Александр Сокуров: «Пусть арестовывают, пусть делают что угодно — я не уеду. Александр Сокуров: "Россия падает в бездну


"Яндекс" поставил москвичам 2,9 баллов по самоизоляции

01.04 начало в 07:45

Андрей Медведев. О Сокурове и не только...

Российские политические обозреватели, по мнению режиссёра Александра Сокурова, должны предстать перед Гаагским трибуналом. "Они должны быть наказаны. Это же просто преступники, которые работают и на государственных, и на частных каналах", - заявил Сокуров. Андрей Медведев, политобозреватель ВГТРК – рассуждает на тему заявления известного деятеля культуры...


Российские политические обозреватели, по мнению режиссёра Александра Сокурова , должны предстать перед Гаагским трибуналом. "Они должны быть наказаны. Это же просто преступники, которые работают и на государственных, и на частных каналах", - заявил Сокуров.

Андрей Медведев , политобозреватель ВГТРК – рассуждает на тему заявления известного деятеля культуры...

Всё плохо!

Это лейтмотив жизнеощущения отечественной интеллигенции. Причём всегда. Это контекст, в котором пребывает отечественная интеллектуальная либеральная "тусовка" последние лет 200, а 150 уж точно. Вообще интервью режиссёра Сокурова можно охарактеризовать так. Русский интеллигент занялся своим любимым делом: начал рассуждать о том, чего он совершенно не знает и не понимает! Но рассуждает об этом с позиции пророка, создателя смысла, человека, несущего безусловную и непреложную истину.

В интервью много смешного: и про ислам, и про журналистов. По его словам, "когда-нибудь эти политические обозреватели предстанут перед Гаагским трибуналом как провокаторы, которые нанесли огромный урон гуманитарному пространству России и всему российскому народу". Это про Украину и про то, как они освещали события на Украине. "Эти радио- и телевизионные глашатаи занимаются тем, что во время пожара разбрасываются спичками. На месте власти я бы обратил особое внимание на этих людей, создающих предпосылки для международных конфликтов. Это просто преступники, которые работают и на государственных, и на частных каналах".

Традиция отечественных интеллигентов – сочувствовать террористам

Вот кого режиссёр Сокуров считает преступниками? Журналистов. А наличие на Украине, где полыхает пожар, о котором периодически эти журналисты рассказывают, частных неонацистских карательных батальонов , которые воюют под нацистской символикой и нацистскими лозунгами, которые по зверствам своим вполне себе догнали ребят из дивизий СС "Галичина" и карательных батальонов, сформированных из украинских коллаборационистов в годы второй мировой войны? Это у Сокурова не вызывает неприязни. Их в Гаагу не надо. Он как-то их вообще не замечает, хотя их даже украинская фемида была вынуждена заметить. Помните, случай с батальоном "Торнадо" , который настолько разошёлся, что его были вынуждены даже в Киеве в итоге арестовать. Они такие зверства творили, что даже киевские власти были вынуждены отдать их под суд. Вот они режиссёра Сокурова не смущают самим фактом своего существования, Гаага – это не про них.

Или режиссёр Сенцов , который сел за терроризм, за то, что он и его друзья готовили теракты в Крыму. И, тем не менее, он вызывает у Сокурова сочувствие. Другие люди, которые могли бы пострадать, у него сочувствия не вызывают. Хотя на самом деле это такая традиция отечественных интеллигентов: сочувствовать террористам.

Для понимания, режиссёра Сенцова, украинские власти хотели поменять. То есть, из всей группы им нужен был только Олег Сенцов. На всех остальных они плевать хотели. И они выходили с хитрым предложением его поменять на кого-нибудь, кто мог бы быть нужным Москве. По некоторым оперативным данным, режиссёр О. Сенцов координировал деятельность нескольких ячеек на территории Крыма. А тем, что он участвовал в деятельности Автомайдана и, по всей вероятности, в разгроме колонны Антимайдана, которые возвращались в Крым, просто плотно никто не занимался.

Человек готовил теракты, и его на этом взяли. Хорошо, они несколько комичных терактов совершили, сожгли, например, отделение "Единой России". Ну а следующий-то был некомичным. СВУ (самодельное взрывное устройство) они-то собрали.

"Миротворческая" позиция режиссёра

Творец Сокуров говорит: "у нас должно быть категорическое условие – не воевать с соседями. Я бы в Конституцию внёс бы принцип обязательного мирного сосуществования со всеми странами, с которыми мы имеем общих границ. Даже если на нас напали, мы должны находить в себе силы не применять армию, не вторгаться на чужую территорию. С соседями можно ссориться, но воевать нельзя". Жалко, что Министерство обороны не знало о таких выдающихся миротворческих способностях Сокурова в 2008 году, когда грузинская армия напала на российских миротворцев в Южной Осетии и просто убивала и миротворцев, и мирных жителей Цхинвала. Если бы знать тогда о таких принципах режиссёра Сокурова, не надо было туда войска отправлять. Надо было отправить Сокурова в Южную Осетию. Он бы вышел и, наверное, договорился с грузинскими военными. Прямо там, на месте. Нашёл бы в себе силы не применять армию, сумел бы. Нет? Мне кажется, что слово, сказанное человеком, должно находить практическое применение.

А. Сокуров о развороте России на Восток

Режиссёр Сокуров назвал нынешний разворот России на Восток "просто глупостью". По его словам, "мало ли глупостей совершало Российское государство, которое по-настоящему и создаться ещё и не может". То есть, тысячелетняя история Российского государства не наводит Сокурова на мысли о том, что государство создалось, что оно сложилось.

Государство – это в первую очередь традиции и опыт, проверенные временем и подтверждённые национальным согласием. Видимо, ни традиций, ни опыта, проверенного временем у нас нет. Впрочем, другие историки, более серьёзные, полагают, что у России есть свой исторический опыт, который очень трудный и сложный, но, тем не менее, дающий России особое место в мире и особые перспективы.

Интересно, что российская либеральная интеллигенция каждый раз, когда Россия совершала идеологический и политический поворот на Восток, выказывала просто невероятное возмущение. Когда Россия начала присоединять Туркестан, понятно, что в этом не было экономической логики, но в этом была политическая логика. Не появись там российские войска, там появились бы британские военные и британские военные базы на расстоянии двух дневных переходов от Оренбурга. И вся либеральная общественность тогда говорила, что нам это совершенно не нужно, бессмысленная трата времени и денег. Когда Николай II в начале XX века совершил поворот на Восток и начал активно инвестировать в Дальний Восток и Китай, когда он не согласился вместе с европейскими державами устроить насильственное разделение Китая на оккупационные зоны, фактически спас Китай как единое государство, тогда и Николая II либеральная общественность страшно осуждала. А ведь тогда была целая экономическая программа: и строительство железной дороги на Дальний Восток, и строительство новых портов, и инвестиции в Китай. Но всё это вызывало ужасное возмущение московского олигархата, московских банкиров, потому что тогда экономический центр тяжести мог сместиться из Москвы в Казань, которая становилась бы транзитной точкой, через которую шли бы грузы в Китай и Азию, устанавливались бы новые экономические связи. Этот экономический разворот на Восток ужасно осуждали. И в итоге в результате интриг его затормозили, и, в общем, Россия была втянута в военный союз Антанту (с Англией и Францией) и далее в первую мировую войну.

Россия – наследница византийской цивилизации

Когда Сокуров говорит, что Россия цивилизационно больше связана с Европой, у меня опять же возникает некий вопрос. Религию, государственные традиции, культурные традиции и традиции письменности Россия получила не то, что бы из Европы, а из Византийской империи, которая в чистом виде не была Европой. Да, это Восточно-Римская империя, но Византия не была Европой никогда ни географически, ни идеологически. Именно это позволяло то одному, то другому Папе объявлять крестовые походы против православных раскольников. А крестоносцам это позволяло совершенно спокойно грабить Константинополь и убивать православных христиан-жителей Константинополя.

Россия как раз все свои цивилизационные традиции получила именно от Византии. В том числе и отсутствие колонизаторского мышления. У России никогда не было колоний, а у Запада они были. Потому что в католическом и особенно в протестантском сознании есть же те, кому дано, а есть те, кому не дано.

А. Сокуров сказал о том, что церковь в России должна быть отделена от государства и что, как только будет принято решение о создании православной партии, запустится маховик разрушения страны. И если будет создана православная партия, то тут же включатся в гонку соперничающие мусульмане. И тогда внутри России может случиться религиозная война не на жизнь, а на смерть.

А. Медведев: Мне кажется, что это Сокуров просто какой-то сценарий сочиняет для своего нового, очередного замечательного фильма, которого, как всегда, никто не посмотрит, который получит премию на каком-нибудь фестивале и который будет снят, как всегда, на государственные деньги, чтобы потом режиссёр Сокуров мог покритиковать государство.

А вообще, правда, интересно, есть ли такой человек, который прямо встал и пошёл смотреть в кинотеатр фильмы Сокурова? Фильмы Сокурова преимущественно художественные. Считается, что это особое, авторское кино, не для всякого быдла вроде политических обозревателей, по которым Гаага плачет, а для приличных людей. У меня вопрос: среди приличных людей с хорошими лицами много ли тех, кто прямо сел и посмотрел кино Сокурова от начала до конца? Я не про кинокритиков, я про обычных людей.

Кино про европейские ценности

В последнем фильме А. Сокурова "Франкофония" показываются начало второй мировой войны и личностная история директора Лувра, который защищал национальную коллекцию этого музея, когда вторглись фашистские оккупанты.

А. Медведев: Положим, что фашистские оккупанты-то не сильно во Францию и вторглись. И не надо было особо ничего защищать. Во всём французском Сопротивлении с жареной печёнкой и молодым божоле людей сражалось меньше, чем служило французов на стороне гитлеровцев в Вишистской армии и воевало на Восточном фронте. Получается, что Сокурову интересно снять не про то, как, скажем, в голодающем, умирающем Ленинграде спасали коллекцию Эрмитажа, не про то сотрудников детского дома, которые один за другим умирали от голода, но куска хлеба у детей не украли. Ему интересно про европейские ценности.

Что там было спасать, простите? Вы видели кадры кинохроники, как немцы входят в Париж или как немцы находятся в Париже? Во Францию немцы с Восточного фронта ездили в качестве поощрения отдыхать и подлечить раны, погулять, с девчонками потусоваться. Что от кого там надо было спасать? Знаете, это какое-то искажённое восприятие жизни.

Понять и простить?

Это как с террористом Сенцовым. Опять же это очень традиционно для отечественных либералов. Вон Сокуров говорит, чтобы простили Сенцова, ведь тот ничего плохого не сделал. Точно так же, когда убили Александра II, вся отечественная либеральная интеллектуальная тусовка писала Александру III, что тот должен простить покушавшегося, простить народовольцев, что не надо их вешать. Как любят у нас интеллектуалы в целом говорить ни о чём.

По мне, так разницы нет. Сенцов ли, Басаев ли, Кибальчич ли, Степняк-Кравчинский ли, Борис Савенков ли. Это всё люди одного ряда. Это террористы, убийцы, которые занимались тем, что разрушали и пытаются разрушить мою страну.

Впрочем, российская практика борьбы с терроризмом не несёт в себе особенного зерна и содержания. Например, в Великобритании давеча подростку, который написал твит в поддержку ИГИЛ, дали два полновесных года. Мальчику 15 лет, пошутил, написал твит в поддержку ИГИЛ, группу какую-то собрал из братьев-моджахедов, и двушечка, как принято говорить. На Западе вообще за истории с виртуальным терроризмом в Сети, с поддержкой там террористов, с созданием групп, людей сажают постоянно и дают полноценные сроки. Два, три года, пять лет. За твиты, за записи в "Фейсбуке".

Обида

Мы всё обсуждаем интервью Сокурова. А я понимаю, в чём проблема с Сокуровым. Он говорит, что у Путина – свой кинематографический биограф Никита Михалков. Вот так он и проговорился. Всё из-за обиды. Хотелось бы самому быть кинематографическим биографом. И он говорит, что знает "многих режиссёров, которые хотели бы стать в ряд биографов". Хотя самому президенту это не нужно. Есть некая обида у творца.

Сокуров не доволен не только условно деградирующей Россией, но он и про европейских лидеров говорит то же самое: что они все – вырожденцы, что они все – совершенно несолидные. И вообще понапустили к себе не понятно кого. Меркель представляет собой печальное зрелище.

О неправильно выбранной профессии

А в конце он говорит, что "ему кажется, что он неправильно выбрал профессию, в кино он не реализовался полностью, чего уж теперь говорить". Отлично! Прожил человек жизнь, снимал кино за государственные деньги, кино, которое было никому особенно не нужно, а потом и говорит: чёрт, у Путина другой биограф, а я в кино не реализовался полностью.

Первый и последний абзацы интервью Сокурова – это самое важное. Всё, что между ними, – это ворчание расстроенного, огорчённого жизнью человека.

Я смотрю на западных творцов, смотрю на Риддли Скотта, например. Он снимает прекрасное, очень хорошее кино. Смотрю на Стивена Спилберга. Поговори с ними откровенно, наверное, скажут, что они что-то тоже не досняли. Но просто они – коммерчески успешные ребята. И я уверен, что от них такого нытья никогда не услышишь. Плохое ли они кино снимают? Нет. Касается ли их кино каких-то тонких материй, цепляет ли оно струны души? Конечно. Плохие у них фильмы? Нет. Коммерчески успешные? Да. То есть, как-то у людей всё гармонично сочетается.

Или возьмём кинофильм "Список Шиндлера". Абсолютно коммерчески успешный проект. Но он важный? Важный. О людях? О людях. О подвиге? О подвиге. Он даёт возможность задуматься? Даёт. И таких примеров огромное количество. Ведь на Западе снимают не только боевики. "Список Шиндлера" собрал в 15 раз больше денег, чем стоил, чего нельзя сказать ни про один фильм Сокурова. Может быть, просто дело в том, что человек правильно выбрал профессию?

Режиссер Александр Сокуров ответил на вопросы читателей и редакции Znak.com во время проведения «Дней Сокурова» в Ельцин Центре. Здесь приведены некоторые фрагменты из этого большого интервью. Полностью его можно прочесть на сайте Znak.com.

Александр Сокуров. Фото: Яромир Романов

— Вам не кажется, что современные мировые лидеры мельчают прямо на глазах? Достаточно сравнить руководителей ведущих европейских государств и США с теми, кто стоял у руля полвека назад, сравнение будет явно не пользу нынешних. Как думаете, с чем связан кризис политических элит?

— Действительно, деградация налицо. А связано это с тем, что они не являются свидетелями больших исторических процессов. Жизнь наша, безусловно, остается сложной, однако нынешние лидеры не в состоянии ни увидеть этого, ни предвосхитить. О том, что война с Украиной неизбежна, я сказал еще лет десять назад. Многие тогда покрутили пальцем у виска, а для меня это было совершенно очевидно. И я удивляюсь, почему это было не очевидно для российских и украинских руководителей. Это говорит о том, что нынешнюю политическую элиту составляют близорукие люди. Что уровень культуры, интеллекта, да и вообще масштаб личности сегодня нивелируется. Посмотрите на нынешнего канцлера Германии. Ну что это такое? Просто прискорбное зрелище. А итальянский премьер или последние президенты Франции... <...>

— Вы возглавляете общественную группу активистов-градозащитников, ведущую диалог с властью о защите от разрушения старого Петербурга. В прошлом году вы написали письмо губернатору Санкт-Петербурга Полтавченко с просьбой не называть мост через Дудергофский канал именем Ахмата Кадырова, но к вам не прислушались.

— Точка в этом вопросе, к сожалению, поставлена. И принятое решение я рассматриваю не иначе как террористическую деятельность на территории России. Эта угроза исходит от чеченского сектора. Мы имеем дело с бомбой, которая может взорваться в любой момент. На мой взгляд, это реальная военная угроза. Чечня — регион России, который России не подчиняется. Там есть своя армия, и нужен только сигнал, чтобы двинуть этих вооруженных людей в какую-то сторону. Для меня очевидно, что это находится за пределами Конституции моей страны. И я уверен, что столкновение неизбежно по целому ряду причин. Я, конечно, надеюсь, что президент понимает, кто такой Рамзан Кадыров, и границы его возможностей, наверное, определены. Но при этом не сомневаюсь, что если от него последует указание вооруженным людям, то в целом ряде российских городов жертвы будут большие.

— В свое время вы написали письмо Александру Хлопонину, который был представителем президента в Северо-Кавказском округе, где предлагали под эгидой государства собрать серьезную конференцию православного и мусульманского духовенства с постановкой политических вопросов…

И, разумеется, не получил никакого ответа. Никто не обратил на это внимания. А между тем мы видим, что происходит. Молодые люди, вырвавшиеся из кавказских городов, ведут себя вне всяких норм не только жизни русских, но и вообще вне всяких моральных норм. А правоохранители в Москве парализованы страхом перед Грозным, ведь именно там выносятся смертные приговоры. И если в Грозном человеку вынесут смертный приговор, его уже никто не сможет защитить.

— Мало кто отважится говорить об этом вслух. И понятно почему. Вы ощущали на себе эту опасность?

— Конечно. Но позвольте не конкретизировать. Я понимаю, что делаю и говорю и что за это придется отвечать. А федеральной власти необходимо ответить себе на вопрос: является ли Конституция Российской Федерации законом, действующим на территории всего российского государства? Если да, то должны быть приняты соответствующие меры. Однако мы видим, что этот документ уже не работает. Может, готовится новая Конституция?

Именно с алкоголизмом я связываю деградацию русского мужского населения. Ведь в мусульманских регионах такой проблемы нет. Религия там помогает сохранять национальный уклад. А поскольку русские давно нерелигиозный народ, а наш национальный уклад, тесно связанный с сельским образом жизни, был разрушен большевиками, то теперь у нас словно нет опоры, которая бы остановила это падение в бездну.

Важно, чтобы в правительстве видели. И думали, искали способы скрепить страну, пока не стало слишком поздно. Граждане Российской империи, а потом и Советского Союза ощущали себе единым целым, хотя никого интернета или телевидения не было… <...>

Думаю, людей скрепляла мысль о всеобщем равенстве, неких социальных гарантиях, идея интернационализма, общее культурное пространство, доступное бесплатное образование…

— Я бы даже сказал равнодоступное качественное образование, которое человек мог получить и в столице, и в маленьком городе, и в глухом ауле, и в рязанском селе. В принципе, это было близко к осуществлению. А сегодняшнее образование — сословное. Так у нас никогда никакой Шукшин не появится: в современных условиях он не смог бы получить образования. Все мои попытки противостоять оплате за высшее образование привели к тому, что я испортил отношения с большим количеством чиновников и ректоров... В общем, вы сами ответили на свой вопрос, достаточно точно все сформулировав.

— Но если эти «скрепы» сегодня не работают, устоит ли Россия с нынешними «скрепами»?

— В чем я согласен с коммунистами, так в том, что церковь должна быть отделена от государства. Нынешнее же государство абсолютно преступно распоряжается взаимоотношениями с религиозными культами. Мы совершаем гигантскую ошибку, отдавая часть власти православной церкви. Они люди, мягко говоря, странные и политически неосторожные. Как только будет принято решение о создании православной партии, которая станет одной из официальных государственных партий, запустится маховик разрушения страны. Все идет к тому, и Русская православная церковь собирает имущество, чтобы эта партия была богатой. Но ведь следом появятся крупные мусульманские партии, и тогда вопрос о существовании Российской Федерации будет снят с повестки дня.

Это же нетрудно предвидеть: если на определенной территории православная религиозная сила получает в подарок от государства часть политической власти, то, соответственно, в других местах мусульманское население совершенно справедливо потребует часть политической власти для своих религиозных организаций. Поверьте, мусульмане в этом вопросе ни в чем не уступят. И когда интересы православия и ислама войдут между собой в политическое противоречие, начнется межрелигиозная война — самое страшное, что вообще может быть. В гражданской войне можно все-таки договориться, а в религиозной бьются до смерти. Никто не уступит. И каждый будет по-своему прав.

Интеллигенция и народ. Интервью Александра Сокурова, в котором режиссер призвал судить тележурналистов в Гаагском суде. Также в работе против власти. Эти и другие темы обсуждают Дмитрий Куликов и Ольга Подолян .

Подолян : В этом часе мы хотели поговорить о реакциях.

Куликов : Да, о реакциях - адекватных и неадекватных. О функциях осмысления и осознания. Вроде должна этим заниматься наша интеллигенция. Но я бы так поставил вопрос в этом часе: интеллигенция и народ. Но не в абстрактной его форме, а очень конкретно - кто, как и что понимает.

Честно говоря, меня потрясло интервью режиссера Александра Сокурова, которое вышло совсем недавно. Там много чего, я все это интервью анализировать не буду. В принципе, каждый человек имеет право на свое мнение, но две вещи из этого интервью следует обсудить.

Первая вещь заключается в том, что, по мнению господина Сокурова, наши СМИ, наше телевидение что-то там разжигает, и по поводу этого удивительного термина "разжигает" господин Сокуров призвал к тому, чтобы российских тележурналистов судили в Гааге. Вот так, ни много ни мало. Это, кстати, такой либерал-демократ, как выясняется, который совсем недавно требовал . Сенцов - это руководитель украинской группы, которая готовила теракты в Крыму. Он как бы режиссер, и то, что он как бы режиссер, по мнению Сокурова (тогда он спорил с президентом Путиным), было достаточным основанием для того, чтобы Сенцова выпустить. Несмотря на то, что в суде доказана его вина, террористическая деятельность действительно там была, они действительно готовили эти теракты.

Кстати, когда возникает вопрос, откуда же в нашем обществе берутся репрессии, такие страшные механизмы, с которыми мы в истории сталкивались, так вот отсюда они и берутся - из позиции наших либералов и демократов, которые считают, что они против репрессий и за свободу. Они против тех репрессий, которые они считают неправильными. Но они очень "за" правильные репрессии. И все это уживается одновременно в их голове, которую они считают ни много ни мало "мозгом нации".

В принципе, мне не нравится российское телевидение, - сказал Сокуров, - поэтому давайте в Гаагу отправим. Кстати, это тоже вершина правосудия - Гаага. Господин Сокуров почему-то по поводу Гааги не говорит, что лидеры Югославии, например, просто умерли в гаагской тюрьме. А вина их так и не была доказана. Это господина Сокурова не волнует. Ну ладно, про Гаагу отдельно.

Так вот, журналистов, которые не нравятся господину Сокурову, надо отправить в Гаагу. А террориста Сенцова, который нравится Сокурову, надо выпустить и проявить к нему "акт милосердия".

Полностью слушайте в аудиоверсии.

Популярное

12.03.2020, 07:08

Китай победил коронавирус, весь мир – заразился

ВЛАДИМИР СОЛОВЬЁВ: «Толпы людей на улицах – забудьте, на концерте – забудьте, рукопожатия, поцелуи при встрече – забудьте. Постепенно, постепенно это будет отходить. Что крайне беспокоит, крайне беспокоит, это конечно то, что выяснилось, насколько мир беззащитен».

16.03.2020, 11:12

Суперновые ценности – хорошо, пока нет проблем

СЕРГЕЙ МИХЕЕВ: «В Бельгии власти объявили, что, скорее всего, ничего не хватит – ни мест, ни вентиляторов, ни медикаментов! В Бельгии не хватит! И, более того, тут уж вообще не до смеха, они сказали, что в этой ситуации помощь будет оказываться не всем, вы слышите? Про Европу! Привет реминисценции из 30-х годов! Помощь не будет оказываться пожилым людям, потому что бессмысленно!»

О сложном творческом пути и любви к Японии режиссер Александр Сокуров рассказал в интервью Татьяне Элькиной.

ТАТЬЯНА ЭЛЬКИНА, корреспондент:

«Начнем с премьеры. В Петербурге Вы представляете видеоверсию спектакля «G0. GO. GO», который Вы ставили для театра «Олимпико» в Италии. Итальянская пресса об этом спектакле написала следующее: «На сцене звериное человечество. Власть является болезнью. Варварство и цивилизация смешиваются, и только искусство помогает понять, как обуздать эпидемию власти». Я правильно понимаю, что это некое продолжение тем, затронутых Вами в «Молохе», «Тельце», «Солнце» и «Фаусте»?»

АЛЕКСАНДР СОКУРОВ,

«Только там она персонифицированная. Конкретные были люди, конкретные персонажи с конкретными характерами, судьбами. А здесь идет речь о состоянии всего общества или опасности, которая есть у современной цивилизации. Все подвержены дегуманизации и моральному самоуничтожению. Европейская цивилизация - явление сложное и очень устойчивое. Она может сама себя уничтожить, даже войны не надо. Может быть, в результате какой-то внутренней слабости своей, отсутствия мужества, отсутствия последовательности. В результате слишком агрессивного политического настроя общества.

Если говорить о российской цивилизации – то же самое. Когда в жизни общества очень много политики, когда политики определяют ориентиры развития общества, ориентиры развития культуры, это всегда плохо, потому что политика невротична, она никогда не говорит о вечном и о преданности. Политика - нечестная дама, сегодня одно настроение, завтра - другое, сегодня одни цели, завтра - другие цели. В этом смысле культура гораздо более устойчива. Она предана народу. Говорят, что армия никогда не предаст народ. Это неправда. И армия может проиграть в войне, и государство может рухнуть, а культура всегда с народом останется, даже если неприятель захватывает земли, а признаки культуры, национальной культуры будут народ спасать».

ТАТЬЯНА ЭЛЬКИНА, корреспондент:

«Исследованиями политиков, которые своими политическими решениями влияли на мир и культуру, Вы занимаетесь очень давно. Фильмы в большинстве своем Ваши этому посвящены. Если говорить о вашей театрологии, в одном из интервью Вы сказали, что ее образ у Вас родился еще в 1987 или 1989 году. Какие обстоятельства Вас к этому подтолкнули?»

АЛЕКСАНДР СОКУРОВ, режиссер, народный артист РФ:

«Наверное, генетический интерес к истории. Я еще со средней школы утонул в страстях исторических, я читал много и очень рано понял, что нет одной грани исторического течения и одновременно с тем оно очень простое. Меня стали увлекать какие-то художественные обобщения, тогда пришло представление о том, что надо попробовать, что нужно создать программное сочинение, что нехарактерно для кино, создать в четырех частях некое повествование, которое объединено единой темой, хотя персонажи разные. Это возникло у меня после окончания исторического факультета университета. Но советские политические обстоятельства предполагали, что можно это сделать».

ТАТЬЯНА ЭЛЬКИНА, корреспондент:

«Героями вашего программного произведения стали Гитлер, Ленин, Херохита и Фауст, кто-то из них у Вас вызывает сожаление или сострадание?»

АЛЕКСАНДР СОКУРОВ, режиссер, народный артист РФ:

«Вызывают сострадания все, потому что хотим мы того или нет, даже самый-самый страшный большой злодей есть человек. И если бы эти злодеи, которые совершили столько преступлений, скверных поступков, были бы абсолютно искусственными явлениями, были бы к нам занесены с другой планеты, было бы очень просто – мы бы просто удалили это зло и все. Но у них, у всех, есть внутренние человеческие качества, значит, вся эта инфекция сидит внутри человека, и она будет сидеть. Нацизм и тоталитаризм, все то, в результате чего совершаются глобальные преступные деяния, войны - все нас сопровождает, во всем выражается природа человека».

ТАТЬЯНА ЭЛЬКИНА, корреспондент:

«Я бы говорила о каждом из четырех персонажей, но спрошу только про японского императора Хирохито. Историки до сих пор спорят о том, чем было вызвано его политическое решение в 1942 году, его поведение во время Второй мировой воны. Кто-то считает, что он жертва японской военной машины, кто-то считает, что он все-таки диктатор. Вы как историк что думаете?»

АЛЕКСАНДР СОКУРОВ, режиссер, народный артист РФ:

«В нем было универсальное качество, воспитанное как у монарха неограниченными возможностями в неограниченной власти, но в данном случае мы имеем дело с человеком, у которого личностную структуру составляла гуманитарная часть жизни. Он был биологом, ихтиологом. Он занимался наукой, и политика не представляла для него какой-то жизненной страсти. И надо сказать, что он единственный из таких больших преступников сам осознал ошибочность и сделал шаг в сторону, выведя страну из состояния войны. Сталин и Ленин, понимая, какие тотальные жертвы несет народ в процессе правления, не сделали никаких поправок и не признали свои заблуждения, Гитлер – тем более. Погибали сотни немецких солдат, тысячи-тысячи наших соотечественников гибли в Берлине, а он маниакально не сдавал город и не сдавался. Никто из них не хотел уступить. Только Хирохито сделал шаг в сторону, понимая, что он может быть привлечен к суду и казнен.

И еще одно. Я много спорил с нашими дипломатами и говорил с учеными и специалистами, политиками в Японии разных толков (правых, левых, центристов) о том, как я русский воспринимаю некоторые обстоятельства поведения Хирохито. Попробуем представить, если бы он начал войну с Советским Союзом, что было бы с нами? В каком-то смысле я говорю это очень относительно, потому что в историческом процессе все не так просто, он является спасителем этой нашей ситуации».

ТАТЬЯНА ЭЛЬКИНА, корреспондент:

«Из всех Ваших героев он вызывает у Вас наибольшее уважение?»

АЛЕКСАНДР СОКУРОВ, режиссер, народный артист РФ:

«Может быть, потому что к этому фильму я готовился 10 лет. Я много бывал в Японии, жил там и встречался с персоналом скрытно и явно, который с ним работал, потому что это не разрешено было. Встречался со специалистами, работал в архивах. 10 лет я готовился и как-то вошел в это глубоко. Я люблю Японию, просто очень. Знаю, что японцы тоже народ непростой, но они ко мне относятся как-то совершенно удивительно. И моя благодарность бесконечна. Потом они пришли ко мне на помощь, я уехал работать к ним туда тогда, когда здесь ничего невозможно было делать. Не было денег, студия «Ленфильм» была практически закрыта, и я делал документальные картины, путешествуя по Японии».

ТАТЬЯНА ЭЛЬКИНА, корреспондент:

«Говоря о вашем кинематографе, Вы нередко его сравниваете с такой медицинской моделью. Ваша цитата: «Мы – сотрудники больницы, к нам привозят группу больных. Многие из них такие мерзавцы, что к ним прикоснуться страшно, но мы должны принять их, поставить диагноз, вылечить и вернуть в общество», – с диагнозом понятно, но как их в общество вернуть».

АЛЕКСАНДР СОКУРОВ, режиссер, народный артист РФ:

«Художественный метод – это не прокурорское расследование, мы всегда ищем человеческие корни, в любой ситуации. Нам всегда интересен человек, как бы он ни был скверно настроен, потому что когда-то он был мальчиком, девочкой и был ангелочком, потом что-то произошло, иногда понятно что, иногда - нет, и человек превратился в этого изверга. Пусть судит общество, пусть судит Бог. Мы вылечить не сможем, пролечить немного сможем, остановить агрессию, поставить диагноз мы сможем и сможем рекомендовать обществу лекарственную блокаду. Но если мы начнем судить, в обществе не останется сил, которые бы занимались деликатным изучением человеческой природы».

ТАТЬЯНА ЭЛЬКИНА, корреспондент:

«Вы в своем кино изучаете человеческую природу, причем иногда делаете это с помощью таких технических хитростей, что у зрителей возникает вопрос: «Как это снято?». В «Фаусте» Вы снимали некоторые сцены с помощью зеркала 6 на 8 метров. Как это возможно?»

АЛЕКСАНДР СОКУРОВ, режиссер, народный артист РФ:

«Ну не только в «Фаусте». Мы снимали и в «Тельце», и в фильме «Солнце», где я сам был оператором-постановщиком. Мы тоже снимали с помощью специальных оптических систем: стекол, зеркал, с помощью новых объективов, которых раньше никогда не было. Это нужно, чтобы создать особенную среду на площадке. Не буду раскрывать все свои профессиональные секреты».

ТАТЬЯНА ЭЛЬКИНА, корреспондент:

«Про «Русский ковчег». Фильм снят одним кадром, но были те, кто говорили, что там все-таки есть одна склейка. Врут?»

АЛЕКСАНДР СОКУРОВ, режиссер, народный артист РФ:

«Нет, склейки не было. Там не было необходимости в этом. Была цветокорректировка, так как условия экспонирования в таких картинах очень сложные. Мы не можем поставить в Эрмитаже столько света, сколько нам надо. Когда мы приехали в Германию, мы собрали самых лучших колористов, которые исправляли все вопросы, связанные с экспонированием. Трех дублей не было. Был первый раз, когда мы включили камеру, там начинается с улицы с заходом внутрь Эрмитажа. Камера остановилась, потому что температура была 26 градусов мороза. Но второй раз уже было нормально. И то первая остановка была просто техническая. Такого, конечно, никогда не было в кино, чтобы полтора часа непрерывные действия».

ТАТЬЯНА ЭЛЬКИНА, корреспондент:
АЛЕКСАНДР СОКУРОВ, режиссер, народный артист РФ:

«Пленка была оправлена на склад института, чтобы смыть негатив. Мы ночью вскрыли склад, подменили коробки и забрали пленку. Дальше просто прятали, прятали, прятали по Ленинграду с квартиры на квартиру, пока не пришло время с возможностью передать ее «Ленфильму». Это уже произошло во время перестройки».

ТАТЬЯНА ЭЛЬКИНА, корреспондент:

«Вам было чуть меньше 27 лет, когда работали над фильмом. Что с Вами такое происходило, что Вы сделали именно такую картину?»

АЛЕКСАНДР СОКУРОВ, режиссер, народный артист РФ:

«Я таким был. Плохо ли, хорошо ли – это такая моя судьба. Такая моя жизнь. К сожалению, мне никогда ничего не давалось просто. Я никогда не был награжден жизнью какой-то помощью, поддержкой, хотя были случаи, когда мне помогали».

ТАТЬЯНА ЭЛЬКИНА, корреспондент:

«Это какое-то глобальное предчувствие беды?»

АЛЕКСАНДР СОКУРОВ, режиссер, народный артист РФ:

«Не знаю, я не готов отвечать на этот вопрос. Стараюсь об этом не думать, старюсь не анализировать это».

ТАТЬЯНА ЭЛЬКИНА, корреспондент:

«В интервью Софико Шеварднадзе Вы сказали, что дважды задумывались о самоубийстве: когда были под следствием КГБ и когда у Вас начались большие проблемы со зрением. История с КГБ из-за какой картины?»

АЛЕКСАНДР СОКУРОВ, режиссер, народный артист РФ:

«Из-за «Образа жизни», из-за связи с Тарковским, из-за попыток вывести меня за пределы Советского Союза».

ТАТЬЯНА ЭЛЬКИНА, корреспондент:

«Что Вас остановило?»

АЛЕКСАНДР СОКУРОВ, режиссер, народный артист РФ:

«Наверное, сила характера, несмотря на то, что со мной происходили все эти тяжелые события, каждый раз появлялись люди, которые в силу своей возможности помогали и протягивали руку помощи. Таким человеком был Владилен Кузин, директор студии документальных фильмов, и Галина Познякова, главный редактор студии. У них из-за меня было много проблем, но они всегда давали мне возможность работать, если бы не их поддержка, я не знаю, что было бы со мной».

ТАТЬЯНА ЭЛЬКИНА, корреспондент:

«Вы понимали, что рискуете не только собой, но еще и другими людьми?»

АЛЕКСАНДР СОКУРОВ, режиссер, народный артист РФ:

«Я это понимал и всегда старался помочь им как-то в решении этих самых вопросов. Если надо, я делал какие-то дубль-фильмы, чтобы прикрыть производство. Я студию никогда не подводил. Только на «Ленфилтме» была большая скандальная история. Моей отдушиной в те непростые времена была только работа, даже если не было уверенности, что это дойдет до зрителя. Я считаю, всегда есть смысл стараться, трудиться и быть верным принципам своим каким-то».

ТАТЬЯНА ЭЛЬКИНА, корреспондент:

«На вопрос Владимира Познера об элитарности Вашего кино, Вы сказали, что виноваты в том, что не можете быть другим. Есть очень много людей, которые хотят Вас смотреть, но не могут, потому что не понимают. Как вас понять?»

АЛЕКСАНДР СОКУРОВ, режиссер, народный артист РФ:

«Не надо заставлять себя меня понимать. Я не заставляю себя читать книги, которые мне не интересны, которые я не чувствую. Вопрос не в том, что меня не понимают, значит у этих людей нет эмоционального, личностного контакта со мной. И это не беда, и слава Богу. Кино не является главным искусством. Есть литература, музыка, и, пожалуйста, делите себя с этими видами. Мы вместе, если есть какое-то чувственное, эмоциональное подключение, нет – значит мы разные. На разности людей строится жизнь, на сложных людях строится жизнь. Искусство всегда опирается не на народ, а на отдельно взятого человека».

Этот и другие материалы смотрите в группе программы

«Задача государства — развивать просвещение и определять цивилизованные рамки существования. Просвещение, а не мистика. Тысячу раз просвещение… А армия, политические партии, дипломатия и даже экономика — это все только инструменты цивилизации. Важно установить «рамки» цивилизованности. Но современное общество выпрыгивает за эти рамки с большой легкостью. И делает это оно сегодня с большим желанием, чем когда-либо. Оно само. Без принуждения… Люди так хотят». 31 августа 2016 года

«Руководству России, так же как и народу чеченскому, давно пора ответить на вопрос о войне с Чечней: что это было? Банальный мятеж против России или национально-освободительная борьба?» 31 августа 2016 года

Александр Сокуров родился 14 июня 1951 года. В 19 лет начал работать на телевидении. В 1975 году поступил во ВГИК, где за отличную учебу получил именную стипендию Эйзенштейна. Закончил учебу раньше срока из-за конфликта с администрацией института и руководством Госкино, которые обвиняли его в антисоветских настроениях. Начал работать в «Ленфильме», но его фильмы не допускали к прокату. Большинство из них вышли после перестройки, при этом удостоились множества премий — в частности, он является лауреатом Государственной премии России, заслуженным деятелем искусств России, народным артистом России, а также обладателем премии имени Тарковского. Также Сокуров неоднократно отмечался международными наградами: он является обладателем «Золотого льва», приза FIPRESCI на МКФ в Каннах, неоднократно номинировался на «Золотую пальмовую ветвь»​. В фильмографии режиссера десятки картин, среди которых «Одинокий голос человека», «Мать и сын», «Русский ковчег», «Фауст» и другие.

«Кроме общих экономических проблем, о которых я говорил на заседании советов, есть еще и политические, и они очень серьезные. Эти политические проблемы не позволяют создавать современное игровое и документальное кино на высоком содержательном уровне. Шаг влево, шаг вправо — угрозы, цензура, фильм не выпускается…» 7 декабря 2016 года

«Где эти политики с гуманитарным сознанием, когда они появятся? В России таких людей нет. Я их, по крайней мере, не вижу. Если бы меня спросили, кого надо разбудить, я бы сказал — Толстого, Томаса Манна. Разбудите хотя бы на короткое время Гёте, чтобы он на все это посмотрел, чтобы хоть одну фразу от него услышать, а потом пусть спит дальше. Не хватает людей такого масштаба, которые могли бы заглянуть в будущее!» 11 сентября 2015 года

«Мы понимаем прекрасно, что, во-первых, мы защищаем не кинематографиста Сенцова, а молодого человека, который совершал политические действия. Как режиссер он еще не состоялся. Сейчас его имя в политическом смысле много выше, чем его профессиональные и прочие умения. Мы прекрасно понимаем, что это абсолютно политическая коллизия и проблема одного звонка». 11 сентября 2015 года

«Я долгое время был за пределами России и вообще сейчас, наблюдая за собой, понимаю, что я все меньше и меньше слушаю «Эхо Москвы», я практически не смотрю «Дождь», хотя я подписан на него, и практически не читаю «Новую газету». И когда я попытался понять, почему это происходит со мной, я понял, что… Что эти мои удивительные уважаемые сограждане отстали от поезда — они не знают, каким способом формировать свою политическую тактику и стратегию». 22 сентября 2015 года

«С каждым днем я понимаю, насколько грязное дело эта политика. Причем со всех сторон — нет ни одного чистого стола, за которым сидят эти гигиеничные люди с чистыми салфетками и говорят о каких-то высоких вещах». 22 сентября 2015 года

«Лучшие из нас — наши великие гуманисты, сопротивленцы — диссиденты. Они положили начало борьбы с политическим лукавством. Они боролись за права человека, когда миллионы молчали. И это были молодые граждане. Именно эти люди привели к власти наших современных политиков и наших миллиардеров. Благодаря им получили свободу религиозные культы. Самоубийство — не ценить, не беречь молодых соотечественников». 10 февраля 2014 года, открытое письмо Владимиру Путину

«В нашей стране отсутствует работа над развитием идеи федерализма. Страна развивается, народ меняется, мир необратимо меняется... А наша федерация — как далекая скала. Национальные амбиции неизбежно будут меняться. Придется как-то с этим иметь дело. Мирным способом люди решать национальные проблемы пока не научились». 2 июня 2014 года

Политические высказывания деятелей культуры

«Проснулось непоротое поколение. Проснулось, очнулось и сообразило, что происходит. Кончилось терпение у истории, кончилось терпение в воздухе. Молодежь, которая обязана выйти на улицы, она-таки вышла».

Худрук театра «Сатирикон» Константин Райкин на съезде СТД, 24 октября 2016 года:

«Искусство имеет достаточно фильтров из режиссеров, художественных руководителей, критиков, души самого художника. Это носители нравственности. Не надо делать вид, что власть — это единственный носитель нравственности и морали. Это не так».

Режиссер Андрей Звягинцев в статье в газете «Коммерсантъ», 26 октября 2016 года:

«В нашей стране миллионы людей, каждый из которых выбирает себе профессию, долго учится, совершенствуется, чтобы стать мастером своего дела. Учителя знают, как преподавать, врачи — как лечить, художники — как творить. И вдруг появляются государственные мужи, которые начинают всех их учить и «лечить» заново. Кто же наградил их безупречной квалификацией сразу во всех видах человеческой деятельности? Когда, наконец, чиновники поймут, что их дело — организовывать и поддерживать труд людей, а не раздавать им свои «заказы»?

Режиссер и глава комитета по культуре в Госдуме Станислав Говорухин в интервью телеканалу «Россия 24», 17 ноября 2016 года:

«За эти 15 лет, конечно, уровень нравственности сильно упал в обществе, и все ограничители оказались сняты, потому что государство не имеет права вмешиваться. А мы не вмешиваемся, и это тоже очень плохо».

Режиссер Никита Михалков , 19 февраля 2016 года:

«Начиная с 2000 года и на протяжении всех последующих лет из выборов в выборы я голосую и выражаю свою поддержку конкретному человеку — Владимиру Владимировичу Путину. И я совершенно серьезно считаю, что если бы не было Путина, то не было бы страны».

«Я говорил в 2008 году, что вой-на с Украиной неизбежна. Но я в том же интервью сказал, что эта война случится, если сегодня — то есть в 2008 году — не начнется работа по ее предотвращению. Тут ничего феноменального нет. Нужно просто знать историю». 2 июня 2014 года

«Я не сомневаюсь — я об этом говорил и президенту, и на разных общественных собраниях, — что стране нужна серьезная реформа системы и реформа уголовного права, которая бы касалась форм и способов ограничения свободы для молодых людей. Я в этом уверен, и никто меня не сможет переубедить». ​3 июня 2014 года

«Никакой божественности нет в самом этом понятии — «власть», а есть живые люди, которые действуют на основании своих человеческих инстинктов и характеров. И Борис Николаевич Ельцин действовал на основании своего характера. И Путин действует, опираясь на свой характер. Именно характером определяются политические действия, а не мнимыми законами исторического развития. Власть всегда в руках людей, которые охвачены стихией собственного характера. Люди моральные, совестливые с трудом живут во власти, потому что мораль ставит им определенные ограничения. И как бы ни воспитывали будущего царя, все равно проблемы с народом и государством никуда не исчезали». Ноябрь 2013 года