Познавательно-исследовательский проект «Улитка ахатина — домашнее животное. Выращивание домашней улитки Проект улитки ахатины как домашнее животное


Творческий проект «Домашние питомцы – Ахатины»

Виноградова Валерия, учащаяся 8 класса, МБОУ СОШ № 7 городского округа город Шарья Костромской области
Цель: изучение особенностей жизни улиток ахатин.
Задачи:
- Изучить литературу об уходе за улитками;
- Определить вкусовые предпочтения улиток Ахатин в неволе;
- Наблюдать за их поведением в неволе.
Назначение: Данный проект будет интересен учителям биологии, учащимся седьмых классов при изучении темы «Брюхоногие моллюски, или улитки», а также тем, кто планирует завести домашнего питомца-ахатина.
В ноябре 2012 года в нашей семье появились домашние животные - это улитки Ахатины. Им дали имена: Банан, Анна и Нюша. На этот момент об улитках я не знала ничего.
Пришлось изучать литературу о содержании, уходе, поведении улиток в неволе и особенностях кормления этих необычных для меня животных.
Происхождение Ахатин
Улитка Ахатина – это сухопутный брюхоногий моллюск из отряда лёгочных улиток. Родиной улитки является восточная Африка: Кения и Танзания. В дальнейшем она была завезена человеком в страны Южной и Юго-восточной Азии, на острова Тихого океана, Карибского моря.
В 1840 году Ахатина уже обитала на Сейшельских островах, в 1860 году на Коморских островах, а в 1900 году на Цейлоне. В 1910 г. её обнаружили на острове Шри-Ланка и в Индии, а в 1920 г. она стала известна в Малайзии, Индокитае, на острове Тайвань и в различных тихоокеанских островах.
Практически все фермеры терпели убытки, посколько Ахатина наносила ущерб не только культурным растениям, но и каучуковым и чайным плантациям. В 1938 году Ахатину привезли на Марианские острова, где было решено изготавливать из неё различные блюда. Но этот вид быстро размножился по всему архипелагу.
В некоторых штатах США потребовалось более 10 лет, чтобы избавить поля и сады от ахатин. Сейчас в США запрещен ввоз улиток этого вида под страхом тюремного заключения.
Ареал обитания Ахатина за последнее время существенно расширился, за несколько лет от одной улитки можно получить почти 8-ми миллиардное потомство.
В Европу Ахатины были завезены из-за кулинарной ценности. В России улитки вида Ахатины могут жить только в домашних условиях, потому что климат для них очень суров.
Строение и физиология
Ахатина – сухопутная улитка, раковины некоторых видов достигают в длину до 25 см, а тело до 30 см.
Тело улитки состоит из головы, туловища, раковины и ноги. На голове расположено ротовое отверстие, щупальца и пара глаз.
У Ахатин хорошо развита подошва, на которой имеются две ножные железы, выделяющие слизь для передвижения по сухой поверхности.
Кожа тела морщинистая, складчатая, в процессе кожного дыхание это дополняет дыхание через легкие.
Ахатины питаются продуктами растительного происхождения. В её рационе более 500 видов растений.
Органы чувств представлены головными щупальцами, головными глазами и органами равновесия. Очень яркий свет эти животные не любят. Подошва и щупальца тоже являются органами осязания.
Слух у Ахатин отсутствует совершенно. Они очень спокойны и непугливы.
При размножении каждая особь играет роль и самца и самки – это животные гермафродиты.
Ахатины откладывают яйца по 20-30 штук в ямки, которые потом зарывают. Через 2-3 недели появляется молодь, а через 1,5 месяца они становятся взрослыми особями.
Влажная и теплая среда необходима для нормальной жизни улиток. Лучшая для них температура +24-28 градусов, влажность не ниже 60%. При температуре воздуха ниже +16 градусов улитки становятся малоподвижными и впадают в оцепенение. Если температура ниже + 2 градусов длительное время улитка погибает.
Фотоотчет «Мои любимы питомцы»
Ноябрь 2012 г, сразу 3 домашних питомца появились в нашей семье.

С этих пор каждую свободную минутку я провожу со своими любимцами


Мои улитки живут в стеклянном террариуме с крышкой из мелкой сетки. В течение этого времени наполнители террариума были разными (им очень нравится кокосовый субстракт). В качестве домика мы распилили кокосовый орех и они очень любят в нем спать.




Субстракт постоянно увлажняем водой из пульвелизатора, сбрызгиваем стенки террариума (чтобы поддерживать высокую влажность), а также всегда стоит неглубокая крышка с водой.
Мои Ахатины с удовольствие поедают капусту, огурцы, кабачки, бананы, арбуз, овсянку, яичную скорлупу, гамарусы.



Улитки очень любят мыться.





Ахатины общаются между собой, они подползают друг к другу, ощупывают щупальцами, могут наползать на раковину другой улитки.


Улиток можно брать на руки, они любят сидеть на ладони.



На фото представлена первая кладка. Но потомства мы не дождались. Возможно, неправильно ухаживали, а возможно потому, что когда в террариуме живут только крупные экземпляры, кладки не развиваются. Для исправления такой ситуации нужно подсадить маленьких улиток, и потомство благополучно появится на свет.
Я нашла и подсадила к ним маленькую улитку, но она погибла. А у этих взрослых особей больше кладок тоже не было. Хотя они благополучно и комфортно ощущают себя и на сегодняшний день.



На фото улиткам 1 месяц


А так выглядят сейчас.

Лукаш Екатерина ученица 3 класса

Известно что, в мире насчитывается много видов улиток. Одни из них нам известны с самого детства, о других мы слышим впервые. Например – Ахатина. Эта очень древний вид моллюска. Ахатина была замечена в 1803г. на острове Маврикий.

Продукт проекта – это рекомендации по выращиванию и уходу улиток Ахатина в домашних условиях, что и поможет наглядно и подробно ознакомиться с этим видом улиток. В ходе работы над проектом изучались исторические материалы происхождения Ахатины. О целебных свойствах слизи улиток известно еще с древних времен и её широкое применение получили в косметологии.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»

муниципального образования город Ноябрьск

Улитки Ахатина-

Домашние любимцы

Лукаш Екатерина

3-а класс Руководитель: Амелина А.Г.,

учитель начальных классов

г. Ноябрьск

2016 г.

1. Улиток можно содержать в любой ёмкости, но обязательно с крышкой, чтобы улитки не сбежали и для сохранения высокой влажности, а отверстия для вентиляции.

2. Террариум необходимо мыть специальной губкой.

3. Кормить улиток нужно овощами и фруктами.

4. Миска для еды не должна быть жёсткая. Улитки могут упасть и повредить раковину о твёрдый предмет.

5. Свет в террариуме не нужен.

6. В качестве грунта можно использовать землю.

Адрес школы : 162180; Вологодская область, Вожегодский район, пос. Пролетарский, пер.Школьный д.1.

E-mail: [email protected]

Пишите нам, звоните по данной проблеме.

Будем рады новым встречам!

Вологодская область

Вожегодский муниципальный район

МБОУ «Явенгская школа»

Проект выполнили: ученики 2 класса.

п.Пролетарский - 2016

Всё чаще люди заводят улиток в качестве домашних животных, а оправдано ли это?

У многих улитки вызывают отвращение. Но это лишь первая реакция. Поближе познакомившись с этими животными, люди меняют своё мнение.

Многим хочется завести домашних животных, но возникает множество проблем: необходимо регулярно выгуливать, аллергия на кошек и другие. В таком случае улитки лучший вариант.

В октябре 2015 года в нашем классе появились домашние питомцы – это улитки. Им дали имена: Гарри и Патрик. На этот момент об улитках мы не знали ничего. Пришлось изучать литературу о содержании, уходе, поведении улиток в неволе и особенностях кормления этих необычных для нас животных.

Наши улитки живут в стеклянном террариуме с крышкой из мелкой сетки. Стенки террариума сбрызгиваем водой из пульвелизатора, а также всегда стоит тарелочка с водой.

Улитки с удовольствием поедают огурцы, бананы, яблоки, груши, кабачки, овсяные хлопья, корм для рыб, мел.

Всегда спокойны и непугливы. Их можно брать в руки.

Вот такие они прекрасные домашние животные, крайне неприхотливы, бесшумные, молчаливые, милые!



Мы сравнили,

И пришли к таким выводам:

1. Долго живёт и не болеет.

2. Не вызывает аллергии.

3. Не шумит.

4. Можно оставить одних на время.

5. Не требует ежедневных прогулок.

6. Не кусается и не царапается.

7. Не пахнет.

8. Не занимает много места.

9. Ест практически всё.

Просмотр содержимого документа
«Конспект»

МБОУ «Явенгская школа»

Тема проекта: «Ахатинские улитки как домашние животные»

Руководитель проекта:

Кырма Ольга Григорьевна

П. Пролетарский

Введение : (Слайд 1,2)

- Обоснование актуальности темы: (Слайд 3)

Всё чаще люди заводят улиток в качестве домашних животных, а оправдано ли это?

Проблема:

- Цель проекта: (Слайд 4)

(Слайд 5)

1. Получить информацию из различных источников о жизни Ахатинских улиток.

2. Провести наблюдения за жизнедеятельностью улиток.

3. На основе полученных данных, провести анализ особенностей жизни Ахатинских улиток.

Основная часть:

- Этапы проекта:

1). Подготовительный

2). Организация деятельности (основной)

3). Представление продукта (защита проекта)

- Описание хода работы

Как всё начиналось? (Слайд 6)

На подготовительном этапе была выбрана тема проекта. Затем приступили к реализации основного этапа, т. е. организации деятельности над проектом. На данном этапе были:

Поставлены цели;

Намечены задачи;

Выбран объект, предмет и база исследования (улитки, содержание улиток в домашних условиях)

Выдвинули гипотезу (смогут ли улитки жить в домашних условиях и как за ними ухаживать)

Методы исследования: (Слайд 7)

●чтение книг, энциклопедий о данных животных. Сбор пословиц, поговорок, загадок, стихов и другой информации об улитках. Работа в группах (Слайд 8)

●работа в интернете

●работа с цифровым микроскопом. Работа в группах. (Слайд 9, 10)

●задавание вопросов (родителям, специалистам, учителю)

●самостоятельное обдумывание

●просмотр передач по телевизору

●анкетирование детей начальных классов (Приложение №1) (Слайд 11)

●наблюдение за улитками (Приложение №2) (Слайд 12, 13, 14,15,16, 17)

Самостоятельная деятельность

(в соответствии с планом работы)

Результаты исследований

- Анализ результатов проекта

Проанализировав, собранную информацию, составили рекомендации по правильному содержанию Ахатинских улиток: (Слайд 18)

1. Улиток можно содержать в любой ёмкости, но обязательно с крышкой, чтобы улитки не сбежали и для сохранения высокой влажности, а отверстия для вентиляции.

А также сравнили, чем Ахатинские улитки лучше других животных? И пришли к такому выводу: (Слайд 19)

1. Долго живёт и не болеет.

2.Не вызывает аллергии.

3. Не шумит.

7. Не пахнет.

8. Не занимает много места.

9. Ест практически всё.

Заключение

- Оценка результатов проекта

В конце работы дети сделали оценку своих результатов в листах самооценки. Приложение №3

А затем работы были оценены учителем по следующим критериям. Приложение №4

-Перспективы проекта

Данный проект можно использовать при проведении экологических мероприятий, на уроках окружающего мира, возможно выступление перед родителями с целью заинтересовать при выборе домашних питомцев.

- Выводы

По окончанию проекта сделали вывод, что улитки являются прекрасными домашними животными.

- Список источников и литературы

1. Борисова Н. В. Познавательные задачи, задания и вопросы на уроках зоологии в 7–8 классах. 1994

5. Пушкарева М. С. Видовое разнообразие моллюсков.// Биология в школе.2003.№ 8. с.40

6. Интернетресурсы:

http: \\ achatina.by.ru\pages\people.htm\

http: \\www. achatina.ru

http: \\www.zooclub .ru \bezp \5\1.shtml

Приложение №1

Опрос ребят начальных классов

Вопрос анкеты:

21 человек

Нет, не хочу

29 человека

11 человека

Вывод: многим хочется завести дома

Приложение №2

Опыт по кормлению улиток

Гарри

Патрик

Очень охотно едят

Охотно едят

    не охотно едят

    Совсем не едят

Вывод:

Приложение №3

Лист самооценки

Код класса ____________

Фамилия и имя _________________________________________________

Оцени работу своей группы. Отметь  вариант ответа, с которым ты согласен (согласна).

    Все ли члены группы принимали участие в работе над проектом?

 А. Да, все работали одинаково.

 Б. Нет, работал только один.

 В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше.

    Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?

 А. Работали дружно, ссор не было.

 Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились.

 В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.

    Тебе нравится результат работы группы?

 А. Да, все получилось хорошо.

 Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше.

 В. Нет, не нравится.

    Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке знаком x .

Я сделал(а) очень много, без меня работа бы не получилась .


Почти все сделали без меня.


Приложение №4

Оценивание проектной деятельности учителем

Критерии оценивания

Актуальность темы

Наличие: цели, задач, выводов

Четкий ход исследования

Грамотная речь во время защиты проекта

Оформление, презентация проекта (яркость, красочность, наличие рисунков, графиков, стихов и т.д.)

Работа в группе (активное участие всех членов группы)

Итоговая отметка

Просмотр содержимого презентации
«Улитки»


«Ахатинские улитки как домашние животные »

Руководитель проекта: Кырма О. Г.

МБОУ «Явенгская школа»

П. Пролетарский


Мы учимся во 2 классе, мы очень весёлые,

любим бегать, прыгать, играть в разные игры, любим нашу школу.

А ещё любим узнавать что – нибудь

новое и интересное.


Актуальность:

У многих улитки вызывают отвращение. Но это лишь первая реакция. Поближе познакомившись с этими животными, люди меняют своё мнение. Многим хочется завести домашних животных, но возникает множество проблем: необходимо регулярно выгуливать, аллергия на кошек и другие. В таком случае улитки лучший вариант.

Проблема :

Возможно ли содержание экзотических животных, а именно Ахатин в качестве домашних животных.


Цель проекта:

Определить насколько легко содержать Ахатинских улиток в домашних условиях.


  • Получить информацию из различных источников о жизни Ахатинских улиток.
  • Провести наблюдения за жизнедеятельностью улиток.
  • На основе полученных данных, провести анализ особенностей жизни Ахатинских улиток.
  • Разработать рекомендации по содержанию улиток.

Как всё начиналось?

Во 2 четверти к нам в класс принесли двух улиток. Это оказались самые крупные представители сухопутных моллюсков. Они сразу вызвали интерес у всех, глаза загорелись и каждый хотел подержать их в руках, рассмотреть поближе. Тут и возникла у нас идея сделать об улитках проект, как можно больше узнать о жизни этих животных.




Глаза улиток расположены

на длинной паре рожек

Увеличение улитки


Работа с информацией

Гигантские улитки является животными, как и все млекопитающие, земноводные, пресмыкающиеся, рыбы, птицы, моллюски, черви;

Родина улиток влажные тропические леса Африки, некоторые виды встречаются в Юго-Восточной Азии, в Индонезии и на островах Малайского архипелага.

Раковина защищает улиток от механических повреждений, от врагов, а также от пересыхания.

Малоразборчивы в выборе пищи и поедают разлагающие остатки растений, различные нечистоты, а в домашних условиях питаются овощами и фруктами;

Употребление соли опасно для жизни улиток;

При наступлении неблагоприятных условий, улитки погибнут (при отсутствии еды, воды, если холодно – могут впасть в спячку до 12 месяцев)


Опрос среди ребят

Вопрос анкеты: «Хотите ли вы завести необычных домашних животных?»

21 человек

Нет, не хочу

29 человека

11 человек

Вывод: многим хочется завести дома

экзотических животных, но никто не хочет столкнуться

с трудностями в содержании необычных животных.


Условия содержания Ахатинских улиток

1 . Террариум с крышкой

2. Опрыскиватель

5. Украшения (чтоб было не скучно)

6. Ёмкость с водой

7. Можно выводить на «прогулку»


Особенности питания Ахатин

Основная еда – овощи и фрукты


Опыт по кормлению улиток

Мы провели эксперимент, какую пищу улитки едят охотнее. Каждый раз мы давали разную еду и наблюдали за улитками.

Гарри

Патрик

Очень охотно едят

Охотно едят

  • не охотно едят
  • - совсем не едят

Вывод: больше нравятся груши и огурцы, а капуста нет.


  • Раковина улитки растёт по спирали.
  • Для дыхания есть специальные дыхательные отверстия.
  • Глаза расположены на длинных рожках
  • Есть рот и нос.

Купание улиток

Улитки очень любят купаться,

делают это с удовольствием.


Размножение Ахатин

Улитки – гермафродиты, это значит, что они могут быть и папой и мамой. Размножаются улитки круглый год, путём откладывания яиц.

Из яиц появляются маленькие улитки.

Наши улитки ещё не откладывали яйца.


1 . Улиток можно содержать в любой ёмкости, но обязательно с крышкой, чтобы улитки не сбежали и для сохранения высокой влажности, а отверстия для вентиляции.

2. Террариум необходимо мыть специальной губкой.

3. Кормить улиток нужно овощами и фруктами.

4. Миска для еды не должна быть жёсткая. Улитки могут упасть и повредить раковину о твёрдый предмет.

5. Свет в террариуме не нужен.

6. В качестве грунта можно использовать землю.


Чем Ахатинские улитки лучше других животных?

1. Долго живёт и не болеет.

2.Не вызывает аллергии.

3. Не шумит.

4. Можно оставить одних на время.

5. Не требует ежедневных прогулок.

6. Не кусается и не царапается.

7. Не пахнет.

8. Не занимает много места.

9. Ест практически всё.

10. Не требует сложного и дорогого ухода.

11. Не пачкает мебель и одежду шерстью.


Главное помнить:

«Мы в ответе за тех,

кого приручили!»

Антуан де Сент Экзюпери

Спасибо за внимание!


Список литературы

1 . Борисова Н. В. Познавательные задачи, задания и вопросы на уроках зоологии в 7–8 классах. 1994

2. Жукова Т. И. Часы занимательной зоологии. - М.: Просвещение, 1973

3. Ивахненко М.Ф., Корабельников В. А. Живое прошлое земли. Книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1987

4. Молис С. А. Книга для чтения по зоологии. Пособие для учащихся.

5. Пушкарева М. С. Видовое разнообразие моллюсков.// Биология в школе.2003.№ 8.с.40

6. Интернет ресурсы:

http: \\ achatina . by . ru \ pages\people . htm\

http: \\www . achatina . ru

http: \\www . zooclub . ru\bezp\5\1 . shtml

Исследовательская работа по теме «Секреты улитки ахатины». Работу выполнили учащиеся 4 класса. Руководитель: С.Г.Побирухина Содержание 1. Введение.  Актуальность проблемы.  Цель и задачи исследования.    Новизна работы.  Этапы работы. Гипотеза. Практическая значимость. 2. Глава I (теоретическая)  Первая встреча и знакомство с улиткой.  Ахатины, кто они?  Общие сведения 3. Глава II (практическая)  Исследование строения улитки  Раскрытие секретов улитки ахатины. 4. Заключение. Выводы. 5. Использованная литература

Исследование «Секреты улитки ахатины» Объект исследования: африканская улитка ахатина Цель: Раскрытие секретов улитки ахатины Задачи исследования: 1. Проанализировать материал, посвященный описанию африканских тропических улиток ахатин. 2. Провести исследования по изучению жизнедеятельности улиток ахатин. Провести исследования по изучению жизнедеятельности улиток ахатин. 3. Сделать выводы по проведенным наблюдениям. 3. Гипотеза: Если мы раскроем тайны улиток Ахатин, то выясним, возможно ли их содержание в качестве домашних животных. Практическая значимость состоит в возможности применения наших наблюдений и исследований на уроках окружающего мира, внеклассных мероприятиях, а так же для тех, у кого возникнет желание завести это домашнее животное. Новизна работы: расширяется кругозор. при изучении улитки узнаём о мире экзотических животных, Этапы работы. 1. Изучение теории вопроса. 2. Выполнение практической части работы ­ исследования. 3. Составление памятки по уходу за улитками ахатинами. 4. Анализ полученных результатов. 5. Подведение итогов 6. Мы выдвинули гипотезу: 7. Если мы раскроем тайны улиток Ахатин, то выясним, возможно ли их содержание в качестве домашних животных. 3

Исследование «Секреты улитки ахатины» Глава I (теоретическая часть) Ахатины, кто они? Первая встреча и знакомство с улиткой. Первая встреча с улиткой состоялась в октябре 2015 года, нам их подарили. Это были 2 африканские улитки. Мы была поражены их внешним «инопланетянским» видом и размерами. Но в процессе наблюдения за ними мы удивлялись всё больше и всё больше «влюблялись» в эти милые существа. Так как мы впервые увидели это чудо природы и не знали, как с ними обращаться, нам пришлось изучить много материала по их содержанию в домашних условиях, главным консультантом была Надя Бормотова – наша одноклассница, так как она имеет опыт по содержанию таких улиток. Так же мы обращались в зоомагазин с целью получения нужной мне информации и приобретения всего необходимого для оборудования улиточного жилища. Обо всём по порядку. Дом улиток. Ахатины живут у нас в аквариуме (террариум). Сверху террариум накрыт стеклом так, чтобы происходило проветривание, и одновременно улитка не смогла сбежать через отверстие. Ахатины очень любят висеть на этой крышке вниз головой. На дно нужно положить подстилку из смеси песка, опилок, земли слоем до 10 см. В такой грунт улитки будут с удовольствием закапываться сами и откладывать в него яйца. Декорировать террариум можно камнями, корой. Хорошо сделать небольшую ванну с водой, улитки очень любят купаться. Воду необходимо менять по мере загрязнения. Кормление. Кормить молодых животных надо каждый день, в крайнем случае – через день. А вот взрослых – 1­2 раза в неделю. О своих потребностях питомцы расскажут сами: если улитка отказывается от корма, ест вяло, неохотно – значит, кормят ее слишком часто. Питаются улитки при помощи своего «язычка», сплошь усаженного роговыми шипами. Он такой же шершавый, как язык у кошки. Посаженная на руку, улитка им вас пощекочет, не причинив никакого вреда. Но при помощи этой же «терки» она легко справится с такими твердыми овощами, как морковка, капуста или свекла. Наблюдать за тем, как едят улитки, одно удовольствие ­ кажется, будто она откусывает большие куски и проглатывает их. Едят ахатины практически всё: овощи, фрукты, зелень, мясо, рыбу, кашу. Рацион улитки может влиять на окраску её панциря. Маринованное, острое, солёное, сладкое, копчёное, жаренное с нашего стола улиткам нельзя, только биологически натуральные продукты. А соль – это смерть улитке! Летом мы 4

Исследование «Секреты улитки ахатины» попробуем вынести улиток на улицу и пронаблюдать как они будут «паслись» на травке. Попробуем вырезать кусок дёрна и положить улиткам в террариум. Чтобы посмотреть, что они будут ли поедать траву и корешки. Мы составили список разрешённых и запрещённых продуктов для улитки (пользуясь научной литературой и собственным опытом). МОЖНО: Список разрешённых и неразрешённых продуктов:  Фрукты(яблоки, груши, абрикосы, бананы, сливы, дыню, ананас и т.д.)  Овощи:   Баклажаны (в вареном виде, или без кожуры)  Огурец  Картофель (в любом виде)  Морковь  Другие продукты:  Корм для животных  Гранулы для черепах Грибы   Крапива  Цветы маргаритки  Клевер  Одуванчик  Подорожник  Тысячелистник  Проросший овес  Люцерна  Цвет фруктовых деревьев(яблоня, абрикос, персик...)  Красный сладкий перец  Кукуруза (варенная или свежая)  Томаты  Капусты листья  Горох (сваренный или свежий), бобы Зелень (салат, петрушка, укроп…)   Хлеб (размягченный)  Молоко (сухое или натуральное)  Молочные/молочнокислые продукты (без сахара, соли, специй)  Фарш (мясной фарш, мясо ­ сырое или варенное)  Яйцо (варёное)  Комбикорм  Мясо­костная мука  Арахис (измельченный)  Детское питание овощное и мясное 5

Исследование «Секреты улитки ахатины»  НЕЛЬЗЯ: Еду с нашего стола:  Острое  Соленое  Кислое  Сладкое  Копченое  Жареное   Для строительства раковин улиткам необходим кальций.   Глава II (практическая часть)  Исследование строения улитки.  Строение и физиологию улитки мы изучали методом наблюдения, предварительно прочитав много полезного материала из интернета.  Улитка ахатина имеет пару втягивающихся щупалец, на концах которых находятся глаза. Есть ещё пара коротких щупалец. Щупальца, вся кожа передней поверхности тела, головы отвечают за обоняние.  ­Подошва и щупальца являются органами осязания.  ­Слух у ахатин отсутствует, хотя доказать это достаточно сложно.  Раковина, покрывающая тело улитки, защищает мягкое тело от механических повреждений, от внешних врагов, бережёт от высыхания. Раковина у улиток очень массивная и прочная, её дажеиспользовали на табачных плантациях в качестве утюгов для разглаживания табачных листьев. Раковина коническая, чаще всего бывает закручена против часовой стрелки. У старых ахатин раковина имеет от 7 до 9 витков. Окраска раковины зависит от вида улитки, питания, условий содержания. Ахатины очень тяжёлые и массивные. Размеры улитки напрямую зависят от условий содержания, питания, климата.  В связи с наземным существованием у ахатин хорошо развита подошва, по которой проходят волны сокращений, волнообразные движения мы смогли хорошо увидеть, когда улитка ползла по стенке аквариума и ощутить, держа улитку на ладони. На подошве есть 2 ножных железы, выделяющие слизь, что способствует передвижению улиток по сухой поверхности. Ползая по террариуму, улитка оставляет за собой «скользкий» след, его хорошо видно, если стенки аквариума прозрачные.  У ахатин есть органы чувств: 6

Исследование «Секреты улитки ахатины»  ­Пара глаз, позволяющих различать степень освещения (очень яркий свет они не любят).  Днём улитки обычно спят, зарывшись в грунт. Ахатина ­ умное существо. Она отличает «своих» людей от «чужих». Хоть и принято считать улиток медленными, но они большие любители путешествовать и, если не накрыть аквариум сверху крышкой, неизвестно, где утром обнаружишь путешественницу.  Раскрываем секреты улитки ахатины. Проводим исследования. 7

 Первый секрет улитки ахатины.  Цель: узнать как относится сухопутная улитка к воде?  На дно аквариума мы поставили миску с водой. Улитки с удовольствием пьют воду. Кроме того, чтобы поддержать влажность в аквариуме, брызгали водой стенки аквариума и улиток. Улитка очень любит воду. Если ее побрызгать водой, она начинает слизывать воду с ракушки с большим удовольствием. Как только появляется вода, она сразу вылезает из ракушки. А еще, оказывается, улитки очень любят купаться.  Вывод: улитка любит воду. Она ей необходима для поддержания влажности, питья.  Второй секрет улитки ахатины.  Цель; узнать как влияет температура и условия содержания на жизнь улиток? Вообще, ахатины очень чувствительны к изменениям в окружающей среде. И если что­то не так, то они впадают в спячку. Ахатина закупоривается (скрывается в раковине и закрывается крышечкой). Чтобы разбудить закрытую улитку, нужно полить её тёплой водой. Ахатина выталкивает створку и медленно вытягивает свои рожки и вылезает л из домика.  Вывод: улитка приспосабливается к условиям, чтобы выжить – впадает в спячку.  Третий секрет улитки ахатины.  Цель: определение пола улитки. Мальчик или девочка? Оказывается, что улитка может быть и мальчиком, и девочкой. Интересно, если вместе живут 2 улитки разного возраста, то старшая будет выступать в роли девочки, а младшая в роли мальчика. Так как старшая крупнее и ей придётся вынашивать яйца, поэтому она должна быть сильнее.  Четвёртый секрет улитки ахатины.  Цель: сравнить яйца улитки и курицы.Как выглядят яйца улитки?  Исследуя яйца улитки и курицы, сравнивая их мы сделали вывод:

 Яйца улитки белые, по форме напоминают куриные (в уменьшенном варианте), с плотной известковой скорлупой. Срок развития яиц примерно 2 месяца. Сначала скорлупа плотная, но со временем она истончается, отдавая весь свой кальций на построение раковины  Пятый секрет улитки ахатины.  Цель: выяснить как появляются улитята?  Через 2 месяца появились первые 3 улитки. Молодая улитка не вылупляется, а однажды оказывается «на улице», посреди нескольких тонких осколков скорлупы. Улитята несколько дней находятся в земле, питаясь скорлупой яиц, из которых они вышли, затем выползают на поверхность. Кормить малышей нужно тёртыми овощами, не забывая добавлять кальций и витамины  Заключение. Выводы.  Наблюдение за улитками длилось 6 месяцев. Взрослые улитки дали потомство. За это время появились маленькие улитята. Мы выращиваем новых улитят. Когда подрастут ­ раздадим их всем желающим. Но чтобы улитки прожили долго, хозяева должны знать, как правильно обращаться с улитками. Мы планируем составить памятки по уходу за улитками.  Наша цель достигнута Мы раскрыли тайны улитки ахатины. Наша гипотеза подтвердилась. Мы доказали на собственном опыте, проводя исследования и наблюдения, что улитки ахатины являются образцом идеального домашнего животного: в отличие от других домашних питомцев улитки неприхотливы в содержании, просты в уходе, и не привередливы в еде. Улитки не шумят, не гавкают и не мяукают, не пачкают, не имеют неприятного запаха, не кусаются, не вызывают аллергию, с ними не надо гулять, но при этом они очень общительны, интересны в наблюдении, имеют неповторимый характер и расположены к общению с человеком. Разводить улиток мы бы порекомендовала бабушкам, которым тяжело выходить из дома и выгуливать животных.  Пути дальнейшего изучения.

 Исследуя наших улиток, мы очень полюбили этих необычных животных. Думаем продолжить работу по изучению этих моллюсков.            Использованные источники. 1. Жизнь животных/под редакцией Зенкевича Л.А. 2. Энциклопедический словарь юного биолога 3. Интернет­сайты: 4. Ахатин.рф,клуб любителей африканских улиток 5. Ahatin.ru 6. Zoopodolsk.ru/animals/ulitkaahatina 7. Wikipedia.org/ахатина гигантская 8. Otvet.mail.ru          

               Давайте познакомимся  Приложение   

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2»

Проектно-исследовательская работа

Тема: Улитка Ахатина как домашнее животное

Исполнитель: Волошко Яна,

Энциклопедия живой природы./ Москва, «Махаон», 2005.

Большая детская энциклопедия. 5000 событий, фактов, явлений. / Москва, «РОСМЭН», 2004.

Приложение

Стихи об улитке

Улитка, улитка, куда ты ползёшь,
Зачем на себе ты свой домик несёшь?
Скажи, для чего у тебя, такой крошки
Растут на головке глазастые рожки?
Улитка, улитка, а что ты жуёшь?
Когда ты в свой домик - ракушку войдёшь?
А есть там кроватка, посуда и стол?
А часто ли ты подметаешь там пол?
Но только улитка молчала в ответ.
Остался за ней на траве мокрый след.
А наш Почемучка отправился спать.
Проснётся и снова захочет всё знать.
Гула В.

Улитка ползёт, упирается,
На спине её дом качается,
И как же ей не уставать,
Попробуй дом свой потаскать.
Зато, если дождик начнёт поливать,
Улитке не нужно зонта покупать! Стефанович Л.

Улитка говорит ужу:
"Я из себя не выхожу.
Мне лично спешка не знакома.
Куда спешить? - Я всюду дома.
А ты бываешь, уж, смешон,
Когда из кожи лезешь вон." Островский С.

За крыльцом живет улитка.
Я нашел ее вчера.
А сегодня, а сегодня
Покормить ее пора.
Я с утра спросил у мамы,
Чем кормить улитку мне.
Оказалось лист капустный
Ей понравится вполне.

Я нашел кочан приличный
С сочным желтеньким листом.
Оторвал один, снял пробу
И позвал ползунью в дом.
Ела гостья мой подарок
В чайном блюдце на столе.
Кушать чистый лист капустный
Здесь – не то, что на земле!
Все бы было хорошо,
Только дедушка вошел.
Закричал, ногами топал:
Относи, мол, где нашел!
«Выброси и вымой руки...
Чтобы мне не повторять!»
До свидания, улитка!
Завтра встретимся опять!
Черняев С.

Приснился улитке чудеснейший сон:
Как будто бежала она марафон,
И сердце взволнованно билось,
Не веря, что это случилось.
Но утром проснулась, очнулась от сна -
И видит улитка: все та же она,
Все та же, как прежде, улитка -
Мала и не очень-то прытка.
Вздохнула улитка:" Что ж, надо ползти,
Детьми заниматься и домик везти -
Вот в чем мое счастье простое,
А бег - это дело пустое!" Зайцева Р.

Улитка

Дождик лил как из ведра.
Я открыл калитку
И увидел средь двора
Глупую Улитку.
Говорю ей: - Посмотри
Ты ведь мокнешь в луже...
А она мне изнутри:
- Это ведь снаружи!
А внутри меня весна,
День стоит чудесный! -
Отвечала мне она
Из скорлупки тесной.
Говорю: - Повсюду мрак
Не спастись от стужи! -
А она в ответ: - Пустяк.
Это ведь снаружи!
А внутри меня уют:
Расцветают розы,
Птицы дивные поют
И блестят стрекозы!
- Что ж, сиди сама с собой
Я сказал с улыбкой
И простился со смешной
Глупенькой Улиткой...
Дождь закончился давно.
Солнце - на полмира...
А внутри меня темно,
Холодно и сыро.
Андрей Усачев

Загадки об улитке

    Это кто, раздвинув рожки
    Проползает по дорожке?
    Две антенны на макушке,
    А сама сидит в избушке,
    На себе ее везет,
    Очень медленно ползет. (Улитка)

    Длинные усики,
    Скользкое брюшко,
    Ползет по листочку
    Живая ракушка. (Улитка)

    По дорожке лезут рожки -
    Вы не будете бодать?
    Я потрогал их немножко -
    Рожки спрятались опять. (Улитка)


Возит домик на спине,

А вот ползает не прытко.

Называется … (Улитка)

    В домике всегда своем,

Даже в гости ходит в нем...

Рожки есть, а не бодает,

Кто к ладошке прилипает? (Улитка)

    Медленно ползёт в траве,

Тащит ношу на спине:

Дом тащить такая пытка,

И зовут её (улитка)

    Тащит еле-еле

На скользком теле

Домик из ракушки

В виде завитушки. (Улитка)

    Без трубы, дверей и окон

Дом таскает всюду кто-то… (Улитка)

    А это кто, рогатая,

Приползла в наш дворик?

Испугалась воробья

И спряталась в свой домик. (Улитка)

Сказки про улитку

Сказка про улитку и кузнечика Мария Шкурина

На лесной полянке возле озера жила-была Улитка. У Улитки был уютный домик-раковина, который она всегда носила на себе, куда бы ни отправлялась. Может потому что домик был слишком тяжелый, а может, улитка просто не любила спешить, но она всегда двигалась очень очень медленно. На этой же полянке жил шустрый зеленый кузнечик. Целый день он без устали прыгал и скакал, торопился везде и всюду успеть. Кузнечик часто смеялся над улиткой: «Какая ты медленная, еле тащишься, - говорил он, - так ты никогда ничего не успеешь!». Улитка лишь качала головой и отвечала: «Кузнечик, кузнечик, разве ты не знаешь, что говорят, тише едешь – дальше будешь. Я никогда не тороплюсь, но всегда вовремя успеваю, так как выхожу заранее». Но кузнечик ее не слушал.

Одним теплым весенним деньком улитка медленно ползла по тропинке по своим улиточным делам, мимо нее быстро проскакал кузнечик, он торопился в гости с своему другу. Вдруг он остановился, повернулся к улитке и сказал: «Опять ты еле-еле ползешь!». Улитка посмотрела на кузнечика и произнесла: «Осторожно, кузнечик, торопись медленнее. Лучше вспомни, что я тебе говорила». Но кузнечик лишь рассмеялся в ответ и поскакал дальше. Он подумал, что ему надо очень спешить, он и так уже почти опоздал. Кузнечик скакал так быстро, что у него не было времени смотреть под ноги. Вот поэтому он и не заметил веточку, которая лежала перед ним на тропинке. Он споткнулся об нее и упал на землю. У него сильно болела ножка, и он даже не смог встать. Кузнечик очень расстроился, даже заплакал. В это время и приползла наша Улитка. Она сразу все поняла и предположила, что он, видимо, сломал ножку. «Надо отнести тебя к лесному доктору, господину Богомолу», - сказала она. Улитка сорвала листочек подорожника, помогла кузнечику на него взобраться, а потом прицепила листочек к своему дома и медленно потащила кузнечика по дорожке. Теперь Кузнечик больше не смеялся над Улиткой. Господин Богомол осмотрел Кузнечика и сказал, что сможет вылечить его ножку, но для этого Кузнечику нужно будет несколько дней провести у него в Лесной Больнице.

Как-то утром Улитка услышала, что кто-то стучит по ее домику-раковине. Улитка открыла дверь и увидела на Пороге Кузнечика, который держал огромную ягоду земляники. «Я пришел поблагодарить тебя, Улитка, - сказал Кузнечик, - и еще, попросить прощение за то, что смеялся над тобой. Ты была права. Я же тебя и слушать не хотел. А это тебе». С этими словами Кузнечик протянул землянику Улитке. Улитка улыбнулась и ответила: «Я совсем на тебя не обижаюсь. Главное, что твоя ножка в порядке, а ты все понял».

Вот такая сказка про Улитку и Кузнечика, который теперь торопится очень осторожно.

Сказка про улитку (с фотографиями Вячеслава Мищенко)

Давным-давно под старым грибом жила улитка.

Ей так нравились её маленькие рожки и большой круглый домик на спине, что она не уставала ими любоваться.

Каждое утро, едва проснувшись и выпив росы, она пробиралась к огромной луже, что была неподалёку, и любовалась своим отражением до самого заката.

Неподалёку от улитки жил маленький муравей вместе со своими братьями-муравьями. Он был очень трудолюбивы и целый день носил соломинки и листочки в свой муравейник.

Но однажды подполз муравей к большой луже, чтобы напиться, день выдался жарким, и увидел улитку. Она нежилась на зелёном листочке под ажурным зонтиком из тончайшей паутины.

Как она ему понравилась!

И он понравился ей!

Решили они пожениться.

Узнали об этом другие муравьи и стали говорить:

Это ужасно! Она такая медлительная у неё нет даже рук, чтобы готовить тебе еду и стирать одежду. Тебе придётся купить ей дом больше прежнего, чтобы жить вдвоём, а потом по дому каждому вашему ребёнку.

А подруги улитки тоже были недовольны:

Что ей понравилось в этом муравье? Маленький, целый день бегает, суетится, вроде работает, а на собственный дом не заработал. Тебе придётся жить с его братьями в тёмном муравейнике.

Когда улитка услышала эти разговоры, она и сама расстроилась: она представила себе, как целый день будет сидеть в тесном муравейнике и ждать муравья с работы, и никогда больше она не сможет посмотреть на своё прекрасное отражение. И, расстроившись, решила улитка не выходить за муравья замуж.

А муравей, услышав, что говорят другие муравьи, стал подсчитывать, сколько же денег ему надо будет заплатить за огромный дом для улитки и домики для их детей, а подсчитав, так расстроился, что тоже решил не жениться.

Свадьба их не состоялась, и улитка до самой смерти жила в одиночестве под старым грибом, а муравей навсегда остался жить с братьями в муравейнике.

Лишь иногда приходил он к большой луже, чтобы издали полюбоваться прекрасной улиткой.

А улитка иногда вздыхала, глядя издали на муравейник.

Источник фотографий:

Пословицы со всего мира, упоминающие улиток

    Улита едет, когда-то будет.

    На улитке все пожитки.

    Червяк советует улитке.

    Когда советуешься, будь улиткой, в деле будь птицей.

    Улитка не всплывает одна, тащит за собой пук водорослей.