Плата за негативное воздействие на окружающую среду. Порядок определения платы за загрязнение окружающей среды


Плата за загрязнение окружающей среды у специализированных организаций

Загрязнение окружающей среды – поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду, которое, в свою очередь, представляет собой воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с российским законодательством является платным, об этой плате и пойдет речь в статье.

Определения, данные выше, содержит Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее – Закон № 7-ФЗ, Закон об охране окружающей среды), согласно пункту 1 статьи 16 которого негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

– выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;

– сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

– загрязнение недр и почвы;

– размещение отходов производства и потребления;

– загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

– иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

По смыслу статьи 16 Закона № 7-ФЗ платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов, размещать отходы и тому подобное, на что указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 10 декабря 2002 года № 284-О. Платежи за негативное воздействие на окружающую среду являются обязательными публично-правовыми платежами (в рамках финансово-правовых отношений) за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное на нее влияние в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия. Они носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором.

Общие принципы обложения сбором, ряд существенных его признаков определены непосредственно Законом № 7-ФЗ. Между тем, право определения платы и ее предельных размеров предоставлено Правительству Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года № 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее – Порядок № 632).

Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 года № 344 (далее – Нормативы платы).

Нормативы платы установлены отдельно по стационарным и передвижным источникам (объектам) негативного воздействия на окружающую среду. Так, нормативы платы для стационарных источников установлены за тонну загрязняющего вещества, выброс которого был произведен (в зависимости от вида), а для передвижных – за 1 единицу измерения (тонна, тысяча куб. метров) в зависимости от вида израсходованного топлива. Нормативы платы по каждому загрязняющему веществу для стационарных источников (объектов) негативного воздействия также дифференцируются в пределах установленных допустимых нормативов выбросов и в пределах установленных лимитов.

Нормативы платы за размещение отходов производства и потребления установлены в рублях за размещение тонны отходов в пределах установленных лимитов размещения. Причем отходы разделены на 5 классов опасности для окружающей среды.

Следует отметить, что нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления применяются с использованием коэффициентов, учитывающих экологические факторы, согласно Приложению № 2 к Нормативам платы.

При применении указанных коэффициентов определяющим является год, в котором установлен тот или иной норматив платы.

Нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду, установленные Правительством Российской Федерации в 2003 году и в 2005 году, применяются в 2014 году с коэффициентом соответственно 2,33 и 1,89 (пункт 3 статьи 3 Федерального закона от 2 декабря 2013 года № 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов").

Перечисляя выше виды негативного воздействия на окружающую среду, мы назвали такой, как размещение отходов производства и потребления. Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее – Закон № 89-ФЗ), а именно статьей 23 закона, установлено, что плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации. Нормативные акты, в соответствии с которыми исчисляется плата за негативное воздействие на окружающую среду, были названы выше, в частности, Порядок № 632.

Следует обратить внимание на постановление Конституционного суда Российской Федерации от 5 марта 2013 года № 5-П "По делу о проверке конституционности статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" в связи с жалобой Общества с ограниченной ответственностью "Тополь" (далее – постановление № 5-П).

В пункте 1.1 постановления № 5-П указано, что заявитель по делу ООО "Тополь" (далее – Заявитель) на основании лицензии осуществляет сбор, транспортировку и размещение на арендуемом земельном участке твердых бытовых отходов (далее – ТБО), принимаемых от сторонних организаций и индивидуальных предпринимателей в соответствии с заключенными с ними гражданско-правовыми договорами, а также отходов, образующихся в результате его собственной деятельности.

Решением Арбитражного суда, Второго арбитражного апелляционного суда и постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа, принятым в 2011 году, было удовлетворено в полном объеме исковое требование управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о взыскании с Заявителя платы за негативное воздействие на окружающую среду. Свое решение суды мотивировали тем, что Заявитель по заключенным договорам принимал на себя обязательство по приемке от своих контрагентов и захоронению на принадлежащем ему временном полигоне ТБО, что фактически означает переход к нему права собственности на эти отходы, а следовательно, и обязанности перечислять в бюджет плату за размещение отходов как вид негативного воздействия на окружающую среду. Поскольку при этом отсутствует оформленный в установленном порядке документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, проекты которых Заявитель как предприятие, осуществляющее размещение отходов, обязано было разработать, плата за негативное воздействие на окружающую среду должна рассчитываться с учетом пятикратного повышающего коэффициента.

Заявитель оспаривает конституционность статьи 16 Закона № 7-ФЗ и постановления № 632, поскольку полагает, что предусмотренный ими платеж в виде платы за размещение отходов производства и потребления не является законно установленным в смысле статей 57 и 75 (часть 3) Конституции Российской Федерации. В обоснование своей позиции заявитель указывает, что статья 16 Закона № 7-ФЗ закрепляет обязанность по внесению в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду, но адресатов этой обязанности не определяет; постановление № 632 не является надлежащим нормативным правовым актом для установления основных элементов публично-правового платежа, в том числе его плательщиков; тем самым в правоприменительной практике, включая практику арбитражных судов, в нарушение принципов правового государства и равенства граждан перед законом допускается возможность усмотрения при определении субъекта, на которого возлагается данная обязанность.

Помимо этого, по мнению Заявителя, поскольку твердые бытовые отходы, захоронение которых он осуществляет, появляются в результате деятельности других лиц, на него не может быть возложена обязанность вносить плату за оказываемое этими лицами негативное воздействие на окружающую среду (тем более что некоторые его контрагенты сами вносили в бюджет соответствующие платежи); между тем действующее правовое регулирование, не позволяя при расчете тарифов за услуги предприятий, осуществляющих сбор, транспортировку и размещение отходов производства и потребления, учитывать суммы относимых на их счет платежей за негативное воздействие на окружающую среду, фактически ставит такие предприятия на грань банкротства; ликвидация же временных полигонов по захоронению отходов приведет к появлению многочисленных несанкционированных свалок, что в свою очередь повлечет ухудшение экологической ситуации в регионе и тем самым – нарушение права граждан на благоприятную окружающую среду.

Согласно правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении № 284-О, о котором мы упоминали выше, по смыслу статьи 16 Закона № 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду представляет собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия и взимается лишь с тех хозяйствующих субъектов, деятельность которых реально связана с негативным воздействием на экологическую обстановку.

Между тем применительно к такому виду негативного воздействия, как размещение отходов производства и потребления, действующее нормативно-правовое регулирование не дает однозначного ответа на вопрос, что понимается под размещением отходов как объектом обложения платой за негативное воздействие на окружающую среду и, соответственно, кто является плательщиком данного платежа – организация, в результате хозяйственной и иной деятельности которой образуются такие отходы, либо непосредственно осуществляющая их размещение специализированная организация, действующая на основании соответствующей лицензии.

Так, Закон № 7-ФЗ указывает на субъекты хозяйственной и иной деятельности как на лиц, обязанных вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе за размещение отходов, а принятый Порядок № 632 распространяется, как следует из его пункта 1, на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием.

Статья 23 Закона № 89-ФЗ предусматривает, что плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации, то есть определяет круг плательщиков как один из элементов состава данного платежа только в общем виде, поскольку статус юридического лица или статус индивидуального предпринимателя имеют как субъекты, хозяйственная и иная деятельность которых сопряжена с образованием отходов, так и субъекты, которые осуществляют предпринимательскую деятельность в виде оказания услуг по размещению отходов производства и потребления. Имея в виду, что данный Закон № 89-ФЗ размещением отходов производства и потребления называет их хранение (содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования), и захоронение (изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду), а плата устанавливается именно за размещение отходов, определить принадлежность обязанности по ее внесению непосредственно из содержания указанных понятий также не представляется возможным.

Не отвечает Закон № 89-ФЗ на этот вопрос и в части, регулирующей нормирование в области обращения с отходами производства и потребления. Из утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25 февраля 2010 года № 50 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, согласно пункту 2 которого лимитами на размещение отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства являются количества отходов, фактически направленные на размещение в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности), также не следует ясно и определенно, распространяются ли обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение на те субъекты малого и среднего предпринимательства, которые занимаются размещением отходов, образовавшихся в результате деятельности других лиц, в специально оборудованных местах или сооружениях (полигонах) по договорам на оказание услуг (как свидетельствует практика арбитражных судов, в том числе судебные акты, вынесенные по делу Заявителя, субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, считаются полностью освобожденными от обязанностей по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, если они не осуществляют виды деятельности, связанные со сбором, накоплением, использованием, обезвреживанием, транспортировкой и размещением отходов).

Следовательно, по смыслу приведенных выше норм, обязанности, связанные с разработкой проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, возлагаемые на индивидуальных предпринимателей и юридические лица, в результате деятельности которых образуются такие отходы, также не увязываются с обязанностью внесения платы за их размещение как вид негативного воздействия на окружающую среду.

Что касается правового регулирования в области тарифообразования, то, в частности, применительно к деятельности организаций ЖКХ, осуществляющих в том числе эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) ТБО, ни Федеральный закон от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", предусматривающий полное возмещение указанным организациям затрат, связанных с реализацией их производственных и инвестиционных программ, за счет средств, поступающих от реализации товаров (оказания услуг) данной организации по установленным для них тарифам, ни Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (утверждены Приказом Минрегионразвития Российской Федерации от 15 февраля 2011 года № 47), согласно которым формирование финансовых потребностей для целей регулирования тарифов и надбавок осуществляется исходя из величины прогнозируемого организацией коммунального комплекса объема производства товаров и (или) оказываемых услуг, не содержат прямого указания на обязанность организации коммунального комплекса вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, притом что препятствий для учета в соответствующих тарифах расходов, связанных с внесением этой платы, нет.

Несмотря на то, что установление формальной принадлежности обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду должно осуществляться путем нормативно-правового регулирования, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти не исключают решения этого вопроса в рамках договорных отношений.

Так, в письме Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 17 января 1997 года № 14-07/32 "О взимании платы за размещение отходов" разъяснено, что организации, осуществляющие сбор и транспортировку ТБО, не являются природопользователями, но они могут принять на себя экономическую ответственность по внесению платежей за размещение отходов за счет средств, получаемых от организаций, в результате деятельности которых образовались отходы. В этом случае, если плата за размещение отходов не включена в тарифы, перечислить ее в бюджет (в 1997 году – в экологический фонд) должна непосредственно организация, осуществляющая сбор и транспортировку таких отходов. Если же данная организация не приняла на себя экономическую ответственность по внесению платежей за размещение отходов, то перечислить их обязана организация, у которой отходы образовались. При этом лицом, размещающим отходы, согласно письму Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 28 октября 2008 года № 14-07/6011 "О плате за размещение отходов производства и потребления", является их собственник или лицо, осуществляющее их хранение и (или) захоронение в соответствии с договором о конечном размещении, заключенным с собственником отходов (договор, в соответствии с которым контрагент принимает на себя все обязанности по размещению отходов, расчету платы и ее внесению).

При этом с экономической точки зрения не имеет принципиального значения, на какую из сторон в гражданско-правовом договоре, определяющем отношения, в том числе финансовые, по поводу размещения отходов, будет возложена обязанность по внесению в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду – организацию, в результате хозяйственной и иной деятельности которой образуются такие отходы, либо непосредственно осуществляющую их размещение специализированную организацию, поскольку в любом случае указанные организации, исходя в том числе из вида заключенного между ними договора (предполагающего отчуждение отходов и, соответственно, переход права собственности на них или предусматривающего оказание услуг по размещению отходов), могут – с тем чтобы не действовать себе в убыток – учесть данный публично-правовой платеж в стоимости размещения отходов.

Как сказано в пункте 3.3 постановления № 5-П отсутствие единого подхода к тому, какая из сторон правоотношения по поводу размещения отходов производства и потребления осуществляет функцию плательщика платежа за негативное воздействие на окружающую среду, породило достаточно противоречивую практику административного и судебного истолкования, в основном склонявшуюся к возложению соответствующей обязанности на тех индивидуальных предпринимателей и юридические лица, чья хозяйственная или иная деятельность и привела к образованию этих отходов. В таких условиях даже при наличии нормативных актов, допускающих возможность определения в договоре в качестве субъекта платы за негативное воздействие на окружающую среду специализированной организации, осуществляющей размещение отходов, и возможность учета этой платы в стоимости предоставляемых ею услуг, обязанность по внесению в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду возлагалась преимущественно на организацию – "производителя" отходов, а следовательно, в тариф (то есть в размер гражданско-правового платежа за размещение отходов) соответствующая сумма не включалась. Именно такая позиция отражена в постановлении Президиума ВАС Российской Федерации от 9 декабря 2008 года № 8672/08, согласно которому субъектом платы за размещение отходов является индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, в результате хозяйственной и иной деятельности которого образовались эти отходы, оказание же ему услуг по размещению отходов специализированной организацией на основании гражданско-правового договора не означает автоматического перехода на нее бремени уплаты данного платежа.

Иное направление арбитражной практике придало постановление Президиума ВАС Российской Федерации от 17 марта 2009 года № 14561/08, где сделан вывод о том, что деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах, а потому субъектом платы за негативное воздействие на окружающую среду является именно юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, в собственности (владении, пользовании) которого находятся предназначенные для размещения отходов объекты.

Таким образом, ВАС Российской Федерации, дав истолкование примененных в конкретном деле нормативных положений, регулирующих отношения в сфере обращения с отходами производства и потребления, осуществил интерпретацию действующего законодательства, в результате которой ряд организаций – природопользователей, деятельность которых сопряжена с образованием отходов, фактически оказались исключенными из числа плательщиков платежа за негативное воздействие на окружающую среду. По имеющимся в распоряжении Конституционного Суда Российской Федерации данным, с принятием постановления Президиума ВАС от 17 марта 2009 года № 14561/08 практику арбитражных судов по этому вопросу можно считать сложившейся и устойчивой. При этом суды общей юрисдикции по-прежнему придерживаются позиции, согласно которой, в частности, хранение отходов не посредством их специализированного размещения в специально оборудованных местах не освобождает предприятие от предусмотренной законом обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2010 года № 78-ВПР10-33).

В пункте 4.2 постановления 5-П уделено внимание и применению пятикратного повышающего коэффициента. В нем сказано, что Порядком № 632 предусматриваются два вида базовых нормативов платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия:

– в пределах допустимых нормативов;

– в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).

При этом ставка платы за сверхлимитное загрязнение рассчитывается с применением пятикратного повышающего коэффициента (пункт 5 Порядка № 632). В случае отсутствия у природопользователя разрешения на размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная (пункт 6 Порядка № 632). Платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, уровни вредного воздействия осуществляются за счет себестоимости продукции (работ, услуг), а платежи за их превышение – за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя (пункт 7 Порядка № 632).

В правовом регулировании сферы обращения с отходами в его истолковании правоприменительной практикой, возлагающей обязанность вносить данный платеж на специализированную организацию, осуществляющую на принадлежащем ей объекте размещение отходов, образованных в результате деятельности другой организации, приведенные нормативные положения, на основании которых определяется облагаемая база платы за негативное воздействие на окружающую среду, позволяют использовать в отношении специализированной организации ставку с применением пятикратного повышающего коэффициента в качестве общего правила.

Это обусловлено тем, что в действующем правовом регулировании отсутствует необходимая определенность относительно того, должна ли специализированная организация, осуществляющая на основании лицензии деятельность по размещению отходов производства и потребления, разрабатывать проекты образования нормативов отходов и лимитов на их размещение в случаях оказания ею услуг по размещению отходов в специально оборудованных местах, которые должны отвечать обусловленным их предназначением особым требованиям. Из статьи 12 Закона № 89-ФЗ, устанавливающей эти требования, касающиеся создания объектов размещения отходов, определения места их строительства и размера земельного участка для захоронения отходов исходя из расчетных сроков его эксплуатации, следует, что количество таких объектов не может не быть ограничено, а потому жесткое увязывание возможности размещения отходов на объекте с соблюдением лимитов, установленных применительно к организациям, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, влекло бы риск незаконного размещения отходов и, соответственно, ухудшение состояния окружающей среды.

Вместе с тем – при отсутствии четкой нормативной фиксации принадлежности обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду – проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемые специализированной организацией и представляемые ею в государственные органы в установленном порядке, будут, скорее всего, касаться только отходов, образованных в результате ее собственной деятельности, притом что разработка ею проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для своих контрагентов фактически невозможна, учитывая разнообразие и количество организаций, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность, влекущую образование отходов, используемых при этом технологий, производств и материалов. Поскольку же с 2009 года ответственность по внесению платы за размещение отходов считается возложенной на специализированную организацию, вся масса отходов, размещаемых по договору на принадлежащем ей объекте (за исключением отходов, образованных в результате деятельности самой специализированной организации), в правоприменительной практике, которая исходит из взаимообусловленности уплаты данного публично-правового платежа и нормирования размещения отходов, рассматривается как сверхлимитная. Тем самым, по существу, сводится на нет стимулирующее воздействие повышающего коэффициента за сверхлимитное размещение отходов производства и потребления в отношении организаций, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы и которые в существующей системе распределения публично-правовых обязанностей, связанных с размещением отходов, платой за размещение отходов не обременены.

Таким образом, в условиях имеющей место неопределенности правового регулирования применение пятикратного повышающего коэффициента за сверхлимитное размещение отходов производства и потребления при установлении облагаемой базы платы за негативное воздействие на окружающую среду в отношении специализированной организации, осуществляющей деятельность по размещению отходов, которые образовались в результате хозяйственной и иной деятельности других организаций, превращает данный платеж из компенсационного экологического платежа в инструмент чрезмерного ограничения права на свободное использование своего имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности и права собственности.

Итак, постановлением № 5-П положения статьи 16 Закона № 7-ФЗ признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации:

– в той мере, в какой они допускают взимание публично-правового платежа со специализированных организаций за размещение в 2009 году отходов, образованных в результате хозяйственной и иной деятельности других организаций, на основании гражданско-правовых договоров, заключая которые стороны исходили из того, что внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду является обязанностью той организации, в результате хозяйственной и иной деятельности которой образовались отходы;

– в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования в силу своей неопределенности они позволяют применять пятикратный повышающий коэффициент за сверхлимитное размещение отходов производства и потребления в отношении специализированной организации в случаях, когда размещаемые отходы образовались в результате хозяйственной и иной деятельности других организаций.

Также в постановлении № 5-П указано, что Федеральному Собранию и Правительству Российской Федерации надлежит внести в действующее правовое регулирование изменения, которые обеспечивали бы стимулирующую функцию пятикратного повышающего коэффициента за сверхлимитное размещение отходов производства и потребления.

Впредь до внесения в правовое регулирование необходимых изменений пятикратный повышающий коэффициент при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду не должен применяться к специализированной организации, осуществляющей деятельность по размещению отходов, которые образовались в результате хозяйственной и иной деятельности других организаций, если с ее стороны не было допущено злоупотреблений, связанных с определением соответствующих лимитов на размещение отходов.

Как Вы знаете, к организациям ЖКХ относятся управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищные и иные специализированные потребительские кооперативы. Их обязанностью в соответствии с законодательством является содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома.

Согласно пункту 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 (далее – Правила содержания общего имущества), такое содержание включает в себя, среди прочего, сбор и вывоз твердых бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.

Если для организаций образование отходов в результате их деятельности подлежит нормированию, то в отношении жилищного сектора нормирование не предусмотрено. Об этом, в частности, сказано в письме Минрегионразвития России от 6 марта 2009 года № 6177-АД/14. В письме отмечено, что органы местного самоуправления в соответствии со статьями 13, 14 Жилищного кодекса Российской Федерации не имеют полномочий устанавливать нормативы образования (накопления) бытовых отходов и тарифы (цены, ставки платы) за сбор и вывоз бытовых отходов. Согласно статье 1 Закона № 89-ФЗ норматив образования отходов определяет установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции. Указанные нормативы не могут являться измерителем количества отходов, образовавшихся в жилищном секторе, и применяться для оплаты содержания и ремонта жилых помещений.

Сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме в соответствии с подпунктом "д" пункта 11 Правил № 491, является составной частью деятельности по содержанию общего имущества. Такая деятельность является потенциально конкурентной и в соответствии с федеральным законодательством ее стоимость не является регулируемой. Все составные части платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме устанавливается общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, органами управления ТСЖ, жилищных или иных специализированных потребительских кооперативов или в случае, указанном в пункте 34 Правил № 491, органом местного самоуправления как одна величина. При этом стоимость отдельных работ должна указываться только в прилагаемом к договору управления многоквартирным домом перечне услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (пункт 2 части 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В более раннем письме Минрегионразвития России от 3 октября 2008 года № 25080-СК/14 также было отмечено, что услуга по сбору и вывозу твердых бытовых отходов входит в состав платы за жилое помещение и относится к понятию "содержание жилого помещения". При согласии потребителя стоимость утилизации отходов может включаться в стоимость услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов. Организация, оказывающая услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, вправе самостоятельно урегулировать взаимоотношения с организациями, оказывающими услуги по захоронению твердых бытовых отходов.

Таким образом, сбор и вывоз твердых бытовых отходов, образующихся в деятельности жильцов многоквартирного дома (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт оборудования и помещений, в том числе предназначенных для обслуживания всего многоквартирного дома и тому подобное), является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома. К такому решению пришел Верховный суд Российской Федерации в Определении от 21 февраля 2008 года № КАС07-764.

Расчет платежей за загрязнение производится в соответствии с пунктами 3 – 6 Порядка № 632. Размер платежей природопользователей определяется как сумма платежей за загрязнение:

– в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ;

– в пределах установленных лимитов (выбросов, сбросов, размещения отходов);

– за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды. (При загрязнении окружающей природной среды в результате аварии по вине природопользователя плата взимается как за сверхлимитное загрязнение до разработки соответствующих инструкций).

Плановый годовой размер платежей (с разбивкой по кварталам) определяется природопользователем, утверждается руководителем предприятия и главным бухгалтером и согласовывается с территориальным органом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации в установленные им сроки.

Напомним, что плата за загрязнение окружающей среды в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемы размещения отходов, уровни вредного воздействия, определяется путем умножения соответствующих ставок платы за величину указанных видов загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязнения (пункт 3 Порядка № 632).

Плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения (пункт 4 Порядка № 632).

Плата за сверхлимитное загрязнение определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент (пункт 5 Порядка № 632).

Обратите внимание!

Если у организации не будет оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов, то вся масса загрязняющих веществ будет учитываться как сверхлимитная, что следует из пункта 6 Порядка № 632. Плата в этом случае определяется в соответствии с пунктом 5 Порядка № 632.

Форма Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядок заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду утверждена Приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 года № 204 (далее – Порядок № 204). Расчет состоит из титульного листа, а также четырех разделов:

– раздел 1 "Выбросы вредных веществ в атмосферный воздух стационарными объектами";

– раздел 2 "Выбросы вредных веществ в атмосферный воздух передвижными объектами";

– раздел 3 "Сбросы вредных веществ в водные объекты";

– раздел 4 "Размещение отходов производства и потребления".

Плательщик производит уплату отдельно по передвижным объектам негативного воздействия, зарегистрированным на территории одного муниципального образования (пункт 20 Порядка № 204).

К передвижным объектам негативного воздействия отнесены транспортные средства, в том числе автомобильные, передвижные дизель-генераторные установки и иные передвижные установки, оборудованные двигателями, работающими на бензине, дизельном топливе, керосине, сжиженном (сжатом) нефтяном или природном газе.

Поскольку действующая редакция Порядка № 204 не расшифровывает, что следует относить к стационарным объектам негативного воздействия, мы обратились к недействующей редакции, согласно которой стационарным объектом негативного воздействия признавался объект, прочно связанный с землей, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно (то есть, объект недвижимости), а также объект размещения отходов производства и потребления, крышные котельные и так далее.

Следует отметить, что многие организации имеют на своих балансах как котельные, так и достаточно большой парк автотранспортных средств, а эти объекты, как мы выяснили, являются источниками негативного воздействия. Следовательно, при наличии таких объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, организации обязаны вносить плату, о которой мы ведем речь в статье, а также представлять отчетность.

Расчет представляется плательщиками в одном экземпляре в территориальные органы Ростехнадзора по местонахождению каждой производственной территории, передвижного объекта негативного воздействия, объекта размещения отходов или по своему местонахождению в случае, если разрешительная документация выдана в целом на хозяйствующий субъект.

В письме Ростехнадзора от 4 сентября 2007 года № 04-09/1242 "О плате за негативное воздействие на окружающую среду" указано, что обязательного согласования представленного расчета платы с сотрудниками Ростехнадзора действующими нормативно-правовыми актами не предусмотрено. Отказ в принятии расчета недопустим.

Обращаем Ваше внимание, что функции Ростехнадзора в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами и государственной экологической экспертизы переданы Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзору), что определено Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2010 года № 780 "Вопросы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору".

Расчет должен быть представить не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом. Расчет представляется в составе титульного листа, расчета суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет, причем в зависимости от осуществляемых видов негативного воздействия на окружающую среду плательщик заполняет и включает в свой Расчет только те разделы, которые ему необходимы.

В письме Ростехнадзора от 11 декабря 2008 года № 14-05/6488 указано, что плата подлежит расчету и уплате отдельно по месту нахождения производственных территорий, объектов размещения отходов плательщика по соответствующим муниципальным образованиям, а также отдельно по передвижным объектам, зарегистрированным на территории одного объекта административно-территориального деления (муниципального образования).

Местом регистрации передвижных объектов считается место (порт) приписки или место государственной регистрации передвижного объекта, а при отсутствии такового – место регистрации на территории Российской Федерации владельца передвижного объекта. Применительно к передвижным объектам данный подход обусловлен тем, что в настоящее время нормативными правовыми актами не установлен порядок определения объема негативного воздействия, оказываемого на конкретной территории, в зависимости от количества времени перемещения соответствующего объекта.

Раздел 2 Расчета заполняется по каждому муниципальному образованию, на территории которого передвижные объекты зарегистрированы, и представляется в территориальный орган Ростехнадзора по месту нахождения каждого передвижного объекта. В целях применения Приказа Ростехнадзора от 5 апреля 2007 года № 204 для транспортных средств место нахождения и место государственной регистрации совпадают.

Уплатить в бюджет исчисленную плату необходимо не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал, что установлено Приказом Ростехнадзора от 8 июня 2006 года № 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду".

Пунктом 9 Правил № 632 определено, что по истечении установленных сроков уплаты суммы платежей взыскиваются с природопользователей в безакцептном порядке. Решением Верховного суда Российской Федерации от 12 февраля 2003 года № ГКПИ 03-49, оставленным без изменения Определением Верховного суда Российской Федерации от 15 мая 2003 года № КАС 03-167, пункт 9 Порядка № 632, предусматривающий бесспорный порядок взыскания платы за негативное воздействие, признан недействующим, в связи с чем взыскание платы производится в судебном порядке.

За невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусмотрена ответственность в виде наложения административного штрафа:

на должностных лиц – в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей;

на юридических лиц – в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Обратите внимание!

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. Поскольку принцип платности за негативное воздействие на окружающую среду установлен Федеральным законом "Об охране окружающей среды", срок давности привлечения к административной ответственности по статье 8.41 КоАП РФ составляет 1 год.

В заключение хотелось бы обратить Ваше внимание на изменения, внесенные в законодательство.

Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Закон об охране окружающей среды дополнен статьями 16.1 – 16.5.

Сама статья 16 Закона об охране окружающей среды изложена в новой редакции.

Согласно ее положениям плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:

– выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (выбросы загрязняющих веществ);

– сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты (далее – сбросы загрязняющих веществ);

– размещение отходов производства и потребления.

Внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду не освобождает лиц, обязанных вносить эту плату, от осуществления мер по снижению негативного воздействия на окружающую среду, от обязанности по возмещению вреда, причиненного окружающей среде в результате осуществления ими хозяйственной и (или) иной деятельности, и от ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Особенности взимания платы за сбросы загрязняющих веществ с организаций, осуществляющих водоотведение, и их абонентов устанавливаются законодательством Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.

В силу статьи 16.1 Закона об охране окружающей среды плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

В части размещения отходов производства и потребления лицами, обязанными вносить плату, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы производства и потребления.

Особенности учета лиц, обязанных вносить плату за сбросы загрязняющих веществ через централизованные системы водоотведения (канализации), устанавливаются законодательством Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.

Статья 16.2 Закона об охране окружающей среды регламентирует, что платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления.

Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля.

Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления.

При определении платежной базы учитываются объем и (или) масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, превышающие такие нормативы, выбросы и сбросы (включая аварийные), а также учитываются лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение.

Информация о платежной базе представляется за отчетный период лицами, обязанными вносить плату, администратору доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в составе декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Особенности определения платежной базы для лиц, обязанных вносить плату за сбросы загрязняющих веществ через централизованные системы водоотведения (канализации), устанавливаются законодательством Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.

Статья 16.3 Закона об охране окружающей среды подробно регламентирует порядок исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду.

В силу статьи 16.4 Закона об охране окружающей среды плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника. Плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления.

Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год.

Несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду лицами, обязанными вносить плату, влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду начиная со следующего дня после дня окончания установленного для уплаты срока.

Порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее форма устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Контроль за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, полнотой и своевременностью ее внесения осуществляется в соответствии со статьей 16.5 Закона об охране окружающей среды уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Излишне уплаченные суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду подлежат возврату по заявлению лиц, обязанных вносить плату, или зачету в счет будущего отчетного периода. Недоимки по плате за негативное воздействие на окружающую среду за отчетный период подлежат уплате лицами, обязанными вносить плату.

Особенности осуществления контроля за правильностью исчисления платы за сбросы загрязняющих веществ через централизованные системы водоотведения (канализации), полнотой и своевременностью ее внесения устанавливаются законодательством Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.

В числе прочего, статья 17 Закона об охране окружающей среды изложена в новой редакции, она конкретизирована, теперь ясно за какие именно действия и мероприятия государство оказывает соответствующую поддержку и что это за поддержка в принципе.

Так, государство оказывает поддержку хозяйственной и (или) иной деятельности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в целях охраны окружающей среды.

Государственная поддержка хозяйственной и (или) иной деятельности в целях охраны окружающей среды может осуществляться по следующим направлениям:

– содействие в осуществлении инвестиционной деятельности, направленной на внедрение наилучших доступных технологий и реализацию иных мер по снижению негативного воздействия на окружающую среду;

– содействие в осуществлении образовательной деятельности в области охраны окружающей среды и оказании информационной поддержки мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду;

– содействие в осуществлении использования возобновляемых источников энергии, вторичных ресурсов, разработке новых методов контроля за загрязнением окружающей среды и реализацией иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Государственная поддержка деятельности по внедрению наилучших доступных технологий и иных мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду может осуществляться посредством:

– предоставления налоговых льгот в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

– предоставления льгот в отношении платы за негативное воздействие на окружающую среду в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации;

– выделения средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

При этом такая государственная поддержка осуществляется при реализации следующих мероприятий:

– внедрение наилучших доступных технологий;

– проектирование, строительство, реконструкция: систем оборотного и бессточного водоснабжения; централизованных систем водоотведения (канализации), канализационных сетей, локальных (для отдельных объектов хозяйственной и (или) иной деятельности) сооружений и устройств по очистке сточных, в том числе дренажных, вод, по переработке жидких бытовых отходов и осадка сточных вод; сооружений и установок по улавливанию и утилизации выбрасываемых загрязняющих веществ, термической обработке и очистке газов перед их выбросом в атмосферный воздух, полезному использованию попутного нефтяного газа;

– установка: оборудования по улучшению режимов сжигания топлива; оборудования по использованию, транспортированию, обезвреживанию отходов производства и потребления; автоматизированных систем, лабораторий по контролю за составом, объемом или массой сточных вод; автоматизированных систем, лабораторий (стационарных и передвижных) по контролю за составом загрязняющих веществ и объемом или массой их выбросов в атмосферный воздух; автоматизированных систем, лабораторий (стационарных и передвижных) по наблюдению за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды.

Федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться иные меры государственной поддержки хозяйственной и (или) иной деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды, за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Обратите особое внимание на сроки вступления всех указанных норм в силу.

В ФЗ "Об охране окружающей среды" конкретизируется ключевое положение экологического законодательства. Оно состоит в том, что субъект, ведущий хозяйственную деятельность с использованием естественных ресурсов, должен компенсировать вред, который он наносит природе.

Организация по экономическому развитию и сотрудничеству в 1972 г. приняла положение, в соответствии с которым был установлен указанный выше принцип. По выработанным рекомендациям граждане и юрлица, загрязняющие окружающую среду, должны нести расходы, направленные на проведение мероприятий, необходимых для устранения этого вреда или сокращения его до минимально допустимых показателей. В России этот принцип, однако, претерпел определенные изменения.

Юридический аспект

В практическом и теоретическом смыслах до сих пор не установлено, выступает ли плата за негативное воздействие на окружающую среду в качестве налога. В некоторых зарубежных странах она регламентируется НК. Формы, в которых осуществляется отчисление в РФ, предусматриваются в ФЗ "Об охране окружающей среды" и ряде других правовых актов. Вместе с этим юридические документы устанавливают и виды отрицательного влияния на природу. Типы и порядок определения платы за загрязнение окружающей среды также регламентируются следующими правовыми документами:

  1. ФЗ "Об отходах".
  2. Постановлениями правительства.
  3. ФЗ "Об охране воздуха".
  4. Инструкции и методические рекомендации, утвержденные Минприроды.

Правовая природа

К ее определению существует несколько подходов. Они зависят от установления налогового либо неналогового содержания данного отчисления. Плата за негативное воздействие на окружающую среду рассматривается как фискальный сбор, административный штраф, компенсация и пр. При этом стоит сказать, что правовая природа отчисления не была установлена и высшими судебными инстанциями. В соответствии с НК конкретные суммы взимаются с хозяйствующих субъектов с целью исполнения ими возложенных на них обязательств. Они возникают из ведения ими конкретной деятельности, вследствие которой наносится вред природе. Такие отчисления представляют собой возмещение ущерба по тарифам, регламентируемым государством. По своей сути они обладают компенсационным характером. Расчет платы за окружающую среду, следовательно, должен производиться по принципу эквивалентности в соответствии с видом и объемом ущерба в пределах допустимых показателей. Субъекты, таким образом, получают право наносить вред природе.

Обязанные лица

Кто платит за загрязнение окружающей среды? Обязанность компенсировать вред природе вменяется только тем субъектам, чья деятельность непосредственно связана с его нанесением. Их дифференцируют и индивидуализируют в соответствии с типом и объемом ущерба, экономическими особенностями отдельных народно-хозяйственных отраслей, экологических факторов. Немаловажное значение при классификации будут иметь и расходы пользователей на мероприятия по предотвращению или снижению вреда природе. Они также засчитываются как плата за негативное воздействие на окружающую среду. В какой бюджет осуществляется отчисление? По общему правилу, в федеральный и региональный.

Выводы

Исходя из указанных выше характеристик можно сказать, что плата за загрязнение окружающей среды является необходимым условием для получения хозяйствующими субъектами права осуществлять деятельность, наносящую вред природе. Она определяется как индивидуально-возмездное отчисление, устанавливаемое в соответствии с дифференцированными показателями допустимого отрицательного влияния. Плата за загрязнение окружающей среды обеспечивает возмещение причиненного ущерба и расходов на ее восстановление и защиту. Все это указывает на то, что рассматриваемые отчисления лишены ряда признаков, по которым их можно отнести к налоговым сборам.

Типы вреда

Негативным воздействием на природу следует называть влияние хозяйственной либо прочей деятельности, результаты которой приводят к отрицательным изменениям качества среды. В частности, речь идет о физических, биологических, химических и других показателях. В ФЗ, регламентирующем охрану окружающей среды, установлены следующие типы такого влияния:


В постановлении правительства указанные виды дублируются, за исключением негативного влияния на почву и недра, и устанавливаются дополнительные типы:

  1. Выброс в воздух загрязняющих и иных соединений из передвижных и стационарных источников.
  2. Шум, вибрацию, радиационное и электромагнитное влияние.

Особенности начисления

В указанном выше ФЗ ранее закреплялось, что порядок, в соответствии с которым определяется и исчисляется плата за негативное влияние на окружающую среду, устанавливается законодательством РФ. С декабря 2008 г. этот вопрос отнесен к полномочиям правительства. В соответствии с этим в постановлении № 632 от 28.08.1992 г. предусматривается плата за выбросы в окружающую среду, размещение отходов и прочие виды отрицательного влияния на природу в пределах:

  1. Лимитов. Они представляют собой временно установленные нормативы. Начисление осуществляется путем умножения ставок на разницу лимитов и допустимых показателей. В качестве последних могут выступать объемы размещения отходов, веществ, уровни вредного влияния. Для определения общей суммы полученные при умножении результаты плюсуются в соответствии с типами вреда, которые наносятся хозяйствующим субъектом.
  2. Допустимых предельных показателей. В случае непревышения установленных нормативов плата за вредное воздействие на природу исчисляется умножением соответствующих ставок на величину загрязнений. Затем полученные результаты суммируются.

Выход за пределы допустимых показателей

Плата за загрязнение окружающей среды в таком случае исчисляется умножением соответствующих ставок в рамках лимитов на размер фактического превышения. Полученные показатели суммируются и умножаются на пятикратный повышающий тариф.

Нормативы платы за загрязнение окружающей среды

Они устанавливаются по каждому элементу вредного вещества, типу отрицательного влияния с учетом степени их опасности для природы и здоровья населения. Они утверждены правительством в постановлении № 344. Для некоторых регионов, а также бассейнов рек к базовым нормативам устанавливаются коэффициенты. Они учитывают экологические факторы (значимость социально-культурных и природных объектов, климатические особенности местности).

Коэффициенты

В их основе лежат показатели деградации и загрязнения среды в пределах территорий экономических районов страны, соответствующие выбросам в воздух и создающимся и размещаемым отходам. Для атмосферы устанавливаются следующие наивысшие коэффициенты:

  1. Для Уральского района – 2.
  2. Для Северо-Кавказского и Центрального – 1,9.

Для почв установлены следующие показатели:


Коэффициенты экологической значимости и ситуации на водных объектах по бассейнам крупных рек России рассчитываются на основании информации об объемах сброшенных стоков в разрезе краев, республик, областей и экономических районов. Например, для р. Кубани установлены коэффициенты: 2 – для Республики Адыгеи и 2,2 – для Краснодарского края. Дополнительный показатель 2 предусматривается для территорий, отнесенных к особо охраняемым зонам. К ним в том числе относят лечебно-оздоровительные местности и курорты, районы Крайнего Севера, приравненные к ним округа, Байкальский регион и участки экологического бедствия. Дифференцированные ставки исчисляются путем умножения базовых нормативов на коэффициенты учета факторов.

Дополнительно

Постановлением правительства, регламентирующим порядок, в соответствии с которым устанавливается плата и ее предельные размеры за загрязнение среды, создание и размещение отходов, а также прочие виды отрицательного влияния на природу, предусматривается снижение сумм обязательных отчислений. Исполнительные структуры краев, республик, областей, городов федерального значения, автономных образований при участии территориальных подразделений Минприроды и экологии формируют дифференцированные ставки. При их установлении учитываются утвержденные базовые нормативы и коэффициенты. Кроме этого указанные органы проводят корректировку размеров отчислений пользователей. При этом учитывается степень освоения ими средств на реализацию природоохранных мероприятий. Эти суммы зачисляются в счет обязательной платы.

Мероприятия

Их перечень устанавливается в инструктивно-методических документах, разъясняющих правила, по которым взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду. К мероприятиям, направленным на предотвращение или снижение отрицательного влияния на природу, в частности, относят:


Спорный момент

В соответствии с подп. 6 п. 4 постановления, утверждающего порядок определения оплаты и ее предельной величины, исполнительные структуры регионов РФ, городов федерального значения по согласованию с территориальными подразделениями Минприроды и Федеральной инспекции по надзору в области потребительских прав могут снижать размеры платежей либо освобождать от них отдельные предприятия, финансируемые средствами госбюджета, организации социально-культурной сферы. Верховным судом Республики Татарстан данное положение было оспорено в КС РФ в части возможности снимать с некоторых субъектов установленные обязанности по отчислению экологических сборов. По постановлению Конституционного суда указанный нормативный акт, регламентирующий взаимоотношения природы и общества, среди принципов называет возмездность пользования. Это, в свою очередь, предполагает, что должна взиматься плата за негативное воздействие на окружающую среду. Внесение экологических сборов, ввиду того что оно необходимо для возмещения нанесенного ущерба природе хозяйствующими субъектами, является обязательным для установленной категории пользователей.

Плата за загрязнение окружающей среды реализует принцип плат­ности природопользования, а также принцип экономической ответст­венности за нарушение природоохранного законодательства и являет­ся одним из финансовых методов управления в сфере природопользо­вания.

Плата за загрязнение окружающей среды была закреплена Зако­ном РФ от 19 декабря 1991 г. № 2060-1 «Об охране окружающей при­родной среды», на базе которого в свое время было принято постанов­ление Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природном среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия».

В начале 2002 г. был принят Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ с почти аналогичным названием «Об охране окружающей сре­ды», в соответствии с которым Закон РФ № 2060-1 был признан утра­тившим силу. С июня 2002 г., когда Кассационная коллегия Верховно­го Суда РФ признала плату незаконной, а Постановление Правитель­ства № 632 - недействительным, прекратила свое существование вся система экологических платежей. Следует отметить, что вышеуказан­ные платежи взимались в течение более 10 лет. Для крупнейших при- родопользователей (особенно это касается предприятий нефтяной и газовой промышленности, а также предприятий металлургических, химических производств) данные платежи составляли достаточно большие суммы.

Что же касается Федерального закона «Об охране окружающей среды», то им предусмотрено, что формы платы за негативное воздей­ствие на окружающую среду определяются федеральными законами. Однако, к сожалению, указанным Законом не был установлен кон­кретный механизм исчисления данной платы, а другие законодатель­ные акты по этому вопросу не были приняты до июня 2003 г. Таким образом, только спустя один год вновь стала взиматься плата за загряз­нение окружающей среды.

В настоящее время порядок определения платежной базы платы тесно связан с установлением для различных источников загрязнения окружающей среды специальных лимитов и нормативов негативного воздействия, которое осуществляет Федеральная служба по экологиче­скому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзором).

Федеральный закон № 7-ФЗ (с поел. изм. от 31 декабря 2005 г.) оп­ределяет правовые основы государственной политики в области охра­ны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окру­жающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколе­ний, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Данный Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаи­модействия общества и природы, возникающие при осуществлении

1 См.: постановление Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и пере­движными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» (с поел. изм. от 1 июля 2005 г.).

хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды в.пределах территории Российской Федерации, а также на континен­тальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Плательщиками платы за загрязнение окружающей среды, разме­щение отходов и другие виды вредного воздействия являются органи­зации, а также иностранные юридические и физические лица, осуще­ствляющие любые виды деятельности на территории Российской Фе­дерации, связанные с природопользованием (природопользователи).

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

Выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;

Сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганиз­мов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

Загрязнение недр, почв;

Размещение отходов производства и потребления;

Загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромаг­нитными, ионизирующими и другими видами физических воздейст­вий;

Иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Рассчитывая платежи за загрязнение окружающей природной сре­ды, надо руководствоваться нормативами, приведенными в постанов­лении Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344 «О нормативах пла­ты за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стацио­нарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления».

Размер платы зависит от вида загрязняющих веществ и от того, куда производится их сброс - в атмосферный воздух либо в поверхно­стные и подземные воды (приложение 10, табл. 1-4).

При этом сумма платы зависит также и от объемов выбросов. Они мо­гут быть в пределах допустимых нормативов или в пределах установлен­ных лимитов. Во втором случае ставки за единицу объема выбросов в пять раз выше, чем в первом. Если же выбросы превышают установленные ли­миты, плата за загрязнение увеличивается еще в пять раз.

Кроме того, к базовым нормативам устанавливается специальный коэффициент, который зависит от экологического состояния атмо­сферного воздуха и почвы экономических районов России (приложе­ние 10, табл. 5), а также от состояния водных объектов по бассейнам морей и рек (приложение 10, табл. 6). Если загрязняющие вещества выбрасываются в атмосферный воздух на территории городов, приме­няется еще и дополнительный коэффициент 1,2. Кроме того, для особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздорови­тельных местностей и курортов, а также для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Байкальской природной террито­рии и зон экологического бедствия применяется также дополнитель­ный коэффициент 2.

Итак, чтобы рассчитать плату за загрязнение окружающей среды, надо объем выбросов (в тоннах) умножить на базовые нормативы, а за­тем еще на «экологический» и дополнительный коэффициенты (если речь идет о выбросах в атмосферу над городами).

Нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду, действовавшие в 2005 и 2007 гг. применяются с коэффициен­том 1,15.

Общая величина платы за загрязнение окружающей природной сре­ды складывается из платежей:

За предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих ве­ществ, другие виды вредного воздействия;

Выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов);

Сверхлимитные выбросы, сбросы загрязняющих веществ, разме­щение отходов и другие виды вредного воздействия.

Завод в процессе своей производственной деятельности выбрасывает в воздух 5 т диоксида азота в год, что находится в пределах установленных допустимых нормативов выбросов. Норматив платы в 2005 г., согласно по­становлению № 344 составлял 52 руб. с 1 т диоксида азота. Завод находится на территории г. Волгограда (Поволжский экономический район РФ), для которого установлен коэффициент, учитывающий экологические факто­ры, в размере 1,9 с дополнительным коэффициентом 1,2 для городов.

Сумма платы = 5 (52 х 1,158) 1,9 х 1,2 = 681,72 руб.

Горно-обогатительный комбинат в процессе переработки руды сбра­сывает в поверхностные воды 25 т хрома в год, из которых 20 т находится в пределах установленных допустимых нормативов сбросов, а остальное - в пределах установленных лимитов сбросов. Норматив платы в 2005 г. со­гласно постановлению № 344 составлял 13 774 руб. с 1 т в пределах уста­новленных допустимых нормативов сбросов и 68 870 руб. с 1 т в пределах

установленных лимитов сбросов. Горно-обогатительный комбинат нахо­дится на территории Самарской области (бассейн реки Волги), для кото­рого установлен коэффициент, учитывающий экологические факторы, в размере 1,36.

Плата за нормативные сбросы = 20 (13774 х 1,158) 1,36 = 430 850,72 руб.

Плата за лимитные сбросы = (25 - 20) (68 870 х 1,15) 1,36 =

535 563,40 руб.

Общая сумма платы = 430 850,72 + 538 563,40 = 969 414,12 руб.

Нефтебаза в процессе перегонки нефти сбрасывает в воздух 1000 т ле­тучих низкомолекулярных водородов в год, из которых 600 т находится в пределах установленных допустимых нормативов выбросов, 200 т в преде­лах установленных лимитов выбросов, а 200 т - сверхлимитное загрязне­ние. Норматив платы в 2005 г. согласно постановлению № 344 составлял 5 руб. с 1 т в пределах установленных допустимых нормативов выбросов и 25 руб. с 1 т в пределах установленных лимитов выбросов. Нефтебаза нахо­дится на территории Рязанской области (Центральный экономический район РФ), для которого установлен коэффициент, учитывающий эколо­гические факторы, в размере 1,9.

Плата за нормативные выбросы = 600 (5 х 1,15) 1,9 = 6555 руб.

Плата за лимитные выбросы = 200 (25 х 1,15) х 1,9 = 10 925 руб.

Плата за сверхлимитное загрязнение = 200 (25x5 х 1,15) 1,9= 54 625 руб.

Общая сумма платы = 6555 + 10 925 + 54 625 = 72 105 руб.

Предприятие размещает отходы 4-го класса (малоопасные) на терри­тории своего производственного объединения. Поэтому при расчете пла­ты за размещение отходов производства предприятие использует понижа­ющий коэффициент 0,3. Для Центрально-Черноземного района, где рас­положен завод, коэффициент равен 2. Норматив платы заразмещение 1 т отходов в пределах установленных лимитов составляет 248,4 руб./т.

Дифференцированная ставка платы по малоопасным отходам в преде­лах установленных лимитов их размещения равна

248,4 х 0,3 х 2 = 149,04 руб./т.

Лимит размещения отходов установлен предприятию в размере 5 т, но фактически оно разместило 7 т.

Сумму платы в пределах установленных лимитов составляет:

149,04 х 5 = 745,2 руб.

Количество размещенных отходов, превышающее установленные ли­миты, составляет 2 т (7 - 5). Таким образом, плата за сверхлимитное раз­мещение отходов равна

(149,04 х 2) 5 = 1490,4 руб.

Общая сумма платежа за загрязнение окружающей среды составляет 745,2 + 1490,4 = 2235,6 руб.

Плата за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ относится на себестоимость продукции (работ, услуг), а плата за превышение предельно допустимых нормативов (в пределах лимита и сверх лимита) уплачивается за счет прибыли, остающейся в распоря­жении природопользователя.

Природопользователи до начала очередного финансового года оп­ределяют плановые показатели объема выбросов, сбросов или разме­щаемых отходов, на основе которых они рассчитывают на год плано­вые квартальные величины платы за загрязнение окружающей среды и согласовывают их с соответствующими территориальными органами Ростехнадзора.

По истечении квартала природопользователи определяют и согла­совывают с территориальными органами Ростехнадзора фактические размеры платы за загрязнение окружающей среды.

В случаях, когда филиалы и иные подразделения предприятий рас­положены на территории других национально-государственных и ад­министративно-территориальных образований, величина платы за за­грязнение окружающей среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия согласовывается с территориальным органом Ростехнадзора по месту нахождения этих филиалов и подразделений.

Плата за загрязнение окружающей среды осуществляется ежеквар­тально в следующие сроки:

Плановые платежи не позднее 20-го числа последнего месяца квартала;

Фактические платежи не позднее 20-го числа месяца, следующе­го за отчетным кварталом.

Не внесенные в срок платежи взыскиваются с предприятий в бес­спорном порядке. Суммы платежей, излишне внесенных в бюджет, за- считываются предприятию в счет платы следующего квартала. Как уже отмечалось, с 2005 г. контроль за правильностью расчета платы за за­грязнение, полнотой и своевременностью ее уплаты осуществляют территориальные органы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

В 2007 г. нормативы отчислений от поступлений платы за негатив­ное воздействие на окружающую среду составляли 20% - в федераль­ный бюджет и 40% - в бюджеты субъектов Федерации. Остальные средства направлялись в бюджеты муниципальных районов и бюджеты городских округов, т.е. в местные бюджеты.

Внесение платы не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окру­жающую среду, обязаны планировать, разрабатывать и осуществлять мероприятия по охране окружающей среды в порядке, установленном законодательством.

Организации и физлица, использующие в своей работе негативно влияющие на окружающую среду объекты, обязаны перечислять в бюджет платежи за загрязнение окружающей среды (ЗОК). Под такими объектами понимают здания, сооружения и др. источники, выбрасывающие в атмосферу или сбрасывающие в водную среду отходы.

Кто должен платить

Следует иметь ввиду, что автотранспорт с выхлопными газами к такому платежу отношение не имеет. Организации, имеющие на балансе транспортное средство с 1 освобождены от платежа за негативное воздействие на окружающую среду (Письмо Минприроды №12-47/5413 от 10.03.2015).

Обязаны оплачивать за ЗОС следующие организации и предприниматели:

  • загрязняющие атмосферный воздух;
  • загрязняющие водные ресурсы;
  • размещающие отходы.

Данный платеж не предусмотрен налоговым кодексом, то есть налогом не является, но перечислять его должны все, не зависимо от того, какую систему налогообложения применяет организация. Данное требование применимо в том числе и к иностранным организациям, они тоже обязаны перечислять платежи за загрязнение окружающей среды.

В том числе не имеет значение кто обладает правом собственности на объект, являющийся источником загрязнения. Даже если организация арендует данный объект или получила в пользование безвозмездно, оплачиват за загрязнение тот, кто фактически его использует.

Кто не должен платить

Те организации или предприниматели, которые свою деятельность осуществляют только на объектах с категорией опасности IV, платежи за ЗОС платить не должны. К IV категории опасности относят объекты:

  • на которых предусмотрены стационарные источники выброса, при этом общее количество выбросов в год не более 10 тонн;
  • на которых нет выброса радиоактивных веществ;
  • не сбросов в канализацию, подземные и поверхностные воды, на землю.

Если у организации несколько объектов, но только часть их них относится к IV категории опасности, то перечислять плату за загрязнение придется за все объяты предприятия, в том числе и за IV категорию.

Контроль за расчетом и перечислением платы осуществляет Росприроднадзор. Те организации, в эксплуатации которых находятся объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду I-IV категории опасности, встают в Росприроднадзор на учет. Для этого подается заявка на каждый объект по установленной форме (утв. Минприроды России №554 от 23.12.2015). Сделать это нужно не позднее 6 месяцев с начала эксплуатации таких объектов.

За нарушение срока постановки на учет в органы Росприроднадзора организации грозит штраф (Статья 8.46 КоАП):

  • 30 000 – 100 000 – на организацию;
  • 5 000 – 20 000 – на руководителя.

Регистрация объекта происходит не дольше 10 рабочих дней, после чего в адрес организации отправляется свидетельство о постановке на учет.

Платежи за загрязнение окружающей среды

Плата за негативное воздействие на окружающую среду включает в себя следующие виды платежей:

  • За атмосферные выбросы. Обязанность по перечислению платежа за выбросы, производимые в атмосферную среду, не зависит от деятельности предприятия. Если факт выбросов есть, то обязанность у предприятий возникает;
  • За сбросы в подземные и поверхностные водные объекты. Вносят плату за сбросы в водные объекты организации и предприниматели, имеющие сточные воды;
  • За размещение отходов (Читайте также статью ⇒ ). Даже если организации заключила договор на вывоз мусора, она обязана вносить платеж за то, что в результате ее деятельности образовались отходы производства.

Куда сдавать декларацию

Все предприятия и предприниматели, обязанные производить плату за ЗОС подают декларацию в Росприроднадзор по местонахождению объекта. Причем, если объектов, которые являются источником загрязнений несколько и находятся они в разных субъектах РФ, отчитываться нужно по каждому из них. По каждому объекту в рамках одного субъекта отчитываться нужно в одной декларации с разделением объектов по разным муниципальным образованиям.

Срок подачи декларации

Срок подачи декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду подается до 10 марта следующего за отчетным года. Если крайний день подачи декларации приходит на выходной или праздничный, то срок переносится на следующий рабочий день.

То есть, за 2017 год подать декларацию нужно до 12 марта 2018 года, так как крайний срок – 10 марта – суббота.

Способ представления декларации

Представить в Росприроднадзор декларацию можно как на бумаге (если плата за прошлый год составила не более 25 000 рублей), так и в электронной форме.

Для отправки декларации через интернет потребуется электронная подпись. Если декларация представляется на бумажном носителе, то сделать это можно: лично, через представителя или по почте. При оправке декларации почтой, письмо оформляется с описью вложения и уведомлением о получении.

При подаче декларации на бумаге придется приложить и ее электронную версию на флешке или диске.

Составить декларацию можно воспользовавшись сервисом «Формирование отчетности» на сайте Росприроднадзора.

При подаче декларации через интернет, бумажную версию дублировать не нужно.

Ответственность за непредставление декларации

Если организации или предприниматели не сдадут декларацию, либо сделают это несвоевременно, то им грозит административная ответственность со следующими штрафными санкциями (Статья 8.5 КоАП):

  • 3 000 – 6 000 рублей – для должностного лица (например, руководитель организации);
  • 20 000 – 80 000 рублей – для организации.

Срок уплаты

Платеж за ЗОС нужно сделать до 1 марта следующего за отчетным периодом года. То есть, за 2017 год оплатить средства в бюджет нужно будет до 1 марта 2018 года. Кроме малого бизнеса, все организации обязаны перечислять авансовые платежи. За каждый квартал оплатить нужно в срок до 20 числа следующего месяца. Таким образом, 20 апреля, 20 июля и 20 октября – крайние сроки для перечисления авансового платежа предприятиями, соответственно, за 1-й, 2-й и 3-й квартал.

Пример расчета авансового платежа

Плата ООО «Континент» за ЗОС за 2015 год составила 130 000 рублей. Значит авансовые платежи в 2016 году будут следующими:

За 1 квартал – 32 500 рублей

За 2 квартал – 32 500 рублей

За 3 квартал – 32 500 рублей

При расчете платы за 2016 год ООО «Континент» получилась сумма, равная 145 000 рублей. Значит итоговый платеж за год организация оплатит в следующем размере:

145 000 – 3 х 32 500 = 47 500 рублей

Законодательная база

Законодательный акт Содержание
Закон №7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды»
Письмо Росприроднадзора №ОД-06-01-32/3447 от 01.03.2016 «О порядке расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду»
Письмо Росприроднадзора №АС-06-01-36/6155 от 11.04.2016 «О плате за негативное воздействие на окружающую среду»
Письмо Минприроды России №12-47/5413 от 10.03.2015 «О плате за негативное воздействие от передвижных источников»

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос 1: Нужно ли платить за ЗОС, если весь наш мусор – это только офисные бытовые отходы?

Ответ: Для начала стоит убедиться, что организация не эксплуатирует объекты I-III категории опасности. Если таких объектов нет, то оснований для постановки на учет в Росприроднадзор нет, а значит и платить за загрязнения не нужно.

Вопрос 2: Должны ли вносить плату предприятия, которые производят сброс веществ в систему центральной канализации?

Ответ: До недавнего времени от обязанности вносить платеж за загрязнение такие организации были освобождены. Но с 1 июля 2015 года такие организации обязаны вносить плату.