План правления алексея михайловича. Ключевые позиции правления алексея михайловича


1. Правление Михаила Федоровича Романова охватывает период 1613 1645 гг. Это один из сложных периодов в истории российского государства, сопряженный с восстановительными процессами. Российское общество оказалось не только политически расшатанным, но и охваченным социальными болезнями – разными формами социальной преступности вследствие парализованности государственной власти в предшествующий период.

Непосредственно этот период правления характеризуется как двоевластие:государственная власть в лице Михаила Федоровича и церковная власть в лице патриарха Филарета (его отца). Это единственный случай в истории государства российского, когда два властных института органично взаимодополняли друг друга, не вступая в противоречия.

Задачи на данном этапе правления состояли в следующем:

1. Восстановление центрального управления – вертикали политической власти – царь в опоре на возрождаемые Земские Соборы и сословно-представительную монархию при условии регулярного созыва Земских Соборов (с пресечением административных злоупотреблений и со стабилизацией государственной казны);

2. Восстановление (повсеместное) работы органов местного управления через введение института губных старост, органа осуществлявшего правоприменительную практику (направленный на борьбу с воровством);

3. Внешнеполитическая линия развивалась в русле стабилизации отношений со Швецией (Столбовский мирный договор с которой был подписан в 1617 г. – Швеция оставляла за собой южный берег Финского залива, т.е. те территории, которые Борисом Годуновым были возвращены Москве в 1595 г) и с Польшей (польская знать в своих интересах затягивала момент разрешения конфликта до 1618 г., когда было подписано перемирие).

Внутренняя политика была направлена на погашение очагов народных волнений под предводительством атамана И. Заруцкого, обосновавшего свой лагерь в Астрахани, и пытавшегося поднять на восстание казаков по Волге, Дону, Тереку (казненного в 1614 г.).

Весьма конфликтная обстановка во внешней политики, продолжавшаяся эскалация напряженности внутри страны – все это обусловило государственную власть предпринять жесткие меры по созданию боеспособного войска.

Эти задачи были направлены на магистральную идею правления – поднятие общего благосостояния государства.

Таким образом, правление М. Ф. Романова носило, в целом, восстановительный, стабилизационный характер, о чем свидетельствовали попытки вернуться к модели государственного устройства периода правления Ивана IV и «Избранной рады» (доопричный период), которая основывалась на принципах рациональности и конструктивности.

2. Правление Алексея Михайловича Романова – 1645 – 1676 гг. – в целом характеризуется как внутренне нестабильное, конфликтное, причем, деструктивное начало было внесено и самим царем, и его окружением. Алексей Михайлович получил прозвище говорящее «Тишайший»: провоцируя конфликтную ситуацию, он не вмешивался в дальнейший ход событий, еще более нагнетая обстановку, экстраполируя негативные процессы в обществе.


Его правление отмечено созданием основного документа в 1648/1649 гг. – «Соборного уложения» – нового свода законов государства российского, отражавшего изменения в социальной организации российского общества, произошедшие после Великой смуты. «Соборное уложение» свидетельствовало об окончательном прикреплении крестьян к помещикам и усилении абсолютизма.

Кроме этого, если в начале своего правления Алексей Михайлович придерживался практики созыва Земских соборов, то после присоединения Левобережной Украины в 1654 г. Земские соборы прекратили свое существование, что также подтверждало ключевую идею правления – абсолютизацию власти.

Особенностями правления эпохи Алексея Михайловича были многочисленные бунты, в частности :

в 1648 г. возник соляной бунт, спровоцированный деятельностью боярина Б. И. Морозова по повышению налога на соль;

в 1662 г. произошел медный бунт. В целях пополнения государственной казны боярином Ртищевым был разработан проект металлических ассигнаций – чеканки медной монеты, являвшейся эквивалентом серебряного рубля. Однако из-за отсутствия должного контроля над этой финансовой операцией получили распространение фальшивые монеты;

1667 – 1670-е гг. отмечены крестьянскими волнениями под предводительством Степана Разина, апогеем которых были 1669 – 1671 гг., территориально охватившие Волгу и Дон;

в 1652 – 1660-е гг. произошел церковный раскол (1652 – 1653 гг.) и последовавшие за ним старообрядческие бунты (1660-е гг.) , вызванный деятельностью патриарха Никона по внесению правок в церковные обряды, ритуалы, тексты. С позиции истинно верующих людей недопустимы вольная интерпретация сакральных текстов, внесение правок в церковные каноны. Печатное слово в духовном религиозном понимании не должно быть подвержено изменениям времени в силу того, что оно несет этическую нагрузку и обращено к христианским ценностям – веры, любви, добра. В знак протеста против политики официальной церкви последователи традиций православной христианской веры и русской православной церкви обрекали себя на самосожжение. Так возникло старообрядчество (движение духовного протеста), идеологами которого выступали представители самых разных слоев общества – игумен Досифей, пророк Аввакум, боярыня Софья Морозова и ее сестра Евдокия Урусова, глава стрелецкого войска Андрей Хованский и его сын Иван и др.;

и, наконец, по «лестничному порядку» престолонаследия московский престол перешел от Алексея Михайловича к его сыну – Федору (1676 – 1682 гг.), а затем к Софье (1682 – 1689 гг.), что усилило борьбу между Милославскими (окружением от первого брака Алексея Михайловича) и Нарышкиными (окружением от второго брака царя, в котором был рожден Петр) за обладание престолом, а также спровоцировало стрелецкие бунты .

Конструктивными мерами в правлении Алексея Михайловича было выстраивание торговых отношений в контексте политики протекционизма – поддержки отечественного товаропроизводителя. С этой целью принимались соответствующие документы – «Торговый устав» 1653 г., фиксировавший единую торговую пошлину; «Новоторговый устав» 1667 г., запрещающий для иностранцев розничную торговлю, устанавливающий пошлину золотом и серебром до 22% от стоимости товара. Постепенно возобновлялись торгово-рыночные отношения, укреплялись связи между мелкими местными рынками, увеличивалось количество городских и сельских торгов, получили развитие ярмарки – Свенская ярмарка (около Брянска), Лебедянская ярмарка (в Липецкой области), Ирбитская ярмарка (в Свердловской области). Все это способствовало формированию всероссийского рынка.

Кроме этого, получило дальнейшее развитие мануфактурное производство – крупные предприятия, основанные на разделении труда и ручной ремесленной технике (в кожевенной, канатно-прядильной отраслях, а также по производству солеварения, винокурения, металлообработки и др.).

Таким образом, весь ХVII в. вошел в историю государства российского как «бунташный век», бунты которого усиливались и ожесточались во второй половине столетия.

Методические ориентиры в раскрытии темы: особенности правления Михаила Романова; усиление абсолютизма при Алексее Михайловиче: Соборное уложение 1649 г.; юридическое оформление крепостного права; медный и соляной бунты; крестьянское восстание под предводительством Степана Разина; церковная реформа патриарха Никона.

Литература:

1. Ключевский В. О. Избранные лекции «Курса русской истории» / В. О. Ключевский. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 672 с.

2. Соловьев С. М. Сочинения: В 18 кн. / С. М. Соловьев. – М. : Голос, 1993. – Кн. 3. – Т. 5, 6.

3. Платонов С. Ф. Полный курс лекций по русской истории / С. Ф. Платонов. – СПб. : Кристалл, 2000. – 839 с.

4. История России с древнейших времен до конца XX века: Учеб. пособие для вузов /М. М. Горинов, А. А. Горский, А. А. Данилов и др. – М. : Дрофа, 2000. – 655 с.

5. История России с древнейших времен до 1861 года: Учебник / Н. И. Павленко, И. Л. Андреева, В. Б. Кобрин, В. А. Федоров. – 2-е изд., испр. – М. : Высш. шк., 2000. – 559 с.

6. История России с древнейших времен до конца XVII века: Учеб. пособие для вузов / А. П. Новосельцев, А. Н. Сахаров, В. И. Буганов, В. Д. Назаров. – М. : АСТ, 2000. – 575 с.

7. Скрынников Р. Т. Крест и корона. Церковь и государство на Руси. XI-XVII вв. / Р. Т. Скрынников. – СПб. : Искусство, 2002. – 462 с.

8. Трехсотлетие Дома Романовых 1613 – 1913. – Репринт. изд. – 1913. – М., 1991.

9. История России. Учебник / под ред. А. С. Орлова, Н. А. Георгиева. – М. : Проспект, 2002. – 544 с.

Вопросы для обсуждения на семинарском занятии:

1.Особенности восстановительного периода в правлении Михаила Федоровича Романова;

2. Причины бунтов в правлении Алексея Михайловича.

Царь Михаил умер в 1645 г., не дожив до 50 лет. Через месяц в могилу сошла и его жена, царица Евдокия. На плечи их сына, 16-летнего Алексея Михайловича, провозглашенного царем на Земском соборе, т. e., в сущности, выбранного, как некогда Михаил, легла огромная тяжесть власти. Конечно, ему повезло больше, чем отцу в 1613 г. Ведь Алексей вступил на трон в мирное время и в мирной стране. Самым важным событием начала его царствования стало принятие в 1649 г. Соборного уложения – нового свода законов. Оно предусматривало более суровые, чем раньше, наказания за преступления против государства и церкви. У Соборного уложения оказалась долгая жизнь. Им пользовались судьи почти 200 лет, до начала XIX в. Уложением было установлено полное крепостное право – теперь срок розыска беглых крестьян не ограничивался каким-то периодом. Помещик мог вернуть своего беглого крестьянина, сколько бы лет ни прошло со дня его побега. История введения крепостного права не проста. До конца XVI в. крестьяне могли раз в году (осенний Юрьев день) покидать своего помещика. Однако длительные войны, репрессии Ивана Грозного, нашествия врагов, Смута разорили, ослабили служилых людей – владельцев вотчин и поместий. Продолжалось и повальное бегство обнищавших крестьян от помещиков. Чтобы остановить его, в 1597 г. приняли закон: беглые в течение целых 5 лет подлежали возвращению к своим господам. Одновременно провели перепись зависимого населения. Так были заложены основы крепостного права, которое окончательно оформилось в середине XVII в.

Алексей Михайлович, второй царь династии Романовых, вступил на престол при всеобщей поддержке подданных, которым он нравился. Молодой государь отличался умом, образованностью, был с юных лет деятельным, живым, подвижным. Веселый, остроумный, он страстно любил охоту, завел при дворе театр. Алексей Михайлович прославился редкостной богобоязненностью, благочестием и глубокой верой в Бога. Он оставался верен друзьям, почитал старших, был добрым, совестливым человеком. В 1652 г., посылая митрополита Никона в Отрочь монастырь за прахом убитого Малютой Скуратовым митрополита Филиппа Колычева, он передал Никону письмо, которое тот зачитал прямо перед гробницей мученика. Царь просил Филиппа простить «согрешение прадеда нашего царя и великого князя Иоанна, совершенное против тебя нерассудно завистью и неудержанием ярости».

Сохранившиеся до наших дней письма царя Алексея Михайловича дышат энергией, остроумием и необыкновенным жизнелюбием. В письме стольнику А. И. Матюшкину он описывает, как борется с разболтанностью стольников, опоздавших на смотр: «Да извещаю тебя, што тем утешаюся, што столников безпрестани купаю ежеутро в пруде – Иордань хороша сделана, человека по четыре, и по пяти, и по двадцати человек за то: кто не поспеет к моему смотру, так того и купаю, да после купанья жалую, зову их ежеден; у меня купалщики те едят вдоволь, а иные говоря: мы, де, нороком не поспеем, так-де и нас выкупают, да и за стол посадят, многие нороком не поспевают...» Из этого письма видно, что склонность Петра Великого к весьма смелым шуткам над своими подданными унаследована им от остроумного отца.

И хотя Алексей Михайлович не ломал «старины», как это сделал впоследствии его сын Петр, Россия развивалась, постепенно осваивая достижения и опыт передовых стран Европы. В частности, благодаря Алексею Михайловичу в России основали кораблестроение по голландскому образцу.

В начале царствования Алексея первым советником считался боярин Б. И. Морозов. Он даже породнился с царем – оба женились на сестрах Милославских. Но вскоре Морозов зарвался, его подручные прославились взятками и злоупотреблениями. Социальный взрыв произошел в 1648 г., когда Морозов ввел высокий налог на соль. Рост цен на этот необходимейший продукт привел к Соляному бунту. Народ разгромил дома вельмож, убил двух приближенных Морозова. Жизнь же самого боярина буквально вымолил у бушующей толпы сам царь Алексей Михайлович. Но от услуг Морозова царю пришлось отказаться.

Крупнейшим дипломатом и политиком того времени стал Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин. Сын бедного псковского помещика из Опочки, он сумел получить прекрасное образование, знал латинский и немецкий языки. О нем говорили, что он «знает немецкое дело и немецкие обычаи знает же». Ордин был умным, критически мыслящим человеком. Он много лет возглавлял Посольский приказ, оставаясь сторонником сближения с Западом, ратовал за развитие торговли, стал инициатором принятия в 1667 г. Новоторгового устава, вводившего льготы для русского купечества. Он отличался редким умением вести сложные переговоры с поляками, отношения с которыми б ли исключительно тяжелыми после вмешательства России в польско-украинскую распрю и присоединения Украины. Он слыл последовательным противником резких действий против Речи Посполитой, стремился достичь за столом переговоров согласия, выгодного и России, и Польше. Так, после долгих переговоров с польской делегацией Ордин сумел заключить столь нужное России Андрусовское соглашение о мире.

Человек гордый и упрямый, он имел в придворной среде много врагов. Не все его действия нравились царю, которому казалось, что Ордин делает слишком много уступок полякам. В 1671 г. Алексей Михайлович, как сказано в документах, Ордина «от всей мирской суеты освободил явно». Обиженный боярин уехал в Псков и в отдаленном, стоящем среди густого леса Крыпецком монастыре постригся в монахи под именем Антония. Но видно, что «мирская суета» не давала ему и там спокойно молиться Богу. При пострижении он захватил с собой посольский архив, и, как только в 1676 г. умер Алексей Михайлович, инок Антоний начал писать новому царю Федору основательные записки о русско-польских делах, явно рассчитывая на то, что новая власть не обойдется без его знаний и связей. Так и произошло. В 1679 г. Ордина вызвали в Москву. Он начал очередные переговоры с поляками, но его стремление к союзу с Польшей не понравилось в придворных кругах, и в октябре 1679 г. Ордина окончательно отстранили от дел. Ордин опять уехал в свой монастырь, где и умер в 1680 г.

Раскол в Церкви

За века существования на Руси церковная служба сильно «отошла» от своего образца – греческого богослужения. Благочестивый царь Алексей, мечтавший сделать Москву центром православия, поддержал старания своего друга, патриарха Никона, исправить по греческим образцам церковные книги и ритуал службы.

Никон был личностью необыкновенной. Выходец из народа, мордвин по национальности, он быстро стал известен среди паствы и даже в Кремле благодаря своему уму, красноречию, честолюбию и невероятной энергии. Никон сумел понравиться приехавшему в Россию иерусалимскому патриарху греку Паисию, с которым он вел долгие беседы. Возможно, что именно тогда, в беседах с ученым греком, укорявшим русского священника за отступления от греческого канона, и созрела идея церковной реформы. Никон познакомился с царем, вступил с ним в переписку, со временем стал необходимым Алексею Михайловичу. Добрый и искренний царь Алексей всей душой привязался к Никону, видя в нем «собинного» (особенного) друга, наставника и истинного духовного отца. Последующие события показали, что Никон в этой дружбе был не так бескорыстен, как царь.

Снедаемый гордыней, Никон мечтал стать вселенским патриархом, сравняться в могуществе с патриархом Филаретом при царе Михаиле. Давно задуманную реформу церкви Никон хотел использовать для усиления своей власти. Избранный Священным собором в патриархи, он тут же публично отказался от патриаршества. Тем самым Никон шантажировал царя, считавшего его другом, – вынудил Алексея Михайловича встать перед Никоном на колени и умолять все-таки принять отринутый патриарший посох. Никон согласился, но потребовал от царя послушания и одобрения на переустройство церкви. И началось...

Властный и горячий, патриарх Никон круто взялся за реформу, которая сводилась формально к «восстановлению» якобы забытых византийских принципов и ритуалов. Креститься теперь следовало не двумя перстами, а тремя; богослужебные книги следовало переписать заново. Пошел слух, будто Никон рубит иконы «старого письма». Новизна навязанных патриархом перемен поражала и страшила многих. Людям того времени, привыкшим к церковным обрядам своих предков, казалось, что вводится какая-то новая, «нерусская» вера, утрачивается святость «намоленных» старинных книг, икон. Никоновские реформы виделись им знаком грядущей катастрофы, преддверием появления Антихриста.

В качестве самого ярого противника Никона выступил протопоп Аввакум Петров. Поначалу он был близок к кругу Никона, но потом их пути резко разошлись. Аввакум, обладая ярким даром проповедника и писателя, страстно и убедительно громил нововведения «никонианской ереси». За это его обвинили «в расколе» церкви, многократно ссылали, «извергли» из чина священника. Но Аввакум, настоящий фанатик, стоял на своем. Не сломленный ни пытками, ни многолетним сидением в земляной яме, он тайно рассылал по всей стране послания – «грамотки», в которых обличал никониан, ругал «бедного безумного царишку», как называл он Алексея Михайловича.

Начиная церковную реформу, Никон даже не представлял себе, какое несчастье она принесет стране. Общество утратило покой.

Люди одной веры, одних духовных корней вдруг действительно раскололись на два непримиримых лагеря заклятых врагов. Никонианская церковь обрушила на сторонников старой веры всю мощь тогдашнего государства. Старообрядцев, гордившихся своей преданностью вере отцов и дедов, власти называли «раскольниками», преследовали, унижали, убивали. Старообрядцы уходили в леса, основывали там свои «скиты», в которых при угрозе ареста сжигали себя вместе с семьями. Всякое сопротивление официальной церкви расценивалось как государственное преступление и жестоко каралось. Бесчисленны примеры самоотверженности, верности, смирения, которые показывали в те страшные годы старообрядцы.

Шесть лет оборонялись от правительственных войск монахи Соловецкого монастыря, не принявшие новых книг и обрядов. Захватив обитель, царские воеводы казнили лютыми казнями более 500 защитников. Правительственная «охота» на старообрядцев продолжалась более 100 лет, пока Екатерина II не прекратила это самоистребление русского народа. Но было уже поздно. Раскол, поразивший некогда единую нацию, оказался крайне вредным для ее духовного благополучия и существования в будущем.

Начатая Никоном церковная реформа взбудоражила всех православных. Оказалось, что те, с кем дружил ранее Никон, в частности Иван Неронов, Аввакум Петров, стали его врагами. Никон без сожаления отправлял их в ссылку, подвергал жестоким преследованиям. Более того, в 1656 г. патриарх добился, чтобы Священный собор отлучил от церкви всех защитников старых обрядов. Это было страшное наказание для православного верующего человека. Но вскоре дала трещину, а потом и раскололась дружба Никона и царя. Гордыня Никона, его страстное желание повелевать царем стали нетерпимы для Алексея Михайловича.

Долго тянулась ссора двух бывших друзей. Но Алексей Михайлович, как ни тяжело ему было, решил пройти этот путь до конца. «Тишайший» царь умел быть и твердым, и жестоким. В 1666 г. Священный собор с участием антиохийского и александрийского патриархов низложил Никона и отправил его под конвоем в Ферапонтов монастырь.

Семья царя Алексея

Жизнь «Верха» – так называли царский дворец, стоявший на Кремлевском холме, – протекала при Алексее Михайловиче по принятым в старину обычаям и традициям. Царь вставал, молился, шел в баню, совещался с ближними боярами, заходил на половину царицы, играл с детьми, гладил любимого кота (его изображение дошло до наших дней). Летом царь с семьей жил «в прохладе» на лоне природы, в своих подмосковных дворцах: в Преображенском, Измайловском и в самом любимом – Коломенском. Деревянный, причудливой формы, ярко украшенный, Коломенский дворец возвышался на холме у красивой излучины Москвы-реки, откуда открывался вид на Москву. Семейная жизнь царя Алексея Михайловича сложилась на редкость удачно. Долгие годы он был счастлив с царицей Марией Ильиничной Милославской. Красивая, спокойная и добрая, она родила царю 13 детей – 5 мальчиков и 8 девочек. Царица была старше царя на 3 года, отличалась особым благочестием и богобоязненностью. Порой в малом возке, невзирая на снега или грязь, она отправлялась на богомолье по святым местам Подмосковья. Скончалась Мария 3 марта 1669 г., а в 1671 г. царь женился снова. Новой царицей стала 20-летняя дочь рязанского дворянина Наталья Нарышкина, которую он якобы встретил в доме своего приближенного боярина А. Матвеева и полюбил. В мае 1672 г. Наталья родила первенца – сына Петра, будущего реформатора России. Годы, проведенные Алексеем с Натальей, оказались самыми счастливыми для царя. Но счастье было недолгим – царь умер всего лишь 47 лет от роду.

Сын первого царя династии Романовых Михаила Федоровича от брака с Евдокией Стрешневой, родился 29 (19, по другим источникам 10 по старому стилю) марта 1629 года.

Воспитывался под надзором "дядьки" боярина Бориса Морозова. В 11 12 лет у царевича была собственная детская библиотека, среди ее книг — лексикон (своего рода энциклопедический словарь), грамматика, космография. Алексей отличался православным благочестием: строго соблюдал посты и посещал церковные службы.

Свое правление Алексей Михайлович начал в 14 лет , после избрания Земским собором.

В 1645 году, в 16 лет, потеряв вначале отца, а вскоре и мать, Алексей Михайлович вступил на престол.

По своему характеру Алексей Михайлович был спокойным, рассудительным, добрым и уступчивым. В истории за ним сохранилось прозвище "Тишайший".

Первые годы правления Алексея Михайловича были ознаменованы созывом Боярской думы. Финансовая политика правительства Алексея Михайловича была ориентирована на увеличение налогов и пополнение за их счет казны. Установление в 1645 году высокой пошлины на соль привело к народным волнениям — соляному бунту в Москве в 1648 году. Восставший народ требовал "выдачи" боярина Бориса Морозова. Своего "дядьку" и родственника (Морозов был женат на сестре царицы) Алексею Михайловичу удалось спасти, отправив в Кириллов монастырь. Пошлина на соль была отменена. Во главе правительства был поставлен боярин Никита Одоевский, распорядившийся увеличить жалованье войску (стрельцам), которые подавили восстание.

Под руководством князей Одоевского, Федора Волконского и Семена Прозоровского Алексей Михайлович подписал в начале 1649 года текст Соборного уложения — новых основ законодательства России. Документ утверждал принцип централизованного государства с авторитарной властью царя.

Закрепленная Соборным уложением отмена "урочных лет" для сыска беглых крестьян укрепила позиции дворян. Существенно изменилось и положение посадских низов: все городские слободы были отныне "поверстаны в тягло", то есть должны были нести полное налоговое бремя.

Ответом на эти изменения в системе налогообложения были восстания 1650 году в Пскове и Новгороде. Их подавлением руководил новгородский митрополит Никон, ранее заслуживший доверие царя. Еще в 1646 году, будучи игуменом Кожеезерского монастыря, приехав за сбором милостыни в Москву, он поразил Алексея Михайловича духовностью и обширными познаниями. Молодой царь назначил его сначала архимандритом Ново Спасского монастыря в Москве, где была родовая усыпальница Романовых, а затем новгородским митрополитом. В 1652 году Никон был посвящен в патриархи. В 1650 х 1660 х годах проводилась церковная реформа, которую на первых порах возглавлял патриарх Никон, приведшая к расколу Русской православной церкви и отлучению старообрядцев. В 1658 году в результате конфликта с царем Никон оставил патриаршество. В 1666 году по инициативе Алексея Михайловича был созван церковный Собор, на котором Никон был низложен и отправлен в ссылку .

По распоряжению Алексея Михайловича было проведено государственное реформирование — учреждены новые центральные приказы (органы центрального управления): Тайных дел (1648), Монастырский (1648), Малороссийский (1649), Рейтарский (1651), Счетный (1657), Литовский (1656) и Хлебный (1663). При Алексее Михайловиче началось первое в XVII веке реформирование русской армии — введение наемных "полков нового строя".

Особое внимание Алексей Михайлович уделял внешней политике государства. Крупным достижением русской дипломатии во времена его правления было воссоединение Украины с Россией. 8 января 1654 года Переяславская Рада утвердила .

В 1667 году победоносно закончилась 13 летняя война с Польшей, и России были возвращены Смоленск, Киев и вся левобережная Украина. При этом Алексей Михайлович лично участвовал во многих из военных походов, руководил дипломатическими переговорами, контролировал деятельность русских послов.

На востоке страны трудами русских первопроходцев Семена Дежнева и Василия Пояркова к России были присоединены земли Сибири . Были основаны города Нерчинск (1656), Иркутск (1659), Селенгинск (1666).Успешно велась при Алексее Михайловиче борьба за безопасность южных границ России с турками и татарами.

В экономической политике правительство Алексея Михайловича поощряло промышленную деятельность, покровительствовало отечественной торговле, защищая ее от конкуренции иностранных товаров. Этим целям служили Таможенный (1663) и Новоторговый (1667) уставы, содействовавшие росту и внешней торговли.

Просчеты в финансовой политике — выпуск медных денег, приравненных к серебряным, что обесценило рубль, — вызвали недовольство населения, переросшее в 1662 году в Медный бунт. Бунт был подавлен стрельцами, а медные деньги отменены. Вскоре после Медного бунта в Соловецком монастыре вспыхнуло восстание недовольных церковными реформами (1666). На юге России возникли народные волнения под предводительством донского казака Степана Разина (1670-1671).

До самой ее смерти царь был примерным семьянином, у них родились 13 детей, среди которых будущие цари Федор и Иван, а также царевна правительница Софья. После смерти Марии Милославской Алексей Михайлович в 1671 году женился на Наталье Нарышкиной, родственнице дворянина Артамона Матвеева, который стал оказывать большое влияние на монарха. Молодая жена родила царю троих детей и, в частности, будущего императора Петра I.

Алексей Михайлович скончался 8 февраля (29 января по старому стилю) 1676 года в возрасте 46 лет и был похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля. По завещательным документам 1674 года наследником престола был назначен его старший сын от брака с Марией Милославской Федор.

Материал подготовлен на основе информации из открытых источнико в

«Но, что ни говори, жениться по любви не может ни один, ни один король», — пела в своё время Алла Пугачёва . Ироничные слова этой песни вполне соответствуют исторической правде — европейские короли и русские цари очень редко имели возможность выбирать спутниц жизни по своему вкусу.

Монарший брак — это, в первую очередь, способ укрепления правящей династии и возможность создания нужных политических союзов. Симпатичны ли при этом друг другу супруги, не имеет никакого значения.

Алексей Михайлович Тишайший , второй представитель династии Романовых на русском троне, свою первую супругу формально выбирал сам, но в действительности выбор за него делали влиятельные приближённые.

Алексей Михайлович взошёл на трон 16-ти лет от роду и, разумеется, попал под полное влияние родовитых бояр, самой заметной фигурой из которых являлся его воспитатель Борис Иванович Морозов.

В 1647 году в России прошёл смотр царских невест — подобный обычай пришёл в страну из Византии. Прежде чем предстать перед царём, 200 девушек проходили предварительный отбор у бояр, а затем осмотр у врача. Лекарь должен был дать заключение — способна ли девушка родить здорового наследника.

Мария выходит на замену

Из числа финалисток Алексей Михайлович выбрал Евфимию Всеволожскую , дочь касимовского помещика Рафа Всеволожского . Однако, когда девушку начали готовить к свадьбе, она внезапно упала в обморок. Борис Морозов немедленно объявил девушку больной, и её тут же удалили из царских покоев.

Как считают историки, вся эта сцена разыгралась не без помощи царского воспитателя, которому нужно было устранить невыгодную кандидатку. Вместо неё на очи царя была представлена дочь царского стольника Ильи Милославского Мария.

Девушка была на пять лет старше жениха, но имела огромный плюс в глазах Морозова — её отец, как и все Милославские, принадлежали к морозовской придворной партии.

После свадьбы царя Морозов женился на родной сестре царицы Анне Милославской , став не просто наставником Алексея Михайловича, но и его родственником.

Любил ли Алексей жену? Во всяком случае, со временем он к ней привык, и она его вполне устраивала. Выяснилось, что молодой царь весьма темпераментный мужчина, поэтому царица почти постоянно находилась в интересном положении.

За 21 год брака она родила Алексею Михайловичу 13 детей — 5 мальчиков и 8 девочек. Правда, мальчики, рождённые от Марии Милославской , не отличались крепким здоровьем: Дмитрий и Симеон умерли в раннем детстве, Алексей дожил лишь до 16 лет, а Фёдор и Иван, всё-таки примерившие царскую корону, тоже прожили недолгие жизни, полные болезней.

Мария Ильинична Милославская умерла 13 марта 1669 года от родильной горячки спустя пять дней после рождения своего последнего ребёнка, дочери Евдокии. Девочка не выжила, прожив два дня и умерев на три дня раньше матери.

Воспитанница друга Артамона

Алексею Михайловичу в год смерти царицы исполнилось 40 лет. Возраст для того времени уже немолодой, но и не совсем преклонный. Вдовство монархов на Руси не приветствовалось, поэтому встал вопрос о новой женитьбе государя.

Наталья Кирилловна Нарышкина, русская царица. Фото: репродукция

Бориса Морозова к тому времени уже не было в живых, но придворная партия Милославских была в силе. Перспектива нового брака родню первой жены Алексея Михайловича беспокоила. Во-первых, Милославские были в курсе состояния здоровья царевичей и беспокоились, что рождение здорового мальчика от новой жены может привести к пересмотру всего порядка престолонаследия. Во-вторых, вместе с новой царицей доступ к царю могла получить конкурирующая придворная партия с неприятной перспективой потери Милославскими тёплых и «хлебных» мест в структурах государственного управления.

В этот период на место самого близкого к царю человека выдвинулся Артамон Сергеевич Матвеев , один из первых русских «западников», охотно перенимавший зарубежные новинки и приобщавший к ним царя.

Алексея Михайловича и Артамона Матвеева даже можно было назвать друзьями. И после смерти жены овдовевший царь, ища утешения, часто приезжал в дом к другу.

Однажды у Матвеева царь обратил внимание на юную девушку, лицо которой показалось очень приятным. Алексей Михайлович попрекнул друга: почему, дескать, доселе скрывал, что у тебя растёт красавица-дочь?

Матвеев пояснил: Наташа не дочь, а воспитанница. Наталья Кирилловна Нарышкина была дочерью мелкопоместного дворянина Кирилла Полуэктовича Нарышкина и его жены, Анны Леопольдовны. Артамон Матвеев, дальний родственники Наташи, забрал девушку у родителей на воспитание. Подобная практика была достаточно распространённой в XVII веке.

Выигрышный номер 36

Историки времён Российской империи, описывая знакомство царя и Натальи Нарышкиной, утверждали, что после того, как Алексей Михайлович стал делать намёки на сватовство, перепуганный боярин Матвеев стал слёзно молить освободить его и воспитанницу от столь высокой чести, опасаясь, что завистники испортят девушке жизнь.

Вряд ли это было на самом деле правдой. С таким скромным поведением Артамон Матвеев никогда бы не поднялся столь высоко по властной лестнице государства Российского. Думается, Матвеев понимал все риски, но понимал и огромные перспективы возможного брачного союза.

В 1670 году был официально объявлен новый смотр невест, на который получила приглашение и Наталья Нарышкина. Клан Милославских взамен умершей царицы выставил на конкурс целую россыпь кандидаток, однако всем им Алексей Михайлович дал решительный отвод.

Просмотрев 70 кандидаток, царь решительно остановился на «претендентке номер 36» — ей была Наталья Нарышкина.

Милославские, чувствуя, что власть начинает уплывать из рук, применили старый приём, заявив, что девушка, очевидно, больна и, если не умрёт сразу, то не сможет родить наследника.

Однако, как уже говорилось, воспитателя Морозова в живых не было, и всерьёз повлиять на Алексея Михайловича, заставив его пересмотреть решение, никто не мог.

1 февраля 1671 года 19-летняя Наталья Нарышкина была повенчана с Алексеем Михайловичем, которому было почти 42 года.

Артамон Матвеев возглавил Посольский приказ и фактически стал главой русского правительства.

Царица с «западным» уклоном

Алексей Михайлович, во втором браке получивший редкую возможность выбрать в жёны ту, кого он действительно хотел, души не чаял в молодой жене и всячески её баловал.

Юная Наталья, хотя и получившая неплохое образование в доме Матвеевых, не отличалась выдающимся государственным умом и задатками политического деятеля. Царица Наталья была по характеру доброй и мягкой и при этом превосходно умела доносить до мужа мысли и идеи, выгодные клану Нарышкиных.

В 1672 году Наталья Нарышкина родила мальчика, которого назвали Петром. К великой радости отца и к крайнему раздражению Милославских, младенец родился крепким и здоровым.

После рождения сына Алексей Михайлович готов был носить жену на руках. Ей позволялось то, чего раньше не разрешалось царицам. Воспитанная в доме Артамона Матвеева и пропитавшаяся «западническим» духом, Наталья Кирилловна на всех праздничных торжественных богослужениях в соборах присутствовала сама, а летом ездила в открытой карете, что раньше было просто недопустимо, чем вызывала смущение многих.

Наталья родила мужу ещё двух дочерей — Наталью и Феодору. Вторая дочь, к сожалению, умерла в возрасте трёх лет.

Стремясь порадовать супругу, Алексей Михайлович распорядился построить «Комедийную палату» в Кремле и завёл театр.

Но Наталье кремлёвские палаты были в тягость. Вместе с детьми она предпочитала проводить время за городом, в царских сёлах Измайлове, Коломенском, Воробьёве и Преображенском.

Схватка за престол

Детей у пары могло быть и больше, но в начале февраля 1676 года Алексей Михайлович умер, не дожив до своего 47-летия.

Счастливое время царицы Натальи закончилось — для Милославских она превратилась в ненавистного лидера враждебного клана. На трон взошёл старший из живых сыновей Алексея Михайловича Фёдор Алексеевич, после чего вдовствующую царицу с детьми удалили из столицы.

Как уже говорилось, Наталья за городом чувствовала себя гораздо лучше и увереннее, нежели в Москве, поэтому годы правления царя Фёдора она перенесла сравнительно спокойно.

Но весной 1682 года Фёдор умер бездетным, и спор за трон разгорелся с новой силой. Претендента было два — 15-летний Иван и 9-летний Пётр. Иван имел больше прав, но здоровье его говорило о том, что длительным его царствование не будет. Здоровый и бодрый Пётр на этом фоне казался более перспективной кандидатурой, и боярская дума поддержала его.

Милославские решились на крайнюю меру, подняв стрелецкий бунт. Нарышкиных обвинили в том, что они пытаются отравить царевича Ивана.

Стрельцы ворвались в Кремль, где начались убийства представителей клана Нарышкиных. Погибли Артамон Матвеев, два брата царицы Афанасий и Иван, ещё целый ряд знатных бояр, а также стрелецких начальников, не поддержавших бунт. Престарелого отца царицы сослали в монастырь.

И сама Наталья, и маленький Пётр пережили в эти дни страшное потрясение. Возможно, что вспышки ярости взрослого Петра Алексеевича являлись последствием перенесённого в 9-летнем возрасте ужаса.

Иногда казалось, что царица с детьми тоже станут жертвами разъярённой толпы, но их всё-таки не тронули. В итоге было объявлено о том, что на трон взойдут и Иван, и Пётр, а регентом станет царевна Софья.

Мать первого императора

Наталья Нарышкина с детьми вновь оказалась в ссылке, однако на сей раз обстановка была накалённой. Все понимали, что это ещё не конец — по достижении совершеннолетия Пётр получал все права на престол, и партия Милославских отдавала себе отчёт, что молодой царь не упустит случая поквитаться за убитых родственников.

Как известно, борьба Петра и Софьи в итоге завершилась победой первого в 1689 году. Нарышкины снова получили доступ к государственной власти, поскольку 17-летнего царя больше интересовали потешный флот на Плещеевом озере и потешное войско.

Наталья Кирилловна, несмотря на «прозападность», полученную в доме Артамона Матвеева, увлечений Петра не одобряла и не понимала. Но при этом она очень любила сына и тосковала, когда он уезжал в длительные поездки.

Пётр Алексеевич также был сильно привязан к матери. Под её влиянием состоялся его первый брак — женитьба на Евдокии Лопухиной.

Политические грозы и потрясения, которые Наталья Нарышкина пережила после смерти мужа, сказались на её здоровье. В последние годы жизни она страдала болезнью сердца. 4 февраля 1694 года в возрасте 42 лет мать первого русского императора скончалась.

Эта потеря серьёзно повлияла на сына. Пётр Алексеевич окончательно принял государственную власть в свои руки, дав понять родственникам и приближённым боярам, что отныне они будут лишь послушными исполнителями его воли.

Начиналась эпоха Петра Великого — грандиозный период в русской истории, которого, разумеется, никогда бы не было без его матери.


Алексей Михайлович
(1629-1676)
Царствовал 1645-1676

«Царь Алексей Михайлович был добрейший человек, славная русская душа. Я готов видеть в нем лучшего человека Древней Руси, по крайней мере, не знаю другого древнерусского человека, который производил бы более приятное впечатление, - но только не на престоле».

В. О. Ключевский. «Курс русской истории».

Алексей Михайлович, второй царь дома Романовых, сын царя Михаила Федоровича и царицы Евдокии Стрешневой. Царь Алексей вступил на престол в шестнадцать лет. Главную роль в управлении государством стал играть при нем его воспитатель, боярин Б. И. Морозов. Свято почитая все заветы старины, Алексей Михайлович любил древне-русский уклад жизни. Он был глубоко и искренне религиозен. За свою доброту и отзывчивость к несчастью и страданию людей Алексей Михайлович еще при жизни получил прозвище «тишайшего царя».

Румяный, с проницательными голубыми глазами и темно-русой, слегка рыжеватого оттенка, бородой, крепкого телосложения, благодаря частому пребыванию во время соколиных охот на свежем воздухе, цветущий здоровьем царь Алексей Михайлович всем своим видом производил величественное и вместе с тем приятное впечатление на всех окружающих.

Алексей Михайлович был женат на Марии Ильиничне Милославской. Бракосочетание с ней совершилось 16 января 1648 года. От этого брака родилось восемь дочерей и пять сыновей. Только шесть дочерей и двое сыновей (царевичи Федор и Иван) пережили отца.

2 марта 1669 года царица Мария Ильинична скончалась, а 22 января 1671 года царь обвенчался с Натальей Кирилловной Нарышкиной, которая через год станет матерью будущего императора России Петра I. Алексей Михайлович царствовал почти 31 год. После его смерти начались сложности с престолонаследием.

АНКЕТА

- уровень образования
начальная грамотность, иностранный язык, богословие, философия, духовная музыка. Дядьки- воспитатели: боярин Б. И. Морозов, В. Н. Стрешнев. Учителя: дьяк В. С. Прокофьев, подьячий Г. В. Львов.

- знание иностранных языков
латинский, польский

- политические взгляды
идеи единовластия царя, жесткий контроль над деятельностью центральных учреждений.

- войны и результаты
с Польшей (1654-1667 гг.) Признание Польшей присоединения Украины к России. Со Швецией (1656-1658 гг.) за выход к Балтийскому морю и овладение Ливонией. Констатация границ 1617 года.

- реформы и контрреформы
создание кодекса государственных законов («Уложения» 1649), денежная реформа, организация массового сыска беглых крестьян, реорганизация таможенных сборов в интересах отечественного купечества, введение войск нового строя.

- культурные начинания
организация государственных школ для обучения подьячих при Заиконоспасском монастыре, дворцовые театры.

- корреспонденты (переписка)
с патриархом Никоном, черниговским архиепископом Лазарем Барановичем, А. С. Матвеевым, А. Л. Ордин-Нащокиным, Н. И. Одоевским, сестрами.

- география путешествий
во время войны посетил ряд литовских городов. Поездки на богомолье в дальние монастыри.

- досуг, развлечения, привычки
охота, придворный театр, шахматы. Строжайшее соблюдение всех религиозных обрядов.

- чувство юмора
несколько грубоватый

- внешний вид
невысокий и коренастый. Лицо немного одутловатое, низкий лоб. Черты мягкие, приятные, носил небольшую бороду и усы.

- темперамент
добродушен, жизнерадостен, вспыльчив, но отходчив.

Литература

Алексеев А. Неистовые ревнители. Московская Русь в XVII веке // Наука и жизнь. - 2009. - N 11. - С. 98-104; N 12. - С. 66-73. : ил.
О царствовании Алексея Михайловича.

Алексей Михайлович (1645-1676 гг.) // Иллюстрированная история России до Петра Великого. - СПб., 1994. - С. 266-292.

Андреев И. «Достоверный охотник» // Наука и жизнь. - 1998. - N 7. - С. 140-147.
О соколиной охоте русских царей.

Андреев И. Нетихий Тишайший // Родина. - 1998. - N 9. - С. 39-43.
О личности царя Алексея Михайловича, как его воспринимали в XVII веке.

Андреев И. Строптивый патриарх // Наука и жизнь. - 2004. - N 6. - С. 112-120.
Статья о противостоянии царя Алексея Михайловича и патриарха Никона написана по материалам книги И. Л. Андреева «Алексей Михайлович».

Андреев И. Л. Отец и сын // Знание-сила. - 2004. - N 2. - С. 121-123.
Сравнительная характеристика царствования Алексея Михайловича и Петра I.

Бахревский В. А. Тишайший: исторический роман . - Москва: Сов. писатель, 1984. - 350 с. : ил.
О царе Алексее Михайловиче.

Бестужева-Лада С. Тишайший преобразователь // Смена. - 2013. - N 1. - С. 4-25. : ил.
О преобразованиях Алексея Михайловича.

Бобров Р. Охотничьих утех любитель // Охота и охотничье хозяйство. - 2002. - N 2. - С. 12-13.
Об охотнике и знатоке охотничьего дела царе Алексее Михайловиче.

Бурлинова А. Тишайший // Знание-сила. - 2004. - N 2. - С. 117-120.
О царе Алексее Михайловиче Романове, прозванном Тишайшим.

Бушуев С. В. «Тишайший» царь и его царствование // История государства Российского / С. В. Бушуев. - Москва, 1994. - С. 112-126.

Вилков В. А. Алексей Михайлович // Все правители России: Великие князья, цари, императоры, генсеки, президенты / В. А. Вилков, Ю. Г. Степанов. - Москва: Рипол классик, 2008. - С. 273-279. : ил.

Внешняя политика России при царе Алексее Михайловиче // Три века: Россия от смуты до нашего времени: исторический сборник (в 6-ти т.) / под ред. В. В. Каллаша. - Москва, 1991. - Т. 2. - С. 106 -139.

Гусев А. В. Человек в истории: царь Алексей Михайлович // Преподавание истории в школе. - 2003. - N 5. - С. 30-36.
Алексей Михайлович Романов как личность позднего русского Средневековья.

Зимин И. Царская охота // Родина. - 2010. - N 12. - С. 146-155. : ил., фот.
Об увлечении охотой Алексея Михайловича.

Иконникова А. Царицы и царевны из дома Романовых: исторический очерк А. Иконниковой. - [Репринт. воспроизведение изд. 1914 г.]. - Москва: Нар. кн., 1991. - 125, II, с. - (Сер. «Былое»; 1).
Самодержавие в Русском государстве.

Алексей Михайлович // История Отечества в лицах: С древнейших времен до конца XVII в. : Биографическая энциклопедия. - Москва., 1993. - С. 113-174.

Какой потехе определен час? // Вокруг света. - 2004. - N 2. - С. 54.
Царь Алексей Михайлович внес уточнение в «Книгу, глаголемую Урядник: новое уложение и устроения чина сокольничья пути» - «не позабывайте: делу время и потехе час». Смысл его уточнения заключался в том, что помимо такого важного дела, как охота, есть и другие дела, которым следует отводить время. Однако впоследствии в этом ставшем пословицей выражении начал употребляться разделительный союз «а», который полностью изменил его первоначальный смысл.

Кошелева О. «Не страшно пасть, страшно упав, не встать…» // Родина. - 2006. - N 11. - С. 41-45.
Эпистолярное творчество царя Алексея Михайловича.

Кушаев Н. А. Образование и воспитание русских государей // Искусство и образование. - 2004. - N 1. - С. 60-84.
Как получали образование и воспитывались русские цари, в том числе Алексей Михайлович Романов.

Лисицына Е. Кошколюбивые самодержцы // Друг. Журнал для любителей кошек. -2008. - N 9. - С. 62-65.
Русские цари, российские императоры и императрицы благосклонно относились к кошкам. Очень любил кошек царь Алексей Михайлович.

Мосунова Т. «Окно в Европу»: о царских невестах и ссыльных поляках в забытой столице // Уральский рабочий. - 2011. - 30 нояб. - С. 6. : фот., ил.
О ссылке царских невест в г. Верхотурье.

[О великом князе Ярославе Мудром и царе Алексее Михайловиче Романове] // Наука и религия. - 2004. - N 1. - С. 58.
О жизни великого князя Ярослава Мудрого и царя Алексея Михайловича Романова, о том, что в решении государственных задач у них много общего.

Россия в царствовании Алексея Михайловича глазами иностранцев // Утверждение династии. - Москва, 1997. - С. 407-418.

Скотт С. Романовы: Биография династии (1613-1999) / пер. со швед. - 2-е доп. и перераб. изд.

Москва: Захаров, 2000. - 316 с.

Соловьев С. М. История России с древнейших времен: В 15 кн. Кн. 6: Т. 11-12: История России в царствование Алексея Михайловича. - Москва: Соцэкгиз, 1961. - 683 с.

Старикова Н. В. Алексей Михайлович // История России: IX-XXI вв. : От Рюрика до Путина. - Москва, 2003. - С. 204-221.

Усович К. Диагностика имиджа топ-менеджера : царь Алексей Михайлович Романов // Управление персоналом. - 2008. - N 12. - С. 78-83; N 13. - С. 72-78.
Об имиджах правителей Руси на примере царской династии Алексея Михайловича Романова.

Фортунатов В. В. Бунташный век Алексея Михайловича «Тишайшего» // Российская история в лицах / В. В. Фортунатов. - СПб.: Питер, 2009. - С. 119 - 122. : ил.

Хоскинг Д. Россия и русские: В 2-х кн. / Д. Хоскинг; пер. с англ. - Москва: АСТ; Транзиткнига, 2003. - Кн. 1. - С. 201-216.
О церковных преобразованиях в годы правления императора и отношениях между донским казачеством и Московским царством.

Яблочков М. Царствование Алексея Михайловича (1645 -1676 гг.) // История дворянского сословия в России / М. Яблочков. - Смоленск, 2003. - Гл. XII. - С. 243-303.

Список литературы подготовила библиограф СБО - И. Г. Таушканова.