Признаки духовных явлений. Существенные признаки духовных традиций как детерминанты жизнедеятельности российского общества


Уроки 44-46. Содержание и формы духовной деятельности

Итог

Творческая деятельность

Творческая деятельность

Что такое «творческая деятельность»? Чем она отличается от других видов деятельности?

Какие ассоциации возникают у вас при слове «творчество»? (После ответов ребят, по ходу объяснения учителя, выстраивается схема.)

В чем заключается социальная сущность деятельности?

Какова структура деятельности?

Как связаны между собой цель, средства и результат деятельности?

Каковы мотивы деятельности?

Как соотносятся потребности и интересы?

В чем особенности творческой деятельности?

Выполните задания к параграфу.

Домашнее задание Выучите § 17, выполните задания.

Главный герой повести Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи» - подросток, который живет одним стремлением, одной мечтой: не дать малышам, беззаботно резвящимся на поле, свалиться в пропасть, находящуюся здесь же, рядом. Один педагог использовал образ этой книги, когда размышлял о роли культуры, роли духовной деятельности в формировании личности. Он назвал культуру «ловцом во ржи». Не секрет, что сегодняшний мир значительно поднял и укрепил материальные стимулы. Но еще когда-то в древности было произнесено: «Не хлебом единым...»

В «Школьном философском словаре» дается следующее толкование этих категорий:

Дух - идеальный мир, ступень его причастности к сознанию, наиболее полно воплощенные в человеке.

Духовное - особая сфера деятельности, для которой характерны специфические проявления духа - язык, нравственность, идеология, политика, религия, искусство, философия. К духовному относятся также высшие ценности человеческого существования - свобода, любовь, творчество, вера.

Сложные, но очень интересные вопросы мы исследуем сегодня на уроке.

Итак, как же происходит процесс создания и освоения духовных ценностей? Какие особенности имеет этот процесс? По ходу моего рассказа вы должны в своих тетрадях записать в виде тезисов ответы на данные вопросы.

На прошлом уроке мы выяснили структуру любой деятельности. Духовная деятельность не является исключением. Она протекает по той же схеме:

Цель -> средства -> результат

Результат - формирование духовных ценностей. - Что же такое духовные ценности и чем они отличаются от всех прочих?

Исследователи подразумевают под ценностью то, без чего человек не мыслит полноценной жизни, то, что свято для конкретного человека, для группы людей или для всего человечества. Ценности упорядочивают действительность, вносят в ее осмысление оценочные моменты, придают смысл человеческой жизни. В наши дни даже появилась специальная наука аксиология - наука, изучающая ценности.


Философы обращают внимание на следующие отличительные признаки духовных явлений:

Идеальность. Создавая произведения искусства и культуры, люди опредмечивают в них свои знания, эмоции, жизненный опыт, свои идеалы, стремления и надежды. Усваивая культуру в процессе обучения и самообразования, люди, наоборот, распредмечивают заключенные в ней духовные ценности, расширяя и развивая индивидуальные творческие способности.

Общественный характер духовных ценностей. Духовные ценности создаются в процессе общения, распространяются посредством коммуникации и служат повышению социальных взаимодействий. В ходе потребления духовных ценностей их совокупный фонд не уменьшается, а увеличивается. Например: «Если у меня есть яблоко и я отдам его тебе, то у меня уже не будет яблока. Если у меня есть идея и я поделюсь ею с тобой, то у нас обоих будет общая идея».

В процессе создания ценностей специфическую роль играют знаки и символы. Знаки и символы окружают нас повсюду и от того, как быстро и точно мы расшифровываем их тайный язык, зависит общий уровень культурной компетенции личности.

Что такое "психическое явление"?

Под психическими явлениями обычно понимают факты внутреннего, субъективного опыта. Фундаментальное свойство психических явлений - их непосредственная представленность субъекту. Мы не только видим, чувству­ем, мыслим, но и знаем, что видим, чувствуем, мыслим. Психические явле­ния не только происходят в нас, но и непосредственно нам открываются; мы одновременно осуществляем свою психическую деятельность и осознаем ее. Эта уникальная особенность психических явлений предопределила особен­ность науки, которая их изучает. В психологии объект и субъект познания сливаются.

Признаки психических явлений:

    Объектность. Содержание психического явления и механизм егопротекания отнесены к разным объектам: к предмету или к органу. Любыевнешние характеристики объекта воспринимаются как характеристики объекта, а не как свойства обеспечивающей физиологической системы.

    Самостоятельность существования. Любое психическое состояниесвязано с изменением состояния организма. Но эта связь не однозначна, неуниверсальна.

    Идеальность. Психические процессы несводимы к физиологическойформе их протекания. Идеальные образы реальных предметов и явлений несовпадают с материальной формой их воплощения.

    Субъективность. Содержание и форма существования психическогоявления индивидуальны, связаны с личным опытом и психофизиологическимсостоянием субъекта.

5. Недоступность прямому чувственному наблюдению. Любой психо­логический процесс может быть описан в системе понятий отношений лич­ности с внешним миром и в системе понятий, описывающих физиологиче­ские процессы, но все итоговые характеристики психических явлений отно­сятся к внешним объектам, а не к обеспечивающим системам. Во всех слу­чаях психических процессов содержание, структура, динамика изменений не выводятся однозначно ни из воздействия внешней среды, ни из физиологиче­ских особенностей организма.

Необходимо отметить, что вопрос о предмете психологии на сегод­няшний день не является однозначно решенным, напротив, остается во мно­гом дискуссионным. Представители различных направлений и школ совре­менной психологической науки (бихевиоризма, психоанализа, гештальтпси­хологии, генетической психологии, ассоциативной психологии, когнитивной психологии, гуманистической психологии и др.) трактуют его в зависимости от тех целей и задач, которые представляются наиболее важными в рамках данного конкретного подхода, что не исключает, разумеется, попыток со­вместить различные подходы. Поэтому логично рассмотреть основные на­правления современной психологии, чтобы понять их общую направленность и различие подходов к предмету науки и методам исследования.

Предмет психологии чрезвычайно сложен и до настоящего времени не существует полного согла­сия между научными направлениями исследования психиче­ских явлений даже в том, что такое психика.

Существует большое разнообразие психических явлений, которые может наблюдать каждый человек с достаточно раз­витым самосознанием. По поводу основных фиксируемых при непосредственном наблюдении признаков психических явлений не существует единой точки зрения. Чаще всего указывается, что:

    психические явления могут существовать только в форме процессов, которые даны субъекту непо­средственно – в самонаблюдении,

    психические явления не имеют физических характеристик, которые присущи материальным явлени­ям,

    объективно могут быть измере­ны только некоторые временные параметры психических процессов: например, время решения определенной зада­чи, время, затрачиваемое на подготовку и выполнение определенного действия и т. д.

Феноменологические признаки психических явлений, данных субъекту в самонаблюдении по Л.М. Веккеру:

    предметность : психический процесс объек­тивно протекает в своем органе-носителе – нервной и мы­шечной системах организма, – а в своих конечных, резуль­тативных параметрах строится субъективно и только в тер­минах (образах, понятиях) свойств и отношений внешних объектов;

    неявность нейрофизиологического субстрата, необходимогого для реализации психических процессов: носителю пси­хики не представлена внутренняя динамика изменений со­стояний собственных органов, которые обеспечивают реа­лизацию психического процесса;

    чувственная недоступность : психические процессы недо­ступны прямому чувственному наблюдению; человеку непосредственно открываются лишь результаты их реализации – образы предметного мира, понятия, цели, а также связанные с ними переживания;

    спонтанная активность психики , которая не всегда подчи­нена контролю со стороны субъекта и прямо не вытекает из физических, физиологических, биологических, социо­логических и других законов.

Этот список возможных отличительных признаков психи­ческих явлений может быть продолжен:

    Л.С. Выготский : психика человека исходно формируется во внешних формах общения и деятельности с другими людьми.

    А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин : исходно все формы психики либо в эволюционном плане, либо в онтогенезе формируются между субъектом и объективным предметным миром как ре­зультат ориентировочных составляющих выполняемых дей­ствий. Основной признак психики – ее функциональная направленность на обеспече­ние активной ориентировки субъекта во внешней среде оби­тания или внутренней среде собственного организма.

Все эти особенности психики предопреде­ляют ряд гносеологических (познавательных) иллюзий, кото­рые могут возникать в процессах рефлексивной ориентировки субъекта в особенностях собственных психических функций. Субъективные затруднения и ошибки, которые могут возникать при анализе субъектом собственных психических особенностей и возможностей:

    Иллюзия бессубстратности психического процесса: психика рассматривается субъектом как не имеющая ма­териальных причин активность души.

    Иллюзия непосредственной данности психических явлений их но­сителю: у человека возникает ощущение, что психику он на­блюдает в себе самом такой, какая она и есть «на самом деле».

    Иллюзия спонтанной активности : у человека возникает ощущение полной свободы воли – убеждение субъекта, что его действия и поведение полностью могут определять­ся его собственными целями, желаниями и мотивами.

«Прозрачность», невоспринимаемость образа, сквозь ко­торый человеку дан объект, в различных ситуациях может вес­ти к двум формам искажений ориентировки субъекта в мире:

    иллюзия отождествления образа с объектом : то, что пред­ставляется («кажется»), принимается за реальность;

    иллюзия отождествления объекта с его образом : реальность принимается за то, что только «кажется», представляется.

Как вы думаете, что такое «духовная зрелость» и как ее достичь? Эта статья предназначена для тех, кто уже крестился и стал христианином. В ней вы найдете некоторые духовные качества, которые помогут вам сделать шаг на пути вашего духовного развития.

Духовный человек имеет смелость и желание узнавать правду о жизни и себе самом, вместо того, чтобы бежать от нее. Такой человек будет лично мотивирован и будет больше думать о своих духовных качествах больше, чем о физических.

Как бы вы себя чувствовали, если бы кто-то назвал вас «незрелым»? Большинство из нас воспримут подобное, как личное оскорбление. Мы не любим, когда нас называют не совсем развитыми, когда называют несерьезными или же говорят о том, что мы не можем справляться с вызовами в нашей жизни.

Духовная зрелость — это то, что Бог хочет видеть в каждом из нас:

И сам Он некоторым даровал стать Апостолами, другим — пророками, третьим — проповедниками благовествования, четвёртым — пастырями и учителями, чтобы они поучали и опекали людей Божьих. Он делал это, чтобы подготовить людей Божьих к служению ради укрепления Тела Христова, до тех пор, пока мы все не придём к единству в вере и в познании Сына Божьего и не станем зрелыми людьми, подобными Христу, достигнув такого же совершенства, что и Он. (К Ефесянам 4:11-13)

Давайте вместе посмотрим на некоторые библейские характеристики духовно зрелого человека, чтобы затем применить их к своей жизни:

Духовная зрелость и личная мотивация

Пошли мне, Господи, Твой свет и правду в поводыри, пусть приведут они меня к Твоей Святой горе, к Твоей обители. Когда войду, о Боже, я в алтарь, я буду петь хвалу Тебе на арфе, О Господи, мой Бог. (Псалтирь 42:3,4)

Духовно зрелый человек верит, что Бог есть источник всей правды и света, и такой человек будет искать Бога без указаний со стороны других людей. Насколько сильно вам нужны другие люди, чтобы каждый день искать Бога? Чтобы каждый день, молиться чаще, молиться честнее о том, что вы чувствуете или о чем думаете? Пока мы нуждаемся в напоминаниях других людей в этих вопросах, мы остаемся духовно незрелыми людьми в наших отношениях с Богом. Мы полагаемся на убеждения других людей больше, чем на свои собственные.

Духовно зрелый человек думает о внутреннем больше, чем о внешнем

Так исполняйте же всё, что они велят вам, но не поступайте, как они поступают. Я говорю так, потому что они только говорят, но не делают. Они устанавливают строгие правила, которым трудно следовать, взваливают их на плечи людям и пытаются заставить людей следовать им. Сами же не хотят и пальцем шевельнуть. Они совершают все добрые поступки только напоказ, увеличивая размеры своих филактерий и удлиняя бахрому на своей одежде. (От Матфея 23:3-5)

Отрывок, приведенный выше, описывает людей, которые не живут согласно тому, о чем сами же и проповедуют. Они выбрали легкий путь компромиссов, вместо того, чтобы выбрать тяжелую дорогу - жизнь согласно истине. Подобные люди в итоге больше фокусируются на внешних вещах - как они выглядят в глазах других людей, вместо того, чтобы больше думать о том, как они выглядят в глазах Бога.

Духовная зрелость означает, что люди знают, что если они будут больше думать о внутреннем (о сердце, об эмоциях, о вере), то и их внешнее поведение тоже будет соответствовать их внутреннему миру (Матфея 23:25-26)

Стремление к постоянному поиску истины

Иисус спросил его: «Что ты хочешь, чтобы Я сделал для тебя?» Слепой сказал Ему: «Учитель! Я хочу снова видеть». (От Марка 10:51)

Вы хотите видеть истину? Во многих областях нашей жизни нам проще отрицать что-то, чем искать истину. Проще оставаться «слепым». Вы когда-либо игнорировали реальность в следующих областях: в работе, в отношениях, в вопросах здоровья, в браке? Мы можем быть неравнодушны во многих вопросах, но мы далеко не всегда так активны в поисках истины. Почему? Потому что часто трудно смириться с истиной, либо мы чувствуем, что жизнь и так очень насыщена, а по этой причине мы не хотим еще расходовать силы и время, создавая себе новые «проблемы». Но говорит, что истина освобождает (Иоанна 8:31-32), а в итоге мы станем лишь сильнее духовно, если не будем прятать то, что мы на самом деле чувствуем или думаем (Псалом 31:1-6).

Как вы думаете, с какой истиной в вашей жизни вам пора встретиться лицом к лицу?

Духовная зрелость и честность с Богом

Когда я осознал свой перед Тобой и не покрыл молчанием позора, я молвил: «Каюсь перед Тобой, Господь!» И Ты простил вину грехов моих. Селах (Псалтирь 31:5)

Только Бог может забрать у нас чувство вины и наши грехи. Духовно зрелый человек понимает, что никто из людей не сможет забрать у него чувство вины. Большой ошибкой является попытка избавиться от чувства вины через общение с людьми, а не через общение с Богом. Духовно зрелый человек также понимает, что время, проведенное с Богом, должно включать в себя и признание своих собственных грехов, а не только выражение чувств и эмоций. Когда мы признаемся в том, что мы сделали неверно, Бог забирает у нас вину и плохие чувства о нашем ошибочном поступке.

Как часто вы проводите время с Богом, и говорите с Ним о своих грехах и чувстве вины?

Открытость в общении с другими людьми

Так исповедуйтесь же в грехах своих друг перед другом и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться. Молитва праведника имеет большую силу. (Иакова 5:16)

Духовно зрелый человек расскажет о своих грехах другим людям, после того, как он рассказал их Богу. Такому человеку будет не важно, как люди подумают о нем и что скажут. Он будет иметь смирение, признавая свои ошибки, понимая, что он нуждается в молитвах других людей, чтобы измениться.

Когда вы последний раз по своей собственной инициативе исповедовались кому-то и просили их помочь вам измениться?

Стремление к постоянному духовному росту

Твёрдая же пища предназначена для зрелых людей, ум которых, благодаря опыту, способен различать добро и зло. (К Евреям 5:14)

Духовная зрелость требует постоянной тренировки. Наши ежедневные решения могут не казаться чем-то очень важным, но когда мы решаем прятать то, что мы чувствуем или думаем, то с каждым днем становимся все более незрелыми. И наоборот - каждый раз, когда мы решаем быть открытыми и честными, даже, если это больно, мы делаем важный шаг к нашему духовному взрослению. Мы можем не видеть результаты сразу, но Библия обещает, что те, кто постоянно работают над своей праведностью и честностью, пожнут плоды своих трудов и станут духовно зрелыми личностями.

Принимайте практические решения, которые на ежедневной основе помогут вам быть честными. Учите отрывки из Библии о честности. Решите каждый день общаться с кем-то о том, что вы чувствуете и о чем думаете. Говорите об этом со своим мужем или женой, со своими духовными друзьям.

Таким образом механизм психического процесса относится к органам в которых он протекает а его результат к внешнему миру. Субъектность – итоговый результат психического процесса не может быть сформулирован на физиологическом языке внутренних явлений в органеносителе то есть по физиологическим изменениям невозможно понять на что реагирует организм. ПРИЗНАКИ ПСИХИЧЕСКОГО Предметность.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


  1. Отличительные признаки психических процессов

Психические процессы выделяются из совокупности всех физических явлений рядом признаков

  1. Предметность (феномен психической проекции) - механизм любого психического процесса описывается в терминах физиологии, однако результат психического процесса можно описать только словами, которые обозначают признаки внешнего мира. Например, ощущение можно описать лишь через признаки объекта, которые его вызывает: форма, цвет, размеры, запах, вкус. Таким образом, механизм психического процесса относится к органам, в которых он протекает, а его результат - к внешнему миру. То есть в психике пространственно … место, где формируется психический образ, и место, куда он проецируется. Правильная локализация – результат работы парных анализаторов.
  2. Субъектность – итоговый результат психического процесса не может быть сформулирован на физиологическом языке внутренних явлений в органе-носителе, то есть по физиологическим изменениям невозможно понять, на что реагирует организм. Фактически субъектность является оборотной стороной предметности.
  3. Чувственная недоступность – психические процессы недоступны прямому чувственному наблюдению. Внешнему наблюдению доступны только физиологические процессы, проходящие в органе. Самому субъекту открыты только результаты физиологических процессов.
  4. Спонтанная активность – поведение не может быть непосредственно выведено из физиологических сдвигов внутри организма или из физических свойств, воздействующих на него стимулов, то есть психическая активность производит впечатление свободной, независимой от внешних и внутренних факторов. Чем психика проще, тем меньше степень свободы и чем психика сложнее, тем свободнее особь в своих поступках.

ПРИЗНАКИ ПСИХИЧЕСКОГО

  1. Предметность.

Исходный признак какого-либо акта как психического эмпирически выражается прежде всего в существовании двух рядов фактов, совершенно по-разному выражающих отношение этого акта к внутренней динамике процессов, протекающих в его органе.

  1. – механизм любого психического процесса в принципе описывается в той же системе физиологических понятий и на том же общефизиологическом языке, что и механизм любого физического акта жизнедеятельности.
  2. – конечные, итоговые характеристики любого психического процесса в общем случае могут быть описаны только в терминах свойств и отношений внешних объектов, физическое существование которых с органом этого психического процесса совершенно не связано и которые составляют его содержание.

Так, восприятие или представление, являющиеся функцией органа чувств, нельзя описать иначе, чем в терминах формы, величины, твердости и т.д. воспринимаемого или представляемого объекта. Мысль может быть описана лишь в терминах признаков тех объектов, отношения между которыми она раскрывает, эмоция – в терминах отношений к тем событиям, предметам или лицам, которые ее вызывают, а произвольное решение или волевой акт не могут быть выражены иначе, чем в терминах тех событий, по отношению к которым соответствующие действия или поступки совершаются. Таким образом, процессуальная динамика механизма и интегральная характеристика результата в психическом акте отнесены к разным предметам: первая – к органу, вторая – к объекту.

  1. Субъектность.
  2. – в картине психического процесса, открывающей носителю психики свойства ее объектов, остается совершенно скрытой, не представленной вся внутренняя динамика тех сдвигов в состояниях органа-носителя, которые данный процесс реализуют.

Итоговые, конечные параметры психического процесса не могут быть сформулированы на собственно физиологическом языке тех явлений и величин, которые открываются наблюдению в органе-носителе. Эта неформулируемость характеристик психических процессов на физиологическом языке внутренних изменений в их субстрате является оборотной стороной их формулируемости лишь на языке свойств и отношений их объекта.

  1. Чувственная недоступность.
  2. – психические процессы недоступны прямому чувственному наблюдению.

Своему носителю-субъекту психический процесс (восприятие или мысль) открывает свойства объекта, оставляя совершенно скрытыми изменения в субстрате, составляющие механизм этого процесса. Но, с другой стороны, изменения в субстрате, открытые с той или иной степенью полноты для стороннего наблюдателя, не раскрывают перед ним характеристик психического процесса другого человека.

Человек не воспринимает своих восприятии, но ему непосредственно открывается предметная картина их объектов.

Внешнему же наблюдению не открывается ни предметная картина восприятии и мыслей другого человека, ни их собственно психическая "ткань", или "материал". Непосредственному наблюдению со стороны доступны именно и только процессы в органе, составляющие механизм психического акта.

  1. Спонтанная активность.

Следующая специфическая характеристика психического процесса, в отличие от предшествующих, определяет не прямое отношение к объекту или к его непосредственному субстрату, а выражение в поведенческом акте, во внешнем действии, побуждении, направляемом при посредстве психического процесса. Эта особенность, истоки которой глубоко скрыты под феноменологической поверхностью и связаны с далекими опосредствованиями во времени и пространстве, заключает в себе совершенно особое своеобразие активности психического процесса.

Это форма активности, которая не только "оживляет", но и "одушевляет" физическую плоть организма. Не что иное, как именно особый характер активности, лежит в основе первичного эмпирического выделения "одушевленных" существ (животных) как частной формы живых организмов.

Особенность: на всех уровнях поведения – от простейшего локомоторного акта до высших проявлений разумности и нравственности в произвольном человеческом поступке – конкретные параметры структуры и динамики этого акта не могут быть непосредственно выведены ни из физиологических сдвигов внутри организма, ни из физических свойств воздействующих на него стимулов. Это и делает такую активность психической именно потому, что она прямо не вытекает ни из физиологии внутренних процессов организма, ни из физики, биологии и социологии его непосредственного внешнего окружения. Но вместе с тем, поскольку эта активность не является однозначной равнодействующей физиологических и физических сил, в ней нет жестко предзаданной и фиксированной во всех ее конкретных реализациях и деталях программы, и субъект может действовать "на много ладов"; психическая активность проявляется и эмпирически различается как активность свободная.

  1. Психофизическая и психофизиологическая проблема. Закон Вебера-Фехнера.

Психофизическая проблема – вопрос о взаимоотношении психического и физического.

Психофизиологическая проблема – проблема связи психических явлений с физиологическими процессами, происходящими в организме. Другими словами, почему мы видим мир таким, каким мы его видим, а не как комбинацию электромагнитных полей, которые изучает физика, и не как ряд электрических импульсов в нейронных цепях или распределение электрических потенциалов в различных частях коры, предмет изучения физиологии. То есть психофизическая и психофизиологическая проблемы заключаются в изучении феномена проективности и субъективности.

При разрешении психофизической проблемы, с одной стороны, необходимо вскрыть зависимость психики от мозга, от нервной системы, от органического «субстрата», с другой – необходимо учесть зависимость её от объекта, который она отражает. Материализм пытается свести решение психофизической проблемы к одной лишь первой зависимости и рассматривает психику, как нечто производное; идеализм, напротив, утверждает первенство и независимость психики. В традиционной психологии господствовали дуалистические теории, разъединявшие, противопоставлявшие друг другу психику и организм. Современная психология исходит из принципа психофизиологического единства, внутри которого и психическое, и физическое сохраняют свои специфические свойства.

Одной из открытых закономерностей между психическим и физическим является закон Вебера-Фехнера.

В ряде экспериментов, начиная с 1834 г., Вебер установил, что требуется определенное соотношение между интенсивностями двух раздражителей для того, чтобы они ощущались как разные. Это соотношение выражено в законе: отношение добавочного раздражителя к основному должно быть величиной постоянной (Δу/Δу=к ). Исходя из закона Вебера, Фехнер сделал допущение, что едва заметные разницы между ощущениями можно рассматривать как равные, и принять их как единицу меры, при помощи которой можно численно выразить интенсивность ощущений как сумму (интеграл) едва заметных увеличений, считая от порога абсолютной чувствительности. Отношение между величиной раздражителя и величиной ощущения он выразил в логарифмической формуле: E = k , где k и С – некоторые константы. Это и есть психофизический закон Вебера-Фехнера. Однако ряд открытых явлений не укладывается в закон Вебера – Фехнера. В частности, это касается протопатической чувствительности, когда прикосновение либо не вызывает ощущения вообще, либо вызывает боль.

В 20 веке Стивенс уточнил закон Вебера-Фехнера, заменив логарифмическую функцию степенной: S = k

Ю. М. Забродин предложил свое объяснение психофизического соотношения, сформулировав обобщенный вариант основного психофизического закона, в котором объединены логарифмический закон Фехнера и степенной закон Стивенса.

Весьма сложна, и до сих пор нет ее окончательного и общепринятого решения. Формально она может быть выражена вопросом : как соотносятся процессы физиологические и психические? В широком смысле это - вопрос о месте психического в природе; в узком - проблема соотношения психических и физиологических (нервных) процессов. Во втором случае ее правильнее называть психофизиологической.

Предлагалось два основных варианта решения, получивших названия принципа взаимодействия психофизического и принципа параллелизма психофизическо го. Однако оба они наталкиваются на существенные трудности.

Можно предложить иное решение проблемы психофизической. Оно схоже с монистическим вариантом параллелистического решения: имеется единый материальный процесс, а физиологическое и психологическое - просто две его различные стороны. Но требуется глубже и четче понять, что это за единый процесс и что представляют собой его различные стороны. С гносеологических позиций, в любой науке вырабатывается некая система представлений о закономерностях мира, но далее происходит онтологизация этих представлений: объект объявляется тем, что о нем сейчас думают. Можно говорить о реальном мире и мире наших представлений, теорий о нем - модельном мире. Тогда процесс онтологизации описывается как превращение модельного мира в мир реальный; ошибка, в которую при этом впадают, называется синдромом Пигмалиона. Сама онтологизация - процесс естественный и необходимый в науке. Но в критические периоды ее развития - в периоды смены теорий - разграничение реального и модельного миров полезно и даже необходимо. К таким критическим проблемам и относится проблема психофизическая. Что же это за единый процесс, сторонами коего являются процессы физиологические и психические? И в каком смысле нужно понимать их как стороны единого процесса? Строго говоря, ответить на этот вопрос невозможно, ибо для описания некоего процесса нужно выбрать согласованную систему понятий - уже выделить какой-то аспект, какую-то сторону процесса. Для частичного преодоления этой трудности можно взглянуть на вещи с возможно более общей и непривычной позиции-с позиции «марсианина», глядящего на со стороны и обладающего к тому же необыкновенными возможностями. Наблюдая один и тот же процесс - жизнедеятельность людей - через разные «фильтры», он мог бы видеть то эмоциональные состояния, то потоки и скопления информации, то биохимические процессы, то математические формулы модельного мира... Итак, мозговые и психические «процессы» (не имеющие самостоятельного существования) оказываются лишь двумя сторонами из многих сторон, выделяемых из процесса жизнедеятельности. «Фильтры», выделяющие эти стороны - это прежде всего методы познания. Следует только опасаться онтологизации этих сторон.

ЗАКОН ВЕБЕРА-ФЕХНЕРА

- основной психофизический закон, определяет связь между интенсивностью ощущения и силой раздражения, действующего на какой-либо орган чувств. Основан на наблюдении немецкого физиолога Э. Вебера, который установил (1830—34), что воспринимается не абсолютный, а относительный прирост силы раздражителя (света, звука, груза, давящего на кожу, и т.п.)

З : логарифмическая зависимость силы ощущения (Е) от физической интенсивности раздражителя (Р): Е=klogP + c, где k и с - некоторые постоянные, определяемые данной сенсорной системой.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

8910. Общие положения семиотики психических расстройств и методы исследования в психиатрии. Классификация психических расстройств 14.17 KB
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА лекции по психиатрии 1. Тема Общие положения семиотики психических расстройств и методы исследования в психиатрии. В лекции освещаются следующие вопросы указанной темы: Понятие симптома и синдрома в психиатрии нозологическая специфичность симптомов и синдромов.
5587. Эпидемиология психических расстройств 19.79 KB
Знание о целях и направлениях эпидемиологических представлений и методов в психиатрии. Представление о способах получения сведений о частоте и распространенности психических расстройств, а также трудностях и границах применения эпидемиологических методов в психиатрии.
13444. Нейродинамическое описание природы психических явлений 79.24 KB
Предполагается что детальное изучение активности индивидуальных нейронов должно прояснить как они осуществляют кодирование и декодирование информации и в конце концов позволить получить исчерпывающие представления о механизмах информационных процессов мозга. В наиболее общем виде она сводится к тому что нейрон является не только морфологической но и функциональной единицей нервной системы связанной с кодированием и декодированием воспринимаемой информации ее запоминаем воспроизведением и т. Не останавливаясь в деталях на этих...
5774. Основные отличительные черты приключенческих романов Т. М. Рида 21.6 KB
Перу Майна Рида принадлежит также целый ряд книг описывающих путешествия растительный и животный мир Азии Африки и Америки Охотники за растениями Ползуны по скалам. Успешно выступал Майн Рид и в роли популяризатора научных достижений своего времени Зоология для детей Популярное описание различных человеческих рас.
19246. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ПРАВОВЫХ СИСТЕМ ГОСУДАРСТВ АНГЛОСАКСОНСКОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ 38.38 KB
Этапы и особенности англосаксонской системы права. Характеристика основных черт англосаксонской системы права. Англосаксонскую правовую семью часто называют еще семьей общего права common lw.
18275. Процесс и отличительные черты адаптации ребят детского возраста к дошкольному учреждению 133.05 KB
Поступление малыша в дошкольное учреждение и изначальный период нахождения его в группе характеризуются существенными переменами находящейся вокруг среды его стиля жизни и работы и способно вызвать чувственный стресс. Поступление малыша ранешнего возраста в ДОУ сможет быть сопровождаемым задачей его адаптации к свежим условиям т. Зарождение у малыша так именуемого адаптационного синдрома считается прямым следствием его эмоциональной неготовности к выходу из семьи. Долгое присутствие малыша в стрессовом состоянии сможет привести к развитию...
15731. Учебники по истории образовательной системы «Школа 2100» для старших классов, их отличительные особенности 91.01 KB
Российский опыт создания школьных учебников по истории. Анализ школьных учебников истории ОС «Школа 2100» для старших классов. Методика работы с учебников по истории 10-го и 11-го классов ОС «Школа 2100»...
7575. Исследование взаимосвязи акцентуации характера и психических состояний подростков с успешностью обучения в школе 42.36 KB
Характер и его акцентуации влияют на отношения человека к окружающему миру, к людям и к общению с ними, а также к той деятельности которой человек занимается. Это в полной мере относится к такой специфической деятельности, как учебная деятельность.
4342. Понятие государства и его признаки 4.48 KB
Понятие государства и его признаки. В самом общем виде понятие государства представляет собой особую организацию власти которая осуществляет управление обществом обеспечивает в нем порядок в интересах всех его членов но может при этом преимущественно защищать интересы господствующих классов. Ему присущи следующие признаки: Территория – это пространственная основа государства его физическая материальная опора. На территории государства проживает население где в полной мере действует власть политическая.
4767. Понятие и признаки преступления 37.31 KB
Материальным признается такое определение преступления, в признаки которого включаются блага и ценности, защищаемые уголовным законом путем угрозы применения уголовного наказания. В соответствии с этим определением преступление - это деяние, которое опасно для общества при посягательстве на указанные объекты