Комплексная работа как инструмент диагностики умений обучающихся работать с текстом в начальной школе (из опыта работы).


Итоговая комплексная работа "Живой мир" для 3 класса

Задание 1.
Предмет: Литературное чтение . Оценивается скорость чтения текста «про себя». Учитель дает сигнал приступить к выполнению задания и с помощью часов отмечает 1 мин. По повторному сигналу учителя дети отмечают слово, до которого они дочитали текст. Для удобства подсчета прочитанных за 1 минуту слов рядом с каждой строкой отмечено количество слов с начала текста до конца данной строки.

4 балла – темп чтения составляет более 81 слова в минуту;
3 балла – темп чтения составляет от 71 до 80 слов в минуту;
2 балла – темп чтения составляет от 61 до 70 слов в минуту;
1 балл – темп чтения составляет от 50 до 60 слов в минуту;
0 баллов – темп чтения ниже 50 слов в минуту.
Интерпретация результатов
4 или 3 балла – ученик достиг высоких уровней подготовки;



Внимание! Важно помнить, что результаты детей с дисграфией или дислексией интерпретации не подлежат. Таких детей лучше освободить от выполнения данной контрольной работы, дать им иное задание.
Задание 2.
Предмет: Литературное чтение и Русский язык .
Оценивается
умение правильно прочитать и откликнуться на текст задания,
умение составить заголовок, выбирая для этого адекватные грамматические средства (слово, словосочетание или предложение)
умение правильно записать слово или словосочетание и проверить правильность написания.
: а) Зайцы – беляки и б) Рыжая лисица, записанные с соблюдением правил правописания и требований к оформлению текста.
Оценки возможных ответов учащихся
2 балла – записанный заголовок передаёт основное содержание текста и составлен с учётом всех требований русского языка;
1 балл – заголовок написан в целом правильно, однако с рядом недочетов: небрежно и/или более чем с двумя исправлениями;
0 баллов – заголовок не составлен, и/или в заголовках имеются неисправленные орфографические ошибки.
Интерпретация результатов
2 балла – ученик достиг высоких уровней подготовки;
1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки;
0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки.
Задание 3.
Вопрос 1.
Предмет: Русский язык .
Оценивается
знание структурных особенностей текста (абзац) и умение найти заданный фрагмент текста;
умение найти названный фрагмент текста и списать его правильно, без ошибок, пропусков и искажения букв
сформированность навыков самокоррекции.
Правильный ответ: правильно выписанное предложение «В последнее время их численность уменьшается из-за ухудшения условий обитания и истребления человеком»/ «Чаще всего лисицы поселяются на склонах оврагов и холмов».
Оценки возможных ответов учащихся
1 балл – предложение найдено правильно и при списывании не допущено ошибок, пропусков или искажений букв;
0 баллов – предложение найдено неверно, и/или при списывании допущены ошибки, пропуски или искажения букв.
Интерпретация результатов
1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки;
0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки.
Задание 3.
Вопрос 2.
Предмет: Русский язык .
Оценивается
умение определять грамматическую основу предложения;

Правильный ответ: подчеркнуты слова «численность уменьшается»(сущ. + гл.)/«лисицы поселяются» (сущ. + гл.).
Оценки возможных ответов учащихся
1 балл – подчёркнуты: подлежащее и сказуемое, указаны части речи;
0 баллов – дан иной ответ.
Интерпретация результатов
1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки;
0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки.
Задание 4.
Предмет: Русский язык .
Оценивается
умение прочитать информацию, заданную в табличной форме;
умение правильно определить известную орфограмму;
умение найти нужную информацию и заполнить нужную ячейку таблицы.
Правильный ответ предполагает ответ типа: 1. Правописание безударной гласной в корне слова. 2. Правописание слов со сочетаниями жи-ши. 3. Правописание слов с удвоенными согласными. / 1. Правописание слов со сочетаниями жи-ши. 2. Правописание слов с парными согласными в корне слова. 3. Правописание слов с непроизносимыми согласными.
Оценки возможных ответов учащихся
2 балла – все орфограммы подчёркнуты верно, ответ размещён в нужном месте таблицы, при этом нет никаких противоречащих данному ответу записей;
1 балл – орфограммы подчёркнуты частично, ответ в таблице дан не полностью.
0 баллов – ответа нет.
Интерпретация результатов
2 балла – ученик достиг уровней базовой и повышенной подготовки;
1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки;
0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки.
Задание 5.
Вопрос 1.
Предмет: Русский язык .
Оценивается
умение разобрать слово по составу;
Правильный ответ: разобрано слово «кормит»/ «звери».
Оценки возможных ответов учащихся
1 балл – слово разобрано по составу верно
0 баллов – ответа нет или допущены ошибки.
Интерпретация результатов
1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки;
0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки.
Задание 5.
Вопрос 2.
Предмет: Русский язык .
Оценивается
умение подбирать однокоренные слова;
умение распознавать части речи.
Правильный ответ: в таблицу вписаны слова: «корм, кормовой, кормить»/ «зверёк, звериный, озверел». Допускаются другие ответы.
Оценки возможных ответов учащихся
1 балл – подобраны однокоренные слова нужных частей речи;
0 баллов – ответа нет или допущены ошибки при указании частей речи.
Интерпретация результатов
1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки;
0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки.
Задание 6.
Предмет: Математика .
Оценивается
умение формализовать условие задачи, заданной в текстовой форме, составить схему решения и решить задачу;

Правильный ответ: «30 кг»/ «60 кг».
Оценки возможных ответов учащихся
1 балл – правильно решены оба действия,
0 баллов – любые иные ответы.
Интерпретация результатов
1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки;
0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки.
Задание 7.
Предмет: Математика .
Оценивается
умение формализовать условие задачи, заданной в текстовой форме, составить схему решения и решить задачу (с помощью составленного выражения или по действиям;
умение производить вычисления с именованными числами (масса);
умение переводить одну величину в другую.
Правильный ответ: «12.270 г»/ «31.200 г».
Оценки возможных ответов учащихся
1 балл – задача решена правильно,
0 баллов – любые иные ответы или задача не решена.
Интерпретация результатов
1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки;
0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки.
Задание 8.
Предмет: Математика .
Оценивается
сформированность представлений об отдельных представителях класса «звери»;
умение сравнивать величины;
Правильный ответ: «700 мм»/ «900 мм»
Оценки возможных ответов учащихся
1 балл – ответ дан верно,
0 баллов – дан иной ответ или ответа нет.
Интерпретация результатов
1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки;
0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки.
Задание 9.
Предмет: Окружающий мир .
Оценивается
умение найти в тексте нужную информацию (как ответ на прямой вопрос), передать её в сжатом виде
Оценки возможных ответов учащихся
1 балл – запись ответа в целом соответствует приведенному образцу;
Интерпретация результатов

0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки.
Задание 10.
Предмет: Окружающий мир .
Оценивается
сформированность общего представления о царстве живой природы,
умение найти нужную информацию, представленную в тексте в скрытой форме (как ответ на косвенный вопрос), и отобразить её в ином формате (в виде ответа на вопрос).
Правильный ответ включает наличие следующих обязательных элементов: Растения. Животные. Грибы. Бактерии.
Оценки возможных ответов учащихся
2 балла – запись ответа в целом соответствует приведенному образцу;
1 балл – допущена одна ошибка;
0 баллов – ответа нет, либо он не соответствует тексту,
Интерпретация результатов
2 балла - ученик достиг повышенной подготовки;
1 балл – ученик достиг уровней базовой и повышенной подготовки;
0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки.
ЗАДАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ
Задания выполняются детьми по выбору. Приступать к этим заданиям детям разрешается только после того, как учитель убедился, что они попробовали выполнить все задания основной части работы и дальнейшее продолжение работы над ними нецелесообразно.
Задание 11.
Оценки возможных ответов учащихся



Интерпретация результатов
2 балла – ученик достиг уровней базовой и повышенной подготовки;
1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки;
0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки.
Задание 12.
Оценки возможных ответов учащихся
2 балла – дан полный правильный ответ;
1 балл – дан частично правильный ответ;
0 баллов – ответа нет, либо он не содержит всех необходимых элементов.
Интерпретация результатов
2 балла – ученик достиг уровней базовой и повышенной подготовки;
1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки;
0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки.
Задание 13.
Оценки возможных ответов учащихся
2 балла – дан полный правильный ответ;
1 балл – дан частично правильный ответ;
0 баллов – ответа нет, либо он не содержит всех необходимых элементов.
Интерпретация результатов
2 балла – ученик достиг уровней базовой и повышенной подготовки;
1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки;
0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки.
Задание 14.
Оценки возможных ответов учащихся
2 балла – дан полный правильный ответ;
1 балл – дан частично правильный ответ;
0 баллов – ответа нет, либо он не содержит всех необходимых элементов.
Интерпретация результатов
2 балла – ученик достиг уровней базовой и повышенной подготовки;
1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки;
0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки.
Задание 15.
Оценки возможных ответов учащихся
2 балла – дан полный правильный ответ;
1 балл – дан частично правильный ответ;
0 баллов – ответа нет, либо он не содержит всех необходимых элементов.
Интерпретация результатов
2 балла – ученик достиг уровней базовой и повышенной подготовки;
1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки;
0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки.
На заметку!
Учитель оказывает ребёнку по его требованию любую помощь, вплоть до прямого объяснения значения незнакомого слова, но по собственной инициативе помощь не предлагать, никаких наводящих вопросов.
Все результаты заносятся в таблицу и анализируются.

Итоговая комплексная работа «Живой мир»

1-й вариант


____________________________
Зайцы-беляки получили своё название из-за того, что белеют на зиму, за исключением кончиков ушей. Все они придерживаются кустарниковых зарослей или изреженного леса, избегая открытых пространств - лугов, полей.
Длина тела взрослых зайцев достигает 70 см, а масса - 6 кг. Более длинные задние ноги позволяют делать большие прыжки и убегать от преследования, а широкие ступни при отталкивании от поверхности создают прочную опору, не проваливаясь в снег.
У зайцев-беляков нет постоянного убежища. Днём они чутко спят, затаившись среди кустов, а по ночам кормятся. Летом зайцы-беляки поедают злаки, бобовые растения, осоку, хвою лиственниц, бесшляпочные грибы, а зимой - мелкие ветки и кору деревьев и кустарников, а также сено вокруг стогов.
Нападают на зайцев-беляков рысь, лисицы, волки, ястреб, орёл, филин и другие хищники. Существует поговорка - «труслив, как заяц». А между тем зайцы не столько трусливы, сколько осторожны.
Весной начинается размножение зайцев. У мамаши появляется 5 - 8 малышей по 90 - 130 г каждый. Зайчата рождаются зрячими, способными в первый же день передвигаться. Мать кормит их жирным молоком, а через 10 дней детёныши начинают самостоятельно поедать траву, стебельки и листья. Интересно, что зайчихи кормят не только своих малышей, но и чужих.
Живут зайцы-беляки около 8 лет. Это ценные пушные зверьки. Их мясо превосходного вкуса. В последнее время их численность уменьшается из-за ухудшения условий обитания и истребления человеком.
Основная часть
Постарайся выполнить все задания этой части. Выполняй их по порядку.
Задание 1.
Задание 2.
Задание 3. Найди в тексте предложение, содержащее ответ на вопрос «Почему численность зайцев уменьшается?»
1.
2.
Задание 4.
Слова / Название орфограммы
убегать
широкие
масса
Задание 5.
1. Разбери по составу слово: кормит.
2.
Существительное / Прилагательное / Глагол /
Задание 6.
Масса трёх зайцев равна 18 кг. Чему равна масса 5 таких же зайцев? Реши задачу.
Задание 7.
Масса взрослого зайца – 6 кг, а масса детёныша – 90 г. Сколько будут весить 2 взрослых зайца и 3 детёныша вместе? Ответ вырази в граммах.
Задание 8. Длина тела зайца достигает 70 см. Какая величина соответствует длине тела зайца? Отметь галочкой правильный ответ.
70 мм/ 700 мм/ 700 дм/
Задание 9. Как ты думаешь, для чего у зайцев широкие ступни? Запиши ответ, используй информацию, данную в тексте.
Задание 10. Какие «царства живой природы» встречаются в тексте? Допиши, какое «царство живой природы» ты знаешь ещё.
Дополнительная часть
Задания 11-15 можно выполнять в любом порядке.
Постарайся выполнить не меньше трёх заданий.

Задание 11.
1.
Задача:
2.
Решение:
Ответ:
Задание 12. Объясни значение поговорки: «Труслив, как заяц».
Задание 13. Как ты думаешь, какие меры необходимо принять, чтобы численность зайцев перестала уменьшаться?
Задание 14. Зайчиха приносит от 2 до 8 детёнышей 5 раз в год. Сколько максимально детёнышей может появиться у зайчихи за пару лет?
Задание 15. Объясни значение слова «убежище».

2-й вариант

Фамилия, имя____________________________________________
Школа _________ Класс___________

__________________________________________________
Рыжая лисица - хищное млекопитающее животное. Она достигает в длину 90 см, хвост - 30 см, масса - 10 кг. Лисица обыкновенная широко распространена: на всей территории Европы, большей части Азии. Окраска и размеры лисиц различны в разных местностях. Наиболее распространённый окрас: ярко-рыжая спина, белое брюхо, тёмные лапы. Общие отличительные черты: тёмные уши и белый кончик хвоста.
В дикой природе лисицы редко живут более 7 лет, часто продолжительность жизни не превышает 3 лет. В неволе звери доживают до 25 лет. Лисица, хотя и принадлежит к типичным хищникам, питается очень разнообразными кормами. Среди пищи, которую она употребляет, значительную часть «ассортимента» составляют мелкие грызуны, главным образом полёвки, а также зайцы, птицы.
Чаще всего лисицы поселяются на склонах оврагов и холмов. Они роют норы сами, или занимают пустующие норы барсуков, сурков, песцов. Бывают случаи, когда лисица живёт в норе одновременно с барсуком, но в разных её отнорах.
Лисы - хорошие родители. Самцы принимают активное участие в воспитании потомства.
Лисиц специально для получения меха разводят в зоофермах. В конце XIX века искусственно выведена порода серебристо-чёрных лисиц, а также выведен ряд других меховых пород на её основе: платиновая, дакотская и другие.
Основная часть
Постарайся выполнить все задания этой части. Выполняй их по порядку.
Задание 1. Начни читать текст. По сигналу учителя поставь палочку после того слова, до которого дочитал. Прочитай текст до конца.
Задание 2. Придумай заголовок. Запиши его на строчке перед текстом.
Задание 3. Найди в тексте предложение, содержащее ответ на вопрос «Где чаще всего поселяются лисицы?».
1. Спиши его. Проверь свою запись, если надо, исправь.
2. Подчеркни грамматическую основу этого предложения. Сверху укажи, какими частями речи выражены главные члены.
Задание 4. Прочитай слова, записанные в первом столбике. Подчеркни известные тебе орфограммы в этих словах. Во второй столбик запиши название орфограммы, подчеркнутой тобой.
Слова / Название орфограммы
животное
ряд
местность
Задание 5.
1. Разбери по составу слово: звери.
2. Подбери к нему однокоренные слова, распределив их по частям речи в таблицу.
Существительное / Прилагательное / Глагол /
Задание 6.
Масса трёх лисиц равна 30 кг. Чему равна масса 6 таких же лисиц? Реши задачу.
Задание 7.
Масса взрослой лисицы - 10 кг, а масса детёныша - 600 г. Сколько будут весить 3 взрослых лисицы и 2 детёныша вместе? Ответ вырази в граммах.
Задание 8. Длина тела лисицы достигает 90 см. Какая величина соответствует длине тела лисицы? Отметь галочкой правильный ответ.
900 дм/ 90 мм/ 900 мм/
Задание 9. Как ты думаешь, почему люди разводят лисиц в зоофермах? Запиши ответ, используй информацию, данную в тексте.
Задание 10. Какие «царства живой природы» встречаются в тексте? Допиши, какие «царства живой природы» ты знаешь ещё.
Дополнительная часть
Задания 11-15 можно выполнять в любом порядке.Постарайся выполнить не меньше трёх заданий.
Задание 11.
1. Используя данные текста, составь и запиши задачу.
Задача:
2. Выполни к ней решение, запиши ответ.
Решение:
Ответ:
Задание 12. Объясни значение слова «ассортимент».
Задание 13. Как ты думаешь, сможет ли лиса догнать взрослого зайца? Объясни почему?
Скорость
Лиса/ Заяц
50 км/ч/ 60 км/ч
А зайчонка? Объясни почему?
Задание 14. Как ты понимаешь пословицу: «Лиса хитростью берёт».
Задание 15. Человек не царь природы, а лишь её маленькая часть. Как ты можешь помочь сохранить природу? Запиши свой ответ.

Предварительный просмотр:

Кораблик.

Пошли гулять на речку Лягушонок, Цыплёнок, Мышонок, Муравей и Жучок.

Давайте купаться! – сказал Лягушонок и прыгнул в воду.

Мы не умеем плавать, - сказали Цыплёнок, Мышонок, Муравей и Жучок.

Лягушонок стал смеяться над ними. Обиделись друзья. Решили построить кораблик. Цыплёнок принёс листочек. Мышонок – ореховую скорлупку. Муравей соломинку притащил. А Жучок - верёвочку. И пошла работа. Построили кораблик!

Сели на него и поплыли. (60 слов.)

(По В. Сутееву)

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Выполняй их по порядку.

Задание 2

_________________________________________________________

__________________________________________

_____________________________________________

Проверь. Если надо, исправь.

Задание 3. Подумай, в каком порядке надо расположить картинки, чтобы было понятно, как развиваются события в сказке? Отметь их цифрами 1, 2, 3.

Задание 4.  .

Столько же «ног», сколько у цыплёнка…

А) у жучка В) у вороны

Б) у мыши Г) у муравья

Задание 5.

  1. Запиши цифрами, сколько жучков нарисовал художник на каждой картинке.
  1. Найди закономерность. Запиши цифрой, сколько жучков должно быть на следующей картинке.

Задание 6.

  1. Подчеркни в слове гулять

гулять - звуков, букв. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Задание 7. Отметь значком  домашнее животное.

А) жучок В) ворона

Б) цыплёнок Г) лягушонок

Задание 8. Рассмотри схему.

Живая природа

солнце муравей

Неживая природа

Радуга божья коровка

  1. Запиши на свободной строчке свой пример объекта неживой природы.

______________________________________________________________________________________________________

Задание 9. Друзья решили побегать наперегонки. Мышонок прибежал раньше Цыплёнка, но позже Лягушонка. Муравей прибежал раньше Жучка, но позже Цыплёнка. В каком порядке они прибегали? Отметь свой ответ на отрезке.

5 4 3 2 1

Ответ:

Задание 10. Подумай, что означает слово соломинка. Отметь значком  правильный ответ.

Кондитерское мучное изделие в виде узких длинных палочек.

Стебель хлебного злака.

Задание 11. Как ты думаешь, почему друзья обиделись на лягушонка? Дай ответ 1 – 2 предложениями.

_________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Постарайся выполнить все задания этой части.

Выполняй их по порядку.

Задание 2 Выбери из сказки предложение, в котором три слова. Спиши его.

_______________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________

Проверь. Если надо, исправь.

Задание 3. Подумай, в каком порядке надо расположить картинки, чтобы было понятно, как развиваются события в рассказе? Отметь их цифрами 1, 2, 3.

Задание 4. Выбери правильный ответ и отметь его значком  .

Столько же «ног», сколько у мышки…

А) у кошки. В) у цыплёнка.

Б) у змеи. Г) у муравья.

Задание 5.

  1. Запиши цифрами, сколько муравьёв нарисовал художник на каждой картинке.
  1. Найди закономерность. Запиши цифрой, сколько муравьёв должно быть на следующей картинке.

Задание 6.

  1. Подчеркни в слове принёс буквы мягких согласных звуков.
  1. Запиши, сколько в этом слове звуков и букв.

принёс - звуков, букв.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Задания 7 – 11 можно выполнять в любом порядке.

Постарайся выполнить не меньше трёх заданий.

Задание 7. Отметь значком  дикое животное.

А) овца В) кошка

Б) цыплёнок Г) лягушонок

Задание 8. Рассмотри схему.

  1. Выбери рисунки, которые относятся к живой или неживой природе. Соедини эти рисунки стрелками с названиями.

Неживая природа

Живая природа

Ель горы

Облака курица

  1. Запиши на свободной строчке свой пример объекта живой природы.

Задание 9. Друзья решили устроить соревнования по прыжкам. Мышонок подпрыгнул выше Муравья, но ниже Цыплёнка. Лягушонок прыгнул выше Цыплёнка. А Жучок выбыл из соревнований. В каком порядке они покоряли высоту? Отметь свой ответ на отрезке.

5 4 3 2 1

Ответ:

Для обозначения используй 1 букву: жучок – ж.

Задание 10. Подумай, что означает слово лист в данном произведении . Отметь значком  правильный ответ.

Тонкий плоский кусок, какого – либо материала.

Орган воздушного питания и газообмена растений.

Задание 11. Подумай, о чём эта сказка? Дай ответ 1 – 2 предложениями.

________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________

Предварительный просмотр:

Интегрированная проверочная работа для 1 класса (конец года): текст

Сова

Обидел однажды старик сову. Ничего не сказала

сова старику, но перестала у него

на лугу мышей ловить. Старик

это поначалу не заметил, а мыши

обнаглели. Стали они гнезда

шмелей разорять. Улетели

шмели, перестали клевер опылять. Но и тут ничего

не понял старик. А клевер перестал расти на лугу.

Голодно стало корове, и перестала она давать молоко.

Вот как все в природе связано

между собой! Теперь понял это

старик и пошел скорее к сове

прощение просить .

Задание 1.

Задание 2. Соедини рисунки стрелками так, чтобы было легче пересказать текст.

Задание 3. Составь и запиши цепочку слов так, чтобы показать, как в природе все связано между собой

Ответ :

______  ______  ______  ______  ________

Задание 4. Ответь на вопросы. Если нужно, перечитай текст еще раз.

Вопрос 1.

Предположим, что одна сова ловит за ночь 4 мыши. Сколько мышей может поймать сова за три ночи? Запиши получившееся число.

Ответ : ________

Вопрос 2. У кого в этой сказки больше всего ног? Допиши в ответе слово.

Ответ : Больше всего ног у ________

Вопрос 3. У кого ног меньше – у человека или у мыши? На сколько? Запиши правильное слово и число.

Ответ : У человека ног ________ на ________.

Задание 5. Найди в тексте и спиши два последних предложения. Проверь. Если надо, исправь.

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

Звуков

Букв

Букв

Звуков

Задание 6. 1) Найди и спиши выделенные в тексте жирным шрифтом слова. ________________

Букв

Звуков

________________

Звуков

Букв

________________

2) Подчеркни в записанных словах буквы мягких согласных звуков.

3) Раздели эти слова вертикальной чертой на слоги.

4) Определи и запиши цифрой в прямоугольнике рядом со словами количество звуков и количество букв.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

Задание 7. Соедини стрелками объекты природы с соответствующим словом-понятием.

Неживая природа

Растение

Животное

Дерево

Травянистое растение

Задание 8. Сколько в сказке живых существ, которые не умеют летать? Запиши ответ числом.

Ответ : ________

Задание 9.

1) Перечитай текст. Подчеркни незнакомые тебе слова, подсчитай их, запиши ответ цифрой и выпиши все незнакомые слова в столбик в таблицу.

Ответ : Незнакомых слов ________

2) Попробуй выяснить значение одного любого незнакомого слова и запиши его рядом с этим словом.

Незнакомое слово

Значение незнакомого слова

1. ____________

____________________________

2. ____________

____________________________

3. ____________

____________________________

4. ____________

____________________________

5. ____________

____________________________

6. ____________

____________________________

7. ____________

____________________________

8. ____________

____________________________

9. ____________

____________________________

10. ___________

____________________________

Задание 10. Как ты думаешь, чем обидел старик сову? Напиши одним предложением.

______________________________________________

______________________________________________

Задание 11. Как, какими словами, ты бы извинился перед совой, если бы ты был на месте старика? Напиши в двух предложениях.

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

Предварительный просмотр:

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ВАРИАНТ ИТОГОВОЙ РАБОТЫ

ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ 1 КЛАССА

1 в.

  1. Запиши по порядку числа от 9 до 15.

__________________________________________________________

  1. Запиши цифрами числа:

пятнадцать ______

двадцать ______

восемнадцать ______

2, 4, 6, ____

  1. Отметь √ верные ответы.
  1. 7 + 3 = 9 3. 10 – 6 = 4
  1. 2 + 8 = 10 4. 8 – 3 = 7
  1. Вычисли:

5 + 5 – 9 = ___

  1. Прочитай текст.

В автобусе едут 5 мальчиков, а девочек на 2 больше. Сколько девочек едет в автобусе?

Отметь √ верный ответ.

  1. 7 д.
  1. 3 д.
  1. 2 д.
  1. У Славы было 2 новых марки и 8 марок старых. Сколько всего марок было у Славы?
  1. 8 – 2
  1. 8 + 2

Запиши ответ.

Ответ: ___________________

  1. Начерти отрезок равный 5 см.
  1. Сколько на рисунке треугольников?

Отметь √ верный ответ.

2 3 4

  1. На уроке труда дети вырезали флажки.

Используя данные таблицы, ответь на вопросы:

  1. Сколько флажков вырезала Лена? ___________
  2. Кто из детей вырезал больше флажков? Напиши имя ребёнка. _________________
  1. Запиши по порядку числа от 7 до 13.

__________________________________________________________

  1. Запиши цифрами числа:

тринадцать ______

девятнадцать ______

двадцать ______

  1. Запиши следующие 2 числа последовательности.

1, 3, 5, ____________

  1. Отметь √ верные ответы.
  1. 6 + 3 = 9 3. 10 – 5 = 4
  1. 2 + 5 = 10 4. 8 – 3 = 5
  1. Вычисли:

4 + 6 – 7 = ____

  1. У Пети 7 книг о тиграх, а о птицах на 4 книги меньше. Сколько книг о птицах?

Отметь √ верный ответ.

  1. 10 кн.
  1. 3 кн.
  1. 2 кн.
  1. В вазе лежало 7 яблок. Катя съела 3 яблока. Сколько яблок осталось лежать в вазе?

Подумай, как бы ты решил задачу? Отметь √ верный ответ.

  1. 7 – 3
  1. 7 + 3

Запиши ответ.

Ответ: ___________________

  1. Начерти отрезок равный 6 см.
  1. Сколько на рисунке четырёхугольников?

Отметь √ верный ответ.

2 4 3

  1. На уроке чтения дети отгадывали загадки.

Имя ребёнка.

Количество загадок.

Нина

Грамматическое задание.

1 вариант.

  1. деньки

ветер синий радуга

  1. Отметь √ слово, в котором букв больше, чем звуков. Напиши сколько в нём звуков, сколько букв.

коньки -_________

трава -_________

вьюга -_________

  1. Раздели слова на слоги.

Мячик, зайчик, машина, яма, дом.

  1. Отметь √ слово, которое соответствует этой схеме:

ручей

птицы

волк

Замок замок

  1. Отметь √ предложение.

белая берёза

у Коли книга

Настало жаркое лето.

В доме жила кошка Мурка.

_____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________

кошки, были, Мурки, у, котята

_____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________

Где ласточка вьет свое гнездо?

(под крышей дома, на дереве, в траве)

______________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________

Фамилия, имя _________________________________класс__________

Грамматическое задание.

  1. вариант.
  1. Прочитай слово. Подчеркни в нём буквы гласных звуков одной чертой: пеньки
  1. Отметь √ слово, в котором все согласные звуки твёрдые.

чашка зайка корова

  1. Отметь √ слово, в котором звуков больше, чем букв. Напиши сколько в нём звуков, сколько букв.

семья -_________

Язык - _________

парта - _________

  1. Раздели слова на слоги.

Кошка, чайка, магазин, юла, дым.

5.Отметь √ слово, которое соответствует этой схеме:

ручей

птицы

волк

  1. Прочитай слова. Поставь в них ударение так, чтобы смысл слова соответствовал картинке.

Кружки кружки

  1. Отметь √ предложение.

Журчат весёлые ручейки.

у Лены краски

Жаркое лето

  1. Прочитай предложение. Начерти схему этого предложения.

У дяди Васи жила собака.

_____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________

  1. Прочитай слова. Составь из этих слов предложение. Запиши его.

дом, сторожит, Жучка, умная

_____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________

  1. Составь и запиши ответ на вопрос. Используй слова в скобках.

Где скворец вьет свое гнездо?

(На высоком дереве, под крышей дома, в скворечнике)

______________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общая характеристика

Предлагаемая Единая контрольная работа нацелена на оценку уровня подготовки выпускника начальной школы в соответствии с требованиями к уровню подготовки федерального компонента государственного стандарта начального образования. Особое внимание уделяется пониманию учащимися основных понятий, овладению ими основными методами, изучаемыми в рамках четырех указанных выше учебных предметов, и умению использовать свои знания в разнообразных ситуациях.

Исследование подготовки учащихся проводится по четырем учебным предметам: «литературное чтение и развитие речи», «русский язык», «математика» и «окружающий мир». Основой исследования подготовки по каждому из предметов служит единый текст. Текст является оригинальным (не адаптированный к учебным целям) и носит естественнонаучный характер. Выбор текста обусловлен доступностью восприятия и интересностью для младшего школьника, а также адекватностью к проверке ЗУНов по русскому языку, литературному чтению, математике и окружающему миру одновременно.

Единая контрольная работа представлена в тестовой форме. К каждому заданию теста приведены 2 – 4 варианта ответа, из которых только один верный. При выполнении этих заданий надо указать номер верного ответа. Все задания примерно равнозначны по сложности.

Порядок проведения

Выполнение Единой контрольной работы учащимися рассчитано на 2 – 3 академических часа (90 – 120 мин). Необходимо предоставить каждому ученику текст работы и черновик. Выполнение работы проводится на листах с заданиями.

Выполнение работы необходимо начать с проверки подготовки учащихся по литературному чтению. Задания именно этого раздела, помимо проверки узкопредметных знаний, нацелены на проведение общего анализа текста и выявления в нем различной информации, требующейся для выполнения заданий других учебных предметов.

Выбор дальнейшего порядка следования учебных предметов может быть произвольным.

Оценка результатов

Выполнение заданий Единой контрольной работы оценивается по дихотомической шкале с категориями: верно и неверно. За выполнение работы выставляются две оценки: тестовый балл и аттестационная отметка.

Тестовый балл выставляется на основе первичных баллов, полученных за выполнение каждого из заданий работы. В силу того, что задания примерно равнозначны по сложности, верный выбор ответа оценивается в 1 балл, неверный – 0 баллов. Сумма баллов полученных за выполнение всех заданий по данному учебному предмету составляет тестовый балл по данному предмету.

Аттестационная отметка за усвоение каждого учебного предмета выставляется по пятибалльной шкале, в соответствии с тестовым баллом.

При выполнении тестовых заданий из предложенных ответов выберите правильный и поставьте знак " " в клеточке, находящейся справа.

Желаем успеха!

БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ


Кто не видел белого медведя? В зоопарках он – обычный гость. Нет нужды описывать, каков он на вид. Напомним лишь, что у него только нос черный, сам медведь белый и зимой, и летом (а не как, скажем, песец или заяц-беляк – те лишь зимой белые). Подошвы лап у белого медведя густой шерстью поросли, а пальцы примерно на половину своей длины соединены плавательными перепонками.

Плавают и ныряют белые медведи отлично. Две минуты могут пробыть под водой, но погружаются в нее редко глубже двух метров. Далеко в открытом море не раз видели белых медведей, даже медведиц с медвежатами. Плывут со скоростью 5 километров в час, не беспокоясь, что ни земли, ни льдов нигде вблизи не видно.

Белый медведь и тюленей ловит не только на льду, украдкой к ним подползая. Обычный его прием, так сказать, атаки с моря такой: поблизости от лежбищ тюленей медведь осторожно, без плеска и шума, сползает в воду, плывет туда, где заметил тюленей. Затем он бесшумно ныряет и выныривает уже у самого лежбища, быстро карабкается на лед, отрезая тем самым тюленям путь к спасительной воде. По отвесным ледяным стенам медведь может прямо из воды выпрыгнуть на льдину, даже если высота ее над водой два метра.

Тюлени – главная охотничья добыча белого медведя весной. За год ловит и съедает он примерно 50 тюленей. Летом меню его более разнообразно. Ловит он рыбу на мелкой воде, на берегу – леммингов, песцов, лакомится яйцами птиц. Когда голоден, ест ягоды, водоросли, мхи, лишайник, грибы.

Белый медведь – самый могучий из сухопутных хищных зверей. Лев и тигр в сравнении с ним легковесы: средний вес медведиц 310 килограммов, медведей-самцов – 420 килограммов. Если медведь матерый и хорошо упитанный, то он может весить целую тонну!

/Акимушкин И.И. Мир животных: Млекопитающие, или звери. – М., 1988 г./

Тест по литературному чтению и развитию речи

1. Белый медведь летом

а) меняет цвет шерсти; б) не меняет цвет шерсти

2. Подошвы лап у белого медведя покрыты

А) густой шерстью; б) утолщенной кожей

3. Пальцы лап у белого медведя на половину своей длины

а) соединены плавательными перепонками; б) срастаются между собой

4. Белый медведь может плыть со скоростью

А) 2 километра в час; б) 5 километров в час

5. Меню белого медведя более разнообразно

А) зимой; б) весной; в) летом

6. Средний вес медведицы

а) 310 кг; б) 420 кг

7. Матерый и хорошо упитанный медведь может весить

а) 420 кг; б) тонну

8. В тексте 5 абзацев. В каком абзаце рассказывается о том, чем питается белый медведь?

а) в 1-ом; б) во 2-ом; в) в 3-ем; г) в 4-ом; д) в 5-ом

9. В каком абзаце говорится о внешнем виде белого медведя?

а) в первом; б) в последнем

10. В каком абзаце белый медведь сравнивается с другими крупными животными?

а) в первом; б) в последнем

11. Какой абзац повествует о способе охоты на тюленей:

а) 1-ый; б) 2-ой; в) 3-ий; г) 4-ый; д) 5-ый

12. Какой абзац рассказывает о том, какие медведи пловцы?

а)1-ый; б) 2-ой; в) 3-ий; г) 4-ый; д) 5-ый

13. Какая часть текста (какой абзац) может быть названа: «Ловкий и хитрый охотник»?

а) 1-ая; б) 2-ая; в) 3-ья; г) 4-ая; д) 5-ая

14. Данный текст:

а) художественный; б) научно-популярный

Тест по математике

    Сколько времени потребуется белому медведю, чтобы доплыть с берега до льдины, если расстояние до льдины составляет 15 километров, а плывёт медведь со скоростью 5 километров в час.

а) 3 ч; б) 10 ч; в) 20 ч; г) 75 ч

    выбери число, в котором два десятка

а)284; б) 4621; в)5372 ; г)20752;

    Запиши числа 8903, 8309, 83009, 839 в порядке убывания.

__________________________________________________________________________

    Сколько тюленей может съесть семья из трех медведей за 2 года? (недостающие данные найди в тексте)

А) 300 тюленей; б) 150 тюленей; в) 100 тюленей; г) 50 тюленей

    Какое число в 5 раз меньше, чем 5005?

а) 1001; б) 5000; в) 5010; г) 25025.

    Кто тяжелее: медведица или медведь-самец? На сколько килограмм?

(недостающие данные найди в тексте)

А) медведица тяжелее медведя-самца на 110 кг

Б) медведица легче медведя-самца на 110 кг

В) медведь-самец тяжелее медведицы на 730 кг

Г) медведь-самец легче медведицы на 730 кг

    Каким арифметическим действием находится неизвестное в уравнении?

230 – х =115

а)сложением

б)умножением

в)вычитанием

г)делением

Обведи нужную цифру.

а)31 866

б)31 868

в)34 868

    Площадь льдины прямоугольной формы 24 дм 2 . Длина льдины 6 дм. Найди периметр льдины.

Обведи нужную цифру.

а)72 дм б)20дм

в)24дм

г)18 дм

Тест по окружающему миру

    Природная зона арктических пустынь расположена на островах:

а). Тихого океана

б). Северного Ледовитого океана

в). Индийского океана

    В ледяной зоне растут:

а). Берёзы, дубы, сосны

б). Лишайники, мхи, полярные цветы

в). Клубника, малина, смородина.

    Большое скопление птиц на скалах называют:

а). Птичий рынок

б). Птичий базар

в). Птичий магазин

4. К какой группе животных можно отнести белого медведя по способу питания?

а) хищник; б) всеядный;

в) растительноядный; г) насекомоядный

5. Выбери самого крупного представителя зоны арктических пустынь

а) белый медведь; б) морж;

В) тюлень; г) полярный кит

Тест по русскому языку

1. В тексте про белых медведей больше всего предложений:

а) повествовательных; б) вопросительных

2. Восклицательное предложение находится:

3. Вопросительное предложение находится

а) в начале текста; б) в конце текста

4. Выпиши из второй части текста (из второго абзаца ) первое предложение.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Разбери его по членам предложения. Что ты можешь сказать о сказуемых? Они являются

а) родственными словами; б) однородными членами предложения

5. Что можно сказать о глаголах, которыми выражены сказуемые? Эти глаголы:

а) I спряжения; б) II спряжения

6. Эти глаголы стоят в форме:

а) настоящего времени; б) будущего времени; в) прошедшего времени

7. Эти глаголы стоят в форме:

а) единственного числа; б) множественного числа

8. Эти глаголы стоят в форме:

а) 1-го лица; б) 2-го лица; в) 3-го лица; г) нельзя определить лицо

9. Эти глаголы стоят в форме:

а) ж.р.; б) м.р.; в) ср.р.; г) нельзя определить род

10. Найди во второй части текста (во втором абзаце) все слова, которые являются родственными существительному, являющемуся подлежащим в первом предложении. Запиши их столбиком, поставив в начальную форму.

__________________

__________________

__________________

__________________

У тебя получилось:

а) два слова; б) три слова

11. Найди во второй части текста (во втором абзаце) другую форму слова, которое является подлежащим в первом предложении. Выпиши такое словосочетание с формой этого слова, из которого можно определить его падеж. Этот падеж:

а) Р.п.; б) В.п.

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

АНАЛИЗ ТЕКСТА

I . Литературное чтение и развитие речи

Проверяемые умения:

задания 1-13 – сформированность умения поиска необходимой информации в тексте;

задания 8, 9, 10, 11, 12, 13 – сформированность умения выявить при чтении главную мысль;

задание 14 – навык различения художественного и научно-популярного текста.

Правильные ответы : 1) б; 2) а; 3) а; 4) б; 5) в; 6) а; 7) б;

8) г; 9) а; 10) б; 11) в; 12) б; 13) в; 14) б

Тестовый балл

Аттестационная отметка

13-14

10 – 12

7 – 9

0 – 7

Математика

Номер

задания

Кол-во баллов

Правильный

ответ

Умение решать задачи на движение.

Понятие «скорость движения»

Вычисление времени движения

Умение: характеризовать число (четность-нечетность, сравнение с другими числами, позиционная запись и др.)

Умение: устанавливать последовательность чисел и величин в пределах 100 000.

Умение решать составные задачи, находить нужную информацию в тексте.

Умение: выполнять действия с числами (увеличивать/уменьшать число на несколько единиц или в несколько раз); увеличивать и уменьшать значение величины в несколько раз.

Умение решать задачи на разностное сравнение. Умение выбирать нужную информацию из текста.

Нахождение неизвестного в уравнении

Нахождение значения выражения

Повторения порядка действий

Нахождение периметра по известной площади и стороне

Максимальное кол-во баллов -13

Соотношение тестового балла и аттестационной отметки:

Тестовый балл

Аттестационная отметка

12-13

9-11

0 – 6

III . Окружающий мир

Все задания предусматривают сформированность умения школьников при необходимости использовать учебник. Задание 5 рассчитано на то, что школьник «заглянет» в словарь учебника.

Номер

задания

Кол-во баллов

Правильный

ответ

Определение океана по природной зоне

Знание растительного мира зоны арктических пустынь

Понятие «птичий базар»

Понятия: способ питания, всеядное животное

Определение самого крупного представителя зоны арктических пустынь

Максимальное кол-во баллов -5

Соотношение тестового балла и аттестационной отметки:

Тестовый балл

Аттестационная отметка

0 – 2

Русский язык

Номер задания

Кол-во баллов

Правильный ответ

Различение предложений по цели высказывания

Различение предложений по интонации. Умение просматривать текст и находить нужное место

Различение предложений по цели высказывания. Умение просматривать текст и находить нужное место

Плавают и ныряют белые медведи отлично.

Сформированность представлений об однородных членах предложения. Синтаксический анализ простого предложения с однородными членами (сказуемыми).

Различение спряжений глаголов

Различение времен глаголов

Различение ед.ч. и мн.ч. глаголов

Различение форм лица глаголов настоящего и будущего времени.

Представление о том, что «род» нельзя определить у глаголов настоящего и будущего времени (это характеристика глаголов прошедшего времени, стоящих в форме ед.ч.)

Медведь, медведица, медвежонок

Представления о родственных словах и о начальной форме существительных. Различение родственных слов и разных падежных форм слова

Словосочетание «видели медведей».

Понятие словосочетания, различение падежей.

Максимальное кол-во баллов -12

Соотношение тестового балла и аттестационной отметки:

Тестовый балл

Аттестационная отметка

11-12

8 – 10

6 – 7

0 – 5

Оценочные шкалы (2-4 класс).

Успешность освоения учебных программ обучающихся 2 – 4 классов в соответствии с ФГОС НОО (2009г.) оценивается по пятибалльной шкале.

Перевод отметки в пятибалльную шкалу осуществляется по следующей схеме:

Качество освоения программы

Уровень достижений

Отметка в балльной шкале

90-100%

66-89%

50-65%

меньше 50%

высокий

повышенный

средний

ниже среднего

«5»

«4»

«3»

«2»

Это важно! От 0 до 2 дополнительных поощрительных баллов за самостоятельность выполнения работы.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«____________________________________школа»

Анализ выполнения

комплексной работы в 4 классе 2014-2015 уч. год

(1 полугодие)

Контролируемый элемент

Чел.

%

Всего в классе

Писали работу

Выполнили без ошибок в комплексной работе задания базового уровня.

Выполнили без ошибок в комплексной работе задания повышенного уровня.

Всю комплексную работу выполнили без ошибок.

22-28 баллов – освоили базовый уровень.

28 – 44 балла – освоили базовый и повышенный уровни.

Менее 22 баллов – не освоили базовый уровень.

Получили дополнительные баллы за самостоятельное выполнение работы.

Литературное чтение.

Правильно выполнили задания по литературному чтению:

Правильно выполнили задание№1

Правильно выполнили задание№6

Правильно выполнили задание №12

Правильно выполнили задание №13

Правильно выполнили задание №14

Допустили ошибки на:

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

№9

№10

№11

№12

№13

№14

Русский язык

Правильно выполнили задание №2

Правильно выполнили задание №3

Правильно выполнили задание №4

Правильно выполнили задание №5

Правильно выполнили задание №7

Правильно выполнили задание №8

Правильно выполнили задание №9

Правильно выполнили задание №10

Правильно выполнили задание №11

Допустили ошибки на:

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

№9

№10

№11

Математика

Правильно выполнили задание №1

Правильно выполнили задание №2

Правильно выполнили задание №3

Правильно выполнили задание №4

Правильно выполнили задание №5

Правильно выполнили задание №6

Правильно выполнили задание №7

Правильно выполнили задание №8

Правильно выполнили задание №9

Допустили ошибки на:

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

№9

Окружающий мир

Правильно выполнили задание №1

Правильно выполнили задание №2

Правильно выполнили задание №3

Правильно выполнили задание №4

Правильно выполнили задание №5

Допустили ошибки на:

№1

№2

№3

№4

№5

Учитель:_____________________

КОМПЛЕКСНАЯ РАБОТА КАК ИНСТРУМЕНТ ДИАГНОСТИКИ УМЕНИЙ

ОБУЧАЮЩИХСЯ РАБОТАТЬ С ТЕКСТОМ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Введение федеральных образовательных стандартов подразумевает изменение подхода к оценке результативности обучения, содержанию контрольно-измерительных материалов и к самим критериям оценивания.

Система оценивания достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предполагает комплексный подход, позволяющий вести оценку достижения обучающихся всех трёх групп результатов образования:

    личностных;

    метапредметных;

    предметных.

Особого внимания требует оценивание метапредметных результатов, достижение которых обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса.

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий.

В связи с этим, достижение метапредметных результатов может проявиться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе, т.е. посредством выполнения комплексной работы, успешное выполнение которой требует освоения навыков работы с информацией (с текстом).

Поэтому актуальной формой контроля результатов обучения являются комплексные работы , позволяющие на основе одного текста не только определить понимание прочитанного и предметные знания по математике, русскому языку и окружающему миру, но и выявить уровень сформированности универсальных учебных действий.

Комплексная работа - это система заданий по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру, составленных к предлагаемому для чтения тексту. Работа направлена на выявление уровня сформированности предметных и метапредметных универсальных учебных действий (УУД) младшего школьника.

В комплексной работе используются разнообразные по форме ответа типы заданий:

    с выбором правильного ответа из предложенных вариантов;

    с записью краткого ответа (требуется записать краткий ответ в виде числа или слова на отведенном месте);

    с записью развернутого ответа (требуется записать полный ответ, решение или объяснение к ответу).

Структура комплексной работы

Комплексная работа составляется на основе текста, к которому даётся ряд заданий по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру. Комплексная работа состоит из основной части и дополнительной. Задания дополнительной части выполняются обучающимися по желанию.

Основная часть

Дополнительная часть

5-6 заданий по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, которые определяют уровень сформированности предметных и метапредметных учебных действий

5-7 заданий, которые определяют уровень сформированности метапредметных учебных действий

Проведение комплексной работы

Комплексная работа может проводиться в первом классе два раза в год: по итогам первого полугодия, итоговая; во 2-4 классах три раза в год: стартовая, по итогам первого полугодия, итоговая.

Правила проведения комплексной работы

    Для проведения работы должна быть создана спокойная, доброжелательная обстановка.

    Перед началом работы обучающиеся должны быть познакомлены с инструкцией по её выполнению.

    Инструктирующий учитель обращает внимание обучающихся на составные части работы, объясняя, что дополнительная часть не является обязательной, а выполняется по желанию обучающегося.

    Учитель имеет права по ходу выполнения работы давать краткие комментарии обучающимся, испытывающим затруднения или чувство психологического дискомфорта (но фиксировать свою помощь, детям, которые не обращаются за помощью дополнительно начисляется 1 балл).

    Проведения работы осуществляется в течение 1-2 уроков

(в соответствии с количеством заданий и уровнем их трудности).

    В кабинете на видном месте должны находиться часы для ориентации обучающихся во времени.

Оценивание и анализ выполнения комплексной работы

Выполнение комплексной работы оценивается в целом суммарным баллом (основная часть + дополнительная), полученным за выполнение всех заданий.

Комплексная работа проверяется в строгом соответствии с критериями оценки и кодами правильных ответов (в соответствии с содержанием комплексной работы).

Критерии оценивания заданий

Тип ответа (решения)

Параметры оценивания

выбор правильного ответа из предложенных вариантов

    1 балл - правильный ответ;

    0 баллов - неправильный ответ

запись краткого ответа

    1 балл - правильный ответ;

    0 баллов - неправильный ответ

запись развернутого ответа

    2 балл - полный правильный ответ;

    1 балл - частично правильный или неполный ответ;

    0 баллов - неправильный ответ.

Результаты выполнения комплексной работы представляются как процент набранных баллов от максимального балла за выполнение заданий двух отдельных частей и всей работы в целом.

Принятый минимальный критерий оценки выполнения комплексной работы находится в пределах 50% - 70% от максимального суммарного балла.

Если ученик начальной школы получает за выполнение всей работы число баллов ниже заданного минимального критерия оценки освоения учебного материала, можно сделать вывод о том, что он имеет недостаточную подготовку для продолжения обучения.

Если ученик набрал число баллов, равное или превышающее заданный минимальный критерий оценки освоения учебного материала, – он демонстрирует овладение основными учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени.

Обязательно в конце каждой части (основной и дополнительной) проводить самооценку работы на линеечке Цукерман по критерию «Правильность».

Приведём пример таблицы анализа итоговой комплексной работы авторов Логиновой О.Б., Яковлевой С.Г. «Мои достижения. Итоговые комплексные работы, 1 класс».

Анализ итоговой комплексной работы, 1 класс, 20____-20____ учебный год

Класс 1 «___» ФИО учителя: _________________________ Дата проведения работы:________________
Уровни При самооценке:

П – повышенный Н – норма

Б – базовый - занизили - завысили

Н – низкий

Количество человек

Количество обучающихся в классе

Выполняли работу

Выбор варианта работы: 4 вариант – для детей с высокой учебной мотивацией

1 и 2 вариант (равноценны ) – выполняются основной массой обучающихся

3 вариант – для детей с низкой учебной мотивацией

Основная часть + дополнительная часть

Предметные результаты

Уровень выполнения задания

Русский язык

Базовый уровень

Низкий уровень

задание № 2

Умение правильно списывать с печатного образца.

задание № 6 (2)

Умение соотнести и определить количество букв, звуков

задание № 6 (1)

Умение находить буквы мягких согласных

Математика

задание № 4

Сравнивать числа и величины, заданные в неявной форме, высказать суждение

задание № 5 (1)

Выполнять пересчёт предметов в пределах 10, записывать результат с помощью цифр

задание № 5 (2)

Выявить, установить и продолжить закономерность в ряду чисел.

задание № 9

Выбирать решение задачи, выполнять вычисления.

Чтение

задание № 3

Умение на основе сопоставления текста восстановить содержание.

Задание № 1

Скорость чтения про себя.

Окружающий мир

задание № 7

Умение классифицировать объекты природы.

Дополнительная часть

Метапредметные результаты

Уровень выполнения задания

Повышенный уровень

Базовый уровень

Низкий уровень

Регулятивные УУД

задания № 10

Учиться высказывать своё предположение (дать комментарий).

задание № 9

Переводить текст на язык математики

Познавательные УУД

задание № 11

Ориентироваться в своей системе знаний: определять лексическое значение слова.

задание № 10

Использовать свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.

задание № 7

Перерабатывать полученную информацию: анализиро вать и делать выводы.

задание № 8 (1)

Преобразовывать информацию из одной формы в другую (работа со схемой).

Коммуникативные УУД

задание № 10

Оформлять свои мысли в письменной форме (на уровне1-2 предложений).

Самооценка работы (уровень на шкале)

Анализ комплексной работы представляет собой обработку основной части и дополнительной. В анализе должны быть представлены номера заданий и какие УУД в них проверялись. Необходим словесный комментарий по следующему плану:

Выбор варианта работы:

1 вариант –

2 вариант –

3 вариант –

4 вариант –

    Количество детей, выполнивших основную часть без ошибок.

    ФИ детей, которые выполнили основную часть на низком уровне. Указать причины.

    Задания, которые вызвали наибольшее количество ошибок, причины.

    Задания, которые выполнены успешно.

    Количество детей, выполнивших все задания дополнительной части.

    Количество детей, которые выполнили 3 задания.

    Количество детей, которые выполнили менее трёх заданий (указать Ф.И.)

    Какие УУД сформированы на низком уровне, причины.

    Какие УУД сформированы на высоком уровне.

    Насколько объективно дети проводят самооценку своей работы.

    Общие выводы, предполагаемая коррекционная работа.

Хочется отметить положительные стороны проведения комплексной письменной работы:

    позволяет переносить полученные на уроках знания и способы учебных действий на другие учебные ситуации, т.е. способствовать формированию уровня компетентности ребёнка в решении разнообразных проблем;

    наглядно демонстрирует уровень сформированности смыслового чтения текста;

    создаёт условия для развития объективной самооценки обучающегося;

    помогает учителю объяснить родителям уровень сформированности предметных и метапредметных результатов ребёнка, составить его индивидуальный образовательный маршрут;

    является показателем причин неусвоения ребёнком знаний по предметам.

В то же время имеются некоторые трудности, связанные с проведением письменной комплексной работы:

    проверка такой работы занимает достаточно много времени;

    не у всех комплексных работ имеется электронная версия обработки результатов;

    подготовка к комплексной работе подразумевает наличие системы работы с текстом (смыслового чтения) в течение всего учебного года, что не всегда возможно.

Учитывая все положительные стороны и сложности, связанные с комплексными письменными работами, такие работы необходимы, так как они являются современным диагностическим инструментом для ребёнка, родителя и учителя.

Мерзлякова Екатерина Геннадьевна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №91»

Бушуева Елена Александровна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №91»

Крылова Наталья Александровна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №91»