Курс лекций. Радугин А.А
Алексей Алексеевич Радугин (род. 28 марта 1943, с. Верхне-Огородничево, Свислачский район, Гродненская область, БССР, СССР) - советский и российский религиовед и философ, специалист по религиоведению и истории философии. Доктор философских наук, профессор. Заслуженный деятель науки Российской Федерации. Один из авторов «Атеистического словаря».
Биография
Родился 28 марта 1943 года в селе Верхне-Огородничево Свислачского района, Гродненской области.
В 1967 году окончил философский факультет МГУ имени М. В. Ломоносова.
В 1972 году окончил аспирантуру МГУ имени М. В. Ломоносова и под научным руководством М. П. Новикова защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук по теме «Неоавгустинизм как разновидность католической философии» (Специальность 09.00.06 «Научный атеизм, история религии и атеизма»).
В 1987 году защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора философских наук по теме «Современный католический иррационализм. (Критический анализ методологии основных философских школ)» (Специальность 09.00.06 «Научный атеизм, история религии и атеизма»).
Профессор и заведующий (до 2014 года) кафедрой философии, социологии и истории Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. С 2016 года - профессор кафедры философии, социологии и истории Института архитектуры и градостроительства Центрально-Чернозёмного государственного инженерного университета.
Член Международной академии наук высшей школы.
Главный редактор «Научного Вестника Воронежского государственного архитектурно-строительного университета» (серия Социально-гуманитарные науки).
Семья
- Дочь - Ольга Алексеевна Радугина, кандидат философских наук, доцент кафедры философии, социологии и истории ВГАСУ.
- Сын - Константин Алексеевич Радугин, кандидат социологических наук
Научная деятельность
Наибольшее внимание в своей научной деятельности А. А. Радугин уделил методологическим вопросам христианской философии и теологии. Им были обоснованы положения об иррационализме, который является методологической основой всей христианской философии и теологии. Он раскрыл своеобразие религиозно-философского иррационализма, а также показал, что в составе религиозного иррационализма находятся институтеллектуалистская и антиинтеллектуалистская тенденции. Кроме того он определил основные начала религиозно-философского мышления: супранатурализм, сотериологизм, ревеляционизм и раскрыл их суть. Радугин показал как иррационалистические установки христианской философии находят своё отражение в онтологии, гносеологии, антропологии и философии истории различных школ и течений. Значительное внимание уделяет разработкам учебных пособий по широкому кругу вопросов.
Награды
- Заслуженный деятель науки Российской Федерации.
Научные труды
Диссертации
- Радугин А. А. Неоавгустинизм как разновидность католической философии / Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата философских наук. (09.00.06). - М.: Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, 1972. - 16 с.
Монографии
- Радугин А. А. Современный персонализм и религия: Науч.-аналит. обзор. - М.: ИНИОН АН СССР, 1977. - 61 с.
- Радугин А. А., Овсиенко Ф. Г. Новые тенденции в католической теологии и философии. - М.: Знание, 1977. - 64 с. - (Новое в жизни, науке, технике. Серия "Научный атеизм". № 2).
- Радугин А. А. Персонализм и католическое обновление: Критика методологических основ католического модернизма). - Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1982. - 178 с.
- Радугин А. А., Попов А. С. Христианское богословие в поисках социального идеала: Критический анализ. - М.: Знание, 1986. - 64 с.
- Радугин А. А., Попов А. С. Христианские футурологические концепции:Критический анализ. - М.: Мысль, 1987. - 202 с.
- Добреньков В. И., Радугин А. А. Методологические вопросы исследования религии: Спецкурс. - М.: Изд-во МГУ, 1989. - 189 с.
- Добреньков В. И., Радугин А. А. Христианская теология и революция. - М.: Политиздат, 1990. - 335 с. - ISBN 5-250-00777-5.
- Радугин А. А., Радугин К. А. Социология: Курс лекций для студентов и преподавателей вузов, техникумов и учащихся ст. классов шк., колледжей, гимназий, лицеев. - М.: Гуманит. изд. центр "ВЛАДОС", 1995. - 191 с. - ISBN 5-87065-024-0.
- Радугин А. А., Радугин К. А. Введение в менеджмент: социология организаций и управления / Радугин А. А., Радугин К. А.; Воронеж. гос. архитектур.-строит. акад., Открытый ун-т Великобритании, Междунар. центр дистанц. обучения "Линк", Воронеж. высш. шк. предпринимателей. - Воронеж: Воронеж. ВШ предпринимательства, 1995. - 196 с.
- Радугин А. А. Философия: Курс лекций. - М.: Гуманит. изд. центр "ВЛАДОС", 1995. - 303 с. - ISBN 5-87065-037-2.
- Радугин А. А. Политология: Учебное пособие / Гос. ком. Рос. Федерации по высш. образованию; Радугин А. А. и др.. - М.: Центр, 1996. - 286 с. - (Alma mater). - ISBN 5-88860-014-8.
- Радугин А. А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: Курс лекций: Учебное пособие для студентов вузови учащихся колледжей, гимназий, школ. - М.: Центр, 1996. - 304 с. - (Alma mater). - 10 000 экз. - ISBN 5-88860-008-3.
- Радугин А. А. Философия: Курс лекций. - 2-е изд., перераб. и доп.. - М.: Центр, 1996. - 334 с. - (Alma mater). - ISBN 5-88860-006-7.
- Радугин А. А. Культурология: Учебное пособие: Для вузов / Волобуева Т. Н. и др.; Сост. и отв. ред. Радугин А. А.. - М.: Центр, 1996. - 397 с. - (Alma mater). - ISBN 5-88860-011-3.
- Радугин А. А., Радугин К. А. Социология: Курс лекций: Учебное пособие для вузов / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Ин-т гос. упр. и соц. исслед., Каф. соц. упр., Воронеж. гос. архитектур.-строит. акад.. - 2-е изд., перераб. и доп.. - М.: Центр, 1996. - 206 с. - (Alma mater). - ISBN 5-88860-007-5.
- Радугин А. А. Культурология: Учебное пособие для вузов / Волобуева Т. Н. и др.; Сост. и отв. ред. Радугин А. А.. - М.: Центр, 1997. - 302 с. - (Alma mater). - ISBN 5-88860-011-3.
- Радугин А. А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: Курс лекций: Учебное пособие для вузов. - М.: Центр, 1997. - 237 с. - (Alma mater). - ISBN 5-88860-008-3.
- Радугин А. А. Культурология: Учебное пособие. Курс лекций / Сост. и отв. ред. проф. А. А. Радугин. - М.: Центр, 1998. - 302 с. - (Alma mater). - ISBN 5-88860-046-6.
- Радугин А. А. Философия: Курс лекций: Учебное пособие для студентов вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Центр, 1998. - 268 с. - (Alma mater). - ISBN 5-88860-050-4.
- Радугин А. А., Радугин К. А. Социология: Курс лекций. - 2-е изд., перераб. и доп.. - М.: Центр, 1998. - 156 с. - (Alma mater). - ISBN 5-88860-055-5.
- Радугин А. А. Философия: Курс лекций: Учебное пособие для студентов вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Центр, 1999. - 269 с. - (Alma mater). - ISBN 5-88860-050-4.
- Радугин А. А., Радугин К. А. Социология: Курс лекций. - 3-е изд., перераб. и доп.. - М.: Центр, 2000. - 223 с. - (Alma mater). - ISBN 5-88860-055-5.
- Радугин А. А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: Курс лекций. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Центр, 2000. - 238 с. - (Alma mater). - ISBN 5-88860-053-9.
- Радугин А. А. Культурология: Учебне пособие. Курс лекций / Сост. и отв. ред. проф. А. А. Радугин. - М.: Центр, 2000. - 303 с. - (Alma mater). - ISBN 5-88860-046-6.
- Радугин А. А. Философия: Курс лекций: Учебное пособие для студентов вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Центр, 2001. - 269 с. - (Alma mater). - ISBN 5-88860-050-4.
- Радугин А. А. Психология: Учебное пособие. Курс лекций. - М.: Центр, 2001. - 399 с. - (Аlma mater). - ISBN 5-88860-061-X.
- Радугин А. А., Радугин К. А. Социология: Курс лекций. - 3-е изд., перераб. и доп.. - М.: Центр, 2001. - 224 с. - (Alma mater). - 20 000 экз. - ISBN 5-88860-055-5.
- Радугин А. А. Культурология: Учебное пособие. Курс лекций / Сост. и отв. ред. проф. А. А. Радугин. - М.: Центр, 2001. - 303 с. - (Alma mater). - ISBN 5-88860-046-6.
- Политология в вопросах и ответах для экзаменов и зачетов: Учебное пособие / А. А. Радугин и др.; Под ред. А. А. Радугина. - М.: Центр, 2001. - 271 с. - (Alma mater). - ISBN 5-88860-041-5.
- Радугин А. А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: Курс лекций. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Центр, 2001. - 238 с. - (Alma mater). - ISBN 5-88860-053-9.
- Радугин А. А., Пархоменко И. Т. Культурология в вопросах и ответах для экзаменов и зачетов: Учебное пособие. - М.: Центр, 2001. - 334 с. - (Alma mater). - ISBN 5-901660-03-X.
- Радугин А. А., Пархоменко И. Т. История мировой и отечественной культуры: Курс лекций. - М.: Центр, 2002. - 319 с. - (Alma mater). - ISBN 5-901660-09-9.
- Радугин А. А. Педагогика: Учебное пособие. - М.: Центр, 2002. - 270 с. - (Аlma mater). - ISBN 5-901660-11-0.
- Радугин А. А., Радугин К. А. Социология: Курс лекций. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Центр, 2003. - 223 с. - (Alma mater). - ISBN 5-88860-055-5.
- Радугин А. А. Этика: Учебное пособие. - М.: Центр, 2003. - 221 с. - (Alma mater). - ISBN 5901660315.
- Радугин А. А. Культурология: Учебное пособие / Волобуева Т. Н. и др.; Сост. и отв. ред. А. А. Радугин. - М.: Центр, 2003. - 303 с. - (Alma mater). - ISBN 5888600466.
- Радугин А. А. Психология: Учебное пособие. - М.: Центр, 2003. - 399 с. - (Alma mater). - ISBN 5-88860-061-X.
- Радугин А. А. Философия: Курс лекций: Учебное пособие для студентов вузов. - 2-е изд., перераб. и доп.. - М.: Центр, 2003. - 271 с. - (Alma mater). - ISBN 5-88860-050-4.
- Радугин А. А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: курс лекций: учебное пособие для студентов вузов. - 2-е изд., перераб. и доп.. - М.: Центр, 2004. - 302 с. - (Alma mater). - ISBN 5-88860-053-9.
- Радугин А. А. Философия: Курс лекций. - 2-е изд., перераб.. - М.: Центр, 2004. - 333 с. - (Alma mater). - ISBN 5888600504.
- Радугин А. А., Радугин К. А. Социология: курс лекций: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подгот. 52.12.00 - Социология и специальности, 02.03.00 - Социология. - 3-е изд., перераб. и доп.. - М.: Библионика, 2004. - 223 с. - (Alma mater). - ISBN 5-98685-002-5.
- Радугин А. А. Культурология: учебное пособие / сост. А. А. Радугин; под ред. А. А. Радугина. - М.: Библионика, 2005. - 303 с. - (Alma mater). - ISBN 5-98685-005-X.
- Радугин А. А., Радугина О. А. Социальная психология: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 040201 Социология, 040102 Соц. антропология и 040104 Орг. работы с молодежью. - М.: Библионика, 2006. - 495 с. - (Alma mater). - ISBN 5-98685-006-8.
- Радугин А. А., Радугин К. А. Социология: курс лекций: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 52.12.00- Социология и специальности 02.03.00- Социология. - 3-е изд., перераб. и доп.. - М.: Библионика, 2006. - 223 с. - (Alma mater). - 10 000 экз. - ISBN 5-98685-002-5.
- Радугин А. А. Философия: курс лекций: учебное пособие для студентов вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. место=М.. - Библионика, 2006. - 271 с. - (Alma Mater). - 10 000 экз. - ISBN 5-98685-011-4.
- Радугин А. А., Радугина О. А. Философия науки: учебное пособие: курс лекций. - М.: Библионика, 2006. - 319 с. - (Alma mater). - ISBN 5-98685-010-6.
- Радугин А. А. Культурология: учебное пособие / сост. и отв. ред. А. А. Радугина. - М.: Библионика, 2007. - 303 с. - (Alma mater). - ISBN 5-98685-005-X.
- Радугин А. А., Радугин К. А. Социология: курс лекций: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки 52.12.00-Социология и специальности 02.03.00-Социология. - 3-е изд., перераб. и доп.. - М.: Библионика, 2008. - 223 с. - (Alma mater). - ISBN 5-98685-002-5.
- Радугин А. А. Россия в общеевропейском образовательном пространстве (ценностные приоритеты и образовательные технологии) : монография / А. А. Радугин; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования Воронежский гос. архитектурно-строит. ун-т.. - Воронеж: Воронежский гос. архитектурно-строит. ун-т, 2009. - 157 с. - ISBN 978-5-89040-254-7.
Gaudeamus igitur
Juvenes dum sumus!
Post jucundam juventutem,
Post molestam senectutem
Nos habebit humus
Ubi sunt qui ante nos
Transeans ad superos
Transeans ad inferos
Hos si vis videre!
Vita njstra brevis est,
Venit mors velositer,
Rapit nos atrociter
Neminu parcetur!
Vivant professores!
Vivat memorum quodlibet?
Semper sint in f lore!
Хрестоматия по философии
учебное пособие
Согласно Федеральному компоненту
Государственного комитета Российской Федерации
по высшему образованию
Научный редактор и составитель
доктор философских наук, профессор,
академик Международной Академии высшей школы
В. И. Авдеев И. М. Бочарова
Хрестоматия по философии: Учебное пособие / Отв. ред. и сост. А. А. Радугин. – Москва: Центр, 2001.– 416с.
ISBN 5-88860-036-9
Книга представляет собой антологию тематически сгруппированных философских текстов – извлечений из трудов мыслителей разных эпох, включая и современность. Пособие подготовлено в соответствии с “Государственными требованиями (Федеральный компонент) к общему минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы по циклу “Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины”. Содержание дидактических единиц этих требований по философии раскрывается на основе фрагментов произведений представителей основных философских учений, школ, течений и направлений как в историко-философском ключе, так и через фундаментальные философские проблемы. В данном файле представлена первая часть издания (от античности до марксизма)
“Мудрое и глупое – это как пища,
полезная или вредная,
а слова, изысканные и простые, – это посуда,
городская и деревенская,
в которой можно подавать
и ту и другую пищу”.
Предисловие
В современной системе высшего образования, нацеленной на разностороннее развитие личности, значительную роль играет изучение философии. Определенную роль в освоении философской проблематики оказывают учебники и учебные пособия в виде курсов лекций, методических указаний и т. д. Однако все эти виды учебных пособий дают представление о философии как бы из “вторых рук”. Философские проблемы доходят до их читателей в интерпретации авторов данных пособий. Между тем, чтобы глубоко и разносторонне изучить философию, необходимо ощутить подлинный “вкус” философской проблематики, самому окунуться в мир философской мысли, непосредственно познакомиться с многочисленными идеями и концепциями философов.
Самый верный способ в этом деле – прочитать первоисточники – работы классиков философской мысли. Однако для студента неспециализированного вуза из-за недостатка времени, сложности текстов такая форма решения этой задачи может оказаться неприемлемой. Жанр учебного пособия в виде хрестоматии; в какой-то мере решает проблему непосредственного ознакомления студента с классическими философскими текстами. Хрестоматия позволяет читателю получить эти тексты в специально отображенном концентрированном виде.
Основными документами, определившими тематику отбора фрагментов текстов, являются “Государственные требования (Федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы по циклу “Общие Гуманитарные и социально-экономические дисциплины”. Дидактические единицы этих Требований по философии раскрываются как через изложение истории философии, так и через концентрированное освещение ряда важнейших философских проблем. Составители хрестоматии стремились к тому, чтобы представленные фрагменты отображали разнообразные подходы к предмету и назначению философии, к фундаментальным философским проблемам, чтобы они адекватно выражали взгляды соответствующих философов и при этом были доступными для понимания широкой читательской аудитории.
Двойственная нацеленность материалов данной хрестоматии на историю и теорию философии определили и композицию глав. В историко-философских темах соблюдается принцип освещения исторического движения философской мысли. В “теоретических” главах дается тематическая подборка материала, раскрывающая ту или иную философскую проблему. Для удобства читателей, там, где это возможно, составители стремились провести внутреннюю рубрикацию, чтобы было легче ориентироваться в обширном и довольно сложном материале.
Составители надеются, что представленный материал будет использован не только для устного изучения тем, но и для написания докладов и рефератов, что позволит существенно расширить кругозор по философии всей студенческой аудитории: группы, потока, курса.
В подготовке материалов принимали участие: проф. А. А. Радугин (темы 1-5,16,17); доц. В. И. Авдеев (темы 6-10,14,15); И. М. Бочарова (темы 11-13).
Тема 1. Философия: ее смысл и предназначение
1.1. Что такое философия и каков основной круг ее проблем
ПИФАГОР САМОССКИЙ
Диоген Лаэрций Х,10,1. Как говорит Гераклид Понтийский в сочинении “О бездыханной”, Пифагор впервые назвал философию (любомудрие) этим именем и себя философом, разговаривая в Си-кионе с сикионским или филутским тираном Леонтом: по его словам, никто не мудр, кроме Бога.
Диодор Сицилийский X , 10,1. Пифагор назвал свое учение любомудрием, а не мудростью. Упрекая семерых мудрецов (как их прозвали до него), он говорил, что никто не мудр, ибо человек по способности своей природы часто не в силах достичь всего, а тот, кто стремится к нраву и образу жизни мудрого существа, может подобающе назван любомудром (философом).
АРИСТОТЕЛЬ
…Следует рассмотреть те причины и начала, наука о которых есть мудрость. Если рассмотреть те мнения, какие мы имеем о мудром, то, быть может, достигнем здесь больше ясности. Во-первых, мы предполагаем, что мудрый, насколько это возможно, знает все, хотя он и не имеет знания о каждом предмете в отдельности. Во-вторых, мы считаем мудрым того, кто способен познать трудное и нелегко постижимое для человека (ведь воспринимание чувствами свойственно всем, а потому это легко и ничего мудрого в этом нет). В-третьих, мы считаем, что более мудр во всякой науке тот, кто более точен и более способен научить выявлению причин, и, [в-четвертых], что из наук в большей мере мудрость та, которая желательна ради нее самой и для познания, нежели та, которая желательна ради извлекаемой из нее пользы, а [в-пятых], та, которая главенствует, – в большей мере, чем вспомогательная, ибо мудрому надлежит не получать наставления, а наставлять, и не он должен повиноваться другому, а ему– тот, кто менее мудр.
Вот каковы мнения и вот сколько мы их имеем о мудрости и мудрых. Из указанного здесь знание обо всем необходимо имеет тот, кто в наибольшей мере обладает знанием общего, (15) ибо в некотором смысле он знает все подпадающее под общее. Но, пожалуй, труднее всего для человека познать именно это, наиболее общее, ибо оно дальше всего от чувственных восприятий. А наиболее строги те науки, которые больше всего занимаются первыми началами: ведь те, которые исходят из меньшего числа [предпосылок], более строги, нежели те, которые приобретаются на основе прибавления (например, арифметика более строга, чем геометрия). Но и научить более способна та наука, которая исследует причины, ибо научают те, кто указывает причины для каждой вещи. А знание и понимание ради самого знания и понимания более всего присущи науке о том, что наиболее достойно познания, ибо тот, кто предпочитает знание ради знания, больше всего предпочтет науку наиболее совершенную, а такова наука о наиболее достойном познания. А наиболее достойны познания первоначала и причины, ибо через них и на их основе познается все остальное, а не через то, что им подчинено. И наука, в наибольшей мере главенствующая и главнее вспомогательной, – та, которая познает цель, ради которой надлежит действовать в каждом отдельном случае; эта цель есть в каждом отдельном случае то или иное благо, а во всей природе вообще – наилучшее.
(Документ)
n1.doc
А. А. Радугин К.А.РадугинСОЦИОЛОГИЯ
Gaudeamus igitur
Juvenes dum sunuis!
Post jucundam juventutem,
Post molestam senectutem
Nos habebit humus
Ubi sunt qui ante nos
in mundo fuere?
Transeans ad superos
Transeans ad inferos
Hos si vis videre!
Vita nostra brevis est,
Brevi finietur;
Venit mors velositer,
Rapit nos atrociter,
Neminu parcetur!
Vivat academia!
Vivant professores!
Vivat memorum quodlibet!
Semper sint in florel
А.А. Радугин
K.A. Радугин
Социология
курс лекций
Второе издание, переработанное и дополненное
«Когда народ от гнева разъярится.
Он как пожар - тушить не помышляй!
Но если, уступив, сумеешь выждать,
Чтоб ярость он всю выдохнул, тогда
Мгновенья не теряй, и можешь тотчас
С народа взять что хочешь, без труда.
И жалость в нем, и гнев живет великий,
Терпение имей, и ты спасен».
Москва Издательство
Еврипид
ББК 60.5я75 Р15
Рецензенты:
кафедра философии Воронежской государственной
лесотехнической академии;
Ю.А. Ярецкий, канд. истор. наук,
доцент кафедры политологии и социологии
Воронежского государственного аграрного университета
На обложке: фрагмент картины художника П. Брейгеля «Игры детей»
Радугин А.А, Радугин К.А.
Р15 Социология: курс лекций.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.:
Центр, 1999.-160 с: ил.
ISBN 5-88860-055-5
Учебное пособие подготовлено в соответствии с «Государственными требованиями (Федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины». Содержание дидактических единиц этих требований по социологии раскрывается через изложение основных социологических направлений, течений, школ и учений, составляющих богатство социологии, начиная от основания науки и кончая современностью.
Пособие рассчитано на студентов, аспирантов и преподавателей вузов, а также всех интересующихся социологией.
Без объявления ББК 60.5я75
ISBN 5-88860-055-5 ©А.А. Радугин, 1999
тема 1
1. Предмет и объект познания социологии. Понятие социального
2. Социология и другие науки об обществе
3. Структура социологии
4. Функции социологии
тема 2
Становление и основные этапы исторического развития социологии
1. О. Конт - родоначальник социологии.
Учение о трех стадиях развития общества.
Солидарность и согласие. Социальная статика и динамика
2. Социальные условия и теоретические предпосылки
возникновения социологии
3. Классический тип научности социологии.
Учение о методе Э. Дюркгейма
4. Нетрадиционный тип научности.
«Понимающая социология» Г. Зиммеля и М. Вебера
5. Основные принципы материалистического учения
об обществе К. Маркса и Ф. Энгельса
6. Основные этапы и направления развития социологии в США
7. Развитие социологической мысли в России
тема 3
Общество как целостная система
1. Понятия общества и системы, социальных связей,
социального взаимодействия, социальных отношений.
Системный анализ общественной жизни
2. Общество с позиций социального детерминизма
и функционализма
3. Концепция общества в индивидуализме. Индивидуалистические
теории социального взаимодействия
тема 4
Культура в общественной системе
1. Культура как объект социального познания
2. Основные элементы культуры. Понятие и виды субкультур
3. Взаимодействие культуры и экономики.
Социальные функции культуры
тема 5
Социальные изменения. Теория развития общества
1. Концепция эволюционного и революционного развития
общества
2. Теория культурно-исторических типов
3. Глобализация социальных и культурных процессов
в современном мире
тема 6
Социальные общности как источник самодвижения
1. Понятие социальной общности и ее разновидности. Характерные черты массовых общностей
2. Социальные группы - основная форма социальных
общностей. Виды социальных групп
3. Этнические общности. Основные черты и этапы
формирования русской нации
тема 7
Личность как субъект и объект общественных отношений
1. Понятие личности. Личность как субъект общественных
отношений. Взаимоотношение личности и общества
2. Ролевые теории личности. Социальный статус
3. Формирование личности в процессе социализации. Отклоняющееся
поведение личности
тема 8
Социальная структура общества
1. Понятие социальной структуры общества.
Марксистское учение о классах как основном элементе
социальной структуры общества
2. Теория социальной стратификации
и социальной мобильности
3. Социальная стратификация и социальная мобильность
в современном российском обществе
тема 9
Социальные конфликты: генезис и механизм их разрешения
1. Причины, функции и субъекты социальных конфликтов
2. Динамика социальных конфликтов
3. Массовые действия.
Виды и формы протекания социальных конфликтов
в современной России
тема 10
Социальные институты
1. Понятие «социальный институт». Институционализация общественной жизни
2. Виды и функции социальных институтов
3. Семья как важнейший социальный институт
тема 11
Социальные организации и самоорганизации
1. Основные черты социальной организации
2. Формальные и неформальные организации.
Бюрократия как социальное явление
3. Марксистское учение о государстве как социальной организации
классово-антагонистического общества.
Государство и гражданское общество
тема 12
Институционализация религии и формирование церкви
1. Закономерности формирования религии как социального института
2. Основные этапы становления христианской церкви
как социальной организации
тема 13
Производственные организации: функционирование, управление и нововведения
1. Структура производственных организаций
2. Ценности производственных организаций
3. Роль неформальных групп в деятельности организаций
4. Понятие управления, формы управленческой деятельности
5. Стиль руководства производственной организацией
6. Методы оценки деятельности руководителей
7. Инновационный процесс: этапы, стратегии и проблемы
тема 14
Методология и методика эмпирического социологического исследования
1. Теоретическая подготовка исследовательской программы
2. Методы сбора социальной информации (выборка,
анализ документов, наблюдение, опрос: анкетирование,
интервьюирование)
3. Способы анализа и интерпретации данных, получение
эмпирически обоснованных обобщений, выводов и рекомендаций
Учебная и справочная литература по всем темам
В настоящее время в России осуществляется глубокая реформа всей системы образования. Одно из важных направлений этой реформы - изменение целей образования, его переориентация на удовлетворение запросов и потребностей конкретных людей, личностей. Важными составляющими этого процесса являются гуманизация и гуманитаризация образования. Государство ориентирует преподавателей и студентов на освоение мирового, в том числе и отечественного социально-гуманитарного знания, преодоление имевших место в недалеком прошлом догматизма и идеологической тенденциозности. Значительная роль в процессе социально-гуманитарной подготовки принадлежит социологии. Главная функция социологического образования - сформировать социальное мышление, понимание социологических проблем, источников их возникновения и возможных путей разрешения.
18 августа 1993 года Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию принял директивный документ «Требования (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины». В этом документе определяется тот круг проблем, который должен знать каждый выпускник по каждой дисциплине данного цикла, а также отмечается, что этот минимум должен быть дополнен изучением материала по дисциплине, связанной с профилем вуза и научными интересами преподавателя.
Предлагаемый вам курс лекций по социологии представляет собой одну из первых попыток обобщить, систематизировать обширный теоретический материал по проблемам курса, содержащийся в зарубежной и отечественной литературе. При разработке структуры курса, а также при содержательном рассмотрении вопросов авторы стремились максимально реализовать все требования государственного стандарта, а при изложении проблем - избегать односторонних оценок и интерпретаций и представить позиции ведущих специалистов. Курс лекций адресуется студентам и преподавателям вузов, аспирантам и научным работникам, учащимся старших классов школ, гимназий, лицеев и колледжей.
9
тема 1
Социология как наука. Предмет и функции социологии
1/ Предмет и объект познания социологии. Понятие социального
2/ Социология и другие науки об обществе
3/ Структура социологии
4/ Функции социологии
Предмет и объект познания социологии.
Понятие социального
С термином «социология» каждый из нас встречался неоднократно. В современной жизни она, как говорится, у всех «на слуху». Телевидение, радио, газеты сообщают о результатах социологических опросов населения по самым разнообразным проблемам. Социологические службы парламента, Президента, различных исследовательских центров изучают общественное мнение по важнейшим социально-политическим и экономическим вопросам: рейтинг наиболее влиятельных лиц в государстве, проблемы ценовой политики, удовлетворенность уровнем жизни и т. д. На предприятиях, в регионах проводятся свои специфические социологические исследования, в которых определяется состояние социальной напряженности в коллективах, удовлетворенность населения транспортным обслуживанием, работой различных организаций, сферы услуг. В институтах студенты осуществляют оценку работы преподавателей, заполняя анкету «Преподаватель глазами студента». Все это внешний, лежащий на поверхности уровень социологических исследований, который создает образ социологии как прикладной эмпирической науки, служащей удовлетворению каких-то текущих, сиюминутных потребностей общества. Но можно ли сказать, что этим исчерпывается предмет и задачи социологии? Что представляет собой социология как наука? С этим как раз нам и необходимо разобраться.
Начнем с этимологии. Термин «социология» - производное от двух слов: латинского слова societas - общество и греческого logo - слово, понятие, учение. Следовательно, этимологически социология - наука об обществе. Так ее и характеризует американский социолог Дж. Смелзер в своем учебнике «Социология». Но это довольно абстрактное определение, поскольку общество в его различных аспектах изучается значительным количеством гуманитарных и социальных дисциплин: социальной философией, политической экономией, историей, демографией и т. д. Для того, чтобы понять особенно-
Сти социологии, социологического подхода к изучению общества, необходимо вычленить собственную область социологического исследования, а также определить те методы, которыми социология оперирует. Для этого, прежде всего, следует провести строгое разграничение между объектом и предметом социологии.
В качестве объекта той или иной науки всегда выступает определенная сфера объективного или субъективного мира, в то время как предмет любой науки является результатом теоретического абстрагирования, позволяющего исследователям выделить те стороны и закономерности развития и функционирования изучаемого объекта, которые являются специфическими для данной науки. Таким образом, объект той или иной науки-это часть объективной и субъективной реальности, обладающая собственными свойствами, которые изучаются только данной наукой, а предмет науки-это результат исследовательских действий.
Принято считать, что объектом социологического познания является вся совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных. Что же такое социальное? Социальное, с точки зрения российского социолога Г. В. Осипова, - это совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированных индивидами или общностями в процессе совместной деятельности в конкретных условиях, и проявляющееся в их отношении друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни. Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под воздействием другого индивида или их группы (общности) - независимо от того, присутствует ли при этом данный индивид или общность. Именно в процессе взаимодействия друг с другом индивиды оказывают воздействие друг на друга, способствуют тем самым тому, что каждый из них становится носителем и выразителем каких-либо социальных качеств. Таким образом, социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации являются объектами социологического исследования.
Предмет же социологии, поскольку он является результатом исследовательских действий, не может быть определен столь же однозначно. Понимание предмета социологии на протяжении всей истории существования этой науки менялось. Представители различных школ и направлений высказывали и высказывают различное понимание предмета социологии. И это естественно, так как предмет науки находится в тесной связи с исследовательской деятельностью ученых.
Основоположник социологии, французский мыслитель О. Конт считал, что социология - это позитивная наука об обществе. Выдающийся французский социолог Э. Дюркгейм называл предметом социологии социальные факты. При этом социальное, по Дюрк-гейму, означает коллективное. Поэтому предметом социологии, по его мнению, является коллективное во всех его проявлениях.
С точки зрения немецкого социолога М. Вебера, социология - это наука о социальном поведении, которое она стремится понять и истолковать. Социальное поведение, по М. Веберу, - это отноше-
Социология как наука. Предмет и функции социологии 1 1
Ние человека, иначе говоря, внутренне или внешне проявляемая позиция, ориентированная на поступок или воздержание от него. Это отношение является поведением, когда субъект связывает его с определенным смыслом. Поведение считается социальным, когда по смыслу, который ему придает субъект, оно соотнесено с поведением других индивидов.
В марксизме предметом социологического исследования является научное изучение общества как социальной системы и составляющих его структурных элементов - личностей, социальных общностей, социальных институтов. Широкое распространение в нашей отечественной литературе имеет следующее определение социологии. Социология - это наука об обществе как социальной системе в целом, функционировании и развитии этой системы через ее составные элементы: личности, социальные общности, институты. В учебном пособии «Социология» (М.: Мысль, 1990.- С. 25) Г. В. Осипова, написанном с марксистских методологических позиций, социология определяется как наука об общих и специфических социальных законах и закономерностях развития и функционирования исторически определенных социальных систем, наука о механизмах действия и формах проявления этих законов и закономерностей в деятельности личностей, социальных общностей, классов, народов.
2 Социология и другие науки об обществе
Мы прояснили в самом общем виде, что изучает социология. Но для того, чтобы разобраться в этом более конкретно, необходимо рассмотреть взаимоотношение социологии и смежных с нею наук об обществе, социальном, общностях и индивидах. И здесь, прежде всего, необходимо сопоставить социологию и социальную философию.
Социология, как и многие другие науки, вычленилась из философии. В течение длительного времени социологическое знание накапливалось в недрах философии. И даже после того, как социология в лице О. Конта и Э. Дюркгейма провозгласила свою независимость от философии в качестве подлинной науки об обществе, философия продолжала играть заметную роль в социологических изысканиях. Социологию «отцов-основателей» О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, М. Вебера еще очень трудно отделить от социальной философии. Более того, можно с уверенностью сказать, что в целом ряде исследований ключевых проблем общественной жизни теоретическая социология переплетается с социальной философией.
Что же такое социальная философия? Социальная философия представляет собой раздел философии, посвященный осмыслению качественного своеобразия общества в его отличии от природы. Она анализирует проблемы смысла и цели существования общества, его генезис, судьбу и перспективы, направленность движущих сил и его развития. Следует отметить, что эти вопросы в определенной степени могут служить предметом теоретических размышлений и тех, кто причисляет се-
Бя к профессии социологов. Но при этом следует ясно осознавать, что в этом случае они выступают не как социологи-профессионалы, но, как и другие представители фундаментальной науки, занимающиеся широкими теоретическими обобщениями, вторгаются в область философии и выступают в данном случае как представители социальной философии.
У социальной философии и социологии очень широкая область совпадения объекта изучения. Их различие более отчетливо проявляется в предмете исследования. О предмете исследования социологии речь уже шла выше. Предметной же сферой социально-философских размышлений является исследование общественной жизни, прежде всего, с точки зрения решения мировоззренческих проблем, центральное место среди которых занимают смысложизненные проблемы.
Еще в большей мере различие между социальной философией и социологией обнаруживается в методе исследования социального. Философия решает общественные проблемы умозрительно, руководствуясь определенными установками, которые развиваются на основе цепи логических размышлений. Социология заявила о своей самостоятельности по отношению к философии именно потому, что она поставила перед собой задачу решения общественных проблем на основе научных методов познания действительности. По мнению «отцов-основателей» социологии, общественная жизнь должна изучаться не умозрительно, а на основе методов эмпирической (опытной) науки. Самостоятельное развитие социологии как раз и связано с тем, что она начала активно осваивать при анализе социальных процессов количественные методы с применением сложных математических процедур, в том числе теорию вероятности, сбор и анализ эмпирических данных, установление статистических закономерностей, выработала определенные процедуры эмпирического исследования. При этом социология опиралась на достижения статистики, демографии, психологии и других дисциплин, изучающих общество и человека.
Но в таком случае встает вопрос: как различить социологию и другие эмпирические науки об обществе и личности? Эта проблема особенно сложна и в значительной мере является нерешенной в отношении конкретных социальных наук и отраслевых социологии, например демографии и социологии брака и семьи, экономической теории и экономической социологии и т. д. Довольно остро, хотя, может быть, и не так заметно, она стоит при соотношении психологии и социологии, имея в виду, что социальная психология является разделом социологии. Решение этого вопроса предлагается по следующей схеме. Психология в основном сосредоточена на изучении индивидуального «Я», сфера социологии-это проблемы межличностного взаимодействия - « Мы». В той мере, в какой ученый исследует личность как субъект и объект социальной связи, взаимодействий и отношений, рассматривает личностные ценностные ориентации с социальных позиций, ролевых ожиданий и т. д., он выступает как социолог.
Решение вопроса о специфике социологии непосредственно связан с ответом на вопрос: когда же она появилась как самостоятельная наука? Содержательному рассмотрению этого вопроса бу-
Социология как наука. Предмет и функции социологии 1 3
Дет посвящена следующая тема. Здесь же мы ограничимся формальными критериями и должны опираться на принципы, выработанные науковедением. С точки зрения науковедения, становление любой науки прежде всего связано с внешней и внутренней институциона-лизацией данной науки, то есть приобретением данной наукой атрибутов социального института.
В этом процессе можно выделить ряд необходимых моментов, каждый из которых последовательно углубляет институционализа-цию: 1) формирование самосознания ученых, специализирующихся в данной области знания. Ученые осознают, что они имеют свой специфический объект и свои специфические методы исследования; 2) создание специализированных периодических изданий; 3) введение данных научных дисциплин в учебные планы различных типов учебных заведений: лицеев, гимназий, колледжей, университетов и т. д.; 4) создание специализированных учебных заведений по данным отраслям знаний; 5) создание организационной формы объединения ученых данных дисциплин: национальных и международных ассоциаций. Социология прошла все эти стадии процесса институционализации в различных странах Европы и США, начиная с 40-х годов XIX столетия.
3 Структура социологии
Помимо внешней институционализации, социология, как и всякая другая наука, должна пройти процесс внутренней институционализации. Внутренняя институционализация означает совершенствование организационной структуры науки, наличие устойчивого разделения труда внутри дисциплины, формирование правил и норм профессиональной этики, разработку эффективных исследовательских методов и приемов. Все это должно обеспечить действительный процесс производства и систематизации знаний в определенной области познания. Одно из важнейших мест в этом процессе принадлежит разделению труда, наличию в организационной структуре науки трех относительно независимых уровней: 1) уровень фундаментальных исследований, задачей которых является приращение научного знания путем построения теорий, раскрывающих универсальные закономерности и принципы данной области; 2) уровень прикладных исследований, в которых ставится задача изучения актуальных, имеющих непосредственную практическую ценность проблем, на основе существующих фундаментальных знаний; 3) социальная инженерия - уровень практического внедрения научных знаний с целью конструирования различных технических средств и совершенствования имеющихся технологий. Данная классификация позволяет вычленить в структуре социологии три уровня: теоретическую социологию, прикладную социологию, социальную инженерию.
Наряду с этими тремя уровнями, социологи выделяют также внутри своей науки макро- и микросоциологию. Макросоциология исследует крупномасштабные социальные системы и исторически дли-
Уровень
Элементы
Примеры
Межличностный
Типовое взаимодействие (по правилам) Ролевое поведение Социальный статус Межличностные связи
Игра в футбол
Тренер - игрок Адвокат - собственник Студенты института
Групповой
Первичная группа Организация Групповое отношение
Компания друзей
Больница
Труд - управление
Социетальный
Институт
Социальный порядок Класс и слой Город и общность
Религия Монархия Дворянство Москва
Мировые системы
Международные отношения Межнациональные организации Глобальный институт Мировая взаимозависимость
Гринпис
Ислам
Производство нефти
Рис. 1. Уровни социологического анализа
Тельные процессы. Микросоциология изучает повсеместное поведение людей в их непосредственном межличностном взаимодействии. Эти уровни не могут рассматриваться как находящиеся на различных плоскостях и не соприкасающиеся друг с другом. Напротив, они тесно взаимосвязаны, так как непосредственное, повседневное поведение людей осуществляется в рамках определенных социальных систем, структур и институтов. На рис.1 детально показано, каким образом различные уровни социологического анализа пересекаются в разных плоскостях человеческого взаимодействия. Например, группа - это люди объединенные взаимными интересами или зависимые друг от друга и отличающиеся от других групп отношениями и целями. В этом смысле речь идет и о группе, и о системе. Например, два соседа, семья, нация. Государство - это также группа, рассматриваемая на социе-тальном уровне. На уровне мировых систем (макроуровне) рассматривается отношение государства с другим государством.
Своеобразной формой пересечения всех этих уровней выступают такие структурные элементы социологии, как отраслевые социологии: социология труда, экономическая социология, социология организаций, социология досуга, социология здравоохранения, социология города, социология деревни, социология образования, социология семьи и т. д. В данном случае речь идет о разделении труда в сфере социологии по характеру исследуемых объектов.
Оригинальную концепцию развития социологии выдвинул американский социолог Р. Мертон. В 1947 году, полемизируя с Т. Парсонсом, который ратовал за создание в социологии «всеохватывающей теории, опирающейся на теории социального действия и
Социология как наука. Предмет и функции социологии 15
структурно-функциональный метод». Р. Мертон считал, что создание подобных теорий преждевременно, так как еще нет надежной эмпирической базы. Он считал, что необходимо создавать теории среднего уровня, которые выполняют промежуточную роль между малыми рабочими гипотезами, развертывающимися в изобилии в повседневных исследованиях, и широкими теоретическими конструкциями, понятийная схема которых позволяет производить большое число эмпирически наблюдаемых закономерностей социального поведения. Задачи такого рода теорий - аккумуляция эмпирических данных. Они могут возникать в отдельных отраслях социологии как специальные теории или же могут быть результатом обобщения группы фактов. Примером такого рода теорий может служить созданная Р. Мертоном концепция аномии, объясняющая различные типы отклоняющегося поведения.
Все крупные сферы общественной жизни исследуются на основе социологических методов. Например, социология труда изучает труд как социально-экономический процесс во всем многообразии его связей с социальными институтами. В ней органически связаны теория и практика социального управления трудовой деятельностью людей. В поле зрения социолога находятся социальные формы и условия труда, его коллективный или индивидуальный характер, социальная организация совместного труда. Социология труда характеризует различные социально-психологические механизмы включения работника в трудовую деятельность, то есть мотивацию и стимулирование труда, удовлетворение работой и отношение к ней, пути повышения трудовой активности, производительности труда и т. д.
4 Функции социологии
Многообразие связей социологии с жизнью общества, ее общественное предназначение определяются, в первую очередь, функциями, которые она выполняет. Одной из важнейших функций социологии, как и всякой другой науки, является познавательная. Социология на всех уровнях и во всех своих структурных элементах обеспечивает, прежде всего, прирост нового знания о различных сферах социальной жизни, раскрывает закономерности и перспективы социального развития общества. Этому служат как фундаментальные теоретические изыскания, вырабатывающие методологические принципы познания социальных процессов и обобщающих значительный фактический материал, так и непосредственно эмпирические исследования, поставляющие этой науке богатый фактический материал, конкретную информацию о тех или иных областях общественной жизни.
Характерной чертой социологии является единство теории и практики. Значительная часть социологических исследований ориентирована на решение практических проблем. В этом плане на первое место выступает прикладная функция социологии, в рамках ко-
Торой проявляется ряд ее других функций. Социологические исследования дают конкретную информацию для осуществления действенного социального контроля над социальными процессами. Без этой информации возрастает возможность появления социального напряжения, социальных кризисов и катаклизмов. В подавляющем большинстве стран органы исполнительной и представительной власти, политические партии и объединения широко используют возможности социологии для проведения целенаправленной политики во всех сферах общественной жизни. В этом проявляется
История Московского ун та восходит к письму Ломоносова И. И. Шувалову (1754), в к ром предлагалось учредить ун т в Москве, поскольку ун т при Академии наук в Петербурге не выполнял, по мнению Ломоносова, своих функций по подготовке… …
ФИЛОСОФИЯ В МОСКОВСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ - История Московского ун та восходит к письму Ломоносова И. И. Шувалову (1754), в к ром предлагалось учредить ун т в Москве, поскольку ун т при Академии наук в Петербурге не выполнял, по мнению Ломоносова, своих функций по подготовке специалистов… … Русская философия: словарь
Скульптура «Мыслитель» (фр. Le Penseur) Огюста Родена, которая часто используется в качестве символа философии … Википедия
Платон Древнегреческая философия философия, одна из двух крупнейших ветвей античной философии, возникшая в Древней Греции в VI веке до н. э. и существовавшая до самого конца античности. К древнегреческой философии по идеям, методам и… … Википедия
Философия в Киевском университете - (досоветский период) Философский ф т первым в 1834 г. начал свою работу в Императорском ун те Св. Владимира и в соответствии с проектом Временного устава 1833 г. имел 2 отделения. В первое входили 5 кафедр: философии, греч. словесности и… … Русская Философия. Энциклопедия
Философия в Петербургском университете - Начало философского образования в Петербурге восходит ко времени создания ун та при Академии наук (1725). В Проекте положения об учреждении Академии наук и художеств, утвержденном Петром I, говорилось, что университет есть собрание ученых… … Русская Философия. Энциклопедия
ФИЛОСОФИЯ В ПЕТЕРБУРГСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ - Начало философского образования в Петербурге восходит ко времени создания ун та (1725). В Проекте положения об учреждении Академии наук и художеств, утвержденном Петром I, говорилось, что университет есть собрание ученых людей, которые наукам… … Русская философия: словарь
Философия в Казанском университете - Казанский ун т был образован в период реформы системы просвещения, предпринятой Александром I в нач. XIX в. Утвердительную грамоту и Устав ун та император подписал 5 ноября 1804 г. В феврале 1805 г. состоялось открытие ун та, хотя фактически в … Русская Философия. Энциклопедия
Философия хозяйства - соч. Булгакова 1912 г. (подзаголовок: часть 1: Мир как хозяйство), защищенное в том же году в качестве докторской диссертации по политэкономии в Московском ун те. Задуманная часть 2 Оправдание хозяйства (этика и эсхатология) не была написана … Русская Философия. Энциклопедия
Мераб Мамардашвили Дата рождения: 15 сентября 1930 Место рождения: Гори, Грузинская ССР, СССР Дата смерти: 25 ноября 1990 Место смерти: Москва, СССР Научная сфера: Выдающийся Советский философ, исследователь философии языка и сознания … Википедия
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ исторически первая форма европейской теоретической мысли, ставшая основой развития и культурным горизонтом для всех последующих форм мышления, возникавших в рамках интеллектуального пространства средневековой, новой и… … Философская энциклопедия
Радугин Алексей Алексеевич (р.28.03.1943) - специалист по религиоведению и истории философии; доктор философских наук, профессор. Родился в с. Верхне-Огородничево Гродненской области. Окончил философский факультет МГУ (1967), аспирантуру МГУ (1972). Зав. кафедрой философии, социологии и истории Воронежской государственного архитектурно-строительной академии. Докторская диссертации - «Современный католический иррационализм. (Критический анализ методологии основных философских школ)».
Член Международной академии наук высшей школы. В центре внимания научной деятельности Алексея Алексеевича находились методологические проблемы христианской философии и теологии. Им обоснованы положения об иррационализме как методологической основе всей христианской философии и теологии.
Радугин раскрыл своеобразие религиозно-философского иррационализма, показал, что в рамках религиозного иррационализма существует интеллектуалистская и антиинтеллектуалистская тенденции, выявил основные принципы религиозно-философского мышления: супранатурализм, сотериологизм, ревеляционизм и раскрыл их содержание, показал как иррационалистические установки христианской философии реализуются в онтологии, гносеологии, антропологии и философской истории различных школ и течений.
Книги (8)
Введение в религиоведение
Пособие знакомит с основами религиоведения. В нем представлены различные концепции теории религии, ее структура и функции в жизни общества и индивида, освещаются проблемы происхождения и эволюции религии. Основное внимание уделяется рассмотрению современных мировых религий.
Рассматриваются проблемы диалога верующих и неверующих по ключевым мировоззренческим проблемам, правовой статус религиозных организаций в современной России.
Культурология. Курс лекций
В учебном пособии рассматриваются сущность и предназначение культуры: основные школы, концепции и направления в культурологии, история мировой и отечественной культуры, сохранение мирового и национального культурного наследия.
Предназначено в качестве учебного пособия для студентов вузов, техникумов, учащихся колледжей, гимназий, старших классов школ.
Психология и педагогика
Социология: курс лекций
Учебное пособие подготовлено в соответствии с «Государственными требованиями (Федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины».
Философия. Курс лекций
Учебное пособие подготовлено в соответствии с "Государственными требованиями (Федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы` по циклу "Общие гуманитарные и социально - экономические дисциплины".
Пособие рассчитано на студентов, аспирантов и преподавателей вузов, а также всех интересующихся философией.
Хрестоматия по культурологии
Книга представляет собой антологию тематически структурированных культурологических текстов - извлечений из трудов мыслителей разных эпох, а также памятников мировой литературы.
В соответствии с требованиями (Федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы по циклу «Общие гуманитарные и социально - экономические дисциплины» в текстах освещаются сущность и предназначение культуры, основные школы в культурологии, история мировой и отечественной культуры, вопросы сохранения мирового и национального культурного наследия.
Хрестоматия по философии. Часть 1.
Хрестоматия по философии. Часть 2.
Книга представляет собой антологию тематически сгруппированных философских текстов - извлечений из трудов мыслителей разных эпох, включая и современность. Пособие подготовлено в соответствии с «Государственными требованиями (Федеральный компонент) к общему минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины».