Пол Гетти III. Безумный наследник миллиардов


Я познакомил вас с двадцаткой богатейших долларовых миллиардеров современности, занимающих лидирующие позиции в рейтинге Форбс. Сегодня же хочу предложить вашему вниманию ТОП-10 самых богатых людей мира за всю историю . Оказывается, что история знает примеры достижения богатства, в несколько раз превышающие успехи современных миллиардеров. Именно их я и хочу сегодня рассмотреть как хороший мотивационный пример.

ТОП-10 самых богатых людей планеты за всю историю.

1. Джон Рокфеллер. Состояние это знаменитого мультимиллиардера из США равнялось в переводе на нынешние доллары с учетом инфляции 318 млрд долларов , что более чем в 4 раза больше, чем у богатейшего человека современности Билла Гейтса.

Джон Рокфеллер – самый богатый человек на земле за всю ее историю и первый в мире долларовый миллиардер. В номинале старых долларов он за свою жизнь создал богатство в размере 1,4 млрд долларов, что на тот момент составляло 1,54% годового ВВП США.

Джон Рокфеллер родился в 1839 году в бедной многодетной семье (его отец был лесорубом, а после стал бродячим торговцем эликсирами). С 7 лет он начал подрабатывать в огороде соседей и завел себе книжечку, в которой вел , а весь заработок складывал в копилку. В 13 лет он занял знакомому фермеру 50 долларов под 7,5% годовых.

Единственным его официальным трудоустройством по найму стала недолгая работа ассистентом бухгалтера, на которую Рокфеллер устроился в 16 лет, окончив до этого бухгалтерские курсы. Джону не понравилось, что ему установили жалование меньше, чем у предшественника, и вскоре он уволился.

Далее Джон Рокфеллер стал партнером предпринимателя, с которым открыл совместный торговый бизнес. Причем для он занял недостающие 800 долларов у отца под 10% годовых. Позднее он смог убедить представителя одного из банков, чтобы тот выдал их фирме кредит на развитие бизнеса, за счет которого были существенно увеличены обороты.

В начале 1860-х годов в Америке начали распространяться керосиновые лампы, что послужило увеличением спроса на нефть – сырье для керосина, заправляемого в лампы. Джон Рокфеллер познакомился с химиком, занимающимся переработкой нефти, и они совместно создали небольшую нефтеперерабатывающую компанию. А уже в 1870 г. Рокфеллер создал свой основной жизненный актив – нефтяную компанию Standard Oil, которая занялась поиском и добычей нефти.

Развиваясь и увеличивая обороты, Джон Рокфеллер скупал другие нефтяные компании, и вскоре смог заключить выгодную сделку с ж/д компаниями, которая позволили ему за счет снижения стоимости перевозки нефти задавить ценой конкурентов. Рокфеллер поставил их перед выбором: объединение с ним или банкротство, и конкуренты выбрали первый вариант.

Так в 1880 г. Джон Рокфеллер стал нефтяным магнатом-монополистом, сосредоточив в своих руках 95% нефтедобычи США. Постепенно он расширил свой бизнес и на другие сферы деятельности.

Примечательно, что с юного возраста Джон Рокфеллер постоянно 10% всех своих доходов расходовал на благотворительность. Умер Рокфеллер в возрасте 97 лет.

Самая известная цитата Джона Рокфеллера: кто весь день работает, тому некогда зарабатывать деньги.

2. Эндрю Карнеги. Американский бизнесмен, родом из Шотландии, состояние которого в переводе на современную валюту насчитывало 310 млрд долларов .

Родился Эндрю Карнеги в 1835 году, он был родом из бедной семьи ткачей, которая ютилась в одной комнате. с 13 лет Эндрю работал на ткацкой фабрике 12 часов в дней, 6 дней в неделю, и зарабатывал за свой труд 10 долларов в месяц. Затем поменял место работы на телеграфную компанию с жалованием 4 доллара в неделю.

В 20-летнем возрасте он оставил в залог дом своей матери и взял кредит в 500 долларов, на который приобрел акции железнодорожного предприятия Adams Express. Они начали приносить Карнеги хорошую прибыль, которую он стал инвестировать в ценные бумаги металлургических предприятий, занимающихся вагоностроением, судостроением, строительством ж/д путей, а также в нефтедобывающие компании.

Так, разбогатев на росте стоимости акций, он смог к 1885 году стать крупнейшим производителем стали и чугуна в США, образовав сначала компанию Carnegie Steel Company, а затем U.S. Steel, которые и сделали его долларовым миллиардером.

Как и Джон Рокфеллер, Эндрю Карнеги на протяжении всей жизни выделял часть заработанных средств на благотворительность.

3. Николай Второй. ТОП-3 самых богатых людей планеты за всю человеческую историю замыкает Император Всероссийский Николай Второй Романов. Его финансовое состояние в нынешних деньгах составляло 253 млрд долларов .

Однако, в отличие от вышеупомянутых миллиардеров, все свое богатство, считающееся государевым имуществом, он, как царь, получил в наследство от своего отца Александра Третьего. О том, занимался ли он каким-либо образом приумножением своего состояния, в популярных источниках информации нет, внимание уделяется лишь его государственному правлению.

Как вы знаете, жизнь Николая Второго трагически оборвалась в 1918 году, когда он вместе с семьей и приближенными был расстрелян большевиками.

4. Уильям Генри Вандербильт. Следующим в ТОП самых богатых людей мира входит американский капиталист 19 века Уильям Вандербильт, имя которого не так известно, информации о нем мало. Тем не менее, он занимает 4-ю строчку в ТОП богатейших людей мира за всю историю – его финансовое состояние в пересчете составляет почти 232 млрд долларов .

Вандербильт получил большое состояние в наследство от отца, который сначала не хотел допускать его в семейный бизнес (всего у него было 11 детей, из которых трое сыновей), но затем, удостоверившись в способностях Уильяма как бизнесмена, постепенно взял его в долю.

После смерти отца Уильям Генри Вандербильт унаследовал состояние на 90 млрд долларов, и далее приумножил его более чем в 2 раза. Основным его активом была железнодорожная компания. В 1885 году Вандербильта считали самым богатым на тот момент человеком в мире.

5. Осман Али Хан. Завершает ТОП-5 самых богатых людей мира за всю историю Осман Али Хан Асаф Джах Седьмой родом из Индии. Его состояние составляло почти 211 млрд долларов по нынешнему курсу.

Осман Али Хан имел княжеский титул: он унаследовал трон одного из индийских штатов от своего отца. Одновременно он был главой крупнейшего бизнеса по торговле алмазами – мировым монополистом по поставке этих драгоценных камней. В начале 40-х годов 20 века его богатство оценивалось в 2 млн тогдашних долларов, что на тот момент составляло 2% от ВВП США.

6. Эндрю Меллон. Американский банкир, некоторое время занимавший пост министра финансов США и посла США в Великобритании. Его состояние составляло почти 189 млрд долларов в переводе на современную валюту.

Эндрю Меллон родился в 1855 году в США и пошел по стопам отца, который тоже был банкиром. Сначала в 17 лет он при помощи отца открыл производственное предприятие, занимающееся лесозаготовкой, а затем, в 27 лет стал управляющим банка.

На протяжении жизни Эндрю Меллон работал в разных сферах бизнеса, а уже в пожилом возрасте занимал крупнейшие государственные посты.

7. Генри Форд. Вот, наконец, снова знакомое имя – знаменитый автомобильный магнат Генри Форд, состояние которого насчитывало в переводе на нышешний курс 188 млрд долларов .

Генри Форд может служить хорошим примеров того, как достичь большого успеха и стать долларовым миллиардером с нуля. Он родился в 1863 году в США в семье эмигрантов, проживающих на ферме. В 16 лет Форд убежал из дома и отправился искать работу в Детройт, где начал свой трудовой путь с должности инженера-механика и постепенно рос по карьерной лестнице.

В 1883 году он самостоятельно собрал свой первый автомобиль (не по работе, а в качестве увлечения), затем стал совладельцем фирмы “Детройтская автомобильная компания”, а в 1903 году основал собственную автокомпанию “Форд Мотор Компани”. Эта компания начала осуществлять самостоятельный выпуск автомобилей: сначала марки Ford A, но главный успех ей принесли машины марки Ford T, выпуск которых начался в 1908 году.

Форд Мотор Компани неоднократно сталкивалась с серьезной конкурентной борьбой, и Генри Форд даже терпел проигрыши в этой борьбе, но не останавливался и шел дальше. Он постоянно совершенствовал производственные технологии и в результате перешел на полный производственный цикл: от добычи железной руды до выпуска готового авто.

Генри Форд прославился и тем, что платил своим работникам самую высокую на тот момент зарплату в США – 5 долларов в день.

Как вы знаете, дело, начатое Генри Фордом, живет по сей день: автомобили марки Ford пользуются огромным успехом по всему миру.

8. Марк Лициний Красс. Древнеримский полководец. В отличие от других представителей ТОП-10 самых богатых людей в мире за всю историю, Красс проживал аж в 115-53 г. до н.э. Тем не менее, он смог прийти к богатству, которое в пересчете на нынешние деньги составило почти 170 млрд долларов .

Оказывается, что и до нашей эры можно было вести процветающий бизнес. Марк Лициний Красс нажил свое состояние преимущественно тем, что скупал за бесценок дома, пострадавшие в результате пожаров, которые в Древнем Риме ввиду войн были частым явлением, восстанавливал их при помощи 500 нанятых рабочих и перепродавал существенно дороже. Также Красс зарабатывал на работорговле и добыче серебра.

Марк Лициний Красс прослыл очень жадным и бесчестным человеком. Ходили слухи, что он даже специально поджигал дома, чтобы построить на этом бизнес. В результате он был убит, по одной из версий его казнили, влив ему в рот расплавленное золото, как символ его жадности.

9. Базиль Второй. Византийский император из рода Александра Македонского, период правления которого пришелся на 976-1025 годы. Его состояние в нынешних деньгах составило 169 млрд долларов .

Информации об этом человеке, вошедшем в ТОП-10 самых богатых людей мира за всю историю, немного. Известно лишь, что он смог существенно расширить границы Византийской империи, присоединив к ней другие земли. Что интересно – после его смерти империя вскоре развалилась.

10. Корнелиус Вандербильт. Американский бизнесмен, отец Уильяма Генри Вандербилта, занимающего в ТОП-10 самых богатых людей мира 4-ю позицию. Его богатство в нынешних деньгах составило 167 млрд долларов .

Корнелиус Вандербильт родился в США в 1794 году в семье бедных фермеров. В 11 лет он решил, что обучение в школе не принесет ему ничего хорошего (ему принадлежит высказывание “Если бы я получал образование, то у меня не было бы времени учиться всему остальному”), бросил учебу и пошел работать паромщиком.

В 16 лет он занял у матери 100 долларов, на которые открыл собственное дело: начал переправлять людей на небольшой барже. Уже через год он отдал в 11 раз больше денег: 1100 долларов, которые сумел заработать на этом деле.

Далее Вандербильт начал покупать другие суда, вскоре в его распоряжении была уже целая флотилия. Позднее переключился и на железнодорожный бизнес, а также начал организовывать трансконтинентальные перевозки.

Корнелиус Вандербильт прослыл очень жестким человеком, беспощадным в конкурентной борьбе. Считается, что именно благодаря этой черте характера он смог такого масштаба.

Вот так выглядит ТОП-10 самых богатых людей мира за всю историю. Как видите, здесь есть как удачные, так и нежелательные примеры для подражания. Но все же можно утверждать, что большинство самых богатых людей планеты, преимущественно – граждане США, смогли собственными силами, путем инвестирования и развития бизнеса, будучи выходцами из бедных семей и начиная с нуля. Что еще раз подтверждает тот факт, что такое возможно.

Надеюсь, что я не зря тщательно собирал эти сведения, и полученная информация окажет на вас определенный мотивирующий эффект. Оставайтесь на , повышайте свою финансовую грамотность, и возможно в будущем именно вы сможете приблизить свое финансовое состояние, свое богатство и успех к этим историческим персонажам. До новых встреч!

О них и пойдёт речь в сегодняшнем обзоре на Фактруме .

Корнелиус Вандербильт

В пересчете на современные цены: ~ $ 165 миллиардов

Родился будущий американский бизнесмен в семье обедневшего фермера и лодочника в мае 1794 года. История Корнелиуса Вандербильта это прекрасный пример подтверждения пословицы «из грязи да в князи». В возрасте 11 лет Вандербильт бросил школу, чтобы работать на паромной переправе. Согласно легендам, к 16 годам Вандербильт уже владел двумя собственными парусными грузовыми судами.

К 18 годам он заключил контракт с правительством Соединенных Штатов на поставку припасов для армии во время англо-американской войны 1812 года. К концу войны он изучал искусство судостроения и уже владел небольшим флотом из лодок, а также оборотным капиталом в $ 10 000. В течение следующего десятилетия Вандербильт захватил монополию над трафиком реки Гудзон благодаря своим роскошным кораблям и дешевым тарифам.

Далее он расширил свою транспортную компанию на Нью - Йорк, Провиденс и Бостон, где приобрел железную дорогу. К 1846 году Вандербильт был миллионером, а к 1863 году он уже владел железнодорожными перевозками в Нью-Йорке и Гарлеме, позже полностью выкупив Нью-Йоркскую Центральную железную дорогу и впервые в истории наладив ж/д сообщение между Нью-Йорком и Чикаго.

В 1877 году, в возрасте 83 лет Вандербильт скончался из-за осложнений со здоровьем. На сегодняшний день его состояние составляло бы (в пересчете по современным ценам) почти $ 165 млрд.

Василий II


В пересчете на современные цены: ~ $ 168 миллиардов

Василий II (он же Василий Болгаробойца) был византийским императором в течение 49 лет. Будучи сыном императора Романа II, он был коронован в качестве соправителя в 960 году нашей эры. Когда Василий II пришел к власти, его основное внимание было сосредоточено на расширении императорской власти как дома, так и за рубежом.

Он отправил войска по всей Малой Азии и в конечном счете расширил Византию до наибольшего за пять столетий размера. Хотя состояние Василия превысило $ 168 миллиардов в сегодняшних ценах, у него не было наследника. После его смерти Византийская империя распалась в течение полувека.

Марк Лициний Красс


В пересчете на современные цены: ~ $ 170 миллиардов

Марк Лициний Красс был римским полководцем и политиком, который не только преобразовал Римскую республику в Римскую империю, но также накопил довольно большое состояние в течение своей жизни. Богатый сенатор Красс воспитывался с детства как аристократ. Позже он женился на жене своего покойного брата, который обеспечил союз между Суллой и Римом. Именно в это время Красс начал сколачивать свое состояние.

Он скупал дома и имущество граждан Суллаы за бесценок, а затем перепродавал их с большой прибылью. Он также занимался перепродажей рабов и наладил работу семейных серебряных рудников. Под конец своей жизни в 53 г. до н. э. Красс владел состоянием почти в $ 170 млрд (по современным ценам).

Генри Форд


В пересчете на современные цены: ~ $ 186 миллиардов

Известный как главный промышленник Америки, Генри Форд коренным образом преобразовал производство автомобилей и практически произвел промышленную революцию в Америке. Родился Форд 30 июля 1863 года на ферме своей семьи в графстве Уэйн, штат Мичиган. С самого детства Генри интересовался механикой. Когда ему было всего 13 лет, отец подарил ему карманные часы. Любопытный мальчик разобрал их на части и быстро собрал их назад.

В возрасте 16 лет Форд пошел работать учеником машиниста в Детройте, где научился обслуживать паровые двигатели и обучился бухгалтерскому учету. В 1891 году «Электрическая компания Эдисона» предложила ему должность инженера. Всего два года спустя Форд был уже главным инженером этой компании.

В 1896 году он закончил чертежи безлошадного транспортного средства и основал Ford Motor Company, вскоре представив миру знаменитую «Модель Т». Генри Форд умер от кровоизлияния в мозг 7 апреля 1947 г., владея состоянием, эквивалентным примерно $ 186 млрд.

Эндрю Меллон


В пересчете на современные цены: ~ $ 188 миллиардов

В 1880-е годы Эндрю Меллон казался всем мастером на все руки. Он был бизнесменом, банкиром, промышленником, меценатом, коллекционером произведений искусства и министром финансов США. Меллон родился 24 марта 1855 года в Питтсбурге. В 20 лет он начал работать в банковской фирме своего отца T. Mellon & Sons, а стал ее полноправным владельцем в 1882 году.

Фирма постоянно продолжала увеличиваться в размерах и прибыльности. В конце концов, он начал предоставлять капитал крупным корпорациям. К началу 1920-х годов Меллон уже был одним из самых богатых людей в Соединенных Штатах, владея $ 188 миллиардами (в пересчете на современные цены).

Осман Али Хан, Асаф Джах VII


В пересчете на современные цены: ~ $ 230 миллиардов

Осман Али Хан родился 6 апреля 1886 года в штате Андхра - Прадеш, Индия. В 1911 году он стал преемником своего отца на должности низама (правителя) княжества Хайдарабад. Во время своего 37-летнего правления в качестве низама, Осман сделал очень многое для своей страны, поспособствовав развитию электричества, железных и автомобильных дорог, воздушного сообщения и ирригационных систем.

Осман также пожертвовал огромное количество денег учебным заведениям. К тому времени, когда он скончался в 1967 году, у него было семь жен, 42 наложницы и состояние суммой почти $ 230 млрд.

Уильям Генри Вандербильт


В пересчете на современные цены: ~ $ 239 миллиардов

Уильям Вандербильт родился 8 мая 1821 года в Брауншвейге, штат Нью-Джерси и был одним из 13 детей Корнелиуса Вандербильта, одного из самых импозантных промышленников в мире. Отец считал его некомпетентным в финансовых вопросах и отправил на ферму на острове Стейтен. Сразу же Уильям сумел повысить прибыльность фермы и эти действия не остались незамеченными его отцом: в 1840-е годы отец отправил его реорганизовать ж/д бизнес Long Island Rail Road.

Уильям вновь сумел превратить убыточный бизнес в очень успешное предприятие. В 1877 году, когда Корнелиус Вандербильт умер, Уильям встал во главе его компании. Всего через восемь лет после смерти своего отца умер и сам Уильям Вандербильт. Невероятно, но за столь короткое время в качестве президента компании он удвоил состояние своей семьи от $ 100 млн до невероятных $ 200 млн. Сегодня же в пересчете Вандербильт «стоил» бы колоссальные $ 239 млрд долларов.

Николай II


В пересчете на современные цены: ~ $ 300 миллиардов

Николай II родился 6 мая 1868 года и был последним императором Всероссийским. Когда его отец умер в 1894 году, Николай унаследовал российский престол и вскоре женился на принцессе Виктории Алисе Елене Луизе Беатрисе Гессен-Дармштадтской.

Вскоре у них появились дети, но семейное счастье было недолгим. В 1917 году случилась Февральская революция и Николай был свергнут, а всю его семью расстреляли большевики. Перед смертью состояние монарха составляло около $ 900 млн, что эквивалентно современным $ 300 миллиардам.

Эндрю Карнеги


В пересчете на современные цены: ~ $ 310 миллиардов

Известный промышленник и стальной магнат Эндрю Карнеги был одним из богатейших бизнесменов 19 века. Он родился 25 ноября 1835 года в городе Данфермлайн, Шотландия. В 1848 году его семья перебралась в Америку и в конце концов обосновалась в Пенсильвании. В 1853 году Карнеги устроился на работу на железной дороги Пенсильвании в должности телеграфиста, а позже и помощника руководителя компании Томаса Скотта.

Во время этой работы Карнеги приобрел обширный опыт о данной отрасли и о бизнесе в целом. В 1865 году он ушел из железнодорожного бизнеса, чтобы сосредоточиться на других отраслях, а к 1889 году Карнеги создал крупнейшую производственную компанию в мире - Carnegie Steel Corporation. В 1901 году Карнеги продал свой бизнес United States Steel Corporation за более чем $ 200 млн, что на современном рынке приравнивается примерно к $ 310 млрд.

Джон Д. Рокфеллер


В пересчете на современные цены: ~ $ 340 миллиардов

Джона Д. Рокфеллера часто называют «отцом нефтяного мира». Родился нефтяной магнат в 1839 году, и в конце концов стал не только основателем Standard Oil Company, но одним из самых богатых людей в мире. В возрасте 16 лет Рокфеллер пошел на работу бухгалтером в Hewitt & Tuttle.

В возрасте 20 лет Рокфеллер уже работал со своим деловым партнером в качестве трейдера. Продавая сено, мясо, зерно и другие товары, компания заработала почти $ 450 000 к концу первого года. В 1863 году магнат открыл первый нефтеперерабатывающий завод, который к 1868 году стал самым большим в мире.

В 1870 году Рокфеллер создал знаменитую компанию Standard Oil, которая сразу же стала процветающей. Когда Рокфеллер скончался в 1937 году, его активы составляли 1,5 процента совокупного экономического производства Америки. Сегодня это было бы примерно $ 340 миллиардов.

В первой пятерке три миллиардера из России

Черное золото способно приносить своим владельцам огромные состояния. Первых пять нефтяных магната смогли

№1: Чарльз и Дэвид Кох

Состояние Чарльза и Дэвида оценивается в $68 млрд. Они изначально были в выигрышном положении, получив семейный бизнес от своего отца.

Но они также показали наличие предпринимательской жилки. Изначально у Koch Industries была только техника для нефтепереработки, но братья довольно быстро диверсифицировали пакет активов, охватив НПЗ, трубопроводы, химическую промышленность, полимеры и волокна.

Несмотря на такие широкие бизнес-интересы, Кохи по-прежнему сосредоточены на нефти, хотя Koch Industries стала второй по величине частной компанией Америки, уступив только Cargill.

Их основная дочерняя нефтегазовая компания Flint Hills Resources производит более 300 млн баррелей нефти в год. Эта цифра является одной из причин, почему братьев не любят экологи. Все их компании выбрасывают в атмосферу более 300 млн тонн парниковых газов в год, что равносильно 5% от выбросов газа в США в целом.

Но репутация Чарльза и Дэвида меньше основывается на их успехах в бизнесе, чем на неизменной поддержке Республиканской партии. Они являются крупнейшими представителями нефтегазового сектора в партии и соответственно вносят крупнейший вклад в ее устойчивость и силу.

№2

Состояние Мукеша Амбани оценивается в $21,5 млрд, и свой капитал он также заработал при активном участии богатого папы.

В настоящее время Амбани управляет индийской компания Reliance Industries, которая создавалась как производитель текстиля.

Тем не менее была создана специальная дочерняя компания, которая ворвалась на мировую нефтегазовую арену в 2008 г.

Она владеет крупнейшим в мире НПЗ в Гуджарате, с мощностью 1,24 млн баррелей в сутки. Материнская компания Reliance Industries также является крупнейшим производителем полиэстера в мире, но она приняла меры для уменьшения вредного воздействия на окружающую среду, открыв самый большой центр по переработке полиэстера.

Контроль над второй по величине компанией в Индии дает Амбани важную возможность по реализации своих целей в бизнесе и благотворительности. Тем не менее его могущество не всем приходится по вкусу: одним из первых действий нового правительства Нарендры Моди был штраф в размере $579 млн, наложенный на Reliance Industries за то, что она нелегально работала на некоторых газовых месторождениях в Индии.

№3:

Состояния Виктора Вексельберга оценивается в $17,2 млрд. Первый крупный капитал он получил за счет металлургического сектора, так как был одним из создателей ОАО «Сибирско-Уральский алюминий» и получил хорошую прибыль, когда эта компания была поглощена RUSAL.

Затем его бизнес-интересы стали включать нефтегазовый сектор. Его холдинговая компания «Ренова» была акционером ТНК-ВР, а после того как «Роснефть» достигла соглашения о покупке ТНК-BP, Вексельберг на некоторое время стал самым богатым человеком в России.

Также он уже давно заинтересован в развитии сектора ИТ и телекоммуникаций.

№4: Михаил Фридман

Состояние Михаила Фридмана оценивается в $16,5 млрд. Он является одним из создателей «Альфа-Групп», которая в настоящий момент стала одной из крупнейших финансово-промышленных групп в России.

В 2013 г. выручка компании составила $16,8 млрд.

Хотя сейчас интересы Фридмана в основном сосредоточены в таких отраслях, как банковское дело и страхование, большую часть своего личного состояния он получил после продажи 90% акций ТНК-ВР, принадлежащих «Альфа-Групп», «Роснефти».

На тот момент ТНК-ВР была третьей по величине нефтяной компанией в России.

№5: Вагит Алекперов

Состояние Вагита Алекперова оценивается в $14,8 млрд. Среди пяти богатейших нефтегазовых баронов мира он стоит особняком, так как он единственный, кто начинал свою карьеру в этом секторе.

Алекперов работал оператором буровой, начальником смены, мастером по добыче нефти и газа, старшим инженером. Двигаясь по карьерной лестнице, он стал заместителем генерального директора «Башнефти», а затем заместителем министра нефти и газа СССР.

После развала Советского Союза его состояние начало расти. Алекперов создал нефтяной концерн «ЛангепасУрайКогалымнефть», который стал основой для «ЛУКойла». Как глава «ЛУКойла» он владеет 20% компании, и именно в этом активе сосредоточено его состояние.

При его руководстве компания осуществляет международную экспансию более чем в 40 стран, имеет листинг в Нью-Йорке, а также является крупнейшей частной компанией в России.

Примечательно, что в прошлом году он завещал пакет акций компании своему сыну Юсуфу с условием, что пакет акций не будет продан или раздроблен.

Разница между оптимистом и пессимистом заключается в том, что пессимист обычно бывает более информированным.

Клер Бут Люс

Приношу благодарность:

Жаку Граверо,

Шарлю Уржевичу,

Фабьенне Ле Биан,

Николасу Саркису,

Антону Бренлеру,

Кристиану Пари

которая, как всегда, смогла разобрать мой отвратительный почерк.

Предисловие

31 января 2006 года, в то время как баррель необработанной нефти достиг стоимости 68,25 доллара и его курс поднялся более чем на 18 % с начала года, одиннадцать министров ОПЕК , собравшись в Вене, опубликовали краткое коммюнике. Они решили сохранять свое производство на прежнем уровне, несмотря на подъем спроса. Объяснение сохранения статус-кво казалось вполне правдоподобным: возросшая цена на нефть гарантировала им рекордную прибыль.

На самом деле истина заключалась в прямо противоположном: если члены ОПЕК замораживают производство на прежнем уровне, то только потому, что они более не способны увеличивать свою нефтедобычу, свои ресурсы, сильно переоцененные, быстро начинающие сокращаться; включая и страны Аравийского полуострова – лидеров в производстве нефти на нашей планете.

Это обстоятельство тщательно скрывается. Страны-производители, нефтяные компании и правительства стран-потребителей – по крайней мере, те, которые были информированы об этом, – предпринимали все усилия, чтобы избежать огласки – из-за того потрясения, которое она могла вызвать в мировой экономике и общественном мнении.

Этот тайный упадок ОПЕК равным образом касается множества других нефтяных стран. Самое ужасное, что дефицит реальных резервов совпадает с беспрецедентным увеличением потребления нефти. Кажется, у нас нет ни малейших шансов…

Отныне мы видим последний акт пьесы, «полной шума и ярости». Представление началось почти сто лет тому назад и всегда идет при закрытых дверях. В мире нефти всегда царит атмосфера неясности и дезинформации. Мы часто забываем, что это сырье все еще является ставкой в борьбе за власть – по причине его стратегической роли, невысокой стоимости его добычи и исключительных прибылей, которое оно дает.

Нефть обеспечила беспрецедентный рост нашего благосостояния; тем не менее потребители нефти никогда не имели и малой доли информации об истинном положении дел в этой области.

Настоящая книга, которая является плодом более чем тридцатилетних исследований и разнообразных встреч, пытается приподнять завесу над многочисленными секретами, тщательно скрываемыми от публики. Я понял довольно давно, еще в начале 1970-х годов, насколько нефть была средоточием великих конфликтов XX века.

В 1972 году, а затем в 1974-м, две встречи, о которых я говорю в этой книге, – с одним из руководителей нацистского государства и с бывшим британским премьер-министром, который был когда-то правой рукой Черчилля, – прояснили для меня решающую роль нефти в ходе Второй мировой войны.

Между прочим, я обнаружил во время первого нефтяного кризиса, 1973 года, что недоверчивый и напуганный Запад, похоже, зашатался, боясь лишиться своей власти и своих привилегий. Страны-производители выглядели победителями – это было заблуждением, столь же кратковременным и безосновательным, как и страх, испытанный Западом. Первая книга, которую я опубликовал в 1975 году, стала результатом встреч с одним из виновников национализации нефтяных промыслов в Ираке, Ливии и Алжире.

В последующие годы я присутствовал на собраниях ОПЕК, налаживая контакты и встречаясь с главными действующими лицами этой «большой игры» – президентами компаний, биржевиками, руководителями государств, такими как Каддафи, Саддам Хусейн, шах Ирана, который впоследствии спровоцировал свое собственное падение и второй нефтяной кризис, с имамом Хомейни, в то время находившимся в изгнании и жившим в небольшом особнячке в Нофль-ле-Шато.

Один из моих собеседников выразился весьма образно: «Мир нефти имеет тот же цвет, что и сама эта столь желанная жидкость, – черный, усиливающий самые темные стороны человеческой натуры. Он вызывает вожделение, разжигает страсти, провоцирует предательство и смертельные оскорбления, приводит к наглым махинациям». Со временем я утвердился в верности этих слов.

Несмотря на то что мы должны приготовиться не только к дороговизне нефти, но также и к ее нехватке, я продолжаю восхищаться неизменностью этих взаимоотношений.

В начале XX века Иран и Ирак, до того как стать независимыми государствами, были не чем иным, как гигантскими нефтяными концессиями, дающими «исключительные прибыли» (по выражению одного из акционеров того времени). То, что произошло с Ираком в 2003 году – американское военное вторжение, а затем захват контроля над нефтяными промыслами – следовало в русле той же логики.

Начиная со своего вступления в должность, Буш и Чейни были больше озабочены энергетической безопасностью Соединенных Штатов и ресурсами Ирака, чем угрозой терроризма и той опасностью, которую могла представлять собой «АльКаида». И это является одной из тем данного расследования.

Февраль 2006 года

Я обнаружил, что миру не нравится смотреть в лицо реальности, во время первого нефтяного кризиса 1973 года. За несколько дней все, казалось, пошатнулось. В Вене 14 октября произошел срыв переговоров между странами – членами ОПЕК и нефтяными компаниями. 16 октября шесть государств Персидского залива – Саудовская Аравия, Иран, Ирак, Объединенные Арабские Эмираты, Катар и Кувейт – решили в одностороннем порядке поднять цену, «установленную» на сырье , увеличив ее с 2 до 3,65 доллара за баррель.

По прошествии времени такое увеличение кажется ничтожным, но тогда, по принятии решения на встрече в Кувейте, саудовский нефтяной министр шейх Ямани заявил своим коллегам: «Я долго ждал этого момента». За десять дней до этого, в день иудейского праздника Йом Киппур, египетская и сирийская армии напали на еврейское государство, развязав четвертую израильско-арабскую войну.

17 октября, в то время как сражения становились все ожесточеннее, нефтяные министры арабских стран – членов ОПЕК решили установить эмбарго и высказались за сокращение производства на 5 %. Окончательное коммюнике, изложенное на арабском языке, уточняло, что «это процентное отношение будет распространяться на все месяцы, исходя из объема производства нефти в предыдущем месяце, до полного вывода израильтян с арабских территорий, оккупированных в июне 1967 года, и признания законных прав палестинского народа».

По странной иронии госпожи Истории, оба события произошли одновременно, хотя между ними не было никакой связи. Одностороннее увеличение цены проистекало из длинных и трудных переговоров между странами-производителями и крупными нефтяными компаниями, в то время как эмбарго установили, по словам Генерального секретаря ОПАЕК , «единственно для того, чтобы привлечь общественное мнение людей Запада к проблеме Израиля». Это не имело ничего общего с желанием поднять цену на нефть. Но это окажется самым надежным средством поднять цену на еще более высокий уровень.

19 октября эмбарго начинает действовать. Саудовская Аравия, первая из стран – мировых экспортеров нефти, заявляет о снижении производства своей продукции на 10 % и о прекращении всех поставок Соединенным Штатам и Голландии за их поддержку Израиля. Выбор пал на Нидерланды, возможно, также и потому, что порт в Роттердаме принимал крупные партии нефтяных грузов с Ближнего Востока. То, что танкеры больше не причаливали в голландских портах, позволило усилить давление на Европу.

Текущая страница: 1 (всего у книги 28 страниц) [доступный отрывок для чтения: 7 страниц]

Эрик Лоран
Нефтяные магнаты: кто делает мировую политику

Разница между оптимистом и пессимистом заключается в том, что пессимист обычно бывает более информированным.

Клер Бут Люс

Приношу благодарность:

Жаку Граверо,

Шарлю Уржевичу,

Фабьенне Ле Биан,

Николасу Саркису,

Антону Бренлеру,

Кристиану Пари

которая, как всегда, смогла разобрать мой отвратительный почерк.

Предисловие

31 января 2006 года, в то время как баррель необработанной нефти достиг стоимости 68,25 доллара и его курс поднялся более чем на 18 % с начала года, одиннадцать министров ОПЕК 1
Организация стран – экспортеров нефти, объединяющая Иран, Ирак, Саудовскую Аравию, Кувейт, Венесуэлу, Катар, Габон, Нигерию, Объединенные Арабские Эмираты, Эквадор, Индонезию, Ливию, Алжир. Эквадор и Габон вышли из организации, соответственно, в 1992 и 1994 гг.

Собравшись в Вене, опубликовали краткое коммюнике. Они решили сохранять свое производство на прежнем уровне, несмотря на подъем спроса. Объяснение сохранения статус-кво казалось вполне правдоподобным: возросшая цена на нефть гарантировала им рекордную прибыль.

На самом деле истина заключалась в прямо противоположном: если члены ОПЕК замораживают производство на прежнем уровне, то только потому, что они более не способны увеличивать свою нефтедобычу, свои ресурсы, сильно переоцененные, быстро начинающие сокращаться; включая и страны Аравийского полуострова – лидеров в производстве нефти на нашей планете.

Это обстоятельство тщательно скрывается. Страны-производители, нефтяные компании и правительства стран-потребителей – по крайней мере, те, которые были информированы об этом, – предпринимали все усилия, чтобы избежать огласки – из-за того потрясения, которое она могла вызвать в мировой экономике и общественном мнении.

Этот тайный упадок ОПЕК равным образом касается множества других нефтяных стран. Самое ужасное, что дефицит реальных резервов совпадает с беспрецедентным увеличением потребления нефти. Кажется, у нас нет ни малейших шансов…

Отныне мы видим последний акт пьесы, «полной шума и ярости». Представление началось почти сто лет тому назад и всегда идет при закрытых дверях. В мире нефти всегда царит атмосфера неясности и дезинформации. Мы часто забываем, что это сырье все еще является ставкой в борьбе за власть – по причине его стратегической роли, невысокой стоимости его добычи и исключительных прибылей, которое оно дает.

Нефть обеспечила беспрецедентный рост нашего благосостояния; тем не менее потребители нефти никогда не имели и малой доли информации об истинном положении дел в этой области.

Настоящая книга, которая является плодом более чем тридцатилетних исследований и разнообразных встреч, пытается приподнять завесу над многочисленными секретами, тщательно скрываемыми от публики. Я понял довольно давно, еще в начале 1970-х годов, насколько нефть была средоточием великих конфликтов XX века.

В 1972 году, а затем в 1974-м, две встречи, о которых я говорю в этой книге, – с одним из руководителей нацистского государства и с бывшим британским премьер-министром, который был когда-то правой рукой Черчилля, – прояснили для меня решающую роль нефти в ходе Второй мировой войны.

Между прочим, я обнаружил во время первого нефтяного кризиса, 1973 года, что недоверчивый и напуганный Запад, похоже, зашатался, боясь лишиться своей власти и своих привилегий. Страны-производители выглядели победителями – это было заблуждением, столь же кратковременным и безосновательным, как и страх, испытанный Западом. Первая книга, которую я опубликовал в 1975 году, стала результатом встреч с одним из виновников национализации нефтяных промыслов в Ираке, Ливии и Алжире.

В последующие годы я присутствовал на собраниях ОПЕК, налаживая контакты и встречаясь с главными действующими лицами этой «большой игры» – президентами компаний, биржевиками, руководителями государств, такими как Каддафи, Саддам Хусейн, шах Ирана, который впоследствии спровоцировал свое собственное падение и второй нефтяной кризис, с имамом Хомейни, в то время находившимся в изгнании и жившим в небольшом особнячке в Нофль-ле-Шато.

Один из моих собеседников выразился весьма образно: «Мир нефти имеет тот же цвет, что и сама эта столь желанная жидкость, – черный, усиливающий самые темные стороны человеческой натуры. Он вызывает вожделение, разжигает страсти, провоцирует предательство и смертельные оскорбления, приводит к наглым махинациям». Со временем я утвердился в верности этих слов.

Несмотря на то что мы должны приготовиться не только к дороговизне нефти, но также и к ее нехватке, я продолжаю восхищаться неизменностью этих взаимоотношений.

В начале XX века Иран и Ирак, до того как стать независимыми государствами, были не чем иным, как гигантскими нефтяными концессиями, дающими «исключительные прибыли» (по выражению одного из акционеров того времени). То, что произошло с Ираком в 2003 году – американское военное вторжение, а затем захват контроля над нефтяными промыслами – следовало в русле той же логики.

Начиная со своего вступления в должность, Буш и Чейни были больше озабочены энергетической безопасностью Соединенных Штатов и ресурсами Ирака, чем угрозой терроризма и той опасностью, которую могла представлять собой «АльКаида». И это является одной из тем данного расследования.

Февраль 2006 года

1. Миру не нравится смотреть в лицо реальности

Я обнаружил, что миру не нравится смотреть в лицо реальности, во время первого нефтяного кризиса 1973 года. За несколько дней все, казалось, пошатнулось. В Вене 14 октября произошел срыв переговоров между странами – членами ОПЕК и нефтяными компаниями. 16 октября шесть государств Персидского залива – Саудовская Аравия, Иран, Ирак, Объединенные Арабские Эмираты, Катар и Кувейт – решили в одностороннем порядке поднять цену, «установленную» на сырье 2
Условная цена, служащая основанием для расчета арендной платы и налоговых поступлений для стран-экспортеров.

Увеличив ее с 2 до 3,65 доллара за баррель.

По прошествии времени такое увеличение кажется ничтожным, но тогда, по принятии решения на встрече в Кувейте, саудовский нефтяной министр шейх Ямани заявил своим коллегам: «Я долго ждал этого момента». За десять дней до этого, в день иудейского праздника Йом Киппур, египетская и сирийская армии напали на еврейское государство, развязав четвертую израильско-арабскую войну.

17 октября, в то время как сражения становились все ожесточеннее, нефтяные министры арабских стран – членов ОПЕК решили установить эмбарго и высказались за сокращение производства на 5 %. Окончательное коммюнике, изложенное на арабском языке, уточняло, что «это процентное отношение будет распространяться на все месяцы, исходя из объема производства нефти в предыдущем месяце, до полного вывода израильтян с арабских территорий, оккупированных в июне 1967 года, и признания законных прав палестинского народа».

По странной иронии госпожи Истории, оба события произошли одновременно, хотя между ними не было никакой связи. Одностороннее увеличение цены проистекало из длинных и трудных переговоров между странами-производителями и крупными нефтяными компаниями, в то время как эмбарго установили, по словам Генерального секретаря ОПАЕК 3
Организация арабских стран – экспортеров нефти, объединяющая восемь арабских членов ОПЕК.

, «единственно для того, чтобы привлечь общественное мнение людей Запада к проблеме Израиля». Это не имело ничего общего с желанием поднять цену на нефть. Но это окажется самым надежным средством поднять цену на еще более высокий уровень.

19 октября эмбарго начинает действовать. Саудовская Аравия, первая из стран – мировых экспортеров нефти, заявляет о снижении производства своей продукции на 10 % и о прекращении всех поставок Соединенным Штатам и Голландии за их поддержку Израиля. Выбор пал на Нидерланды, возможно, также и потому, что порт в Роттердаме принимал крупные партии нефтяных грузов с Ближнего Востока. То, что танкеры больше не причаливали в голландских портах, позволило усилить давление на Европу.

Нехватки никогда не было

В течение десятилетий нефть, которой было много и которая стоила дешево, приводила Запад в эйфорию и служила ему анестезирующим средством. Она сделала людей Запада процветающими, но также наглыми и слепыми. К началу Первой мировой войны автомобильный парк планеты насчитывал всего-навсего 2 миллиона легковых и грузовых машин. В середине 1950-х годов количество автомобилей перевалило за 100 миллионов, а к началу действия эмбарго достигло 300 миллионов, из которых 200 миллионов находились в Соединенных Штатах.

За несколько дней страны – производители нефти, которыми до этих пор, похоже, мало кто не интересовался, взяли в заложники мировую экономику и заставили ее зашататься. По крайней мере, воспоминание об этом надолго осталось у нас в памяти. Воспоминание это ошибочное и в большой степени сфабрикованное.

Нефтяной кризис 1973 года и его последствия породили чудовищный обман, очень эффективно организованный. Достаточно просто перечислить факты.

19 октября, в тот самый момент, когда Саудовское королевство и, соответственно, его подданные решают ввести эмбарго, президент Ричард Никсон публично заявляет о предоставлении военной помощи в размере 2,2 миллиарда долларов Израилю. Начиная с 8 октября, через два дня после начала конфликта, глава американского государства дает разрешение самолетам «Эль-Аль», лишенным регистрации, приземляться в Соединенных Штатах, чтобы снабжать еврейское государство боеприпасами. Казалось бы, дальнейшая поддержка, оказанная Израилю, в то время как он возобновил наступательные действия, а соглашение о прекращении огня «так и не было подписано, должна была бы вызвать ярость стран-производителей и побудить их еще больше ужесточить свою позицию. Ничуть не бывало – эмбарго сняли через три месяца после его объявления, причем в таком странном режиме, что никто толком не знал, сколько времени оно длилось, с какой неукоснительностью применялось и почему ему был положен конец.

Страны-производители не получили от него никакой политической выгоды.

Я, молодой журналист, был захвачен событиями. Я часто бывал тогда в странах – производителях нефти и в Соединенных Штатах. Меня поразили многие факты, на которые, любопытно отметить, средства массовой информации почти не обращали внимания. Саудовская Аравия, которой следовало бы быть в центре сражения, проявила крайнюю осторожность. Правивший в то время король Фейсал никогда не использовал нефть в качестве политического оружия и присоединился к решению о санкциях с оговорками – только чтобы не оказаться в изоляции. В сентябре 1973 года, за месяц до кризиса, он заявлял, что «простое неодобрение Соединенными Штатами политики и действий Израиля имело бы больше значения и позволило бы выдернуть фитиль из нефтяной бомбы». Это предложение не встретило никакого отклика в Вашингтоне, где никто – ни в Белом доме, ни в Пентагоне, ни в Государственном департаменте – не воспринял всерьез эту просьбу. По мнению шейха Ямани, саудовского нефтяного министра, Генри Киссинджер убедил Никсона, что угрозы, высказанные Фейсалом, не так велики. И, возможно, он был прав.

Множество нефтяных дельцов признавались мне, что саудовцы никогда не применяли этого эмбарго в буквальном смысле, прибегая к услугам независимых предпринимателей, посредников, чтобы обойти эмбарго и продавать нефть странам, которые теоретически «бойкотировались».

Истина находится далеко от легенды: в 1973 году не было никакой нехватки нефти!

Я был потрясен той истерией, которая царила в странах – потребителях нефти. В течение десятилетий цена на баррель, к нашему вящему удовольствию, застыла на уровне 1–2 долларов 4
В период 1955–1970 гг. американский доллар снизил свою стоимость на 34,7 %, после 1971 г. она возросла: в 1971 г. – на 4,4 %, в 1972 г. – на 3,2 %, в 1973 г. – на 4,7 % и в 1974 г. – на 9,3 %. Это снижало себестоимость нефти и уменьшало доходы стран-экспортеров. Nicolas Sarkis, La Petrole a léheure arabe, entreyiens aves Eric Laurent, Stock, 1975.

Богатые страны достигли беспрецедентных в своей истории достатка и экономического подъема благодаря сырью, которое покупалось по почти символической цене. Но открытие потребителями для себя этого факта породило вовсе непристойную панику.

Я видел в Соединенных Штатах – как на Восточном побережье, так и в Лос-Анджелесе – вереницы автомобилей, вытянувшихся к действующим заправочным станциям; водители не выключали моторы и кондиционеры, сжигая больше бензина, чем могли залить в емкости. С тех пор американские потребители и стали жить в ужасе перед «пустым баком» и только и думать о том, как его наполнить, хотя до того они ездили почти с пустыми баками. Запасы бензина тают, и Соединенные Штаты, как и Европа, столкнувшиеся с холодной зимой 2005/06 года, сильно повышают спрос на нефть. Тем не менее существует большой излишек нефти, но перед размахом этого спроса он быстро исчезает, оказывая этим сильное давление на цену нефти.

Потребители, напуганные этой нехваткой и «головокружительной» ценой в 5 долларов за баррель, ждут возврата прежней умеренной цены.

Тщательно скрываемая истина

Военный кризис 1973 года был похоронным звоном по распроданным остаткам нефти и всемогуществу нефтяных компаний, которые контролировали 80 % мирового экспорта. В самом разгаре эмбарго «семь сестер» – «Эксон», «Шелл», «Тексако», «Мобил», БП, «Шеврон» и «Галф» – получили рекордные прибыли. Например, «Эксон» получил на 80 % барышей больше, чем в предыдущем году. Эти барыши происходят за счет значительной добавочной стоимости, полученной от реализации этими компаниями своих запасов нефти.

Потребители подозревали эти фирмы в тесных связях со странами-производителями. После десятилетий безраздельного царствования крупные нефтяные объединения видят, что существует сила, способная лишить их выгоды в пользу стран-производителей, которые они в течение долгого времени презирали. Но подозрения потребителей не лишены оснований. За кулисами, в обстановке самой большой секретности, производители и нефтяные заправилы заключили самый невероятный союз: это истина, которая тщательно скрывается даже в настоящее время и которую мы раскроем в последующих главах. Без этого согласия нефтяного «кризиса» никогда бы не было.

Тот же самый феномен произошел и с ценой на нефть. В конце 1973 года стоимость барреля возросла с 5,20 доллара до 11,65 доллара. Но в противоположность тому, что всегда утверждалось, вовсе не краткое эмбарго, наложенное странами-производителями, привело к увеличению цены в четыре раза. Хотя именно с этих пор урок затвержен, и возможность поднятия цен притягивает их, как магнит.

Обстановка истерии, страх перед нехваткой нефти, которые царят в индустриальных странах, разжигают курс цен. Потребители ведут себя как избалованные дети и эгоисты, отказываясь смотреть в лицо реальности и усиливая тем самым кризис.

Восхитительная ситуация! Потребители отвергают любое стеснение своего образа жизни и своего потребления. Ответственные политические деятели Запада бессильны, не способны эффективно действовать и предвидеть будущее. Для того чтобы не потерять популярность, сократив потребление бензина, они решают уменьшить скорость движения на дорогах – единственным результатом будет сокращение на 23 % количества жертв несчастных случаев – и усилить меры, направленные на борьбу с разбазариванием энергии на рабочих местах. Прекрасная иллюстрация, по циничному выражению столпа Четвертой Республики 5
Четвертая Республика – период в истории Франции 1944–1958 гг. После прихода к власти де Голля в 1958-м и принятия новой Конституции – Пятая Республика.

Анри Кейля: «Не существует проблемы настолько сложной, чтобы ее нельзя было решить при помощи отсутствия политического решения».

«Американец, погруженный в нефть»

Два английских автора, Давенпорт и Кук, делают в 1923 году чрезвычайно справедливое замечание: «Разве американец не живет в некоторой мере погруженным в нефть? Во всяком случае, он и пальцем шевельнуть не может без нее. Один американец из десяти имеет автомобиль, а остальные экономят, чтобы купить себе машину».

Через пятьдесят лет Соединенные Штаты представляют собой идеальное место для того, чтобы наблюдать за кризисом. В Нью-Йорке, из комнаты моего отеля, окна которой выходят на Центральный парк, я вижу огромную черную пропасть на месте небоскреба, сиявшего огнями, которые освещали Манхэттен. Впервые за время после Второй мировой войны Америка сталкивается с нехваткой горючего. Чрезвычайное положение, введенное 27 ноября Ричардом Никсоном, предусматривающее контроль над ценой, над производством и распределением нефти, производит противоположный эффект и усиливает хаос. В Детройте, крупном индустриальном городе на севере США, где сосредоточены заводы трех гигантов автомобильной промышленности – «Дженерал Моторс», «Форд» и «Крайслер» – царит мрачная атмосфера. Автострада, ведущая из аэропорта Детройта к центру города, не освещается, и единственное огромное светящееся панно, расположенное справа, рассекает тьму, указывая точное количество автомобилей, сошедших сегодня с конвейера. Показатели продаж, естественно, находятся в свободном падении. В течение десятков лет «Дженерал Моторс», главное в мире предприятие, имеющее более 800 000 рабочих по всему миру, символизировало всемогущество транснационального промышленного гиганта, переживая без ущерба для себя кризисы и войны. Тем не менее в эту зиму 1973 года кризис показался глубоким и длительным в глубинах штаба «Дженерал Моторс», находящегося в огромном, массивном и сумрачном небоскребе, установленном в центре города.

Этот гигант, как и его соперники «Форд» и «Крайслер», воплощает в себе больше, чем просто производство; эти фирмы являются символом американского образа жизни и до этих пор триумфального роста. Но на самом деле это индустрия, которая уже находится в упадке. Начиная с 1948 года, когда была изобретена автоматическая перемена скорости, не было введено ни малейшего новшества, если не считать плотности амортизаторов или цвета покрытия автомобилей. Один ответственный сотрудник «Дженерал Моторс» признался мне, что разница стоимости производства между «шевроле» и «кадиллаком» не превышает 500 долларов. При покупке разница цен двух моделей составляет почти 10 000 долларов. Ситуация, которая, как и все преимущества, не позволяет дерзать и упрочивает консерватизм. Казалось, кризис 1973 года возвестил об исчезновении моделей крупных размеров, требующих много бензина. Короче, конец их мира, но не конец света? Нет, до этого далеко. Крестный путь американского автомобилиста сводится к тому, что в июне 1974 года он платит 55,1 цента за галлон бензина 6
Галлон в Великобритании равен 4,546 литра, в США – 3,785 литра.

За который годом ранее он должен был уплатить 38,5 цента. Американцы составляют всего лишь 6 % населения планеты, но они потребляют 33 % всей энергии, производимой в мире.

Опек: виновник обнаружен

Когда 27 ноября 1973 года изнуренный Ричард Никсон выступает по телевидению, припечатывая слова так, что в его краткой речи подчеркивается смысл каждого из них: «Соединенные Штаты окажутся перед лицом самых суровых ограничений, с которыми им когда-либо приходилось сталкиваться – даже во время Второй мировой войны». Эта речь производит впечатление, и очень скоро собрание ответственных лиц называет виновного: ОПЕК, и особенно ее арабские члены.

Выступая в Сенате, сенатор Дж. У. Фулбрайт, председатель комиссии по иностранным делам, один из самых независимых умов в Конгрессе, заявляет: «В современном мире арабские страны – производители нефти располагают незначительными военными силами. Они похожи на слабых газелей в джунглях, где водятся крупные животные. Мы должны им об этом по-дружески напомнить. Они будут ужасно рисковать, если начнут угрожать экономическому и общественному равновесию великих индустриальных держав, особенно такой, как наша».

Заявление абсолютно ясное, но страны – производители никогда и не помышляли мериться силой с Западом. У них для этого нет ни желания, ни средств. Тем не менее одна чрезвычайно удачная кампания выявит опасность и покажет, что эти развивающиеся страны могут оказать свое воздействие на нашу независимость и наше процветание.

В прессе ОПЕК презрительно называют «картелем», диктующим свои законы, и ни один из знатоков дела не берет на себя труд припомнить, что с 1960 года, даты своего образования, и до 1971 года, даты подписания Тегеранского соглашения, ОПЕК никогда не была в состоянии хоть чуть-чуть поднять цены, хотя бы на несколько сантимов. Хуже того, во время этого кризиса цена на нефть, в абсолютной стоимости, не переставала понижаться.

Затем в памяти возникает ее новое богатство, нефтедоллары, которые дают ей головокружительное могущество. В 1974 году страны ОПЕК загребли 140 миллиардов долларов, из которых 60 миллиардов достались арабским членам этой организации. Мне вспоминается одна статья, напечатанная в британском еженедельнике «Экономист», где объяснялось, сколько минут, часов, дней понадобится «сверх ОПЕКу», чтобы прибрать к рукам ту или иную отрасль мировой экономики. Немногим позже «Л’Экспресс» подчеркивал, что «сверх ОПЕКу» хватит 15,6 года, чтобы приобрести все акционерные общества, котированные на бирже во всем мире; 3,2 года, чтобы купить все золото центральных банков по цене 850 долларов за унцию, 10 лет, чтобы купить Елисейские Поля, и всего лишь 8 минут, чтобы купить Общество Эйфелевой башни.

Ну, это еще мало реально. Никто не пытается найти другую интерпретацию цифр, которая сумела бы показать финансовое могущество ОПЕК относительно. Так вот, 60 миллиардов долларов равнозначны 14 % национального дохода Японии, всего лишь 18 % казны многонациональных фирм, оцененной в начале 1974 года более чем в 300 миллиардов долларов, 4,3 % национального дохода Соединенных Штатов или, последний пример, около двум третям экспорта ФРГ.

Но помутнение разума наблюдается не только на Западе. Я вспоминаю одну дискуссию, состоявшуюся в 1974 году в Алжире с нефтяным министром Белайдом Абдессаламом. Безупречный продукт единственной разрешенной в стране партии, плотный мужчина, доктринер, он отстаивал полную индустриализацию своей страны, чтобы получать доходы от нефти, которые, как он мне объяснял, позволят по-иному распределить равновесие в мире. Некоторые ответственные лица в развивающихся странах начинают разрабатывать идею нового мирового экономического порядка, который, согласно Абдессаламу, заставит Запад согласиться с перемещением 25 % своего потенциального производства в страны третьего мира, чтобы избежать нового удара от нефтяного оружия. Речь идет не только о каком-то нереальном проекте, но об уже пройденном этапе. Я спросил его, не будет ли развитие сельского хозяйства более разумным выбором, и он сухо мне ответил: «Нефть обеспечит нам ввоз всего продовольствия».

Его иранский коллега Амузгар более тонко и реалистично анализирует соотношение сил: «Все очень непрочно». О, еще как! Четырьмя годами позже, в 1978 году, изумленный мир обнаруживает, что сверхфинансы ОПЕКа растаяли, как снег на солнце, из-за инфляции, падения доллара, роста цен на промышленные товары и продукты питания, 90 % которых большинство арабских стран – членов ОПЕК ввозят из-за границы. Таким странам, как Ирак и, конечно же, Алжир, крайне не хватает средств, и, к своему великому стыду, они вынуждены делать займы по высокой цене на международных торгах. Между тем страх исчез, и развитые страны снова двинулись вперед. Они развиваются дальше, с новой верой в то, что этот рост принесет решение всех экономических и общественных проблем, и никто ни на секунду не задумывается о том, что этот рост может достичь какого-то предела или стать источником проблем.