и Шекспира!») всегда противопоставлял «существующему… мировоззрению людей».

В научном употреблении действует иное распределение смыслов. Для И. М. Сеченова или И. И. Мечникова существует только «положительное мировоззрение», а миросозерцание для них сродни простому созерцанию. Мировоззрение - материалистическая, научная точка зрения на мир. Либеральный профессор К Д. Кавелин, и ученый и публицист, как бы соединяет обе линии рассуждений относительно терминов-слов. Для него мировоззрение - система взглядов на природу и общество (это термин научный), а миросозерцание , как явление личного порядка, может быть ошибочным, ложным, «несвязной группой воззрения», - то есть, говоря откровенно, «миросозерцание иногда противоречит научным законам». Оно вообще скользит по поверхности фактов и оттого ненадежно.

Публицисты пытаются уловить оттенки слов, но они преходящи: «Он очень далек от того типа философа, которому соответствуют слова мировоззрение или миропонимание , мироразумение . Его задачу составляло прежде всего миродействие » (Н. Михайловский). Миродействие, постижение объективности мира в действии, в практике и есть прежде всего мировоззрение .

Как бы ни преобразовалось слово, корень мир оставался в нем без изменений. Сама суть термина состояла в выражении отношения к этому миру. И созерцание , и воззрение одинаково высокие слова, пришедшие из славянских книг; емкое, глубокое определение нельзя было строить на бытовом словечке, необходима серьезность и строгость понятия. Но разница все же есть, и она в значении второго слова. Созерцание пассивно, воззрение предполагает вмешательство в сущность мира. Это определило право на существование второго слова. Современные словари иногда дают его без всяких помет, тем самым отрицая его книжность. Обычное литературное слово.

Клим Самгин у М. Горького находится на уровне мироощущения - его мировоззрение выражается в настроениях, чувствах, неосознанных действиях, заводящих его в тупик. Это книжное слово и вводит Горький в свой роман. Оно очень точно отражает обстановку начала XX века, когда, по словам писателя Андрея Белого, в сердцах людей внезапно возникло противоречие «между мирочувствием, новым, и мировоззрением, ветхим». Нужно было их примирить, совместив в чем-то общем. В чем? В понимании мира. И вот миропонимание - совокупность взглядов на мир, понимание действительности, способность активно участвовать в переделке мира; слово миропонимание пришло из публицистики Г. В. Плеханова, В. В. Воровского и других пролетарских революционеров. Оно впервые вошло в словарь Ушакова в 1930-е годы.

Мировосприятие совершенно новое слово, отмечено в только что изданном словаре Академии наук (1982), а тут на подходе все новые и новые, например: миропостижение - в «Литературной газете», а может быть, и где-то еще. Этих новых слов в словарях еще нет, иные и вовсе непонятны, вроде вот миропонятия в одном молодежном журнале в речи одного молодого человека, нашего современника: видимо, он не понял слова миропонимание и заменил его тем, что попроще. Миропонятие - ошибка, потому что понятие есть результат уже законченного мировосприятия. Понятие и понимание различаются как итог и как действие.

По-видимому, и дальше, дробясь в сознании и выражая разные частные оценки общего понятия, будут рождаться новые выражения с начальным миро . Пусть рождаются; они и исчезнут, не задерживаясь в нашем словаре. Только термин имеет право на долгую жизнь, важный и точный термин. То, что начиналось сто лет назад как миросозерцание , а затем оказалось важным как мировоззрение , все определеннее и тверже отливается в новом и действенном слове: миропонимание . Не только созерцать и не просто действовать, но также и понимать этот мир, который вокруг тебя. Жизнь уточняет понятие, из многочисленных представлений о мире выбирая самые точные признаки.

  • 4. Религиозное мировоззрение. Архаические верования. Виды религий.
  • 5. Философия, ее предмет и роль в обществе и системе культуры.
  • 6. Природа и специфика философских проблем. Основные сферы философского знания.
  • 7. Философское мировоззрение и специальные знания о природе, обществе и человеке. Философия и наука.
  • 8. Основные функции философии в обществе и значение философского образования.
  • 9. Китайская философия и ее особенности
  • 10. Индийская философия: ортодоксальные и неортодоксальные школы
  • 11. Общая характеристика и основные школы древнегреческой философии.
  • 12. Начальный период древнегреческой философии: главные представители и основные философские проблемы.
  • 13. Учения о бытие в античной философии.
  • 14. Античная диалектика и ее особенности.
  • 15. Движение софистов и Сократа.
  • 16. Философская система Платона.
  • 17. Философская система Аристотеля.
  • 18. Основные школы поздней античности: эпикуреизм, стоицизм, неоплатонизм.
  • 19. Общая характеристика, периодизация и круг проблем средневековой философии.
  • 20. Патристика и ее крупнейшие представители (Тертуллиан, Ориген, Августин Аврелий, Боэций).
  • 21.Средневековая схоластика: ее основные представители и круг проблем. Спор о природе универсалий
  • 22.Философия системы Аквинского.
  • 23. Общая характеристика и культурно-исторические особенности эпохи Возрождения.
  • 24. Гуманизм и проблема человеческой индивидуальности в эпоху Возрождения
  • 25. Натурфилософия, диалектика и пантеизм: становление научного знания в Возрождения
  • 26.Социально-политические учения Ренессанса.
  • 27. Общая характеристика и специфические особенности философии Нового времени.
  • 28. Проблема метода познания как центральная проблема философии Нового времени.
  • 29. Проблема субстанции в философии Нового времени.
  • 30.Социально-политические концепции и проблема человека в философии Нового времени.
  • 31.Философия эпохи Просвещения: природа, общество, человек.
  • 32. Общая характеристика и доминирующие тенденции в западной философии XVIII- XIX вв.
  • 33. Трансцендентальная философия и. Канта.
  • 34. Идеалистическая философия и диалектическая логика г.В.Ф. Гегеля.
  • 35. Антропологический материализм и атеизм л.Фейербаха.
  • 36. Главные научно– рационалистические течения западной философии XIX века (марксизм и позитивизм).
  • 37. Формирование и основные идеи иррационалистической философии XIX века (а. Шопенгауэр, «философия жизни» ф. Ницше, экзистенциализм с. Кьеркегора).
  • 38. Общая характеристика и основные направления западной философии XX века (феноменология э. Гуссерля, феноменологическая герменевтика м. Хайдеггера и т.Д.).
  • 39.Иррационализм как доминирующая тенденция в философии XX века (экзистенциализм ж.-п. Сартр, а. Камю, психоанализ з. Фрейд, к. Юнг и т.Д.)
  • 40.Общая характеристика, исторические традиции и особенности развития русской философии XIX века (западники и славянофилы, философские идеи ф. М. Достоевского, л. Н. Толстого, в. С. Соловьева).
  • 41. Основные идейные течения русской философии начала XX века (религиозная философия, космизм)
  • 1. Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения: мироощущение, мировосприятие и миропонимание.

    Философия составляет теоретическую основу мировоззрения, или его теоретическое ядро. В целом мировоззрение можно было бы определить следующим образом: это обобщенная система взглядов человека (и общества) на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентации, верований, убеждений и идеалов людей. В мировоззрении находит свое завершение целостность духовности человека. Итоговое определение соотношения философии и мировоззрения можно было бы сформулировать так: философия- это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества. В самом общем виде и с известной долей условности все типы мировоззрений можно разделить на социально-исторические и экзистенциально-личностные.

    Социально-исторические типы формируются на различных этапах развития человечества и отличаются прежде всего способом, каким мировоззрение становится доступным людям в различные исторические эпохи. Важнейшими социально-историческими типами мировоззрения являются: архаический, мифологический, религиозный и философский. Они отличаются не просто разной постановкой мировоззренческих проблем, но и принципиально различными способами их решения. Экзистенциально-личностные типы мировоззрения формируются на различных стадиях духовного становления человека и различаются, главным образом, тем способом, каким индивид усваивает себе мировоззренческие достижения человечества и сам продуцирует их.

    Мироощущение – это то, как человек ощущает себя в событиях своей жизни; как он среди разных обстоятельств и людей чувствует себя, мыслит, действует. Мироощущение человека четко прослеживается в его настроениях и поступках. Мировосприятие – общее видение мира и отношение к нему. Как правило, имеется в виду восприятие внешнего мира через призму внутреннего мира, с помощью своей внутренней картины жизни. Миропонимание это описание языковыми средствами тех образов (совокупность образов – мировоззрение), которые существуют в психике индивида. Образ и описание этого образа вместе составляют понятие. Совокупность понятий и составляет миропонимание субъекта.

    2. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия, наука.

    Мировоззрение - система взглядов, принципов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих как отношение к действительности, общее понимание мира так и жизненной позиции программы деятельности людей. Существуют 3 мировозрения: мифологическое(вымышленное и реальное взаимосвязано, не понятно что есть что),религиозное(вера в высшую справедливость в творца, мир реальный и мир вымышленный, появилась при письменности), философское(наука о наиболее общих законов развития природы, общества и мышления. ВСЁ должно быть доказано, не принимает на веру ничего,3 раздела: онтология (уч о бытие) гносеология (учение по познание) и логика. Элементы (структура) мир-я: потребности, интересы, знания, ценности, идеалы.

    Мифологическое мировоззрение основано на эмоционально-образном и фантастическом отношении к миру. В мифе эмоциональный компонент мировоззрения превалирует над разумными объяснениями. Мифология вырастает прежде всего из страха человека перед неизвестным и непонятным- явлениями природы, болезнью, смертью. Поскольку у человечества еще не было достаточно опыта для понимания истинных причин многих явлений, они объяснялись при помощи фантастических предположений, без учета причинно-следственных связей.

    Религиозное мировоззрение основано на вере в сверхъестественные силы. Религии, в отличие от более гибкого мифа, свойственны жёсткий догматизм и хорошо разработанная система моральных заповедей. Религия распространяет и поддерживает образцы с её точки зрения правильного, нравственного поведения. Велико значение религии и в сплочении людей, однако здесь ее роль двойственна: объединяя людей одной конфессии, она зачастую разделяет людей разных верований.

    Философское мировоззрение определяется как системно-теоретическое. Характерными чертами философского мировоззрения являются логичность и последовательность, системность, высокая степень обобщения. Основным отличием философского мировоззрения от мифологии является высокая роль разума: если миф опирается на эмоции и чувства, то философия- прежде всего на логику и доказательность. От религии философия отличается допустимостью свободомыслия: можно остаться философом, критикуя любые авторитетные идеи, в то время как в религии это невозможно.

    Научное мировоззрение основано на стремлении к построению наиболее объективной картины мира. Последние несколько столетий наука все дальше отходила от «туманной» философии в попытке достичь точного знания. Однако в итоге она далеко отошла и от человека с его потребностями: результатом научной деятельности является не только полезная продукция, но и оружие массового поражения, непредсказуемые биотехнологии, приемы манипулирования массами и т.д.