Особенности профессиональной деятельности медицинских сестер. Психологические аспекты профессиональной деятельности медицинского работника Реанимации и интенсивной терапии


Кроме моральной ответственности медицинской сестры, которая представлена в Этическом кодексе медсестры, существуют и другие виды ответственности. Если во время выполнения своих профессиональных обязанностей медсестра допускает правонарушения, то в соответствии с действующим законодательством РФ она несет административную, гражданскую, имущественную и уголовную ответственность.

К ответственности может привести ненадлежащее исполнение своих профессиональных обязанностей. Для оценки качества работы медицинской сестры используются представленные ниже критерии.

Критерии оценки качества работы медицинской сестры:

1) отсутствие осложнений после выполнения медицинских манипуляций;

2) отсутствие нареканий от руководства и жалоб от пациентов и их родственников;

3) своевременное и качественное выполнение профессиональных обязанностей;

4) отсутствие замечаний в ходе плановых и экстренных проверок;

5) наличие коммуникативных связей с коллегами и клиентами.

В соответствии с Трудовым кодексом РФ медицинская сестра ответственна за соблюдение условий трудового договора. Так, за выход на работу в состоянии алкогольного или наркотического опьянения работник подлежит увольнению в тот же день. При разглашении служебной или коммерческой тайны, а также информации о пациенте работодатель может расторгнуть трудовой договор.

Низкое качество выполнения профессиональных обязанностей может привести к административной и дисциплинарной ответственности медсестры. В соответствии со ст. 135 КЗоТа руководство медицинского учреждения может наложить на работников дисциплинарное взыскание (выговор, строгий выговор, перевод на менее оплачиваемую работу, понижение в должности на срок до трех месяцев) или уволить. При наложении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть проступка, обстоятельства, в которых он был совершен, а также отношение работника к трудовым обязанностям до совершения проступка.

Медсестра может быть уволена руководством медицинского учреждения за несоответствие занимаемой должности (нарушение технологии выполнения манипуляций, несоблюдение санитарно-противоэпидемического режима).

В случае совершения преступления медсестра может привлекаться к уголовной ответственности. Преступлением является противоправное действие или бездействие, совершенные намеренно или случайно (по неосторожности). В большинстве случаев преступления в профессиональной медицинской деятельности не являются умышленными. Наиболее часто они связаны с непредвидением или недооценкой возможных последствий при выполнении каких-либо профессиональных действий (ст. 9 УК РФ). Если какие-либо действия или, наоборот, бездействие расценены как преступные, то они приводят к уголовной ответственности.

Действующий УК РФ не предусматривает специальных статей об ответственности медработников. Уголовная ответственность для медработников наступает в соответствии со статьями УК о неосторожном убийстве, неосторожном тяжком телесном повреждении, подвергании другого лица опасности ВИЧ-инфицирования, криминальном аборте, подмене или похищении ребенка, неоказании помощи больному (гл. 3 УК РФ). Все эти преступления характеризуются как преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности. Итак, рассмотрим основные случаи наступления уголовной ответственности.

Убийство по неосторожности может произойти при ошибочном введении пациенту сильнодействующих и ядовитых лекарств, неправильном расчете дозы и в других подобных случаях. Если тяжелобольной пациент остался без постоянного наблюдения медсестры, что привело к летальному исходу, это также считается убийством по неосторожности. В тех случаях, когда невнимательное отношение к пациенту приводит к ухудшению его здоровья, медсестра также несет юридическую ответственность.

Преступлением является создание угрозы заражения или заражение ВИЧ, что может быть связано с активными действиями (например, использованием нестерильных инструментов) или бездействием (нарушением санитарно-противоэпидемического режима). Независимо от того, произошло заражение ВИЧ или нет, преступление считается совершенным.

Такое преступление, как подмена ребенка, может быть совершено только умышленно. В этом случае виновный осознает свои действия и имеет какой-либо мотив. Лицо, совершившее подмену ребенка, также привлекается к уголовной ответственности.

Существует и уголовная ответственность за неоказание помощи больному (ст. 128 УК РФ). Неоказание помощи больному заключается в бездействии, т. е. означает, что медработник не предпринял каких-либо действий для спасения человека или облегчения его состояния. Однако существует ряд обстоятельств, при которых неоказание помощи больному не приводит к уголовной ответственности. К ним относятся стихийные бедствия, отсутствие средств для оказания первой медицинской помощи, болезнь медицинского работника, наличие одновременно нескольких тяжелобольных, при условии, что помощь оказывалась одному из них.

Ст. 221 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за незаконное врачевание. Преступление связано с постановкой диагноза, выполнением медицинских манипуляций, назначением лечения лицом без соответствующего образования. Ответственность за преступление наступает независимо от наличия или отсутствия вредных последствий. Если в результате незаконного врачевания был причинен вред здоровью больного, то наступает ответственность и за преступление, направленное против личности.

При установлении ответственности за незаконное врачевание необходимо выявить факт получения вознаграждения (денег, ценных вещей, продуктов) за незаконное оказание медицинских услуг. К незаконному врачеванию относится медицинская деятельность медработника, не имеющего на него права (нет диплома о соответствующем образовании, сертификата или лицензии на осуществление конкретных видов деятельности). В том случае, если медицинский работник желает вести частную медицинскую деятельность, кроме вышеперечисленных документов, нужно получить разрешение местной администрации. Кроме того, частная медицинская практика согласовывается с профессиональными медицинскими ассоциациями.

В повседневной практике к медицинским сестрам часто обращаются с просьбой сделать инъекции. Медсестрам следует знать, что выполнение медицинских манипуляций на дому также является незаконной деятельностью. Кроме того, это может привести к серьезным последствиям. Если у больного во время введения препарата или после него разовьется тяжелая аллергическая реакция (анафилактический шок), то в домашних условиях медсестра не сможет оказать первую медицинскую помощь в полном объеме, что может привести к смерти больного.

1.2 История профессии и личные качества, необходимые для работы медсестрой

медицинский сестра профессиональный риск

Первые медицинские сёстры появились под эгидой церкви. И слово «сестра» обозначало родство не кровное, а духовное. Нравственно-этические аспекты играли основополагающую роль в деятельности сестры милосердия во все времена. Женщины, монахини или мирянки, посвящали всю свою жизнь этому высокому служению. Священное Писание повествует о том, что еще в начальный период христианства появились люди, движимые любовью и состраданием, добровольно посвятившие себя уходу за больными и ранеными, - братья и, что особенно знаменательно, сестры милосердия, имена которых встречаются в посланиях Апостолов. Среди учеников и последователей Иисуса Христа были группы женщин, называвшиеся Общиной святых жен, которые сопровождали Спасителя и служили от его имени.

В XI веке в Нидерландах, Германии и др. странах появились общины женщин и девиц для ухода за больными. В XIII веке графиня Елизавета Тюрингенская, позже причисленная к лику святых, построила на свои средства госпиталь, а также организовала приют для подкидышей и сирот, и сама же в нём работала. В её честь была основана католическая община елизаветинок. В мирное время сёстры-монахини ухаживали только за больными женщинами, а в военное - и за раненными воинами. Также они ухаживали за больными проказой. В 1617 г. во Франции священник Викентий Поль организовал первую общину сестёр милосердия. Он впервые предложил это название - «сестра милосердия», «старшая сестра». Община состояла из вдов и девиц, которые не были монахинями и не давали каких-либо постоянных обетов. Во главе общины стояла Луиза де Мариллак, которая организовала специальную школу для обучения сестёр милосердия и сиделок. Подобные общины стали создаваться во Франции, Нидерландах, Польше и других странах.

В середине XIX в. практически одновременно в Англии и в России появились профессиональные сестры милосердия (то есть женщины, имеющие не только желание служить ближнему, но и обладавшие определенными медицинскими познаниями и навыками). В России профессия медицинской сестры появилась в1863 г. Тогда был издан приказ военного министра о введении по договоренности с Крестовоздвиженской общиной постоянного сестринского ухода за больными в военных госпиталях. Краеугольным камнем философии сестринского движения служит представление о равном праве на милосердие любого человека, независимо от его национальности, социального статуса, вероисповедания, возраста, характера болезни и т.д.

Основательница профессии сестры милосердия Ф. Найтингейл дала определение сестринскому делу как одному из древнейших искусств и одной из самых молодых наук, которая концентрируется на заботе о пациентах. Впервые в истории она высказала твердое убеждение в том, что «...по сути своей сестринское дело как профессия отличается от врачебной деятельности и требует специальных, отличных от врачебных знаний». Высшей оценкой профессионального служения медицинской сестры является медаль имени Флоренс Найтингейл, учрежденная Международным комитетом Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца. Этой награды были удостоены многие российские медицинские сестры.

Нравственно-этические основы профессиональной деятельности медицинской сестры изложены в ряде международных и российских документов. Так, действуют Этический кодекс Международного совета сестер и Национальные этические кодексы медицинских сестер в большинстве развитых стран. Российские медсестры также имеют свой профессиональный этический кодекс, который был принят в 1997 г. на IV Всероссийской конференции по сестринскому делу. Медицинская сестра, фельдшер, акушерка (далее медицинская сестра) должны уважать неотъемлемые права каждого человека на достижение наивысшего уровня физического и психического здоровья и на получение адекватной медицинской помощи. Медицинская сестра обязана оказывать пациенту качественную медицинскую помощь, отвечающую принципам гуманности, профессиональным стандартам, и нести моральную ответственность за свою деятельность перед пациентом, коллегами и обществом .

Личные качества, необходимые для работы медсестрой. Прежнее название этой профессии - «сестра милосердия». Милосердие и сочувствие чужой боли - одно из самых главных качеств медсестры. К этому обязательно прилагается внимательность, аккуратность и ответственность. Также важны хорошая координация движений (особенно это важно для операционных, процедурных, палатных медсестёр), хорошая память, стремление к профессиональному росту. Хорошее здоровье и выносливость. Аллергия на некоторые препараты может оказаться препятствием для работы. Например, операционная медсестра не может ассистировать на операции, если пары дезинфицирующих средств вызывают у неё кашель. Часто рабочий день медсестры ненормированный, а ночные дежурства и физические нагрузки могут негативно сказаться на эмоциональном и психическом состоянии медперсонала.

Основное условие деятельности медицинской сестры - профессиональная компетентность. Для работы медицинской сестрой необходимо стремление к повышению своих знаний, соблюдению и поддержанию профессиональных стандартов деятельности, определяемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Непрерывное совершенствование специальных знаний и умений, повышение своего культурного уровня - первейший профессиональный долг медицинской сестры. Она должна быть компетентной также в отношении моральных и юридических прав пациента.

Медицинская сестра должна уметь сохранять в тайне от третьих лиц доверенную ей или ставшую ей известной в силу исполнения профессиональных обязанностей информацию о состоянии здоровья пациента, диагнозе, лечении, прогнозе его заболевания, а также о личной жизни пациента даже после того, как пациент умрет. С уважением относиться к праву умирающего пациента на гуманное обращение и достойную смерть. Медицинская сестра должна относиться уважительно к умершему пациенту. При обработке тела следует учитывать религиозные и культурные традиции.

Аспекты работы сестры медицинского персонала

Исследование частоты встречаемости рахита у детей раннего возраста и роли фельдшера в профилактике и лечении рахита

Анкетирование проводилось у 100 человек, по 50 женщин с каждого участка. Проанализировав первые два вопроса: «К какому терапевтическому участку вы относитесь?», «Говорил ли вам врач, что ваш ребенок болеет рахитом?», мы выяснили...

Критерии оценки качества сестринской помощи

Медико-социальные проблемы пищевых аллергий у детей

Высокое качество лабораторной диагностики и сервиса в лабораториях KDL достигается благодаря: 1...

Медицинская символика и девизы врачебной профессии

Люди каждой профессии имеют собственные особые установки и высказывания, которые помогают им выполнять свою работу. И врачи не исключение. Существует немало медицинских девизов. Рассмотрим некоторые из них...

Пища, питание - факторы здоровья

Работа палатной медицинской сестры высшей категории

За время работы овладела такими смежными профессиями, как медсестра терапевтического, неврологического отделения, приемного покоя и процедурного кабинета. Владею техникой забора материала для исследований: -клинические (кровь, моча, мокрота...

Роль медицинской сестры в профилактике туберкулеза

Санитарно-просветительная работа среди населения

санитарный просвещение население бюллетень История санитарного просвещения уходит вглубь веков...

Состояние здоровья учащихся 5-7 кл

Здоровый образ жизни формируется всеми сторонами и проявлениями общества, связан с личностно-мотивационным воплощением индивидом своих социальных, психологических и физиологических возможностей и способностей. От того...

Фармацевтическая этика и деонтология

Фармацевтическая этика возникла с открытием первых аптек и с появлением первых фармацевтов. В России это произошло в конце XVI в., а спустя два столетия, в 1789 г., был издан Аптекарский устав, вошедший в свод законов Российской империи. К XIX-XX вв...

Хорошее питание - залог здоровья

Эмиссионная томография с позитронными РФП (ПЭТ). Методы реконструкции изображений в ПЭТ

По окончании синтеза РФП производят отбор проб препарата для проведения контроля его качества (активности, удельной активности, радионуклидной, радиохимической и химической чистоты, подлинности РФП...

Этико-деонтологические аспекты фармации

Этические принципы медицинской профессии

Взаимоотношения медицинского работника с коллегами строятся на принципе коллегиальности, то есть в условиях доброжелательности, взаимной поддержки и совместного принятия решений, когда это необходимо...

Медицинская сестра строго выполняет назначения врача. Ей необходимо также решать психологические, социальные и духовные потребности пациента. Для этого медицинской сестре, как специалисту, нужны не интуитивные, а дополнительные знания в области методологии сестринского дела, современной философии, психологии человека. Медицинская сестра должна владеть педагогическими знаниямии владеть исследовательскими навыками. Эти знания обеспечат повышение профессионального роста медсестер, повысят качество медицинской помощи, обеспечат систематический подход к сестринскому уходу, восстановят утраченные профессиональные ценности медицинских сестер.

Но для внедрения сестринского процесса потребуются конкретные изменения не только профессионального, но и организационного характера. Чтобы такие перемены произошли, очень важно признание необходимости этих изменений в законодательном порядке. Сегодня осуществление сестринского процесса является одной из целей развития сестринского дела в России.

Сестринский процесс - это метод научно обоснованных и осуществляемых на практике действий медицинской сестры по оказанию помощи пациентам.

Цель этого метода - обеспечение приемлемого качества жизни в болезни путем обеспечения максимально доступного для пациента физического, психосоциального и духовного комфорта с учетом егокультуры и духовных ценностей. В настоящее время сестринский состоит из пяти этапов :

1 этап - сестринское обследование

2 этап - Сестринская проблема пациента

3 этап – Планирование сестринского ухода за пациентом

4 этап - Реализация плана сестринского ухода за пациентом

5 этап – Оценка результативности сестринских вмешательств

Первый этап сестринского процесса - сестринское обследование.

На этом этапе медицинская сестра производит сбор данных о состоянии здоровья пациента и заполняет сестринскую карту стационарного пациента. В процессе общения с пациентом для медсестры очень важно установить теплые, доверительные отношения, необходимые для сотрудничества в борьбе с заболеванием.



Второй этап сестринского процесса – сестринская проблема пациента.

Понятие сестринской проблемы пациента впервые было официально признано и законодательно закреплено в 1973 г в США . Перечень сестринских проблем, утвержденных Американской Ассоциацией медсестер, насчитывает в настоящее время 114 основных наименований, в числе которых гипертермия, боль, стресс, социальная самоизоляция, недостаточная самогигиена, беспокойство, пониженная физическая активность и другое .

Сестринская проблема пациента - это состояние здоровья пациента, установленное в результате проведенного сестринского обследования и требующее вмешательств со стороны сестры. Это симптомный или синдромный диагноз, во многих случаях основанный на жалобах пациента. Основными методами этого этапа являются наблюдение и беседа. Сестринская проблема определяет объем и характер ухода за пациентом и его окружением. Медсестра рассматривает не заболевание, а реакцию пациента на заболевание.

Классифицировать сестринские проблемы можно как физиологические, психологические и духовные, социальные. Помимо этой классификации, все сестринские проблемы делятся на существующие/настоящие - проблемы, которые беспокоят пациента в настоящий момент (например, боль, одышка, отеки).

Поскольку у пациента всегда бывает несколько настоящих проблем, медицинская сестра должна определить систему приоритетов, классифицировав их как первичные, вторичные и промежуточные. Приоритеты - это последовательность первоочередных самых важных проблем пациента, выделяемых для установления очередности сестринских вмешательств, их не должно быть много - не более 2-3-х.

К первичным приоритетам относят такие проблемы пациента, которые в условиях отсутствия лечения могут оказать пагубное влияние на больного. Промежуточные приоритеты – неэкстремальные и неопасные для жизни потребности больного.

Вторичные приоритеты – это потребности пациента, которые не имеют прямого отношения к болезни или прогнозу (например, у больного с травмой позвоночника первичная проблема – боль, промежуточная – ограничение подвижности, вторичная – чувство беспокойства).

Критерии выбора приоритетов:

1. все неотложные состояния, например, острая боль в сердце, риск развития легочного кровотечения;

2.наиболее тягостные проблемы для пациента в настоящий момент, то, что больше всего беспокоит, является для него самым мучительным и главным сейчас. Например, пациент с заболеванием сердца, страдающий приступами загрудинных болей, головными болями, отеками, одышкой, может указать именно на одышку как на свое главное страдание. В этом случае "одышка" будет являться приоритетной сестринской проблемой.

Потенциальные - это проблемы, которые пока не существуют, но могут появиться с течением времени (например, риск развития осложнений – переход в хроническую форму, сепсис, хроническую почечную недостаточность);проблемы, решение которых приводит к разрешению ряда других проблем. Например, снижение страха перед предстоящей операцией улучшает сон, аппетит и настроение пациента.

Следующей задачей второго этапа сестринского процесса является формулировка проблем пациента – определение реакции пациента на болезнь и свое состояние. Сестринские проблемы пациента могут меняться каждый день и даже в течение дня по мере того, как изменяются реакции организма на болезнь.

Установив оба вида проблем, сестра определяет факторы, способствующие или вызывающие развитие этих проблем, выявляет также сильные стороны пациента, которые он может противопоставить проблемам.

Третий этап сестринского процесса - планирование ухода.

После обследования, установления диагноза и определения первичных проблем пациента сестра формулирует цели ухода, ожидаемые результаты и сроки, а также методы, способы, приёмы, т.е. сестринские действия, которые необходимы для достижения поставленных целей. Необходимо путём правильного ухода устранить все осложняющие болезнь условия, чтобы она приняла своё естественное течение.

Во время планирования для каждой приоритетной проблемы формулируются цели и план ухода. Различают два вида целей: краткосрочные и долгосрочные. Краткосрочные цели должны быть выполнены за короткое время (обычно за 1-2 недели). Долгосрочные цели достигаются за более длительный период времени, направлены на предотвращение рецидивов заболеваний, осложнений, их профилактику, реабилитацию и социальную адаптацию, приобретение медицинских знаний.

Каждая цель включает 3 компонента:

1. действие;

2. критерии: дата, время, расстояние;

3. условие: с помощью кого/чего-либо.

После формулировки целей медсестра составляет собственно план ухода за пациентом, представляющий собой подробное перечисление специальных действий медсестры, необходимых для достижения целей ухода.

Требования к постановке целей:

1. цели должны быть достигаемыми;

2. необходимо устанавливать конкретные сроки достижения каждой цели;

3. цели сестринского ухода должны находиться в пределах сестринских компетенций.

После формулирования целей и составления плана ухода медсестра обязана согласовать действия с пациентом, заручиться его поддержкой, одобрением и согласием. Действуя таким образом, медсестра ориентирует пациента на успех, доказывая достижимость целей и совместно определяя пути их достижения.

Четвертый этап - реализация плана ухода.

Этот этап включает меры, которые принимает медицинская сестра для профилактики заболеваний, обследования, лечения, реабилитации пациентов.

1. независимое – предусматривает действия, осуществляемые медицинской сестрой по собственной инициативе, руководствуясь собственными соображениями, без прямого требования со стороны врача или указаний от др. специалистов (например, измерение температуры тела, артериального давления, частоты пульса и т.д.);

2. зависимое – выполняется на основании письменных назначений врача (например, проведение инъекций, инструментальных и лабораторных исследований и т.д.);

3. взаимозависимое – совместная деятельность медицинской сестры с врачом и др. специалистами (например, подготовка пациента к какому – либо обследованию).

Проводя четвертый этап сестринского процесса, медицинская сестра выполняет необходимые манипуляции для достижения намеченных целей.

Пятый этап сестринского процесса – оценка.

Целью пятого этапа является оценка реакции пациента на сестринский уход, анализ качества оказанной помощи, оценка полученных результатов и подведение итогов.

Источниками и критериями оценки сестринского ухода служат следующие факторы:

1.оценка степени достижения поставленных целей сестринского ухода;

2.оценка ответной реакции пациента на сестринские вмешательства, на медперсонал, лечение, удовлетворенности фактом пребывания в стационаре, пожеланий;

3.оценка эффективности влияния сестринской помощи на состояние пациента; активный поиск и оценка новых проблем пациента.

При необходимости план сестринских мероприятий пересматривается, прерывается или изменяется. Когда намеченные цели не достигаются, то оценка дает возможность увидеть факторы, мешающие их достижению. Если конечный результат сестринского процесса приводит в неудаче, то сестринский процесс повторяется последовательно для нахождения ошибки и изменения плана сестринских вмешательств.

Систематический процесс оценки требует от медсестры навыка мыслить аналитически при сравнении ожидаемых результатов с достигнутыми. Если поставленные цели достигнуты, проблема решена, то медицинская сестра удостоверяет это, сделав соответствующую запись в сестринской истории болезни, расписывается и проставляет дату.

Суть сестринского дела состоит в уходе за человеком и в том, каким образом сестра осуществляет этот уход. В основе этой работы должна лежать не интуиция, а продуманный и сформированный подход, рассчитанный на удовлетворение потребностей и решение проблем пациента. Другими словами, в основе должна лежать модель.

Модель - это образец, по которому что-то должно быть сделано. Модель сестринского дела - это направление на достижение цели.

Значение моделей сестринского дела для развития сестринской специальности очень велико, оно помогает по-другому взглянуть на функции медицинской сестры. Если раньше она только ухаживала за тяжелобольными пациентами, то сейчас сестринский персонал совместно с другими специалистами видит главную задачу в поддержании здоровья, предупреждении заболеваний, обеспечении максимальной независимости человека в соответствии с его индивидуальными возможностями.

Действуя подобным образом, новая концепция заменит давно установившуюся иерархическую и бюрократическую систему организации сестринского дела профессиональной моделью. Высококвалифицированная практикующая сестра должна иметь достаточно знаний и навыков, а также уверенности, чтобы планировать, осуществлять и оценивать результаты ухода, отвечающего потребностям конкретного пациента. При этом делает особый акцент на уникальность вклада сестринского ухода в выздоровлении, восстановлении здоровья.

На развитие действующих сестринских моделей оказали влияние исследования и открытия в области физиологии, социологии, психологии.

В каждой модели по-разному отражено понимание сущности пациента как объекта сестринской деятельности, цели ухода, набора сестринских вмешательств и оценки результатов сестринского ухода (Приложение №4).

Бучкин Денис Александрович
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: СПб ГБПОУ "Медицинский колледж № 2"
Населённый пункт: Санкт – Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Этико–деонтологические аспекты деятельности медицинской сестры отделения реанимации и интенсивной терапии
Дата публикации: 07.04.2019
Раздел: среднее профессиональное

ЭТИКО – ДЕОНТОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ ОТДЕЛЕНИЯ

РЕАНИМАЦИИ И ИНТЕНСИВНОЙ ТЕРАПИИ

ВВЕДЕНИЕ

Медицинская

приобретении

независимости пациента в процессе лечения, так как она должна сочетать в

себе аккуратность, приветливость, милосердие, трудолюбие, а самое главное

образование, интеллект, организаторские навыки, порядочность, творческое

мышление и профессиональную компетентность.

соблюдение

этических

является

проблемой.

Актуальность

соблюдения

повседневной

практической

деятельности

медсестер ОАР (ОРИТ) обусловлена:

Спецификой деятельности медсестер в ОАР (ОРИТ);

Недостаточным

этических

юридического

сестринской деятельности, нарушением прав больных;

Неправильным выбором пределов сестринской помощи;

Осложнениями и неблагоприятными исходами;

Подверженностью

профессиональному

эмоциональному

«выгоранию» медсестер;

Профессиональной

вредностью

отсутствием

правовой

медицинских работников.

Специфика деятельности медсестер:

экстремальность

ситуации

необходимость

быстрого

принятия

решения и его реализации;

сокращение или отсутствие психологического контакта медсестры с

больными;

использование

инвазивность

диагностики и лечения;

наличие у многих больных полиорганной недостаточности;

необходимость

сотрудничества

специалистами

специальностей;

ятрогенные поражения;

недо ст аточно е

кадрово е,

материа льно

техниче ско е

медикаментозное обеспечение;

психоэмоциональные

персонала,

подверженность

эмоциональному «выгоранию» медсестер.

Выбор пределов сестринской помощи.

Важной составной частью любых сестринских вмешательств должен

быть рационализм. Каждому больному необходимы сестринские действия,

направленные

ликвидацию

физических

страданий;

восстановление

нормального

эмоционального

состояния;

оптимальную

интенсивную

умирающих

называемый

комфортный

поддерживающий уход: тщательный гигиенический уход, включая обработку

полости рта, адекватная аналгезия (независимо от требуемых доз), адекватное

возможности

зондовое),

психологический

(родственники, психотерапевт, транквилизаторы, священник). Комфортный

поддерживающий

преимущественно

сестринский

контролем врача.

Медсестра, не имея страховки и плохо ориентируясь в современных

юридических

нормативно

правовых

остается

незащищенной

пациентов,

родственников

страховых

компаний.

Поэтому она должна знать и соблюдать основные этико-правовые нормы при

оказании анестезиологической и реаниматологической помощи.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ. ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ

разберем

основные

дальнейшей

качественной работы с пациентами и медперсоналом.

Этика – это наука о нравственности, принципах, которыми должны

руководствоваться люди в своих поступках. Термин введен Аристотелем,

философию

нравственного,

морального

поведения людей.

А Медицинская этика – совокупность этических норм и принципов

поведения

медицинских

работников

выполнении

профессиональных

обязанностей,

необходимых

успешного

пациента.

Основными принципами медицинской этики являются:

Уважение к жизни;

Запрет на причинение вреда больному;

Уважение к личности больного;

Врачебная тайна;

Уважение к профессии.

Кодекс профессиональной этики медсестер (принят Международным

советом медсестер).

Так как многие медсестры не знакомы с ним, одними из важных

являются:

Этические основы сестринского дела

Потребность

медсестры

универсальна.

Сестринское

подразумевает уважение к жизни, достоинству и правам человека. Оно не

имеет ограничений по национальным или расовым признакам, по признаку

вероисповедания,

возраста,

политического

социального

положения.

Медсестры

оказывают

медицинскую

отдельным

семьям и сообществу и координируют свою деятельность с работой других

Медсестра и пациенты

Основную

ответственность

медсестра

нуждается

Оказывая

медсестра

старается

атмосферу уважительного отношения к пациентам, обычаям и духовным

убеждениям

пациентов.

Медсестра

полученную

конфиденциально

информацию и делится ею с большой осторожностью.

1.2ДЕОНТОЛОГИЯ

Принципы

медицинского

персонала

практической

деятельности рассматриваются медицинской деонтологией.

Медицинская деонтология – это принципы поведения медперсонала,

направленные

максимальное

повышение

эффективности

устранение

последствий

неполноценной

медицинской

медицинской

деонтологии

отражает

конкретные

стандарты, обязательные для врачей и медсестер.

Деонтология

отождествляется

поступать в той или иной ситуации и как поступать нельзя.

Основные

медицинской

деонтологии.

Проблемы

взаимоотношений

больного,

среднего

медицинского

работника

больного, вокруг которой вращаются также вопросы взаимоотношений врача

(среднего

медицинского

работника)

окружающих

больного

(родственников, близких, знакомых и др.) врачей друг с другом и иного

медицинского и парамедицинского персонала (т.е. взаимоотношений внутри

медицинской

медицинских

работников

отдельными

группами общества. Иными словами, современная медицинская практика –

сложная система, в которой медики и пациенты могут находиться в самых

разных формах социального взаимодействия.

Пациент, доверяющий свое здоровье медицинской сестре, хочет и

должен быть уверен не только в профессиональном владении навыками, но и

следовании

моральным

нравственным

принципам.

Медицинская сестра должна быть порядочной и честной, чуткой и доброй,

милосердной и отзывчивой.

Морально-нравственной основой, эталоном и стандартом поведения

медицинских

является

«Этический

медицинской

(Приложение 1).

1.3 БИОЭТИКА

Задача современной медицины состоит в том, чтобы сделать жизнь

человека долгой и счастливой, без болезней и страданий.

Однако на пути добра и прогресса часто становятся люди, одержимые

жаждой власти, наживы и исключительно собственных интересов. Это и

причиной

возникновения

медицинской

биоэтика, которая рассматривает медицину в контексте прав человека.

Биоэтика – современная модель биомедицинской этики. Основной

принцип - «уважение прав и достоинств человека». Философское знание во

взаимодействии

научными,

техническими

технологическими,

информационными и генетическим достижениями современной медицины.

Все меры направлены на сохранение и поддержание жизни пациента.

Медицинская

биоэтика

выполняет

медицинского работника как личности, позволяя медику поступать не только

по существующим законам, но и по собственной совести при выполнении

профессионального долга.

Современная

медицинская

биоэтика

сталкивается

множеством

противоречивых

искусственное

оплодотворение,

клонирование, сексология, эвтаназия (ст. 45 ФЗ от 21.11.2011 № 323-ФЗОб

основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации. Медицинским

работникам

запрещается

осуществление

эвтаназии,

ускорение

просьбе пациента его смерти какими-либо действиями (бездействием) или

средствами,

прекращение

искусственных

мероприятий

поддержанию жизни пациента.). В этих случаях возникает так называемый

конфликт прав.

К примеру, право плода на жизнь и право женщины на прерывание

беременности

Искусственное

прерывание

беременности.

самостоятельно

материнстве.

Искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины

при наличии информированного добровольного согласия.).

Так же одним из факторов, влияющих на возможное ограничение

медицинского

работника

является

религиозно-культуральная

сформировано

сознание

пациента.

Без знания культурных особенностей, невозможно грамотное оказание

медицинской

многоконфессиональной

Оказание

медицинской

религиозно-культуральных

особенностей

индивидуума

привести

негативным

последствиям.

Следует особенно отметить, что при оказании медицинской помощи в

чрезвычайных

ситуациях

условиях

массовых

катастроф

(особенно

транснациональных)

необходимо

соблюдать максимальную осторожность

оказании

медицинской

объяснять

родственникам

необходимость

медицинского

вмешательства

целесообразность проведения подобного лечения. При оказании медицинской

территории

зарубежных

государств

желательным

является

присутствие местных врачей, знакомых с культуральными особенностями

оказания медицинской помощи населению.

Соблюдение профессиональной тайны касается не только врачей, но и

медсестер.

Информация

обращения

медицинской

состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения,

полученные при его обследовании и лечении, составляют врачебную тайну;

гражданину

подтверждена

гарантия

конфиденциальности

передаваемых им сведений - данные положения закреплены ч. 1 ст. 61 Основ

законодательства

Российской

Федерации

здоровья

(Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗОб основах охраны здоровья

Российской

Федерации

допускается

разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, лицами, которым

известны

обучении,

исполнении

профессиональных,

служебных и иных обязанностей (ч. 2 Основ).

УСТАВ МЕДСЕСТРЫ

Медицинская сестра - первый помощник в лечении больного. Точно и

вовремя выполнять лечебные назначения - твой долг.

Внимательность

страданиям

больного

облегчает

самочувствие. Относись к больному так, как хотела бы ты, чтобы

относились к тебе, немедленно реагируй на каждую новую жалобу

больного, не малейшее изменение его самочувствия.

поведение

состояние

больного

вызывает

беспокойство за его состояние, тотчас же сообщи об этом врачу.

Слово - лечит, слово - ранит. Будь сдержана в разговорах с больным.

Вежлива, внимательна. О его здоровье сообщай ему только то, что по

убеждению, не наносит вред психике больного.

важнейших

больного.

Всячески

оберегай лечебно-охранительный режим в отделении.

работников - половина успеха.

Будь чистоплотна и аккуратна, подтянута и одета по форме, больному

будет приятно получить помощь из твоих рук.

Профилактика - основа медицины, повседневно разъясняй больным

правила гигиены и меры предупреждения болезней.

внимательна

родственникам

необходимые требования, чтобы по своему назначению они не нанесли

вред больному, словом или запрещенными лекарствами.

10.Чтобы сознательно участвовать в лечении больных, нужно много знать,

постоянно повышать свои медицинские знания.

11.Мастерски проведенная лечебная манипуляция избавляет от лишних

болезней, а иногда и от опасности. Учись отлично владеть медицинской

техникой.

12.Оберегай

имущество,

медикаменты,

инструментарий,

пользуешься.

Разумная экономия позволяет теми же средствами оказать помощь.

ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

ОТДЕЛЕНИЯ РЕАНИМАЦИИ И ИНТЕНСИВНОЙ ТЕРАПИИ

Медицинский

корректности

отношениях

между всеми членами коллектива, невзирая на чины и звания. Почтительное

обращение

коллегам,

медицинского

подчеркивает чистоту и высокий смысл профессии. Особенно строго этого

принципа следует придерживаться, если общение происходит в присутствии

больного (см. Приложение 1).

Следует обращать внимание на:

Внешний вид:

соблюдение

применение косметики должно быть умеренным, не должны исходить резкие

запахи духов, табака и т.п.);

достаточно

прикрывать полностью одежду, рукава халата должны прикрывать рукава

Под халат необходимо одевать легко стирающуюся одежду, лучше

из хлопчатобумажных натуральных тканей;

Волосы должны быть убраны под шапочку;

Обувь должна быть легко моющаяся, поддающаяся дезинфекции

и позволяющая бесшумно передвигаться.

Отношения медсестры с врачом:

Недопустимы грубость, неуважительное отношение в общении;

Исполнять

врачебные

назначения

своевременно,

профессионально;

информировать

внезапных

изменениях

состоянии больного;

При возникновении сомнений в процессе выполнения врачебных

назначений в тактичной форме выяснить все нюансы с врачом в отсутствии

больного.

Отношения медсестер между собой:

Недопустима грубость и неуважительное отношение к коллегам;

Замечания должны делаться тактично и в отсутствии больного;

Опытные медсестры должны делиться с молодым своим опытом;

В сложных ситуациях должны помогать друг другу.

Отношения медсестры с младшим медперсоналом:

Соблюдать взаимоуважение;

Контролировать тактично, ненавязчиво деятельность младшего

медперсонала;

Недопустимы грубость, фамильярность, высокомерие;

допустимо

замечания

присутствии

посетителей.

Отношение медсестры к больным:

Существует несколько моделей взаимоотношений медработников и

пациентов (Роберт Вич, 1992 год).

Патерналистская

латинского

характеризуется тем, что медперсонал относится к пациентам так же, как

родители относятся к своим детям. При этом они берут большую часть

ответственности на себя.

Инженерная – модель характеризуется тем, что выявляются и

восстанавливаются какие-то функции и устраняются поломки в организме

пациента. Межличностный аспект здесь почти целиком игнорируется.

Коллегиальная

характеризуется

взаимным

доверием

медперсонала

пациентов.

Стремясь

медсестра становятся «друзьями» больного.

Контрактная

выглядит

юридически

оформляемый

пациентом.

предполагает

последовательное уважение прав пациента.

Кроме этого отношение медсестры к больным всегда должно быть

доброжелательным,

недопустимы

замечания,

учитывать

индивидуальные

психологические

особенности,

выслушать,

переживания

пациента.

тяжелыми

болезненными

процедурами

медсестра

разъяснить

доступной

значение,

необходимость

успешного

психоэмоциональное

напряжение.

Отношения медсестры с родственниками и близкими больного:

Необходимо сохранять сдержанность, спокойствие и тактичность;

ухаживающим

тяжелобольными

разъяснять

правильность выполнения процедур и манипуляций;

Беседовать только в пределах своей компетенции (не имеет право

рассказывать о симптомах, о прогнозе заболевания, а должна направить к

лечащему врачу);

Отвечать

спокойно,

неторопливо,

правильному уходу за тяжелобольными.

Клинический этикет в ОРИТ (соблюдение традиционных внешних

поведения

медицинского

персонала

медицине

критических

состояний) повышает эффективность реаниматологической помощи.

нахождении

пациента

бессознательном

состоянии

помнить об имплицитной памяти: неприятный разговор может запечатлеться

в имплицитной памяти и проявиться, в последствии, в самый неожиданный

медицинская

юридическую

ответственность за те действия, которые согласно нормативным документам

входят в их обязанности и компетенцию. При развитии опасных для жизни

пациента последствий интенсивной терапии виновный в этом медицинский

персонал привлекается к административной и уголовной ответственности в

соответствии с Уголовным кодексом РФ.

Среди 16 медицинских сестер ОАР-I ГБ№15 было проведено

анкетирование из 8 вопросов (Приложение 2).

Стаж работы:

До 3 лет - 4 (32%)

3-5 лет - 6 (24%)

5-10 лет - 2 (8%)

10-20 лет - 4 (36%)

12 (75%) опрошенных довольны своей работой.

На вопрос, «какие трудности возникают при общении с пациентом» 2

медбрата

отметили

трудности

пациентом

возникают, а большинство ответили 14 (88%), что трудности возникают, если

пациент агрессивен и поступил в отделение в нетрезвом состоянии.

респондентов

нормальная, ощущают значительную перегрузку 5 (32%) медсестер, а 2 (12%)

затруднились ответить.

16 (100%) медсестер в своей профессиональной деятельности всегда

руководствуются

принципами

профессиональной

медицинской

деонтологии.

У 10 (63%) опрошенных медсестер никогда не возникали моменты

профессиональной деформации, а у 6 (37%) иногда случались конфликтные

ситуации.

На вопрос «как Вы справляетесь со стрессами» медицинские сестры

слушают музыку - 4 (25%), тренинг - 1 (6%), читают - 3 (19%), у остальных 8

Для развития реализации медицинской этики и деонтологии, 13 (82%)

респондентов предлагают проводить семинары и конференции, 2 (12%) -

буклетов

периодичных

ведущими

специалистами из разных стран - 1 (6%).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из вышеизложенного, в повседневной деятельности

медицинской сестры ОРИТ необходимы следующие компоненты:

Индивидуальный подход к каждому пациенту, обращение по имени

и отчеству, подробное информирование пациента о правилах приема

лекарственных средств, целях и задачах манипуляций.

Тщательное выявление проблем пациентов ОРИТ.

Быстрота

четкость

процессе

принятия

своевременного

принятия

четкости

действий

жизнь пациента.

Простота изложения при общении с пациентом.

Соблюдение

медицинской

деонтологии

осуществлении сестринского ухода за пациентами.

Уважительное отношение и стремление помогать. Немаловажную

роль играют - внешний вид, выражение лица, речь медсестры.

Внимательность и интерес к проблемам пациента.

Умение справляться со стрессами, конфликтными ситуациями для

профилактики профессиональной деформаций у медсестер.

этико-деонтологические

принципы

медицинского

персонала

условиях

являются

полноценного

качественного

оказания

специализированной

помощи. Средний и младший медицинский персонал является незаменимой

составляющей учреждений здравоохранения.

Профессиональное мастерство медицинской сестры, которая найдет

добрые слова, сумеет успокоить пациента, отвлечь его внимание от болезни,

Работа медицинских сестер очень важна и несет особый вклад на пути

к выздоровлению пациентов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Анестезиология

реаниматология: руководство

анестезистов / [Александрович Ю.С. и др.] ; под ред. Ю.С. Полушина. –

М. : СИМК, 2016. – 784 с.

А. И. Левшанков, А. Г. Климов Сестринское дело в анестезиологии и

реаниматологии . Современные аспекты: учеб. пособие. - 2-е издание,

перераб. и доп. / под ред. проф. А. И. Левшанкова. - СПб.: СпецЛит,

Биоэтика: учебно-методическое пособие / Е.А. Нагорнов, Д.А. Изуткин,

И.И. Кобылин, А.А. Мордвинов; под ред. А.В. Грехова. - Н.Новгород:

НижГМА, 2014.

Езова, С.А. Профессиональное общение: новые нюансы и аспекты :

научно-практическое пособие / С.А. Езова. - М.: Либерея-Бибинформ,

По словам автора ряда научных работ и монографий, посвященных медицине, Ю.К. Субботина, «медицинская этика - это наука, изучающая моральную сторону деятельности медработников, их моральные отношения и моральное сознание, связанные с исполнением профессиональных обязанностей» .

Этика имеет огромное значение в системе взаимоотношений «медработник - пациент». Аналогом широко известной врачебной клятвы Гиппократа для медицинских сестер стала в XIX в. клятва Флоренс Найтингейл.

Этический кодекс медицинской сестры России имеет особенное значение в истории отечественной медицины и, в частности, сестринского дела в ХХ в. С одной стороны, подавляющее большинство медицинских работников всегда оставались верны долгу и клятве, а с другой - не следует забывать о том, что еще в 1920-е гг. официальные руководители здравоохранения Советского Союза расценивали профессиональную медицинскую этику как «буржуазный пережиток». Более того, эти деятели были твердо убеждены в том, что такое понятие, как «врачебная тайна», для советской медицины неприемлемо и вскоре отомрет. Предвзятое отношение во время не всегда оправданных реформ было и к самому понятию «медицинская сестра», на смену которому должны были прийти термины «помврача», «замврача», «медтехник» и т. п.

Таким образом, создание Этического кодекса медицинской сестры России явилось своеобразным покаянием и надеждой на возвращение морально-этического здоровья нашим медицинским работникам. При составлении этого Кодекса были учтены новые идеи, появившиеся в предшествующие несколько десятилетий и оказавшие влияние на профессиональную этику медсестры. В первую очередь данный Кодекс отразил современные понятия о правах пациента, которые, в свою очередь, определяют обязанности медицинского работника.

Этический кодекс медицинской сестры России составлен на основе таких документов, как Устав ВОЗ (1946 г.), Этический кодекс медицинских сестер Международного совета медицинских сестер (1973 г.), Кодекс профессиональной этики психиатра, принятый Российским обществом психиатров в 1993 г., и др. Согласно этим документами медсестры выступают не просто послушными исполнителями инструкций врача, а представителями самостоятельной профессии, обладающими навыками комплексного ухода за больными и располагающие должным объемом знаний в области психологии и психотерапии. По словам основоположницы сестринского дела Ф. Найтингейл, «сестра должна иметь тройную квалификацию: сердечную - для понимания больных, научную - для понимания болезней, техническую - для ухода за больными».

Практически любой из нас хотя бы 1 раз в жизни обращался за помощью в какое-либо лечебное учреждение, поэтому ни для кого не секрет, что впечатление о больнице или поликлинике зависит не только от качества предоставленных медицинских услуг, но и от того, как вас встретил персонал. Самый первый контакт пациента, в частности с медсестрой, имеет исключительное значение, поскольку определяет дальнейшие взаимоотношения сторон, наличие или отсутствие доверия, возникновение неприязни и т.д.

Деонтология (в переводе с греческого языка - «должное») - наука о проблемах нравственности и морали. В ее рамках рассматриваются такие вопросы, как ответственность за жизнь и здоровье больных, соблюдение врачебной тайны, взаимоотношения в медицинском сообществе и др.

И внешний вид (аккуратность, прическа, выражение лица), и внутренний настрой медицинской сестры должны вызывать у пациента чувство расположения, приязни, доверия. Медсестре ни в коем случае не следует обращаться к пациенту обезличенно «больной», поскольку это свидетельствует о ее полном безразличии. Для установления доверительных отношений между медсестрой и пациентом, необходимо дать ему почувствовать, что вас заботит его судьба, и вы искренне хотите ему помочь. Только в такой ситуации может возникнуть та степень доверия, при которой медсестра может узнать все нужные сведения о пациенте, особенностях его характера, его мнение о собственном заболевании, больничных условиях, планах на будущее. Ведь именно эта информация, полученная в ходе прямого контакта, даст медсестре возможность постановки объективного сестринского диагноза. Однако медсестре необходимо помнить, что недопустимо переходить тонкую грань между доверительными отношениями и панибратством, следует всегда оставлять за собой ведущую роль. Медицинская сестра обязательно должна проявлять сочувствие к пациенту, способствовать установлению между ними симпатии, но при этом не следует идентифицировать себя с больным. Обязательным условием для установления доверительных отношений является уверенность пациента в конфиденциальности бесед с медсестрой.

Обладая информацией об особенностях личности и характера пациента, его переживаниях, медсестра может тактично разъяснить больному не только его права, но и некоторые обязанности, подготовить его к предстоящим обследованиям и терапевтическим процедурам, рассказав о них в доступной форме. Нежелание больного проходить некоторые виды обследования или медицинских процедур не должно вызывать негативного отношения к нему со стороны медицинской сестры. Медсестры обязаны быть честными и правдивыми в общении с больным, но любые разговоры, касающиеся диагноза или особенностей его заболевания, не должны выходить за пределы, обозначенные врачом. Это же правило нужно соблюдать и во время бесед с родственниками пациента.

Взгляды врача и медсестры в отношении некоторых аспектов ухода за пациентом могут иногда несколько расходиться. Конечно, принципиальных разногласий возникать не должно, но тем не менее нужно предельно тактично обсудить возникшую проблему с врачом, поскольку достижение полного согласия существенно облегчает работу. Оговаривать подобные спорные ситуации с третьими лицами или сразу непосредственно с начальством не следует, поскольку это может спровоцировать развитие нездоровой обстановки внутри трудового коллектива. Несомненно, медицинская сестра имеет полное право отстаивать свою точку зрения, но при этом она должна быть готова признать и исправить собственные ошибки. Высокая требовательность к себе является одним из важнейших качеств любого профессионала, и медсестра не исключение.

Гуманизм профессии медицинского работника создает базис для защиты личного достоинства медсестры, обеспечения ее неприкосновенности, права на помощь вовремя исполнении профессиональных обязанностей.

В системе взаимоотношений «медсестра - пациент» большое значение имеет индивидуальный стиль работы медицинской сестры. Основными качествами, которыми должна обладать хорошая медсестра, являются знание, умение, нежность, ласковость, сострадание, милосердие, безграничное терпение, ответственность и вежливость. К сожалению, в настоящее время не уделяется должного внимания определению и поощрению этих важных качеств. Огромные нагрузки на медсестру в ходе выполнения ею своих профессиональных обязанностей не всегда позволяют проявить нужные качества в должной степени. В идеале организация работы в лечебном учреждении должна быть такой, чтобы знания, навыки, компетентность и профессиональный рост ожидались и соответственно вознаграждались. Любой человек, решивший посвятить свою жизнь медицине, должен понимать, что нет и не может быть таких обстоятельств, которые оправдывали бы любой неэтичный поступок.

Этической основой профессиональной деятельности медицинской сестры является гуманность и милосердие. Важнейшими задачами профессиональной деятельности медицинской сестры выступают комплексный всесторонний уход за пациентами и облегчение их страданий; восстановление здоровья и реабилитация; содействие укреплению здоровья и предупреждение заболеваний.

Этический кодекс дает четкие нравственные ориентиры профессиональной деятельности медицинской сестры, призван способствовать правовому обеспечению сестринской деятельности, повышению престижа и авторитета сестринской профессии в обществе, развитию сестринского дела в России .

Чтобы стать медсестрой, следует получить среднее медицинское образование, окончив училище или колледж. На протяжении всей практики важно постоянно совершенствовать свои навыки и повышать уровень знаний и квалификацию. Для этого необходимо посещать курсы медсестер, семинары, конференции. Проработав по этой специальности не менее трех лет, можно получить вторую категорию, после пяти лет стажа - первую, через семь лет - высшую.

Место работы определяет и круг обязанностей медсестры.

  • · Патронажные сестры работают в диспансерах (противотуберкулезный, психоневрологический, кожно-венерологический), в детских и женских консультациях. Такие медсестры все лечебные процедуры проводят на дому.
  • · Детские медсестры. Их можно встретить в детских поликлиниках и больницах, в детских садах, в домах ребенка.
  • · Медсестры в кабинете физиотерапии. Проводят лечебные процедуры с использованием различных специальных аппаратов: электрофореза, ультразвука, приборов УВЧ и т.д.
  • · Участковые медсестры. Помогают участковому врачу вести прием больных. Получают из лабораторий результаты анализов, снимки. Следят за тем, чтобы у врача всегда были наготове все необходимые стерильные инструменты для осмотра пациента. Приносят из регистратуры амбулаторные карточки.
  • · Процедурная медсестра делает уколы (в том числе внутривенные), берёт кровь из вены, ставит капельницы. Всё это очень непростые процедуры - они требуют высокой квалификации и безупречного умения. Особенно если процедурная медсестра работает в больнице, где могут лежать и тяжёлые пациенты.
  • · Палатная медсестра - раздает лекарства, ставит компрессы, банки, клизмы, делает уколы. Она также измеряет температуру, давление и докладывает лечащему врачу о самочувствии каждого больного. А если нужно, медсестра оказывает неотложную помощь (например, при обмороке или кровотечении). Здоровье каждого пациента зависит от работы палатной медсестры. Особенно если это тяжёлый больной. В хороших больницах палатные медсестры (с помощью младших медсестёр и сиделок) ухаживают за слабыми больными: кормят, умывают, меняют бельё, следят, чтобы не было пролежней.

У палатной медсестры нет права не небрежность или забывчивость. К сожалению, работа палатной медсестры предполагает ночные дежурства. Это плохо сказывается на здоровье.

· Операционная медсестра помогает хирургу и отвечает за постоянную готовность операционной к работе. Это, пожалуй, самая ответственная сестринская должность. И самая любимая у тех, кто хотя бы немного успел поработать на операциях.

Сестра готовит для будущей операции все необходимые инструменты, перевязочные и шовные материалы, обеспечивает их стерильность, проверяет исправность аппаратуры. А во время операции ассистирует врачу, подаёт инструменты и материалы. От слаженности действий врача и медсестры зависит успех операции. Для этой работы нужны не только хорошие знания и навыки, но и скорость реакции и крепкая нервная система. А также крепкое здоровье: как и хирургу, медсестре приходится в протяжение всей операции стоять на ногах. Если после операции больному нужны перевязки, их также делает операционная медсестра.

  • · Медицинская сестра отделения ЦСО должен иметь хорошую теоретическую подготовку и практический навык использования современных средств и методов стерилизации изделий медицинского назначения, для чего проходит регулярную учебу и повышение квалификации в специальных учебных центрах .
  • · Старшая медсестра руководит работой медсестер отделения. Она составляет графики дежурств, следит за санитарным состоянием помещения, отвечает за хозяйственное и медицинское снабжение, за содержание и сохранность медицинского инструментария и аппаратов. Помимо собственно медицинских обязанностей медсестре приходится вести учётную документацию, старшая медсестра следит и за этим. Она же руководит и работой младшего медицинского персонала (санитаров, санитарок, сиделок и др.). Чтобы делать это качественно, старшая медсестра должна до мелочей знать специфику работы отделения.
  • · Младшая медсестра ухаживает за больными: меняет бельё, кормит, помогает перемещать лежачих больных внутри больницы. Её обязанности схожи с обязанностями сиделки, а медицинское образование ограничивается краткосрочными курсами.

Это далеко не полный перечень вариантов работы медсестры. В каждом - своя специфика. Объединяет их то, что, хотя медсестра и считается ассистентом врача, главная цель работы медсестры - помощь больным людям. Такая работа приносит моральное удовлетворение. Тут нет времени для перекуров и задумчивости посреди рабочего дня. Самыми трудными считаются хирургические отделения, в которых проводятся операции и куда поступают экстренные больные. К особенностям профессии медсестры относится то, что многие люди этой специальности не только делают инъекции и проводят измерение артериального давления, но и морально поддерживают пациента в трудную минуту. Ведь даже самый сильный человек, болея, становится беззащитным и уязвимым. А доброе слово может творить чудеса.

Медсестра должна знать способы дезинфекции, правила выполнения прививок, инъекций. Она обязана разбираться в лекарственных препаратах и их назначениях и уметь выполнять различные медицинские процедуры. Для освоения профессии медсестры необходимы хорошие знания в области медицины и психологии, а также по таким предметам, как биология, ботаника, анатомия, химия и т. д. И это понятно, ведь медицинские сестры, обладают профессиональными знаниями могут более качественно и эффективно выполнять свою работу, что не только отразится на благополучии пациентов, но и на удовлетворенности медицинских сестер своей работой.